Презентация на тему "осип мандельштам". Презентация жизни и творчества Осипа Мандельштама проект по литературе (11 класс) на тему Презентация на тему осип мандельштам


Детство и учеба Осипа Мандельштама Родился 3 (15) января 1891 в петербургской еврейской купеческой семье. Учился в Тенишевском училище, увлекался эсеровским движением (воспоминания «Шум времени»,1925). В слушал лекции в Париже, в в Гейдельберге, в изучал в Петербургском университете романскую филологию (курса не закончил).


Символизм Мандельштама Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа над поэзией началась с 1908, первая публикация Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает ему свои стихи). Его программа сочетать «суровость Тютчева с ребячеством Верлена», высокость с детской непосредственностью. Сквозная тема стихов хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы («Неужели я настоящий / И действительно смерть придет?..»); интонация удивленной простоты; форма короткие стихотворения с очень конкретными образами (пейзажи, стихотворные натюрморты). Поэт ищет выхода в религии (особенно напряженно в 1910), посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах его религиозные мотивы целомудренно- сдержанны («Неумолимые слова...» о Христе, который не назван). В 1911 принимает крещение по методистскому обряду. Из стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети.


Акмеизм Мандельштама В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, «Айя- София» печатаются в программной подборке акмеистов. Программа акмеизма для него конкретность, «посюсторонность», «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия», преодоление хрупкости человека и косности мироздания через творчество («из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам»): поэт уподобляется зодчему, первая книга Мандельштама называется «Камень» (1913, 2-е изд. 1916). Так же «зодчески» должно строиться и общество (стихи о всеединящем Риме, статьи «Петр Чаадаев», «Скрябин и христианство»). Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами («Петербургские строфы», «Бах», «Я не увижу знаменитой «Федры»); в сочетании с бытовыми и книжными темами это порой дает остраненно- причудливые рисунки («Кинематограф», «Домби и сын»). К нему приходит известность в литературных кружках, он свой человек в петербургской богеме, задорный, ребячливый и самозабвенно-торжественный над стихами. А. А. Ахматовой


Отношение Мандельштама к Первой мировой войне и к революции Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает («Зверинец»); отношение к октябрю 1917 как к катастрофе («Кассандре», «Когда октябрьский нам готовил временщик...») сменяется надеждой на то, что новое «жестоковыйное» государство может быть гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету домашнее, «эллинское» (а не римское!) тепло человеческого слова. Об этом его лирические статьи «Слово и культура», «О природе слова», «Гуманизм и современность», «Пшеница человеческая» и др. (). В (и позднее, в) он уезжает из голодного Петербурга на юг (Украина, Крым, Кавказ: воспоминания «Феодосия», 1925), но от эмиграции отказывается; в 1922 поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной (Н. Я. Мандельштам), которая станет его опорой на всю жизнь, а после гибели героически спасет его наследие. Стихи гг. (сборник Tristia, 1922, «Вторая книга», 1923) написаны в новой манере, значения слов становятся расплывчаты, иррациональны: «живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья,... милое тело».


Слова соединяются в фразы только звуками и семантической эмоцией («Россия, Лета, Лорелея»), связь между фразами теряется из-за пропусков ассоциативных звеньев. В тематике появляются «черное солнце» любви, смерти, исторической катастрофы, «ночное солнце» сохраняемой и возрождаемой культуры, круговорот времен, а в центре его «святые острова» Эллады («На розвальнях...», «Сестры тяжесть и нежность...», «Золотистого меда струя...», «В Петербурге мы сойдемся снова...» и др.). К 1923 надежды на гуманизацию нового общества иссякают, Мандельштам чувствует себя отзвуком старого века в пустоте нового («Нашедший подкову», «1 января 1924») и после 1925 на пять лет перестает писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка» (тем же отрывисто-ассоциативным стилем) о судьбе маленького человека в провале двух эпох.


Вызов власти С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно и безбытно, зарабатывая изнурительными переводами: «чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается». Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует. В 1930 он пишет «Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 стихотворную инвективу («эпиграмму») против Сталина («Мы живем, под собою не чуя страны...»). Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству (за редкими исключениями, «в стол», не для печати): его стихи о чести и совести, завещанных революционными «разночинцами», о новой человеческой культуре, которая должна рождаться из земной природы, как биологическое или геологическое явление («Сохрани мою речь...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Армения», очерки «Путешествие в Армению»). Ассоциативный стиль его стихов становится все более резким, порывистым, темным; теоретическая мотивировка его в эссе «Разговор о Данте» (1933).


Ссылка и гибель Мандельштама В мае 1934 Мандельштам арестован (за «эпиграмму» и другие стихи), сослан в Чердынь на Северном Урале, после приступа душевной болезни и попытки самоубийства переведен в Воронеж. Там он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей. Мандельштам ждал расстрела: неожиданная мягкость приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым принятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть («Стансы» 1935 и 1937, так называемая «ода» Сталину 1937 и др.); впрочем, многие исследователи видят в них лишь самопринуждение или «эзопов язык».


Центральное произведение воронежских лет «Стихи о неизвестном солдате», самое темное из сочинений Мандельштама, с апокалиптической картиной революционной (?) войны за выживание человечества и его мирового разума. Мандельштам то надеялся, что «ода» спасет его, то говорил, что «это была болезнь», и хотел ее уничтожить. После Воронежа он живет год в окрестностях Москвы, «как в страшном сне» (А. Ахматова). В мае 1938 его арестовывают вторично «за контрреволюционную деятельность» и направляют на Колыму. Он умер в пересыльном лагере, в состоянии, близком к сумасшествию, по официальному заключению от паралича сердца. Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.



Cлайд 1

Презентация, посвященная жизни и творчеству Осипа Эмильевича Мандельштама, выполнена ученицей 11 класса Нелюбиной Инной. Декабрь 2010

Cлайд 2

Поэт – весь в своих стихах. Иногда стихи рождаются в счастье, иногда в глубоком раздумье о жизни и человеке, а иногда в трагических метаниях и предчувствиях чего-то страшного. Но настоящие стихи настоящих поэтов всегда даруют читателям встречу с истинным – высоким прекрасным - искусством.

Cлайд 3

Дата рождения - 03.01.1891 Место рождения - Варшава, Польша Юность поэта прошла в Петербурге и в Павловске 1907-1908 г. был в Париже 1909-1910 изучал философию в Гейдельберге. 1911 г. один год учился в Гейдельбергском университете, затем - в Санкт-Петербургском университете, не окончив его. К этому времени относятся первые публикации стихов Мандельштама в журнале "Аполлон" и начало его дружбы с Н.Гумилевым. Дата смерти - 27.12.1938 Место смерти - лагерный пункт «Вторая речка» под Владивостоком, Приморский край, СССР Жанры - Переводчик, поэт, литературовед

Cлайд 4

Автопортрет В поднятьи головы крылатый Намек - но мешковат сюртук; В закрытьи глаз, в покое рук Тайник движенья непочатый. Так вот кому летать и петь И слова пламенная ковкость, – Чтоб прирожденную неловкость Врожденным ритмом одолеть! 1914 г.

Cлайд 5

1.Твёрдый взгляд на вещи Принимает: Конкретное, вещное «Циферблат» «Час» «Тусклая планета» (Земля) 2. Свойственность считать литературу родственной архитектуре 3.Обращение к культуре прошлого Не принимает: Абстрактное, непостижимое «луна» «вечность» «золото»(солнце, звёзды)

Cлайд 6

В 1913 году вышел первый сборник поэта - "Камень". После большевистского переворота Мандельштам жил в Петрограде и Москве (1918-1919), в Киеве, в Крыму (1919), в Грузии (1920), откуда осенью 1920 года вернулся в Москву.

Cлайд 7

В 1921 году Мандельштам женился на Надежде Яковлевне Хазиной. В 1922 году вышел второй сборник стихов - "Tristia".

Cлайд 8

Надежда Яковлевна очень дружила с Анной Ахматовой. Однажды она рассказала, как по-разному Ахматова и Цветаева отнеслись к женитьбе Мандельштама. Когда-то он был влюблён в обеих (а влюблялся он постоянно). Но Цветаева настолько принимала поэта как нечто своё, личное, что когда Мандельштам приехал с Надеждой Яковлевной к ней, просто не обращала на его молодую жену никакого внимания. А Ахматова влюблённость Мандельштама сразу пресекла, и они всю жизнь были великолепными друзьями. Осип Мандельштам и Анна Ахматова. Москва 1934 г.

Cлайд 9

Тема моря в его стихах неразрывно связана с темой античности. Море его поэзии – в основном теплое, южное, «черное» - по названию и ночному цвету. Балтийское море– совсем другая стихия, имперская, холодная, властная. Символично, что одно из самых ярких увлечений О.Мандельштама – Марина Цветаева - сама: страстная, «морская», стихийная. Мне холодно. Прозрачная весна В зеленый пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье легкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звезд булавки золотые, Но никакие звезды не убьют Морской воды тяжелый изумруд. 1916

Cлайд 10

В мае 1934 г. Мандельштам, был арестован и сослан в г. Чердынь-на-Каме, потом переведен в Воронеж. Стихи, написанные в этот период, так называемые "Воронежские тетради" (опубликованы в 1966 г.), - духовная исповедь поэта и его приговор "немеющему времени". Осип Мандельштам погиб из-за стихотворения против Сталина Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет, Как подкову, кует за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него - то малина И широкая грудь осетина.

Cлайд 11

В мае 1937 года поэт вместе с женой вернулся в Москву, где он не имел права на жительство. 2 мая 1938 года Мандельштам был вторично арестован и отправлен в лагерь.

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

Место гибели Мандельштама Осипа. Лагерный пункт "Вторая речка". Владивосток.

Cлайд 17

Софья Глускина, кандидат филологических наук, жила в Пскове, преподавала в Псковском педагогическом институте и дружила с Надеждой Мандельштам:«Она всю свою жизнь была при нём. Говорят, что он не пропускал ни одной строчки без её одобрения. Если он в кого-нибудь влюблялся, она определяла это сразу… Она оказалась в Пскове, и было ей в том, 1962-м году, 62 года. ..она была кандидатом наук, защитила диссертацию по истории английского языка» В своей первой книге она пишет, как собиралась уйти от него, когда он влюбился в очередной раз. Но он, увидев, что она упаковывает чемоданы, пришёл в ужас и сразу «излечился» от своего увлечения. Она была для него необходимым советчиком, пусть даже порою излишне резким. До конца своих дней она сохранила острый ум и ясную память. Умерла она на девятом десятке, жалуясь, что очень долго живёт.

1 слайд

2 слайд

Детство, учение Из петербургской еврейской купеческой семьи. Учился в Тенишевском училище, увлекался эсеровским движением. В 1907-08 слушал лекции в Париже, в 1909-10 в Гейдельберге, в 1911-17 изучал в Петербургском университете романскую филологию (курса не закончил).

3 слайд

Петербург, раннее творчество Поначалу Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает ему свои стихи). Сквозная тема стихов - хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы.

4 слайд

Акмеизм В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, «Айя-София» печатаются в программной подборке акмеистов. К нему приходит известность в литературных кружках, он свой человек в петербургской богеме, задорный, ребячливый и самозабвенно-торжественный над стихами.

5 слайд

Революция Отношение к октябрю 1917 как к катастрофе сменяется надеждой на то, что новое «жестоковыйное» государство может быть гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в него тепло человеческого слова. От эмиграции отказывается; в 1922 поселяется в Москве с молодой женой Надеждой Мандельштам, которая станет его опорой на всю жизнь. К 1923 надежды на гуманизацию нового общества иссякают, на пять лет он перестаёт писать стихи.

6 слайд

Вызов власти С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно и безбытно, зарабатывая изнурительными переводами. В 1930 он пишет «Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 - стихотворную инвективу («эпиграмму») против Сталина («Мы живем, под собою не чуя страны...»).

7 слайд

Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца. Его толстые пальцы как черви жирны, А слова как пудовые гири верны – Тараканьи смеются усища И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей – Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет. Как подкову, кует за указом указ – Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз Что ни казнь у него, то малина И широкая грудь осетина.

Презентация на тему: Жизнь и творчество Осипа Эмильевича Мандельштама

































1 из 32

Презентация на тему: Жизнь и творчество Осипа Эмильевича Мандельштама

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, в семье мелкого коммерсанта, 3 (1 5) января 1891 года. Его отец, Эмилий Вениаминович, вырос в патриархальной семье, но потомок испанских евреев, он сам постигал европейскую культуру – Гете, Шиллера, Шекспира. А Мать, Флора Осиповна, любила Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского.

№ слайда 4

Описание слайда:

Вскоре семья перебирается в Павловск близ Петербурга, а затем в Петербург, в Коломну. Последний адрес семьи Мандельштама – Офицерская, 17, угол Прачешного переулка, второй этаж. Осип Мандельштам вспоминал: “Мы часто переезжали с квартиры на квартиру, жили и в Максимилиановском переулке, где в конце стреловидного Вознесенского виднелся скачущий Николай, и на Офицер с кой, поблизости от “Жизни за царя”, над цветочным магазином Эйлерса”.

№ слайда 5

Описание слайда:

В 1900 году семья Осипа переезжает на Литейный проспект, а он сам поступает в Тенишевское училище. С сентября 1900 года училище располагалось на Моховой в здании, построенном на средства князя Тенишева. Первым директором был прославленный педагог А.Я. Острогорский, русскую словесность преподавал В.В. Гиппиус – поэт, автор стихотворных книг и исследований о Пушкине. Он был первым критиком стихов молодого Мандельштама, которые печатались в журнале училища. Учебникам в училище предпочитались наглядные методы преподавания. Было много экскурсий: Путиловский завод. Горный институт. Ботанический сад, озеро Селигер с посещением Иверского монастыря, на Белое море, в Крым, в Финляндию (Сенат, Сейм, музеи, водопад Иматра).

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

В Петербурге он посещает собрания Религиозно-философского общества, членами которого были виднейшие мыслители и литераторы Н. Бердяев, Д. Мережковский, Д. Философов, Вяч. Иванов. Осип Эмильевич сближается с петербургской литературной средой. В 1909 году он впервые появляется на Таврической у Вячеслава Иванова. «Башня» Вячеслава Иванова

№ слайда 10

Описание слайда:

В 1910 году в августе, вышел девятый номер “Аполлона”, там были напечатаны пять стихотворений Мандельштама, в том числе “Silentium” , это был его литературный дебют. В русской поэзии зазвучал новый голос: На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло. Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор. Пускай мгновения стекает муть – Узора милого не зачеркнуть!

№ слайда 11

Описание слайда:

В 1911 году оформляется объединение “Цех поэтов”. В него вошли Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Лозинский, Зенкевич. “Цех” собирался три раза в месяц. Мандельштам “очень скоро стал первой скрипкой”. Ахматова говорила после одного из собраний: “Сидят человек десять-двенадцать, читают стихи, то хорошие, то заурядные, внимание рассеивается, слушаешь по обязанности, и вдруг будто лебедь взлетает над всеми – читает Осип Эмильевич!”

№ слайда 12

Описание слайда:

В 1911 году Мандельштам поступает на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. Он слушает лекции видных ученых А.Н. Веселовского, В.Р. Шишмарева, Д. Айналова, посещает пушкинский семинар С.А. Венгерова, под влиянием молодого ученого В. Шилейко увлекается культурой Ассирии, Египта, древнего Вавилона.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Почти одновременно с выходом “Камня” в журнале акмеистов “Гиперборей” были напечатаны “Петербургские строфы”. "Гиперборей", "Ежемесячник стихов и критики", журнал поэтов-акмеистов, выходил в 1912-13 (всего издано 10 номеров). Основан Н. С. Гумилевым и С. М. Городецким. Кроме них в "Гиперборее" публиковались поэты: А. А. Ахматова, М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин, О. Э. Мандельштам, В. И. Нарбут, В. К. Шилейко и другие. Редактор-издатель - поэт и переводчик М. Л. Лозинский; на его квартирах (Волховской пер., 2, с осени 1913 - Малый просп. П. С., 26/28) проходили редакционные собрания. (Энциклопедия Санкт-Петербурга)

№ слайда 15

Описание слайда:

В художественной жизни Петербурга десятых годов заметным явлением стало литературно-художественное кабаре “Бродячая собака”. Владельцем и душой его был Борис Пронин, энтузиаст-театроман, успевший поработать и в МХТ, и в театре Комиссаржевской. “Цех поэтов” облюбовал подвал с самого его возникновения. Уже 13 января 1912 года на вечере, посвященном Бальмонту, выступали Гумилев, Ахматова, Мандельштам, В. Гиппиус

№ слайда 16

Описание слайда:

В августе 1914-го взорвался европейский мир. На известие о бомбардировке немцами Реймского собора Мандельштам откликнулся стихотворением “Реймс и Кельн ”: И в грозный час, когда густеет мгла, Немецкие поют колокола: “Что сотворили вы над реймским братом?” С началом войны в Петрограде стали устраивать вечера в пользу раненых. Вместе с Блоком, Ахматовой, Есениным Мандельштам выступает в Тенишевском и Петровском училищах. Его имя не раз встречается в газетных заметках об этих вечерах.

№ слайда 17

Описание слайда:

В декабре 1915 года Мандельштам выпускает второе издание “Кам н я”, по объему почти втрое больше первого. «…Осип Мандельштам сохраняет своеобразие поэтического лица – в поэзии современной и прошлой у него нет двойников. Какие бы нити ни связывали Мандельшта ма с акмеизмом, – а в более раннюю пору и с символизмом, – в целом его творчество минует всякие поэтические школы и влияния. В современности он хочет выявить ее сущность”.

№ слайда 18

Описание слайда:

В начале 1916 года в Петроград приезжала Марина Цветаева. На литературном вечере она встретилась с петроградскими поэтами. С этого “нездешнего” вечера началась ее дружба с Мандельштамом Я знаю: наш дар – неравен. Мой голос впервые – тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих! Нежней и бесповоротней Никто не глядел вам вслед... Целую вас – через сотни Разъединяющих лет. (М. Цветаева) Нам остается только имя: Чудесный звук, на долгий срок. Прими ж ладонями моими Пересыпаемый песок. О.Мандельштам

№ слайда 19

Описание слайда:

Российский корабль неумолимо двигался к октябрю семнадцатого года. С начала века страна жила ожиданием больших перемен. Реальность оказалась суровее всех предположений. Немногие сохранили тогда трезвость взгляда перед лицом грандиозных событий, и только Мандельштам ответил на вызов истории стихами ветхозаветной мощи: Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный лес тенет. Восходишь ты в глухие годы, – О, солнце, судия, народ! Прославим роковое бремя, Которое в слезах народный вождь берет. Прославим власти сумрачное бремя, Ее невыносимый гнет. В ком сердце есть, тот должен слышать, время, Как твой корабль ко дну идет…

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

После целого ряда приключений, побывав во врангелевской тюрьме, Мандельштам осенью 1920 г. возвращается в Петроград. Мандельштам поселился в “Доме искусств” – елисеевском особняке на Мойке, 59, превращенном в общежитие для писателей и художников. В “Доме искусств” жили Гумилев, Шкловский, Ходасевич, Лозинский, Лунц, Зощенко, художник Добужинский, у которого собирались ветераны “Мира искусства”.

№ слайда 23

Описание слайда:

Недолгие месяцы пребывания Мандельштама в Петрограде в 1920–21 гг. оказались на редкость плодотворными. В эту пору им созданы такие жемчужины, как стихи, обращенные к актрисе Александрий ского театра Ольге Арбениной: “Чуть мерцает призрачная сцена”, “Возьми на радость из моих ладоней”, “За то, что я руки твои не сумел удержать”, летейские стихи “Когда Психея-жизнь спускается к теням” и “Я слово позабыл ”. Через много лет Арбенина напишет в письме художнику Милашевскому: “… Мы с Мандельштамом очень весело болтали, и непонятно, почему получилась такая трагедия в стихах – теперь я с грустью понимаю его жизнь, и весело – наше короткое знакомство. Молодые поэты говорят о нем как о величайшем поэте эпохи... Я рада, что послужила темой для стихов... Могу еще добавить, что... он был добрый и хороший человек. Ты, я помню, называл его стихи холодными – а мне они кажутся горячими, как мало у кого.”

№ слайда 24

Описание слайда:

В феврале 1 921 года Мандельштамы уехали в Москву. Надежда Яковлевна так объясняет причины отъезда: “В Петербурге двадцатого года Мандельштам свое “мы” не нашел. Круг друзей поредел... Гумилева окружали новые и чужие люди.. . Старики из религиозно-философского общества тихо вымирали по своим углам...” Лето и осень 1921 г. Мандельштамы провели в Грузии. Там их застало известие о гибели Гумилева. С этим связаны трагические стихи Мандельштама “Концерт на вокзале” (“На тризне милой тени в последний раз нам музыка звучит”) и “Умывался ночью на дворе”.

Описание слайда:

Летом 1924 г. Мандельштам приезжает в Ленинград. “Летом 1924 года Осип привел ко мне (Фонтанка, 2) свою молодую жену, – вспоминает Ахматова. – С этого дня началась моя дружба с Надюшей...” Издательские дела были связаны с предполагавшейся публикацией в новом журнале “Ленинград” записок Мандельштама. Записки вышли в марте 1925 г. отдельной книгой “Шум времени” в ленинградском издательстве “Время”. По выражению Ахматовой, это был “Петербург, увиденный сияющими глазами пятилетнего ребенка”. В следующем году Мандельштам снова был в Ленинграде. “В 1925 году, – пишет Ахматова, – я жила с Мандельштамами в одном коридоре в пансионе Зайцева в Царском Селе…”.

№ слайда 27

Описание слайда:

Большую часть 1930 года Мандельштамы провели в Армении. Результатом этой поездки явилась проза “Путешествие в Армению” и стихотворный цикл “Армения”. Из Армении в конце 1930 года Мандельштамы приехали в Ленинград. Остановились у брата Мандельштама, Евгения Эмильевича, на Васильевском острове. Хлопотали о квартире, но в писательской организации было сказано, что в Ленинграде им жить не разрешат. Причин не объясняли, но перемена атмосферы уже чувствовалась во всем. Именно тогда были написаны стихи “Куда как страшно нам с тобой”, “Я вернулся в мой город”, .“ Помоги, Господь, эту ночь прожить”, “Мы с тобой на кухне посидим”. В январе 1931 года Мандельштамы уехали в Москву:

№ слайда 28

Описание слайда:

Мандельштам раньше многих почувствовал истинную суть происходящих в стране перемен. Еще в стихотворении “1 января 1 924 года” он писал: Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох, Еще немного – оборвут Простую песенку о глиняных обидах И губы оловом зальют. Осенью 1933 года он пишет: “Мы живем, под собою не чуя страны”. Последние два стихотворения, а также “За гремучую доблесть грядущих веков” (1931 г.) послужили, по-видимому, непосредственным поводом для ареста Мандельштама 13 мая 1934 года. Приговор – три года ссылки. Под конвоем его отправляют в Чердынь на Каме. После хлопот Ахматовой и Пастернака Чердынь заменяется Воронежем. Несмотря на слабое здоровье, после Лубянки, при отсутствии денег и работы, при самом неопределенном будущем Мандельштам сочиняет непрерывно.

№ слайда 29

Описание слайда:

После ссылки Мандельштамам жить в Москве и Ленинграде было запрещено. Они скитались вблизи Москвы, жили одно время в Калинине. Осенью 1937 года Осип Эмильевич с Надеждой Яковлевной приезжали на два дня в Ленинград. Останавливались у поэта В. Стенича. В маленькой квартирке Стенича Мандельштам виделся с Ахматовой. Второй и последний раз его арестовали в мае 1938 года. В официальном извещении было сказано, что он умер 27 декабря того же года в лагере под Владивостоком.

№ слайда 30

Описание слайда:

Люблю под сводами седыя тишины Молебнов, панихид блужданье И трогательный чин – ему же все должны, – У Исаака отпеванье. Люблю священника неторопливый шаг, Широкий вынос плащаницы И в ветхом неводе Генисаретский мрак Великопостныя седмицы. Ветхозаветный дым на теплых алтарях И иерея возглас сирый, Смиренник царственный – снег чистый на плечах И одичалые порфиры. Соборы вечные Софии и Петра, Амбары воздуха и света, Зернохранилища вселенского добра И риги Нового Завета. Не к вам влечется дух в годины тяжких бед, Сюда влачится по ступеням Широкопасмурным несчастья волчий след, Ему ж вовеки не изменим: Зане свободен раб, преодолевший страх, И сохранилось свыше меры В прохладных житницах в глубоких закромах Зерно глубокой, полной веры.

№ слайда 31

Описание слайда:

№ слайда 32

Описание слайда:

Осип Эмильевич Мандельштам 1891 - 1938

«Он явился, как

А.Ахматова


Осип Мандельштам и его поэзия

Говорили, что в обличье

У поэта нечто птичье

И египетское есть;

Было нищее величье

И задерганная честь

Арсений Тарковский


«Стихи о неизвестном солдате» март 1937 год

Я рожден в ночь с второго на третье

Января в девяносто одном

Ненадежном году – и столетья

Окружают меня огнем.

Какая важнейшая тема творчества

Мандельштама связана с этим упоминанием?

(Тема времени. Себя считает СЫНОМ ВЕКА.

тема пророчества своей скорой смерти)


Три периода творчества О. Мандельштама

1. Ранний – 1908г - 1916г

(дореволюционное творчество)

  • 2.второй период – 1917г – 1928г

(поэзия вопросов, предчувствий)

  • Третий период – 1930г - 1937г

(зрелое творчество)


Раннее творчество О. Мандельштама

  • Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале "Аполлон" были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством

поэтов-символистов.


Мандельштам – поэт акмеист

В организованную Н.Гумилевым группу входили А.Ахматова,

Мандельштам выступает в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы.


«Камень» - первый сборник

  • Почему «камень» ?

1.строительный материал архитектуры, как слово – материал поэзии

2. символ вечности, древности (не горит в огне, не разрушается в воде)

3. имя Петр- «камень» на котором И.Христос возвел храм христианства


Особенности сборника «Камень»

1.Насыщенность лирики культурными ассоциациями

2. Античность (любимая эпоха) и современность

3. Конкретность, вещественность

4. Художник –мастер,

ремесленник, а не жрец


Сборник «Tristia»

  • Усиливается трагедийность лирики

(темы смерти, любви, веры и безверия переплетаются)

  • Причудливые ассоциации

(стихотворение «Век»)

  • Слово для поэта не камень (послушный материал) а душа, живой организм
  • В стихах 2 плана: мифологический и психологический

Характеристика третьего периода творчества

  • Это обнаженно -трагический период
  • Кроме поэзии рождается лирическая проза: «Шум времени» «Разговор с Данте»
  • Отчетливо звучит лирическое «Я» поэта
  • Идея преемственности культур
  • Темы времени, века, истории и судьбы человека
  • Проблема гуманизма и современности

Особенности поэзии О Мандельштама

  • Метафоричность как органическое свойство его мышления
  • Литературные ассоциации
  • Глубина культурного подтекста (тоска по мировой культуре)

Признание поэта

«Мне хочется говорить не о себе, а следить за веком, за

шумом и прорастанием времени.

Память моя враждебна всему личному»

О Мандельштам


Любовная лирика О. Мандельштама

  • В стихотворениях

любовь к жизни, природе,

женщине:

«Возьми на радость из моих

ладоней»

«За то, что я руки твои

не сумел удержать»

«Я наравне с другими»


« Мы живем, под собою не чуя страны» 1933г

Арест в мае 1934 в своей квартире, обыск всю ночь: искали стихи.

затем –Воронеж



«Человек

не смеет

быть униженным»


Время благосклонно к истинным поэтам

Наследие О. Мандельштама

  • Наследие О. Мандельштама

насчитывает около 600 произведений разных жанров


  • Памятник
  • О. Э. Мандельштаму во Владивостоке

Неизвестна твоя могила

Может быть, это – целый свет.

В первом «Камне» такая сила,

Что последнего камня нет

Инна Лиснянская, 1977г



Письмо в никуда

« Ося! Родной… нет слов для

этого письма, которое ты, может,

никогда не прочтешь. Я пишу его в пространство… каждая мысль о тебе, каждая слеза и каждая улыбка - тебе

Я благословляю каждый день и час нашей

горькой жизни, мой друг.

не знаю жив ли ты…

это я – Надя. Где ты?


Письменная работа

«Осип Мандельштам в моем восприятии»



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой