Принципиальная схема технического фена. Сломался фен? Ремонт и описание работы. Схема подключения термовоздушного паяльного фена Устроен фен для волос

На днях моя неотразимая, неповторимая и сокровенная Супруга стала жаловаться на то, что ее любимый фен для волос Remington не работает . Это проявлялось, как перебои в нормальной работе в зависимости от положения кабеля питания. То есть, если кабель натянуть – фен отключается, если прижать к фену – пошел тепленький воздух. Я сразу смекнул что к чему и стал рвать на себе рубаху и размахивать любимым паяльником — мол дай мне провести разборку и ремонт фена для волос прямо тут и прямо сейчас.

В общем, после непродолжительных стенаний мои отвертки схлестнулись с ее феном в эпической схватке до первой…пайки. Скажу сразу – сию инструкцию можно использовать для большинства фенов фирм Rowenta, Braun, Philips, Bosch и Scarlett . Конечно, разбираются все фены по-разному, но принцип устройства у них один. Поехали.

Разборка фена для волос Remington

Сначала необходимо удалить заглушки на ручке или по всему корпусу любимого фена для волос . В моем случае – это три заглушки на ручке фена. Последнее время стало модно делать корпус фена на защелках или вообще сплавлять две половины вместе.

Защелки можно победить, а вот если половинки спаяны – то тут только резать по шву, а потом склеивать , в общем бесперспективняк. Так что при своей любимой, обратите внимание на его конструкцию.

Удалить заглушки удобно иголкой или острым тонким ножом . Будьте готовы, к тому, что пластик вокруг погнется и сразу предупредите об этом Жену. Проблему с заусенцами на пластике можно будет решить в конце ремонта с помощью того же ножа.

Под заглушками у меня оказались винты под как на фото. Вообще такие винты были изобретены против вандалов для уличного оборудования и для защиты техники от любознательных детей. Называются они Security.

Такие винты, только побольше и с круглыми отверстиями стоят в моем доме в лифте. Хорошо, что у меня оказалась нужная двузубая бита как раз для этих винтов. Ну все, лифт, попробуй только еще раз застрять между этажами.

Если у Вас нет такой отвертки, то можно сделать из старой шлицевой отвертки , просто сделав в ней пропил ножовкой.

После разборки ручки фена, видим картину как на фото – выключатель подачи горячего воздуха (синим), переключатель режима мощности фена (красным), скрутка проводов 220 В.

Тут все внимательно осматриваем на предмет обрыва какого-либо провода или подпалин, оплавления на переключателях.

Если тут все в порядке, то откручиваем два винта держателя провода в самом низу ручки фена. Нужно найти место излома провода – обычно оно находится около выхода провода из ручки фена.

Такое слабое место сразу видно, если согнуть провод пополам.

Ремонт фена для волос Remington

Для проверки зачищаем оплетку кабеля питания в месте перегиба и видим подгоревшие медные провода.

Смело отрезаем провод и подготавливаем его к монтажу.

Один кусок Затем я подготовил один конец кабеля под скрутку (синий провод), а второй – (коричневый провод). Вообще цвет провода в кабеле питания непринципиален, так как их можно поменять местами. Монтируем каждый провод на свое место и укладываем все внутренности в соответствующие пазы. Устанавливаем назад корпус ручки и прикручиваем винтами.

Я подобрал похожие винты под крестовую отвертку, так что в следующий раз проблем с разборкой не будет. Ставим на место заглушки винтов. Если остались заусенцы на пластике после разборки фена , то можно срезать их острым или разровнять, поднажав на них.

На этом разборка и ремонт Супруги закончен. Передаю ей привет и признания в любви. Ты для меня Лучшая на всем белом свете!

Мастер Пайки мысленно с Вами – удачных ремонтов!

Сложно найти девушку или женщину, которая для сушки волос не использовала бы фен, особенно в холодное время года. И это понятно, так как, чтобы длинные волосы хорошо высохли при комнатной температуре, необходимо несколько часов, а с нынешним темпом жизни – это роскошь.

Поэтому, эти приборы были, есть и будут востребованы всегда. И это доказывает статистика по продажам фенов в качестве подарка женщинам по разным случаям. Именно эти приборы занимают одно из лидирующих мест, так как вещь нужная и недорогая.
Но каким бы качественным не было изделие – повышенная температура, большой ток потребления, и, как правило, неправильная эксплуатация, часто приводят к поломкам бытовых фенов.

Рис. 1. Ремонтируемый фен «Startex»

И прежде чем покупать новый прибор, можно попробовать вернуть к «жизни» старого друга. Тем более что поломка может оказаться незначительной и легко устранимой.

Ниже, будет подробно описана одна из часто встречающихся поломок фенов и способ ее устранения (на примере фена «Startex»).

Из инструментов понадобятся только те, которые есть практически в каждом доме. Единственное, чего может не быть – это мультиметра или какого-нибудь другого прибора, показывающего цепь. Но наверняка, он есть у знакомого, или соседа, и его можно попросить на время ремонта. Если все-таки рядом не окажется доброго соседа или друга-электрика, можно купить самый дешевый мультиметр, тем более, их сейчас на рынке хватает. В будущем он обязательно пригодится, например, для проверки лампочки, батарейки или напряжения в сети.

На фото (рисунок 1) фен, имеющий проблему в работе.

Она заключается в том, что при включении на максимальную мощность, он никак не реагирует.


Рис.2. Заглянули во внутрь

Сам фен имеет три положения переключателя:

  1. Самое нижнее – «ВЫКЛ».
  2. Среднее – половина мощности нагрева.
  3. Верхнее – максимальная мощность нагрева.

Рис. 3. Три положения фена

Чаще всего в верхнем положении и используется фен, так как дает максимально быструю сушку. Поэтому игнорировать такую поломку недопустимо.

Итак, чтобы найти причину неисправности, необходимо разобрать прибор. Начать следует с ручки.


Рис. 4. Откручиваете ручку фена

На ней расположен переключатель положений и два крепежных винта под крестовую отвертку.

Кладем фен на бок, и откручиваем эти два винта.


Рис. 5. Снимаем боковую часть ручки

После снятия крышки можно увидеть ее начинку.


Рис. 6. Электроника фена

Здесь располагаются: переключатель, диод, конденсатор, нулевой (общий) зажим и хомут для фиксации шнура.


Рис. 7. Общий зажим

Нулевой зажим располагается внутри диэлектрического колпака (рисунок 7).

В нем соединяются: провод со шнура питания – синего цвета, черный провод, который уходит дальше на нагреватель, и один вывод конденсатора.

Переключатель положений имеет три вывода. Один общий, на который приходит фазный коричневый провод со шнура питания.
С другой стороны, на выводы припаян диод.

Если посмотреть на принципиальную схему (рисунок 8), то можно увидеть, что в одном из положений переключателя, ток поступает на нагреватель через диод. Это уменьшает мощность нагрева и соответствует среднему положению переключателя.


Когда замкнут второй, или оба контакта, ток проходит на спираль нагревателя, минуя диод, что соответствует максимальной мощности – третье положение.

Конденсатор служит для гашения помех выдаваемых двигателем в сеть. Этот конденсатор можно вообще демонтировать. Тогда появится больше места в ручке, и он не взорвется при повышении напряжения в сети.

При осмотре этих компонентов, следует обратить внимание на их внешнее состояние. Не должно быть повреждений, нагара, обрыва проводников и деформации корпуса от температурного режима.

Если все провода на своих местах, нужно обратить внимание на переключатель. Это слабое звено в цепи, так как в нем происходит механическое движение контактов и при их размыкании электродуга, образующая нагар на их поверхности.

Можно проверить целостность диода, но в этом случае нет необходимости это делать, так как в половину мощности, фен работает, а значит диод цел.


Рис. 9. Проверяем внешнее состояние компонентов

Проверить нужно прохождение тока через переключатель.

Для этого соединяем один конец прибора для проверки цепи к общему выводу, а другой, к выводам на противоположной стороне.
Но делать это нужно при определенном положении переключателя.

Вначале, соединяем прибор там, где припаян только диод, и ставим рычаг переключателя в среднее положение.


Рис. 10. Переключатель в крайнем нижнем положении
Рис. 11. Проверка тока через переключатель

Индикатор показывает цепь. Значит, контакты внутри корпуса замыкаются и это хорошо.

Переключатель необходимо поставить в крайнее верхнее положение (рисунок 12).


Рис. 12. Переключатель в крайнем верхнем положении
Рис. 13. Проверка второго вывода

Прибор не показывает цепь, значит, что-то произошло с контактами. Благо дело переключатель оказался разборной. Верхнюю и нижнюю его части, скрепляют два винта.

Их необходимо осторожно выкрутить. Тут поможет отвертка, и необязательно крестовая. Подойдет обычная прямая, с мелким наконечником, например, часовая.

Винты закручены довольно сильно, поэтому придется приложить некоторые усилия. Нужно быть предельно осторожным, отвертка тонкая и может нанести глубокую травму при соскальзывании. Поэтому пальцы под переключатель лучше не подкладывать.
Для удобства можно вынуть всю начинку, открутив хомут крепления кабеля.

Теперь можно упереть нижнюю часть корпуса о стол и надавить отверткой на винт (рисунок 14).


Рис. 14. Разбираем переключатель

Таким способом довольно легко выкручиваются небольшие винтики. Когда оба винта будут выкручены, осторожно двумя пальцами снимаем верхнюю крышку переключателя.


Рис. 15. Снимаем крышку переключателя

Под ней располагается ручка переключателя, с обратной стороны которого вырезан специальный рельеф, благодаря ему, происходит нажим или поднятие контактов при определенном положении рычага переключателя.


Рис. 16. Внутреннее устройство переключателя фена

В центре ручки сделано отверстие под пружину, которая вместе с металлическим шариком (рисунок 16), обеспечивает ступенчатое переключение режимов. При разборке необходимо следить за тем, чтобы пружинка и шарик не потерялись. Их сразу лучше положить, например, в спичечный коробок.

Неподвижные, находятся вверху, а подвижные имеют пружинистую структуру, благодаря которой, контакты замыкаются, если на них ничего не воздействует. При переключении режимов «кулачки» рычага надавливают на эти контакты, и они под их воздействием, опускаются вниз и размыкаются.


Рис. 17. Контакты переключателя фена

Если посмотреть сбоку на контакты (рисунок 18), то можно увидеть, что ближний, не возвратился в исходное положение для замыкания цепи.


Рис. 18. Смотрим на контакты сбоку

Как раз этот контакт, отвечает за включение максимальной мощности нагрева, который не работал.

Ниже на фото, можно увидеть, как работают контакты. При нажатии на дальний контакт, он прогибается.


Рис. 19. Так работают контакты

Если его отпустить, то он возвращается обратно и замыкает цепь.


Рис. 20. Контакт возвратился обратно

То же самое проделываем с другим контактом.


Рис. 21. Нажимаем на другой контакт

Вниз, он нажимается, а обратно уже не возвращается (рисунок 22).


Рис. 22. Контакт не возвратился обратно

Скорее всего, гибкий проводник с контактом, трется о боковую внутреннюю стенку корпуса переключателя и блокируется в нижнем положении. Это и есть причина некорректной работы прибора в одном из режимов.

Чтобы вернуть нормальную работу переключателя, необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  1. Аккуратно сжать блок контактов «утиночками» или небольшими плоскогубцами. Это даст контакту более свободный ход в канавке корпуса переключателя.
    Рис. 23. Сжимаем блок контактов
  2. Дополнительно нужно обработать края гибких проводников надфилем. Для этого, саму площадку контактов можно снять. Так будет удобнее их обработать.
    Рис. 24. Чистим надфилем края проводников
  3. Так же, надфилем — чистим контакты от нагара.
    Рис. 25. Избавляемся от нагара
  4. Ставим контактную площадку на место.
    Рис. 26. Ставим площадку на место
  5. Для лучшего скольжения, смазываем внутренние стенки корпуса литолом.
    Рис. 27. Литол на кончике резца
    Рис. 28. Смазываем литолом

Теперь можно проверить, как улучшился ход контакта. Нажимаем пальцем на контакт, и отпускаем его.


Рис. 29. Проверка контактов

Видно, что контакт теперь работает нормально, и ничего не мешает его ходу.


Рис. 30. Пружина

Металлический шарик, лучше вставить в одну из канавок на корпусе (рисунок 31). Так он не соскочит с пружины при установке ручки переключателя.

Важно то, какой стороной поставить ручку переключателя, так как от этого зависит корректность его работы.


Рис. 31. Собираем переключатель

Когда правильная сторона определена, переворачиваем рычаг так, чтобы центр пружины попал именно на шар, а не в сторону.


Рис. 32. Попадаем пружиной на шарик

Придерживая ручку, надеваем на нее верхнюю часть корпуса переключателя.

Не отпуская крышку, закручиваем два винта крепления (рис. 33). Теперь переключатель готов, и не собирая фен, можно проверить его работу в разных режимах.


Рис. 33. Закручиваем 2 винта обратно

Так, как токоведущие части открыты, переключение режимов необходимо делать при отключенной от сети вилке питания. И только сделав переключение, подавать питание.

Фен для сушки волос – это электрический прибор, представляющий собой отрезок трубы, через которую с высокой скоростью в заданном направлении подается поток воздуха, нагретого до 60°C. Зачастую для удобства использования трубу оснащают пистолетной ручкой.

На фотографии представлен фен марки Melissa Magic мощностью 1600 Вт. На рукоятке размещен переключатель режимов работы, с помощью которого можно включать фен и ступенчато изменять температуру исходящего из его сопла воздуха.


Строительный фен по внешнему виду, принципу работы, устройству и электрической схеме практически не отличается от фена для сушки волос. Только в нем воздушный поток нагревается до 600°C.

Устройство и принцип работы фена

Когда фен включен, то холодный воздух из помещения засасывается в его трубу с помощью вращающейся крыльчатки, насаженной на вал электродвигателя постоянного тока. Далее воздушный поток проходит через четырехгранный термостойкий каркас из слюды или керамики, на который намотана разогретая спираль из нихрома. Охлаждая спираль, воздушный поток нагревается до температуры 60°C, а в строительном до 600°C, после чего выходит из трубы.


На корпусе фена обычно имеется включатель, совмещенный со ступенчатой установкой режима работы, позволяющий включать фен в режим полной или половинной мощности.

На фотографии показан внешний вид типового движкового переключателя режимов работы.

Для исключения ожога кожи при сушке волос и разрушения корпуса фена при нарушении работы двигателя, на каркасе устанавливается тепловая защита в виде биметаллической пластины.


При нагреве воздуха выше заданной температуры биметаллическая пластина изгибается вверх по стрелке на чертеже и размыкает контакты. Нагревательная спираль обесточивается, и нагрев воздуха прекращается. После остывания биметаллическая пластина возвращается в исходное положение, и контакты вновь замыкаются.

Как видно, принцип работы и устройство фена мало чем отличается от других нагревательных бытовых электроприборов и отремонтировать фен может любой домашний мастер.

Электрическая схема фена

Большинство строительных фенов и для сушки волос имеют ниже приведенную электрическую схему. Питающее напряжение подается через вилку типа С6 с помощью гибкого шнура. Конденсатор С1 служит для подавления помех, излучающих щеточным узлом двигателя. Резистор R1 служит для разрядки конденсатора С1 после отключения вилки от розетки для исключения удара током человека при прикосновении к штырям вилки. В некоторых моделях элементы С1 и R1 не устанавливаются.


Управление режимами работы фена выполняется с помощью переключателя S1. В его положении, показанном на схеме, фен находится в выключенном состоянии.

При перемещении движка переключателя на один шаг вправо, его подвижный контакт замыкает выводы 1-2 и питающее напряжение через выпрямительный диод VD1 поступает через токоограничивающую спираль H1 на двигатель и нагревательную спираль H2. Диод обрезает половину синусоиды и таким образом снижает скорость вращения крыльчатки, и мощность нагрева спирали H2 наполовину.

При перемещении движка еще на один шаг, замыкаются контакты 1-2-3, на нагревательный элемент и двигатель подается все напряжение сети и фен работает на полную мощность.

Обычно в фенах устанавливают двигатели постоянного тока, рассчитанные на питающее напряжение 9-12 В. Для снижения напряжения служит спираль H1. Для преобразования переменного тока в постоянный служит диодный мост VD2-VD5. Электролитический конденсатор С4 сглаживает пульсации. Искрогасящие конденсаторы С2-С3 выполняют задачу гашения искр в щеточно-коллекторном узле двигателя и подавления радиопомех.

Кнопка S2 служит для возможности переключения работы фена в режим обдува холодным воздухом. При нажатии на нее спираль H2 перестает нагреваться.

Для защиты фена от перегрева, что может произойти из-за снижения оборотов крыльчатки в случае неисправности двигателя, служит элемент тепловой защиты St, который размыкает цепь подачи питающего напряжения на нагреватель H2 при превышении максимально допустимой температуры воздушного потока.

Как отремонтировать фен своими руками

Внимание! При ремонте электрического фена следует соблюдать осторожность. Прикосновение к оголенным участкам схемы подключенной к электрической сети может привести к поражению электрическим током. Не забывайте вынимать вилку фена из розетки!

Если к Вам в ремонт попал сломанный фен, то в первую очередь надо выяснить по каким внешним признакам фен был признан неисправным. По ним можно, воспользовавшись ниже приведенной таблицей, сразу предположить в каком месте искать неисправность.

Внешнее проявление, причины и способы устранения неисправностей фена
Внешнее проявление Вероятная причина Способ устранения
При сушке волос фен периодически отключается Перетерся шнур питания в месте выхода из корпуса фена или вилки Отремонтировать или заменить сетевой шнур или вилку
Воздух из фена идет горячий с запахом гари Недостаточная скорость вращения крыльчатки в результате навивки на вал мотора волос между крыльчаткой и его корпусом
Фен после недолгой работы отключается Срабатывает термозащита из-за недостаточной скорости вращения или остановки крыльчатки в результате навивки на вал мотора волос между крыльчаткой и его корпусом Удалить острым инструментом волосы с вала
Фен не включается В обрыве сетевой шнур или неисправен переключатель режимов Отремонтировать или заменить сетевой шнур или выключатель
Из фена идет холодный воздух Неисправна кнопка отключения нагрева, обрыв спирали, окислились контакты в элементе термозащиты Прозвонить детали мультиметром, неисправные отремонтировать или заменить
Фен работает только в одном из положений переключателя режимов Неисправен переключатель режимов, в обрыве одна из спиралей или диод VD1 Прозвонить мультиметром переключатель, диод и спираль, неисправные детали отремонтировать или заменить

Как разобрать фен

Разобрать фен бывает сложнее, чем его отремонтировать, так как части корпуса обычно внутри соединяются с помощью защелок, расположение которых с внешней стороны не видно.


Но всегда на рукоятке в области входа в корпус сетевого шнура имеется саморез, обычно закрытый декоративной заглушкой или заклеенный этикеткой. Благодаря разному цвету частей корпуса фена Braun, показанного на фотографии, видно по какой линии его разбирать.


Вот так выглядит декоративная пластиковая заглушка в корпусе фена. Так как она одного цвета с рукояткой, то ее сложно заметить. Для извлечения заглушки нужно острым предметом, например, шилом или ножом с острым концом лезвия поддеть ее за край.


После изъятия заглушки головка самореза стала видна, но оказалось, что шлиц на ней треугольный, при этом грани его выполнены таким образом, что саморез можно винтить только по часовой стрелке. Производитель предусмотрел, чтобы в домашних условиях фен для ремонта разобрать без поломки корпуса было невозможно.


Для вывинчивания винта с такой головкой сначала с помощь жала разогретого электрического паяльника он был нагрет. Для этого достаточно прижать жало паяльника к головке и удерживать в течение пары минут. От нагрева самореза пластмасса вокруг резьбы размягчилась. Далее, пока пластмасса не остыла, с помощью отвертки с плоским жалом шириной равной длине грани треугольника шлица саморез без трудностей был выкручен.

Во избежание трудностей при следящем ремонте фена при сборке саморез был заменен таким же по размерам, но со шлицом в головке под крестовую биту.


Съемная часть корпуса дополнительно держалась еще на четырех защелках. Две из них находились по бокам трубы. Для разборки пришлось одновременно с разведением деталей отжать их через образующуюся щель с помощью плоской отвертки.


После расцепления боковых защелок верхние освободились сами. Защелки были неглубокими, поэтому удалось разобрать фен без их поломки.


В данном фене неисправен был сетевой шнур, и поэтому дальнейшей его разборки не понадобилось, так как место подключения шнура к электрической схеме стало доступным.

Примеры ремонта фена

Наиболее часто фены ломаются по причине перетирания сетевого шнура или нарушения работы электродвигателя с крыльчаткой. В современных фенах, благодаря наличию тепловой защиты и использования толстой проволоки для намотки спирали она перегорает очень редко. Из десятка отремонтированных мною фенов с перегоревшей спиралью не встречалось.

Ремонт сетевого шнура фена

При сушке волос фен интенсивно перемещается и сетевой шнур постоянно изгибается. Хотя провода в шнуре медные и многожильные, но от многократных перегибов со временем обламываются. Признаком начала обрыва проводов является периодическое временное прекращение работы фена во время сушки волос.

Поэтому половина поломок связана с перетиранием сетевого шнура в месте выхода из корпуса, реже у вилки. Первым признаком такой поломки является перебои в работе фена во время сушки волос. На этом этапе легко узнать место дефекта шнура. Достаточно зафиксировать его посередине и пошевелить шнур сначала у входа в корпус вилки, а затем у входа в корпус фена. Если фен при этом будет работать стабильно, значит, шнур в порядке и неисправность надо искать в другом месте.

Если провода в шнуре перетерлись в месте выхода из вилки, то можно выполнить ремонт фена без его разборки. О том, как заменить вилку, описано в статье «Электрическая вилка, как подключить, отремонтировать» .


Обычно провода шнура внутри фена припаивается к печатной плате или присоединяются с помощью накидных клемм, как на приведенной фотографии.

Для проверки шнура нужно прозвонить провода, прикоснувшись одним щупом тестера или мультиметра к одному из штырей вилки. Вторым щупом мультиметра поочередно прикоснуться к концам проводов. Один из проводов должен показать нулевое сопротивление. Между оставшимся проводом и вторым штырем вилки должно быть тоже нулевое сопротивление.


Если провода прозваниваются, то шевеля шнур в это время можно точно определить, в каком месте провод перетерся. В ремонтируемом изделии шнур был оборван в месте ввода в фен.

Если провода шнура припаяны к печатной плате, то прозвонить их можно не отпаивая, присоединив щупы прибора к штырям вилки. Переключатель работы фена должен быть установлен в режим максимальной мощности. Нагревательная спираль имеет сопротивление около 30 Ом. Поэтому, если провода шнура исправны, то мультиметр должен показать такое же сопротивление.

С помощью онлайн калькулятора Вы можете точно рассчитать величину сопротивления нихромовой спирали фена, исходя из его максимальной мощности.


В ремонтируемом фене обрыв шнура оказался в месте ввода его в корпус. Для восстановления работы нужно дефектный участок провода отрезать и перемонтировать накидные клеммы. Для снятия клемм с проводов сначала нужно с помощью ножа разогнуть в стороны усики, фиксирующие провода, как показано на фотографии.



На следующем шаге перетертый участок провода отрезается и со шнура и проводов снимается изоляция . Длина шнура уменьшиться на десяток сантиметров, что не повлияет на эксплуатационные характеристики.


Осталось залудить провода и клеммы с помощью припоя электрическим паяльником и спаять их вместе. После надевания клемм, сборки и проверки работы фена ремонт его можно считать законченным.

Если нет под рукой паяльника, то в таком случае провода отрезаются на расстоянии 3-5 см. от места подключения к электрической схеме фена и удаляется отрезок дефектного шнура. Затем провода соединяются одним из механических способов, в зависимости от внутреннего свободного пространства в рукоятке фена.

Ремонт цепи питания двигателя

Попал в ремонт фен Melissa-1600, с жалобой на то, что воздушный поток из него стал слабым с запахом гари. При проверке оказалось, что крыльчатка вращалась с недостаточной скоростью. Сразу предположил, что на вал мотора между крыльчаткой и корпусом навились волосы. Обычно в большинстве случаев при таких признаках это и случается.


Но после разборки фена выяснилось, что один из выпрямительных диодов, установленных на моторе, разорвало пополам. Прозвонка остальных диодов показала их исправность. Поэтому двигатель и работал, но на него подавалась только одна полуволна выпрямленного напряжения.


Неисправный диод был выпаян и на его место, с соблюдением полярности, запаян первый попавшийся типа КД105. Напряжение питания двигателя обычно составляет 9-12 В при токе не более 0,5 А. Такие параметры обеспечит практически любой выпрямительный диод.

Заодно с вала мотора были удалены навитые волосы и смазаны подшипники машинным маслом. Для этого достаточно нанести каплю масла в точку фиксации вала в корпусе мотора и провернуть несколько раз вал за крыльчатку.


Перед установкой двигателя в фен его желательно проверить. Для работы мотора необходимо постоянное напряжение величиной 9-12 В. Но так как напряжение подается на диодный мост, то запитать двигатель можно как от постоянного, так и переменного источника тока. Подойдет даже простейший адаптер от любого устройства, выдающий соответствующее напряжение и ток до 0,5 А.

Подавать напряжение нужно на вход диодного моста, точки его припайки к электрической схеме фена. Если двигатель подключается к источнику постоянного напряжения, то нужно проверку провести сначала при одной полярности подключения, а потом поменять подключаемые провода местами. Это нужно чтобы проверить все диоды моста.


Испытания двигателя после профилактики и ремонта показали, что его крыльчатка при прокрутке рукой вращалась легко и при подаче напряжения от внешнего источника напряжения с достаточной скоростью.

Проверка фена после сборки показала, что работоспособность его полностью восстановлена. Крыльчатка вращалась с большой скоростью, и запах гари исчез.

Ремонт переключателя и кнопки включения холодного воздуха

Если фен невозможно включить, и сетевой шнур исправен, то причиной, как правило, является нарушение контактов в переключателе режимов. А если все режимы фена, но воздух не нагревается, то неисправна кнопка отключения нагрева, теплозащита или перегорела спираль.


Переключатели режимов работы в фене обычно впаиваются в небольшую печатную плату, которая фиксируется в направляющих или прикручена саморезами. На фотографии показаны выводы переключателя, впаянные в печатную плату. С левой стороны виден выключатель подачи горячего воздуха.


Если переключатель режимов не звониться, то можно попытаться тонким инструментом зачистить внутренние контакты через отверстие, расположенное рядом с его движком. Бывает, что выгорел только контакт одного из режимов работы, а остальные в рабочем состоянии. В таком случае можно пожертвовать редко используемым режимом работы фена и переключить коммутацию на исправный контакт.

Бывает, что из-за подгоревших контактов в результате нагрева корпус переключателя деформируется и движок заклинивается. В случае отсутствия переключателя на замену можно провода соединить напрямую, оставив только один режим работы фена. Включать в таком случае фен придется подключением его вилки к розетке.

Если неисправна кнопка отключения подачи теплого воздушного потока, и нечем ее заменить, то достаточно закоротить ее выводы. В таком случае эта функция работать больше не будет, а в остальном фен будет работать, как и прежде.

Ремонт тепловой защиты

Тепловая защита представляет собой два соприкасаемые контакта, один из которых закреплен на биметаллической пластине. При нагревании пластины свыше заданной температуры она изгибается вверх, как показывает стрелка на фотографии. В результате контакты размыкаются, и цепь питания нагревательной спирали разрывается.


Если кнопка отключения подачи горячего воздуха в порядке и спираль целая, то очевидно, что окислились контакты в реле тепловой защиты. Для восстановления достаточно в зазор между контактами ввести сложенную вдвое мелкозернистую наждачную бумагу и прижав биметаллическую пластину сверху пальцем несколько раз протянуть бумагу.

Неисправности нагревательного элемента - спирали

Если воздушный поток из фена идет холодным при работающем двигателе, исправной кнопке отключения и тепловой защиты, то поломка связана с нихромовой спиралью.

Обрыв спирали легко обнаружить внешним осмотром. А нарушение контакта в соединениях в виде полых заклепок на каркасе фена концов нихромовой проволоки с проводами, идущими от переключателя режимов работы, не всегда можно определить по внешнему виду. Если заклепки не имеют почернений, то в таком случае поможет только прозвонка мультиметром.


Для восстановления контакта в заклепочном соединении нужно с помощью плоскогубцев ее дополнительно обжать. Работу надо делать аккуратно, чтобы не поломать хрупкий слюдяной или керамический каркас.

Перегорание или обрыв спирали в современных фенах практически не происходит, но если такой отказ случился, то спираль необходимо будет заменить новой. Сращивание проволоки спирали скруткой или обжатием в отрезке алюминиевой или латунной трубки не приведет к долговременному успеху. Если спираль износилась, то после такого ремонта вскоре перегорит в другом месте.

Нихромовую спираль, с учетом мощности фена можно приобрести новую или намотать самостоятельно из нихромовой проволоки, рассчитав ее диаметр и длину по таблице .

Удаление волос и смазка вала двигателя фена

Еще одна распространенная неисправность фена, которую можно устранить самостоятельно, имея под руками только стандартный набор инструмента, это когда фен работает, но струя исходящего воздуха сильно горячая с запахом гари из-за намотки на вал двигателя волос или плохой смазки подшипников двигателя.

Удаление волос с вала двигателя фена BaByliss

Попал мне в ремонт фен BaByliss, показанный на фотографии, с жалобой, что исходящая струя воздуха стала слабой и очень горячей.


При проверке, по звуку работы вентилятора стало понятно, что частота его оборотов занижена, и причина неисправности кроется в работе двигателя. Для устранения неисправности пришлось фен разбирать.

Для того чтобы разобрать фен BaByliss сначала нужно снять насадку, открутив два самореза. Далее с помощью отвертки с плоским жалом снимается фиксирующее кольцо, установленное со стороны выхода подогретого воздуха. Поддается оно легко.

Осталось разъединить половинки корпуса, которые удерживаются на двух защелках с каждой боковой стороны. На фотографии, благодаря полупрозрачности пластика защелки хорошо просматриваются, как на фотографии в виде светлых полосок.


Фен разобран и осталось добраться до места вала, где намотались волосы. Двигатель закреплен внутри пластмассового корпуса, представляющего собой трубу таким образом, что для извлечения его нужно снять крыльчатку вентилятора. А крыльчатка, как правило, насажена на вал плотно и тут обычно возникают большие трудности, так как захватится за крыльчатку стандартным инструментом невозможно, и поломать ее легко.

Для решения подобных задач у меня сделан из китайских утконосов специальный инструмент – утконос с загнутыми под прямым углом концами губок. С помощью тисков концы легко загнулись, так как небыли закалены.

Этим утконосом я также с успехом ремонтирую бегунки змеек и молний, в случае если звенья перестают смыкаться. Обычными плоскогубцами зачастую не добраться. А благодаря загнутым концам губок в любых случаях легко сжать смыкающую звенья часть бегунка.

В дополнение модернизированными плоскогубцами-утконосами удобно удерживать оси и валы, гайки и другие предметы разных форм – не выскальзывают, как из плоскогубец с плоскими губками.

После снятия с вала двигателя крыльчатки появился доступ к накрученным волосам. В этой модели фена на вал двигателя насажена латунная втулка, а уже на нее надета крыльчатка. Обычно она насаживается непосредственно на вал двигателя.

Осталось только острым предметом, например ножом, шилом или иголкой, удалить волосы и собрать фен в обратном порядке. Чтобы не возникло трудностей при сборке фена, при разборке советую сделать несколько фотографий.

Удаление волос и смазка вала двигателя фена Viconte

У фена Viconte внешнее проявление неисправности было такое же, как и у BaByliss, но в дополнение воздух исходил с запахом гари и вентилятор работал со скрежетом. Это свидетельствовало, что выработалась смазка подшипников двигателя.


Последовательность и технология разборки фена аналогичная как фена BaByliss, поэтому описывать ее нет необходимости.


Питающее напряжение с помощью двух проводов подавалось на диодный мост, распаянный на выводах двигателя. Для удобства ремонта провода были отпаяны с помощью паяльника. Цвета проводов можно не запоминать, так как на мост подается переменное напряжение, и порядок соединения проводов значения не имеет.

Попытка снять крыльчатку с вала двигателя с помощью выше описанных утконосов не увенчалась успехом, даже при приложении большой мышечной силы. Пришлось придумывать, как удалить волосы и смазать подшипник, не снимая крыльчатку.

Пришла идея, что можно не мучатся со снятием крыльчатки, а просверлить отверстие в корпусе держателя двигателя, что и было сделано.

Место сверления отверстия нужно вымерять, чтобы не попасть в корпус двигателя или основание крыльчатки. Сначала было просверлено отверстие диаметром в три миллиметра, а затем рассверлено до пяти. Пластик корпуса мягкий и тонкий, поэтому отверстие можно сделать и концом остроконечного ножа.

Для удаления волос с вала двигателя из канцелярской скрепки был изготовлен крючок. Чтобы изготовить такой инструмент нужно отогнуть конец скрепки, на наждачной бумаге его заострить и самый кончик загнуть на длину два миллиметра. За минуту все волосинки были удалены.

Для смазки подшипника пришлось воспользоваться медицинским шприцом. Достаточно одну каплю масла подать в точку входа вала в двигатель. Для того чтобы масло попало в подшипник, нужно взявшись за крыльчатку, подвигать несколько раз вал вдоль оси, прокручивая его.

Смазать нужно и подшипник с противоположной стороны вала. Для смазки подойдет любое машинное масло, например для заливки в двигатель автомобиля. Если масла под рукой нет, то можно вынуть щуп уровня масла из двигателя, с которого взять несколько капающих капель.

Для проверки работы вентилятора, на диодный мост было подано напряжение величиной 10 В с блока питания постоянного тока. Работать двигатель будет при напряжении от 5 до 12 В, поэтому подойдет даже зарядное устройство от любого телефона. Такую проверку делать не обязательно, но при возможности лучше убедиться, что вентилятора заработал как положено.

Проверка показала нормальную работу двигателя, без посторонних шумов и достаточный напор воздушного потока. Сделанное отверстие можно и не закрывать, так как оно плотно прилегает к корпусу фена. Если не так, то можно его заклеить скотчем.

Как видите, наиболее часто встречающиеся поломки фена устранить совсем не сложно и такая работа по силам при желании любому домашнему мастеру. В любом случае стоит перед покупкой нового фена попробовать отремонтировать отказавший фен.

Фен строительный (технический) - ручной электроинструмент для направленной подачи нагретого воздуха с целью бесконтактного (опосредованного) нагрева обрабатываемого материала. Область применения инструмента очень обширная: от простой сушки воздухом комнатной температуры, до мощного воздействия температурами свыше пятисот градусов по Цельсию. Спрос на строительные фены подпитывает их невысокая цена (на модели начального уровня), вследствие простоты конструкции и, во многом, отработанных временем схемотехнических решений.

Интерскол ФЭ-2000 является представителем бытовых строительных фенов с минимально необходимым набором функций: плавная регулировка температуры, два режима интенсивности обдува. Этого набора, как правило, вполне достаточно для выполнения подавляющего большинства задач. Конкретный экземпляр данного фена (первая модификация, плата DB3011) был приобретен около трех лет назад, имел весьма немалую (но не запредельную) ежедневную эксплуатационную нагрузку. По этой причине, все несовершенства конструкции фена проявились быстро.

Через несколько месяцев после начала эксплуатации произошла первая поломка: нет регулировки температуры, исходящий воздух всегда холодный. Причина поломки - перегрев симистора BTA16, выход его из строя по причинам недостаточного прижима к радиатору и неприменения теплопроводной пасты. Ремонт заключался в замене симистора с предварительным нанесением пасты КПТ-8. Данная поломка больше не повторялась.


Фен Интерскол ФЭ-2000. Чемодан в комплекте.


Сопло. Виден керамический нагреватель со спиралью внутри.

В конце первого года эксплуатации фена, произошел перелом (внутренний разрыв проводов) кабеля питания рядом с корпусом инструмента. Данная неисправность часто встречается среди инструмента непрофессионального уровня. Родной кабель питания высоким качеством не отличается, имеет изоляцию средней жесткости, четвертый-пятый класс гибкости медных токонесущих жил. Установка нового кабеля КГ 2x1,5 (в резиновой, двойной изоляции) позволила забыть о данном типе неисправности.

На втором году эксплуатации оборвалась высокоомная обмотка нагревателя, служащая балластом питания электродвигателя. Причину обрыва установить трудно, ею может быть как заводской брак (что наиболее вероятно), так и самопроизвольное перетирание нихромовой проволоки о твердые края керамики, вследствие множества циклов нагрева-охлаждения. Обмотка разорвалась - двигатель остановился. В результате останова двигателя с последующим перегревом основной (высокотемпературной) обмотки нагревательного элемента, сработал термопредохранитель (высокотемпературная обмотка осталась цела). Корпус фена был разобран, разобран нагревательный элемент, локализовано место разрыва нихромовой проволоки. Место разрыва оказалось неподалеку от одного из концов обмотки, по этой причине было принято решение не соединять концы проволоки, а смотать (убрать) короткий отрезок. Было уменьшено сопротивление балластной обмотки, по примерным расчетам, на 8-12%, что не критично для двигателя. К этому времени, уже изредка начали появляться посторонние шумы подшипников двигателя и его время, к сожалению, явно подходило к концу. Штатный термопредохранитель имел номинальную температуру срабатывания 125°C , он был заменен новым с более высокой температурой 150°C. Небольшой температурный запас объясняется предположением о том, что дополнительные 25°C вряд ли позволят сгореть обмотке нагревательного элемента (в случае аварийной ситуации), зато дадут больше времени на оперативное отключение фена до срабатывания (обрыва) термопредохранителя. Чтобы заменить термопредохранитель, нужно почти полностью разобрать нагревательный элемент. Около половины всех керамических колец, из которых набирается сердечник нагревательного элемента, со временем растрескалось (видимо, по причине низкого качества керамики) и, при снятии внешней оболочки из слюды, кольца распадаются на небольшие частички. Термопредохранитель соединяется с обмоткой нагревательного элемента и с проводом питания при помощи миниатюрных опрессовочных гильз, заново качественно опрессовать которые (без специального инструмента) очень проблематично. Для удобства возможной замены термопредохранителя в будущем, он был установлен с применением плоских разъемов (автомобильных клемм).

К концу второго года эксплуатации, начали сильно «звенеть» подшипники скольжения в двигателе. Также, произвольным образом, стало пропадать и появляться вновь напряжение на высокотемпературной спирали нагревательного элемента при вращении ручки регулятора. Эти неисправности быстро усугубились, дальнейшее нормальное использование фена по прямому назначению не представлялось возможным: двигатель гудел, обороты его упали, выставить нужную температуру нагрева было практически невозможно. Назрела острая необходимость в глубоком восстановлении работоспособности фена.





Корпус фена вскрыт (фот сверху). Крепежные шурупы корпуса (фото снизу).


Внутренности фена Интерскол ФЭ-2000.
Слева направо: плата, двигатель с крыльчаткой, переключатель режимов работы, нагреватель.



Плата DB3011.




Нагревательный элемент фена Интерскол ФЭ-2000.

Замена электродвигателя.

Отыскать нужный двигатель в продаже, есть задача не простая. Поэтому, когда подходящий по габаритам двигатель был обнаружен, было принято решение приобрести двигатель независимо от других его характеристик (обороты, напряжение). В итоге оказалось, что купленный двигатель имел в несколько раз меньше напряжение питания (12 В) и, примерно, в полтора-два раза меньше оборотов, чем штатный двигатель фена. Эти задачи предстояло решить, но вначале нужно снять старый и установить новый двигатель в корпус фена. Процесс замены двигателя не очень сложный. Наибольшую трудность представляет демонтаж пластиковой крыльчатки с вала двигателя. С помощью подручных средств организовываем клиновидный упор снизу ступицы и, с помощью сверла диаметром 2 мм, понемногу выколачиваем вал двигателя. По мере выхода вала, положение упора (клина) нужно корректировать. Будьте крайне внимательными, не повредите пластиковую ступицу крыльчатки! Перед тем, как одеть снятую крыльчатку на вал нового двигателя, необходимо закрепить двигатель двумя винтами и обезжирить поверхность вала с помощь ацетона. Не будет лишним очистить и обезжирить внутреннюю поверхность ступицы крыльчатки бензином или спиртом. Насаживаем крыльчатку на вал нового двигателя вручную (можно слегка подколотить миниатюрной резиновой киянкой), уперев другой конец вала (находящийся вблизи щеточно-коллекторного узла) во что-либо твердое.


Двигатель с крыльчаткой.


Крыльчатка из пластмассы крупным планом.


Снимаем крыльчатку с двигателя.
Используем пинцет в качестве упора. По сверлу, которое упирается в вал двигателя, наносим легкие удары небольшим молоточком.




Конденсаторы на новый двигатель не устанавливались.



Измерение родного двигателя.


Термопредохранитель (фото слева). Разъем плоский типа РпИм+РпИп (фото справа).

Блок питания двигателя.

Решить проблему питания электродвигателя можно двумя способами: увеличить длину (число витков) балластной обмотки или подать на двигатель питание от какого-либо другого источника. Первый способ осложняется необходимостью поиска нужной нихромовой проволоки и места для размещения дополнительных витков в нагревательном элементе (который буквально рассыпается в руках). Пойдем по второму пути - изготовим отдельный источник питания. Очень подходящим по размеру и по току нагрузки оказалось зарядное устройство от сотового телефона. Плата зарядника помещается рядом со штатной платой фена, необходимо обеспечить должные уровни изоляции (предотвратить нежелательные касания плат) и крепления (фиксации). Но есть одна загвоздка - выходное напряжение. Как известно, у зарядного устройства оно составляет около 5 В, а нам нужно 12. Следовательно, будем увеличивать число витков во вторичной обмотке выходного трансформатора блока питания (зарядного устройства). Выпаиваем трансформатор, разбираем магнитопровод, осторожно разъединяя ферритовый сердечник на две половины (упростить задачу смогут прогрев трансформатора до 100°С и применение ацетона). В крайнем случае, если разобрать магнитопровод не удается, можно мотать по челночному принципу, дабы число витков невелико. Главное - не расколоть феррит!

Находим финишный конец вторичной обмотки и начинаем не спеша сматывать виток за витком, считая их количество и запоминая направление намотки провода. Когда вторичная обмотка смотана, необходимо произвести элементарные расчеты по определению числа витков для напряжения питания двигателя (в нашем случае - 12 В): находим число витков, приходящееся на 1 В (зная бывшее выходное напряжение зарядного устройства), умножаем на него целевое значения напряжения питания. Не будет лишним добавить пару витков прозапас (при необходимости, их можно быстро смотать).

Мы увеличили выходное напряжение в 2,4 раза, максимальный ток нагрузки закономерно уменьшается на это же значение. Как известно, ток обмотки трансформатора зависит от площади поперечного сечения проводника. Чтобы определить минимально допустимое сечение провода для новой вторичной обмотки, измеряем диаметр (и вычисляем площадь сечения) смотанного провода, делим полученное значение на 2 (грубое приближение, углубляться в дебри расчетов не будем). Если ширина зазора для укладки провода позволяет, то вовсе не обязательно выбирать провод более тонкий, главное - уместить требуемое количество витков и свободно одеть магнитопровод. Наматываем провод виток к витку, соблюдая направление намотки и считая количество витков. По завершению, подпаиваем концы провода к выводам трансформатора, не забыв удалить изоляционную эмаль в местах пайки. Покрываем сопрягаемые торцы каждой из двух половин магнитопровода цапонлаком, собираем трансформатор, прижав половинки феррита друг к другу на время пока лак не подсохнет. Плотно наматываем сверху на магнитопровод два-три слоя тонкой полосы из изоляционной ленты или бумажного скотча, покрываем её сверху цапонлаком, сушим. Впаиваем трансформатор в плату блок питания, подключаем двигатель, измеряем напряжение. Если оно слишком велико, сматываем витки. Когда напряжение правильное, закрепляем вторичную обмотку - наносим на нее тонкий слой цапонлака. Трансформатор готов. Нужно заметить, что в результате этой переделки, мы получили всего одну скорость вращения двигателя, а именно некое среднее её значение по отношению к двум изначальным (паспортным) скоростям.


Плата зарядного устройства сотового телефона до переделки.


Разбираем трансформатор.
Вторичная обмотка трансформатора имела 12 витков провода D=0,35 мм в один слой.


Фото слева: катушка с эмальпроводом ПЭТВ D=0,32 мм, которым будет намотан трансформатор.
Фото справа: намотанная катушка трансформатора (29 витков ПЭТВ D=0,32 мм в два слоя).



Круговая обмотка изоляционной лентой (фото справа).



Перемотанный трансформатор установлен на плату блока питания (фото слева).
Плата блока питания двигателя готова к установке в фен (фото справа).


Штатные диоды (D1-D5) питания двигателя демонтированы для получения дополнительного свободного места (фото слева).
Плата блока питания двигателя на своем месте (фото справа).

Замена переменного резистора.

Чтобы убедиться в неисправности оного, вместо высокотемпературной обмотки нагревателя подключим лампу накаливания (см. аналогичный пример в статье - ). Подаем на плату питание и видим, что лампа неадекватно реагирует на вращение переменного резистора. Выпаиваем штатный переменный резистор, временно подключаем любой другой (заведомо исправный) с тем же сопротивлением 100 К. Видим правильную работу схемы: скважность вспышек лампы четко привязана к углу поворота ручки (движка) переменного резистора, причем в одном крайнем положении движка свечение лампы отсутствует, в другом - наблюдается полный накал. Неисправность локализована, меняем переменный резистор новым (исправным). В нашем случае был установлен двигатель с меньшими оборотами, и интенсивность обдува спирали уменьшилась. Необходимо ограничить максимальную температуру нагрева спирали, во избежание ее перегрева и/или срабатывания термопредохранителя. Для этого, последовательно с переменным резистором (в разрыв бокового вывода, соответствующего максимальной мощности) впаиваем постоянный резистор, сопротивление которого определяется экспериментальным путем, визуально наблюдая за цветом накала спирали.



На левом фото изображены старый (слева) и новый (справа) переменные резисторы.
На правом фото показан новый переменный резистор сдвоенного типа (2 x 100 K). Вскрытие корпуса - самый быстрый способ определить назначения выводов.


Придать нужную форму ручке резистора помогут надфили (фото слева).
Новый переменный резистор установлен (фото справа). Внутри красной термоусаживаемой трубки находится добавочный резистор сопротивлением 130 K.


Степень накала спирали в положении ручки регулятора, соответствующее максимальной температуре воздуха.


Измерение минимальной и максимальной температуры воздуха.

Выводы.

Технические решения, примененные в конструкции строительного фена Интерскол ФЭ-2000 первой модификации не уникальны и не отличаются высокой надежностью. Фен справедливо не позиционируется производителем как инструмент для профессионального использования. Инструмент вполне подходит для применения в быту. При наличии некоторого начального уровня подготовки пользователя, не составит большого труда самостоятельно восстановить работоспособность фена, так как его ремонтопригодность хорошая. Будущим обладателям модели ФЭ-2000, и тем, кто планирует использовать фен интенсивно, можно порекомендовать сразу после покупки проверить качество теплового контакта симистора с радиатором и, при необходимости, нанести теплопроводную пасту. Также не будет лишним сразу заменить провод питания на более качественный.

Без преувеличения можно сказать, что фен живёт сегодня в каждом доме. Этот мягко жужжащий аксессуар, дующий тёплым воздухом, навсегда вошёл в женский арсенал, стал предметом первой необходимости и используется не только для сушки волос, но также для укладки и создания определённых стилей причёски. Однако иногда наступает момент, когда внутри фена что-то начинает безобразно хрустеть, волна тёплого бриза превращается в северный ветер, а внутренний голос настойчиво подсказывает, что нужна срочная починка.

Конструкция фена для сушки волос

Принципиальное устройство всех фенов можно считать идентичным. Разобраться с ним под силу каждому человеку, владеющему отвёрткой и базовыми школьными знаниями об электротехнике.

Каждый фен состоит из четырёх основных частей:

  1. Электромотор. Двигатели бывают нескольких видов - на 12, 24 или 36 вольт. Это сделано для того, чтобы обезопасить пользователя. Ток из сети имеет напряжение 220 В и является опасным для здоровья человека. При помощи электронной схемы происходит понижение напряжения, благодаря чему крыльчатка, нагнетающая воздух к соплу, работает от небольшого мотора постоянного тока, который абсолютно безопасен для человека.

    Фен работает от электродвигателя, к которому подаётся пониженное питание из соображений безопасности

  2. Вентилятор. Его задачей является создание воздушного потока. В корпусе фена проделаны специальные отверстия, через которые крыльчатка всасывает воздух и направляет его в нужном направлении. Обычно пропеллер выполнен из пластика и вращается на металлическом стержне, который служить ему осью. С одной стороны ось соединена с электромотором, с другой - крепится к опоре, снабжённой скользящей втулкой.

    Крыльчатка забирает воздух через щели в корпусе фена и гонит его в сторону сопла

  3. Нагревательный элемент. Как правило, это спираль из нихрома. При подаче тока она начинает раскаляться и нагревать проходящий воздух до нужной температуры. В хорошем фене спираль рассчитана так, чтобы нагретый воздух не пережигал волосы, т. е. температура его не превышала 50–60 o C.

    В продвинутых моделях фенов установлено несколько спиралей для обеспечения работы устройства в двух или трёх режимах нагрева

  4. Электронная схема. Служит для преобразования тока и регулировки режимов работы прибора. При помощи клавиш, расположенных на корпусе фена, можно отключать или подключать спираль, повышать или понижать скорость воздушного потока.

Следует отметить, что эффективность прибора в целом зависит от слаженности работы всех конструктивных компонентов. Если, например, воздушный канал забит и скорость потока замедлена, спираль обязательно начнёт перегреваться, а это повлечёт либо выход её из строя, либо повышенную температуру исходящего потока. Нарушение работы электронной схемы может привести к падению напряжения на электромоторе, вследствие чего фен будет работать не в полную мощность.

Первое упоминание о фене связано с именем французского парикмахера Годфруа (A. Godenfroy). Именно он в 1888 г. предложил своим клиентам сушить волосы при помощи запатентованного устройства, работающего от «любого источника тепла». В 1908 году известная берлинская электротехническая фирма AEG зарегистрировала торговую марку «Фён», что в переводе с немецкого означало «тёплый альпийский ветерок». Первые приборы были довольно громоздкими и тяжёлыми, корпус состоял из металлического кожуха и весил около 2 кг.

Прототипы современного фена были большими и тяжёлыми

Возможные неисправности фена и их устранение

К сожалению, техника имеет свойство ломаться. И часто - в самый неподходящий момент. Даже дорогие модели, выпускаемые уважаемыми фирмами, могут выйти из строя. Причиной этого может стать как несоблюдение правил эксплуатации, так и независящие от человека факторы. Например, скачки напряжения в сети, играющие дети или домашние животные, у которых режутся зубы. Ситуации бывают разные, но в любом случае не стоит экстренно бежать в магазин за покупкой нового прибора. Возможно, разобравшись в причине поломки поближе, можно восстановить нормальную работу фена без посторонней помощи, своими руками.

Нижеследующая информация о ремонте не относится к моделям нового поколения, оснащённым ионизаторами воздуха и инфракрасными излучателями. Устройство таких фенов значительно сложнее, ремонтировать в домашних условиях их не рекомендуется.

Отсутствие питания

При возникновении неполадок в работе прежде всего нужно обратить внимание на состояние сетевого шнура и провести его визуальный осмотр. Он не должен греться во время работы. Если на нём есть какие-либо повреждения изоляции, переломы или вздутия, нужно проверить, поступает ли ток к прибору.

Фен может не включаться из-за повреждения изоляции кабеля

Для этого нужно:

  1. Разобрать корпус и при помощи индикатора напряжения протестировать контакты питания внутри фена. Для разборки требуется найти и открутить все винты на кожухе. Иногда кроме них применяются защёлки - их нужно аккуратно разъединить так, чтобы не поломать хрупкую пластмассу. В некоторых моделях шурупы закрыты декоративными заглушками или наклейками. В таком случае их осторожно снимают, подцепив отвёрткой за край. Перед тем как разбирать фен, не забудьте отключить его от сети, выдернув шнур из розетки .

    Открутив все винты, нужно осторожно поддеть пластмассовые заглушки и разъединить корпус

  2. Далее провода идут к кнопке включения. Нужно проверить, чтобы переключатель свободно двигался, не был забит посторонним мусором или слипшейся пылью. Если контакты работают исправно, их цвет будет ровным, без признаков обугливания. Перегретая медь из жёлтой становится тёмно-синей, что является признаком неправильной работы.

    Необходимо проверить все контакты на обугливание или на изменение цвета, которое также является признаком неправильной работы цепи питания

  3. В случае обнаружения повреждений контакты нужно зачистить ножом или наждачной бумагой, но ни в коем случае не влажной тканью. Иногда этого достаточно, чтобы восстановить нормальную работу прибора.

    Включить прибор на несколько секунд в сеть. При этом клавиша включения должна быть в положении «Выкл.» или Off. Для проверки наличия напряжения поднести индикатор обеим клеммам кнопки.

    Если на проверяемом контакте есть «фаза», лампочка индикатора загорится

Лучшим решением проблемы повреждённого шнура питания будет замена его на новый. Но если заменить кабель возможности нет, можно выйти из положения, зачистив «плохие» контакты и соединив их при помощи скрутки. Место соединения нужно тщательно заизолировать диэлектрической липкой лентой.

Если вы устранили повреждение шнура питания, соединив провода вскрутку, обязательно обмотайте открытое место изолентой

Если проблема в кнопке, её нужно почистить и подтянуть винты крепления клемм. В крайнем случае можно временно отключить кнопку, соединив провода напрямую. В этом случае мотор будет включаться сразу после подсоединения шнура к розетке.

Если кнопка управления феном вышла из строя, до приобретения новой детали провода можно соединить напрямую, правда, при этом некоторые режимы прибора перестанут работать

Не работает вентилятор

Самая распространённая причина остановки вентилятора - волосы. Во время работы фен затягивает мелкие волоски внутрь и они наматываются на ось пропеллера. Со временем вращение затормаживается и в конце концов прекращается вообще. Очевидно, что лучше периодически чистить вентилятор и не доводить ситуацию до критической. Тем более что сделать это легко - пинцетом или небольшой щёткой извлечь волоски из крыльчатки не составит большого труда.

Снаружи можно почистить отверстия для забора воздуха, а для того чтобы добраться до вентилятора, нужно разобрать корпус

Критерием нормальной работы вентилятора служит свободное вращение пропеллера на оси двигателя.

Если ситуация повторяется часто, нужно внимательно обследовать обратную сторону воздушной трубы. Возможно, повреждена решётка воздухозаборника и через неё проникает слишком много посторонних предметов. Выйти из положения можно, наклеив на решётку москитную сетку или марлю, но держаться она должна прочно, чтобы её не засосало внутрь. В некоторых моделях предусмотрен входной воздушный фильтр. Возможно, пришло время его почистить или заменить.

Фильтр расположен в задней части фена, со стороны воздухозаборника

Исходящий воздух не нагревается

Спираль является одним из самых уязвимых мест всех фенов. Несмотря на то, что современные нагревательные элементы достаточно надёжны, на них сильно влияет исправное состояние всех других конструктивных элементов. Хорошо, если в приборе предусмотрено автоматическое отключение спирали при перегреве. Если же нет, то сгореть она может если, к примеру, забился пропеллер или неисправен электромотор. Первым признаком превышения нагрузки на спираль служит характерный запах гари, который возникает при работе фена.

Запах может сохраняться и после отключения прибора, что говорит о необходимости проверки исправности электромотора.

Другим косвенным свидетельством чрезмерного нагрева спирали может служить высокая температура корпуса. Нагреваться он не должен. Аномальное повышение температуры свидетельствует о неисправности.

При перегреве нагревательная спираль разрывается

Ремонт нагревательного элемента также начинается с разборки фена. Чаще всего разрыв виден невооружённым глазом. Если повреждение не носит тотальный характер (оплавление больших участков или разрывы в нескольких местах), устранить его несложно. Нужно лишь снова соединить концы спирали. Лучше всего, конечно, их спаять, но если специальных навыков нет, можно жёстко скрутить, сжав соединение плоскогубцами. Так как нихромовая проволока довольно тонкая, при включении на стыке образуется микроэлектрическая дуга и концы спирали свариваются.

Важно не только восстановить целостность нагревателя, но и определить причину, приведшую к перегреву. Иначе очень скоро всё повторится. Если вскрытие показало, что спираль повреждена в нескольких местах, лучше заменить её целиком. При этом подбирать нагревательный элемент нужно той же фирмы-производителя, что и фен.

Интересно, что возникнув как парикмахерский аксессуар, фен вскоре нашёл применение в таких отраслях хозяйства, как строительство и электромонтажная пайка. Технические фены применяются во многих процессах обработки строительных материалов, для ускорения процесса просушки, нагрева клеевых составов, термоусадочных трубок и т. д. Сегодня даже для розжига углей в мангале применяют специальный высокотемпературный фен.

Видео: разборка и ремонт фена Maxwell

Проблемы с электродвигателем

Двигатель предназначен для вращения вентилятора. Обычно в хорошем фене есть клавиша переключения скоростей, при помощи которой выбирается оптимальный режим подачи воздуха. Управление происходит за счёт изменения силы тока, подаваемой на двигатель. Для этого внутри корпуса расположена электронная схема, которая тоже, кстати, может выйти из строя.

Электропривод вентилятора фена обеспечивает его вращение на разных скоростях в зависимости от выбранного режима работы

Характерными признаками испорченного мотора являются треск при включении и неравномерность работы. Сухие разряды возникают вследствие пробоя изоляции обмоток. Иногда слышен гул внутри прибора, но вентилятор не вращается. Возможно появление запаха горелой проводки.

Двигатель постоянного тока имеет несколько обмоток, обрыв которых является самой частой причиной выхода его из строя

Ремонт двигателя в домашних условиях достаточно затруднён. Это связано с его малыми размерами и необходимостью применения специальных приборов для диагностики. Если же сгорели обмотки якоря, то перемотать их можно, только используя специальные приспособления. Гораздо легче просто заменить испорченную деталь. Тут нужно лишь аккуратно извлечь старый мотор, а на его место вмонтировать новый.

Видео: как разобрать и отремонтировать фен Scarlett

Неполадки блока управления

Работа всех узлов внутри фена взаимосвязана. И основным координирующим звеном является электронный блок управления. Кроме трансформации переменного тока в постоянный он осуществляет изменение режимов работы мотора, регулирует степень накала спирали. Схема относительно несложная, но профессионально разобраться в ней может лишь специалист.

Электронная схема расположена возле кнопок управления внутри рукоятки

Из-за перепадов напряжения в сети, нарушения правил эксплуатации или попадания влаги на электронную плату может возникнуть нарушение нормальной работы блока. Визуально это выражается в изменении внешнего вида деталей. Конденсаторы деформируются, вздуваются. Сопротивления (резисторы) темнеют и обугливаются. Соединительные дорожки на печатной плате могут оплавиться и разорваться. При наличии запасных радиодеталей и паяльного оборудования можно произвести замену и восстановить работу электроники. Но можно заменить блок и целиком.

Для ремонта электронной платы необходимо иметь специальные приборы и квалификацию

Если говорить о порядке диагностики сломавшегося прибора, то её следует проводить по принципу «от простого к сложному». Это значит, что вначале нужно осмотреть механическую часть (шнур, кнопки, крыльчатку). Затем - электрическую, проверить целостность соединительных проводов, контакты и клеммы, работу электродвигателя и спирали. И, наконец, провести ревизию электроники - блока управления, других систем и блокировок. Если осмотр микросхемы не дал вразумительных результатов, её проверяют при помощи тестера.

Видео: диагностика и ремонт фена

Как снять крыльчатку вентилятора

Зачастую в фенах повреждаются лопасти крыльчатки. Это происходит постепенно, по мере накопления постороннего мусора, затягиваемого воздушным потоком через сепаратор. Однажды количество инородных помех превышает критическое состояние и лопасти трескаются. Происходит это во время включения прибора, когда мотор набирает обороты и вращательное усилие становится максимальным.

По мере накопления мусора и пыли внутри фена лопасти вентилятора испытывают всё большее сопротивление при вращении и, наконец, ломаются

Первым признаком сломанной крыльчатки является появление вибрации. Кроме этого, можно услышать, как трещат осколки пластика внутри корпуса. Если такое случилось, крыльчатка подлежит замене. Нужно снять защитный кожух, внимательно осмотреть устройство крепления пропеллера к мотору. В разных моделях соединения бывают разными. Но принцип, как правило, один - ось крыльчатки напрессована на привод электромотора. В большинстве случаев её несложно снять, осторожно поддев отвёрткой. Иногда для этого нужно извлечь мотор с пропеллером из корпуса и уже после этого отсоединить лопасти.

Все ремонтные работы проводятся только при отключённом питании бытовой техники. Это лучшая гарантия безопасности. Если фен находится на гарантийном обслуживании, все текущие проблемы целесообразнее решать в специализированных организациях. Самостоятельный ремонт и неправильная эксплуатация отменяет гарантийные обязательства производителя. Прежде чем использовать прибор, нелишним будет внимательно ознакомиться с рекомендациями предприятия-производителя.



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з