Апостольские гены игоря курляндского. Легко ли быть потомком святого? Когда его арестовали

СУДЬБЫ

«ИМЯ ЕГО В РОД И РОД»

– Говори, говори со мною.

– Зачем, дедуля? Я устал и уже не могу говорить.

(Из разговора в Ашино в военный 1944 год деда и внука Вениаминовых)

Прапрадед

Я смотрю на два портрета и меня поражает сходство этих людей, современников столь отдаленных эпох: святителя Иннокентия (Вениаминова) – митрополита Московского, апостола Америки и Сибири – и его праправнука – архимандрита Иннокентия (Вениаминова), встречу с которым в Петербурге подарила мне судьба. О своем прапрадеде, жившем более века назад (1797-1879 гг.), о.Иннокентий рассказывает так:

– Когда еще святитель был простым священником, отцом Иоанном, он по своей доброй воле миссионерствовал в Сибири, на Курилах, Камчатке, Алеутских островах. Крестил кадьяков, американских индейцев, алеутов, колошей. Перевел на алеутский язык Катехизис, составил азбуку якутского и тунгусского языков. Перевел на них Священное Писание. Само собой деятельность его выросла в дело большого государственного значения. В Петербурге он создал Комиссию по миссионерству. Примечательно, что при нем образованность жителей в его епархии стала выше, чем по остальной России. Он совершил путешествие по Амуру, составил подробную записку об Амурском крае и перспективах его заселения. Также взял на себя заботу о благоприятном для России решении амурского вопроса, по его предложениям была размежевана русско-китайская граница. Царь высоко оценил его труды – наградил орденом св.Андрея Первозванного. И вот что интересно: тот орден святитель получил с цепью. А орден Андрея Первозванного с цепью полагалось носить только членам Августейшей семьи рода Романовых – все остальные носили на голубой ленте. Случилось это таким образом. Когда святитель Иннокентий приехал в Петербург из Якутии, Государь сразу же пригласил его и говорит: «Ну вот что, Владыко, я издал указ о награждении вас за ваши труды на пользу Отечества нашему, за веру, за любовь к Богу и людям орденом Андрея Первозванного. Указ готов, но пока Фаберже сделает орден, время пройдет». И он, сняв со своих плеч орден вместе с цепью, повесил его на шею владыке. Право ношения цепи закрепилось – его и на портретах с ней изображали. А ведь кто такой святитель Иннокентий? Простой русский мужик, крестьянин. И вот, представьте, к этому мужику подходили под благословение цари...

Архимандрит Иннокентий продолжает рассказ, и перед глазами предстает образ простого, крепкого телом и верою в Бога русского человека. Родился святитель Иннокентий, тогда еще просто Ванечка, в семье пономаря в таежном селе Анга. «Золотая головка, золотые ручки», – говорили о нем местные жители. И столярить, и слесарить умел с детства. Особенно же прилежен был Ванечка в делах церковных и в грамоте. Уже в 6 лет читал на литургии Апостол, блестяще окончил Иркутскую семинарию. После окончания семинарии обвенчался с девушкой Катериной из своего родного села. Первенец у Вениаминовых родился в Иркутске, где у отца Иоанна был большой приход и где он создал первую в истории церковно-приходскую школу. Другие его дети родились уже в Русской Америке, куда отец Иоанн вызвался служить сам – по «вдохновению истины», как он говорил. В 1823 году с женой, сыном, матерью и братом отправился он по Лене до Иркутска, далее лошадьми до Охотска, а потом на судне до Алеутских островов. На острове Уналашке отец Иоанн построил церковь. Выучил алеутский язык, научил туземцев делать кирпичи из местного материала, обучил их плотничьему и столярному мастерству, открыл на острове первую школу для детей, составил грамматику алеутского языка, записал местные песни и сказания. Много было друзей у отца Иоанна на Аляске и на Алеутских островах. Любили местные жители своего священника. Любили его и животные. Был кит по прозвищу Дружок, который спас отца Иоанна, когда тот на утлой лодчонке отправился на рыбалку. Прямо из-под вала цунами вынес кит священнический каяк к берегу.

Нежно заботился о.Иоанн и о своей семье, своей дорогой Катеньке и детях, передав им глубокую веру и любовь к Отечеству. Старший сын Гавриил стал священником в Амурском крае в церкви Благовещения. Именно в память о святителе Иннокентии и его сыне Гаврииле получил свое имя город Благовещенск. В 1867 году скончался митрополит Московский Филарет, и его преемником стал архиепископ Иннокентий. Главою Русской Православной Церкви он оставался вплоть до 31 марта 1879 года, когда почил в Бозе и был захоронен в Духовой церкви Троице-Сергиевой лавры. Внук святителя Иван (сын о.Гавриила) тоже принял священнический сан. Архимандрит Иннокентий в детстве хорошо знал его, своего дедушку,– отца Иоанна. Довелось встретиться ему с ним и в 44-м военном году.

Дедушка

«С южного фронта, – продолжает архимандрит Иннокентий свой рассказ, – направили меня в командировку в Гатчину. Путь мой лежал через город Кашин, где служил тогда дедушка о.Иоанн. Сошел я с поезда и отправился его разыскивать. У кого спросить, не знаю. Иду по железнодорожному полотну, навстречу старушка. Подбегаю к ней и говорю:

– Скажите, тут церковь где-нибудь есть?

– Церковь?! Ишь ты! Це-р-ковь ему нужна!

Я оглянулся. Кругом никого. Если она мне так и не скажет ничего, то я не увижу своего дедушку.

– Зачем она тебе?

Из вопроса понял, что церковь где-то все-таки есть.

– Вы не знаете, кто там служит?

– Ишь ты, еще и кто там служит!

Не хочет говорить. Снова спрашиваю:

– Вы извините, пожалуйста, а там случайно не о.Иоанн служит?

Она на меня как-то так посмотрела и молчит. Через некоторое время:

– Ну и что отец Иоанн, ну и что?

– Не Вениаминов?

– Для чего он тебе?

– Я его внук.

Тут бабулька моя встрепенулась:

– А, Боже мой! Внучек отца Иоанна! Да идем, дорогой мой. Я тебя сама к нему приведу. Идем!

И она меня привела в домик, в котором жил дедушка. Стучит в ворота и зовет: «Отец Иоанн, отец Иоанн!» Слышу его голос: «Что, милая?» – «Я к тебе какого гостя привела!» А он оттуда: «Какого ты мне гостя-то привела?» – «Да, внук твой – Ростислав!» Выходит дедушка, руки распростер: «Внучек ко мне приехал!» И вот там, в Кашине, ночью (дольше утра мне нельзя было задерживаться) он рассказал мне такую историю. Служил он в Семеновском полку – любимом полку Государя Императора. Карьера его ожидала блестящая. Пришел он однажды домой очень усталый, лег на оттаманку у себя в комнате и вдруг видит: открывается дверь, и во всем облачении входит его дедушка – митрополит Иннокентий. Дедушка Иоанн хотел было вскочить, взять благословение, но тот рукой предварил его: «Лежи, Ваня». Подошел к оттаманке и говорит:

– Ну вот что, Иоанн, оставь-ко ты светский образ жизни и иди послужи Богу!

Благословил и исчез. Дедушка тут же принял решение уйти со службы и сказал об этом своей жене. И жена его, бабушка моя Анна, ему ответила: «Ну что же, ты мой муж, как скажешь – так и хорошо». Ушел он со службы, блестяще закончил семинарию, затем академию, и по благословению Синода поехал на три года в Париж, служить в русском православном подворье. Там произошел с ним такой случай. Заметил он, что к нему в храм все время приходит какая-то старушка. За три года ни разу не перекрестилась – стоит молча, молится, потом приложится к иконам и уходит. Никогда его ни о чем не спрашивала. Примерно месяца за три до отъезда объявил о.Иоанн всем прихожанам, что он покидает их и уезжает на родину, в Россию. И тут она подошла к нему, попросила благословения и говорит:

– Отец Иоанн, мне так нравится, как вы служите. Я католичка. Примите меня в православие.

И он принял ее в Православную Церковь. Прощаясь, она со слезами на глазах, говорила ему:

– Вот, батюшка, не знаю, что вам подарить. Есть у меня родительский крест... (а ей было уже за 80, этой старушке). Возьмите на молитвенную память. Этот крест из чистой слоновой кости.

Он взял. Бабушка моя потом его на бархат вишневый положила. И этот крест теперь висит у меня над кроватью. Некоторые ревностные наши священники (архимандрит Иннокентий улыбнулся), когда приходят ко мне и, видя католический крест, говорят: «Ты что, не можешь православный крест повесить?» А некоторые говорят: «О! Католический крест – инте-рес-но...» А мне дорог этот крест с распятым Христом. Всякий раз смотрю на него и с нежностью вспоминаю дедушку своего...

По окончании службы в русском подворье в Париже дедушка вернулся в Россию и получил направление в Харьков на служение вторым священником в Свято-Духов храм. В то время Государыня Императрица Мария Федоровна очень почитала святителя Иннокентия. И вот однажды она, будучи проездом из Ливадии в Петербург, остановилась в Харькове и поехала на службу в Свято-Духов храм. Воистину в мире нет ничего случайного! Надо же было, чтобы как раз в этот день служил мой дедушка. Императрица находилась в царской ложе с архиереем. Все ее внимание было приковано к службе. Когда служба кончилась, Императрица говорит: «Владыко, кто этот новый священник? Как он служит, я ничего подобного в своей жизни не слышала и не видывала». Архиерей отвечает: «Это отец Иоанн Вениаминов». – «Позвольте, он что, однофамилец святителю Вениаминову?» – «Да нет,– отвечает архимандрит, – он его внук». После этого по желанию Императрицы дедушку Иоанна перевели в Петербург на служение священником в домашнем храме Государыни.

Вот такое приключение было с моим дедушкой. Он, конечно, тут же собрался и вместе с семьей переехал в столицу, где жил в Аничковом дворце под покровительством графов Шереметьевых. Так сложилось, что Шереметьевы покровительствовали нашей семье еще с тех времен, когда прапрадедушка мой, о.Иоанн, лишился своей супруги Екатерины и принял в Киево-Печерской лавре постриг с именем Иннокентий, и был хиротонисан в сан епископа Иркутского. Тогда заботу о детях его приняли благодетельные графы Шереметьевы. Но не думайте, что, живя под покровительством самой Императрицы и богатых графов, мой дедушка сам жил в роскоши. Да, было у него на его большую семью одиннадцать комнат, была прислуга, но никогда он не стремился к богатству. Когда умер его отец, протоиерей Гавриил, которому еще от святителя Иннокентия досталось наследство 600 тысяч в золотых монетах, то все это богатство, все до единой копеечки, пожертвовал он в Александро-Невскую лавру. Почему именно туда? Дедушка знал, что святитель Иннокентий, наезжая в Петербург, очень любил служить в Александро-Невской лавре. И его сын Гавриил, бывая в Петербурге, обязательно там же служил.

Мама рассказывала мне, что когда дедушка служил во время войны в Кашине, по его призыву прихожане церкви собрали средства на постройку танка, много пожертвований отправляли на фронт. Скончался дедушка о.Иоанн в 1947 году, в возрасте 93 лет. «Перед смертью он обратился ко мне, – рассказывала бабушка Аня, – читай мне Евангелие». Она стала читать. Потом, прервав чтение, спросила: «Ты меня слышишь?» – «Слышу». И так несколько раз. А потом он не ответил. Она к нему, а рука уже холодная. Ко Господу уходил без мук и страданий. Господь такой хорошей смертью награждает праведников».

Отец

А некоторых Он награждает еще лучшей смертью – мученической. Продолжая рассказ архим.Иннокентия, можно упомянуть, что такой смертью погибли его отец и дядя. Бесследно сгинули на Соловках. Семью Вениаминовых арестовали, когда Ростиславу (Славику, будущему архим. Иннокентию) было 14 лет. Мать его – красавица, умница, княжеских кровей – до самой смерти не могла забыть того страшного времени. Не сказала ни словечка о том, что с ней делали там, в застенках, отчего навсегда исчезла радость с ее лица. В бывшей кирхе на окраине Астрахани устроили детский приемник-распределитель, куда до купола, как сельдей в бочку, набили «вражье семя». Слева девочки, справа мальчики. Койки в пять ярусов. Слава дерзил надзирателям. Его отправляли в карцер. Есть давали селедку. Пить не давали. Так часов по 15 кряду. Ни сесть, ни встать – коленки упираются в стену. Колодец.

Праправнук

Ростислав Вениаминов просидел в распределителях два года. В его «Деле» были две записи: член семьи врага народа и «находился на временно оккупированной территории». Находился, когда Кубань, куда его с матерью забросила судьба, стонала под пятой гитлеровцев. Как только советские войска освободили станицу Тамиргоевскую, Ростислав ушел добровольцем на фронт. Был санитаром, вынес с поля боя более сотни раненых бойцов. Солдаты его любили, но не сложились отношения с замполитом. Бдительный комиссар узнал и доложил начальству, что парень пришел с оккупированной территории и что отца его и дядю расстреляли, а мать – социально чуждая.

– Мерзкое тогда у меня было сердце, грешное, – голос у архимандрита Иннокентия начинает чуть-чуть дрожать. Волнуется батюшка. Нелегко вспоминать прошлое: – Хотел стать врачом, хирургом, чтобы убивать всех комиссаров, коммунистов проклятых и всех НКВДэшников. За себя, за всех, кто страдал, за папочку, за мамочку. Как можно жить с таким сердцем?! Выношу я однажды одного раненого с поля боя. Мужик такой здоровый, сибиряк. А я худенький был. Тащу я его мимо воронки от снаряда и вдруг слышу: кто-то стонет, там, в этой воронке. Я своему сибиряку говорю:

– Ты знаешь что? Полежи пока, а я слазаю туда. Если он тяжелее тебя, ты уж прости, я его сначала отнесу на БМП (батальонный медицинский пункт – ред. ). А уж если что, тогда я тебя.

– Да, да, конечно, давай, давай.

Я спускаюсь в воронку. На мне автомат, как полагалось, смотрю... мой комиссар. Я так обрадовался, думаю: сейчас я выпущу в тебя всю автоматную очередь. И буду счастлив, что отомстил, хоть одному, за всех! Лежит он, а грудная клетка у него сзади осколком снаряда прошита. Дыхание хриплое и сквозь рану видно, как розовое легкое шевелится и пар идет. Он голову ко мне повернул и говорит:

– Вениаминов, подойди ко мне, пожалуйста.

А я так надменно над ним стою и отвечаю ему:

– Ну, чего тебе еще от меня надо?

А он (да простит меня Господь):

– Ты меня... не выноси... Не надо... Я... умираю. Только вот, знаешь... у меня здесь документы. Ты... отправь после... матери.

Ну, я полез, конечно. Обложка у него там, в ней партбилет и еще что-то. Раскрыл, а там иконочка, Казанская, и молитвочка «Живый в помощи»! Я смотрю на него и говорю:

– Какой же ты коммунист?

– Это мне моя мама... Прости... Я знаю, что ты верующий... Прости меня...

Тут Господь подарил мне Свое сердце. И я упал на колени, я просил у него прощения за свою несправедливость и за свое такое отвратительное, пакостное сердце. И он простил меня. Я молился всеми молитвами, какие знал, а он отходил у меня на руках, и я целовал его раны и благодарил Бога, что через великую милость Господа раскрылось мое окаменевшее сердце. И он ушел... Имя его было Иван.

Легко ли быть потомком святого?.

Легко ли быть потомком святого?.

По решению ЮНЕСКО в нынешнем году отмечается 200-летие

со дня рождения Святителя Иннокентия, митрополита Московского

и Коломенского, духовного просветителя Америки и Сибири.

БЫВШИЙ зек, бывший фронтовик, бывший моряк. Так говорит о себе архимандрит Иннокентий, в миру Ростислав Сергеевич Вениаминов. Еще он мог бы сказать њ "бывший врач". Вот только вряд ли врач бывает бывшим. Он врачует всегда. Отец Иннокентий врачует души людей.

"Вот, говорят, молодежь не та пошла. Та. Такая, как всегда. И такие есть, и сякие. Разные. Вижу, разъезжаю по стране, хоть ноги уже не те. Да, времена трудные. А когда легкие были? Говорю, наставляю. Хотя это не я сам, а Господь. Я только инструмент Его. От Господа стопы человеку исправляются. Все, и я в том числе, к греху расположены. Вечером думаю: что сделал нынче для Господа? Одни грехи...".

Семью Вениаминовых арестовали, когда Ростиславу, Славику, 14 годков было. Отец, преподаватель математики и иностранных языков Астраханского рыбвтуза, бесследно сгинул на Соловках. Мамочка, красавица, умница, княжеских кровей, до самой смерти молчать и дрожать станет, не скажет словечка о том, что делали с ней там, в застенках, отчего навечно исчезла радость с ее лица, почему на картинах своих избегала она ярких тонов. Даже на платочке, что вышила сыну рыбьей косточкой в заключении, розы были черные.

В бывшей кирхе на окраине Астрахани устроили детский приемник-распределитель, куда до купола, как сельдей в бочку, набили "вражье семя". Слева девочки, справа мальчики. Койки в пять ярусов.

Славка дерзил надзирателям. Его отправляли в карцер. Есть давали селедку. Пить не давали. Так 15 часов кряду. Коленки упирались в стенку њ ни сесть, ни встать. Колодец.

Это было классовое общество. Состояло из трех классов: те, кто сидел, те, кто сидит, и те, кто будет сидеть.

Вениаминов просидел два года. Потом ребят стали отправлять в Сибирь этапом по сотне. Профессорский сынок, 12-летний Васька, попал в первую сотню. Вернулся от начальника детприемника, смеется: "Был Васька њ стал Колька. Был Киселевич њ стал Петров". Перед этапом им меняли имена, вытравляя семейные меты, чтобы новая жизнь начиналась с белого листа.

Так вышло бы и со Славкой Вениаминовым, назначенным в сотню на Кустанай, если бы не баба Аня. Она задобрила, задарила тюремщиков, на коленях вымолила единственного внука. Либо то заступничал перед Господом за потомка, родную кровь, Святитель Иннокентий, кого вот уже полтора столетия по обоим берегам Тихого океана называют апостолом Аляски и Сибири.

Об Андрее Первозванном ему объявил сам государь. Благодарил за заслуги перед Отечеством, за подвиг пастырского служения. Император снял с себя орден на цепи њ "Когда еще Фаберже изготовит!" њ и надел владыке Иннокентию на шею. Первозванного носили на цепи только члены императорской фамилии. Все другие њ на ленте. Святитель Иннокентий, крестьянский сын, был единственным, кто носил орден на цепи.

Крестьянское происхождение сыграет свою роль через полтора столетия, когда представление на канонизацию будут фактически санкционировать светские власти Страны Советов. Кандидатуры Ксении Петербургской и Иоанна Кронштадтского "не прошли" по сословному признаку: голубых кровей. Святитель Иннокентий "прошел": "государство-то рабоче-крестьянское". И в 1977 году Святитель Иннокентий был канонизирован Русской православной церковью. За три года о того он был прославлен Православной церковью Америки, а в 1994 году Русской зарубежной церковью.

Судового врача Вениаминова вызвали на капитанский мостик. На столе была расстелена карта "мирового жандарма", сверху гриф "Совершенно секретно". Капитан провел указкой по желто-коричневой полоске: "Вениаминов, глянь-ка, Аляска... Алеуты... Вулкан Вениаминова. Это, случаем, не твой родич?" Похолодело под сердцем. До "северной" пенсии оставалось полгода. Опять "волчий билет"? Еще трижды петух не прокричал, как отрекся Вениаминов от предка: "Не, однофамилец...".

На Аляску он попадет через 15 лет, уже монахом, отцом Иннокентием. Это имя даст ему в Троице-Сергиевой лавре в 1987 году архимандрит Алексий, наместник лавры, с благословения Патриарха. На Алеуты добирались самолетом. Его подвели к серебристому красавчику, на котором через весь борт шла надпись "Святой Иннокентий". Так, на дареном самолете отец Иннокентий пролетел над всей Аляской, Алеутской грядой и над вулканом имени своего великого предка.

Нарадоваться не могли всем таежным селом Анга на Ванечку, старшего в семье пономаря местной церкви. Золотая голова, золотые ручки. И столярить, и слесарить горазд. Даже часы своими руками смастерить. Но особо прилежен был в грамоте и делах церковных. Уже в шесть лет читал на литургии Апостола. Блестяще окончил Иркутскую семинарию, собирался в Московскую духовную академию. Да тут Обь разлилась, до Москвы не доехал. Видно, то промысел Божий. Потому как обвенчался в Иркутске с Катенькой, с семьей которой соседствовал в Анге. Ведь из академии њ прямой путь в монашество. Тогда бы не было шестерых крошек њ двух мальчиков и четырех девочек.

ПЕРВЕНЕЦ у Вениаминовых родился в Иркутске, где у отца Иоанна был большой приход, где создал он первую в истории церковно-приходскую школу. Другие дети родились в Русской Америке, куда сам вызвался служить отец Иоанн по "вдохновению истины", как он говорил. В 1823 году с женой, сыном, матерью и братом отправился он по Лене до Якутска, далее лошадьми до Охотска, а потом на судне Российско-Американской компании, появившейся, кстати, в самый год его рождения, до Алеутских островов.

На острове Уналашке отец Иоанн перво-наперво построил церковь. Он выучил алеутский язык, научил туземцев делать кирпичи из местного материала, обучил их плотничьему и столярному ремеслам, открыл на острове первую школу для детей, составил грамматику алеутского языка, записал местные песни и сказания, изучил природу края, повадки морских котиков для нужд промысловиков, создал метеостанцию. Главное же њ он перевел на алеутский язык Катехизис и Евангелие.

Отец Иоанн крестил алеутов и американских индейцев, колошей и кадьяков не огнем и мечом, завоевывал их не подарками и побрякушками. Он победил их души любовью. На Алеутских островах и Аляске у отца Иоанна было много друзей. Был кит по прозвищу Дружок, который спас отца Иоанна, когда тот на утлой лодчонке отправился на рыбалку. Кит прямо из-под вала цунами вынес каяк на берег.

В библиографии Ростислава Вениаминова были две чудные запятые: ЧСВР њ член семьи врага народа и "находился на временно оккупированной территории". Был, находился, когда Кубань, куда его с матерью забросила судьба, стонала под пятой гитлеровцев. Как только советские войска освободили станицу Темиргоевскую, Ростислав ушел добровольцем на фронт. Был санитаром, вынес с поля боя более сотни раненых бойцов.

Его любили солдаты. Но не сложилось с замполитом. Бдительный комиссар помнил, что пришел парень с оккупированной территории, знал, что и отца его, и дядю расстреляли, что мать њ социально чуждая, да и сам он непонятно как избежал лагерей. Всякий раз, когда заходила речь о наградах, что-то шептал командиру замполит. И награды обходили рядового Вениаминова стороной.

Летом 1944 года под Краснодаром Вениаминов тащил на себе раненого бойца. Под обстрелом успел перевязать его, остановить кровь. Возле воронки от артиллерийского снаряда услышали из глубины хрипы. "Славка, ползи туда. Я њ живой, а там кто-то из наших, ползи..." Человек лежал на дне воронки в неудобной позе, в какую метнула его взрывная волна. На спине, под самой лопаткой, зияла дыра, в которой дымилась розовая дрожащая пена надорванного легкого. Ростислав отряхнул комки земли с головы лежащего. Это был он, комиссар, его воплощенное унижение и беда. Порушенный дом, погибшие родные, испуганная до полусмерти мать њ символ власти без милосердия и пощады. Рука невольно потянулась к автомату, секунда и њ все: кара, возмездие, освобождение от гнева и поругания. Веки замполита дрогнули, он открыл глаза: "Вениаминов, ты... возьми тут, в кармашке... Слышь, мне уже не поможешь... возьми...".

Ростислав вытащил из кармана гимнастерки замполита сложенные треугольнички, картонку. Корочка упала домиком на землю њ партбилет. Из него выпали образок Богородицы и потертый на швах листочек из школьной тетрадки, расплывшиеся каракули њ молитва Живые Помощи. "Комиссар, ты ж партийный..." њ "То мамка моя, провожала и дала... Вениаминов, ты ж верующий... Вениаминов... прости... замолви за меня... Помолись..." Рана перестала дымиться, розовая плоть пожухла и опала.

Покаяние њ сердцевина православия, тысячелетней веры нашей. Как любил повторять Святитель Иннокентий: "От Господа стопы человеку исправляются". Вот почему не может быть уговоренного, коллективного покаяния. Ибо оно, покаяние, њ это индивидуальный акт, глубоко интимный диалог человека с Богом, после которого катарсис њ очищение. И преображение.

О кончине супруги своей Екатерины, делившей с ним тяготы пастырского служения, отец Иоанн узнал в Киево-Печерской лавре. Он принял постриг с именем Святителя Иркутского Иннокентия и, поручив детей своих заботам благодетельных графов Шереметевых и попечительству императрицы, продолжил свою миссионерскую деятельность в Америке и Сибири, став епископом Камчатским, Курильским и Алеутским.

То ли масштаб его личности был столь огромен, то ли эпоха была великая, но так получилось, что деятельность его имела и большое государственное значение. Святитель Иннокентий создал в Петербурге Комиссию по миссионерству, составил азбуку якутского и тунгусского языков, перевел на них Священное Писание. Его усилиями образованность жителей в его епархии была выше, чем по остальной России. Он совершил путешествие по Амуру, составил подробную записку об Амурском крае и перспективах его заселения, принял на себя заботу о благоприятном для России решении амурского вопроса, по его предложениям была размежевана русско-китайская граница. В его честь и в честь его сына Гавриила, назначенного служить в местной церкви Благовещения, был заложен и получил имя город Благовещенск.

В 1867 году скончался митрополит Московский Филарет, и его преемником стал архиепископ Иннокентий, служивший на этом поприще до 31 марта 1879 года, когда почил в бозе и был захоронен в Духовой церкви Троице-Сергиевой лавры.

ТО БЫЛО удивительное время, апогей славы и величия России, когда простерла она покровительство свое на народы и языки полумира и когда в ее владениях не заходило солнце. Тогда церковный иерарх, каковым был Святитель Иннокентий, равнялся по делам своим ее знаменитому канцлеру Горчакову, а великий Пушкин признавал победу над собой в поэтическом соревновании митрополита Московского Филарета, ответившего ему на "Дар напрасный, дар случайный" своим вдохновенным "Не напрасно, не случайно жизнь от Бога нам дана".

То была великая эпоха, великие сыны России. Это с точки зрения исторической, истории людей и государства. С точки зрения христианской все эпохи равны друг другу. И христианскому подвигу есть место во все времена. Есть подвиг собирания и просвещения. Есть подвиг мученичества, подвиг сохранения. Пронести предание, сберечь свечу, сохранить святое семя. Кому что выпадет.

Отец Иннокентий бережно достал и развернул из пелен боты. Огромные сапоги, резиновый низ, замшевый верх, чуть траченный временем. На подошве клеймо "Российско-Американская компания". В этих галошках его прапрадед Святитель Иннокентий исходил дороги Русской Америки, Сибири и Москвы њ Третьего Рима. Отец Иннокентий дозволил мне согреть стопы мои теплом святыни. Не ради любопытства, не на похвальбу. Для причастности и обязательства. Ведь от Господа и Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, исправляются стопы человеку, души современников и соотечественников. Отец Иннокентий думает создать музей своего предка, где будут кресло и часы, изготовленные его руками, письма, орденские ленты. Хотя музей его памяти њ это вся Великая Россия, и Сибирь, и Аляска њ два берега...

За век, прошедший с той поры, когда Святитель Иннокентий занял подобающее ему место у Престола Всевышнего, от Русской Америки осталась потешная пушка в Форте Росс.

Татьяна ШУТОВА.

Краеведческо-генеалогический сектор библиотеки №18 им. Н.А.Островского.
Уважаемые читатели! Просим внести поправки и дополнения. Приглашаем принять участие в краеведческо-генеалогических семинарах!
Контакты: [email protected] 8 903 158 89 23 Пажитнов Евгений.
Вид;лъ я эту статью и въ самомъ «Амур;», и вид;лъ, что въ ней есть ошибки (впрочемъ, главную изъ нихъ я относилъ къ недосмотру типографіи). Но я оставилъ это безъ всякихъ посл;дствій, полагая, что статья эта умретъ вм;ст; съ газетою. Но вышло не такъ. И потому теперь съ моей стороны было бы даже непростительно не указать на эти ошибки.

1) Въ метрическихъ книгахъ, хранящихся въ Иркутской духовной консисторіи, точно, написано, что я родился 11 сентября (1797 г.). Но мн; покойная мать моя сказывала, что я родился въ день Адріана и Наталіи, т. е. 26 августа; а этотъ день она очень хорошо помнила по н;которому достоприм;чательному въ то время въ нашемъ сел; обстоятельству. Доказательствомъ тому можетъ быть и то, что день имянинъ моихъ былъ 2-го сентября, т. е. въ 8-й день по рожденіи. А въ старину многіе, держась буквы Требника, такъ давали имена. Отецъ мой померъ не въ апр;л;, а въ август;: это уже самъ помню, - по времени с о з р; в а н і я о в о щ е й. Но не на эти ошибки я хочу указать. Для одного этого не стоило бы и пера въ руки брать. Кому, кром; моихъ родныхъ, какая надобность знать - въ тотъ или другой день я родился, въ томъ иди другомъ м;сяц; померъ отецъ мой?

2) Но дал;е говорится, что я четырехъ л;тъ на пятомъ читалъ уже Апостолъ за литургіею. Это слишкомъ много сказано! Этого пропустить уже нельзя; иначе это можетъ подать инымъ поводъ думать обо мн; чт; нибудь необычайное, или приравнивать меня, Богъ знаетъ, къ кому! Н;тъ, это было далеко не такъ. Четырехъ л;тъ на пятомъ я лишь началъ учиться грамот; и не у кого либо другаго, а у своего отца, который, будучи долго боленъ, почти всегда лежалъ въ постели. Апостолъ же я читалъ не въ Пасху, а въ Рождество Христово. Я это очень хорошо помню; и это было уже тогда, когда я учился у дяди своего, т. е. посл; смерти отца моего (въ 1803 г.). Сл;довательно, я читалъ Апостолъ, когда былъ шести л;тъ на седьмомъ, если только не на восьмомъ.

Этимъ и можно было бы кончить эту статейку, потому что дальн;йшія неточности очень неважны. Но быть можетъ, что мн; не удастся уже, или не будетъ случая, сказать кое-что о себ; . И потому я пройду всю статью, напечатанную въ Духовной Бес;д;, поправляя оную, гд; нужно, и дополню ее н;которыми св;д;ніями - въ славу Божію. Пусть мой прим;ръ будетъ новымъ доказательствомъ той истины, что отъ Господа исправляются челов;ку пути его и что вс; мы, служители церкви Его, ничто иное, какъ орудіе въ рукахъ Его. Ему угодно было назначить мн; поприще служенія въ Америк; - и это исполнилось, не смотря даже на противленіе воли моей.

3) Въ семинарію я поступилъ уже девяти съ половиною л;тъ и посл; н;сколькихъ попытокъ матери моей опред;лить меня на м;сто отца моего пономаремъ. Попытки эти были напрасны, не смотря даже и на то, что мать моя оставалась въ безпомощномъ положеніи съ тремя д;тьми, кром; меня. Попытка въ томъ же род; сд;лана была еще чрезъ два или три года посл; поступленія моего въ семинарію, но тоже напрасно. И это, конечно, потому, что мн; суждено служить не на м;ст; моей родины, а въ Америк;.

4) Самъ авторъ статьи , по случаю которой я пишу это, скажетъ, что ему не съ к;мъ другимъ, а со мною пришлось бы;хать въ академію, еслибы я уже не былъ женатъ въ то время, когда пришло распоряженіе прислать изъ Иркутской семинаріи двухъ учениковъ; и т;мъ бол;е, что самъ ректоръ нашъ им;лъ меня въ виду на этотъ случай, какъ онъ это высказалъ мн; посл;. А почему онъ не остановилъ моей женитьбы, то причиною этого былъ весьма р;дкій и даже необыкновенный случай, а именно: р;ка Ангара, отд;ляющая семинарію отъ монастыря (гд; жилъ нашъ ректоръ, и откуда онъ во вс; учебные дни прі;зжалъ въ семинарію на ц;лый день) въ тоть годъ (1817), при вскрытіи своемъ, на многіе дни прекратила всякое сообщеніе монастыря съ городомъ. Ледъ на ней сначала прошелъ было почти совс;мъ, а потомъ опять остановился на н;сколько дней и такъ плотно, что изв;стный тогда въ Иркутск; монастырскій послушникъ И в а н у ш к о перешелъ чрезъ него съ одного берега на другой. А въ это время мн; пришла мысль жениться, и я усп;лъ подать просьбу, б е з ъ п о з в о л е н і я отца ректора получить видъ на женитьбу и даже начать сватовство. Не будь этого случая - тогда, конечно, ректоръ не позволилъ бы подавать мн; просьбы о женитьб;. И тогда мн; пришлось бы;хать въ академію, а не въ Америку.

5) Но видн;е всего оказалась воля Божія о мн; при перем;щеніи моемъ изъ Иркутска въ Уналашку, т. е. въ Америку. Во діакона я рукоположенъ 13 мая 1817 г., во священника 18 мая 1821 г. къ той самой церкви, какъ говоритъ авторъ, и гд; я служилъ до самой отправки моей въ Америку. И точно, тотъ выходецъ (изъ Уналашки), о которомъ онъ упоминаетъ, былъ в и д и м о ю причиною того, что я у;халъ въ Америку. Но не разсказы его м н; л и ч н о пл;нили меня. Это было иначе - или, пожалуй, такъ, да не такъ.

Выходецъ этотъ (н;кто Иванъ Крюковъ, жившій съ Алеутами 40 л;тъ), по прі;зд; своемъ въ Иркутскъ, остановился въ нашемъ приход;, гд; и проживалъ съ ноября почти до половины февраля. Я былъ духовнымъ отцомъ его и всего его семейства и потому я былъ съ нимъ довольно коротко знакомъ. И точно, чего-чего не разсказывалъ онъ мн; и объ Америк; вообще, и объ Алеутахъ въ особенности, и ч;мъ-ч;мъ онъ не уб;ждалъ меня;хать въ Уналашку; но я былъ глухъ ко вс;мъ его разсказамъ, и никакія уб;жденія его меня не трогали. Да и въ самомъ д;л;, могъ ли я, или былъ ли мн; какой разсчетъ, судя по-челов;чески, ;хать Богъ знаетъ куда, - когда я былъ въ одномъ изъ лучшихъ приходовъ въ город;, въ почет; и даже любви у своихъ прихожанъ, въ виду и на счету у своего начальства, им;лъ уже собственный свой домъ, получалъ доходу бол;е, ч;мъ тотъ окладъ, который назначался въ Уналашк;?

И потому, когда, по распоряженію покойнаго преосвященнаго Михаила, были спрошены вс; священнослужители по всей епархіи: не пожелаетъ ли кто;хать въ Уналашку и если не пожелаетъ, то почему именно? - въ числ; прочихъ подписался и я, что не желаю занять это м;сто, по причин; отдаленности. И это написалъ я со всею искренностію, им;я въ виду, что ежели наши вдовы, живя и за десять верстъ отъ начальства, остаются безъ всего (тогда не было еще попечительства), то чт; же будетъ за десять тысячъ верстъ? Такъ я думалъ, такъ и говорилъ другимъ своимъ собратіямъ.

Но когда этотъ же выходецъ - уже простившійся со мною совс;мъ и на прощаніе еще уб;ждавшій меня;хать въ Уналашку (это я живо помню) - въ тотъ же самый день, при прощаніи своемъ съ преосвященнымъ (у котораго мн; случилось быть въ то время, и даже въ гостиной, чт; было со мною въ первый разъ), сталъ разсказывать объ усердіи Алеутовъ къ молитв; и слышанію слова Божія (чт;, безъ сомн;нія, я слышалъ отъ него и прежде и, можетъ быть, не однажды): то - да будетъ благословенно имя Господне! - я вдругъ и, можно сказать, весь загор;лся желаніемъ;хать къ такимъ людямъ. Живо помню и теперь, какъ я мучился нетерп;ніемъ, ожидая минуты объявить мое желаніе преосвященному; и онъ, точно, удивился этому, но сказалъ только: «посмотримъ».

Могу ли же посл; этого я, говоря по всей справедливости, вм;нить себ; въ заслугу, или считать за какой нибудь подвигъ то, что я по;халъ въ Америку?

Равнымъ образомъ, могу ли я присвоить собственно себ; чт; либо изъ того, что при мн; или чрезъ меня сд;лалось добраго и полезнаго въ т;хъ м;стахъ, гд; я служилъ? Конечно, н;тъ; по крайней м;р; - не долженъ. Богъ видитъ, какъ тяжело мн; читать или слышать, когда меня за чт; либо хвалятъ и особенно, когда сд;ланное другими или, по крайней м;р;, не мною однимъ, приписываютъ мн; одному. Признаюсь, я желалъ бы, еслибъ это было только возможно, чтобы и нигд; не упоминалось мое имя, кром; обыкновенныхъ перечней и поминаньевъ или диптиховъ. Но какъ это желаніе мое неудобоисполнимо (какъ, наприм;ръ, при исчисленіи архіерейскихъ ка;едръ , и самая краткая исторія Россійской церкви не можетъ не упомянуть обо мн;), то я искренно желалъ бы, чтобы въ подобныхъ случаяхъ сказано было обо мн; такъ же, какъ, наприм;ръ, въ предисловіи къ Евангелію, переведенному на Якутскій языкъ, т. е., что это сд;лано при такомъ-то преосвященномъ: лучше, проще и справедлив;е этого, по моему, быть не можетъ. «А какъ же», спроситъ меня авторъ статьи, по случаю которой я пишу это, - «какъ же говорить или писать о вашихъ путешествіяхъ? Тутъ никакъ не приходится «при». Какъ? Очень просто! В о з и л и или п е р е в е з л и - ну, много - п е р е; х а л ъ оттуда - туда-то, и только: потому что, и въ самомъ д;л;, вс; мои путевые п о д в и г и состоятъ именно только въ томъ, чтобы двинуться съ м;ста, т. е. р;шиться с;сть въ повозку или на судно; а тамъ - еслибы и захот;лъ воротиться, да ужъ нельзя; а кто жъ не захочетъ р;шиться и въ комъ не достанетъ на то силы, когда того требуетъ д;ло или долгъ?

6) Посл; объявленія мною желанія моего преосвященному, вскор; посл;довала отъ него резолюція такого содержанія : «Многіе изъ священнослужителей отказались отъ служенія въ столь важной и подобноапостольской миссіи по причинамъ совершенно неуважительнымъ, и потому консисторія им;етъ дать жребій... (такимъ-то) діаконамъ (четыремъ, а не двумъ) и тотъ, кому падетъ жребій, долженъ отправиться непрем;нно». Насталъ и день жребодаянія, о чемъ мн; сказалъ предварительно самъ преосвященный, приглашая меня къ этому. Но меня не зовутъ, - это меня крайне огорчило, даже заставило отчаяваться... но не кому иному, а мн; Господь судилъ отправиться тогда въ Америку. Тотъ, кому палъ жребій (бывшій мой товарищъ по семинаріи, короткій пріятель) отказался, представляя разныя причины: и с в я щ е н н ы я обязанности къ престар;лымъ родителямъ и проч..., а главное - нездоровье жены своей, которая, надобно сказать, пережила его и едва ли не жива даже и теперь; а онъ померъ еще въ 1839 году въ Красноярск; - солдатомъ, горько раскаяваясь въ своемъ упрямств;!

7) Въ С.-Петербургъ изъ Америки я отправился не только по любознательности, какъ говоритъ авторъ, а бол;е и почти е д и н с т в е н н о зат;мъ, чтобы напечатать алеутскіе переводы Св. книгъ подъ своимъ надзоромъ, куда и прибылъ 25-го іюня 1839 года.

8) Н;тъ, не смерть жены моей открыла мн; путь къ архіерейству, потому что она померла ровно за годъ до того, и именно 24-го ноября 1839 года. До 6-го ноября 1840 года, т. е. до того времени, какъ я сталъ сбираться;хать въ Америку, ни р;чи, ни мысли не было ни у кого объ учрежденіи архіерейской ка;едры въ Америк;... Но какъ и кому пришла первая мысль объ этомъ - можетъ, современемъ, сказать нашъ трудолюбивый и благонам;ренный писатель А. Н. Муравьевъ, принимавшій въ этомъ самое живое участіе, а обо всемъ прочемъ, касающемся до меня, можетъ сказать мой преемникъ, по разсмотр;ніи вс;хъ д;лъ и бумагъ моихъ.

Прим;чанія:
Такъ озаглавили мы поправки, написанныя митрополитомъ Иннокентіемъ (тогда еще архіепископомъ) въ 1863 году, по поводу напечатанной протоіереемъ Громовымъ статьи, касающейся біографіи Владыки. Ив. Б.
Была у меня давно еще написана статья о моемъ д;тств;, воспитаніи и о путешествіи изъ Иркутска въ Америку, но она погибла въ пожар; въ 1858 году.
Протоіерей Громовъ.
Изъ коихъ Господь привелъ меня быть первымъ по счету на трехъ: въ А м е р и к;, въ Я к у т с к; и на А м у р; въ Б л а г о в; щ е н с к;.
У меня было самое д;ло это, полученное изъ Иркутск. дух. конс. въ числ; прочихъ д;лъ; но, къ сожал;нію, погибло въ пожар;.
Родословная роспись: ...

Поколение 1 ___

1. ...
Пол: мужской.
Родился Евсей (2-1)
Родился Дмитрий (3-1)
Супруга: ....

Поколение 2 ___

2-1. Попов Евсей... (?-1803)
Пол: мужской.
Родился Мужчина (4-2)
Родилась Женщина (5-2)
26.08.1797: Родился Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов (6-2)
1803: Умер
1803: Родился Стефан (7-2)
Супруга: Шарина Фёкла Савишна, продолжительность жизни: 73.
1766: Родилась. Отец: Шарин Сава..., мать: ....
1839: Умерла

3-1. Попов Дмитрий...
Пол: мужской.
Родился. Отец: ..., мать: ....
Женился
Жена: ....

Поколение 3 ___

4-2. Попов... Евсеевич
Пол: мужской.
Родился. Отец: Попов Евсей..., мать: Шарина Фёкла Савишна.

5-2. ...
Пол: женский.
Родилась. Отец: Попов Евсей..., мать: Шарина Фёкла Савишна.

6-2. Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов (26.08.1797-31.03.1879)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 81.
Родилась Фёкла (8-6)
Родилась Ольга (9-6)
Родилась Прасковья (10-6)
Родился Александр (11-6)
26.08.1797: Родился. Отец: Попов Евсей..., мать: Шарина Фёкла Савишна.
15.11.1822: Родился Иннокентий (12-6)
16.11.1823: Родилась Екатерина (13-6)
26.07.1826: Родился Гавриил (14-6)
31.03.1879: Умер
Супруга: ... Екатерина Ивановна.
24.11.1839: Умерла

7-2. Попов Стефан Евсеевич (1803-1862)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 59.
Женился
1803: Родился. Отец: Попов Евсей..., мать: Шарина Фёкла Савишна.
1862: Умер
Жена: ....

Поколение 4 ___

8-6. Вениаминова Фёкла Ивановна
Пол: женский.

9-6. Вениаминова Ольга Ивановна
Пол: женский.
Родилась. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина Ивановна.

10-6. Вениаминова Прасковья Ивановна
Пол: женский.
Родилась. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина Ивановна.

11-6. Вениаминов Александр Иванович
Пол: мужской.
Родился. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина Ивановна.

12-6. Венеаминов Иннокентий Иванович (15.11.1822-?)
Пол: мужской.
Умер
15.11.1822: Родился. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина
Ивановна.

13-6. Вениаминова Екатерина Ивановна (16.11.1823-?)
Пол: женский.
Вышла замуж
Умерла
16.11.1823: Родилась. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина
Ивановна.
Муж: Петелин Илья Иванович.

14-6. Вениаминов Гавриил Иванович (26.07.1826-1880)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 53.
Родился Иван (15-14)
26.07.1826: Родился. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина
Ивановна.
1880: Умер
Супруга: ....

Поколение 5 ___

15-14. Вениаминов Иван Гавриилович
Пол: мужской.
Родился. Отец: Вениаминов Гавриил Иванович, мать: ....
Родился Сергей (16-15)
1885: Родился Иннокентий (17-15)
Супруга: Поповицкая Анна Александровна.

Поколение 6 ___

16-15. Вениаминов Сергей Иванович (?-1938)
Пол: мужской.
Родился. Отец: Вениаминов Иван Гавриилович, мать: Поповицкая Анна Александровна.
Женился
1924: Родился Ростислав (18-16)
1938: Умер
Жена: ....

17-15. Вениаминов Иннокентий Иванович (1885-1937)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 52.
1885: Родился. Отец: Вениаминов Иван Гавриилович, мать: Поповицкая Анна Александровна.
1914: Родилась Анна (19-17)
24.02.1916: Родилась Марина (20-17)
1937: Умер
Супруга: ....

Поколение 7 ___

18-16. Вениаминов Ростислав Сергеевич (1924-2002)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 78.
Женился
1924: Родился. Отец: Вениаминов Сергей Иванович, мать: ....
2002: Умер
Жена: ....

19-17. Вениаминова Анна Иннокентьевна (1914)
Пол: женский, возраст: 101.
Вышла замуж. Муж 1.
Вышла замуж. Муж 2.
Родился Элик (21-19(1))
1914: Родилась. Отец: Вениаминов Иннокентий Иванович, мать: ....
Муж 1: ....
Муж 2: ....

20-17. Вениаминова Марина Иннокентьевна (24.02.1916-?)
Пол: женский.
Вышла замуж
Родился Александр (22-20)
Родилась Анна (23-20)
Умерла
24.02.1916: Родилась. Отец: Вениаминов Иннокентий Иванович, мать: ....
Муж: Курляндский Сергей....

Поколение 8 ___

21-19(1). ... Элик...
Пол: мужской.
Родился. Отец: ..., мать: Вениаминова Анна Иннокентьевна.

22-20. Курляндский Александр Сергеевич
Пол: мужской.
Родился. Отец: Курляндский Сергей..., мать: Вениаминова Марина Иннокентьевна.
Женился. Жена 1.
Женился
Женился. Жена 2.
31.01.1965: Родился Игорь (24-22(1))
09.06.1976: Родился Дмитрий (25-22(2))
Жена 1: ... Вера Ивановна, возраст: 71.
1944: Родилась
Жена 2: ....

23-20. Курляндская Анна Сергеевна
Пол: женский.
Родилась. Мать: Вениаминова Марина Иннокентьевна, отец: Курляндский Сергей....

В ВОЕННУЮ КОЛЛЕГИЮ

ВЕРХОВНОГО СУДА

СОЮЗА ССР

От Вениаминова

Ростислава Сергеевича

1924 года рождения,

проживающего в Ленинграде

по улице Варшавской, дом № 24, кв. № 66;

домашний телефон №

296-97-85.

ПИСЬМО-ПРОСЬБА.

Настоящим убедительно прошу сообщить мне о судьбе моего родного дяди

ВЕНИАМИНОВА Иннокентия Ивановича,

который был подвергнут аресту органами НКВД в 1935 году (на самом деле он был арестован в последний раз в январе 1937 г. прямо в зале «суда» - И.К.), и с тех пор ничего о нем не было известно.

О своем дяде - родном брате моего отца ВЕНИАМИНОВА Сергея Ивановича могу сообщить следующее:

ВЕНИАМИНОВ Иннокентий Иванович родился в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 09 ноября 1886 года (точная дата рождения И.И. Вениаминова 1 ноября (20 октября) 1885 года - И.К.).

До первого ареста в 1930 году он жил в Москве, где служил офицером в ГУ РККА, имея к тому времени два ромба (информация, которая нуждается в проверке и уточнении - И.К.). По имеющимся у меня сведениям, он был сослан на Дальний Восток (в действительности в Восточную Сибирь, в Иркутскую область, где родился и начинал свой путь его великий предок - И.К.), но в каком году освобожден, мне неизвестно; знаю только, что он вернулся из города Братска и что ему было разрешено поселиться в городе Арзамасе, Горьковской области (тогда, кажется, в Нижне-Новгородской области?), где он работал в МКХ, вот что это за организация и какую должность он в ней занимал, - мне неизвестно.

В 1935 г. он был вновь подвергнут аресту и с тех пор о его дальнейшей судьбе нам ничего неизвестно (Это неточно, родные И.И. Вениаминова знали, что он в 1936 и 1937 годах арестовывался, был «судим», затем был отправлен в лагерь, но ничего не знали о его судьбе после этого - И.К.).

Мой отец ВЕНИАМИНОВ Сергей Иванович был его родным братом. Папочка мой погиб 14 августа 1939 года. (То есть Ростиславу Сергеевичу Вениаминову была сообщена от судебных органов, по справке КГБ, по сложившейся в 1950-60-е гг. практике, ложная дата смерти его отца и ложные обстоятельства его смерти («умер от апоплексического удара»). В действительности, С.И. Вениаминов был расстрелян 28 июля 1938 года. - И.К.). Мною от Вас получен документ о полнейшей реабилитации отца в виде СПРАВКИ от 8 августа 1957 года за № 4н - 0426/57 (она есть в архивном следственном деле, но документы о самом процессе реабилитации хранятся в его реабилитационном деле, - в ведомственных архивах Прокуратуры или ВерхСуда и пока не доступны, - И.К.).

Я ОЧЕНЬ ПРОШУ Вас пересмотреть по оставшимся архивным документам "ДЕЛО" моего родного дяди ВЕНИАМИНОВА Иннокентия Ивановича и ОБЯЗАТЕЛЬНО указать дату его смерти, ибо я человек верующий и имею желание поминать его имя о упокоении в день его кончины (До конца своих дней отец Иннокентий поминал своего отца Сергея Ивановича по ложной дате смерти, сообщенной ему в 1957 г. - И.К.).

ПРИНОШУ ВАМ СВОЮ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ПРОВЕДЕННУЮ БОЛЬШУЮ РАБОТУ В ДЕЛЕ РЕАБИЛИТАЦИИ И ВОЗВРАЩЕНИИ ЧЕСТНОГО ИМЕНИ МОЕГО ОТЦА, ВЕНИАМИНОВА СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА!

Имею огромнейшее желание также вернуть честное имя и моего родного дяди, ВЕНИАМИНОВА Иннокентия Ивановича, которого знал с детских лет, как кристально честного и чистого человека, большого патриота своей Родины!

Уверен, что Вам понятно, что ВСЁ это значило для меня и ЧТО значит в истории нашей семьи ИСТЕКШИЕ СОБЫТИЯ моих родителей для моего сына и моих внуков!

С искренним уважением к Вам -

Подпись (Вениаминов Р.С.).

Ленинград,

16.05.88 г.

Этот документ Ростислава Сергеевича и стал инициативным в реабилитации моего прадеда Иннокентия Ивановича Вениаминова с подельниками по «делу» 1930 года. Что интересно, прошение его двоюродной сестры - моей бабушки М.И. Курляндской в 1989 году стало отправным в реабилитации отца И.И. Вениаминова по «делу» июля 1936 г. - марта 1937 г. По «расстрельному» делу 1837 г. Иннокентий Иванович был реабилитирован Кемеровским областным судом в 1957 г., - хотя родственники за него в хрущевскую эпоху не просили и об этой реабилитации узнали только в 1990 г. Просто кемеровский суд подряд пересматривал тогда решения тройки Новосибирской области НКВД по узникам Сиблага. Моя бабушка обратилась в Комиссию Политбюро ЦК по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 1930-40-х гг., а Ростислав Сергеевич, как изволите видеть, обратился в Военную коллегию ВС, помня, что именно Военная коллегия пересматривала в 1957 г. «дело» его отца (за что он ее и пафосно благодарит в письме). И комиссия Политбюро, и ВК ВС переслали прошения родственников И.И. Вениаминова 1988-1989 гг. в Генпрокуратуру, которая и заявляла на эти сфальсифицированные дела свои протесты.

Интересно искреннее убеждение заявителя, - свойственное очень многим людям его поколения, - что советские судебные органы могут, реабилитируя, «вернуть» честное имя какого-либо перемолотого ими человека (как когда-то «отобрали»), хотя в действительности они могли своими реабилитациями лишь констатировать факты незаконности расправ над ним и неправосудности вынесенных приговоров.

27.12.2017

Запись этой беседы с потомком митрополита Иннокентия (Вениаминова), прославленного в лике святых 40 лет назад, в 1977 году, была сделана около двух десятилетий назад. Обнаружилась она недавно случайным образом, когда поставила послушать попавшуюся на глаза пленочную кассету. Формат СМИ, в котором я тогда работала, не позволял публиковать интервью. Так что это первая публикация интервью потомка святителя Иннокентия, посещавшего Илиинский храм в Черкизово в конце 90-х. Стенограмма приводится полностью с сохранением стиля речи отца Иннокентия.

Святитель Иннокентий (Вениаминов) – замечательный миссионер, просвещавший христианской верой многие народы на востоке Российской империи, за что именуется Апостолом Сибири и Америки – служил в московском храме Илии Пророка в Черкизове последние пять лет жизни, в 70-е годы XIX века, в сане митрополита Московского и Коломенского. И так случилось, что пришел в этот храм и его праправнук, принявший в зрелом возрасте священный сан и получивший в монашестве такое же имя. Архимандрит Иннокентий (мирское его имя Ростислав Сергеевич Вениаминов) родился в Астрахани в 1924 году, в детстве провел около двух лет в приемнике-распределителе УНКВД как сын «врага народа», служил хирургом на флоте, принял монашеский постриг, упокоился в ярославских землях в 2002 году.

Внук святителя Иннокентия –
духовник императрицы Марии Федоровны

Отец Иннокентий, Ваш предок – знаменитый святитель Иннокентий. Расскажите, пожалуйста, о себе, ведь вы тоже служите в священном сане.

– Я лучше расскажу о его замечательных потомках. Я-то что, я человек грешный. На пенсии, скоро 80 лет. Предки мои были святой жизни, не говоря уже о святителе Иннокентии. Он просветил десятки народов, изучил все местные языки, как плотник церкви сам строил.


Сын святителя Иннокентия – протоиерей Гавриил, мой прадедушка. Он был его личным секретарем всю свою сознательную жизнь, помогал до самой его смерти. Похоронен прадед в Новодевичьем монастыре. Но, к величайшему сожалению, крест и памятник ему снесли.


Замечательный внук святителя протоиерей Иоанн Гавриилович Вениаминов. Мой дедуля. И вот он замечательный был человек в том плане, что был личным духовником вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери государя Николая Александровича. Покидая в 1918 году Россию (вдовствующая императрица была по происхождению датчанка – принцесса Дагмара), она сказала: «Отец Иоанн, поехали со мной в Копенгаген». Дедушка рассказывал, что впервые в жизни осмелился не послушать государыню. Упал на колени и сказал ей: «Ваше императорское величество, я не могу покинуть свою родину. Я уж останусь и буду терпеть все, что Господь сподобит». «Ну смотри, смотри, – сказала она. – Большевики скоро закончат свои разбои, и мы вернемся. Заваруха закончится, и мы вернемся». А заваруха все еще не кончается… да...

Он потом служил до самой своей смерти – на 92-м году жизни скончался – в городе Кашине. Выслали его туда. И вы знаете, что удивительно: я виделся с ним последний раз в 1944 году (я был санитаром и получил командировку в Гатчину с Южного фронта, где принимал участие в освобождении Краснодара), и он мне сказал тогда, что всю войну он так со своими прихожанами общался чудно, собирали под его руководством в подарок армии на танки и самолеты.


В Кашине?

– Да, в городе Кашине. И говорил, еще связали бесчисленное множество вязаных вещей – шарфов, носков, варежек, свитеров. Это он проводил такую большую работу. Скончался он в 1947 году. Там же и похоронен. Я все хочу съездить в Кашин, навестить его могилку. Но никак у меня не получается, я ведь очень слабо себя чувствую: ноги мои не ходят, инвалидность оформляется.

Обвинен в шпионаже за знание языков

– У моего дедули было два сына – два правнука святителя Иннокентия. Старший сын был мой папочка Сергей Иванович Вениаминов, он родился в апреле 1884 года в Санкт-Петербурге, был штурманом дальнего плавания. Окончил кадетский военно-морской корпус. Это было бы, конечно, интереснее рассказать, чем про меня.

Вы знаете, он был обвинен как враг народа, потому что служил под командованием адмирала Александра Васильевича Колчака. А это уже смертный приговор. Потом, так получилось, он служил у Василия Блюхера. Ему предъявлено было обвинение в шпионаже – он же владел пятью языками европейскими, в совершенстве владел. Отец был объявлен шпионом французской разведки, английской, немецкой, американской… Ну, в общем, такое шили…

После смерти Сталина я написал запрос, и мне выдали реабилитационные документы.

Когда его арестовали?

– Он был арестован в 1938 году и вскоре погиб. Наша семья вся была арестована.

Нас с мамочкой арестовали сразу после папочки, месяца через два. Мамочка просидела немного больше меня – два года, а я чуть меньше двух лет находился в детском приемнике-распределителе УНКВД. Вышел некоторое время назад фильм «Я к отцу моему иду» , где я подробно об этом рассказываю.


И еще выпустили фильм в Белоруссии «Я верую!». Дело в том, что я был благословлен митрополитом Санкт-Петербургским Иоанном стать духовником кинофестиваля «Золотой Витязь» и несколько лет ездил с ними всюду, и в Белоруссию тоже. Это, конечно, для меня была большая честь.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
благословил быть хирургом

Сложно все было. Я был человек нецерковный. Я окончил медицинский институт. И потом по благословению архиепископа Луки Симферопольского и Крымского я стал заниматься хирургией на Дальнем Востоке. Плавал на рыболовецких судах. И на пенсию оттуда вышел. А с владыкой Лукой – это тоже очень интересная была история. У меня дядя был митрополит Николай (Ярушевич)…

Он тоже родственник святителя Иннокентия?

– Нет. Тут вот какое дело. Он же в миру был Борис Дорофеевич Ярушевич. А его родной брат был Дорофей Дорофеевич. И вот он был женат на двоюродной сестре моего папочки. И владыка Николай всю свою сознательную жизнь до самой смерти очень помогал, в том числе материально, моей бабуле после смерти моего дедули.

Анна Александровна Поповицкая, в замужестве Вениаминова, – бабушка моя. А она чем знаменита была – может быть Вы слышали, был такой у нас в России журнал «Русский паломник»…

Я видела такой журнал – его же основали в Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке.

– Ничего подобного. Изначально журнал «Русский паломник» организовал и редактировал всю свою жизнь до смерти мой прадедушка – отец моей бабули Анны Александровны. Он похоронен в Петербурге на Смоленском кладбище.

Запретили учить языки,
чтобы не назвали шпионом

– А потом, так случилось, что меня пригласил в Америку Митрополит Феодосий из Американской автокефальной церкви (Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Феодосий был почислен на покой 2 апреля 2002 года – прим.). В 1989 году я туда съездил, а потом каждый год туда стал летать, и мои дети туда переехали.

Однажды я был на острове Кадьяк, и вдруг телефон – а я языков не знаю, бабушка не разрешала мне давать языки. Говорила: «Не дай Бог, встретишься с иностранцами, будешь разговаривать с ними – сейчас же шпионом объявят». Шпиономания такая была. И вы знаете, там был один батюшка, он только по-английски может, а я – только по-русски. «Фаза Иннокентий, фаза Иннокентий, фона, фона». Я думаю, что такое, и говорю: «Что, телефон?» – «Йес, йес, йес!» Я подбегаю, слушаю, и вдруг на русском языке со мной говорят по телефону. Спрашиваю: «А кто это?» – Герман Подмошенский (отец Герман за рубежом возродил дореволюционный русскоязычный православный журнал «Русский паломник» – прим.). «Я – говорит, – редактор "Русского паломника"». А он, оказывается, позвонил по делам тому батюшке, и тот сказал, что у него гость – праправнук святого Иннокентия. И отец Герман меня пригласил.

Но я ответил, что так свободно не могу разъезжать – на мизерной пенсии. Я почему езжу – когда приглашает кто, дорогу оплачивает, поэтому я так могу кататься. И слышу: «Все, я оформляю билет. Завтра Вы вылетаете ко мне в Сан-Франциско. Я вас встречаю». И он действительно выслал билет, и я прилетел в Сан-Франциско.

Но для меня было немного прискорбно – журнал-то моего прадедушки! А издается в Америке!

«Раз Господь поставил жить в Борисове
– вот и борись с собой!»

Во время достопамятной беседы отец Иннокентий рассказывал и о наблюдавшихся в то время сложностях взаимоотношений клириков Московского Патриархата и Зарубежной Церкви, к которой, так получилось, он принадлежал. Напомню, наш разговор состоялся за шесть-семь лет до подписания Акта о каноническом общении, ознаменовавшего восстановление единства внутри Поместной Русской Православной Церкви.

– Понимаете, здесь у нас люди – большие ревнители. И поэтому здесь относятся ко мне неважненько. Говорят: «А, он из зарубежья. Он не наш». Ну, что делать. А я их люблю. Знаете, Леночка, я что скажу. Конечно, в этом отношении я подражаю и слушаю моего прапрадедушку. «Таких не было, нет, – как сказал митрополит Филарет Дроздов про него, – и никогда архиереев таких не будет». Ведь вы только подумайте – он знал несколько языков малых народностей России, создавал письменность на их языках. Плотником был! И святитель Иннокентий говорил по этому поводу так. У него была дочь монахиня Поликсения – она ушла в монастырь в восемнадцать лет, красавица была. И вот как-то я нахожу письма. Четырнадцать писем его у меня есть. И она ему пишет: «Папочка, что мне делать – мне так тяжело в монастыре». Она была в Борисовской пустыни, недалеко от Тихвина. «Вот эта меня не любит. Вот та меня не любит. Я так страдаю», – жалуется она. А он ей пишет: «Доченька моя желанная, ты пишешь, что тебя не любят. Милая моя доченька, так ведь это неважно. Святые отцы Церкви говорили: не важно, что тебя не любят, важно, чтобы ты всех любила. А то, что тебя не любят… А ты присмотрись – может быть, и есть за что тебя не любить-то? Вот ты исправляйся и люби тех, которые тебя не любят. Господь специально тебя послал туда. Для чего? Для терпения. Для того, чтобы ты могла бороться с собой. Где ты находишься? В Борисове. Вот не напрасно ты там – борись с собою!»

Вообще, Вы знаете, он человек потрясающего остроумия! Его письма изумительные! Когда он был на Гавайских островах и в Сингапуре, он поражался природе: апельсиновое дерево – плоды падают, и на ветках цветы. Он отмечает – там свинки ходят и выбирают самые лучшие, самые спелые плоды, и пишет: «Наша русская поговорка «Ты в этом деле понимаешь, как свинья в апельсине», совершенно несправедлива, потому что свиньи в апельсинах очень хорошо разбираются». Вот так! Слушайте, масса у него таких вещей.

Ну, вот, значит, и я так должен поступать по отношению к тем, кто меня ругает. Значит, человек любит Бога. Ну что тут можно сказать – я человек церковно неграмотный. Я окончил медицинский институт, выносил раненых с поля боя, я делал операции на кораблях. Невероятные моменты были в моей хирургической жизни! Шторм, ветер! Привязывали больного к столу. Привязывали меня рядом. Ни одного я на столе не оставил, потому что я молился всегда.

Записала Елена ДОРОФЕЕВА



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой