Мадонна дель парто пьеро делла франческа. Пьеро делла Франческа (Пьеро ди Бенедетто или Пьеро даль Борго). Смотреть что такое "Франческа, Пьеро делла" в других словарях

Тогда, совсем совсем давно я не знала, что попаду в Тоскану и увижу своими глазами, те места в которых снимал Тарковский .

Я уже видела много раз Сан Гальгано (SanGalgano ) и Баньи Виньоне ( Bagni Vignone ), когда мне захотелось посетить Монтерки ( Monterchi ), совсем небольшой городок на востоке провинции Ареццо , где в кладбищенской капелле до сих пор сохранилась фреска «Мадонна Дель Парто» “ Madonna del Parto ” итальянского художника периода раннего возрождения Пьеро делла Франческа - Piero della Francesca .

Каково же было мое удивление, когда прорулив практически двести км., я обнаружила, что никакой капеллы давным давно нет, а снятая со стены фреска висит в небольшом музее под пуленепробиваемым стеклом и залы окружающие ее рассказывают о истории создания и жизни этого произведения. Последняя церковь, где хранился этот шедевр обвалилась еще в начале сороковых годов, к удивлению!, не пострадала только стена на которой была закреплена фреска!

Значит, Тарковский видел эту работу примерно в таких же условиях, как увидела ее я. ОООО ! Великий вымысел кино! А как же небольшая церквушка из фильма в которой идет невероятный обряд выпускания птиц из живота кукольной девы? И что это за церквушка?

Вымысел великого мастера, приблизил меня к мастеру другому.

Удивительна работа делла Франческа тем, что на ней мы видем Мадонну, как говориться « на сносях» , еще нет Исуса Христа, а уже есть она, женщина- дева- будущая мать. Что мне симпатизирует в итальянской культуре - их отношение к Марии, это какая то смесь «страсти» , почитания, любви и целомудрия. Вначале была «Мадонна дель Парто» -роженица,

изначальная «Мамма миа !» мать наша, великая и всемогущая как сама жизнь.

Оказывается!

Пьеро делла Франческа - итальянскийй художник и математик 1412-1492 .Родился в Сансепоьлкро провинция Ареццо . Посвятил «Мадонну дел Парто» , своей матери Романе ди Перино уроженке Монтеркио . Предполагается, что фреска была написана артистом в 1459 году, когда Пьеро был в Монтеркио на похоронах своей матери.
Пьеро был не только художником но и математиком.

Его перу принадлежат такие исследования перспективе и анатомии как: "De Perspectiva Pingendi ", "De quinque corporibus regularibus " где ученый рассуждает о геометрии в живописи и учебник по математике "De Abaco ".
Точная Дата рождения Тосканского художника не установлена, коммунальный архив (место рождения художника) в течении веков горел несколько раз, превращая ценные документы о жизни и смерти свободных граждан комуны в пепел . Вазари в своей книге "Жизнеописание знаменитых живописцев", на итальянском она называется просто "Жизни" "Vite", утверждает, что художник умер в возрасте 86 лет абсолютно слепым. Второй факт историками искусства не подтверждается. Первый- ставится под сомнение. Художник мог родиться с 1406 по 1420. В городском музее очень хорошая коллекция работ делла Франческа , да и город великолепен.

В родился также Матео ди Дж ованни , его работы можно увидеть Соборе города Гроссето и церкви сан Николо в Монтепескали .

За день рулений по дорогам Тосканы , я увидела небольшой городок Монтерки ,

Витторио Згарби - известный на весь мир искусствовед, куратор и писатель, автор уже вышедших в России книг «Сокровища Италии. Предчувствие ренессанса» и «Сокровища Италии. Ренессанс» .

В апреле в издательстве «Слово/Slovo» выходит его третий сборник «Тающий образ. Истории о художниках и сюжетах» , где он мастерски рассказывает о художниках Возрождения и Ренессанса, переплетая свои истории с современностью.

В преддверии выхода книги издательство предоставило ARTANDHOUSES для публикации главу «Мадонна дель Парто / Пьеро делла Франческа» , в которой говорится о знаменитой фреске художника, также известной как «Беременная Мадонна».

Невозмутимый Пьеро не оценил бы неопределенную будущность - точнее, отсутствие постоянного места у его самой простой фрески, предназначавшейся для самого скромного помещения. Он и представить не мог, что ее снимут со стены и унесут из этого места молитвы и паломничества - маленькой капеллы на кладбище Монтерки. Сегодня художник не поверил бы своим глазам, увидев эти плохо покрашенные и небрежно отреставрированные стены у кладбищенской ограды - всё подновленное, безликое и покинутое… Сейчас в капелле осталась только белая стена. Мадонны там больше нет. И не время повредило или уничтожило ее: это люди унесли ее прочь, якобы чтобы спасти из тесного и неуютного пространства капеллы, лучше сохранить и выставить на обозрение. Так и начались мытарства той, что некогда служила неисчерпаемым источником утешения. Какая участь ее ждет, какая злая воля сорвала ее с привычного места! Конечно, сейчас она находится в просторном зале, под неусыпной заботой, в футляре, который словно подчеркивает чудотворную силу иконы. Но именно этого Пьеро и не хотел, потому что такая судьба не соответствует глубоко народной природе его работы. Мадонна, задуманная художником и написанная на этой скромной стене специально для благочестивых паломников, должна быть не святой или Богоматерью, а подругой и утешительницей, близкой и родной. Это просто беременная женщина, которую открывают взгляду два танцующих ангела. Одним своим видом она прогоняет все заботы и тревоги.

Она чуть расстегивает платье, чтобы одежда не стесняла дыхание. Одна рука на боку, другая указывает на плавный изгиб живота. В ее беременности не чувствуется ни неудобства, ни тяжести - только достоинство. Мадонна Пьеро - утешительница, одновременно царственная и народная, близкая и понятная в своем положении: любая женщина, ждущая ребенка, видит в ней отражение собственного состояния. Таким был замысел Пьеро, такой смысл он вкладывал в свою работу. И перенос фрески нарушил этот замысел. Фреска изначально создавалась для стоящей среди полей церкви Санта-Мария-ин-Сильвис, вероятно в год смерти матери, когда Пьеро приехал в Монтерки на похороны. Его замысел - дородная фигура царственной матери - был столь неприкрыт и очевиден, что роженицы стали обращаться к его Мадонне за помощью в родовых муках. Уже в 1784–1786 годах этот пригородный район с маленькой церковью был избран местом для кладбища Монтерки. По этому поводу церковь была на три четверти снесена и превращена в кладбищенскую капеллу. Чудотворную фреску сняли, перенесли в нишу над главным алтарем обновленной капеллы и забыли, а веком позже любознательный и удачливый эрудит Винченцо Фунгини заново открыл этот простой и чистый шедевр Пьеро делла Франческа. После землетрясения 26 апреля 1917 года было решено перенести фреску сначала в хранилище в районе Ле Вилле, а потом в Муниципальный музей Сансеполькро, где она и хранилась до 1922 года, когда судьба вновь вернула ее в первоначальную капеллу.

Пьеро делла Франческа
«Мадонна дель Парто»
около 1460

В 1956 году церквушку в очередной раз начали перестраивать, и фреску опять пришлось снимать. С тех пор для Мадонны дель Парто вновь начались годы странствий. Временно ее перенесли в здание бывшей средней школы на виа Релья. При мысли о дискуссиях по поводу будущего этой работы у меня сжимается сердце, ведь после переноса фреска словно лишилась жизни. Пока продолжались споры между министерством, муниципалитетом и епархией, архитектор Паоло Дзермани спроектировал скромную капеллу специально для фрески, уже давно ставшей и религиозной реликвией, и памятником культуры. Может быть, Пьеро и оценил бы усилия Дзермани, но его наверняка расстроила бы судьба его работы - абсолютной идеи материнства, воплощенной во фреске в память об умершей матери, а теперь самым прискорбным образом утраченной. Его Мадонна в буквальном смысле является взгляду: она выходит на сцену, когда два ангела-близнеца поднимают занавес. Фигура стоит не лицом к зрителю, а немного боком, словно желая подчеркнуть свою беременность и плавные изгибы тела. Выражение ее лица бесстрастно и сдержанно: если ангелы глядят прямо на нас, то Дева Мария смотрит вниз, слегка опустив веки. Дородное тело, суровый взгляд - в своей беременности Богоматерь не может встретиться ни с кем глазами, не может вступить в диалог. Она думает о своем положении - особом, поскольку она Богоматерь, обычном и естественном, поскольку она просто мать. Пьеро не знал и не мог представить, какая судьба постигнет его самую интимную и личную работу, обреченную на неопределенное существование, противное ее духу и цели. Но один из поклонников фрески отомстил за нее. В фильме «Первая ночь покоя» Тонино Гуэрра подсказывает режиссеру Валерио Дзурлини сцену, где главный герой, профессор, влюбленный в свою ученицу, читает ей лекцию перед фреской Пьеро делла Франческа. Сцена наполнена невероятным очарованием, поэтичностью и любовью. Но если присмотреться, замечаешь, что, пока в действительности продолжается неразбериха, в фильме проблема размещения работы уже решена. Мы видим фреску не в потрепанной кладбищенской капелле и не в школе, где она была размещена «на время» и находится до сих пор, а в чудесной ранневозрожденческой церкви, небольшой, но с тремя нефами, разделенными рядами колонн, на стене, которая словно специально создана для нее. Здесь Мадонна Пьеро делла Франческа смотрится совершенно естественно и на своем месте.

Пье́ро де́лла Франче́ска (итал. Piero della Francesca; ок. 1420 г., Борго-Сан-Сеполькро, Синьория Римини - 12 октября 1492 г., Борго-Сан-Сеполькро,Флорентийская республика) - итальянский художник и теоретик, представитель Раннего Возрождения.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в небольшом селении Борго-Сан-Сеполькро, в Тоскане, в 1415/1420 г.

Художник из маленького городка, до 16 в. не попавшего в сферу культурного влияния Флоренции, Пьеро с готовностью учился у мастеров из других городов. У , на формирование которого, в свою очередь, оказал влияние стиль интернациональной готики, представленный в Венето творчеством Джентиле да Фабриано и Пизанелло, Пьеро делла Франческа научился натуралистической передаче освещения и светотени; этот прием лег в основу мощного поэтического реализма его произведений. В 1439 году под его руководством художник работал над украшением фресками церкви Санта-Мария-Нуова во Флоренции.Импрессионистические мотивы в трактовке листвы, заимствованные художником, возможно, у Доменико Венециано, в более поздних его работах, написанных под влиянием фламандской живописи, стали одной из самых ранних в западноевропейском искусстве попыток изображения предметов с учетом освещения.

На формирование стиля Пьеро делла Франческа зрелого периода оказала влияние классическая скульптура, которую он видел в Риме. Его единственная засвидетельствованная документами поездка в Рим произошла в сентябре 1458–1459, когда по заказу папы Пия II он расписал фресками две залы в Ватиканском дворце.

Примерно с середины 1460-х годов Пьеро делла Франческа работал при дворе Федериго да Монтефельтро – графа, а с 1474 герцога Урбино. По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). В аллегорических композициях на оборотных сторонах портретов каждый из супругов представлен восседающим на триумфальной колеснице, тоже на фоне пейзажа. Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472.

В 1469 г. он был призван ко двору герцога Федерико в Урбино, где, по заказу этого государя, исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее).

Работал в Перудже, Лорето, Флоренции, Ареццо, Монтерки, Ферраре, Урбино, Римини, Риме, но всегда возвращался в родной городок, где с 1442 года он являлся городским советником и последние два десятилетия жизни провёл именно там.

ТВОРЧЕСТВО

Произведения мастера отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщённость форм, композиционная уравновешенность, пропорциональность, точность перспективных построений, исполненная света мягкая гамма.

В период с 1446 по 1454 Пьеро создал стиль, который в основных чертах сохранился и в произведениях, относящихся уже к периоду его творческой зрелости. Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица. Высокие фигуры построены по классическому канону пропорций Витрувия, но женские образы имеют удлиненные, слегка изогнутые шеи и высокие лбы – элементы позднеготического идеала красоты. В моделировке карнации Пьеро делла Франческа отдает предпочтение мягким тонам, плавным переходам в противоположность резким и темным теням, к которым прибегал в своих работах Мазаччо.

Пьеро делла Франческа обладал большим чувством красоты, прекрасным рисунком, нежным колоритом и необыкновенным для его времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы.

При дворах правителей-гуманистов в Ферраре, Пезаро и Римини Пьеро делла Франческа познакомился с культурой, главным устремлением которой было возрождение античности и использование ее достижений во всех сферах человеческой деятельности, от письма и почерков до изобразительных искусств. Под влиянием этого увлечения античностью Пьеро стал использовать в своих картинах классические формы, прежде всего в архитектурных фонах.

Несмотря на многочисленные попытки понять методы построения архитектурных и пейзажных фонов у Пьеро делла Франческа, в его картинах не удалось обнаружить последовательного применения геометрического модуля или системы перспективных построений.

Напротив, можно доказать, что Пьеро использовал композиционный принцип, доминировавший во флорентийской живописи середины 1430-х годов: последовательное уменьшение размеров фигур от переднего к дальнему плану; фигуры первого плана определяют также размер колонн изображенных построек. Античная архитектура у Пьеро совмещает в себе массивность, ясность и благородство форм с изящной легкостью орнамента. Постройки нередко оказываются незаконченными в пределах картинной плоскости, части их как будто отсечены в результате обрамления холста рамой.

БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА

Одна из самых загадочных картин Пьеро, напоминающая диптих по своей композиции, где в левой части сцена бичевания, а в правой трое беседующих мужчин.

Существует три версии возможного сюжета, изображенного на картине. Самая распространенная версия, убеждает что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»), согласно другой версии это Св. Мартин, папа римский VII в., (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осуждён и впоследствии принял мученическую смерть. По третьей версии это сон Бл. Иеронима.

Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычникамЦицерона… три фигуры на заднем плане - два человека и ангел с босыми ногами - «обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима».

В Бичевании Христа Пьеро демонстрирует явное нежелание изображать быстрые, резкие или часто повторяющиеся движения. Это в первую очередь объясняется его темпераментом, однако здесь также сыграло свою роль изучение античной скульптуры. Главное действие, собственно бичевание Христа, изображено слева на заднем плане, тогда как на переднем справа стоят в застывших позах спиной к происходящему три персонажа. Мучители Христа кажутся бесстрастными, остановившимися в своем движении, словно участники «живой картины». В картинах со строго канонической иконографией Пьеро делла Франческа предложил оригинальные колористические решения, отдавая предпочтение использованию холодных тонов и особенно большого количества оттенков синего.

ЦИКЛ ФРЕСОК «ЛЕГЕНДА О СВЯТОМ КРЕСТЕ»

В 1453 или 1454 Пьеро делла Франческа получил заказ на фрески для церкви Сан Франческо в Ареццо. Это самое знаменитое произведение мастера. Сюжет фресок – история обретения животворящего древа Креста, на котором был распят Христос. Стены расчленены на три регистра. На задней стене изображены два пророка. В люнете правой стены представлена смерть Адама, над могилой которого вырастает святое дерево. Далее – Царица Савская, пришедшая к Соломону, поклоняется Древу, из которого сделан порог, провидя в нем образ будущего Креста. Следующий эпизод – видение Креста Константину и его победа над Максенцием. Во втором ярусе левой и задней стены представлено обретение Креста императрицей Еленой: ей указывают место, где закопаны кресты, на которых были казнены Христос и два разбойника, и она чудесным образом узнает, на каком из трех крестов был распят Христос.

Сцены этого знаменитого фрескового цикла не составляют строгой хронологической последовательности, а согласуются между собой по смыслу, устанавливая соответствия между различными эпизодами в истории обретения Креста.

Во фреске «Битва Константина с Максенцием» Пьеро делла Франческа повторяет мотив отражения.

Встреча царицы Савской и царя Соломона
Смерть Адама Победа Константина над Максенцием

ДИПТИХ

Примерно с середины 1460-х годов Пьеро делла Франческа работал при дворе Федериго да Монтефельтро – графа, а с 1474 герцога Урбино. По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). В аллегорических композициях на оборотных сторонах портретов каждый из супругов представлен восседающим на триумфальной колеснице, тоже на фоне пейзажа.

Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472.

Кроме того, Федериго да Монтефельтро заказал Пьеро делла Франческа алтарный образ (Милан, галерея Брера) для перестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью. Богоматерь сопровождают святые, столь спокойные и неподвижные, что их фигуры кажутся частью величественных стен, поднимающихся за их спинами.

Пьеро делла Франческа

Европейская портретная живопись XV–XVI веков
Пьеро делла Франческа

(ок. 1420–1492)


Современники называли Пьеро делла Франческу «монархом живописи». Но он был не только талантливым художником, автором многочисленных алтарных композиций, но и известным исследователем искусства, написавшим теоретические трактаты «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах».

Итальянский художник Пьеро делла Франческа, ярчайший представитель искусства Раннего Возрождения, родился в Борго Сан Сеполькро (ныне город Сансеполькро). Учился он в мастерской знаменитого Доменико Венециано.

Работая во Флоренции, художник внимательно изучал творчество своих предшественников: Паоло Уччелло, Мазаччо и Джотто. Большое влияние на него оказало также искусство голландских мастеров. Излюбленным жанром Пьеро делла Франчески являлся религиозный.


The Baptism of Christ


Его алтарные картины характеризуются ясностью и строгостью композиционного строя, свежестью и звучностью красок. Таковы работы «Мадонна делла Мизерикордиа» (ок. 1448, пинакотека, Сансеполькро), «Мадонна со святыми» (ок. 1472–1474, галерея Брера, Милан) и фресковые композиции «Мария Магдалина» (ок. 1460, собор, Ареццо), «Вознесение Христа» (1463–1465, пинакотека, Сансеполькро).

Живопись Пьеро делла Франчески лишена напряженного драматизма, персонажи его картин, спокойные и величавые, не похожи на героев полотен мастеров Позднего Возрождения, для которых было важно отобразить внутренние конфликты человека.




PIERO DELLA FRANCESCA MADONNA DEL PARTO



PIERO DELLA FRANCESCA SAINT MARY MAGDALEN



PIERO DELLA FRANCESCA POLYPTYCH OF SAINT AUGUSTINE


Flagellation


Это отношение мастера к человеку прослеживается и в его знаменитых парных портретах герцога и герцогини Урбинских. Портреты Федериго да Монтефельтро и его жены, Баттисты Сфорца (ок. 1465, галерея Уффици, Флоренция) - это, пожалуй, единственный и весьма удачный опыт художника в области портретного жанра.

Обратившись к традиционному для того времени типу профильного портрета, Пьеро делла Франческа отказался от обычной стилизации и создал картины, в которых монументальная величавость и значительность образов соединились с точностью и тщательностью передачи натуры.



Madonna and Child with Saints (also known as Montefeltro Altarpiece)


The Nativity


Portraits of the Duke and Duchess of Urbino


Лица написаны с пластической объемностью и кажутся естественными на фоне окутанного воздушной дымкой пейзажа (художник не окружил своих героев пейзажным фоном, подобно многим портретистам его времени, а гармонично вписал их в этот фон). На обороте диптиха Пьеро делла Франческа показал триумф герцогов. Это изображение по своей детализированности напоминает манеру художников нидерландской школы.



Resurrection


Saint Apollonia
Attributed to Piero della Francesca - circa 1455-1460


Saint Michael


Федериго да Монтефельтро, герцог Урбинский, выдающийся военачальник, политик и меценат, был другом живописца. Пьеро делла Франческа изобразил его и в своей известной картине «Мадонна со святыми и ангелами и заказчиком Федериго да Монтефельтро» (ок. 1472–1474, галерея Брера, Милан).

Портретные образы герцога и герцогини Урбинских занимают значительное место в истории портретной живописи XV столетия и ставят их автора в один ряд с виднейшими итальянскими художниками - представителями этого жанра.

19.12.2014 - 22.02.2015

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии». Выставка продолжает традицию знакомства произведениями великих мастеров Ренессанса, предоставленными крупнейшими художественными собраниями Италии - венецианской Галереей Академии, национальной галереей Марке из Урбино.

В христианской традиции Мадонна, держащая на руках Младенца, - центральный сюжет, как в византийской иконописи, так и в живописи итальянского Возрождения, а образ Богоматери находится в центре повествования о спасении.

В восточной (православной) традиции всякий изображенный персонаж или предмет наделен символическим смыслом. Почитать образ, означает, почитать то, что за этим образом скрыто. Согласно постановлениям Второго Никейского Собора 787 года, правила создания священных образов определял не художник, а церковные власти. В западной культуре, начиная с XII века, а затем в живописи Возрождения, не отрицавшей того, что закреплено традицией, изображения Девы Марии являются не только иконами; символические атрибуты не утрачивают своего значения, однако теперь картины обретают не только сакральный, но и общечеловеческий смысл. Отныне это образы матери и младенца, наделенные индивидуальными чертами, исполненные неподдельного чувства, образы, не только напоминающие о божественном начале и о величии Богородицы, но и пробуждающие переживания.

В эпоху Возрождения при знатных дворах в Мантуе, Ферраре и Убрино, а также в Венеции, написанные на досках небольшие богородичные образы, в которых присутствовали наделенные символическим смыслом детали, выполняли почти ту же функцию, что и иконы в восточной традиции, где большинство икон писалось не для церквей, а для частных заказчиков. В основном, речь шла о переносных алтарях, об образах, создание которых было приурочено к тем или иным событиям.

Во второй половине XV века нарастает интерес к византийской культуре, поначалу обусловленный попыткой соединить Восточную и Западную церкви, а затем - присутствием на Западе многочисленных представителей византийской культуры, бежавших от османского завоевания.

В экспозиции представлены работы живописцев второй половины XV века, объединенные одной темой - Мадонна с Младенцем. Помимо их исключительной художественной значимости произведения позволяют понять, что между западной и восточной христианскими традициями есть не только различия, но и глубокое сходство. Выставка позволяет зрителю проникнуть в суть того, как в эпоху Возрождения понимали и трактовали один из главных христианских образов.

Центр экспозиции - знаменитая картина Пьеро делла Франческа «Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами», или «Мадонна Сенигалья» (1491), из Национальной галереи Марке в Урбино. Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор нет объективных данных, позволяющих окончательно ответить на вопросы о том, какие смыслы в ней скрыты и каковы обстоятельства ее создания. Мастер изображает Богоматерь с Младенцем, следуя византийскому иконографическому типу Одигитрия, то есть Путеводительница: Мадонна - заступница людей перед Господом - указывает рукой на Младенца как на Спасение. Поток света символизирует Христа. Изображение восседающей на троне Богородицы с Младенцем на коленях и двумя архангелами за спиной восходит к образцам V-VI веков. Классические пропорции фигур создают ощущение торжественности. Строгость персонажей картины напоминает христианские мозаики или византийские иконы. Каждая деталь - от белой розы в руке у Иисуса до украшений из жемчуга и коралла, плетеной вазы, льняного полотна - имеет символическое значение. Одеяние Младенца похоже на одеяние античных философов, пламя свечи означает Страстную седмицу, ткань - занавесь Иерусалимского храма. В художественном решении особую роль играет колорит, построенный на сочетании белого и оттенков голубого и серого цветов. Манера передачи световоздушной среды говорит о знакомстве Пьеро делла Франческа с достижениями нидерландских живописцев.

На выставке также показаны работы современников Пьеро делла Франческа, творчество которых связано с городами Северной Италии. Это произведения Джованни Беллини, Карло Кривелли, Козимо Туры. У каждого мастера свое понимание темы, своя драматургия ее раскрытия.

Для венецианца Джованни Беллини характерно поэтическое осмысление сюжета. На большинстве его картин Мадонна не смотрит на Иисуса, ее взгляд обращен в будущее. Композиция «Мадонны с херувимами» (около 1490) из знаменитой венецианской Галереи Академии построена иначе - это диалог Матери и Младенца.

Работы Карло Кривелли, художника из области Венето, более декоративны и символичны. В «Мадонне с Младенцем» из Городской пинакотеки Франческо Подести (Анкона) символика традиционна: яблоко напоминает о первородном грехе, огурец - символ Воскресения, щегол - Страстей, моллюск в раковине в руках Иисуса - Воплощения, торжественные одеяния Богородицы указывают на то, что она царица небесная.

Для работы феррарского мастера Козимо Туры «Мадонна со спящим Младенцем» (около 1470), предоставленной Галереей Академии в Венеции, характерны экспрессия и драматизм. На картине Мадонна пробуждает Младенца ото сна. Этот сюжет связан с темой Воскресения, судьбой Христа, умершего ради спасения людей.

В Ферраре придворные художники работали бок о бок с мастерами декоративного искусства. Сам Тура нередко подражал технике эмали, уподобляя свои небольшие картины изысканным драгоценностям - подобный подход при создании богородичных образов был вполне уместным, поскольку на христианском Востоке иконы богато украшались.

Картина «Мадонна со спящим Младенцем» также известна как «Мадонна Зодиака», поскольку на фоне при помощи тонких золотых линий изображены знаки зодиака. Присутствие светских, астрологических деталей в произведении на религиозный сюжет объясняется культурой той эпохи: мотив Зодиака, к которому неоднократно обращался Козимо Тура, был популярен при утонченном феррарском дворе. Стремление примирить христианскую веру и астрологию, увидев в расположении звезд отражение Божьего замысла, оправдывала совместное присутствие и взаимное наложение христианских и языческих символов.

Выставка «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии» дает российскому зрителю еще одну редкую возможность увидеть работы Пьеро делла Франческа, Козимо Туры, Карло Кривелли, Джованни Беллини произведения которых отсутствуют в коллекциях отечественных музеев.

Куратор выставки: Виктория Маркова, ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.



 
Статьи по теме:
Лечение мании преследования: симптомы и признаки Может ли мания преследования пройти со временем
Мания преследования – это психическая дисфункция, которая также может именоваться бредом преследования. Это расстройство психиатры относят к основополагающим признакам психического безумия. Под манией психиатрия понимает нарушение деятельности психики,
К чему приснилось шампанское?
Что ни видим мы в грезах – все, без исключений, является символами. Символические значения несут все предметы и явления в грезах – от простых и привычных до ярких и фантастических.Но порой как раз обычные, привычные вещи имеют более важное значение, нежел
Как убрать раздражение на подбородке у женщин и мужчин Раздражение кожи на подбородке
Красные пятна, появившиеся на подбородке, могут возникать по разным причинам. Как правило, их появление не свидетельствует о серьезной угрозе здоровья, и если со временем исчезают сами, то повода для беспокойства нет. Красные пятна на подбородке возникают
Валентина Матвиенко: биография, личная жизнь, муж, дети (фото)
Срок окончания полномочий * : сентябрь 2024 года Родилась в апреле 1949 года. В 1972 году окончила Ленинградский химико-фармацевтический институт. С 1984 по 1986 гг. работала первым секретарем Красногвардейского райкома КПСС г. Ленинграда. В 1985