Основные сведения. Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов

Занимались также рыболовством и охотой. Развивалось местное ремесленное производство, в первую очередь керамическое. Поддерживались торговые связи со странами Древнего Востока и античным миром. Основное население Прикубанья и Приазовья в первом тысячелетии до н. э. находилось в стадии разложения первобытнообщинного строя, но до образования государства меотские племена не дошли. Значительно выше был уровень развития у племен синдов, которые уже в античное время переживали процесс становления классовых отношений. Наступательная политика рабовладельческого Боспорского царства привела в IV в. до н. э. к потере синдами независимости и подчинению их Боспору. В первые века н. э. наиболее крупным племенем, занимавшим значительную территорию Черноморского побережья, были зихи.


В III-X вв. античные племенные названия на Северо-Западном Кавказе постепенно исчезают. Уже в н. э. адыги становятся известными под именем "зихи". Процесс формирования адыгейского народа был усложнен многочисленными этническими смешениями и внешними культурными влияниями. В древности известную роль в формировании адыгского народа сыграли скифы, а в раннем средневековье - аланы. Нашествие гуннов, разгромивших Боспор, задержало развитие племен Прикубанья.


В течение VI-X вв. Византия распространяет свое политическое влияние на адыгов и насаждает среди них христианство. Адыги вступили в раннее общение со славянами.

В X веке адыги занимали обширные территории от Таманского полуострова на западе до Абхазии на юге. Именно в это время они входят в торгово-экономические связи с Русью через Тмутаракань. Она являлась самым ближайшим и важным торговым центром. Однако эти связи были нарушены в начале ХШ в. татаро-монгольским нашествием. Адыги вошли в состав Золотой Орды, хотя они полностью не подчинялись ей, вели упорное сопротивление против татарских завоевателей.


В русских летописях они известны под названием "косогов". Адыги состояли в дружине Чернигово-Тмутараканского князя Мстислава и принимали участие в походах (XI в.). В раннее средневековье адыги и абхазы имели даже собственные епископские кафедры и епархии. В распространении христианства среди адыгов, помимо Тмутаракани, играла немалую роль также Грузия. В результате падения Византии и грузинского феодального царства Багратидов, вследствие экспансионистской политики Турции и ее вассала Крымского ханства, христианство на Западном Кавказе пришло в полный упадок. Татаро-монгольское нашествие в ХШ в. затормозило формирование адыгской народности. Начиная примерно с XIII в. по XIV в. у адыгов происходит процесс становления раннефеодальных отношений. Среди ряда адыгских племен выделялась княжеская верхушка "пши", которая стремилась обратить в зависимость свободных крестьян. С XIV в. в русских летописях появляется заимствованное, по-видимому, через татар от грузин название адыгов "черкасы", позже принявшее форму "черкесы". Слово это, возможно, происходит от названия одного из древних племен - керкеты.


Изнурительная многовековая борьба с Золотой Ордой, а позже с Крымским ханством и Турцией, тяжело отразилась на экономическом и культурном развитии адыгов. Из исторических источников, преданий, песен видно, что турецкий султан и крымские ханы в течение двух с лишним столетий вели захватническую войну против адыгов. В результате этой войны некоторые племена, например, хагаки были совершенно истреблены, а другие, как например, тапсевцы составляли лишь незначительное племя среди шапсугов.


Новый этап во взаимоотношениях адыгов с Россией начинается с середины XVI в. во времена Ивана Грозного в период, когда складывается русское централизованное государство. Некоторые адыгские племена не раз обращались в Москву за поддержкой против крымских ханов. В конце XVIII в. Крымское ханство было уничтожено. По правому берегу среднего течения реки Кубани поселились казаки, выходцы с Дона. В 1791 - 1793 гг. правый берег нижнего течения реки Кубани заняли выходцы из Запорожья, получившие название черноморских казаков. Русско-украинское население оказалось непосредственным соседом адыгов. Сильно возросло русское культурное влияние на адыгов в области хозяйства и быта.


В XVI в. и первой половине XIX в. Адыгея представляла собой страну с полуфеодальным, полупатриархальным укладом. Экономический строй общества определялся уже господством феодальных отношений. Эти отношения не привели к объединению разрозненных адыгских земель в единое государственное целое, но они способствовали развитию внешних сношений, поднятию внутреннего хозяйства, особенно сельского хозяйства. Ведущей отраслью его являлось животноводство мясомолочного направления. Как и прежде, второе место после животноводства занимало у адыгов полеводство. Древнейшими зерновыми культурами адыгов были просо и ячмень.


Придавая большое значение русско-адыгским связям в интересах укрепления южных границ русского государства, Иван IV в 1561 году женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова Кученей. В Москве она была крещена и стала русской царицей Марией. Неоднократно дипломатическими и военными мерами Россия оказывала адыгам помощь в борьбе с врагами.


В XVIII и первой половине XIX вв. адыги составляли основное население двух территориально-политических образований Кавказа - Черкесии и Кабарды. Черкесия охватывала обширное пространство земли от Северо-Западной оконечности Главного Кавказского хребта до среднего течения реки Уруп. На севере граница проходила по реке Кубани от самого устья до впадения в псе реки Лабы. Юго-западный рубеж Черкесии протянулся вдоль Черноморского побережья от Таманидореки Шах. Кабарда в первой половине XIX в. располагалась в бассейне реки Терека, примерно от реки Малки на западе и северо-западе до реки Сунжи на востоке, и делилась на Большую и Малую. В XVIII столетии ее границы достигали на западе верховьев р. Кубани.


Адыги в это время делились на ряд этнических групп, наиболее крупные из которых были шапсуги, абадзехи, натухайцы, темиргоевцы, бжедуги, кабардинцы, бесленеевцы, хатукайцы, махошевцы, егерухаевцы и женеевцы. Общая численность адыгов достигла 700-750 тыс. человек. Ведущими отраслями экономики адыгов оставались земледелие и животноводство. Соотношение их удельного веса определялось и географическими и почвенно-климатическими условиями.


С 1717 г. исламизация горцев Кавказа была возведена в ранг государственной политики Османской империи, осуществляемой Давлет-Гирсем и Кызы-Гиреем. Проникновение новой религии в среду адыгов было связано с немалыми трудностями. Лишь в конце XVIII в. ислам пустил на Северном Кавказе глубокие корни. В 1735 г. по указанию султана в Кабарду вновь вторглось Крымское войско, что положило начало русско-турецкой войне. Мирный договор, подписанный Россией и Османской империей в Яссах в конце 1791 г., подтвердил условия Кучук-Кайнарджийского трактата.


Крым и Кабарда признавались владениями России. В 30-х гг. XIX в. царская Россия приступила к созданию на Черноморском побережье Кавказа военных постов, которые в 1839 г. были объединены в береговую линию. Черноморская береговая линия принесла страшные бедствия адыгам. В октябре 1853 г. началась Крымская война, в которой России противостояли Англия, Франция, Османская империя и Сардиния. Выселение горцев в Османскую империю - последняя страница летописи Кавказской войны. Сотни тысяч горцев, ставших жертвами холодного политического расчета царской России и Османской империи, покинули родину. В мае 1864 г. были ликвидированы последние очаги сопротивления горцев на Черноморском побережье. Кровопролитная война завершилась. Кавказская война стоила горцам десятков тысяч погибших, сотен тысяч отлученных от Родины.


В 1864 г. закубанские адыги были включены в административно-политическую систему Российской империи.


Путь к провозглашению Республики Адыгея в составе Российской Федерации был трудным и сложным. 8 апреля 1920 года была создана специальная секция по мусульманским делам при подотделе по национальным делам отдела Управления Кубанской области. Перед секцией стояла задача осуществлять посредничество между властью и населением, проводить разъяснительную работу среди горского населения, в частности, среди горцев-черкесов Майкопского, Екатеринодарского, Баталпашинского отделов и Туапсинского округа, где проживало более 100 тыс. человек коренного населения. 21 июля 1920 года Военный Совет IX Красной Армии и Кубано-Черноморский ревком издали приказ об образовании временно горской секции при отделе правления Кубчерревкома, которая провела большую организационную работу по созыву первого съезда горцев Кубани и Черноморья. На этом съезде был создан Горский исполком из представителей трудящихся адыгов Кубани и Черноморья по правам приравненный к губернским исполкомам для управления горским населением с подчинением его по горизонтали облисполкому и по вертикали Наркомнацу. III Горский съезд (7-12 декабря) в Краснодаре принял решение о создании Горского Окружного исполкома Кубани и Черноморья и поручил ему разработать вопрос о выделении горцев Кубани и Черноморья в автономную область. 27 июля 1922 года Президиум ВЦИК вынес постановление об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области. 24 августа 1922 года она затем была переименована в Адыгейскую (Черкесскую) автономную область. С этого времени кубанские черкесы стали официально называться адыгейцами.


Провозглашение автономии Адыгеи давало возможность адыгейскому народу создавать свое национально-государственное образование, реализовать свое право на национальное самоопределение, способствовало усилению экономических и политических связей с более экономически развитыми областями страны, развивало хозяйственную и культурную жизнь народа.


7-10 декабря 1922 г. в а. Хакуринохабль состоялся 1 областной съезд Советов Адыгеи, на котором был избран исполком Адыгейской (Черкесской) автономной области. Его председателем стал Шахан-Гирей Хакурате.


По просьбе этого съезда ВЦИК РСФСР в мае 1923 года утвердил заключение комиссии об установлении границ Адыгейской автономной области. Так, согласно данному заключению, Адыгейская область была разделена на два округа: Псекунский и Фарский. После этого границы области неоднократно менялись. В 1924 году в составе Адыгеи было создано пять районов. Областным центром был Краснодар. 10 апреля 1936 года Постановлением Президиума ВЦИК центром Адыгейской автономной области становится Майкоп. По этому же постановлению в состав Адыгеи был включен Гиагинский район и Ханский сельсовет. Однако согласно Конституции РСФСР Адыгейская автономная область, как и другие такие национально-автономные образования, входила в состав края (в данном случае ~- Краснодарского).

3 июля 1991 года на совместном заседании Российского парламента был принят Закон о преобразовании Адыгейской автономной области в республику, входящую в состав РСФСР.


В современной общественно-политической и экономической ситуации повышение государственно-правового статуса Адыгейской автономной области способствует реализации не только национальных потребностей народа, с чьим именем связано создание автономии, но и экономического и культурного потенциала республики на благо всех народов, проживающих на ее территории. Жизнь показала, что область не может развиваться дальше, не имея самостоятельных жизненно необходимых структур управления. Это стало особенно ощущаться в условиях перехода к рыночным отношениям.


Таким образом, Республика Адыгея сегодня является одним из субъектов Российской Федерации, т. е. вошедшей добровольно в состав Российской Федерации на основе подписания Федеративного Договора. Согласно статьи 3 Конституции Республики Адыгея суверенитет республики распространяется на всю ее территорию. Она обладает всей полнотой государственной власти, кроме прав, добровольно делегируемых ею России на основе заключенных договоров. Республикой (в составе Российской Федерации) Адыгея стала в 1991 году. Избраны Президент республики, Государственный Совет - Хасэ, сформирован Кабинет Министров. Первый Президент республики - Аслан Алиевич Джаримов.



Если обратиться к списку коренных и малых народов России, то в нём можно найти и небольшую народность шапсугов, чья численность чуть около 4 тыс. человек.

Живут они в Адыгее и на побережье Чёрного моря в Краснодарском крае. Шапсуги относятся к народам адыго-абхазской языковой группы и родственны адыгейцам, кабардинцам и черкесам Карачаево-Черкесии. Однако, в последнее время для этих народов, часто употребляют общее историческое обозначение - «черкесы».

Народ или этногруппа?

А вот тут с шапсугами начинаются небольшие загадки. Дело в том, что сегодняшние шапсуги, живущие на Кубани, считаются в крае коренным и малочисленным народом, а вот в соседней Адыгее, где есть немало шапсугов, они себя считают органичной частью адыгейцев и шире - адыгов-черкесов.

В середине XIX века наряду с абазинами и родственными натухайцами шапсуги составляли до 2/3 общей численности адыгов-черкесов Западного Кавказа. Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсухо.

Древний шапсугский дом. Фото: Из архивов Национального музея Адыгеи

Впервые шапсуги упоминаются в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства. В 1724 году на реке Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе «сапсих», соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».

Но, несмотря на относительно недавние упоминания их названия, многие адыгские учёные считают, что сама эта народность зародилась гораздо раньше, и шапсуги являются полноправными наследниками древних жителей черноморского побережья, одних из предков адыгов - зихов.

Шапсуги жили большими семьями, насчитывавшими больше двадцати человек. В некоторых семьях количество членов превышало сто человек. Все они вели общее хозяйство. Большие аулы у шапсугов встречались в основном на равнине, в горах они предпочитали селиться отдельными родовыми усадьбами вдоль рек, так что, со стороны могло показаться, что речные долины составляли один огромный аул.

Шапсугская семья из долины реки Аше, 1916 г. Фото: Из архивов Национального музея Адыгеи

С увеличением народонаселения и из-за недостатка земель натухайцы и шапсуги расселились по всему Черноморскому побережью Кавказа, к северо-западу от Шахе, а шапсуги начали переходить и на северный склон.

Шапсуги имели на Кавказе репутацию непобедимых и во время полувековой Кавказской войны оказали яростное сопротивление русским войскам. Этому способствовало то обстоятельство, что в начале XIX в. шапсуги приняли ислам суннитского толка.

Сосланный на Кавказ декабрист А. А. Бестужев-Марлинский писал о них: «…Я видел много горцев в бою, но признаться лучше шапсугов не видал; они постигли в высшей степени правило: вредить как можно более, подвергаясь как можно менее вреду…Дворяне их отчаянно храбры; но одна беда: никак не действуют заодно». Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил Михаилу Лермонтову прообразом Казбича в повести «Бэла».

Весной 1864 года в глухом урочище Кбаада (где ныне находится популярный курорт Красная поляна), была поставлена точка в кровопролитной Кавказской войне. За этим последовал трагический исход шапсугов в Турцию. По различным данным численность эмигрантов составила от 150 до 300 тыс. человек. На родине осталось не более двух тысяч человек.

К национальной автономии

Шапсуги, проживая в составе России, как и другие малые народы, и черкесы в целом не имели никаких привилегий. Более того, даже те шапсуги, которые остались после Кавказской войны на родине, несколько раз были вынуждены менять место своего жительства. И лишь к 80-годам позапрошлого века они окончательно устроились на побережье. Другая часть поселилась неподалёку от современного Краснодара. Небольшая группа шапсугов и выходцев из других адыгских этногрупп в 1799 году основали на правобережье реки Кубань станицу Гривенно-Черкесскую.

Революция 1917 года, гражданская война круто изменили не только судьбу России, но и самых её малых народностей. После окончательного установления Советского власти на Кубани, в регионе начинается процесс предоставления автономии горским народам, в том числе и черкесам. Один из проектов автономии черкесов Кубани, предполагал создание Черкесской АССР из нескольких кантонов, в числе которых должен был быть и Туапсинский кантон, да и столицей республики намечалось сделать город Туапсе. Однако, в 1922 году была создана Черкесская (Адыгейская) автономная область, и шапсуги не вошли в её состав. В сентябре 1922 года они попытались провозгласить Шапсугскую АССР, но эта попытка не увенчалась успехом. Им была предоставлена другая форма автономии - национальный район. Шапсугский национальный район был провозглашен 4-м съездом шапсугов Причерноморья. Позже, в 1924 году, вопрос об образовании района был положительно решен Президиумом ВЦИК РСФСР. Согласно постановлению Черокрисполкома в состав Шапсугского района были включены 10 шапсугских аулов и два промежуточных русских селения.

Центром Шапсугского района стал город Туапсе, территориально в него не входящий. В 1930 г. центр Шапсугского района был перенесен из Туапсе во 2-й Красно-Александровский аул (ныне - аул Калеж), а в октябре 1930 г. - в поселок Совет-Квадже (ныне Голубая Дача). Первоначально территория района состояла из трёх небольших анклавов, не имевшим общей границы. Однако, в результате ряда реформ, Шапсугский район значительно увеличился в размерах, трижды сменил районный центр, пока его окончательно в 1934 году не перенесли в село Лазаревское.

С ростом территории района, удельный вес шапсугов в населении района резко уменьшился. К тому же, перед войной от района отрезали территорию с аулами Псебе и Куйбышевка (ныне Агуй-Шапсуг). 24 мая 1945 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Шапсугского района в Лазаревский.

Шапсугия. Коллаж Александра Данильченко.

Интересный факт из жизни района: в мае 1926 г. шапсуги ходатайствуют перед исполкомом о передаче в район «старого знамени шапсугского народа, которое находится в Адыгейском областном музее, высланное ошибочно из Тифлисского музея совместно с другими знаменами кавказских народов». Действительно шапсугское знамя 1840 г. поступило из Тифлиса в упомянутый музей. Оно имело крайне плохую сохранность. Сравнительно недавно знамя шапсугов (а также натухайское) было профессионально реставрировано и сейчас занимает достойное место в экспозиции Адыгейского национального музея.

Знамя шапсугов. Фото: wikipedia.org

День сегодняшний

В начале 90-х годов шапсугов, как и другие народы России, охватила волна «суверенизации». Начиная с 1990 года общественная организация шапсугов Причерноморья - Адыгэ хасэ («Адыгский совет») требовала от властей Кубани и России воссоздания Шапсугского национального района в широких границах - от реки Пшада на севере, до реки Шахе на юге. Однако с середины 90-х годов ситуацию удалось перевести в конструктивное русло: шапсугам начала оказываться помощь и поддержка со стороны властей Краснодарского края и Адыгеи. А в 2006 году, причерноморские шапсуги были признаны коренным и малочисленным народом России, с соответствующими этому статусу льготами.

Черкесский воин. Рисунок первой половины XIX века. Фото: Из архивов Национального музея Адыгеи

Причерноморские шапсуги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, имеющего свою письменность на основе русской графики (до 1927 г. использовался арабский алфавит, а в период с 1927 по 1938 г. - латинский алфавит). Современный литературный адыгейский язык развивается на основе темиргойского диалекта.

Совсем недавно о шапсугах Туапсинского района и Большого Сочи услышала вся Россия. Места их расселения расположились совсем недалеко от столицы зимней Олимпиады 2014 года. Для адыгов-черкесов, как народа, живущего в рассеянии, очень болезненным является вопрос отношения к Кавказской войне позапрошлого века. Некоторые черкесские нациоанльные организации в РФ и за рубежом настаивают на официальном признании Россией итогов и хода войны, актом «геноцида», со всеми вытекающими отсюда проблемами. В своих интересах эти организации пытались использовать и шапсугов Причерноморья. Но благодаря взвешенной и чёткой позиции руководство общественного парламента шапсугов «Адыгэ хасэ» Маджида Чачуха, раскачать ситуацию вблизи олимпийского Сочи никому не удалось.

В феврале на встрече с членами Общественного Совета по подготовке и проведению Олимпиады в Сочи, на которую был приглашен председатель общественного парламента причерноморских адыгов-шапсугов, вице-президент Международной черкесской ассоциации Маджид Чачух, Владимир Путин впервые публично высказал свое мнение по «черкесскому вопросу».

Я хочу обратиться к вашим старейшинам со словами благодарности за то, что они, понимая всё то, что происходит вокруг Олимпиады, не просто вели себя сдержанно, а давали очень правильные, мудрые сигналы в общество, - подчеркнул тогда Владимир Путин. - Еще во времена «холодной войны» родилась так называемая теория сдерживания. К сожалению, мы и сейчас видим ее атавизмы. Когда наша страна демонстрирует какой-то позитив развития, попытки сдерживать Россию проявляются то тут, то там. В том числе это касалось и олимпийского проекта, а как инструмент - использование черкесского фактора. У меня не было ни малейшего сомнения в том, что это покушение с негодными средствами. Я знаю настроения в среде черкесов, знаком лично с руководителями черкесских организаций, знаю как они относятся и к своей малой Родине, и к большой - России. Для меня было очевидно, что это просто не имеет никакой перспективы, - отметил президент.

Как черкесы адыги известны с XIII века. Предками адыгов считаются меоты, синды, ахеи, зихи, касоги, керкеты, проживавшие на Северо-Западном Кавказе и Черноморском побережье Кавказа. В мире большую известность получила Майкопская археологическая культура. Первые знаменитые курганы, в которых найдены великолепные изделия из драгоценных металлов, открыты в Прикубанье в дореволюционное время. В их числе знаменитый курган, раскопанный в г. Майкопе в 1897 году профессором Н.И. Веселовским и давший наименование культуре в целом. Через территорию исторической Черкесии проходил знаменитый Шелковый путь Адыги с древнейших времен поддерживали тесные связи с русскими княжествами. Так, касоги состояли в дружине Тмутараканского князя Мстислава. Более поздний период отмечен усилением подобных связей с единым русским государством. Адыги принимали участие в Ливонской войне, в Отечественной войне 1812 года (знаменитый отряд Хатхе Магомета, сподвижника Дениса Давыдова).

В XII-XIII вв. процветает вывоз рабов адыгского происхождения на невольничьи рынки стран Ближнего Востока, в особенности Египта, где их приобретали султаны для пополнения своей охранной гвардии мамлюков. Приток рабов позволил одному из адыгов Баркуку захватить власть в Египте и основать Черкесскую династию мамлюков (черкесский султанат), которая правила в Египте и Сирии с 1382 по 1517 гг.

В 1557 году часть адыгских князей во главе с верховным князем Кабарды Темрюком Идаровым обращается в Москву с просьбой о присоединении к России. Этот политический акт закрепляется брачным союзом между Иваном IV и дочерью Темрюка Гошевнай (в крещении Мария). Это способствовало появлению в окружении царя Ивана IV могущественного и знатного рода князей Черкасских, из среды которых вышли военачальники и высшие сановники Московского государства, а позднее и Российской империи — Яков Куденетович, князь, боярин, воевода, командовал русской армией на южной границе; Михаил Алегукович, первый генералиссимус России с 14 декабря 1695 г., сподвижник Петра I; Алексей Михайлович, князь, фельдмаршал, ставший в 1740 г. Великим Канцлером и президентом коллегии иностранных дел России и др.

К XVIII в. адыги занимали территорию от устья р. Кубани вдоль побережья Черного моря до р. Псоу (Абхазия), а по северному склону Кавказских гор - до Осетии. И еще в первой половине XIX в. они занимали обширную территорию Причерноморья и Северного Кавказа. С продвижением России на юг ареал проживания адыгов к 30-м гг. XIX в. сократился до 180 тыс. кв. км. Их численность к 1830 г. составляла, по данным русского офицера Новицкого, 1 млн. 82 тыс. человек. К 60-м гг. XIX в. в результате Кавказской войны и насильственной депортации в пределы Османской империи на исторической Родине осталось 5% адыгов.

Первые военные акции царского самодержавия на Северном Кавказе датируются концом XVIII века. Наиболее активная фаза боевых действий в Черкесии - 1859-1864 гг. после пленения Шамиля в Дагестане. В этот период абсолютное большинство адыгов покинуло Родину и переселилось в пределы Османской империи.

Начало возрождения адыгского народа следует отнести к образованию Черкесской (Адыгейской) автономной области 27 июля 1922 г. Новый статус Адыгеи как республики в составе Российской Федерации закреплен в июле 1991 года соответствующим законом. В Российской Федерации существует три национально-государственных образования, в которых адыги являются одним из государственно-образующих этносов - Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.

Чтобы насладиться природными красотами и невиданными ранее уникальными достопримечательностями, необязательно уезжать за границу. В России есть огромное множество прекрасных туристических мест, например, республика Адыгея, которая расположилась на юге нашей необъятной родины.

Республика Адыгея – это удивительно красочный и цветущий регион Кавказа, который со всех сторон граничит с Краснодарским краем. Здесь любопытный путешественник найдет все, чо душе угодно – и степные просторы, и цветущие луга, и зеленые леса, а также неимоверное количество бирюзовых рек, озер и водопадов.

Вы, наверное, и не догадывались, но, благодаря своей изумительной природе, Адыгея даже была включена в список Всемирного природного наследия наряду с озером Байкал и вулканами Камчатки.

Забери к себе:

История зарождения маленькой, но гордой республики

Историки утверждают, что самые древние следы человека на территории Адыгеи можно отнести к эпохе нижнего палеолита. В этот период здесь оказались предки коренного населения республики — адыги. Сама по себе адыгейская народность начала формироваться только в XIII веке, а именно в эпоху покорения адыгов Золотой Ордой.

Помимо Золотой Орды, начиная с XVI века, в течение двух веков на адыгов постоянно нападали крымские ханы и турецкие султаны, что заставило народ искать поддержки со стороны России. В результате получения покровительства государства — адыги с 1557 г. стали официально именоваться добровольно присоединившимися к России, а она превратилась в их родину.

Важной вехой в истории Адыгеи стала русско-кавказская война в XIX веке, по итогам которой многие адыги уехали в Османскую империю, а оставшаяся часть была расселена на равнинных землях на левом берегу Кубани. Уже в начале XX века (1918 год) эта территория стала частью Кубано-Черноморской советской республики, а в 1928 году она начала именоваться Адыгейской автономной областью с центром в Краснодаре.

За послевоенные и последующие советские годы Адыгея в составе Краснодарского края смогла добиться статуса аграрно-индустриальной области с отлично развитой промышленностью. Выйти из состава края Адыгеи удалось только в 1992 году: она стала суверенной республикой в составе Российской Федерации, каковой и является на сегодняшний день. Тогда же был избран и первый президент республики – Аслан Джамиров.

Какая она – современная Адыгея?

Современная Адыгея представляет собой один из самых интересных туристических и географических центров Северного Кавказа. Она отличается разнообразием флоры и фауны, а также наличием нескольких климатических зон. В целом климат в республике можно охарактеризовать как умеренно-теплый, но температура будет отличаться в зависимости от географического расположения.

Адыгея – это достаточно зеленая республика, чем местные жители очень гордятся. Примерно 40% ее территории занято широколиственными лесами бука, дуба и клена. На севере Адыгеи раскинулась широкая равнина, на юге – обосновались горы и предгорья Большого Кавказа. По территории республики протекают целых три реки – Белая, Лаба и Кубань. Также в горах имеется множество озер, но, к сожалению, до них достаточно тяжело добираться.

Любопытно, что на этом маленьком участке земли уживаются сразу 80 национальностей: адыгейцы, русские, украинцы, армяне, курды, греки и многие другие. По информации Росстата, на 2017 год общая численность населения республики составляет 453 366 человек, причем в ней всего два города – столица Майкоп и Адыгейск.

Интересно, что в такой небольшой республике есть целых два официальных языка – адыгейский и русский. Адыгейский язык со стороны выглядит очень интересно. Письменность языка основана на кириллице, то есть написание похоже на русский, а вот произношение очень разнится. Во время вашей поездки в Адыгею обязательно обратите внимание на местные вывески и указатели, и вы поймете, о чем идет речь. Помимо адыгейского и русского, на улицах Адыгеи также можно часто услышать армянский, украинский и курдский языки.

В республике основополагающими считаются две религии – ислам и православие. Мусульманами по большей части являются черкессы, а православие исповедуют русские, украинцы, греки и грузины. Кроме того, вам могут встретиться и представители неоязычества, набирает популярность и протестантизм. Несмотря на то, что в Адыгее проживают сразу несколько национальностей, местные жители отличаются толерантностью и уважением по отношению друг к другу.

Сейчас Адыгея очень быстро развивается в экономическом плане, в основном за счет таких отраслей, как промышленность и сельское хозяйство, но также и благодаря активному развитию туризма в регионе.

Адыгея глазами туристов

Эта область в зоне смешанного туризма с первозданной природной красотой буквально создана для путников со всего света. Здесь имеются и захватывающие дух предгорья Кавказа, и одно из самых именитых мест Адыгеи – плато Лаго-Наки, и чистейшие водопады с водой из горных рек, многочисленные теснины и равнины, и даже благоухающие альпийские луга.

Одними из самых красивых и посещаемых туристами мест Адыгеи считаются плато Лаго-Наки, гора Фишт, река Белая, водопады Руфабго и Хаджохская теснина. Также на территории республики расположены Кавказский государственный биосферный заповедник, который включен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и национальный природный парк «Горная Адыгея». Наибольшей популярностью в регионе пользуются горный туризм, рафтинг и конные маршруты.

Остановлюсь поподробнее на описании самых ярких и красивых мест в республике. Итак, плато Лаго-Наки расположилось на площади 800 кв. м одновременно в двух регионах: Адыгее и Красноярском крае. То, что поражает приезжающих сюда туристов в первую очередь, это удивительная природная девственность этого места. Оно обладает невообразимым рельефом, на котором раскинулась бурная растительность, а также волшебные ледники. В этой области также есть множество пещер, в которые вы можете отправиться на экскурсии.

Гора Фишт названа в честь знаменитого древнего воина, который, по адыгейской легенде, спас адыгов от напавших на них врагов. Она расположена на плато Лаго-Наки, и это самая высокая гора в этой местности, ее высота составляет 2868 метров. Здесь также находится один из самых высоких водопадов в Адыгее – Пшехский.

У вершин горы Фишт берет свое начало река Белая, характер которой очень своенравный. В зависимости от территории, по которой она протекает, река может быть или спокойной или, наоборот, очень бурной. На адыгейском языке река называется Шхагуаше. Местные жители рассказывают, что это имя княжны, которую отец хотел выдать замуж за нелюбимого ею человека. Но она была настолько своевольной, что смогла сбежать прямо перед свадьбой.

Водопады Руфабго – это сразу несколько водопадов, которые имеют совершенно различные названия, например, «Каскад» или «Девичья коса». Они все отличаются друг от друга по размерам и силе, но вместе составляют единую гармоничную композицию. Туристы говорят, что в этом месте получаются просто замечательные фотографии!

Хаджохская теснина является каменистой щелью, через которую протекает река Белая, о которой писалось выше. Вода течет очень непредсказуемо в этом районе, и в связи с тем, что она постоянно ударяется о камни и выступы и создает сильный шум, эту теснину в народе так и прозвали – Шум. Это место считается одним из самых посещаемых в Адыгее наравне с плато Лаго-Наки.

Если вы являетесь поклонником паломнических туров, то в Адыгее располагается Михайло-Афонская Закубанская пустынь – мужской монастырь, строения которого считаются памятником архитектуры. Он находится в поселке Победа Майкопского района на отрогах большого Кавказского хребта. История монастыря начинается в 1877 году, когда его строительством решил заняться иеромонах Мартирий.

Сейчас в монастыре хранятся мощи его основоположника. На территории монастыря расположены сразу несколько храмов, в которые ежедневно приезжают тысячи паломников и туристов. Одним из сооружений является братская могила инвалидов, которые были убиты во время Второй Мировой Войны фашистами. В солнечную и недождливую погоду с территории Михайло-Афонского монастыря открывается потрясающая панорама Кавказского хребта, которой можно любоваться вечно.

Если вы окажетесь на одном из местных рынков, обязательно побалуйте себя знаменитым адыгейским сыром, который здесь продается во всевозможных вариациях. Есть и традиционный белый адыгейский сыр, и так называемый кругляш, и самые разные косички, рулетики, колбаски и так далее. А сырное ассорти – это одна из самых популярных закусок в Адыгее. Пальчики оближешь!

Кроме того, на местных рынках вы можете купить очень вкусный чай с различными травами, которые растут в горах. Для любителей народной медицины – на рынке вам могут составить чай с особым сочетаним трав в соответствии с вашими запросамии потребностями. Например, успокоительный или помогаюзий при высоком давлении и так далее.

Забери к себе:

Приятно, что цены в Адыгее до сих пор на порядок ниже, чем в соседнем Краснодарском крае. Это касается и проживания в отелях, и заказа туристических экскурсий, а также питания в общественных местах и покупки овощей и фруктов на местных рынках.

Люди здесь очень гостеприимные и добрые, они очень рады тому, что их республика становится такой популярной среди туристов. Так что, не теряйте свой шанс, и выделите время на поездку в этот прекрасный регион!



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з