Какое масло залить в трансмиссию мотокультиватора нева. Замена масла и обслуживание дизельных, бензиновых двигателей мотоблоков нева. Какое масло заполнить мотор-блок

Мотоблоком сегодня нельзя никого удивить. Он стал верным помощником в выполнении работ на участке и по уборке территории. Владельцы таких агрегатов знают, что за ними нужен постоянный уход: замена некоторых расходных материалов, проверка и затягивание гаек, заправка топливом. Но еще требуется менять масло для мотоблока.

Классификация сортов масел

Для увеличения срока эксплуатации бензинового или дизельного двигателя нужно сделать правильный выбор моторного масла. Несвоевременная его замена снижает срок службы двигателя. Как его выбрать, в каком количестве, как залить в мотоблок — об этом поговорим подробнее.

В комплект каждого мини-трактора или мотоблока входят инструкция и паспорт изделия. В инструкции производитель перечисляет подходящие сорта топлива и смазочных жидкостей, которые способны продлить жизнь техники. Масло в двигателе выполняет функции:

  • охлаждения;
  • смазки;
  • уплотнения;
  • очистки.

При воздушном охлаждении смазка оседает на стенках горячего цилиндра. Эти отложения загрязняют детали двигателя и усложняют процессы смазки. Поэтому в смазочном материале присутствуют противоокислительные добавки. Они очищают стенки цилиндров от нагара и продляют срок службы мотоблока. Разные климатические зоны требуют использования различных маслянистых жидкостей. Они различаются по вязкости, составу и назначению.

По вязкости

Вязкость определяется по стандарту SAE J300. Для механизмов она зависит от следующих характеристик:

  • конструкции агрегата;
  • особенностей работы;
  • возраста механизма;
  • температуры окружающего воздуха.


Моторные масла делятся на зимние и летние. Зимние обозначены буквой W. Часто используются маловязкие зимние сорта с обозначениями SAE 0W, 25W, а также с промежуточными значениями 20W, 5W, 15W и 10W. Составы для использования летом не имеют в названии букв. Они отличаются высокой вязкостью и обозначаются SAE 20, 60, САЕ 30 или 40. При использовании зимой летних марок возникают проблемы, связанные с запуском агрегата. Зимние сорта в летнее время не способны осуществлять качественную смазку.

Ученые разработали всесезонные составы, применяющиеся для заливки в мотоблок летом и зимой. Их обозначения — 5W-40, 10W30.

По составу

Кроме сезонных признаков, смазочные материалы делятся на типы по составу:

  • минеральные;
  • синтетические;
  • полусинтетические.

При работе двигатель с воздушным охлаждением быстро нагревается. Моторное масло снижает его температуру. Не та категория вызывает в моторе поломку. Не рекомендуется использовать синтетическое масло в смеси с минеральным.

По назначению

При возникновении необходимости замены смазывающих жидкостей каждая компания-производитель рекомендует заливать свою марку. Для сельскохозяйственных машин фирмы Honda используют всесезонные марки 10W-30 категории SF. Subaru в своих рекомендациях указывает для работы в умеренном климате 10W-30, в холодных регионах — 5W-30. Категория качества масла — SE.


Для изделий компании Lifan требуется летняя марка SAE-30, для зимних условий — SAE 10W-30. Условия по категории качества отсутствуют. В мотоблоки компании Калужский двигатель заливают всесезонный состав 10W-30 или 15W-30 качества SF или SH.

Какое масло заливать в двигатель мотоблока

Производители мотоблоков и мини-тракторов предписывают использование моторных масел как для бензиновых изделий, так и для дизелей. Моторы на заводе проходят испытания. В это время применяются смазочные материалы, которые рекомендуются в инструкциях.

Для бензиновых двигателей

  • SB — для работы со средней механической нагрузкой;
  • SC — используется в двигателях без клапанов PCV;
  • SD — работает в двигателях с PCV;
  • SE — смазочный материал для использования в моторах, выпускаемых с 1980 года;
  • SF — более качественный аналог предыдущего масла;
  • SH — используется во многих системах двигателей.

  • Категория SB обладает хорошими антикоррозийными свойствами. Продукция качественно смазывает стенки цилиндров и подшипники. SF снижает количество масляного нагара в двигателе 4-тактного типа и в двухтактных моторах.

    Для дизельных двигателей

    Рекомендованным моторным маслом владельцы повышают ресурс агрегата и сокращают расход дизельного топлива для дизельного мотоблока. В инструкциях к мотоблоку с дизельным двигателем указаны следующие категории смазочных веществ:

    • СВ — для работы с высокосернистым топливом;
    • СС — для мотора без турбонаддува, работающего с повышенными нагрузками.


    Какое масло заливать в редуктор мотоблока

    Каждый мотоблок в составе имеет редуктор. Для него тоже используется трансмиссионное масло, которое регулярно заменяется. Сегодня встречаются механизмы, в которых необходимости замены масла нет. Для замены нужно использовать трансмиссионные составы. Это продлит срок службы агрегата. Для редуктора мотоблока Нева МБ-2 требуется трансмиссионное вещество ТЭП-15. Оно работает в летнее время при температурах воздуха от -5˚С. Для зимы заливают ТМ-5. Оно выдерживает до -25˚С. Объем — 2,2 л.

    Для агрегата Нева МБ-1 нужно приготовить ТАД-17И или ТАП-15 В. Объем смазочного материала — 1 л. Салют 5 и Беларус 08Н-09Н использует М-10В2 и М-10Г2 при теплой погоде. В зимнее время — М-8Г2. В Ока МБ-1Д1 заливается трансмиссионка ТАД-17И или ТАП-15 В. Редуктор мотоблока Целина МБ заправлен в заводских условиях. Замена смазки не требуется. Тарпан заправляется ТАД-17И или его аналогами. Фаворит — авиационным маслом МС-20 или ТАД-17И.


    Vario раз в два года требует замены 80W90. Лучшее масло для агрегата Patriot Garden — 85W90. Рекомендуемый состав для редуктора Zubr — ТАП-15.

    Несколько слов о сроках замены. В редукторе Фаворит первая замена производится через 25 часов работы. В дальнейшем его меняют каждые 250 часов. Замена проходит лучше на горячем двигателе. Слив горячей отработки делают через маслоспускное, а заливают свежее — через отверстие для залива.

    В устройстве Целина впервые меняют содержимое редуктора спустя 50 часов эксплуатации, затем через каждые 200 часов. Угра и Ока ежедневно пополняются небольшим количеством. Полная замена делается через 100 часов эксплуатации.

    Какое масло заливать в мотоблоки Нева

    Качество смазочной жидкости в мотоблоке постепенно снижается и приходит в негодность. Вместе с этим процессом происходит износ двигателя. Чтобы предупредить процесс износа, нужно своевременно менять смазочные смеси. В инструкции написана рекомендуемая марка и указано его количество. При покупке необходимо учитывать уровень его вязкости, классификацию качества. Для мотоблока Нева нужно приобрести масло в редуктор и в двигатель.

    Мотоблок Нева оборудуется разными моторами. Для них нужны смазочные материалы разных марок и производителей. В двигатель следует заливать их с учетом вязкости и категории.

    Если для земельного участка приобретен аппарат с двигателем Хонда, в него можно летом и зимой заливать марку SAE 10W-30. Для двигателя Lifan годится это же универсальное средство. Фирма Subaru для своей техники сама выпускает смазку. С двигателем Субару нужно покупать смазку этой же фирмы. Ее марка — Ow20. Она годится для зимних и летних условий эксплуатации мотора. Допустимо вместо него заливать 5w-30 этого же производителя.


    В двигатель Briggs & Stratton заливают летнее моторное масло марки SAE 10W-30. Для зимних условий годится SAE 5W-30. Расход его больше, чем у других моторов, поэтому уровень нужно проверять чаще. При необходимости смазочный материал добавляется до нормы.

    Редуктор — важная часть мотоблока. Для правильной работы необходимо заливать в редуктор мотоблока Нева масло хорошего качества, периодически его заменять. К таким маслам относятся ТЭП-15 и ТМ-5. Объем его — 2,2 л. Отработанную жидкость в горячем состоянии сливают через специальное отверстие и заливают свежую. Эти виды годятся для устройств МБ-1. При замене агрегат устанавливается в вертикальное положение, под него помещается емкость для слива отработки.

    На только что купленном агрегате первая замена производится после 30 часов работы, затем — каждые 180-200 часов.

    Если мотоблок используется для работы редко, замена делается не реже одного раза в два года. В агрегат Нева МБ-2 нужно заливать масло ТАП-15В, вместо него можно использовать марку ТАД-17И.

    Нужно знать, когда меняется масло. В только что купленном агрегате необходимо проверить его уровень. Некоторые мотоблоки продаются без смазочных жидкостей. При необходимости можно залить масло и обкатать устройство в течение 20-25 часов. Затем замена производится через 100-250 часов. Сроки указаны в инструкции.

    Как поменять масло в мотоблоке

    Меняется масло в цилиндрах мотоблока на горячем двигателе. Это касается действий как для двухтактного, так и для четырехтактного двигателя. Разогретая отработанная смесь хорошо стекает в подставленную емкость. Следующие действия:

    • вывернуть пробку-сапун;
    • слить масло отработанное;
    • залить свежее;
    • ввернуть пробку-сапун;
    • проверяется работа агрегата.

    Смазка в цилиндрах мотоблоков разных конструкций заменяется в следующем порядке:

    • бензиновый мотоблок устанавливается горизонтально;
    • с помощью отвертки снимается пробка на баке;
    • слить отработку;
    • пробка закручивается;
    • залейте в коробку свежее масло;
    • закрывается заливочное отверстие.

    Слить масло и залить свежее можно за 15-20 минут. Если заменять отработанное масло некачественной продукцией, возникнут проблемы, приводящие к ремонту техники. Это касается смазки двигателя и масла в коробке передач. Смазочные материалы стареют и требуют своевременной качественной замены. Через сколько часов можно заливать автомобильное масло, написано в инструкции производителя. Прочитать ее нужно, чтобы купленный дорогостоящий агрегат оказывал помощь в течение более длительного срока.

    Отработанная смазочная жидкость утилизируется в специальных пунктах.

    Многих новоиспеченных владельцев мотоблоков интересуют вопросы, связанные с применением масел для сельскохозяйственной машины. Давайте рассмотрим, какие составы подходят для смазки тех, или иных механизмов мотоблока, и как использовать их для стабильной работы и продления сроков эксплуатации агрегата.

    Рабочий ресурс двигателя сельскохозяйственного агрегата зависит не только от качества его комплектующих и сборки, но и от того, насколько правильно и как часто вы будете менять моторное масло. Придерживаясь рекомендаций производителя, вы сможете продлить сроки эксплуатации агрегата и убережете его от типичных поломок.

    Выполнять замену смазки в мотоблоке необходимо предварительно разогрев мотор агрегата. Чтобы поменять масло в двигателе мотоблока, нужно действовать в следующем порядке:

    1. Сначала установите агрегат в горизонтальное положение. Отверстия для заливки и слива масла всегда находятся в левой части двигателя мотоблока. Оставшееся внутри мотора масло нужно слить через сливное отверстие, которое закрывается конической пробкой, имеющей резьбу. Если пробка закручена слишком сильно, то отвернуть ее можно при помощи длинной отвертки;
    2. Положите под сливное отверстие широкую емкость, объемом не менее 2-х литров, и медленно откручивайте пробку. Окончательно сняв ее, подождите 10 минут, пока смазочная жидкость полностью не сольется с двигателя мотоблока;
    3. После этого закрутите пробку сливного отверстия, и начните заливать новое моторное масло. Лучше всего, если в качестве нового состава вы выберите масло 10W40 на синтетической или минеральной основе. Его объем должен быть равен количеству ранее слитого масла.


    Менять смазку в двигателе мотоблока следует не реже, чем раз в 25–30 часов работы. Если вы не слишком часто пользуетесь агрегатом, и на все работы у вас уходит примерно такое же количество времени, то производить замену масла можно раз в год. При этом помните, что если вы не успеваете проработать 30 часов за сезон, то масло все равно нужно менять, так как за время простоя мотоблока свойства состава заметно ухудшаются.

    Если вы только приобрели мотоблок, то поменять смазку в его моторе необходимо поле первых 5 часов эксплуатации агрегата. Дело в том, что после сборки новых мотоблоков мелкий мусор, оставшийся внутри мотора, попадает в масло, что приводит к заклиниванию двигателя и появлению мелких поломок. Чтобы мотор нового агрегата полностью очистился, масло в нем потребуется заменить еще трижды – 2 раза после 5 часов эксплуатации, и третий – после 10 часов.


    Этот вопрос очень актуален, особенно, среди начинающих фермеров. Многие из них используют автомобильное моторное масло, считая, что разницы между ним и составом для заливки в мотор мотоблока абсолютно нет.

    На самом деле применять автомобильное масло – большая ошибка. Дело в том, что такое средство не обладает теми характеристиками, которые нужны для исправной работы мотоблока. Результатом этому становится ускоренный износ цилиндров и поршневой группы мотора, что приводит к поломке мотоблока и необходимости полной замены его двигателя.

    Чтобы не допустить этого, следует использовать специализированное моторное масло для мотоблока, состав которого полностью соответствует требованиям сельскохозяйственной машины. Для заливки в мотор можно применять 2-тактное или 4-тактное масло – все зависит от типа двигателя мотоблока.

    Большое значение также имеет производитель смазочного средства – лучше всего на практике себя зарекомендовали составы от популярных брендов: Shell, Mobile, Castrol и Liqui Moly – они одинаково хорошо работают в моторах производства компаний Briggs&Stratton, Субару и других известных компаний. Третий важный фактор – это сезонность моторного масла – от этой характеристики зависит, при каких температурах состав начинает терять свои самые важные свойства. Чтобы не прогадать, советуем выбрать масло для мотоблока всесезонного типа – оно не теряет своих характеристик при температуре в диапазоне от -25 до +40 °C.


    Чтобы узнать, нужно ли разбавлять бензин для мотоблока, необходимо изучить инструкцию по его эксплуатации. В ней указано, каким типом двигателя оборудован агрегат – 2- или 4-тактным.

    Если мотоблок оснащен 2-тактным мотором, то топливная смесь для него обязательно должна состоять из бензина и масла. В процессе приготовления смеси соблюдайте точную пропорцию, указанную производителем в руководстве по эксплуатации. Вместе с тем, топливо для мотоблока с 4-тактным двигателем не нуждается в смешивании с маслом, так как все 4 такта таких моторов работают на чистом горючем.

    Следует помнить, что мотоблоки, в которые заливается дизель, также не нуждаются в приготовлении топливной смеси. Дело в том, что все дизельные двигатели относятся к числу 4-тактных моторов и работают на чистом горючем.

    Масло для дизельного мотоблока – особенности выбора


    Выбирая моторное масло для дизельного мотоблока, следует руководствоваться указаниями в инструкции по эксплуатации. Однако если руководство по применению было утеряно, то придется изучить имеющиеся на рынке составы более внимательно.

    Моторные масла для дизельных моторов классифицируются на следующие категории. Определить тип и соответствие состава для конкретного мотоблока поможет специальная маркировка, указанная на таре со смазкой:

    1. API CJ-4 – составы с такой маркировкой предназначены специально для мотоблоков, мощностью от 10 л. с. и больше. Состав этих смазочных материалов обладает повышенной вязкостью, что гарантирует исправную работу всех элементов мотора агрегата;
    2. API CI-4 – эти масла следует применять для двигателей, оборудованных разными типами впрыска и наддува. Такие масла обладают хорошими диспергирующими характеристиками и высокой устойчивостью к термическому окислению;
    3. API CH-4 – смазочные средства с этой маркировкой полностью соответствуют всем современным требованиям и стандартам качества. Среди преимуществ этих составов следует выделить возможность заливать их в дизельные моторы, работающие на топливе, процент серы в котором превышает 0,5 %;
    4. API CA – составы этого типа оптимально подходят в случаях, если в дизельном топливе содержится незначительное количество серы. Масла с такой маркировкой защищают двигатель мотоблока от образования на его стенках вредных отложений;
    5. API CB – применение масел этого масла позволяет снизить риск образования коррозии подшипников мотоблоков;
    6. API CC – такие масла станут оптимальным вариантом для мотора, оборудованного турбонаддувом, но не имеющего нагнетателя. Эти составы помогают мотоблокам выдерживать длительные нагрузки и исправно работать в тяжелых условиях;
    7. API CF-2 – масла этой группы хорошо показывают себя при использовании в мотоблоках, которые поддаются сильным нагрузкам.

    После покупки подходящего моторного масла, можно переходить к его заливке в мотор мотоблока. Порядок действий при этом достаточно прост:

    1. Сначала установите агрегат в горизонтальном положении;
    2. Положите под сливное отверстие в двигателе широкую емкость и снимите пробку, аккуратно поддев ее отверткой;
    3. Подождите, пока с мотора сольется старое масло, и вкрутите пробку обратно в отверстие;
    4. Залейте внутрь мотора не менее 2 литров нового смазочного состава.


    Помните, что менять масло в новых мотоблоках следует трижды с интервалом в 5 часов умеренной эксплуатации. После этого производить замену требуется не чаще 1 раза за 25 часов работы мотоблока.

    Масло в редуктор мотоблока – как проверить и поменять?


    Редуктор – это важный элемент мотоблока, функция которого заключается в передаче крутящего момента от мотора на колеса агрегата посредством клиноременной передачи. Детали редуктора поддаются усиленному износу, в связи с чем нуждаются в регулярной смазке. Сразу оговоримся, что для данной цели подходят далеко не все имеющиеся на рынке средства.

    Наиболее оптимальным вариантом для смазки редуктора является трансмиссионное масло. Состав этого типа отлично подходит для смазки движущихся деталей. Второй важный вопрос заключается в том, сколько смазочного состава нужно заливать в редуктор. Чтобы узнать это, потребуется выполнить ряд определенных действий:

    1. Аккуратно поставьте мотоблок таким образом, чтобы его крылья находились в параллельном поверхности положении;
    2. Возьмите проволоку, длиной не менее 70 см, и загните одну из ее сторон в дугу;
    3. Просуньте проволоку сквозь заливное отверстие до упора, после чего вытяните обратно.

    Далее посмотрите на проволоку. Если ее мокрая сторона составляет 30 см, значит, доливать масло в редуктор не нужно. Если уровень смазочного материала ниже, значит, потребуется долить столько масла, сколько требуется для достижения 30-сантиметровой отметки на проволоке. Заливать смазывающую жидкость в редуктор нужно в следующем порядке:

    1. Установите мотоблок на подставки;
    2. Под мотоблоком в нижней части редуктора отыщите пробку сливного отверстия. Положите под нее широкую емкость и начните медленно откручивать крышку;
    3. Подождите 10 минут, за которые с редуктора вытечет все масло;
    4. Закрутите крышку сливного отверстия до конца, открутите пробку заливного отверстия и положите в него воронку;
    5. Залейте в редуктор примерно 2 л трансмиссионного масла;
    6. Проверьте уровень состава при помощи проволоки – если в масле оказалось меньше, чем 30 см проволоки, значит, долейте еще немного материала.


    В большинстве случаев менять смазочное средство в редукторе мотоблока требуется не реже, чем 1 раз за 100 часов эксплуатации агрегата. При этом периодичность замены может отличаться в зависимости от рекомендаций производителя мотоблока. Если вы используете свою сельскохозяйственную машину больше, чем 4 часа в день, значит, производить замену состава нужно 1 раз за 50 часов работы мотоблока.


    При выборе трансмиссионного масла первое, на что следует обращать внимание – это рекомендации производителя мотоблока. Каждый из брендов, занимающихся изготовлением сельскохозяйственной техники, использует разные по своей конструкции механизмы. Соответственно последние нуждаются в различным по своему составу маслах. Чтобы не допустить ошибок при выборе трансмиссионного масла, советуем изучить таблицу, в которой собраны рекомендации наиболее известных производителей мотоблоков.

    Помимо правильно подобранного трансмиссионного масла, важную роль для продления сроков эксплуатации мотоблока также играет периодичность его замены. Здесь, как и в случае с выбором состава, следует обращать внимание на советы производителя мотоблока. В таблице ниже вы сможете изучить периодичность замены масла для наиболее популярных марок мотоблоков.

    Марка мотоблока Рекомендации производителя
    Нева МБ-1 и МБ-2 Менять трансмиссионное масло требуется не реже 1 раза в 100 часов работы с мотоблоком
    Зубр Первая замена масла осуществляется после 50 часов эксплуатации мотоблока в умеренном режиме. Все последующие замены производятся через каждые 200 часов эксплуатации агрегата.
    Кентавр Трансмиссионное масло нужно менять после каждых 75 часов эксплуатации мотоблока
    Хонда Замену масла следует производить после каждых 100 часов работы с мотоблоком
    Каскад Лучше всего менять трансмиссионное масло каждые 150 часов эксплуатации мотоблока

    Разница в периодичности замены трансмиссионного масла для мотоблоков различных марок обусловлена не только конструктивными особенностями агрегатов, но и их состоянием. Ведь если мотоблок имеет небольшую поломку, то трансмиссионное масло в нем будет терять свои характеристики гораздо быстрее, чем в случае с полностью исправным агрегатом. Обязательно учтите это, и устраняйте все имеющиеся поломки сразу же после их обнаружения.

    Многие дачники, которые используют садовую технику, слышали фразу, что машина будет служить положенный срок, только при соблюдении правил эксплуатации и должном уходе. К сожалению, эти условия не всегда соблюдаются. Результатами являются сломанная техника, разочарованный покупатель и многочисленные жалобы в гарантийные и сервисные центры, сотрудники которых разводят руками: "гарантия не предоставляется при ненадлежащем обслуживании". В этой статье мы постарались собрать самые распространенные вопросы по поводу ухода и эксплуатации мотокультиваторов.


    Перед использованием техники обязательно необходимо ознакомиться с инструкцией. Как правило, культиваторы имеют бензиновые двигатели. На большинство моделей устанавливаются 4-тактные моторы, но встречаются и агрегаты с 2-тактными двигателями. Не будем вдаваться в различия, а постараемся разобраться, как правильно заправить каждый из них. Многие знают, что для 2-тактного двигателя необходимо использовать не бензин в чистом виде, а топливную смесь, изготовление которой ложится на плечи пользователя. Необходимо в правильной пропорции смешать бензин и масло. Чаще всего используется 1 часть масла на 40 частей бензина или 1 часть масла на 50 частей масла. Смесь предварительно делается в пустой канистре.

    Для приготовления топливной смеси нельзя смешивать бензин с маслом прямо в топливном баке культиватора. Нельзя использовать смесь для 4-тактных двигателей.

    Пример приготовления топливной смеси в пропорции 1:50:

    • Возьмите пустую канистру, канистру бензина 5 л. и 0,1 л. 2-тактного масла
    • Налейте в пустую канистру 2,5 л. бензина
    • Влейте в канистру масла
    • Тщательно перемешайте смесь
    • Долейте остатки бензина
    • Повторно перемешайте, топливо готово

    Далее все правила общие для 4-тактных и 2-тактных двигателей. Приготовление горючего и заправку следует производить на улице или в хорошо проветриваемом помещении. Соблюдайте все правила техники безопасности при работе с легковоспламеняющимися продуктами. Так как топливо расширяется во время работы, не заполняйте бак полностью, оставляйте примерное 25 мм до края.

    Нельзя заправлять культиватор при работающем двигателе

    Использование чистого бензина без масла для 2-тактных двигателей, грязного топлива, бензина несоответствующего октановым числом и другие нарушения могут привести к поломке двигатели и не подлежат гарантийному обслуживанию.

    Простые рецепты продления срока службы мотокультиватора

    Всем хочется, чтобы их техника служила долгое время без нареканий. Для хорошего здоровья человеку необходимо соблюдать правила гигиены, такие же простые правила нужно соблюдать и для мотокультиватора.

    • Главным элементом культиватора является мотор, чтобы продлить ему срок службы необходимо прогревать двигатель 1-2 минуты. Внимательно ознакомитесь с рекомендациями производителя по поводу топлива. После завершения работы дайте двигателю поработать на холостых оборотах, чтобы он остыл.
    • Если техника простаивает, рекомендуется нанести смазку на детали, подверженные коррозии. Смажьте все подвижные элементы.
    • Для нормальной работы 4-тактного двигателя необходимо поддерживать уровень масла на должном уровне. Возьмите себе за правило, перед каждым стартом двигателя проверять уровень топлива в баке и масла в картере.
    • Старайтесь медленно отпускать рукоятку стартера во избежание поломки.
    • Очищайте воздушный фильтр
    • Необходимо провести первую замену масла после 5 моточасов работы, вторую - через 25 моточасов. В дальнейшем необходимо производить периодические замены в зависимости от рекомендаций производителя.

    Моторное масло - неотъемлемый элемент любого бензинового двигателя. Его свойства должны точно соответствовать различным показателям смазываемой поверхности. Масло должно оптимально обтекать элементы и снижать трение деталей друг об друга. Вязкость моторного масла определяется по классу Сообщества автомобильных инженеров (SAE). Вязкость является основным параметрам, который указывают производители. Различаются зимние, летние и всесезонные масла. Смазка, рассчитанная на работу при температурах ниже 0, по международной классификации имеет маркировку W - winter (зима). Обратите внимание, что культиватор поставляется без масла в картере.

    Работа двигателя без масла может привести к поломке, которая не подлежит гарантийному ремонту. Также гарантия не распространяется на случаи, когда применялась смазка, не соответствующая техническим параметрам двигателя.

    Проверка уровня масла

    Перед началом работы важно проверять уровень масла. Для этого необходимо установить культиватор в горизонтальное положение. Если агрегат работал, то необходимо подождать 5 минут. Очистите заливочную горловину от грязи и травы и откройте пробку. У некоторых моделей имеется специальный щуп, который позволяет легко оценить уровень жидкости. Просто извлеките щуп протрите его тряпкой, затем снова опустите в заливочное отверстие, затем достаньте. Уровень смазки должен соответствовать отметке на щупе или нижнему краю горловины. Через воронку залейте масло в картер, после этого плотно закройте заливочное отверстие. Следите за тем, чтобы грязь не попадала внутрь отверстия.

    Двигатель может терять мощность и перегреваться из-за низкого уровня масла или из-за присутствия грязи в картере.

    Замена масла

    • Поставить емкость для отработанного масла под сливное отверстие, которое закрывается специальным болтом
    • Открутите болт сливного отверстия. Отработанное масло начнет стекать в емкость. Чтобы до конца слить жидкость можно немного наклонить культиватор. После этого необходимо плотно закрыть отверстие
    • Совет: прогретое масло сливается быстрее, поэтому перед процедурой замены необходимо дать мотокультиватору поработать
    • Откройте заливочное отверстие и доведите масло до уровня крайней отметки на щупе или нижнего края горловины
    • Плотно закройте отверстие

    Отработанное масло необходимо утилизировать. Запрещается выбрасывать его в мусор или выливать в канализацию.


    Это зависит от того, герметизирована ли трансмиссия. Если это так, то замена масла не требуется. Мотокультиватор сразу поставляется со смазкой на весь период эксплуатации. В некоторых случаях культиваторы поставляются без смазки в редукторе. Это обычно указывается в инструкции. Для смазки используется трансмиссионное масло, которое имеет определенную вязкость по классификации SAE. Обычно полная замена масла в редукторе не требуется, необходимо только поддерживать смазку на определенном уровне. Проверку уровня масла рекомендуется проводить каждые 100 часов работы. На большинстве моделей для этих целей предусмотрено специальное контрольное отверстие, также на некоторых культиваторах имеется отверстие для заливки масла.

    Если во время работы трансмиссия начинает стучать и шуметь больше обычного, то причиной этого может быть недостаток масла в редукторе.

    Расход топлива культиватором

    На то, сколько топлива использует культиватор, влияет много параметров. Главными из них являются мощность и вес, но играет роль и тип почвы. Средние и легкие культиваторы мощностью от 2 до 4 л.с. в среднем потребляют 1-1,5 литров бензина в час. Стоит обратить внимание, что 2-тактные двигатели расходуют больше топлива. При этом от сгорания смеси бензина и масла получается намного меньше энергии, а часть горючего уходит в атмосферу. Не стоит запасаться топливом впрок. Это относится и к бензину и к смеси. Обычно производители указывают, что не рекомендуется использовать горючее, которое простояло более 30 дней. Если вы используете топливную смесь, то перед каждым использованием рекомендуется встряхивать её.


    Первая серьезная проблема, с которой сталкиваются пользователи. Это как завести технику. Для начала необходимо проверить уровень топлива и масло. Мотокультиваторы поставляются с пустым баком и картером, поэтому предварительно их надо заправить. При этом вы должны привыкнуть проверять уровень масла перед каждым пуском. Чтобы завести агрегат, переведите зажигание в положение включено. Откройте топливный кран и закройте воздушную заслонку. Дальше необходимо произвести подкачку топлива в карбюратор, возьмитесь за ручку стартера и несколько раз плавно потяните за неё пока не почувствуйте сопротивление, затем сделайте резкий рывок. После того, как мотор завелся, откройте воздушную заслонку. Обязательно прогрейте мотор, дайте поработать ему на холостых оборотах минимум минуту. Это правило необходимо соблюдать перед каждым пуском. Таким образом, вы продлите срок службы агрегата.

    Нельзя резко бросать стартер, обязательно плавно доводите его до конца. В противном случае он может намотаться на маховик, что приведет к поломке.


    Важный вопрос для владельцев культиваторов: как подготовить технику к зимнему "отдыху". Помещение, в котором будет зимовать ваш культиватор не должно быть пыльным или влажным. Для подготовки машины к длительному простою необходимо провести процедуру консервации. Все работы следует проводить при холодном двигателе.

    Консервацию мотокультиватора следует проводить не только перед зимой, но и в тех случаях, когда агрегат не будет использоваться длительное время.

    1. Слив топлива

    Предварительно постарайтесь максимально выработать топливо, остатки горючего необходимо слить из бака и карбюратора. Для этого у большинства моделей имеется специальный сливной болт или пробка. Открутите его, подставьте какую-нибудь емкость для горючего под карбюратор и откройте топливный рычаг. Когда бензин вытечет, необходимо закрыть отверстие и топливный рычаг. На свежем воздухе нужно произвести контрольный запуск двигателя, чтобы убедиться, что в карбюраторе не осталось горючего. Дайте поработать мотокультиватору на холостом ходу до полной остановки, так вы предотвратите накопление смол, которые могут стать причиной плохого запуска или выхода техники из строя.

    Старое топливо, которое хранится более 30 дней, непригодно для работы. Бензин окисляется, в нем повышается содержание смол. Карбюратор культиватора может забиться, если не сливать бензин на период хранения более месяца.

    Также при необходимости можно провести замну масла.

    2. Замена свечи

    На большинстве моделей мотокультиваторов необходимо отвинтить свечу зажигания. Необходимо оценить её состояние и при неисправности - заменить. Для этого отсоедините колпачок, и очистите грязь вокруг свечи. С помощью свечного ключа открутите деталь и внимательно осмотрите. Обратите внимание на зазор между электродами. Внешний вид свидетельствует не только об исправности самой свечи, но и о работе двигателя агрегата. Если электрод покрыт бархатистым черным нагаром, то следует произвести замену. Обычно производители указывают рекомендованные модели свечей в инструкции. Неисправность этого элемента может приводить к повышенному расходу топлива, падению мощности, осложнению запуска и др.

    Нормально работающая свеча имеет электродный зазор 0,7 - 0,8 мм. Электрод светло-коричневого цвета с минимальным количеством отложений и нагара. Следы масла отсутствуют.

    Черный нагар, следы несгоревшего масла или топлива могут свидетельствовать о неисправности двигателя.

    3. Смазка вала

    Открутив свечу зажигания, необходимо залить в цилиндр приблизительно столовую ложку моторного масла. Медленно потяните ручку стартера до сопротивления, так вы провернете коленвал и смажете поршневые кольца. Одновременно вы закроете впускной и выпускной клапаны двигателя, защитив внутреннюю часть мотора от коррозии.

    Совет: Чтобы было удобнее залить масло в цилиндр, можно воспользоваться шприцем на 10-20 мл.

    4. Последние приготовления

    Необходимо привести ваш культиватор в надлежащий вид. Подвергните его тщательному осмотру. Очистите фрезы от грязи и остатков травы, смажьте их. Если в каких-то местах краска облупилась, её необходимо счистить, а эти места смазать. Смажьте все видимые элементы управления: рычаги и тросы. Очистите воздушный фильтр. Чтобы сэкономить место в гараже, можно снять фрезы и сложить ручки.

    Теперь ваш культиватор полностью готов к заслуженному отдыху и будет с нетерпением ждать начала нового сезона!

    Каждое используемое приспособление всегда требует правильной эксплуатации и тщательного ухода, поэтому ни в коем случае нельзя пренебрежительно относиться к указанному техническому помощнику. Современные аграрии все чаще используют в процессе своей деятельности известные мотоблоки Нева, которые впервые появились в 80х годах и до сих пор не утратили своей популярности, более того, они значительно повысили уровень продуктивности и стали эталоном качества. Но даже такие мощные приспособления со временем выходят из строя, поэтому необходимо разобраться в основных причинах неисправностей и понять, как избавиться от проблем своими руками.

    Ремонт мотоблока Нева: как сделать все правильно без помощи специалистов

    Сначала необходимо отметить, что среди множества моделей указанного производителя, именно МБ1 и МБ2 считаются самыми известными и широко распространенными. На их примере и будем разбираться с часто встречаемыми неисправностями.

    МБ-1


    Основное внимание было уделено самым распространенным проблемам. Благодаря руководству по эксплуатации можно без проблем разобраться с особенностями и осуществить ремонт своими руками.

    МБ-2

    • Если владелец агрегата столкнулся с невозможностью разобщения полуосей, ему нужно проверить регулировку привода и изменить натяжение троса;
    • Самовыключение передач нередко становится результатом возникновения такой неисправности, как нарушение системы регуляции переключения. Тогда следует уменьшить напряжение удерживающих плату винтов, включить 1 передачу и снова максимально затянуть винты;
    • В случае отсутствия кинематической связи в редукторе необходимо обновить вилку переключения.

    Решение других проблем и более детальную информацию об использовании мотоблока можно найти в специализированных руководствах по эксплуатации, рассчитанных на новые устройства и старые.

    Замена масла на мотоблоке Нева

    Стоит отметить, что нередко довольно проблематичным является выбор масла и осуществление самого процесса замены. Поэтому многие владельцы мотоблоков Нева МБ1 и МБ2 задаются вопросом: «Какое масло заливать в мотоблок Нева и как это сделать?».

    Важный момент: процесс залива одинаков для обеих моделей, разнятся только типы масел для редуктора:

    • Необходимо вертикально установить агрегат;
    • Затем следует разместить под самим редуктором бак объемом не меньше 3 л;
    • Нужно вывернуть пробку-сапун и аккуратно очистить ее от любых загрязнений;
    • Ввернув винт слива масла, следует слить имеющееся масло;
    • Теперь можно приступать к заливу свежего трансмиссионного масла определенного вида (объем 2,2 л);
    • Вверните пробку-сапун, протрите втулку и ось рычага натяжения приводного ремня и смажьте их маслом;
    • Убедитесь в работоспособности механизма сцепления и смажьте его.

    Стоит всегда помнить, что редуктор мотоблоков Нева МБ1 и МБ1 должен обслуживаться после каждых 100 часов использования.

    Обслуживание мотоблока состоит в проведении ряда работ, обеспечивающих безотказную и безопасную работу машины в течение всего срока ее эксплуатации. К таким работам относится замена масла в узлах мотоблока, проверка и профилактика систем двигателя, регулировка механизмов управления, уход за шинами и т.п.

    Мотоблок должен быть очищен от грязи и установлен в горизонтальном положении, опираясь на третье колесо (если оно имеется) или подставку, обеспечивающую устойчивость машины.

    При обкатке нового мотоблока в течение первых 30-ти часов желательно эксплуатировать машину в щадящем режиме, не допуская перегрузок и работы на полном газу. Такой режим позволит приработаться деталям и избежать их преждевременного износа.

    Периодичность технического обслуживания

    Правильный уход за мотоблоками предполагает планово-предупредительный характер проведения работ. В них входит обслуживание мотоблока перед каждой эксплуатацией и мероприятия по достижении определенной наработки мотоблока. Перед началом работы проверяются:
    • Уровень масла в картере двигателя, коробке передач (редукторе), сцеплении.
    • Надежность затяжки резьбовых соединений.
    • Состояние защитных устройств.
    • Давление в шинах.

    Каждый производитель устанавливает свои сроки проведения ТО в зависимости от характеристики узлов и материалов, используемых в мотоблоке. Ориентировочные значения наработки, по достижении которых производится обслуживание и настройка мотоблока, приведены в таблице ТО ниже.

    Проводимые работы После каждого исполь- зования Через 5 часов Через 25 часов Через 50 часов Через 100 часов или 1 раз в сезон По необ- ходи- мости
    Очистка мотоблока и его узлов +
    Проверка воздушного фильтра +
    Замена воздушного фильтра +
    Проверка свечи зажигания +
    Замена свечи зажигания +
    Замена масла в картере двигателя* +
    Замена масла в коробке передач и сцеплении +
    Смазка тросиков системы управления +
    Регулировка тросика сцепления +
    Замена глушителя +
    Регулировка натяжения клиноременных передач +

    * Первую замену масла в картере двигателя необходимо провести после первых 2-5 часов (разные производители указывают разное время) работы.

    Таблица дана для справки. Точные сроки проведения ТО изложены в инструкциях по эксплуатации для конкретных моделей мотоблоков.

    Двигатель

    Большинство легких и средних мотоблоков оснащены четырехтактными бензиновыми двигателями с воздушным охлаждением. Их обслуживание включает в себя следующие основные работы:
    • Контроль уровня масла в картере двигателя, его регулярная замена.
    • Обслуживание системы зажигания (проверка и замена свечи, контроль зазора между катушкой зажигания и магнитопроводом).
    • Обслуживание системы подачи топлива (проверка герметичности системы, чистка топливного и воздушного фильтров, регулировка карбюратора и пр.).

    Детали работающего или недавно остановленного двигателя могут быть сильно нагреты, поэтому будьте осторожны и не касайтесь их голыми руками, чтобы не получить ожог.

    Система смазки двигателя . Если мотоблок был приобретен без масла в картере двигатели, во время подготовки к работе его следует залить. Для смазки двигателя используются моторные масла для бензиновых двигателей, обладающие необходимой вязкостью по классификации SAE и API. Конкретные марки масел указываются в инструкциях по эксплуатации мотоблока. Фирма SunGarden, в частности, рекомендует применять для мотоблока масло марок "SF", "SG", "SH", "SJ", "SL", "SM" по классификации API (символ S означает, что масло предназначено для четырехтактных бензиновых двигателей) или по классификации SAE, руководствуясь приведенной ниже диаграммой.


    Выбор вязкости масла в соответствии с температурой окружающей среды (классификация SAE)

    Первая замена масла в картере двигателя проводится после 2-5 часов (разные производители указывают разное время) работы мотоблока. В последующем - согласно руководству по эксплуатации (обычно через 25 часов работы). Замена масла производится у прогретого двигателя (это обеспечит хорошую текучесть масла, необходимую при его замене) в следующем порядке:

    • Отворачивается крышка маслоналивной горловины.
    • Выворачивается пробка сливного отверстия.
    • В предварительно подставленную емкость сливается масло (10-15 мин).
    • Заворачивается сливная пробка.
    • Заливается масло до необходимого уровня (уровень можно проверить щупом).
    • Заворачивается крышка.

    Например, у мотоблока SunGarden, масло должно заливаться в картер до нижнего края маслоналивной горловины.

    Система зажигания . На мотоблоках обычно реализована бесконтактная электронная система зажигания, состоящая из встроенного в маховик магнитопровода, катушки зажигания, высоковольтного провода и свечи. Расстояние между магнитопроводом и катушкой зажигания и угол опережения зажигания устанавливаются на заводе изготовителе и обычно не требуют регулировки. Обслуживание мотоблока в данном случае сводится к проверке состояния свечи - каждые 25 часов работы - или ее замене - после 100 часов работы мотоблока.

    Чтобы проверить или заменить свечу необходимо снять колпачок высоковольтного провода и вывернуть ее свечным ключом. Осмотреть на наличие нагара и замерить щупом зазор межу электродами. В зависимости от марки свечи последний должен составлять около 0,8 мм (разные производители дают разные рекомендации). При наличии нагара производится очистка свечи. Проверяется также состояние резьбовой части свечи и ее юбки. При наличии повреждений (трещин на корпусе, износа электродов, смятия резьбы) свечу необходимо заменить.

    При эксплуатации некоторых моделей мотоблоков предусматривается контроль зазора между магнето и катушкой зажигания. На рисунке ниже представлена схема регулировки зазора для мотоблока Каскад МБ6. Необходимое расстояние между катушкой зажигания 1 и магнитным башмаком 3 устанавливается путем отворачивания винтов 2 и смещением катушки относительно маховика.


    1 - электронное магнето, 2 - винт, 3 - башмак магнитный.


    Механизм запуска и система зажигания мотоблока Каскад МБ6: 1 - ручка стартёра, 2 - корпус вентилятора, 3 - кожух защитный, 4 - цилиндр, 5 - головка цилиндра, 6 - магнето, 7 - маховик.

    Система подачи топлива

    Топливный фильтр . Загрязнение фильтра может приводить к сбоям в работе двигателя из-за недостаточного поступления топлива в карбюратор. При проверке состояния фильтра из бака необходимо слить топливо, извлечь топливный фильтр и осмотреть его на предмет загрязнения. При необходимости почистить и установить на место.

    Воздушный фильтр . Воздушный фильтр очищает воздух, поступающий в карбюратор. При его загрязнении нарушается качественный и количественный состав топливной смеси, в результате чего происходит нарушение работы двигателя. Состояние воздушного фильтра должно проверяться каждые 5 часов работы двигателя. После 50-ти часов работы фильтр следует чистить или менять.

    Чтобы очистить воздушный фильтр необходимо снять его крышку, извлечь фильтрующий элемент (их может быть несколько) и очистить его. Технология очистка зависит от материала фильтра и оговаривается в инструкции по эксплуатации. Бумажные фильтры очищаются пылесосом и легким постукиванием о твердую поверхность. Поролоновые промываются водой с каким-нибудь бытовым моющим средством и просушиваются.

    Воздушные фильтры некоторых моделей мотоблоков находятся в масляной ванне или пропитываются маслом. В этом случае после очистки фильтра необходимо снова пропитать его маслом или заменить масло в корпусе фильтра.

    Карбюратор . Первоначальная регулировка карбюратора мотоблока осуществляется на заводе-изготовителе. Некоторые производители мотоблоков вообще не упоминают в руководствах по эксплуатации о необходимости регулировки карбюратора, желая предохранить этот деликатный и капризный механизм от вмешательства неопытных пользователей. Те производители, которые предусматривают такую возможность, ограничиваются рекомендациями по регулировке холостого хода, порядок которой излагается в руководстве по эксплуатации. Суть любой регулировки холостого хода состоит в том, чтобы добиться устойчивой работы двигателя на минимальных оборотах. Регулировка карбюратора мотоблока по инструкции к другому мотоблоку (двигателю), может привести к поломке двигателя.

    Коробка передач (редуктор)

    В коробках передач мотоблоков используются трансмиссионные масла (SAE 80W-90 и пр.). Уровень масла проверяется перед каждым использованием машины. Для этого из заливного отверстия извлекается масляный щуп, протирается ветошью, снова вставляется в отверстие и снова извлекается. Граница между сухой и масляной поверхностью щупа должна располагаться между отметками минимального и максимального уровня. Если масла недостаточно, его необходимо долить.

    Замена масла в коробке передач (редукторе) осуществляется через каждые 100 часов работы мотоблока. Некоторые производители советуют менять масло через 50 часов работы. При замене масла необходимо:

    • Отвернуть пробку маслоналивного отверстия (со щупом).
    • Отвернуть пробку сливного отверстия и слить масло в подставленную емкость в течение 15 мин.
    • Закрутить сливную пробку.
    • Залить в редуктор мотоблока чистое масло до необходимого уровня (с проверкой щупом).
    • Закрутить заливную пробку.

    Сцепление

    В мотоблоках чаще всего применяется дисковое сцепление, работающее в сухом или влажном (масляном) режиме. В последнем случае используется масло SAE 80W или аналогичное по характеристикам. Если в мотоблоке реализовано сцепление в масляной ванне, необходима периодическая замена масла, осуществляемая одновременно с заменой смазки в коробке передач - через 100 часов работы.

    Клиноременные передачи . Регулировка натяжения ремней производится каждые 25-30 часов работы мотоблока. Ремни меняются при обрыве, трещинах глубиной до несущего слоя, расслоениях больше чем на 1/3 длины ремня и невозможности компенсации удлинения ремней механизмами натяжения.

    Механизмы управления

    Обслуживание механизмов управления заключается в смазке тросиков и регулировке свободного хода управляющих рычагов. Смазывание тросиков производится с периодичностью 100 часов работы, но не реже одного раза за сезон. Свободный ход ручек проверяется и при необходимости регулируется ежедневно. Более подробную информацию о том, как настроить мотоблок в этих случаях, можно узнать в инструкции для конкретного мотоблока. В частности, недостаточно натянутые тросики могут вызвать неполное смыкание или размыкание сцепления.

    Колеса

    Эксплуатация и обслуживание шин мотоблока производится с соблюдением обычных правил эксплуатации пневматических шин. Необходимо поддерживать давление в пределах нормы (в диапазоне 1-2 кгс/см 2 в зависимости от характеристик используемых шин) и производить ежедневный осмотр колес на наличие повреждений и дефектов. При установке шины нужно ориентироваться на изображение стрелки на боковине шины, которое показывает направление вращения шины, при котором протектор обеспечивает наибольшее тяговое усилие колеса. Эксплуатация мотоблока с пониженным давлением в шинах приводит к их преждевременному выходу из строя в результате расслоения. Повышенное давление также чревато ускоренным износом.

    Заправка мотоблока

    При работе с топливом необходимо соблюдать все необходимые правила безопасности.

    Марка бензина по октановому числу должна соответствовать требованию руководства по эксплуатации. Для импортных мотоблоков рекомендуется обычно использовать бензин с октановым числом не ниже 92. Топливо следует заливать не выше нижнего края горловины, слишком полное заполнение бака может привести к утечкам и опасности возгорания.

    Перед каждым запуском машина проверяется на наличие подтеканий топлива. Обнаруженные течи устраняются.

    Запуск мотоблока

    Перед запуском двигателя мотоблок должен быть заправлен топливом, в картере двигателя, коробке передач и прочих узлах, работа которых требует наличия масляной ванны, должно быть масло, должно быть включено зажигание, рычаг переключения скоростей должен находиться в нейтральном положении. Рассмотрим запуск мотоблока на примере бензинового мотоблока Каскад МБ6. Запуск этого мотоблока выполняется в следующем порядке:
    • Открыть топливный кран, подождать 2-3 мин для заполнения карбюратора бензином.
    • Поставить ручку газа в среднее положение.
    • Закрыть воздушную заслонку карбюратора (если двигатель холодный). При запуске прогретого мотоблока не рекомендуется полностью закрывать воздушную заслонку, т.к. это может привести к переобогащению топливной смеси и незапуску двигателя.
    • Убедившись в устойчивом положении мотоблока, медленно потянуть за трос до тех пор, пока двигатель не начнет выполнять цикл сжатия топлива (в этот момент трос станет оказывать чуть большее сопротивление). Теперь потянуть за трос быстрым непрерывным движением во весь размах руки. Придерживая ручку стартера, дать тросу медленно снова намотаться на катушку. Не допускайте удара ручки стартера о стартер.
    • В случае незапуска двигателя повторить попытку с открытой воздушной заслонкой. Если после второй попытки двигатель не запустился, подождать 2-3 мин для наполнения карбюратора бензином и повторить запуск с закрытой воздушной заслонкой и с открытой заслонкой поочерёдно.
    • После запуска двигателя открыть воздушную заслонку, повернув её рычаг против часовой стрелки до упора.
    • Установить рычагом газа малые обороты и прогреть двигатель в этом режиме в течение 2-3 мин.

    Если запуск производился при закрытой воздушной заслонке более двух раз и из карбюратора капает бензин, закройте топливный кран, откройте воздушную заслонку и продёргайте за шнур стартёра от пяти до семи раз. После запуска двигателя откройте топливный кран и установите малые обороты для прогрева двигателя.

    Для остановки двигателя переведите ручку газа в положение СТОП до упора. Закройте топливный кран.

    Хранение мотоблока

    Мотоблок должен храниться в сухом, хорошо вентилируемом помещении, не содержащем агрессивных веществ (кислот, щелочей). При постановке мотоблока на хранение необходимо выполнить ряд работ:
    • Очистить мотоблок от загрязнений.
    • Слить топливо из бака и карбюратора.
    • Слить масло из картера двигателя.
    • Вывернув свечу, залить в двигатель 20 г чистого моторного масла. Заткнуть отверстие ветошью и провернуть несколько раз коленчатый вал, после чего установить свечу на место, не надевая на нее колпак.
    • При хранении свыше 3 месяцев установить мотоблок на подставки, разгрузив шины.

    В отношении масла в коробке передач и сцеплении рекомендации производителей могут различаться. Некоторые рекомендуют при постановке мотоблока на хранение сливать масло, другие - менять его на свежее.

    При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.



     
    Статьи по теме:
    Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
    До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
    Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
    1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
    Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
    Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
    Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
    Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой