Тюркские народы. Тюркская группа Какие тюркские диалекты относятся к z языку

ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ, т. е. система тюркских (тюрко татарских или турецко татарских) языков, занимают весьма обширную территорию в СССР (от Якутии до Крыма и Кавказа) и значительно меньшую за его рубежом (языки анатолийско балканских турок, гагаузов и… … Литературная энциклопедия

ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ - группа близкородственных языков. Предположительно, входит в гипотетическую алтайскую макросемью языков. Делится на западную (западно хуннскую) и восточную (восточно хуннскую) ветви. Западная ветвь включает: булгарскую группу булгарский… … Большой Энциклопедический словарь

ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ - ИЛИ ТУРАНСКИЕ общее название языков разных народностей сев. Азии и Европы, первоначальная родина кот. Алтай; поэтому они называются также алтайскими. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

Тюркские языки - ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ, см. Татарский язык. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В … Лермонтовская энциклопедия

тюркские языки - группа близкородственных языков. Предположительно входит в гипотетическую алтайскую макросемью языков. Делится на западную (западно хуннскую) и восточную (восточно хуннскую) ветви. Западная ветвь включает: булгарскую группу булгарский (древне… … Энциклопедический словарь

Тюркские языки - (устаревшие названия: тюрко татарские, турецкие, турецко татарские языки) языки многочисленных народов и народностей СССР и Турции, а также некоторой части населения Ирана, Афганистана, Монголии, Китая, Болгарии, Румынии, Югославии и… … Большая советская энциклопедия

Тюркские языки - Обширная группа (семья) языков, распространенных на территориях России, Украины, стран Средней Азии, Азербайджана, Ирана, Афганистана, Монголии, Китая, Турции, а также Румынии, Болгарии, бывшей Югославии, Албании. Принадлежат алтайской семье.… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии

Тюркские языки - Тюркские языки семья языков, на которых говорят многочисленные народы и народности СССР, Турции, часть населения Ирана, Афганистана, Монголии, Китая, Румынии, Болгарии, Югославии и Албании. Вопрос о генетическом отношении этих языков к алтайским … Лингвистический энциклопедический словарь

тюркские языки - (тюркская семья языков). Языки, образующие ряд групп, в которые входят языки турецкий, азербайджанский, казахский, киргизский, туркменский, узбекский, кара калпакский, уйгурский, татарский, башкирский, чувашский, балкарский, карачаевский,… … Словарь лингвистических терминов

Тюркские языки - (Turkic languages), см. Алтайские языки … Народы и культуры

Книги

  • Языки народов СССР. В 5 томах (комплект) , . Коллективный труд ЯЗЫКИ НАРОДОВ СССР посвящается 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В этой работе подведены основные итоги исследования (в синхронном плане)… Купить за 11600 руб
  • Тюркские конвербы и сериализация. Синтаксис, семантика, грамматикализация , Гращенков Павел Валерьевич. Монография посвящена конвербам на -п и их месту в грамматической системе тюркских языков. Ставится вопрос о характере связи (сочинительная, подчинительная) между частями сложных предикаций с…

Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монголоиды. Они в большинстве своем мусульмане, однако встречаются народы, исповедующие христианство, традиционные верования, шаманизм. Единственное, что связывает почти 170 млн людей, - это общее происхождение группы языков, на которых сейчас разговаривают тюрки. Якут и турок - все они говорят на родственных диалектах.

Сильная ветвь алтайского дерева

Среди некоторых ученых до сих пор не утихают споры по поводу того, к какой языковой семье относится тюркская языковая группа. Некоторые лингвисты выделяли ее в отдельную большую группу. Однако наиболее общепринятой гипотезой сегодня принята версия о вхождении этих родственных между собой языков в большую алтайскую семью.

Большую лепту в эти исследования внесло развитие генетики, благодаря которому стало возможно отследить историю целых народов по следам отдельных фрагментов генома человека.

Когда-то группа племен в Центральной Азии говорила на одном языке - предке современных тюркских наречий, однако в 3 в. до н. э. от большого ствола отделилась отдельная булгарская ветвь. Единственный народ, который говорит сегодня на языках булгарской группы, - это чуваши. Их наречие заметно отличается от других родственных и выделяется в особую подгруппу.

Отдельные исследователи даже предлагают вынести язык чувашей в отдельный род большой алтайской макросемьи.

Классификация юго-восточного направления

Прочие представители тюркской группы языков обычно делят на 4 большие подгруппы. Есть разногласия в деталях, однако для простоты можно взять самый распространенный способ.

Огузские, или юго-западные, языки, к которым относят азербайджанский, турецкий, туркменский, крымско-татарский, гагаузский. Представители этих народов говорят очень похоже и без труда поймут друг друга без переводчика. Отсюда и огромное влияние сильной Турции в Туркмении и Азербайджане, жители которых воспринимают турецкий язык как родной.

К тюркской группе алтайской семьи языков относят также кыпчакские, или северо-западные, языки, на которых говорят в основном на территории РФ, а также представители народов Средней Азии, имеющие предков-кочевников. Татары, башкиры, карачаевцы, балкарцы, такие народы Дагестана, как ногайцы и кумыки, а также казахи и киргизы - все они разговаривают на родственных наречиях кыпчакской подгруппы.

Юго-восточные, или карлукские, языки солидно представлены языками двух больших народов - узбеков и уйгуров. Однако почти тысячу лет они развивались отдельно друг от друга. Если узбекский язык испытал колоссальное влияние фарси, арабского языка, то уйгуры, жители Восточного Туркестана, привнесли за много лет огромное количество китайских заимствований в свое наречие.

Северные тюркские языки

География тюркской группы языков широка и разнообразна. Якуты, алтайцы, в общем, некоторые коренные народы северо-восточной Евразии, также объединяются в отдельную ветвь большого тюркского дерева. Северо-восточные языки довольно разнородны и подразделяются на несколько отдельных родов.

Якутский и долганские языки отделились еще от единого тюркского наречия, и произошло это в 3 в. н. э.

К саянской группе языков тюркской семьи относят тувинский и тофаларские языки. Хакасы и жители Горной Шории разговаривают на языках хакасской группы.

Алтай - колыбель тюркской цивилизации, до сих пор коренные жители этих мест разговаривают на ойротском, телеутском, лебединском, кумандинском языках алтайской подгруппы.

Казусы в стройной классификации

Однако не все так просто в этом условном делении. Процесс национально-территориального размежевания, проходивший на территории среднеазиатских республик СССР в двадцатые годы прошлого столетия, затронул и такую тонкую материю, как язык.

Все жители Узбекской ССР были названы узбеками, была принята единая версия литературного узбекского языка, основанная на наречиях Кокандского ханства. Однако и сегодня узбекскому языку свойственен ярко выраженный диалектизм. Некоторые диалекты Хорезма, самой западной части Узбекистана, более близки языкам огузской группы и ближе к туркменскому, чем к литературному узбекскому языку.

Некоторые районы разговаривают на диалектах, которые относятся к ногайской подгруппе кыпчакских языков, отсюда нередки ситуации, когда ферганец с трудом понимает уроженца Кашкадарьи, который, по его мнению, безбожно коверкает родной язык.

Примерно так же обстоят дела у других представителей народов тюркской группы языков - крымских татар. Язык жителей прибрежной полосы практически идентичен турецкому, однако природные степняки говорят на наречии, более близком к кыпчакским.

Древняя история

Впервые тюрки вышли на мировую историческую арену в эпоху Великого переселения народов. В генетической памяти европейцев до сих пор остается содрогание перед нашествием гуннов Аттилы в 4 в. н. э. Степная империя была разношерстным образованием многочисленных племен и народов, однако преобладающим был все-таки тюркский элемент.

Существует много версий происхождения этих народов, однако большинство исследователей помещают прародину сегодняшних узбека и турка в северо-западную часть Центрально-Азиатского плато, в район между Алтаем и Хингарским хребтом. Этой версии придерживаются и киргизы, которые считают себя прямыми наследниками великой империи и до сих пор ностальгируют по этому поводу.

Соседями тюрок были монголы, предки сегодняшних индоевропейских народов, уральские и енисейские племена, маньчжуры. Тюркская группа алтайской семьи языков стала оформляться в тесном взаимодействии с близкими народами.

Путаница с татарами и болгарами

В первом веке н. э. отдельные племена начинают мигрировать в сторону Южного Казахстана. В 4-м веке произошло знаменитое вторжение гуннов в Европу. Именно тогда от тюркского древа отделилась булгарская ветвь и образовалась обширная конфедерация, которая разделилась на дунайскую и волжскую. Сегодняшние болгары Балкан разговаривают теперь на славянском языке и утратили свои тюркские корни.

Обратная ситуация произошла с булгарами Поволжья. Они до сих пор говорят на тюркских языках, однако после нашествия монголов называют себя татарами. Покоренные тюркские племена, жившие в степях Волги, приняли имя татар - давно исчезнувшего в войнах легендарного племени, с которым Чингисхан начинал свои походы. Татарским они назвали и свой язык, который прежде называли булгарским.

Единственным живым наречием булгарской ветви тюркской группы языков считается чувашский. Татары, еще одни потомки булгар, на самом деле говорят на одном из вариантов более поздних кыпчакских диалектов.

От Колымы до Средиземноморья

К народам тюркской языковой группы относятся жители суровых районов бассейна знаменитой Колымы, курортных пляжей Средиземноморья, гор Алтая и ровных, как стол степей Казахстана. Предками сегодняшних тюрок были кочевники, вдоль и поперек исходившие Евразийский континент. Две тысячи лет они взаимодействовали со своими соседями, которыми были иранцы, арабы, русские, китайцы. За это время произошло невообразимое смешение культур и кровей.

Сегодня даже невозможно определить расу, к которой относятся тюрки. Жители Турции, азербайджанцы, гагаузы относятся к средиземноморской группе европеоидной расы, здесь практически отсутствуют ребята с раскосыми глазами и желтоватой кожей. Однако якуты, алтайцы, казахи, киргизы - все они несут в своем облике ярко выраженный монголоидный элемент.

Расовое разнообразие наблюдается даже среди народов, говорящих на одном языке. Среди татар Казани можно встретить голубоглазых блондинов и черноволосых людей с раскосыми глазами. То же самое наблюдается в Узбекистане, где невозможно вывести облик типичного узбека.

Вера

Большинство тюрок - мусульмане, исповедующие суннитскую ветвь этой религии. Лишь в Азербайджане придерживаются шиизма. Однако отдельные народы либо сохранили древние верования либо стали адептами других больших религий. Большинство чувашей, гагаузов исповедуют христианство в его православной форме.

На северо-востоке Евразии отдельные народы продолжают придерживаться веры предков, среди якутов, алтайцев, тувинцев продолжают пользоваться популярностью традиционные верования и шаманизм.

Во времена Хазарского каганата жители этой империи исповедовали иудаизм, который продолжают воспринимать в качестве единственно верной религии сегодняшние караимы, осколки той могучей тюркской державы.

Лексика

Вместе с мировой цивилизацией развивались и тюркские языки, вбирая в себя лексику соседних народов и щедро одаривая своими словами. Трудно сосчитать количество заимствованных тюркских слов в восточнославянских языках. Все началось с булгар, у которых было позаимствованы слова «капь», от которого возникло «капище», «суварт», преобразованное в «сыворотку». Позже вместо «сыворотки» стали использовать общетюркский «йогурт».

Особенно оживленным обмен лексикой стал во времена Золотой Орды и позднего Средневековья, во время активной торговли с тюркскими странами. В обиход вошло огромное количество новых слов: ишак, колпак, кушак, изюм, башмак, сундук и прочие. Позже стали заимствоваться лишь названия специфических терминов, например ирбис, карагач, кизяк, кишлак.

Этноязычная группа говорящая на тюрских языках. Эта группа населения считается одной из древних, а ее классификация — самая сложная и до сих пор вызывает у историков противоречия. Но тем не менее 164 млн человек сегодня владеет тюркским языком. Самый древний народ тюркской группы — это киргизы, их язык до сегодня сохранился без изменений. А первые сведения об появлении тюркоязычных племен датируются еще первым тысячелетием до нашей эры.

Современная численность

Самое большое количество современных тюрков — это . По статистике — это 43% от всех тюркоговорящих народов или 70 млн человек. Дальше идут — 15% или 25 млн чел. Чуть меньше узбеков — 23,5 млн (14%), после — — 12 млн (7%), уйгуры — 10 млн (6%), туркмены — 6 млн (4%), — 5,5 млн (3%), — 3,5 млн (2%). Последующие национальности составляют 1%: , кашкайцы и — в среднем 1,5 млн. Иные меньше 1 %: каракалпаки (700 тыс), афшары (600 тыс), якуты (480 тыс), кумыки (400 тыс), карачаевцы (350 тыс), (300 тыс), гагаузы (180 тыс), балкарцы (115 тыс), ногайцы (110 тыс), хакасы (75 тыс), алтайцы (70 тыс). Большинство тюрок - мусульмане.


Соотношение тюркских народов

Происхождение народов

Первое поселение тюрков было в Северном Китае, в степных зонах. Занимались землеведением и скотоводством. Со временем племена расселялись, так дошли и до Евразии. Древними тюркскими народами были:

  • гунны;
  • тюркюты;
  • карлуки;
  • хазары;
  • печенеги;
  • булгары;
  • половцы;
  • тюрки-огузы.

Очень часто в исторических летописях тюрков называют скифами. Об происхождении первых племен существует много легенд, которые также существуют в нескольких версиях.

Языковая группа

Различают 2 основные группы: восточная и западная. Каждая из них имеет разветвление:

  • Восточная:
    • Киргизо-кыпчакская (киргизы, алтайцы);
    • Уйгурская (сарыг-уйгуры, тоджинцы, алтайцы, хакасы, долганы, тофалары, шорцы, тувинцы, якуты).
  • Западная:
    • Булгарская (чуваши);
    • Кыпчакская (кыпчакско-булгарские: татары, башкиры; кыпчакско-половецкие: крымцы, крымчаки, балкарцы, кумыки, караимы, карачаевцы; кыпчакско-ногайсие: казахи, ногайцы, каракалпаки);
    • Карлукская (илийские уйгуры, узбеки, уйгуры);
    • Огузская (огузо-булгарские: балканские тюрки, гагаузы; огузо-сельджукские: турки, азербайджанцы, турки-каприоты, туркоманы, кашкайцы, урумы, сирийские турки, крымцы; огузо-туркменские народы: трухмены, каджары, гудари, теймурташи, туркмены, афшары, салары, карапапахи).

Чуваши разговаривают на чувашском языке. Диалектика у якутов на якутском и долганском. Кыпчакские народы расположены в России, Сибири, поэтому родной здесь становится русский, хотя некоторые народы сохраняют свою культуру и язык. Представители карлукской группы разговаривают на узбекским и уйгурском языках. Татары, киргизы и казахи добились независимости своей территории и также сохранили свои традиции. А вот огузам свойственно разговаривать на туркменском, турецком, саларском.

Характеристика народов

Многие национальности, хотя и живут на территории России, но они сохраняют свой язык, культуру и обычаи. Яркие примеры тюркского народа, которые зависимы от других стран частично или полностью:

  • Якуты. Часто коренные жители называют себя сахами, а их Республика получила название Саха. Это самое восточное тюркское население. Язык немного заполучили у азиатов.
  • Тувинцы.Эта национальность встречается на востоке, поближе к границы с Китаем. Родная Республика – Тува.
  • Алтайцы. Они больше всех хранят свою историю и культуру. Заселяют Республику Алтай.
  • Хакасы.Живут в Республике Хакасии, примерно 52 тыс человек. Частично кто-то переехал в Красноярский край или Тулу.
  • Тофалары. По статистическим данным, эта национальность на границе исчезновения. Встречается только в Иркутской области.
  • Шорцы. Сегодня это 10 тысяч человек, которые приютились в южной части Кемеровской области.
  • Сибирские татары. Они разговаривают на татарском, но проживают на территории России: Омской, Тюменской и Новосибирской область.
  • Долганы. Это яркие представители, живущие в Ненецком автономном округе. Сегодня национальность состоит из 7,5 тыс. человек.

Иные народы, а таких стран шесть, добились собственной национальности и сейчас это процветающие страны с историей тюркского поселения:

  • Киргизы. Это самое древнее поселение тюркского происхождения. Пускай территория долгое время была уязвимой, но сохранить свой быт и культуру им удалось. Они проживали, в основном, в степной зоне, где мало кто поселялся. Но они очень гостеприимны и щедро встречают и провожают гостей, пришедших в их дом.
  • Казахи. Это самая распространенная группа тюркских представителей.Это очень гордый, но в тоже время волевой народ. Детей воспитывают строго, но готовы защитить ближнего от плохо.
  • Турки. Своеобразный народ, они терпеливы и неприхотливы, но очень коварны и злопамятные. Не мусульман для них не существует.

Всех представителей тюркского происхождения объединяет общее – история и совместное происхождение. Многие сумели пронести через годы и даже не смотря на иные проблемы, свои традиции. Иные представители на границе исчезновения. Но даже это не мешает знакомится с их культурой.

ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ, языковая семья, распространенная на территории от Турции на западе до Синьцзяна на востоке и от побережья Восточно-Сибирского моря на севере до Хорасана на юге. Носители этих языков компактно проживают в странах СНГ (азербайджанцы – в Азербайджане , туркмены – в Туркменистане , казахи – в Казахстане , киргизы – в Кыргызстане , узбеки – в Узбекистане ; кумыки, карачаевцы, балкарцы, чуваши, татары, башкиры, ногайцы, якуты, тувинцы, хакасы, горные алтайцы – в России ; гагаузы – в Приднестровской республике) и за его пределами – в Турции (турки) и Китае (уйгуры). В настоящее время общее число носителей тюркских языков составляет около 120 млн. Тюркская семья языков входит в алтайскую макросемью.

Самой первой (3 в. до н.э., по данным глоттохронологии) от пратюркской общности отделилась булгарская группа (по другой терминологии – R-языки). Единственный живой представитель этой группы – чувашский язык . Известны отдельные глоссы в письменных памятниках и заимствования в соседних языках из средневековых языков волжских и дунайских булгар. Остальные тюркские языки («общетюркский» или «Z-языки») классификационно делятся обычно на 4 группы: «юго-западные» или «огузские» языки (основные представители: турецкий, гагаузский, азербайджанский, туркменский, афшарский, береговой крымско-татарский), «северо-западные» или «кыпчакские» языки (караимский, крымско-татарский, карачаево-балкарский, кумыкский, татарский, башкирский, ногайский, каракалпакский, казахский, киргизский), «юго-восточные» или «карлукские» языки (узбекский, уйгурский), «северо-восточные» языки – генетически разнородная группа, включающая: а) якутскую подгруппу (якутский и долганский языки), отделившуюся от общетюркского, по глоттохронологическим данным, раньше окончательного его распада, в 3 в. н.э.; б) саянскую группу (тувинский и тофаларский языки); в) хакасскую группу (хакасский, шорский, чулымский, сарыг-югурский); г) горно-алтайскую группу (ойротский, телеутский, туба, лебединский, кумандинский). Южные диалекты горноалтайской группы по ряду параметров близки к киргизскому языку, составляя вместе с ним «центрально-восточную группу» тюркских языков; часть диалектов узбекского языка явно относятся к ногайской подгруппе кыпчакской группы; хорезмские диалекты узбекского языка относятся к огузской группе; часть сибирских диалектов татарского языка сближается с чулымско-тюркским.

Самые ранние дешифрованные письменные памятники тюрков относятся к 7 в. н.э. (стелы, написанные руническим письмом, найденные на р.Орхон в северной Монголии). На протяжении своей истории тюрки пользовались тюркской руникой (восходящей, по-видимому, к согдийскому письму), уйгурским письмом (впоследствии перешедшим от них к монголам), брахми, манихейским письмом, арабским письмом. В настоящее время распространены письменности на основе арабицы, латиницы и кириллицы.

По историческим источникам, сведения о тюркских народах впервые всплывают в связи с появлением на исторической арене гуннов. Степная империя гуннов, как и все известные образования подобного рода, не была моноэтничной; судя по дошедшему до нас языковому материалу, в ней присутствовал тюркский элемент. Более того, датировка начальных сведений о гуннах (в китайских исторических источниках) – 4–3 вв. до н.э. – совпадает с глоттохронологическим определением времени выделения булгарской группы. Поэтому ряд ученых прямо связывают начало передвижения гуннов с отделением и уходом на запад булгар. Прародину тюрок помещают в северо-западную часть Центрально-Азиатского плато, между горами Алтая и северной частью Хинганского хребта. С юго-восточной стороны они контактировали с монгольскими племенами, с запада их соседями были индоевропейские народы бассейна Тарима, с северо-запада – уральские и енисейские народы, с севера – тунгусо-маньчжуры.

К 1 в. до н.э. отдельные племенные группы гуннов сдвинулись к территории современного Южного Казахстана, в 4 в. н.э. начинается нашествие гуннов на Европу, к концу 5 в. в византийских источниках появляется этноним «булгары», обозначающий конфедерацию племен гуннского происхождения, занимавшую степь между бассейнами Волги и Дуная. В дальнейшем булгарская конфедерация делится на волжско-булгарскую и дунайско-булгарскую части.

После откола «булгар» остальные тюрки продолжали оставаться на территории, близкой к их прародине, до 6 в. н.э., когда, после победы над конфедерацией жуань-жуаней (части сяньбийцев, предположительно протомонголов, победивших и вытеснивших в свое время гуннов), они образовали тюркютскую конфедерацию, доминировавшую с середины 6 до середины 7 в. на обширной территории от Амура до Иртыша. Исторические источники не дают сведений о моменте откола от тюркской общности предков якутов. Единственная возможность связать предков якутов с какими-то историческими сообщениями – это отождествить их с курыканами орхонских надписей, принадлежавшими к телесской конфедерации, поглощенной тюркютами. Локализовались они в это время, по-видимому, к востоку от Байкала. Судя по упоминаниям в якутском эпосе, основное продвижение якутов на север связано со значительно более поздним временем – экспансией империи Чингисхана.

В 583 тюркютская конфедерация разделилась на западных (с центром в Таласе) и восточных тюркютов (иначе – «голубых тюрков»), центром которых остался прежний центр тюркютской империи Кара-Балгасун на Орхоне. По-видимому, именно с этим событием связан распад тюркских языков на западную (огузы, кыпчаки) и восточную (Сибирь; киргизы; карлуки) макрогруппы. В 745 восточные тюркюты были побеждены уйгурами (локализовавшимися к юго-западу от Байкала и предположительно сначала не-тюрками, но к тому времени уже тюркизированными). Как восточно-тюркютское, так и уйгурское государство испытывали сильное культурное влияние Китая, но не меньшее влияние на них оказывали и восточные иранцы, в первую очередь согдийские купцы и миссионеры; в 762 манихейство стало государственной религией уйгурской империи.

В 840 уйгурское государство с центром на Орхоне было разрушено кыркызами (с верховий Енисея; предположительно также вначале не тюркский, но к этому времени тюркизированный народ), уйгуры бежали в Восточный Туркестан, где в 847 основали государство со столицей Кочо (в Турфанском оазисе). Отсюда до нас дошли основные памятники древнеуйгурского языка и культуры. Другая группа беглецов обосновалась на территории нынешней китайской провинции Ганьсу; их потомками могут быть сарыг-югуры. К уйгурскому конгломерату может восходить также вся северо-восточная группа тюрок, кроме якутов, – как часть тюркского населения бывшего Уйгурского каганата, сдвинувшаяся на север, глубже в тайгу, уже во времена монгольской экспансии.

В 924 кыркызы были вытеснены из орхонского государства киданями (предположительно монголами по языку) и частично возвратились в верховья Енисея, частично сдвинулись на запад, к южным отрогам Алтая. К этой южно-алтайской миграции, по-видимому, можно возводить формирование центрально-восточной группы тюркских языков.

Турфанское государство уйгуров долго существовало рядом с другим тюркским государством, в котором доминировали карлуки – тюркское племя, первоначально жившее к востоку от уйгуров, но к 766 выдвинувшееся на запад и подчинившее государство западных тюркютов, племенные группы которых распространились в степях Турана (Илийско-Таласский регион, Согдиана, Хорасан и Хорезм; при этом в городах жили иранцы). В конце 8 в. карлукский хан Ябгу принял ислам. Карлуки постепенно ассимилировали живших восточнее уйгуров, а уйгурский литературный язык послужил основой для литературного языка карлукского (караханидского) государства.

Часть племен Западно-тюркютского каганата составляли огузы. Из них выделилась сельджукская конфедерация, которая на рубеже I тысячелетия н.э. мигрировала на запад через Хорасан в Малую Азию. По-видимому, лингвистическим последствием этого передвижения явилось образование юго-западной группы тюркских языков. Примерно тогда же (и, по-видимому, в связи с этими событиями) происходит массовая миграция в волжско-уральские степи и Восточную Европу племен, представлявших этническую подоснову нынешних кыпчакских языков.

Фонологические системы тюркских языков характеризуются рядом общих свойств. В области консонантизма обычны ограничения на встречаемость фонем в позиции начала слова, тенденция к ослаблению в начальной позиции, ограничения на сочетаемость фонем. В начале исконно-тюркского слова не встречаются l , r , n , š , z . Шумные взрывные противопоставлены обычно по силе/слабости (Восточная Сибирь) или по глухости/звонкости. В начале слова противопоставление согласных по глухости/звонкости (силе/слабости) имеется только в огузской и саянской группах, в большинстве прочих языков в начале слова губные – звонкие, зубные и заднеязычные – глухие. Увулярные в большинстве тюркских языков – аллофоны велярных при гласных заднего ряда. Классификационно значимы следующие типы исторических изменений в системе согласных. а) В булгарской группе в большинстве позиций глухой щелевой латерал l совпал с l в звуке в l ; r и r в r . В остальных тюркских языках l дало š , r дало z , l и r сохранились. По отношению к этому процессу все тюркологи делятся на два лагеря: одни называют его ротацизмом-ламбдаизмом, другие – зетацизмом-сигматизмом, причем с этим статистически связано, соответственно, непризнание или признание ими алтайского родства языков. б) Интервокальное d (произносимое как межзубный фрикативный ð) дает r в чувашском, t в якутском, d в саянских языках и халаджском (изолированный тюркский язык в Иране), z в хакасской группе и j в прочих языках; соответственно, говорят о r- , t- , d- , z- и j- языках.

Для вокализма большинства тюркских языков характерен сингармонизм (уподобление гласных в пределах одного слова) по ряду и огубленности; сингармонистическая система реконструируется и для пратюркского. Сингармонизм исчез в карлукской группе (в результате чего там фонологизировалось противопоставление велярных и увулярных). В новоуйгурском языке вновь выстраивается некое подобие сингармонизма – так называемый «уйгурский умлаут», упереднение широких неогубленных гласных перед следующим i (которое восходит как к переднему *i , так и к заднему *ï ). В чувашском сильно изменилась вся система гласных, причем старый сингармонизм исчез (его след – противопоставление k из велярного в переднерядном слове и x из увулярного в заднерядном слове), но потом выстроился новый сингармонизм по ряду, учитывающий нынешние фонетические характеристики гласных. Существовавшее в пратюркском противопоставление гласных по долготе/краткости сохранилось в якутском и туркменском языках (и в остаточной форме в других огузских, где глухие согласные озвончились после старых долгих гласных, а также в саянских, где краткие гласные перед глухими согласными получают признак «фарингализации»); в других тюркских языках оно исчезло, но во многих языках вновь возникли долгие гласные после выпадения интервокальных звонких (тувинск. "бадья" < *sagu и под.). В якутском первичные широкие долгие гласные перешли в восходящие дифтонги.

Во всех современных тюркских языках – силовое ударение, которое является морфонологически фиксированным. Кроме того, для сибирских языков отмечались тональные и фонационные противопоставления, впрочем, до конца не описанные.

С точки зрения морфологической типологии, тюркские языки относятся к агглютинативным, суффиксального типа. При этом, если западные тюркские языки являются классическим примером агглютинативных и почти не имеют фузии, то восточные, уподобляясь монгольским языкам, развивают мощную фузию.

Грамматические категории имени в тюркских языках – число, принадлежность, падеж. Порядок аффиксов: основа + афф. числа + афф. принадлежности + падежный афф. Форма множ. ч. обычно образуется прибавлением к основе аффикса -lar (в чувашском -sem ). Во всех тюркских языках форма множ. ч. является маркированной, форма ед. ч. – немаркированной. В частности, в родовом значении и при числительных употребляется форма ед. числа (кумыкск. мен ат гёрдюм " я (вообще-то) видел лошадей").

Падежные системы включают: а) именительный (или основной) падеж с нулевым показателем; форма с нулевым падежным показателем используется не только как подлежащее и именное сказуемое, но также как неопределенное прямое дополнение, приименное определение и при многих послелогах; б) винительный падеж (афф. *- (ï )g ) – падеж определенного прямого дополнения; в) родительный падеж (афф. ) – падеж конкретно-референтного приименного определения; г) дательно-направительный (афф. *-a/*-ka ); д) местный (афф. *-ta ); е) аблатив (афф. *-tïn ). Якутский язык перестроил падежную систему по образцу тунгусо-маньчжурских языков. Обычно имеется два типа склонения: именное и посессивно-именное (склонение слов с афф. принадлежности 3-го лица; падежные аффиксы принимают в этом случае несколько иную форму).

Прилагательное в тюркских языках отличается от существительного отсутствием словоизменительных категорий. Получая синтаксическую функцию подлежащего или дополнения, прилагательное приобретает и все словоизменительные категории существительного.

Местоимения изменяются по падежам. Личные местоимения имеются для 1 и 2 лиц (*bi/ben «я», *si/sen «ты», *bir «мы», *sir «вы»), в третьем лице используются указательные местоимения. Указательные местоимения в большинстве языков различают три степени дальности, например, bu «этот», šu «этот удаленный» (или «этот» при указании рукой), ol «тот». Вопросительные местоимения различают одушевленность и неодушевленность (kim «кто» и ne «что»).

В глаголе порядок аффиксов таков: основа глагола (+ афф. залога) (+ афф. отрицания (-ma- )) + афф. наклонения/видо-временной + афф. спряжения по лицам и числам (в скобках – аффиксы, которые не обязательно присутствуют в словоформе).

Залоги тюркского глагола: действительный (без показателей), страдательный (*-ïl ), возвратный (*-ïn- ), взаимный (* -ïš- ) и каузатив (*-t- , *-ïr- , *-tïr- и нек. др.). Эти показатели могут сочетаться между собой (кум. гёр-юш- "видеться", гёр-юш-дир- "заставлять видеться", яз-дыр- "заставлять писать", яз-дыр-ыл- "быть заставляемым писать").

Спрягаемые формы глагола распадаются на собственно глагольные и несобственно глагольные. Первые имеют личные показатели, восходящие к аффиксам принадлежности (кроме 1 л. мн. ч. и 3 л. мн. ч.). К ним относится в изъявительном наклонении прошедшее категорическое время (аорист): основа глагола + показатель -d - + личные показатели: bar-d-ïm "я сходил", oqu-d-u-lar "они прочли"; означает законченное действие, факт осуществления которого не подлежит сомнению. Сюда же относятся условное наклонение (основа глагола + -sa- + личные показатели); желательное наклонение (основа глагола + -aj- + личные показатели: пратюркск. *bar-aj-ïm "пойду-ка я", *bar-aj-ïk "пойдем-ка"); повелительное наклонение (чистая основа глагола во 2 л. ед. ч. и основа + во 2 л. мн. ч.).

Несобственно глагольные формы – исторически деепричастия и причастия в функции сказуемого, оформленные теми же самыми показателями сказуемости, что и именные сказуемые, а именно постпозитивными личными местоимениями. Например: др.-тюрк. (ben ) beg ben "я – бек", ben anca tir ben "я так говорю", букв. «я так говоря-я». Различаются деепричастия настоящего времени (или одновременности) (основа + -a ), неопределенно-будущего (основа + -Vr , где V – гласный различного качества), предшествования (основа + -ïp ), желательного наклонения (основа + -g aj ); причастия перфектное (основа + -g an ), заглазное, или описательное (основа + -mïš ), определенно-будущего времени (основа + ) и мн. др. Залоговых противопоставлений аффиксы деепричастий и причастий не несут. Деепричастия с аффиксами сказуемости, а также деепричастия с вспомогательными глаголами в собственно и несобственно глагольных формах (в роли вспомогательных выступают многочисленные бытийные, фазовые, модальные глаголы, глаголы движения, глаголы «брать» и «давать») выражают разнообразные совершаемостные, модальные, направительные и аккомодальные значения, ср. кумыкск. бара болгъайман "похоже на то, что я пойду" (идти- деепр. одновременности становиться- деепр. желательное), ишлей гёремен "я собираюсь работать" (работать- деепр. одновременности глядеть- деепр. одновременности), язып ал "спиши (для себя)" (писать- деепр. предшествования возьми ). В качестве инфинитивов в различных тюркских языках употребляются различные отглагольные имена действия.

С точки зрения синтаксической типологии, тюркские языки относятся к языкам номинативного строя с преобладающим порядком слов «подлежащее – дополнение – сказуемое», препозицией определения, предпочтением послелогов предлогам. Имеется изафетная конструкцияс показателем принадлежности при определяемом слове (at baš-ï "лошадиная голова", букв. «лошадь голова-ее»). В сочинительном словосочетании обычно все грамматические показатели присоединяются к последнему слову.

Общие правила образования подчинительных словосочетаний (в том числе предложений) цикличны: всякое подчинительное сочетание может быть вставлено как один из членов во всякое другое, причем показатели связи присоединяются к главному члену встроенного сочетания (глагольная форма при этом превращается в соответствующее причастие или деепричастие). Ср.: кумыкск. акъ сакъал "белая борода", акъ сакъал-лы гиши "белобородый человек", будка-ла-ны ара-сын-да "между будками", будка-ла-ны ара-сын-да-гъы ёл-ну орта-сын-да "посреди пути, проходящего между будками", сен окъ атгъанынгъ "ты пустил стрелу", сен окъ атгъанынгъ-ны гёрдюм "я видел, как ты пустил стрелу" («ты стрелу пустивший – 2 л. ед. ч. – вин. падеж – я видел»). Когда таким образом вставляется предикативное сочетание, часто говорят об «алтайском типе сложноподчиненного предложения»; действительно, тюркские и другие алтайские языки оказывают явное предпочтение таким абсолютным конструкциям с глаголом в неличной форме перед придаточными предложениями. Последние, впрочем, тоже употребляются; для связи в сложноподчиненных предложениях используются союзные слова – вопросительные местоимения (в придаточных предложениях) и соотносительные слова – указательные местоимения (в главных предложениях).

Основная часть лексики тюркских языков – исконная, часто имеющая параллели в других алтайских языках . Сравнение общей лексики тюркских языков позволяет составить представление о мире, в котором жили тюрки периода распада пратюркской общности: ландшафт, фауна и флора южной тайги в Восточной Сибири, на границе со степью; металлургия раннего железного века; хозяйственный уклад того же периода; отгонное скотоводство с опорой на коневодство (с употреблением конины в пищу) и овцеводство; земледелие во вспомогательной функции; большая роль развитой охоты; два типа жилищ – зимнее стационарное и летнее переносное; довольно развитое социальное расчленение на родоплеменной основе; по-видимому, в определенной степени кодифицированная система правовых отношений при активной торговле; набор религиозных и мифологических понятий, свойственных шаманизму. Кроме того, конечно, восстанавливается такая «базовая» лексика, как названия частей тела, глаголы движения, чувственного восприятия и под.

Кроме исконно тюркской лексики, современные тюркские языки используют большое количество заимствований из языков, с носителями которых тюрки когда-либо контактировали. Это в первую очередь монгольские заимствования (в монгольских языках при этом много заимствований из тюркских языков, бывают и случаи, когда слово заимствовалось сначала из тюркских языков в монгольские, а потом обратно, из монгольских языков в тюркские, ср др.-уйгурск. irbiи , тувинск. irbiš «барс» > монг. irbis > кирг. irbis ). В якутском языке много тунгусо-маньчжурских заимствований, в чувашском и татарском – заимствованы из финно-угорских языков Поволжья (как и наоборот). Заимствована значительная часть «культурной» лексики: в древнеуйгурском много заимствований из санскрита и тибетского, прежде всего буддийской терминологии; в языках мусульманских тюркских народов много арабизмов и персизмов; в языках тюркских народов, входивших в состав Российской Империи и СССР, много русских заимствований, в том числе интернационализмов вроде коммунизм , трактор , политэкономия . С другой стороны, в русском языке много тюркских заимствований. Самые ранние – заимствования из дунайско-булгарского языка в старославянский (книга , капь «идол» – в слове капище «языческий храм» и под.), оттуда пришедшие в русский; есть также заимствования из булгарского в древнерусский (как и в другие славянские языки): сыворотка (общетюрк. *jogurt , булг. *suvart ), бурсá «персидская шелковая ткань» (чувашск. порçин < *barиun < ср.-перс. *aparešum ; торговля домонгольской Руси с Персией шла по Волге через Великий Булгар). Большое количество культурной лексики заимствовано в русский язык из позднесредневековых тюркских языков в 14–17 вв. (во времена Золотой Орды и еще больше – позже, во времена оживленной торговли с окружающими тюркскими государствами: ишак , карандаш , изюм , башмак , утюг , алтын , аршин , ямщик , армяк , арык , урюк и мн. др.). В более поздние времена русский язык заимствовал из тюркских только слова, обозначающие местные тюркские реалии (ирбис , айран , кобыз , кишмиш , кишлак , карагач ). Вопреки распространенному заблуждению, среди русской обсценной (непристойной) лексики тюркских заимствований нет, почти все эти слова по происхождению славянские.

Около 90% тюркских народов бывшего СССР принадлежат к исламской вере. Большая их часть населяет Казахстан и Среднюю Азию. Остальные мусульмане- тюрки живут в Поволжье и на Кавказе. Из тюркских народов не были затронуты исламом только гагаузы и чуваши, живущие в Европе, а также якуты и тувинцы, живущие в Азии. Общих физических особенностей у тюрков нет, и объединяет их только язык.

Поволжские тюрки - татары, чуваши, башкиры - находились под длительным влиянием славянских переселенцев, и сейчас их этнические районы не имеют четких границ. Туркмены и узбеки испытали на себе влияние персидской культуры, а киргизы - длительное воздействие монголов. Некоторые кочевые тюркские народы понесли значительные потери в период коллективизации, насильственно прикрепившей их к земле.

В Российской Федерации народы этой языковой группы составляют второй по численности «блок». Все тюркские языки весьма близки между собой, хотя обычно в их составе выделяется несколько ветвей: кыпчак- ская, огузская, булгарская, карлукская и т. д.

Татары (5522 тыс. чел.) сосредоточены в основном в Татарии (1765,4 тыс. чел.), Башкирии (1120,7 тыс. чел.),

Удмуртии (110,5 тыс. чел.), Мордовии (47,3 тыс. чел.), Чувашии (35,7 тыс. чел.), Марий-Эл (43,8 тыс. чел.), однако дисперсно проживают во всех регионах Европейской России, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Татарское население делится на три основные этнотер- риториальные группы: волго-уральских, сибирских и астраханских татар. Татарский литературный язык сформировался на основе среднего, но при заметном участии западного диалекта. Выделяется особая группа крымских татар (21,3 тыс. чел.; на Украине, в основном в Крыму, около 270 тыс. чел.), говорящих на особом, крымско- татарском, языке.

Башкиры (1345,3 тыс. чел.) проживают в Башкирии, а также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях и в Средней Азии. Вне Башкирии в РФ живет 40,4% башкирского населения, а в самой Башкирии этот титульный народ составляет третью по численности, после татар и русских, этническую группу.

Чуваши (1773,6 тыс. чел.) в языковом отношении представляют особую, булгарскую, ветвь тюркских языков. В Чувашии численность титульного населения составляет 907 тыс. чел., в Татарии- 134,2 тыс. чел., в Башкирии- 118,6 тыс. чел., в Самарской области - 117,8

тыс. чел., в Ульяновской области - 116,5 тыс. чел. Однако в настоящее время чувашский народ обладает относительно высокой степенью консолидации.

Казахи (636 тыс. чел., общая численность в мире более 9 млн. чел.) делились на три территориальных кочевых объединения: Семиречье - Старший Жуз (улы жуз), Центральный Казахстан - Средний Жуз (орта жуз), Западный Казахстан - Младший Жуз (киши жуз). Жузо- вая структура казахов сохранилась до сих пор.

Азербайджанцы (в РФ 335,9 тыс. чел., в Азербайджане 5805 тыс. чел., в Иране около 10 млн. чел., всего в мире около 17 млн. чел.) говорят на языке огузской ветви тюркских языков. Азербайджанский язык делится на восточную, западную, северную и южную диалектные группы. По большей части азербайджанцы исповедуют ислам шиитского толка, и лишь на севере Азербайджана распространен суннизм.

Гагаузы (в РФ 10,1 тыс.

Чел.) проживают в Тюменской области, Хабаровском крае, Москве, С.-Петербурге; большинство гагаузов живут в Молдавии (153,5 тыс. чел.) и на Украине (31,9 тыс. чел.); отдельные группы - в Болгарии, Румынии, Турции, Канаде и Бразилии. Гагаузский язык относится к огузской ветви тюркских языков. Считают родным гагаузский язык 87,4% гагаузов. По вероисповеданию гагаузы православные.

Турки-месхетинцы (9,9 тыс. чел. в РФ) живут также в Узбекистане (106 тыс. чел.), Казахстане (49,6 тыс. чел.), Киргизии (21,3 тыс. чел.), Азербайджане (17,7 тыс. чел.). Общая численность в бывшем СССР - 207,5 тыс. чел., говорят на турецком языке.

Хакасы (78,5 тыс. чел.)- коренное население Республики Хакасия (62,9 тыс. чел.), живут также в Туве (2,3 тыс. чел.), Красноярском крае (5,2 тыс. чел.).

Тувинцы (206,2 тыс. чел., из них в Туве 198,4 тыс. чел.). Проживают также в Монголии (25 тыс. чел.), Китае (3 тыс. чел.). Общая численность тувинцев - 235 тыс. чел. Они делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы) и восточных, или тувинцев-тоджинцев (горно-таежная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы).

Алтайцы (самоназвание алтай-кижи) - коренное население Республики Алтай. В РФ проживает 69,4 тыс. чел., в том числе в Республике Алтай - 59,1 тыс. чел. Их общая численность - 70,8 тыс. чел. Существуют этнографические группы северных и южных алтайцев. Алтайский язык распадается на северные (туба, кумандин- ский, ческанский) и южные (алтай-кижи, теленгит) диалекты. Большая часть верующих алтайцев - православные, есть баптисты и др. В начале XX в. среди южных алтайцев распространился бурханизм - разновидность ламаизма с элементами шаманизма. При проведении переписи 1989 г. 89,3% алтайцев назвали свой язык родным, а 77,7% указали на свободное владение русским языком.

Телеуты в настоящее время выделяются в отдельный народ. Они говорят на одном из южных диалектов алтайского языка. Их численность составляет 3 тыс. чел., причем большинство (около 2,5 тыс. чел.) живут в сельской местности и городах Кемеровской области. Основная часть верующих телеутов - православные, но среди них распространены и традиционные религиозные представления.

Чулымцы (чулымские тюрки) проживают в Томской области и Красноярском крае в бассейне р. Чулым и ее притоков Яи и Кии. Численность - 0,75 тыс. чел. Верующие чулымцы - православные христиане.

Узбеки (126,9 тыс. чел.) живут диаспоризованно в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и в областях Сибири. Общая численность узбеков в мире достигает 18,5 млн. чел.

Киргизы (в РФ около 41,7 тыс. чел.) - основное население Киргизии (2229,7 тыс. чел.). Живут также в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Синьцзяне (КНР), Монголии. Общая численность киргизского населения мира превышает 2,5 млн. чел.

Каракалпаки (6,2 тыс. чел.) в Российской Федерации живут главным образом в городах (73,7%), хотя в Средней Азии они составляют преимущественно сельское население. Общая численность каракалпаков превышает 423,5

тыс. чел., из них в Узбекистане проживают 411,9

Карачаевцы (150,3 тыс. чел.)- коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии), где проживает большая их часть (свыше 129,4 тыс. чел.). Карачаевцы живут также в Казахстане, Средней Азии, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево-балкарском языке.

Балкарцы (78,3 тыс. чел.)- коренное население Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казахстане и Киргизии. Общая их численность достигает 85,1

тыс. чел. Балкарцы и родственные им карачаевцы - мусульмане-сунниты.

Кумыки (277,2 тыс. чел., из них в Дагестане - 231,8 тыс. чел., в Чечено-Ингушетии- 9,9 тыс. чел., в Северной Осетии - 9,5 тыс. чел.; общая численность - 282,2

тыс. чел.) - коренное население Кумыкской равнины и предгорий Дагестана. В большинстве своем (на 97,4%) сохранили родной язык - кумыкский.

Ногайцы (73,7 тыс. чел.) расселены в пределах Дагестана (28,3 тыс. чел.), Чечни (6,9 тыс. чел.) и Ставропольского края. Живут также в Турции, Румынии и некоторых других странах. Ногайский язык распадается на караногайский и кубанский диалекты. Верующие ногайцы - мусульмане-сунниты.

Шорцы (самоназвание шор) достигают численности 15,7 тыс. чел. Шорцы- коренное население Кемеровской области (Горной Шории), живут также в Хакасии и Республике Алтай. Верующие шорцы - православные христиане.



 
Статьи по теме:
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой
Мастер-класс для педагогов на тему «Создание электронных тестов» методическая разработка по технологии на тему
1C:Электронное обучение 1С:Электронное обучение. Экзаменатор Разработка электронных тестов Позволяет разрабатывать собственные электронные тесты и импортировать тесты других разработчиков. Также могут быть импортированы и другие учебные материалы: файлы,
Старец Павел (Груздев) Старец архимандрит павел груздев
Архимандрит Павел (в миру Павел Александрович Груздев) родился 10 января 1910 года в деревне Барок Мологского уезда Ярославской губернии.Когда его отца Александра Александровича Груздева призвали во время войны 1914 года в армию, маленького шестилетнего П