Социализации человека. личность и общественное жизнь. Социальная жизнь

Основу развития человеческого общества составляет система, соединяющая три группы факторов: природные, производственные, социальные.

Функции природной среды должны обеспечивать устойчивое процветание человеческого общества.

Эта цель конкретизируется тремя группами подцелей: экологических, социальных, экономических.

Экологические - обеспечение здоровья и устойчивого продолжения рода человека как биологического вида.

Социальные - обеспечение духовного развития, которое в конечном счете включает познавательное, художественное и нравственное развитие человека.

Экономические - производство материальных благ и услуг, достаточных для обеспечения экологических и социальных целей.

Достижение экологических и социальных целей во многом обеспечивается за счет экономических целей.

Базисным фактором решения задач обеспечения материальными благами человека, улучшения биологического здоровья

и духовного развития человека является природная среда, функции которой приведены на рисунке (рис. 1.5).

Экологическая функция природной среды самая древняя и самая главная. Она существовала еще задолго до появления двух других функций. На первых порах своего развития человек пользовался дарами природы, не опосредствуя их трудом. Этот период использования «диких» экологических систем характеризуется собирательством и охотой. Недостаток природных ресурсов компенсировался миграцией человека к местам обилия воды и пищи, благоприятного климата.

Развитие человека

Социальные факторы

Поддержание жизни человека как биологического вида: среда обитания, воздух для дыхания, ресурсы пищи, ресурсы воды, ресурсы обмена веществ

Биологические факторы

Познавательное развитие: информационный ресурс, средство информационного обмена

Художественное развитие: развитие творческих способностей, эстетическое удовлетворение, развитие чувства красоты и гармонии

Нравственное развитие: воспитание чувства гуманизма, развитие чувства оптимизма и стабильности

Экологические факторы

Воспроизводство средств производства: источник предметов труда, средства труда, пространственная среда, энергетический ресурс, информационный ресурс

Воспроизводство предметов потребления Воспроизводство рабочей силы

Рис. 1.5. Функции природной среды 32

Воздействие природной среды на социально-экономическую систему является непосредственным, но в то же время и необходимым. Профессор Я.Я. Рогинский выделяет пять основных путей воздействия природной среды на людей: первый - прямое влияние на здоровье людей, их физическую выносливость, работоспособность, плодовитость и смертность; второй - через зависимость человека от естественных средств существования, от обилия или недостатка пищи, то есть дичи, рыбы, растительных ресурсов; третий - влияние наличия или отсутствия необходимых средств труда; четвертый - создание самой природой мотивов, побуждающих людей к действию, стимулов к деятельности в соответствии с требованиями изменяющихся условий среды; пятый - наличие или отсутствие естественных преград, мешающих встречам и соприкосновениям между коллективами (океаны, пустыни, горы, топи).

Отсутствие преград, с одной стороны, могло оказаться исключительно полезным для взаимного обогащения опытом, а с другой - пагубным, в случае столкновения с превосходящими силами враждебных групп. (Рогинский Я.Я. Социальная сущность и биологическая природа... - М.: Знание, 1983).

Анализ использования природных ресурсов и показателей социально-экономического развития позволяет проследить четкую взаимную связь между состоянием природной среды (обеспеченность природными ресурсами, качеством окружающей среды) и уровнем развития социально-экономической системы (рис. 1.6). Прямые и обратные связи могут быть конкретизированы следующим образом.

Избыток природных ресурсов и благоприятные природные условия стимулируют рост темпов экономического развития и способствуют процветанию социальной системы. Однако эти же благоприятные возможности существования социально-экономической системы постепенно превращаются в своеобразный тормоз для возникновения революционных сдвигов в системе и ведут к определенному застою.

б) стимулирует вовлечение новых природных ресурсов

1. Избыток, расцвет

2. Природные ресурсы. Окружающая природная среда

3. Недостаток, деградация

1. Расцвет

2. Социально-экономическая система

3. Деградация

Стимулирует рост темпов развития

а) снижает трудоемкость и нагрузку на среду

Ведет к истощению природных ресурсов, деградации окружающей природной среды

а) вызывает кризис системы

6) стимулирует поиск путей выхода из кризиса

Тормозит революционные сдвиги

Ухудшение состояния природной среды заставляет искать пути выхода из кризиса, стимулирует возникновение основных технических идей и принципов, революционные преобразования в обществе.

Воздействие социально-экономической системы на природную среду.

При анализе обратных связей также можно выделить положительные и отрицательные результаты воздействия. Развитие производительных сил общества позволяет вовлечь в производство новые природные ресурсы или использовать более бедные источники и вторичные ресурсы, а также уменьшить удельную потребность в природных ресурсах на единицу продукции и снизить.техногенную нагрузку на окружающую природную среду.

Усиленное использование природных ресурсов при отсутствии качественного развития производительных сил ведет к истощению природных ресурсов и деградации окружающей природной среды.

Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. На развитие общества влияет множество факторов, среди них принято выделять объективные факторы развития общества те, которые напрямую не зависят от воли и сознательной деятельности людей и социальных групп и субъективные факторы развития общества, зависящие от воли, интереса и сознательной деятельности человека и различных социальных групп.

Важнейшим объективным фактором в развитии общества является природа. Так, древнейшие цивилизации возникли на берегах великих рек (их так и называют – “речные цивилизации”). Однако природный фактор может способствовать и гибели. Ярким примером влияния природного фактора на развитие и гибель цивилизаций является минойская цивилизация, расцвету которой способствовали благоприятнее природные условия, а гибель ускорило извержение вулкана.

Природный фактор дает толчок фактору технологическому - в благоприятных условиях тропиков охота и собирательство удовлетворяют основные потребности человека, однако изменение условий приводит к необходимости поиска новых технологий - способов обеспечения человеческих потребностей. Появляется земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. Новые формы обеспечения жизнедеятельности требуют усложнения организации общества, совершенствования культуры. Некоторые учёные связывают появление государств с необходимостью проведения массовых ирригационных работ, например, в долине Нила.

Технологический фактор может способствовать быстрому развитию общества, демографическому росту, благодаря которому появляется больше возможностей проявиться факторам субъективным.

Основными субъективными факторами развитие общества являются народные массы, социальные группы и исторические личности.

Все факторы могут способствовать как прогрессу, так и регрессу общества.

Если обернуться назад и вспомнить каким было общество 200, 500, 1000 лет назад, то мы однозначно придем к выводу о том, что общественное развитие движется вперед от более простых и примитивных форм к более сложным и совершенным, т.е. общество прогрессирует. Прогресс - направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от более низких и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим формам.

Представление о развитии общества как прогрессивном процессе окончательно оформилось в трудах французских просветителей (Анн Робер Жак Тюрго, Мари Жан Антуан де Кондорсе и др.). В качестве критерия прогресса они выделяли развитие человеческого разума, распространение просвещения. Ряд мыслителей XIX века (например, Анри Сен–Симон, Франсуа Мари Шарль Фурье) в качестве критерия прогресса выделяли развитие общественной нравственности. Георг Вильгельм Фридрих Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм в качестве основного критерия прогресса выделял развитие производительных сил.


В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от традиционного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Исходя из всего вышесказанного можно сказать, что основным критерием прогресса является степень свободы, которую общество предоставляет личности для максимального развития ее возможностей.

Однако, движение вперед не исключает возвратных движений, регресса. Так, развитие орудий труда, высокая производительность труда - очевидное свидетельство прогресса, но они породили глобальные экологические и сырьевые проблемы. Удобства городской жизни сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Прогресс противоречив. Противоречивость прогресса в том, что прогресс в одной сфере общественной жизни может сопровождаться или даже быть причиной регресса в другой сфере общественной жизни.

(Дополнительная справка) Развитие общества, его источники и движущие силы:

Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.

Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

Стагнация – временная остановка развития.

Критерии прогресса:

1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.

2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.

3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.

5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.

6) В современных условиях прогресс – это:

– продолжительность жизни общества;

– образ жизни;

– духовная жизнь.

Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).

Виды реформ: – экономические,

– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).

Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений.

Модернизация – приспособление к новым условиям.

Что движет человеческой историей (?):

1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.

2) Историю творят великие люди.

3) Общество развивается по объективным законам.

а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.

б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.

С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.

Изучение природы и специфики общественной жизни следует начинать с изучения его первичного элемента - человека, человека как личности. Но человек не рождается личностью. В процессе жизнедеятельности, особенно в раннем возрасте, она приобретает все так или иначе необходимые социальные признаки и черты, которые помогают ей жить и действовать в социальной среде, воспринимать его и вносить свои влиятельные коррективы в процессе деятельности.

Индивид не имеет возможности выбирать где, когда и как ему жить. Он застает определенное естественное и социальная среда, вынужден приспосабливаться, адаптироваться к его условиям. Этот процесс «вхождения» в общественную жизнь принято называть социализацией. Сущность его заключается в освоении социальных ролей (сына, брата, друга, студента, покупателя, пассажира и т. П.) И приобретении навыков соответствующей ролевого поведения. Усвоения и корректировки таких навыков стимулируются поощрением или осуждением со стороны окружающих, через систему социального контроля. Социализация начинается с раннего детства и происходит в течение всей жизни, поскольку варианты ролевого поведения бесконечны.

Итак, человек постоянно чувствует свою полную или хотя частичную зависимость от других людей или деперсонализированы внешних обстоятельств. Она видит, что ее желание и стремление каждый раз наталкиваются на определенные препятствия, ее возможности в реализации собственной воли и достижения своей цели, как правило, ограничены. Уже с детского возраста она привыкает воспринимать окружающий мир людей, как жестко нормировано и детерминированный обычаю, законом или чьей-то волей. Поэтому решающее значение в изучении системы действия данных факторов приобретает теория социализации.

Социализацией будем называть процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает определенные качества, необходимые для жизнедеятельности в обществе. В более широком определении это понятие понимают как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, которые необходимы для успешного функционирования индивида в данном обществе.

Теория социализации устанавливает, под влиянием каких социальных факторов создаются определенные особенности личности, и самый механизм процесса вхождения человека от индивидуального к социальному. С этих позиций в систему социализации включаются: социальное познание, овладение определенными навыками практической деятельности, усвоение определенных норм, позиций, ролей и статусов, выработки ценностных ориентаций и установок, а также включение человека в активную творческую деятельность. Социализация включает в себя процессы усвоения, адаптации (привыкания к новым условиям), воспитания (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивида), обучение (овладевания новыми знаниями) - одним словом, усвоение «правил жизни». Иногда, как производные, сюда относят и возмужания и взросления (социопсихологические на физиологические процессы формирования человека). Таким образом, социализация - это не только приобретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид - это начальная точка этого процесса, а зрелая личность - завершающая.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, в нем выделяют несколько "жизненных" циклов (стадий): к трудовой, трудовой и пислятрудовий. В этом плане социализация имеет деятельный характер.

В зависимости от возраста лица, условно определяют три основных этапа социализации: первичная (социализация ребенка, маргинальная (подростковая), стойка целостная социализация (переход к зрелости). Кроме того, каждый период характеризуется определенными признаками. Так, во взрослом возрасте социализация нацелена на изменение поведения в новой ситуации, а в детском возрасте акцент делается на формировании ценностной ориентации. Взрослые, опираясь на собственный опыт, способны лишь оценивать и воспринимать их критически, а дети в состоянии только усваивать их. На рис. 1 показано соотношение усвоения и приобретения социальных признаков и качеств в процессе социализации и в зависимости от возраста: в раннем возрасте - процесс усвоения качеств проходит наиболее интенсивно, и, как правило, - наиболее важные жизненные, базовые признаки, в более позднем возрасте - наоборот.

Социализация - как целенаправленный конструктивный процесс - должна начинаться в детстве, когда почти на 70% формируется человеческая личность. Если опоздать, могут начаться необратимые процессы. Именно в детстве закладывается фундамент социализации, время - это самый незащищенный ее этап. Процесс приобретения определенных социальных качеств происходит по чьей посторонней помощью - агентов социализации (конкретных людей, которые ответственны за обучение и усвоение культурных норм и социальных ролей институтов социализации (учреждения, учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его). Поскольку социализация делится на два вида - первичная и вторичная, постольку и агенты и институты социализации делятся на первичные (непосредственное и ближайшее окружение человека: родители, семья, близкие, друзья, учителя и др., и вторичные (все те, кто стоит во втором, менее важном эшелоне воздействия на человека: представители администрации школы, института, предприятия, армии, церкви, правоохранительных органов, средств массовой коммуникации, различные формальные организации, официальные учреждения).

Социализация проходит этапы, которые совпадают с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важные вехи в биографии каждого человека. Жизненные циклы связаны с изменением социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением образа жизни и тому подобное. На этом базируется один из механизмов социализации - так называемая циклическая теория социализации (согласно стадиям или циклами индивидуального человеческого развития). По этой теории формирования личности проходит соответственно 8 стадий, при каждой из которых происходит характерный механизм восприятия и освоения социальной среды:

Данная теория имеет социально-психологический и возрастной аспекты формирования человека.

Процесс социализации иногда существенно видоизменяется. Это, как правило, связано с переходом человека на новую жизненную ступень, новый жизненный цикл. Человеку приходится многому переучиваться: отходить от предыдущих ценностей, норм, ролей, правил поведения - (десоциализация) обучением и усвоением новых ценностей, норм, ролей, правил поведения взамен старых (ресоциализация). Все эти подпроцессы всего входят в структуру многогранного механизма социализации.

Социология изучает социализацию в разных аспектах: социализация поколений в конкретно-исторических условиях, индивидов в определенных социально-экономических условиях, возрастная социализация в условиях конкретного общества. Но будет полнее, если начнем изучение общественных явлений из условий их формирования: природных, экономических, культурных. Это так называемый эволюционный (комплексный) уровень механизма социализации (рис. 2. Факторы формирования общественных отношений).

Естественны. Начнем с того, что "общественная жизнь" - это комплекс явлений, которые возникают из взаимодействия лиц и групп. "Общественность" проявляется и в растительном, и в животном мире. У растений это естественный процесс эволюции, приспособления к среде, прямая зависимость от условий, и в них нет сознательного действия, намерений. У животного есть связи, пробуждение, которые есть и у людей, на примере некоординированных объединений (тараканы) сплоченности высокого типа (муравьи, пчелы, волки, львы, обезьяны). И поскольку эти связи не определяются больше никакими факторами, а только природными, то можно обнаружить и влияние их на людей.

Начальными основами общественной жизни являются биологические - это особенности человеческого организма, биологические потребности, физиологические процессы. Основные из них, благодаря которым формировалась человеческая культура - это:

■ прямая ходьба;

■ руки, пальцы (до сегодняшнего дня универсальный инструмент человеческой деятельности);

■ зависимость детей от родителей, забота последних;

■ пластичность потребностей, привычек, развитая адаптация;

■ устойчивость и специфичность поведения (в частности, половой "), связи.

Существуют различные антропологические теории, согласно которым природные условия трактуются как основной фактор в развитии общества.

Географические условия - это второй комплекс природных условий. Человек, как "зоологический вид", живет на суше, где существует влияние географических условий на ее деятельность (рельеф, климатические и погодные условия). Специфика этих условий отражает размещения людей, расселение, состояние здоровья. (Пример: сравнение специфики географических и социальных условий жителей тундры, пустыни, лесной зоны). Существует направление в социологической теории - географический детерминизм, который объясняет психику человека как реакцию на природные географические условия. (Пример: сравнение характера испанца и шведа). Но человек - это творческое существо, она меняет, подчиняет, приспосабливает среду. Зависимость от географических условий ощущалась преимущественно только в первобытном обществе. Поэтому географическая среда, хотя и составляет основу, но не определяет хода общественной жизни.

К природным условиям можно отнести и демографические основы: это явления рождаемости, естественного прироста, плотности населения; относительный состав определенного типа населения (молодежь, люди пожилого возраста). Все это влияет на экономические и социальные процессы и явления (производство, уровень жизни). Демографический процесс также определяет определенные рамки общественной жизни. Рационально количественно регулируемое и гигиенично здоровое население является важным фактором социального развития.

Социальные теории, изучающие проблему социального развития, численность и качество народонаселения, определяются как концепции демографического детерминизма. Природные условия являются необходимой основой общественной жизни, но не являются определяющими.

Другая группа условий-факторов общественной жизни - это экономические условия. Как биоистота, человек в определенной степени зависит от природы, но эта зависимость не является определяющей. Человек по своей сути создатель - он приспосабливается, подчиняет элементы природной среды, трудится. Процесс целенаправленного воздействия человека, в ходе которой она превращает элементы природной среды на средства удовлетворения своих потребностей, на необходимые для жизни материальные блага называется трудом. Это постоянный и необходимый процесс, а потому производство материальных благ определяет основные процессы общественной жизни. Для того, чтобы превратить элемент природы на определенную и нужную, достойную форму для пользования, потребления, человек приводит в действие все свои природные силы: руки, пальцы, голову. Действуя на природу, она и социально видоизменяется. Сам процесс производства включает в себя:

■ целенаправленную деятельность человека;

■ предмет, который производится;

■ орудие, которым руководствуется.

Орудия труда в историческом развитии под действием человека видоизменялись; менялись и люди, которые занимались этими орудиями. Но процесс производства - это не только уровень развития, в этом процессе люди взаимодействовали между собой вступали в определенные отношения, взаимосвязи. Так формировались производственно-экономические отношения - система связей и зависимостей, в которой люди заняты в процессе производства, обмена, потребления. Экономические отношения - тот способ, которым люди определенного общества производят средства к жизни и обмениваются продуктами (поскольку существует разделение труда). Люди, занимаясь производством, вступают в определенные общественные и политические отношения.

Производственно-экономические отношения преображались на определенную основу - отношения людей к орудиям производства (форма собственности). В процессе историко-экономического развития одни овладевали средствами, другие - предлагали рабочую силу (физическая сила, умение, знания). Отсюда - шел разделение людей на общественные классы, слои. Удовлетворение природных благ привело к формированию институтов производства, обмена и потребления, определенную систему отношений, которые, в свою очередь, породили различные формы общности людей.

Культурные основы - это третий комплекс факторов, определяющих явления и процессы общественной жизни.

Влияние культуры на общественную жизнь выражается, прежде всего, через социализацию и формирование отдельного лица, а также через формирование и развитие каждой отдельной эпохи в процессе исторического развития общества, которая, в свою очередь, и определяет оттенок и характер социализации. Наиболее полно место и роль феномена культуры реализуется благодаря важным социальным функциям, которые культура выполняла и выполняет в обществе. Каждый индивид становится, членом общества, а главное - личностью только в процессе социализации, благодаря усвоению знаний, умений, навыков, языка, ценностей, норм, традиций, правил поведения своей социальной группы и всего общества в целом. Культура консолидирует, спаивает, интегрирует людей, обеспечивает целостность общества.

Схематично социализацию можно изобразить как систему "ребенок - семья - человек". Именно в семье ребенок приобретает первых признаков общественной жизни. Человек формируется в процессе воспитания. Ребенок учится, принимает и приобретает определенные черты, знаний и навыков.

Создание и введение системы ценностей - другая форма влияния культуры. Культура устанавливает систему ценностей, определяет критерии. Сюда можно отнести не только обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, но и передачу от родителей детям социальных ценностей, представлений о том, что такое добро и зло, хорошо и плохо тому подобное. Человек прежде всего характеризуется биологическими потребностями, и их она удовлетворяет. В дальнейшем механизме удовлетворения потребностей возникают интересы, ценности, потому что реализуются они разными путями, средствами, методами - формируется выбор в интересах и средствах.

В таких ситуациях вступают в действие ценности, шкала ценностей - те "предметы" (материальные и духовные), которые обеспечивают лицу внутреннее равновесие, или те, которые необходимы для удовлетворения потребностей, поддержания внутреннего равновесия. Это - важный фактор поведения. Благодаря иерархии ценностей человек по-разному проявляет свое отношение, ведет себя, реагирует. Создается комбинация ее действий в различных ситуациях. Ценности создаются и развиваются в ходе развития культуры. Они приобретаются в общественной жизни - в ходе социализации. Развивается человек - формируется ее система ценностей. Развитая система ценностей - результат правильной социализации. Система ценностей определяет выбор средств удовлетворения потребностей, интересов, определяет направления в потребностях. А как модифицируется система ценностей в разных ситуациях, это и признается "образцами" действий, поведения, установленные в рамках определенной культуры.

Образцы деятельности и образцы поведения также являются элементами механизма формирования и функционирования общественных отношений. Образцы поведения - это определенные схемы поведения, применяемые в определенных ситуациях, то есть: "как надо себя вести и действовать в различных условиях и ситуациях". Образец поведения выражает определенную установленную и принятую в данной культуре регулярность хода явлений. Это - установленная схема общественного поведения. Это - желанная модель, связанная с ценностями, которые необходимо принять. Принятые модели становятся стилем, принципом, определенным образом действуют на организацию человеческих общностей.

Окончательно на формирование личности культура оказывает влиятельную силу через создание и функционирование социальных институтов, социальных систем. В процессе общественного развития исторически сформовувалися формы организации совместной деятельности людей, согласно которым последние в процессе своей жизнедеятельности при взаимных действиях пользуются (и должны) принятыми социальными нормами и социально культурными образцами, определяющих устойчивые формы социального поведения. Эти нормы и образцы человек не выбирает, а закрепляет их и действует согласно им.

Социализация, установление ценностей, образцов и моделей, институциональные факторы - важнейшие способы влияния культуры на ход общественной жизни. Вместе с экономическими основами она дает людям символы, ценности, определяет, а также отвечает на потребности, после удовлетворения основных биологических потребностей. В ходе социализации индивид играет как пассивную (усвоение социального опыта, восприятия ценностей), так и активную роль (формирование определенной системы ориентации, установок).

Процесс социализации в социологии рассматривается и как двуединый процесс интернального и экстернального характера действия индивида. Интернальность в поведении человека проявляется в трансформации внешних факторов социальной среды во внутренние процессы сознания и ориентацию человека на внешние воздействующие жизненные факторы как на доминанту. Экстернальность оказывается в объективации внешнего мира человека в его практической деятельности, а система собственных проявлений сознательного действия с внешним миром является доминантным признаком. Таким образом, культура - это то, что усваивается человеком в процессе социализации. А социализация - это то, как усваивается человеком культура. Это одновременно и механизм, и процесс.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социальная жизнь

Соотношение природного и социального в человеке

Роль природных факторов в формировании социальной жизни

Социальная жизнь

Культура и ее влияние на общественное развитие

Заключение

Литература

Соотношение прир одного и социального в человеке

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов).

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного.

Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка.

Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни.

С одной стороны, человек - это высший уровень развития материи, это живой организм. Это значит, что как вид, представляющий высшую степень развития животных организмов на Земле он включен в природную связь явлений и подчиняется законам развития животных организмов. С другой стороны, человек - существо социальное. Его сущность выработана в обществе, во взаимодействии с другими людьми, в процессе социальной деятельности. Она представляет собой результат длительного развития человека в обществе.

Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом, прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживания, опыт борьбы за существования. Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо пожертвовать своей личной жизнью.

Роль природных факторов в формировании социальной жизни

Понятие "социальная жизнь" употребляется для обозначения комплекса явлений, которые возникают в ходе взаимодействия человека и социальных общностей, а также совместного использования природных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей. Различаются биологические, географические, демографические и экономические основы общественной жизни.

При анализе основ социальной жизни следует подвергнуть анализу особенности биологии человека как социального субъекта, создающих биологические возможности человеческого труда, общения, овладения социальным опытом, накопленным предыдущими поколениями. К ним можно отнести такую анатомическую особенность человека, как прямая походка.

Она позволяет лучше охватить взглядом окружающую обстановку и использовать руки в процессе труда.

Важную роль в социальной деятельности играет такой орган человека как рука с противопоставленным большим пальцем. Человеческие руки могут выполнять сложные операции и функции, и сам человек может участвовать в разнообразных видах трудовой деятельности. Сюда же следует отнести и взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех направлениях, сложный механизм голосовых связок, гортани и губ, способствующий развитию речи. Человеческий мозг и сложная нервная система дают возможность высокого развития психики и интеллекта индивида. Мозг служит биологической предпосылкой для отражения всего богатства духовной и материальной культуры и ее дальнейшего развития.

У людей разных рас, воспитанных в одинаковых культурных условиях, развиваются одинаковые взгляды, стремления, способы мышления и деятельности. Важно отметить, что одно лишь воспитание также не может произвольно сформировать воспитуемого. Врожденная одаренность (например, музыкальная) оказывает важное влияние на социальную жизнь.

Проанализируем различные аспекты влияния географической среды на жизнедеятельность человека как субъекта социальной жизни. Следует отметить, что есть определенный минимум природно-географических условий, который необходим для успешного развития человека.

Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, предметы и средства труда, продукты питания и др. - все это существенно зависит от обитания человека в той или иной зоне (в полярной зоне, в степи или в субтропиках).

Исследователи отмечают влияние климата на работоспособность человека. Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат требует от людей больших усилий для поддержания жизни.

Умеренный климат в наибольшей степени способствует активности. Такие факторы как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры являются важными факторами, которые влияют на состояние здоровья человека, что выступает важным фактором социальной жизни.

Большую роль в функционировании социальной жизни играют почвы. Их плодородие в сочетании с благоприятным климатом создает условия для прогресса проживающего на них народа. Это влияет на темпы развития экономики и общества в целом. Скудные почвы сдерживают достижение высокого уровня жизни, требуют значительных затрат прилагаемых человеком усилий.

Не меньшее значение в социальной жизни имеет рельеф местности. Наличие гор, пустынь, рек может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа.

На этапе первоначального развития того или иного народа, географическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовноэстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания

Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспроизводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустим "географический нигилизм", полное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя разделить точку зрения представителей "географического детерминизма", которые усматривают однозначную и однонаправленную зависимость между географической средой и процессами социальной жизни, когда развитие общества полностью определяется географическими факторами. Учет творческих возможностей личности, развитие на этой основе науки и техники, культурный обмен между народами создают определенную независимость человека от географической среды. Однако социальная деятельность человека должна гармонично вписываться в природно-географическую среду. Она не должна нарушать ее основных экосвязей.

Социальная жизнь

Общество в целом является самой большой системой. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, политическая, социальная, духовная. В обществе выделяются и такие подсистемы как классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья и др. Каждая из названных подсистем включает в себя множество и других подсистем. Они могут взаимно перегруппировываться, одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем. Индивид не может не подчиняться требованиям той системы, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности. Вместе с тем в обществе существуют одновременно различные формы социальной деятельности и поведения, между которыми возможен выбор.

Для того, чтобы общество функционировало как единое целое, каждая подсистема должна выполнять конкретные, строго определенные функции. Функции подсистем означают удовлетворение, каких - либо общественных потребностей. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества.

Развитие социальной жизни представляет собой последовательный переход от низших к высшим общественно-экономическим формациям: от первобытно-общинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.

Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляет дух народа, его мораль, убежденность, обусловливающие и определенное отношение к самому себе.

Цивилизационный подход в социологии предполагает учет и изучение того своеобразного и самобытного, что есть в организации социальной жизни целого региона.

В сфере производственно-экономических отношений - это достигнутый уровень развития техники и технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, система товарно-денежных отношений, наличие рынка.

В политической сфере в общецивилизационную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм.

В духовно-нравственной сфере общим достоянием всех народов являются великие достижения науки, искусства, культуры, а также общечеловеческие моральные ценности.

Социальная жизнь формируется сложным комплексом сил, в котором природные явления и процессы являются только одним из элементов. На основе условия, созданных природой, проявляет себя сложное взаимодействие индивидов, которое формирует новую целостность, общество, как социальную систему. Труд, как фундаментальная форма деятельности, лежит в основе развития многообразных типов организации социальной жизни.

Социальная жизнь может быть определена как комплекс явлений возникающих из взаимодействия индивидов, социальных групп, в некотором пространстве, и использовании находящихся в нем продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей.

Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно ввиду наличия зависимостей между людьми. Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальную группу, участвовать в совместной деятельности.

Зависимость может быть элементарной, прямой зависимостью от своего товарища, брата, коллеги. Зависимость может быть сложной, опосредованной. Например, зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества, состояния нравов. Имеют место зависимости между различными общностями людей (между городскими и сельскими жителями, студентами и работающими и т.д.).

Социальная связь есть не что иное, как зависимость, которая реализуется через социальное действие и выступает в форме социального взаимодействия. Рассмотрим более подробно такие элементы социальной жизни как социальное действие и взаимодействие.

Яркий пример взаимодействия - производственный процесс. Здесь имеет место глубокая и тесная координация системы действий партнеров по вопросам, ради которых между ними установилась связь, например производство и распределение товара. Примером социального взаимодействия может быть общение с коллегами по работе, друзьями. В процессе взаимодействия осуществляется обмен действиями, услугами, личностными качествами и т.д.

Итак, по всем предметам, значимым для удовлетворения своих потребностей, человек входит в глубокое, сопряжимое взаимодействие с другими людьми, с обществом в целом. Социальные связи представляют, таким образом, множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. В результате повторения того или иного типа взаимодействия возникают разные типы отношений между людьми.

Отношения, которые связывают социального субъекта (индивида, социальную группу) с объективной действительностью, и которые направлены на ее преобразование, называются человеческой деятельностью. Целенаправленная человеческая деятельность состоит из отдельных действий и взаимодействий. В целом человеческая деятельность отличается творчески преобразующим характером, активностью и предметностью.

Она может быть материальной и духовной, практической и теоретической, преобразовательной и познавательной и т.п. В основе человеческой деятельности лежит социальное действие.

Культура и ее влияние на общественное развитие

В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый, конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни.

Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества. Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.

Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей и т.п.

Однако, представляется, что содержание указанной категории не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной и т. п.).

Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего, она, по мысли Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Усвоенное поведение, общее для целой группы людей и передающееся из поколения в поколение, есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и формируют ее поведение.

Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.

Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования.

Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового производства и массового потребления.

В последнее время, появилась еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики.

социальный общественный природный культура

Заключение

Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.); свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это, прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую и социальную природу человека.

Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль над своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Литература

1.Дубинин Н. П. Что такое человек. - М.: Мысль, 1983.

2.Лавриенко В.Н. Социология: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004.

3.Прокопова М.В. Основы социологии: Учебное пособие - М.: Издательство РДЛ, 2001.

4. Соколова В.А. Основы социологии. Ростов н /Д: Феникс, 2000.

5. Эфендиев. А.Г. Основы социологии. Курс лекций. Отв. ред. М., 1993.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Жизнь, смерть и бессмертие человека: нравственно-гуманистические аспекты. Феномен смерти: табуирование и дефиниция. Проблемы жизни и смерти. Исторические типы социальной жизни. Основные структурные элементы социальной связи. Характер социальных действий.

    реферат , добавлен 08.06.2014

    Структура и классификация форм социального взаимодействия. Концепции социальной стратификации и определяющие признаки страты. Роль социальных институтов в жизни общества, их типология и функциональные качества. Понятие и виды социального статуса.

    реферат , добавлен 29.01.2014

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Понятие и концепции социальной стратификации и социальной мобильности. Дифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов в соответствии с занимаемым местом в социальной системе. Проведение социологического исследования с использованием опроса.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2010

    Понятие социальной мобильности как процесса перемещения индивидов или групп в системе стратификации с одного уровня (слоя) на другой. Основные формы социальной мобильности, влияющие на нее факторы. Анализ последствий процесса социальной мобильности.

    презентация , добавлен 16.11.2014

    Уровень жизни как одна из наиболее важных социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Общая характеристика факторов, определяющих динамику уровня жизни населения в Республики Беларусь.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2013

    Критерии и показатели эффективности социальной политики. Анализ степени социального расслоения и направленности социальной мобильности. Показатели социального напряжения. Социальная эффективность - соотношение затрат на проведение социальных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2014

    Понятие статистической оценки уровня жизни, социальных нормативов и потребностей, основных индикаторов уровня жизни. Современный уровень жизни населения, социальная защищенность и борьба с бедностью. Закономерности изменения благосостояния населения.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2011

    Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей. Качество населения в аспекте качества жизни: возможные показатели и методы их оценки. Социологические проблемы их повышения в Белгородской области.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Основные понятия социальной работы, обусловленность взаимодействия ее объекта и субъекта. Понятие социальной нормы и социального контроля как факторов взаимодействия. Объект и предмет социальной работы, процесс ее проведения как целенаправленное действие.

Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество».

Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении – всё сущее, весь мир, Вселенная, т.е. всё окружающее, включая человека и общество. Природа в узком смысле – та естественная среда, в которой проходит жизнь человека и общества (поверхность Земли с её особыми качественными характеристиками: климат, полезные ископаемые и т.д.).

Общество есть обособившаяся часть природы, которая выделилась в самостоятельную, социокультурную реальность в результате совместной деятельности людей. Феномены культуры и цивилизации являют собой искусственно созданную, вторую природу. Природа гораздо старше общества, но со времени существования человечества история людей и история природы неразрывно связаны друг с другом: общество не изолировано от природы, не ограждено от воздействия природных сил, как позитивных, так и негативных.

Взаимосвязь природы, общества и человека всегда привлекала внимание философии.

Античная философия отдавала приоритет природе, Космосу как живому упорядоченному целому. Идеалом для человека, понимаемого как часть Космоса, считалось жить в согласии с природой.

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь земной природы. Считалось, что в природе воплощён Божественный замысел.

В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Утверждалось единство человека и природы, но человек уже стремится подчинить себе природу.

Это устремление становится ведущим в Новое время , когда природа становится объектом научного познания и активной преобразовательной деятельности человека.

Со временем, такое, утилитарно-прагматическое отношение к природе стало доминировать во всех техногенных цивилизациях вплоть до наших дней. Как оппозиция такому подходу вызревает осознание необходимости сотрудничества человека с природой, равноправного диалога с ней.

Учитывая факт взаимодействия природы и общества, сделаем акцент в данном вопросе на роли природы в жизни и развитии общества . Понятно, что природа, образуя естественную среду обитания человека, составляет необходимое условие существования и развития общества.

Важнейшим компонентом природы является географическая среда – часть природы, вовлечённая в сферу практической деятельности человека. В более конкретном выражении под нею понимается совокупность географического положения, устройства поверхности, почвенного покрова, ископаемых богатств, климата, водных ресурсов, растительного и животного мира на той территории Земли, на которой живёт и развивается определённое человеческое общество. Иначе говоря, географическая среда представлена такими компонентами природы, как: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Особенно большую роль в ней играет биосфера – живая оболочка нашей планеты, область взаимодействия живого и неживого, которая с появлением людей переходит, по Вернадскому, в качественно новое состояние – ноосферу.

Общество также имеет свои составные части:

антропосфера – сфера жизни людей как биологических организмов;

социосфера – область общественных отношений между людьми;

биотехносфера – область распространения технического влияния человечества.

Выделяют три аспекта воздействия природы на общество :

экологический – «природа вокруг нас» (географическая среда, а также часть ближнего Космоса, который осваивает человек);

антропологический – «природа внутри нас» (= природно-биологическое начало в самом человеке: наследственность, расовые признаки, темперамент, задатки);

демографический , характеризующий биологические особенности всего человеческого рода.

Эти особенности выражаются в понятиях «народонаселение » (= непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей, проживающих на определённой территории), его «половозрастная структура », «рост », «плотность ». Законы народонаселения (рождаемость, смертность, прирост или убыль) носят исторический, биосоциальный характер. Фиксируется, что численность населения Земли заметно увеличивается от эпохи к эпохе.

Существует концепция, утверждающая, что рост народонаселения является фактором, определяющим развитие общества. В её рамках наметились два варианта : 1) рост народонаселения – благо для общества, т.к. стимулирует развитие производства (В.Петти в Англии XVII в., М.М.Ковалевский в России, XIX в.) 2) рост народонаселения – зло , источник общественных бедствий. Так, английский экономист и священник Т.Р.Мальтус (1766-1834) в своей работе «Опыт о законе народонаселения» утверждал, что рост народонаселения, если он не встречает сопротивления, происходит в геометрической прогрессии (удваивается каждые 25 лет), а рост средств к существованию – в арифметической. Отсюда Мальтус делает вывод: главным злом, приводящим к нищете населения, служит его рост.

Несмотря на неточности в расчётах и прогнозах, у Мальтуса впервые вопрос о народонаселении становится объектом строго научного исследования. Тем более, что современная демографическая ситуация характеризуется как «демографический взрыв » - стремительное увеличение темпов прироста народонаселения за счёт стран Азии, Африки и Латинской Америки: если в 2000 г. население Земли составляло 6 млрд. чел., то сейчас уже около 7 млрд., в 2025 г ожидается 8 млрд., а в 2050 – 9,3 млрд.

Обратная сторона проблемы – снижение роста народонаселения в ряде развитых стран: в Германии, Великобритании, Швейцарии и др. Отрицательная динамика наблюдается также в России, Украине, Белоруссии. В целом сохранение существующих темпов прироста населения Земли может привести к разрушению природной среды, упадку экономики, ухудшению качества жизни людей, проблемам мигрантов… Чтобы избежать этого, необходимо, как минимум, способствовать снижению темпов роста населения в странах Азии и Африки, а также искать новые способы прокормить человечество, в т.ч. за счёт достижений науки, но это должно согласовываться с решением экологических проблем.

Воздействие природы на общество (в его экологическом аспекте) получило осмысление в рамках географического детерминизма – направления в социальной философии, согласно которому определяющую роль в жизни и развитии общества играют факторы географической среды. Основы этого подхода наметились ещё в античности (Гиппократ ), но особенно широкое распространение он получает с начала XVI в. – времени начала великих географических открытий.

Один из крупных представителей географического детерминизма в Новое время Ш.Монтескье в своей книге «О духе законов» проводил мысль, что климат, почва, рельеф местности определяют нравственно-психологический облик народа, а через это – законы, общественный строй.

Так, если южные народы расслаблены и ленивы, то народы Севера, где климат суров, а почва скудна, храбры и склонны отстаивать свою свободу. В результате деспотии скорее складываются на юге, чем на севере. Вывод Монтескье: «Власть климата сильнее всех властей!».

Географическое направление было представлено и в нашей стране. К.И.Бэр (17921876) утверждал, что судьба народов определяется «наперёд и неизбежно природой занимаемой им местности». Л.И.Мечников (1838-1888) также стремился доказать, что географическая среда – решающая сила исторического прогресса, подчёркивая при этом роль водных путей сообщения. Развитие общества, согласно ему, идёт от древнейших, изолированных друг от друга, речных цивилизаций, к морским, а затем и океаническим, которые начинаются с открытия Америки. Этот процесс, по Мечникову, приводит к ускорению развития общества, к нарастанию его динамики.

Некоторые отечественные мыслители ставили вопрос шире – о влиянии космических факторов на развитие общества (Чижевский, Л.Гумилёв, Вернадский и др.).

Географический детерминизм в целом подвергается критике за определённую метафизичность мышления, за то, что он не учитывает эволюцию общества и его обратное влияние на природу. Однако, несмотря на односторонность рассмотренных теорий, они отражают некоторые важные моменты влияния природных факторов на общественную жизнь.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по дисциплине философия

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации.. липецкий филиал.. кафедра философия история и право..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии
История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая
Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии
Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии
Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени
1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в
Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения
1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения
Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха
Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии
Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века
Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни
Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции (А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика
Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм
Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки
Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия
Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства
У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм
Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в
Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия
Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень

Как формы существования материи
Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека
Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания
Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии
Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии
С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Воздействие общества на природу
Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества
Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие
С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства
Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества
Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание
Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание
Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура
Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира
а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса
Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории
В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли
Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность
В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей
Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении
Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал



 
Статьи по теме:
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой
Мастер-класс для педагогов на тему «Создание электронных тестов» методическая разработка по технологии на тему
1C:Электронное обучение 1С:Электронное обучение. Экзаменатор Разработка электронных тестов Позволяет разрабатывать собственные электронные тесты и импортировать тесты других разработчиков. Также могут быть импортированы и другие учебные материалы: файлы,