Краткие высказывания об учителях. Мудрые мысли о педагогах

Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Библиотека высказываний великих мыслителей, философов и педагогов о профессии учителя огромна, вот лишь небольшая подборка.

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.» (Конфуций)

«Учитель и ученик растут вместе.» (Конфуций)

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством.» (Конфуций)

«Самое трудное в учении - научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона - так высоко древние чтили учителя.» (Конфуций)

«Уча других, мы учимся сами.» (Л. Сенека)

«Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель - одобрения учеников.» (М. Квинтилиан)

«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь.» (М. Квинтилиан)

«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику.» (З. Роттердамский)

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.» (М. Монтень)

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.» (Н. А. Коменский)

«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает.» (Н. А. Коменский)

«Тот, кто мало знает, малому может и учить.» (Н. А. Коменский)

«Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость.» (Ж.-Ж. Руссо)

«Воспитание и только воспитание - цель школы.» (И. Песталоцци)

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.» (А. Дистервег)

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.» (А Дистервег)

«Хорошие учителя создают хороших учеников.» (М. Остроградский)

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.» (В. Даль)

«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка.» (В. Одоевский)

«В воспитании нет ничего ничтожного.» (Н. Пирогов)

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели.» (Н. Пирогов)

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.» (К. Ушинский)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.» (К. Ушинский)

«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.» (К. Ушинский)

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.» (Л. Толстой)

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.» (Л. Толстой)

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.» (Л. Толстой)

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.» (Д. Менделеев)

«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.» (Г. Адамс)

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.» (В. Ключевский)

«Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами.» (Э. Хаббард)

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!» (А. Чехов)

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.» (У. Черчилль)

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей.» (Я. Корчак)

«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность.» (П. Блонский)

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.» (Р. Олдингтон)

«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики.» (Д. Лихачёв)

«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно - потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его.» (С. Соловейчик)

«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни.» (С. Соловейчик)

«Воспитание - это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика - наука о свободном искусстве воспитания свободного человека.» (С. Соловейчик)

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах.» (Ш. Амонашвили)

Работа учителя - одна из тех профессий, с которой особенно близко знакомится ребенок, и поэтому неудивительно, что она занимает большое место в его играх, а затем нередко становится предметом мечтаний юного человека. Но не всякий школьник, даже старшего возраста, восхищающийся педагогическим мастерством, хорошо понимает, какими качествами должен обладать человек, желающий посвятить себя великому делу обучения и воспитания подрастающего поколения.

Большое значение для успеха педагогической работы имеет правильное отношение к детям. Тот, кто не питает к детям живого интереса, раздражается от их малейших проступков- едва ли сможет стать хорошим педагогом. Лучшие педагоги всегда получают огромнее удовлетворение от работы с детьми. А дети, в свою очередь, хорошо чувствуют, приходит ли к ним в класс служащий, выполняющий свои обязанности, или же с ними занимается друг, энтузиаст своего дела, которым он увлечен, в которое вкладывает всю свою душу.

Из любви к детям рождается любовь к педагогическому труду. А эта любовь дает мастерство в работе. Для каждого ясно: учить можно только тому, что сам хорошо знаешь и к изучению чего питаешь большой интерес. Преподаваемый предмет должен быть любимой наукой учителя. Однако из этого вовсе не следует, что учитель ограничивает круг своих знаний и интересов узкими рамками одного своего предмета. Детский ум пытлив и любознателен. Сплошь и рядом дети задают учителю вопросы, далекие от его специальности. И нужно быть всегда готовым удовлетворить запросы детей. Поэтому учитель должен постоянно приобретать новые и новые сведения об окружающем мире, и не только по тому предмету, который преподает.

В плане определения профессиональных качеств учителя, особенностей педагогического труда интересны цитаты великих людей про учителей, педагогов . Они знакомят нас с тонкостями профессии, заставляют уважать профессию учителя, раскрывают ее сущность, передают личный опыт автора.

С цитатами про учителей полезно будет познакомиться будущим педагогам или школьникам, которые еще находятся на пороге выбора профессии.

Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других. Роза Люксембург

Воспитание - это учебный процесс, в начале которого ребёнка учат говорить, а в конце - молчать. Леонард Луис Левинсон

Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей. Жорж Сименон

Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. Пауло Коэльо

Оттого, что мы будем сидеть в классах, рыться в энциклопедиях и в учебниках истории, мы не станем мудрее. О. Генри

Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого. (Э.Хемингуэй)

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. (Л. Толстой)

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. Горький М.

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Хаббард Элберт Грин.

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (У. Черчилль)

В любой науке, в любом искусстве лучший учитель - опыт. Мигель де Сервантес

Опыт - лучший учитель. Его уроки мы хорошо запоминаем. Джеймс Фенимор Купер

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Адольф Дистервег

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Адольф Дистервег

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу. Ричард Олдингтон

Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Уолдо Эмерсон

Опыт всему учитель. Гай Юлий Цезарь

Время - великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников. Гектор Берлиоз

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. Луций Анней Сенека (младший)

От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется. Мария фон Эбнер-Эшенбах

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Толстой Л. Н.

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Иоганн Вольфганг Гёте

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. Белинский В. Г.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. Мишель де Монтень

Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Эмерсон

Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения. Адольф Дистервег

Учителя слишком много трудятся и слишком мало получают. В самом деле, это непростое и утомительное занятие снижать до самого дна уровень человеческих способностей. Джордж Б. Леонард

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. Василий Осипович Ключевский

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Дмитрий Менделеев

Существует только два типа учителей: те, кто учит слишком многому, и те, кто не учит вообще. Сэмюэл Батлер

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. Леонардо да Винчи

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Хаббард Э.

Свойство учителя - не колебаться в том, что сам он говорит. Иоанн Златоуст

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. Марк Порций Катон Старший

Повторять слова учителя - не значит быть его продолжателем. Дмитрий Писарев

Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер

Что переварили учителя, тем питаются ученики. Карл Краус

Педагог — человек, который лучше знает как воспитывать чужих детей, чем своих. Жюльен де Фалкенаре

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. Адольф Дистервег

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Уинстон Черчилль

Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя. Сухомлинский В. А.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Адольф Дистервег

Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, - даже к самому себе. Фридрих Ницше

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Осипович Ключевский

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. Толстой Л. Н.

Будь любезен с учителями. Даже если они не заслуживают твоего уважения, они заслуживают твоей жалости. Эшли Брильянт

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. Тадеуш Котарбиньский

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Антон Семенович Макаренко

Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать. Антон Семенович Макаренко

Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. Владислав Катажиньский

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь. Аристотель

Учительство - неутраченное искусство, но уважение к учительству - утраченная традиция. Жак Мартен Барзэн

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. Боэций Дакийский

Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. Шарлотта Бронте

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. Вудро Вильсон

Плох тот ученик, который не превосходит учителя. Леонардо да Винчи

Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Иоганн Вольфганг Гете

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. Н. В. Гоголь

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В. И. Даль

Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека. Педагог - это инженер человеческих душ. М. И. Калинин

Воспитание ребенка - это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений - тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей- Януш Корчак

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. Томас Фуллер

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело Антон Павлович Чехов

Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. Артур Шнабель

Тот, кто не помнит совершенно собственного детства, - плохой воспитатель. Мария фон Эбнер-Эшенбах

Людьми не рождаются, а воспитываются. Эразм Роттердамский

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. - Р. Эмерсон

Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. Жубер

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. - В. Ключевский

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. - В. Даль

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. - М. Монтень

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. - Константин Кушнер

Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками. - Константин Кушнер

Хорошие учителя создают хороших учеников. - Остроградский М. В.

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. - Хаббард Э.

Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. - Дистервег А.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. - А. Дистервег

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. - Л. Толстой

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. - А. Дистервег

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. - А. Дистервег

Воспитатель сам должен быть воспитан. - К. Маркс

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. - Конфуций

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. - Л. Толстой

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. - И. Гете

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. - В. Вильсон

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. - В. Ключевский

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. - У. Черчилль

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. - М. Монтень

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. - Катон

1. Кормление с ложечки в далёкой перспективе может научить нас только тому, какая форма у самой ложки. Е. М. Фостер

2. Секрет настоящего обучения в том, чтобы подумать о том, что ты выучил сегодня утром так, будто ты знал это всю жизнь. Автор неизвестен

3. Мы можем научить, исходя из нашего опыта, но мы не можем передать сам опыт. Саша Азеведо

4. Учитель - это тот, кто с течением времени делает себя ненужным. Томас Каррутерс

5. Мне нравятся учителя, которые кроме домашнего задания дают нам домой что-то ещё, о чем можно подумать. Лили Томлин

6. Преподавание - это возможность обучиться чему-то дважды. Джозеф Юбер

7. Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний. Альберт Эйнштейн

8. Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние. Генри Адамс

9. По-настоящему мудрый учитель не приглашает вас посетить его собственный дом мудрости, но ведёт вас к порогу вашего собственного разума. Халиль Джебран

10. Искусство обучения - это искусство помощи открытиям. Марк Ван Дорен

11. Я не учитель. Я - тот, кто пробуждает вас. Роберт Фрост

12. Не пытайтесь вылечить ваших студентов, вылечите сначала себя. Хороший учитель сделает плохого студента хорошим, а хорошего студента великолепным. Марва Коллинз

13. Когда наши студенты проваливаются, мы, как их учителя, тоже проваливаемся. Марва Коллинз

14. Когда преподаешь, нужно знать три вещи: свой предмет, кому ты его преподаешь и то, как преподать свой материал элегантно. Лола Мей

15. Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет. Уилльям Артут Ворд

16. Средний учитель разъясняет сложные вещи, одарённый учитель раскрывает красоту простых вещей. Роберт Браульт

17. Хороший учитель - как свеча. Он растворяет себя для того, чтобы дать другим свет. Автор неизвестен

18. Не злись на других, что не можешь заставить их быть такими, как тебе угодно. Злись на себя за то, что не можешь стать таким, каким хочешь быть. Томас А. Кемпис

19. Настоящая цель каждого учителя не в том, чтобы внушить своё мнение другим, а в том, чтобы разжечь умы других. Ф. В. Робертсон

20. Ум - это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь. Плутарх

21. Знать, как делать предположения, - это великое искусство учителя. Генри Фредерик Амиель

22. Вы можете заплатить людям, чтобы они учили. Но вы не можете заплатить им, чтобы они беспокоились о результате. Марва Коллинс

23. Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам. Ричард Генри Данн

24. Никто не сможет научить краба идти по прямой. Аристофан

25. Я никогда не учу своих учеников. Я только предоставляю условия, в которых они смогут учиться. Альберт Эйнштейн

26. Идеальные учителя - это люди-мосты, которые предлагают своим студентам перейти на другой берег. В тот момент, когда они решаются, мосты разрушаются и учителя вдохновляют студентов строить свои мосты. Никос Казандзакис

27. Иногда один человек может вдохновить множество других. Эндрю Джексон

28. Поток мыслей - это истории, истории о разных событиях, истории о людях и истории о достижениях. Самые лучшие учителя - это самые лучшие рассказчики историй. Мы учимся, слушая истории. Фрэнк Смит

29. Хороший учитель даёт больше вопросов, чем ответов. Джозеф Альберс

30. Время - это великий учитель. Как жаль, что он убивает всех своих учеников. Луис Гектор Берлиоз

31. Учителя, которые умеют вдохновлять, знают, что обучение похоже на ухаживание за садом. И те, кто не знает, что делать с колючками, никогда не должны заниматься цветами. Автор неизвестен.

32. Эй, великие учителя: слушайте, что вы говорите! Гёте

33. Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. Анатолий Васильевич Луначарский

34. Преподавание должно быть наполнено идеями, а не напичкано фактами. Автор неизвестен

35. Прежде чем учить других, человек должен понять своё жизненное направление. Будда

36. Обращайтесь с людьми так, как будто они уже идеальны, и тогда вы поможете им стать теми, кем они могут стать. Гёте

37. Лучшие учителя учат с помощью своего сердца, а не с помощью книги. Автор неизвестен

38. Учитель, который преподает, не вдохновляя студентов на обучение, пытается ковать холодное железо. Гораций Манн

39. Дайте мне рыбу, и я смогу насытиться на день. Научите меня ловить рыбу, и я буду сыт всю свою жизнь. Китайская пословица

40. Учителя, которые "выгорают", - это не те, кто постоянно учатся, что тоже может быть изматывающим. Те, кто "выгорают", - это учителя, которые пытаются держать своих студентов и происходящее в классе под своим постоянным контролем. Фрэнк Смит

41. Будь тем, кто открывает двери для тех, кто идет за тобой. Ральф Вальдо Эмерсон

42. Настоящий учитель научит своих учеников не поддаваться чужому влиянию, в том числе своему. Эймос Бронсон Элкотт

43. И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Л.Н. Толстой

44. Учителя должны вести вперед, не заставляя, и участвовать, не подавляя. С. Б. Неблетте

45. На каждого, кто хочет преподавать, приходится около 30 людей, которые больше ничему не хотят учиться. В. С. Стеллар

46. Самое важное знание для каждого учителя, чтобы делать свою работу хорошо, - это знание о том, как его ученики переживают процесс обучения, и о том, как они воспринимают действия своего учителя. Стивен Брукфилд

47. Вы не можете управлять ветром, но вы можете натянуть паруса. Автор неизвестен

48. Чтобы воспитывать другого, мы должны в первую очередь воспитать себя. Николай Васильевич Гоголь

49. Всё должно быть настолько просто, насколько это возможно. Но не проще. Альберт Эйнштейн

50. Учитель работает над самой ответственной задачей, - он формирует человека. Педагог - это инженер человеческих душ. М.И. Калинин

В 1994 году случилось событие, которое задело и российских учителей: ЮНЕСКО ввела празднование Международного дня учителя 5 октября. Россия немедленно присоединила празднование «своего» Дня к этой дате, поэтому с 1994 года День учителя в России отмечается 5 октября.
Раз День учителя стал всемирным праздником, то прислушаемся, что думают об этой профессии во всем мире. Конечно, это будут полушутливые высказывания, тем не менее, ставшие афоризмами:


Norman Rockwell.

Знаменитый оратор Сократ говорил, что нет более сложного дела на земле, чем воспитать настоящего человека.
Его преданный ученик – Платон – замечал, что воспитание личности начинается с самого рождения человека и заканчивается только после его смерти.
Самый известный ученик Платона – мудрец Аристотель (который был наставником грозного Александра Македонского) – говорил, что сначала необходимо давать детям знания, а потом уже развивать в них необходимые навыки. Также Аристотель просил своих учеников запомнить, что в деле воспитания важно помнить три вещи: способности или дарования, знания и постоянные упражнения.



Henri Jules Jean Geoffroy (1853-1924)

Не менее известны афоризмы об учителях, принадлежащих перу римских мыслителей. Например, Катон любил повторять, что истинным учителем может называться лишь тот человек, чьи дела и слова совпадают, а Сенека – известнейший мудрец эпохи заката римской империи – добавлял, что призвание учителя очень трудное, поэтому если тебя хотят наказать боги, они сделают тебя учителем.


Нelen Аllingham

Обращали внимание на дело воспитания и образования и восточные мудрецы.
Восточные афоризмы об учителях полные тонкого юмора и умелого наставничества. Например, основатель буддизма – принц Гаутама, ставший Просвещенным Буддой, говорил, что учитель обязан отдать своим ученикам все свои знания, не оставив себе ничего.


Ефим Чепцов Переподготовка учителей (1925).

Китайский мудрец – великий Конфуций, имя которого до сих пор священно для любого представителя этой нации, полагал, что призвание учителя – это высшее призвание на Земле.
При этом он отмечал, что не поддаются учению лишь глупцы или чрезмерно обремененные знаниями люди.
Существуют восточные афоризмы об учителях, которые рассматривают их труд как тяжелый долг. Так, известна персидская пословица, звучащая примерно следующим образом: «Если бы Бог прислушался ко всем молитвам детей, на земле бы все учителя погибли», при этом в том же персидском фольклоре существует еще одна пословица, согласно которого строгий учитель лучше доброго отца.


Thomas Brooks - The New Pupil, 1854, oil on canvas

Афоризмы об учебе и учителях принадлежали перу наиболее знаменитых мыслителей и педагогов. Как полагал Мишель Монтень, учителям требуется много ума, чтобы учить детей, даже больше того, чтобы им было нужно, если бы они учились сами. Томас Фуллер, обращаясь к педагогам, пафосно восклицал: «Владея знаниями, не скупитесь на то, чтобы от вашего факела дети зажигали свои свечи!»
Прославился своими высказываниями, обращенными к педагогам, и Жан-Жак Руссо. В частности, он призывал педагогов не вдалбливать в головы детей определенные знания, а стремиться к тому, чтобы эти знания дети получили самостоятельно.


Francesco Bergamini A Present for Teacher

Об этом же писал Иммануил Кант, который, обращаясь к педагогам, призывал их: «Учите своих детей не заучивать мысли, а мыслить».
Похожее высказывание принадлежит и знаменитому педагогу Адольфу Дистервегу, который писал, что плохой учитель может научить только запоминать истину, а хороший помогает детям найти ее самим. Тот же Дистервег не без иронии замечал, что истинным учителем нельзя стать, освоив определенное количество наук, им можно только родиться.


Richard Redgrave, 1844.

Среди европейских афоризмов новейшего времени о педагогах особенно ярко можно выделить следующие:
Как отмечает Сэмюэл Батлер, есть два типа среди учителей: первые учат очень многому, а вторые – вообще ничему не учат.
Генри Адамс говорит о том, что каждый учитель в своем труде прикасается к вечности.
Ричард Олдингтон полагает, главная задача учителя – показать своему ученику верный путь в жизни и в мире людей.

По словам Карла Крауса, ученики питаются тем, что переварили для них учителя.
Современный писатель Пауло Коэльо отмечает, что роль учителя в мире огромна. Только тот, кто выдержал испытания на духовном пути, обрел терпение и мужество принимать все события в своей жизни без осуждения, может обрести как дар от небес настоящего учителя.

Русские афоризмы о школе и учителях разнообразны.
Все мы знаем слова А.С. Пушкина, замечавшего, что «мы все учились понемногу… чему-нибудь и как-нибудь….».
Среди русских философов и писателей такими афористичными высказываниями о педагогике прославился Лев Толстой.

В частности Толстой писал, что педагогом может быть только человек, обладающий определенными чертами характера и призванием к этой области труда.
Также Толстой с помощью афоризма выводит формулу настоящего учителя, он говорит, что такой учитель любит своих детей как родитель, и так же он любит свое дело.
При этом философ замечает, что учителю может быть и легко учить своих воспитанников, однако им, как правило, всегда тяжело дается эта учеба.


Раздрогин Игорь Александрович «Сельская учительница» 1957

Характерным для русской педагогической мысли является обращение к значению личности педагога в деле воспитания. На это указывает Дмитрий Писарев, замечая, что все в воспитании детей зависит от личности самого воспитателя.
Ему вторит Василий Ключевский, замечающий, что чтобы стать хорошим преподавателем, важно любить своих учеников и любить свою науку.


Николай Богданов-Бельский

Теперь можно подвести итоги вышесказанному об учителях:


Albert Anker(* 1831 * 1910)

Известны слова Р. Эмерсона о том, что учитель – это человек, умеющий превращать трудные вещи в легкие.
Константин Кушнер иронично и красиво замечает, что педагогическая нагрузка, которая лежит на учителе, так тяжела, что может сравниться только с космической перегрузкой.

В. Вильсон полагает, что прежде, чем воспитывать, учитель должен помнить о том, что в каждую истину, которую он раскрывает перед детьми, он должен верить сам.

Есть высказывание, которое приписывают Отто фон Бисмарку о том, что выигрывают все войны не генералы и не их армии, а учителя.

И, наконец, У. Черчилль когда-то позволил себе заметить, что у школьного учителя всегда больше власти, чем у премьер-министра. Это парадоксальное и красивое высказывание понравилось его избирателям и стало афоризмом.

Афоризмы о педагогах предлагаются самые разные. Юмористичные, реалистичные, риторичные – но самое главное в этих высказываниях – это понимание той величайшей роли, которая принадлежит учителю в мире людей.


Morgan Weistling



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой