Травы у дома окружающий мир. Трава у нашего дома презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему. Вопросы по презентации

Что же с ней происходит?

Учёные долго искали ответ на этот вопрос. Наконец ответ дали учёные – химики. Вот что они обнаружили и описали в научной литературе…(энциклопедия).

А теперь я вам покажу фокус(модель листа)

Какого цвета лист?

Зелёного.(

(медленно сдвигаю зелёный лист и обнажаю желтый)

А теперь? (жёлтый)

Что же происходит с листьями деревьев и травой осенью?

Перестаёт образовываться красящее вещество-хлорофилл и поэтому становятся видны цвета других красящих веществ в растениях.

Какие условия нужны для роста растений? (солнечный свет, тепло, вода).

Теперь познакомимся поподробнее с некоторыми травами.

(на доске висят рисунки: крапива, подорожник, полынь, лопух, иван-чай, берёза). Послушайте загадки:

Обжигает, как огонь

Ты смотри, её не тронь!

Расплелась под старой сливой

Очень жгучая …….

КРАПИВА (слайд№1) .

А что вы знаете об этой траве?

Я считаю, что крапива совершенно ненужная трава: везде растёт, мешает, к тому же и колючая!

Вы согласны со мной?

Есть ли в этой траве польза человеку? Как думаете вы?

А вот Самир подготовил нам материал о крапиве. Давайте послушаем.

Крапива двудобная растёт очень быстро. Встретить её можно во многих местах: у дома в деревне, во влажных лесах, на берегах водоёмов и в оврагах.

Оказывается их крапивы можно приготовить великолепные щи и много других блюд. Витаминов в молодой крапиве больше даже, чем в ягодах молодой смородины. Ещё она лечит раны и хорошо останавливает кровь. А сотни лет назад крапиву использовали в ткацком деле. Из крапивы шили паруса, бельё и верхнюю одежду. Изготавливали рыболовные снасти, прочные верёвки и канаты. Сегодня из крапивы получают ценные сорта бумаги! Крапива с радостью служит людям. Из её корней получают жёлтую краску, из листьев – зелёную.

А всё-таки почему крапива обжигает?

На листьях крапивы есть особые, мельчайшие волоски, каждый волосок, как игла маленького шприца. Их кончики обламываются. если к ним прикоснуться. Внутри волосков содержится едкая жидкость, которая содержит много муравьиной кислоты. Дотронулся – получай сотню уколов! Так, что будьте внимательны, если хотите дружить с крапивой!

Что вам показалось интересным в рассказе?

Загадка о подорожнике.

На земле лежат листки

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг

Лечит ранки ног и рук.

ПОДОРОЖНИК (слайд №2)

А что вы знаете о подорожнике? Обратите внимание на название травы, произнесём медленно: по-до-рож-ник.

Почему дали такое название этой траве?

А знаете ли вы, как называется подорожник на татарском языке?

Подорожник - бака яфрагы. Почему её так назвали? (напоминает лягушку)

А вот Сафина подготовил нам о подорожнике такой рассказ.

Подорожник- значит, растёт по дорогам. Мы часто его не замечаем.Но если кто-нибудь во время прогулки или в пути поранится сразу вспоминает о подорожнике. Его прикладывают к ранке. А он и тут, ждёт. Недаром его называют другом путешественника. В безлюдных местах его не бывает. Чем ближе к селению, тем его там больше. Отвар подорожника – полезное средство при болезни желудка.

Нужна ли она человеку? Приносит ли пользу?

Загадка об Иван-чае.

На лугах, полях растёт

Цветом розовым цветёт.

Заварить им можно чай,

Ты нам быстро отвечай!

Что за травка?

ИВАН-ЧАЙ (слайд№3)

Слышали ли вы,ребята, что–нибудь об этой траве?

Почему этому растению дали такое интересное название?

Амира нам подготовила материал об Иван-чае.

Какую пользу приносит это растение?

Тест (да/нет)

1.В крапиве очень мало витаминов (нет)

2.Иван-чай можно использовать в качестве заварки (да)

3.Крапива лечит раны, останавливает лёгкие кровотечения (да)

4.Подорожник любят путешественники (да)

5.Подорожник назвали так, потому что он растёт у дороги (да)

6.Крапива растёт только в оврагах (нет)

7.Из крапивы невозможно получить краску (нет)

8.Иван-чай можно узнать по ярко-жёлтым цветочкам (нет)

9.Подорожник в переводе на татарский язык звучит так: «бака яфрагы»

10.Трав так много, что ни одна из них не занесена в Красную книгу (нет)

Проверка по слайду.

О полыни! (чтение вслух учеником)

Какую пользу приносит полынь?

1. Работа в парах (карточка)

В каком ряду перечислены только травянистые растения?

2. Соедини линией изображение травянистого растения и его названия (карточка)

Игра «Что я знаю о растениях?»

МБОУ СОШ № 20 г. Рязань

Конспект урока по окружающему миру на тему:

«Трава у нашего дома»

Выполнила:

Учитель начальных классов

Митина Ирина Юрьевна

Тема урока: Трава у нашего дома. Предметные результаты:

Распознавать травянистые растения, пользуясь атласом-определителем «От земли до неба»;

Знать причины пожелтения травы осенью;

Узнавать изученные растения на рисунках и в природе.

Метапредметные результаты:

Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью;

Описывать устно внешний вид наиболее распространенных травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам);

Отгадывать народные загадки о растениях;

Использовать сведения из книги «Зеленые страницы» и других источников для написания собственного рассказа о растении.

^ Личностные результаты:

Осознавать важность бережного отношения к природе.
Оборудование. У учителя – гербарий травянистых растений, компьютер, проектор, презентация, книга «Зеленые страницы», предметные картинки, карточки со словами.

У учащихся – клей, атлас-определитель «От земли до неба».
^ Ход урока. Актуализация знаний и умений.
- Посмотрите на доску. Что вы там видите? (растения)

Распределите эти рисунки на 3 группы. Как называется 1 группа? – деревья

2 группа – кустарники

3 группа – травы
Целеполагание.
- О какой из этих групп будем сегодня говорить, узнаете, отгадав загадку:

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда. (трава)
- Сегодня мы отправимся в страну трав. Для этого не нужно ехать на машине, лететь на самолёте, плыть на корабле. Страна, которая нас ждёт в гости – необычная. Достаточно закрыть глаза и произнести: “Раз, два, три – страна трав, нас в гости жди…”.
Песня «Трава у дома»
- Какие травянистые растения вы знаете? Для чего нужна нам трава? (Травы, как и другие растения, обогащают воздух кислородом, делают его чище, помогают нам дышать. Многие виды трав обладают целебными свойствами, помогают излечивать болезни людей и животных.)

Где растет трава? (на лугу, в поле, в лесу, в огороде, на обочине…) Мы не отправимся далеко, а поговорим о травах, которые растут у нашего дома.

Сейчас трава уже не зеленая, как в песне. А какого цвета становится трава осенью?
Стих про осень (читает ученик)
- А как вы думаете, почему осенью трава желтеет?

Чему будем учиться на уроке? Сформулируйте тему урока.

Ученые долго искали ответ на этот вопрос. Наконец ответ дали ученые-химики.
(Просмотр обучающего м/ф «Почему желтеют и падают листья?»)
- А теперь, ребята, я покажу вам маленький фокус. (Показываю модель листа дерева)

Какого цвета этот лист? (Зеленого)

А теперь? (Желтого)

То же происходит с листьями деревьев и травой осенью: хлорофилл перестает образовываться, поэтому становятся видными цвета других красящих веществ в тканях растения.
А теперь давайте познакомимся с травами, которые вы часто видите во дворе или на улице, но не задумываетесь о том, чем они полезны для людей.
Прочитайте загадку и отгадайте название первой травы. (на слайде)
Горькая травка,

К животу поправка,

И сама душиста,

И метёт чисто. Полынь.
- Найдите полынь на партах. Понюхайте. Давайте прочитаем про полынь в учебнике

(чтение с.70 учебника)

Отдёрнешь ладонь:

Обжигает трава

Как огонь.

Что вы знаете о крапиве? (Прослушать материал по диску.)

Почему крапива жжется? (ответы детей)

Узнаем ответ на этот вопрос из текста учебника. (Самостоятельное чтение с.71)

А виной тому тонкие волоски с едким соком, которыми усажены листья крапивы. Волоски эти очень хрупкие. При малейшем соприкосновении головки волосков обламываются и протыкают кожу, а едкий сок обильно поливает крошечные ранки, поэтому образуются на нашей коже волдыри, как от ожога.

Чем полезна крапива?

У крапивы много полезных свойств. Ее листья богаты витаминами С и А, каротином, минеральными солями. Готовят из листьев крапивы зеленые щи, супы, салаты. Весной они помогают нам восполнить образовавшийся за зиму недостаток витаминов в организме. Отвар крапивы используют для укрепления волос.
^ Птичья гречишка

У этого вездесущего растения много имен: горец птичий, спорыш, птичья гречишка, гусятница, трава-мурава, топтун-трава. Горец птичий – научное название.

Спорыш - потому что растет споро, то есть быстро. В хороших условиях может вырасти до метровой длины. Но чаще ему приходится существовать в трудных условиях: по нему ходят люди и животные, ездят трактора и автомобили, им питается домашняя птица, его объедает скот. Но спорыш выживает и еще обильнее ветвится. Нет места в городе или в селе, где не поселилось бы это растение.

Название «птичья гречишка» вполне понятно. Птички лакомятся мелкими орешковидными плодами, трехгранными, как у гречихи.

Почему гусятница? Ее охотно едят гуси.

Откуда же название «трава-мурава»? В старину зеленый цвет на Руси называли муравым. Листья горца птичьего - насыщенного зеленого цвета. Растение зеленым ковром покрывает землю с июня до поздней осени, до самого снега.

Эту травку в народе еще называют топтун-трава. Она растет вдоль тропинок, у колодцев, по ней все ходят. А она не боится, стебелек свой прижмет к земле и вновь поднимется.
- Это ценное лекарственное растение. Молодая зелень вполне съедобна. Ее можно использовать в сыром виде (в салатах) и добавлять в зеленые щи.

Кашицу из свежей травы или компрессы, смоченные в ее настое, прикладывают к ушибам и долго незаживающим ранам.
Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - серёжки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. Подорожник.
А почему это растение назвали подорожником? (Оно растет по дорогам)

Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Рассмотрите внимательно растение. Может быть, догадаетесь? (У него листья на земле лежат. Почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему.)

Подорожник в народе называют по-разному: семижильник, порезник, попутчик, ранник, чирьевая трава, придорожник. Попробуйте поразмышлять о происхождении этих народных названий. (Ответы детей).

Русские названия «подорожник», «попутчик» связаны с местообитанием его у дорог. Другие названия - «порезник», «ранник», «чирьевая трава» - даны растению за способность заживлять раны.

Где применяют это растение? (Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала.)

Еще в стародавние времена подорожник называли «Матерью всех трав» за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти.

Всё целебно: лес, луга, поля.

Подорожник, заросли полыни,

Щедрая, прекрасная земля,

Словно лекарь нам врачует раны!
Физкультминутка

Ветер веет над полями, (обмахивают лицо руками)

И качается трава. (Плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами

Словно белая гора. (потягивания, руки вверх)

Ветер пыль над полем носит (машут руками)

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот. (наклоны вправо-влево, назад-вперед)

Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте)

Там немного отдохнем. (дети садятся)
^ Первичное закрепление.


    РТ № 1 с. 44


- Приклеить рисунки трав в нужную рамочку. Поменяйтесь тетрадями, проверяем друг у друга.


    Парная работа.


- В атласе-определителе найти данные растения, узнать название и прочитать комментарии к ним. Рассказать, видели ли вы эти травы и где.

(пастушья сумка, конский щавель, репейник, лебеда, пижма, тысячелистник, чистотел, мятлик)

^ Беседа о защите природы.
Вопросы

Я иду по цветущему лугу,

Высыхает на листьях роса.

Ветер травы качает упруго

Они шепчут: «Не рви нас, не надо,

Наши гибкие стебли не мни.

Мы для глаз и для сердца – отрада,

Украшенье родимой земли»

3) Кроссворд – групповая работа.

Выводы и обобщения:

Что узнали на уроке нового?

Как выглядят травянистые растения осенью?

Что происходит с травами поздней осенью?
Рефлексия и самооценка.

Кому было интересно на уроке, кто понял материал, выберите квадратик с зеленой травой. Кто не все запомнил – желтую траву. А кому было неинтересно, кто ничего не понял –выберите красную траву.
Домашнее задание.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Трава у нашего дома Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 63 г. Новосибирска Лыхина Е.В.

Цель урока: познакомить с наиболее встречающимися травянистыми растениями Тип урока: Открытие нового знания Планируемые результаты: предметные: распознавать травы

Полынь горькая Многолетнее травянистое растение серебристого цвета, с сильным ароматным запахом и знаменитой полынной горечью.

В медицине многих стран мира растение используется в качестве средства, улучшающего пищеварение и возбуждающего аппетит.

Птичья гречишка

Травка невысокая. Листья и цветки маленькие. Растет густо, образуя мягкие зеленые ковры. Её плоды – мелкие бурые орешки – любят клевать птицы Да и саму зелёную травку охотно щиплют.

Подорожник Подорожник большой - ценное лекарственное растение. Подорожники обладают кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием.

Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. К обуви приклеивается множество семян. Человек идёт, а семена постепенно опадают с ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

Зелёная Красавица Тронешь, обжигается.

общеизвестное дикорастущее многолетнее травянистое растение высотой до 170 см с ползучим ветвистым корневищем. Верхняя часть листьев темно-зеленая, усаженная жгучими волосками. Внутри волосков – едкая жидкость. Она-то и вызывает на коже жжение. Крапива –

Пижма Щавель конский

Лопух (репей) Пастушья сумка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Назначение лекарственных растений. Лекарственные растения могут принести не только пользу, но и вред....

На что похожа наша планета? Земля - наш дом родной.

Открытый урок в 1 -а классе на тему "На что похожа наша планета? Земля - наш дом родной." прошел интресно и поучительно.Ребята активно отвечали на вопросы,загадки,читали стихи про нашу род...

  1. По своим наблюдениям расскажите, что происходит осенью с травянистыми растениями.
  2. Какие травы остаются зелёными?
  3. Много ли осенью цветущих трав? Какие из них вы можете назвать?

К зиме большинство трав буреет и увядает. Но ранней осенью они ещё остаются зелёными, некоторые из них цветут. Давай-ка, не тратя времени, познакомимся с травами, которые растут возле дома. Мы привыкли к ним и не всегда обращаем на них внимание. А напрасно... .

Самая горькая трава

Полынь - высокая трава с красивыми резными листьями. Её можно отличить от других трав даже с закрытыми глазами. По удивительному запаху! Запах полыни особый, полынный, очень приятный.

А вкус её приятным не назовёшь. Полынь - самая горькая из всех трав! Горькая, но лекарственная. Люди заваривают её как чай и пьют перед едой понемножку. От этого улучшается аппетит и прибавляется сила!

Трава, которая обжигает

Про неё народ придумал загадку: «Не огонь, а жжётся». Конечно, это крапива. Неосторожно дотронешься - долго потом рука будет «гореть».

Обжигает крапива потому, что на её стебле и листьях сидят жёсткие, как иголочки, волоски. Внутри волосков - едкая жидкость. Если к растению прикоснёшься, иголочки вопьются в кожу, обломятся и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Как же удивительно, что из крапивы, к которой и прикоснуться-то страшно, можно варить вкусный и полезный суп!

  • Рассмотрите рисунок. Опишите (устно) внешний вид полыни, крапивы, птичьей гречишки, подорожника.

О птичьей гречишке и подорожнике вы можете прочитать на «Страничках Умного Совёнка» (12).

Откроем атлас-определитель

Возле твоего дома много интересных трав. Узнай, их на рисунке с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Вспомни, приходилось ли тебе встречать эти растения в природе. Опиши (устно) одно из них.

Отгадаем

        Дуб на горе растёт,
        Никто к нему не подойдёт:
        Ни царь, ни царица,
        Ни красная девица.
        А кто подойдёт,
        Тот с собой понесёт.

Подумаем!

  1. За что подорожник получил своё название?
  2. Какие признаки репейника использовал народ, составляя загадку о. нём?

Проверим себя

  1. Как выглядят травянистые растения ранней осенью?
  2. Что интересного вы узнали о полыни и крапиве?
  3. Что происходит с травами поздней осенью?

Сделаем вывод

Ранней осенью травы ещё стоят зелёные, а некоторые продолжают цвести. Но поздней осенью их уже не увидишь: большинство травянистых растений увядает. Увядание трав - одно из осенних явлений в мире растений.



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой