Тема: «Проектная деятельность в коррекционной работе детского сада» «Проект - это энергичная, от всего сердца, деятельность» (У. Кильпатрик) - презентация. "проектная деятельность в работе учителя-логопеда" Проектная деятельность в работе логопеда

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить обучающегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, используется исследовательская работа. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая обучающихся в позицию “исследователя”, занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.

Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение школьников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в нашей жизни, в учёбе. Нужно только найти его и подсказать детям, что приведёт их самих к интересным и необычным находкам и открытиям. Посещая логопункт, дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать, исследовать, делать выводы.

Коррекционная работа, на нашем логопункте происходит в ходе активной учебной деятельности школьников, что обеспечивает их развитие. А это определяет самостоятельную постановку задач, сопоставление различных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного, владение всеми видами самоконтроля и самооценки. Основной метод такого развития - учебное исследование. Любое исследование по своей природе коллективно, оно предполагает сопоставление позиций, методов, результатов. Организация занятий проводится в форме развёрнутого коллективного учебного диалога. Чтобы организовать. Направлять и поддерживать такой диалог, учитель-логопед обязан владеть техникой педагогического общения “изнутри”, то есть включаться в диалог как один из его участников. Познание обучающихся движется при тесном постоянном переплетении новых знаний с ранее ими полученными. Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или постепенно с нарастанием меры помощи со стороны учителя-логопеда. Или занятие развёртывается в виде постепенного углубления. Главное - не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, трудностями, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодолением инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения.

Работая в этом направлении, мною совместно с детьми создано и реализовано несколько долгосрочных творческих проектов (“Знакомьтесь - апельсин”,“С помощью пальцев рук развиваем речь”, “Ах, эта сказка!”, “Скороговорки…?”)

К их созданию побудило то, что овладение новыми знаниями помогает и способствует компенсации речевого недоразвития ребёнка, психических процессов, а также способствует развитию самостоятельности, настойчивости, толерантности, формированию интереса к логопедическим занятиям.

Метод проектов помог в формировании социально-личностных качеств ребенка – это самостоятельность, активность, ответственность, терпение, умение выслушивать друг друга, работать совместно в коллективе. У детей сложились интеллектуальные предпосылки для успешного дальнейшего обучения.

Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла.

Полезность в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Моя задача, как учителя-логопеда не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

В результате работы по реализации проектов у школьников значительно расширился словарный запас, сформировался грамматический строй речи, и развилась связная речь. Данный проект помог детям обрести навыки исследовательской деятельности, вовлек школьников в творческую деятельность, а мне – реализовать многие цели и задачи по работе над правильной речью детей.

Строя учебный процесс на основе развивающего обучения, по словам Л.С.Выготскго “Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности”.

Литература

  1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"
  3. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Современный логопедический урок:опыт работы/авт. Сост. Е.А.Лапп, Н.Г. Фролова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Выготский.Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное/ Л.С.Выготский. – М., 2001.
  7. Коррекцинно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты/ по ред. С.Г.Шевченко.- М.: ВЛАДОС, 2001.
  8. Ресурсы Интернет-сети

Опыт работы по теме: Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ.

Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата.

В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации совместных детских проектов в практику работы учителя-логопеда.

Наше учреждение имеет опыт работы по использованию технологии совместной проектной деятельности, который распространялся нашими педагогами на уровне района, города, края.

За последние годы в ДОУ были реализованы проекты: «О правах, играя!», «День самоуправления», «Кем быть, каким быть», «Спорто-няня», «Волшебница — Вода», «Я и мое имя», «Моя семья, моя родословная» и др. Предстояло адаптировать новую технологию на детях с ФНР и ФФНР с учётом особенностей детей-логопатов.

Наш современник — психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу: новые формы их со-деятельности, со-творчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом.

Таким источником, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Включая в план работы по проекту чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, просмотр мультфильмов, обсуждение проблемных ситуации мы ведём работу по формированию связной речи, приучаем детей строить фразы так, чтобы быть понятными своими сверстниками, обучаем правилам ведения дискуссии, делового спора и выражать свое мнение.

Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания ребятишек. Участниками проектов являются в основном дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте активно развивается проектная деятельность дошкольников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Единая цель, совместные значимые для ребёнка мероприятия развивают коммуникативные и нравственные качества личности.

Детские проекты «Волшебные звуки природы», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Книжное царство – мудрое государство», «Путешествие по городу Красивой речи», реализованные учителем-логопедом, не оставили равнодушным ни одного ребенка. В ходе работы над проектами создавалась атмосфера сотворчества с ребенком, использовался индивидуальный подход. Старались ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы
проекта
Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу.
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации.10.Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Проект «Путешествие по городу Красивой речи»

Цель: упражнение детей в правильном звукопроизношении в занимательных для детей видах деятельности;

Цель перед детьми: отправиться в путешествие по городу Красивой речи (используя карту-путеводитель);

Масштаб проекта: временной – 3 недели.

1. Развивать умения различать гласные и согласные звуки.
2. Развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи.
3. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.
4. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
6. Прививать любовь к родному языку.
7. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни.

Трансляция проекта:

Презентация проекта перед детьми группы
- Фотосессия для родителей
- Выступление на педагогическом совете

Во время «путешествия» дети «побывали в гостях» у «умелых пальчиков и веселых язычков», у «Бабушки — загадушки», «прогулялись» по «Проспекту потешек, чистоговорок, скороговорок», по «Улице волшебных палочек и слов», и узнали много интересного.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту мы приглашаем гостей (педагогов), родителей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проектов яркая, интересная, продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Таким образом, мы убедились, что выбранная нами технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:

Расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;
- совершенствовать звуковую сторону речи;
- развить способность к словотворчеству;
- формировать личностные качества ребенка;
- развить коммуникативные навыки;
- добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.

Перспективой нашего исследования станет попытка адаптирования технологии ведения портфолио ребёнка, с целью развития коммуникативных способностей дошкольников и повышения качества образования.

Харина Альфия Салимзяновна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Центр развития ребенка
детский сад №268″, г. Пермь

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Одним из важнейших направлений моей деятельности в детском саду является работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения. Практика работы в ДОУ показывает, что такое воздействие - достаточно сложный процесс. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы своего ребенка.

Одни стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.

Срок проведения: 9 месяцев.

Участники: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • изучить особенности родителей воспитанников, уровень их педагогической компетентности по вопросам речевого развития ребенка;
  • разработать и провести систему мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, через организацию клуба «Речевичок»;
  • составить и выпустить периодический детско-родительский журнал «Речевая полянка»;
  • создать картотеку для занятий родителей с детьми в домашних условиях: «Ваш домашний логопед»;
  • выработать и принять единые требования родителей к ребенку по вопросам общего подхода к воспитанию в процессе коррекции речи.

Ожидаемые результаты: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя».

Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

I этап подготовительный (информационно-аналитический).

Мероприятия:

  • анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?». Смотреть Приложение 1;
  • выпуск информационных листов: «Оцените речевое развитие вашего ребенка». Смотреть Приложение 2;
  • папка-передвижка: «Роль родителей в развитии речи детей». Смотреть Приложение 3;
  • сбор методических материалов к картотеке и журналу; разработка мероприятий.

II этап основной (практический).

Мероприятия:

  1. Проведение системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию клуба «Речевичок». Смотреть Приложение 4.
  2. Представление картотеки: «Ваш домашний логопед» (за основу взяты «Домашние тетради для логопедических занятий с детьми» Ю.Б. Жихаревой-Норкиной).
  3. Проведение детско-родительских мероприятий: конкурс по декламации стихов: «Весенняя капелька», праздник правильной и красивой речи «День рождение звуков». Смотреть Приложение 13.
  4. Выпуск журнала «Речевая полянка» 1 раз в 3 месяца. Смотреть Приложение 2.
  • Для любознательных родителей.
  • Беседуем и играем - речь развиваем.
  • Почитай-ка.
  • Наши руки не для скуки.
  • Анонс.

III этап заключительный (контрольно-диагностический).

Мероприятия: проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения в гостевой книге клуба «Речевичок».

В результате реализации проекта «Ваш домашний логопед» был достигнут желаемый результат : так по данным опроса 85% родителей стали лучше ориентироваться в вопросах речевого развития детей, 60% родителей приняли активное участие в детско-родительских мероприятиях, 95% родителей научились выполнять задания из картотеки «Ваш домашний логопед». Родителям, которые не смогли посещать клуб «Речевичок», были предложены материалы мероприятий на электронном носителе (диске), памятки. Смотреть Приложение 11 , Приложение 12 , информационные листы, журналы «Речевая полянка».

Список литературы:

1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.

2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: воспитание и обучение. М., 2000.

Проект «Ваш домашний логопед»

Журнал «Речевая полянка»

Лариса Старосельцева
Опыт использования проектного метода в логопедической практике.

Главные преимущества этого метода в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого , возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику самостоятельности,возможности сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.

Исходя из выше сказанного, я пришла к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов , структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Работая над проектом , я выработала определенную последовательность :

Первый этап – выбор темы.

Выбор темы я осуществлю вместе с детьми.

На данном этапе я :

1) ставлю перед собой цель, исходя из потребностей интересов ребёнка;

2) вовлекаю дошкольников в решение проблемы;

3) намечаю план движения к цели;

4) обсуждаю план с родителями (если это необходимо) ;

6)вместе с детьми и родителями составляю план – схему проведения проекта ;

7)собираю информацию, материал.

Второй этап – реализация проекта .

Реализацию проектов произвожу через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную) .

Задача, которую я ставлю на данном этапе – создать условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Последовательность работы, которую я выполняю на данном этапе :

1. провожу занятия, игры, наблюдения (мероприятия основной части проекта ) ;

2. даю домашние задания родителям и детям;

3. поощряю самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)

Третий этап – презентация проекта .

Стараюсь, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольника, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта .

Задача, которую решаю на данном этапе это : создание условий для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.)

Последовательность моей работы над проектом на данном этапе :

1) провожу презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляю книгу, альбом совместно с детьми;

2) подвожу итоги (выступаю на педсовете, родительском собрании, обобщаю опыт работы )

Четвёртый этап – рефлексия.

Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализ допущенных ошибок, оценки своих достижений.

На данном этапе я обсуждаю с детьми не только то, чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом, дети могут самостоятельно проанализировать свою деятельность.

При этом не забываю, что дошкольники нуждается в поощрениях. Они ожидают похвалы за выполненную работу.

Мне бы хотелось остановиться на наиболее интересных проектах , которые я провела в своей логопедической практике .

Проект «Логопедические тропинки » - это долгосрочный проект , который я начала реализовывать в сентябре 2015году и завершу в мае 2016 года. Он состоит из мини проектов , которые взаимопроникают друг в друга. При этом стараюсь не забывать, что ребёнок является неотъемлемой частью этих соседствующих, пересекающихся, взаимно заинтересованных мини миров.

«Логопедические тропинки » – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения речи, «тропинки» , ведущие ребенка к полноценной развитой речи.

Мини проект «Сказка о Веселом Язычке» направлен на развитие артикуляционной моторики.

Задача мини проекта «Послушный ветерок» - развитие правильного речевого дыхания.

Развитию фонематических процессов поможет мини проект «Рифмушки» .

Мини проект «Трудные звуки» поможет усвоению правильного звукопроизношения, а развитию лексико-грамматической стороны речи и составлению связного высказывания - мини проект «Все по порядку» .

С помощью мини проекта «Умные пальчики» я развиваю мелкую моторику рук детей, которая имеет большое значение в становлении речи.

Я строю свою работу так, чтобы каждую такую «тропинку» ребенок «прошел» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности .

В ходе проведение проекта «Логопедические тропинки » , я ожидаю что :

Произойдет развитию коммуникативных и творческих способностей детей;

Повысится психолого -педагогическая компетенция педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей;

Родители заинтересуются не только результатами, но и самим процессом коррекционно-воспитательной работы.

Практическая значимость проекта заключается в том , что предложенная система применения проектного метода в коррекционно- логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Именно поэтому первой «логопедической тропинкой » стала «Сказка о Веселом язычке» . В ходе этого проекта я старалась вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация и дифференциация звуков, познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой и правилами её проведения.

Перед тем как начать проект я провела диагностику для выявление уровня подвижности органов артикуляционного аппарата,

подобрала информацию о значимости артикуляционной гимнастики, подготовила дидактические пособия и презентаций.

Для ознакомления родителей с проблемой провела :

Консультацию «Строение артикуляционного аппарата» ,

Беседу «Выполнение основных артикуляционных упражнений» ,

На индивидуальных встречах показала выполнение упражнений, направленных

на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы

Создала презентации для родителей.

Работу с детьми я начала с подготовительных упражнений «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее» .

Данные упражнения :

Снимают напряжение мышц шеи и плеч;

Вызывают прилив крови к речевым органам;

Являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

Широко использую в своей практике самомассж . Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц, управлять ими, делает мимику выразительнее.

Разработала комплекс артикуляционных упражнений утренней гимнастики «Веселые язычки» .

Очень понравилось детям коллективное придумывание сказок о Веселом Язычке, рисование иллюстраций к сказке.

Для развития артикуляционной моторики я использую элементы биоэнергопластики. Это прием, при котором артикуляционные упражнения провожу одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

Заключительным этапом этого проекта стала презентация для родителей. Где я показала приемы выполнения артикуляционных упражнений и как их выполняют дети.

Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Вот поэтому второй «логопедической тропинкой » , по которой я предложила «пройти» детям был мини проект «Послушный ветерок» . Цель которого : развитие правильного речевого дыхания и направленной воздушной струи.

Вместе с детьми было подготовлено много пособий, ветровичков, игр для развития дыхания. Большой интерес у детей вызвали такие игры как : «Задуй свечку» , «Сделай волну» , «Мы подуем на плечо» и т. д.

Проведена большая работа с родителями. В консультациях для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания» , «Дыхание и слитность речи» , «Дыхательная гимнастика» , я предложила комплексы упражнений по развитию речевого дыхания, которые можно выполнять в домашних условиях.

Каждому родителю приготовила памятки : «Послушный ветерок» , «Будем правильно дышать» , «Игровые упражнения для развития дыхания» .

В результате проведенного проекта дети научились правильному дыханию при речи, в результате речь стала более чёткой, разборчивой.

Разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.

Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

Значительно повысилась грамотность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.

Следующим мини проектом стал проект «Умные пальчики» .

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность развития мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Я предположила что, если в системе работы с детьми дошкольного возраста активно использовать упражнения на развитие мелкой моторики в игровых и нетрадиционных формах и приемах, то это эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям.

Цель :

Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы .

Был составлен план мероприятий, подобран художественная, методическая литературу , игровой и дидактический материал для детей.

Проведена большая работа с родителями.

В ходе консультации «Развитие мелкой моторики» и беседы «Выполнение пальчиковой гимнастики» я раскрыла родителям значение развития мелкой моторики. Объяснила, как выполняется то, или иное упражнение.

Вместе с детьми составили новые комплексы упражнений.

Наряду с работой с родителями я проводила и работу с воспитателями. Консультация «Умная шнуровка пальцам тренировка» , помогла воспитателям вспомнить забытые приемы игр со шнурками. Большой интерес у воспитателей вызвал прием определения уровня развития мелкой моторики рук.

В работе с детьми хочется отметить выполнение упражнений в «сухом бассейне» с песком. Песочная терапия давно заняла лидирующее место в логопедической практике . Дети с удовольствием придумывают сюжеты игр с песком, продолжают данные сюжеты.

Итогом этого проекта стала коллективная работа «Песочная страна» , где каждый ребенок смог продемонстрировать свои умения и фантазию.

Мини проект «Рифмушки» направлен на развитие фонематического восприятия. В ходе выполнения этого проекта дети научились подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.

Проект привлек внимание родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.

Проект «Трудные звуки» поможет детям овладеть правильным произношением.

После того как все «логопедические тропинки » будут пройдены, я планирую провести развлечение «Страна правильной речи» . Где бы каждый ребенок смог показать чему он научился.

Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам".. Вот и возникла у меня идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Так и появился проект «Наш веселый огород» .

Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами посадили и вырастили растения, ухаживали за ними.

Я научила детей как правильно выбрать место для огорода, вскопать землю, высадить рассаду и семена.

Мы посадили лук и капусту. Лук прижился сразу,а вот с капустой были проблемы. Лето было жаркое и засушливое, поэтому днем нам приходилось притенять наши посадки с помощью веточек, а вечером обязательно поливать. Дети научились наблюдать и рассказывать о том что они заметили, делать выводы. Обогатился словарный запас, расширились представления детей о жизни растений. Я провела и непосредственно образовательную деятельность по теме «Овощи» , в ходе которой дети много узнали о овощах и условиях их роста; лепку, рисование по теме для развития мелкой моторики и развития интереса по теме проекта . Дети очень ждали когда же мы получим первый урожай. И вот этот день настал. Лук и капуста выросли на славу. Дети все вмести решили отдать на кухню детского сада, что бы угостить всех.

Так решая простые бытовые задачи я смогла сплотить коллектив вокруг одной цели (выращивания овощей) , смогла вовлечь детей в речевую деятельность,обогатить словарный запас, расширить кругозор и т. д.

Лето-это время творчества и свершений. На организацию летнего проекта меня натолкнули сами дети, когда попросили проводить логопедические занятия на улице . Так и получился проект «Наше солнечное лето!» Логопедические занятия я не только перенесла на улицу, но и постаралась их включить в повседневные игры и дела детей.

Работая на клумбе, мы заучивали чистоговорки про цветы, помогая малышам собирать песок, повторяли приметы лета. Работу над развитием мелкой моторики я проводила в песке (песочная терапия) . Это позволило детям проявлять больше самостоятельности.

Итогом этого проекта стал праздник «Какого цвела лето?» .Который позволил детям раскрыть свои творческие способности, умение четко и выразительно читать стихи.

Работа нашего детского сада направлено на нравственно-патриотическое воспитании детей. Я как учитель-логопед не могла оставить эту тему в стороне Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Таким образом, я приняла решение разработать и реализовать проект «Этот день Победы» .

Проект «Этот день Победы» (проведенный к семидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.) не только воочию познакомил дошкольников с героическим прошлым нашего народа, но и приобщил к великолепному искусству и творчеству наших художников, поэтов и писателей. Дети, затаив дыхание, слушали рассказы о сражениях, воинах, доблести и чести. О том, как весь русский народ поднялся на защиту своей Родин Активный словарь детей пополнился новыми, ранее неизвестными дошкольникам словами, их эмоциональное состояние было восторженным и приподнятым. Дети участвовали в торжественном марше в поселке имени Маршала Жукова. Вернувшись в детский сад, с удовольствием делились впечатлениями с родителями, с братьями и сёстрами, обсуждали увиденное и услышанное. Каждый ребенок подготовил рассказ о своем ветеране, о его подвигах, наградах. Воспитанники делились друг с другом информацией, показывали фото, вырезки из газет.

Дети принесли фотографии своих родственников, которые служат в вооруженных силах Российской Федерации и других силовых структурах.

Каждый ребенок подготовил небольшой устный рассказ о своем защитнике Отечества. В ходе проведения беседы, дети по очереди рассказали о своих героях, показали фотографии. После этого все вместе расположили фотографии на стенде, оформили фотовыставку «На страже Родины» . Проделанная работа способствует патриотическому воспитанию, повышает чувства гордости и уважения к истории своей семьи, своего народа.

В группе я организовала выставку военной техники которую дети принесли из дома. Но не просто надо было ее принести и поставить, надо было вместе с родителями подготовить рассказ об этой технике, ее значении в годы войны.

Совместно с детьми мы нарисовали рисунки на тему «Наша армия самая сильная» , сделали поделки из пластилина. Эта работа способствовала развитию мелкой моторики.

Почта России предложила нам принять участие в Акции «Письмо ветерану» . Воспитанники с удовольствием включились в работу. Выучили стихи про ветеранов, нарисовали рисунки, свернули письма-треугольники.

Я с воспитанниками приняла участие во Всероссийской акции «Сирень Победы» . Родители купили саженцы сортовой сирени. Мы торжественно произвели посадку сирени на территории детского сада. Этому предшествовало заучивание стихов о Великой Отечественной войне, поиски информации в интернете о сортах сирени. Дети много узнали нового и интересного.

Непосредственно образовательная деятельность, которую я провела, на тему : «Символы Победы - ордена, медали и знамена» , познакомили детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом. Все это помогло воспитать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Организованный музей одного образа «Открытка с днём победы» , помогла детям понять, для чего нужна открытка, что на открытках изображено.

Одновременно решались и логопедические задачи : расширялся словарный запас, дети учились строить правильные предложения, составлять рассказы.

Работа над проектом завершилась праздничным концертом посвященным семидесятилетию Победы. В ходе которого, дети сумели продемонстрировать все свои знания и умения.

В своей работе стараюсь не только исправлять недостатка речи, но и прививать общечеловеческие ценности. Познавательно-речевой проект с элементами исследовательской деятельности, который я начала в ноябре 2015года и закончила в феврале 2016 года «Добро начинается с малого . Покормите птиц зимой» , стал тому подтверждением. Научить детей сочувствовать, сопереживать, размышлять над отношением людей к природе и при этом переживать гнев и боль от жестокости человека и получать удовольствие и радость от добрых благородных поступков – вот то, от чего зависит формирование основ личности и экологической культуры. Ведь то, что мы вложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Участие в проекте не только детей и педагогов, но и родителей, а также жителей поселка, способствовало формированию ответственного отношения к природе, желание беречь ее и заботиться о братьях наших меньших. Широкий спектр структурных компонентов проекта позволило сделать данную работу интересной и привлекательной. Задачи, которые я ставила перед собой это :

Экологическое просвещение детей и родителей, оказание помощи птицам в зимний период;

Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников;

Увеличение словарного запаса, закрепление умения правильно строить предложения, высказывать свои мысли.

Перед началом проведения проекта была проведена больная подготовительная работа. Мы оповестили всех детей и родителей группы о проведении проекта «Покормите птиц зимой» , разместили объявления в раздевалке,

изготовили для родителей и жителей поселка им. Маршала Жукова агитационные листовки. Воспитанники вместе с родителями сделали кормушки. Всего было изготовлено 19 кормушек. Разместили их на территории детского сада. Каждый день проводили подкормку птиц, наблюдали,результаты записывали, зарисовывали в дневник наблюдений. Параллельно с этой работой я проводила и непосредственно образовательную деятельность и по развитию речи, и по рисованию, и по лепке. Рассказывала о зимующих птицах нашего курского края, об их отличительных особенностях. Дети научились лепить, рисовать, изготавливать из бумаги (аппликация, оригами) птиц. Это имеет больное значение для развития мелкой моторики.

Для проведения викторины «Что мы знаем о птицах» , мною было изучено много литературы, что бы выбрать интересные моменты из жизни птиц и познакомить с ними детей. Вечер поэзии «Птицы - наши друзья» , показал детям, как поэты в своих произведениях рассказывают о птицах. Воспитанники продемонстрировали свои знания стихов о птицах, соревновались в умении выразительно их читать.

В завершении проекта мной были подведены итоги. Самые активные участники награждены грамотами.

Я заметила что, обогатился и расширился словарный запас детей; усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь.

Дети научились четко, понятно и последовательно рассказывать о своих действиях. Сформировалось чувство сотрудничества и взаимопомощи. Дети научились вести наблюдения и делать выводы, получили знания о птицах, узнали о необходимости помогать им в зимний период. Сформировалось желание покормить птиц зимой. Воспитанники приобрели опыт доброжелательного общения со сверстниками во время исследовательской деятельности по проекту .

На педагогическом совете МБДОУ, мной было предложено всем группам провести работу по теме «Покормите птиц зимой» . Я разработала план работы МБДОУ по данной теме.

Управление по делам здравоохранения и образования по Курскому району провела конкурс по Акции «Покормите птиц зимой» . Мой проект «Добро начинается с малого… » Стал победителем среди образовательных учреждений Курского района.

Участие старших дошкольников в проектах разного вида , творческий характер их деятельности, её привлекательность для каждого ребёнка, открывают для маленького человека новое, интересное и неизведанное.

Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого проекта , становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей силой, на которой взращивается личность. Обучение с коррекционной направленностью приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. И речь формируется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и интереснее.

Таким образом, я убедилась, что выбранная мной технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника :

Расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

Совершенствовать звуковую сторону речи;

Развить способность к словотворчеству;

Формировать личностные качества ребенка;

Развить коммуникативные навыки;

Добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.

Елена Татаркина
Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации

Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного потока, учатся общению путём проб и ошибок. Умение ребёнка поддерживать интерес к познанию окружающего мира, желание узнавать и открывать для себя новое становится фундаментом в становлении личности ребёнка и залогом успешного обучения в школе.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование . Суть проектирования в образовании состоит в такой организации образовательного процесса , при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности , эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Я для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе , наряду с исправлением речи, широко использую исследовательскую работу . Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности , правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок с нарушением речи перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности , цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект , при этом не переусердствовать с опекой.

В начале учебного года я планирую, какие проекты (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) я смогу реализовать, какие темы могут заинтересовать детей и какие коррекционные задачи я смогу решить.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, я ненавязчиво направляю, координирую работу детей :

Помогаю выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

Подсказываю, какие материалы можно использовать ;

Планирую обучение, игры и другие виды деятельности , которые можно включить в проект ;

Определяю, кого из взрослых (родителей, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) можно привлечь к осуществлению проекта ;

Координирую весь процесс творческой деятельности ;

Помогаю детям в поиске источников информации;

Поддерживаю и поощряю активность детей в работе над проектом .

Работая в этом направлении , мною совместно с детьми с общим недоразвитием речи при участии родителей и педагогов ДОУ созданы проекты : «Что такое осень?» , «Весна-красна!» , «Как растет наш огород!» , «Мы - писатели» .

Выполняя работу над проектами «Что такое осень?» , «Весна-красна!» дети собирали информацию о времени года, подкрепляя ее зарисовками и надписями, разучивали стихи, подбирали определенные приметы, пословицы, отмечали особенности поведения животных, птиц, насекомых. Итогом работы стал альбом ребенка с его надписями, рисунками, картинками и выступление перед сверстниками. Рассказ, основанный на смоделированной ребенком схеме и порядке рассказывания, становится опытом общения «для дела» с другими людьми, с окружающим ребенка социумом. По нашим наблюдениям, самостоятельно смоделированные рассказы детей очень разные, даже если дети собирали информацию об одном и том же явлении природы.

Итогом проекта «Как растет наш огород!» стали самостоятельно выращенные лук, укроп, рассада помидоров и огурцов. У детей возник вопрос «Откуда берется зелень среди зимы?» . Я направила детей на исследовательскую работу , и мы решили вырастить огород на подоконнике в группе. Все необходимое для огорода – землю, торф, дренаж, горшки для рассады нам помогли приобрести родители. Дети сами выкладывали дренаж, торф, землю высаживали семена, поливали, рыхлили землю. Данный проект помог детям обрести навыки исследовательской деятельности , вовлек дошкольников в творческую деятельность , а мне – реализовать многие цели и задачи по работе над правильной речью детей.

У дошкольников в процессе работы над проектами значительно расширился словарный запас, сформировался грамматический строй речи, и повысился уровень связной речи. Дошкольники называли слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, закрепили названия растений, растущих в огороде, расширили словарь глаголами (наливать, переливать, поливать, доливать, рыхлить, сажать и т. д., научились планировать свою деятельность , решать проблемные задачи, делать выводы. Например, где поставить горшки с землей, почему, как часто надо поливать, из каких материалов смастерить макет огорода и т. д. Дети учились отстаивать свое мнение, выслушивать сверстника, договариваться, обращаться с интересующими вопросами к взрослым.

Дети защищали свой проект на региональном Фестивале исследовательских работ дошкольников «Я узнаю мир» .

Итогом проекта «Мы - писатели» стали детские сочинения. Детям предоставлялась возможность реализовать свои фантазии и соединить их со своими знаниями и умениями, приобретенными в процессе решения проблемных ситуаций. К юбилейной дате основания нашего города администрация объявила конкурс детских сочинений «Город будущего» , в котором приняли участие наши воспитанники. Двое из них, Даша и Вениамин стали победителями и заняли третье и второе место соответственно.

Взаимодействие с родителями и педагогами

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то , что ребенок (особенно, ребенок с общим недоразвитием речи) еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) . Поэтому в коррекционно-развивающем процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители служат источниками информации, оказывают реальную помощь и поддержку ребенку и педагогу в процессе работы над проектом , становятся непосредственными участниками образовательного процесса , обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. При реализации проектов «Что такое осень?» , «Весна-красна!» родители подбирали стихи, загадки, картинки, выбирали вместе с детьми тот материал, который им больше нравился, составляли тематический альбом, делали заметки со слов ребенка. Принимали непосредственное участие в создании презентации к защите проекта «Как растет наш огород!» .

Таким образом , можно сделать вывод при реализации проектов родители становятся не просто реальными помощниками, а полноценными участниками проектной деятельности .

Тесное сотрудничество с воспитателем, музыкальным руководителем, специалистом по ИЗО помогает наиболее рационально решить поставленные задачи в процессе реализации проектов .

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ , реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса .

Я реализовала педагогический проект «Использование устного народного творчества в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи», в котором систематизировала работу по развитию речи с использованием фольклорного материала. Приобщая детей к устному народному творчеству, решаются коррекционные логопедические задачи, так как фольклор дает прекрасные образцы речи , подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Нетрадиционные формы работы над русской народной сказкой делает усвоение материала увлекательным, необычным для ребенка. Детей начинают интересовать непонятные слова, которые они ранее не замечали. Догадываются, что они обозначают, учатся рассуждать, вести беседу. Дети, которые чаще отмалчиваются, принимают чужое мнение, активно включаются в деятельность . Они принимают участие в драматизации сказок, организованных викторинах , придумывании загадок.

Данный проект мне помог повысить личностный потенциал, дал возможность участия в региональной Ярмарке социально-педагогических инноваций в 2010г., 2014г., Международной ярмарке социально-педагогических инноваций в 2009г., во Всероссийской научной конференции «Проблемы и стратегии развития дошкольного образования » в 2013г.

Таким образом , можно сделать выводы :

проектная деятельность решает не только задачи развития речи, формирования коммуникативной компетенции, но учит детей планировать свою деятельность , самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций;

В процессе реализации проектов родители принимают позицию сотрудничества и становятся активными участниками образовательного процесса .



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой