Корнет история. Корнет (музыкальный инструмент). Положение и современность

Корнет или цинк считают незаслуженно забытым героем музыкального искусства. На протяжении двух столетий – XVI-XVII он был одним из самых популярных инструментов в Европе, ведь без него не обходился ни один городской праздник. Считалось, что он более всего похож на человеческий голос, поэтому его звучание вызывало особые чувства у слушателей.

Удивительно, но сегодня корнет относят к группе медных духовых инструментов, хотя изготавливался он из дерева – платанового, груши, либо сливы. По звучанию он напоминает трубу, но его голос немного слабее и мягче. Облик корнета запечатлен на барельефе Линкольнского кафедрального собора: это коническая трубка с семью отверстиями. По форме этот инструмент мог различаться: его изготавливали прямой и искривленной формы. Изогнутые корнеты считались эксклюзивными, их покрывали кожей или вовсе изготавливали из слоновой кости.

Считается, что одной из главных причин забвения этого музыкального инструмента стала эпидемия болезней, прокатившаяся по Европе в XVII веке, которая получила название «Великая чума». Стремительная и беспощадная, она не оставила в живых самых талантливых виртуозов корнета. Вместе с ними ушла и былая слава их инструмента.

Корнет (корнет-а-пистон) – это медный духовой инструмент. Он очень эффектно смотрится и выгодно поблескивает своими медными боками на фоне других инструментов в оркестре. В наши дни его слава, к сожалению, осталась в прошлом.

Корнет является прямым потомком почтового рожка. Что интересно, рожок был сделан из дерева, но относили его всегда к медным духовым инструментам. Рожок имеет очень богатую историю, в него дули иудейские жрецы, чтоб пали стены Иерихона, в Средние века под звуки рожков рыцари совершали свои подвиги.

Следует различать современный инструмент корнет-а-пистон, который сделан из меди, и его предшественника - деревянный корнет (цинк). Цинк - это немецкое название корнета. Сейчас мало кто знает, но с пятнадцатого до середины семнадцатого веков корнет был очень распространен среди музыкальных инструментов в Европе. А ведь без корнета нельзя исполнить большой пласт музыкальных произведений семнадцатого - восемнадцатого веков. Городские праздники в эпоху Ренессанса были немыслимы без корнетов. А в конце шестнадцатого века корнет (цинк) в Италии стал мастерски солирующим музыкальным инструментом.

До нас дошли имена двух известных виртуозов игры на цинке того времени Джованни Боссано и Клаудио Монтеверди. Распространение скрипки и набирающая обороты популярность скрипичной игры в семнадцатом столетии заставляет корнет постепенно утратить свои позиции сольного инструмента. Дольше всего его главенствующее положение сохранялось на севере Европы, где последние сольные композиции для него были датированы второй половиной восемнадцатого века. К началу девятнадцатого века корнет (цинк) совсем потерял свою актуальность. Сейчас он используется при исполнении старинной народной музыки.


Корнет-а- пистон появился в Париже в 1830 году. Его отцом-изобретателем считают Сигизмунда Штельцеля. Этот новый инструмент был оснащен двумя вентилями. В 1869 году началось массовое обучение игре на корнете, заработали курсы в консерватории Парижа. У истоков стоял первый профессор очень известный корнетист, виртуоз своего дела Жан Батист Арбан. К концу девятнадцатого века корнет-а-пистон был на пике своей популярности, на этой волне он и появился в Российской империи.

Николай Павлович был первым российским царем, который играл на нескольких видах духовых инструментов. Он владел флейтой, валторной, корнетом и корнет-а-пистоном, но сам Николай I в шутку называл все свои инструменты просто «труба». Современники не раз упоминали о его выдающихся музыкальных способностях. Он даже немного сочинял, в основном военные марши. Демонстрировал свои музыкальные достижения Николай Павлович на камерных концертах, как было принято в то время. Концерты проводились в Зимнем дворце, и на них, как правило, лишних людей не было.

У царя не было времени и физической возможности регулярно уделять время занятиям музыкой, поэтому он обязал А.Ф. Львова, автора гимна «Боже, царя храни», приходить накануне выступления для репетиции. Специально для царя Николая Павловича А.Ф. Львов составил партию на корнет-а-пистоне. В художественной литературе тоже часто встречается упоминание о корнет-а-пистоне: А. Толстой «хмурое утро», А. Чехов «Остров Сахалин», М. Горький «Зрители».

Все дело было в его превосходстве над другими медными в исполнении музыки, требующей большей беглости. Корнет обладает большой технической подвижностью и ярким, выразительным звучанием. Такому инструменту в первую очередь дают «нарисовать» перед слушателями мелодию произведения, композиторы доверяли корнету сольные партии.

Труба была почетной гостьей при дворе монархов и на войнах. Корнет же ведет свое прошлое от рожков охотников и почтальонов, которыми они подавали сигналы. Существует мнение ценителей и профессионалов, что корнет - это не виртуозно звучащая труба, а маленькая нежная валторна.

Существует еще один инструмент, о котором хочется рассказать - это эхо – корнет. Он завоевал популярность в Англии во времена правления королевы Виктории, а также в Америке. Его необычность в наличии не одного, а двух раструбов. Корнетист, переключаясь в процессе игры на другой раструб, создавал иллюзию приглушенного звука. В этом ему помогал второй вентиль. Эта опция удобна для создания эффекта эхо. Инструмент приобрел широкую популярность, для эхо -корнета создавались произведения, где раскрывалась вся красота его звучания. Эта старинная музыка исполняется корнетистами за границей на таком раритетном инструменте и сейчас (например, «Альпийское эхо»). Изготавливались эти эхо – корнеты в ограниченном количестве, главным поставщиком была фирма «Booseys & Hawkes». Сейчас есть подобные инструменты индийского производства, но сделаны они не добротно, поэтому при выборе эхо – корнета опытные исполнители предпочитают старые экземпляры.

Корнет напоминает трубу, но его трубка короче и шире и снабжена пистонами, а не вентилями. Корпус корнета - труба в виде конуса с широким углублением. На основании трубы и расположен мундштук, воспроизводящий звучание. У корнет-а-пистона поршневой механизм состоит из кнопок-клавиш. Клавиши находятся на одной высоте с мундштуком, вверху конструкции. Этот музыкальный инструмент очень похож на трубу, но различия есть.

Несомненным преимуществом корнет-а-пистона является его величина – чуть больше полуметра. Такая небольшая его длина очень удобна в эксплуатации.

В общепринятой классификации корнет-а-пистон относят к классу аэрофонов, это значит, что звуки в нем извлекаются вибрирующими воздушными массами. Музыкант выдувает воздух, и тот, накапливаясь посреди корпуса, начинает колебательные движения. Здесь и зарождается уникальный звук корнета. При этом диапазон тональности у этого небольшого духового инструмента широкий и богатый. Он может брать до трех октав, что позволяет ему играть не только стандартные программы, которые являются классикой, но и обогащать мелодии с помощью импровизации. Корнет является среднетональным инструментом. Звук трубы раньше был тяжелым и негибким, у корнета же ствол трубы обладал большим количеством витков и звучал мягче.

Бархатность тембра у корнет-а-пистона слышится лишь в первой октаве, в нижнем регистре он становится тягостным и коварным. Переходя на вторую октаву звучание, меняется на более резкое, наглое и звонкое. Эти эмоционально окрашенные звуки корнета прекрасно использовали в своих произведениях Гектор Берлиоз, Петр Ильич Чайковский и Жорж Бизе.

Корнет-а-пистон также полюбили джазовые исполнители, и без него не обходился ни один джаз бэнд. Прославленными джазовыми любителями корнета были Луи Дэниел Армстронг и Джозеф «Кинг» Оливер.

В прошлом веке были улучшены конструкции труб и трубачи усовершенствовали свое профессиональные навыки, что удачно ликвидировало проблему отсутствия скорости и некрасочного звучания. После этого корнет-а-пистоны совсем исчезли из оркестров. В наши дни оркестровые партии, написанные для корнетов, исполняют на трубах, хотя иногда можно услышать и первоначальное звучание.

Корнет – это духовой медный музыкальный инструмент, имеющий сходство с трубой, но оснащенный пистонами, а не вентилями. Он был создан во Франции в 30-е годы.

Корнет: особенности строения музыкального инструмента Корнет: особенности строения музыкального инструмента

В верхней части корнета находятся кнопки-клавиши, представленные в виде поршневого механизма. Они расположены на одинаковой высоте с мундштуком, который, в свою очередь, размещается на основной трубе и нужен для воспроизведения звука. В нижней части корпуса расположены клавиши, необходимые для вывода конденсата. Также имеется раструб, предназначенный для «выхода» звуков.

Длина музыкального инструмента составляет до 60 сантиметров, поэтому корнет покупают в тех случаях, когда есть необходимость в частых переездах. Презентабельности ему добавляет блестящий корпус, изготовленный из меди. Корнет удачно выделяется среди других духовых музыкальных инструментов в оркестре.

Корнет имеет широкий тональный диапазон, включающий до трех октав. Такая особенность дает возможность инструменту воспроизводить не только классические произведения, но и более сложные. Главное преимущество кларнета состоит в возможности исполнения музыки, требующей беглости. Мягкость тембра выражается в первой октаве. В нижнем регистре звучание инструмента становится несколько мрачноватым.

Корнет: какие модели можно купить по доступной цене в Москве? Корнет: какие модели можно купить по доступной цене в Москве?

Среди бюджетных моделей корнетов, которые можно приобрести в магазинах Москвы по демократичной цене, наивысшим спросом пользуются следующие:

1 Maxtone TCC53L. Модель выпущена под известным китайским брендом. Инструмент выделяется высоким качеством сборки, красивым чистым звуком, надежной механикой. Корнет данной модели подходит для начинающих музыкантов, поскольку его можно приобрести по приемлемой стоимости. Диаметр раструба составляет 121 мм, мундштук – 11,8 мм.

2 Odyssey OCR200. Корнет отличается хорошим качеством, но имеет небольшую стоимость. Эта модель, как и предыдущая, подойдет для новичков, однако, ее с удовольствием используют и профессионалы. Диаметр раструба достигает 119 мм, мензура – 11,68 мм. Инструмент имеет 3 клапана.

(Flügelhorn, Piston) - небольшой металлический духовой инструмент, имеющий приблизительно форму трубы; он короче последней, снабжен тремя вентилями-пистонами (см.). Партия К. пишется в ключе соль. Объем хроматической гаммы К.-а-пистона:

Наиболее употребительные строи К. - в В и А . В строе В он звучит на большую секунду, в строе А - на малую терцию ниже написанных нот. В партии К. способ обозначения тональности в ключе такой же, как в кларнетах (см.). Тенор-К. мягче, слабее тембра трубы. К К. подходят скорее мелодии мягкого, чем воинственного характера. К. применяется как в военном, так и в симфоническом оркестрах (в последнем - два К.).

  • - медный колпачок с ударным составом, надевающийся на затравочный, стержень ружей. Курок, ударяя по пистону, взрывает состав и воспламеняет заряд...

    Морской словарь

  • - небольшой металлический духовой инструмент, имеющий приблизительно форму трубы; он короче последней, снабжен тремя вентилями-пистонами...
  • - 1) род вентиля, или так называемый стоячий вентиль, кнопка, приводящая в действие механизм, открывающий запасные трубки, или кроны, прикрепленные к духовому медному инструменту...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - духовой музыкальный инструмент типа Трубы, но с коническим стволом. Используется в духовом и симфоническом оркестрах, а также как сольный инструмент...

    Большая Советская энциклопедия

  • - духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, родственный трубе...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - корне/т-а-писто/н,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - КОРНЕ́Т-А-ПИСТО́Н, корнет-а-пистона, муж. Медный духовой мундштучный музыкальный инструмент типа трубы...

    Толковый словарь Ожегова

  • - КОРНЕ́Т-А-ПИСТОН, корнет-а-пистона, муж. . Медный духовой музыкальный инструмент в виде небольшой изогнутой трубы с тремя клапанами...

    Толковый словарь Ушакова

  • - корне́т-а-писто́н м. Медный духовой музыкальный инструмент с мягким тембром звучания типа трубы с поршневым вентильным...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - корн"ет-а-пист"...

    Русский орфографический словарь

  • - корне́т-а-писто́н муз. инструмент. Из франц. соrnеt à pistons; см. Горяев, ЭС 447...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - музыкальный духовой инструмент, металлический рожок с тремя клапанами; отличается своим очень сильным и высоким звуком...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 инструмент пистолет труба...

    Словарь синонимов

"Корнет-а-пистон" в книгах

ПРЕТЕНДЕНТ НА БОЛГАРСКИЙ ПРЕСТОЛ (Корнет Савин)

Из книги Шеф сыскной полиции Санкт-Петербурга И.Д.Путилин. В 2-х тт. [Т. 2] автора Автор неизвестен

ПРЕТЕНДЕНТ НА БОЛГАРСКИЙ ПРЕСТОЛ (Корнет Савин) ГРАФ ТУЛУЗ ДЕ ЛОТРЕК В КОНСТАНТИНОПОЛЕПрежде чем начать повествование о замечательном деле «претендентства корнета Савина на Болгарский пре­стол», деле, в котором гениальный авантюрист столк­нулся с гениальным сыщиком и

Корнет-херувим

Из книги Зазнобы августейшего маньяка. Мемуары Фанни Лир автора Азаров Михаил

Корнет-херувим Николай Герасимович Савин в молодости был похож на ангелочка, страдавшего от пребывания на нашей грешной земле. У него были нежная кожа лица с ярким румянцем, роскошные длинные волосы, алые пухлые губы и голубые глаза с томным выражением. Фигуру имел

Тогда корнет бежать решился…

Из книги Исторические байки автора Налбандян Карен Эдуардович

Тогда корнет бежать решился… Под конец войны Гиммлер пытается вести переговоры с союзниками.В какой-то момент он даже делает Эйзенхауэру предложение, от которого ну никак нельзя отказаться: вся оставшаяся территория Германии в обмен на пост министра полиции в новом

КОРНЕТ БАХАРЕВ - НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ

Из книги автора

КОРНЕТ БАХАРЕВ - НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ Через четыре дня чекистам действительно пришлось вспомнить слова Воронова. Под вечер он, угрюмый и злой, пришел в кабинет Зявкина. Сел, не спеша закурил и только тогда, глядя прямо в глаза председателю Чека, сказал:- Так вот сбежала мадам

Эсер и корнет

Из книги Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922–1923 автора Юзефович Леонид

Эсер и корнет 111 июля 1905 года тридцатичетырехлетний дворянин, уроженец Новгородской губернии Петр Александрович Куликовский, бывший преподаватель Сергиевского училища в Санкт-Петербурге, ныне эсер, член Боевой организации, под видом просителя явился в приемную

ДВОРЕЦ В СОФИИ. КОРНЕТ САВИН

Из книги Исторические тайны Российской империи автора Можейко Игорь

ДВОРЕЦ В СОФИИ. КОРНЕТ САВИН Почему эта книга попала в букинистический на углу Моховой и проспекта Калинина, в дом, где располагалась приемная всесоюзного старосты, не понимаю. Ведь на ее титульном листе было написано: «Екатеринослав, 1918 год». Из чувства самосохранения

Глава 6 КОРНЕТ ОБОЛЕНСКИЙ ВОЙНУ НЕ ЗАКОНЧИЛ

Из книги Взлет и падение «красного Бонапарта». Трагическая судьба маршала Тухачевского автора Прудникова Елена Анатольевна

Глава 6 КОРНЕТ ОБОЛЕНСКИЙ ВОЙНУ НЕ ЗАКОНЧИЛ … В начале 1990-х годов у нас много писали о судьбе поэта Николая Гумилева, который был расстрелян в 1921 году, по обвинению в участии в офицерском заговоре. Само собой, он считался безвинно умученным большевиками. Эти стенания

Пистон

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Пистон Пистон – средство воспламенения порохового заряда в патроне, представляет собой медную чашечку или колпачок, оснащенный чувствительным взрывным

Корнет Савин - король авантюристов

Из книги Аферы века автора Николаев Ростислав Всеволодович автора Черный Саша

КОРНЕТ-ЛУНАТИК* Кому что, а нашему батальонному первое дело - тиатры крутить. Как из году в год повелось, благословил полковой командир на масленую представлять. Прочих солдат завидки берут, а у нас в первом батальоне лафа. Потому батальонный, подполковник Снегирев,

«Корнет»

автора

«Корнет» Несмотря на неоднократные модернизации, созданный в конце шестидесятых годов комплекс «Конкурс» уже не вполне отвечал современным требованиям как в части бронепробиваемости, так и по устойчивости к организованным оптическим помехам противника. Исходя из

«Корнет- MR»

Из книги Отечественные противотанковые комплексы автора Ангельский Ростислав Дмитриевич

«Корнет- MR» КБП разрабатывает ПТРК средней дальности «Корнет-MR» с максимальной дальностью 2…2,5 км при бронепробиваемости до 1000мм, который предназначен для замены комплекса «Метис-М» . Предусматривается транспортировка комплекса расчетом из двух бойцов, один из

Zink ) - старинный духовой музыкальный инструмент. Изготавливался преимущественно из дерева, редко - из слоновой кости. Был распространён в западной Европе с середины XV до середины XVII веков; пора расцвета - начало XVII века. Благодаря движению аутентизма , а также интересу к средневековой музыке корнет снова обрел популярность в конце XX века.
Корнет
Цинк

Цинки в трактате М. Преториуса Syntagma musicum , т.2, 1619
Классификация Мундштучный духовой музыкальный инструмент
Родственные инструменты Серпент
Медиафайлы на Викискладе

Общие сведения

По современной классификации корнет относится к медным духовым музыкальным инструментам , несмотря на то что часто изготавливался из других материалов - как правило, из дерева, обтянутого кожей (иногда - из слоновой кости). На корнете музыкант играет как на трубе. Звуки возникают в мундштуке (из латуни, дерева, рога или слоновой кости), который исполнитель держит губами. Музыкант может держать мундштук как в уголках губ, так и посередине. Звучание корнета описывают как нечто среднее между флейтой и трубой. Стандартный диапазон корнета от g to a 2 .

С XV до середины XVII века корнет был одним из важнейших музыкальных инструментов в Европе. Считалось, что он может особенно точно имитировать человеческий голос. Предположительно, музыка позднего Средневековья была более «ориентальной», нежели современная, и поэтому «растягивание» звука на корнете считалось обычным явлением.

Обучение игре на старинном корнете - сложный процесс, требующий больших затрат времени и многолетнего совершенствования мастерства.

Конструкция

Корнеты представляют собой коническую трубу с семью отверстиями. По конструкции разделяются на несколько видов:

  • Cornetto curvo - слегка искривлённой формы, наиболее распространённая разновидность.
  • Cornetto muto - прямой формы, из дерева с врезанным мундштуком. Звук более тихий и мягкий, нежели у других видов корнета.
  • Cornetto diritto - также прямой формы, весьма редко встречающийся
  • Серпент - басовая разновидность корнета.

История

Иконография корнета прослеживается начиная с XI-XII в. (особенно в Англии) . Во французской средневековой литературе корнету, возможно, соответствовал инструмент, который описывался как cor à doigts . Корнет изображён на барельфе Линкольнского кафедрального собора (1311) . В эпоху Возрождения цинк использовался во время городских праздников как верхний голос над группой тромбонов (заменяя трубу, которая считалась благородным, «дворянским» инструментом). В конце XVI века в Италии корнет - виртуозный сольный инструмент. Знаменитым итальянским корнетистом был Джованни Бассано .

В XVII веке с ростом популярности скрипки корнет постепенно вышел из употребления. Дольше всего его ведущее положение сохранялось в Северной Европе, где последние сольные композиции для него были написаны во второй половине XVIII века. Серпент (Serpent) же вплоть до 1800 года использовался как единственный басовый инструмент, и вплоть до конца XIX века звучал в военных оркестрах. В юности на корнете играл император России Александр III .

Музыка для корнета

Одним из произведений, дошедшим до наших дней, в котором корнету выделена значимая оркестровая партия, стала опера «Орфей » Клаудио Монтеверди , написанная в 1607 году.

Корнет был популярен в роли аккомпанирующего инструмента в венецианских соборах, особенно в Соборе Святого Марка , где предпочитали расширенный инструментальный аккомпанемент хору, а также для усиления вокальной партии. Джованни Габриели писал для корнетиста Джованни Бассано. Генрих Шютц также использовал корнет в своих ранних композициях - он учился у Габриелли в Венеции и был знаком с исполнением Бассано.

Многие сольные партии для корнета сохранились до наших дней. И Иоганн Себастьян Бах , и Георг Филипп Телеман использовали корнет (и корнеттино) в своих кантатах в унисон с партией хорового сопрано. Изредка композиторы выделяли корнету сольные партии (см. кантату И. С. Баха



 
Статьи по теме:
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой
Мастер-класс для педагогов на тему «Создание электронных тестов» методическая разработка по технологии на тему
1C:Электронное обучение 1С:Электронное обучение. Экзаменатор Разработка электронных тестов Позволяет разрабатывать собственные электронные тесты и импортировать тесты других разработчиков. Также могут быть импортированы и другие учебные материалы: файлы,
Старец Павел (Груздев) Старец архимандрит павел груздев
Архимандрит Павел (в миру Павел Александрович Груздев) родился 10 января 1910 года в деревне Барок Мологского уезда Ярославской губернии.Когда его отца Александра Александровича Груздева призвали во время войны 1914 года в армию, маленького шестилетнего П