Экономические цели развития общества. Политические партии. Понятие, функции и виды политических партий

Политические партии выполняют ряд функций, которые можно объединить в три группы: политические функции, идеологические, социальные.

Политические функции: борьба за власть, рекрутирование политических лидеров и правящей элиты. Партии участвуют во всех политических процессах и являются, по существу, одним из главных механизмов распределения и перераспределения политической власти. Они имеют своей главной целью завоевание и использование политической власти для достижения тех целей, которые поставлены в их программах. Из руководящего состава политических партий осуществляется отбор в политическую элиту всех уровней. Кроме выдвигаемых партиями профессиональных политиков в управлении обществом (в частности, в создании государственных программ, в выработке стратегического государственного курса и т.д.) весьма часто участвуют партийные аналитики и эксперты.

Идеологические функции: создание партийной идеологии и политических доктрин, партийная пропаганда. Каждая партия вырабатывает и корректирует свою идейно-политическую ориентацию. При этом она может выдвигать своих идеологов, предлагающих новые, оригинальные взгляды, но может выступать и с поддержкой известных идеалов в области общественного развития. Идейно-политическая ориентация партий на определенные концепции и идеалы: демократии, социализма, авторитаризма, либерализма, консерватизма и другие - позволяет судить об отношении партий к основным общественным ценностям, а, следовательно, и классифицировать их программы как прогрессивные либо реакционные, консервативные. В данной группе функций политических партий важная роль принадлежит партийной пропаганде. Ее назначение весьма широкое и включает прежде всего активное информирование масс о преимуществах программы, выдвигаемой той или иной партией, а также формирование благоприятного по отношению к данной партии общественного мнения.

Социальные функции: социальное представительство и социализация. Каждая политическая партия опирается на определенные группы и слои населения и выражает их интересы. Многие партии в недалеком прошлом старались это подчеркнуть. В качестве примера можно назвать Болгарский земледельческий союз, Польскую объединенную рабочую партию. Однако в современных условиях практически каждая политическая партия стремится, насколько это возможно, объединять и представлять широкие слои общества. Очевидно, что на успех могут рассчитывать те партии, которые выражают не узкогрупповые, а общенациональные интересы.

Среди социальных функций политических партий важная роль принадлежит социализации граждан. Речь идет о включении личности в мир политики. Ведя борьбу за избирателя, всемерно содействуя информированности населения, партии способствуют усвоению гражданами определенных знаний, норм, ценностей. Это позволяет гражданам стать полноправными участниками политических отношений. Процесс социализации структурно представлен рядом элементов. Это:

1) усвоение населением определенных политических знаний и навыков общественно-политической деятельности;

2) превращение полученных знаний в убеждения;

3) формирование способности отстаивать эти знания;

4) обретение гражданами политической ориентации;

5) выработка поведения, адекватного складывающимся политическим условиям.

Когда же партии наиболее энергично выполняют указанные функции? В период предвыборных и избирательных кампаний. В это время партии не только выдвигают своих кандидатов в различные органы власти, но и активно распространяют определенные политические идеи. Даже небольшие политические партии, которые не могут выставить конкурентоспособных кандидатов, используют предвыборную кампанию в идеологических целях, пытаясь сформировать у населения позитивный имидж своих задач и программ.

Для партий, победивших на выборах (или тех, которые получили определенное количество мест в законодательных органах), начинается наиболее благоприятный период для выполнения одной из главных их функций - укрепления во власти и использования ее для реализации поставленных целей. Они обретают реальную возможность продвигать свои кадры во властные структуры, участвовать в формировании политической элиты. В итоге получают возможность принять участие в процессе принятия государственных решений и контроля за их исполнением. После проведения избирательной кампании политические партии обычно активизируются в части образования союзов и блоков победивших партий, различных партийных коалиций, заключения многочисленных межпартийных соглашений.

Однако большинство партий осуществляет свои главные функции практически постоянно. В частности, они непрестанно стремятся:

Убедить избирателей в правильности сделанного ими выбора;

Обеспечить поддержку правящему(или оппозиционному) курсу, организовывая соответствующие кампании в средствах массовой информации, шествия, митинги и т.д.;

Расширить свой численный состав;

Укрепить материальное положение.

Рассмотрение функций, выполняемых политическими партиями, позволяет сделать вывод об общественно важных задачах, которые они решают достаточно эффективно. Назовем некоторые из них.

Во-первых, политические партии обеспечивают связь населения с государственными структурами. Тем самым они заменяют стихийные (и, следовательно, непредсказуемые) формы политической активности населения.

Во-вторых, партии являются одной из самых эффективных форм преодоления политической апатии и пассивности граждан.

В-третьих, выступая за распределение и перераспределение политической власти, современные партии чаще всего обеспечивают мирный путь осуществления этих процессов, позволяют избегать общественных потрясений.

Экономические цели развития общества

Каждое государство, каждое общество для своего развития в первую очередь ставит перед собой определенные цели, и в первую очередь – это цели экономические. Разумеется, что в разные периоды развития человека эти цели были различны. Одно дело, когда человек еще находился на первобытной стадии своего развития, другое в условиях рабства или феодализма. Но нам важно понять эти экономические цели в наше время, в период современного развития и человечества и экономики.

Первая и основная цель экономики, о которой всегда говорится (правда, часто только декларируется) – это рост благосостояния граждан страны. А, уж исходя из этой цели, и определяются, все ее остальные задачи, а именно:

1. Рост благосостояния граждан не возможен без общего государственного экономического роста, без развития народного хозяйства, которое постоянно нуждается в совершенствовании общественного производства, обновлении технологий, связей, мотивации и так далее.

2. Всякое благосостояние граждан начинается с их трудовой занятости. Чем выше уровень занятости населения, тем выше общественное благосостояние, и, наоборот. Всякий желающий и трудоспособный гражданин должен быть обеспечен этой самой занятостью, или в виде наемника, или предпринимателя, или государственного работника любого уровня.

3. Но занятость граждан не должна быть просто занятостью, она должна быть эффективной занятостью, то есть с определенным уровнем общественной трудовой отдачи. В противном случае занятость ради занятости может просто превратиться в определенную форму социальной поддержки под видом общественно-полезного труда.

4. Кроме эффективного трудового устройства граждан, должна быть налажена система наиболее оптимальное использование производственных и природных ресурсов. Именно от этого во многом зависят издержки производителей, а стало быть, и цены на производимые товары и возможности их приобретения населением.

5. Во многом порядок, уровень цен, их рост или падение определяют стабильность в развитии экономики. Любое развитие нуждается в определенной стабильности, а экономика тем более. Если цены будут сильно гулять, то, как производителям, так и потребителям очень сложно под них подстраиваться, а это будет вызывать различные большие и мелкие кризисы перепроизводства то здесь, то там, банкротства производителей и снижение спроса у потребителей, а значит, и общее снижение благосостояния граждан.

6. Но кроме стабильности цен, важнейшим фактором в развитии экономики является стабильность и справедливость законодательства в области экономики и прилегающих к ней сфер. Экономика просто не сможет развиваться нормально, если сегодня будут действовать одни законы, а завтра другие. Для развития экономики очень важна система налогообложения, которая должна не только пополнять государственную казну, но и выполнять другие функции. Во-первых, она должна быть справедливой (больше платить должен тот, кто больше имеет, а не как попало, как, например, в России). Во-вторых, стимулировать развитие экономики, и особенно ее «белую», официальную часть, а не толкать предпринимателей и граждан к разным сокрытиям. Если в экономике существуют массовые сокрытия доходов или просто какой-то деятельности, то это уже вина не граждан, а государства, его Правительства и законодателей.

7. Экономическая деятельность должна иметь определенную свободу в своей деятельности, в получении доходов, в возможностях открытия, развития и закрытия своего дела, найма работников и так далее. Чем больше на пути развития экономики будет стоять различных барьеров, тем медленнее и менее активно и эффективно она будет развиваться. Любая, разрешенная законом деятельность должна быть доступна любому гражданину без каких-либо надуманных бюрократических оговорок. Но, в то же время, любая деятельность, связанная со здоровьем или безопасностью граждан должна быть и достаточно контролируема, но без помех для нормальной деятельности.

8. Для общего благосостояния граждан общественная экономика должна функционировать, таким образом, чтоб с одной стороны создавать все условия для ее роста, а, с другой, распределять совокупный общественный продукт так, чтобы не было сверх доходов у одних за счет обнищания других, чем, увы, отличается сегодня экономика России. Особенно, когда это касается обнищания большого количества граждан при слабой социальной защите государства вследствие сомнительного обогащения других, использующих прямо или косвенно доступ к бюджетам различного уровня или иным государственным функциям также любого назначения и уровня.

9. Еще одной важнейшей задачей любого государства является правильная внешняя торговля, которая, во-первых, должна приносить положительный торговый баланс (экспорт в денежном выражении должен превышать импорт), а, во-вторых, структура продажи должна быть смещена в сторону конечного продукта, а не сырья или материалов.

10. И, наконец, нужно отметить еще одну важную задачу государства. Кроме положительного торгового баланса, необходимо иметь еще и положительное сальдо между вывозом капитала (денег), включая и вывоз капитала гражданами, и его ввозом в страну. Так как не только торговый баланс экспорта-импорта товаров, работ и услуг влияет на совокупный спрос, но и баланс ввоза-вывоза денежных средств, разумеется, включая и безналичный. А в основе роста экономики лежит рост спроса, который образуется, в том числе и за счет положительных сальдо торгового и инвестиционного балансов.

В данной статье выделено десять, на мой взгляд, первостепенных задач для решения важнейших экономических целей любого государства. Но их, конечно же, может быть и больше в зависимости от состояния экономики государства, от политического строя страны, от наличия или отсутствия тех или иных ресурсов и многих других факторов. Стоить только, понять главное, на сегодняшний день в мире – нет ни идеальных политических устройств государств, ни тем более идеально построенных экономических моделей. Вот в этом и заключается основная задача любого Правительства, его представительных органов, если они конечно желают благо для свих граждан, найти верный путь по совершенствованию своей экономики в интересах большинства его граждан, а не кучки ненасытных лиц.

Назовите две неназванные в тексте функции политических партий.


Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24 .

В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. В современном законодательстве предусматриваются следующие признаки политической партии: это свободно создаваемая автономная организация, действующая на принципах самоуправления; устойчивая организация, объединяющая граждан на постоянной основе; объединение в партию происходит на основе идеологических факторов – общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях; это некоммерческая организация, которая не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подразделения могут заниматься производственной деятельностью для обеспечения потребностей партии; организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости; партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства, в частности участие в выборах. В странах тоталитарного социализма считается, что государственные служащие должны быть членами правящей коммунистической партии, хотя юридической обязанности такого рода не существует.

Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты. Во-вторых, партии обязаны вести учет всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых пар тиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим определенный процент голосов на выборах.

Классификация партий возможна по самым различным основаниям. Это могут быть консервативные партии, выступающие за сохранение прежних порядков, выступающие против реформ (Консервативная партия в Великобритании); клерикальные (религиозные) партии (Христианско-демократический союз в Германии); либеральные партии, выступающие за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь; реформистские партии, которые выступают под лозунгами социализма за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе); радикалистские партии, выступающие за коренное переустройство государственной власти. С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые и партии-движения. С точки зрения особенностей правового положения различаются партии зарегистрированные и незарегистрированные, легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.

Пояснение.

Функции политических партий:

− представляют своих кандидатов избирателям округов;

− проводят кампании за избрание своих кандидатов;

− привлекают на свою сторону массы.

Другие функции:

− политическая социализация (гражданин Н. начал разбираться в политике, лучше её понимать, когда стал сторонником партии);

− политическая партия представляет интересы определённой идеологии (консервативная партия страны Z выступает за уважение традиций, важность религии).

  • В начале 40-х гг. XVII в. генерал-губернатор Голландской Индии решил выяснить, является ли Австралия частью Южного материка и соединена ли с ней Новая Гвинея.
  • Внешняя политика как часть идеологии белорусского государства
  • Политические партии играют важную роль в обществен­ной жизни демокра тического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером

    1. выражение властно значимых интересов отдельных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса и налоговых льгот)

    2. разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития гражданского общества)

    3. политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию митингов в поддержку демократических реформ…)

    Сформулируйте четыре суждения, раскрывающие раз­личные функции поли тических партий в современном обще­стве

    Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение здесь происходит не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.

    Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

    При организованных партиях есть возможность рассчитывать, направлять разрозненные стремления к общей цели; чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы рождается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом, только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникает не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.



    (Б.Н. Чичерин)



    С2. Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий»

    С3. Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую их этих групп партий) Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.

    С4. Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами из текста и приведите пример, иллюстрирующий справедливость данного суждения.

    С1. 1. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах 2. главный источник: взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество
    С2. 1. наличие дисциплины в партийных рядах 3. наличие организации для совокупного действия 4. наличие политической свободы 5. развитие политического смысла 6. определение основных направлений своей деятельности 7. объединение людей около некоторых созданных ими начал 8. выработка политических нравов 9. общественная деятельность, требующая совместных усилий 10. сформировавшееся общественное мнение
    С3. 1а. При организованных партиях есть возможность рассчитывать, направлять разрозненные стремления к общей цели; чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе 1б. там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы рождается один хаос 2. пример: в США действуют уже более полутора столетий крупные партии республиканцев и демократов, программы которых развиваются с учетом изменений в стране и мире, отражая интересы избирателей.
    С4. 1. Не разделяет 2. не надо думать, что установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством. 3. в странах, осуществляющих переход к демократии, партийные коалиции, возникшие в парламентах в результате досрочных выборов, отличаются неустойчивостью и неумением принимать консолидированные решения.

    С6.С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.

    1. Раскройте смысл понятия.

    ^ Гражданское общество -

    2. Используя текст учебника, сформулируйте основные цели гражданского общества.

    3. Напишите, какие различия существуют между формальными и неформальными организациями.

    Выберите из приведенного ниже списка примеры формальных и неформальных организаций и запишите их номера в соответствующие строчки.

    Примеры: 1) профессиональный союз металлургов; 2) дворовая футбольная команда; 3) ассоциация преподавателей университетов России; 4) клуб подготовки к рождению ребенка; 5) объединение соседей по подъезду; 6) негосударственный центр детского творчества; 7) дачный кооператив; 8) товарищество собственников жилья; 9) демократическая политическая партия; 10) негосударственный пенсионный фонд; 11) союз предпринимателей России; 12) фонд помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; 13) организация ветеранов войны; 14) городской союз композиторов.

    Формальные:

    Неформальные:

    4. Студенты одного из российских университетов обсуждали, что такое гражданское общество. Ознакомьтесь с высказанными мнениями и прокомментируйте их. Ответьте на вопросы и выполните задания.


    1. «Гражданское общество - это общество, где человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права». Разделяете ли вы это мнение? Аргументируйте свою позицию.

    2. «Для меня гражданское общество - это прежде всего общество, в котором каждый отвечает за свои поступки сам, не пере­кладывая свою ответственность ни на кого другого.
    Гражданское общество - это такое общество, в котором нет равнодушных к происходящим событиям.

    Также я считаю, что наличие гражданского общества определяется существованием так называемого среднего класса. Хотелось бы добавить, что средний класс это не только материальное благосостояние, но и определенный духовный уровень».

    Как вы понимаете связь между ответственностью гражданина и функционированием гражданского общества?

    Почему члены гражданского общества должны быть сопричастны к происходящим событиям, даже если они не затрагивают личные интересы граждан?

    Как существование среднего класса связано с гражданским обществом?


    1. «В моем понимании в гражданском обществе установлена правовая связь человека с государством, государство защищает гражданина, а тот, пользуясь своими правами, в свою очередь, выполняет определенные обязанности, которые заключаются главным образом в соблюдении законов».
    Приведите пример такой связи человека с государством.

    Используя все приведенные мнения, сделайте вывод о том, что такое гражданское общество.

    5. В 2007 г. один из фондов изучения общественного мнения провел среди граждан России опрос на тему: «Есть ли в России гражданское общество?»

    Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Ознакомьтесь с ними, выполните задания и ответьте на вопросы.

    Затрудняюсь ответить

    25%


    33

    Нет

    25

    Есть

    42

    Затрудняюсь ответить

    Сформулируйте результаты опроса:


    1. Граждане, отрицавшие существование гражданского общества в России, приводили следующие доводы: а) люди разобщены, каждый заботится только о себе; б) отсутствует национальная идея; в) нищета, люди плохо живут, нет заботы о людях; г) отсутствуют законность и порядок в стране; д) не соблюдаются права человека; е) велико социальное расслоение.

      1. Какие из этих доводов действительно относятся к гражданскому обществу? Укажите только буквы.

      2. Кратко поясните свой выбор.

    1. Граждане, признававшие существование в России гражданского общества, приводили следующие аргументы: а) в России есть законы, соблюдаются законность и порядок; б) есть народ - есть гражданское общество, оно есть в любой стране; в) у нас в стране демократия; г) у нас патриотизм, сплоченность общества.

    1. Какие из аргументов не имеют отношения к гражданскому обществу?

    2. Кратко поясните свой выбор.

    1. Предположите, почему значительное количество опрошенных граждан затруднились с ответом.

    2. Как бы вы ответили на этот вопрос социологов, если бы принимали участие в опросе? Почему?

    6. Прочитайте извлечения из текста Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ответьте на вопросы и выполните задания.

    Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в местном самоуправлении.

    Статья 27. Территориальное общественное самоуправление.

    1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

    Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.


    1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

    2. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. <...>
    6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жите­лей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

    Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. <.>

    8. Органы территориального общественного самоуправления:


    1. представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

    2. обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

    3. могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

    4. вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

    1. Составьте план текста.

    2. Что закон называет территориальным местным самоуправлением?

    3. Где, согласно закону, осуществляется территориальное местное самоуправление?

    4. Какие способы осуществления территориального местного самоуправления предусмотрены законом?

    5. Заполните таблицу о направлениях деятельности территориаль­ного местного самоуправления, исходя из содержания документа.

    6) Сделайте вывод о том, какова роль территориальных органов местного самоуправления в развитии гражданского общества.

    Тема 6. Участие граждан в политической жизни

    1. Как гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства?

    2. Используя текст учебника, объясните основные принципы изби­рательного права в демократическом обществе.

    Всеобщее избирательное право -

    Равное избирательное право -

    Прямые выборы -

    3. Объясните, чем различаются выборы в органы власти и референдум.

    4. Ознакомьтесь с результатами социологических опросов и выполните задания.

    1) Граждане отвечали на вопрос: «Результаты, каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь и на положение дел в стране?» Результаты опроса представлены в виде таблицы. Внимательно ознакомьтесь с ними, выполните задания и ответьте на вопросы.


    ^ Варианты ответов

    Влияют (% от числа опрошенных)

    на мою жизнь

    на жизнь страны

    Президентские выборы

    23

    54

    Парламентские выборы (выборы в Государственную Думу)

    4

    11

    Выборы в законодательные собрания регионов

    5

    3

    Выборы в органы местного самоуправления

    27

    10

    Никак не влияют

    20

    12

    Все влияют

    7

    3

    Затрудняюсь ответить

    14

    7

    Какие выборы, по мнению опрошенных граждан, в наибольшей степени влияют на их жизнь? Объясните почему.

    Какие выборы, по мнению опрошенных граждан, в наибольшей степени влияют на жизнь страны? Объясните почему.

    Чем различается оценка гражданами влияния любых выборов на их жизнь и жизнь страны?

    Правомерно ли сделать вывод о том, что значительная часть граждан не видит влияния выборов на свою жизнь и жизнь страны? Аргументируйте свой ответ, используя данные опроса.

    2) Во многих случаях граждане недовольны политиками, за которых они голосовали на выборах. Граждане отвечали на вопрос: «Кого за это надо винить в первую очередь?»

    Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Вниматель­но ознакомьтесь с ними и выполните задания.

    Предположите, чем объясняется мнение опрошенных граждан.

    5. Прочитайте извлечения из текста Федерального закона «О референдуме Российской Федерации», ответьте на вопросы и выполните задания.

    Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.

    ^ Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Референдум Российской Федерации

    Статья 2. Принципы проведения референдума


    1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

    2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

    3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

    4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

    5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также - гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью при­нудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

    6. Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

    1. Как вы понимаете фразу «референдум... является высшим непосредственным выражением власти народа»?

    2. Какие вопросы, согласно закону, не могут быть вынесены на референдум?

    3. Как закон защищает равноправие граждан при проведении референдума?

    4. Что означает норма, прописанная в пункте 4 статьи 2 закона?

    5. Почему участие граждан в референдуме объявлено добровольным?

    6. С каким вопросом, проблемой вы обратились бы в органы государственной власти? Составьте обращение в органы государственной власти по любому интересующему вас вопросу.

    Тема 7. Политические партии и движения

    1. Раскройте смысл понятий.

    Общественно-политическое движение -

    Политическая партия -

    2. Каковы основные различия между общественно-политическим движением и политической партией?

    3. Ниже перечислены важнейшие функции политических партий в современном обществе. Приведите примеры реализации каждой функции. Заполните таблицу.

    До начала выполнения заданий вспомните значение понятий. При необходимости обратитесь к словарю.

    «цель»

    «социализация»

    «мобилизация»

    «элита»

    4. Прочитайте текст и выполните задания.

    Граждане демократических государств раз в несколько лет призываются к избирательным урнам, чтобы отдать свой голос в пользу представителей той или иной партии или политического движения, которые, на взгляд избирателей, выражают их интересы. Если избирателям близка политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, то они отдают свои голоса консервативной партии. Сторонники либеральной партии исходят из посылки, что политической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы; в то же время не может быть подлинной экономической свободы, если отсутствует политическая свобода и не соблюдаются права человека. Для либералов определяющей яв­ляется идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству.

    Приверженец таких ценностей, как свобода, справедливость, солидарность, равенство, коллективизм, таких идей, как обобществление собственности в рамках смешанной экономики, широкое использование механизмов государственного регулирования экономики, создание и развитие системы социального обеспечения, проголосует за социал-демократические или коммунистические пар­тии, занимающие соответственно «левоцентристскую» и «левую» позиции партийно-политического спектра. (По материалам открытой интернет-энциклопедии «Википедия»)

    1) Заполните таблицу.

    Сформулируйте результаты опроса.

    Выскажите предположение о причинах такого результата.


    1. Какие проблемы вашего населенного пункта, региона могли бы стать основой программы регионального отделения политической партии? Составьте агитационную листовку регионального отделения этой политической партии.

    1. Объясните смысл высказываний.
    «Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов» (И. Ильин).

    «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).

    ^ Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА»

    1. Кратко ответьте на вопросы.

    1) Какие отношения в обществе регулирует политика?

    9) В чем состоит различие выборов и референдума?

    10) Какую организацию называют политической партией?

    2) Каковы главные особенности политической власти?

    3) Что называют суверенитетом государства?

    4) Каковы основные виды политических режимов?

    5) Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?

    6) Каковы важнейшие признаки правового государства?

    7) Что называют гражданским обществом?

    8) Как граждане могут участвовать в политической жизни общества?

    2. Выполните задания и ответьте на вопросы. В каждом из заданий обведите кружком номер одного правильного ответа.

    а) Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется


    1. правом 3) экономикой

    2. политикой 4) суверенитетом

    б) Верны ли следующие суждения о разделении властей?

    А. Принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной.

    Б. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. оба суждения верны

    4. оба суждения неверны

    в) Что отличает государство от других политических организаций?


    1. исключительное право издавать законы

    2. определение перспектив развития общества

    3. разработка политических программ

    4. выдвижение политических лидеров

    г) Что характеризует демократический режим?


    1. командно-административные методы управления

    2. всесторонний контроль государства за жизнью общества

    3. господство исполнительной власти

    4. равенство граждан перед законом

    д) Верны ли следующие суждения о референдуме?

    А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам.

    Б. Референдум, как и выборы, предполагает голосование за кандидатуры или партии.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. оба суждения верны

    4. оба суждения неверны

    3. В каждом из заданий запишите верный ответ.

    А) В приведенном списке указаны черты сходства и различия абсолютной и конституционной монархии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - номера черт различия.


    1. законодательная власть сосредоточена в руках монарха

    2. единоличный глава государства

    3. наследственный порядок преемственности власти

    4. ответственность правительства перед парламентом


    б) Найдите в приведенном ниже списке черты, характерные для парламентской республики, и обведите цифры, под которыми они указаны.

    1) Президент избирается всенародным голосованием; 2) правительство формирует победившая на выборах партия; 3) президенту не дано право роспуска парламента; 4) президент является главой государства и исполнительной власти; 5) правительство ответствен­но перед парламентом; 6) существует пост премьер-министра. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

    В) Установите соответствие между признаками и формами государственного устройства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ^ Признаки Формы государственного

    устройства

    1) единая структура государства А) унитарное государство

    На всей территории страны Б) федеративное государство


    1. существуют два уровня государственного аппарата

    2. двухпалатная структура парламента

    3. административно-территориальное образование
    не имеет собственного гражданства

    1. объединение субъектов, обладающих относительной
    политической самостоятельностью

    Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.


    1

    2

    3

    4

    5

    г) Ниже приведен ряд положений. Все они, за исключением одного, относятся к внутренним функциям государства. 1) Охрана законности и правопорядка; 2) формирование государственного бюджета; 3) обеспечение государственного суверенитета; 4) развитие международного сотрудничества; 5) осуществление социальной политики.

    Найдите и выпишите номер положения, выпадающего из этого ряда.

    4. В романе писателя-фантаста описана такая ситуация: «Телеэкран работал не только на прием, но и на передачу. Он ловил каждое слово, если его произносили не слишком тихим шепотом; мало того, покуда Уинстон оставался в поле зрения мутной пластины, он был не только слышен, но и виден. Конечно, никто не знал, наблюдают за ним в данную минуту или нет. Часто ли и по какому расписанию подключаются к твоему кабелю полиция мыслей - об этом можно только гадать. Не исключено, что следили за каждым - и круглые сутки».

    Какому политическому режиму соответствует эта ситуация?

    5. В государстве Z президент - глава государства, полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. Правительство формируется президентом из представителей победившей на выборах в парламент партии при вотуме доверия парламента.

    Какова форма правления государства Z?

    6. Прочитайте извлечения из текста Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», ответьте на вопросы и выполните задание.

    Глава I. Общие положения

    Статья 9. Гражданство детей

    2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

    Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.


    1. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.
    ^ Глава II. Приобретение гражданства

    Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

    6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке... ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

    А) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

    Б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

    В) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

    1) Какие условия определяют гражданство детей?

    2) Можно ли сказать, что при решении вопроса о гражданстве детей российское законодательство стремится максимально учесть интересы ребенка? Аргументируйте свою точку зрения.

    3) Гражданка РФ вышла замуж за гражданина Испании, в России у них родились дети. Через несколько лет супруги развелись, отец уехал на свою родину. Мать с детьми остались в России. Гражданами какого государства считаются дети? Подчеркните в тексте соответствующую статью.

    7. Граждане, опрошенные на выходе с одного из избирательных участков, так мотивировали свое участие в выборах:


    1. Каждый гражданин должен участвовать в выборах.

    2. Необходимо участвовать в выборах, чтобы изменить ситуацию в своем регионе, стране к лучшему.

    1. Если я не буду участвовать в выборах, моим голосом могут воспользоваться для подтасовки результатов.

    2. Я всегда участвую в выборах.

    3. Голосуя, я могу выразить свой протест против политики властей.

    4. Нужно участвовать в выборах, иначе не будет демократии.

    5. В результате выборов к власти придут новые люди.

    6. Все мои близкие и друзья участвуют в выборах.

    7. Участвуя в выборах, я могу помочь симпатичному мне кандидату, близкой по взглядам партии.

    Какой(ие) из приведенных доводов за участие в выборах вы считаете наиболее серьезным(и)? Почему?

    8. Участники телевизионного ток-шоу обсуждали проблему «Молодежь и политика». Основной спор разгорелся при обсуждении вопроса о том, должна ли молодежь до двадцати пяти лет активно участвовать в политической жизни страны, в осуществлении политической власти.

    Противники активного участия молодежи в политике высказали следующие соображения: «Молодые еще, не созрели для такого дела, жизненного опыта нет»; «политика - дело людей старшего возраста»; «бессознательные, не могут принимать самостоятельного решения»; «у молодежи силен стадный инстинкт, и ими можно легко управлять»; «они еще не разбираются в поли­тике»; «у молодежи плохие взгляды на жизнь, они хотят иметь все и сразу, а ничего для этого не делать»; «им ни до чего нет дела, на уме одни развлечения»; «молодежь должна в школу ходить, какая политика?»; «пусть лучше делом займутся, болтунов у нас и так хватает»; «работать нужно, а не политикой заниматься»; «а что от них толку? свободы действий им все равно не дадут»; «взрослые некорректно ведут себя в политике, а молодежь тем более подвергается экстремизму»; «политикой должны заниматься профессионалы, участие молодых - это гражданская активность».

    Сформулируйте основные аргументы противников активного участия молодежи в политике и приведите контраргументы. Заполните таблицу.


    Сделайте вывод о том, должны ли молодые люди активно участвовать в осуществлении политической власти.

    ^ ГЛАВА II. ПРАВО



     
    Статьи по теме:
    Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
    Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
    Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
    Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой
    Мастер-класс для педагогов на тему «Создание электронных тестов» методическая разработка по технологии на тему
    1C:Электронное обучение 1С:Электронное обучение. Экзаменатор Разработка электронных тестов Позволяет разрабатывать собственные электронные тесты и импортировать тесты других разработчиков. Также могут быть импортированы и другие учебные материалы: файлы,
    Старец Павел (Груздев) Старец архимандрит павел груздев
    Архимандрит Павел (в миру Павел Александрович Груздев) родился 10 января 1910 года в деревне Барок Мологского уезда Ярославской губернии.Когда его отца Александра Александровича Груздева призвали во время войны 1914 года в армию, маленького шестилетнего П