Страны восточной европы в конце 20 начале 21 века. Страны Восточной Европы в конце XX — начале XXI в

Доминантой развития государств принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако страны столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений. Это технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы, социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире.

Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.

Перемены 60-х гг. После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений.

Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии.

Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось одним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки

Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г.

В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы

  • Раздел III история средних веков христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема II россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.

    Начало строительства социализма.

    В годы Второй мировой вой­ны в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет левых сил, прежде всего коммунистов. В ряде государств они воз­главили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), в дру­гих руководили партизанской борьбой. В 1945 - 1946 гг. во всех стра­нах приняли новые конституции, ликвидировали монархии, власть перешла к народным правительствам, были национализированы крупные предприятия и проведены аграрные реформы. На выбо­рах коммунисты заняли прочные позиции в парламентах. Они при­зывали к еще более радикальным переменам, против чего выступали

    буржуазные демократические партии. Одновременно всюду развернулся процесс слияния коммунистов и социал-демократов при доминировании первых.

    Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшей­ся «холодной войны» была сделана ставка на ускорение преобразований. Это в значительной мере соответствовало настроениям большинства населения, среди которого был велик авторитет Советского Союза, а в строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей и даль­нейшего создания справедливого общества. СССР оказывал этим государствам огромную материальную помощь.

    На выборах 1947 г. коммунисты получили большинство мест в сейме Польши. Сейм избрал президентом коммуниста Б. Берута. В Чехословакии в феврале 1948 г. коммунисты в ходе многоднев­ных массовых митингов рабочих добились создания нового прави­тельства, где они играли ведущую роль. Вскоре президент Э. Бе­ неш подал в отставку, а новым президентом был избран лидер компартии К. Готвальд.

    К 1949 г. во всех странах региона власть оказалась в руках ком­мунистических партий. В октябре 1949 г. образовал ась ГДР. В неко­торых странах сохранилась многопартийная система, но она во многом стала формальностью.

    СЭВ и ОВД.

    С образованием стран «народной демократии» начался процесс формирования мировой социалистической си­стемы. Экономические связи между СССР и странами народной демократии осуществлялись на первом этапе в форме двусто­роннего внешнеторгового соглашения. Одновременно СССР жес­тко контролировал деятельность правительств этих стран.

    С 1947 г. этот контроль осуществлял наследник Коминтерна ­Коминформ. Большое значение в расширении и укреплении эко­номических связей стал играть Совет экономической взаимопомо­щи (СЭВ), созданный в 1949 г. Его членами являлись Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия, позже всту­пила Албания. Создание СЭВ явилось определенным ответом на создание НАТО. Целями СЭВ были объединение и координация усилий в развитии экономики стран - членов Содружества.

    В политической области большое значение имело создание в 1955 г. Организauии Варшавского договора (ОВД). Его создание стало ответом на прием ФРГ в НАТО. В соответствии с условиями договора его участники обязались в случае вооруженного нападе­ния на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению госу­дарствам немедленную помощь всеми средствами, включая при­менение вооруженной силы. Создавалось объединенное военное командование, проводились совместные военные учения, унифи­цировались вооружение и организация войск.

    Развитие стран «народной демократию» в 50 - 80-е п. ХХ в.

    К середине 50-х гг. хх в. В результате ускоренной индустриализа­ции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы был создан значительный экономический потенциал. Но курс на преимуще­ственное развитие тяжелой промышленности при незначитель­ных вложениях в сельское хозяйство и производство потребитель­ских товаров привел к снижению уровня жизни.

    Смерть Сталина (март 1953 г.) породила надежды на полити­ческие перемены. Руководство ГДР в июне 1953 г. провозгласило «новый курс», предусматривавший укрепление правопорядка, увеличение выпуска товаров народного потребления. Но одновре­менное повышение норм выработки рабочих послужило толчком к событиям 17 июня 1953 г., когда в Берлине и других крупных городах начались манифестации, в ходе которых выдвигались эко­номические и политические требования, в том числе проведения свободных выборов. С помощью советских войск полиция ГДР подавила эти выступления, которые руководство страны оценило как попытку «фашистского путча». Тем не менее, после этих собы­тий началось более широкое производство товаров народного по­требления, снизились цены.

    Решения ХХ съезда КПСС о необходимости учета национальных особенностей каждой страны были формально одобрены руко­водством всех компартий, но далеко не везде стал осуществляться новый курс. В Польше и Венгрии догматическая политика руко­водства привела к резкому обострению социально-экономических противоречий, что привело осенью 1956 г. к кризису.

    Выступления населения в Польше привели к отказу от на­сильственной коллективизации и некоторой демократизации по­литической системы. В Венгрии внутри коммунистической партии возникло реформистское крыло. 23 октября 1956 г. начались де­монстрации в поддержку реформистских сил. Их лидер И. Надь возглавил правительство. По всей стране происходил и митинги, начались расправы над коммунистами. 4 ноября советские войска стали наводить порядок в Будапеште. В уличных боях погибло 2700 венгров и 663 советских солдата. После «чистки», проведен­ной советскими спецслужбами, власть была передана Я. Кадару. В 60-70-е гг. ХХ в. Кадар проводил политику, нацеленную на повышение уровня жизни населения при недопущении полити­ческих перемен.

    В середине 60-х гг. обострилась обстановка в Чехословакии. Эко­номические трудности совпали с призывами интеллигенции со­вершенствовать социализм, придать ему «человеческое лицо». Партия одобрила в 1968 г. программу экономических преобразова­ний и демократизации общества. Страну возглавил А.Дучек., сто­ронник преобразований. Руководство КПСС и компартии восточ­ноевропейских стран к этим переменам отнеслось резко отрицательно.

    Пять членов руководства КПЧ тайно направили письмо в Москву с просьбой вмешаться в ход событий и предотвратить «уг­розу контрреволюции». В ночь на 21 августа 1968 г. войска Болга­рии, Венгрии, ГДР, Польши и СССР вошли в Чехословакию. Опираясь на присутствие советских войск, противники реформ перешли в наступление.

    На рубеже 70-80-х гг. хх в. кризисные явления обозначились в Польше, которая довольно успешно развивалась в предшествую­щий период. Ухудшение положения населения вызвало забастов­ки. В их ходе возник независимый от властей профсоюзный коми­тет «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. В 1981 г. президент Польши генерал В. Ярузельский ввел военное положение, лидеры «Солидарности» были подвергнуты домашнему аресту. Однако структуры «Солидарности» начали действовать в подполье.

    Особый путь Югославии.

    В Югославии коммунисты, руково­дившие антифашистской борьбой в 1945 г., взяли власть. Прези­дентом страны стал их лидер хорват И Броз Тито. Стремление Тито к независимости привело в 1948 г. к разрыву отношений между Югославией и СССР. Были репрессированы десятки тысяч сто­ронников Москвы. Сталин развернул антиюгославскую пропаган­ду, но не пошел на военное вмешательство.

    Советско-югославские отношения были нормализованы после смерти Сталина, однако Югославия продолжала идти по своему пути. На предприятиях функции управления осуществляли трудо­вые коллективы через выборные советы рабочих. Планирование из Центра передавалось на места. Ориентация на рыночные от­ношения привела к росту выпуска товаров широкого потребле­ния. В сельском хозяйстве почти половину хозяйств составляли крестьяне-единоличники.

    Положение в Югославии осложнялось ее многонациональным составом и неравномерностью развития республик, входивших в нее. Общее руководство осуществлял Союз коммунистов Югосла­вии (СКЮ). Председателем СКЮ с 1952 г. был Тито. Он же зани­мал посты президента (пожизненно) и председателя Совета Фе­дерации.

    Перемены в Восточной Европе В конце хх в.

    Политика пере­стройки в СССР вызвала сходные процессы в странах Восточной Европы. При этом советское руководство к концу 80-х п. ХХ в. отказалось от политики сохранения существовавших режимов в этих странах, напротив, призывала их к «демократизации». В боль­шинстве правящих там партий сменилось руководство. Но попыт­ки этого руководства проводить реформы наподобие перестроеч­ных, как и в Советском Союзе, не увенчались успехом. Ухудши­лось экономическое положение. Массовый характер приобрело бегство населения на Запад. Сформировались оппозиционные вла­стям движения. Всюду шли демонстрации, забастовки. В результате манифестаций октября - ноября 1989 г. в ГДР правительство ушло в отставку, 8 ноября началось разрушение Берлинской сте­ны. В 1990 г. произошло объединение ГДР и ФРГ.

    В большинстве стран коммунисты были отстранены от власти в ходе демонстраций населения. Правящие партии самораспусти­лись или преобразовались в социал-демократические. Вскоре были проведены выборы, на которых победу одержали бывшие оппо­зиционеры. Эти события получили название «бархатных револю­ций». Лишь В Румынии противники главы государства Н. Чаушеску организовали в декабре 1989 г. восстание, в ходе которого погибло немало людей. Чаушеску и его супруга были убиты. В 1991 г. сме­нился режим в Албании.

    Драматические события разыгрались в Югославии, где на вы­борах во всех республиках, кроме Сербии и Черногории, победу одержали оппозиционные коммунистам партии. Словения и Хор­ватия провозгласили независимость в 1991 г. В Хорватии сразу же началась война между сербами и хорватами, так как сербы опаса­лись преследований, имевших место во время Второй мировой войны со стороны хорватских фашистов-усташей. Позже провоз­гласили независимость Македония и Босния и Герцеговина. Пос­ле этого Сербия и Черногория образовали Союзную Республику Югославию. В Боснии и Герцеговине начался конфликт между сер­бами, хорватами и мусульманами. Он продолжался до 1997 г.

    По иному произошел распад Чехословакии. После референду­ма она мирно разделилась в 1993 г. на Чехию и Словакию.

    После политических перемен во всех восточноевропейских стра­нах начались преобразования в экономике и других сферах жизни общества. Всюду отказались от плановой экономики и командно­административной системы управления, началось восстановление рыночных отношений. Проводилась приватизация, прочные по­зиции в экономике получил иностранный капитал. Первые пре­образования получили название «шоковой терапии», поскольку были связаны с кризисом производства, массовой безработицей, инфляцией и т.д. Особенно радикальные перемены в этом плане происходили в Польше. Всюду усилилось социальное расслоение, возросли преступность, коррупция. Особенно тяжелая обстановка сложил ась в Албании, где в 1997 г. произошло народное восстание против правительства.

    Однако к концу 90-х гг. ХХ в. положение в большинстве стран стабилизировалось. Была преодолена инфляция, затем начался экономический рост. Наибольших успехов достигли Чехия, Венг­рия, Польша. Большую роль в этом сыграли иностранные инвес­тиции. Постепенно восстанавливались и традиционные взаимовы­годные связи с Россией и другими постсоветскими государствами. Во внешней политике все восточноевропейские страны ориенти­руются на Запад, они взяли курс на вступление в НАТО и ЕС. ДЛЯ

    внутриполитической обстановки в этих странах характерна смена у власти правых и левых партий. Однако их политика и внутри страны, и на международной арене во многом совпадает.

    В истории человечества Европа всегда имела огромное значение. Народы Европы основали могущественные государства, распространившие свою власть на все части света. Но положение в мире быстро менялось. Уже в 1900 г. США, бывшие в начале XIX в. отсталой аграрной страной, выдвинулись на 1-е место в мире по уровню развития промышленного производства. Такому ускоренному продвижению США на господствующие экономические позиции способствовали итоги Первой мировой войны (1914 – 1918), а Вторая мировая война (1939 – 1945) окончательно обеспечила первенство США, которые, благодаря быстрому развитию своей экономики, превратились в ведущую мировую державу. Европа долгое время считалась вторым «центром» современного мира, но это ее не устраивает. Активную деятельность руководителей Евросоюза последнего времени журналисты охарактеризовали очень образно: «Европа жаждет независимости». Речь идет о создании Объединенной Европы, играющей главенствующую роль в мировой экономике и политике. Ее возникновение, быть может, явится наиболее важным событием XXI в.

    Европейский Союз (European Union) – крупнейшее региональное объединение, направленное на создание политического и валютно-экономического союза европейских государств с целью устранения всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей, а также для формирования единой внешней политики и политики в сфере безопасности. В состав Европейского Союза входят 28 государств. В Европейском Союзе создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно-кредитным учреждением.

    Основные институты власти Евросоюза :

    1. Европейская Комиссия – исполнительный орган Европейского Союза, состоящий из 25 членов (считая президента), которые назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующий Генеральный Директорат;

    2. Европейский Парламент – собрание из 732 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Депутаты Европарламента изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия);

    3. Совет министров – основной орган принятия решений в ЕС, который собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов: Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д. В рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты ЕС и принимают либо отвергают их путем голосования;

    4. Европейский суд – судебный орган ЕС высшей инстанции, регулирующий разногласия между государствами-членами ЕС, между государствами-членами ЕС и самим Европейским Союзом, между институтами ЕС, между ЕС и физическими либо юридическими лицами;

    5. Счетная палата (Суд аудиторов) – орган Европейского Союза, созданный с целью проведения аудиторской проверки бюджета ЕС и его институтов;

    6. Европейский Омбудсмен занимается жалобами европейских частных и юридических лиц на институты и учреждения ЕС.

    Европейский союз (Евросоюз, ЕС) был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ и с тех пор непрерывно расширяется. Объединенная Европа должна стать инструментом политической централизации. Логика расширения Евросоюза – это политическая логика, т. е. для ЕС важны политические последствия расширения. Многие лидеры европейских стран сегодня признают, что Европу необходимо превратить в сверхдержаву, которая была бы способна отстаивать свои интересы на мировой арене. Объективной основой для объединения европейских государств выступает процесс глобализации – экономической и политической интернационализации мира. «Расширение Европы – это необходимость в глобализующемся мире, – говорил один из руководителей Евросоюза Р. Проди (премьер-министр Италии ( – , май – январь ), между двумя премьерствами был президентом Еврокомиссии ( – )), – и, конечно, оно дает нам огромные политические преимущества. Единственный способ противостоять США и бурно развивающемуся Китаю, а также усилить свое мировое влияние – это образовать сильную объединенную Европу».

    В настоящее время Евросоюз уже вплотную подошел к преобразованию в глубоко интегрированное объединение государств с общей наднациональной системой управления, политикой, обороной, валютой и единым экономическим и социальным пространством. Чтобы понять причины создания такого объединения, необходимо учитывать изменения, происходящие в мировой политике, особенности исторического прошлого и современных международных отношений стран Европы. Определяющее значение имеет также состояние природных, демографических и финансовых ресурсов этих стран.

    Интеграционный процесс в Евросоюзе идет в двух направлениях – вширь и вглубь . Так, уже в 1973 г. в Европейское экономическое сообщество вошли Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия, в 1995 г. – Финляндия, Австрия и Швеция, в мае 2004 г. – Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Мальта и Кипр. Сегодня в состав ЕС входят 28 стран.

    Развитие интеграции вглубь можно проследить на примере изменения хозяйственного взаимодействия стран – участниц Евросоюза:

    Первый этап (1951 – 1952) является своего рода вступлением;

    Центральное событие второго этапа (конец 50-х – начало 70-х годов XX в.) – создание зоны свободной торговли, затем был создан таможенный союз, крупным завоеванием стало решение проводить единую сельскохозяйственную политику, что позволило установить единство рынка и систему защиты сельского хозяйства стран-союзниц от конкурентов из других стран;

    На третьем этапе (первая половина 70-х годов) сферой регулирования стали валютные отношения;

    Четвертый этап (с середины 70-х до начала 90-х годов) характеризуется созданием однородного экономического пространства на основе принципов «четырех свобод» (свободное обращение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы);

    На пятом этапе (с начала 90-х годов XX в. до настоящего времени) началось формирование экономического, валютного и политического союза (введение единого гражданства ЕС наряду с национальным, единой валюты и банковской системы и др.), подготовлен проект Конституции Евросоюза, которая должна быть утверждена на референдумах всех стран – членов ЕС.

    Создание Евросоюза было обусловлено рядом причин , прежде всего тем, что именно в Западной Европе после окончания Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между глобальным характером современной экономики и узкими национально-государственными границами ее функционирования, что выражалось в интенсивной регионализации и транснационализации именно этого региона. Кроме того, вплоть до начала 90-х годов XX в. стремление западноевропейских стран к объединению объяснялось острой конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная политическая причина интеграции состояла в стремлении стран Западной Европы преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность военного противостояния на континенте в будущем. К тому же страны Западной Европы в большей мере и раньше, чем страны других регионов, были подготовлены к тесному экономическому сотрудничеству друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков, сходство их экономических структур, территориальная и социокультурная близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций. Одновременно страны Западной Европы усилением торговых связей и иных форм взаимозависимости пытались компенсировать потерю богатых колониальных владений. Сближение экономик европейских стран на базе связей между их компаниями и рынками преследовало также цель использовать эффект от интеграции для усиления позиций Европы в конкурентной борьбе с другими центрами мировой экономики. При этом самым важным было стремление западноевропейских стран укрепить свои позиции на мировом рынке перед лицом самого мощного конкурента – Соединенных Штатов Америки. Укреплению единства стран западноевропейского региона способствуют и некоторые природные факторы, прежде всего территория. При характеристике географического своеобразия Европы обычно отмечают три главные его черты:

    1) относительная компактность территории, что делает европейские страны близкими соседями;

    2) приморское положение большинства европейских стран, что определяет преобладание мягкого и влажного морского климата;

    3) наличие сухопутных и морских границ между европейскими странами, что благоприятно для развития международного сотрудничества.

    Социально-экономическая характеристика современной Европы .

    Демографическая ситуация в Европе весьма непроста. За период 1913 – 2000 гг. население Западной Европы увеличилось только в 1,7 раза, всех развитых стран – в 2,4 раза, а население всего мира за это время увеличилось в 4,0 раза. Низкая рождаемость (1,74 ребенка на женщину детородного возраста в Великобритании; 1,66 – во Франции; 1,26 – в Германии) ведет к сокращению численности населения Западной Европы. В некоторых государствах (например, в Австрии, Германии, Дании) в отдельные годы наблюдалось даже абсолютное сокращение населения (смертность превышала рождаемость). Среднегодовые темпы прироста населения в странах Западной Европы в 1991 – 2000 гг. составляли 0,4% (в том числе в Австрии – 0,0%). По расчетам ООН, к середине XXI в. доля европейцев в мире снизится с 12 % (или даже 20% во второй половине XIX в.) до 7%. Ухудшение демографической ситуации в Европе обычно связывают с отказом от традиционного уклада жизни населения. Рост духовного и интеллектуального потенциала различных слоев населения, широкое участие женщин в общественном производстве и социально-экономических процессах приводят к сознательному ограничению рождаемости (этому способствуют и использование новых технологий контроля рождаемости, и легализация абортов). Успехи медицины, повышение уровня жизни и другие факторы обусловили сокращение общей и детской смертности, а значит, увеличение продолжительности жизни и повышение среднего возраста населения. За последние 50 лет продолжительность жизни выросла больше, чем за предыдущие 5000 лет. По приблизительным оценкам, в Великобритании, Франции и других странах до промышленной революции XVII в. люди старше 65 лет составляли 2 – 3% населения, а сейчас в западноевропейских странах их расчитывается 14 – 15%. Большое влияние на европейские демографические ресурсы оказала эволюция семейных отношений, которая проявилась в ряде стран уже в конце XIX – начале XX в. Европа стала пионером в развитии явления, которое демографы назвали «браком по-европейски» (позднее вступление в брак, ограничение количества детей, большой удельный вес разводов и др.). В 80 – 90-х годах XX в. во многих странах Европы уменьшилось количество заключаемых брачных союзов, вырос средний возраст вступающих в брак. В то же время коэффициент разводов (количество разводов на 100 браков, заключенных в течение данного года), например, во Франции возрос втрое. На все эти изменения, которые иногда называют кризисом семьи,

    В последние десятилетия в западноевропейских странах происходят огромные изменения в сфере финансовых ресурсов . Этот процесс, который нередко называют финансовой революцией, оказывает большое влияние на процесс объединения Европы. Прежде всего необходимо отметить увеличение роли финансовой деятельности в жизни ведущих европейских стран. Главной причиной этого являются производственно-технический прогресс и интернационализация экономики. Создание ЭВМ и новых средств связи стимулировали развитие разнообразных финансовых институтов, сформировавших за короткое время международные рынки ценных бумаг. На посреднических операциях с этими бумагами выросли огромные состояния. Кто бы ни был их владельцем (рантье, спекулянты, предприниматели), финансовые интересы явно господствуют у них над производственными интересами. Огромный рост значения финансов также связан с расширением торговли и «финансовой инженерии» предприятий, в деятельности которых появились новые инструменты, позволяющие расширить операции с ценными бумагами.

    Большие изменения происходят в организации финансовых рынков. Традиционно в Западной Европе существовала двойственная структура, включавшая национальные рынки, где совершались операции между местными резидентами, и иностранные рынки как часть национальных, где функционировали иностранные или смешанные кредитно-финансовые институты. Общей их чертой являлась регламентация деятельности рынков со стороны государств, на территории которых они размещались, контроль, часто жесткий, уполномоченных органов власти. Развитие финансовой глобализации, рост международных перемещений фондовых ценностей привели к возникновению так называемых чистых международных рынков, т. е. рынков, полностью свободных от государственного регулирования. За ними закрепилось название еврорынков. Евровалюта – это любая валюта, которая депонирована в банке за пределами страны происхождения и, таким образом, находится вне юрисдикции и контроля валютных органов этой страны. Наиболее важный вид евробумаг – еврооблигации . По мере роста рынка еврооблигаций международная торговля бумагами зарубежных заемщиков принимает многосторонний характер, тем самым национальные рынки фондовых ценностей выступают как международные. Вторая разновидность бумаг, обращающихся на еврорынках, – это евроакции . Они эмитируются вне национальных фондовых рынков и приобретаются на евровалюту, а потому не входят в сферу контроля национальных рынков.

    Сегодня огромная роль в объединении Европы принадлежит единой европейской валюте – евро . Она превращается в серьезного конкурента доллару на международной арене, становится второй мировой валютой, обслуживающей торговые связи между странами, международные капиталопотоки, мировые финансовые рынки. В европейских странах евро решительно победил доллар. Удалось потеснить доллар и на рынках развивающихся стран, включая Латинскую Америку. Руководители Евросоюза отмечают, что только с введением евро американцы начали всерьез размышлять о реальности создания Объединенной Европы. Роль единой европейской валюты определяется общим экономическим и финансовым потенциалом стран Евросоюза. В случае роста курса евро его международное использование будет также расти.

    Огромное значение для дальнейшего развития объединительных процессов в Европе имеет общность структур хозяйства западноевропейских стран. «Ядром» европейской интеграции стали ФРГ, Франция, Италия и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, подписавшие в 1958 г. договор об экономическом союзе). Немалую роль в формировании и развитии Евросоюза сыграло определенное единство их социально-экономической структуры . Влияние этого единства сказывается и сегодня, хотя с увеличением количества членов Союза и кандидатов в ЕС положение меняется и нарастают противоречия.

    Для стран Западной Европы, и прежде всего тех, которые составляют «ядро» Евросоюза, издавна характерна высокая степень экономической активности государства. В итоге длительного исторического развития в них сложилась совокупность таких факторов, как значительное развитие государственной собственности; высокий удельный вес государства в общих капиталовложениях и финансировании НИОКР; большой объем государственных закупок, включая военные; государственное финансирование социальных расходов; широкие масштабы государственного регулирования экономики; участие государства в экспорте капитала и в других формах международных экономических отношений.

    Страны Западной Европы различаются по размерам государственной собственности. Страной классической национализации называют Францию. Здесь государство всегда играло важную роль в экономике, хотя доля его участия постоянно менялась. В целом на долю государственного сектора сегодня приходится до 20% национального достояния страны. Французская система смешанной экономики представляет собой дозированное соединение рыночного и государственного секторов.

    В Германии исторически сложилась ситуация, когда множество хозяйственных объектов находится в полной или частичной собственности государства. В отличие от Франции, в ФРГ никогда не проводилась национализация отдельных отраслей промышленности. В различные периоды своего существования германское государство строило или выкупало у частного предпринимателя железные и автомобильные дороги, радиостанции, почту, телеграф и телефон, аэродромы, каналы и портовые сооружения, электростанции, военные объекты и большое число промышленных предприятий, главным образом в отраслях добывающей и тяжелой промышленности. В собственности государства оказались также значительные земельные угодья, денежные средства, золотовалютные резервы, имущество за рубежом. Государственные хозяйственные объекты находятся в руках федерального правительства, правительств земель и местных властей. Из всей государственной собственности наибольшую роль в экономике ФРГ играют два отраслевых комплекса: объекты инфраструктуры, обеспечивающие условия для расширенного воспроизводства, а также промышленные и энергетические предприятия, большинство из которых объединено в государственные концерны. В последние десятилетия в Германии, как и в других европейских странах, предпринимательские функции государства уменьшаются. Переход к новым формам регулирования экономики сопровождается определенным сокращением госсектора – через продажу акций на фондовых рынках. Но и сегодня удельный вес госсектора в германской экономике довольно высокий. К тому же для ФРГ характерна частичная приватизация госпредприятий, т. е. превращение их в смешанные компании. Подобные процессы развиваются и в Италии.

    Великобританию многие экономисты относят к группе стран «англосаксонского» капитализма, но, как и для других стран Евросоюза, для нее характерна практика государственно-частного партнерства. В 90-е годы XX в. в Великобритании было реализовано проектов такого партнерства на 40 млрд. долл. (строительство тоннеля под Ла-Маншем, прокладка веток лондонского метро и др.).

    В Германии, Франции, Италии и других западноевропейских странах широкое развитие получили разнообразные формы государственного регулирования экономики. Огромных размеров достигли, например, объемы государственных бюджетов, расходы на науку. Государство выступает в качестве одного из главных заказчиков и потребителей товаров и услуг, участвует во внешней торговле, оказывает разностороннюю помощь экспорту частного капитала. В настоящее время уже сложилась (а где-то еще складывается) государственная система программирования экономики, которая сочетает текущее регулирование экономических процессов с перспективной координацией экономического развития на основе составления и реализации общенациональных экономических программ.

    В Западной Европе общественно-экономические системы имеют социальную ориентацию . Государство здесь выполняет наибольшее количество социальных функций. Так, «германская экономическая модель» позволила восстановить полностью разрушенную в результате Второй мировой войны страну, стать в конце XX столетия одним из мировых лидеров и обеспечить высочайший уровень жизни для населения Германии. На социальные нужды Германия расходует примерно 30% своего ВВП. Во Франции общий уровень развития социальной системы один из самых высоких в мире. Различные социальные выплаты составляют примерно треть номинальной заработной платы наемного работника. Среди достижений Франции в социальной сфере важное место отводится семейным пособиям (впервые они были введены в 1939 г.). Семейные пособия выплачиваются всем гражданам независимо от доходов семьи и от того, рожден ли ребенок в браке или вне брака.

    Системы социального обеспечения действуют и в других странах Западной Европы. Италия выделяется высоким уровнем пенсионного обеспечения. В Бельгии, Нидерландах и Швеции отмечается относительно высокий жизненный уровень населения. По индексу человеческого развития Бельгия и Нидерланды в 2002 г. занимали 7 – 8-е места в мире. В Швеции социальная политика направлена на сокращение безработицы (среднегодовой уровень безработицы – 4%) и выравнивание уровня доходов населения. Налоги в стране составляют 56,5% национального ВВП. В Дании сформировался социально ориентированный капитализм с рыночно-государственной регулируемой экономикой. В Финляндии на социальные цели тратится 25% ВВП страны. Социальная политика государства направлена прежде всего на сокращение безработицы (в 2002 г. – 8,5%).

    Важнейшая закономерность экономического развития Западной Европы в конце XX – начале XXI в. – это трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную , или экономику услуг («новая экономика»). Этот процесс имеет объективный характер. В его основе лежит поступательное движение производительных сил, результаты которого конкретизируются в постоянном возрастании производительности труда и других факторов производства. Формирование современной постиндустриальной модели экономики происходит за счет структурной революции, т. е. фундаментального перераспределения между первичным (аграрный), вторичным (промышленный) и третичным (услуги) секторами экономики, а также за счет изменений внутри каждого из перечисленных секторов: во всех развитых странах сектор услуг превратился в ведущую составную часть экономики. Вклад сферы услуг в экономический рост стал превосходить вклад промышленности. Сегодня в развитых странах мира в сфере услуг сосредоточено более 60% всего работающего населения. Предприятия сферы услуг обеспечивают значительную часть мирового ВВП – около 70%. Если в 70-е годы XX в. показатели среднегодовых темпов роста совокупности отраслей сферы услуг превосходили показатели сельского хозяйства примерно в 2 раза, а промышленности – в 1,5 раза, то в конце XX в эти темпы увеличились соответственно в 2,5 и 3,5 раза.

    Основным элементом постиндустриальной экономической модели можно также считать информативную революцию, суть которой состоит в огромном росте информатизации всей жизни общества. Информация превращается в важнейший вид ресурсов, используемых людьми, поэтому современное общество нередко называют информационным . Выявлены не только высокая степень корреляции показателей экономического роста и уровня развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и тенденция к усилению роли ИКТ как средства экономического роста – даже условия этого роста. Более того, говорят о формировании информационного сектора экономики (его называют четвертичным). Показателями этого процесса служат широкая компьютеризация экономики и быта, глобализация систем связи и сам факт возникновения информационного сообщества.

    Увеличение роли услуг во всем их разнообразии тесно связано с технико-технологической революцией Связь между ними имеет двусторонний характер. С одной стороны, развитие техники и передовых технологий служит материальной основой роста третичного сектора экономики – сферы услуг. Без радикального увеличения общей производительности труда, чему содействует технико-технологическая революция, такая ситуация, когда стоимость услуг превышает стоимость промышленного продукта, была бы просто невозможна. Но с другой стороны, сам рост сектора услуг является мощным средством дальнейшего увеличения производительности труда, повышения эффективности экономики. В результате снижаются затраты на все элементы производства, повышается квалификация рабочей силы, что способствует улучшению качества продукции и увеличению объемов ее производства (например, в результате развития здравоохранения уменьшаются потери, связанные с болезнями работников). Сфера услуг становится ведущей силой развития современной экономики. Отныне она – центральный сектор экономики. Но при этом сектор услуг оказывается тесно связан с промышленным сектором. Услуги становятся составной частью производственного процесса.

    К концу XX в. совокупное действие этих и других причин существенно изменило основные пропорции хозяйства, что означало формирование постиндустриальной экономики. Главными ее признаками являются:

    Радикальное ускорение технического прогресса, снижение роли материального производства, выражающееся, в частности, в уменьшении его доли в совокупном общественном продукте,

    Развитие сектора услуг и информации,

    Изменение мотивов и характера человеческой деятельности,

    Появление нового типа ресурсов, вовлекаемых в производство,

    Существенная модификация всей социальной структуры.

    Становление «экономики услуг» – универсальный процесс, свойственный всем странам, но реализуется он в каждой из них по мере осознания внутренних предпосылок, что прямо зависит от уровня экономического развития государства. В экономически слабо развитых странах хозяйственная деятельность и сегодня сводится преимущественно к производству «вещной» продукции. А чем выше уровень развития хозяйства, производительности труда, тем больше в структуре экономики роль трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных видов продукции, выражаемых в форме услуги.

    К наиболее существенным чертам европейского развития на рубеже веков можно отнести компьютеризацию и интернетизацию экономики , повышение образовательного и научно-технического потенциала стран.

    Остановимся на основных сферах развития постиндустриальной экономики Европы: сфера услуг (в ней занято более 65% работающего населения европейских стран, предприятия сферы услуг обеспечивают около 70% ВВП стран Евросоюза); торговля (в характере современной торговли происходят существенные изменения, которые в Западной Европе нередко называют даже коммерческой революцией); связь (совокупность отраслей, призванных передавать и распределять различного рода информацию, всегда была важным элементом жизни общества, но в современных условиях роль средств связи существенно усиливается, степень развития средств связи – один из важных показателей зрелости экономики); транспорт (создание Евросоюза способствовало дальнейшей модернизации ряда отраслей транспорта, усилению межотраслевой и международной координации транспортной деятельности, улучшению качественных показателей многих транспортных предприятий Западной Европы, в транспортном хозяйстве ЕС занято более 8 млн. человек и производится более 7% суммарного ВВП).

    Последствия европейской интеграции .

    Оценивая результаты европейской интеграции на современном этапе, надо отметить прежде всего ее достижения. За время существования Евросоюза сложился развитый механизм интеграции, основанный на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной функций. К числу важных уроков европейской интеграции относится разработка интеграционной стратегии Евросоюза. Ряд европейских стран пошли на ограничение своего суверенитета и передачу части своих полномочий в ведение наднациональных интеграционных структур. Главенство законов Евросоюза ярко проявилось в отношении слаборазвитых государств Южной Европы – Греции, Испании и Португалии. Присоединение к общему европейскому рынку стало мощным стимулом для развития экономики этих стран. А достижения Греции, Испании и Португалии стимулировали желание вступить в ЕС у других относительно небогатых стран Европы.

    Быстрое развитие интеграционных процессов способствовало радикальным сдвигам в структуре европейской экономики. На ЕС приходится более 90% ВВП стран Европы. По объему ВВП (21%) Объединенная Европа сравнялась с США. Более того, по некоторым важным показателям страны ЕС превзошли уровень США. Больше американского и европейский рынок рабочей силы. В начале XXI в. общая численность работников в странах Евросоюза превысила 160 млн. человек (в США – 137 млн. человек). Страны Западной Европы обладают очень развитой банковской системой. В то же время Евросоюз отстает от США по уровню постиндустриализации. Так, явное первенство в развитии новейших технологий принадлежит Соединенным Штатам Америки. Страны ЕС также пока еще существенно отстают от США по степени компьютеризации экономики.

    Но экономическое развитие стран Евросоюза весьма неравномерно. Сравнение развития ЕС и США во второй половине XX в. показывает, с одной стороны, сближение их экономических показателей, с другой – нарастающую тенденцию к определенному ослаблению позиций ЕС по отношению к бурно развивавшимся в 90-х годах США. Одним из основных препятствий для устойчивого роста экономики в странах Евросоюза являются снижение трудовых ресурсов, в частности старение населения и уменьшение его численности. Сейчас на одного пенсионера в ЕС приходится 4 человека трудоспособного возраста, а в 2050 г., по прогнозу Еврокомиссии, будет приходиться только 2 работника. Наконец, рост курса евро по отношению к доллару ухудшил положение европейских компаний на американском и других рынках. В итоге масштабы рецессии в европейской экономике увеличились, и улучшение ситуации связано с решением многих сложных проблем:

    • финансовый кризис (за двадцатилетие на рубеже XX – XXI вв. 5 развитых и 88 развивающихся стран испытывали системный финансовый кризис);
    • фондовый кризис (снижение курса акций);
    • кризис системы страхования (серьезной опасностью для всей мировой экономики являются нарастающие трудности в страховой системе многих стран, что позволяет говорить о кризисе этой сферы как составной части современного финансово-экономического кризиса, только за 2002 г. страховой бизнес в Западной Европе сократился более чем на 50%);
    • банковский кризис (по всем странам мира рост числа просроченных кредитов отмечен в сотнях банков).

    Первоначально «новая экономика» как совокупность новейших информационных и телекоммуникационных технологий объявлялась не подверженной кризисам. Однако с начала XXI в. стали говорить и о кризисе «новой экономики», причем некоторые аналитики назвали его основным структурным кризисом современного мира. С конца 2000 г. начал резко замедляться общий рост экономики США и ряда стран Западной Европы. Статистическая картина изменений, происходящих в последние годы, свидетельствует о замедлении темпов роста промышленного производства в странах Евросоюза и даже в ряде случаев о сокращении его объемов. Обращает на себя внимание различие экономической динамики в «новых» и «старых» странах Евросоюза. Во всех «новых» странах в 2001 – 2002 гг. имел место рост промышленного производства. Но его темпы, а также относительно малые объемы экономик этих государств не могли оказать большого влияния на общее положение в западноевропейской и тем более мировой экономике. Основным «виновником» ухудшения общей экономической ситуации выступает Германия, в которой фактически прекратился рост промышленного производства. Падение производства началось с 1996 г., но в 2003 г. сложилось особо тяжелое положение.

    В настоящее время существуют серьезные противоречия в развитии Европейского союза. Раскол в Евросоюзе замедляет процесс интеграции европейских стран. А это ведет к широко обсуждавшимся в ходе разработки и утверждения Евроконституции проектам политических реформ в ЕС. Положение осложняет наличие ряда трансатлантических противоречий. Экономическая мощь США, их военно-политическое превосходство позволяют американским правящим кругам оказывать всестороннее давление и на «старых», и на «новых» членов Евросоюза, пытаясь проводить свой курс, который направлен на ослабление европейских позиций.

    Объединение Европы – составная часть процесса всесторонней глобализации. Успех европейской интеграции оказывает положительное воздействие на образование региональных и трансконтинентальных объединений во всем мире.

    Тема № 2.3 Страны Центральной и Восточной Европы в конце 20 начале 21 века.

    Восточная Европа во второй половине 20 века

    Большинство стран современной Восточной Европы - Польша, Чехословакия, Венгрия - появились на политической карте мира после Первой мировой войны. Это были в основном аграрные и аграрно-индустриальные государства, к тому же имевшие друг к другу территориальные претензии. В межвоенный период они стали заложниками взаимоотношений великих держав, «разменной монетой» в их противоборстве. В конечном счете они попали в зависимость от фашистской Германии.

    Подчиненный, зависимый характер положения государств Восточной Европы не изменился и после Второй мировой войны.

    Восточная Европа в орбите влияния СССР

    После разгрома фашизма к власти почти во всех восточноевропейских странах пришли коалиционные правительства. В них были представлены антифашистские партии - коммунисты, социал-демократы, либералы. Первые преобразования носили общедемократический характер и были направлены на искоренение остатков фашизма, восстановление разрушенной
    войной экономики. Проводились аграрные реформы, нацеленные на ликвидацию помещичьего землевладения. Часть земель передавалась беднейшим крестьянам, часть переходила государству, которое создавало крупные хозяйства.

    С обострением противоречий между СССР, США и Великобританией и началом «холодной войны» В странах Восточной Европы произошла поляризация политических сил. В 1947-1948 гг. все, кто не разделял коммунистических взглядов, были вытеснены из правительств.

    Переход власти к коммунистам произошел мирным путем, без гражданской войны. Этому способствовал ряд обстоятельств. На территории большинства восточноевропейских стран находились советские войска. Авторитет коммунистов, завоеванный ими в годы борьбы с фашизмом, был довольно высок. Они наладили тесное сотрудничество с другими левыми партиями, в ряде стран им удалось объединиться с социал-демократами. Созданные коммунистами избирательные блоки получили на выборах от 80 до 90 % голосов (в том числе в Албании и Югославии, на территории которых не было войск СССР). Возможности оспорить результаты этих выборов антикоммунистические партии и их лидеры не имели. В 1947 г. король Румынии Михай отрекся от престола, в 1948 г. президент Чехословакии Эдуард Бенеш вынужден был уйти в отставку. Его сменил Клемент Готвальд, руководитель компартии.

    Просоветские режимы в восточноевропейских странах получили название «народно-демократических». Многие из них сохранили остатки многопартийности. Политические партии в Польше, Болгарии, Чехословакии, Восточной Германии, которые признали ведущую роль коммунистов, не были распущены, их представителям предоставлялись места в парламентах и правительствах.


    За основу модели преобразований был взят советский путь развития. К началу 1950-х гг. банки и большая часть промышленности перешли в собственность государства. Мелкий бизнес, да и то в крайне ограниченных масштабах, сохранился лишь в сфере обслуживания. Повсюду (кроме Польши и Югославии) было проведено обобществление сельского хозяйства. В тех восточноевропейских странах, где промышленность была развита слабо, важнейшей задачей стало проведение индустриализации, прежде всего развитие энергетики, добывающей и тяжелой промышленности.

    С использованием опыта СССР осуществлялась культурная революция - ликвидировалась неграмотность, вводилось всеобщее бесплатное среднее образование, создавались высшие учебные заведения. Развивалась система социальной защиты (медицинского, пенсионного обеспечения).

    СССР оказывал большую помощь государствам Восточной Европы продовольствием, оборудованием для заводов и фабрик. Это привело к ощутимым экономическим успехам. К 1950 г. объем производства ВВП в странах Восточной Европы как в абсолютном выражении, так и на душу населения, по сравнению с 1938 г., удвоился. К этому времени большинство стран Западной Европы лишь восстановили довоенный уровень развития.

    Зависимость восточноевропейских стран от СССР усилилась после того, как в 1947 г. было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро или Коминформ). В него входили правящие партии стран Восточной Европы, а также компартии Франции и Италии. Руководство ими стало осуществляться централизованно. При решении любых вопросов позиция СССР играла определяющую роль. И.В. Сталин очень негативно относился к любым проявлениям самостоятельности со стороны правящих партий восточноевропейских стран. Его крайнее недовольство вызвало намерение руководителей Болгарии и Югославии - Георгия Димитрова и Иосипа Броз Тито заключить Договор о дружбе и взаимопомощи. В него должен был войти пункт о противодействии «любой агрессии, с какой бы стороны она ни исходила». Димитров и Тито выступили с планом создания конфедерации восточноевропейских стран. Советское руководство увидело в этом угрозу своему влиянию на освобожденные от фашизма страны.

    В ответ СССР разорвал отношения с Югославией. Информбюро призвало югославских коммунистов к свержению режима Тито. Преобразования в Югославии шли так же, как в соседних странах. Экономика контролировалась государством, вся власть принадлежала коммунистической партии. Тем не менее режим И. Тито, вплоть до смерти Сталина, именовался фашистским.

    В 1948-1949 гг. по странам Восточной Европы прокатилась волна расправ над всеми, кого подозревали в симпатиях к идеям Тито. При этом, как ранее и в СССР, к «врагам народа» причислялись представители независимо мыслящей интеллигенции, коммунисты, чем-либо не угодившие своим лидерам. В Болгарии, после смерти Г Димитрова, также утвердилось враждебное отношение к Югославии. В социалистических странах искоренялось всякое инакомыслие.

  • II. Влияние начальной концентрации Н2О2 на период полупревращения. Определение порядка реакции.
  • А) списание заключительными оборотами начисленных доходов от необменных операций в конце отчетного периода;
  • А) формування концепції «розвиненого соціалізму» внаслідок усвідомлення нереальності побудови комунізму
  • В советской орбите влияния . В первые послевоенные годы благодаря поддержке СССР коммунисты установили свою без­раздельную власть практически во всех странах Восточной Евро­пы. Коммунистические партии стран ЦЮВЕ провозгласили официальный курс на построение основ социализма. За образец была взята советская модель социально-экономического и политического развития: приоритет государства в экономике, ускоренная индустриали­зация, коллективизация, фактическая ликвидация частной собственности, диктатура компартий, насильственное внедрение марксистской идеологии, антирелигиозная пропаганда и т. д. Пос­ле создания в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и в 1955 г . военно-политической Организации Варшавского догово­ра (ОВД) формирование социалистического лагеря окончательно завершилось.

    Кризисы и потрясения . Несмотря на относительный экономи­ческий прогресс, многие люди в странах Восточной Европы были недовольны политикой коммунистической власти. Массовые вы­ступления рабочих охватили ГДР (1953 ), забастовки и уличные беспорядки происходили в Польше (1956 ).

    В конце октября 1956 г . Венгрия оказалась на грани граждан­ской войны: начались вооруженные столкновения между рабочи­ми и силами правопорядка, участились случаи расправы над ком­мунистами. Надь (премьер-министр Венгрии) заявил о намерении правительства выйти из ОВД и превратить Венгрию в нейтральное государство. В этих условиях руководство СССР приняло решение о быстрых и незамедлительных действиях. Для «восстановления порядка» в Буда­пешт были введены советские танковые части. Эти события по­лучили название «будапештская осень ».

    В 1968 г. к либеральным реформам в Чехословакии приступил первый секретарь ЦК Компартии А. Дубчек. Пытаясь ослабить партийно-государственный контроль над всеми сферами жизни, он призвал к построению «социализма с человеческим лицом». Руководители правящей партии и государства по существу стави­ли вопрос об отказе от социализма. Страны ОВД во главе с СССР ввели в Прагу свои войска. Дубчек был смещен с поста, а новое руководство Компартии Чехословакии жестко пресекло деятель­ность идеологической оппозиции. События 1968 г. получили на­звание «пражская весна ».

    Независимый курс И. Броз Тито . Из всех стран социалистиче­ского лагеря Югославия была практически единственной, на ко­торую не распространялось советское влияние. И. Броз Тито уста­новил в Югославии коммунистическое правление, но проводил независимый от Москвы курс. Он отказался присоединиться к ОВД и заявил о нейтралитете в «холодной войне». В стране сло­жилась так называемая югославская модель социализма, которая включала самоуправление на производстве и элементы рыночной экономики. В Югославии было больше идеологической свободы, чем в других странах социалистического лагеря. При этом сохра­нялась безусловная монополия на власть одной партии - Союза коммунистов Югославии.



    Борьба Польши за демократию . Едва ли не самым проблемным союзником СССР являлась Польша. Подобно венграм и чехам, поляки также стремились к большей самостоятельности. После волнений и забастовок 1956 г. польское правительство провело некоторые реформы. Но недовольство по-прежнему сохранялось. Ведущей силой польской оппозиции стала римско-католическая церковь. В 1980 г. по всей Польше прокатилась новая волна выступле­ний рабочих. Центром забастовочного движения стал Гданьск. Здесь при активном участии католических деятелей и представи­телей оппозиционных группировок была создана межотраслевая профсоюзная организация «Солидарность». Новый профсоюз превратился во влиятельную политическую силу. «Солидарность» развернула широкую антикоммунистическую агитацию и выступи­ла с требованием политических перемен. Власти ввели чрезвычай­ное положение, запретили деятельность «Солидарности» и аресто­вали ее лидеров. Польское руководство во главе с В. Ярузельским на время стабилизировало ситуацию.



    «Бархатные революции». Начавшаяся в СССР в конце 1980-х гг. перестройка, связанная с новым лидером СССР М.С.Горбачевым, послужила толчком для по­следней серии реформ в восточноевропейских странах, в которых политическая инициатива переходила в руки оппозиционных, антикоммунистических партий и движений.

    В 1989 г. была легализована «Солидарность» в Польше и впер­вые за 50 лет проведены свободные парламентские выборы. Через год на президентских выборах победу одержал лидер «Со­лидарности» Л. Валенса. Новое руководство начало трудный пере­ход к рыночной экономике. Массовые забастовки и демонстрации осенью 1989 г. привели к отстранению от власти коммунистических правительств в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии. Была разрушена Бер­линская стена, и в 1990 г. произошло воссоединение немецкого народа. Распад социалистиче­ской государственности в Венгрии завершился демократически­ми выборами весной 1990 г. В Румынии массовые демонстрации переросли в вооруженные столкновения с человеческими жертвами. Н. Чаушеску, отказавшийся пойти на уступки, был отстранен от власти и расстрелян без суда и следствия. Стремительная смена власти и бескровный характер событий в бывших социалистиче­ских государствах (за исключением Румынии) дали основание на­звать их «бархатными революциями ».

    Ликвидация коммунистических режимов в странах Централь­ной и Юго-Восточной Европы в 1989-1991 гг. привела к распаду социалистической системы, восстановлению капитализма в вос­точноевропейских государствах и изменению расстановки сил в мировом масштабе. ОВД и СЭВ прекратили свое существование.



     
    Статьи по теме:
    Как и сколько печь говядину
    Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
    Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
    Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
    Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
    До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
    Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
    1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з