Житие марии египетской. Место подвига преподобной марии египетской. Переломный момент в жизни Марии

Среди святых, ставших символами великопостного «училища благочестия» (наряду со св. Григорием Паламой и преподобным Иоанном Лествичником), находится и женщина, причём единственная, - святая Мария Египетская.

Ее именем названа пятая неделя Великого поста

С ее именем связано чтение Великого канона – так называемое «Мариино стояние». по причине чтения за этой службой жития преподобной Марии.

Необычна её жизнь, необычен и путь её обращения к Богу, исключителен её духовный подвиг и его плоды. Судьба Марии Египетской - один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку

Юность

В молодости она была всем известной в Александрии блудницей. Она сама признавалась, что, уйдя от родителей в двенадцатилетнем возрасте и потеряв чистоту, «неудержимо и жадно влеклась к мужчинам». Не корысть и не бедность заставляли её жить среди падших, а порок, подчинивший её волю. Поводом, началом ко всему послужила гордость от сознания своей молодости и редкой красоты «Я торговала собой не ради корысти. ...Поступала я так, чтобы привлечь к себе большее число желающих. Это была моя жизнь: я почитала жизнью постоянное поругание своего тела».

Мария весело проводила дни и ночи, наслаждаясь своей свободой, молодостью и красотой. В 1845 г. Иван Аксаков опишет это период ее жизни в поэме «Мария Египетская»:

Недобрый слух о ней носился,

Был явен всем ее порок,

Но ей никто бы не решился

Тяжелый высказать упрек!

Нет, гибли все стезею зыбкой

Суровой твердости мечты

Перед чарующей улыбкой,

Пред этой бездной красоты!

Разгульная жизнь падшей девушки продолжалась 17 лет. Однажды, Мария примкнула к паломникам, направлявшимся в Иерусалим

Разгуливая по Святому городу и «охотясь за душами юношей», - как гласит житие, - Мария увидела людей, шедших в храм Воскресения Христова. Здесь хранилась величайшая христианская святыня - Голгофский Крест.

Вместе с толпой молящихся, Мария вошла в притвор, но ее попытки проникнуть внутрь храма были тщетны. Какая-то невидимая сила отбрасывала ее с порога обратно. Наконец, она сдалась и отступила в угол притвора.

И только в эту минуту, в притворе, она впервые ужаснулась себе от того, что поняла: Бог её видит.

Божья милость

Изумлённая явным знаком Божия противления и сама увидевшая себя отнюдь не прекрасной, а, напротив, нечистой и недостойной, она заплакала всё сильнее и сильнее, до отчаяния. И тут взгляд её упал на икону Божией Матери.

Как противоположность ей самой - с образа сияла кроткая, одухотворённая красота. Взгляд Девы Марии поразил египтянку, а полуулыбка Матери Христа подала робкую надежду.

«И тогда, - рассказывала она впоследствии, - мне открылась причина, по которой не дано мне было узреть животворящее древо Креста, ибо духовные очи мои озарило слово спасения, указуя, что мерзость дел моих закрывала мне доступ в храм И тогда она припала к Богородице, как к единственной, Кто, вопреки всему, непонятно, необъяснимо не гнушается ею.... Я начала плакать и скорбеть, ударяя себя в грудь и из глубины души испуская стоны, и тут увидела над собой икону Пресвятой Богородицы».

Несвязными, сбивчивыми были её слова, прерывавшиеся рыданиями. Она просила только об одном - не отвергать её до конца, если возможно, просить для неё прощения у Бога, помочь ей подняться, дать ещё время для искупления прошлой осквернённой жизни. Как мать умеет понять невнятный лепет ребёнка, так распознаёт Богоматерь движения в христианской душе. А ещё через некоторое время, уже ясно почувствовав милость Богородицы, Её отзывчивость и святое заступление, египтянка уже не как «чужая», «отвергнутая», а как дитя, нашедшееся, наконец, и ободряемое родителями, свободно прошла сквозь множество народа и не склонилась, а упала возле Распятия на Голгофе. В эту минуту она скорее чувствовала, чем осознавала, что уже искуплена и прощена, что на этом самом месте Господь понёс все её грехи. Надо только отречься от прежней жизни и стать достойной Его, не предать и не забыть этого уже никогда...

Долго молилась грешница ещё перед иконой Богоматери, благодаря свою Заступницу и Поручительницу и обещая исправить жизнь, пока не услышала голос: «Перейди Иордан, и обретёшь блаженное успокоение!»

В храме св. Иоанна Крестителя у Иордана она причастилась, затем переправилась на восточный берег святой реки и исчезла из мира.

Жизнь в пустыне

Находясь в пустыне, в одиночестве её испытывали искушения. В её Житие говорится:

«Когда я садилась есть, мне хотелось мяса и египетской рыбы, хотелось вина, столь мной любимого, ибо, живя в миру, я много его пила; здесь же, не находя и воды, я сгорала от жажды и несказанно страдала. Посещала меня и безрассудная тоска по разгульным песням, постоянно смущая меня и побуждая напевать их демонские слова, которые я помнила. Тогда я плакала и била себя в грудь, вспоминая об обете, который дала, удаляясь в пустыню, и однажды мысленно очутилась я пред иконой Богоматери, моей поручительницы, и жаловалась ей, умоляя прогнать соблазны, осаждающие мою злосчастную душу. Однажды, когда я долго плакала и сколько доставало сил наносила себе удары, какой-то свет внезапно озарил меня. И с тех пор настала для меня после треволнения великая тишь. Как, авва, поведаю тебе о помышлениях, снова толкавших меня в блудный грех? В моем злосчастном сердце горело пламя и всю меня жгло, возбуждая похоть. Едва этот помысел посещал меня, я бросалась на землю и обливала ее слезами; мне думалось, что моя заступница и хранительница явилась сюда, чтобы покарать нарушительницу обета. Случалось, я по суткам лежала так, пока тот сладостный свет не изливался на меня, прогоняя соблазнявшие ко греху помыслы»

В пустыне, где кроме Марии нет ни людей, ни животных, в ее голове звучит музыка, шутки, хохот, звучат непристойные предложения. Она бьет себя в грудь, падает на землю, кричит всегда одни и те же слова: «Пресвятая Богородица, помоги мне!»

Борясь с искушениями и преодолевая их, Мария провела в пустыне следующие 17 лет, прежде чем встретила первого живого человека - иеромонаха Зосиму, промыслительно уединившегося во время Великого поста именно в этом месте

После многолетних искушений страсти оставили Марию, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Никто не мог бы узнать в этом почти бесплотном существе, найденном отцом Зосимой, прежнюю красавицу-египтянку. Он упросил Марию, ставшую теперь подвижницей, поведать ему историю ее жизни.

И тогда-то старец выслушал самую поразительную в его жизни исповедь.

Он принимал её уже не от грешницы - многие годы покаяния и борьбы со страстями в безлюдной пустыне смыли и следы греха, - от души просвещённой, вошедшей в меру полноты Христовой и по смирению считавшей себя худшей из людей! Грех её был всегда перед нею. А между тем, научаемая Святым Духом неизвестная миру подвижница не только знала имя отца Зосимы, но и место, откуда он пришёл, знала и о нестроениях в его монастыре. Она без ошибок приводила слова Святого Писания и строки из псалмов, никогда не учившись грамоте. И, наконец, старец своими глазами увидел, как на молитве она приподнялась над землёй.

Во время их совместной молитвы святая на локоть отрывалась от земли.

Старец исполнился благоговейного трепета, со слезами обнимал ее стопы и просил у нее благословения. А Мария называла себя грешницей, не имеющей добродетелей, и просила у него благословения.

Они условились встретиться у Иордана, ближе к его монастырю, на следующий год, чтобы Мария смогла причаститься. По промыслу Божию, это случилось в Страстной четверг. Стоявший на западном берегу реки старец увидел, как Мария осенила Иордан крестным знамением и «пошла по воде немокренно».

Приняв из его рук принесенные Святые Тайны, «она воздела руки к небу, стала стенать и плакать и вскричала: Ныне отпущаешь рабу Твою, Владыко, по слову Твоему, с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое».

Тайный смысл этой Симеоновой молитвы был для Зосимы скрыт, потому что святая сама попросила его: «Сейчас ступай в свой монастырь, а на следующий год снова приди в то место, где я в первый раз тебя увидела. ...И вновь по воле Божией увидишь меня». Старец возвратился, «исполненный ликования и великого страха, коря себя за то, что не спросил имени святой; однако надеялся сделать это в следующем году».

Святая

Придя через год в пустыню, он увидел в устье высохшей реки «ту святую женщину, лежащую мертвой; руки ее были сложены по обычаю, а лик обращен к восходу». Оплакав ее и сотворив погребальную молитву, он вдруг увидел начертанную на песке надпись: «Здесь схорони, авва Зосима, останки смиренной Марии и прах предай праху, непрестанно вознося молитвы Господу за меня, скончавшуюся в ночь Страстей Спасителя, по принятии Святых Тайн».

Это означало, что она скончалась еще год тому назад, через несколько часов после их второй (и последней) встречи, 1 апреля 522 года, в Великую пятницу.

Могилу для ее погребения старцу помог вырыть огромный лев, охранявший тело святой.

Предание о жизни грешницы-святой хранилось в монастыре Зосимы, а позднее было записано как «Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне», написанному, по преданию, святителем Софронием Иерусалимским.

Жизнь св. Марии Египетской это двуединый символ деятельного раскаяния, преображающего все существо человека, и ответное Божие милосердие.

Отчаявшиеся, запутавшиеся в жизненных обстоятельствах люди прибегают к её молитвам.

«Избави, Господи, от сетей блуда всех, кто в них запутался! Сохрани, Господи, от падения в блудную пропасть всякую душу христиан православных! И нас покрой, и нас спаси, Владыко, теплым ходатайством дивной Твоей святой, славной и удивительной, Марии Египетской! Аминь».

Её пример указывает возможность спасения для любого человека условиями которого являются: искреннее сердечное покаяние, упование на помощь Господа и Богоматери и твёрдое решение положить предел греховной жизни.

Источники:

www.vostlit.info/Texts/.../VII/...Maria.../text.htm

www.taday.ru/text/107501.html

www.pravoslavie.ru/put/45928.htm

www.molitvoslov.com/text758.htm

Александр А. Соколовский

В далёкие времена, когда в Палестине, на берегах реки Иордан стояло множество мужских и женских монастырей, в одной из этих святых обителей жил старый монах Зосима. Он принял иноческий постриг ещё в ранней юности и всю жизнь провёл в монашеских подвигах: посте, трудах и молитве. Своим благочестием Зосима превзошёл всех окружавших его монахов. Из-за этого ему было очень трудно хранить свою душу в смирении, считать себя грешником и не превозноситься над другими людьми. Зосима боролся с гордостными мыслями, но они не давали ему покоя. Господь помиловал Своего верного раба и избавил его от опасного искушения; ведь гордость - это страшный грех, и человек, который поверил в то, что он лучше других, может в один момент потерять помощь Божью и потом впасть в страшные преступления. Бог послал к монаху Своего Ангела.

- Зосима! - Обратился небесный вестник к старцу, - ты всю жизнь служил Богу и усердно трудился, но никто из людей не может сказать, что он достиг духовного совершенства. Есть подвиги, о которых ты даже не слышал, и они труднее совершённых тобою. Чтобы узнать, какие разные пути ведут людей ко спасению, оставь обитель твою и иди в монастырь, который расположен на самом берегу Иордана.

Божий служитель послушался ангельского повеления и отправился в указанную ему обитель. Он поселился там и прожил до начала Великого поста. В этом монастыре был обычай: в первую неделю Святой Четыредесятницы (как иначе называется Великий пост) все иноки причащались Святых Христовых Тайн, а затем уходили в расположенную на другом берегу Иордана пустыню. Монахи разбредались по выжженому солнцем простору так далеко, что не видели ни друг друга, ни монастыря, ни края пустыни и в полном одиночестве проводили весь пост. Они почти ничего не ели, жили под открытым небом и непрестанно молились. Так сурово проводили иноки почти сорок дней, а к празднику Вербного Воскресенья возвращались в свою обитель.

Последовал обычаю и Зосима. Он взял с собой немного воды и пищи и, усердно помолившись, пошёл вглубь каменистой пустыни. Солнце нещадно палило подвижника, а налетавший временами ветер бросал ему в лицо горсти мелкого сухого песка, но старец, молясь про себя Богу, продолжал путь. Так шёл он целых двадцать дней, останавливаясь по временам, чтобы совершить положенные молитвы. Ел он очень мало, спал на камнях… Зосима хотел зайти в самую глубину пустыни, туда, куда не добираются даже иноки иорданского монастыря. «Может быть, - думал монах, - там я встречу подвижников, показать которых обещал мне через ангела Господь…»И надежда старца не осталась тщетной.

Солнце стояло в зените, ярко сияя на бледно-голубом небе и окрашивая в светлые тона серые пустынные камни. Зосима остановился близ устья высохшего ручья и начал читать молитвы. Вдруг ему показалось, что справа от него мелькнула человеческая тень. Монах осенил себя крестом. «Откуда тут люди, - подумал он, - скорее всего, это бес показывает мне небылицы». Закончив молиться, старец обернулся туда, где видел тень и замер в изумлении. В нескольких десятков метров от него стоял обнажённый человек, необычайно худой и тёмный от загара. Волосы незнакомца спускались только до плеч и были белее снега. Зосима быстро пошёл навстречу человеку, но тот, увидев, что монах заметил его, бросился бежать. Старец поспешил вдогонку.

- Стой, раб Божий, не убегай от меня! - Кричал он, но незнакомец не останавливался. Наконец, потеряв силы, Зосима стал со слезами умолять пустынника прекратить убегать от него. Тогда беглец остановился и крикнул старцу:

- Отец Зосима, прости меня! Я не могу позволить тебе подойти ко мне поближе, потому что я - женщина и, как ты видишь, совсем не имею, чем прикрыть свою наготу. Если ты хочешь преподать мне, грешной, благословение - брось мне свой плащ и отвернись. Тогда я смогу приблизиться к тебе.

Зосима выполнил просьбу незнакомки и она, одевшись, подошла к нему.

- Зачем ты, отец Зосима, хотел видеть меня, грешную женщину? - Спросила пустынница. - Ты надеешься услышать от меня что-то полезное для души, научиться чему-нибудь?

Монах, поражённый прозорливостью неизвестной - ведь она назвала его по имени и узнала, для чего он пришёл в далёкую пустыню - пал ниц и стал просить подвижницу благословить его. Женщина также опустилась на колени и склонила голову к земле.

- Это ты благослови меня, отче! - Отвечала она.

Так подвижники лежали довольно долго, потому что никто не хотел признать себя старшим и преподать благословение другому.

- Отец Зосима, - говорила пустынница, - тебе подобает благословить меня, потому что ты - священник и многие годы предстоишь перед Божьим алтарём!

- О, духовная мать! - Смиренно возражал ей старец, - ты почтена от Господа великой благодатью: ты никогда раньше не видела меня, но называешь по имени и знаешь, что я священник! Это ты должна благословить меня!

Наконец, тронутая настойчивостью подвижника, пустынница произнесла:

- Благословен Бог, желающий спасения душам человеческим!

- Аминь. - Ответил Зосима и оба поднялись с земли.

- Человек Божий! - Произнесла незнакомка, - Скажи мне, как теперь живут христиане?

- Вашими молитвами, - ответствовал старец, - Бог даровал своим людям прочный мир. Помолись обо мне, раба Божия, чтобы моё странствование по пустыне принесло мне духовную пользу и было угодно Богу.

- Я недостойна молиться о тебе, - смиренно ответила пустынница, - но выполню твою просьбу, послушаюсь тебя, как старшего.

Она повернулась к востоку и, воздев руки к небу, начала тихо молиться. Зосима стоял за спиной пустынницы, в благоговейном трепете опустив глаза к земле. Некоторое время спустя, он взглянул на подвижницу и вдруг увидел, что та стоит на воздухе, не касаясь ногами каменистой почвы.

- Господи, помилуй! - В страхе прошептал старец и пал ниц. «А может быть, это не живой человек, а привидение, дух?» - мелькнуло в его уме. В этот момент незнакомка обернулась к монаху и подняла его с колен.

- Отец Зосима! - Проговорила она, - зачем ты смущаешься мыслью, что я - бесплотный дух? Я - всего лишь грешная женщина! - С этими словами она неспешно перекрестилась и произнесла - да избавит нас Бог от лукавого и всех козней его, ибо сильно нападает он на нас!

Услышав эти слова, старец до земли поклонился пустыннице и начал умолять её:

- Заклинаю тебя именем Создателя, ради Которого ты ушла в пустыню, расскажи мне о твоей Богоугодной жизни! Сам Господь привёл меня к тебе, чтобы ты поведала мне о своих подвигах!

- Прости меня, отец, - грустно склонила голову подвижница, - мне стыдно рассказывать о своей грешной жизни. Если я начну говорить о ней, ты в ужасе убежишь от меня, как от ядовитой змеи! Но, если ты хочешь, я открою перед тобой свою нечистую душу, а ты помолись обо мне.

И женщина начала свой рассказ.

- Я родилась в Египте, в одном небольшом селении. Родители мои были христианами и крестили меня в церкви. Но я не слушалась отца и мать. Мне казалось, что они живут бедно и скучно, слишком много трудятся. А я хотела другой жизни, искала беззаботного веселья и совсем не думала о спасении своей души. Я много огорчала своих родителей и не жалела их. Когда мне исполнилось двенадцать лет, я убежала из дома и пришла в богатый город Александрию. Там я стала жить так, как мне хотелось: веселилась с нецеломудренными юношами, пила вино, пела грешные песни… Мне казалось, что это и есть счастье. Так я прожила, - страшно подумать! - целых семнадцать лет! Однажды я увидела множество людей, которые шли в порт и садились там на большой корабль. «Куда вы собираетесь плыть?» - спросила я у них. - «Мы едем в святой город Иерусалим, на праздник воздвижения Креста на котором был распят Сам Христос!» - ответили мне. Я спросила: «А можно мне отправиться с вами?» - вовсе не думая о том, чтобы поклониться Кресту, помолиться пострадавшему за нас Спасителю. Мне просто захотелось отправиться в неизвестные края, познакомиться с новыми людьми… Познакомиться, чтобы научить их бесстыдно веселиться вместе со мной… «Поезжай, если у тебя есть деньги, чтобы заплатить за дорогу!» - сказали мне корабельщики. - «У меня ничего нет. - Дерзко ответила я, - но я буду развлекать вас в пути! Я умею петь, плясать… Возьмите меня с собой! Со мной вы не заскучаете!» Они засмеялись и пропустили меня на корабль…

Пустынница низко опустила голову и горько заплакала.

- Отче! - Обратилась она к Зосиме, - мне стыдно говорить о своих преступлениях! Я боюсь, что солнце не выдержит моих слов и померкнет!

- Говори, мать моя, говори! - Со слезами воскликнул Зосима, - продолжай свой поучительный рассказ!

И женщина вновь заговорила.

- Я без устали совращала на грех многих и многих людей. Немало юношей, отправившихся в путешествие для спасения своих душ, я увлекла в разврат и безумные кутежи. Но Господь терпел моё беззаконие, потому что хотел, чтобы я покаялась. И этот день настал. Когда мы приплыли в Иерусалим, наступил праздник Воздвижения Креста Господня. Я проснулась утром после проведённой в греховном веселье ночи и вышла на улицу. Все люди куда-то спешили и я последовала за ними. Сама не зная зачем, я шла по узким извилистым улицам города и, наконец, увидела двери святого храма, к которым стекались богомольцы. Я зашла в притвор и хотела вместе со всеми войти в церковь, чтобы посмотреть на её внутреннее убранство, но какая-то сила помешала мне. Люди толпились у входа и медленно исчезали внутри храма, а меня кто-то постоянно отталкивал. Я долго боролась с людским потокам, думая, что по слабости сил не могу протесниться в заветную дверь. Наконец, я так устала, что отошла в сторону и встала в углу. Всё моё тело болело, но мне почему-то очень хотелось всё-таки попасть в церковь и увидеть Крест, на котором был распят Христос. Наконец, поток богомольцев иссяк, и я осталась в притворе одна. Тогда я снова подошла к открытой двери - но словно наткнулась на невидимую стену. Тут я поняла, что не толпа мешала мне войти в Церковь, но Сам Бог запрещал мне это за мои грехи. Мне стало очень горько и я заплакала. «Все люди, - думала я, - беспрепятственно входят в Дом Господень, а я одна недостойна этого! Какая же я мерзкая!» В этот момент мне вдруг представился весь ужас того, как жила я уже много лет… Со слезами я начала бить себя в грудь и тяжко вздыхать из глубины сердца. Подняв глаза, я увидела образ Пресвятой Богородицы, висевший над входом в церковь. Пречистая строго и в то же время ласково взирала с иконы и мне показалось, что Она смотрит прямо в мою душу. «Матерь Божия! - Вырвалось из моих уст, - я понимаю, что Тебе, Чистой телом и душой неприятно, что я, блудница, обращаюсь к Тебе. Но я слышала, что Бог, Которого Ты родила, пришёл на землю для того, чтобы спасти грешников, привести их к покаянию. Приди же мне, всеми оставленной, на помощь! Я много лет грешила с разными людьми, но совсем не думала о Боге и поэтому я очень одинока… Для меня одной закрылись двери святого храма… Умоли Сына Своего, о, Царица, чтобы и я могла войти в церковь и поклониться Кресту, на котором он был распят! А я… Я обещаю тебе, что больше не буду жить, как прежде, уйду прочь от греховных соблазнов, отправлюсь туда, куда повелишь мне Ты…» Помолившись, я почувствовала в своей душе некоторое облегчение, надежду на милость Божию. С душевным трепетом я подошла ко входу в храм и, осенив себя крестным знамением, переступила порог. Благоговейный ужас охватил моё сердце. Я пала ниц и поклонилась Кресту Господню, облобызала его. «Господи! - Думала я, - как же Ты милостив! Ты не отвергаешь даже самых страшных грешников, если они каются перед Тобой!» Я подошла к образу Богоматери и, опустившись на колени, стала молиться: «Царица Небесная! Благодарю Тебя, что ты позволила мне, окаянной грешнице, прикоснуться к Честному Кресту Сына Твоего! Теперь пришло время исполнить то, что я обещала: молю Тебя, Владычица, укажи мне путь покаяния, научи, как исправить свою жизнь!» Произнеся эти слова, я услышала голос, доносившийся откуда-то издалека: «Если перейдёшь Иордан, то найдёшь покой своей душе». Я поняла, что получила ответ от Пресвятой Богородицы и воскликнула: «Пречистая, не оставь меня!» Затем быстро пошла прочь. Около церкви какой-то незнакомец дал мне три монеты и сказав: «возьми это, мать!», смешался с народом. На эти деньги я купила три больших каравая хлеба и пошла к реке.Путь до Иордана был не близок, и мне пришлось идти почти целый день. Всю дорогу я горько плакала о своих тяжких грехах и лишь закате добралась до берега. Умылась в реке, выпила воды из неё. Близ Иордана стоял небольшой храм во имя святого Иоанна Предтечи. Я помолилась в нём и причастилась Святых Христовых Тайн. Мне было надо перебраться на противоположный берег Иордана, но на реке не было ни моста, ни перевозчика. «Царица Небесная, помоги мне!» - взмолилась я и пошла вдоль заросшего тростником берега. Вдруг, у самой воды, я заметила небольшую лодку, в которой лежало длинное лёгкое весло. «Матерь Божия! - Со слезами благодарности воскликнула я, - как же быстро Ты слышишь наши молитвы!..» Благополучно переправившись через реку, я пошла вглубь пустыни. С тех пор я живу здесь совершенно одна, уповая на милость Божию ко мне, окаянной.

- Скажи мне, госпожа, сколько лет ты провела в пустыне? - Спросил потрясённый рассказом подвижницы Зосима.

- Я думаю, что с тех пор, как я перешла Иордан, прошло сорок семь лет. - Ответила старица.

- Но что же ты ела всё это время? - Изумился монах.

- Те караваи, которые я принесла из Иерусалима, я вкушала по маленькому кусочку и мне хватило их на несколько лет. Когда они закончились, я стала питаться травами и кореньями, растущими кое-где в пустыне.

- Но как - недоумевал старец, - как ты жила тут совсем одна? Неужели тебя не смущали греховные помыслы и желания, не нападали бесы?

- Ах, отче… - горестно вздохнула подвижница, - я боюсь даже вспоминать о тех страданиях, которые перенесла в первые годы своей отшельнической жизни. Я опасаюсь, что если я заговорю об этом, терзавшие меня лютые помыслы вновь вернутся и нападут на мою душу.

- Не страшись и не скрывай от меня ничего, - проговорил Зосима, я хочу знать все подробности твоей жизни, потому что она очень поучительна.

Пустынница низко склонила голову и, как бы превозмогая себя, тихо заговорила:

- Поверь мне, отец Зосима, что первые семнадцать лет, которые я провела в этих безлюдных местах, я невыразимо страдала. Мои безумные страсти нападали на меня, как дикие звери. Я ела сухой хлеб и горькие травы, а мне мучительно хотелось мяса и рыбы, ведь я привыкла к ним в Египте. Перед моими глазами вставали картины буйного веселья; я хотела выпить вина, которое очень любила… Когда я молилась, мне на ум вдруг начинали приходить непристойные песни - в Александрии я пела их каждый день… А что сказать о тоске и невыразимой тяжести, давившей по временам на мою душу?.. Казалось, мне нет спасения, наваждение никогда не кончится… Но я представляла, что Сама Богородица, Которой я обещала исправиться, смотрит на меня… Я со слезами молилась Ей, просила отогнать от меня искушение, очистить грешное сердце. Упав ниц, я не переставая молилась по многу часов; представляла, как Царица Небесная судит меня за нечистоту и неверность данному обету. Наконец, в душе моей прояснялось и на сердце водворялосьспокойствие, как бы некий чистый свет разливался вокруг… Так я прожила семнадцать лет, почти постоянно сражаясь с греховными страстями, которые когда-то сама поселила в своей душе. Пречистая Владычица помогала мне, давала силы, чтобы перенести тяжёлую борьбу. Семнадцать лет я предавалась в Александрии порочной жизни, и столько же сражалась с грехом в пустыне. А потом Господь помиловал меня и в сердце моё сошёл покой. Теперь, по милости Божьей, я не чувствую голода и жажды, не мёрзну ветреными ночами и не страдаю от полуденного зноя. А главное - страсти отступили и больше не терзают моё грешное тело и душу. Я нахожу себе пищу в надежде на спасение… Как сказано в Священном Писании: «не хлебом единым будет жив человек».

- Скажи мне, - задумчиво проговорил Зосима, - откуда ты знаешь слова святого Евангелия? Ведь ты говорила, что раньше никогда не думала о спасении души, а в пустыне книг нет…

- Да, отче. - Ответила подвижница, - более того: я не умею читать и писать и никогда не слушала чтения Библии. Но слово Божие проникает везде и достигает даже до меня, неизвестной миру… Господь Сам вразумляет Своих рабов.

- Благословен Бог, - В восхищении воскликнул старец, - Который творит дела дивные и великие! Слава Тебе Боже, что Ты показал мне, как Ты милуешь и награждаешь служащих Тебе!

- Заклинаю тебя Господом, - строго посмотрела на монаха пустынница, - никому не рассказывай обо мне, пока я жива. Через год, если Бог даст, ты снова увидишь меня. Великим постом не переходи Иордана, как это принято в вашем монастыре, но оставайся в обители.

Зосима с немым изумлением взглянул на подвижницу. «Она знает и о порядках, заведённых в нашем монастыре!» - подумал он. А старица продолжала свою речь:

- Впрочем, если ты и захочешь, не сможешь в этот раз пойти в пустыню… - Предсказала она. - В Великий Четверг, в день, когда Спаситель установил Таинство Причастия, возьми Святые Тайны - Тело и Кровь Христовы, и иди к деревне, стоящей на берегу реки. Я приду туда, и ты приобщишь меня Святыни. Ведь все те годы, что я провела здесь, я не причащалась… Теперь я стремлюсь к этому всей душой. Не отринь моей мольбы, прошу тебя…

- Конечно, госпожа, я исполню всё, как ты повелишь! - быстро проговорил Зосима.

- Благодарю тебя… А Иоанну, игумену обители, в которой ты живёшь, скажи: «смотри за собой и за своей братией. Вам надо во многом исправиться». Впрочем, сделай это не сейчас, а когда тебе укажет Господь. И ещё, отче, прошу тебя: молись обо мне, окаянной!

- И ты поминай меня в своих святых молитвах, угодница Божия! - Со слезами на глазах проговорил старец.

После этих слов отшельница поклонилась Зосиме и пошла вглубь пустыни.

«Слава Тебе, Боже, что Ты показал мне подвижницу, перед которой все мои труды кажутся детскими играми!» - с душевным трепетом молился старец, возвращаясь в свой монастырь. Он выполнил просьбу пустынницы и никому не сказал о ней ни слова. «Как же не скоро я снова увижу её святой лик, - грустно думал Зосима, - год - это так долго!» Он хотел бы всегда следовать за отшельницей, учась от неё вере и самоотвержению, стремлению к Богу и молитве, смирению и покаянию. Но это было невозможно.

Наступил Великий пост. Обитатели иорданского монастыря стали готовиться уйти в пустыню. Но Зосима, как и предсказала подвижница, не смог покинуть обитель. Он тяжело заболел. К середине Святой четыредесятницы старец поправился, но, помня слова пустынницы, не стал выходить из монастыря. Наконец, настала Страстная Седьмица. В Великий Четверг отец Зосима отслужил Божественную Литургию вместе с возвратившимися из пустыни монахами, а затем, благоговейно положив в небольшую чашу частицу Святых Даров, отправился к Иордану. Старец взял с собой и немного еды: вымоченной в воде пшеницы и сушёных смокв. Вечерело. Солнце уже спустилось за горизонт и только багряные отблески, лежавшие на стремительно темнеющем небе напоминали о прошедшем дне. Пустынница не приходила. «А может быть, я опоздал? - Тревожно думал Зосима, - вдруг она пришла сюда раньше меня, подождала немного и вернулась в пустыню, решив, что я забыл о её просьбе? Наверное, я недостоин видеть святой лик великой подвижницы, поэтому Господь и не даёт мне этого счастья…» Над пустыней взошла огромная, почти круглая луна. Одна за другой стали загораться крупные южные звёзды. В ночной тишине казалось, что пустыня светится изнутри неярким, таинственным сиянием. «Господи! - Из глубины души молился старец, - прошу тебя, дай мне узреть Твою угодницу! Теперь я понял, как я слаб и грешен; вижу, что не сделал и сотой доли того, что сотворили избранные рабы Твои! Не дай же мне уйти отсюда не успокоенным, скорбящим под бременем грехов моих!» Зосима посмотрел на реку и горькая мысль пронзила его душу: «Как же пустынница переправится через Иордан?» - подумал монах, - «ведь сейчас - поздний вечер, и на реке нет никого, кто перевёз бы её!» Вдруг, на противоположном берегу, у самой воды Зосима увидел высокую худую человеческую фигуру. «Это она!» - с замиранием сердца подумал старец. А пустынница, озаряемая ночным светилом, перекрестила реку и, не колеблясь ни минуты, пошла по лунной дорожке как по прочному мосту. «Господи, дивны дела Твои!» - невольно воскликнул старец и хотел упасть на колени, но подвижница не позволила ему:

- Остановись, что ты делаешь! - Крикнула она, идя по воде, - ты священник и несёшь Божественные Тайны!

Зосима остался стоять неподвижно, молча взирая на совершающееся чудо.

- Воистину велик Бог, делающий служащих Ему подобными Себе! - Шептал он, - пустынница идёт по реке, как ходил по морю Сам Спаситель Христос! Как же я ещё далёк от духовного совершенства, как я мог думать, что достиг чего-то великого!..

Когда подвижница подошла к нему, старец прочитал Символ веры, молитву Господню и причастил рабу Божию Тела и Крови Христовых. Приняв в себя Святыню, пустынница воскликнула:

- Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое! - Затем, обратившись к старцу, она произнесла - отче, прошу тебя, не откажись исполнить и ещё одно моё желание. Сейчас возвращайся в свой монастырь, а через год приходи к тому ручью, где мы впервые встретились. Там ты снова увидишь меня. Этого хочет Бог.

- Если бы было можно, - склонив голову, отвечал отец Зосима, - я хотел бы всегда следовать за тобой и видеть твоё светлое лицо. Но, молю тебя, выполни и моё желание: вкуси немного пищи, принесённой мною.

С этими словами он раскрыл небольшую плетёную корзину, в которой лежали пшеница и фрукты. Святая притронулась концами своих тонких пальцев к пшенице и, взяв три зерна, поднесла их к устам.

- Этого довольно. - Проговорила она. - Благодать Господня насытит меня. Ты же, отче, умоляю, не забывай молиться обо мне, грешной.

- И ты молись обо мне! - До земли поклонился отшельнице Зосима. - И за царя, и за всех христиан проси Создателя…

Благоговейно глядя на угодницу Божию, он тихо заплакал. А пустынница снова осенила реку крестным знамением и пошла по ней, удаляясь от молчаливо взирающего ей вслед старца. Зосима же вернулся в обитель. В сердце его светилась тихая и ясная духовная радость. «Слава Тебе, Господи, что Ты показал мне Твою святую!» - молился инок. «Но как же её зовут? - Вдруг подумал он, - в следующий раз я обязательно узнаю у отшельницы её имя!»

Прошёл ещё один год. Старец снова отправился в пустыню. «Господи! - Горячо молился он, - помоги мне найти место, где ждёт меня Твоя угодница!» По едва заметным приметам, вспоминая пройденный два года назад путь, он добрался до высохшего ручья. Здесь Зосима начал внимательно смотреть по сторонам, надеясь увидеть преподобную. «Где же она?» - Думал старец, взирая на сухой песок и камни, меж которых кое-где виднелись колючие растения. Долго искал он подвижницу, горячо молил Создателя о помощи. Наконец, подойдя к самому берегу высохшего ручья, Зосима увидел пустынницу. Она лежала мёртвой на противоположном берегу. Руки угодницы Божией были сложены на груди, глаза закрыты, тело нетленно, словно святая только что скончалась. Припав к ногам усопшей, старец долго плакал. Затем по памяти прочитал положенные при погребении псалмы и молитвы. Вдруг он увидел надпись, начертанную на плотно слежавшемся песке над головой преподобной: «Погреби, отец Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Моли Бога за меня, скончавшуюся в первый день апреля, в ночь спасительных Страстей Христовых, после причащения Святых Тайн». Прочитав завещание подвижницы, старец с трепетом перекрестился. «Она умерла в ночь под Великую пятницу! - С благоговейным ужасом подумал Зосима, - это значит, что путь, который я прохожу за двадцать дней, угодница Божия преодолела за один час! Дивны дела Твои, Господи! К тому же, Мария говорила, что она неграмотна, а оставила надпись на песке… Или её начертал Ангел-хранитель преподобной?» Размышляя так, старец начал искать орудие, которым он мог бы выкопать могилу. Поднял с земли большую сухую ветку, попробовал ею почву. Слежавшийся каменистый песок с трудом поддавался старческой руке. Зосима тяжело вздохнул и поднял глаза. Вдруг он увидел перед собой огромного льва с роскошной рыжеватой гривой. Зверь стоял у тела преподобной и лизал её ноги. В страхе, старец осенил себя крестом. «Господи, молитвами рабы Твоей Марии, защити меня от хищника!» - с крепкой верой взмолился он. А лев, спокойно посмотрев на монаха, начал медленно приближаться к нему. Зосиме показалось, что зверь смотрит на него кротко и даже ласково. Ещё раз перекрестившись, старец обратился к животному:

- Великая подвижница завещала мне похоронить её тело, а я стар и не могу выкопать могилы. К тому же, у меня нет лопаты. Вырой своими когтями могилу для преподобной, а я погребув ней тело святой Марии.

Лев внимательно взглянул на монаха и, припав на передние лапы, начал быстро копать яму. Зосима с трепетом взирал, как дикий зверь готовит могилу для той, которая когда-то боролась со своими страстями, как с лютыми хищниками. «Перед тем, кто победил невидимых зверей, видимые становятся кроткими и послушными.» - думал старец. Наконец, яма была готова. Горячо молясь Богу, отец Зосима похоронил преподобную Марию и, поклонившись могильному холмику, пошёл в свою обитель. Тихая благоговейная радость, смешанная с лёгкой печалью, наполняла его душу.

Вернувшись в монастырь, старец рассказал его обитателям о преподобной Марии. Все очень удивлялись премудрости Божьей, сделавшей страшную грешницу великой святой. Отец Зосима передал игумену Иоанну слова, сказанные о нём подвижницей, и настоятель действительно нашёл в жизни обители недостатки, который благополучно исправил с Божьей помощью.

Отец Зосима прожил ещё немало лет и скончался в почти столетнем возрасте, угодив своей жизнью Господу. Святая Православная Церковь прославила его, как преподобного и празднует память угодника Божьего четвёртого апреля по церковному календарю (семнадцатого по новому стилю). А память о преподобной Марии, о великой праведнице, подающей нам пример покаяния, совершается Великим постом - в его пятую седьмицу. Житие святой звучит в четверг этой недели во всех православных храмах. Оно учит нас никогда не отчаиваться, но всегда твёрдо верить, что Господь спасёт нас, поможет избавиться от всех грехов, если мы будем искренне стремиться к Нему.

Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!

Память ей 14 апреля
(1 апреля по старому стилю)
и в Неделю (воскресенье) 5-ю Великого поста.

Преподобная Мария родилась в Египте. На двенадцатом году жизни она бежала из родительского дома в город Александрию, где предалась безудержному и ненасытному любодеянию и заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Так продолжалось 17 лет, и казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие.

Однажды Мария увидела на берегу моря толпу людей, которые собирались плыть на кораблях в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Отнюдь не из благочестивых побуждений, но просто желая развлечься, она упросила взять и ее, причем вела себя в пути вызывающе бесстыдно. По прибытии в Иерусалим Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток Мария отошла в угол церковной паперти и задумалась. Взгляд ее случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы – и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Свет Божий коснулся ее сердца – она поняла, что в церковь не пускают ее грехи.

Долго и усердно молилась Мария Пресвятой Богородице, долго умоляла позволить ей войти в церковь и увидеть Крест, на котором пострадал Иисус Христос. Наконец ей показалось, что молитва ее услышана. Дрожа от волнения и страха, подошла Мария к церковным дверям – и на этот раз беспрепятственно вошла внутрь. Там увидела она Животворящий Крест Господень и поняла, что Бог готов простить кающихся. Она снова возвратилась к Иконе Пресвятой Богородицы и обратилась к Ней с мольбой указать ей путь к покаянию.

И тут она услышала как бы далекий голос: «Иди за Иордан, там обретешь покой для души твоей». Мария немедленно отправилась в путь, добралась до реки Иордан, переправилась на другой берег и удалилась в глубину пустыни Иорданской. Здесь, в пустыне, она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями. Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы, и она боролась с ними, как с лютыми зверями. Претерпевая голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, веселые песни, которые пела когда-то; но более всего ее одолевали блудные помыслы и искусительные образы... Мария умоляла Пресвятую Богородицу избавить ее от них, падала ниц на землю и не вставала до тех пор, пока в душе ее не совершалось покаяние, – тогда в нее проникал Небесный свет, и она вновь обретала покой. Через 17 лет искусы ее оставили – наступили годы сосредоточенного и отрешенного покоя. Наконец Богу угодно стало явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы, и позволением Божиим Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря, удалившийся сюда для аскетических подвигов.


К этому времени вся одежда на Марии истлела, но старец покрыл ее своим плащом. Подвижница поведала ему всю свою жизнь, попросив никому о ней не рассказывать и прийти к ней через год на Великий Четверг со Святыми Дарами, чтобы она могла причаститься. На следующий год, исполняя просьбу Марии, старец Зосима взял Св. Дары и отправился к Иордану. На другом берегу он увидел Марию, которая, подойдя к реке, осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. С благоговейным трепетом смотрел старец на идущую по воде святую. Выйдя на берег, Мария преклонилась перед старцем и попросила его благословения. Потом выслушала «Верую» и «Отче наш», причастилась Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром!» Потом попросила Зосиму исполнить последнюю ее просьбу: прийти через год на то место, где он встретил ее впервые. Через год старец вновь отправился на то место, где спасалась Мария, но нашел ее там уже почившей. Она лежала на земле, сложив руки, как на молитве, и обратив лицо на Восток. Рядом с ней на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху». Со слезами и молитвами старец предал земле великую подвижницу и возвратился в обитель, где поведал инокам и игумену все, что услышал от преп. Марии.

Преп. Мария Египетская скончалась в 522 г. На первой и пятой неделях Великого поста читается покаянный канон св. Андрея Критского с присоединением молитвенных стихов о Марии Египетской.

Из книги
"О жизни православных святых,
иконах и праздниках"
(согласно Церковному преданию).
Составитель О.А. Попова.

Молитвы святой преподобной Марии Египетской

Молитва первая

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находяшия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая

О великая Христова угоднице преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребывающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающыя. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящым утешение, недугующым - исцеление, падшим - возстание, заблуждшым - укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам - заступление и отшедшим от сего жития - вечное упокоение, всем же нам в день Страшного Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии Моего услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

Молитва третья

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных. Образ покаяния нам дадеся, Марие, твоим бо теплым умилением возврати побеждение, Заступницу стяжавши Богородицу Марию, с Неюже о нас помолися.
О, преподобная мати Марие, призывающих тя тёплая молитвиннице, изнемогающих в брани укрепляющая, унывающих скоро ободряющая. В бедах и скорбех помощнице нам благодатная, страждущих целительнице скорая и чудная, яко твоим пособием сокрушаются козни вражия. Преподобная мати Марие, чудо Божия милосердия, от Господа всех благих нам подательнице, молися Ему о рабе Божием тяжкоболящем младенце (имя младенца). Аминь.

Тропарь, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест последовала еси Христу, и дающи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о душе, вещи безсмертней: темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак, глас 3

Блудами первее преисполнена всяческими Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.

Тексты молитв найдены в Интернете.

В Неделю 5-ю Великого поста Русская Православная Церковь отмечает память великой святой, покровительницы всех кающихся грешников преподобной Марии Египетской. В среду вечером 5-й седмицы Великого поста в храмах, когда на утрене четверга совершают Великий канон прп. Андрея Критского – «Мариино стояние» – читают ее житие. «Прихожанин» решил с помощью иллюстраций напомнить своим читателям главные моменты ее жизни святой.

Преподобная Мария Египетская

Мы не знаем точной даты и места рождения Марии Египетской. Зато знаем и помним ее великий духовный подвиг: после 17-летней порочной жизни она не только сумела осознать свой грех, но и искупила его своим 47-летним затворничеством в иудейской пустыни. Без общения с людьми, почти без еды, без одежды, она очистила свою душу и приблизилась к Богу. И хотя мы знаем немало имен великих отшельников, пустынников, но трудно найти кого-либо, чей духовный подвиг сопоставим с тем, что совершила преподобная Мария Египетская.

Перед вами – Александрия, город, основанный в 322 году до н.э. великим завоевателем Александром Македонским. Попав сюда в 12-летнем возрасте, Мария ступила на стезю порока – стала блудницей. При этом она редко брала за блуд деньги, отдаваясь пороку не только телом, но и душой. И этой блудной жизнью Мария прожила в Александрии 17 лет.

Но однажды на пристани она увидела толпу паломников, которые собирались отплыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Мария решила плыть с ними, правда, не по благочестивым мотивам, а желая заниматься блудом с паломниками на корабле и потом в Иерусалиме. Но, добравшись до города, она решила вместе с другими паломниками зайти в Иерусалимский Храм Воскресения Христова. Он более известен как Храм Гроба Господня, так как находится на том месте, где согласно Священному Писанию был распят, погребен и воскрес Иисус Христос.

И в нем с Марией произошло чудо. Паломники толпой заходили в Храм, но Мария не могла переступить его порога. Раз за разом пыталась она войти в Храм, но неведомая сила не давала ей сделать этого. Мария поняла, что сам Господь за ее грешную блудную жизнь не пускает в Свой Храм. И когда она это осознала, то стала молиться перед иконой Девы Марии, которая находилась на возвышении в притворе Храма. В своей молитве она просила Богородицу стать ей заступницей перед Господом, обещала изменить свою жизнь и искупить грех блуда. И ее молитва была услышана. Мария смогла войти внутрь и помолиться Животворящему Кресту. Выйдя из Храма, она вновь стала молиться перед иконой Девы Марии, и в этот момент услышала голос: «Если перейдешь за Иордан – обретешь желанный покой». И тогда Мария приняла решение порвать с прошлой жизнью и уйти в пустыню, чтобы жить и молиться в одиночестве.

Мария Египетская в пустыни

Но, прежде чем уйти в пустыню, Мария причастилась в церкви Иоанна Крестителя, расположенной в 8 километрах от Мертвого моря и в 30 км от Иерусалима. Кстати, перед этим в Иерусалиме какой-то незнакомец (возможно, то был Ангел Господень) дал ей несколько монет, на которые Мария купила себе три хлеба. Приняв Святое Причастие и взяв хлеб, она пересекла реку Иордан и ушла в пустыню. И там прожила в молитвах, питаясь лишь дикими кореньями, 47 лет!

При этом первые 17 лет Мария сильно боролась с демонами: ее преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни. Но потом демоны отступили.

Первая встреча со старцем Зосимой

История этой встречи хорошо известна всем верующим. Мария встретила старца Зосиму, когда ей было 76 лет, а старцу Зосиме – 53 года. К тому моменту он уже несколько лет подвизался в Иорданском монастыре Святого Иоанна Предтечи.

Традиционно в дни Великого поста иноки монастыря уходили в пустыню. Пошел и Зосима. Он шел уже 20 дней, когда неожиданно увидел странное существо, которое он поначалу принял за демона: без одежды, невероятно худое и почти почерневшее от солнца.

Это и была Мария. Сначала она пыталась убежать – ведь уже 47 лет она не видела ни одного человеческого лица. Но старец обратился к ней с просьбой не убегать. Мария, назвав Зосиму по имени, спряталась от старца за камнями и попросила его дать ей часть одежды, потому что ее собственная за эти годы полностью истлела. Зосима протянул ей часть гиматия – ткани, используемой в качестве верхней одежды.

А позже Мария по просьбе аввы Зосимы рассказала ему историю своей жизни. При расставании она попросила старца прийти к ней через год и принести с собой Святые Дары, дабы могла она причаститься Святых Христовых Таин.

Причащение Марии Египетской

Чудеса Марии Египетской

Старец Зосима исполнил просьбу Марии и через год пришел к ней вновь. Он причастил ее Святых Христовых Таин.

Во время этих двух встреч старец несколько раз становился свидетелем чудес, которые являла святая пустынница. Один раз во время рассказа о своей жизни и молитвы Мария поразила Зосиму тем, что поднялась над землей на локоть.

Во вторую встречу они оказались по разные стороны реки Иордан. Зосима стал размышлять, как святая переберется на другой берег, и в это мгновение Мария Египетская перешла через реку словно по земле. Увидев идущую по воде пустынницу, Зосима был так потрясен, что хотел упасть на колени и поклониться Марии, но та с середины реки крикнула: «Что творишь, авва? Ведь ты – иерей, носитель великих Таин Божиих» .

После того как авва Зосима причастил ее Святых Таин, Мария произнесла молитву свя­то­го Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с ми­ром, яко видеста очи мои спасение Твое ». И при расставании попросила старца Зосиму через год прийти в то место, где когда-то они встретились в первый раз.

Старец Зосима погребает Марию Египетскую

Год спустя, как и обещал, старец Зосима отправился в путь, чтобы вновь увидеть Марию Египетскую. Двадцать дней пути – и авва Зосима вышел к иссохшему ручью. И там он увидел святую подвижницу, которая мертвая лежала на земле со сложенными на груди руками.

В ее изголовье на песке была начертана надпись: «Погреби, авва Зосимо, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Таин ». Потрясенный стоял авва Зосима. И неудивительно! Во-первых, он только сейчас узнал, как зовут пустынницу. Во-вторых, он поразился, увидев саму надпись, – ведь по признанию самой Марии она не умела ни читать, ни писать. И, в-третьих, стоя над ее телом, он понял, что Мария умерла год назад, после того, как он ее причастил, но каким-то чудесным образом ее тело было перенесено на место их первой встречи.

Желая исполнить последнюю волю святой пустынницы, старец Зосима попробовал вырыть могилу куском дерева, который он нашел поблизости. Но земля в пустыни была тверда, как камень, и он понял, что не в силах выкопать даже маленькой ямки. Подняв глаза, авва Зосима увидел рядом с телом Марии громадного льва, который лизал стопы святой. Сначала старец сильно испугался, но потом, осенив себя крестным знаменем, обратился ко льву: «Приказала Великая похоронить ее тело, а я стар и не в силах вырыть могилу, сделай уж ты работу своими когтями, и отдадим земле смертную скинию святой» . Лев, видимо, посланный Господом в помощь старцу, послушался Зосиму и своими когтями вырыл яму, достаточную, чтобы похоронить Марию.

Так авва Зосима похоронил великую пустынницу Марию Египетскую. Затем он отправился в обратный путь, а громадный лев ушел в пустыню. Согласно разным источникам великая подвижница и пустынница Мария Египетская умерла в 521 или в 522 году.

Уже много веков люди почитают преподобную Марию Египетскую, как заступницу всех грешников. Житие Марии Египетской – это пример человека, который изменился благодаря благодати Божией и силой покаяния.

Мария Египетская полностью осознав свою вину, поняла, насколько сильно согрешила перед Богом

Родилась Мария Египетская в 5 веке. В 12 лет она, будучи свободной от присмотра родителей сбежала из дома. После чего отправилась в столицу Александрию. Она была очень молода и красива и этим сильно привлекала мужчин.

В это время она сильно увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели. Именно так проводила она свою жизнь в грехах, пока Господь не остановил ее.

Однажды Мария присоединилась к группе паломников, которые направлялись на поклонение к Честному Кресту Господню. Но у Марии были совсем другие мысли. Всю дорогу до Иерусалима она занималась соблазнением этих людей.

Сойдя на берег возле храма, где находился гроб Господень, она пошла вместе со всеми. Но какая-то невидимая сила остановила ее и не дала зайти в храм Божий.


Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Сюда не смогла войти Мария Египетская, потому что на ней было много грехов. Именно после того, как она это осознала – покаялась

Она снова попыталась войти, а потом снова и снова. Но путь ей был закрыт. Именно так произошел переворот в жизни грешницы.

Из-за той грешной жизни, которую она вела, она не смогла войти в святое место. Мария стала раскаиваться и просила Бога простить ее.

Над воротами весела икона Божией Матери с младенцем. Мария со слезами усердно просила простить ее, обещала, что не будет больше вести такую жизнь. И только после этого она смогла переступить порог и войти в храм.

Именно с этого дня начался ее путь к святости. Мария исповедалась в своих грехах и причастилась. После ею было принято решение отправиться в пустыню Иордан.

По дороге в пустыню, ей встретился странник, который дал ей пару копеечек. На них она купила три хлеба. Чудесным образом питалась ими очень долгие годы в пустыне.

В награду за все подвиги и испытания, Бог послал Марии святость еще при жизни

Мария боролась со страстями и искушениями

Первые 17 лет Марии пришлось очень нелегко. Она постоянно боролась со страстями и искушениями. Её постоянно искушали мысли о прошлой жизни.

Когда ела, вспоминала, как роскошно проходили её трапезы. А когда пила воду, хотела испить вина.


На этой иконе – сама святая стоит в центре, а по периметру в клеймах изображены основные этапы её жития, начиная с осознания своего греха

Именно так пришлось Марии терпеть все испытания. Но она боролась до последнего.

Когда искушение снова посещало, она начинала молиться Богу. И, в конце концов, молитва побеждала. Из 47 лет, Мария прожила так 17 лет, выдерживая множественное число искушений и ни разу им не поддавшись. За эти старания и тяготы жизни Бог её наградил.

Старец Зосима – первый человек за полвека, с которым встретилась преподобная Мария в пустыне

Однажды в келье молился иеромонах Зосима. И подумал, не он ли лучший инок своего времени. В ответ явился ему Ангел и повелел идти в обитель, находящейся на берегу Иордана. Там он встретит подвижников, которые превосходят его в строгости жизни.

Он знал, что многие живут очень строго, особенно в монастырях. Есть те, которые во время Великого Поста без еды и воды уходят в пустыню на несколько месяцев.

Зосима отправился туда, куда указал ему Ангел. Почти три недели он шел по безлюдной пустыне. И однажды во время молитвы заметил, чью то тень.

Три недели Зосима ходил по пустыне, прежде чем встретил Марию

Когда он обернулся, увидел кого-то очень странного. Тело этого человека сильно исхудало, а кости были обтянуты тонкой кожей. Кожа сильно почернела на солнце, что говорило о том, что человек провел слишком много времени в пустыне.

Зосима догадался, что это тот самый подвижник и начал подходить к нему ближе. Но Мария увидев его, бросилась бежать.

После из разговора с преподобной Зосима узнал обо всей ее жизни. Попросив ее помолиться, он увидел, как она поднялась над землей, и всё время молитвы стояла в воздухе. Это было первое чудо, которое увидел инок.

Рассказывая о своей жизни, она очень много раз цитировала Библию, хотя совсем ее не знала. Когда они расставались, преподобная Мария попросила старца ровно через год причастить ее.

При следующей их встрече Зосима вновь увидел чудо. Он ждал ее около реки Иордан, когда из пустыни вышла Мария. По воде она шла, не утопая, просто шла. Они вместе помолились, и Мария причастилась Святых Христовый Тайн.

Мария Египетская умерла, и мощи ее были нетленны. Зосима увидел её во Время Великого поста и похоронил в пустыне

Когда Зосима пришел в назначенное время, он увидел бездыханное тело Марии лежащей на песке. Её мощи были нетленны. Возле ее головы лежала надпись, где была указана дата ее кончины, и просьба похоронить её в пустыне.

Так и закончилась история жизни Марии Египетской. После возвращения старца в монастырь именно он и поведал о той жизни, которой прожила Святая Мария.

Как оказалось, что человек преображенный святостью, смог повелевать материей и пространством.

Почти 200 лет житие Марии Египетской передавалось из уст в уста. Только в 7 веке, преподобный Софроний Иерусалимский его записал.

день памяти преподобной Марии Египетской

День памяти 1 (14 по старому стилю) апреля. Православная церковь очень почитает преподобную Мати. Памяти этой святой посвящена целая неделя Великого поста.

В Иерусалиме рядом с храмом Гроба Господня, построена часовня святой Марии Египетской. На том месте, где произошло ее чудесное покаяние, изменившую ее дальнейшую жизнь навсегда.


Мария Египетская стала для всех людей образцом смирения и Божией благодати. Поэтому очень часто люди просят помощи заступлении


Если задаться вопросом, в чем помогает, и о чем молятся люди Святой Марии, то ответ станет очевидным. Она помогает, когда следует отвергнуть блудную страсть, а также поможет встать на путь праведный и чистый.

Будет правильным молиться матерям, прося помощи в наставлении детей на путь веры и правды. Девочкам молиться о даровании скромности и целомудрия.

Важный шаг иметь покой в своей душе и постепенно стараться избавляться от чувства вины. Это очень тяжело, но в этом, всем просящим помощи, поможет преподобная Мария.

Собор Санта-Мария-дель-Фьори где хранятся мощи Марии Египетской

Её мощи, находится в главном католическом соборе в городе Флоренция. Собор называется Санта-Мария-дель-Фьори. Все желающие, просящие помощи у Марии Египетской могут приложиться к её святым мощам.

Молитва Марии Египетской

О, вели́кая Христо́ва уго́днице преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющыя.

Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щым утеше́ние, неду́гующым - исцеле́ние, па́дшим - возста́ние, заблу́ждшим - укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам - заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ - ве́чное упокое́ние, всем же нам в день Стра́шного Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ Моего́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.



 
Статьи по теме:
Место подвига преподобной марии египетской
Среди святых, ставших символами великопостного «училища благочестия» (наряду со св. Григорием Паламой и преподобным Иоанном Лествичником), находится и женщина, причём единственная, - святая Мария Египетская. Ее именем названа пятая неделя Великого поста С
Прошедшее время (Präteritum)
Наряду с Präteritum и Perfekt входит в ступень прошедших времён. Как сложное прошедшее время состоит из вспомогательных глаголов haben или sein в форме Präteritum и смыслового глагола в форме второго причастия (Partizip II). Выбор вспомогательного глаго
Лунный календарь хирургических операций
Каждый, кому предстоит хирургическое вмешательство, тщательно подходит к организации этого процесса: выбирает хирурга, обсуждает нюансы проведения операции, возможные осложнения и время на восстановление. Немаловажным будет подобрать и дату проведения опе
Влияние Луны на исполнение желаний
Полнолуние - высшая точка роста Луны и крайне сильное время. В этот день можно повлиять на свою судьбу и изменить жизнь в лучшую сторону, если знать, как достичь гармонии с лунной энергетикой. Полнолуние с давних пор считается мистическим временем: полн