«Где просто, там ангелов со сто…. «Где просто, там ангелов со сто… Возможно, вам так же будет интересно

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • Оглавление: Свято-Троицкий Сканов женский монастырь
  • Настоятельницы Сканова монастыря.

    Первой настоятельницей Свято-Троицкой Скановой женской обители была игумения Митрофания (Перетягана). 12 марта 1990г. монахиня Митрофания приехала из Рижского Троице-Сергиева женского монастыря в Сканову обитель вместе с семью сестрами. 2 апреля 1990г. постановлением Священного Синода РПЦ она была назначена игуменией возрождающейся обители.


    Игумения Митрофания (Перетягина)

    Когда в 1993 году стал возрождаться Пензенский Троицкий женский монастырь, игумения Митрофания 13 мая была переведена туда настоятельницей. Вместе с ней в Пензу прибыли 18 насельниц из Сканова монастыря.

    Вторая настоятельница Скановой обители - приснопамятная игумения Евстолия (Фролова).


    Игумения Евстолия (Фролова)

    В 1990 г. Свято-Троицкий Сканов монастырь был передан Русской Православной Церкви. 6 мая 1990г. монахиня Евстолия была принята в число насельниц монастыря, исполняла послушание благочинной. В 1993г., 9 мая, архиепископом Пензенским и Саранским Серафимом монахиня Евстолия была возведена в сан игумений. В 2009г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение во благо Святой Православной Церкви игумения Евстолия была удостоена награды - креста с украшениями.

    Земной путь игумений Евстолии завершился в самый день великого Праздника Рождества Христова - (25 декабря) 7 января 2010 года. Незадолго до своей кончины Матушка приняла Таинство Елеосвящения и причастилась Святых Христовых Тайн. В 40-й день по преставлении, в день Сретения Господня, ея душа предстала пред Богом . Сестры обращаются к Матушке в молитвах и чувствуют ея помощь. Как земную свою жизнь Матушка посвятила на служение Богу и ближним, так и ныне она предстоит пред Престолом Божиим и молится о всех, просящих ея помощи.


    Вечная твоя память, достоблаженная мать наша, приснопоминаемая!


    Третией настоятельницей Скановой обители является игумения Тавифа (Бакулина).


    Игумения Тавифа (Бакулина)

    С 1993 года монахиня Тавифа несла послушание благочинной Сканова монастыря. После кончины игумении Евстолии, Указом Преосвященного Вениамина, епископа Люберецкого, временно управляющего Пензенской епархией, монахиня Тавифа была назначена исполнять обязанности настоятельницы монастыря.

    За Божественной Литургией , 26 марта/8 апреля, в Четверток Светлой седмицы, Преосвященный Вениамин, епископ Люберецкий, возложил на настоятельницу монахиню Тавифу наперсный крест. А 20 февраля/5 марта 2011 года, в субботу сыропустную, Преосвященным Вениамином, епископом Пензенским и Кузнецким, монахиня Тавифа была возведена в сан игумений.

    Троице-Сканов женский монастырь, с. Наровчат, Пензенская область

    Троице-Сканов монастырь основан как мужской в середине XVII века. Не сохранилось точных сведений о названии Сканова монастыря. По одной версии, название произошло от якобы когда-то протекавшей недалеко от монастыря речки Скановой. По другим источникам, сохранившемуся преданию, Скановым монастырем его назвали по фамилии местного землевладельца боярина Исканского, .

    С 1985 года это часто посещаемый паломниками женский монастырь. Его неповторимый облик запоминается на долго. Этот очень красивый уголок — «жемчужина» земли Пензенской. Заботами многочисленных насельниц обитель живет и процветает. Сестры трудятся на послушаниях — сажают картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Есть и подворье, на котором выращивают домашнюю птицу, занимаются животноводством.

    В монастыре ежедневно проводятся богослужения, совершаются молебны перед главной святыней обители — особо почитаемой иконой Божией Матери именуемая «Трубчевская», читается Неусыпаемая Псалтирь.

    Икона Божией матери «Трубчевская», входит в список чудотворных Русской Церкви, почитается и за рубежом. Празднование ее совершается 16 октября н. ст. (3 октября ст.ст.) , по случаю освящения в этот день в честь ее храма в обители. Именно в этот день монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. Икона прославлена чудотворениями.

    В горе, исторически называемой Плодская, которая расположена не далеко от Троице-Сканова монастыря в живописном месте, находится Пещерный монастырь. Есть разные версии о происхождении этих пещер, но не вызывает сомнения то, что именно трудами монахов они приобрели вид трехуровневых ходов с кельями, примерно 2Х2 метра, по обеим сторонам. Основателем пещерного монастыря - называют Арсения II, удалившегося в 1826 году в пещеры, но есть версии и о более раннем использовании для проживания монашествующих. Общая протяженность пещерных ходов велика — больше, чем в Киевско-Печёрской лавре. Сейчас ходы сохранены на протяженности около 600 м, часть доступна для посещения. Всего же было приблизительно 2,5 км, большей частью сейчас разрушены и не исследованы.

    Дату основания монастыря определить уже практически невозможно. Бывший пожар в 1676-м году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676-го года, и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, в позднее время перешла в ведение Преосвященных Тамбовского, Нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г.Пензы в 1801-ом году губернским, упраздненный г. Наровчат был восстановлен к Пензенской губернии, с ним и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных Преосвященных, в коем и доныне состоит.

    Название Сканова монастыря, как значится в "Истории церковной Российской иерархии" (т.5,стр.136), произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости к монастырю. А также существует предание старожилов: название монастыря произошло от фамилии некоих бояр Исканских, которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось.

    После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. Было принято решение строить все строения в монастыре каменные.

    В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением.

    На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года.

    На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им освящена в 1812-м году.

    Божественная служба в монастыре совершалась по общему" церковному уставу неопустительно. Всенощное бдение здесь бывало довольно продолжительно, пение стихир всегда совершалось по нотам, постоянно читалось толковое Евангелие... В воскресные дни перед позднею литургиею служился молебен Божией Матери настоятелем со всею братиею...

    В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаисе находилась пожалованная монастырю императором Павлом 1-ым в 1797-м году водяная деревянная мельница. Вне ограды, для посетителей были построены четыре 2х-этажных каменных гостинных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописня. На берегу реки Мокша стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, скотный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. Монастырь имел во владении землю для посева ржи, овса, гречихи. При монастыре был разведен сад, огород, и имелись сенокосные луга и лесные угодья.

    Из настоятелей особенного внимания заслуживают четыре.

    Арсений 1-ый был из дворян, рода Левитских. Он первый положил начало тому устройству обители, до которого она доведена. Построил красивой архитектуры колокольню, заложил нынешний двухэтажный собор, но скорая смерть не позволила ему достроить оный. Перед кончиною же принял схиму и погребен был в притворе собора. Отличался особой богобоязненностью и строгою подвижническою жизнью.

    Игумен Корнилий много употребил трудов на благоустроение обители: достроил собор, соорудил больничную церковь с келиями, приобрел колокола и лучшую церковную утварь. По монастырю завел лучший порядок в употреблении времени, церковного имущества и занятий братии. Он был старец ума тонкого, полный благодатной кротости, приветливый и ласковый ко всякому и никого из приходящих не отпускал без духовного назидания.

    Арсений 2-ой из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим братией и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен иеромонашества и настоятельства. Впрочем настоятелем монастыря он был недолго. По собственному желанию удалился в пещеры, в коих трудился и устроил в них несколько келий и место для церкви. Погребен возле соборной церкви с южной стороны.

    Настоятель Филарет, из духовного звания... Тщанием Филарета была построена кладбищенская церковь, приобретены образа в серебряных окладах, прекрасное Евангелие, лучшие напрестольные кресты, сосуды и другие церковные вещи. За такое попечение об обители, трудолюбие, кроткий нрав и терпеливое добродушие был любим и уважаем всеми, возведен в сан игумена и награжден наперстным крестом. Скончался 4 февраля 1854 года.

    Имена этих замечательных попечителей обители, старцев и настоятелей останутся вечным памятником в монастырской летописи..."

    В 30-ые годы прошлого столетия монастырь был закрыт и разорен. Монастырский храм превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь в кормокухню для птиц, с колокольни сброшены колокола, надгробные памятники с монастырских склепов утоплены в реке Мокше. Ценности, иконы, библиотека частью разграблены, частью переданы в местный музей. В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи был организован клуб: играла музыка и устраивались танцы. В других зданиях были магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.

    Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. После 60-летнего запустения обитель вновь обрела свое первоначальное назначение, в ней возобновилась монашеская жизнь. Но теперь продолжателями монашеского делания в этом святом месте стали уже не насельники, а насельницы.

    12 марта 1990 года приехала из Рижского женского монастыря монахиня Митрофания (Перетягина), назначенная в этот монастырь на настоятельскую должность. С ней и первые насельницы. Всего было 7 сестёр и игумения. А к концу первого года возрождения обители насельниц насчитывалось уже около тридцати.

    Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели. На клиросе монастырский хор состоял всего лишь из трех человек. Регентовала сама матушка Митрофания. На первой Божественной Литургии присутствовало много прихожан и паломников.

    Матушка Митрофания приняла обитель в разорении. Центральный храм до уровня первого этажа был завален землей. В нижнем храме не было полов, окна затянуты пленкой. Настенная роспись специально забелена, местами соскоблена. В некоторых местах не было крыши. Во время дождя вода лилась прямо на молящихся, на полу были лужи. Первое время жили все вместе в двух неблагоустроенных кельях. В окна дул ветер, крыша протекала во время дождя, ставили тазы для воды, которая текла с потолка. Печки сильно дымили или вовсе не топились. Было холодно, сыро.

    Насельницы с утра до позднего вечера проводили в труде: расчищали территорию от хлама и завалов, засыпали ямы и разравнивали землю, разгружали машины с кирпичом, досками, копали землю под огород, сажали картофель и другие овощи. С первых же дней начались восстановительные работы. Первыми объектами стали сестринский корпус, котельная и храм. Все заботы, трудности, а также финансовые затраты возложил на себя Владыка Серафим. По его благословению из г. Пензы была прислана бригада строителей. Он часто приезжал в обитель, по-отечески ободрял сестер и укреплял в них монашеский дух.

    В этот период приезжало много паломников из разных мест, которые бесплатно, во Славу Божию, трудились и помогали из руин поднимать монастырь.

    В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии.

    В 1990 году, когда в обители еще только начала возрождаться монашеская жизнь, монастырь посетил ныне почивший в Бозе Владыка Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В разное время монастырь посетили высокие светские гости и духовенство. Были гости из зарубежных стран: Индии, Голландии, США.

    В настоящее время в обители около 70 насельниц из разных городов и сел России: 3 схимонахини, 20 монахинь, 7 инокинь, 15 послушниц, кандидаты в послушницы и постоянные паломницы. В монастыре ежедневно совершаются богослужения, читается "неусыпаемая" Псалтирь.

    По монастырскому уставу в монашеском житии на первом месте стоит молитва. Каждое утро со звоном в колокол в половине шестого утра в обители начинается новый день. Насельницы собираются вместе в храме на утреннее молитвенное правило. По окончании - получают благословение матушки игумении на послушания. Вечером трудовой день также заканчивается общей храмовой молитвой. Молитва сопровождает всякое богоугодное дело.

    9 мая 1993 года по благословению Патриарха Алексия II благочинная монахиня Евстолия была назначена настоятельницей обители. А первая настоятельница матушка Митрофания, как более опытная в деле устроения монашеского уклада, была переведена в город Пенза игуменией во вновь открывшийся Троицкий женский монастырь. С этого времени жизнью Скановой обители управляет игумения Евстолия. Настоятельская должность ответственна и хлопотна: забота о душевном состоянии и материальных нуждах сестер, хозяйственные проблемы, встреча многочисленных гостей, посещающих обитель. Каждый день матушки Евстолии начинается с раннего утра и заканчивается около полуночи, когда сестры уже отдыхают. К матушке часто обращаются за духовным советом и помощью прихожане и паломники. И каждый приходящий получает от нее утешение, доброе наставление, пример милосердия и душевного участия.

    В комплекс монастыря входят и известнейшие пещеры.

    Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. "Когда я была еще совсем молодая, - рассказывает одна из жительниц села Сканово, - работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли - кругом чистота, побелено, свечи горят. Кельи показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: "Нельзя. Там святые мощи хранятся".

    В годы разорения пещерный храм был полностью разрушен.

    Кирпич разбирали местные рабочие для ремонта своих печей, а также для совхозного коровника.

    В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей.

    Этот факт подтверждается и сведениями из "Пензенских епархиальных ведомостей" (№ 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). "... Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь".

    На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-ый ярус - 11-12 градусов, 2-ой - 8-9 град., 3-ий -6-7 град. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый.

    В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей - 670 метров (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров). Скановские пещеры превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры (507 метров). Ученые-спелеологи с уверенностью утверждают, что пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря аналогичен пещерам Киево-Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу Вардзиа на юго-западе Грузии.

    Внутри пещер вековая тишина. Необъяснимая свежесть воздуха отгоняет мысль, что находишься в подземелье, нет чувства страха. Наоборот, на душе мир и спокойствие. И невольно склоняется голова в благоговейном молчании перед памятью подвизающихся здесь ранее монахов - старцев высокой духовной жизни и монашеского подвига, тружеников, молитвенников за православную веру, за святую Русь.

    Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая "Трубчевская", которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе.

    Монастырь - это "пристань спасения", "островок" истинной православной веры и благочестия, где под сводами храма неустанно звучит слава Богу-Творцу и молитва Господу нашему Иисусу Христу за каждого христианина, за православную Русь, за весь мир.

    Жемчужиной православной культуры и одним из красивейший историко-архитектурных памятников в Пензенской области назвал Алексий II Троице-Скановский монастырь, который расположен в селе Сканово Наровчатского района.

    В пяти километрах от Наровчата в селе Сканово находится Свято-Троицкий монастырь. Это одно из красивейших мест в Пензенской области.

    Монастырь возник здесь где-то в начале XVII века. Точную дату возникновения обители установить невозможно, потому что пожар, произошедший в 1676 году уничтожил документы, по которым можно было бы проследить его историю. После пожара отстроили деревянную церковь и

    колокольню, но в 1795 году их заменили на каменные строения с белым фасадом и наружной росписью. По преданиям старожилов, эта обитель существует более 250-ти лет.

    Первые настоятели

    Монастырь вначале был мужским. За многовековую историю у него было несколько настоятелей. Арсений I начал обустройство обители. Построил колокольню, которая до сих пор восхищает своей красотой и стройностью, приобрел колокол, возвел до окон двухэтажный собор. Скорая смерть не позволила ему достроить его.

    Настоятель Корнилий тоже приложил много трудов. Он закончил строительство собора, построил больничную церковь с кельями, при нем стены церкви покрыли росписью. Окружающие очень любили настоятеля. После смерти старца люди чтили его останки.

    Арсений II настоятелем обители пробыл недолго. По своему желанию он переселился в пещеры, которые находились недалеко от монастыря, в них и трудился. Устроил в них несколько келий, место для церкви. Скончался Арсений II в монастыре и был погребен возле собора.

    Филарет I постриженец Сканова монастыря. Будучи настоятелем Филарет отстроил кладбищенскую церковь, приобрел серебряные оклады для образов и многие другие монастырские вещи.

    Последним настоятелем Свято - Троицкой обители был архимандрит Филарет II (Игнашкин Игнатий Васильевич). Родился он в с.Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии. Еще молодым Филарет ушел в Сканов. Позднее стал настоятелем. В начале 30-х годов монастырь закрыли, настоятеля арестовал и осудили на 5 лет концлагерей. В 1938 г. Филарет был снова арестован и осужден на 6 лет. Дальнейший его путь и путь насельников неизвестны.

    30-е годы XX века монастырь был закрыт и разорен. В 1990 году по ходатайству жителя Е.В. Рябова и по требованию общественности обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь стал женским, потому что в это время верующими были в основном женщины. После 60-летнего запустения обитель снова обрела свое первоначальное назначение.

    Патриаршее благословение

    Осенью 1999 года Свято-Троицкий Сканов монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Этого дня насельницы очень ждали и готовились к нему. Восстановление монастырских зданий произошло именно к этому событию.Патриарха торжественно встречали матушка Евстолия, сестры и большое количество паломников встречали Патриарха. Восстановленный из руин монастырь предстал пред взором Патриарха во всем своем величии. Алексий II благословил сестер монастыря, народ Божий и провел Божественную Литургию. Патриарх отслужил молебен перед чудотворной Трубчевской иконой и назвал Свято-Троицкий монастырь жемчужиной Русской Православной Церкви.

    Настоятельницы

    12 марта 1990г. монахиня Митрофания приехала из Рижского Троице-Сергиева женского монастыря. Митрофания стала первой настоятельницей Скановой обители. Много сил приложила она для обустройства этого божьего места. Когда в 1993 году стал возрождаться Пензенский Троицкий женский монастырь, игуменья Митрофания была переведена туда настоятельницей.

    Игуменья Евстолия стала второй настоятельницей Скановой обители. В 1990г. игуменья была принята в число насельниц, исполняла послушание благочинной, а уже 1993г. монахиня Евстолия была возведена в сан игумений. За усердное служение она была удостоена креста с украшениями. Земной путь игумений Евстолии завершился 7 января 2010 года.

    Третьей настоятельницей Скановой обители является игуменья Тавифа. Тавифа несла послушание благочинной Сканова монастыря. После кончины игуменьи Евстолии, монахиня Тавифа была назначена исполнять обязанности настоятельницы монастыря.

    Святыня Свято-Троицкого монастыря

    В Свято-Троицком Скановом монастыре находится чудотворная Трубчевская икона Божией Матери. Многие богомольцы рассказывают о чудесной помощи от Трубчевской иконы, но просят об этом не оглашать.

    Пещерный комплекс

    Недалеко от Сканова монастыря расположены пещеры, где раньше жили монахи-отшельники.

    В горе Плодской, обрамленной лесом, расположены подземные ходы. Место здесь очень живописное. У самого подножия горы находится целебный источник в честь Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь находился вход в пещерный комплекс, стояла часовня. На вершине горы были часовня и несколько келий. В годы разорения пещерный храм был разрушен.

    В 80-е годы пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция и установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение. На протяжении столетий своего существования подземные сооружения расширялись, перестраивались монахами. Московской экспедицией была определена протяженность подземных полостей, она составила 670 метров. Скановские пещеры по протяженности превосходят пещеры знаменитой Киево-Печерской Лавры. Ученые-спелеологи утверждают, что Скановский пещерный комплекс аналогичен пещерам Киево-Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу на юго-западе Грузии. На месте пещерного комплекса возрождается мужской монастырь. Монахи совершают службы в подземном храме. Необъяснимая свежесть воздуха пещер отгоняет мысль, что находишься в подземелье. На душе мир и спокойствие.

    Хочется невольно склонить голову перед памятью монахов-старцев, тружеников, перед памятью тех, кто молился за Православную веру, за нашу Русь.

    Жизнь святой обители

    Когда подъезжаешь или подходишь к монастырю, то взору предстает восстановленный из развалин Свято-Троицкий Сканов монастырь, который с каждым днем приобретает свой неповторимый вид, делающий монастырский ансамбль еще более стройным. Это самый красивый из исторических архитектурных памятников. Это — «жемчужина» Пензенского края. В настоящее время в обители около 70-ти насельниц из разных городов и сел России .

    По монастырскому Уставу на первом месте стоит молитва. Каждое утро со звоном колокола в пять часов утра в обители начинается новый день.Насельницы собираются в храме на утреннее моление. По окончании его получают благословение на послушания. Вечером трудовой день тоже заканчивается общей храмовой молитвой. Молитва сопровождает и всякое послушание. У монастыря очень большое хозяйство. Есть поле для картофеля и посева зерновых культур, огород, сад и ягодный участок, луга, скотный двор и птичник. Со всем этим хозяйством справляются сестры монастыря. Они умеют водить грузовые и легковые машины. В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием. При монастыре действуют две воскресные школы для детей. Сестры монастыря проводят уроки Закона Божия в общеобразовательных школах района.

    Возможно, вам так же будет интересно:

    Литература:

    • Монастыри Российской империи. СПб., 1887.
    • «Наровчатскiй Троицкiй Скановъ монастырь»
    • Пензенская епархия. Стр. 302.
    • Пензенская энциклопедия. М., 2001, стр. 372—373
    • Православные русские обители. СПб., 1908.
    • Троицкий Сканов мужской монастырь // Пензенские епархиальные ведомости, 1869, № 2, 4; 1877, № 11-13.

    «Пенза православная» –

    Гости епархии посетили строящийся Спасский кафедральный собор

    15.10.2016

    14 октября 2016 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, после праздничной Литургии в Покровском архиерейском соборе г . Пензы митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, архиепископ Филарет (Карагодин ), епископ Сердобский и Спасский Митрофан посетили строящийся Спасский кафедральный собор.

    Делегация в сопровождении духовенства ознакомилась с ходом строительства Первохрама и оценила уровень проделанной работы.

    Фото: И. Школин

    Всенощное бдение в канун Недели 17-й по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка

    15.10.2016

    15 октября, в канун Недели 17-й по Пятидесятнице, Трубчевской иконы Божией Матери, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка.

    Его Преосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Ростислав Ребровский и духовенство кафедрального храма.

    Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Владимира Ташлинцева .

    По прочтении воскресного Евангелия владыка Нестор обратился к молящимся с проповедью.

    Фото: Юрий Царёв

    Всенощное бдение в Троице-Скановом женском монастыре

    16.10.2016

    Наровчатский р-н, с. Сканово . Троице-Сканов женский монастырь 2006

    Чудотворная икона Божией Матери Трубчевская в Троице – Скановом женском монастыре с. Сканово Наровчатского района.

    Игуменья Тавифа (Бакулина), настоятельница Наровчатского Троице-Сканова монастыря

    15 октября, в преддверии дня чествования Трубчевской иконы Божией Матери, митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин, епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершили Всенощное бдение в Троице – Скановом женском монастыре с. Сканово Наровчатского района.

    Архипастырям сослужили: иеромонах Михей (Мигунов), благочинный монастырей Сердобской епархии, клирики Троице – Сканова монастыря игумен Герман (Петров), протоиерей Вячеслав Абашин , иерей Сергий Вишняков, иеромонах Амвросий (Макаров), клирик Михайло – Архангельского кафедрального собора г. Сердобска.

    За богослужением молились игумения Тавифа (Бакулина), настоятельница Наровчатского Троице-Сканова монастыря, сестры обители.

    Диаконский

    За Литургией пел хор Троице-Сканова монастыря.

    Божественная литургия в Троице-Скановом женском монастыре в день памяти Трубчевской иконы Божией Матери

    16.10.2016

    Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь, Пензенская область...

    16 октября, в воскресенье, в день чествования Трубчевской иконы Божией Матери, митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин, епископ Сердобский и Спасский Митрофан , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин и епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершили Божественную литургию в Троице-Скановом женском монастыре с. Сканово Наровчатского района.

    Архипастырям сослужили: иеромонах Михей (Мигунов), благочинный монастырей Сердобской епархии, игумен Герман (Петров), клирик Троице – Сканова монастыря,п ротоиерей Евгений Сироткин, секретарь Оренбургской епархии, игумен Кронид (Петров), благочинный Колышлейского благочиннического округа, иеромонах Варнава (Соколов), клирик Оренбургской епархии, благочинный Нижнеломовского района иеромонах Антоний (Умнов), протоиерей Олег Мамонов, благочинный Земетчинского благочиннического округа, иеромонах Варсонофий (Шишков), клирик Вознесенского собора г. Спасска, иеромонах Амвросий (Макаров), клирик Михайло – Архангельского кафедрального собора г. Сердобска.

    За Литургией пел хор Троице-Сканова монастыря.

    Диаконский чин возглавил иеродиакон Иннокентий (Ганин), старший диакон Сердобской епархии.

    Историческая справка:

    Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевская », которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе.

    Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи , с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы.

    Страшное несчастье в конце прошлого века дважды , обрушивалось на Наровчат обвальной эпидемией холеры. Сотни жизней поглотила кладбищенская земля. Из поколения в поколение передается рассказ о том, как в один из этих тяжелых дней, переживаемых наровчатцами , при стечении множества народа духовенством был начат крестный ход вокруг города с выносом иконы из Троице-Сканова монастыря.

    Как гласит летопись, благоговейные чтители этой иконы приписывали милосердию и покровительству Царицы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни. В знак особого почитания иконы, прихожанами неподалеку от монастыря в 18531 году была построена кладбищенская церковь во имя Трубческой Божией Матери.

    В 30-е годы, после разграбления и закрытия монастыря, икону взяли в Наровчатскии краеведческий музей, где она пролежала в хранилище, оприходованная, почти полстолетия в пыли и забвении. На грязную, истрепанную икону, с которой были сняты драгоценные камни, серебрянная риза, не обращали внимание , и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки «Трубчевская икона Божией Матери» написали: «утеряна». Это было в 1975 году.

    Но икона нашлась все в том же запаснике через 18 лет, когда возобновился поиск пропавших музейных ценностей. По дате ее написания, обнаруженной в нижнем углу, и по другим признакам, компетентная комиссия признала в ней утерянную икону.

    Вновь возвратившуюся в монастырь икону решили сфотографировать. Был хмурый день. Небо застилали черные тучи. Угол, где находилась икона, был совсем темным, только лампадка еле освящала лик Матери Божией. «Бесперспективное дело, - сказала посетительница, наводя объектив фотоаппарата на икону, - что ж, попробуем…» И вдруг сверху, из-под купола храма в решетчатое окно хлынул поток солнечного света. Икона освятилась , заиграв всеми красками. Вокруг головы Матери Божией и венца засиял нимб. Дважды щелкнул фотоаппарат и снова тучи закрыли солнце, стало темно. Присутствующие были поражены и радостно удивлены: «Икона радуется своему возвращению…» (Из воспоминаний В. А. Полякова).

    Долгое пребывание иконы в запасниках музея, небрежное отношение к ней сделали свое дело: покоробилась доска и холст, кое-где появилась плесень. По благословению ныне почившего в Бозе Высокопреосвященнейшего Владыки Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, икону отправили на реставрацию в Свято-Троице-Сергиеву Лавру.

    И вот икона вновь в монастыре. Для нее сделан искусной работы киот. Икона Царицы Небесной, перед образом которой молилось не одно поколение, вернулась в Сканову обитель обновленная. И верующие, прикасаясь к ней, получают всеосвящающую благодать Святаго Духа.

    Пензенские паломники поклонились мощам блаженной Матроны Московской в Покровском женском монастыре

    17.10.2016

    Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве

    В субботу 15 октября паломническим отделом Пензенской епархии была организована поездка в город Москву. В сопровождении сотрудника отдела пензенцы посетили Покровский ставропигиальный женский монастырь, где вознесли свои молитвы и приложились к святым мощам святой блаженной старицы Матроны Московской.

    Поездка была сопряжена с определенными трудностями и испытаниями по пути следования, но верующие с пониманием перенесли все тяготы и неудобства. Путешествие ко святым местам - это важная часть православного образа жизни, и во все времена православное паломничество считалось христианским подвигом, который укрепляет тело и душу богомольцев.

    Фото: Н. Сугоняк

    В день празднования Собора Московских святых митрополит Серафим совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе

    18.10.2016

    18 октября 2016 года, когда Русская Православная Церковь празднует Собор Московских святителей, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г . Пензы.

    Его Высокопреосвященству сослужили: митрофорный протоиерей Сергий Лоскутов, настоятель Успенского кафедрального собора г . Пензы, секретарь Пензенской епархии; протоиерей Павел Матюшечкин , настоятель Петропавловского храма г. Пензы, и. о. секретаря Пензенской епархии; протоиерей Святослав Рудый, настоятель Введенской церкви г. Пензы, благочинный церквей Спасского городского округа; протоиерей Виталий Спирин , настоятель храма сщмч . Иоанна, архиепископа Рижского г . Пензы; протоиерей Андрей Поляков, настоятель храма во имя прп. Серафима Саровского в Пензе; протоиерей Петр Нелюбов, иерей Виталий Зорин, настоятель храма новомучеников и исповедников Российских г . Пензы; иерей Виктор Сторожев, ключарь Успенского кафедрального собора; иереи Сергий Червяков, Александр Склифос , протодиакон Дионисий Сушко, диакон Ростислав Горшенев .

    Богослужебные песнопения исполнил хор Успенского кафедрального собора под управлением регента Ольги Горшеневой .

    Проповедь перед причастием произнес протоиерей Виталий Спирин …

    Фото: И. Школин

    Начался первый этап работ по строительству Покровского собора

    18.10.2016

    23 июля 2015 г. протоиерей Георгий Трофимов, благочинный Белинского благочинного округа, отслужил молебен на начало благого дела на территории, на которой будет построен Покровский собор в г. Белинский.

    На протяжении года осуществлялся сбор средств на строительные работы. И вот работы начаты: расчищена площадка под собор, ведется согласование разрешений со всеми необходимыми для начала строительства службами. Планируется, что до зимы фундамент под малый храм будет установлен.

    Настоятелем собора назначен иерей Константин Буряков.

    Обращение священнослужителя об оказании посильной помощи для благого дела нашло отклик в сердцах жителей Белинского района.

    Настоятель благодарит каждого, кто внес посильную лепту - о каждом жертвователе ежедневно будут молиться о здравии.

    В настоящее время на территории возведения будущего собора при часовне святого Митрофана Воронежского ежедневно проводятся богослужения, которое включает в себя панихиды, чтение псалтири, различные молебны и крестные ходы, проводятся таинства крещения, соборования, исповеди и причастия тяжелобольных.

    Историческая справка:

    Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 1837 году на средства купца первой гильдии Василия Хлюпина , а также причта и прихожан. На время строительства собора к нему была временно приписана деревянная Покровская кладбищенская церковь, предназначенная для отправления в ней служения и для сбора средств в пользу строящегося собора, после сооружения которого службы в ней прекратились.

    В 1837 году в соборе был только один престол - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В следующем году к нему добавился еще один - во имя св. Иоанна Милостивого. Колокольня была окончена в 1843 или 1844 годах. Храм перестроен и распространен с пристройкой галереи в 1875–1889 годах по проекту, утвержденному 28 ноября 1875 года.

    В 1899 году храм снаружи был оштукатурен, а главы вызолочены.

    В XX веке храм был разрушен, а камнем, из которого он был сделан, вымостили улицу, которая сейчас носит название «Красная»

    Божественная литургия в Покровском храме с. Иванырс Лунинского района

    18.10.2016

    18 октября, в праздник свтт . Петра, Алексия и проч. Московских и всея России чудотворцев, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил Божественную литургию в Покровском храме с. Иванырс Лунинского района.

    Его Преосвященству сослужили благочинный Лунинского округа, иерей Павел Курганов, настоятель храма, иерей Алексий Бурцев и духовенство Лунинского благочиния. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Владимира Ташлинцева .

    По окончании Литургии Преосвященный владыка поздравил всех молящихся с праздником и произнес проповедь, по окончании которой были вручены Архирейские грамоты за помощь в восстановлении храма: Владимиру Николаевичу и Любови Николаевне Новиковым, Сергею Викторовичу и Нине Ивановне Тарасовым, Татьяне Михайловне Рыгаловой. Благодарностями были отмечены Митрофанов Юрий Карпович и Толубанов Андрей Александрович.

    Фото: Юрия Царёва

    Пензенские паломники посетили святыни Наровчата

    19.10.2016

    В воскресенье 16 октября паломническим отделом Пензенской епархии была организована поездка в село Наровчат Пензенской области. Верующие посетили Троице – Сканов женский монастырь и стали участниками престольного праздника в честь иконы Божией Матери, именуемой «Трубчевская ».

    После праздничной Литургии паломники посетили пещерный мужской монастырь и набрали целебной воды в источнике в честь прпп . Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.

    Освящение поклонного креста и колоколов в Покровском храме с. Иванырс Лунинского района

    19.10.2016

    18 октября, в праздник Святителей Петра, Алексия и прочих Московских и всея России чудотворцев, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил освящение поклонного креста и колоколов в Покровском храме села Иванырс Лунинского района.

    Поклонный крест в селе Иванырс установили и освятили в честь 330-летия присоединения Иванырсинского Одигитриевского мужского монастыря к Московскому Чудову монастырю в Кремле, в память игуменов, монахов и насельников монастыря.

    Историческая справка

    ИВАНЫРСОВСКИЙ ЧУДОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, обитель, основан ранее 1677 (в этом году с церкви монастыря начала взиматься дань). Располагался на правом берегу р. Суры при впадении в нее р. Иванырс . Первоначально он назывался – Иванырский Пресвятой Богородицы Одигитрии монастырь. Ему была отведена земля, населенная крестьянами.

    Село Иванырс возникло как приписное к монастырю. В 1686 потерял самостоятельность и был приписан к Московскому Чудову монастырю. С этого времени стал называться Иванырсовский

    19.10.2016

    18 октября, в день памяти Святителей Московских, на колокольню храма святителя Иннокентия Пензенского села Родники Лунинского района воздвигнут купол с крестом. Купол с крестом был освящен 21 сентября этого года епископом Нестором, однако погодные условия не позволили установить его на храм в день освящения .

    Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим принял участие в заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в пятницу, 21 октября. Оно прошло в Московском Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Кирилла.

    Синод - основной орган управления Церковью. На его заседаниях принимаются решения об учреждении новых епархий и монастырей, назначении и перемещении правящих архиереев. Постоянными членами Синода являются восемь наиболее авторитетных митрополитов, а в качестве временных членов вызываются по очереди все епископы.

    Митрополит Серафим стал членом Синода впервые в жизни. Ему предстоит принять участие в синодальном заседании еще раз - в декабре.

    Преосвященнейший Митрофан с рабочим визитом посетил приходы Сердобского и Колышлейского благочиний

    21.10.2016

    В пятницу, 21 октября, епископ Сердобский и Спасский Митрофан с рабочим визитом посетил приходы Сердобского благочиния.

    Правящего архиерея Сердобской епархии в поездке сопровождал иерей Дмитрий Дрюпин , благочинный Сердобского благочиннического округа.

    Сердобский р-н, с. Куракино . с. Куракино – кладб . Никольская церковь (фото А.Дворжанского ) 2006

    Епископ Митрофан посетил кладбищенский храм Николая Чудотворца с. Куракино . В частности Владыка ознакомился с ходом строительных работ прихрамовой трапезной.

    В ходе поездки по Сердобскому благочинию епископ Митрофан посетил с. Софьино , на территории которого планируется открыть новый приход. Будущая Молитвенная комната будет располагаться в одной из комнат сельского клуба.

    Историческая справка

    Софьино (Сердобского у. Саратовской губ.). Храм во имя свт. и чуд. Николая, деревянный , однопрестольный .

    Построен в 1911 г. прихожанами и старостой Федором Павловичем Морозовым из церкви с. Большая Березовка (Черкасское ) Сердобского у. (Колышлейского р-на), проданной в с. Софьино в 1903 г.

    (135-8495-2–3; Справочная книга, с .)

    Колышлейский р-н, с. Чубаровка . Казанская церковь 2006

    Также, на этой неделе, в среду, Правящий архиерей Сердобской епархии с рабочим визитом посетил Колышлейское благочиние – с. Чубаровка .

    Правящего архиерея Сердобской епархии в поездке сопровождал игумен Кронид (Петров), благочинный Колышлейского благочиннического округа.

    Владыка Митрофан осмотрел церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, которая была построена в 1852 году помещиком Чубаровым. Закрыта в 1930-х годах и отдана под зернохранилище. Двухсветный каменный храм представляет собой прямоугольный в плане объем, покрытый вальмовой крышей. Западный фасад, пирамидально сужаясь кверху, завершается восьмигранной шатровой звонницей, которая фланкируется двумя главками, расположенными у ее основания. Верхние окна храма украшены килевидными трехчастными кокошниками, нижние окна - почти круглыми кокошниками с четырехконечным крестом в центре. Стены членятся пилястрами и прямоугольными нишами. В эклектичной архитектуре здания использованы стилизованные элементы древнерусской архитектуры.

    На сегодняшний день принято решение восстановить церковь и открыть приход.



     
    Статьи по теме:
    Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
    До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
    Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
    1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
    Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
    Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
    Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
    Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой