Был ли есенин геем. Соционические типы. Есенин и евреи

Непростая, двусмысленная дружба Сергея Есенина и Николая Клюева началась еще на заре творческого пути великого русского поэта. Тогда еще совсем юному Сергею приходилось очень несладко. Его молодая Муза не находила признания в доступной для начинающего стихотворца среде. В Москве его стихи были никому не нужны. Есенин пытался печататься хотя бы в «Рязанском вестнике», но и его редактора совсем не впечатлило это предложение.

Кардинальные перемены в жизни

Постоянные неудачи, непонимание и отсутствие признания, к которому молодой поэт так стремился, ужасно угнетало. Своей первой жене, Анне, он нередко сетовал на горькую судьбу. Да она и сама видела, как гнетет мужа его тяжелое положение. Сергей первый раз женился довольно рано. В 20 лет уже стал отцом. Неспособность найти свое место в жизни толкнула его уехать из Москвы, которая никак не желала принимать молодого поэта.

Есенин решил попытать счастья в Петрограде, где тогда жил и работал сам Александр Блок. Оставив жену Анну и маленького сынишку в Москве, Сергей отправился в северную столицу. Сразу же по приезду он явился к Блоку и прочел ему свои творения. Более зрелый и умудренный опытом поэт с большой приязнью отнесся к своему юному собрату по перу, подписал ему книгу и дал рекомендательное письмо к Сергею Городецкому.

Чтобы пробиться, везде нужны связи

Городецкий тоже был поэтом, восхищался всем исконно русским, так что Есенин был вполне в его формате. Но возвышенный, витавший в облаках Блок не знал о личных пристрастиях Городецкого. Тот был бисексуалом и вращался, главным образом, в кругу людей нетрадиционной ориентации. Очень многие представители богемы в начале XX века предавались всевозможным сексуальным экспериментам. Сергей Есенин, голубоглазый красавец со светлыми вихрами, произвел на Городецкого неизгладимое впечатление. Вдобавок он принес с собой рукописи стихов собственного сочинения, которые по простоте душевной обернул каким-то старым деревенским платком. Эта деталь сразила Городецкого наповал. Он пригласил Есенина к себе жить и лично помогал ему продвигать стихи в питерские журналы.

Знакомство с Клюевым

Благодаря Городецкому Сергей Есенин стал вхож во многие поэтические салоны Петрограда, в том числе, и в салон Мережковских. Именно в это время и произошло его знакомство с Николаем Клюевым. Последний был ярым последователем хлыстовства, писал велеречивые стихи в деревенском стиле и был бескомпромиссным любителем мужчин.

К Сергею он сразу же воспылал безудержной страстью. Достаточно почитать стихи Клюева того периода, чтобы понять, насколько сильно он был влюблен в Есенина. В своих письмах он постоянно осыпает молодого человека ласкательными именами и пишет ему разные нежности: «голубь мой белый», «светлый братик», «целую тебя… в усики твои милые» и пр.

Он посвящает Сергею несколько стихов, насквозь пропитанных эротизмом и любовным томлением. Обращается к нему «Тебе, мой совенок, птаха моя любимая!» («Плач о Сергее Есенине» Н. Клюев). Чтобы ни на минуту не расставаться с возлюбленным, Клюев селит Есенина у себя дома на Фонтанке и оказывает ему всяческое покровительство.

А была ли любовь?

Благодаря помощи Клюева Сергею Есенину удалось не только избежать военной службы, но и стать широко известным в самых блестящих литературных салонах дореволюционного Петрограда. На одном из благотворительных вечеров молодой поэт был даже представлен императорской особе. Все это время Клюев безудержно ревновал Есенина к любым его увлечениям. Сергей вспоминал, что стоило ему куда-то выйти за порог дома, как Николай садился на пол и выл.

Это ужасно тяготило амбициозного поэта, который не питал к невзрачному мужчине почти на 10 лет его старше никаких чувств. И все же 1,5 года они были вместе. Потом грянул 1917 год, и пути разошлись. Образ крестьянского стихотворца в косоворотке стал неактуален, поэтому Есенин тут же сменил имидж. Он стал имажинистом и бесшабашным хулиганом. Клюев больше был не нужен, и Есенин без малейшего сожаления бросил своего покровителя.

После первого же знакомства в 1915-ом с Есениным Федор Сологуб сказал, что его «крестьянская простота» наигранная, насквозь фальшивая. Федор Кузьмич со свойственной ему проницательностью сумел прочитать в глубине души молодого поэта неистовую жажду признания и славы. Этого не смог разглядеть Николай Клюев. За что и поплатился. Он очень тяжело переживал расставание со своим «ненаглядным Сереженькой». Боль утраты насквозь пронизала лирику Клюева в тот период:

Ёлушка-сестрица,
Верба-голубица,
Я пришел до вас:
Белый цвет Сережа,
С Китоврасом схожий,
Разлюбил мой сказ!

Он пришелец дальний,
Серафим опальный,
Руки - свитки крыл.
Как к причастью звоны,
Мамины иконы,
Я его любил.

И в дали предвечной,
Светлый, трехвенечный,
Мной провиден он.
Пусть я некрасивый,
Хворый и плешивый,
Но душа, как сон.

Сон живой, павлиний,
Где перловый иней
Запушил окно,
Где в углу, за печью,
Чародейной речью
Шепчется Оно.

Дух ли это Славы,
Город златоглавый,
Савана ли плеск?
Только шире, шире
Белизна псалтыри -
Нестерпимый блеск.

Тяжко, светик, тяжко!
Вся в крови рубашка...
Где ты, Углич мой?..
Жертва Годунова,
Я в глуши еловой
Восприму покой.

Но едва ли сам Сергей испытывал хоть каплю тех же чувств. Его цель была достигнута – теперь стихи Есенина издавались. Клюев помог ему преодолеть безвестность и остался в прошлом. Теперь впереди была слава, вино, поэзия и женщины.

Не все ИЭИ такие, как здесь описаны, но они встречаются часто.

Интуиция времени, БИ, программа сознания .

Все свое время ИЭИ тратит на свое удовольствие: театры, книги, прогулки, развлечения, здоровье, сон и пр. Избегает тратить это время на кого-либо другого, в том числе на близких людей, рассматривая это как отрыв времени от себя и лишение себя какого-то возможного в это время удовольствия. Плывут по течению жизни.

Главное - проблем никаких у него быть не должно: жить надо так, чтоб не создавать себе лично проблем, и не давать другим их создавать себе. Желательно, чтоб существующие проблемы решил кто-то другой. В крайнем случае, можно и заболеть, чтоб не приставали с заботами.

Есенины – принцы и принцессы в душе. . Живут мечтами. И ждут принца на «белом коне» не меньше. Девушки-Есенинки всех кандидатов в женихи рассматривают с точки зрения финансовой перспективности. Неперспективных держат при себе на всякий случай. Ищут сильного партнера, материально обеспеченного, с карьерным ростом, а лучше - с уже готовой карьерой - начальника, директора и пр.
Мужчины-Есенины часто находят для себя сильных волевых женщин значительно старше себя.

Хорошо видят любые изменения вокруг. Умеют уходить от ненужных ситуаций, создающих им проблемы - обтекают их, не обращают внимания, игнорируют... Ос вобождаясь от своих проблем, создают тем самым проблемы другим людям. При этом спокойны, улыбаются, могут вызывать жалость к себе.

Умеют создавать нужную для себя непроблемную ситуацию, говоря подходящие для нее слова – маленький спектакль, имеющий целью поменять ситуацию с выгодой в свою сторону, не заботясь при этом о чувствах или времени других людей. Делают это очень тонко, так, что другой человек будет чувствовать себя виноватым…. , а Есенин – жертвой. Он всегда "выйдет сухим из воды".

Этика эмоций, ЧЭ, инструмент программы сознания, творческая функция

При знакомстве умеет понравиться, создать о себе очень благоприятное мнение, произвести впечатление. Умеет красиво ухаживать, дарить цветы и говорить красивые слова в самый нужный момент времени.

При установившихся отношениях его настроение меняется, порой в самый неожиданный момент. Управляют ситуацией, разворачивая ее то так, то этак, как ему выгодно. Могут не соблюдать договоренности, если это создает им проблему, например, возникает необходимость как-то действовать, "шевелиться", а это уже проблема... В каждой ситуации находятся те единственно верные слова, которые заставляют другого человека сделать то, что надо Есенину. При этом говорятся очень правильные и красивые слова, что помогает воздействовать на совесть другого человека, вызвать жалость к себе, вернуть любовь к себе..., манипулировать то есть. Есенин - мастер манипуляций! С чувствами и желаниями другого человека может не считаться, если они противоречат его собственным.. Интересы другого человека в таком случае, каким бы близким он ни был, могут в расчет не берутся. Близкие наказываются его плохим настроением, его усталостью, депрессией, чувством вины.
Например, это касается распределения денег в семье, материальных ценностей, наследства... Есенины подгребают под себя все, что есть шанс взять или не от дать. Примеров их жизни - множество.

Есенин умело страдает на публику, чтоб вызвать жалость к себе или воздействовать на близкого человека с нужной целью. Собственные дети входят в число тех, кем Есенин также манипулирует. Мать может ревновать к дочери, если ей кажется, что муж(отец) уделяет дочке больше внимания, чем ей. Или ревнует к внешнему виду дочки, ее возрасту и красоте: Есенины желают не стареть и всегда оставаться молодыми... Меняет тогда свое отношение к ребенку - становится вредным, мстит ребенку.

Сенсорика ощущений, БС, - знание норм общества по БС, - ролевая функция

Стремление следовать нормам принятым в обществе в вопросах эстетики собственного внешнего вида, здоровья. Следование моде, украшение себя. Любовь к розовому цвету, к мелким деталям, к ярким украшениям. От экстравагантности до полного пофигизма в вопросах сочетаемости вещей по цвету, стилю, сезону. Очень заботятся о своем здоровье. Создают комфорт, как это принято в обществе, как у всех. Любит заботу о себе, но не отлич ается заботливостью в отношении близких: забота от и до, например, сварить супчик, но на неделю. Накрытиь с тол для гостей, но всего понемножку, главное - красивый стол, а не сытость. К Комфорт для Есенина не является ценностью, ценность - роскошь. В нимание уделяется внешним атрибутам комфорта - дорогие машины, квартиры, дорогой отдых, эстетика дома. Еда - по минимуму, в основном для создания имиджа. А кто может сам поесть, тот пусть сам и ест. А кто не может, тот, наверное, просто не хочет. И вообще, "мама устала". и желает отдохнуть!

Деловая логика, ЧЛ, болевая функция

Работа должна приносить удовольствие! .Хорошо, когда Есенин находит себя в творчестве. Тогда есть шанс быть на виду, заработать и даже прославиться... Если таковой не находит, то лучше, чтоб ее не было совсем: работа - не королевское дело...

Дела делаются по минимуму - зачем создавать себе проблемы? Проблем у себя быть не должно (базовая минус БИ):, время оттягивается в надежде на то, что дела сделает кто-то другой, более ответственный. Отличительная черта Есениных - ответственность на себя не берет, всячески избегает, перекладывает на того, кто рядом. Кто делает работу, тот и молодец - значит, ему нравится это делать.Например, бабушке нравиться возить внуков на кружок, путь и возит, а маме некогда - маме нужно на фитнес или на маникюр...

Любовь к деньгам заставляет Есенина искать такого партнера, у кого эти деньги есть. Или подсказать тому, кто может их заработать (таких людей видят отлично), где их заработать. В этом сила Есенина: найти и использовать нужных людей. Даже подвинуть тех, кто мешает занять подходящее место. Быть поближе к начальству, стать для него опорой. А как еще сделать карьеру, если знаний не хватает? Свести с полезными людьми, которые помогут сделать карьеру твоему близкому человеку - найти шанс.

Вот тогда можно будет и распоряжаться его деньгами. К деньгам у Есениных особенно трепетное отношение: их надо побольше иметь, но так, чтоб поменьше работать. Все деньги, которые есть в семье, контролируются Есениными лично вне зависимости от того, кто их заработал. (исключение - в паре с дуалом-Жуковым, который либо сам деньги партнеру отдаст, либо - наоборот - не отдаст). Деньги Есениными тратятся в основном на себя. Тратить не на себя - рука не поднимается, в крайнем случае - по минимуму. Пример: отец-Есенин детям-двойняшкам мальчикам 3х лет покупал обувь в самом последнем случае, когда уде совсем развалилась, одну пару и самую дешевую...Для себя может совершать покупки бесполезные.... Для родственников в этом вопросе присутствует скупость и жадность.

***

Из опыта личного и социального. Замечена у некогторых представителей типа И ЭИ такая особенность: отслеживается наличие материальных ценностей у родственников: мужей (жен), всех бабушек, дедушек, тетей и дядей, дальних и близких. Есенин ищет любой шанс, чтобы присвоить ценность и не гнушается при этом никакими методами - конфликтует со всеми родственниками, судится с ними, даже если не нуждается ни в чем - денег (квартир, дач) ему всегда мало. Жизнь длинная, может не хватить на старость... Пример: Светлана Ходченкова судится с бабушкой, Наталья Фатеева выгнала единственного сына из квартиры...Телеведущий Шепелев присвоил деньги умирающей Жанны Фриске...и ради них отсудил сына. Сканрдал с Виталиной-Цымбалюк-Романовской: отобрала у мужа все квартиры до бракосочетания... и пр.
***

Вот такая болевая ЧЛ...И только с Жуковым, который отдает все деньги партнеру САМ, у Есенина материальное обеспечение и распределение средств складывается удовлетворительно.

Логика связей, формальная логика, БЛ, - референтная.

Очень уважают знания и стремятся к ним всячески. Любят учиться, годами могут учиться. Уважают энциклопедическую образованность. Зачастую выбирают технические специальности, но реализоваться в них могут очень условно, в силу слабости функции. Мужчины часто выбирают специальность программиста. Любят спорить. В споре переходят на личности и манипулируют фактами.. Спорить с ними сложно и даже бесполезно, т.к. из-за слабой формальной логики ваши аргументы в расчет не берутся, а наоборот - используются против вас, факты выворачиваются «наизнанку» самым удивительным образом, так, что вы всегда будете виноваты - манипулятивная логика у Есенина!

Волевая сенсорика, ЧС, - суггестивная. Запрос на аспект ЧС.

Есенины рождаются с уверенностью в своей избранности: " голубой крови", особого предназначения в жизни. Ждут своих " Алых парусов", с помощью которых смогут жить не как толпа прочих, "быдло", а быть наверху, быть выше, сильнее, смотреть сверху вниз на всех..., иметь возможность указывать, командовать, диктовать свои желания. "Я - королева!"."Я - БОГ"! - с такими мыслями Есенин идет по жизни..
Есенины о риентированы на сильного партнера, способного стоять на своем твердо, "командовать полками" и не вестись на его этические манипуляции. Этими манипуляциями провоцируют человека на проявление силы.

Ищут сильного человека - имеют сильный запрос на чужую силу и волю, очень тонко чувствуют чужую сильную волю, внушаются ею.

Прогибаться готовы только под сильного, если такового нет рядом, то всех остальных прогибают под себя: пытаются сами проявлять свою волю, командуя теми, кто рядом, то есть как бы разрешают о себе заботиться, обеспечивать себя и выполнять свои желания, зачастую - капризы. Жуков - тот человек, который внушается есенинскими проблемами, согласен с его слабостями и с удовольствием их принимает, организует для Есенина нужный ему мир, проявляя свою волю - только с таким человеком Есенин чувствует себя "как за каменной стеной".

Интуиция возможностей, ЧИ, (наблюдательная и ограничительная) в блоке с этикой отношений БЭ: (-ЧИ+БЭ)

Из всех возможностей берутся те, которые работают на базовую БИ, то есть позволяют устраниться от возможных проблем, действий и работы, в целом - как можно лучше устроиться в жизни при минимуме своих усилий и при максимуме - усилий партнера, и спокойно плыть по течению жизни.

Все интересующие ИЭИ шансы (карьерные (БЛ) и отношенческие (БЭ)) отслеживаются Есениными на автомате. М ужчин-ИЭИ в первую очередь интересуют карьерные (БЛ) шансы и возможности (-ЧИ): как подняться как можно выше вверх по карьерной лестнице, занять денежную должность. А женщин-ИЭИ - шансы устроить комфортную безбедную личную жизнь. Для осуществления этих целей ИЭИ нужны перспективные отношения (БЭ). На работе ИЭИ быстро находят общий язык с руководителем организации, сближаются с ним, всячески ему помогают, демонстрируют преданность,тем самым увеличивают свои карьерные шансы.Так поступают и мужчины и женщины- ИЭИ. (тому есть множество личных свидетельств авторов сайта и подтверждений из литературы, интернета и проч источников).

Перспективные отношения для женщин - те, которые позволяют создать союз с деловым, сильным и богатым человеком. и освободить себя от необходимости работать, одновременно обеспечив материально на всю жизнь вперед. (БИ - базовая). . Бывает, и примеров в жизни тому достаточно, что карьера у ИЭИ не задается, тогда они переключается на перспективные отношения. В результате возникает союз молодых мужчин-ИЭИ с богатыми и сильными, известными женщинами.

Неперспективные, лишние, возможности отношений отсекаются (БЭ не ценность) как правило, сразу, как свои собственные, так и особенно отношения мужа, Есенин контролирует партнера на предмет любых лишних отношений: базовая БИ предвидит возможные проблемы для себя в отношениях и заранее их устраняет, контролируя опасные (-БИ) для отношений шансы (ЧИ)..

Этика отношений, БЭ, фоновая.

Все отношения между людьми вокруг отслеживаются на автомате, и все отношения к себе - тоже. Вопрос стоит не "кого я люблю, для того я все сделаю", а "кто меня любит, тот все для меня сделает".
Дети (и мужья) - не адресаты вложения любви, а источник получения любви и внимания к себе: "Кто для меня ничего сделать не может, тот интереса не представляет и любить его не за что". Не мама (папа) должна заботиться о детях, а дети - быть всем обязанными маме (папе), оберегать ее (его) покой.

Из всех отношений извлекается выгода, она - необходима (минус ЧЛ в болевой). Прежде всего материальная. Отношения, не представляющие выгоды, не дающие нужных связей, не интересуют - лишний напряг же, лишние телодвижения... При этом слова могут говориться сколь угодно красивые.

Как мамы-Есенины могут "заботиться" о детях.

Из сообщества "Соционика -Дельта" в ФВ пост:мама- Есенинка интересуется:"я - Гексли или Дост?"
__________________________________________________________

"У кого есть дети, расскажите, пожалуйста, что для вас самое тяжёлое в воспитании ребёнка? Для меня самое тяжёлое - заботиться, особенно когда ребёнок маленький, получается 90% времени с ребёнком, это забота. Придумать что приготовить, накормить, если не ест, придумать что то другое, одеть/раздеть на прогулку, укладывать спать, вставать ночью. А если ещё и болеет.. Там сплошная забота. В общем иногда я начинаю чувствовать себя какой то слугой у ребёнка. И это тяжело:(И может сейчас это эгоистично прозвучит, но я привыкла, хотела и хочу, чтоб заботились только обо мне. Ну хорошо, не только обо мне, но в той же степени. Да, я хочу быть центром заботы в своей семье. Муж Габено-Бальзак заботливый по натуре и ему в целом это легче даётся, но на мой взгляд у него перебор, когда дочка заплачет ночью, во сне, он буквально подскакивает, будто пожар. Даже раздражает местами:(Интересно, все ли Гексли-мамы такие, всем ли тяжело даётся забота или это просто я избалованная эгоистка)"

Современники знали его не только как одного из первых поэтов России, но и как знатного скандалиста. Слава о его выходках часто шла впереди его поэтического признания.

Есенин и евреи

Одна из самых проблемных тем в восприятии Есенина - его отношение к евреям. Поэта не раз обвиняли в антисемитизме. Во время жизни Есенина в Москве на него было заведено 13 уголовных дел. В большинстве дел, кроме дебошей и драк, фигурировали нелицеприятные высказывания поэта о евреях. По «еврейскому вопросу» над поэтом и тремя его друзьями Ганиным, Орешиным и Клычковым состоялся даже «товарищеский суд». Их обвиняли в том, что за разговором в пивной об издании журнала они оскорбили постороннего человека, назвав его «жидовской мордой».

Дело разрешилось общественным порицанием. Есенин свой антисемитизм отрицал. Он говорил Эрлиху: «Что они сговорились, что ли? Антисемит - антисемит! Ты - свидетель! Да у меня дети евреи!..».

Все случаи есенинского юдофобства были спровоцированы. Часто, ввязываясь в драку, он даже не знал, что его обидчик - еврей, но в итоге дело выставляли в ключе антисемитизма.

Провокации следовали одна за другой. Есенин не раз высказывал критические замечания в адрес Троцкого и даже ввел его в пьесу «Страна негодяев» под псевдонимом Чекистов. Травля Есенина шла с подачи Троцкого, который ясно понимал, что Есенин становится опасен. Своей непредсказуемостью и своей упрямой несговорчивостью.

Есенин и Пастернак

Взаимоотношения Есенина с другими поэтами нельзя было назвать простыми. Так, Есенин не принимал стихи Пастернака. Неприятие поэзии не раз перерастало в открытую конфронтацию. Поэты даже дрались.

Об этом есть воспоминания Катаева. Есенин в них - королевич, Пастернак - мулат.

«Королевич совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат - по ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба и на его лошадь с пылающим лицом, в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось».

Есенин и театр

Первая жена Есенина, Зинаида Райх, была актрисой. Второй муж первой жены Есенина - Мейерхольд. Актрисой была и Августа Миклашевская.

Богемная жизнь, в которую был вовлечен и Есенин, так или иначе крутилась вокруг театра... и в театре.

Так, Есенин во время одной из постановок Малого театра проник за сцену и в одной из гримёрок принялся распивать вино с Всеволодом Ивановым. Когда в гримерку вернулась актриса, то выпроводить поэтов самостоятельно у нее не получилось, пришлось вызывать милицию. Увидев милиционера, Есенин побежал. По дороге дважды подрался, но был скручен и приведен в кабинет администрации, где начали составлять протокол. Составив протокол, милиционер вывел поэта из театра.

Есенин и Маяковский

Самые острые отношения были у Есенина с Маяковским. Два талантливых поэта делили литературный пьедестал, постоянно вступали в полемику. При этом трезво оценивали значимость друг друга. Маяковский не раз говорил, что из всех имажинистов в истории останется один Есенин. Есенин же выделял Маяковского из ЛЕФовцев и завидовал его «политической хватке».

Это был поединок равных. Есенин утверждал, что не хочет делить Россию с такими, как Маяковский, Маяковский остроумно отвечал «Возьмите её себе. Ешьте её с хлебом». Поэты спорили как в стихах, так и в жизни. Маяковский убеждал Есенина:

Бросьте вы ваших Орешиных и Клычковых! Что вы эту глину на ногах тащите?"
- Я глину, а вы - чугун и железо! Из глины человек создан, а из чугуна что?
- А из чугуна памятники!

Есенин и милиция

Есенин не любил милицию. Даже больше - боялся её. В этом он не раз признавался тому же Ганину. При этом в её московских отделениях Есенин был завсегдатаем. В Москве поэт был на особом контроле. В кафе, которые он обычно посещал, всегда находился сотрудник в штатском.

Скандалы поэта, которые становились логическим окончанием распития спиртного, неизменно приводили Есенина в уже знакомые отделения. До суда, однако дела Есенина не доходили. Выручала слава поэта и полезные знакомства.

Есенин в Америке

Отличился скандалом Есенин и в Америке. На вечере, устроенном Мани Лейбом, Есенин читал «Страну Негодяев» и прочел вместо еврей «жид», чем возмутил кошерную публику. Несмотря на попытки Айседоры Дункан замять скандал, дело кончилось потасовской и уже привычным обвинением Есенина в антисемитизме.

Мало кто понял, что грубая форма обращения была применена Есениным по отношению к нелюбимому им Троцкому, который как-то заметил: «Русский народ нам нужен лишь как хворост для растопки мировой революции. Пусть он сгорит, зато какой займётся пожар...». После инцидента Есенин не раз извинялся, но, что называется, осадок остался.

После смерти

Скандальная слава Есенина преследует поэта и после смерти. Последний скандал был связан с выходом на экраны фильма «Есенин», в котором поэт представлен однобоко: скандалистом и буяном, алкоголиком и смутьяном.

По фильму не понятно, когда поэт успевал писать стихи. Общественность, что называется, возмутилась, но это только прибавило популярности сериалу, как когда-то скандалы поэта Есенина делали ему PR среди творческой публики двух столиц.

Есенин. Русский поэт и хулиган Поликовская Людмила Владимировна

Был ли Есенин антисемитом?

Был ли Есенин антисемитом?

Во время пребывания в Нью-Йорке Есенин вместе с Дункан посетил дом еврейского поэта М. Л. Брагинского (Мани-Лейба) и читал там начало «Страны негодяев». При большом количестве народа (и немалом вина). Почти все присутствующие на вечере, в отличие от хозяина, переводчика Есенина на идиш, русского языка не знали. Но слово «жид» звучит приблизительно одинаково на всех языках. Было ли бестактностью со стороны Есенина читать стихи с этим словом в еврейском доме? Во всяком случае, Мани-Лейб понимал, что автор не идентичен герою, и не обиделся. Скандал разразился позже и по-другому поводу.

Кто-то начал пошло и неприкрыто ухаживать за Айседорой Дункан. (Точнее, приставать к ней.) Она старалась освободиться от непрошеных мужских рук. Но было поздно. Есенин, уже изрядно выпивший, рассвирепел. Он подбежал к ней, схватил так, что затрещала материя на ее платье, и разразился трехэтажной матерной бранью. А она, тихая и смирная, стояла перед ним и ласково повторяла те же слова, вряд ли понимая их значение.

Вскоре ее оттерли от него и отвели в соседнюю комнату. Есенин дико кричал: «Где Айседора? Где?» Ему сказали, что она уехала, и он бросился вниз в одном пиджаке. Его втащили обратно, он отбивался и орал, пытался выброситься с пятого этажа. Его схватили, он стал кричать: «Распинайте меня, распинайте!» Пришлось его связать и уложить на диван. Тогда он стал вопить: «Жиды, жиды, проклятые!» Мани-Лейб пытался уговаривать: «Слушай, Сергей, ты ведь знаешь, что это оскорбительное слово, перестань!». Есенин умолк, а потом, повернувшись к Мани-Лейбу, снова настойчиво сказал: «Жид!»

Терпение Мани-Лейба кончалось: «Если ты не перестанешь, я тебе сейчас дам пощечину». Есенин вызывающе повторил: «Жид!» Мани-Лейб выполнил свою угрозу. Есенин в ответ плюнул ему в лицо. Мани-Лейб выругал его. Есенин полежал некоторое время связанный, потом успокоился и почти спокойно сказал: «Развяжите меня, я поеду домой».

«Дорогой мой Монилейб! Ради Бога простите меня и не думайте обо мне, что я хотел что-нибудь сделать плохое или оскорбить кого-нибудь […]. Это у меня та самая болезнь, которая была у Эдгара По, у Мюссе. Эдгар По в припадках разб[ивал] целые дома.

Что я могу сделать, мой милый Монилейб, дорогой мой Монилейб! Душа моя в этом невинна, а пробудившийся сегодня разум повергает меня в горькие слезы, хороший мой Монилейб! Уговорите свою жену, чтобы она не злилась на меня, пусть постарается понять и простить. Я прошу у Вас хоть немного ко мне жалости.

Любящий вас всех

Ваш С. Есенин.

[…] Не думайте, что я такой маленький, чтобы мог кого-нибудь оскорбить. Как получите письмо, передайте всем мою просьбу простить меня».

В искренности этого письма сомневаться не приходится. Трезвый Есенин никогда бы не позволил себе ничего - даже отдаленно - подобного. Но известно: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.

Так все-таки был ли Есенин антисемитом? Он сам всегда отвечал на этот вопрос возмущенно отрицательно. И обычно добавлял: «У меня дети - евреи». Зинаида Райх еврейкой не была. (Мать - русская, отец - немец, хотя и поговаривали, что с примесью еврейской крови - документально это не доказано.) Но Есенину почему-то было приятно говорить, что он женился на еврейке. Появившийся в 1924 г. его сын Александр (о нем речь впереди) уж точно будет евреем. Его мать библейская красавица Надежда Давыдовна Вольпин - чистокровная галахическая еврейка, читавшая Ветхий Завет в подлиннике. Вообще в своих личных отношениях с людьми, как с мужчинами, так и с женщинами, Есенин никогда не руководствовался их национальностью.

Чтобы разобраться с вопросом, вынесенным в заголовок этой главы, позволим себе географические и временные перескоки. Вот Есенин вместе с уже упоминавшимся Г. Алексеевым идут по берлинским улицам. «Не поеду в Москву… не поеду туда, пока Россией правит Лейба Бронштейн»(таковы настоящие имя и фамилия Льва Троцкого. - Л. П. ) - «Да что ты, Сережа? Ты - антисемит?» Есенин остановился. И с какой-то невероятной злобой и яростью закричал на Алексеева: «Я - антисемит?! Дурак ты, вот что! Да я тебя, белого, вместе с каким-нибудь евреем зарезать могу… и зарежу… понимаешь ты это? А Лейба Бронштейн - это совсем другое дело, он правит Россией, а не должен ей править… Дурак, ты ничего этого не понимаешь».

…И тут мы согласны с Сергеем Александровичем. Лейба Бронштейн (так же, как Иосиф Джугашвили) не должен править Россией. Нет, Лев Давыдович Троцкий не был русофобом. И Есенин не считал его таковым. Мечту этого большевистского вождя хорошо сформулировал Маяковский: «Чтобы в мире,/без Россией,/ без Латвий,/ жить единым человечьим общежитьем". Это не значит, что не было русских, грезивших о том же самом. Были, и в немалом количестве. (Далеко за примером не ходить: Владимир Владимирович Маяковский - чистокровный русский дворянин.) Но Сергей Александрович Есенин к ним не принадлежал:

Когда на всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Лично к Троцкому Есенин относился с большим уважением. (Даже большим, чем тот заслуживал.) Свидетельств тому немало. «Идеальным, законченным типом человека Есенин считал Троцкого» (В. Наседкин, поэт, муж Екатерины Есениной); «С большим уважением, доходившим до почитания, относился [Есенин] к Троцкому» (С. Борисов, журналист, сотрудник изданий, где печатался Есенин). Сам Есенин в очерке «Железный Миргород», построенном во многом на скрытой полемике с Троцким, писал: «Мне нравится гений этого человека, но видите ли, видите ли?..» Из личного свидания с большевистским лидером (устроенного Я. Блюмкиным) поэт вынес самое лучшее мнение о нем. «Был у Троцкого. Он отнесся ко мне изумительно. Благодаря его помощи мне дают сейчас большие средства на издательство» (из письма к Дункан от 29 августа 1923 г.). Троцкий предложил Есенину стать во главе журнала крестьянских писателей и деньги на его издание. Подумав, Есенин отказался: ссылаясь на то, что он не силен в финансовых вопросах и не хочет «заработать себе на спину бубнового туза». Этот ответ представляется нам не совсем искренним. Попроси он хорошего бухгалтера - ему бы, безусловно, не отказали. Но издавать журнал - ведь это работа. Если и не ежедневная, то, во всяком случае, регулярная - Есенин же умел только творить. И только, как говорила М. Цветаева, заслышав «дуновение вдохновения». (Это не значит, что он не работал над стихами. Вдохновение - это состояние, когда человек способен работать без устали, не замечая времени. Некоторые строчки «Пугачева» имеют свыше 30 (!) вариантов.) А может быть, и не совсем поверил в то, что ему будет предоставлена полная свобода печатать все, что он захочет.

Троцкий любил и оберегал Есенина. Есть версия, что существовал неписаный приказ Троцкого: Есенина не трогать. И это очень похоже на правду. Во всяком случае, на 150 000 000 населения Советского Союза только один Сергей Александрович Есенин мог прилюдно кричать: «Бей жидов и коммунистов! Спасай Россию!» - и отделываться лишь приводами в милицию. Для этого надо было иметь очень высокого покровителя. Любого другого бы расстреляли.

После смерти Есенина Троцкий многое сделал, чтобы не дать вычеркнуть его имя из советской литературы.

Да будь у Троцкого еще больше положительных качеств, все равно не следовало ему править Россией. Принадлежа к тому же племени, что и Лев Давыдович, мы считаем своим долгом сказать: правление Лейбы Бронштейна не принесло ничего хорошего не только России, но и народу еврейскому.

Н. Бердяев, не помним уж, в какой работе, передает свой разговор со старым, умным евреем году в 1918-1919-м: «Вы не будете отвечать за то, что Ленин - русский, но я буду отвечать за то, что Троцкий - еврей». Как в воду глядел!

Не будь в Российской империи ни одного еврея, революция все равно бы состоялась. Но история не знает сослагательного наклонения: евреи были и приняли активное участие в революции, и в первом большевистском правительстве их было действительно непропорционально много. Удивительно ли, что в массовом сознании слова «еврей» и «коммунист» стали синонимами, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Одно из стихотворений «Москвы кабацкой» - «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…» (оно цитировалось выше) - имело еще и другой вариант, существенно отличавшийся от печатного. Он дошел до нас в записи подруги Есенина Галины Бениславской:

Защити меня, влага нежная.

Май мой синий, июнь голубой,

Одолели нас люди заезжие,

А своих не пускают домой

Знаю, если не в далях чугунных

Кров чужой и сума на плечах,

Только жаль тех дурашливых юных,

Что сгубили себя сгоряча.

Жаль, что кто-то нас смог рассеять

И ничья непонятна вина.

Ты Рассея моя, Рассея,

Азиатская сторона.

«Люди заезжие» - понятно эфемизм. «Своих не пускают домой», очевидно, намек на «философский пароход». Но Есенин осторожен в выводах. («И ничья не понятна вина»).

Точнее и подробнее других об антисемитизме Есенина рассказала Галина Бениславская:

«Трудно […] наспех передать это сложное и противоречивое отношение [Есенина] к евреям.

1. Была древняя российская закваска по отношению к «жидам». Это еще из деревни принес он, и в дореволюционный период такое отношение, вероятно, поддерживалось в среде Ломана и пр. ему подобных.

2. В революционных кругах, в эсеровской среде создалось новое понятие и прежнее исчезло или, вернее, забылось, - да и стыдно было «культурному» Есенину помнить об этом.

3. Появилась обида на советскую власть за себя, за то, что отмели его, за то, что он в стороне от новой жизни. Что не он ее строит. Обиделся и за то, что даже в своей области, в поэзии, не он хозяин. Кого винить? Советскую власть, которую ждал, которую приветствовал, - невозможно. Но виновник нужен. Искать долго не пришлось - кстати, попал в окружение Клычковых, Ганиных, Орешиных и Наседкиных (много их у нас на Руси). У них все ясно - жиды, кругом жиды виноваты. Во всем виноваты - не печатают стихов, гонорар не сыпется, как золотые монеты из сказочного ослика, слава и признание не идут навстречу - во всем жиды виноваты.

Почва, вероятно, была готова. Но рассудок еще боролся. Клычковы и пр. для [Есенина] не авторитет. Решительную роль сыграл […] Николай Алексеевич Клюев. […] хорошо учел […] мутное состояние Есенина, старое из деревни царской России, воспоминание о «жидах», личная обида и неумение разобраться в том, чья вина («и ничья непонятна вина»), торгашеская Америка с ее коммерсантами («евреи и там»). Добавил Клюев еще историю о себе: «Жиды не дают печататься, посадили в тюрьму»)».

Ноябрь 1923 г. Москва. Так называемое «Дело четырех поэтов» - Есенин, Орешин, Ганин и Клычков обвиняются в антисемитизме. Место действия - столовая-пивная. Все действующие лица - в подпитии.

Из протокола допроса Есенина в милиции (с сохранением стилистики, орфографии и пунктуации): «…во время разговоров про литературу вспоминали частично т.т. Троцкого и Каменева, говорили относительно их только с хорошей стороны то что они-то нас и поддерживают. О евреях в разговоре поминали только мы в русской литературе не хозяева и понимают они в таковой в тысячу раз хуже чем в черной бирже, где большой процент евреев обитает и специалистов. Когда милиционер предложил идти, мы расплатились, последовали в отделение милиции неизвестный гражданин назвал нас «мужичье», «русскими хамами» и когда была нарушена интернациональная черта национальность - словами этого гражданина мы некоторые из товарищей назвали его жидовской мордой».

Итак, Есенин не скрывает своего убеждения: евреи мало что понимают в русской литературе («в тысячу раз хуже, чем в черной бирже»). Не беря сторону Есенина, скажем, что так рассуждали не только антисемиты. Еще до революции в либеральной прессе шла большая дискуссия по этому поводу с участием евреем. Открыла дискуссию статья К. Чуковского «Евреи и русская литература», автора которой никто и никогда, слава богу, антисемитом не считал. (В большевистских изданиях 20-х гг. статья с таким названием появиться не могла - вне зависимо от содержания.) Чуковский с большим уважением говорит о талантливости еврейского народа, в том числе и в литературе, но в литературе еврейской. По его мнению, ни один русский писатель не мог бы рассказать о еврейских погромах с такой художественной силой, как это сделал Бялик, но и ни один еврей не может говорить о чисто русских проблемах так, как русские классики.

Здесь надо сделать оговорку: статья писалась в 1908 г., когда среди звезд русской литературы первой величины еще не было еврейских фамилий. В 1920-е гг. в русской литературе уже появились еврейские гении. Прежде всего Б. Пастернак и О. Мандельштам. Есенин их гениями не считал. (Впрочем, как и большинство критиков того времени.) И наверное, все-таки не из-за анкетных данных, а потому, что их поэзия была ему чужда. (Но не более чем поэзия Маяковского.) Совершенно не обязательно соглашаться по этому вопросу с Есениным, но необходимо помнить, что его точка зрения традиционна для русской интеллигенции, причем для далеко не худшей ее части.(Примерно в таком духе будет высказываться и А. Солженицын, знавший уже о существовании не только Пастернака и Мандельштама, но и Бродского.)

Кроме того, во времена Есенина наличие партбилета сильно облегчало карьеру. И бездарные еврейские литераторы с таковыми в кармане получали преимущество перед бездарными русскими литераторами, в РКП(б) не состоящими.

В наше время изъять из русской культуры еврейские имена - значит обеднить ее, но изъять имена антисемитов - значит оставить от нее рожки да ножки. Чем бы была русская литература без Гоголя, Достоевского, Лескова, Блока, Булгакова? Мы любим и ценим их несмотря на. Отчего же не любить Есенина, который «не был антисемитом в глубоко укорененном «философском» смысле […]. Он был больным, путаным гением. Сегодня он провозглашал свою большую любовь к евреям и к своим еврейским друзьям, а назавтра тех же самых друзей обзывал «грязными жидами». Но это было не антисемитизмом, а вспышками болезненного настроения», - сообщал хорошо знавший Есенина поэт и переводчик Н. Гребнев английскому исследователю творчества Есенина Г. Маквею.

Защиты от обвинений в антисемитизме Есенин пытается искать не у кого-нибудь, а у Троцкого. И в этом нет ничего удивительного. Один из участников «Дела четырех» - Клычков, в отличие от Есенина, антисемит совершенно оголтелый, - показывает: «Тов. Троцкого и Каменева жидами не называли, а наоборот говорили, что эти люди вышли из своей национальности…» И он совершенно прав. Евреи-большевики были Иванами (если угодно, Абрамами), родства не помнящими. Ни традиций, ни культуры, ни тем паче религии своего народа они не уважали. И именно поэтому считали себя вправе стоять во главе России. Надо ли говорить, что плохой еврей не становится автоматически русским? (По крайней мере в первом поколении.)

«Никаких антисемитских речей я и мои товарищи не вели. - пишет Есенин Троцкому. - Все было иначе. Во время ссоры Орешина с Ганиным я заметил нахально подсевшего к нам типа, выставившего свое ухо, и бросил фразу: «Дай ему в ухо пивом». Тип обиделся и назвал меня мужицким хамом, а я обозвал его жидовской мордой. Не знаю, кому нужно было и зачем было делать из этого скандала общественный характер. Мир для меня делится исключительно только на глупых и умных, подлых и честных. В быту - перебранки, прозвища существуют так же, как у школьников» (письмо не было отправлено).

В этом письме Есенин, разумеется, ничего не говорит о том, как он понимает роль евреев в русской культуре, зато признается, что слово «жид» было произнесено еще в пивной, а не по дороге в милицию.

«Мир для меня делится исключительно только на глупых и умных, подлых и честных», - в светлые минуты Есенин рассуждал именно так.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Есенин Умер Есенин! Это трудно сказать вслух. Это так же трудно сказать, как «нет больше песни… Умерли березовые рощи, вечернее косое солнце, розовая дорожная пыль»…* * *Пустой коридор одной из «гостиниц для приезжающих». Дверь настежь. За круглым столом посередине

Есенин 1К Есенину у Рубцова отношение особое. «…Невозможно забыть мне ничего, что касается Есенина», - однажды напишет он мне. Но это будет позже, в пятьдесят девятом, когда мы всерьез начнем искать следы пребывания Сергея Александровича в Мурманске.Что я знал тогда о

С.А. ЕСЕНИН Биографическая справка Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) – русский советский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток

С.А. Есенин 1. История русской советской литературы / Под ред. П.С. Выходцева. М., 1989.2. Кулешов В.И. История русской литературы. М.: Русский язык, 1989.3. Солнцева Н.М. Сергей Есенин. М.: МГУ,

И. В. ГРУЗИНОВ ЕСЕНИН С. ЕСЕНИН РАЗГОВАРИВАЕТ О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ Иван Васильевич Грузинов (1893–1942) - поэт, выступал в печати с 1912 года, в 1915–1926 годах выпустил ряд поэтических сборников («Бубны боли», «Избяная Русь», «Малиновая шаль» и др.).Познакомился с Есениным в 1918

К. С. ЕСЕНИН ОБ ОТЦЕ Вечера, посвященные памяти С. А. Есенина - моего отца, начиная с 1950 года проходят регулярно, каждые пять лет.Первый такой вечер, совсем для «узкого круга», состоялся в московском Доме литераторов, на улице Воровского. Теперь, спустя годы, ярче других в

К. С. ЕСЕНИН ОБ ОТЦЕ Константин Сергеевич Есенин - сын Есенина и З. Н. Райх, родился в Москве 3 февраля 1920 года, скончался 25 апреля 1986 года; участник Великой Отечественной войны, инженер-строитель, спортивный обозреватель.Воспоминания впервые напечатаны в сб. «Есенин и

Есенин и Дункан В данной части книги представлены воспоминания современников Есенина и Дункан, ставших вольными или невольными свидетелями зарождения, расцвета и угасания необыкновенной истории любви. Воспоминания людей, живших почти сто лет назад, в другом веке,

Был ли Есенин антисемитом? Во время пребывания в Нью-Йорке Есенин вместе с Дункан посетил дом еврейского поэта М. Л. Брагинского (Мани-Лейба) и читал там начало «Страны негодяев». При большом количестве народа (и немалом вина). Почти все присутствующие на вечере, в отличие

Есенин Летом 1925 года прочел я книжку Есенина под непривычно простым заглавием: «Стихи. 1920–1924». Тут были собраны пьесы новые и не совсем новые, т. е. уже входившие в его сборники. Видимо, автор хотел объединить стихи того, можно сказать, покаянного цикла, который взволновал

Ну, Есенин! Лето двадцать пятого года. Я на даче. Под Ленинградом, в Вырице. Это чуть не в шестидесяти километрах от города. Зато здесь хоть сухо. Дачу сняли вместе с Сахаровой – она заняла верх, я внизу. Анну Ивановну соблазнило, что я держу «живущую» няню – можно будет,

Маяковский – Есенин Галина Бениславская:«Через весь зал шагнул Маяковский на эстраду. А рядом с ним, таким огромным и зычным, Есенин пытается перекричать его: "Вырос с версту ростом и думает, мы испугались, – не запугаешь этим"».Лидия Сейфуллина:«На стол президиума

Есенин В первый раз я увидел Сергея Есенина в 1918 году. В Политехническом музее был какой-то литературный вечер. Я был в публике. В антракте, взглянув нечаянно влево, я заметил странного молодого человека. Он мгновенно привлек мое внимание своей внешностью: бросились в

«Есенин погиб…» Есенин погиб, потому что не свой, чужой заказ (времени – обществу) принял за свой (времени – поэту), один из заказов – за весь заказ. Есенин погиб, потому что другим позволил знать за себя, забыл, что он сам – провод: самый прямой провод!..Есенин погиб,



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой