Проблемы обновленного содержания образования. Инновационный евразийский университет. Цели начальной ступени образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обновление содержания образования в Республике Казахстан

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. Так же развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.

Я работаю учителем начальных классов, и считаю, что именно мы учителя начальных классов, должны начать формирование у учеников навыков самообразования, умения обучаться тому, как обучаться, становление их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

Традиционная школа подразумевала, преподносить ученикам истину, а современное Кембриджское понимание об учении строится именно на том, чтобы учитель направлял учеников на то, чтобы они сами находили и постигали истину. Многие годы учителя придерживались классно-урочной системы, но пришел новый век технологий и все, что было приемлемо в прошлом столетии, стало неактуальным сегодня. Учитель в вечном поиске нового интересного и современного, того, что могло бы привлечь учеников, повести их за собой.

Исходя из идей обновленной программы, я поставила для себя главную педагогическую задачу – стать напарником для моих учеников, чтобы направлять их, проживать каждую малейшую ошибку и каждую великую победу в их еще начинающем жизненном пути. Ведь именно в начальной школе мы закладываем детям определенные знания и жизненные навыки, которые они будут применять всю жизнь, это и является моим важнейшим предназначением как учителя. Так же мне хотелось бы, чтобы каждый из моих воспитанников мог добиться больших успехов, и не зависимо кем они станут в будущем, самое важное – чтобы они стали настоящими людьми!

Такую задачу легко решить, путем применения эффективных подходов обучения обновленной программы, которые предусматривают всестороннее развитие учащихся, развивая критическое и творческое мышление, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, научно – исследовательских навыков, а так же готовность учиться на протяжении всей жизни. Одна из важных задач обновленной программы – «Научить - учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности.

Когда я узнала, что в нашей школе на протяжении учебного года будут проводиться курсы по обновлению образования, передо мной возникли вопросы «Что это такое?», «Как этому обучают?». Но, как говорится - глаза боятся, а руки делают.

Обучаясь на этих курсах, я приобрела огромный опыт, который позволит мне в дальнейшем пересмотреть приемы и методы своей работы.

Ожидаемыми результатами Программы, является сформированность у учеников навыков обучения тому, как учиться и, как следствие, становление их независимыми, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность, в том числе и в цифровых технологиях.

Чтобы этого достичь мне предстояло перестроить себя в первую очередь, изменить свое мышление, направить деятельность учеников в нужное русло.

Перестраиваться, конечно, если признаться честно, было сложно. Потому что эти курсы заставили меня на все смотреть по другому, я поняла, что всё что мы «делали» раньше, сильно отличается. Никто ничего тебе готового не давал, а учил познавать новое своими путями, строить свои мысли так, чтобы раскрыть тему.

Конечно же, никто из нас не смог обходиться без тренеров, которые давали много полезного материала, который нам помогает в течение всего курса обучения. Прежде чем начать работать по этой программе, передо мной стояли задачи:

Самое главное это развивать критическое мышление у детей, и у себя как у учителя тоже;

Научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения;

Развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться;

Передо мной встал главный вопрос «Как этому научить своих детей?» В ходе работы наши тренера всё объяснили нам, рассказали, как работать, чтобы детям было комфортно и интересно. Изучив все 7 модулей программы, я уже наметила планы на будущее, как же я буду работать:

Создание хорошей коллаборативной среды, способствует хорошему настрою на уроке, значит нужно создавать атмосферу сотрудничества, в которой дети чувствовали себя комфортно;

Подводить к тому, чтобы они сами находили пути решения возникшей перед ними проблемы;

Проводить и готовить учебный процесс, так чтобы, учитывались все индивидуальные способности учеников;

Больше использовать заданий, чтобы они работали в группе, в паре;

Составлять вопросы, так, чтобы они подходили к вопросу более углубленно;

Более серьёзно подойти к развитию у учащихся критического мышления;

Способствовать всестороннее гармонично развитой, функционально грамотной личности.

До прохождения курсов я часто задавала себе вопрос: как построить свою работу так, чтобы дети на уроке стали активными, чтобы обучение приносило радость, чтобы они стремились к знаниям, а не приходили в школу только потому, что так надо и требуют родители.

Ответы на многие вопросы я нашла на курсах, когда превратилась в ученика. Я сразу ощутила на себе все плюсы групповой работы. Мне было комфортно и интересно работать в группе, а так же я увидела насколько важно создание коллаборативной среды в коллективе. Ученики большую часть учебного времени проводят сидя за партой, примерив на себя роль ученика, я почувствовала на себе насколько важно проводить тренинги и физминутки в течение урока. Они снимают напряжение в мышцах, смена видов деятельности активизирует работу мозга, улучшается настроение, повышается работоспособность.

Планируя серию последовательных уроков по русскому языку во 2 классе, я ставила перед собой цель внедрения всех 7 модулей Программы. Планирование сразу на три урока позволило спрогнозировать результат и осуществить контроль процесса обучения.

Серия последовательных уроков предполагала освоение темы «Правописание предлогов» и применение своих знаний на практике.

В каждом уроке были запланированы тренинги на создание коллаборативной среды. Данная форма организации урока внесла новизну в учебный процесс. Детям понравилось работать в группе, они чувствовали себя комфортно, в безопасности, что имеет большое значения для человека, если вспомнить иерархию потребностей Абрахама Маслоу. Ребёнок испытывает потребность в общении со сверстниками, и мы учителя можем удовлетворить её, организовав диалоговое обучение.

Интегрируя модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», я наводящими вопросами или используя разноплановые задания, подводила учащихся к самостоятельному определению темы урока и целей. На первом уроке учащиеся смогли сами назвать тему урока, для постановки целей я предложила воспользоваться словами подсказками, т.к. этот вид работы для них новый. Практикуя эту работу из урока в урок уже на третьем уроке учащиеся, имея определенные навыки, делали это самостоятельно. Ведь самостоятельное целеполагание подразумевает то, что учащиеся понимают, чему они будут обучаться, как они будут это делать и зачем им это нужно.

На первом уроке во время групповой работы в классе было немного шумно, дети активно обсуждали, перебивали друг друга, участники одной группы отказывались работать вместе, из-за личной неприязни. Дети не могли сами распределить между собой роли, т.к. все хотели быть спикерами. На последующих уроках этих проблем больше не возникало т.к. ученики поняли, что результативность работы зависит от того насколько они смогут договориться между собой и принять каждого члена группы, выслушать мнение каждого. Групповая работа развивает навыки коммуникации и сотрудничества, они терпеливо выслушивали разные точки зрения. Обсуждали различные мнения, аргументировали и доказывали правильность своей точки зрения, ответы учеников стали полными, в результате развития речи происходит развитие мышления. Ставя перед собой цель, дети старались найти решение, они учились мыслить не стандартно, креативно. Во время групповой работы создавалась зона ближайшего развития для слабых учащихся. Они чувствовали поддержку со стороны членов группы и учителя.

Ещё на первом этапе «Лицом к лицу» я поняла, чтобы прежде чем развивать критическое мышление у учащихся, надо сначала развивать своё критическое мышление. Работа в этот период показала, что надо учиться мыслить нестандартно, креативно. Для меня было сначала трудно принять то, чему нас учили, но потом пришло осознание того, что если я хочу чтобы мои ученики в последствие стали успешными, я должна внедрять новые методы, приемы. При этом возможны ошибки, но они будут для меня отправной точкой в следующий раз сделать это лучше или по-другому.

Изучив технику постановки вопросов, я стала задумываться над тем, какую смысловую нагрузку они несут, с какой целью используются на уроке. Проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что до курсов мои вопросы, которые я задавала ученикам, были простыми. При планировании уроков после курсов, я стала более внимательно относиться к задаваемым мною вопросам, при формулировке вопроса опиралась на таксономию Блума, я старалась, чтобы мои вопросы способствовали когнитивному развитию учащихся.

Для развития критического мышления учеников, подбирала задания таким образом, чтобы они были направлены не только на знание основ предмета, но на понимание смысла, чтобы ученик смог проанализировав материал, выбрать в соответствии со своими способностями то упражнение, которое он в силах выполнить самостоятельно или при поддержке одноклассника и учителя. На каждом из серии запланированных уроков, мною создавалась ситуация успеха для каждого ученика. Задания подбирала таким образом, чтобы они находились или «в зоне ближайшего развития» ученика или в зоне «саморегулируемых» действий. При выполнении таких заданий были активны все учащиеся, даже те которые раньше предпочитали отмалчиваться. В перспективе я думаю, что буду постепенно усложнять задания.

Любой урок подразумевает оценивание самого учащегося и его знаний. До курсов я слышали, как учителя прошедшие курсовую подготовку говорили о формативном и суммативном оценивании, но что подразумевается под этими понятиями, я не знала и различий между ними не видела. Изучив на курсах модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», я поняла различие между ними и то, что они преследуют разные цели. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, является формативным. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, то это суммативное оценивание.

Рассмотрев в теории различные виды оценивания, на практике я старалась применить их. Для формативного оценивания, в соответствии с возрастными особенностями учащихся я использовала следующие техники оценивания: «Три звезды», «Лист самооценивания. Да-нет», «Руки к солнышку». Затем я просила обосновать своё оценивание. Данная работа вызывала затруднение, т.к. учащимся трудно выразить свои мысли из-за скудного словарного запаса. Для себя я сделала вывод, что надо на каждом уроке работать над развитием речи учеников и обогащением словарного запаса. На каждом уроке для оценки своей работы учащиеся ознакомились с критериями для оценивания.

Т.к. использование формативного оценивания подразумевает выявление проблем и внесение изменений в планирование урока, я постоянно наблюдала за детьми, использовала различные виды оценивания: оценивание групповой работы, взаимооценивание в парах, самооценивание. Не всё получилось, т.к. ученики завышали себе оценки, не объективно оценивали своих одноклассников. Ещё многому предстоит научиться мне и моим ученикам.

Использование различных видов оценивания позволило мне определить пробелы в знаниях учащихся, выявить трудности и подкорректировать дальнейшую работу.

Раньше я очень редко проводила рефлексию на уроке, из-за нехватки времени. Сейчас считаю это просто необходимым условием для организации эффективного обучения. Для осуществления обратной связи на первом уроке я применила стратегию «Три звезды», в которой учащимся надо было определить уровень своего обучения. На следующих уроках я использовала стратегии: «Закончи предложение», «Теперь я знаю… Теперь я умею…», каждый ученик высказывал свое мнение и делал выводы и утверждения по данному уроку.

Главный результат этой работы в том, что мы вместе с детьми попытались проанализировать, что им надо изменить, над чем поработать для улучшения результата.

У меня пока не получается четко отслеживать изменение в обучении и развитии каждого ученика, не хватает практики и опыта. В дальнейшем планирую систематически и целенаправленно отслеживать степень понимания материала по возможности каждого ребенка.

Проводя уроки с применением семи модулей, я видела радость в глазах детей, их оживление и неподдельный интерес. Все учащиеся были активны, даже слабые ученики хотели быть услышаны, стремились выполнить работу как можно лучше, в результате групповой работы повысилось суждение о самоэффективности многих учащихся.

Учитель до тех пор сохраняет право учить других, пока он сам учится!


В настоящее время в педагогическом сообществе нет более актуальной темы, чем модернизация системы образования. До сих пор идут дискуссии сторонников и противников внедрения обновлённого содержания образования.

Хотелось бы воспользоваться возможностью через нашу областную профессиональную газету «Учительская плюс» выразить своё мнение о плюсах и минусах обновлённого содержания образования. В первую очередь поддержу сторонников «обновлёнки». Государство взяло политический курс по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), самой мощной и сильной международной экономической организации развитых стран мира, поэтому нашей системе образования нужно соответствовать стандартам ОСЭР, а для этого нужно модернизировать систему отечественного образования.

Организация экономического сотрудничества и развития создана в 1961 году. Миссия ОСЭР – содействие политике улучшения благосостояния людей, что отражается в слогане организации «Best policies for better life» (лучшая политика для лучшей жизни). ОСЭР объединяет 35 стран. Казахстан присоединился к ОСЭР в 2010 году. И первый мониторинг, проведённый по стандартам ОСЭР, показал, что наши 15-летние учащиеся отстают от среднестатистических школьников стран ОСЭР по грамотности чтения на два с половиной года, по естествознанию – на два года и по математике – на полтора года. Были изучены причины такого отставания, и анализ показал, что наша страна не отвечает международным стандартам в области содержания образования. Поэтому, в первую очередь, стал вопрос о необходимости обновления содержания образования в казахстанских школах. Чтобы понять, где и насколько мы уступаем, в 2019 году впервые пройдёт сравнительное исследование качества учительского корпуса и в 2020 году будет проведён замер компетенций взрослых от 16 до 65 лет.

В 2015 году Казахстаном была принята Дорожная карта обновлённого содержания образования, которая состоит из конкретных шагов по формированию компетенций, принятых странами ОСЭР: уметь работать с информацией, технологиями и знаниями, быть в команде с партнёрами и обществом. Дорожная карта включает в себя поэтапное внедрение 12- летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение новой модели полиязычного образования в старшей школе и вузах. Разработаны шаги по развитию критического мышления, навыков самостоятельного поиска информации, формированию IT-знаний. Начата работа по цифровизации образовательного процесса и контента. Внедряется политика трехъязычия и системного изучения английского языка, идёт переход казахского алфавита на латинскую графику.

Как видим, внедрение обновлённого содержания образования необходимо для того, чтобы войти в клуб 30 самых развитых стран мира. А это политический курс государства.

Вместе с тем правы и противники обновления содержания образования. Реализация идёт без учета лучших советских и казахстанских традиций. Нельзя формально «насадить» западные модели образования в нашу среду. Для того чтобы обновление содержания образования проходило более успешно и результативно и было поддержано общественностью, учителями и особенно родителями необходимо учитывать наш опыт – фундаментальное советское и казахстанское образование. В последнее время мы постоянно приводим в пример США, Западную Европу. Но объективности ради нужно отметить, что ведь там общественность очень озабочена низким уровнем знаний своих школьников. Слабое место в системе западного обучения на протяжении многих лет – это низкий уровень преподавания и изучения математики, физики, химии. А в советской школе, по мнению западных экспертов, фундаментальным предметным дисциплинам учили более качественно и основательно. И нам необходимо, вводя обновлённое содержание образования, сохранить наши традиции в фундаментальной подготовке школьников.

Вместе с тем нужно признать, что в традиционном советском и казахстанском образовании акцент делался на теорию и меньше внимания уделялось практическому применению знаний. Как известно, международные и отечественные специалисты неоднократно указывали на отличительные особенности нашего фундаментального образования, в центре которого, в большей степени, способность к запоминанию, нежели способность к мышлению. Этот недостаток фундаментальной подготовки не давал технологической отдачи, не формировал компетенции. В образовательных же системах передовых мировых держав, стран Организации экономического сотрудничества и развития в основе лежит компетентностная философия, при которой акцент делается, прежде всего, на технологический подход, формирование компетенций. Поэтому страны ОЭСР (Корея, Япония, Финляндия) добились больших экономических успехов за счет компетенций, технологий в образовании, что привело к высокой конкурентоспособности человеческих ресурсов.

Хочу подчеркнуть: компетентностный, технологический подходы не отменяют фундаментального подхода. Без этого достижения советской школы мы не обойдёмся. Вместе с тем мы должны понять, что в обновлённом содержании образования нужно соединить фундаментальный и компетентностный подходы. Таким образом, обновлённое содержание образования предполагает смену парадигмы образования: от «инструктивного» образования к «конструктивному». Результатом современного образования станут способы активного познания и преобразования окружающей действительности.

Кроме того противники обновлённого содержания образования отмечают увлечение цифровизацией и слабую гуманитарную подготовку учащихся. Исследования показывают, что современные дети стали хуже говорить и писать, так как виртуальное общение ведёт к утрате коммуникационных устных и письменных навыков. Увлечение «цифрой» формирует у учащихся «клиповое мышление». Современные ученики не пытаются даже коротко переписываться в социальных сетях, а используют незамысловатые смайлы или вовсе перебрасываются мемами. Применяя информационно-коммуникационные технологии, мы создали психологическую проблему безлюдного обучения, так как в Интернете нет реального общения: контактов с реальными людьми и с реальным миром. Зато можно всё. Поэтому школьники подписываются в сетях вымышленными именами – никами и выставляют вымышленные фотографии – аватарки. Такая виртуальная жизнь ведет к фрагментарному живому общению. Материальные учебники и учитель теряют позиции главных источников знаний.

Благодаря социальным сетям школьники-виртуалы зацикливаются «на себе любимых». Давайте задумаемся, почему в последнее время люди так увлечены селфи: фотографируют себя даже в самых примитивных бытовых ситуациях. Потому, что в условиях сети можно говорить о себе бесконечно, возводя на пьедестал своё самолюбие. Только в интернете можно так легко самоутвердиться.

Школе нужно защищать учеников от негативного воздействия цифровых технологий и вредоносной информации, которую они получают. В 1994 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребёнка.

В ней в статье 13 говорится, что дети имеют право на получении информации, если она не наносит им вреда. В феврале 2015 года у нас принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Реализуя обновлённое содержание образования, необходимо соблюдать разумный баланс между правом ребёнка на свободу выражения, свободу доступа к информации и ограничениями в её получении. Сегодня, когда поток информации становится безграничным, внедряя обновлённое содержание образования, упор нужно сделать на умение критично воспринимать информацию.

Таким образом, если в ходе модернизации системы образования будут сняты все вопросы и будет идти системная работа по её корректировке, то педагогическая общественность, всё сообщество поддержит реализацию обновлённого содержания образования. Сегодня его реализацию нужно сделать такой, чтобы она позволила ответить на все вопросы учителей, родителей, школьников, а значит, получила бы поддержку всего казахстанского общества.

Римма БЕКТУРГАНОВА,
советник ректора КГПУ, доктор педагогических наук, член Академии естественных наук и информатизации

В данной статье рассматриваются вопросы реализации новых подходов в обучении учащихся первой ступени в условиях обновления образования. Определяется роль учителя в этом процессе, а также раскрываются основные направления в части обновленное содержание образования и особенности учебных программ в начальной школе.


Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, адаптированной к меняющимся социальным и экономическим условиям.
– это пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов, методов обучения и воспитания, внедрение принципиально достижения учащихся.

Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности.

В настоящее время много говорится о технологизации учебного процесса и о преимуществах внедрения педагогических инноваций. Как повысить ? Как сделать школу местом SMART-образования? Что будет способствовать созданию в школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности?

Обновление образования предполагает активное обучение, которое необходимо проводить в условиях созданной коллаборативной среды и дифференциации обучения, реализацию межпредметных связей. Обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, изучение потребностей учащихся.

Качественные изменения в образовании невозможны без нового взгляда учителя на учебный процесс.

Учителя должны:

  • создавать позитивную атмосферу обучения, вовлекать всех учащихся;
  • воспитывать у учащихся уверенность, ответственность и активность;
  • использовать правильные методы и задания, направленные на развитие навыков учащихся;
  • организовывать и планировать групповые (общеклассную работу и в малых группах), индивидуальные или парные задания, эффективно использовать материалы, ресурсы и вспомогательные материалы для проведения запланированных уроков согласно установленным целям;
  • использовать при объяснении простой, понятный язык;
  • наблюдать за учениками и стараться получить отдачу.

Начальная школа играет основополагающую роль в становлении личности ребенка, целостного развития его способностей.

Цели начальной ступени образования:

  • раскрытие индивидуальности ребенка;
  • осмысление его знаний об окружающей действительности;
  • формирование желания и умения учиться, т. е. познавательной мотивации.

Учебные программы начальной школы направлены на:

  • развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации соответственно возрастным возможностям;
  • формирование пропедевтических знаний о человеке, природе и обществе;
  • развитие духовно-нравственных ценностей;
  • формирование функциональных навыков обучения: считать, читать, писать, логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи.

Большое внимание необходимо уделять системе оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся.

Основные принципы оценивания:

  • валидность;
  • систематичность;
  • последовательность;
  • объективность;
  • прозрачность;
  • актуальность;
  • достоверность.

Оценивание предполагает параллельное развитие двух линий : формативного и суммативного.

Новые учебные программы основаны на компетентностном подходе. Они формируют компетенции, заложенные в основе функциональной грамотности, необходимой для успешной социализации учащихся.

По известной в мировой педагогике теории Бенджамина Блума «Таксономия целей обучения», существующий стандарт позволяет ученику хорошо освоить только два из шести уровней познания: «знать» и «понимать». С помощью нового стандарта есть возможность достигнуть оставшихся четырех уровней познания: «применять», «анализировать», «синтезировать» и «оценивать».

При проектировании содержания предметов использованы принципы спиральности, сквозных тем. Принцип спиральности позволит наращивать знания и умения учащихся постепенно – по темам и классам, переходя от простого к сложному. Обеспечивает преемственность в изложении учебного материала и интеграцию предметов для более целостного восприятия окружающего мира.

Сквозные темы помогают установить внутрипредметные и межпредметные связи, формировать знания, умения, ценностные ориентации и нормы поведения в сферах, имеющих точки соприкосновения с учебными предметами.

Обновленное содержание базируется на ожидаемых результатах, которые определяются по образовательным областям. Ожидаемые результаты позволяют оценивать работу учащегося, его достижения.

В основу программ всех уровней образования заложена система ценностей «Мәңгілік Ел». Идеи «Мәңгілік Ел» будут внедряться в школьное содержание через академические предметы, исследовательскую и внеурочную деятельность, дополнительное образование, элективные курсы.

Вводятся новые предметы. В начальной школе – это «Естествознание», «Информационно-коммуникационные технологии» (с 3-го класса), «Познание мира» с обновленным содержанием материала.


➤Вебинар!➤

Обновление содержания образования: психологическая поддержка участников образовательного процесса

Наталья Тифанциди

Директор КГУ «СОШ № 17 с дошкольным мини-центром», с. Панфилова Талгарского района, эксперт ЭС «AСTUALIS: Образование»

Обновление содержания образования

Обновление содержания общего и профессионального образования выступает

в качестве главного фактора развития образования.

1. Необходимость обновления.

Существуют по крайней мере несколько противоречий, объясняющие необходимость обновления содержания образования:

Изменение целей образования, обусловленными новыми требованиями экономики, учеников и их родителей и, существующим содержанием образования;

Изменение в организации образования;

Изменение познавательных возможностей детей и содержания общего образования;

Возможности, которые способны предоставить использование новых образовательных технологий, технических средств, и содержанием образования.

Содержание общего образования сейчас все больше отстает от глобальных тенденций становления информационного, постиндустриального общества, от потребностей формирования свободной личности в условиях демократического открытого общества. Все больше проявляется серьезная проблема обособленности сферы образования от общих процессов российских реформ. Периодические попытки модернизации содержания образования за счет включения новых предметов или увеличения числа учебных часов уже привели к перегрузке учащихся и предельно острой ситуации со здоровьем детей и подростков. Именно с этим связано, прежде всего, решение о необходимости перехода на обязательную 9-летнюю основную и полную 11-летнюю среднюю школу.

Изменения в содержании образования, осуществленные при широкой общественной поддержке, могут стать фактором изменения отношения общества и личности к образованию. Это будет способствовать пониманию обществом роли образования, осознанию необходимости и эффективности вложений в человеческий капитал для общества и отдельной личности.

Естественно, что обновление содержания образования не может быть разовым актом. Системное реформирование содержания общего среднего образования должно производиться на основе разработки и реализации перспективной программы, предусматривающий создание механизма непрерывного обновления содержания образования. При этом на ближайшем этапе важно использовать уже имеющиеся правовые возможности для существенных изменений в содержании образования.

2. Позитивные тенденции в развитии содержания образования

Для решения проблем обновления содержания образования прежде всего необходимо поддержать те позитивные тенденции в развитии системы образования,

которые уже сложились в условиях ее реформирования. К этим тенденциям можно

Формирование идеи развития в обществе, образования и личности; постепенный переход к личностно ориентированному образованию;

Переход к многообразию образовательных программ, создающих предпосылки для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запросами и возможностями личности; возникновение сети разнообразных образовательных учреждений;

Повышение уровня автономности образовательных учреждений, развитие академических свобод педагогов и учащихся;

Расширение масштабов и повышение значимости инновационного движения

для развития системы образования;

Переориентация образовательного процесса на овладение учащимися универсальными способами освоения знаний (постижение науки учиться);

Переход от изучения компьютерной техники к освоению информационных

технологий;

Использование возможностей общего образования для формирования правовой, психологической, экономической и экологической культуры учащихся;

Развитие ориентации на более полное использование образовательных возможностей

Привлечение в школу новых педагогических кадров - специалистов высших

учебных заведений, деятелей науки и культуры;

Уход от монополизма в учебном книгоиздании, создание рынка учебной литературы и реальной возможности ее выбора.

3. Цели и задачи обновления содержания образования

Основная управленческая идея реформирования содержания общего среднего

образования состоит в том, что, изменив идеологию построения базисного учебного плана и образовательного стандарта, возможно определить направление реформы содержания образования, стимулировать систему к саморазвитию, что должно придать социокультурную направленность и качество всей реформе в целом.

Социальные цели: обновление содержания образования должно способствовать решению важнейших проблем российского общества: преодолению отставания

России в ключевых областях экономики, созданию условий для развития духовной

культуры общества; обеспечению социальной мобильности личности; преодолению

тенденции закрепления социальной стратификации общества на основе предоставления равных стартовых возможностей и равных шансов на успех всем детям.

Педагогические цели: обновление содержания образования может дать ожидаемые социально-педагогические эффекты, если будет обеспечено соответствие содержания образования возможностям личности. Оно должно создать предпосылки для достижения каждым обучаемым уровня образованности, соответствующего его личностному потенциалу, интересам и потребностям и обеспечивающего возможность

продолжения образования.

4. Организационные условия обновления содержания образования

Очевидно, что только постановка задачи реформирования содержания образования способна перевести вялотекущую реформу современной российской школы в новое состояние. Но реформа содержания - это прежде всего пересмотр критериев оценки образовательных результатов, изменение доминирующей образовательной философии, самого характера учения и обучения.

При этом необходимо учитывать, что осуществление подобной реформы может приверти к:

Недовольству кадров, необходимости их переподготовки;

Нехватке (на первом этапе) учебной литературы;

Недовольству и сопротивлению определенной части управленцев всех

Кардинальной перестройке отраслевой науки, системы подготовки и переподготовки педагогических кадров;

Недовольству родителей, ориентированных на привычные (традиционные) результаты обучения своих детей.

Вышеобозначенные трудности, которые неминуемо, в большей или меньшей

степени, проявятся на первом этапе реализации реформы, позволяют еще раз сделать

вывод относительно того, что реформа не может носить не только ведомственный,

но даже межведомственный характер. Помимо согласованных усилий исполнительной и законодательной власти, она должна опираться на поддержку населения и образовательного сообщества, по крайней мере, его прогрессивной части.

Организация деятельности по обновлению содержания образования должна

базироваться на следующих принципах:

Преемственность. Обеспечивает использование всего положительного, что

было накоплено советской и российской школой, исключает отторжение основных идей реформы педагогами практиками. Решается за счет инвариантной части базисного учебного плана.

Перспективность. Обеспечивается вариативной частью базисного учебного

плана и образовательным стандартом.

Открытость и понятность требований к знаниям учащихся для управленца,

учителя, родителя, ученика, работодателя. Могут быть обеспечены разработкой и опережающим предъявлением требований к знаниям учащихся всем

субъектам образовательного процесса. При этом немаловажным фактором

становится прозрачность материалов и доступность языка, которыми они будут излагаться.

Программный подход. Должны быть спроектированы ряд переходных моде-

лей от сегодняшнего состояния к прогнозируемому. Каждый шаг перехода

должен сопровождаться поддерживающими исследовательскими программами.

Создание режима наибольшего благоприятствования для учебных заведений,

принимающих участие в разработке новых идей. Их освобождение от процедур аттестации, аккредитации. Легализация финансовой деятельности по инвестированию финансовых потоков в систему.

Разработка и внедрение в практику механизмов принятия решений, характерных для федеративного государства. Любое решение, обязательное для выполнения всеми образовательными учреждениями, органами управления различных уровней в системе, может быть принято лишь путем выявления некоторых общих закономерностей в многообразии подходов и результатов, которые получены экспериментаторами в субъектах Российской Федерации.

Решается путем заключения системы договоров между органами управления

системой образования различных уровней.

Демократический характер принятия решений. Достигается путем открыто-

го, гласного обсуждения решений, определяющих перспективы развития системы в целом.

Ближайшие задачи обновления содержания образования и пути их решения

представляются следующими:

Конкретизация целей каждой ступени школьного образования; сокращение

обязательной учебной нагрузки учащихся, соответствующие изменения учебных программ; создание условий для расширения дополнительного образования и самообразования; поощрение творческих поисков и разработок содержания образования, соответствующего новым целям общеобразовательной школы; создание содержательных предпосылок для перехода на 11-летнее школьное образование.

Создание гибкого государственно-общественного механизма идентификации

социального заказа, который мог бы выражать согласованные интересы школы, учреждений культуры, науки, здравоохранения, высшего и среднего профессионального образования, работодателей, семьи, общества и государства.

Распределение полномочий между субъектами, определяющими содержание

всех компонентов образования (федерального, регионального, образовательного учреждения). Нужно определить полномочия и ответственность каждого из субъектов, включая общественные и общественно-государственные структуры, при формировании и выборе учебных программ, планов и учебных пособий.

Осуществление комплекса мер, определяющих государственно- общественный характер разработки и экспертизы федеральных стандартов общего среднего образования, способствующих обновлению содержания образования. Периодически обновляемые образовательные стандарты должны гарантировать изучение школьниками обязательного минимума содержания образования, которое при условии его усвоения даст возможность продолжить образование на следующей ступени. Требования к усвоению содержания образования должны определяться реальными возможностями его усвоения учащимися; данные требования следует рассматривать как уровень подготовленности, предусмотренный образовательными стандартами.



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой