Физиология эмоций кратко. Физиологические механизмы эмоций. Физиология внимания и памяти. Рассердился - ударил

Человек не только воспринимает ок­ружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение, Пережи­вания, в которых проявляется отношение людей к окружащему
миру и к Самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно многообразны и сложны. Такой человек не смог бы понять переживания других людей и значения для окружающих собственных поступков.

Все эмоции можно поделить на положительные" (радость, любовь, восторг, удовлетворение и т. п.) и отрицательные, (гнев, страх, ужас, отвращение и т. п.). Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови, биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов: кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Одно из таких биологически активных веществ - гормон надпочечников
адреналин.

Изменения в деятельности внутренних, органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Поэтому всем понятны, такие выражения, как «от страха в пот ударило», «волосы встали ды­бом», «мурашки по коже», «щемит сердце» или «от радости в зобу дыханье сперло» и т. п. Физиологическое значение таких реакций, сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизуют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности, или для защиты.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движе­ния. По изменению походки, позы, а также жестам, мимике, ин­тонациям, смене скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии человека.

Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов проме­жуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Лобная доля коры тормо­зит или активирует эмоции, т. е. управляет ими. Больные с нару­шениями лобной доли коры отличаются эмоциональной не­сдержанностью. Они легко переходят от состояния добродушия и ребячливой веселости к агрессии.

Память. Физиологи в опытах на животных и врачи в наблюдениях за больными людьми устано­вили, что память связана с определенными отделами бол ьших полушарий головного мозга. Приповрежд ении коры связанной с анализаторами, нарушаются специальны е виды памяти: слухо вой, зрительной, двигательной и др. Это_ведет__к нарушению запоминания и воспроизведения звуков, зрительных образов, движений. В случае поражения лобных или височных долей коры ухудшается память в целом. Больной не может запоминать, хранить и воспроизводить информацию.

Нередко имеют эмоциональную окраску. Однако несмотря на тесную связь, мотивации и эмоции принадлежат к разным состояниям организма, поскольку их возникновения определяется различными нейронными образованиями мозга.
Во эмоцией понимается своеобразный физиологическое состояние. Это один из важнейших аспектов деятельности ЦНС, характеризующий личное отношение человека к окружающей среде, является одной из форм отражения действительности. В эмоциях отражаются определенные потребности человека и реализуются их удовлетворения, достижения цели.
Классификация эмоций. Эмоции принято делить на негативные и позитивные. Различают стенические отрицательные эмоции, которые обусловливают активную деятельность (гнев, ярость, состояние аффекта, агрессия и т.д.), и астенические, снижающие активность (страх, горе, печаль, депрессия). К положительным эмоциям относятся радость, удовольствие, наслаждение, состояние комфорта, ощущение любви и счастья. Различают низшие и высшие эмоции. Низшие эмоции элементарные, связанные с органическими потребностями человека и животного (голод, жажда, половой инстинкт, самосохранение и т.п.). У человека даже элементарные эмоции - продукт социально-исторического развития, в процессе которого формируется культура эмоций. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти сложные эмоции развивались на основе сознания, они контролируют и тормозят низкие эмоции.
Появление эмоций в онтогенезе. У новорожденного ребенка отчетливо проявляются эмоции страха, гнева, удовольствия. Голод, боль, охлаждения, мокрая постель вызывают у младенца недовольство с характерными внешними признаками: гримасой страдания и плачем. Неожиданно сильный звук или потеря равновесия предопределяют состояние страха, а насильственное ограничение двигательной активности (пеленание) - гнев. Типичные признаки удовлетворения появляются у ребенка во время его колыхание и при тактильном раздражении тех рецепторных зон, которые впоследствии приобретут значение эрогенным. Есть также сведения, что эмоции (как положительные, так и отрицательные) оказываются даже у плода на 5-6-м месяце эмбрионального развития. Однако окончательно эмоциональная сфера формируется постепенно, на основе сочетания приобретенных стереотипов с врожденными механизмами. Таким образом, низшие эмоции, как и безусловные рефлексы и инстинкты, являются врожденными формами отражения действительности.
Биологическое значение эмоций. Появление эмоций следует рассматривать как важное эмоциональное наследие, которое облегчает формирование комплекса нейронных взаимодействий для выработки сложных форм поведения. Они имеют важное значение не только для организации инстинктивного поведения, но и для возникновения условных рефлексов, формирование процесса мышления. Роль отрицательных эмоций в организации поведения заключается в том, что они позволяют быстро оценить ситуацию, которая возникла (полезная или вредная). Они мобилизуют усилия человека или животного, направленные на удовлетворение определенной потребности, компенсирующих дополняют знания, где их не хватает для достижения цели (компенсирующая, защитная функция эмоций).
Приспособительное значение положительных эмоций заключается в их тонизирующей воздействии. Успех окрыляет, порождает чувство уверенности в своих силах, санкционирует дальнейшие поиски. Эмоциональное возбуждение способствует мобилизации жизненного опыта, хранящегося в памяти долгое время.
Внешнее проявление эмоций. Эмоции проявляются в поведении и различных реакциях со стороны двигательной, вегетативной и эндокринной систем. К ним относятся живая мимика и жестикуляция, изменение голоса и речи, позы и походки / различные вегетативные реакции (нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, внутренней секреции, потоотделение, появление слез, сухости во рту и т.д.). Вегетативные изменения, возникающие при отрицательных эмоциях, реализуются с участием преимущественно симпатико-адреналовой системы (расширение зрачков, учащение сердцебиения, дыхания, повышение артериального давления, уровня катехоламинов, 17-кортикостероидов в крови и др.).. Положительные эмоции иногда сопровождаются активизацией деятельности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Однако соотношение между симпатической и парасимпатической активности при эмоциях не сводятся к прямой реципрокности. Возбуждение симпатического отдела всегда сопровождается возбуждением парасимпатического, однако участие каждого из них различна в возникновении той или иной группы эмоций. Сознательное подавление эмоций при резком возбуждении вегетативной нервной системы, повышении содержания физиологически активных веществ в крови может привести к патологическим изменениям в организме. Это связано с тем, что активизация нервно-гуморальной системы не влияет на внешние проявления эмоций, а отражается на различных органах и системах, обусловливая парадоксальные реакции. Такие последствия активизации нервного аппарата эмоций. Что же представляет собой этот аппарат?
Нервный аппарат эмоций. Центральный нервный аппарат эмоций представлен совокупностью мозговых образований, которые принято называть висцеральным мозгом, или лимбической системой. К нему относятся гиппокамп, миндалевидные тело, поясная закрутка и др.. Указанные структуры мозга морфофункциональные
тесно связаны между собой и образуют «эмоциональное круг» («круг Пейпеца»), в котором может длительное время циркулировать эмоциональное возбуждение. Возможно, этот замкнутый путь служит важным нервным аппаратом, который отвечает за формирование эмоций. Лимбическая система тесно связана с новой корой большого мозга, особенно с ее лобными, височными и теменными долями, а также ретикулярной формацией мозгового ствола. Височная область отвечает за передачу информации со зрительной, слуховой и соматосенсорной коры к миндалевидной тела и гиппокампа. Лобная участок регулирует деятельность лимбической коры. Ретикулярная формация повышает активность восходящих влияний на лимбическую систему. Именно через эти связи можно сознательно управлять появлением и проявлением эмоций.
Особенно много информации об этих структурах дали опыты с самоподразненням мозга животных. Крысам было
вживлен в разные участки мозга электроды. Причем животные имели возможность самостоятельно включать раздражающих ток с помощью специального рычага. Оказалось, что при определенной локализации краев электродов крыса нажимает на рычаг до 8 тыс. раз в течение 1 ч, до полного истощения. В других случаях крыса, нажимая несколько раз на рычаг, больше к нему не притрагивается.
Участки, раздражение которых вызывает подкрепление или избегания раздражителя, был назван «центрами удовольствия» («награды») и недовольство («наказание»). Особенно много их в гипоталамической области, миндалевидными теле. Часто эти центры локализуются в структурах, связанных с половой и пищевой активностью, но есть немало участков, которые трудно связать с какой-то потребностью.
Опыты по самоподразнення был проведен и на других животных, в том числе и на обезьянах. Результаты этих опытов можно экстраполировать и на человека. В последнее время для диагностики и лечения некоторых заболеваний были разработаны технику введения электродов в глубинные структуры мозга человека. Когда больному под чает нейрохирургической операции дают возможность раздражать собственный мозг (т.е. проводить самоподразнення), то при стимуляции определенных участков мозга люди нередко сообщают о возникновении у них приятных или неприятных ощущений. Приятные ощущения часто имеют сексуальную окраску, сопровождаются бодростью и подъемом настроения, немотивированно радостью (эйфория). Во время стимуляции отрицательных точек (так называемых центров неудовольствия) у человека возникает чувство беспокойства, тревоги, страха и ужаса.
По данным литературы, ведущую роль в формировании эмоций играет правое полушарие мозга, где зарождаются негативные аффекты. Левое полушарие отвечает за положительную окраску эмоций.
Теории эмоций. Наибольших успехов в теоретической разработке проблемы эмоций достигнуты в рамках теории функциональных систем и с позиций информационного подхода.
Биологическая теория эмоций (П. К. Анохин, 1949) имеет два аспекта - эволюционный и нейрофизиологических. Суть эволюционного подхода заключается в том, что жизненный процесс является совокупностью двух состояний организма: стадии формирования потребностей и основных влечений (мотиваций) и стадии их удовлетворения. Первая стадия сопровождается отрицательными эмоциями, вторая - положительными, закрепляющие (санкционируют) поведенческий акт. Согласно позиции теории функциональных систем, отрицательные эмоции возникают также при несогласовании в акцептор результата действия реальных последствий с ожидаемыми (их афферентной моделью), а положительные эмоции - при полном совпадении результатов.
Согласно информационной теории (П. В. Симонов, 1966, и др.)., Эмоции являются отражением силы потребности и возможности (вероятности) ее удовлетворения в данный момент. Если необходимости нет, то эмоции не возникают. их не бывает и тогда, когда человек владеет информацией, которой достаточно для организации действий по достижению цели. В условиях дефицита информации создаются условия для формирования негативных эмоций. Если же появляется избыток информации о достижении цели, то возникает положительная эмоция. Кроме того, имеют значение и другие факторы, в том числе время, необходимое для удовлетворения потребностей (в случае его дефицита часто возникают отрицательные эмоции), энергетические возможности человека и т.п..
Различают четыре степени состояния эмоционального напряжения. Первая ступень - состояние внимания, мобилизации - характеризуется усилением деятельности органов и систем, интеллектуальных и физических ресурсов, повышением работоспособности. Вторая ступень бывает тогда, когда мобилизация сил организма оказывается недостаточной. Он сопровождается возникновением негативного стеничной реакции (гнев, ярость и т.д.). Третья ступень характеризуется появлением астенической отрицательной эмоции (страх, ужас, депрессия). Он возникает даже при максимальной мобилизации жизненных сил. Это стадия напряжения, или эмоционального стресса. При длительном воздействии она очень вредно сказывается на организме человека. Четвертая ступень проявляется развитием невротического состояния, что свидетельствует о заболевании человека.
Нейрохимия эмоций. В осуществлении любой эмоции участвуют все нейромедиаторные системы (норадрена-, холин-, серотонин-, дофаминергическая), а также целый ряд нейропептидов, в том числе и эндогенные опиаты. Вместе с тем, удельный вес каждой из них в эмоциональной реакции разного знака одинакова. Например, доказано, что положительные эмоции («награды») возбуждают катехоламины, а негативные («наказание») - ацетилхолин. Роль холинергической системы отчетливо проявляется в агрессивном поведении животных. Серотонин играет роль тормозного медиатора относительно обеих систем. Ослаблением тормозного влияния серотонина склонны объяснять повышенную агрессивность. Подавление серотонинергической системы стимулирует половое поведение, в то время как угнетение норадрена-и дофаминергической систем дает обратный эффект.
Данные, полученные в эксперименте на животных, совпадают с результатами биохимических исследований у человека. Так, снижение уровня серотонина в крови человека сопровождается необъяснимым беспокойством, а дефицит норадреналина - депрессией, тоской.

Эмоции человека имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. Положительные эмоции- своеобразная "награда" организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Тем самым положительные эмоции- сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно- рефлекторных реакций (П.В.Симонов). Следовательно, положительные эмоции- сильнейший стимул эволюции, нарушитель покоя и стабилизации, без которого невозможен был бы и сам общественный прогресс. Действительно, у человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности, например сделанным научным открытием, отличной оценкой на экзамене.

Эмоции способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного эффекта. Такая концентрация всех сил организма помогает нам успешно справляться с трудностями. Особенно это важно в стрессовых ситуациях, возникающих в результате действия на организм сверхсильных раздражителей, например факторов, опасных для жизни, или больших физических и умственных нагрузок.

Эмоциональные состояния.

Современному человеку живется гораздо беспокойнее, чем его предкам. Резкое расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а, следовательно, и иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Повышение у достаточно большой категории людей уровня общей тревожности, который стимулируется локальными войнами, увеличением числа катастроф, техногенных и естественных, в которых масса людей получают физические и психические травмы или просто погибают. Никто не застрахован от попадания в такие ситуации. Для человека естественен страх смерти, физических и психических увечий. Но в обычных условиях этот страх находится в подавленном состоянии и не осознается. Когда человек попадает в опасную ситуацию или становится её очевидцем (пусть даже косвенно, смотря телевизор или, читая газету), то подавленное чувство страха выходит на сознательный уровень, значительно повышая уровень общей тревожности.

В зависимости от силы, длительности и устойчивости эмоции различают на отдельные виды в частности стрессы, аффект, настроение.

Стресс.

Частые конфликты (на работе и дома) и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение - привести к состоянию стресса. Стресс- состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях. Жизнь подчас становится суровой и безжалостной школой для человека. Возникающие на нашем пути трудности (от мелкой проблемы до трагической ситуации) вызывают в нас эмоциональные реакции негативного типа, сопровождающиеся целой гаммой физиологических и психологических сдвигов.

Существуют различные научные подходы к пониманию стресса. Наиболее популярной является теория стресса, предложенная Г.Селье. В рамках этой теории механизм возникновения стресса объясняется следующим образом.

Все биологические организмы имеют жизненно важный врожденный механизм поддержания внутреннего равновесия и баланса. Сильные внешние раздражители (стрессоры) могут нарушить равновесие. Организм реагирует на это защитно-приспособительной реакцией повышенного возбуждения. С помощью возбуждения организм пытается приспособиться к раздражителю. Это неспецифичное для организма возбуждение и является состоянием стресса. Если раздражитель не исчезает, стресс усиливается, развивается, вызывая в организме целый ряд особых изменений - организм пытается защититься от стресса, предупредить его или подавить. Однако возможности организма не безграничны и при сильном стрессовом воздействии быстро истощаются, что может привести к заболеванию и даже смерти человека.

Организм человека - сложнейшая система связей и реакций. Все работает по определенным схемам, которые поражают своей методичностью и многосоставностью. В такие моменты начинаешь гордиться тем, какая сложная цепь взаимодействий приводит к чувству радости или горя. Больше не хочется отрицать какие бы то ни было эмоции, ведь все они приходят не просто так, у всего есть свои причины. Рассмотрим поближе физиологические основы чувств и эмоций и начнем лучше понимать процесс собственного существования.

Понятия чувств и эмоций

Эмоции охватывают человека под воздействием ситуации или каких-либо внешних раздражителей. Они быстро приходят и так же быстро уходят. Они отражают наше субъективное оценочное мышление по отношению к ситуации. К тому же эмоции не всегда осознаются; человек испытывает от них эффект, но не всегда понимает их эффект и характер.

Например, кто-то наговорил вам кучу гадостей. Ваша логичная реакция на это - гнев. О том, как он воспринимается и чем обусловлен, мы узнаем чуть позже. Сейчас сосредоточимся непосредственно на эмоции. Вы испытываете гнев, вам хочется как-то ответить, чем-то защититься - это Как только раздражитель исчезнет - гнев скоротечно закончится.

Другое дело - чувства. Они порождаются, как правило, комплексом эмоций. Развиваются постепенно, расширяя свое влияние. Чувства при этом, в отличие от эмоций, хорошо осознаются и воспринимаются. Они не являются порождением ситуации, а демонстрируют отношение к объекту или явлению в целом. Во внешний мир они выражаются непосредственно через эмоции.

К примеру, любовь - это чувство. Оно выражается через эмоции, такие как радость, эмоциональное притяжение и т. п. Или, например, чувство враждебности характеризуется ненавистью, брезгливостью и гневом. Все эти эмоции, являясь выражениями чувств, обращены во внешний мир, на объект чувств.

Важный момент! Если у человека присутствует то или иное чувство, то это совсем не значит, что объект этого чувства не будет подвергаться сторонним эмоциям. Можно, например, испытывать раздражение или гнев по отношению к любимому человеку. Это совсем не значит, что чувство любви сменилось враждебностью. Это просто реакция на какие-либо внешние раздражители, которые совершенно не обязательно исходят от объекта, к которому направлена любовь.

Виды чувств и эмоций

Первоначально чувства и эмоции делятся на положительные и отрицательные. Это их качество определяется субъективной оценкой человека.

Далее по своей сущности и принципу воздействия они разделяются на стенические и астенические. Стенические эмоции побуждают человека к активным действиям, усиливают практическую мобилизацию. Это, например, разного рода мотивации, вдохновение и радость. Астенические, наоборот, "парализуют" человека, ослабляют работу нервной системы и расслабляют организм. Это, к примеру, паника или фрустрация.

К слову, некоторые чувства, такие как, например, страх, могут быть как стеническими, так и астеническими. То есть страх может как заставить человека мобилизоваться, действовать, так и парализовать и демобилизовать.

Понятие основ эмоций с точки зрения физиологии

Если кратко: физиологические основы эмоций полностью обуславливают процесс чувственного восприятия. Если подробнее, рассмотрим каждый аспект в отдельности и составим целостную картину.

Эмоции обладают рефлекторной сущностью, то есть всегда предполагают наличие раздражителя. Целый механизм сопровождает эмоцию от восприятия до проявления. Эти механизмы называются в психологии физиологическими основами эмоций и чувств. В них задействованы различные системы организма, каждая из которых отвечает за конкретный результат. Фактически все это образует целую отлаженную систему приема и обработки информации. Все почти как в компьютерах.

Подкорковые механизмы

Самым низшим уровнем физиологических основ эмоций и чувств являются подкорковые механизмы. Они отвечают за сами физиологические процессы и инстинкты. Как только в подкорку поступает некий возбудить, тут же начинается соответствующая реакция. Если конкретно: провоцируются различного рода рефлексы, сокращения мышц, определенное эмоциональные состояние.

Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система на основе тех или иных эмоций посылает сигналы-возбудители к органам внутренней секреции. Например, надпочечные железы выделяют адреналин в стрессовых и опасных ситуациях. Выделение адреналина всегда сопровождается такими явлениями, как приток крови к легким, сердцу и конечностям, ускорение свертывания крови, изменение сердечной деятельности, увеличивается выделение сахара в кровь.

Первая и вторая сигнальные системы

Для того чтобы перейти к корковым механизмам, необходимо приблизительное понимание первой и второй сигнальных систем и динамического стереотипа. Начнем с систем.

Первая сигнальная система характеризуется восприятиями и ощущениями. Она развита не только у человека, но и у всех животных. Это, например, визуальные образы, вкусовые напоминания и тактильные ощущения. К примеру, внешность друга, вкус апельсина и прикосновение к горячим углям. Все это воспринимается через первую сигнальную систему.

Вторая сигнальная система - это речь. Она есть только у человека и потому только человеком и воспринимается. По сути, это любая реакция на сказанные слова. Она при этом неразрывно связана с первой сигнальной системой и сама по себе не функционирует.

Пример, мы слышим слово "перец". Само по себе оно ничего не несет, но в соединении со второй сигнальной системой образуется смысл. Мы представляем себе вкус, особенности и внешний вид перца. Вся эта информация, как уже было сказано, воспринимается через первую сигнальную систему и запоминается.

Или еще пример: мы слышим о друге. Воспринимаем речь и перед глазами у нас появляется его внешность, мы помним его голос, походку и т. д. Это взаимодействие двух сигнальных систем. Уже после, на основе этой информации, мы будем испытывать те или иные чувства или эмоции.

Динамический стереотип

Динамические стереотипы - это некие поведенческие наборы. Условные и безусловные рефлексы формируют определенный комплекс. Они образуются при постоянном повторении каких-либо действий. Такие стереотипы достаточно устойчивы и определяют поведение индивида в той или иной ситуации. Иными словами, это что-то вроде привычки.

Если человек в одно и то же время на протяжении длительного периода совершает некие действия, например занимается гимнастикой по утрам на протяжении двух лет, то у него формируется стереотип. Нервная система облегчает работу мозга, запоминая эти действия. Таким образом, происходит меньшая затрата ресурсов мозга, и он освобождается для иной деятельности.

Корковые механизмы

Корковые механизмы контролируют вегетативную нервную систему и подкорковые механизмы. Они являются определяющими в понятии эмоций и их физиологической основы. Эти механизмы считаются главными по отношению к двум последним. Они формируют понятие физиологических основ эмоций и чувств. Именно через кору больших полушарий головного мозга проходит основа высшей нервной деятельности человека.

Корковые механизмы воспринимают информацию от сигнальных систем, преобразуя их в Эмоции, в контексте корковых механизмов, являются результатом перехода и функционирования динамических стереотипов. Поэтому именно в принципе работы динамических стереотипов и заключается основа различных эмоциональных переживаний.

Общие закономерности и принцип работы

Описанная выше система функционирует по особым закономерностям и обладает собственным принципом работы. Рассмотрим более детально.

Сначала внешние или внутренние раздражители воспринимаются первой и второй сигнальными системами. То есть воспринимается какая-либо речь или ощущение. Эта информация передается в кору больших полушарий головного мозга. Ведь мы помним, что именно корковая часть соединяется с сигнальными системами, воспринимая от них возбудители.

Далее сигнал из корковых механизмов передается в подкорку и вегетативную нервную систему. Подкорковые механизмы формируют инстинктивное поведение на раздражитель. То есть начинают работать усложненные безусловные рефлексы. Например, хочется убежать, когда страшно.

Вегетативная же система вызывает соответствующие изменения процессов в организме. Например, отток крови от внутренних органов, выброс адреналина в кровь и т. д. В итоге появляются изменения в физиологии организма, приводя к различным реакциям: напряжение мышц, обостренное восприятие и т. п. Все это служит для помощи инстинктивному поведению. В случае страха, например, мобилизует организм для марш-броска.

Эти изменения после опять передаются в кору головного мозга. Там они контактируют с имеющимися реакциями и выступают основой в проявлении того или иного эмоционального состояния.

Закономерности чувств и эмоций

Для чувств и эмоций существуют некоторые закономерности, которые определяют пути функционирования. Рассмотрим несколько из них.

Всем нам известно, если что-то делать постоянно - это быстро надоедает. Это и есть одна из основных Когда раздражитель постоянно и длительно воздействует на человека, чувство притупляется. Например, после трудовой недели человек испытывает блаженное чувство от отдыха, все ему нравится, и он счастлив. Но если такой отдых продолжается уже вторую неделю, то чувства начинают притупляться. И чем длительнее раздражитель продолжает свое воздействие, тем менее ярко ощущается чувство.

Чувства, вызванные одним раздражителем, автоматически переносятся на весь класс подобных объектов. Теперь всем однородным с вызвавшим эмоцию раздражителем вещам приписывается испытанное чувство. Например, мужчина оказался жестоко обманут одной непорядочной женщиной и теперь испытывает к ней враждебные чувства. А тут бац! Теперь для него все женщины непорядочные, и ко всем он чувствует враждебное отношение. То есть чувство перенеслось на все однородные с раздражителем объекты.

Одна из самых известных закономерностей - чувственный контраст. Все знают, что самый приятный отдых - после тяжелой работы. В этом, собственно, и весь принцип. Противоположные чувства, которые поочередно возникают под воздействием разных раздражителей, ощущаются намного острее.

Физиологические основы памяти

Физиологическая основа памяти - нервные процессы, которые оставили следы реакции в коре головного мозга. Это в первую очередь означает, что любые процессы, вызванные внешними или внутренними раздражителями, не проходят бесследно. Они оставляют свой отпечаток, формируя заготовку для будущих реакций.

Физиологические основы и психологические теории эмоций дают понять, что процессы в коре головного мозга при воспоминании идентичны процессам при восприятии. То есть мозг не видит разницы между непосредственным действием и воспоминанием или представлением о нем. Когда мы вспоминаем выученное уравнение, мозг воспринимает это как еще одно заучивание. Именно поэтому и говорят: "Повторение - мать учения".

Такая штука, разумеется, не сработает с физическими упражнениям. Например, если каждый день представлять, как ты поднимаешь штангу, мышечная масса не будет нарастать. Ведь идентичность между восприятием и воспоминанием происходит именно в коре головного мозга, а не в мышечных тканях. Так что эта физиологическая основа памяти работает только для содержимого черепной коробки.

А теперь о том, как же все-таки реакции нервной системы воздействуют на память. Как уже было сказано, все реакции на раздражители запоминаются. Это приводит к тому, что при столкновении с тем же раздражителем будет задействован соответствующий динамический стереотип. Если один раз прикоснуться к горячему чайнику, мозг это запомнит и не захочет делать этого второй раз.

Физиологические основы внимания

Нервные центры коры головного мозга всегда функционируют с разной интенсивностью. Наблюдения показывают, что всегда выбирается наиболее оптимальный способ для конкретной деятельности. Складывается он, конечно, из опыта, памяти и стереотипов.

Физиология понимает под вниманием высокую интенсивность работы того или иного участка коры головного мозга. Таким образом, раз на основе опыта подбирается оптимальный уровень функционирования определенного нервного центра, то и внимание, как интенсивность участка коры, повышается. Таким образом для человека создаются максимально оптимальные, с точки зрения субъективного восприятия, условия.

Физиологические основы мотивации

Ранее мы уже упоминали о стенических и Мотивация как раз и представляет собой стеническое чувство. Оно побуждает к действиям, мобилизует организм.

С научной точки зрения, физиологические основы мотивации и эмоций образуются из потребностей. Такое желание обрабатывается подкорковыми механизмами, ставится наравне с усложненными инстинктами и поступает в кору больших полушарий головного мозга. Там оно обрабатывается как инстинктивное желание, и мозг, используя влияние вегетативной системы, начинает искать пути к удовлетворению потребности. Именно за счет такого функционирования организма происходит мобилизация ресурсов, и дела даются намного легче.



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой