Советская историческая энциклопедия - сун ят-сен. Сун ят сен

В начале XX в. Китай все еще оставался отсталой феодальной страной. Правившая в Китае чужеземная маньчжурская династия всеми средствами поддерживала феодальное угнетение народа, варварские средневековые порядки. Трудящиеся массы влачили нищенское существование. Империалистические державы хозяйничали в Китае, диктуя свою волю императорскому правительству.

Одним из зачинателей борьбы за освобождение китайского народа от гнета маньчжуро-китайских феодалов и иностранных капиталистов был Сунь Ят-сен. Он прошел большой путь от сторонника реформ до бесстрашного революционера-борца. «Революционный демократ, полный благородства и героизма» - так характеризовал Сунь Ят-сена В. И. Ленин.

Сунь Ят-сен родился в 1866 г. на юге Китая, близ Гуанчжоу (Кантона), в бедной крестьянской семье, ютившейся в глинобитной хижине.

Великая крестьянская война тайпинов была еще памятна в народе. Мальчик жадно слушал рассказы о тайпинах и их вожде Хун Сю-цюане (см. ст. «Тайпинское восстание»). На всю жизнь запали в его душу слова дяди, учителя деревенской школы, в прошлом солдата тайпинской армии. Однажды мальчик спросил его, чего хотели тайпины. Дядя ответил: «Они хотели, чтобы народ жил без страданий».

В тринадцатилетнем возрасте Сунь Ят-сен уехал на Гавайские острова, где жил его старший брат. Там он окончил английскую школу. Сунь Ят-сен решил стать врачом, надеясь, что эта профессия поможет ему приносить пользу народу. В 1887 г. он поступил в медицинский институт в Гонконге (английская колония близ Гуанчжоу).

Годы учения в Гонконге явились для Сунь Ят-сена, по его выражению, «периодом революционных дискуссий». Сунь Ят-сен и его друзья - студенты вели горячие споры о способах преодоления вековой отсталости Китая и избавления его от иностранной зависимости.

В 1892 г. Сунь Ят-сен окончил институт с дипломом лучшего студента. Вскоре же началась и его политическая деятельность.

Сначала Сунь Ят-сен обратился к императорскому правительству Китая, рассчитывая, что оно поймет необходимость реформ, развития промышленности, строительства железных дорог, школ, больниц. Но всесильный сановник Ли Хун-чжан даже не ответил на его обращение. Эта неудача и поражение Китая в войне с Японией в-1894 - 1895 гг. убедили Сунь Ят-сена в том, что основным виновником всех бед и несчастий китайского народа являются маньчжурские феодалы, что спасение родины невозможно без свержения монархии, без революции.

В 1894 г. он создал «Союз возрождения Китая». Это была малочисленная тайная организация, которая разработала такой план: внезапным нападением овладеть городской крепостью вГуанчжоу и провозгласить власть маньчжуров в Китае низложенной. Восстание было намечено на 26 октября 1895 г. Заговорщики ожидали, что после захвата крепости армия и народ перейдут на их сторону и восстание охватит всю страну.

Однако заговор был раскрыт. Трое сподвижников Сунь Ят-сена были казнены, многие брошены в тюрьмы, а сам он с трудом спасся и бежал за границу. Но и вдали от Китая Сунь Ят-сен не был в безопасности. Однажды в Лондоне агенты маньчжурского правительства обманом завлекли его в китайское посольство. Был приготовлен пароход, чтобы доставить Сунь Ят-сена в Китай, где его ждала жестокая расправа. Дело, однако, получило огласку, и Сунь Ятсена пришлось освободить. Он уехал в Японию.

В 1905 г. под влиянием первой русской революции Сунь Ят-сен создал более массовую, чем «Союз возрождения», организацию «Китайский революционный объединенный союз». Программой «Объединенного союза» стали разработанные им «три народных принципа»: национализм (свержение маньчжурской монархии и замена ее китайским правительством), народовластие (создание республиканского строя в Китае) и народное благосостояние (улучшение жизни народных масс).

«Объединенный союз» организовал ряд вооруженных восстаний в Китае. Хотя эти восстания были подавлены, однако они сыграли большую роль в подготовке революции 1911 - 1913 гг. В октябре 1911 г. под руководством «Объединенного союза» началась буржуазная революция, которая привела к низвержению маньчжурской династии и созданию Китайской республики. В декабре 1911 г. Сунь Ят-сен возвратился на родину и был встречен в Шанхае ликующей толпой народа. Через четыре дня он был избран временным президентом республики.

Руководимое Сунь Ят-сеном правительство в Нанкине впервые в истории Китая провозгласило демократические свободы, предоставило избирательное право женщинам, боролось с вредными обычаями прошлого: были запрещены купля-продажа рабов и обычай бинтования ног девочкам, строжайше запрещалось курение опиума. Но Сунь Ят-сен недолго оставался президентом. Под давлением иностранных империалистов и внутренней реакции он был вынужден отказаться от этого поста в пользу реакционера генерала Юань Ши-кая.

В 1912 г. вместо распущенного после падения Цинской династии «Объединенного союза» Сунь Ят-сен создал партию Гоминьдан (Национальная партия), выступавшую за утверждение в- Китае буржуазно-демократического строя. Юань Ши-кай, получив пост президента, стремился установить в стране свою единоличную диктатуру, намереваясь восстановить монархию и провозгласить себя новым императором. Сунь Ят-сен в 1913 г. встал на путь открытой борьбы с ним. Сторонники Сунь Ят-сена подняли восстание, но потерпели поражение, и сам Сунь Ят-сен вынужден был вновь покинуть Китай.

В 1916 г., после смерти Юань Ши-кая, Сунь Ят-сен получил возможность возвратиться на родину и возглавил южное правительство в Гуанчжоу, которое пыталось бороться с правительством помещиков и генералов в Пекине.

Сунь Ят-сен горячо приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В 1918 г. он направил В. И. Ленину телеграмму, в которой выражал восхищение героической борьбой народных масс России и надежду, что «революционные партии Китая и России сплотятся воедино и будут вести совместную борьбу». Сунь Ят-сен питал горячие симпатии к Советской России и высоко ценил поддержку, оказываемую ею китайскому народу.

В 1923 г. Сунь Ят-сен послал в Москву партийно-военную делегацию для изучения революционного опыта Советской России. По его просьбе в Гуанчжоу были направлены старый большевик М. М. Бородин в качестве политического советника и видный советский полководец В. К. Блюхер с группой военных специалистов для оказания помощи в создании вооруженных сил китайской революции.

В конце 1923 - начале 1924 г. Сунь Ят-сен реорганизовал Гоминьдан, чтобы придать партии подлинно революционный и массовый характер. В Гоминьдан вступили китайские коммунисты (сохранив самостоятельность своей партии). В результате Гоминьдан стал партией единого революционного фронта рабочих, крестьян, мелкой буржуазии и национальной буржуазии. В основу ее политической программы были положены «три народных принципа», переосмысленные Сунь Ят-сеном под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России. Принцип национализма стал означать борьбу за свержение гнета иностранного империализма в Китае и установление равенства всех национальностей страны; принцип народовластия - призыв к созданию такого правительства, которое обеспечило бы демократические права и свободы широким народным массам; принцип народного благосостояния - требование наделения землей безземельных и малоземельных крестьян («каждому пахарю - свое поле»), улучшение условий труда рабочих и ограничение деятельности крупных капиталистов. «Три народных принципа» Сунь Ят-сен в 1924 г. дополнил «тремя основными политическими установками»: нерушимый союз с СССР, союз с Коммунистической партией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Благодаря поддержке широких народных масс и активной помощи Советского Союза на юге Китая была создана и укреплена революционная опорная база и заложена основа для дальнейшего победоносного развития китайской демократической революции.

Сунь Ят-сен не дожил до победы китайской революции. В начале 1925 г. Сунь Ят-сен был уже тяжело болен. 11 марта 1925 г. Сунь сказал: «Я долго боролся со смертью. Сегодня ночью я сдаю свои позиции». Он попросил перенести его на походную койку и, лежа на ней, продиктовал знаменитое письмо в ЦИК СССР: «Дорогие товарищи! В то время как я лежу здесь в недуге, против которого бессильны люди, моя мысль обращена к вам и к судьбам моей родины... Прощаясь с вами, дорогие товарищи, я хочу выразить надежду, что скоро настанет день, когда СССР будет приветствовать в могучем свободном Китае друга и союзника, и что в великой борьбе за освобождение угнетенных народов мира оба союзника пойдут к победе рука об руку. С братским приветом Сунь Ят-сен».

Идти «рука об руку» с Советским Союзом - таков великий завет, оставленный Сунь Ят-сеном китайскому народу.

(Сунь Ят-сен, Сунь И-сян, Сунь Чжун-шань, Сунь Вэнь ; 1866-1925) - китайский революционер-демократ и государственный деятель, врач по образованию.

В 1892 г. окончил медицинский ин-т в Гонконге, получив звание врача-хирурга. Он был первым китайцем, получившим европейское мед. образование. В продолжение двух лет Сун Ят-сен работал в китайском госпитале в Макао (португальская концессия в Китае) и был тесно связан с тайными политическими организациями, ставившими своей целью свержение монархии. Сун Ят-сен вскоре стал играть видную роль в революционном движении. Португальские власти запретили ему работать в госпитале. В 1894 г. он создал революционную организацию Синчжунхой, предпринявшую 25 октября 1895 г. вооруженное выступление против маньчжурской династии Цин, к-рое было подавлено. Сун Ят-сен, вынужденный эмигрировать, активно разрабатывает планы подготовки новых восстаний. В 1905 г. в Токио им была создана массовая революционная организация Тунмэнхой. Ее революционно-демократическую программу высоко оценил В. И. Ленин, вместе с тем он критиковал содержавшиеся в ней народнические положения. На протяжении 1905 -1911 гг. Тунмэнхой, руководимый Сун Ят-сеном, организовал несколько крупных вооруженных восстаний. Победоносная революция 1911 -1912 гг. свергла монархию, провозгласила Китайскую республику. В 1911 г. Сун Ят-сен был избран ее первым президентом. Однако китайская демократия во главе с Сун Ят-сеном не сумела мобилизовать и организовать в ходе революции широкие массы народа, выдвинуть и провести в жизнь последовательную антиимпериалистическую и антифеодальную программу. В связи с захватом власти сторонниками реакции Сун Ят-сен вынужден был отказаться от поста президента. В 1912 г. с созданием партии Гоминьдана Сун Ят-сен стал ее председателем. Находясь с 1913 по 1916 г. в эмиграции в Японии, Сун Ят-сен продолжал борьбу с реакцией и иностранным империализмом. В 1917 г. он приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию в России и писал о необходимости дружбы между Китайской и Советской республиками. Призывая к созданию общенационального фронта борьбы за независимость и демократизацию страны, Сун Ят-сен активно выступал за сотрудничество руководимой им партии Гоминьдана с Коммунистической партией Китая.

В начале 20-х гг. он возглавил вооруженную борьбу с китайскими милитаристами на Юге Китая, руководил революционным правительством Южного Китая.

Сун Ят-сен - один из выдающихся врачей-революционеров. Он возглавлял борьбу китайского народа за социальное и национальное освобождение против международного империализма и колониализма. Выдвинутые им «три народные принципа» по своему содержанию наряду с политическим имели крупное социально-гигиеническое значение. Превращение Гоминьдана после смерти Сун Ят-сена в контрреволюционную партию привело к ликвидации революционных завоеваний в Китае на долгие годы.

Сочинения: Записки китайского революционера, пер. с китайск., М.- Л., 1926; Избранные произведения, пер. с китайск., М., 1964.

Библиогр. : Ленин В. И. Борьба партий в Китае, Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 23, с. 138; Ленин В. И. Демократия и народничество в Китае, там же, т. 21, с. 400; Ленин В. И. Обновленный Китай, там же, т. 22, с. 189; Ефимов Г. В. Сунь Ят-сен, Поиск пути, 1914 -1922, М., 1981, библиогр.; Сунь Ят-сен 1866 -1966, К столетию со дня рождения, под ред. С. Л. Тихвинского, М., 1966.

В Уфе более одной тысячи улиц, почти четвертая часть из них названа в честь знаменитых людей, прославившихся в мире, России, Башкирии - революционеров, писателей, ученых, деятелей культуры, героев войны, государственных и общественных деятелей. Я каждый день езжу на трамвае по улице Сун-Ят-Сена и каждый раз, едучи на работу и с оной, задавал себе вопрос: кто такой Сун-Ят-Сен?

Наконец, не выдержал, полез в справочную литературу и выяснил, что это, оказывается, китайский революционер-демократ. Родился он на юге Китая, в бедной крестьянской семье, которая ютилась в глинобитной хижине и жила впроголодь. Только в 15 лет Сун-Ят-Сен впервые надел обувь. Юношей уехал на Гавайские острова, окончил школу. Вернувшись в Китай, поступил в медицинский институт, поэтому впоследствии в народе его называли доктором.

Сун-Ят-Сен вел революционную деятельность на территории Китая с 1895 года, а в конце декабря 1911 года его избрали первым президентом Китайской республики. На этом посту он делал все, чтобы создать единое национальное государство со своей армией, органами власти, финансами. Но вскоре ему пришлось отказаться от президентства в пользу ставленника иностранных государств и эмигрировать в Японию.

Через пять лет он снова вернулся в Китай и возобновил свою борьбу за буржуазно-демократический строй в своей стране. После Октябрьской революции 1917 года в России молодая Советская Республика готова была поддержать любое «национально-революционное освободительное движение, даже если оно будет носить буржуазно-демократический характер». Таково было неукоснительное к выполнению требование решений II Коминтерна. По просьбе Сун-Ят-Сена Советское правительство направило в Китай группу военных советников, возглавил которую при китайском революционном правительстве легендарный генерал Галин, или Га Лин, как его называли китайцы. Лишь немногие знали тогда, что Галин - это Василий Блюхер, совершивший в годы Гражданской войны свой первый подвиг на башкирской земле. В 1918 году под его командованием Уральская партизанская армия совершила героический, 1500-километровый рейд по белогвардейским тылам на территории Башкирии. В честь него, кстати, в Уфе тоже названа улица.

Но вернемся к Сун-Ят-Сену. К весне 1924 года под его руководством группой военных советников был разработан план создания китайской революционной армии. В Москву за подписью Сун-Ят-Сена ушла заявка на необходимое вооружение - пушки, винтовки, пулеметы, ручные гранаты. Хотя и нелегкие времена испытывала тогда Советская республика, но помощь друзьям из Китая в вооружении армии все-таки была оказана. Более того, помогли советские специалисты китайским товарищам и в подготовке офицерских кадров в высшем военном училище, которое было открыто в Китае по предложению опять же Сун-Ят-Сена.

К сожалению, Сун-Ят-Сену не удалось до конца осуществить свои замыслы - он тяжело заболел и 12 марта 1925 года скончался. После смерти Сун-Ят-Сена в Уфе и появилась улица его имени, которая до этого называлась улицей Копейкина.

По поводу же его предложения о том, что саммиты ШОС и БРИКС в Уфе нужно было проводить зимой, чтобы показать гостям улицу Сун-Ят-Сена, замечу, что и летом она выглядит не очень ухоженной - разбитое дорожное покрытие, мусор по обочинам.

Хотя сама по себе она красива, особенно весной, когда рядом с частными деревянными домами в палисадниках зацветает сирень, черемуха, яблони стоят в белой кипени.

Облагораживание «китайской» улицы в Уфе тем более актуально, что чиновниками уже разработан туристический маршрут «Красная Уфа» для туристов из Китая.

По словам заместителя главы республиканского Госкомитета по туризму Романа Шайхутдинова, этот маршрут уже был показан китайским гостям в прошлом году, он включает посещение городских достопримечательностей, связанных с революционным прошлым нашей страны, именами Владимира Ленина и Надежды Крупской. Китайским туристам в Уфе планируют также рассказывать о первых годах становления советской власти, работе Коминтерна. А если еще им рассказать о том, как в Уфе почитают их первого президента Сун-Ят-Сена, что даже улицу в его честь назвали, тогда отбою от китайских туристов у нас не будет. Правда, в этом случае они могут изъявить желание посмотреть эту улицу. Туда их, конечно, не повезут.

Потому что показать китайцам улицу Сун-Ят-Сена в таком виде, это значит совсем уж опозориться.

СУНЬ ЯТСЕН

СУНЬ ЯТСЕН (диалектная версия от Сунь Исянь; Сунь Чжуншань, псевдоним Сунь Вэнь) - китайский революционер, первый президент Китайской Республики (1912), мыслитель. Родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил медицинский институт в Гонконге (1892). В 1895 создал революционную организацию “Союз возрождения Китая”, ставившую целью свержение маньчжурской династии Цин (1644-1912). После неудачного вооруженного выступления в январе 1895 эмигрировал, жил в Японии, США, Западной Европе. В 1905 в Токио создал организацию Тунмэнхуэй (“Объединенный союз”), возглавившую Учанское восстание (1911), которое положило начало антимонархической Синьхайской революции. Был избран первым Временным президентом Китайской Республики (январь-апрель 1912). В 1923-24 реорганизовал Гоминьдан (Национальную партию) и положил начало созданию южнокитайской революционной базы, откуда власть Гоминьдана впоследствии распространилась на всю страну.

Социально-политические программы Сунь Ятсена основывались на “трех великих принципах”, известных в китайской марксистской литературе как “три народных принципа” (сань минь чжуи): “национализм”, “народовластие”, “народное благосостояние”. До Синьхайской революции принцип “национализма” у Сунь Ятсена означал “национальную революцию” - свержение маньчжурской династии; “народовластие” - “политическую революцию”, т. е. свержение монархии; “народное благосостояние” - “социальную революцию” и обеспечение социальной справедливости. Последняя может быть достигнута путем сосредоточенияобщественного богатства в руках государства при ограниченном использовании частного предпринимательства. В период сотрудничества с Коминтерном “три народных принципа” претерпели изменения. Принцип “национализма” стал толковаться как борьба с империализмом и китайскими милитаристами за объединение страны. Принцип “народовластия” означал устроение государства на основе всеобщего избирательного права и разделения властей, причем к исполнительной, законодательной и судебной властям добавлялись экзаменационная (организация должностной аттестации) и контрольная власти, продолжающие традиционные для Китая политические институты. Политическая реформа рассчитана на три этапа: “период военного правления”, “период политической опеки” со стороны правящей партии, “период конституционного правления”. Принцип “народного благосостояния” - это “социализм”, или принцип “Великого единения” (Да тун). Он осуществляется путем реализации принципа “каждому пахарю - свое поле” посредством тщательно подготовленного выкупа земли у помещиков.

Собственно философские построения Сунь Ятсена комбинируют элементы китайских и современных ему западных теорий. Особое внимание он уделял проблеме соотношения “знания и действия” (чжи - син). Выработал собственную концепцию - “действие легко, знание трудно”, - подняв статус знания. В свете своей гаосео-праксеологической концепции интерпретировал развитие человечества: на 1-м этапе люди “не знали и действовали”; на 2-м - “действовали и затем уже знали”; на 3-м - “знают и затем действуют”. Отождествлял таи цзи (“Великий предел”) с западным понятием “эфир”, в котором видел творящий хаос, порождающий материю. Принял эволюционную теорию Ч. Дарвина только в отношении природы. Человеческое сознание рассматривал как некий итог развития “жизненного начала”, подразумевая под ним биологическую клетку, в духе неовитализма наделенную “чувством и сознанием”. Отрицал правомерность перенесения концепции борьбы за существование на человеческое общество, полагал, что социальный прогресс основывается на “всеобщем принципе” (гун ли, см. ^Тв-принцип; здесь - синоним справедливости) и “благосмыслии” (лян чжи, см. также Ван Янмин) - врожденном “знании блага”. Надежды на лучшее будущее для Китая связывал с его культурно-гуманитарным превосходством над Западом. Социально-политические теории Сунь Ятсена легли в основу политической практики и фразеологии партии Гоминьдан.

Соч.: Сунь Чжуншань цюаньцзи (Полн. собр. соч. Сунь Ятсена), т. 1-5. Пекин, 1981-85; Избр. произв. М., 1985. Лит.: Тихвинский С. Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986; Сунь Ятсен. 1866-1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987.

  • - в поздней кит. нар. миф. бог-покровитель лекарей, аптекарей и торговцев снадобьями...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - - китайский революционер, первый президент Китайской Республики, мыслитель. Родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил медицинский институт в Гонконге...

    Философская энциклопедия

  • - - древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник “школы военной философии” ...

    Философская энциклопедия

  • - выдающийся китайский революционер-демократ и государственный деятель...

    Дипломатический словарь

  • - Один из первых лидеров националистической революции в Китае. Родился в бедной крестьянской семье в южной провинции Гуандун...

    Политология. Словарь.

  • - Сунь У, - др.-кит. полководец и воен. теоретик...

    Советская историческая энциклопедия

  • - в поздней китайской народной мифологии бог - покровитель сапожников, чеботарей и шорников. В основе образа С. Б. реальное историческое лицо - стратег 4 в. до н. э. Сунь Бинь, потомок основателя военной науки в...

    Энциклопедия мифологии

  • - в поздней китайской народной мифологии бог - покровитель лекарей, аптекарей и торговцев снадобьями...

    Энциклопедия мифологии

  • - см. Сунь Ят-сен....
  • - , китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Сунь У, древнекитайский полководец и военный теоретик. Родился в царстве Ци. В 514-496 до н. э. был военачальником царства У и успешно руководил походами против царств Чу, Ци и Цзинь...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в китайской мифологии бог - покровитель сапожников и кожевников...
  • - в китайской мифологии три божества - повелители неба, земли и воды. Изображались в облике чиновников с письменными принадлежностями в руках...

    Большой энциклопедический словарь

  • - в китайской мифологии бог - покровитель врачей и аптекарей; обожествленный лекарь Сунь сы-Мяо...

    Большой энциклопедический словарь

  • - китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 - более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911-13, первый президент Китайской республики...

    Большой энциклопедический словарь

  • - древнекитайский военный теоретик и полководец в 6-5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве...

    Большой энциклопедический словарь

"СУНЬ ЯТСЕН" в книгах

СУНЬ ЯТСЕН

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

СУНЬ ЯТСЕН (род. в 1866 г. – ум. в 1925 г.) Лидер китайской революции 1911 г., создатель Китайской республики. Сунь Ятсен (в китайском литературном произношении – Сунь И-сянь; другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь), сын бедных родителей, родился 12 ноября 1866 года в Сяншань (ныне

Сунь-Цзы

Из книги Законы успеха автора

Сунь-Цзы Сунь-Цзы, Сунь У (544–496 до н. э.) – древнекитайский полководец и военный теоретик. Если вы знаете своих врагов и себя, вы одержите победу во всех сражениях; если вы не знаете своих врагов, но знаете себя, вы выиграете одно из каждых двух сражений и одно проиграете;

СУНЬ-ЦЗЫ

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

СУНЬ-ЦЗЫ Сунь-Цзы, Сунь У (544–496 до н. э.) – древнекитайский полководец и военный теоретик. Благоприятные возможности множатся, если ими умело пользуются. Управлять многими людьми – то же самое, что и управлять несколькими. Это вопрос организации. Вождь ведет не силой, а

Сунь-цзы

Из книги Душа Востока автора Хорев Валерий Николаевич

Сунь-цзы Принято считать, что автором трактата «Искусство войны» является знаменитый полководец Сунь У, современник Конфуция (VI в. до н. э.).Стратагемы, проверенные им в бесконечных войнах, безошибочно действуют и в наши дни, например в бизнесе. Владельцы многих японских

2. Революционное движение и Сунь Ятсен

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

2. Революционное движение и Сунь Ятсен С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в деятельности другой группы оппозиционеров - китайских революционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжурской династии и установления в Китае республиканской

СУНЬ ПИН

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

СУНЬ ПИН (? - после 342 до н.э.) Главнокомандующий армией древнекитайского царства Ци. История Древнего Китая не донесла до нас имен героев из числа рядовых воинов или младших военачальников. О них тогда попросту не писали. Но вот героические имена полководцев-победителей

Сунь-Цзы

Из книги Разведка и контрразведка автора Лекарев Станислав Валерьевич

Сунь-Цзы Ставший широко известным благодаря популяризации достижений синологии «Трактат о военном искусстве» Сунь-Цзы является древнейшим военно-теоретическим исследованием. Известно, что Сунь-Цзы (Сунь У) родился в царстве Ци. В 514 – 496 годах до н.э. был военачальником в

Сунь Ятсен и его философия

автора Крофтс Альфред

Сунь Ятсен и его философия Лидирующую роль играли гуандунцы: Кан Ювэй, переживший чистку 1898 г.; Тан Шаои, выпускник Колумбийского университета, который вел новые переговоры в 1908 г. о компенсации Вашингтону за американские потери в ходе «боксерского» восстания; Сунь

Сунь Ятсен - президент Китая

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Сунь Ятсен - президент Китая Сунь Ятсен прочитал о восстании «двойного десятка», пребывая в гостинице «Браун палас хотел» в Денвере, штат Колорадо. Он прибыл в Шанхай через два с половиной месяца, где лейтенанты засвидетельствовали свое почтение ему как основателю новой

Сунь Ятсен (Род. в 1866 г. – ум. в 1925 г.)

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Сунь Ятсен (Род. в 1866 г. – ум. в 1925 г.) Лидер китайской революции 1911 г., создатель Китайской республики. Сунь Ятсен (в китайском литературном произношении – Сунь И-сянь; другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь), сын бедных родителей, родился 12 ноября 1866 года в Сяншань (ныне

Начало революционного движения. Сунь Ятсен

Из книги автора

Начало революционного движения. Сунь Ятсен В те же годы зарождалось другое оппозиционное течение, которое со временем станет для династии опаснее реформистского – революционное. Его становление связано в первую очередь с именем великого политического деятеля,

Сунь-цзы

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Сунь-цзы Между VI и IV вв. до н. э.Великий китайский полководец и мыслитель. Автор «Трактата о войне». Один из выдающихся последователей учения Конфуция.Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.Взимание непомерных налогов - это путь,

23. СУНЬ ЦЗЫ

Из книги 100 великих полководцев автора Лэннинг Майкл Ли

23. СУНЬ ЦЗЫ китайский теоретик (ок. 400–330 до н. э.) В IV в. до н. э. китаец Сунь Цзи написал классический труд «Пин-фа» («Искусство войны»). Одно из самых ранних дошедших до нас сочинений по военной теории и стратегии. Многие столетия этот трактат, разделенный на тринадцать

Сунь Ят-сен

БСЭ

Сунь-Цзы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

введение 3

глава I.Биография сунь ят-сена 5

Глава ii. Политические взгляды революционера 12

заключение 17

список литературы 18

ВВЕДЕНИЕ

О Сунь Ят-сене (1866 – 1925 годы) мир узнал в конце прошлого века. Выходец из крестьянской семьи, врач по образованию, он становится профессиональным революционером. Это человек, сделавший необычайно много для Китая, практически его освободитель.

Так как Сунь Ят-сен был революционером, естественно, что он удостоился особенно пристального внимания советской исторической науки. Однако все, что он делал, интерпретировалось с точки зрения официальной идеологии. Те его Сунь Ят-сена, которые не сходились с ней, объявлялись мелкобуржуазными, ошибочными, утопичными, бесперспективными. Считалось, что Сунь Ят-сен не разглядел сущности революции в силу определенных обстоятельств. Особое внимание уделялось связям Китая с Советским Союзом и роль Октябрьской революции.

Сейчас мы должны подойти к этой проблеме без идеологических шор. Нельзя также и преуменьшать значение Сунь Ят-сена для Китая. Таким образом, в настоящее время эта проблема как нельзя актуальна.

Отсюда цель работы – изучить деятельность и политические взгляды Сунь Ят-сена.

1) рассмотреть ключевые моменты его биографии;

2) проанализировать взгляды Сунь Ят-сена.

На основе этих задач по проблемному принципу построена вся работа, состоящая из двух глав. Хронологические рамки – годы жизни Сунь Ят-сена.

В работе использовался ряд книг, важнейшая из которых – «Завещание китайского революционера: Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов» Тихвинского С. Л. В ней дана его биография и четко прослежена эволюция политических взглядов.

«Сунь Ят-сен – друг Советского Союза» того же автора – краткий конспект монографии. Некоторые сведения можно почерпнуть из статьи Б. Бородина «Геркулес Китая» в «Новом времени» за 1984 год. А «Отец республики: Повесть о Сунь Ят-сене» Г. С. Матвеевой представляет собой художественную повесть, но построенную на богатом фактическом материале.

ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ СУНЬ ЯТ-СЕНА

Сунь Ят-Сен (Сунь Чжун-Шань, Сунь Вэнь) родился 12 декабря 1866 года в деревне Иуйхэн провинции Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами народной жизни, произволом китайских помещиков и маньчжуро-китайских властей.

Жена Сунь Ят-сена Сун Цинлин писала в 1927 году: «Сунь Ят-сен вышел из народа. Он много рассказывал мне о своих молодых годах. Он происходил из крестьян. Его отец был крестьянином, и все соседи в округе были крестьянами. Его семья, пока он и брат не подросли, перебивалась, едва сводя концы с концами».

До 1879 года Сунь Ят-сен помогал родителям и учился грамоте у своего дяди, затем в связи с тяжелым материальным положением семьи был послан к брату Сунь Мэю, эмигрировавшему на Гавайские острова.

При поддержке старшего брата Сунь Ят-сену удалось получить диплом врача. Брат нажил состояние, занимаясь земледелием, животноводством и мелкой торговлей. Сунь Мэй определил брата в английскую миссионерскую школу в Гонолулу, обучение в которой велось на английском языке. В 1881 году Снь Ят-сен заканчивает ее с отличием и в 1883 году возвращается в Китай.

В том же году он поступает в английский миссионерский колледж, а в 1884 – в «Куинс колледж», где учится до 1886 года. Затем Сунь Ят-сен поступает медицинскую школу, содержавшуюся английской миссией, а в 1887 году - во вновь открывшийся медицинский университет в Сягане. Его он окончил с отличием и дипломом лучшего студента.

В маньчжурской цинской династии Сунь Ят-сену видел олицетворение всех бед и основную причину неравноправия и отсталости Китая.

В 1894 году молодой патриот создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой (Союз возрождения Китая), предпринявшую 25 октября 1895 года в Гуанчжоу (Кантон) вооруженное выступление против цинских властей. Но выступление окончилось неудачей, и Сунь Ят-сен был вынужден эмигрировать в Японию, а затем в США и страны Европы. Там он активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае.

В Лондоне агенты циньского правительства устроили Сунь Ят-сену ловушку. В 1896 году он был обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатической миссии в Лондоне, откуда его намеревались тайно переправить в Китай; лишь случайно Сунь Ят-сену удалось освободиться из заключения.

Британские доброжелатели Суня и местная пресса приняли активное участие в его вызволении. Цинским дипломатам было заявлено: если Сунь ят-сен не будет освобожден, у стен миссии соберется десять тысяч человек, и тогда представителям богдыхана останется пенять только на себя. Это было одним из первых действенных проявлений солидарности зарубежной общественности с борьбой китайских революционеров. Сунь Ят-сена выпустили из заключения.

Обретя свободу, он написал книгу «Похищен в Лондоне», сделавшую его известным в Европе, в том числе и в России. Среди людей, с которыми, находясь в эмиграции, Сунь Ят-сен поддерживал связи, были русские революционеры-народники, эсеры, социал-демократы. Позднее через них он познакомился с опытом русской революции 1905 – 1907 годов.

Летом 1905 года он создал в Японии новую, более массовую, чем Синчжунхой, революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига).

Программой Союзной лиги стали выработанные Сунь Ят-сеном «три народных принципа»:

На протяжении 1895 – 1911 годов руководимые Сунь Ят-сеном революционные организации провели десять вооруженных восстаний против циньской монархии, пока, наконец, 10 октября 1911 года не началась Синьхайская революция, вспыхнувшая в городе Учане и провозгласившая Китайскую республику.

В ходе успешно проведенного восстания против манчжурской власти в Учане 10 октября 1911 года была провозглашена Республика и создано революционное правительство провинции Хубэй, обратившееся с призывом к народу всей страны свергнуть власть маньчжурской монархии. Восстание быстро распространилось на южные и восточные провинции Китая, и к декабрю власть циньской династии сохранилась лишь на территории трех провинций: Чжали, Хэнань и Ганьсу.

По возвращении в Китай из эмиграции в декабре 1911 года Сунь Ят-сен был избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей которого официально вступил 1 января 1912 года. В этот день в Наньцзине (Нанкине) состоялась торжественная церемония вступления Сунь Ят-сена на пост временного президента Китайской Республики. 12 февраля вдовствующая императрица Лунь Юй от имени последнего маньчжурского императора малолетнего Пу И и всей цинской династии отреклась от престола. Но власть была передана «либеральному» генералу Юань Ши-каю, ставшему 15 февраля 1912 года временным президентом Китайской Республики.

За свое короткое правление Сунь Ят-сен успел провести ряд демократических законов и распоряжений, направленных на защиту свободы и имущества граждан. Была принята буржуазно-демократическая конституция, аннулированы все старые акты о купле-продаже людей, отмене телесных наказаний, провозглашена свобода печати, собраний, запрещен ввоз предметов искусства за границу, пресечена спекуляция рисом и т. д. Он отказался утверждать кандидатуру старшего брата на видный чиновничий пост, проявив таким образом свою принципиальность.

Однако завоевания революции 1911 года сохранить не удалось. К числу объективных факторов, повлиявших на поражение революционеров-республиканцев, следует отнести слабость буржуазии и пролетариата. Все еще сильны были феодалы, компрадоры и милитаристы. В результате президентом стал их ставленник Юань Ши-кань, а Сунь Ят-сен вынужден был уйти в отставку.

В отставке он занялся пропагандой своих планов экономического развития Китая. Но среди его сторонников сильны были соглашательские элементы. Они надеялись парламентским путем устранить Юань Ши-кая.

В период военной диктатуры Юань Ши-кая Сунь Ят-сен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). 21 июня 1916 года Суань Ят-сен вернулся из эмиграции. 18 сентября 1917 года в Гуанчжоу состоялось официальное открытие парламента. Решено было начать военную кампанию против милитаристского Севера.

Сунь Ят-сен стал генералиссимусом Южного Китая. Но у него не было реальной власти. Войска «Южной Федерации» принадлежали различным провинциальным милитаристским кликам. И когда в начале мая 1918 года главарь гуансийской группировки генерал Лу Юн-тин потребовал смещения верховного главнокомандующего, Сунь Ят-сену пришлось подать в отставку и выехать в Шанхай. Он решает на время отойти от активной революционной деятельности и завершает уже частично написанный труд «Программа строительства страны», состоящий из трех самостоятельных книг: «Духовное строительство» («Учение Сунь Вэня»), «Материальное строительство» («Промышленный план») и «Социальное строительство» («Первые шаги народовластия»). Он надеялся использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае.

Сунь Ят-сен с энтузиазмом встретил Великую Октябрьскую революцию. По его просьбе Советское правительство направило в Гуанчжоу – столицу революционного правительства Южного Китая группу военных специалистов.

На пост своего политического советника Сунь Ят-сен пригласил осенью 1923 года старого русского революционера М. М. Бородина, при помощи которого была реорганизована Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеодальных и антиимпериалистических сил. Сунь Ят-сен установил тесную переписку с советскими дипломатами.

В Советской России Сунь Ят-сен видел верного и надежного союзника борцов за свободу и независимость Китая. «Цели китайской революции, - подчеркивал он, - совпадают чс целями русской революции, как и цели русской революции совпадают с целями революции китайской. Китайская и русская революции идут по одному пути. Поэтому Китай и Россиия не только находятся в близких отношениях, но по своим революционным связям воистину составляют одну семью».

В 1924 году, на I съезде гоминьдана Сунь Ят-сен

провозгласил свои три основные политические установки – нерушимый союз с Советской России, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы.

Смерть Сунь Ят-сена 12 марта 1925 года помешала ему довести до конца дело национального освобождения Китая. Он скончался от рака желудка и печени в Пекине, куда, несмотря на тяжелый недуг, приехал, чтобы достичь национального единства, прекращения междоусобных войн и сплочения всех сил Китая для борьбы с милитаризмом и империализмом.

За день до смерти Сунь Ят-сен составил Завещание китайскому народу и продиктовал Послание Советскому Союзу, чьи тексты выбиты на беломраморной стене в мемориальном павильоне Сунь Ят-сена на территории старинного храма Биюньсы в северо-западном предместье Пекина. В пагоде за павильоном замурованы одежда и головной убор Сунь Ят-сена. Надолго суньятсеновский френч – чжуншаньчжуан стал излюбленной одеждой многих китайцев. Прах Сунь Ят-сена покоится в величественном мавзолее в Нанкине – городе, где он был избран первым президентом Китайской Республике.

ГЛАВА II . ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РЕВОЛЮЦИОНЕРА

Советская историография ставила в вину Сунь Ят-сену, что он не понимал классового характера общественных противоречий, важности антиимпериалистических и антифеодальных задач назревавшей революции и сводил все существующие противоречия к чисто национальным конфликтам между китайцами и маньчжурами. Опасаясь открытого вмешательства западных держав в ход будущей революции, он не выдвигал в своей программе каких-либо антиимпериалистических лозунгов. Более того, он неоднократно заверял империалистические страны в том, что революционеры будут стремиться соблюсти все ранее заключенные договоры и соглашения, если западные державы будут соблюдать нейтралитет.

Во время, когда Сунь Ят-сен находился в Японии, там пышным цветом расцвели разного рода шовинистические теории о превосходстве «народов желтой расы» над «народами белой расы», входившие составным элементом в кампанию подготовки к войне. Апеллируя к общественному мнению. Сунь Ят-сен напоминал, что сейчас Китай ожидает от Япониии активной помощи в борьбе с маньчжурской династией, поддерживаемой иностранными державами, представительницами «народов белой расы», которые в середине XIX века появились на Дальнем Востоке как поработители «желтой расы».

К периоду пребывания Сунь Ят-сена в Яполнии относятся зарождение у него идей солидерности стран Азии и начало его личного участия в национально-освободтельной борьбе азиатских народов против гнета колонизаторов. Так, он помогал филиппинским революционерам. В свою очередь филиппинские революционеры симпатизировали Сунь Ят-сену в его борьбе за свержение цинской династии и даже оказывали материальную поддержку Союзу возрождения Китая. Однако эта поддержка была поддержкой таких же революционеров, а от империалистических держав дожидаться помощи было нечего.

Вера Сунь Ят-сена в возможность получения революционерами эффективной помощи со стороны империалистических держав была сильно поколеблена вероломным отказом Англии и Японии от поддержки восстания на Юге, акциями иностранных интервентов в Северном Китае и их сговором с манчжурским двором.

Отношение Сунь Ят-сена к иностранным державам начинает меняться. Если раньше он надеялся на возможность поддержки какой-либо из них, то теперь приходит к пониманию того. что все державы, сотрудничающие с цинским режимом, заинтересованы в сохранении манчжурской династии и не могут быть союзниками революционеров.

Как уже говорилось, летом 1905 года Сунь Ят-сен создал в Японии новую революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига). Ее программой стали выработанные Сунь Ят-сеном «три народных принципа»:

1) национализм (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации;

2) народовластие (учреждение республики);

3) народное благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа).

Политические взгляды Сунь Ят-сена отразились и в его труде «Программа строительства государства». Как говорилось выше, она состояла из трех самостоятельных частей – книг «Духовное строительство (Учение Сунь Вэня)», «Материальное строительство (Промышленный план)» и «Социальное строительство (Первые шаги народовластия)».

Среди положений внешнеполитического характера, высказанных Сунь Ят-сеном на страницах книги «Учение Сунь Вэня», необходимо отметить его призыв к соотечественникам следовать примеру Японии, добившейся таможенной независимости от иностранцев и отменившей всю систему неравноправных договоров, почти в одно время с Китаем навязанных ей иностранными державами. Сунь Ят-сен неоднократно подчеркивал, что Япония – единственное государство в Азии, добившееся независимости от капиталистических держав и вставшее на путь промышленного развития. «Китай еще нельзя считать полностью независимым государством; его можно назвать лишь полунезависимой страной: на нашей территории еще есть концессии других держав, существует право экстерриториальности иностранцев, наши таможни все еще находятся в руках иностранцев», - писал он.

Бичуя на страницах своей книги произвол и беззаконие китайских милитаристов, Сунь Ят-сен противопоставлял мрачной картине китайской действительности идеализированное описание деятельности буржуазных государств в Европе и Америке, политика которых якобы направлена на защиту интересов своих народов, поощрение ученых, стимулирование земледелия, промышленности и торговли.

В поисках выхода из тяжелого положения. В котором оказался Китай. Раздираемый междоусобицей милитаристов, Сунь Ят-сен предложил воспользоваться «случаем, ниспосланным небом», то есть использовать военную промышленность, созданную разными странами Европы и Америки в ходе I мировой войны и ставшую ненужной в связи с окончанием войны, для разработки неистощимых природных богатств Китая.

Сунь Ят-сен надеялся на щедрые капиталовложения различных стран в экономику Китая, привлечение в широких масштабах иностранных ученых. Но Сунь Ят-сен в предисловии к «Материальному строительству» совершенно четко и ясно объяснял, что, планируя привлечение иностранного капитала к промышленному развитию Китая, он имеет в виду одно непременное условие – контроль за реализацией этих планов должен осуществляться китайским правительством.

«Моя идея, - писал в заключение книги Сунь Ят-сен, - состоит в желании использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае и, гармонично сочетая эти две экономические силы. Движущие человечество вперед, заставить их действовать вместе и тем самым ускорить развитие будущей мировой цивилизации».

Последняя, третья из книг, входивших в «Программу строительства государства» Сунь Ят-сена, - «Социальное строительство (Первые шаги народовластия» - преследовала, по замыслу автора, цель популяризации в Китае идей буржуазной демократии. В условиях феодального произвола и беззакония, чинимых китайскими милитаристами и империалистами в Китае. Защита Сунь Ят-сеном идей буржуазной демократии объективно имела положительное значение: он призывал различные слои народа к сплочению, к борьбе за демократические права.

Умирая, революционер думал о будущем страны. В своем Завещании Сунь Ят-сен призывал своих соратников «вести борьбу в союзе с народами мира, строящими отношения с нами на основе равенства».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сунь Ят-сен. Является выдающеся личностью в истории Китая. Выходец из крестьян, он сумел получить высшее образование и всю жизнь посвятил служению народу.

Глубокая патриотичность и любовь к стране и народу отличали Сунь Ят-сена. Он увидел плоды главного дела своей жизни – свержения цинской маньчжурской монархии. Но он также хотел вывести Китай из кризиса, преобразовать его. Как это сделать, он изложил в «Программе строительства государства».

Три книги, входящие в «Программу строительства государства», представляли собой, по существу, попытку систематизированного изложения политической и экономической программы Сунь Ят-сена в новых условиях. Сложившихся после окончания первой мировой войны. Планы Сунь Ят-сена были связаны с его иллюзиями о возможности мирного послевоенного урегулирования империалистических противоречий между участниками первой мировой войны и с его надеждами на возможность изменения политики держав в отношении Китая.

В Советском Союзе большинство взглядов Сунь Ят-сена сочли утопичными, ошибочными и бесперспективными, так как они не соответствовали официальной идеологии. Тем не менее Сунь Ят-сен стал одним из самых почитаемых исторических деятелей в советской историографии. Наша сегодняшняя задача – объективно оценивать его вклад в мировую историю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 22 – 23.

2. Матвеева Г. С. Отец республики. Повесть о Сунь Ят-сене. М., 1975.

3. Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986.

4. Тихвинсский С. Л. Сунь Ят-сен – друг Советского Союза. М., 1966.


Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986.

Тихвинсский С. Л. Сунь Ят-сен – друг Советского Союза. М., 1966.

Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 22 – 23.

Матвеева Г. С. Отец республики. Повесть о Сунь Ят-сене. М., 1975.

Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 7.

Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 23.

Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 129.

Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 128.

Бородин Б. Геркулес Китая // Новое время. 1984. №45. С. 23.



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой