III. Общие положения по определению стоимости строительства. Определение сметной стоимости Документ который определяет пересчет сметной стоимости строительства

В настоящее время порядок формирования сметной стоимости определяется Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на территории РФ, разработанными Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России и Межрегиональным центром по ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России, введенными в действие с 1 июля 1999 года.
Указанные методические рекомендации обязательны к применению для всех предприятий и организаций, осуществляющих строительство с привлечением средств бюджета и целевых внебюджетных фондов, а для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств организаций, они носят рекомендательный характер.
Основанием для определения сметной стоимости служат:
. проект и рабочая документация (чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ), спецификации и ведомости на оборудование; основные решения по организации и очередности строительства; пояснительные записки к проектным материалам);
. действующая сметно-нормативная база, введенная в действие с 1 января 1990 года (возможно также использование сметных норм и цен 1984 г.). В случае отсутствия необходимых сметных нормативов, а также для специализированных строек могут использоваться индивидуальные сметные нормы.
Сметная стоимость строительства в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций определяется по следующим элементам:
. строительные работы;
. монтажные работы;
. затраты на приобретение (изготовление) основного и вспомогательного технологического оборудования, мебели и инвентаря;
. прочие затраты (проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы, подготовка эксплуатационных кадров, содержание службы заказчика- застройщика).
На практике строительные и монтажные работы при расчете сметной стоимости объединяют в одну статью.
Сметная стоимость строительно-монтажных работ определяется путем сложения прямых затрат, накладных расходов и плановых накоплений.

Ссмр = ПЗ + НР + ПН.

Прямые затраты включают стоимость оплаты труда рабочих; стоимость материалов, деталей и конструкций; расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов. Затраты определяются непосредственно прямым счетом на основании физических объемов по конструкциям, видам работ и сметных норм и цен.
Сметные затраты по оплате труда (Зот) определяются исходя из трудоемкости работ (Т, чел.-час.), определяемой по нормам; среднего месячного размера оплаты труда 1 рабочего (Змес, руб.) и среднемесячного количества часов (t, час./мес.):

Зот = Т х Змес / t

Сметная стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о нормативной потребности в материалах, деталях и конструкциях в физических единицах измерения (Рм) и соответствующих цен на данный вид материальных ресурсов (Цм):

Зм = Σ(Рм х Цм).

Сметные затраты на эксплуатацию строительных машин и оборудования определяются исходя из данных о времени использования необходимых машин в соответствии с действующими нормами (в маш.-часах) и цены 1 маш.-часа эксплуатации машин. Для определения цены 1 маш.-часа можно использовать формулу:

Цмаш.-час. = (Зед + Згод + Зэкспл) х Кнр,

где Зед - единовременные затраты на 1 маш.-час; руб./маш.-час.;
Згод - годовые затраты на 1 маш.-час; руб./маш.-час.;
Зэкспл - эксплуатационные затраты на 1 маш.-час; руб./маш.-час.;
Кнр - коэффициент, учитывающий накладные расходы управлений и баз по эксплуатации строительных машин.
Единовременные затраты учитывают стоимость перебазировки машин с базы на строительную площадку или с одной строительной площадки на другую. В их состав также входят затраты по монтажу, демонтажу, погрузке-разгрузке перебазируемых машин, а также затраты по использованию монтажных средств.
Годовые затраты соответствуют амортизационным отчислениям.
К эксплуатационным расходам относятся заработная плата рабочих, занятых управлением и обслуживанием машин, затраты на электроэнергию, топливо, смазочные материалы, содержание и ремонт временных рельсовых путей и ряд других затрат.
Накладные расходы в строительстве включают затраты на управление и обслуживание контракта и связаны с обеспечением необходимых условий для функционирования процесса строительного производства. При определении сметной стоимости накладные расходы рассчитываются косвенным способом на основе:
1. общеотраслевых укрупненных нормативов по основным видам строительства;
2. нормативов накладных расходов по видам строительных и монтажных работ;
3. индивидуальной нормы накладных расходов для конкретной организации.
Величина плановых накоплений может определяться на основе индивидуальной нормы для конкретной организации или рекомендуемых общеотраслевых нормативов в размере 50% величины оплаты труда рабочих или 12% суммы сметных прямых затрат и накладных расходов.
Сметная документация на строительство включает локальные и объектные сметы. Локальные сметы составляются на отдельные виды строительно-монтажных работ, в них производится группировка данных в разделы по отдельным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств. Порядок группировки должен соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям целесообразно производить разделение на подземную часть (так называемые работы «нулевого цикла») и надземную часть.
Ранее нами указывалось на необходимость организации учета затрат на производство строительно-монтажных работ в разрезе отдельных технологических комплексов. В связи с этим считаем целесообразным при составлении локальных смет на этапе проектирования и планирования строительства информацию о сметной стоимости группировать в разделы, соответствующие выделенным технологическим комплексам. Такая группировка позволит проводить оперативный анализ отклонений фактических затрат от сметных, возникающих в процессе реализации договора подряда.
Объектные сметы составляются путем суммирования данных локальных сметных расчетов и представляют собой информацию о полной сметной стоимости объекта, необходимой для осуществления расчетов между заказчиком и подрядчиком. Дополнительно в смете на объект указывается сумма средств на покрытие лимитированных затрат, в том числе:
. на удорожание работ в зимнее время, стоимость временных сооружений и другие затраты в соответствующем проценте от итога каждого вида работ или итога строительно-монтажных работ по всем локальным сметам;
. часть резерва средств на непредвиденные расходы, в размере, согласованном между подрядчиком и заказчиком.
При определении сметной стоимости инвестором (заказчиком) и подрядчиком могут применяться различные методы, выбор которого в каждом конкретном случае зависит от условий контракта и общей экономической ситуации (рис. 1.9).

Ресурсный метод - калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. При составлении смет используются натуральные измерители расхода материалов и конструкций, затрат времени эксплуатации машин и оборудования, затраты труда рабочих, а цены на указанные ресурсы принимаются текущие (т.е. на момент составления смет). Использование данного метода позволяет определить сметную стоимость объекта на любой момент времени.
Ресурсно-индексный метод предполагает дополнительное использование индексов цен на ресурсы, используемые при осуществлении строительства.
Базисно-индексный метод основан на применении системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости строительства, определенной в базисном уровне. Для приведения в уровень текущих (прогнозных) цен базисная стоимость объекта по отдельным строкам сметы и каждому из элементов технологической структуры капитальных вложений умножается на соответствующий индекс по отрасли (подотрасли), виду работ с последующим суммированием итогов сметы.
Базисно-компенсационный метод - это суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне сметных цен, и дополнительных затрат, связанных с ростом цен на используемые в строительстве ресурсы, с уточнением указанных расчетов в процессе строительства в зависимости от реального изменения цен.
В качестве еще одного метода определения сметной стоимости может использоваться информация о стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных объектов.
Следует отметить, что формирование цены определяется организационной формой осуществления строительства.
При заключении между заказчиком и подрядчиком прямых двусторонних договоров цена, определяемая в договоре подряда, формируется на основе сметной стоимости, рассчитанной проектировщиком по поручению заказчика при согласовании с подрядчиком. Все возникающие в процессе строительства отклонения от сметы регулируются сторонами, каждая из которых имеет противоположные интересы. В договоре, как правило, предусматриваются все необходимые условия изменения сметной стоимости, возмещение непредвиденных расходов и т.п., поэтому при грамотном его составлении риск подрядчика остается минимальным недостатком такой практики является возможность завышения сметной стоимости, а, следовательно, и цены объекта.
При осуществлении строительства «под ключ» цена строительной продукции определяется в одностороннем порядке, поскольку функции заказчика выполняет подрядчик. В этом случае на формирование цены будет оказывать непосредственное влияние наличие финансирования строительства со стороны инвесторов, если в качестве источников финансирования полностью или частично выступают средства бюджетов и внебюджетных фондов, то сметная стоимость определяется в строгом соответствии с требованиями Методических рекомендаций Госстроя РФ. Величина прибыли, которую получит подрядчик, может быть увеличена на сумму экономии используемых для строительства ресурсов по отношению к смете.
Однако финансирование строительства чаще всего осуществляется за счет собственных средств организаций или физических лиц. В этом случае, подрядчик может стремиться к завышению цены, полагая, что чем большая цена установлена, тем большая прибыль будет получена.
Как правило, это касается жилищного строительства генеральный подрядчик, ведущий строительство жилого дома, выступает и заказчиком, и, частично или полностью, инвестором одновременно. На этапе возведения объекта могут быть привлечены средства физических или юридических лиц на условиях долевого участия. Цены, в этом случае, определяет подрядчик, однако в условиях конкурентной борьбы они должны складываться под влиянием спроса и предложения.
При заключении прямых двусторонних договоров между заказчиком и подрядчиком сметная стоимость формируется по согласованию между двумя сторонами. В этом случае риск подрядчика зависит преимущественно от объективных факторов. Как правило, на практике имеет место завышение сметной стоимости со стороны подрядчика или на стадии проектирования, или в процессе строительства.
Подавляющее большинство специалистов утверждают, что в настоящее время действующая система сметного ценообразования и нормирования в строительстве устарела и приводит к значительным искажениям показателей себестоимости строительно-монтажных работ.
Однако, как считают Волков Б.А., Яныгин В.Ю. и другие, «в нынешних условиях создание полноценного аналога сметной документации, существовавшей при плановой экономике, в принципе невозможно в силу ряда причин. Первая из них заключается в свободном ценообразовании на ресурсы, в результате чего любой современный справочник теряет свежесть уже через полгода и становится практически непригодным через год из-за постоянного изменения рыночной конъюнктуры. Вторая причина заключается в том, что за прошедшее время частично изменилась технология строительства, появились новые машины, стройматериалы и конструкции. Эти изменения затронули разные организации в различной степени». Поэтому, подобно любой системе нормативов, новые сметные нормы имели бы усредненный характер, но при этом они могут быть малопригодны для условий, в которых приходится работать конкретной фирме.
Основным инструментом оптимизации цены становятся торги, как организационная форма строительства, позволяющая создать условия конкуренции при размещении заказа. Торги широко и активно используются в международной практике и в последнее время все большее распространение получают в РФ. Опыт проведения торгов показывает, что при прочих равных условиях цена контракта по результатам тендера находится в обратной зависимости от числа оферентов. В большинстве случаев договорная цена на строительство, складывающаяся в результате соперничества на торгах подрядчиков, субподрядчиков, поставщиков оборудования и конструкций, оказывается в среднем на 5-30% ниже. Торги дают возможность заказчикам выбора наиболее выгодных предложений как в отношении цены, так и других коммерческих и технических условий. Следует отметить, что при переходе на систему торгов реальные стимулы для развития получают строительные организации, имеющие более высокий уровень организации управления, использующих передовые технологии, практикующих более гибкую ценовую политику. Совершенно очевидно, что чем меньшая цена будет предложена подрядчиком, тем больше шансов у строительной организации выиграть торги. Однако, занижение цены, в свою очередь, может привести к возникновению убытков. Во избежание данной ситуации менеджеры должны располагать информацией о максимальном уровне снижения цены, о размерах возможных непредвиденных потерь и т.п.
При принятии решения об участии в торгах подрядчик должен определить цену контракта, по которой он будет продавать свою будущую продукцию. При этом следует просчитывать несколько вариантов цены: от «вольготной» до «жесткой». В основу цены контракта может быть положена сметная стоимость, рассчитанная по укрупненным показателям.

30.01.2009 г. Утверждён новый «Порядок определения стоимости строительных и ремонтных работ »

В целях совершенствования системы определения стоимости , осуществляемых на территории Туркменистана, Президентом Туркменистана подписано Постановление от 01.01.2001 г. № 000, согласно которому утвержден «Порядок определения стоимости строительных и ремонтных работ».
Данный Порядок вступил в силу с 1 января 2009 г.
В настоящем Постановлении также отмечено, что утрачивают силу Постановления Президента Туркменистана от 01.01.2001г. № 000 «Об определении стоимости работ в строительной отрасли» и от 01.01.2001г. № 000 «О совершенствовании исчисления стоимости строительно-монтажных работ водохозяйственных объектов».

Утвержден постановлением Президента Туркменистана за № 000 от « 30 » января 2009 г.

ПОРЯДОК определения стоимости

Порядок определения стоимости строительных и ремонтных работ (далее - Порядок) устанавливает условия ценообразования в области строительства для всех участников инвестиционного процесса, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный (текущий) ремонт объектов за счет государственных средств и кредитов банков в национальной валюте Туркменистана.

I. Определение стоимости строительно-монтажных работ, работ по реконструкции и капитальному ремонту для прогнозирования объемов государственных капитальных вложений

Определение стоимости строительно-монтажных работ, работ по реконструкции и капитальному ремонту (далее именуются строительные работы) в текущих ценах на стадии прогнозирования объёмов государственных капитальных вложений производится с использованием индексов изменения текущих цен на капитальное строительство и капитальный ремонт (Приложение) к базисному уровню.
За базисный уровень принимается стоимость строительных работ, определенная по сметным нормам и ценам, введенным с 1января 1984 года (далее - базисный уровень сметных норм и цен). По проектно-изыскательским работам для объектов, финансируемых за счет государственных централизованных капитальных вложений, а также средств бюджетных организаций, за базисный уровень принимается стоимость проектных работ, определенная по сметным нормам и ценам, введенным с 1 января 1987 года.
Соотношение базисных цен к национальной валюте условно принимается как 1:50.

II. Определение стоимости строительных работ
Стоимость выполненных строительных работ в текущих ценах определяется на основе базисного уровня сметных норм и цен ресурсно-индексным методом:
- материальные затраты - ресурсным методом;
- затраты на заработную плату и эксплуатацию строительных машин и механизмов - индексным методом.
Накладные расходы и плановые накопления принимаются по установленным настоящим Порядком предельным нормам для определения стоимости работ в текущих ценах.
Затраты на временные здания и прочие работы, входящие в объем строительно-монтажных работ, также определяются ресурсно-индексным методом в порядке, установленном для строительных работ. Затраты на прочие работы, не входящие в объем строительно-монтажных работ, определяются индексным методом.
Стоимость непредвиденных работ и затрат определяется по нормативам, принятым в проектно-сметной документации в базовых ценах, с учетом пересчёта их на соответствующие индексы.

Расчет заработной платы
Размер средств на оплату труда в составе прямых затрат в текущих ценах исчисляется на основе сметной величины заработной платы, определенной по базовым ценам, по следующей формуле:

где I - размер средств на оплату труда;
Ih - суммарная по объекту (части его) величина основной заработной платы рабочих-строителей в базисном уровне сметных норм и цен;
G - индекс на заработную плату согласно Приложения №1 к настоящему Порядку.

Расчет затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов
Стоимость затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов по текущим ценам (включая заработную плату рабочего персонала, обслуживающего эти машины и механизмы) определяется как произведение их сметной стоимости, рассчитанной в базисном уровне сметных норм и цен, на индекс, установленный Приложением №1 настоящего Порядка.

Расчет затрат на материальные ресурсы
Стоимость материальных ресурсов в действующих на текущий период ценах определяется исходя из данных о нормативной потребности в материалах, изделиях, деталях и конструкциях в принятых физических единицах измерения и соответствующей цены на конкретный вид материального ресурса, которая складывается из его оптовой цены, стоимости тары, упаковки, наценки снабженческо-сбытовых организаций, стоимости транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ и заготовительно-складских расходов в соответствии с товарно-транспортной накладной и счетом - фактурой.
Нормативная потребность в материальных ресурсах определяется на основе данных проектно-сметной документации и общих производственных норм расхода материалов в строительстве.

Накладные расходы
Накладные расходы для общих строительных работ исчисляются:
- для строительно-монтажных и ремонтных работ от суммы прямых затрат согласно Приложению №2 настоящего Порядка;
- для монтажных и специальных строительных работ от суммы прямых затрат или суммы средств на оплату труда рабочих основного производства по смете согласно Приложению №3 настоящего Порядка.

Плановые накопления

Норма плановых накоплений устанавливается в размере 15% от суммы прямых затрат и накладных расходов .
В состав прямых затрат для исчисления накладных расходов и плановых накоплений включаются:
- зарплата и затраты по эксплуатации машин и механизмов, определённых индексным методом в соответствии с настоящим Порядком;
- материальные ресурсы, исчисленные в действующих на текущий период ценах, с учётом транспортных затрат и заготовительно-складских расходов, определяемых в соответствии с настоящим Порядком.

III. Расчет стоимости строительных работ
Расчеты между заказчиками и подрядчиками за выполненные строительные работы осуществляются за фактически выполненные объемы работ, рассчитанные в базисном уровне сметных норм и цен согласно утвержденной проектно-сметной документации и пересчитанные на их стоимость в текущем периоде с учетом положений раздела II настоящего Порядка и отражённые в акте по форме Ф-2.
Отпускные цены на материалы, за исключением используемых на строительных работах, выполняемых за счет государственных централизованных капитальных вложений и средств бюджетных учреждений , определяются на основании протокола согласования договорной цены между поставщиком и потребителем. Транспортные расходы по подвозу материалов на склад объекта исчисляются по договорным ценам.
По объектам, финансируемым за счет государственных централизованных капитальных вложений и средств бюджетных учреждений, принимаются следующие цены:

а ) на местные строительные материалы и продукцию (нерудные строительные материалы, цемент, шифер, стекло, асфальт, товарный бетон, керамический кирпич)

цены, утвержденные Министерством экономики и развития Туркменистана;

б ) на строительную продукцию, производимую в Туркменистане, не указанную в пункте «а» (металлоконструкции , железо - бетонные изделия, окна, двери и др.)

цены, утверждённые производителями и согласованные в Министерстве строительства Туркменистана (порядок согласования определяется Министерством строительства Туркменистана самостоятельно);

в ) на строительные материалы и изделия, приобретённые на внутреннем рынке

рыночные цены, зарегистрированные Государственным комитетом Туркменистана по статистике;

г ) на ввозимые из-за рубежа строительные материалы и изделия

цены, определённые в Контрактах, зарегистрированные на Государственной товарно - сырьевой бирже Туркменистана (с учетом таможенных и биржевых расходов);

д ) на транспортные услуги

цены, определяемые в соответствии с прейскурантом, утверждённым Министерством экономики и развития Туркменистана;

е ) на ввозимые на территорию Туркменистана строительные материалы и изделия в счет оплаты за поставленные на экспорт электроэнергию и природный газ

цены, утвержденные Комиссией по товарным поставкам за экспорт природного газа и электроэнергии при Кабинете Министров Туркменистана.

При отсутствии подтверждающих документов стоимость транспортных услуг, погрузочно-разгрузочных работ, заготовительно-складских расходов по строительным материалам и металлоконструкциям принимается от текущей стоимости материальных ресурсов в следующих размерах:
- транспортные услуги - 3%,
- погрузочно-разгрузочные работы и заготовительно-складские расходы:
- по строительным материалам - 2%,
- по металлоконструкциям - 0,75%.
Расходы на временные здания и сооружения и непредвиденные работы принимаются по нормативам, установленными базовыми ценами. Эти расходы включаются в акт по форме Ф-2 с учетом того, что указанные работы действительно выполнены и подтверждены службой заказчика. При превышении расходов на временные здания и сооружения и непредвиденные работы, определенных по нормативам, установленным к базовым ценам, фактические затраты необходимо обосновать соответствующими документами.
Стоимость работ по капитальному ремонту, не отнесенных по объёму работ к обязательной государственной экспертизе, согласно нормативов установленных Кабинетом Министров Туркменистана, определяется на основании оценочных дефектных актов, согласованных с проектным институтом и заменяющих проект и смету.

IV. Затраты заказчика. Оборудование
Стоимость предусмотренного проектом оборудования (монтируемого и не требующего монтажа) при прогнозировании определяется как произведение его стоимости в базисных ценах на индекс согласно Приложению №1. При взаиморасчетах с поставщиками стоимость определяется по цене франко-место в соответствии с представленными документами.
Фактическая стоимость оборудования, подлежащая оплате, складывается из цены приобретения оборудования у поставщика, транспортных и заготовительно-складских расходов, которые не должны быть выше соответственно 3% и 1,2% от фактической стоимости оборудования.
Затраты на работы по предмонтажной ревизии оборудования, выполненные на основании дефектного акта, согласованного заказчиком и подрядчиком, входят в стоимость оборудования и финансируются за счет резерва на непредвиденные работы и затраты, остающегося в распоряжении заказчика.

Проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза и авторский надзор
Стоимость проектно-изыскательских работ и государственной экспертизы (кроме проектно-изыскательных работ по объектам, финансируемым за счет централизованных государственных капитальных вложений, а также за счет средств учреждений, финансируемых из бюджета) определяется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Туркменистана.
Стоимость проектно-изыскательских работ по объектам, финансируемым за счет государственных централизованных капитальных вложений и средств бюджетных организаций, определяется по базовым ценам с применением индекса, указанного в Приложении № 1.
При разработке новых проектов, не имеющих базовых разработок и нормативов, по согласованию сторон стоимость проектно-изыскательских работ может определяться по трудовым затратам с включением накладных расходов в размере, сложившемся за предшествующие полугодовой, годовой периоды, но не должна превышать 100% от основной заработной платы основного персонала.
Плановые накопления при проектировании строек и объектов, финансируемых за счет государственных централизованных капитальных вложений и средств бюджетных организаций, устанавливаются в размере 15%, по другим - по обоюдному согласию сторон, но не выше 30%.
Затраты по авторскому надзору определяются по фактически сложившимся трудовым затратам с включением накладных расходов в размере, сложившемся за предшествующий полугодовой период.
Затраты по авторскому надзору по объектам, финансируемым за счет государственных централизованных капитальных вложений и средств бюджетных организаций, определяются как произведение установленного норматива от сметной стоимости в базисных ценах на индекс, установленный в Приложении №1 для проектно-изыскательских работ.

Средства на содержание дирекции заказчика (далее именуется дирекция) предусматриваются в сводном сметном расчете на весь период строительства в базисных ценах в установленных размерах от сметной стоимости.
Для объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, затраты на содержание дирекции определяются по нормативам, установленным к базовым ценам, с применением индекса, указанного в Приложении №1. При недостаточности средств на содержание дирекции дополнительные средства определяются по согласованию с Министерством экономики и развития Туркменистана по расчетам на основании отчетных данных дирекции, где прочие затраты, кроме заработной платы и выплат государственного социального страхования , не должны превышать 10% от зарплаты основных работников.
При строительстве, осуществляемом за счет других источников финансирования, расчеты на содержание дирекции определяются на основании контракта между заказчиком и подрядчиком.
Дирекции, имеющие в своем составе базы комплектации и осуществляющие заготовительно-складские работы, расходы по указанным работам включают в смету расходов на содержание дирекции. При этом смета расходов оплачивается за счет общих средств, выделенных на финансирование объектов.
В целях экономного расходования государственных средств, выделяемых на строительство объектов, необходимо соблюдение следующих требований:
численность аппарата заказчика - застройщика не должна превышать расчетные показатели численности согласно Приложению № 4;
заработная плата должна определяться в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Туркменистана.
Для определения затрат на содержание дирекции при строительстве объектов смешанного инвестирования (за счет средств бюджета и собственных средств организаций, предприятий и других юридических и физических лиц) расчеты осуществляются в аналогичном порядке с соблюдением пропорций расходования бюджетных ассигнований и собственных средств инвесторов.

Приложение
строительных и ремонтных работ

ИНДЕКСЫ
изменения текущих цен на капитальное строительство и капитальный ремонт к базисному уровню

Наименование работ

Индекс

Строительно-монтажные работы по всем отраслям (кроме объектов водохозяйственного строительства, автомобильных дорог, инженерных сетей и транспортных трубопроводов)

Оборудование

Строительно-монтажные работы на объектах водного хозяйства

Строительство инженерных сетей и транспортных трубопроводов, в том числе нефте и газопроводов

Строительство автомобильных дорог

Капитальный ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог

Буровые работы

Проектно-изыскательские работы

Прочие работы, не входящие в строительно-монтажные работы

Операционные работы

Заработная плата

Эксплуатация строительных машин и механизмов (кроме объектов водного хозяйства)

Эксплуатация строительных машин и механизмов
(для объектов водного хозяйства)

Приложение
к Порядку определения стоимости
строительных и ремонтных работ

Предельные нормы накладных расходов на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы

Наименование подрядчиков

В процентах от суммы прямых затрат

I. Строительно-монтажные работы

Для предприятий, организаций и учреждений:

Министерства водного хозяйства Туркменистана

Министерства строительства Туркменистана

Концерна «Туркменэнергогурлушык»

Государственного концерна „Туркменавтоёллары“

Министерства торговли и внешнеэкономических связей Туркменистана

Министерства связи Туркменистана

Государственного концерна “Туркменнефтегазстрой”

Ассоциации «Туркменобахызмат»

Других подрядчиков, независимо от формы собственности

II. Ремонтные работы

Все подрядчики, независимо от формы собственности

Приложение
к Порядку определения стоимости
строительных и ремонтных работ

Предельные нормы накладных расходов на монтажные и специальные строительные работы

Наименование работ

Накладные расходы в процентах

От суммы средств на оплату труда рабочих основного производства

От суммы прямых затрат

Монтаж оборудования

Монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования

Прокладка и монтаж сетей связи

Прокладка и монтаж междугородных линий связи

Электромонтажные работы

Устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах

Устройство средств посадки самолетов и систем управления воздушным движением на аэродромах

Монтаж металлоконструкций

Внутренние санитарно-технические работы

Подземные горно-капитальные работы в отраслях промышленности

Буровзрывные работы

Буровые работы на воде


Приложение
к Порядку определения стоимости
строительных и ремонтных работ

Численность работников заказчика-застройщика в зависимости от объема капитальных вложений на год

Объем капитальных вложений на год в базовых ценах, без учета налога на добавленную стоимость
тысяча манатов

Численность работников

Примечания:
1. Промежуточные значения численности при необходимости определяются интерполированием.
2. Численность аппарата заказчика-застройщика при годовом объеме капитальных вложений свыше 3 млн. манатов увеличивается на единицу на каждые 60 тыс. манатов вложений свыше указанной суммы.

Текст данного документа в первоначальной редакции приведен в Информационном банке в соответствие с официальным изданием Госстроя России (М.: Госстрой России, 2004) и отличается от текста, находящегося на хранении в Минюсте России. Подробнее см. информацию , размещенную к Методике.

Постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (ред. от 16.06.2014) "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (вместе с "МДС 81-35.2004...")

III. Общие положения по определению стоимости строительства

III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

3.1. Сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.

3.2. При новом строительстве осуществляется возведение комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. Новое строительство, как правило, осуществляется на свободных территориях в целях создания новых производственных мощностей.

3.3. При расширении действующих предприятий производится строительство дополнительных производств на ранее созданном предприятии, возведение новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей, а также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.

3.4. При реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия:

расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;

строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;

строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.

3.5. Техническое перевооружение действующих предприятий рассматривается как комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

3.6. При техническом перевооружении действующих предприятий могут осуществляться установка на существующих производственных площадях дополнительного оборудования и машин, внедрение автоматизированных систем управления и контроля, применение радио, телевидения и других современных средств в управлении производством, модернизация и техническое переустройство природоохранных объектов, отопительных и вентиляционных систем, присоединение предприятий, цехов и установок к централизованным источникам тепло- и электроснабжения. При этом допускаются частичная перестройка (усиление несущих конструкций, замена перекрытий, изменение планировки существующих зданий и сооружений, а также другие мероприятия) и расширение существующих производственных зданий и сооружений, обусловленные габаритами размещаемого нового оборудования, и расширение существующих или строительство новых объектов подсобного и обслуживающего назначения (например, объектов складского хозяйства, компрессорных, котельных, кислородных станций и других объектов), если это связано с проводимыми мероприятиями по техническому перевооружению.

3.7. К поддержанию мощности действующего предприятия относятся мероприятия, связанные с постоянным возобновлением выбывающих в процессе производственной деятельности основных фондов. В основном это относится к добывающим отраслям и производствам.

3.8. К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.

Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

3.9. Основанием для определения сметной стоимости строительства могут являться:

Исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости потребности оборудования, решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства (ПОС), пояснительные записки к проектным материалам, а на дополнительные работы - листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в период выполнения строительных и ремонтных работ;

действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование, мебель и инвентарь;

отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения органов государственной власти.

3.10. Сметная документация составляется в определенной последовательности, переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой вид работ (затрат) - объект - пусковой комплекс - очередь строительства - строительство (стройка) в целом.

3.11. Применительно к составлению сметной документации под объектом строительства рассматривается отдельно стоящее здание (производственный корпус или цех, склад, вокзал, овощехранилище, жилой дом, клуб и т.п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, плотина и т.п.) со всеми относящимися к нему обустройствами (галереями, эстакадами и т.п.), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также при необходимости с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами (вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т.п.).

Если на строительной площадке по проекту возводится только один объект основного назначения, без строительства подсобных и вспомогательных объектов (например: в промышленности - здание цеха основного назначения; на транспорте - здание железнодорожного вокзала; в жилищно-гражданском строительстве - жилой дом, театр, здание школы и т.п.), то понятие "объект" может совпадать с понятием "стройка".

3.12. Пусковой комплекс включает в себя несколько объектов (или их частей) основного производственного и вспомогательного назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, внутриплощадочных инженерных коммуникаций, благоустройств и других объектов, являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом, и нормальные условия труда для обслуживающего персонала согласно действующим нормам.

3.13. Под очередью строительства рассматривается часть строительства, состоящая из группы зданий, сооружений и устройств, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом. Очередь строительства может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов.

3.14. Сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя:

стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;

стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);

затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря;

прочие затраты.

3.15. Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др.

3.16. Локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД).

Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.

3.17. Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и относятся к сметным документам, на основе которых формируются договорные цены на объекты.

Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе РД.

3.18. Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить лимит средств в целом по стройке, необходимых для возмещения затрат, которые не учтены сметными нормативами (компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных решениями органов государственной власти, и т.п.).

Сводные сметные расчеты стоимости строительства (ремонта) предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.

3.19. В случаях, когда наряду с объектами производственного назначения составляется проектно-сметная документация на объекты жилищно-гражданского и другого назначения, рекомендуется составлять сметный документ (сводку затрат), определяющий стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей.

3.20. Одновременно со сметной документацией в составе проекта (рабочего проекта) и РД могут разрабатываться ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей среды.

Ведомость сметной стоимости объектов, входящих в пусковой комплекс (приложение N 2 к настоящей Методике), рекомендуется составлять в том случае, когда строительство и ввод в эксплуатацию предприятия, здания и сооружения предусматривается осуществлять отдельными пусковыми комплексами. Ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, приводится в составе проекта (рабочего проекта), а в составе РД в случаях, когда производится уточнение сметной стоимости объектов и работ по рабочим чертежам. Указанная ведомость включает в себя сметную стоимость входящих в состав пускового комплекса объектов, а также общеплощадочные работы и затраты, при этом сохраняется нумерация объектов, работ и затрат, принятая в сводном сметном расчете.

В тех случаях, когда ведомость сметной стоимости объектов, входящих в пусковой комплекс, не составляется, в сводном сметном расчете после суммы по объектным сметам (сметным расчетам), итогам по главам и сводного сметного расчета в скобках приводятся суммы соответствующих затрат по пусковым комплексам.

3.21. При проектировании предприятий и сооружений, строительство которых осуществляется по очередям, составляются отдельно объектные сметные расчеты, относящиеся к очереди и полному развитию, сводные сметные расчеты стоимости строительства каждой очереди строительства и на полное развитие (сводка затрат на полное развитие предприятия).

3.22. Ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды (приложение N 2 к настоящей Методике) составляется в том случае, когда при строительстве предприятия, здания и сооружения предусматриваются мероприятия по охране окружающей природной среды. При этом в ней, как правило, сохраняется нумерация объектов и работ, принятая в сводном сметном расчете. В ведомость включается сметная стоимость объектов и работ, непосредственно относящихся к природоохранным мероприятиям.

В случае привлечения к строительству двух и более генеральных подрядных организаций сметную стоимость работ и затрат, подлежащих осуществлению каждой генеральной подрядной организацией, рекомендуется оформлять в отдельную ведомость, составляемую применительно к сводному сметному расчету.

Дополнительные мероприятия подрядных организаций, связанные с организацией строительно-монтажных работ, отражаются в проекте организации строительства и учитываются в сводном сметном расчете.

3.23. Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) рекомендуется составлять следующую документацию:

в составе проекта (рабочего проекта):

сводку затрат (при необходимости);

сводный сметный расчет стоимости строительства (ремонта);

объектные и локальные сметные расчеты;

сметные расчеты на отдельные виды затрат;

в составе рабочей документации (РД) - объектные и локальные сметы.

3.24. Сметная документация составляется в текущем уровне цен.

В сметной документации допускается указывать стоимость работ в двух уровнях цен:

в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен 2001 года;

в текущем уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления сметной документации.

3.25. Сметная документация нумеруется в следующем порядке.

Нумерация локальных сметных расчетов (смет) производится при формировании объектного сметного расчета (сметы) с учетом номера и наименования главы сводного сметного расчета стоимости строительства, в которую он (она) включается.

Как правило, нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится следующим образом: первые две цифры соответствуют номеру главы сводного сметного расчета, вторые две цифры - номеру строки в главе и третьи две цифры означают порядковый номер локального сметного расчета (сметы) в данном объектном сметном расчете (смете). Например: N 02-04-12. Номера объектных смет (объектных сметных расчетов) по такой системе нумерации не включают в себя последние две цифры, соответствующие номерам локальных сметных расчетов (смет). Например: N 02-04.

При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости:

    ресурсный;

    ресурсно-индексный;

    базисно-индексный;

    базисно-компенсационный;

    на основе укрупненных сметных нормативов в т.ч. банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов.

При ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах на ресурсы (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.

Ресурсно-индексный метод предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.

Базисно-индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен.

На различных стадиях инвестиционного процесса для определения стоимости в текущем (прогнозном) уровне цен используется система текущих и прогнозных индексов.

Для пересчета базисной стоимости в текущие (прогнозные) цены могут применяться индексы:

К статьям прямых затрат (на комплекс или по видам строительно-монтажных работ);

К итогам прямых затрат или полной сметной стоимости (по видам строительно-монтажных работ, а также по отраслям народного хозяйства).

Индекс состоит из целых чисел и двух знаков после запятой.

Для привязки единичных расценок к местным условиям строительства допускается разработка и применение территориальных коэффициентов к федеральным единичным расценкам (ФЕР-2001).

Приведение в уровень текущих (прогнозных) цен производится путем перемножения элементов затрат или итогов базисной стоимости на соответствующий индекс с последующим суммированием итогов по соответствующим графам сметного документа, при этом для пересчета стоимости эксплуатации машин в соответствующий уровень цен рекомендуется применять индекс на эксплуатацию машин, а к оплате труда механизаторов, входящей в стоимость эксплуатации машин, - индекс на оплату труда.

При методе применения банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов используются стоимостные данные по ранее построенным или запроектированным аналогичным зданиям и сооружениям.

4.4. Локальные сметные расчёты (локальные сметы)

Локальные сметы на отдельные виды строительных и монтажных работ составляются исходя из следующих данных:

    параметров зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, принятых в проектных решениях;

    объёма работ принятого по ведомостям объёмов работ;

    номенклатуры, количество мебели, инвентаря, принятых из заказных спецификаций, ведомостей;

    действующих сметных нормативов, а также рыночных регулируемых цен и тарифов на продукцию

Локальные сметные расчеты могут быть составлены:

1. по зданиям, сооружениям:

    на строительные работы,

    на специальные строительные работы,

    на монтаж и приобретение оборудование;

2.по общеплощадочным работам:

    на вертикальную планировку,

    на устройство инженерных сетей,

    на благоустройство территории, путей, дорог;

    на малые архитектурные формы.

В локальных сметных расчетах производиться группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам зданий, видам работ и устройств. Порядок группировки должен соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства.

Локальные сметные расчеты могут содержать следующие разделы:

1. По строительным работам:

    земляные работы;

    фундаменты и стены подземных частей;

  • перекрытия, перегородки;

    полы и основания;

    покрытие и кровли;

    заполнение проёмов;

    лестницы площадки;

    отделочные работы;

    различные работы

2 ) . По специальным строительным работам:

    фундаменты под оборудование;

    специальные основания;

    хим. защитные покрытия;

3). По установки оборудования:

      приобретение и монтаж технологического оборудования;

      технологический трубопровод;

Стоимость, определяемая в итоге локальной сметы включает:

    прямые затраты

    накладные расходы

    сметную прибыль.

Прямые затраты включаемые в состав локальных сметных расчетов (смет) принимаются:

при определении сметной стоимости работ в базисном уровне цен:

по Федеральным Единичным Расценкам (ФЕР-2001), Отраслевым Единичным Расценкам (ОЕР-2001), Территориальным Единичным Расценкам (ТЕР-2001)

при определении сметной стоимости работ ресурсным (ресурсно-индексным) методом калькулирование ведется в текущих (прогнозных) ценах на основные виды ресурсов, используемые в строительстве.

Накладные расходы нормируются в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат.

Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса рекомендуется использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:

– укрупненные нормативы по основным видам строительства;

Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.

При использовании укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства начисление накладных расходов производится в конце сметы (расчета) за итогом прямых затрат.

– укрупненные нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;

Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.

Начисление нормативов накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ производится на комплексы работ.

– индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации.

Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства.

Сметная прибыль нормируются в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат.

Размер сметной прибыли определяется от фонда оплаты труда (ФОТ) рабочих на основе:

    общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ, применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;

При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ общеотраслевой норматив сметной прибыли составляет 65% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) и используется для выполнения общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере.

Общеотраслевой норматив сметной прибыли в составе сметной стоимости ремонтно-строительных работ составляет 50% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов).

Общеотраслевые нормативы сметной прибыли целесообразнее применять для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проектов и определения начальной (стартовой) цены предмета конкурса при проведении подрядных торгов.

    нормативов по видам строительных и монтажных работ, применяемых при составлении локальных сметных расчетов (смет);

При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы применяются нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ.

    индивидуальной нормы для конкретной подрядной организации (за исключением строек, финансируемых за счет средств федерального бюджета).

В тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в усредненных нормативах и прибыль, рассчитанная на основе общеотраслевых нормативов, не покрывает расходы подрядной организации по согласованию с заказчиком - застройщиком, рекомендуется разрабатывать и применять индивидуальный норматив сметной прибыли (за исключением строек, финансируемых из федерального бюджета).

Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных смет: без деления на разделы (производиться 1 раз в конце сметы); при формировании по разделам (в конце каждого раздела).

Стоимость работ в локальных сметных расчетах (сметах) в составе сметной документации может приводиться в двух уровнях цен:

При применении ресурсного (ресурсно-индексного) метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметных расчетах (сметах) выделяются следующие ресурсные показатели:

    трудоемкость работ (чел.-ч) для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;

    время использования строительных машин (маш.-ч);

    расход материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: м3, м2 , т и пр.)

Для выделения ресурсных показателей могут использоваться ГЭСН-2001, проектные материалы (в составе проектов, РД) о потребных ресурсах, в том числе:

    ведомости потребности материалов (далее - ВМ) и сводные ведомости потребности материалов (далее - СВМ), составляемые раздельно на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные строительные материалы, необходимые для производства строительных, специальных строительных и монтажных работ на основании государственных элементных сметных норм;

    данные о затратах труда рабочих и времени использования строительных машин, приводимые в разделе проекта "Организация строительства" (в проекте организации строительства - ПОС, в проекте организации работ - ПОР или в проекте производства работ - ППР).

Для определения сметной стоимости работ ресурсным методом рекомендуется применять формы локальной ресурсной ведомости и локальную смету.

Ресурсный метод является наиболее трудоёмким, но позволяет добиться maxточности расчёта. Составление ресурсной сметы на крупные объекты с большой номенклатурой ресурсов возможно только с использованием компьютера и специальных программ.

Затруднение вызывает:

1. необходимость проставлять цены на 1000 материалов ресурсов;

2. затруднён учёт повышенных тарифных ставок при выполнении работ с тяжёлыми и вредными условиями труда;

3. возникновение сложностей при расчёте среднего разряда работ по смете или разделу;

4. расчёт ОТ машинистов через затраты труда.

Использование ресурсного метода эффективно в случае ограниченного количества работ с не большой номенклатурой ресурсов.

Выполняемых организациями независимо от форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, внебюджетных фондов и иных источников финансирования.

1.3. Базовые цены в Справочниках устанавливаются в зависимости от натуральных показателей объектов проектирования (мощности, протяженности, емкости, площади и др.) или от общей стоимости строительства.

1.4. Цены, приведенные в Справочниках, установлены в соответствии с составом и требованиями к содержанию разделов проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 744).

1.5. В Справочниках приведены цены на индивидуальное проектирование объектов капитального строительства зданий и сооружений, с использованием для отдельных элементов строительных конструкций чертежей типовых (повторно применяемых) изделий и узлов.

1.6. Ценами в Справочниках учтены затраты на разработку проектной и рабочей документации, относимые без учета налога на добавленную стоимость.

1.7. Ценами Справочников учтены и не требуют дополнительной оплаты следующие работы и услуги:

1.7.1. Изготовление демонстрационных материалов (кроме демонстрационных макетов).

1.7.2. Участие проектной организации совместно с заказчиком в согласовании готовой проектной документации с государственными органами и органами местного самоуправления.

1.7.3. Защита проектной документации в экспертных и утверждающих инстанциях.

1.8. Комплексными ценами Справочников на разработку проектной и рабочей документации не учтены затраты на:

1.8.1. Разработку указанных в задании на проектирование проектных решений в нескольких вариантах, за исключением вариантных проработок для выбора оптимальных проектных решений.

Разработка дополнительных вариантов отдельных технологических, конструктивных, архитектурных и других решений устанавливается в задании на проектирование, где также должны быть определены разделы (или подразделы) проектной документации, по которым необходима разработка указанных вариантов и исходные данные, необходимые для их разработки.

Степень проработки дополнительных вариантов устанавливается по согласованию с заказчиком. В процессе разработки как основного, так и дополнительного вариантов, выполняется вариантная проработка проектных решений.

1.8.2. Разработку решений по монументально-декоративному оформлению предприятий, зданий и сооружений. Такие работы, в случаях, когда это предусмотрено заданием на проектирование, выполняются, как правило, организациями художественного фонда по отдельным договорам и расценкам.

1.8.3. Внесение изменений в проектную и рабочую документацию (за исключением исправления ошибок, допущенных проектной организацией). Выполнение указанных работ должно предусматриваться отдельным заданием заказчика и оплачиваться дополнительно.

1.8.4. Разработку деталировочных чертежей металлических конструкций (КМД) и технологических трубопроводов заводского изготовления. Затраты проектной организации, выполняющей разработку чертежей КМД по отдельному заданиюзаказчика, определяются на основании калькуляции затрат и оплачиваются дополнительно.

1.8.5. Выполнение обследований и обмерные работы на объектах, подлежащих реконструкции, расширению и техническому перевооружению. Стоимость таких работ определяетсяпо соответствующим Справочникам, либо расчетом стоимости в соответствии с калькуляцией затрат.

1.8.6. Разработку конструкторской документации по оборудованию индивидуального изготовления, кроме составления исходных требований на конструирование этого оборудования.

1.8.7. Служебные командировки. Базовыми ценами Справочниковне учтены затраты на служебные командировки, в том числе и затраты административного персонала, если командировки этого персонала связаны непосредственно с проектированием объекта. Лимит средств на командировочные расходы учитываетсяв смете на проектные работы для строительства.

1.8.8. Разработку проектов производства работ (ППР).

1.8.9. Разработку рабочей документации на строительство временных зданий и сооружений для нужд, строительных организаций.

1.8.11. Научно-исследовательские и опытно-экспери-ментальные работы.

1.8.12. Разработку автоматизированных систем управления предприятием (АСУП) и автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП). Базовая цена проектирования АСУП и АСУТП определяется по соответствующим ценовым документам на разработку указанной технической документации.

1.8.13. Разработку раздела «Мероприятия по гражданской обороне и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Базовая цена разработки указанного раздела определяется по соответствующему Справочнику.

1.8.14. Выполнение работ по оценке воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду (ОВОС). Стоимость работ определяется в порядке, установленном в соответствующих Справочниках.

1.9. Распределение базовой цены на разработку проектной и рабочей документации осуществляется, как правило, в соответствии с показателями, приведенными в таблице 1, и может уточняться по согласованию между исполнителем и заказчиком.

Таблица 1

Виды документации

Процент от базовой цены

Проектная документация

Рабочая документация

ИТОГО

1.10. Если заданием на проектирование предусмотрена одновременная разработка проектной документации и частичная разработка рабочей документации, то суммарный процент базовой цены определяется по согласованию между заказчиком строительства и проектной организацией, в зависимости от архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной документации, а также степени их детализации.

1.11. При выполнении проектных работ, в сокращенном против предусмотренных действующими нормативными документами составу разделов и объемов работ (постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 , настоящих Методических указаний и др.), их цена, независимо от способов ее определения, определяется по ценам на разработку проектной и рабочей документации с применением понижающего коэффициента, размер которого устанавливается исполнителем по согласованию с заказчиком, в соответствии с трудоемкостью работ и относительной стоимостью разработки разделов проектной и рабочей документации.

1.12.При определении начальной (максимальной) цены контракта на выполнение проектных работ, к их стоимости, определенной на момент проведения конкурса (аукциона), рекомендуется применение индекса-дефлятора, устанавливаемого Минэкономразвития России, действующего на середину нормативного срока проектирования.

1.13. В Справочниках представлены рекомендуемые относительные стоимости разработки разделов проектной и рабочей документации (в процентах от базовой цены), которые могут уточняться, для подразделений (отделов) проектной организации, при проектировании конкретного объекта, в пределах, определенной общей стоимости проектирования, в зависимости от трудоемкости выполняемых работ.

2. Порядок определения базовых цен на проектные работы

2.1. Порядок определения базовой цены в зависимости от натуральных показателей объектов проектирования

2.1.1. Базовая цена разработки проектной и рабочей документации определяется по формуле:

С = (а + вх) ´ К i ,

где

«а » и «в » - постоянные величины для определенного интервала основного показателя проектируемого объекта, в тыс. руб.;

х - основной показатель проектируемого объекта;

К i - коэффициент, отражающий инфляционные процессы в проектировании на момент определения цены проектных работ для строительства объекта.

2.1.2. Ценами Справочников на разработку проектной и рабочей документации предприятий, цехов, зданий и сооружений учтена стоимость проектирования всех внутриплощадочных инженерных сетей, коммуникаций, сооружений и устройств (электроснабжения,водоснабжения, канализации, теплоснабжения и др.), включая присоединение цехов, зданий и сооружений к ним, а также схемы планировочной организации земельного участка (генерального плана и благоустройства) в пределах площадки строительства.

В случае, если цена в Справочнике установлена на разработку проектной и рабочей документации основного производства (без учета вспомогательного, а также площадочных инженерных сетей и сооружений), общая стоимость проектирования определяется набором стоимостных показателей проектирования основных и вспомогательных объектов.

Цена проектирования вне площадки строительства инженерных сетей и коммуникаций ценами не учтена и определяется дополнительно.

2.1.3. Если проектируемый объект имеет значение основного показателя меньше минимального или больше максимального показателей, приведенных в таблицах цен Справочников, цена разработки проектной и рабочей документации определяется путем экстраполяции в соответствии с формулой, приведенной в и к настоящим Методическим указаниям. Указанное положение распространяется и на позиции, когда в таблице цен перед минимальным и после максимального показателя стоят соответственно слова «до» и «свыше». В случаях, когда принятый показатель меньше половины минимального или больше удвоенного максимального показателя, приведенных в таблице, базовая цена проектных работ определяется в порядке, установленном пунктом 2.1.4 настоящих Методических указаний.

2.1.4. Цена разработки проектной и рабочей документации на строительство объектов, для которых цены в Справочниках не приведены и не могут быть приняты по аналогии, определяются расчетом стоимости в соответствии с калькуляцией затрат (форма 3П).

2.2. Порядок определения базовой цены от общей стоимости строительства

2.2.1. Базовая цена разработки проектной и рабочей документации определяется от общей стоимости строительства всего комплекса зданий (сооружений) или объекта, определенной по сводному сметному расчету стоимости строительства, в зависимости от категорий сложности объектов проектирования.

2.2.2. Стоимость строительства может быть определена:

С применением объектов-аналогов с учетом их сопоставимости;

По укрупненным показателям сметной стоимости на 1 кв.м общей площади, 1 куб.м объема здания, 1 м (км) трассы, 1 га застройки, на единицу мощности, производительности и др.

По видам или комплексам работ.

2.2.3. Определение цены разработки проектной и рабочей документации производится по таблицам, соответствующим функциональному назначению объектов капитального строительства.

2.2.4. Базовая цена проектной документации определяется по формуле:

где:

С

Базовая цена проектной и рабочей документации в текущих ценах;

С 01

Базовая цена проектной и рабочей документации на 01.01.2001;

Сстр.01

Стоимость строительства на 01.01.2001

a

Процент базовой цены от общей стоимости строительства в ценах 2001 г. (таблица Справочника).

К i

Коэффициент, отражающий инфляционные процессы в проектировании на момент определения цены проектных работ.

Для пересчета стоимости строительства объектов из уровня цен по состоянию на 01.01.2000 в уровень цен по состоянию на 01.01.2001 принимается коэффициент, равный 1,25.

2.2.5. Когда проектируемый объект имеет величину стоимости строительства, находящуюся между показателями, приведенными в таблице, базовая цена разработки проектной документации определяется путем интерполяции. Если стоимость строительства объекта меньше или больше крайних показателей стоимости, приведенных в таблице цен, базовая цена проектных работ принимается в размерах, установленных для крайних показателей без экстраполяции в сторону уменьшения или увеличения.

2.2.6. В случае, когда объем строительно-монтажных работ по объекту строительства, составляет менее 60% от общей стоимости строительства, к ценам на проектные работыприменяются следующие коэффициенты:

до 50%- 0,95;

до 40%- 0,9;

до 30%- 0,8;

до 20%- 0,7.

2.2.7. Если договором на выполнение проектных работ предусмотрена открытая договорная цена, то стоимость проектных работ рекомендуетсяуточнять, исходя из стоимости строительства, определеннойв результатепроектирования.

2.2.8. При определении базовой цены коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы ( , и настоящих Методических указаний), не применяются.

3. Порядок определения стоимости проектных работ с учетом дополнительных факторов, влияющих на трудоемкость проектирования

3.1. Цена разработки проектной и рабочей документации с применением макетного метода проектирования определяется по ценам Справочников с применением повышающих коэффициентов. В случае отсутствия в Справочниках установленных повышающих коэффициентов цена разработки проектной документации указанным методом определяется с применением к базовой цене коэффициентов: проектная документация - 1,05; рабочая документация - 1,1.

3.2. Цена привязки типовой или повторно применяемой проектной документации, без внесения изменений в надземную часть здания, определяется по ценам Справочников с применением коэффициентов от 0,2 до 0,35. При этом, минимальный размер коэффициента принимается при привязке объекта без внесений каких либо изменений в надземную и подземную части здания. Цена привязки типовой или повторно применяемойпроектной документации с внесением в нее изменений в подземную инадземную часть определяется по ценам Справочников с применением общего коэффициента до 0,8 в зависимости от трудоемкости работ. Ориентировочные объемы работ по разработке отдельных элементов зданий и сооружений в процентах от стоимости проектирования приведены в к настоящим Методическим указаниям.

3.3. Цена разработки проектной и рабочей документации на строительство объектов, отнесенных к категории особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, определяется по ценам Справочников, при этом к стоимости тех видов проектных работ, разработка которых усложняется,применяется коэффициент до 1,5, за исключением Справочников, в которых установлен особый порядок расчета цены указанных работ.

3.4. Цена разработки проектной и рабочей документации на реконструкцию действующих предприятий, цехов, зданий и сооружений определяется по ценам Справочников, исходя из значения основного показателя проектируемого объекта, которое должно быть достигнуто в результате его реконструкции, технического перевооружения, с применениемкоэффициента до 1,5, устанавливаемого проектной организацией по согласованию с заказчиком. По объектам, отнесенным к категории особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства -до 2,0.

3.5. Цена разработки проектной (рабочей) документации на капитальный ремонт объектов определяется по соответствующим Справочникам базовых цен.

В случае невозможности применения указанных Справочников, цена проектных работ на капитальный ремонт объектов может быть определена с использованием Справочников базовых цен на проектные работы для условий нового строительства, в которых стоимость проектных работ определяется от физических показателей проектируемых объектов, с применением понижающегокоэффициента, учитывающего объем работ по капитальному ремонту и понижающего коэффициента, учитывающего объем, состав разделов и полноту разработки технической документации на капитальный ремонт по сравнению с составом разделов и объемом документации, разрабатываемой для нового строительства ( настоящих Методических указаний).

3.6. При составлении локальных смет, с использованием ресурсного метода, в случае отсутствия в регионе строительства централизованного банка данных о текущей стоимости ресурсов, к стоимости разработки сметной документацииприменяется повышающий коэффициент 1,1.

3.7. Цена разработки проектной и рабочей документации на строительство предприятий, зданий исооружений в сложных условиях определяется по ценам Справочников с применением к стоимости проектных работ, к разработке которых соответствующими нормативными документами установлены особые требования, следующих коэффициентов:

Факторы, усложняющие проектирование

Коэффициенты

Вечномерзлые, пpосадочные, набухающие грунты; карстовые и оползневые явления; расположение площадки строительства над горными выработками, в подтапливаемых зонах и дp.

1,15

Сейсмичность 7 баллов

1,15

Сейсмичность 8 баллов

1,20

Сейсмичность 9 баллов

1,30

При наличии двух или более усложняющих факторов коэффициенты применяются за каждый фактор.

3.8. Цена проектирования предприятий, зданий и сооружений с установкой импортного основного технологического оборудования, применяемого проектной организацией впервые, определяется по ценам Справочников; при этом к стоимости видов проектных работ, разработка которых усложняется в связи с использованием указанного оборудования, по согласованию с заказчиком, применяется коэффициент до 1,3.

3.9. Затраты проектных организаций, связанные с осуществлением ими функций генерального проектировщика и курированием проектных работ, переданных на субподряд, определяются в размере до 2% от цены разработки проектной и рабочей документации, передаваемой субподрядным проектным организациям, и оплачиваются дополнительно.

3.10. Ценами Справочников учтена стоимость 4-х экземпляров проектной и рабочей документации, передаваемой заказчику. Стоимость экземпляров проектной продукции, выдаваемых по просьбе заказчика сверх указанного количества, определяется дополнительно к базовой цене.

3.11. При определении базовой цены проектирования по Справочникам базовых цен на проектные работы для строительства в случае сокращения по просьбе заказчика, установленного в задании на проектирование,сроков проектирования по сравнению с нормативными, рекомендуется применять следующие повышающие коэффициенты:

3.12. Указания по применению цен и поправочные коэффициенты, приведенные в одном Справочнике, не допускается использовать при определении стоимости проектных работ по другим Справочникам.

3.13. Цена разработки проектной и рабочей документации, выполняемой согласно соответствующим нормативным документам, регламентирующим проектирование объектов для строительства за границей, определяется с учетом усложняющих факторов:

№ п/п

Усложняющие факторы

Коэффициенты к стоимости разработки

Проектная документация

Рабочая документация

Перевод текстовых материалов технической документации, надписей на чертежах на иностранный язык

1,05

Перевод материалов иностранного заказчика на русский язык

1,03

1,03

Двойная проверка расчетов, чертежей и спецификаций, подсчетов объемов работ, сметной документации и других проектных материалов, изготовление дубликатов калек, повышенные требования к оформлению и упаковке проектной документации

Другиефакторы, влияющие на увеличение трудоемкости проектных работ:

Частота тока и напряжение, разница в допустимых пределах колебаний по частоте тока, отличные от Российской Федерации (к стоимости проектирования электрооборудования, электроснабжения, слабых токов, а при необходимости - и других разделов)

1,05

Сухой или влажный тропический климат

1,15

Разработка проектной документации с учетом применения проектной организацией впервыеоборудования и материалов, закупаемых в странах заказчика или поставляемых из третьих стран

Применение иностранных норм и стандартов на материалы и оборудование, выполнение по ним расчетов конструкций и прочее, оговоренных заказчикомв задании на проектирование

1,15

Дополнительные требования к проектной и рабочей документации при строительстве объектов на подрядных условиях, в том числе составление спецификаций на оборудование и материалы временного ввоза

Примечание - Повышающие коэффициенты применяются к стоимости разделов проектной документации или их частей, разработка которых усложняется.

3.14.При определении стоимости проектных работ по ценам Справочников при наличии нескольких усложняющих факторов и применении в связи с этим нескольких коэффициентов, больших единицы, общий повышающий коэффициент определяется путем суммирования их дробных частей и единицы. При определении стоимости проектных работ с применением нескольких коэффициентов, меньше единицы, общий понижающий коэффициент определяется путем их перемножения.

3.15. Затраты проектных организаций, расположенных в районах, в которых в соответствии с действующим законодательством производятся выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в т.ч. выплаты по районным коэффициентам, а также надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы и другие льготы, предусмотренные законодательством в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяются дополнительно путем введения к итогу базовой цены повышающих коэффициентов, установленных на основании соответствующих обосновывающих расчетов, выполняемых самой проектной организацией.

Приложение № 1

Экстраполяция и интерполяция при расчете цены проектных работ

В случае, когда проектируемый объект имеет значение основного показателя меньше минимального или больше максимального показателя, приведенных в таблице Справочника базовых цен, базовая цена проектирования определяется путем экстраполяции; при этом величина поправки к цене уменьшается на 40%, т.е. при расчете показатель проектируемого объекта Xзад принимается с коэффициентом 0,6.

Если показатель мощности объекта меньше табличного показателя, базовая цена его проектирования определяется по формуле:

Ц = а + в ´ (0,4 ´ X min + 0,6 ´ X зад. ),

где:

Если показатель мощности объекта больше табличного показателя, базовая цена его проектирования определяется по формуле:

Ц = а + в ´ (0,4 ´ X max + 0,6 ´ X зад. ),

где:

В случае, когда в таблице приведено только значение «а», а проектируемый объект имеет значение показателя, не совпадающее с приведенными в таблице, базовая ценаего проектирования определяется путем интерполяции или экстраполяции; при экстраполяции в сторону уменьшения или увеличения величина поправки к цене уменьшается на 40% (при расчете величины поправки вводится понижающий коэффициент К =0,6).

Приложение № 2

Примеры определения базовой цены проектирования объектов, показатели которых выше, ниже или находятся между показателями, приведенными в таблицах справочника

Пример 1. В случае, когда в таблице Справочника базовых цен приведены значения «а» и «в».

№ п/п

Единица измерения основного показателя объекта

Сооружения сжигания осадков сточных вод производительностью, тыс.м 3 /год:

от 25 до 60

1 тыс.м 3 /год

66,5

*) Показатели таблиц приняты условно

1.1. Требуется определить базовую цену проектирования сооружений сжигания осадков сточных вод производительностью 15 тыс.м 3 /год. Базовая цена определяется по формуле:

С = а + в ´ (0,4 ´ X min + 0,6 ´ X зад ),

где

а ив - постоянные величины, принимаемые по таблице минимального значения показателя;

X min - минимальный показатель, приведенный в таблице;

X зад - заданный показатель проектируемого объекта.

Пример расчета: 66,5 + 1,2 ´ (0,4 ´ 25 + 0,6 ´ 15) = 89,3 тыс. руб

1.2. Требуется определить базовую цену проектирования сооружений сжигания осадков сточных вод производительностью 80 тыс.м3/год. Базовая цена определяется по формуле:

С = а + в ´ (0,4 ´ X max + 0,6 ´ X зад),

где

а и в - постоянные величины, принимаемые по таблице максимального значения показателя;

X max - максимальный показатель, приведенный в таблице;

X зад - заданный показатель проектируемого объекта.

Пример расчета: 66,5 + 1,2 ´ (0,4 ´ 60 + 0,6 ´ 80) = 152,9 тыс. руб

Пример 2. В случае, когда в таблице Справочника базовых цен приведено только значение «а».

В Справочнике базовых цен на проектные работы дана таблица:

№ п/п

Наименование объекта проектирования

Единица измеренияосновного показателя объекта

Постоянные величины базовой цены разработки проектной и рабочей документации, тыс. руб.

Сооружения очистки промывной воды производительностью, м 3 /сут.

1 м 3 /сут.

- “ -

...................

.........

.........

...................

.........

.........

40000

219,4

80000

369,1

2.1. Требуется определить базовую цену проектирования сооружения очистки промывной воды производительностью 100 м 3 /сут.

Пример расчета: тыс. руб.

2.2. Требуется определить базовую цену проектирования сооружения очистки промывной воды производительностью 300 м 3 /сут. Проценты

I. Подземная часть здания

Фундаменты, кроме свайных, с изменениемразмеров

Фундаменты, кроме свайных, с изменением типа

Фундаменты свайные

II. Надземная часть

Фасады без переработки проекта отопления

12,5

Стены с изменением материала или толщины, или конструкции

Перекрытия с изменением конструкции, типа или раскладки панелей

Перепланировка помещений

Полы с изменением конструкции

Внутренняя отделка помещений

Лестнично-лифтовый узел с изменением конструкций лифтовой

Окна

Крыша с изменением конструкции

Входы



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой