Бросательный конец для швартовки. Швартовое устройство, назначение, основные части. Команды на руль

Команды на руль.

Человека на руль! A hand to the helm! э хэнд ту зэ хелм!
Вправо! Starboard! старбэрд!
Влево! Port! пот!
Право руль! Starboard the helm! старбэрд зэ хелм!
Лево руль! Port the helm! пот зэ хелм!
Больше право! Morestarboard! мор ˈстарбэрд!
Больше лево! Moreport! мор пот!
Право на борт! Hard - a - starboard! All starboard! хард-ей-ˈстарбэрд!ол ˈстарбэрд!
Лево на борт! Hard - a - port! All port! хард-ей-пот!ол пот!
Легче, отводи! Ease the helm! из зэ хелм!
Легче право! Ease to starboard! из ту ˈстарбэрд!
Легче лево! Ease to port! из ту пот!
Прямо руль! Midships мидшипс
Одерживать! Meether мит хёр
Так держать! Steady! (steady so!); Steady as she goes! стеди! (ˈстеди соу!);ˈстеди эз ши гоуз!
Право не ходить! Nothing to starboard! ˈнасин ту ˈстарбэрд!
Лево не ходить! Nothing to port! ˈнасин ту пот!
Править по курсу! Steer the course стиэ зэ кос
Руль право десять (двадцать)! Starboard ten (twenty)! стабэд тен(ˈтуэнти)!
Руль лево десять (двадцать)! Port ten (twenty)! пот тен(ˈтуэнти)!
Отвести руль до 5 град.! Ease to five! из ту файв!
Право руль, держать 82 град.! Starboard, steer zero eight two ˈстабэд,стиэ ˈзиэроу ейт ту
Лево руль, держать курс 182! Port, steer one eight two! пот,стиэ уан ейт ту!
Лево руль, держать 305! Port, steer three zero five! пот,стиэ сри ˈзиэроу файв!
Держать на буй, знак! Steer on buoy, on beacon! стиэр он бой,он ˈбикэн!
Следовать в кильватер за ледоколом FollowIcebreaker! ˈфолоу ˈайсˌбрейкэ!
Внимательнее на руле! Watch you steering! уоч ю ˈстиэрин!

Виды швартовых концов.

Швартовные тросы, (швартовы) могут быть стальные, растительные и синтетические. Количество швартовных тросов на судне, их длина и толщина определяются Правилами Регистра.
Основные швартовные тросы подаются с носовой и кормовой оконечностей судна в определенных направлениях, исключающих. как перемещение судна вдоль причала, так и отход от него.


В зависимости от направлений, по которым они поданы, швартовные тросы получили свое название (рис. 39). Тросы 1 и 2, 7 и 8 поданные с носа и с кормы, удерживают судно от перемещения вдоль причала и называются соответственно носовым и кормовым продольными.
Тросы 4 и 5 называются шпрингами (носовым и кормовым соответственно). Шпринг работает в направлении, противоположном своему продольному концу, а в паре с другим шпрингом он» выполняют ту же работу, что и продольные.
Наконец, тросы 3 и 6, поданные по направлению, перпендикулярному к причалу, называются соответственно носовым и кормовым прижимными. Они препятствуют отходу судна от причала при отжимном ветре.

Швартовое устройство предназначено для надёжного крепления судна к пирсу, причальной стенке, дебаркадеру; к судну, стоящему на акватории порта. В некоторых случаях это устройство используется для перемещения судна с 1-го места стоянки на другое, а также для кратковременных стоянок у необорудованного берега. Швартовное устройство состоит из: кнехтов, швартовых клюзов, киповых планок, швартовных тросов и вьюшек для них, кранцев. Кроме этого может быть оснащено механизмами – швартовными лебёдками и шпилями. Для швартовки могут быть использоваться общесудовые механизмы – шпили и брашпили.

В состав швартовного устройства входят:

Швартовные тросы (швартовы) , при помощи которых судно подтягивается к причальным сооружениям (другим судам), крепится к ним и осуществляет перешвартовку.

Швартовы. В качестве швартовов используют стальные, синтетические и растительные тросы.

Стальные тросы должны быть оцинкованными и иметь не менее 144 проволок и семи органических сердечников. На автоматических швартовных лебедках может быть трос с одним органическим сердечником и числом проволок не менее 216.

Растительные тросы должны быть манильскими или сизальскими. На малых судах допускаются в качестве швартовов и пеньковые тросы.

Количество швартовных тросов на судне, их длина и толщина определяются Правилами Регистра. В практике принято длину швартова брать на 10% больше длины судна, однако делать их длиной более 200 м не требуется.

Наибольшее количество швартовов применяется при швартовке судна лагом, в зависимости от расположения швартовов и их назначения они получают свое наименование.

Все швартовы должны иметь на концах огоны длиной около 2-3 м каждый и быть достаточно прочными и эластичными.

Швартовые клюзы – усиленные овальные вырезы в фальшборте, через которые подаётся швартовый трос.

Устанавливаются в листах фальшборта. Они могут быть простыми и универсальными. Простые клюзы круглой и овальной формы представляют собой стальные или чугунные отливки, имеющие плавное округление рабочей поверхности для исключения резкого изгиба швартова.

Универсальный клюз имеет два вертикальных и горизонтальных ролика. Вертикальные ролики расставлены более широко, для того чтобы можно было пропустить огон швартова. Однако в таком клюзе возможно заклинивание швартовного троса.

Киповая планка – устройство для изменения направления движения троса.

Устанавливают обычно в районе леерных ограждений или на фальшборте. Они бывают простые, закрывающиеся, с роульсами, с горизонтальными и вертикальными роульсами и с наметкой.

Киповая планка без роульсов состоит из основания и рогов, которые отлиты как одно целое. Такие киповые планки устанавливают для проводки шпрингов и прижимных швартовов, в связи с тем, что они имеют большую прочность. При прохождении троса через киповые планки без роульсов он испытывает большое трение и быстро выходит из строя. Этот недостаток устранен в киповых планках с вертикальными роульсами. У них может быть от одного до трех роульсов. Киповые планки с одним и двумя роульсами служат для проводки одного швартова, с тремя роульсами – для двух.

В настоящее время получили применение отдельно стоящие два или три роульса на фальшборте или около выреза в нем.

Киповые планки с горизонтальным роульсом и с наметкой применяют в тех случаях, когда швартов может отклоняться вверх от линии натяжения.

На некоторых судах не палубе против турачек брашпиля ставят на специальном основании отводные роульсы, которые придают направление тросу для удобного накладывания его на турачку.

Швартовый кнехт – для закрепления швартовов (прямые и крестовые).

Кнехты - одиночные и парные, литые, чугунные или стальные тумбы, укрепленные болтами или приваренные к палубе судна. Тумбы сверху имеют шляпки, иногда с боков – приливы, предотвращающие соскальзывание швартова вверх. Кнехты по конструкции подразделяются на одиночные, парные и крестовые.

Количество и расположение швартовных кнехтов принимаются исходя из конструктивных особенностей, назначения и общего расположения судна. Обычно на судах бывает 12 – 14 рапных кнехтов, расположенных симметрично по бортам в носовой, средней и кормовой частях

Крестовые кнехты применяют на судах с низко расположенными палубами. Наложенный на них трос при подаче на причал не будет соскальзывать вверх через перекладину.

Кранец – средство защиты борта от возможных повреждений, в том числе и в ходе неудачной швартовки (навала). Кранцы могут быть мягкими и жесткими. В качестве кранцев используются деревянные брусья, парусиновые или плетеные из тросов мешки, набитые крошеной пробкой, пеньковыми или синтетическими отходами, старые автопокрышки, цилиндрические пневматические баллоны и т.д. У буксирных судов кусками автопокрышек “обшивают” привальный брус. Современные суда оборудуются пружинными кранцами.

Вьюшка – барабан с дисками большого диаметра по краям и ленточным тормозом, предназначенный для наматывания троса и его хранения.

Вьюшки бывают бесприводными и с ручным приводом в виде размаха.

На вьюшках хранят стальные и синтетические тросы. Хранить на них растительные тросы не рекомендуется, так как к внутренним шлагам будет недостаточен доступ воздуха и возможна быстрая порча троса.

Банкеты – устройства, служащие для хранения швартовных концов. Представляют собой деревянные и металлические корзины, которые устанавливают на стойках и закрывают чехлами. На банкетах тросы хорошо сохраняются, но занимают много места.

Стопора на швартовах , которые служат для временного удержания швартовов при переносе их с турачки брашпиля на кнехты.

Устанавливаются между киповой планкой или швартовным клюзом и кнехтом и крепят скобой к обуху на палубе или основании кнехта. Для стопорения стальных швартовов применяют отрезок такелажной цепи калибром 5-10 мм и длиной около 2 м с прикрепленным к ней растительным тросом длиной 1,5 м. Стопор накладывается специальным стопорным узлом. Для этого стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения, накладывают на швартов одним полуштыком, затем четыре-пять шлагов цепи полого накладывают в направлении, противоположном первому полуштыку. После наложения стопора матрос удерживает его в натяжении за конец растительного троса. Для большей надежности стопорения троса можно накладывать два полуштыка

Бросательные концы – тонкие тросы, при помощи которых швартовы подаются на причальные сооружения и другие суда.

Их делают из пенькового или сизальского троса окружностью 25 мм и длиной 35 – 40 м с легостью (мешочек с песком, оплетенный шкимушгаром) на конце. Чтобы новый бросательный конец меньше запутывался, при броске его вымачивают и вытягивают. В настоящее время на некоторых судах бросательные концы делают из капронового плетеного шнура.

Проводники – вспомогательные тросы, заводимые при необходимости между бросательными концами и тяжелыми швартовами, когда его нужно подать или завести на значительное расстояние.

Они представляют собой растительные и тонкие стальные тросы.

Швартовые механизмы служат для подтягивания судна к причалу, выборки тросов, а также для крепления на них швартовных концов.

К ним относятся швартовные шпили и лебедки. Кроме того, для швартовных операций используют брашпили, якорно-швартовные шпили и, при необходимости, грузовые лебедки.

=Вахтенный матрос (стр.31), Учебное пособие для матроса и боцмана (стр.98)=

Подготовка судна к швартовым операциям.

Подготовка к швартовке – необходимое условие качественного её проведения. О предстоящей швартовке заранее предупреждают швартовные партии и вахтенного механика, который готовит двигатель к работе в маневренном режиме. Подаётся питание на швартовные механизмы.

Заблаговременно, до прихода к причалу, с мостика подают команду «Швартовным партиям стоять по местам швартовки!» Члены швартовных партий в противоударных касках и рукавицах установленного образца занимают места согласно расписанию по швартовным операциям. На ходовой мостик вызывают старшего помощника капитана, в машинное отделение – старшего механика.

По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии выполняют следующие операции:

· устанавливают о опробовают связь с мостиком;

· проверяют работу швартовных механизмов на холостом ходу, готовят якоря к отдаче;

· готовят швартовные тросы к подаче на причал;

· готовят 2-3 бросательных конца;

· готовят парусину и маты для предохранения швартов от трения в местах их прохождения через клюзы и киповые планки;

· присоединяют цепные и растительные стопоры к кнёхтам или палубным обухам;

· готовят мягкие кранцы, а жёсткие подвешивают при необходимости вдоль борта, которым судно будет швартоваться к причалу;

· готовят противокрысиные щиты.

Швартовое устройство предназначено для крепления судна к причалу, швартовым бочкам и палам или к борту другого судна.

В состав устройства входят:

Швартовные тросы;

Киповые планки;

Направляющие роульсы;

Швартовые механизмы.

Вспомогательные приспособления:

Стопоры;

Бросательные концы;

Швартовные тросы (швартовы, швартовые концы) бывают стальные, растительные и синтетические.

Швартовные тросы (канаты ). В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы . Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм.

Сроки службы судовых тросов:

Стальных тросов – бегучего такелажа от 2 до 4 лет ;

Растительных и синтетических тросов - кабельной работы - 3 года , перлиней – 2 года ;

- прочих тросов – 1 год.

Концы швартовых тросов заканчиваются петлей, которая называется – огоном.

Число швартовых тросов на судне, их длина и толщина определяетсяПравилами Регистра .

Схема заведения швартовых концов показана на рис.

Основные швартовы подают с носовой и кормовой оконечности судна в направлениях, исключающие движения судна вдоль причала и отход от него . В зависимости от направления заводки швартовы получили свои названия . Швартовы , заведенные с носовой и кормовой оконечности судна , удерживающие судно от движения вдоль причала называются носовым(1)и кормовым (2) продольными. Швартов, направление которого противоположно продольному называется шпрингом. Носовой (3) и кормовой (4)шпринги используются для тех же целей, что и продольные концы. Швартовы, заведенные перпендикулярно причалу , называются носовым (5) и кормовым (6) прижимным. Прижимные концы не дают судну отходить от причала при отжимном ветре.

Кнехты – литые или сварные тумбы (стальные и чугунные) для крепления швартовых тросов. На транспортных судах обычно устанавливают парные кнехты с двумя тумбами на общем основании, имеющими приливы для удержания нижних шлагов троса, и шляпки не позволяет верхним шлагам швартова соскакивать с тумб.

Устанавливают также кнехты с тумбами без приливов ,

и кнехты с крестовиной .

Кнехты с крестовиной удобны для крепления швартовых концов , направленных сверху под углом к палубе . Подобные кнехты устанавливают в носовой и кормовой частях судна по обоим бортам симметрично .



Иногда на судах устанавливают одно тумбовые кнехты битенги , которые используются при буксировке .


Битенги – представляют собой массивные тумбы , основания которых прикреплены в верхней палубе или пропущены через нее и прикреплены к одной из нижних палуб . Для удержания троса на битенгах имеются краспицы .

Удобны при выполнении швартовых операций – кнехты с вращающимися тумбами, снабженными стопорным устройством.

Закрепленный на причале швартов кладут «восьмеркой» двумя-тремя шлагами на тумбы кнехта, а затем на турачку брашпиля. Когда трос выбирают , тумбы вращаются и свободно пропускают трос . Когда трос выбирают, тумбы вращаются и свободно пропускают трос. В нужный момент снимают трос с турачки и накладывают и накладывают дополнительные шлаги на тумбы кнехта. При этом стопор удерживает тумбы от вращения.

Клюзы – устройства, через которые пропускают швартовые концы с судна. Клюзы представляют собой стальные (чугунные) с отверстиями круглой формы ,

или овальной формы , окаймляющие отверстия в фальшборте судна .

Рабочая поверхность клюзов имеет плавные закругления , исключающие резкие перегибы швартовых .

Для швартовки к борту судна маломерных плавучих средств, используют клюзы с приливами – рогами .

В местах, где вместо фальшборта сделано леерное ограждение , на палубе у кромки борта закрепляют специальные клюзы.

Сильное трение швартовых концов о рабочие поверхности клюзов указанных конструкций приводит к быстрому изнашиванию тросов , особенно синтетических, поэтому на судах получили широкое распространение универсальные клюзы ,

и поворотные универсальные клюзы.

Универсальный клюз имеет свободновращающиеся в подшипниках вертикальные и горизонтальные ролики, образующие зазор, в который пропускается подаваемый на берег трос. Вращение одного из роликов при выбирании троса с любого направления значительно уменьшает трение. Поворотный универсальный клюз имеет в корпусе вращающуюся шарикоподшипниковую обойму.



Киповые планки имеют такое же назначение, что и швартовые клюзы .

По конструкции киповые планки бывают простые,


с битенгом,

с одним роульсом,


с двумя роульсами,

с тремяроульсами.

Для проводки швартовов, подаваемых на высокие причалы и суда с высокими бортами, применяют закрытые киповые планки .

Наибольшее распространение получили киповые планки с роульсами , применение которых значительно уменьшает затраты усилий на преодоление сил трения, возникающих во время выбирания троса .

Для проводки швартовых тросов от клюзов к барабанам швартовых механизмов на палубе бака и юта устанавливают металлические тумбы с направляющими роульсами.

Вьюшки – предназначены для хранения швартовых тросов. Они имеют стопорные приспособления . Устанавливают их в носовой и кормовой частях судна не слишком далеко от кнехтов .

Швартовые механизмы – служат для подтягивания судна на заведенных швартовых к причалу, борту другого судна, бочке, для перетягивания судна вдоль причала, а также автоматического регулирования натяжения швартовых при колебании уровня воды приливо-отливных течениях воды, изменения осадки во время погрузки или разгрузки судна.

К швартовым механизмам относятся:

- брашпиль;

- швартовые шпили;

- якорно швартовые лебедки;

- простые и автоматические лебедки.

Брашпили и швартовые шпили, имеют барабаны (турачки), которые используют для выбирания швартовых тросов.


На судах, не имеющих кормового якорного устройства , на корме судна устанавливают швартовые шпили, которые не имеют цепного барабана .

Вертикальное расположение оси вращения швартового барабана шпиля позволяет выбирать швартов с любого направления . Вогнутая наружная поверхность барабана шпиля и брашпиля может быть гладкой или иметь вертикальные вельпсы - закругленные ребра .

Вельпсы – препятствуют скольжению троса по барабану. Однако из-за перегибов на них швартовые тросы быстрее повреждаются . Поэтому при широком применении на судах синтетических тросов , подверженных большему трению при работе на шпиле, барабаны шпилей делают гладкими .

Якорно-швартовые лебедки, устанавливают на некоторых судах вместо брашпилей , и используют во время швартовых операциях так же, как и брашпили.

Простая швартовая лебедка имеет электродвигатель со встроенным дисковым тормозом . Вращение двигателя лебедки через механизмы внутри передается на вал со швартовым барабаном. При помощи работы дискового тормоза можно регулировать скорость вращения швартового барабана.

Автоматическая швартовая лебедка выгодно отличается от простой лебедки тем, что она может работать в ручном и автоматическом режиме . В ручном режиме лебедку используют для подтягивания судна к причалу и для выбирания отданных тросов. После того как трос выбран в тугую, он остаётся на барабане лебедки . Лебедку переводят в автоматический режим , устанавливая необходимую силу натяжения троса . При изменении, по каким либо причинам силы натяжения троса, лебедка автоматически подбирает или потравливает швартовый трос, обеспечивая постоянное натяжение швартового троса .

Автоматические лебедки изготовляются в двух вариантах:

- со швартовой турачкой , соединенной со швартовым барабаном разобщительной муфтой;

- без турачки , которые устанавливаются возле брашпиля и шпиля.

Стопоры служат для удержания швартовых тросов в натяженном состоянии при переносе их с барабана швартового механизма на кнехты .

Стопора бывают: цепные (рис. а) , растительные или синтетические(рис. б) .

Цепной стопор представляет собой такелажную цепь диаметром 10 мм , и длиной 2 – 4 м , с длинным звеном для крепления скобой к палубному обуху, на другом конце стопора растительный или синтетический трос длинной не менее 1,5 м . и толщиной в два раза тоньше , чем швартовый конец.

Стопор из растительного или синтетического троса изготовляется из того же материала, что и швартовые тросы только в два раза тоньше.

Бросательный конец необходим для подачи швартового троса на берег при подходе судна к причалу.

Бросательный конец – это растительный или синтетический линь толщиной 25 мм , длиной – 30 – 40 м , с одной стороны которого привязывается легость (груз, оплетенный тонким растительным торсом) для увеличения дистанции броска , другой конец привязывается к огону швартового троса .

Кранцы.

Кранцы – предназначены для предохранения корпуса судна от ударов о причальную стенку , или о борт другого судна при швартовых операциях и стоянки судна.

Кранцы бывают мягкие и жесткие

Мягкие кранцы – это мешки туго набитые упругим материалом и оплетены прядями растительного троса или упакованные в специальные чехлы . Мягкие кранцы имеют огон с коушем для крепления к нему растительного или синтетического троса, длина которого должна быть достаточной за бортом при низких причалах и наименьшей осадке.

Жесткие кранцы деревянные бруски, подвешиваемые на тросах к борту судна. Для придания такому кранцу эластичности, его оклетневывают по всей длине растительным или синтетическим тросом.

Рулевое устройство судна.

Рулевое устройство – служит для управления судном . С помощью рулевого устройства можно изменять направление движения судна или удерживать его на заданном курсе . Во время удержания судна на заданном курсе задачей рулевого устройства является противодействие внешним силам:

Течению, которые могут привести к отклонению судна от заданного курса .

Рулевые устройства известны с момента появления первых плавучих средств. В древности рулевые устройства представляли собой большие распашные весла, укрепленные на корме, на одном или на обоих бортах судна. Во времена средневековья их стали заменять шарнирным рулем, который помещался на ахтерштевне в диаметральной плоскости судна. В таком виде он сохранился до настоящего времени.

Рулевое устройство состоит из следующих частей:

- Руль позволяет удерживать судно на заданном курсе и изменять направление его движения. Он состоит из стальной плоской или обтекаемой пустотелой конструкции – пера руля , и вертикального поворотного вала – баллера , жестко соединенного с пером руля. На верхний конец баллера выведенного на одну из палуб насажен сектор или рычаг – румпель, к которому прикладывается внешнее усилие, поворачивающее баллер .

- Рулевой двигатель через привод поворачивает баллер, что обеспечивает перекладку руля. Двигатели бывают паровые, электрические и электрогидравлические. Двигатель устанавливается в румпельном отделении судна.

- Пост управления служит для дистанционного управления рулевым двигателем. Он установлен в рулевой рубке. Органы управления обычно монтируют на одной колонке с авторулевым. Для контроля за положением пера руля относительно диаметральной плоскости судна служат указатели – аксиометры.

В зависимости от принципа действия различают:

Пассивные рули;

Активные рули.

Пассивными называют рулевые устройства, позволяющие производить поворот судна только во время хода, во время движения воды относительно корпуса судна.

В отличие от него активный руль позволяет осуществлять поворот судна независимо от того, движется оно или стоит.

По положению пера руля относительно оси вращения баллера различают:

- простой руль – плоскость пера руля расположена за осью вращения гребного винта;


- полубалансирный руль – только большая часть пера руля находится позади оси вращения гребного винта, за счет чего возникает уменьшенный момент вращения при перекладке руля;

- балансирный руль – перо руля расположено так по обеим сторонам оси вращения, что при перекладке руля не возникают какие-либо моменты.

Активное рулевое устройство – в перо руля встроен электродвигатель, приводящий во вращение гребной винт. Электродвигатель для защиты от повреждения помещен в насадку. За счет поворота пера руля вместе с гребным винтом на определенный угол возникает поперечный упор, облегчающий поворот судна. Активный руль также выполняет свои функции и во время стоянки судна на якоре. Активные рули обычно устанавливаются на специальных судах, где необходима высока маневренность.

Для облегчения маневренности судна при выполнении швартовых операций применяют носовые и кормовые подруливающие устройства. Подруливающие устройства различают:

- подруливающие устройства с противоположным вращением винтов.

- подруливающее устройство с реверсивным вращением винта.

Для того чтобы активное рулевое устройство действовало, перо пассивного руля должно стоять под определенным углом. Баллер руля приводится во вращение рулевой машиной, установленной под палубой в корме судна .

Принцип действия рулевого устройства с электрическим приводом .

1 ручной штурвальный привод (аварийный привод);

2 румпель;

3 редуктор;

4 рулевой сектор;

5 электродвигатель;

6 пружина;

7 баллер руля;

8 перо руля;

9 сегмент червячного колеса и тормоза;

10 червяк.

Если необходимо повернуть перо руля , нужно запустить, электродвигатель с определенной частотой вращения который сопряжен с рулевой колонкой на ходовом мостике . Через электрические приборы (сельсины, вращающиеся трансформаторы ) крутящий момент от штурвала рулевой колонки на ходовом мостике передается на электродвигатель рулевого устройства и от него на перо руля .

При неисправности электрической рулевой машины руль приводится в движение с помощью управляемого вручную механизма состоящего из ручного штурвального привода . Путем поворота штурвала через червячную передачу вращение передается на румпель и от него на баллер руля .

На современных судах используют рулевое устройство с электрогидравлическим двигателем .

1 разъем подключения к судовой электросети;

2 судовые кабельные соединения;

3 запасная канистра с жидкостью для гидропривода;

4 рулевой насос;

5 рулевая колонка с датчиком телемотора;

6 индикаторный прибор;

7 приемник телемоторов;

8 двигатель;

9 гидравлическая рулевая машина;

10 баллер руля;

11 датчик указателя поворота руля.

При вращении штурвала на рулевой колонке в ходовой рубке срабатывает предающий и приемный датчик телемотора на рулевой колонке и рулевой машине . Перетекающая под давлением в трубопроводе жидкость приводит в движение шток в приемнике телемотора, который передает движение на рулевой насос в соответствующем направлении . От рулевого насоса движение передается на баллер руля.

На каждом судне должно иметься швартовное устройство, обеспечивающее подтягивание судна к береговым или плавучим причальным сооружениям и надежное крепление судна к ним. Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также пере­тяжки вдоль причалов. В состав швартовного устройства входят:

Швартовные тросы;

Швартовные клюзы и направляющие роульсы;

Киповые планки (с роульсами и без них);

Вьюшки и банкеты;

Швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки); вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательные концы).

Рис. Швартовное устройство

Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовных концов использу­ются растительные, стальные и синтетические тросы.

Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют боль­ших физических усилий при передаче с борта судна на при­чал. Наиболее распространенными на морских судах являют­ся стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм. Хранят стальной швартов на ручных вьюшках, оборудованных тор­мозом, прижимаемым педалью к щеке барабана. На крупно­тоннажных судах устанавливают швартовные вьюшки с при­водом.

Широкое распространение получили швартовы, изго­товленные из синтетических тросов. Они легче равнопроч­ных им стальных и растительных швартовов, обладают хо­рошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах. Не разрешается использовать синтети­ческие тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертифи­катов.

Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различ­ных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляет­ся из синтетического троса в виде так называемой «пружины».

На судах, перевозящих наливом воспламеняющиеся жидкости с температу­рой вспышки паров ниже 60 0 С, пользоваться стальными тросами разрешается только на палубах надстроек, не являющихся верхом грузовых наливных отсеков, если по этим палубам не проходят трубопроводы приема и выдачи груза. Приме­нять на танкерах тросы из искусственного волокна можно только по специальному разрешению Регистра (при разрыве этих тросов возможно образование искр).

Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 ра­за в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо про­изводить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.

В зависимости от положения относительно судна швартовы называются: продольные, прижимные, шпринги (носовые и кормовые соответственно). Швартовы на забортном конце имеют петлю - огон, который накидывают на береговой пал или крепят скобой к рыму швартовной бочки. Другой ко­нец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.


В морской практике швартовные операции относят к наи­более ответственным и часто повторяемым операциям. Опреде­ленный риск, существующий при их выполнении, обусловлен

В СОСТАВ ШВАРТОВНОГО УСТРОЙСТВА ВХОДЯТ:

- швартовы - гибкие связи, с помощью которых судно удерживается у причального
сооружения;
- кнехты - стальные или чугунные тумбы, служащие для закрепления швартовов;
- киповые планки, роульсы и клюзы, которые обеспечи­вают подачу швартова в нужном
направлении и предохраняют его от повреждений;
- стопоры тросовые, предназначенные для временного удержания швартовного каната;
- вьюшки для хранения швартовных канатов;
- кранцы, предохраняющие корпус от повреждений при швартовке;
- швартовные механизмы.

Применяют несколько типов швартовных операций:

ШВАРТОВКА СУДНА БОРТОМ К ПРИЧАЛУ (ЛАГОМ) -

ШВАРТОВКА СУДНА КОРМОЙ К ПРИЧАЛУ

ШВАРТОВКА К СУДНУ, СТОЯЩЕМУ НА ЯКОРЕ ИЛИ ДРЕЙФУЮЩЕМУ,

Распространенной швартовной операцией является поста­новка судна на бочк у.

Обычно бочки имеют массивную якор­ную цепь-бридель, который соединяет ее с мертвым якорем.
Рым на верхней части бочки предназначен для закрепления швартова. Часто от массивной якорной
цепи, расположенной на грунте, вверх идет легкий тросовый бридель, поддерживаемый поплавком. С
судна выбирают поплавок и бридель, поднимают якорную цепь и соединяют ее с цепью судна.
Количество бочек, за которое закрепляют судно, зависит от ограничений, накладываемых на его
перемещения. Судно, стоя­щее на одной бочке (якоре), может занять любое место в круге, радиус
которого близок к суммарной длине судна, швартова и бриделя. Так как в стесненной акватории
такие пе­ремещения недопустимы, их ограничивают путем постановки судна сразу на несколько
бочек.

ШВАРТОВНЫЕ ТРОСЫ

В качестве швартовных концов используются

Количество и размер тросов определяются

Стальные тросы применяются

Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из

Наиболее удобны швартовы из

Чтобы использовать положительные качества

Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже

Осмотр также необходимо производить после

На одном конце швартовного троса имеется петля – огон , который надевают на

Другой конец троса закрепляют

КНЕХТЫ

Рис. 5. Крепление швартовного троса на кнехте

Швартовные тросы на кнехтах закрепляют

КЛЮЗЫ

Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают

Рис. 6. Кормовые клюзы обыкновенные Рис. 7. Клюз универсальный

Кроме киповых планок, для изменения направления троса применяют

Рис. 8. Киповые планки

ВЬЮШКИ И БАНКЕТЫ

Для хранения швартовных тросов используют:


Рис. 11. Банкета



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з