Совместные корпорации. Совместное предприятие с иностранными инвестициями

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1994 г. № 655 «О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики РФ» государственная регистрация совместных предприятий нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от величины их уставного капитала, а также предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. руб., осуществляется Государственной регистрационной палатой (ГРП) при Министерстве экономики Российской Федерации по согласованию с администрациями республик, краев, областей, автономий, городов Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых эти предприятия создаются.

Регистрация остальных совместных предприятий осуществляется правительствами республик в составе Российской Федерации, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Регистрация предприятий, имеющих юридический адрес (почтовый алрес) в Москве, производится Московской регистрационной палатой. Предприятия с юридическим адресом в Московской области регистрируются администрацией Московской области (департаментом по внешнеэкономической деятельности).

Государственная регистрация совместных предприятий осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным указом Президента Российской Федерации от X июля 1994 г. № 1482, и с соблюдением особенностей, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в РСФСР».

Государственная регистрация совместных предприятий осуществляется при наличии следующих документов:

  1. письменного заявления учредителей с просьбой произвести регистрацию создаваемого предприятия (если регистрирующим органом является ГРП, заявление составляется на имя первого заместителя генерального директора Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации и включает просьбу о регистрации создаваемого совместного предприятия и занесении его в Государственный реестр);
  2. нотариально заверенных копий учредительных документов в двух экземплярах:
  3. заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях;
  4. для российских юридических лиц - нотариально заверенной копии решения собственника имущества о создании предприятия или копии решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверенных копий учредительных документов для каждого участвующего в создании совместного предприятия российского юридического лица;
  5. документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);
  6. выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (с заверенным переволом на русский язык).

Представленные оригиналы банковской справки и выписки из торгового реестра на иностранном языке должны быть предварительно заверены в стране происхождения инопартнера. затем осуществляется их официально заверенный перевод на русский язык и производится процедура легализации документов в соответствии с Положениями Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и Консульского устава Российской Федерации. Процедура консульской легализации предполагает обращение в консульства Российской Федерации для подтверждения страны происхождения представляемого документа, осуществления его перевода на русский язык и заверения подписью Генерального консула Российской Федерации или другого уполномоченного им лииа. а также гербовой печатью.

Юридические лица, зарегистрированные в странах, присоединившихся к Гаагской конвенции 1961 г. (44 страны), вместо процедуры консульской легализации могут получать в консульствах Российской Федерации апостиль - специальную печать, удостоверяющую подлинность представленного документа. При наличии апостиля документы в любой стране - участнице Гаагской конвенции считаются легализованными и должны приниматься без дополнительного подтверждения консульством.

Государственная регистрация совместных предприятий в форме акционерных обществ осуществляется в соответствии с приказом Министерства экономики Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. № 2 «О порядке регистрации акционерных обществ с иостранными инвестициями». Перечень документов, необходимых для государственной регистрации акционерных обществ с иостранными инвестициями и внесения их в Государственный реестр коммерческих организаций, включает:

  1. Письменное заявление учредителей с просьбой о проведении государственной регистрации коммерческой организации и внесении ее в Государственный реестр - 1 экз.
  2. Документ о согласовании с администрациями субъектов Федерации (администрациями краев, областей, республик, национальных округов на территории РФ) (оригинал или копия, заверенная нотариально или местными органами власти) - 1 экз.
  3. Карточка «Сведения о регистрации...», полностью заполненная с обеих сторон (виды деятельности, даты и т. д.), заверенная учредителями или доверенным лицом, - 1 экз.
  4. Устав - оригинал и нотариально заверенная копия.
  5. Договор о создании общества (нотариально заверенная копия) - 1 экз. (Если учредитель один - договор не составляется.)
  6. Решение об учреждении общества (протокол учредительного собрания - нотариально заверенная копия) - 1 экз.
  7. Выписка из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иное эквивалентное подтверждение юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (оригинал или нотариально заверенная копия с отметкой о легализации и заверенным переводом на русский язык) - 1 экз. Представляется в Государственную регистрационную палату ежегодно. Для стран - участниц Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г. возможно проставление штампами апостиля.
  8. Документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком, с отметкой о легализации и заверенным переводом на русский язык (оригинал или нотариально заверенная копия) - 1 экз. Срок с момента выдачи указанного документа до подачи заявления в ГРП - не более 6 месяцев. Представляется в ГРП ежегодно.
    (Для стран - участниц Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г. возможно проставление штампа-апостиля.)
  9. Учредительные документы на российских учредителей - юридических лиц (копия свидетельства о регистрации и копия устава, заверенные нотариально или регистрирующим органом) - 1 экз.
  10. Для российских учредителей - юридических лиц - решение собственника имущества или решение уполномоченного им органа о создании акционерного общества (копии, заверенные нотариально или регистрирующим органом) - 1 экз.
  11. Заключение соответствующих экспертиз в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации (от Минтопэнерго РФ, Минэкологии РФ, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и др.) - оригиналы или нотариально заверенные копии - 1 экз.
  12. Доверенность на ведение дел в Государственной регистрационной палате (если ведение дел поручено доверенному лицу) - 1 экз. (Срок действия доверенности - до 1 года, если доверенность не ограничена меньшим сроком.)
  13. Квитанция об уплате регистрационного сбора. Величина государственной пошлины за регистрацию совместного предприятия равна четырехкратному размеру минимальной оплаты труда в месяц.

Срок регистрации совместного предприятия в соответствии с Законом Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в РСФСР» составляет 21 день с момента подачи заявления на регистрацию.

Отказ в государственной регистрации совместного предприятия возможен только в случае нарушения установленного действующим на территории Российской Федерации законодательством порядка образования такого предприятия либо несоответствия ему необходимых для регистрации документов. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

С момента регистрации в уполномоченном органе совместное предприятие приобретает статус юридического липа. Зарегистрированному предприятию выдается свидетельство о регистрации установленного образца. Предварительно совместное предприятие получает временное свидетельство о регистрации, на основании которого оно встает на учет в органах Госкомстата РФ для присвоения кодов, в налоговой инспекции по своему юридическому или почтовому адресу, открывает счета в банке, изготавливает собственную печать. После осуществления перечисленных действий и внесения 50% уставного капитала на свой расчетный счет, что подтверждается соответствующей банковской справкой, предприятие получает постоянное свидетельство о регистрации и один экземпляр своих учредительных документов с соответствующими отметками регистрирующего органа. Эти учредительные документы являются основным экземпляром, с которого впоследствии при необходимости делается необходимое число нотариально заверенных копий.

Созданное в установленном порядке совместное предприятие должно встать на учет в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования и Фонде занятости.

Хозяйственная деятельность незарегистрированного совместного предприятия запрещена российским законодательством. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, подлежат взысканию к судебном порядке и вносятся в местный бюджет.

Все создаваемые в Российской Федерации совместные предприятия подлежат внесению в Государственный реестр, представляющий собой систематизированный свод данных о предприятиях, действующих на территории страны. Совместные предприятия, регистрация которых осуществляется ГРП, одновременно вносятся ГРП в Государственный реестр. Остальные СП для внесения в Государственный реестр должны представить в ГРП следующие документы:

  1. нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации совместного предприятия;
  2. две нотариально заверенные копии учредительных документов СП;
  3. подтверждение из Госкомстата РФ о том, что предприятие поставлено на учет;
  4. подтверждение из налоговой инспекции о том, что СП поставлено на учет;
  5. подтверждение из банка о том, что совместное предприятие открыло счет и перевело на него не менее 50% уставного капитала;
  6. карточка «Сведения о регистрации...»;
  7. документы для российских учредителей (физических и юридических лиц), необходимые для регистрации СП;
  8. документы для иностранных учредителей (юридических и физических лиц), необходимые для регистрации СП;
  9. документ об уплате государственной пошлины за внесение совместного предприятия в Государственный реестр.

Государственной регистрации подлежат также все дополнения и изменения в учредительных документах уже зарегистрированных совместных предприятий. Нотариально заверенная копия решения соответствующего органа управления СП о внесении изменений или дополнений в учредительные документы представляется предприятием в регистрирующий орган не позднее 30 дней после их принятия. Указанные изменения и дополнения вступают в силу только после их регистрации. Чаше всего к таким изменениям относятся перемены в составе учредителей совместного предприятия, его организационно-правовой формы, предмета деятельности, величины уставного капитала. Для регистрации изменений и дополнений в учредительные документы необходимо представить следующие документы:

  1. свидетельство о регистрации СП (или его нотариально заверенная копия);
  2. учредительные документы СП до внесения изменений с отметками зарегистрировавшего его органа или нотариально заверенные копии в одном экземпляре:
  3. нотариально заверенные копии решения уполномоченного органа СП о внесении соответствующих изменений или дополнений в учредительные документы (выписка из протокола общего собрания акционеров о приеме новых членов, увеличении уставного капитала и т. д.) - 2 экз.;
  4. нотариально заверенные копии нового варианта учредительных документов либо оформленных отдельно дополнений и изменений к ним - 2 экз.;
  5. все документы, необходимые для оформления изменений и дополнений учредительных документов совместного предприятия в соответствии с требованиями, предъявляемыми для первичной регистрации (если речь идет о приеме нового иностранного или российского партнера, то необходимо дополнительно представить на него все требуемые документы).

Интересно, что в российском законодательстве не нет такого понятия, как совместное предприятие. По сути, это неофициальное название структуры, создаваемой российскими и иностранными предпринимателями. Регистрируется оно как обычное предприятие, то есть в тех формах, которые определены гражданским законодательством.

Наиболее распространенными организационно-правовыми формами следует считать общество с ограниченной ответственностью (ООО) , хозяйственное товарищество и акционерное общество.

Рассмотрим каждую из указанных форм подробнее.

В форме общества с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью является наиболее популярной формой для ведения совместной экономической деятельности. Согласно ст. 87 ГК, оно является хозяйственным обществом, уставной капитал которого разделен на доли каждого из участников. Последние, в свою очередь, не отвечают финансово за его деятельность, неся риск убытков лишь в пределах собственности принадлежащих им долей. Количество участников такой организации, согласно ст. 88 ГК, ограничено 50 лицами, включая иностранное предприятие. Для получения ООО статуса доля инвестора в уставном фонде должна составлять не менее 10 %.

Упорядочить договоренности участников в уставе общества позволяют гибкие механизмы, которыми и обусловлено создание СП в форме ООО:

  • диспропорциональное распределение голосов;
  • диспропорциональное распределение прибыли;
  • возможность определения условий выхода из ООО;
  • закрепление дополнительных прав и обязанностей участников и т. д.

В форме хозяйственного товарищества

Совместные проекты с иностранными инвесторами могут реализовываться и в форме хозяйственных товариществ – коммерческих организаций со складочным капиталом, состоящим из вкладов учредителей. Все эти вклады, а также произведенное и купленное имущество принадлежит товариществу. Они могут создаваться в форме полного или коммандитного товарищества.

Полным, согласно ст. 69 ГК, признается товарищество, где каждый участник осуществляет деятельность от имени совместного предприятия и несет ответственность по его долгам всем своим имуществом. Такими участниками, называемыми полными товарищами, могут выступать как ИП, так и коммерческие иностранные компании. Каждый из участников товарищества действует от его имени, если учредительным договором не оговорено совместное ведение дел. Как прибыль, так и убытки распределяются между товарищами пропорционально их долям.

Коммандитным, согласно ст. 82 ГК, признается товарищество, в котором наравне с полными товарищами участвуют также некие вкладчики-коммандисты, которые не принимают участия в управлении предприятием, а также отвечают по долгам товарищества лишь стоимостью своего вклада.

В форме акционерного общества

Совместное предприятие нередко создается в форме акционерного общества. Акционерным обществом, согласно ст. 96 ГК, считается организация, уставной капитал которой разделен на акции, а акционеры, которым принадлежат эти бумаги, несут ответственность по обязательствам лишь стоимостью этих акций. Учредителями СП в форме АО могут быть юридические, физические лица и иностранные компании, чей вклад должен составлять не менее 10 % уставного капитала. Акционерные общества принято делить на публичные и непубличные.

Публичными следует считать акционерные общества, акционеры которых вправе отчуждать принадлежащие им акции кому угодно, при этом число акционеров и учредителей законом не ограничено. В это же время непубличные АО могут передавать акции лишь среди учредителей или ограниченного круга лиц, определенного заранее, при этом количество акционеров ограничено 50 лицами.

Типы СП в международном праве

Как известно, правовой режим совместного предприятия с участием иностранного капитала определяется ст. 4 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, согласно которому он не может быть хуже, чем режим, предоставляемый иностранным инвесторам. При этом законодатель не исключает введения изъятий ограничительного или стимулирующего характера, которые не будут делать правовой режим менее благоприятным.

В своей деятельности иностранные предприниматели могут рассчитывать на полную правовую защиту, гарантии и льготы, которыми обладают отечественные компании. Но независимо от правового режима, применяемого к совместному предприятию как к отдельной экономической единице, и в зависимости от поведения учредителей, распределения полномочий по контролю и управлению СП можно разделить на три типа:

  1. СП с равноправным контролем.
  2. СП с преимущественным контролем одного из партнеров.
  3. Самостоятельные СП.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

СП с равноправным контролем

Совместные предприятия первого типа традиционно наделяются автономией в вопросах управления и самостоятельностью в вопросах хозяйствования. В случае учреждения подобного предприятия иностранные партнеры по бизнесу, являющиеся одними из учредителей, наделены равными правами с отечественными предпринимателями в вопросах контроля и управления их дочерней компанией. Однако по сложившейся практике учредители компании не принимают активного участия в вопросах управления и хозяйствования на новом предприятии, обеспечивая его менеджменту право на самостоятельное принятие решений.

СП с преимущественным контролем одного из партнеров

Данный тип СП характерен для совместного бизнеса, где один из партнеров-учредителей занимает доминирующее положение. Если же вас заинтересовало создание СП с иностранцами в России в таком формате, то нужно учитывать, что подобные шаги иностранных партнеров могут быть обусловлены желанием выхода на новый рынок. Нередко такие родительские компании создают целую сеть совместных предприятий с расчетом занять доминирующую позицию среди партнеров, выступая по отношению к ним в качестве центрального регулятора.

Самостоятельные СП

Исключительный и редкий тип ведения совместного международного бизнеса, поскольку рассчитан на первостепенную роль создаваемого совместного предприятия в бизнесе партнеров: компании-учредители уходят на второй план. В это же время отношение родительских компаний-учредителей играет ключевую роль в успехе создаваемого СП, поскольку его жизнеспособность зависит от их финансовых возможностей и тщательности проработки всех факторов. Такие СП характеризуются доверием партнеров, равнозначностью их вкладов, равным контролем и возможностями управления – иначе новое предприятие обречено на провал.

Преимущества образования совместных предприятий

Как и любая другая форма международного сотрудничества, создание совместных предприятий с иностранными партнерами имеет ряд преимуществ, позволяющих минимизировать финансовые риски отечественных инвесторов и обеспечить оперативный рост финансовых показателей. Среди них, в частности, стоит выделить:

  • способность освоения нескольких рынков для небольших компаний, не имеющих для того финансовых возможностей;
  • возможность привлечения нескольких иностранных партнеров для повышения финансовых возможностей компании и минимизации финансовых рисков отечественных инвесторов;
  • получение статуса предприятия с иностранными инвестициями позволяет рассчитывать на полную правовую защиту и даже льготные программы налогообложения, таможенных платежей и пошлин в случае, если это будет установлено законодательством в интересах социально-экономического развития РФ;
  • привлечение иностранного капитала в отечественную экономику и т. д.

Создание СП в Российской Федерации

Как мы выяснили, совместное предприятие – это лишь форма ведения транснационального бизнеса, но не организационно-правовая форма регистрации предприятия. Будучи, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», предприятием с иностранными инвестициями, процедура его создания и оформления происходит по нормативам, предусмотренным для отечественных компаний.

Таким образом, регистрация совместных предприятий с иностранными инвестициями осуществляется в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Конкретные особенности прохождения данной процедуры будут зависеть от организационно-правовой формы, выбранной учредителями.

Примечательно, что создание совместного предприятия возможно не только путем регистрации нового предприятия, но и покупки иностранным инвестором доли в уже существующей компании.

Документы и информация, необходимые для учреждения СП

При создании и регистрации совместного предприятия с иностранными инвестициями партнерам потребуется представить следующие сведения и документы:

  • письменное заявление учредителей;
  • наименование создаваемой компании с указанием ее организационно-правовой формы;
  • планируемые виды осуществляемой хозяйственной деятельности с указанием кодов ОКВЭД;
  • данные об учредителях, включая выписку из торгового реестра страны происхождения иностранной компании, а также справку из банка;
  • пакет учредительных документов, включая учредительный договор и устав;
  • копии учредительных документов каждого из учредителей;
  • размер уставного капитала с распределением долей учредителей;
  • юридический и физический адрес;
  • анкетные данные директора, главного бухгалтера;
  • используемая система налогообложения;
  • контактные данные.

Формирование уставного капитала СП

Уставной капитал СП формируется за счет вкладов отечественных и иностранных учредителей компании. Каждый из учредителей вправе вносить как денежный, так и неденежный вклад. Если иностранный инвестор вносит свою долю в иностранной валюте, он обязан учитывать разницу курсов. При внесении неденежного вклада он может быть как приобретен в РФ, так и ввезен на ее территорию в соответствии с законодательством.

Отметим, что товары, ввозимые в качестве вклада в СП, должны быть отражены в учредительных документах, а их стоимость не должна превышать размер установленного в документах неденежного вклада инвестора. Такой вклад подлежит экспертизе правдивости оценки неденежных вкладов, без акта о которой его нельзя считать внесенным в уставной капитал.

Отметим, что политика формирования уставного капитала обусловлена:

  • характером и объемами деятельности СП;
  • финансовыми возможностями учредителей;
  • способностью привлечь стороннее финансирование.

Руководитель СП и его полномочия

Возглавить созданное совместное предприятие вправе как российский, так и иностранный гражданин, получивший право работать на территории РФ в соответствии с трудовым законодательством. Руководитель, как правило, назначается учредительным собранием совместного предприятия, о чем составляется соответствующий протокол.

Руководитель единолично управляет СП и его имуществом, представляя интересы организации, заключает договоры, выдает доверенности, выполняет функции исполнительного органа и т. д. Согласно ст. 274 ТК РФ, права и обязанности руководителя организации определяются учредительными документами.

Бухучет и отчетность совместных предприятий с иностранными инвестициями

Наем сотрудников в СП

Очевидно, что для работы совместному предприятию понадобится подобрать персонал. Несмотря на статус компании с иностранными инвестициями, привлечение сотрудников осуществляется в рамках отечественного трудового законодательства посредством заключения с ними трудового договора. Каждому работнику предприятия гарантированы все трудовые права, закрепленные ТК РФ и иными нормативно-правовыми актами, какое-либо их игнорирование недопустимо. Кроме того, работодатель ежемесячно обязан будет перечислять страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд.

Удобно считать и оплачивать зарплатные налоги, а также сдавать отчетность можно в проверенном российском сервисе “Мое дело” .

Особенности таможенных правил для СП

Совместные предприятия, по сравнению с остальными компаниями в РФ, наделены некоторыми преимуществами в части взыскания таможенных налогов. Так, постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 определило специальные таможенные правила для совместного предприятия с иностранной компанией. В частности, «льготы по уплате налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал», распространяются только на товары, относящиеся к основным производственным фондам, при этом сведения о них должны быть отражены в учредительных документах СП, а сами товары необходимо ввозить в установленные учредительными документами сроки.

Ликвидация совместного предприятия

Ликвидация СП с иностранной компанией осуществляется в общем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК:

  • по решению учредителей и учредительного собрания, в число которых входит иностранный инвестор. Такое решение может быть обусловлено истечением срока, на который создавалось предприятие, или достижением поставленных перед ним целей;
  • по решению суда в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 61 ГК (при признании госрегистрации недействительной, при осуществлении деятельности без разрешения и т. д.);
  • в случае признания банкротства совместного предприятия.

Согласно письму Президиума ВАС от 18.01.2001 № 58, ликвидация компании с иностранными инвестициями невозможна без ясно выраженного согласия иностранного инвестора.

Продажа доли в ООО иностранному инвестор

Как мы уже говорили, согласно нормам Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», образование совместного предприятия с иностранными капиталами возможно не только путем создания новой компании, но и через продажу инвесторам доли в уже существующих обществах. Поскольку в РФ действует национальный правовой режим инвестирования, иностранные компании вправе приобретать доли в хозяйственных обществах наравне с российскими, однако иностранной инвестицией это будет лишь при покупке доли минимум 10 % уставного капитала.

Завод Peugeot Citroen построят в Узбекистане за один год

Деловые партнеры из разных стран хотят объединить свои усилия и финансы для обоюдной выгоды: позволяет ли такое сотрудничество российское законодательство? Да, совместное предпринимательство – достаточно распространенный вид хозяйствования и сотрудничества, то есть развития внешнеэкономических отношений.

Рассмотрим порядок организации совместного предприятия (СП) в современных отечественных реалиях, уточним цели и возможные формы его создания, проследим этапы, которые необходимо для этого пройти. В статье будет проанализирована структура совместного предприятия и факторы, касающиеся налогообложения такой деятельности.

Что означает термин «совместное предприятие»

В правовом поле термин «совместное предприятие» не имеет строгого определения. Так можно назвать и способ хозяйствования, и форму сотрудничества, и конкретную экономическую структуру. Анализируя основной смысл данной деятельности, можно дать следующее определение СП.

Совместное предприятие – это самостоятельная экономическая единица, в которой иностранный и отечественный капитал сливаются для получения обоюдной прибыли. Другими словами, это финансовое сотрудничество российских предпринимателей с зарубежными.

Характерные признаки совместного предприятия:

  • совместная собственность, совместные ресурсы, совместная прибыль;
  • управление и распределение рисков тоже совместное;
  • основные средства находятся на отечественной территории, но принадлежат всем сторонам СП;
  • права на произведенные товары или оказанные услуги равные у российских и зарубежных контрагентов;
  • реализовать продукцию можно в любой сотрудничающей стране или сразу в нескольких;
  • деятельность СП подчиняется законам Российской Федерации;
  • СП обладает такими же правами и обязанностями, как и любое другое юридическое лицо на территории РФ.

СПРАВКА! Понятие, полностью синонимичное совместному предприятию, но являющееся более современным – «предприятие с иностранными инвестициями». Законодательно на сегодняшний день организация СП регламентирована Федеральным законом РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 года № 160-ФЗ.

Ключевые цели создания совместного предприятия

Любое инвестиционное сотрудничество, прежде всего, предусматривает обоюдную финансовую выгоду, причем не только личную, но и общегосударственную. Помимо этой очевидной цели, совместное предприятие создается ради решения таких задач, как:

  • добавление на отечественный рынок новых товаров и услуг;
  • привлечение инвестиционных вливаний в экономику страны;
  • расширение экспортной сети, эффективный выход на иностранные рынки;
  • сокращение доли импортной продукции за счет производства аналогичной на своей территории (импортозамещение);
  • расширение территории для сбыта, поиск новых партнеров;
  • более открытый доступ к различным ресурсам;
  • облегчение модернизации и внедрения инноваций;
  • снижение рисков (общий риск делится на количество партнеров);
  • совершенствование налоговой системы и др.

Формы совместных предприятий

Участвовать в капитале другой страны можно по-разному. Законы РФ не запрещают любых форм внешнеэкономического сотрудничества. Совместное предприятие можно разделить по следующим критериям:

  1. По размеру участия иностранного капитала: инвестор из другой страны финансирует деятельность частично или полностью:
    • если доля финансовых инвестиций составила 100%, то при регистрации СП понадобится личное присутствие руководителя инвестирующей фирмы (или всех руководителей, если в СП несколько членов);
    • если другие страны финансируют СП только частично, их представителей можно ввести в состав правления нового юрлица путем внесения доли в инвестиционный капитал.
  2. По типу представителя:
    • СП создается с иностранной компанией, то есть юрлицом;
    • иностранным партнером становится предприниматель – физическое лицо.
  3. По организационно-правовой форме:
    • общество с ограниченной ответственностью;
    • акционерное общество;
    • простое товарищество;
    • инвестиционное товарищество;
    • возмездное оказание услуг по договору;
    • работа по договору агентской деятельности.

Этапы создания совместного предприятия

Прежде чем возникнуть, совместное предприятие должно пройти ряд обязательных с точки зрения логики и отечественного права шагов:

  1. Выяснение совместных задач будущих партнеров, согласование целей.
  2. Экономический анализ потенциального СП: расчет затрат и возможных прибылей, исчисление рентабельности, срока окупаемости финансовых вложений.
  3. Выбор конкретных партнеров для совместного предпринимательства.
  4. Подписание договора о намерениях.
  5. Сбор необходимого пакета документов.
  6. Разработку учредительных документов создаваемого СП.
  7. Регистрацию СП в соответствии с выбранным правовым статусом.

Что необходимо для создания совместного предприятия

Чтобы начать процедуру создания СП, нужно точно определиться относительно ключевой информации, необходимой для этого действия в соответствии с отечественными законами:

  • название предприятия, включающее его организационно-правовой статус (АО, ООО и т.п.);
  • виды деятельности, которыми планирует заниматься совместное предприятие (в России они позиционируются в кодах ОКВЭД);
  • информация о лицах, учреждающих предприятие (физических или юридических);
  • размер будущего уставного капитала и его форма (денежная и/или натуральная);
  • доля участия каждого партнера в уставном капитале;
  • актуальный юридический адрес (по месту госрегистрации);
  • личные данные руководящего звена СП (директора и главного бухгалтера);
  • предпочитаемая система налогообложения.

Налогообложение совместного предприятия

В совместном предприятии можно пользоваться любой налоговой системой. По умолчанию, если специально не оговорить это при регистрации, будет применена общая.

Самая популярная – упрощенная система – вправе использоваться, если доля иностранного инвестора меньше четверти всего капитала (до 24%). Перейти на нее можно сразу после регистрации.

Структура совместного предприятия

Законодательство разрешает определять ее самостоятельно. Обычно она соответствует общепринятой структуре выбранной организационно-правовой формы. Рассмотрим ее на примере одной из самых распространенных форм СП – акционерного общества:

  1. Высший орган управления – собрание всех акционеров.
  2. Совет директоров – осуществляет управление между общими собраниями. Количество директоров должно быть нечетным (для возможности принятия решения голосованием), их должно быть 3 и более в ЗАО, и более 5 – в АО.
  3. Правление – утверждается советом директоров.
  4. Генеральный директор – назначается из числа директоров на общем собрании учредителей. Он является официальным представителем СП во всех инстанциях. Его подпись правомочна на любых документах, кроме прямой компетенции правления и совета директоров.
  5. Ревизионная комиссия – периодически проверяет финансы и отчетность предприятия.

Риски создания и функционирования совместного предприятия

Плюсы совместной экономической деятельности очевидны, они определяются поставленными задачами. Но если «что-то пойдет не так»? На какие негативные стороны СП нужно обратить внимание? Недостатки, характерные для совместного предпринимательства:

  • меньшая степень свободы в принятии решений и осуществлении действий;
  • сложность полноценного партнерства с потенциальными конкурентами инвесторов («враг моего друга – мой враг»);
  • рассекречивание ноу-хау (особенно в случае расставания партнеров);
  • частое ощутимое несоответствие капиталов компаний и, как следствие, разные «весовые категории», то есть разный уровень и цена риска;
  • финансовая и репутационная взаимозависимость;
  • возможность поглощения более сильной компанией.

На эффективность деятельности СП в негативную сторону могут сильно повлиять некоторые факторы, во многом являющиеся следствием различия экономических моделей и образа мышления иностранных партнеров:

  • неверное понимание партнерами целей и задач СП (или их умышленное искажение одной из сторон);
  • существующие или возникающие в процессе взаимодействия конфликты;
  • разногласия, обусловленные разницей культур, стилем предпринимательства и управления;
  • недостаток искренности и откровенности у партнеров, особенно на первых стадиях СП.

Основной целью создания СП (как и любого другого хозяйствующего субъекта) является получение максимальной прибыли и наибольшего эффекта от сотрудничества каждым из партнеров. Поэтому процесс образования данных предприятий требует четкого представления о каждом из его этапов с целью избежания целого ряда негативных моментов, которые могут быть связаны с отсутствием учета интересов сторон, недостаточностью проработки предложений, ошибками в предварительных расчетах и т.д.
Создание совместных предприятий осуществляется поэтапно (рис. 3.2).
Выбор вида деятельности. Выбор вида деятельности будущего предприятия предполагает проведение соответствующих маркетинговых исследований, сегментации рынка и т.д. на основе периодической печати, статистической и рекламной информации, фактических данных промышленных предприятий. При этом важно выбрать конкурентоспособный товар, учитывая его технологичность и возможное влияние выпуска предполагаемого количества на рыночную конъюнктуру и т.д.
Выбор иностранного партнера. Он основывается на общепризнанной в мировой практике системе:
  1. Определение перечня возможных партнеров, известных на мировом рынке.
  2. Направление отобранным кандидатам предложений о сотрудничестве с запросом об условиях их участия в будущем проекте. В данных предложениях целесообразно представить информацию о характере деятельности национального предприятия-учредителя и его инициативах по созданию СП.
  3. Сбор информации об иностранном партнере по следующим направлениям:
  • общие сведения (наименование и адрес регистрации, хозяйственно-правовая форма, имеющийся опыт участия в СП в собственной стране и за рубежом и т.д.);
  • финансовое положение (соотношение собственного и заемного капитала; динамика объема выпуска продукции по профилю СП; основные финансово-экономические показатели за последние три года; наименования и адреса банков, обслуживающих предприятие);
  • персонал (количество занятых работников, соотношение административного и технического персонала, информация о главных специалистах);
  • производственный опыт (страны, где созданы схожие СП, и их краткая характеристика).

Рис. 3.2. Этапы создания СП
Наиболее эффективным является выбор партнера на конкурсной основе в ходе международных тендерных торгов.
Международные тендерные торги - это конкурсная форма поиска деловых партнеров, при которой предприятие-инициатор путем публикации информации о предстоящих торгах привлекает к установленному сроку предложения (оферты) от заинтересованных сторон (оферентов).
Тендерное предложение (оферта) - письменное предложение участника конкурсных торгов (оферента), представленное на имя и по адресу, указанным в официальном запросе, с описанием предлагаемого вклада в СП и условий его внесения.
  1. Проведение переговоров с выбранным иностранным партнером. Здесь необходимо достичь договоренности по следующим вопросам:
  • масштаб проекта;
  • вид продукции и желательный объем выпуска;
  • количество продукции, предполагаемой для реализации на внутреннем и внешнем рынках;
  • сырье;
  • производственные площади, оборудование и инфраструктура;
  • персонал.
Подготовка проекта технико-экономического обоснования (ТЭО) создания СП. Конкретная форма и содержание ТЭО зависят от характера деятельности будущего СП. Однако в любом случае разрабатываемое ТЭО включает в себя целый ряд вопросов, связанных с обоснованием места расположения СП, изучением рынков сбыта, цен на производимую продукцию и тенденций их изменения; расчетом эффективности создания СП как самостоятельного хозяйствующего субъекта; определением возможностей его самоокупаемости; эффективности участия в СП каждого из партнеров.
Условно ТЭО можно разделить на 2 части-
  • обоснование проблемы, вызвавшей необходимость создания СП, и формулировка его цели;
  • обязательные условия деятельности будущего предприятия.
В первой части ТЭО рассматриваются следующие аспекты:
  1. общая характеристика основных рынков,
  2. описание производимой продукции с указанием общих особенностей, касающихся ее свойств;
  3. описание вспомогательных видов деятельности, которые могут быть разработаны как в целях удовлетворения потребностей в ресурсах, так и в целях сбыта или дальнейшей обработки продукции или побочных продуктов;
  4. общая характеристика применяемой технологии;
  5. сведения о партнерах и необходимом количестве персонала;
  6. общая финансово-экономическая оценка проекта.
Вторая часть ТЭО предусматривает проработку следующих
разделов:
  • капитальные вложения в создание СП (общий объем, структура и распределение капитальных вложений по годам реализации проекта; величина капитальных вложений, финансируемых партнерами за счет вкладов в уставный фонд и кредитов);
  • текущие затраты (затраты по всем элементам на производство единицы продукции и всего объема выпуска);
  • ресурсное обеспечение (обоснование необходимых объемов ресурсов, источников и условий их получения и использования в производстве);
  • результаты функционирования СП (расчет объемов производства и реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении, а также прибыли, получаемой СП в целом и партнерами, его создающими);
  • сбыт продукции (описание предлагаемых методов, средств и каналов реализации продукции в собственной стране и за рубежом);
  • условия развития СП (перечень формируемых предприятием фондов, обоснование их необходимых размеров и направлений использования).
Целесообразно разрабатывать несколько вариантов ТЭО создания СП, из которых затем выбирается оптимальный.
Таблица 3.2
Типичное распределение обязанностей между участниками СГІ

Обязанности

Односторонние
Двухсторонние
Национальный участник
  • соблюдение конфиденциальности И др.
Иностранный участник

Приложением к договору и его неотъемлемой частью является устав, характеризующий юридические аспекты, связанные с создаваемым субъектом хозяйствования В нем обычно повторяются основные положения договора, носящие принципиальный характер (юридический статус СП, его местонахождение, наименование, срок деятельности, порядок формирования органов управления, уставного фонда, порядок ликвидации предприятия и т.д.).


Таблица 3.2
Типичное распределение обязанностей между участниками СП

Обязанности

Односторонние
Двухсторонние
Национальный участник
  • содействие выполнению таможенных формальностей при передаче неденежного вклада иностранного участника в уставный фонд СП
  • сбор заказов, продажа и реклама продукции на национальном рынке и др.
  • внесение вклада в уставный фонд СП
  • участие в управлении предприятием
  • оказание содействия во всех сферах деятельности предприятия
  • воздержание от действий, несущих ущерб СП
  • соблюдение конфиденциальности и др.
Иностранный участник
  • доукомплектование персонала предприятия
  • сбор заказов, продажа и реклама продукции на зарубежных рынках
  • помощь в организации производственно-хозяйственной деятельности СП, обучении персонала и др.

Приложением к договору и его неотъемлемой частью является устав, характеризующий юридические аспекты, связанные с создаваемым субъектом хозяйствования. В нем обычно повторяются основные положения договора, носящие принципиальный характер (юридический статус СП, его местонахождение, наименование, срок деятельности, порядок формирования органов управления, уставного фонда, порядок ликвидации предприятия и т.д.).
Кроме этого, нормативными актами предусмотрено, что устав может включать и другие положения, относящиеся к особенностям деятельности СП. Это, в частности, уступка долей участия, фонды предприятия, правление и его компетенция, ревизионная комиссия, основания ликвидации и т.д.
Регистрация СП. Государственную регистрацию совместных предприятий осуществляют Министерство финансов, Министерство иностранных дел или иной уполномоченный орган, которые обязаны в течение 21 дня с момента подачи заявления зарегистрировать предприятие или довести до заявителя мотивированный отказ. Деятельность незарегистрированных предприятий запрещается.
Зарегистрированное предприятие получает свидетельство о регистрации установленного образца и с этого момента приобретает статус юридического лица.
Сообщение о регистрации уполномоченный орган передает по месту нахождения предприятия и публикует в печати.
Для регистрации совместных предприятий необходимы следующие документы:
  • письменное заявление учредителей;
  • нотариально заверенные копии учредительных документов в двух экземплярах;
  • заключение экспертиз (при необходимости);
  • нотариально заверенная копия решения отечественного собственника имущества о создании предприятия или копия решения уполномоченного им органа, нотариально заверенные копии учредительных документов каждого участвующего в создании СП отечественного юридического лица;
  • документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);
  • выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства.
В регистрации СП может быть отказано, если порядок образования юридического лица или его учредительные документы не
соответствуют закону Нецелесообразность создания юридического лица не является мотивом для отказа в регистрации. Отказ в регистрации можно обжаловать в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат также все дополнения и изменения в учредительных документах уже зарегистрированных совместных предприятий.

Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями регулируется "Методическими рекомендациями налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций" от 28.03.2003г. №БГ-3-23/150 в соответствии с п. 2 ст. 4 НК РФ (I часть), а также в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Вышеуказанные методические рекомендации не являются нормативным правовым актом и изданы в целях обеспечения единообразного применения налоговыми органами положений главы 25 Кодекса и международных договоров об избежание двойного налогообложения, а также осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах. В связи с введением в действие с 1 января 2002 г. главы 25 Кодекса инструкция Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".

Налог на прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство. В соответствии со статьей 246 Кодекса иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, являются плательщиками налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) в той ее части, которая относится к постоянному представительству. Прибыль иностранной организации определяется как доходы, полученные через постоянное представительство, уменьшенные на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

В области налогообложения для коммерческих организаций с ино­странными инвестициями (КОИИ) и других форм прямых инвестиций в РФ установлен национальный режим, означающий, что они уплачивают налоги, установленные действующим на территории РФ законодатель­ством для национальных предприятий. Кроме того, на совместные пред­приятия с иностранным капиталом распространяется общий правовой режим льготного налогообложения, как и для российских предприятий.

Основополагающими понятиями налогообложения являются нало­говая база и налоговая ставка. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта нало­гообложения. Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики - коммер­ческие организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого на­логового периода на основе данных регистра бухгалтерского учета и (или) на основе других документально подтвержденных данных об объек­тах, подлежащих налогообложению.

Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность введения спе­циального налогового режима, который представляет собой особый по­рядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в соответствии с федеральными зако­нами. К специальным налоговым режимам относятся:

    упрощенная система налогообложения субъектов малого пред­принимательства;

    система налогообложения в особых экономических зонах;

    система налогообложения в закрытых административно-террито­риальных образованиях;

    система налогообложения при выполнении договоров концессии;

    система налогообложения при заключении соглашений о разде­ле продукции.

Действующие в России налоговые льготы для предприятий, в том числе для КОИИ, принимают в основном следующие формы:

    двухлетние налоговые каникулы для отдельных типов капитало­вложений;

    льготный режим налогообложения, сходный по структуре с ре­жимом для российского малого бизнеса;

    инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором КОИИ мо­жет в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных на эту сумму процентов. Такой кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Его срок - от одного до пяти лет.

Определенные налоговые льготы иностранным инвесторам могут предоставлять региональные и местные власти.

В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у РФ существует действующее соглашение об избежание двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

По признанию специалистов, действующая в России налоговая си­стема пока слабо способствует стимулированию инвестиционной ак­тивности как российских, так и иностранных инвесторов, поскольку носит преимущественно репрессивный характер.

Хотя в России предпринимаются меры по предоставлению налого­вых льгот иностранным инвесторам, их эффект пока в целом незначителен, что, очевидно, требует системного подхода к созданию благо­приятного инвестиционного климата в стране на основе координации законодательной, налоговой, таможенной и др. направлений политики.

Список использованной литературы

1 Л.А. Зубченко. Иностранные инвестиции: Учебное пособие. - М.: ООО «Книгодел», 2006.

2 В.М. Серов. Инвестиционный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3 И.Т. Балабанов. Новые формы организации предприятий. – СПб, 1998.

4 С.В. Беляева, Д.С. Шихалиева. Иностранные инвестиции: Учебное пособие. – М.: Успехи современного естествознания, 2010.

5 Материалы сайта http://www.consultant.ru/ .



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з