Трупы после взрыва. Что происходит с телом человека после смерти: как выглядит труп, стадии разложения в гробу, эксгумация (Фото и Видео). Что случается с гробом

Тема о том, что происходит с телом человека после смерти, таит в себе много интересных фактов, окутана мифами и легендами. Что же на самом деле случается с тканями организма, когда умирает человек? И так ли страшен процесс разложения, который, судя по соответствующим фото и видео, зрелище не для слабонервных.

Стадии смерти

Смерть - это естественное и неизбежное окончание жизни любого живого существа. Этот процесс не происходит одномоментно, он включает ряд последовательных этапов. Смерть выражается в прекращении движения крови, остановке работы нервной и дыхательной систем, угасании психических реакций.

Медицина выделяет стадии умирания:


Определить точно, за сколько времени умирает человек, невозможно, так как все процессы строго индивидуальны, их продолжительность зависит от причины прекращения жизни. Так, у одних эти этапы завершаются в течение нескольких минут, у других занимают долгие недели и даже месяцы.

Как выглядит труп

Что бывает с телом покойника в первые минуты и часы после смерти, знакомо людям, наблюдавшим эти изменения. Внешний вид умершего и переход из одного состояния в другое зависят от естественных химических реакций организма, продолжающихся и после угасания жизненных функций, а также условий окружающей среды.

Высыхание

Наблюдается на прежде увлажненных участках: слизистых оболочках губ, половых органов, роговицы, а также местах ран, ссадин и других повреждений кожи.

Чем выше температура воздуха и окружающая труп влажность, тем быстрее проходит процесс. Роговица глаза мутнеет, на белочных оболочках проявляются желто-бурые «пятна Лярше».

Трупное высыхание позволяет оценить наличие прижизненных повреждений у тела.

Окоченение

Снижение и последующее полное исчезновение аденозинтрифосфорной кислоты - вещества, образующегося в результате протекания обменных процессов, считается основной причиной, почему коченеет тело умершего. Когда внутренние органы перестают функционировать, метаболизм угасает, снижается концентрация различных соединений.

Тело принимает позу, характеризующуюся полусогнутыми в локтях верхними конечностями, в тазобедренных и коленных суставах - нижними и полусжатыми кистями. Трупное окоченение признано несомненным доказательством смерти.

Активная стадия наступает спустя 2-3 часа после биологической смерти, завершается через 48 часов. Ускоряются процессы при воздействии высокой температуры.

На этом этапе происходит снижение температуры тела. Как быстро остывает труп, зависит от окружающей среды - в течение первых 6 часов показатель снижается на 1 градус в час, далее - на градус каждые 1,5-2 часа.

В случае беременности усопшей, возможны «роды в гробу», когда матка выталкивает плод.

Трупные пятна

Являются обычными гематомами или синяками, так как представляют собой сгустки запекшейся крови. Когда биологическая жидкость перестает течь по сосудам, она оседает в близлежащих мягких тканях. Под действием силы тяжести она опускается в область, ближе расположенную к поверхности, на которой лежит тело покойницы или покойника.

Благодаря этой физической особенности, криминалисты могут установить, как погиб человек, даже если труп убитого перенесли в другое место.

Запах

В первые минуты и часы после смерти единственными неприятными ароматами, которые будут исходить от умершего, могут быть запахи непроизвольных испражнений.

Через несколько дней или часов, если мертвое тело не подвергалось охлаждению, возникает характерный трупный или запах разложения. Его причина кроется в химических процессах - гниение внутренних органов заставляет скапливаться в теле множество газов: аммиака, сероводорода и прочих, которые создают характерный «аромат».

Изменения лица

Утрата мышечного тонуса и расслабление выступают причинами исчезновения с кожи мелких морщин, глубокие менее проявляются.

Лицо принимает нейтральное выражение, похожее на маску - исчезают следы боли и мук или радостного блаженства, умерший выглядит спокойным, умиротворенным.

Сексуальное возбуждение

Эрекция у мужчин - частое явление в первые минуты после смерти. Ее возникновение объясняется законом гравитации - кровь стремится в нижние части тела и не возвращается к сердцу, ее накопление происходит в мягких тканях тела, в том числе и детородном органе.

Опорожнение кишечника и мочевого пузыря

Естественные биологические процессы возникают вследствие потери тонуса мышцами тела. Как следствие, происходит расслабление сфинктера и уретры. Понятно, что такое явление требует проведения одного из самых первых и обязательных ритуалов почившего - омовения.

Вес

В ходе множества медицинских исследований удалось установить, что масса человека меняется сразу после смерти - труп весит меньше на 21 грамм. Научного объяснения этому нет, поэтому принято считать, что таков вес души умершего, которая покинула бренное тело для вечной жизни.

Как разлагается тело

Тело продолжает разлагаться в течение многих лет после смерти, но эти этапы преимущественно происходят уже после похорон и недоступны вниманию обычных людей. Однако благодаря медицинским исследованиям все стадии разложения подробно описаны в специализированной литературе, что дает возможность представить, как выглядит разлагающийся труп через месяц или годы после кончины.

Как и этапы смерти, у каждого почившего процессы разложения имеют индивидуальные особенности и зависят от факторов, приведших к летальному исходу.

Аутолиз (Самопоглощение)

Разложение начинается уже в первые минуты после того, как душа покидает тело, но заметен процесс становится лишь спустя несколько часов. При этом чем выше температура окружающей среды и влажность в ней, тем быстрее протекают эти изменения.

Первый этап - высыхание. Ему подвергаются тонкие слои эпидермиса: слизистые оболочки, глазные яблоки, кончики пальцев и прочие. Кожа этих участков желтеет и истончается, после уплотняется и становится похожей на пергаментную бумагу.

Второй этап - непосредственно аутолиз. Характеризуется распадом клеток внутренних органов, вызванных активацией их собственных ферментов. На этой стадии ткани становятся мягкими, жидкими, отчего и появилось выражение «труп потек».

Первыми изменению подвергаются органы, вырабатывающие эти ферменты, а потому имеющие их наибольший запас:

  • почки;
  • надпочечники;
  • поджелудочная железа;
  • печень;
  • селезенка;
  • органы пищеварительной системы.

За какое время произойдет полный цикл аутолиза, предугадать сложно. Это зависит:

  • от температуры, при которой храниться труп – чем она ниже, тем более долго идет этап переваривания тканями самих себя;
  • от количества патогенной микрофлоры, которая участвует в процессе поглощения клеток тела.

Гниение

Это поздняя посмертная стадия разложения, наступающая в среднем через трое суток и протекающая достаточно долго. Именно с этого момента возникает специфический трупный запах, а само тело раздувается от переполняющих его гнилостных газов.

Если человеческие останки не были погребены, а окружающая их температура высока, труп гниет достаточно быстро - уже через 3-4 месяца от него остается только скелет. Холод же способен замедлить эти процессы, а заморозка - остановить. Простой ответ на вопрос, куда деваются подобные гнилые массы - впитываются в почву, что впоследствии делает ее плодородной.

Тление

Гнилостные процессы характерны для трупов, находящихся в могиле, и протекают без участия кислорода. Останки, которым приходится разлагаться на поверхности земли, подвергаются другому биологическому процессу - тлению. Причем такое разложение происходит быстрее, так как химических соединений в тканях меньше и при этом они менее токсичны, чем те, что наполняют гниющий под землей труп.

Причина отличий проста - под действием кислорода быстрее испаряется вода из тканей и возникают условия для роста плесени и развития беспозвоночных, которые буквально «выедают» мягкие ткани, в результате чего разложившийся труп становится чистым скелетом.

Омыление

Этот процесс характерен для останков, захороненных в почве с высокой влажностью, в воде, и в местах, где нет доступа кислорода. Это приводит к отслоению кожных покровов (мацерации), в тело проникает влага и вымывает из него кровь и ряд различных веществ, после чего наступает омыление жиров. В результате химических реакций образуются специальные мыла, составляющие основу жировоска - твердой массы, одновременно похожую на мыло и творог.

Жировоск действует по принципу консерванта: хотя внутренних органов у таких трупов нет (они больше похожи на слизистую бесформенную массу), вид тела сохраняется практически полностью.

На нем легко обнаруживаются следы травм и повреждений, которые привели к смерти: вскрытия вен, огнестрельных ран, удушений и прочих. Именно за эту особенность омыление ценят те, кто работает в органах судебно-медицинской экспертизы - патологоанатомы и криминалисты.

Мумификация

По своей сути - это высыхание человеческих останков. Чтобы процесс прошел правильно и в полной мере, требуется сухая окружающая среда, высокая температура и хорошая вентиляция трупа.

По окончании мумификации, которая может длиться от нескольких недель у детей и до полугода у взрослых, рост и вес тела уменьшаются, мягкие ткани становятся плотными и сморщенными (что говорит об отсутствии влаги в них), кожа приобретает коричнево-бурый оттенок.

Деятельность живых организмов

Организм каждого человека населяет несколько миллионов микроорганизмов, жизнедеятельность которых не зависит от того, жив он или нет. После прекращения биологических процессов в теле исчезает и иммунная защита, благодаря чему грибкам, бактериям и прочей флоре становится легче перемещаться по внутренним органам.

Такая активность позволяет процессу самопоглощения протекать быстрее, особенно если условия окружающей среды благоприятны для их роста.

Трупные звуки

Эти явления характерны для останков, вступивших в стадию гниения, так как возникают в результате выхода газов, наполняющих тело, а те образуются под действием активности микроорганизмов.

В первые дни после смерти путями выброса летучих веществ обычно становятся сфинктер и трахея, поэтому для покойника характерно наличие хрипов, свистов и стонов, выступающих поводом для создания страшных мифов.

Вздутие

Еще одно явление, обусловленное накоплением летучих соединений и разлагающимися внутренними органами. Так как большинство газов скапливается в кишечнике, именно живот вздувается первым, а уже после процесс распространяется на остальные члены.

Кожные покровы теряют цвет, покрываются волдырями, а сгнившие внутренности в виде желеобразной жидкости начинают подтекать из естественных отверстий организма.

Волосы и ногти

Существует мнение, что ороговевшие покровы продолжают расти и после завершения биологических процессов. И хотя оно ошибочно, сказать, что длина их не увеличивается, нельзя. Дело в том, что во время высыхания - самой первой стадии разложения, кожа заметно истончается и корень волоса или ногтя вытягивается, обнажается, что и создает обманчивое впечатление роста.

Кости

Костная ткань - наиболее крепкая и наименее подверженная разрушению часть человеческого организма. Кости не разлагаются долгие годы, не поддаются гниению или тлению - даже наиболее мелким и тонким из них требуются века, чтобы превратиться в прах.

Скелетирование трупа в гробу занимает до 30 лет, в земле происходит быстрее (за 2-4 года). Крупные и широкие кости остаются практически неизменными.

Удобрение почвы

В процессе разложения из останков живого вещества выделяется несколько тысяч полезных компонентов, минералов, микро- и макроэлементов, химических и биологических соединений, которые впитываются в почву и становятся отличным удобрением для нее.

Процесс положительно отражается на общей экологической системе региона, где расположены кладбища, объясняет обычай некоторых древних племен закапывать покойников на краях пастбищ и огородов.

Что происходит с покойником после смерти

Если физиологическая и биологическая составляющие смерти довольно подробно описаны как в специализированной медицинской литературе, так и отдельными личностями, увлекающимися оккультизмом, которые любят трупы и интересуются их различными состояниями, то вопрос души или жизненной энергии, блуждающего разума, последующей реинкарнации и прочих явлений так до конца и не исследован.

Ни один живой человек не нашел ответы на вопросы, есть ли жизнь после смерти, что чувствует умирающий или уже умерший человек, насколько реален потусторонний мир.

В любом случае, тело покойника должно пройти свой особый ритуал, а его душа помянута родными и близкими. Впервые поминки проводят через 9 дней, или не позже, чем после 10 дней с момента смерти, повторно - на 40 день и третьи - в годовщину гибели.

Через 40 дней

Анализ останков, в том числе из скрытой могилы, может помочь определить дату смерти человека. Например, исследования показало, что максимальная концентрация фосфолипидов в жидкости, вытекающей из организма, отмечается через 40 дней после кончины, а азота и фосфора - спустя 72 и 100 дней соответственно.

По прошествии 60 дней труп начинает крошиться, если захоронен во влажной почве, приобретает беловато-желтый окрас. Пребывание тела в торфяном грунте и болоте делает кожу плотной и грубой, кости со временем становятся мягкими, напоминая хрящевую ткань.

Согласно православным верованиям, в 40 дней душа усопшего оканчивает земные мытарства и отправляется в загробный мир.

Какой он будет - решит Высший Суд, не последним доводом на котором станет тот факт, как проводилось захоронение. Так, перед тем, как закопать гроб, над умершим читают службу, во время которой происходит отпущение всех его земных грехов.

Через год

В это время продолжаются процессы разложения тела: оставшихся мягких тканей, обнажая скелет. Характерно, что через год после смерти трупный запах уже отсутствует. Это значит, что процесс гниения завершен. Остатки тканей дотлевают, выделяя в атмосферу азотную и углекислоту.

В этот период еще можно наблюдать наличие сухожилий, сухих и плотных участков тела. Далее запустится длительный процесс минерализации (до 30 лет), в результате которого от человека останутся нескрепленные между собой кости.

Год в православии ознаменован окончательным переходом души покойника в Рай или Ад и соединением с почившими ранее родными и близкими. Именно первая годовщина считается новым рождением души для жизни вечной, поэтому поминки проводятся в окружении близких родственников и всех дорогих покойнику людей.

Методы захоронения

В каждой религии существуют свои каноны и обычаи, согласно которым проводятся обряды почитания и поминания покойника в определенные дни, а также особенности захоронения тела.

Так, в христианстве умерших принято предавать земле в гробу или погружать в склепы, в мусульманстве - оборачивать в саван и класть в сырую землю, в индуизме и буддизме покойников сжигают, так как верят, что душа способна переродиться и вернуться в новом теле, а в некоторых индейских племенах до сих пор сохранился обычай поедания усопших.

Перечень способов велик, в последнее время встречаются и довольно необычные: растворение тела в специальных химических соединениях или подвешивание на воздухе для мумификации. Но наибольшую популярность в нашей стране имеют два: захоронение в гробу и кремация.

Немногие даже верующие люди знают, почему хоронят в гробах умерших людей. Согласно верованиям, само понятие «покойник» или «усопший» означает уснувший, отдыхающий, то есть тот, кто временно почивает в ожидании повторного прихода Христа и последующего воскресения.

Именно поэтому тело скончавшегося кладут в гроб, который призван сохранить его до Второго Пришествия. Ключевыми особенностями являются положение под голову подушки и помещение в землю лицом на восток, так как именно оттуда появится Спаситель.

Если рассмотреть процесс захоронения с точки зрения биологии, деревянный ящик, в который помещен покойник, тоже считается природным материалом, и когда сгнивает гроб, образуется дополнительное удобрение, улучшающее экосистему.

Кремация - это процесс, как называется сжигание тела. Он распространен, так как обладает рядом преимуществ:

  • экономия пространства, так как урна с прахом занимает меньше места, чем гроб;
  • затраты на кремацию меньше, чем на классические похороны;
  • если урну с прахом усопшего разместить дома, то не требуется место на кладбище.

Единственный нюанс - надеяться на последующее Воскресение и обретение Вечной жизни в православии таким покойникам не стоит, так как церковь не приветствует и даже осуждает кремацию.

Еще один актуальный вопрос - через сколько дней хоронят умерших. Здесь все индивидуально и зависит от причин и обстоятельств самой смерти. Если вопросов к наступлению летального исхода у правоохранительных органов нет, погребение лучше провести на второй день после смерти, так как позже начинаются процессы гниения, труп чернеет или синеет, покрываясь пятнами, дурно пахнет.

Если же захоронение по каким-либо причинам временно невозможно, следует поместить тело в холод. Так, специальная температура в морге и обработка трупа соответствующими химическими реагентами поможет сохранить его в оптимальном состоянии долгое время. Некоторые родные пытаются остановить разложение при помощи сухого льда или помещения покойника на мороз, что делать можно, но только если похороны откладываются на 1-2 дня.

В некоторых случаях, чаще всего требующих проведения дополнительных криминалистических исследований или перезахоронения, проводится эксгумация трупа.

Извлечение тела обычно совершается по специальному разрешению и соблюдению православных обычаев и канонов. Эксгумированные тела очень быстро перенаправляются в морг или к последующему месту захоронения

СМИ по своей коммуникативной сути призваны показывать обществу полную и объективную картину событий — хороших и плохих. Чтобы после них было как можно меньше кривотолков. Так было и во время трагедии с военным самолетом ТУ-154Б-2 с бортовым номером RA-85572, под Сочи 25 декабря 2016 года.

Большинство погибших — артисты ансамбля имени Александрова, общественные деятели, в частности, Е. Глинка – руководитель фонда «Справедливая помощь», и журналисты.

Некоторые пассажиры трагического рейса — Доктор Лиза, Валерий Халилов и ансамбль имени Александрова, члены экипажа, журналисты.

Официальная версия

Но вопросы о том, почему это случилось, остались. И снова на ТВ появился известный и вездесущий министр Шойгу. Но по «сочинскому делу» как будто воды в рот набравший с момента трагедии.

Минобороны почти пол дивизии направило на поиск останков пассажиров и самолета. Могло и больше, если бы поступил соответствующий приказ. С первой минуты поисков журналисты публиковали сообщения о находках чуть ли не поминутно, как сводки с поля боя: достали десять останков тел погибших, семнадцать, еще несколько. К 20.11 на следующий день их уже было 80. Утром 29 декабря МО заявило: останки «почти всех погибших» подняты со дна моря. Прервемся на минуту.

Реакция Министерства обороны

Повод для первых кривотолков дало военное ведомство уже через три дня. Стало почти традицией: после подобных трагедий тут же либо снимать кого-то с должности, либо что-то переставлять с места на место. Чтобы погоны сохранить. А получилась иллюзия действия.

СМИ опубликовали известие МО РФ о немедленном изменении статуса 800-й авиабазы 2-го разряда в Чкаловском, откуда в Сирию направился недолетевший самолет. Мол, на ее основе вновь создадут АДОН – авиадивизию особого назначения.

Рассказали журналистам СМИ о том, какой прекрасной АДОН была. Как ее самолеты успешно бороздили мировой воздушный океан, перевозя «военно-политическое руководство (ВПР) СССР и России» и различные грузы. Но известно хотя бы об одном факте, чтобы вместе с ВПР салон набивали грузами? Как в случае с утонувшей «ТУшкой».

Семь лет назад расформировали, а тут как раз трагедия, — и надо вернуть АДОН. Что-то не припомним хотя бы одно переформатирование в МО, чтобы его просто так предали широкой огласке. Получается, что вроде с неправильной базы вылетел самолет. Поэтому сразу же пользователи соцсетей начали придумывать всевозможные теории о том, что самолет изначально был пустым, а потом в него загрузили останки тел и пр.

Халатность или трагическая случайность?

Поспешность генералов из того же разряда, как и определение «иллюзии летчиков» в качестве главной причины, которая привела к катастрофе . Они знали, что каждая десятая из них происходит по этой причине. Знали — и отправили его в ночь, когда она проявляется.

Трудно представить, что никто не считал километраж из Москвы в столицу Сирии город Дамаск, – туда 2488 км. Точно такой же пассажирский ТУ-154 летит 4,3 часа на расстоянии 2488 км. А это гораздо дальше, чем пункт назначения разбившегося самолета. Топлива в нем (30 тонн) хватает на 6 часов полета. С ним можно было вернуться порожним бортом в Сочи и там долить горючего, если его не хватало бы до Чкаловского.

На первый взгляд эти фотографии могут показаться обычными и безобидными, но за каждой из них скрываются страшные события - от несчастных случаев до особо жестоких убийств и каннибализма.

1. В этом фото нет ничего необычного до тех пор, пока не замечаешь обглоданный человеческий хребет в правом нижнем углу.

Герои снимка - игроки уругвайской команды по регби Old Cristians, в авиакатастрофе 13 октября 1972 года: их самолет потерпел крушение в Андах. Из 40 пассажиров и пяти членов экипажа 12 человек погибли при катастрофе или вскоре после нее; еще пятеро умерли на следующее утро.

Поисковые операции прекратили на восьмой день, и оставшимся в живых пришлось больше двух месяцев бороться за жизнь. Запасы пищи быстро кончились, и питаться им пришлось заледеневшими трупами друзей.

Так и не дождавшись помощи, часть пострадавших совершила опасный и долгий переход через горы, который оказался успешным. 16 мужчин спаслись.

2. В 2012 году звезда мексиканской музыки Дженни Ривера погибла в авиакатастрофе. Селфи с друзьями в самолете сделано за несколько минут до трагедии.

В результате падения самолета никто не выжил.

3. В августе 1975 года американка Мэри Макквилкен в сильную непогоду сфотографировала двух братьев: Майкла и Шона. Они находились на вершине скалы в калифорнийском национальном парке «Секвойя».

Через секунду после того, как снимок был сделан, во всех троих ударила молния. Выжить удалось только 18-летнему Майклу. На этом фото - сестра юношей Мэри.

Атмосферный разряд был настолько мощным и близким, что волосы молодых людей буквально встали дыбом. Оставшийся в живых Майкл работает компьютерным инженером и до сих пор получает письма с вопросами, что случилось в тот день.

4. Этот снимок 14-летней Реджины Уолтерс серийный убийца Роберт Бен Роудс сделал за несколько секунд до того, как убил ее. Маньяк завел Реджину в заброшенный амбар, постриг ей волосы и заставил надеть черное платье и туфли.

Роудс объездил США на огромном трейлере, оборудованном под камеру пыток. Его жертвами становились как минимум три человека в месяц.

Тело Уолтерс нашли в сарае, который должны были сжечь.

5. В апреле 1999 года старшеклассники из американской школы «Колумбайн» позировали для общего снимка.

За общей веселостью вряд ли кто-то обратил внимание на двоих парней, изображающих, будто направляют в камеру винтовку и пистолет.

Через несколько дней эти ребята, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, появились в «Колумбайне» с оружием и самодельной взрывчаткой. Их жертвами стали 13 учеников, а ранения получили 23 человека.

Преступление было тщательно спланировано. Виновники не были задержаны, поскольку застрелились сами. Позже стало известно, что подростки были аутсайдерами в школе, а произошедшее стало жестоким актом мести.

6. В ноябре 1985 года в Колумбии произошло извержение вулкана Руис, в результате чего провинцию Армеро накрыли селевые потоки.

13-летняя Омайра Санчес стала жертвой трагедии: ее тело застряло в обломках здания, и девочка трое суток простояла по шею в грязи. Ее лицо опухло, руки стали практически белыми, а глаза налились кровью.

Спасатели пытались вызволить девочку разными способами, но тщетно.

Спустя три дня Омайра впала в агонию, перестала реагировать на людей и в конце концов скончалась.

7. Казалось бы, в , на котором запечатлены отец и мать с дочерью, нет ничего странного. Правда, девушка получилась на снимке очень четко, а ее родители - смазанно. Перед нами одна из популярных в те времена посмертных фотографий: запечатленная на ней девушка незадолго до этого умерла от тифа.

Труп оставался перед объективом недвижим, потому и проявился четко: фотографии в те времена делались с продолжительной выдержкой, и позировать приходилось долго. Возможно, поэтому стали невероятно модными фото «постмортем», то есть посмертные. Героиня этого снимка тоже уже мертва.

8. Женщина на этом фото умерла при родах. В фотосалонах для фиксирования трупов устанавливали специальные приспособления, а также открывали покойникам глаза и закапывали в них специальное средство, чтобы слизистая не высыхала и глаза не мутнели.

9. Казалось бы, обычное фото троих дайверов. Но почему один из них лежит на самом дне?

26-летняя Тина Уотсон погибла во время медового месяца, 22 октября 2003 года, а водолазы случайно обнаружили ее труп. После свадьбы девушка с супругом Гейбом отправилась в Австралию, где они решили заняться дайвингом.

Если верить фотографу, сопровождавшему пару, под водой мужчина отключил кислородный баллон молодой жены и удерживал ее на дне, пока она не задохнулась. Когда выяснилось, что жена Уотсона незадолго до трагедии оформила новый полис страхования жизни и в случае ее смерти Гейб получил бы немалую сумму, все начали подозревать его в умышленном убийстве. Отсидев полтора года в тюрьме, он вернулся в Алабаму и снова попал под суд, но дело закрыли из-за отсутствия доказательств. Позже Уотсон женился повторно.

10. Присмотревшись, можно заметить, что перед этим задумчивым африканцем лежат отрубленные детские стопа и кисть. Фото сделано в 1904 году.

На фото - конголезский работник каучуковой плантации, который не смог выработать норму. В качестве наказания надсмотрщики съели его пятилетнюю дочь, отдав ему в назидание останки ребенка. Подобное практиковалось довольно часто.

За невыполнение норм полагался расстрел. Для доказательства, что патрон использовался по назначению, а не был продан, требовалось предоставить отрубленную руку казненного, а за каждую казнь каратели получали награду. Стремление подняться по службе привело к тому, что кисти отрубали у всех подряд, в том числе и у детей. Те, кто при этом притворялся мертвым, могли остаться в живых.

11. На первый взгляд похоже на снимок с Хэллоуина. Так же подумали и двое шведских школьников 22 октября 2015 года, когда 21-летний Антон Лундин Петерсон пришел в таком виде в их школу в Тролльхеттане: они приняли происходящее за шутку и радостно сфотографировались с незнакомцем в странном наряде.

Петерсон зарезал этих юношей и отправился за следующими жертвами. В итоге он убил одного учителя и четырех детей. Полицейские открыли по нему огонь, и он скончался от ранений в больнице. Происшествие стало самым смертоносным вооруженным нападением на учебное заведение в истории Швеции.

12. Американцы Сейлор Гиллиамс и Брендан Вега вдвоем отправились в поход в окрестностях Санта-Барбары, но по неопытности заблудились. Связи не было, а из-за жары и отсутствия воды девушка осталась совсем без сил. Отправившись за помощью, Брендан сорвался со скалы и разбился.

А эти фото сделала группа опытных туристов. Уже вернувшись домой, они с ужасом заметили на заднем плане рыжеволосую девушку, без сознания лежащую на земле. Спасатели на вертолете отправились к месту трагедии, и Сейлор выжила.

13. Казалось бы, в том, что мальчик постарше ведет младшего за руку, нет ничего необычного, но за этим снимком скрывается страшная трагедия.

10-летние Джон Венеблс и Роберт Томпсон увели из торгового центра двухлетнего Джеймса Балджера, которого мать ненадолго оставила без присмотра, зверски , залили лицо краской и оставили умирать на железнодорожных путях, чтобы замаскировать убийство под несчастный случай от поезда.

Убийц нашли благодаря видеозаписи с камеры наблюдения. Преступники получили максимальный для их возраста срок - 10 лет, что крайне возмутило общественность и мать жертвы. Более того, в 2001 году они вышли на свободу и получили документы на новые имена.

В 2010 году стало известно, что Джон Венеблс был возвращен в тюрьму из-за нарушения условий досрочного освобождения.

Позже Венеблсу предъявили обвинение в хранении и распространении детской порнографии. Полиция нашла на его компьютере 57 соответствующих изображений. В надежде получить другую детскую порнографию Венеблс в интернете выдавал себя за 35-летнюю замужнюю женщину, хваставшуюся насилием над своей восьмилетней дочерью.

14. Кажется, что это обычное новогоднее семейное фото, - до тех пор, пока не приглядишься к заднему плану.

Снимок сделал филиппинский советник Рейнальдо Дагса. Убийца решил отомстить ему за то, что тот посодействовал его аресту за кражу автомобиля.

Именно фото помогло быстро опознать убийцу и снова отправить его за решетку.

15. Китайский репортер запечатлел туман на реке Янцзы и лишь после детального изучения фото обнаружил на нем падающего с моста мужчину. Как выяснилось позже, через несколько секунд за ним прыгнула его девушка.

16. Фотоаппарат с этим снимком был найден в стиральной машине 27-летнего Трэвиса Александра. Его убили в душевой посредством нанесения 25 ножевых ранений, в том числе в шею, и выстрела в голову.

В произошедшем обвинили его девушку Джоди Ариас, с которой он собирался порвать, но та его преследовала и буквально не давала прохода. Через два года следствия Ариас призналась в содеянном.

На других снимках, найденных на месте преступления, пара была запечатлена в сексуальных позах, а изображение Трэвиса в душе было снято в 17:29 в день убийства. На фотографиях, снятых всего минутами позже, Александр уже лежал в крови на полу.

17. Позирующие для фото отец с дочерью не знают, что в красной машине Vauxhall Cavalier позади них находится взрывчатка, которая сдетонирует через несколько секунд.

Этот теракт в августе 1998 года произвела нелегальная организация Подлинная Ирландская республиканская армия. 29 человек погибли, более 220 были ранены. Камеру с первым снимком нашли под завалами, а его герои чудом выжили.

Роберт Дженсен (Robert Jensen) построил карьеру, наводя порядок после крупных несчастий: идентифицируя останки, заботясь о семьях погибших и восстанавливая их личные вещи. Вот как он стал лучшим специалистом по худшей в мире работе.

Команда, спотыкаясь, прорывалась сквозь джунгли. У группы было слабое представление о том, куда они направляются, и что там обнаружат. Несколько дней назад поисковые самолеты, летавшие высоко над предгорьями Анд, засекли обломки упавшего вертолета, усеявшие крутой, скалистый склон. Добраться до этого хаоса с воздуха было невозможно, так что команде пришлось спешиться.

Группу, продирающуюся сквозь заросли, вел Роберт Дженсен, высокий, сильный мужчина в белом шлеме с буквами «BOB», нацарапанными маркером на передней части. Им пришлось два дня бороться с кустами, чтобы добраться до места. Шесть дней спустя Дженсен будет последним, кто его покинет. Именно с Дженсеном горнодобывающая группа Rio Tinto, которая нанимала упавший вертолет, чтобы доставить сотрудников с Перуанского медного рудника до города Чиклайо, связалась прежде всего. Именно Дженсен разработал стратегию, как добраться до места крушения, когда стало ясно, что все десять человек, бывшие на борту, погибли, а обломки разбросаны по извилистым горным кряжам тропического Йосемити. Дженсен собрал команду: два перуанских полицейских, два следователя, несколько судебных антропологов и группа рейнджеров национального парка, привыкших лазить по горам во время поисково-спасательных экспедиций. Все они знали, что эта экспедиция будет не спасательной.

Дженсен — это человек, которому компании звонят, когда случается самое худшее. Под худшим подразумеваются все те события, что внушают такой ужас и панику, что большинство людей предпочитают о них не думать, — например, авиакатастрофы, теракты и стихийные бедствия. У Дженсена нет никакого особенного дара собирать тела, идентифицировать личные вещи или разговаривать с членами семей погибших. Что у него есть, так это опыт. За свою долгую карьеру, Дженсен десятилетиями заслуживал репутацию лучшего в этом необычном деле. Будучи владельцем компании «Международная аварийная служба Kenyon» (Kenyon International Emergency Services), Дженсен принимает от 6 до 20 заявок в год по всему миру (в 2016 году — 9, не считая тех, что продолжались с 2015 года). Из-за своей работы он постоянно оказывается причастным к событиям, рождающим печальнейшие заголовки современной истории. Он занимался погребальными делами после теракта в Оклахоме, он вылетел прямо в Пентагон после событий 11 сентября и участвовал в поиске тел, когда прошел ураган Катрина.

Крушение вертолета в Перу в 2008 году в международные новости не попало, но эта миссия стала памятной для Дженсена из-за своей сложности. Все было липким от жары, повсюду подстерегали опасности джунглей. Дженсен решил, что команда будет передвигаться парами, опасаясь пум и змей. Перед выходом он провел оценку рисков и узнал, что на этой территории живет 23 вида ядовитых змей. Противоядие у него было только от трех, поэтому он призвал членов своей команды постараться до потери сознания успеть хорошенько рассмотреть, кто именно их укусил, в случае если это произойдет.

Они были там, чтобы собрать все, что можно, — личные вещи, фрагменты скелетов и любые свидетельства, которые помогли бы семьям погибших понять, как их родные окончили свои дни. Прежде, чем все это сделать, им нужно было добраться до места. Дженсен работает максимально эффективно: все возможные трудности были уже учтены и разрешены по-военному хладнокровно. Дженсен дал своей команде задание начать расчищать место для посадки вертолета, а скалолазам — протягивать веревки вверх по склону, чтобы они могли лазить вверх и вниз. Каждый обломок они собирали в контейнеры, чтобы потом передать археологу, который просеивал их в поисках фрагментов костей. Неопытному взгляду могло показаться, что ничего ценного найти было нельзя: регистратор полетных данных уже извлекли, и ясно было, что выживших нет. И все-таки Дженсен искал.

В общей сложности он и его команда собрали на горе 110 фрагментов скелетов, а также некоторые личные вещи и записывающее устройство из кабины пилота. Останки, найденные фирмой Kenyon, позволили идентифицировать практически всех, кто был на борту, что при работе с высокоскоростными катастрофами — большая редкость и признак мастерства. Каждую ночь команда хоронила то, что находила, устраивая минуты молчания. Наутро все останки эксгумировались, и их увозили на вертолете, а команда вновь начинала работу.

После многих дней, проведенных за очисткой склона, когда они собрали все, что только могли, Дженсен вдруг увидел что-то высоко на дереве вверх по склону — большой кусок человеческих тканей, зацепившийся за ветку. Добираться туда было невероятно рискованно, даже при помощи тросов, но Дженсен не мог оставить находку. Он взобрался наверх, собрал найденное и поместил в пластиковый пакет. Его работа была сделана. Все, что он нашел, будет передано семьям погибших. «Чтобы они точно знали, что тела их любимых не были просто оставлены джунглям, — вспоминает Дженсен, — Ни кусочка».

Контекст

Самолет Ту-154, пропавший в районе Сочи, упал в Черном море

РИА Новости 25.12.2016

Ежи Бар о Смоленской катастрофе

Wirtualna Polska 12.04.2016

Более 60 человек погибли в катастрофе

Reuters 20.03.2016

Почему у EgyptAir столько проблем?

Expressen 20.05.2016
У Дженсена нет в запасе душераздирающих историй спасения. У того, что он разыскивает, более отвлеченная ценность — это часть человека, в прямом или переносном смысле, которую он может вернуть семье погибшего со словами: «Мы старались». Он по опыту знает, что когда чья-то жизнь разрушена, даже малейшие осколки могут принести успокоение.

Многие из найденных Дженсеном и его командой вещей отправились в офис Kenyon в Брэкнелле, городке в часе езды от Лондона, где каруселей — не меньше, чем людей. Снаружи и не скажешь, что это здание построено под службу, которая имеет дело с последствиями массовой гибели людей. Фасад здания — совершенно обыкновенный: грубая бетонная коробка, неотличимая от окружающих ее других офисов. Небольшой диско-шар поблескивает сквозь жалюзи одного из офисных окон. Но за фасадом офисного здания скрывается огромный ангароподобный склад, где собранные личные вещи фотографируются, идентифицируются и восстанавливаются.

В идеальном порядке на металлических полках, расположенных по всему складу, лежат инструменты, необходимые для миллиона задач, которые Kenyon выполняет по долгу службы. Один шкаф содержит всю одежду и подобное, что Дженсен должен обработать быстро, каждая вещь в подписанном пакете на застежке. Здесь есть все, что нужно для оказания первой помощи любого типа на месте происшествия, и бронежилеты на случаи, когда Kenyon вызывают в горячие точки. Здесь есть корзина с молитвенными ковриками для мусульманских семей и коробка с медвежатами в футболках с логотипом Kenyon для детей в Центрах семейной помощи. Грузовик с рефрижератором, мобильный морг, расположился в углу, его дверь приоткрыта. У одной стены виднеется гроб, укутанный в лиловую ткань, — Дженсен объясняет, что это «тренажер» для обучения членов команды, но выглядит это все равно зловеще. За письменным столом работает студент, в фотошопе помещая фото найденных личных вещей на белый фон, чтобы семьям было их легче потом опознать. По крыше барабанит дождь, но в остальном здесь царит могильная тишина.

Kenyon лишь недавно въехал в это помещение, выбранное из-за близости к аэропорту Хитроу, но у самой фирмы Kenyon — богатая история. В 1906 году Гарольда и Герберта Кеньонов, сыновей директора английского похоронного бюро, попросили помочь с идентификацией и доставкой домой 28 тел погибших в результате железнодорожной катастрофы, когда поезд сошел с рельс у Солсбери. Кеньоны, как себя и до сих пор называют сотрудники фирмы, принимались за дело сразу же, как только слышали ужасные новости о крупной катастрофе. Тогда они еще не могли опознавать людей по ДНК. Жертвы идентифицировались по отпечаткам пальцев и записям зубной формулы, если они у них были, или по личным вещам, если нет. В то время, как технологии все усложнялись, катастрофы с массовой гибелью людей становились все масштабнее. Путешествия по воздуху становились все быстрее и доступнее, а крушения самолетов уносили больше жизней. Оружие становилось все мощнее. Нужда в специалистах росла и Kenyon превратилась в международную компанию.

Сегодня большинство людей полагают, что это правительства работают с последствиями масштабных несчастий. Часто так и есть: большой опыт, который у Дженсена был еще до того, как он стал работать в Kenyon в 1998 году, он получил в американской Армии по погребальным делам (Army handling mortuary affairs). Но этим занимаются не только военные, дел с головой хватает и для компаний типа Kenyon, не только из-за их высокой компетенции, но и из-за того, что бывает полезно иметь под рукой команду без политической принадлежности. В 2004 году после цунами в Таиланде больше 40 стран потеряли своих туристов, и каждая работала над тем, чтобы вернуть тела погибших их семьям. После цунами тела не так легко опознать, а этническая принадлежность дает слабое представление о национальности: «Встану я в Пхукете и скажу подняться всем шведам. А никто не ответит», — говорит Дженсен. — «Мы все вынуждены работать вместе». Kenyon предоставила экипировку и работала как честный брокер, не давая привилегий ни одной из национальностей перед другой.

Наряду с терроризмом, часто работа Дженсена связана с авиакатастрофами. Многие пассажиры полагают, что в случае крушения самолета, авиакомпания берет на себя множество связанных с этим обязанностей. Чаще всего нет, они этого не делают. Авиакомпании и правительства держат компании вроде Kenyon под рукой, потому что они не могут себе позволить допустить ошибку при такой ответственности. Помимо этических побуждений правильно поступить по отношению к семьям жертв, на кону стоят огромные финансовые потери в случае некачественной работы. Годы судебных разбирательства и волны давящего негатива и претензий со стороны недовольных семей могут стать критическими. Malaysia Airlines, например, еле справилась с масштабной критикой по поводу ее ответственности за трагедии с самолетами MH370 и MH17 (Malaysia Airlines, несколько раз напомнил мне Дженсен, не клиент Kenyon). Авиакомпании могут перепоручить Kenyon все; их услуги включают организацию колл-центров, идентификацию и доставку тел домой, массовые захоронения и восстановление личных вещей погибших.

Кое-что из того, что ожидается от авиакомпании в случае катастрофы, зафиксировано в федеральном законе 20 лет назад. До этого перевозчикам сходило с рук довольно беспорядочное выполнение своих обязанностей. Семьи, которым удалось добиться ужесточения федерального регулирования по этому вопросу, потеряли близких после несчастья с рейсом 427 авиакомпании U.S. Air, когда в 1994 самолет упал рядом с Питтсбургом. Согласно душераздирающим письмам от семей погибших в авиакомпанию, реакция U.S. Air на крушение была мягко говоря неудовлетворительной.

«Когда выяснилось, что личные вещи оказались в мусорных контейнерах, — пишет один из родственников погибшего, — уже этого было достаточно, чтобы вывести из себя любого неравнодушного человека. Кто решает, какие личные вещи важны, а какие отправятся в мусор? Ведь речь идет о человеческих жизнях!! Иногда бирка с багажа — это единственное, что остается у человека!»

Некоторые страны все еще запаздывают с урегулированием таких ситуаций. Мэри Скьяво (Mary Schiavo), авиационный адвокат и бывший главный инспектор Департамента транспорта, рассказала мне, что после одной катастрофы в Венесуэле власти провели небрежный поиск останков, а затем перекопали все, что осталось с помощью экскаватора с ближайшей фермы. «Я не имею в виду, что кто-то недостаточно добр или чуток, потому что, без сомнения, люди, с которыми я все эти годы работала, старались быть и добрыми, и чуткими, обращаясь с останками, — добавила Мэри Скьяво. — Но иногда у них не было достаточно опыта, чтобы уделить нужное внимание деталям, как это сделали бы Национальный совет по безопасности на транспорте или профессиональные группы вроде Kenyon. Точнее, я имею в виду именно группу Kenyon». Kenyon и составляет разницу между идеальным реагированием и десятилетними судебными процессами.

Когда коммерческий рейс терпит крушение, клиент тут же ставит в известность Дженсена. Обычно клиент — это авиакомпания, хотя в некоторых случаях это может быть и компания вроде Rio Tinto или даже страна, где упал самолет. Он собирает всю информацию, какую возможно. Сначала он пытается выяснить, кто за что ответственен. Kenyon — частная компания, поэтому если правительство решает заняться администрированием деятельности по ликвидации последствий, Дженсен уступает место им, оставаясь при этом под рукой для консультаций. За несколько минут телефонного разговора Дженсен узнает достаточно информации по инциденту, чтобы понять, каковы самые насущные потребности авиакомпании. За несколько часов штат Kenyon может распухнуть с 27 штатных сотрудников до 900 независимых подрядчиков, нанятых по контракту, в зависимости от серьезности катастрофы. Члены команды Kenyon не работают в рамках одной отрасли, хотя многие из них имеют опыт работы в правоохранительной области. У всех есть одна общая черта: они очень эмпатичны, хотя и сохранили способность эмоционально дистанцироваться от жертв катастрофы. «Вы не должны вовлекаться», — напоминает им Дженсен. Дженсен предпочитает не поддерживать связи с семьями жертв, считая себя своеобразным активатором их горя.

У каждого сотрудника и члена команды есть свои обязанности, и они их выполняют по мере необходимости. В длинной прихожей здания в Брэкнелле висит график, отображающий порядок действий в ходе критической ситуации. На нем теснится бесчисленное количество кружочков с цветной маркировкой, и каждый обозначает работу, которая должна быть сделана. На самом верху расположен красный шар, представляющий старшего координатора инцидентов — Дженсен.

По всему миру члены команды кризисной коммуникации держат свои телефоны поблизости, готовые ответить на вопросы СМИ. В это время группа связи взаимодействия по отелям едет в отель, расположенный недалеко от места крушения. Семьи жертв со всего мира летят в зону катастрофы, так что отель должен быть достаточно большой, чтобы разместить их всех. Как только семьи и сотрудники Kenyon добрались до места, выбранный отель по почте или факсу получает мануал, посвященный тому, как подбирать комнаты и готовить их для скорбящих гостей. На ближайшие несколько дней отель превращается в Центр помощи семьям, где члены семей жертв будут ждать, горевать вместе и проводить время между брифингами настолько хорошо, насколько это возможно.

Пока его план по организации Центра помощи семьям приводится в исполнение, Дженсен уже на пути к месту происшествия. Как только Дженсен получит представление о состоянии тел, он начнет давать указания насчет морга. Для этого важно не столько количество жертв, сколько состояние тел. Крушение маленького самолета, упавшего в Мозамбике в 2013 году, например, потребовало больше усилий по организации сбора и хранения тел, чем несчастья с большими коммерческими рейсами. Хотя погибло всего 33 пассажира, найдено было 900 фрагментов тел.

Часто Дженсену приходится выступать в качестве связующего звена между семьями, оставшимися в отеле, и специалистами на месте крушения. Все несчастья с большим числом погибших разные, но сотрудники Kenyon редко работают на месте катастрофы в одиночестве — даже в случае с крушением Rio Tinto в Перу правительство потребовало, чтобы два перуанских полицейских присоединилось к команде. Kenyon работают вместе с местными правоохранительными органами, судмедэкспертами, пожарными и военными. Каждый из них работает быстро, чтобы погодные условия не нанесли еще больше вреда незащищённым останкам и личным вещам.

Как только Дженсен узнает больше деталей о катастрофе, он устраивает собрание для семей погибших. Такие брифинги проходят очень тяжело. «Вы не можете отменить произошедшего, так что все, что в ваших силах, — это не ухудшить ситуацию, — говорит Дженсен мрачно. — У вас очень тяжелая задача». Дженсену отчаянно хочется дать семьям хоть маленький проблеск надежды, но вместо этого он должен рассказывать безжалостные факты. Сначала он предупреждает семьи, что им предстоит услышать очень конкретную информацию. Родители выводят детей из комнаты. «Вы должны осознать, что произошел удар на большой скорости, а значит, ваши близкие сейчас выглядят не так, как мы, — говорит он что-то вроде этого. — Это значит, что мы скорее всего найдем несколько тысяч фрагментов человеческих останков». В этот момент начинается удушье. Дженсен выкачал из помещения всю надежду. Теперь его работа заключается в том, чтобы помочь людям пройти трансформацию.

Когда останки и личные вещи собраны с места крушения, кеньоны собирают стоматологические и другие медицинские записи и проводят длинные беседы с семьями, пытаясь выяснить любые подробности, которые могли бы помочь опознать жертв. Каждая семья должна выбрать одного человека, который получит найденные останки и личные вещи. Некоторые споры заканчиваются в суде. Сотрудники Kenyon объясняют, какие процедуры проводят с личными вещами и задают семьям необходимые вопросы: хотят ли те, чтобы найденные вещи были почищены? Хотят ли они получить их из рук в руки или по почте? Дженсен оставляет каждую мелочь на усмотрение членов семей погибших. Они почти не могут повлиять на обстоятельства, в которые попали, и решения в связи с личными вещами возвращает им ощущение какого-то контроля.

Так же семьи могут принять решение не участвовать в процессе. Для некоторых личные вещи не имеют значения. Для кого-то не важны и останки. Но почти все хотят принимать участие. Хэйли Шэнкс (Hailey Shanks) исполнилось всего четыре, когда ее мать, стюардесса, погибла во время крушения борта Alaska 261 в 2000 году. Ее бабушка получила найденные вещи матери — кнопку с формы и колечко из пупка — и ей никогда не пришло бы в голову не забирать их. «Я думаю, мысль о том, чтобы выбросить хоть какую-то память о произошедшем, просто не могла ее посетить», — говорит Шэнкс. Бабушка Шэнкс держит их в маленькой коробочке в своей спальне. Иногда Шэнкс берет их себе, но травма, связанная с ними, слишком мучает ее. Тем не менее, она рада, бабушка хранит их. «Я думаю, она очень переживает, что не могла быть там — не в смысле, что она хотела бы там оказаться — но что ее дочь оказалась в той ситуации. Я думаю, любая память о ней, и о том, что случилось, очень важна сама по себе. Любой кусочек».

На месте крушения Дженсен и его команда удаляют любые опасные вещества, которые могут вызвать дальнейшее повреждение вещей, но предметы попадают в Брэкнелл в разном состоянии. Они мокрые из-за погоды и из-за воды, который тушили огонь, они пахнут авиационным топливом и разложением. Когда контейнер доставлен, члены команды бережно распаковывают каждую коробку и раскладывают предметы на длинных столах в середине комнаты. Предметы изучаются и делятся на две группы: «соотнесенные» — вещи с именами пассажиров на них или вещи, найденные рядом с телом или на нем, и «несоотнесенные» — к которым причисляют все, от часов, найденных в груде обломков, до чемодана, помеченного именем, которого нет в списке пассажиров. Соотнесенные предметы возвращают в первую очередь, а несоотнесенные фотографируют и помещают в интернет-каталог, который могут изучить семьи погибших, в надежде узнать какую-то из вещей.

До того, как каталоги фотографий стало возможным выкладывать в интернете, их делали в бумажном варианте, с шестью или более предметами на каждой странице. Я трачу час на то, чтобы пролистать один из таких каталогов, оставшихся после авиакатастрофы, случившейся с десятилетие назад. Безотносительно цели создания, каталог дает прекрасное представление о стиле и массовой культуре тех времен. Здесь есть музыкальный диск Джессики Симпсон «Irresistible» и подпорченная водой книга Иэна Рэнкина. Некоторые вещи сильно повреждены. Почерневший конструктор «Лего» и несколько страниц очков без стекол и со страшно покорёженными дужками, как с картин Дали. Вот несколько черных коробок с Шефом из «Южного парка» на крышке. Вот страница с обручальными кольцами с гравировкой — Патриция, Мариза, Мариетта, Лаура, Джованни — и маленьким значком в виде самолета. Рядом с каждым предметом — графа, где описано его состояние, и везде есть пометка «поврежден».

Когда семьи жертв катастрофы идентифицируют все, что смогут, из каталога, Дженсен продолжает работать над соотнесением оставшихся вещей с погибшими. Он работает неустанно. Он и его команда используют все возможные улики, включая фото с камер и восстановленные номера сотовых телефонов. Дженсен даже привозит автомобильные ключи дилерам, чтобы попытаться получить идентификационный номер транспортного средства. Обычно дилеры могут сообщить лишь страну, в который была продана машина, но даже это может стать важной уликой. Например, Дженсен узнал, что набор автомобильных ключей, найденный после крушения самолета Germanwing, был от машины, проданной в Испании, что значительно сократило круг жертв, которым они могли принадлежать.

Идентификация личных вещей может быть гораздо более тяжелой, чем идентификация тел. «Когда вы обследуете человеческие останки, вы проводите физический осмотр, — объясняет Дженсен, — Вы разговариваете с семьей и задаете им вопросы, чтобы собрать информацию и идентифицировать личность — это не персонализация. Но когда вы разбираетесь с личными вещами, вы можете узнать о человеке все. Например, что у него в плейлисте? Конечно, ваша цель не узнать, что у них в плейлисте, вы просто изучаете, что есть на компьютере, чтобы попытаться понять, кто это». Тело есть тело, но личные вещи — это жизнь. Невозможно отгородиться от погибшего, когда вы просматриваете его или ее свадебные фотографии, снятые всего несколько недель назад.

Дженсен сталкивался с вещами, которые при других обстоятельствах показались бы ему лично возмутительными. «Вы только подумайте, что весь этот багаж прошел контроль в аэропорту. Представьте все эти разные общества, религии и группы, которые представляют люди, бывшие в самолете. Обо все этом рассказывают их личные жизни. Вы берете вещь и думаете: "О боже. Кому это могло понадобиться? Зачем тебе была нужна эта картинка или эта книга? Зачем ты поддерживал эту организацию?"» Обо всех этих вещах он заботится не меньше, чем о других — «Вовлекаться нельзя».

Каждый этап возвращения вещей — это решение, которое должна принять семья погибшего. Нельзя просто предположить, что родственники захотят получить почищенные вещи. Дженсен рассказывает историю одной женщины, которая потеряла дочь в катастрофе с рейсом Pan Am 103, когда самолет взорвался над Локерби в 1988 году. Сначала, когда женщина получила вещи своей дочери, она была расстроена, что от них исходил запах топлива. Он пропитал весь дом. Но через некоторое время женщина стала ценить его как последнее напоминание о дочери. «Вы никого не должны лишать выбора, потому что вы можете, например, встретить мать, которая скажет: "Я стирала вещи моего сына 15 лет, и я хочу, чтобы тем человеком, кто постирает его рубашку в последний раз, была я, а не вы"».

Многие вещи, которые нашел Дженсен, никогда не будут возвращены. После двух лет или сколько бы ни занял процесс завершения процедуры поиска, потерянные вещи, собранные Дженсеном, будут уничтожены. Но впечатления и опыт, которые он получил, останутся в памяти и будут часто возвращаться к нему и помогать.

Дженсен, например, знает, почему вы не должны надувать спасательный жилет до того, как покинете тонущий самолет: он бывал на местах крушения, где видел ужасную картину с плавающими внутри самолета телами людей, попавшими в ловушку из-за своих жилетов, в то время как остальные выжили. Он знает, что бесполезно провести всю жизнь, боясь умереть во время какой-то катастрофы. Он думает о женщине, чье тело нашел в обломках после теракта в Оклахоме. На одной ноге у нее была туфля на высоком каблуке, а на другой — уличная обувь. Он понял, что эта женщина только пришла в офис и переобувалась. Если бы она опоздала в этот день на пять минут на работу, она осталась бы в живых.

Как и другие, Дженсен задумывается, как он бы себя чувствовал и вел в самом конце. «Я знаю, какие вещи, принадлежащие членам моей семьи, я хотел бы, чтоб мне вернули. Я знаю что, я бы хотел, чтобы получил Брэндон», — кивает он в сторону своего супруга, исполнительного директора Kenyon, Брэндона Джонса. «Обручальное кольцо, браслеты (Джонс и Дженсен носят плетеные браслеты, которые подарили друг другу) — особые вещи. Он, может, захочет их продать», — шутит он.

Джонс на секунду задумывается. «Странно, — говорит он, — Я не боюсь летать. Я не стал смотреть на жизнь иначе, чем делал это до Kenyon. Но я стал по-другому оценивать важность вещей. Например, есть вещи, которые я всегда ношу с собой, они всегда в моей сумке. Сувениры, которые он привез мне с мест, где побывал, и которые всегда при мне. Вещи, которые я, может, и не вижу ежедневно, но уж точно всегда вижу, когда складываю паспорт. И раскладывая свои вещи в самолете, я думаю, что они значили бы что-то для него, что он их сохранил бы, если бы их ему вернули».

Работа научила Дженсена, что страх перед катастрофами не помогает, но он все равно всегда считает двери до выхода перед тем, как войти в номер отеля, а во время путешествия на самолете, ни он, ни Джонс никогда не снимают обувь до того, как выключится знак «пристегните ремни» (большинство катастроф случается во время взлета и посадки, и не хочется оказаться босым на взлетной полосе, если придется срочно выбегать наружу). Я поинтересовался, нет ли у Дженсена какого-нибудь секрета, как сохранять спокойствие, живя в век терроризма, и вот он какой: позвольте себе тревожиться по поводу повседневных забот и не тратьте время на ужасы.

Большинство семей предпочитают получить личные вещи по почте, тогда их заворачивают в белую оберточную бумагу, если они крупные, или раскладывают по маленьким коробочкам. Некоторые семьи хотят, чтобы вещи были им доставлены лично. И вот тогда бывает очень тяжело.

Однажды Дженсену нужно было вернуть личные вещи одного молодого человека, погибшего в авиакатастрофе. Рано утром того дня, когда случилась катастрофа, он позвонил своей матери и сообщил, что садится на самолет. Она узнала все позже в тот же день, когда включила телевизор и увидела, что самолет упал в океан.

Но после этого, вспоминает Дженсен, она все же не была уверена. Не мог ли ее сын доплыть до ближайшего острова? Может быть, береговая охрана проверит? Они, конечно, проверили. Несколько дней спустя после катастрофы почти все пассажиры были идентифицированы по пробам ДНК, но ни один из кусков тканей не принадлежал ее сыну.

Когда личные вещи пассажиров прибило к берегу, рыбаки и шерифы доставили их. Они нашли несколько вещей ее сына, в том числе два пропитанных водой паспорта (в одном была виза) и чемодан, который, по-видимому, принадлежал ему. Компания позвонила его матери и спросила, хочет ли она, чтобы вещи были доставлены или отосланы почтой. Она попросила, чтобы их кто-то привез, и Дженсен вызвался сделать это.

Дженсен помнит, как приехал в дом этой женщины и увидел, что грузовик ее сына все еще стоит у дома. Его комнату не трогали с того момента, как он отправился в свое путешествие. Женщина оставила работу и жила в анабиозе. «Она не справлялась, — вспоминает Дженсен. — Не было доказательств. Не было тела». Дженсен и один из его сотрудников расчистили стол и застелили его белой тканью. Они попросили мать выйти и начали раскладывать вещи ее сына. Прикрыли их, чтобы вид всех вещей разом чересчур не поразил ее. Попросили ее войти.

Они показали матери два паспорта. Та уронила голову на руки и раскачивалась взад и вперед. Следующий предмет изумил Дженсена. Открыв чемодан, они обнаружили набор оранжевых бигуди, вроде тех, что мать Дженсена использовала в 70-х. У молодого человека были короткие волосы — это было очень странно. Дженсен предположил, что рыбак нашел чемодан наполовину открытым и положил в него вещь другого пассажира. «Пожалуйста, не обижайтесь», — сказал он, достав бигуди.

Женщина посмотрела на бигуди. Она сказала, что они принадлежали ее сыну. Он взял попользоваться чемодан ее матери, в котором та хранила свои бигуди. Он знал, как они много значат для его бабушки, рассказала женщина Дженсену. Он не стал никуда их девать, а просто оставил на своем месте. Дженсен помнит, как она посмотрела на него после этого: «Так значит, Роберт, ты хочешь мне сказать, что мой сын не вернется домой».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В результате авиационной катастрофы на тело пострадавшего нередко оказывает повреждающее действие одновременно или в быстрой последовательности следующие несколько факторов, причем действие одного фактора часто перекрывается другим:
1) динамические и ударные перегрузки;
2) встречный поток воздуха;
3) взрывная декомпрессия;
4) атмосферное электричество;
5) термическое воздействие;
6) токсические продукты горения и пиролиза;
7) тупые предметы, расположенные внутри самолета;
8) взрывная волна;
9) наружные части самолёта;
10) работающие двигатели;
11) высотная декомпрессия;
12) тряска, вибрация.

При столкновении самолёта с препятствием, могут вызывать перегрузки, достигающие очень больших величин порядка десятков и даже сотен единиц g. Тело при этом отрывается от спинки кресла и удерживается привязными ремнями. В зависимости от величины перегрузки, последствия для пострадавших могут носить различный характер - от функциональных нарушений дыхания и кровообращения, связанных с относительным перемещением внутренних органов груди и живота, и потери сознания - до механических повреждений привязными ремнями в виде ссадин, кровоподтеков, иногда разрывов кожи и мягких тканей, травмы позвоночника, а при столкновении самолёта на большой скорости с препятствием или землей - в виде грубых повреждений всех тканей на уровне привязных ремней вплоть до отрыва верхней части туловища. В последнем случае, как правило, происходит последующее значительное разрушение головы и туловища в результате удара этими частями тела о расположенные впереди предметы.

Радиальные ускорения и соответствующие им перегрузки возникают при попытках выйти из пикирования в аварийных ситуациях. В этих случаях происходит значительное смещение мягких тканей, внутренних органов и особенно крови в крупных сосудах, сопровождающееся резким нарушением дыхания, кровообращения, функций центральной нервной системы, расстройством зрения, потерей сознания, а также травматическими повреждениями тканей и жизненно-важных органов.

При направлении перегрузки в направлении голова-ноги значительная часть циркулирующей крови (до 1/4 всей массы) перемещается в сосуды брюшной полости и конечностей вследствие чего нарушается работа сердца, развивается анемия головного мозга с потерей сознания. Исход в такой ситуации будет зависеть от длительности бессознательного состояния и высоты полёта, на которой произошла потеря сознания. В результате смещения и деформации внутренних органов и тканей брюшной полости и резкого переполнения их кровью могут наблюдаться множественные кровоизлияния в брыжейку кишечника, под капсулу и в связки внутренних органов, рыхлую жировую клетчатку.

Перегрузки, направленные от ног к голове, человек переносит гораздо тяжелее. Уже при ускорении порядка 4-5 g происходит сильный прилив крови к голове, сопровождающийся покраснением и отечностью лица, носовым кровотечением, множественными мелкими кровоизлияниями в кожу лица, конъюктиву глаз, оболочки и вещество головного мозга. Резкое повышение внутричерепного давления приводит к быстрой потере сознания и смерти. При этом могут наблюдаться переломы верхних и нижних конечностей, компрессионный перелом позвоночника, переломы основания и свода черепа, травмы мягких конечностей.

Встречный поток воздуха при больших скоростях полёта (800-1000 км/ч и более) обладает свойствами твердого тела, так как сила давления воздушного потока в этих условиях превышает вес человека в 50-70 раз. Встречный поток воздуха может сорвать предметы обихода и одежды. При срыве кислородной маски происходит резкая деформация мягких тканей лица с обширным кровоизлиянием и отслойкой их от подлежащих костей, разрывом углов рта, повреждением глазных яблок. Струя воздуха, проникшая под большим давлением в верхние дыхательные пути и пищевод, может привести к баротравме лёгких и желудка; рефлекторное нарушение дыхания и прекращение подачи кислорода вызывает острое кислородное голодание. В результате срыва рук с подлокотников и ног с подножек происходит
разбрасывание конечностей, сопровождающееся вывихами, растяжением суставных связок, надрывами мышц, кровоизлияниями.

Взрывная декомпрессия наблюдается в полёте на высоте свыше 8-9 тыс.метров в результате аварийной разгерметизации кабины. Как следствие резкого перепада давления у человека может возникнуть баротравма легких и слухового аппарата, а также газовая эмболия. Баротравма слухового аппарата сопровождается разрывом барабанной перепонки, повреждением слуховых косточек, кровоизлиянием в ткани среднего и внутреннего уха и барабанную полость.

При баротравме легких отмечается жидкая кровь в дыхательных путях, острое вздутие легких, множественные очаговые кровоизлияния и разрывы легочной ткани. Наряду с крупноочаговым характером изменений в легочной ткани по ходу разветвлений бронхов наблюдаются также мелкие разрывы и кровоизлияния.

Тупые предметы расположенные внутри самолёта являются основным повреждающим фактором при падении и ударе самолёта о землю. При этом происходит деформация и разрушение его конструкции, а также взаимное смещение находящихся в самолёте людей и окружающих их предметов. Возникающие ударные перегрузки в зависимости от скорости и угла падения самолёта могут превышать в сотни и даже тысячи раз силы воздействия на пострадавших, наблюдаемые при авариях наземного транспорта.

Результатом ударных перегрузок огромной силы может быть грубое разрушение тела с отрывом отдельных частей его (головы, конечностей, тазовой области) с обширными разрывами и размозжением кожи и мягких тканей, раздроблением костей, вскрытием полостей тела и размозжением, отрывом, перемещением внутренних органов или выбросом их наружу.

Взрывная волна является самым мощным повреждающим фактором, возникающим в результате взрыва горючего в топливных баках или теракта. Чаще всего первый взрыв происходит в момент удара самолёта о землю, иногда в воздухе после касания земли. При падении реактивного самолёта на землю в режиме пикирования с последующим взрывом воронка может достигать глубины нескольких метров. Мощная взрывная волна вызывает полное разрушение конструкций самолёта и тел. При этом останки обнаруживаются как в самой воронке, так и вне её, разбросанными на площади радиусом до 300-500 м. При взрыве в воздухе после касания земли, останки людей, находившихся в самолёте, оказываются разбросанными на расстоянии до 3 км по направлению полёта и до 1,5 км в стороны от места взрыва.

При полном разрушении тела в результате взрыва обычно обнаруживают отдельные небольшие лоскуты кожи без осаднения краев их, ушные раковины с частью височной кости, куски внутренних органов, костные отломки с обрывками мягких тканей, иногда кисти, стопы или их части. При теракте обширные повреждения с отрывами частей тела, множественными сквозными и слепыми осколочными ранениями получают лица, находящиеся непосредственно вблизи места взрыва, остальные чаще всего погибают в результате механических повреждений при последующем падении самолёта и ударе его о землю.

В результате действия пламени может произойти воспламенение одежды, ожоги тела, а также посмертное обгорание трупов, достигающее крайних степеней с обугливанием мягких тканей и костей вплоть до их испепеления. Иногда пожару предшествует взрыв, в этих случаях термическому воздействию подвергаются уже останки трупов.



 
Статьи по теме:
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой
Мастер-класс для педагогов на тему «Создание электронных тестов» методическая разработка по технологии на тему
1C:Электронное обучение 1С:Электронное обучение. Экзаменатор Разработка электронных тестов Позволяет разрабатывать собственные электронные тесты и импортировать тесты других разработчиков. Также могут быть импортированы и другие учебные материалы: файлы,
Старец Павел (Груздев) Старец архимандрит павел груздев
Архимандрит Павел (в миру Павел Александрович Груздев) родился 10 января 1910 года в деревне Барок Мологского уезда Ярославской губернии.Когда его отца Александра Александровича Груздева призвали во время войны 1914 года в армию, маленького шестилетнего П