Занятие для дошкольников почему желтеют листья. Исследовательская работа "почему листья зеленые". Листопад, листопад, листья желтые летят…

Каждую осень мы любуемся золотистым листопадом, ходим по шуршащей опавшей листве. А почему листья желтеют и опадают?

Выясним причины опадания листьев, причем не только у деревьев в лесах и парках, но также и у комнатных растений.

Зачем нужны листья?

В природе ничего не происходит случайно, и листья на деревьях тоже имеют свое предназначение. Листья нужны для того, чтобы дерево могло дышать и получать крайне важное для него вещество - сахарозу. Под действием ярких солнечных лучей, попадающих на поверхность листьев, в них вырабатывается сахароза, нужная для роста дерева и созревания плодов.

Также листья участвуют в воздухообмене с окружающей средой, поглощая и перерабатывая углекислый газ и выделяя кислород.

Почему листья осенью желтеют?

Осень - естественный период, необходимый деревьям и кустарникам для восстановления сил. Это время покоя, когда дерево как-бы спит, готовясь к весеннему рассвету и обновлению.

С наступлением осени меняются климатические условия. Ночи становятся длиннее и холоднее, а световой день - короче. Поскольку все меньше лучей солнца достигают поверхности листьев, замедляется процесс фотосинтеза. Дерево начинает чувствовать недостаток питательных веществ, и постепенно замедляются все процессы жизнедеятельности.

Цвет листьев тоже начинает меняться: вместо разрушающегося зеленого хлорофилла активизируются другие красящие пигменты: каротин, антоциан, ксантофилл. Они окрашивают листья в желтый, оранжевой, и багровый.

Почему листья осенью опадают?

Питательных веществ через листья поступает все меньше, и дереву они становятся не нужны. Постепенно слабеет связь между деревом и листьями. Черешки листьев хуже держатся за дерево, постепенно слетая с него от самого незначительного порыва ветра.

Падение листьев имеет еще одно важное значение для дерева. Именно в листьях за время их жизни накапливаются разнообразные вредные вещества. Сбрасывая их, дерево избавляется от загрязнений, чтобы весной вырастить новые, чистые и здоровые листики, готовые снова выполнять свою важную работу.

Кроме того, зимой дерево испытывает недостаток не только питания, но и влаги. Листья забирают огромное количество жидкости, поэтому естественный осенний листопад помогает дереву сэкономить воду.

Также ученые выяснили, что отсутствие зимой листьев предохраняет ветки дерева от повреждений. Ведь в холодное время года на листьях неизбежно накапливался бы снег, что могло бы привести к поломке ветвей.

Сами упавшие листья тоже приносят деревьям немалую пользу: из них образуется замечательный слой удобрения, питающий дерево.

Почему опадают листья у комнатных растений?

Цветоводы знают, что листья могут желтеть и опадать не только у лесных и парковых кустов и деревьев, но и у комнатных растений, которым, казалось бы, все равно, какая за окном погода. Вот несколько распространенных причин этого процесса:

  • Некоторые растения теряют листья из-за их естественного устаревания. Старые листья опадают, на их месте вырастают новые.
  • Опадение листьев у комнатных растений - часто признак плохого ухода. Возможно, растение неправильно поливают или оно не получает достаточно света.
  • Растение начинает терять листву после перенесенного стресса, это реакция на шок. У некоторых растений опадать могут не только листья, но и бутоны. Стресс может вызвать сильный сквозняк, пересадка из одного горшка в другой, неприятное соседство с другим растением и даже переезд с одного подоконника на соседний.
  • Существует вид листопадных комнатных растений, для которых в принципе характерно сбрасывать листья зимой. К ним, например, относятся гранат и инжир.

Также вам может быть интересна статья

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 " Сказка" г. Камбарка

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе.

Составитель:

Воспитатель 1 категории

Щекалева Р.Н.

Камбарка

2017г.

Тема занятия: Почему листья опадают.

Цель: 1. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

2. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

3. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей).

4. Воспитывать любознательность, желание изучать природу.

Оборудование : Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, кусочки белой ткани, деревянные кубики.

Предварительная работа : На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. Сбор листьев разной формы и окраски. Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки». Беседы об осени; Чтение художественных произведений: «Листопадничек», И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени,А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; Разучивание стихов и поговорок об осени; Пение песен об осени и слушание музыки; Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; Поделки из природного материала.

Ход занятия.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с нашими гостями. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Теплые у вас ручки, это мы с вами передаем тепло друг другу. Повернитесь и подарите улыбку друг другу. А сейчас я приглашаю вас присесть на стульчики.

Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то обнаружила вот такое письмо. Хотите узнать от кого оно? (Да)

Читаю письмо.

Дорогие ребята!

Пишет вам ЛУНТИК. Я недавно родился и многого еще не знаю. Поэтому мне нужна ваша помощь. Я гулял по парку и вдруг увидел, что на деревьях пожелтели листья и опадают. Я решил их покрасить зеленой краской, я подумал, может дереву не нравится желтый цвет и поэтому он сбрасывает листья, но прошел дождик и все смыл, и листья снова стали опадать. Почему это происходит? Помогите мне пожалуйста разобраться.

Ну что, ребята, поможем лунтику разобраться почему так происходит в природе.

А сейчас я вам предлагаю подумать и сказать, почему листья желтеют и опадают с деревьев? (Ответы детей)

Молодцы ребята. А вы хотите узнать тайну, почему листья желтеют и опадают.

(Да)

Тогда садитесь поудобнее на стульчики и послушайте меня внимательно. Сейчас я вам прочитаю рассказ Г. Граубина:

ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ?

Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.

Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается... Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

- Я предлагаю вам провести эксперимент. Подойдите, пожалуйста к столам.

у вас на столах лежат кусочки салфеток белых, зеленый лист и обыкновенные карандаши, которые нам будут служить палочкой.

Я сейчас предлагаю вам самим убедиться в том, что в листьях есть зеленый цвет, который называется хлорофилл.

«Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой салфетки. Теперь деревянным карандашом сильно надавите на эту салфетку и раскатайте по нему. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна).

Как называется это вещество которое окрашивает лист в зеленый цвет?
Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Какой вывод вы можете сделать?

Вывод : Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.

Вот, оказывается, что происходит в природе. Почему исчезает зеленый цвет в листьях? (ответы детей). А какой цвет постоянно живет в листьях(желтый). Как называется вещество которое постоянно летом окрашивает лист? (хлорофилл). А почему с наступлением осени хлорофилл не восстанавливается в листьях? (потому что с наступлением осени света меньше, поэтому хлорофилл не успевает восстановиться).

Молодцы ребята. А вы хотите узнать тайну, почему же все таки листья желтеют и опадают.

(Да)

Ну сначала мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали -
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

А чтобы нам еще лучше понять как это происходит в природе, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Рассаживайтесь поудобнее и смотрите внимательно. Все хорошо запомните, ведь нам с вами надо Лунтику еще сообщить о том, что мы с вами узнали. Обратите внимание, в мультфильме будет еще один секрет, почему листья опадают. (Дети смотрят мультфильм)

Ну что ребята, вы все поняли?(да) А ответьте тогда мне на один вопрос. Почему еще опадают листья? (ответы детей)

Правильно ребята.

Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.
Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

- Ну что, вы теперь все поняли, почему так происходит в природе? - А как вы думаете, когда листья опадают они летят на землю одинаково или по разному?

(ответы детей).

А чтобы в этом убедиться я предлагаю вам еще провести один эксперимент. Возьмите в руки, пожалуйста, по 2 листочка. Один большой, а другой поменьше.

«Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? (Дети выполняют задание)

Ну что вы заметили? (Ответы детей). Какой вывод можно сделать?

Вывод : Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Молодцы, ребята. А теперь ребята, как мы с вами сообщим Лунтику о том, почему листья желтеют и опадают (ответы детей) . Решили написать письмо и сообщить все, о чем узнали сами. (Запечатываю письмо и решаем что мы его пошлем сегодня вечером после работы).

А сейчас, ребята, встаньте, пожалуйста полукругом перед доской. У меня на доске изображено осеннее дерево с листочками. Вы подумайте и возьмите тот листочек, какой считаете нужным.

Если вы возьмете желтый листок, значит вы для себя сегодня узнали что-то новое и интересное., а если вы возьмете зеленый листок, значит вам сегодня было что-то трудно. (Дети берут листочки и встают в круг.

Ну а на этом наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им всего самого доброго.

Иванова Нина Николаевна воспитатель МДОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида» г. Минусинск Красноярский край

Цель: Формирование представлений об осенних изменениях в природе.

Задачи:

  1. Развивать умение выявлять причинно – следственные связи.
  2. Способствовать приобретению навыков исследования строения лист и делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
  3. Показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. 4. Воспитывать желание участвовать в экспериментальной деятельности и высказывать собственное суждение.

Оборудование: картонная дорожка с сухими листьями, «лужицы» с листьями, коробка с отдельными разноцветными и разными по форме листьями, веточки с черешками, кусочки белой ткани, деревянные кубики, зеленые листики комнатного растения, лупы по количеству детей.

Предварительная работа: чтение стихов советских поэтов об осени, рассматривание картинок с изображением ранней, золотой и поздней осени, беседа о осенних явлениях в природе.

Словарная работа: кромка, черенок.

Проблемная ситуация: Почему опали и почему шуршат листья?

Ход занятия

Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и вдруг увидела Колобка, который бегал по оставшимся на снегу опавшим листьям и сам себе задавал вопрос: «Почему опали листья и почему они шуршат?» Я пригласила Колобка к нам, сюда, чтобы мы, все вместе, смогли это выяснить. (Появляется Колобок) .

(Проблемная ситуация) : - Ребята, а вы можете сказать Колобку, почему опали, и почему шуршат листья? (ответы детей) .

1. Воспитатель: - Колобок, мы с детьми приглашаем тебя погулять с нами по осеннему лесу. Вначале мы пойдем по этой тропинке. Идите вслед за мной и Колобком (дети шагают по искусственно созданной дорожке с осенними листьями) . - Ребята, вы слышите что-нибудь в тишине леса? (ответы, если нет, то предлагаю одному ребенку еще раз пройти по дорожке, чтобы дети послушали шелест и шуршание листьев) .

–Почему шуршат листья? (ответы детей) - А в этой стороне был дождь (показываю на другую тропинку) . Видите, лужицы еще не просохли. (Дети шагают по искусственно созданным лужицам с мокрою листвой) .

А здесь вы слышите шелест и шуршание листьев? (нет) . Почему листья не шуршат? (они намокли) .

2. ОПЫТ: «ЧТО ЛУЧШЕ ПРОПУСКАЕТ ВОДУ – ЗЕМЛЯ ИЛИ ГЛИНА?»

Ребята, а почему в одном и том же месте одну тропинку промочил дождь, но воды на тропинке уже нет, а на другой тропинке – есть? (ответы детей) .

Давайте проведем опыт: возьмем землю с обеих тропинок, заполним ею разные емкости и посмотрим, что будет. Аня, ты будешь дождиком, полей землю в обеих чашечках. Что случилось? Почему в одной чашечке вода просочилась очень быстро, а в другой нет? (ответы детей) . Правильно. В одной чашке лесная почва – земля, а в другой – глина. Глина плохо пропускает воду.

Ребята, Колобок спрашивает: «Почему осенью листья желтеют, краснеют и опадают?» (ответы детей) .

Ребята, вообще-то листья обычно бывают зеленого цвета, благодаря зеленому веществу, которое в них находится. Это вещество называется хлорофилл.

3. ОПЫТ: «ПОЧЕМУ ЛИСТ ЗЕЛЕНЫЙ?» .

Возьмите листок и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. – Что вы обнаружили в ходе опыта? (На ткани появились зеленые пятна) . Это и есть зеленое вещество - хлорофилл, который окрашивает лист в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее, и меньше солнечного света – это зеленое вещество – хлорофилл, постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Вот тогда листья и становятся разноцветными. Назовите, какими: (дети называют - коричневыми, желтыми, красными) . Если земля богата витаминами, то листики на деревьях и кустарниках – желтые, оранжевые, коричневатые, а если очень бедна витаминами – листья красные. А сейчас мы немного разомнемся.

4. ФИЗМИНУТКА: «МЫ ЛИСТИКИ ОСЕННИЕ» . Мы листики осенние, на ветках мы сидели (покачивание руками над головой) Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели (руки в стороны, маховые движения с поворотами вокруг себя)

И на землю тихо сели (приседание на корточки) Ветер снова набежал и листочки все поднял (встать, руки в стороны) Закружились, полетели (маховые движения с поворотом туловища) И на землю снова сели (приседание) . Ой, смотрите, ребята, по нашему листочку карабкается паучок.

5. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «ПАУЧОК»

Вот идет по крыше смелый паучок (шагают большой и указательный пальцы) Маленькие ножки, тысячи топ – топ Ярко светит солнце или дождик льет, (показ пальцев в виде солнца, постукивание) К нам идет по крыше отважный паучок. (пальцы шагают, соприкасаясь друг с другом) .

Воспитатель: - Осень – красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево. Благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как поступает питание от корней к листочкам. Корни берут из земли питательные вещества и воду. По стволу они поднимаются к веткам, а от веток – к листочкам. Возьмите веточки. Посмотрите - часть, которая соединяет ветку с листочком, называется черенком. Повторите - черенок.

6. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИСТА С ПОМОЩЬЮ ЛУПЫ. По черенку поступает питание к листочку. Рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы лучше его рассмотреть, воспользуемся увеличительным стеклом – лупой. Посмотрите на верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки?! Они идут от черешка по всему листу. Поверхность вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Переверните листок, и, вы убедитесь в этом. Рассмотрите нижнюю поверхность листа. Край листа называется кромкой. Повторим это слово – кромка. Рассмотрите кромку у своего листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Скажи, Стас, какая верхушка у твоего листа? У тебя, Аня? Когда дерево перестает питать свои листья, они засыхают и опадают. Так дерево оставляет для себя запас питательных веществ, которые помогают ему пережить зиму. Теперь, вы точно знаете, почему опадают листья? (ответы детей) .

7. ЭКСПЕРИМЕНТ: «КАК ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ» . - Ребята, на прогулках мы с вами не раз замечали, что листья падают с деревьев по –разному. Давайте проведем эксперимент для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно и какой листик красивее всех кружится. Возьмите по 1 листочку и поиграйте с ними, понаблюдайте за их падением: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? - Какие сделаем выводы? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее вниз и больше кружатся.

ИТОГ: Чем вам сегодня понравилось заниматься больше всего? О чем бы вы хотели еще узнать, какие опыты провести?

МКОУ «Михайловская СОШ»

Почему осенью - листопад?

Выполнил:Мельникова Ксения,

МКОУ «Михайловская СОШ».

Руководитель: Плюснина

Елена Николаевна,

МКОУ «Михайловская СОШ»

С. Михайловское Олонецкий район Республика Карелия

Введение 3 стр.

1.Объект и методы исследования 4стр.

2.Литературный обзор 4 стр.

3.Результаты работы 5 стр.

3.1. Дневник наблюдений 5 стр.

3.2. Эксперимент 6 стр.

4.Заключение и выводы 6 стр.

Список литературы 7 стр.

Приложение 8 стр.

Введение.

Осень. До морозов ещё далеко, а деревья уже готовятся сбрасывать листву. Почему? Мне захотелось об этом узнать. Я решила провести исследование по теме « Почему осенью - листопад?».

Гипотезы:

Листья за лето «изнашиваются»

Сбрасывают листву, чтобы спасти ветки от тяжести снега на них

Цель работы : изучение листопада.

Задачи:

ü выяснить причины листопада;

ü узнать, как происходит листопад и почему листья меняют свой цвет,

ü провести эксперимент и наблюдения в природе.

1.Объект и методы исследования.

Место исследования : Олонецкий р., с. Михайловское

Предмет исследования : деревья

Объект исследования : листья

Методы : наблюдение, описание, сбор информации, анализ, эксперимент

2.Литературный обзор.

Оказывается, в листьях происходят удивительные превращения.

Сначала листья начинают желтеть. Кто в них добавляет жёлтую краску?

Удивительно, но жёлтый цвет находится в листьях всегда, только летом жёлтый цвет не виден. Он забивается более сильным - зелёным. Зелёный цвет придаёт листьям хлорофилловые зёрнышки. Зёрнышки, как заводики, делают строительный материал для новых веток и почек, корешков из газа, воды, минеральных солей. Но зелёным заводикам нужна энергия, которую даёт солнышко. С утра до вечера летом ловят они свет. Это летние превращения.

Наступает осень. Дни короче, ночи длиннее. Света растения получают меньше. Зелёные зёрнышки - заводики из-за этого разрушаются, остаются жёлтые зёрнышки. Лист желтеет. Это осенние превращения.

Но ведь листья осенью не только жёлтые, а и красные, багровые, фиолетовые! Почему?

Это зависит от того, какого цвета зёрнышки находится в листе.

Листья каких деревьев опадают зелёными? Ольхи и сирени.

В листьях этих деревьев нет других зёрнышек, кроме зелёных хлорофилловых.

Зачем деревья сбрасывают листву?

1 причина листопада:

Летом листья сочные, потому что всегда наполнены водой. Зимой столько влаги не получишь! Нет у дерева листьев - не надо столько воды из холодной земли корнями добывать.

2 причина листопада:

Излишки минеральных солей использовались не полностью деревом за лето и накопились в листиках, как зола в печке. Если бы листья не опадали, то дерево отравило бы себя этими веществами.

3 причина листопада:

Это защита тонких веток от тяжести выпавшего снега.

3.Результаты работы.

3.1. Дневник наблюдений.

Выбор темы для исследования, объекта. Обоснование.

Тема: «Почему осенью листопад?»

11 cентября

Постановка цели, задач.

Выбор методов.

Фотосъёмка деревьев. Наблюдение. Постановка эксперимента.

Деревья готовятся к листопаду. Листья берёз и осин стали жёлтые. Листья с трудом отрываются от веток.

Наблюдение за деревьями. Сбор информации. Фоосъёмка

Листья рябины и клёна покраснели. Почему цвет листьев разный?

Строение листьев (наблюдение через микроскоп) Сбор информации.

В листьях есть хлорофилловые зёрна, поэтому они зелёные. Почему цвет листьев разный?

Сбор информации. Наблюдение через микроскоп. Фотосъёмка.

В листьях жёлтый цвет присутствует всегда, но забивается более сильным цветом – зелёным.

Почему цвет одних деревьев не изменяется? Вопрос на засыпку. Сбор информации.

В них кроме хлорофилловых зёрнышек нет других веществ. Это сирень и ольха.

Продолжение эксперимента. Листья легко отрываются от веток при прикосновении, при дуновении ветра. Наблюдение за листопадом. Фотосъёмка.

Опавшие листья укрывают корни деревьев, защищая от холода.

Наблюдение за строением листьев. Фотосъёмка. Листья загрязнены. Они в саже от дыма кочегарки.

В основании черешка появился пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. При лёгком порыве ветра лист срывается.

Зачем деревья сбрасываю листву? Постановка проблемы.

Сажа оседает на листьях деревьев,

Сбор информации. Первая причина листопада.

Деревьям нужно много воды. Зимой столько влаги не получишь. Без листьев - дерево экономит влагу.

Сбор информации. Вторая причина листопада.

Защита деревьев от отравления излишками минеральных солей.

Сбор информации. Третья причина листопада.

Защита деревьев от тяжести выпавшего на ветки снега.

Создание презентации.

Подведение итогов исследования. Выбор новой темы.

3.2. Эксперимент.

В начале осени я с трудом сорвала листики с деревьев. Черешки листиков были прочно скреплены с ветками. В октябре мне стоило лишь дотронуться до них, как листики сразу стали падать с ветки. Что произошло?

В кабинете биологии я наблюдала за изменениями в листьях через микроскоп (рис. 3).

Оказывается, осенью между черешком листика и веткой образовался пробковый слой, такая перегородка, которая стала отделять лист от ветки (рис.2). Подует ветер, листику не за что держаться, и он полетит. Начинается листопад (рис. 1).

4.Заключение и выводы.

В результате работы я узнала о строении листьев, используя микроскоп.

Мои выводы:

Листья деревьев изменяют свой цвет, потому что они получают меньше солнечного света, который нужен им для работы зелёных хлорофилловых зёрнышек.

Листопад- это защита деревьев в трудное для их жизни зимнее время и от отравления ядовитыми веществами.

Я считаю, что нужно беречь деревья от загрязнения частичками сажи кочегарок и заводов! Она оседает на листьях, мешая чудесным превращениям.

Надеюсь, что моё исследование пригодится мне и другим при изучении окружающего мира, природоведения и биологии.

Список литературы

1. Георгий Граубин «Почему осенью листопад?»

2. Детская энциклопедия «Почемучка»

3. Энциклопедия «Биология для школьников»

4. Материалы Интернет –сайта

Приложение

Рисунок 1: Листопад Рисунок 2: Черешок

Рисунок 3: Работа с микроскопом.

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формировать у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения представление о явлении природы - “Листопад”.

Задачи:

  • уточнить с детьми - почему так называется это явление природы (лист падает- “листопад”);
  • когда происходит это явление природы (осенью);
  • почему происходит это явление природы(деревья начинают готовиться к зимнему сну, соки, переносящие питательные вещества от корней дерева к листьям- перестают двигаться внутри ствола и веток, и листья постепенно начинаю высыхать, желтеть и отрываться от веток и – падать с дерева);
  • развивать у детей логическое мышление и познавательную активность при установлении причинно-следственных связей изменения времен года и природных явлений(осень-листопад); закреплять с детьми количественный счет в пределах 5;
  • формировать у детей понятие – что такое “дерево”, развивать представление детей о составных частях дерева (корни, ствол, ветви, листья);
  • активизировать в речи детей слова, обозначающие названия деревьев(клен- кленовый лист, дуб- дубовый лист), и слова осенней тематики: осень - осенний, лист- листопад;
  • способствовать развитию наглядно- образного мышления, внимания, памяти детей при разучивании стихотворения Н. Минского “Листопад” с помощью мнемотехники;
  • развивать познавательную активность, образное мышление, мелкую моторику кисти руки и творческое воображение детей в предметно-практической деятельности.

Оборудование и материалы: техническое оборудование (компьютер, настенный экран); музыкальная запись – детская песня осенней тематики “Листик, листик, листопад”; материалы: демонстрационная игрушка Ежик; игрушечное дерево елочка; 2 вазы- одна ваза с веточками клена, а вторая ваза-с веточками дуба (веточки с листьям); деревянная корзинка с вырезанными из легкой ткани желтыми листьями клена (размер-с детскую ладошку);цветные фломастеры, листы формата А4 с распечатанными изображениями со слайдов презентации (слайды №9 “Художники” и №10 “Листопад играет в прятки”); распечатка мнемотаблицы по стихотворению Н. Минского “Листопад”; бросовый материал среднего размера (камушки, ракушки) на каждого ребенка; лист ватмана, заготовки листочков клена, дуба из цветной бумаги (желтого, красного, оранжевого и коричневого цветов);клей, кисточки (или – клеящие карандаши).

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Сюрпризный момент.

Воспитатель : “Здравствуйте, ребятки, Вы слышите- что-то у нас в группе зашуршало (шур- шур- шур). Вместе с детьми- ищут “ шуршалку” и подходят к елочке. Под - елочкой виднеется куча листьев, из- под которой торчит кончик носика. Воспитатель предлагает детям догадаться- кто же это там может быть: “Кто под елочкой сидит, тихо листьями шуршит. Сам- на елочку похож. Догадались?...Это ….еж”. Достает игрушку – Ежика из – под листвы. Предлагает детям погладить ежика и рассмотреть его. Воспитатель: “Ребята, посмотрите на ежика- что у него на спинке, на колючках? (Листочки). А как вы думаете, ребята, - почему у ежика на спинке так много опавшей желтой листвы? Хотите узнать (по – секрету) - почему наш ежик в этих листочках стал похож на разноцветный шар? (Да). Тогда предлагаю всем нам, вместе с Ежиком отправиться в сказочное путешествие в лес. Дети присаживаются на стульчики.

(Слайд №3). Игра “ Осенние приметы”.

Воспитатель с Ежиком загадывают детям загадку: “Это что за время года: стала сказочной природа, с неба- капают дождинки, стали желтыми тропинки, в небе- голубая просинь”. Воспитатель предлагает детям рассмотреть на экране признаки осени- слева на экране- дождевые капли, считаем их (всего -5 больших дождевых капель); а с правой стороны экрана: внизу- рассматриваем желтую дорожку(определяем- почему она желтая (потому, что на нее падают желтые листочки); сверху – рассматриваем прямоугольник голубого цвета (просинь). Затем - определяем, что такие изменения в природе бывают, кода наступает время ода-осень.

Воспитатель : “Правильно, ребята, молодцы. Значит наступила -осень”. На экране появляются осенние картинки- котенок под дождем и птичка с зонтиком.

(Слайд №4). Игра “Листопад”.

Воспитатель читает на экране задку: “Словно бабочки порхают - листья кружатся, летят. Кто из вас, ребята, знает - что же это…..(Дети- “Листопад”).

Воспитатель : “Догадались, молодцы”. На экране появляется “ Волшебный шар” - крутящийся шар из кленовых листьев, постепенно увеличивающийся в размерах. Воспитатель предлагает детям проследить глазками за листопадом, и самим превратиться в листики (пантомимическое двигательное упражнение “ Листопад”: дети выполняют перед собой вращательное движение руками с проговариванием слов по тексту: “Листопад, листопад- листья кружатся, летят”(круговые вращательные движения выполняются детьми со сменой темпа вращения -быстро и медленно).Молодцы!

(Слайд №5). “Наглядно-образная модель “Лист и дерево”.

На экране появляется летящий, вращающийся кленовый лист.

Воспитатель читает детям загадку: “Кто, ребята, догадался- лист откуда оторвался? Где же он весной родился, летом- крепким становился,а, почуяв холода- спрыгнул с ветки навсегда? (Дети- строят догадки, что лист мог оторваться с дерева).

Воспитатель : “Молодцы! У каждого листа – свой дом, Его мы-…деревом зовем”!

На экране с правой стороны появляется (вырастает снизу) черный силуэт дерева, а- слева- появляется цветное изображение дерева с падающими листочками.Дети, совместно с воспитателем- рассматривают картинки, уточняют строение дерева (корни, ствол, ветви, листья). С детьми уточняется, что осенью - становится холодно, дерево начинает готовиться к зимнему сну, соки, которые движутся внутри дерева и питают листочки - замедляются, листочкам не хватает питания и они начинают постепенно - засыхать, желтеть и опадать на землю. С детьми закрепляется, что падение листов с дерева вниз, на землю и называется – “листопад”.

(Слайд №6).Игра “Шуршалки”.

Воспитатель читает на экране: “В парк осенний мы пойдем- листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят и –
летят, летят, летят!
Ежик ходит по тропинке- собирает он “шуршинки”.
Мы ладошки все потрем,
и “шуршинки” - соберем:
“Шур- шур- шур –шур- шур”!

Затем – воспитатель предлагает детям поиграть с Ежиком в осеннюю игру “Шуршалки” Детям предлагается пальчики в жесткие ладошки и подвигать ими вперед-назад, подражая звукам опавшей листвы с одновременным проговариванием слогов: “Шур-шур-шур”, “Шур-шур-шур” (тихо и громко). Умнички!

(Слайд №7) Игра “Краски осени”

Воспитатель читает на экране: “Осень с красками играла и листочки - украшала.

Расскажите (по-секрету) листопад - какого цвета?” На экране появляется картинка листопада с разноцветными листочками. Дети – рассматривают падающие листочки и называют предполагаемые “краски осени”. При назывании детьми правильно цвета - он появляется на экране в виде цветных кружочков (по щелчку на клавише компьютерной мышки): красный, желтый, зеленый, оранжевый. Затем - на экране появляются еще 2 цвета - синий и черный. Воспитатель: “Кто будет внимательным - найдет тот обязательно, без всякой подсказки - лишние краски! Догадались? Молодцы! Синий цвет – морей и рек, ну а черный - для земли, над которой в путь далекий пролетают журавли!”

(Слайд №8) Игровое упражнение “ Клен и дуб”.

Воспитатель читает на экране: “Отгадайте-ка, ребятки, листопадную загадку:

“Лист кленовый, лист дубовый- дружно за руки взялись, в вальсе плавно закружились - на тропинки понеслись. А потом, вдруг, спорить стали- чей дом слева, чей дом – справа? Так запутались они- кто с какой был стороны. Может слева - дуб растет? Или- все наоборот? Может справа - клен растет? Где - чей дом определите, и листочкам - помогите”! Дети рассматривают деревья на экране, определяют, где какое дерево стоит. Затем воспитатель предлагает поиграть с ежиком. На стол выставляются 2 вазы - с листьями клена - слева, а с листьями дуба - справа. Проводится игровое упражнение: “Где спрятался Ежик” (попеременно-то под вазой – слева, то под вазой - справа).

Воспитатель : “Умнички! Никак вас Ежик не смог перехитрить”! Игровое упражнение с Ежиком “ Назови ласково”. Ежик предлагает детям назвать слова ласково: дерево - деревце; лес - лесочек; дуб - дубочек; клен- кленочек; лист-листочек.

(Слайд №9) Коррекционно-развивающее упражнение “Маленькие художники”.

Воспитатель : “Ребята, рассмотрите листочки на картинке. Какие листочки вам уже знакомы (лист клена и лист дуба). Давайте посчитаем - сколько всего листочков закружилось в листопаде(всего - 5 листочков). Детям раздаются листы формата А4 (с распечатками листочков со слайда №9).

Воспитатель : “Ребята, давайте превратимся в художников и поможем осени раскрасить листочки (на экране появляется подсказка: около листа дуба - кружочек коричнево цвета, а около листа клена - кружочек желтого цвета). Дети раскрашивают листочки.

Воспитатель : “Молодцы! Мы ваши листочки подарим Ежику, и он расскажет своим друзьям из осеннего леса, что не клене растут (Какие листья? - Кленовые), а на дубе растут (Какие листья? - Дубовые). Умнички”!

(Слайд №10). “Листопад играет в прятки” (зашумленные картинки).

Воспитатель на экране читает:

“В прятки листики играют и на землю – опадают.
Вы- внимательно смотрите, где их больше - назовите.
По дорожкам мы пойдем - листья клена мы найдем,
а теперь - дубовый лист, выходи, да на ленись”!

Дети - просматривают изображение на экране и зрительно выделяют заданные листочки, вместе с Ежиком определяют-де их больше, де их меньше.

(Вариант - можно предложить детям распечатки со слайда №10 на формате листа А4 - и выложить по контуру заданные “спрятавшиеся” листочки бросовым материалом- камушками, ракушками).

Воспитатель : “Молодцы, ребята, - какие вы все зоркие: все листочки нашли”!

(Слайд №11) Зрительная релаксация. Музыкальная двигательная деятельность “Веселая полянка”.

Воспитатель читает на экране: “Чтобы глазки не устали- мы немного поморгаем;
головою покиваем - вверх и вниз, налево, вправо. Осень, как по волшебству - кружит в танце всю листву. Листья кружатся, летят. Это чудо - ….Листопад”. На экране вновь появляется картинка с “Волшебным шаром - Листопадом” (в измененном варианте).Детям предлагается понаблюдать за вращающимся шаром, а затем - Ежик предлагает детям выйти к нему, на “Волшебную полянку” и самим превратиться в осенние листочки: каждому ребенку он дает из своей корзинки по кленовому листочку из легкой ткани, и под музыкальное сопровождение – песню “Листик, листик, листопад” (1 куплет и припев) - дети выполняют танцевальные движения на свой творческий выбор.

(Слайд №12) Чтение стихотворения Н. Нирович “Листопад”. Игровое упражнение “Чей лист улетит дальше”.

Дети находятся на “Волшебной полянке”

Воспитатель предлагает им посмотреть на экран и читает стихотворение В. Нирович “Листопад”. Появляется картинка с падающими с дерева листьями. Далее - Ежик предлагает детям поиграть на “Волшебной полянке” в игру: “Чей лист улетит дальше” (дети, стоя на полянке, кладут листик клена себе на ладошки (попеременно - то на левую, то - на правую) , набирают носом воздух, складывают губы “трубочкой” и сдувают листочки с ладони. Кто сильнее подует на листочек - у того он улетит дальше. Во время “полета” листьев- дети прослеживают за ними глазами. Игра повторяется 3-4 раза. Воспитатель: “ Вот видишь, Ежик – какие у нас дружные ребята, какой красивый листопад тут устроили”! Предлагает детям вернуться на свои места (на стульчики).

(Слайд №13) Рассматривание картинок “Осень-зима”.

Воспитатель читает на экране: “Ребята, посмотрите на картинки и определите- какие времена года на них изображены. Как, по каким признакам вы догадались, что это - зима и осень? Где (сверху или снизу) находится картинка со снегопадом, а где - с листопадом? Далее – Ежик предлагает детям определите последовательность времен года: что за чем идет (осень, зима, весна, лето) на “Календаре природы”.Поощряет их похвалой за правильные ответы.

(Слайд №14) “Осень в картинах русских художников” Исаак Левитан “Золотая осень”.

Воспитатель :“Ребята, хочу открыть вам один секрет-время года осень, признаки осени- ее разноцветная листва, листопад - нравились не только поэтам (чьи стихи мы сегодня читали), музыкантам (под чью музыку с песенкой мы сегодня танцевали на “Волшебной полянке”) , но еще и – художникам. Например, художник Исаак Левитан написал картину, которая так и называется “Золотая осень”. На экране появляется репродукция картины.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину. Уточняет с детьми: Какое время года изображено на этой картине? Почему эту картину назвали так? Какого цвета листья на картине? Какими еще словами можно описать листья на этой картине (листья-какие: золотые, желтые, оранжевые, расписные, нарядные, пестрые, осенние).

(Слайд №15) Мнемотаблица по стихотворению Н. Минского “Листопад”.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть данную мнемотаблицу. Читает стихотворение “Н. Минского “Листопад”: “Листопад! Листопад! Лес осенний конопат. Налетели конопушки - стали рыжими опушки. Ветер мимо пролетал, ветер лесу прошептал: “Ты не жалуйся врачу, конопатых я лечу, Все рыжинки оборву, побросаю их в траву”. Уточняет с детьми понятие “Листопад”. Затем - Ежик предлагает детям начать разучивать это стихотворение с помощью данной мнемотаблицы. Распечатку мнемотаблицы Ежик дарит детям в центр “Волшебный мир природы” (где они могут подходить, рассматривать ее

(Слайд №16) Итоговое обобщение. Чтение авторского стихотворения “Зачем природе листопад”? Проблемная ситуация “Что было бы зимой с деревьями, если бы с них осенью не опадала бы листва”.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран и рассмотреть картинки - листопада с падающими листьями и картинку с “зимним сном деревьев”. По ходу просмотра - читает авторское стихотворение: “Зачем природе - листопад”?

Воспитатель :

“Зачем природе листопад? Деревья - голые стоят.
Но зиму всю, и до весны - им снятся сказочные сны.
Под разноцветным покрывалом опавшей осенью листвы-
им зимовать теплее будет, до пробужденья, до весны.
Ковер из листьев - согревает, как одеяло на пуху,
и корни дерева - не мерзнут в метель и в стужу, и в пургу.
А по весне, когда прогреется лучами солнышка земля -
вновь пробудится к жизни деревце – наряд зеленый всем даря”!

Подводится итог развивающей занимательной деятельности: во время обсуждения проблемной ситуации – уточняют, что если бы осенью листья не опадали бы с деревьев, то зимой – под тяжестью снега и листьев на ветках - дерево могло бы сломаться, а без ковра из листьев, который укрывает землю- корни дерева бы замерзали в холода и деревья – погибали; уточняется понятие “листопад”, и его природная важность в процессе жизнедеятельности деревьев при смене времен года. Детям предлагается рассказать - что больше всего их заинтересовало, что им запомнилось во время занимательной деятельности, во что бы им хотелось поиграть, что интересно они узнали и что им бы захотелось узнать еще.

(Слайд №17) Мастерская “Волшебные ручки”. Поделки



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой