Женевские конвенции. Женевская конвенция Из чего состоит женевская конвенция

Женевская конвенция представляет собой совокупность обязательных для исполнения всеми государствами правых норм, направленных на законодательную больших войн и локальных военных конфликтов (как международного масштаба, так и внутригосударственного характера). Этот также в значительной степени ограничивает методы и набор средств ведения войн, базируясь на позициях гуманизма и человеколюбия. Женевская конвенция во многом изменила жестокое обличье войны, сделав ее более цивилизованной и гуманной.

Историю человеческой цивилизации, по большому счету, можно изучать по истории колоссального количества войн разной степени жестокости и кровопролитности. Практически невозможно отыскать хотя бы одно столетие, обходившееся без вооруженного противостояния держав и народов. Ко второй половине девятнадцатого века, когда войны начали приобретать беспрецедентный размах, массовость и жестокость, когда наука в симбиозе с техническим прогрессом оказались уже в состоянии обеспечить военных варварскими орудиями массового уничтожения, назрела острая необходимость в создании такого важного юридического документа как Женевская конвенция. Она упорядочила отношения между участниками последующих вооруженных противостояний и уменьшила количество жертв среди мирных граждан.

Женевская конвенция 1864 года, ставшая первым подобным документом в истории, имела выдающееся значение, которое заключается в том, что она являлась многосторонним постоянно действующим договором, открытым для добровольного присоединения всех стран. Этот небольшой документ, состоявший всего-то из десяти статей, положил начало всему войны, а также всем гуманитарно-правым нормам в их современной трактовке.

Уже спустя два года первая Женевская конвенция прошла, если так можно выразиться, боевое крещение на полях сражений которая одной из первых договор, придерживалась его положений. располагала прекрасно оснащенными госпиталями, а Красный Крест постоянно был там, где нуждались в его помощи. Иной была ситуация в противоборствующем лагере. Австрия, не подписавшая конвенцию, просто бросала своих раненых на полях сражений.

Целью последующих редакций этого , основанных на опыте минувших войн, стала защита не только прав военнопленных, но и людей, не являющихся непосредственными участниками боевых действий (гражданских и религиозных лиц, медицинских работников), а также потерпевших кораблекрушение, больных, раненых, независимо от того, к какой из воюющих сторон они принадлежат. Отдельные объекты, такие как госпитали, санитарный транспорт и различные гражданские учреждения тоже находятся под защитой соответствующих статей Женевской конвенции и не могут подвергнуться нападению или стать ареной сражений.

Этот нормативный международный документ также определяет запрещенные методы ведения войны. В частности, не допускается использование мирного населения в военных целях, запрещено применение биологического и противопехотных мин. Глубокий смысл Женевской конвенции заключается в попытках обеспечить разумный баланс между военно-тактической необходимостью с одной стороны и гуманностью с другой. С изменением характера ведения и масштабов войн назрела необходимость в новой редакции Женевской конвенции. Например, согласно статистике столетия минувшего, из каждой сотни пострадавших в военное время восемьдесят пять являются мирными жителями. В первую очередь это касается самой кровавой войны в истории - Второй мировой, когда практически каждое государство, в ней участвовавшее, нарушало не только положения Женевской конвенции, но и все мыслимые и немыслимые принципы общечеловеческой морали.

Четыре Женевские конвенции 1949 года с двумя дополнительными протоколами от 1977-го являются объемными многостраничными документами и имеют универсальный характер. Их подписали 188 стран мира. Следует заметить, что эти редакции конвенций обязательны для исполнения всеми государствами, даже не являющимися их участниками.

Женевские конвенции - это ряд международных соглашений, подписанных в Женеве главами ведущих государств Европы. Проводились конвенции с 1864 по 1949 год. Женевские конвенции вместе с дополнениями к ним составляют основу международного гуманитарного права.

12 августа 1949 года были опубликованы протоколы четырех Женевских конвенций. Первые три из них - пересмотренные и дополненные договоры конца XIX века. Они затрагивали вопросы обращения с ранеными солдатами, моряками и военнопленными. Четвертый документ касался темы защиты гражданского населения в военное время.

Критика конвенций

После терактов 11 сентября 2001 года Женевские конвенции были подвергнуты критике. Утверждалось, что такой вид международных соглашений устарел и плохо подходит для современной формы ведения военных действий.

Сегодня в порядке вещей ситуация, когда одна сторона вооруженного конфликта является независимым военизированным подразделением, не имеющим опознавательных знаков и финансируемым в частном порядке. Женевские же конвенции предполагают договоренности государств между собой, а влияние государств на такие частные армии, как правило, не распространяется.

Однако, несмотря на такую расстановку сил, Женевские конвенции остаются жизненно важными для мировой геополитики. Почему это так? Основная задача международного права в целом и Женевских конвенций в частности заключается в том, чтобы остановить агрессию в случае возникновения вооруженного конфликта. Женевские конвенции предполагают, что даже такая неуправляемая ситуация, как война, должна иметь свои рамки. Эти рамки прописаны и закреплены в международных соглашениях.

Войны приносят с собой не только большую убыль населения. Помимо прочего это еще и пытки, жестокое обращение, захват заложников, похищения людей, насилие физическое, психологическое и сексуальное. Все эти действия фактически запрещены Женевскими конвенциями и другими договорами международного права.

Несмотря на подобные запреты, Женевские конвенции плохо работают в условиях глобальной войны с терроризмом.

Международное гуманитарное право применяется только в том случае, если страна сталкивается с вооруженным конфликтом. То, что называется «глобальным терроризмом», может иметь форму вооруженного конфликта, а может и не иметь. Часто терроризм принимает иные формы и требует по отношению к себе иных методов борьбы - действий со стороны полиции, следственных органов и так далее.

Участие гражданского лица в конфликте

Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда гражданское население оказывается беззащитным перед угрозой террористических атак. К тому же в современных военных столкновениях граница между мирным населением и агрессором часто бывает размыта. Международным комиссиям бывает сложно ответить на вопрос, является ли человек мирным гражданином или же комбатантом.

Для комиссии ответ на этот вопрос таков: гражданские лица - это те, кто не принадлежит ни к одной из задействованных сторон конфликта. Ни к вооруженным силам государства, ни к организованной военной группе.

Те лица, которые являются солдатами или боевиками, будут постоянно подвергаться ограничительным мерам со стороны международных сил.

Если человек не имеет статуса гражданского лица, он не обеспечивается защитой со стороны международного права.

Здесь важно помнить, что не все формы участия человека в военном конфликте приводят к потере этой защиты. Только в том случае, если его вклад в военные действия напрямую связан с нарушением международных норм.

Допустим, мирные жители предоставляют еду и жилье вооруженным элементам. Это как раз тот случай, когда гражданское лицо участвует в конфликте, но его действия не нарушают международного права и, следовательно, не могут привести к потере защиты.

С другой стороны, если человек, вооружившись, примкнул к одной из воюющих сторон, участвует в боевых операциях, убивает людей или наносит им раны и увечья - это прямое нарушение международного права. Такой человек теряет статус гражданского лица.

Комитет Красного Креста рассматривал также вопрос о поставщиках вооружения: можно считать их мирными гражданами или нет?

Очевидно, что если водитель грузовика подвозит вооружение прямиком на линию фронта и имеет прямую связь с боевиками, то он сам становится законной целью миротворческих миссий.

Пробелы в Женевских конвенциях

Однако, если перевозка оружия, снаряжения и т. д. происходит где-то в тылу, без непосредственного контакта с фактическими боевыми действиями или часто по незнанию, в таком случае водитель не теряет своей защиты.

Как видно, пробелы в Женевских конвенциях постепенно восполняются, что позволяет им не терять актуальности в условиях современной войны. На сегодняшний день международными организациями рассматриваются вопросы возможности задержания людей по соображениям безопасности и новые международные нормы в отношении невоенных вооруженных конфликтов, которых становится все больше в мире. Когда есть международный военный конфликт, тогда мы имеем ситуацию, предусмотренную Женевскими конвенциями. В таком случае на этот конфликт будут распространяться все соответствующие нормы международного права. Если же это невоенный международный конфликт, то он выходит за пределы полномочий Женевских конвенций. Сейчас Международный комитет Красного Креста работает над исправлением этой ситуации.


Всеобщая декларация прав человека
Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года


ПРЕАМБУЛА
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства, Генеральная Ассамблея, провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8
Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10
Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11
1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12
Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14
1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15
1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16
1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. 2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21
1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27
1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
________________________________________

Говоря о защите жертв войны, подразумевают обеспечение сторонами конфликта международно-правовой защиты для определенных категорий, то есть предоставление им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательства, глумление над личностью и т.п.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - военнопленные, раненые и больные, лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение на море, а также гражданское население, в том числе на оккупированных территориях.

Каждая из вышеперечисленных категорий жертв войны категорий находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г.

Согласно этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания за несовершенные правонарушения, в том числе коллективное наказание.

Особой защитой и покровительством пользуются дети.

К женщинам предписывается относиться с особым уважением.

С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается убивать, а также подвергать физическому калечению, научным и медицинским опытам. Они считаются находящимися во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. Поэтому воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений, уважать их личность и честь, с военнопленными-женщинами обращаться не хуже чем с мужчинами, не применять к военнопленным никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер).

Работа военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться к работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера.

Военнопленные могут поселяться в специальных для них лагерях. Они должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской помощью.

Запрещаются коллективные наказания. К военнопленным может быть индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только один раз за один и тот же проступок или преступление.

Побег военнопленного не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений. Однако частичная репатриация может производиться по соглашениям и до окончания войны.

Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. обязывают воюющие стороны обеспечить медицинскую помощь и уход за ранеными и больными противника, категорически запрещают убивать их, оставлять без помощи. Их должно разыскивать, подбирать и предоставлять им те же условия, что и своим раненым и больным.

Воюющие стороны обязаны сообщать фамилии раненых, больных и умерших, хоронить их, ограждать от ограбления, разрешать местному населению (а на море - военным и торговым судам нейтральных стран) подбирать раненых и больных, ухаживать за ними без боязни преследования, разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты.

Санитарные формирования (санитарные отряды, госпитали, поезда, суда, самолеты) не могут быть объектами военных действий, они неприкосновенны. Отличительной эмблемой санитарных служб является белый флаг с красным крестом, красным полумесяцем. Госпитальные суда должны окрашиваться в белый цвет с соответствующими эмблемами. Воюющие должны возможно скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных в Швейцарии все данные о раненых, больных и военнопленных, находящихся у них, и об их смерти.

В международном праве проводится разграничение между комбатантами (сражающимися) и нонкомбатантами (не сражающимися).

Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил и непосредственно принимающих участие в боевых столкновениях, автоматически являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами.

Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне её, даже если эта территория оккупирована, являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами, если отвечают нижеследующим условиям:

· имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,

· имеют определённый и явственно видимый издали отличительный знак,

· открыто носят оружие,

· соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

К комбатантам относятся:

· личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооруженных сил;

· партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления, если они отвечают 4 требованиям, приведенным выше;

· население не оккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками;

· вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (только для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.).

Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил.

Комбатанты, попавшие во власть неприятеля, имеют право на статус военнопленного. Военные корреспонденты и другие лица, исполняющие служебные обязанности, могут не являться комбатантами, но могут иметь право на статус военнопленного. При этом право применять оружие закреплено только за комбатантами. Если гражданские лица принимают участие в военных действиях, они теряют свой статус и полагающуюся защиту.

Наёмники -- лица, действующие в целях получения материального вознаграждения, не являющиеся гражданами ни одной из сторон конфликта, не проживающие постоянно на их территории и не являющиеся лицами, направленными для исполнения служебных обязанностей, не могут претендовать на статус комбатанта и военнопленного. В ряде стран наёмничество признаётся преступлением и подлежит уголовному преследованию. Следует проводить различие между наёмниками и добровольцами: последние участвуют в конфликте по идейным соображениям и являются комбатантами.

Согласно Первому Дополнительному Протоколу к Женевским Конвенциям наёмники не получают статуса комбатанта и военнопленного, но тем не менее с ними необходимо обращаться гуманно согласно ст. 3 общей для всех Женевских Конвенций.

Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией.

Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства, а также некомбатанты, входящие в состав вооружённых формирований. Нарушение данным лицом международных норм ведения военных действий не является основанием для лишения его этого статуса, за исключением случаев шпионажа. Тем не менее, за совершение международных преступлений (но не за участие в боевых действиях) военнопленный может быть подвергнут уголовному преследованию.

В соответствии с нормами международного права, любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом, то есть его могут подвергнуть уголовному преследованию.

В отличие от шпиона, разведчик, то есть лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил. Таким образом, в случае пленения разведчик имеет право на статус военнопленного.

Лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое не проживает на территории, оккупированной противной стороной, и которое занимается шпионажем на этой территории, не утрачивает свое право на статус военнопленного, и с ним не могут обращаться как со шпионом, за исключением тех случаев, когда оно захвачено до того, как оно вновь присоединилось к вооруженным силам, к которым оно принадлежит.

Соответственно, с точки зрения международного права, разведчиками могут считаться только фронтовые разведчики, носящие форменную одежду своих вооруженных сил. Все агентурные разведчики являются, по определению, шпионами.

Международное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны.

В зоне вооружённого конфликта могут работать две категории журналистов:

· военные корреспонденты (ст. 4.A (4) III Женевской конвенции 1949 г.) и

· журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённых конфликтов (ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.).

Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:

· являться представителями СМИ;

· иметь аккредитацию в вооруженных силах;

· сопровождать военные формирования;

· не являться членами военных формирований.

В этой же статье указывается, что военные корреспонденты при попадании в плен пользуются такой же защитой, что и военнопленные .

Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённого конфликта, не получают аккредитации в вооруженных силах, хотя могут сопровождать военные формирования, -- по крайней мере, прямого запрета на подобное сопровождение нет. Такие журналисты обладают статусом гражданского лица и, как следствие, пользуются защитой от нападения, если только они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданского лица. Следует заметить, что норма ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. отсылочная и раскрывается в статьях, в которых говорится о защите гражданского населения.

Защита журналистов подразумевает не только необходимость предпринимать те или иные действия, но и обязательство не прибегать к определенного рода действиям по отношению к ним. Так, гражданские лица в соответствии со ст. 51 (2) I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. (в том числе журналисты) не должны являться объектом нападения, в соответствии со ст. 52 Протокола гражданские лица имеют право на то, чтобы к их собственности относились с уважением, если она не имеет военного характера.

Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г.

В соответствии с этими документами запрещается:

· делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов;

· наносить неизбирательные удары (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;

· использовать голод среди мирного населения как средство войны;

· наносить удары по объектам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения мирного населения;

· наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (к таковым относятся плотины, дамбы, АЭС), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооруженным силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);

В то же время, наличие гражданского населения в определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

В протоколе также указано, что при планировании и проведении военных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди мирного населения или, в крайнем случае, свести их к минимуму .

Рассмотрев вопрос о защите жертв вооруженных конфликтов, можно сделать следующие выводы:

1. Жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации.

2. Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.

3. Мирное гражданское население неприкосновенно.

3. Женевские конвенции и современные вооруженные конфликты

В основе Женевских конвенций лежит понятие уважения к жизни и достоинству каждого отдельного человека. Люди, пострадавшие во время конфликта, должны получать помощь и заботу без какой-либо дискриминации. Конвенции также подтверждают и усиливают роль медиков: медицинский персонал, медицинские формирования и санитарно-транспортные средства должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Это обязательное условие для того, чтобы они могли подбирать раненых и больных и оказывать им помощь. Принципы, на которых основываются эти нормы, столь же древние, как и сам вооруженный конфликт.

Однако по-прежнему часто встает вопрос: актуальны ли еще Конвенции, имеют ли они значение для современных войн?

Тот факт, что международное гуманитарное право не утеряло своей значимости, подтверждают результаты опроса общественного мнения, в ходе которого людей в странах, пострадавших от войны, спрашивали, что они считают допустимым поведением в ходе боевых действий; им также задавали вопросы об эффективности Женевских конвенций. Это исследование под названием «Наш мир. Взгляд из горячих точек» проводилось агентством «Ipsos» в Афганистане, на Гаити, в Грузии, Демократической Республике Конго, Колумбии, Либерии, Ливане и на Филиппинах. Данное исследование было специально заказано МККК по случаю 60ой годовщины Женевских конвенций.

Большинство из примерно четырех тысяч человек, опрошенных в этих восьми странах, - 75% - говорят, что действия, которые комбатантам разрешено совершать во время боя, должны подпадать под какие-то ограничения. А на вопрос, слышали ли они когда-нибудь о Женевских конвенциях, чуть менее половины опрошенных ответили, что знают о существовании таких норм. Из них около 56% верят, что Женевские конвенции ограничивают страдания гражданских лиц во время войны.

Эти результаты говорят о том, что ключевые идеи, лежащие в основе Женевских конвенций и МГП в целом, пользуются широкой поддержкой среди людей, которые живут в странах, страдающих от конфликтов или ситуаций насилия.

Однако опрос также показал, что влияние этих норм на ситуацию на местах чувствуется гораздо меньше, нежели поддержка населением самих норм. По-видимому, это означает, что люди в пострадавших от войны странах хотели бы видеть более строгое соблюдение и выполнение правовых норм.

Чтобы проанализировать вопрос об актуальности Женевских конвенций в международных (межгосударственных) и немеждународных вооруженных конфликтах и можно привести несколько примеров для каждого случая.

Анализируя дальше вопрос об актуальности Конвенций, следует помнить, что по большей части Женевские конвенции регулируют международные вооруженные конфликты, включая ситуации военной оккупации. Хотя такие конфликты и случаи оккупации действительно, - к счастью, - происходят не так часто, как прежде, мы можем лишь заметить, что они не исчезли полностью. Недавними примерами конфликтов, где в полной мере применялись Конвенции, служат конфликт в Афганистане (2001-2002 гг.), война в Ираке (2003-2004 гг.), конфликт на юге Ливане (2006 г.) и конфликт между Россией и Грузией (2008 г.) Следовательно, в той степени, в какой международные конфликты и случаи оккупации продолжают происходить и будут происходить дальше, Конвенции остаются в силе и сохраняют свою актуальность. Поэтому очень важно сберечь это бесценный гуманитарный опыт, который удалось получить благодаря тому, что к Конвенциям присоединились все государства мира. Какие бы изменения ни происходили в будущем, они должны базироваться на этих уже существующих нормах.

Вот лишь один пример такого опыта: регулирование условий содержания под стражей сыграло огромную роль в спасении жизни и здоровья многих заключенных. Именно на основании этих норм Женевских конвенций МККК может осуществлять свою работу на местах, включая посещения лиц, содержащихся под стражей. Цель таких посещений - предотвращение насильственных исчезновений, внесудебных казней, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, наблюдение за физическими условиями содержания под стражей и восстановление семейных связей, например, путем обмена посланиями Красного Креста.

Нескольких цифр, касающихся недавних международных вооруженных конфликтов, возможно, будет достаточно, чтобы показать, насколько актуальными остаются Женевские конвенции для жертв войны. Во время конфликта между Эритреей и Эфиопией только в 2001 г. делегаты МККК посетили более тысячи эфиопских военнопленных и 4300 интернированных гражданских лиц. Кроме того, мы содействовали обмену 16326 посланиями между эфиопскими и эритрейскими военнопленными и их семьями. МККК также организовал безопасный переход через линию фронта для 12493 гражданских лиц эфиопского происхождения. В сотрудничестве с Эритрейским Красным Крестом МККК распределял гуманитарную помощь среди более чем 150 тыс. гражданских лиц, пострадавших из-за конфликта, и предоставил хирургические материалы для лечения 10 тыс. раненых в сотрудничестве с министерством здравоохранения.

В Ираке с апреля 2003 г. по май 2004 г. делегаты МККК посетили 6100 военнопленных и 11146 интернированных гражданских лиц и лиц, содержавшихся под стражей оккупирующими державами. Кроме того, были переданы 16 тыс. посланий Красного Креста. Даже в довольно коротком конфликте между Россией и Грузией в 2008 г. ряду военнопленных помогли защитные положения Третьей Женевской конвенции и предоставляемый ею статус. На основании этой Конвенции делегаты МККК смогли посещать данных военнопленных .

Однако не всякое положительное воздействие Женевских конвенций можно выразить в цифрах. Истинная ценность Конвенций кроется не только в том добре, которое они помогают сделать, но, возможно, даже в более значительной степени - в еще большем зле, которое они помогают предотвратить. К примеру, мы знаем по опыту, что отличительные эмблемы красного креста и красного полумесяца защитили бесчисленное множество больниц, медицинских формирований и их сотрудников, а также огромное число раненых и больных. В последние годы мы, к сожалению, стали свидетелями слишком большого количества вопиющих нарушений неприкосновенности и отличительных эмблем, и медицинских миссий, однако, без норм, содержащихся в Конвенциях, ситуация была бы гораздо хуже. Хуже для жертв и гораздо тяжелее для тех, кто пытается предоставить им помощь и защиту.

женевский конвенция война вооруженный

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним составляют ядро международного гуманитарного права - отрасли международного права, которая регулирует ведение вооруженных конфликтов и стремится ограничить их последствия. Они, в частности, защищают людей, которые не принимают участия в военных действиях (гражданских лиц, врачей и медсестер, гуманитарных работников), или тех, кто перестал принимать участие в военных действиях, например, раненых, больных и потерпевших кораблекрушение солдат, а также военнопленных.

Конвенции и Протоколы призывают принимать меры к тому, чтобы предотвратить любые нарушения права или положить им конец. В них содержатся строгие нормы относительно так называемых " серьезных нарушений " . Лиц, ответственных за серьезные нарушения, следует разыскивать, судить или выдавать другой стране вне зависимости от их гражданства.

Женевские конвенции 1949 г.


  • защищает раненых и больных солдат во время войны на суше.
Эта Конвенция является четвертым переработанным вариантом Женевской конвенции о раненых и больных; предыдущие были приняты в 1864, 1906 и 1929 гг. В Конвенции 64 статьи, которые предусматривают защиту раненых и больных, а также медицинского и духовного персонала, медицинских формирований и санитарно-транспортных средств. Конвенция также признает отличительные эмблемы. В двух приложениях к Конвенции содержатся проект соглашения о санитарных зонах и форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

  • защищает раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих во время войны на море.
Эта Конвенция заменила Гаагскую конвенцию 1907 г. о применении принципов Женевской конвенции к морской войне. По своей структуре и содержанию она во многом повторяет положения Первой Женевской конвенции. В ней 63 статьи, специально предназначенные для применения к войне на море. К примеру, она защищает госпитальные суда. В единственном приложении содержится форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

  • применяется к военнопленным.
Эта конвенция заменила Конвенцию о военнопленных 1929 г. В ней 143 статьи, тогда как в Конвенции 1929 г. было всего лишь 97. Был расширен перечень категорий лиц, имеющих право на статус военнопленных, в соответствии с Конвенциями I и II. Получили более четкое определение условия и места содержания в плену, в частности, в том, что касается труда военнопленных, их финансовых средств, получаемой ими гуманитарной помощи и возбуждаемого против них судебного преследования. Конвенция устанавливает тот принцип, что военнопленные должны быть без промедления освобождены и репатриированы после окончания активных военных действий. К Конвенции имеется пять приложений, содержащих различные типовые соглашения, правила, удостоверение личности и образцы карточек.

  • предоставляет защиту гражданским лицам, в том числе на оккупированной территории.
Женевские конвенции, принятые до 1949 г., касались только комбатантов, но не гражданских лиц. События Второй мировой войны показали, сколь катастрофичны последствия того, что не существует конвенции для защиты гражданских лиц во время войны. В Конвенции, принятой в 1949 г., учтен опыт Второй мировой войны. Конвенция состоит из 159 статей. В ней содержится короткий раздел, относящийся к общей защите населения от определенных последствий войны, но не касающийся ведения военных действий как такового, - оно будет позже рассмотрено в Дополнительных протоколах 1977 г. Основная часть положений Конвенции касается статуса лиц, пользующихся защитой, и обращения с ними, различия между положением иностранцев на территории одной из сторон в конфликте и положением гражданских лиц на оккупированной территории. Она проясняет обязательства оккупирующей державы по отношению к гражданскому населению и содержит подробные положения о гуманитарной помощи, оказываемой населению оккупированной территории. В ней также предусмотрены конкретные нормы об обращении с интернированными гражданскими лицами. Три приложения к Конвенции содержат проект соглашения о санитарных зонах, проект правил, касающихся гуманитарной помощи, и формы карточек.

Общая статья 3


Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, стала настоящим прорывом, поскольку она впервые предусматривала нормы, относящиеся к ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов. Существует много типов подобных конфликтов. Среди них традиционные гражданские войны, внутренние вооруженные конфликты, которые захватывают территорию других государств, или внутренние конфликты, в которые, помимо правительства, вмешиваются третьи государства или многонациональные силы. Общая статья 3 устанавливает основополагающие нормы, отступление от которых недопустимо. Она напоминает мини-конвенцию в рамках Конвенций, поскольку содержит главные нормы Женевских конвенций в сжатом виде и делает их применимыми к конфликтам немеждународного характера:

    Она требует гуманного обращения со всеми лицами, находящимися в руках неприятеля, без какого-либо неблагоприятного различия. Она особо запрещает убийство, нанесение увеч ий, пытки, жестокое, оскорбительное и унижающее обращение, взятие заложников и отсутствие надлежащего судебного разбирательства.

    Она требует, чтобы раненых, больных и потерпевших кораблекрушение подбирали и оказывали им помощь.

    Она дает МККК право предлагать свои услуги сторонам в конфликте.

    Она призывает стороны в конфликте ввести в действие все или часть положений Женевских конвенций путем специальных соглашений.

    Она признает, что применение этих норм не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте.

Учитывая, что сегодня большинство вооруженных конфликтов носят немеждународный характер, применение общей статьи 3 имеет огромное значение. Необходимо полное ее соблюдение.

Когда применяются Женевские конвенции?


Женевские конвенции вступили в силу 21 октября 1950 г.

С каждым новым десятилетием все больше государств ратифицировали Конвенции: в течение 1950-х гг. их ратифицировали 74 государства, в 1960-х – 48 государств, в 1970-х гг. – 20 государств, и еще 20 государств – в 1980-х гг. В начале 1990-х гг., в основном, после распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии, Конвенции ратифицировали 26 стран.

После 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число их участников составило 194, и Женевские конвенции теперь применяются всеми государствами мира.

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям

В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире наблюдалось увеличение числа немеждународных вооруженных конфликтов и национально-освободительных войн. В ответ на это в 1977 г. были приняты два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г. Они усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения войны. Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.

В 2007 г. был принят третий Дополнительный протокол , который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл, обладающую тем же международным статусом, что и эмблемы красного креста и красного полумесяца.

  • – международные конфликты
  • - немеждународные конфликты
  • – дополнительная отличительная эмблема


 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой