Свет в квартире правила. Проектирование освещения в квартире, самостоятельная разработка светового сценария. Основные правила и нормативы. Дизайн подсветки отдельных помещений: просто и сложно

Недостаточное освещение негативно влияет на человеческий организм. Если света мало, то человек ощущает постоянную сонливость, ухудшается зрение, нарушается психологическое состояние.

Качественное освещение в квартире поможет избежать подобных проблем. Для этого необходимо подобрать подходящие лампы, осветительную аппаратуру и грамотно ее разместить.

Чтобы правильно организовать освещение, нужно учитывать мощность ламп, их цветовую температуру, количество светильников, размеры комнаты и т. д.

Существует много типов приборов, которые можно успешно использовать для освещения.

Как правильно организовать освещение

Во-первых, нужно знать, что освещение в квартире бывает фоновым и локальным. В первом случае применяются потолочные люстры, которые равномерно подсвечивают комнату без разделения ее на отдельные зоны. Во втором случае используют приборы, которые излучают направленные свет (точечные светильники, бра, настольные лампы). Они разделяют помещение на отдельные функциональные участки (зона работы, приготовления пищи, чтения), выделяют определенные предметы или особенности интерьера.

Чтобы правильно подобрать лампы и светильники, нужно составить план освещения с учетом планировки комнат, формы, высоты потолка, расположение предметов мебели и т. д. На схеме нужно отметить типы и места установки светильников. Примерный план распределения приборов представлен на фото выше.

Нормы мощности и количества светильников в комнате

Далеко не все люди задумываются, как правильно организовать подсветку дома, поэтому часто допускают ошибки, тогда свет получается слишком яркий/тусклый или присутствуют затемненные участки. Чтобы этого избежать, нужно знать нормы освещенности:

Внимание! В ванной допустимо увеличить освещенность до 100 Лк, чтобы было комфортно наносить макияж или бриться.

На лампах всегда указан световой поток, который измеряется в Люменах. Чтобы вычислить их количество, зная подходящую степень освещенности для определенной комнаты, используйте эту формулу: 1 Лк = 1 Лм/1 м². Сначала определите норму Лк, затем переведите значение в Лм, после этого можно выбрать подходящие лампы.

Пример расчета для спальни площадью 20 м²: сначала умножьте 150 (норма освещенности) на 20 (площадь), вы получите 3000 Лк. Исходя из этого общий световой поток ламп должен быть равен 3000 Лм. Если вы остановили выбор на светодиодах, то вам понадобиться 3 устройства по 12 Вт, что соответствует около 360 Лм.

Определить количество ламп в соответствии с их мощностью поможет следующая таблица:

Лампа с нитью накала, мощность (Вт) Люминесцентная, мощность (Вт) Led-лампа, мощность (Вт) Световая мощность (Лм)
20 От 5 до 7 2 – 3 До 250
40 От 10 до 13 4 – 5 До 400
60 15 — 16 8 – 10 До 700
75 18 – 20 10 – 12 До 900
100 25 – 30 12 – 15 До 1200
150 40 – 50 18 – 20 До 1800
200 60 – 80 25 – 30 До 2500

Правильное освещение можно определить с помощью люксметра.

Некоторые специалисты советуют применять на каждые 5 м² светильники, общая мощность которых достигает 60 кВт. Исходя из этого, в однокомнатной квартире (30 – 40 м²) нужно установить до 8 приборов разного типа, в двухкомнатной – 9 шт., трехкомнатной – 11 шт., четырехкомнатной – 13 шт.

Как проверить качество света

Важно правильно подобрать лампу, чтобы она излучала комфортный свет. Выяснить это можно с помощью маломощного прибора, который работает от солнечной батареи, например, калькулятор. Процедура происходит следующим образом:

  1. Проведите «калибровку» прибора лампой с нитью накала (40-60 Вт). Обязательно измерьте расстояние, на котором батарея сработала.
  2. Поднесите его к люминесцентному источнику света (13- 24 Вт), если расстояние активации батареи снизилось до 2.5 раз, то свет комфортный. Если вы проверяете лампу на 9 – 11 Вт, то это расстояние уменьшиться еще в 1.5 раза.

Например, если батарея дала рабочий ток на расстоянии 60 см от лампы с нитью накала или 15 см от экономки на 11 Вт, то проведите такие расчеты: 60: 15 = 4, а 2.5 х 1.5 = 3.75. Такой свет подойдет только для местной подсветки.

Комфортная цветовая температура

Освещение квартиры должно быть приятным для восприятия, поэтому следует учитывать цветовую температуру, которая измеряется в К (кельвины).

Это интересно! Комфортное искусственное освещение должно максимально напоминать солнечный свет.

Цветовая температура ламп, которые применяют в квартирах:

  1. От 3500 до 5500 К – это яркий свет белого оттенка, который не искажает цвета. Можно применять в любой комнате.
  2. Более 5500 К – холодное излучение, которое настраивает на активную деятельность. Подходит для кабинета или кухни.
  3. От 2700 до 3500 К – теплое свечение желтоватого оттенка. Такая подсветка идеальна для спальни, гостиной.

Как видите, требования к температуре света осветительных элементов для разных комнат отличается.

«Современное освещение – это средство создания уюта и комфортной психологической среды. С его помощью можно организовать желаемый фон для работы и отдыха и буквально творить чудеса – визуально менять пропорции помещения и создавать креативные пространства. Поэтому выбор световых решений для дома – это не просто поход в магазин за новой лампочкой или светильником, а увлекательный процесс создания стиля для собственного жилья», – говорит Полина Губонина, ведущий светодизайнер Philips «Световые решения». Компания Philips поделилась с нами 10 советами по правильному освещению дома:

1. Один из последних ярких трендов в светодизайне жилых помещений – применение светодиодов. Они дарят безграничный простор для экспериментов с интерьером и обладают рядом важных преимуществ по сравнению с традиционными источниками освещения. Например, LED-решения позволяют экономить до 85% энергии, отличаются длительным сроком службы – до 25 лет, а также обеспечивают освещение, максимально приближенное к естественному.

2. Одним из важнейших параметров освещения, который воздействует на физическое и психологическое состояние человека, является цветовая температура ламп. Эта характеристика указывает на то, каким светом светит лампа – «холодным» или «теплым». Цветовая температура влияет на восприятие цветов объектов и на биоритмы человека.

Так, холодный белый свет способствует концентрации внимания, а теплый – расслаблению, поэтому лампы «холодного» света будут идеальным решением для рабочих зон (кабинета или кухни), а «теплое» освещение подойдет для гостиной или спальни. Современные светодиоды предоставляют обширные возможности выбора цветности ламп, а наиболее передовые решения могут менять цветовую температуру в зависимости от индивидуальных предпочтений пользователя.

3. Чтобы по-настоящему оценить преимущества светодиодов, делать выбор стоит в пользу международных брендов, которые зарекомендовали себя на рынке, и могут поручиться за заявленные характеристики товара. С ростом популярности светодиодов на рынке появляется все больше продукции недобросовестных производителей, которая зачастую не отвечает стандартам качества. Покупка такого товара может не только стать пустой тратой денег, но и негативно отразиться на здоровье глаз и самочувствии в целом.

4. Грамотное распределение света может скрывать недостатки помещений и подчеркивать их достоинства. Правильно выбранные световые решения позволяют визуально увеличить пропорции комнаты, разделить пространство на зоны и расставить нужные акценты в интерьере. А с помощью светодиодных решений этот процесс становится легким и увлекательным.

5. В небольших комнатах с невысокими потолками можно визуально увеличить пространство, организовав свет из «ниоткуда» – установив напольные светильники, небольшие подвесные лампы или бра.

6. Чтобы зрительно расширить комнату, нужно расположить по периметру потолка карниз со светильниками, направленными на стену. Особенно эффективен данный прием в том случае, если стены светлые и хорошо отражают свет. Аналогичных целей позволяют достигать ниши с равномерной подсветкой или встроенными светильниками.

7. В комнате с небольшим пространством стоит использовать маленькие светильники. Визуально увеличить пространство в комнате помогут подсветка карниза, подсветка под тумбой или под кроватью, а также бра на стене. Расширяет пространство и рассеянный свет, источником которого могут стать люстры или подвесы. Полученный эффект можно усилить зеркалами на стене по обеим сторонам кровати.

8. Хотели бы вы ежедневно создавать индивидуальные варианты интерьера с помощью света? Тогда вам помогут светодиодные светильники с функцией изменения цвета, например Philips LivingColors. Они позволяют окрасить комнату в любой из шестнадцати миллионов оттенков. С помощью Philips LivingColors можно менять цвет освещения в зависимости от настроения: оранжевый и желтый помогут настроиться на позитивный лад, зеленый поспособствует расслаблению, синий даст внутреннюю энергию, а красный создаст романтический настрой. В свою очередь режим автоматической смены цветов позволит отвлечься и отдохнуть, наблюдая за игрой оттенков.

9. Идеальным местом для применения светильника Philips LivingColors станет гостиная - сердце дома, место для общения, торжественных приемов, встречи с друзьями или спокойного отдыха всей семьей.

10. Экспериментируйте со светом! Этот увлекательный процесс позволит вам стать настоящим дизайнером собственного жилья.

Комфортное проживание в доме возможно лишь при грамотно спроектированном освещении и правильно рассчитанной освещенности для каждого конкретного помещения. Причем заниматься проектированием электрики лучше до начала ремонтных работ, поскольку это существенно сэкономит вам средства и время. Для начала нужно продумать световой сценарий для всей квартиры (дома) и для каждого помещения в отдельности.

Световой сценарий – это план расположения всех осветительных приборов, объединение их по группам, план расположения выключателей и переключателей для всех групп светильников с учетом открывания дверей и расстановки мебели. Светильники с переключателями (несколько выключателей на одну группу светильников в разных комнатах) и светильники с регуляторами мощности требуют отдельного обозначения на плане, поскольку их монтаж требует от электрика дополнительных манипуляций.

Что бы добиться хорошего результата при самостоятельном проектировании освещения в квартире нужно учитывать несколько важных факторов.

  • Правильное освещение не должно создавать резких переходов от тени к свету, яркого блеска поверхностей или бликов – все это вредно для зрения и утомительно для психики.
  • Подбирайте интенсивность освещения в зависимости от цвета отделки, потому что разные цвета по-разному отражают свет. Так темные и матовые поверхности большой площади поглощают свет, а светлые и глянцевые отражают, увеличивая освещенность.
  • Соблюдайте нормативные значения оптимальной освещенности для различных типов помещений. Подробно
  • Учитывать функциональность освещения и особенности человеческой деятельности, осуществляемой в различных помещениях.

Особенности проектирования освещения в прихожей

Для прихожей, как правило, характерны небольшие размеры и недостаточность или полное отсутствие естественного освещения. Желательно, чтобы настенные и потолочные светильники имели закрытую форму, что бы лампочка оставалась невидимой из любой точки помещения или имела матовое напыление.

Плафоны для бра лучше выбирать непрозрачные, так как с близкого расстояния лампы могут ослеплять. Эти правила справедливы для любых помещений маленькой площади.

Отдельно в прихожей стоит подсветить вешалку и зону у зеркала. Если помещение квадратное или близко к квадрату, то будет достаточно центрального потолочного светильника с несколькими плафонами, возможность направлять плафон в нужную сторону позволит подсветить нужную зону прихожей.

Освещение в прихожей и коридоре

Для освещения вытянутого помещения лучше использовать несколько бра, расположенных в его разных концах или несколько равномерно распределенных по потолку светильников. Для коридоров и прихожих обычно достаточно 50-100 люкс.

Проектирование освещения в гостиной

Гостиная – это комната, выполняющая несколько функций: здесь принимают гостей, смотрят телевизор, общаются, читают. Главный секрет хорошего освещения – для каждой функции свой светильник. Это значит, что в гостиной нужно создать несколько островков света на разных уровнях, хорошо, если их яркость можно регулировать, главное, чтобы светильники были выполнены в едином стиле и соответствовали общей идее декорирования интерьера.

Вблизи диванов и кресел имеет смысл расположить торшеры или бра, создающими рассеянный свет. Архитектурные и декоративные элементы интерьера – колонны, арки, открытая кирпичная кладка – будут выглядеть эффектно, если их подсветить точечными напольными или потолочными светильниками.

Многоуровневые потолки с подсветкой позволят выделить отдельные зоны и создадут световые акценты. Именно в гостиной оригинальные варианты освещения, подчеркивающие общий стиль интерьера будут очень уместны. Подробнее о освещении и расположении розеток в гостиной читайте .

Проектирование освещения в спальне

В спальне желательно сделать многоуровневое освещение – общий верхний свет и местные подсветки. При проектировании учтите, что у каждого спального места должен быть отдельный светильник. Это может быть лампа на ночном столике с приглушенным светом или настенное бра над кроватью. Основное условие при этом – свет должен быть достаточным для чтения, но при этом не нарушать покой соседей по спальне.

Если платяные шкафы находятся в спальне, они должны быть хорошо освещены, идеально подойдут для этого встроенные точечные светильники. У туалетного столика должна быть своя подсветка, как правило, это настольная лампа или два бра с двух сторон от зеркала. Подробнее о освещении и расположении розеток вспальне читайте

Проектирование освещения в кабинете

В кабинете необходимо сочетать местное освещение с общим. Это связано с тем, что утомление зрения и снижение работоспособности наступает тем быстрее, чем ниже освещенность (что часто происходит при использовании только общего освещения) и чем больше разница яркости рабочей поверхности и окружающих предметов (при местном освещении).

Освещение в кабинете

При проектировании освещения в кабинете необходимо помнить, что к местному освещению предъявляются дополнительные требования: свет на рабочую поверхность должен падать слева (для правши) и быть рассеянным, для этого абажуры настольных ламп делаются из светорассеивающих материалов. Следовательно, идеальный световой сценарий для кабинета: общий светильник, не дающий теней, и дополнительная лампа у рабочего места с регулируемым световым потоком на гибкой штанге или шарнирах. При работе за компьютером так же рекомендуется равномерное общее освещение комнаты и рассеянное освещение стола. Такой свет не должен слепить и давать бликов на экране монитора.

Правильное рабочее освещение кабинета предполагает монотонность и равномерность, а необычные и оригинальные световые решения здесь приносятся в жертву удобной работе. Про проектирование домашнего кабинета читайте .

Проектирование освещения в кухне и столовой

В кухне действуют те же правила, что и для кабинета – ведь это тоже рабочее место. Рассеянный, не ослепляющий общий свет дополняется встроенными над рабочими поверхностями столов точечными светильниками, лентовидными люминесцентными или светодиодными лампами.

Правильное освещение в кухне

Обеденная зона, независимо от местонахождения, будь то кухня, гостиная или столовая – место встречи всей семьи. Освещение обеденного стола должно быть мягким, уютным. Подвесной светильник над столом в теплых тонах (или несколько, если стол большой) создаст необходимую атмосферу домашнего комфорта и покоя. Про самостоятельное проектирование кухни написано .

Освещение в кухне и столовой

Освещение в ванной комнате

В ванной необходимо освещение двух типов: общее с рассеянным светом и направленное для подсветки у зеркала. Общее освещение может давать потолочный матовый плафон или равномерно распределенные встроенные влагозащитные точечные светильники. У зеркала можно разместить влагозащитные бра или купить зеркало со встроенной косметической подсветкой.

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

На сегодняшний день проведение евроремонта в своей квартире не является редкостью. Но какой бы интерьер ни был выбран, без достойного освещения он не будет производить нужного впечатления. Если учитывать, что наличие электроприборов в квартирах существенно увеличилось, старая проводка не справляется с нагрузкой. Для достижения стабильности и безопасности необходима правильная схема освещения квартиры. Не сосем обязательно приглашать специалистов. Если есть стремление, замену старой электропроводки можно выполнить и самостоятельно.

Для правильного распределения света планируют и продумывают освещение жилья. Оно должно не только соответствовать дизайну интерьера, а ещё обеспечивать жильцам удобство и комфорт.

Как правильно сделать

Существует два вида освещения: местного и общего типа. По названиям понятно, что общее используется для освещения всего помещения, а местное – только в определённой зоне. Если говорить подробнее о местном освещении, то оно подразделяется на рабочее и точечное. Так, освещение рабочего типа обеспечивается для освещения рабочей зоны: обеденный стол на кухне, место в кабинете и прочее. Точечная подсветка подчёркивает детали: освещение картин, зеркала, элементов декора.

Планируя обустройство света, нужно тщательно продумать, чего хочется достичь в результате. Ориентируются не только на соответствие интерьеру, но и на личные предпочтения хозяев.

Что нужно

Для обустройства правильного освещения необходимо помнить о следующих фактах:

  • Для каждой комнаты свет должен обеспечиваться индивидуально. Если для гостиной подойдет яркий свет, то для спальни необходимо обеспечение мягкого светового потока.
  • План расположения светильников и иных источников света основывается на расположении функциональных зон, требующих освещения.
  • Правильный подбор мощности и количества осветительных приборов позволит создать комфортную обстановку.

Самое главное точно определить места расположения светильников

План освещения

Если подойти к обеспечению света в квартире по всем правилам, то первоначально осуществляют проектирование. Схема освещения в квартире основывается на проектировании самого дома и непосредственно комнат, форме потолка, отделочных материалов, размещении мебели. После оценки всех факторов на чертеже плана квартиры нужно выбрать места размещения приборов для света, а также выключателей и розеток.

Расчет освещения (нормативы и количество светильников)

Для обеспечения грамотного проектирования света нужно определить, какая мощность будет оптимальной для определённого жилища. Отсюда рассчитывается такой показатель, как количество источников света и ламп накаливания, нужных для определённой площади. Про всем правилах, мощность света распределяется следующим способом: каждые 5 м 2 освещает лампа мощностью 60-65 кВт. Исходя из этих показателей, не составит труда правильно рассчитать количество лампочек, нужного для определённого помещения.

Рассмотрим пример, какое количество ламп нужно для освещения гостиной площадью 15 м 2 . На таблице ниже представлены лампы разного типа.

Схема подключения

После того как определено количество приборов для обеспечения света, приступают к формированию плана освещения в квартире. На нем отображаются места расположения светильников или групп освещения, а также элементов, которые служат для включения и выключения источников света.

Отметить следует также тип используемых выключателей. К примеру, можно ставить одноклавишные или двухклавишные. Иногда, если помещение имеет большую площадь, используют дублирующие выключатели для света. Они предназначаются для регулирования одного и того же осветительного прибора, но размещаются в разных концах комнаты.


Пример плана освещения с дублирующими выключателями

На чертеже схемы также отмечают тип освещения – потолочный или настенный. Обязательно отмечают на схеме, к какому регулирующему элементу относится осветительная точка.

Пример схемы

Приведём пример схемы обеспечения света однокомнатной квартиры площадью около 40 м 2 . В соответствии с нормами понадобится не больше 8 светильников.

Освещение приборами в однокомнатной квартире можно осуществить следующим способом:

  • 3 точечных светильника на потолке;
  • одна люстра;
  • два бра;
  • один торшер;
  • лампа для освещения письменного стола.

Схема освещения в однокомнатной квартире

Монтаж освещения в квартире, имеющую аналогичную площадь, но состоящую из двух комнат, обеспечивают посредством:

  • двух люстр;
  • 3-4 потолочных светильников;
  • настольной лампы;
  • двух бра и торшера.

Прокладка освещения

Освещение должно осуществляется посредством разного типа источников света:

  • Точечные светильники встраиваются в подвесной или натяжной потолок.

Используются и настенные светильники, настольные лампы для освещения определённой зоны. Широкое распространение получили и светодиодные ленты для обеспечения дополнительной подсветки. В зависимости от того, какие виды осветительных приборов будут применяться, выбирается схема прокладки электропроводки.

На видео: принципы проектирования освещения в квартире.

Разводка электропроводки своими руками: от схемы до монтажа

Осуществление прокладки электричества в доме довольно ответственное дело. Без опыта и определённых умений не обойтись. Главное знать правильные аспекты разводки, читать и создавать схем, иметь навыки электромонтажа. Но всё это можно при желании осилить и сделать прокладку самостоятельно. Для этого представим рекомендации по всем аспектам.

Основные правила

Все правила, которые необходимо соблюдать при разводке проводки, как и при других видах строительных работ, освещены в СНиПах и ГОСТах. Касаемо электропроводки необходимо обратиться к разделу «Правила устройства электроустановок (ПУЭ)». Приступая к работе по разводке, обязательно изучается данный раздел.

Предоставим основной перечень правил монтажа проводки в квартире:

  • Размещать основные составляющие, такие как счётчик, розетки, выключатели, автоматы и прочее, необходимо в легкодоступных местах.
  • Параметры размещения выключателя варьируются от 0,6 до 1,5 м от уровня пола. Расположение должно быть в легко доступном месте у двери при входе в комнату. Провода прокладывать необходимо, начиная сверху.

  • Параметры установки розеток составляют 0,5-0,8 м от уровня пола. Обусловлено это предотвращением замыкания при затоплении квартиры. Нельзя размещать розетки вблизи газовой и электрической плиты, а также рядом с заземлёнными предметами. Расстояние от них должно быть не менее 0,5 м.

  • По стандарту количество розеток планируется в соответствии 1 штука на 6 м 2 . На кухне допускается большее их количество, так как они необходимы для подключения электроприборов. В санузле розетки не устанавливаются, а для ванной лучше обеспечивать отдельный трансформатор.
  • Прокладывать провода необходимо только по горизонтальной и вертикальной линии, которые обязательно отмечаются на плане.

  • При прокладке необходимо учитывать места расположения труб, перекрытий и прочих препятствий. В случае горизонтального проведения проводов расстояние должно составлять около 10 см, а вертикальное – 15 см.
  • Обязательно следят за тем, чтобы провода не соприкасались с металлическими предметами.
  • При прокладке нескольких проводов, следует обеспечить между ними расстояние не менее 3 мм. Также желательно изолировать проводку в специальной гофре.

  • Для разводки проводов следует использовать специальные короба. Соединения тщательно изолируют. Специалисты категорически запрещают соединение алюминиевых и медных проводов.

Проект и схема разводки электропроводки

Как и любая работа, прокладка электропроводки начинается с проектирования и составления схем. Для их создания привлекаются специалисты, которых в Москве довольно много. Ведь от них зависит безопасность в квартире, да и во всём доме. Эта услуга стоит определённых денег, но безопасность и спокойствие превыше всего.

Если же принято решение сделать работу самостоятельно, и есть первоначальные знания в области электричества, то следует придерживаться всех выше описанных правил. Следить за тем, чтобы все нагрузки света были рассчитаны правильно.

Для составления проекта и схем необходимо начинать с освоения условных обозначений. Расшифровка их приведена ниже на фото.

Начинают проект с создания плана квартиры, на котором отмечаются все точки освещения, расположение выключателей и розеток. Далее, учитывая все правила, прорисовываются линии прокладки проводников. Для того чтобы схема проводки была практичной, заранее продумывается место расположения приборов.

На следующем этапе составления схемы продумывается подводка к точке подключения. Этот момент требует более подробного рассмотрения. Обусловлено это разными типами подключения: параллельного, последовательного или смешанного. Последний способ является самым экономичным в плане использования материалов и эффективности работы.

Для облегчения процесса точки подключения разбиваются на группы:

  • планировка освещения на кухню, коридор и жилые комнаты;
  • обеспечение освещённости санузла и ванной комнаты;
  • устройство розеток в жилой зоне;
  • электроснабжение для кухни;
  • устройство розеток для электроплиты.

Это один из примеров группировки для схемы электропроводки. Суть заключается в том, что чем тщательнее продуманы группы, тем экономней будут затраты на материалы, и проще чертёж схемы. Имеют значение и габариты квартиры. В однокомнатной проектирование осуществляется одним способом, а в помещении с большой площадью – с добавлением элементов.

Следующий важный момент – расчёт нагрузки. Её обязательно указывают в проекте. Вычисления производятся по формуле I=P/U. В ней используются величины P – сумма мощностей всех приборов, которые планируется использовать, U – показатель напряжения в сети.

Пример подсчёта напряжения: электрочайник – 2,2 кВт, освещение на 10 лампочек мощностью 100 Вт, мощность холодильника и микроволновки в сумме 1,4 Вт. В квартирах сила тока традиционно составляет 220 Вольт. После расчётов получают: (2200+1000+1400):220=20,1 А.

Существуют небольшие допущения. К рассчитанной нагрузке можно добавить немного. Но, по стандарту требуется не допускать превышение 25 А. Рассчитав нагрузку, начинают закупать необходимые материалы, основываясь на результате. Чтобы облегчить выбор, в приведенной ниже таблице указаны основные параметры провода и кабеля.

Монтаж электропроводки

Важно! Выполняя монтаж новой проводки, первоначально демонтируют старую. В этом случае необходимо использовать прибор для проверки напряжения.

Нанесение схемы и подготовка каналов

Все работы начинаются с переноса чертежа непосредственно на стены. Подготавливают поверхность по следующему алгоритму:

1. Соответственно плану отмечаем маркером нужные места прохождения проводки. Затем отмечают места монтажа элементов: розетки, щитки, автоматы и прочее. Всё размечается в соответствии с планом.

2. Дрелью с насадкой «коронка» в местах расположения розеток и выключателей делаются отверстия для коробок под них.

3. С помощью перфоратора проделываются штробы. Для этого можно использовать и турбинку. Штроба должна быть определённых размеров, чтобы провод в ней легко поместился.

После того как поверхность готова, заводят провода внутрь пространства со стороны угла. Для этого необходимо проделать отверстие в стене. Лучше всего, если оно буде размещено в углу комнаты.

Монтирование проводки открытого типа

На начальном этапе устанавливается щиток на определённой высоте. Непосредственно в щиток размещается УЗО. По количеству они определяются в соответствии осветительных групп. По своей структуре щиток выглядит следующим образом: наверху размещаются клеммы для нулевых проводов, внизу для заземления. Между ними располагаются автоматы.

Соединение в щитовом устройстве осуществляется следующим способом: синяя жила к ноль-клемме, белая к УЗО в верхней его части, жёлтые провода – к клеммам заземления. Соединения автоматов производятся параллельным способом.

Для открытого типа монтажа вначале крепят по размеченным линиям короба. Крепление осуществляется посредством дюбелей с саморезами. Крайние обустраиваются на расстоянии около 5-7 см, а далее придерживаются шаг 0,5 м.

Важно! При монтировании проводки открытого типа нет необходимости готовить отверстия для розеток и выключателей. В их качестве используются изделия, которые навешиваются на плоскость стены.

Все провода по размеченным линиям помещаются в короба и ведутся к распределительным коробам. Непосредственно в них производятся подсоединения. Сделать это можно посредством тугой скрутки, после чего провода необходимо тщательно изолировать.

Монтирование проводки скрытого типа

Скрытая электропроводка монтируется немного проще по объёму работы. По принципу соединения отличается от открытого типа только тем, что размещается внутри стен, в подготовленной заранее штробе. Перед тем как расположить провода в штробе, монтируют коробки для выключателей и розеток. Их фиксируют с помощью алебастра. Когда материал застыл, в них заводятся электропровода и по плану в штробе ведутся к распределительным коробкам.

После того как установлены все розетки и выключатели, подключены осветительные приборы, выполнены соединения проводов в коробках, необходимо проверить правильность подключения. Чтобы не допустить ошибку, «прозваниваются» соединения специальным прибором для электротестирования.

На видео: ТОП-10 правил электропроводки.

Какой провод использовать

Кабели для обеспечения электричества в квартире нужно выбирать по определённым критериям. Желательно не менять ничего на своё усмотрение, так как от этого зависит безопасное функционирование системы.

Материал и конструкция

Материалы, используемые для изготовления проводов, существуют двух разновидностей: алюминий и медь. Алюминиевые недорогие, но медные значительно надёжнее и способны обеспечить качественное функционирование.

По своему строению провода разделяются на одножильные и несколько жильные. В первом случае материал закрыт оболочкой изоляции. К характеристикам одинарных проводников относят: дешёвые, удобны для монтажа, имеют высокую степень жёсткости. Последнее свойство приводит к частым переломам проводника.

Мастера предпочитают работать с многожильными проводами. У них хорошая устойчивость к скручиванию, изгибу. Если схема предполагает крутой поворот, то можно быть уверенным, что проводник не сломается.

Сечение кабеля для проводки в квартире

Сечение кабеля один из важных характеристик. От его показателя напрямую зависит, выдержит ли проводник подаваемое напряжение. Измеряется в квадратных миллиметрах. Так, в алюминиевых проводниках сечением жилы 1 мм 2 выдерживает напряжение 8 А. Касаемо медных изделий 1 мм 2 способен пропустить 10 А.

Выбор сечения проводников нужно осуществлять под нагрузку. Не допускается использовать провода, сечение которых меньше предполагаемой нагрузки.

Толщина жильной изоляции

Любой проводник имеет изоляцию. Для её обеспечения применяют пластиковые материалы. Толщина жильного изоляционного слоя определяется статьями нормативных документов. К примеру, для проводника, рассчитанного на нагрузку 660 В, с сечением 1,5-2,5 мм 2 толщина изоляции предусмотрена 0,6 мм.

Толщина оболочки

Следующий момент, на который следует обратить внимание, это внешняя оболочка кабеля. Именно она закрывает несколько жил проводника. Аналогично жильной изоляции, для внешней используют пластиковые материалы, но толщина её значительно больше. В основном составляет 1,4-1,8 мм. Учитывают тот факт, что существуют допустимые отклонения.

Маркировка

На любом кабеле присутствуют знаки, которые называют маркировкой. Она позволяет лучше читать информацию о характеристиках изделия:

  • Первая буква обозначает материал, из которого изготовлена внешняя оболочка изделия.
  • Следующие буквы могут обозначать такие свойства, как степень герметичности, горючести изоляционного слоя, наличие стальных лент в изоляции, плоскость или гибкость.
  • Материал, из которого изготовлен проводник, отмечается только на алюминиевых кабелях буквой «А». На медных изделиях буква материала не указывается.
  • Дополнительно можно прочитать информацию о производителе и дате изготовления.

Расцветка жил

Изоляция жил может иметь однотонную расцветку, а иногда, наносить полоса толщиной в 1 мм по всей длине изделия.

Цвет жильной изоляции характеризует назначение проводника:

  • первая – фаза, это красная, коричневая и белая изоляция;
  • вторая – ноль, синяя;
  • третья – заземление, зелёная или зелёно-жёлтая.

Процесс планирования освещения в доме довольно ответственный. Но если цель будет достигнута со всеми соответствиями с правилами, то это приведёт к потрясающему результату. Правильный свет в интерьере усиливает эффект в несколько раз. Впечатления потребителей оцениваются из комментариев, встречающихся в интернете.

Как выбрать кабели и автоматы для квартиры (1 видео)



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой