Tag Archives: Священномученик Даниил Сысоев. Священномученик даниил сысоев Священномученик даниил сысоев

Священник Даниил Сысоев — известный проповедник, миссионер, писатель, богослов.

Родился в Москве, 12 января 1974 года, в интеллигентной семье. Отец Данила, А. Н. Сысоев, и мать, А. М. Амирова, были учителями, художниками.

В 1977 году Даниил принял Крещение. Этот решение со стороны его родителей было ответственным, взвешенным и обдуманным. Отныне они более или менее регулярно участвовали в храмовом богослужении. Главным образом, семья посещала церковь святителя Николая Чудотворца, располагавшуюся в Кузнецкой слободе.

В период, когда отец Даниила, А. Н. Сысоев, трудился алтарником в храме села Афинеево, он часто брал сына с собой. Даниил с интересом следил за ходом развития служб, всматривался в действия священнослужителей, вслушивался в песнопения, чтения, молитвы, иногда сам пел на клиросе, иногда помогал отцу в алтаре. Так он приобщился к вере Христовой.

В 1988 году он принимал живое, деятельное участие в работе по восстановлению Оптиной Пустыни, возрождению храма бывшей Новоалексеевской обители. Кроме того там он пел на клиросе. Тогда священник Артемий Владимиров, видя в нем искру Божию и ревность о Господе, благословил его поступать в Московскую духовную семинарию.

В семинарию он попал сразу по окончании средней школы. Шёл 1991 год. Учился Даниил увлеченно, много читал. Помимо учебы, исполнял послушание уставщика хора Регентской школы и певца, и, как отмечают, делал это с радостью. В 1994 году был посвящен в звание чтеца.

22 января 1995 года, взяв надлежащее пастырское благословение, соединился узами христианского брака с Юлией Брыкиной. В том же году в молодой семье родилась дочь. По взаимному согласию супругов её назвали Иустиной.

Весной 1995 года, незадолго до завершения обучения в семинарии, Д. Сысоев был возведен епископом Верейским Евгением в сан диакона. Успешное окончание семинарии дало возможность продолжить образование в Московской духовной академии, что он и сделал, поступив на Заочное отделение.

В тот период он служил в качестве штатного клирика церкви Успения Пресвятой Богородицы, располагавшейся в Гончарах; это служение он совмещал с преподавательской деятельностью: обучал старшеклассников гимназии «Ясенево» Закону Божьему.

С 1996 года трудился при Крутицком Патриаршем Подворье, оказывая помощь людям, пострадавшим от рук представителей оккультизма и деструктивных сект. Со времени начала функционирования Душепопечительного центра, возглавлявшегося иеромонахом Анатолием (Берестовым), входил в состав его коллектива.

В период с 1998 по 2007 год состоял членом редакционной коллегии издания «Благодатный огонь». Журнал изначально позиционировался как православный. Отец Даниил опубликовал на его страницах множество богословских, миссионерских, просветительских статей.

В 2000 году закончил МДА со степенью кандидата богословия. Тема его диссертационного исследования была очень важна и актуальна. Она касалась учения и деятельности Общества Сторожевой Башни, Адвентистов седьмого дня. С распадом СССР и крушением марксистско-ленинской идеологии роль всевозможных сектантских течений в нашей стране, в том числе упомянутых в диссертации, росла с каждым днём.

Пастырство

В январе 2001 года отец Даниил был возведен в иерейское достоинство. Примечательно, что его рукоположил сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Местом священнического служения отца Даниила стал храм в Ясенево, освященный во имя апостолов Петра и Павла.

В том же году в семье отца Даниила родилась ещё одна дочь: Дорофея.

В последний период своей земной жизни отец Даниил Сысоев вел активную миссионерскую, просветительскую и антисектантскую деятельность, был в числе ведущих сотрудников нескольких учреждений: «Центра... имени святого праведного », «Шестоднева», основанной им же «Школы уличных проповедников». Кроме того, он содействовал организации и развитию миссионерских школ в других городах Российской Федерации: в Ульяновске, Мурманске, Саратове.

Покушение на убийство, смерть и прощание

В связи с довольно жесткой полемикой с мусульманами отец Даниил не раз подвергался как критике с их стороны, так и угрозам. Угрозы были неоднократными. Но это не заставило его замолчать, сойти с им же выбранного крестного пути. По его собственному признанию, он даже смог привыкнуть к угрозам.

19 ноября 2009 года, вечером, в храме апостола Фомы, где тогда пребывал отец Даниил, разыгралась кровавая трагедия. В храм ворвался вооруженный убийца. Его лицо было скрыто под медицинской маской. Выстрелы из пистолета, один в область груди, а другой в голову Даниила Сысоева оказались смертельными: он умер около полуночи. Вместе с ним пострадал регент В. Стрельбицкий. Пуля попала ему в грудь. Убийца скрылся.

Отпевание и прощание с отцом Даниилом состоялось 23 ноября, в Ясенево, в церкви апостолов Петра и Павла. На отпевании присутствовало множество представителей духовенства и мирян. Святейший Патриарх Кирилл, прибывший в храм после отпевания, произнес архиерейское слово, а затем совершил возле гроба усопшего заупокойную литию. Тело отца Даниила было погребено на территории московского Кузнецовского кладбища.

(с) Данные материалы принажлежат на основании закона об авторском праве Сысоевой Ю.М. Автор дает свое согласие на их бесплатное, безвозмездное, благотворительное и миссионерское использование и распространение.

Фильмы с участием о.Даниила или рассказывающие о нем, а также лекции и беседы:

Македонский раскол, Беседа о сотворении мира, Православное воспитание детей, Воскресная школа, Рождественская беседа, Беседа в день Крещения Господа, Библия и Коран как откровение Бога. Теологический диспут, Представление о Боге в Христианстве и Исламе. Религиозный диспут, Беседа в Светлый четверг и другие...

Неоконченный дневник о.Даниила

Совсем недавно Юлия Сысоева перебирая бумаги случайно нашла неоконченный дневник о.Даниила. Эта удивительная находка произошла накануне празднования пятилетия мученической кончины батюшки. Может это явный знак от самого о.Даниила? Может он что-то не успел нам сказать? Мы решили опубликовать его на нашем сайте. Этот дневник нигде и никогда не издавался, он не вошел в книгу воспоминаний "Неизвестный Даниил"...

Сбор материалов и свидетельств о помощи о.Даниила и тех кто обратился к вере и православию уже после его смерти!


"Жизнь проповедника слова Божьего не заканчивается его смертью. Наоборот, Господь, своей премудростью и милосердием к людям, дает своим избранникам реализовать после смерти то, что было задумано, но не закончено в земной жизни. И мы являемся свидетелями тому: имея дар почитания святых и мучеников, мы чувствуем живую молитвенную связь и помощь, даже тех, кто, метко назван «несвятыми святыми». Господь своим избранным дает гораздо большие возможности для этой реализации, нежели человек имеет во временной жизни".

"За пять лет, что нет с нами отца Даниила, нет с нами на земле, в нашей мирской жизни, мы увидели удивительное, чудесное явление, как отец Даниил продолжает через свои проповеди и свое слово, сказанное тогда, приводить людей ко Христу. Как люди, вдохновленные его жизнью, силой его проповеди, открывают для себя веру в Бога. Очень многие, в буквальном смысле, познакомились с Батюшкой уже после его смерти. Именно познакомились, мы непрерывно наблюдаем за этим уже пять лет. Все больше и больше людей встречают Христа в своей жизни, благодаря трудам отца Даниила. Многие получают и явную помощь от него в житейских скорбях и делах, почитая его и молясь ему келейно. Это тайная, в некотором смысле мистическая, связь, которая подтверждает слова Писания «… у Бога все живы»".

"Мы убеждаемся все больше и больше, что смерть была побеждена силой Воскресения Христова, именно поэтому мы имеем подобные свидетельства.

Он всегда мечтал привести ко Христу как можно большее количество людей, что бы как можно большее количество людей стали чадами Церкви и имели надежду на спасение. Многие думали, его чаяниям не суждено сбыться с его уходом из земной жизни, но проповедь его не только не прекратилась, более того она стала набирать силу. И вот мы имеем свидетельства людей, которые познакомились с отцом Даниилом уже после событий 20 ноября 2009 года".

Юлия Сысоева

Именно такие материалы мы ищем сейчас, мы собираем свидетельства тех людей, кто столкнулся с помощью о.Даннила уже после его смерти, кому он помог обратится к Богу, к православию, кто отошел от других религий или сект и принял апостольское христианство. Если Вам известны такие свидетельства, то присылайте их на почтовый ящик Юлии Сысоевой - Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


Слово со властью. Юлия Сысоева

Жизнь проповедника слов а Божьего не заканчивается его смертью. Наоборот, Господь, своей премудростью и милосердием к людям, дает своим избранникам реализовать после смерти то, что было задумано, но не закончено в земной жизни. И мы являемся свидетелями тому: имея дар почитания святых и мучеников, мы чувствуем живую молитвенную связь и помощь, даже тех, кто, метко назван «несвятыми святыми». Господь своим избранным дает гораздо большие возможности для этой реализации, нежели человек имеет во временной жизни.

За пять лет, что нет с нами отца Даниила, нет с нами на земле, в нашей мирской жизни, мы увидели удивительное, чудесное явление, как отец Даниил продолжает через свои проповеди и свое слово, сказанное тогда, приводить людей ко Христу. Как люди, вдохновленные его жизнью, силой его проповеди, открывают для себя веру в Бога. Очень многие, в буквальном смысле, познакомились с Батюшкой уже после его смерти. Именно познакомились, мы непрерывно наблюдаем за этим уже пять лет. Все больше и больше людей встречают Христа в своей жизни, благодаря трудам отца Даниила. Многие получают и явную помощь от него в житейских скорбях и делах, почитая его и молясь ему келейно. Это тайная, в некотором смысле мистическая, связь, которая подтверждает слова Писания «… у Бога все живы».

Мы убеждаемся все больше и больше, что смерть была побеждена силой Воскресения Христова, именно поэтому мы имеем подобные свидетельства.

Он всегда мечтал привести ко Христу как можно большее количество людей, что бы как можно большее количество людей стали чадами Церкви и имели надежду на спасение. Многие думали, его чаяниям не суждено сбыться с его уходом из земной жизни, но проповедь его не только не прекратилась, более того она стала набирать силу. И вот мы имеем свидетельства людей, которые познакомились с отцом Даниилом уже после событий 20 ноября 2009 года.

Именно такие свидетельства мы ищем сейчас.

Вот некоторые из них. Написали намРоман и Наталья из Франции (стилистика авторов сохранена):
«Мы не знали отца Даниила лично, но слушая его задорный смех во время выступлений, казалось, что вот он совсем нам близок: родился в безбожном союзе республик, стремился к Богу вопреки обществу, ревностно вцепился за Христа обеими руками: верою и любовью и не отпускает до сих пор. Лишь вера стала знанием, а любовь воспламенилась еще больше и продолжает воспламенять и нас.

Отец Даниил приводит ко Христу своей детскостью. Обратившись и став как один из малых сих, он иногда поражает своей детской непосредственностью и упрямой прямотой. Так и не иначе, без права на толерантность ко греху и на снисходительность к беззаконию. "Почему нет?", - воздыхают либеральные духом. "Господь сказал так...", - кладет печать своим словом отец Даниил.

В своем служении мартир Даниил близок к апостолу Павлу. Что-то нам подсказывает, что он был женатый, но как бы не женатый, плачущий, как не плачущий; и радующийся, как не радующийся; и покупающий, как не приобретающий; ибо он чувствовал и видел сердечным взором проходящий образ мира сего. Подражай Христу и учись у него смирению и кротости. Если это высоко для тебя, - подражай апостолу Павлу, как он подражает Христу. Если и в эту меру ты еще не вырос, подражай отцу Даниилу, как он подражал апостолу Павлу».

Вот еще небольшой отрывок из рассказа р. Б. Адриана:
«Я очень осторожно обращаюсь именно к отцу Даниилу с просьбами о молитвенной помощи. Я воспринимаю его как близкого человека, его голос давно уже стал родным, он сопровождает меня везде, где есть возможность слушать аудио - в машине, дома, в путешествиях. По этому, боясь потерять благоговение, я стараюсь кратко просить отца Даниила о помощи. Я уверен что в сложные моменты жизни в том числе и его молитвенная помощь помогала мне и моим близким. Когда у моей дочки было непонятно что со здоровьем я обращался к отцу Даниилу с просьбой о помощи, и все обошлось, оказалось что причин для паники нет».

И вот еще, то немногое, что мы читаем о нем:
«Можно сказать о. Даниил помог мне прийти к Богу. Когда я начала слушать его беседы, то сразу что то затронуло внутри, он так просто все рассказывал, по живому. Я думаю он и в жизни такой был человек. Даже не знаю что еще сказать. До сих пор слушаю его. Как будто он живет вместе с нами и учит нас что наша Родина на небе, а не здесь. Бывает настроение не очень, послушаешь о. Даниила и бодрость сразу появляется. Я думаю он не только меня так бодрит. Правда от него реальна помощь есть». - р.Б Марина

Все люди, которые пишут о нем, едины в том, что они чувствуют отца Даниила живым, они чувствуют его присутствие и его помощь. Эти люди очень разные, живут в разных уголках Земного шара, но в том и заключается чудо, что нет ни расстояний, ни времени, ни пропасти расставания. Он здесь и он среди нас. Именно этому будет посвящена встреча в пятую годовщину гибели отца Даниила, которую мы теперь отмечаем, не как годовщину смерти, а как день рождения в вечность. Мы поздравляем друг друга с тем, что у нас есть новый молитвенник на небе.

Как точно сказал отец Артемий Владимиров в своих воспоминаниях для книги «Неизвестный Даниил»: «Огонь, пылавший в его груди, звал его в Небесные сферы, куда он и влек своих слушателей, желая поскорее вывести их за рамки земной истории. Многие чувствовали, что для него как и для святого Павла, смерть была бы приобретением: он жил мыслью о встрече со Христом, Сыном Бога Живого».

Итак, к пятой годовщине мы собираем свидетельства тех людей, кто открыл для себя о. Даниила уже после его смерти, свидетельства его помощи и укрепления в вере через его проповеди и его книги, а так же случаи молитвенной помощи.

Просим откликнуться тех людей, кому отец Даниил дорог и небезразличен, кто имеет свидетельства его помощи, и кто обрел веру через него. Это очень важные свидетельства, говорящие о том, что жизнь проповедника Божьего не заканчивается с его смертью, что его дела живут и что праведник после смерти может сделать даже больше, чем делал при жизни. Просим откликнуться и тех людей, которые пришли ко Христу из других религий, пусть они вспомнят общение с отцом Даниилом и расскажут, что же повлияло на их сердце, что захватило их ум и повлияло на выбор истины, на желание узнать живого Бога и Христа, на желание отказаться от своего мнения в пользу мнения Творца вселенной

Надеемся, что в день памяти отца Даниила состоится такая встреча.

Мы не будем вспоминать каким он был. Таких свидетельств очень много, об этом собрана целая книга под названием «Неизвестный Даниил» , которая вышла два года назад. Мы будем свидетельствовать о том, какой он есть ныне в жизни тех людей, кто его любит, помнит и почитает, тех людей, с кем он и ныне близок и для кого он продолжает быть учителем, советчиком и просто другом.

Биография Даниила Сысоева

Упокой, Господи, душу убиенного раба Твоего иерея Даниила Сысоева, прости ему всякое согрешение вольное и невольное и даруй Царствие Небесное.

«Пастырь Добрый полагает жизнь свою …» Ин. 10,11

Рождение, крещение, детство, школа

Священник о.Даниил (Даниил Алексеевич Сысоев) родился в Москве 12 января 1974 года в семье учителей - художников. Его родители, Алексей Николаевич Сысоев и Анна Мидхатовна Амирова, крестились уже после рождения Даниила, а для Даниила время крещение было отодвинуто и произошло только в 1977 году. Причиной такой отсрочки оказалась бабушка, заявившая, что не позволит крестить ребенка, и что в случае крещения в тайне она его заберет через партийные органы. По тем временам это была серьезная угроза, и поэтому крещение ребенка было отложено на неопределенное время.

Родители долгое время ходили в храм без Даниила. Через три года случилось так, что малыш сильно заболел. И одна верующая женщина, узнав, что Даниил не крещен, предупредила об ужасной участи для матери, которая не крестила своего ребенка и страшной трагедии, которая ожидает некрещеного младенца, если он отойдет в мир иной. Эти слова оказались для матери Даниила решающими, и она решилась крестить ребенка. 31 октября 1977 года Даниил удостоился Таинства святого Крещения в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Священником, миропомазавшим ребенка, был о. Евгений.

Даниил всегда хотел стать священником. Мама Даниила рассказывала о том, что он вместо игр очень любил проповедовать. Даниил с родителями были постоянными прихожанами храма свят. Николая Чудотворца.

Летом 1988 года участвовал в восстановительных работах в возрождающейся Оптиной пустыни, где познакомился с будущим иеромонахом Василием (Росляковым), убиенным 18 апреля 1993 года вместе с иноками Оптиной Пустыни Трофимом и Ферапонтом).

В 1991 году поступил в Московскую духовную семинарию с характеристикой и рекомендацией, выданной священником Артемием Владимировым. В Семинарии нёс послушание певца и уставщика смешанного хора Регентской школы. Ещё в юном возрасте, учась в Московской духовной семинарии, он был проникнут горячим убеждением, что только православие содержит спасительную истину. Обладая прекрасными способностями, он уже в студенческие годы знал церковные каноны и горячо спорил со студентами и преподавателями, когда они допускали малейшие компромиссы.

В 1994 году епископом Магаданским Ростиславом (Девятовым) посвящён в чтеца. В том же году женился на Юлии Михайловне Брыкиной. В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию. В 1995 году рукоположён в священный сан диакона. В том же году поступил в Московскую духовную академию, продолжив образование на заочном секторе обучения. Диаконское служение проходил в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Болгарское подворье). Не поддерживая никаких компромиссов в соблюдении устава, был в противоречивых отношениях с настоятелем храма архимандритом Борисом (Добревым) (ныне епископ Агатоникийский Болгарской Православной Церкви).

В 2000 году окончил Московскую духовную академию с присвоением степени кандидата богословия. Тема защищенной диссертации: «Антропология Адвентистов 7 дня и Общества Сторожевой Башни и её анализ». В январе 2001 года рукоположён в священный сан иерея Святейшим Патриархом Алексием II, и назначен клириком храма Петра и Павла в Ясеневе, при настоятеле игумене Мелхиседеке (Артюхине). В 2003 году организовал самостоятельную приходскую общину в районе метро Кантемировская, и получив в ноябре 2003 года, благословение Святейшего Патриарха Алексия II приступил к организации строительства нового храма в честь пророка Даниила (своего небесного покровителя) на территории Южного административного округа города Москвы.

К празднику Святой Пасхи 2004 года за усердное служение Церкви Божией Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоен права ношения камилавки. В ноябре 2006 года был возведён временный деревянный храм, престол которого освящён в честь апостола Фомы. При храме апостола Фомы, где он настоятельствовал, развивалось миссионерское движение, включавшее в себя курсы подготовки православных «уличных миссионеров», задачей которых стало привлечение людей к православному вероучению посредством обращения к прохожим на улице.

19 ноября 2009 года был смертельно ранен в храме апостола Фомы двумя выстрелами из пистолета. Убийца («нерусский», как отмечено очевидцами по «характерному акценту»), бывший в медицинской маске, также 2 раза выстрелил во встретившегося ему на выходе регента хора и скрылся. Даниил Сысоев скончался на операционном столе в 0:15 20 ноября.

Отпевание о. Даниила Сысоева 23 ноября 2009 года в храме Петра и Павла в Ясеневе возглавил архиепископ Арсений (Епифанов); по окончании отпевания Патриарх Кирилл совершил у гроба почившего заупокойную литию. В своём слове Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Отец Даниил много сделал для утверждения Божией правды <…> Но, наверное, самое сильное слово, которое он произнес, - это то, свидетелями которому мы являемся сегодня. Если человека убивают за Божию правду, это значит, что правда сия разит людей, её неприемлевших, обладает огромной силой». На отпевании о. Даниила присутствовали 237 священников и около тысячи мирян.

21 ноября в Москве прошел вечер, посвященный отцу Даниилу Сысоеву, 5-летие со дня трагического убийства которого исполнилось в этом году. Почтить память одного из самых ярких современных проповедников православия пришли сотни людей...

В Санкт-Петербурге прошел благотворительный концерт памяти священника Даниила Сысоева

Благотворительный концерт классической музыки "Прикосновение"посвященный памяти отца Даниила Сысоева. В программе прозвучали самые красивые произведения великих композиторов: Глинки, Баха, Шопена, Листа, а также – Рахманинова, Прокофьева...

Памятный вечер в Большом Гостином Дворе в Санкт-Петербурге (30 ноября 2014 г)

30 ноября в храме преп. Серафима Вырицкого при Большом Гостином дворе прошла лития по убиенному священнику Даниилу Сысоеву, которую возглавил иерей Артемий Наумов, настоятель храмов свт. Петра...

  • Книги отца Даниила Сысоева (46 Материалы)
  • Публикации отца Даниила Сысоева (54 Материалы)
  • Беседы и проповеди (аудио) (28 Материалы)

    Дорогие братья и сестры!

    Ниже представлены все аудио записи священника Даниила Сысоева, которыми располагает наше издательство. Записи оформлены в виде mp3-дисков, которые доступны по ссылкам для бесплатного скачивания, прослушивания, копирования, благотворительного и миссионерского распространения. Если Вы собираетесь на проповедь, на миссионерскую работу, к человеку, который интересуется вопросами веры, то полезно будет записать диски или флэшки с беседами отца Даниила и подарить или раздавать их.

    Также очень приветствуется репост данной страницы или отдельных ссылок на скачивание конкретных дисков. Как показывает опыт в миссионерских целях обычно используются диски: Огласительные беседы, Инструкция для бессмертных, Защита Истины, Религиозные диспуты, Проповеди.

    Каждый диск можно скачать весь целиком (в архиве), а также можно скачать или прослушать отдельно любой трек (проповедь, лекцию, беседу).

    (с) Данные материалы принажлежат на основании закона об авторском праве Сысоевой Ю.М. Автор дает свое согласие на их бесплатное, безвозмездное, благотворительное и миссионерское использование и распространение.

    Книги и видео о.Даниила можно скачать здесь

    Послание написано в 57 году в Македонии. Многие фрагменты 1-го послания к Коринфянам играют важнейшую роль для христианского богословия.

Ответ священника:

Хочу, в качестве ответа, привести отрывки из интервью трёх известных лиц о данном вопросе.

Андрей ВИНОГРАДОВ , научный сотрудник Отдела истории Византии ИВИ РАН:

Что касается отца Даниила Сысоева - сегодня этот вопрос актуален скорее в контексте природы современной межрелигиозной полемики. С определенного времени зачастую эта полемика направлена не на того, к кому она обращена. В случае отца Даниила, я считаю, она была построена так, что, по сути, ее целью было не убедить, например, мусульман обратиться в христианство, а показать нам нашу особую православную идентичность, несхожесть с мусульманами и еще раз укрепить стену вокруг нашей Церкви. В этом смысле это полемика «для себя», не «для другого». Я не вижу ценности в такой полемике как таковой. Если человек провоцирует других на грех убийства, оскорбляя чужие святыни, то становится непонятным - за что его убили? За то, что он христианин, или за то, что он оскорбляет людей? Конечно, с точки зрения строго церковной Мухаммед - лжеучитель, он вводит людей в заблуждение и т. д. Но с другой стороны, Господь хочет спасения людей, а тут получается, что человек провоцирует мусульман на грех, на убийство.

Протоиерей Максим МАКСИМОВ , секретарь Синодальной комиссии Русской православной Церкви по канонизации святых:

Про убийство о. Даниила Сысоева мы знаем пока очень мало, чтобы выносить какие-либо определения. Необходимым условием подвига мученичества был и остается осознанный выбор. Мученик, страдая за Христа, страдает по своему выбору. Синайские мученики имели выбор - убежать или нет. В случае убитых оптинских насельников мы не знаем, был ли у них такой выбор. Неизвестно, могли ли они убежать, оказать сопротивление. В комиссию не поступало материалов на канонизацию этих монахов. Мы недостаточно хорошо знаем обстоятельства их смерти для того, чтобы признать их образцами веры.

Церковь чтит память тех, кто скончался на поле брани, в том числе и священников, но никогда не рассматривала этот подвиг как мученичество. Сам факт смерти не может служить основанием для канонизации. Канонизация - это не характеристика кончины, определяющая, была ли она христианской, не суд человека - в ад он пойдет или в рай. Не рубеж, до которого мученик находится в состоянии ожидания - признает его Церковь святым или не признает. Канонизация - это прославление человека в качестве образца веры. Она важна для земной Церкви, чтобы дать ориентир для спасения, пример для подражания членам Церкви. А для этого Церковь должна убедиться, насколько вся жизнь человека, а не только его кончина соответствовали Евангелию. Жизнь свидетельствует делами человека и исповеданием, которое он приносит перед лицом смерти. В данном случае мы не знаем, был ли выбор у убитых священников в Чечне. Отец Петр был похищен, но как он умер, мы не знаем. Газетная публикация не может быть основой для рассмотрения дела в комиссии. Церковь свое расследование не проводила, потому что здесь требуется определиться, кого Церковь может считать достоверным свидетелем. В наше время информационной фальши, когда стерты представления об опасности греха лжесвидетельства, найти свидетеля, осознающего свою ответственность перед Богом и Церковью - задача не из легких."

Диакон Андрей Кураев

08.12.2009

«Я думаю, что, может быть, со временем убиенный отец Даниил будет прославлен в лике мучеников, за Христа пострадавших», - сказал отец Андрей в эфире авторской программы «Со своей колокольни» на телеканале «Столица», передает "Интерфакс-религия".

При этом он выразил пожелание, чтобы «самое доброе отношение к отцу Даниилу и к его памяти не отождествлялось с отношением к некоторым аспектам его миссионерской работы, чтобы методы его миссии не были канонизированы вместе с отцом Даниилом».

Диакон А.Кураев, известный также своей активной миссионерской деятельностью, указал на «очевидное правило» в работе миссионера: «если ты хочешь кому-то подарить веру Христову, не обижай, не оскорбляй этих людей».

«К сожалению, одна из любимых поговорок отца Даниила звучала: «Бог не выдаст, ислам не съест». Она, конечно, на первый взгляд, может быть, и может вызвать улыбку, но вы подумайте, как такие слова будут восприниматься верующими мусульманами, когда они дойдут до них, какая будет реакция, а она и оказывается очень жесткой», - сказал протодиакон А.Кураев.

При этом он подчеркнул, что говорит не о гипотетическом убийце священника, а о том, «как на многих мусульманских сайтах реагировали на весть об убийстве отца Даниила Сысоева - реагировали с восторгом, возглашали хвалу Аллаху».

«В этом есть доля вины самого отца Даниила. Нельзя оскорблять святыню другого человека, миссионер должен просто дарить», - подытожил отец Андрей.

В ночь на 20 ноября в Москве, в храме святого апостола Фомы на Кантемировской, в возрасте 35 лет, был убит иерей Даниил Сысоев… Стороннему человеку сразу может придти на память убийство другого известного священнослужителя – отца Александра Меня. Действительно с того самого момента это – не только первое убийство известного служителя Русской Православной Церкви, но и самое трагическое событие в современной её истории, имеющее значение для всего Вселенского Православия.

Про многих выдающихся пастырей говорят, что они были уникальными и ни с кем не сравнимыми, и это определение несколько притерлось в церковных некрологах. Так вот, отец Даниил Сысоев тот самый священник, про которого можно прямо сказать, что он был абсолютно уникальным и действительно ни с кем не сравнимым . Упоминать его имя через запятую наряду с другими нашими клириками всегда было очень сложно: его имя всегда выбивалось из общего ряда, оно делало этот ряд лучше, оно подтягивало за собой других, и нужно было очень аккуратно выбирать его соседей по реестру – достойны ли?

Когда в январе 2009 года выбирали Патриарха, многие православные задавались вопросом: а позволительно ли вообще оценивать священнослужителей, разве можно про кого-то открыто говорить, что этот больше, а этот меньше достоин быть предстоятелем нашей Церкви, не обидим ли мы этим сравнением кого, не смутим ли? Да, позволительно, иначе в нашей Церкви установится либо анархия, либо тирания, и не про каждого встречного священнослужителя можно со всей уверенностью сказать, что он не то, что достоин каких-то должностей, а вообще может нести свой Крест.

На этом фоне отец Даниил Сысоев был беспрецедентен. Точнее говоря, он был беспрецедентен не потому, что выделялся на фоне других, а потому что был таким священником, каким должно быть всегда и везде – и в I веке в Палестине, и в XXI веке в России. Приходится прибегать к общим словам, присущим некрологам такого типа, и сказать, что только с его смертью мы осознали значение его личности. Это действительно так: его смерть стала апофеозом его жизни , она настолько предчувствовалась и была настолько исполнена символических указаний, что стала будто бы самостоятельной, заключительной проповедью всего его Служения.

Отец Даниил совершил так много, что об всём этом в рамках одной статьи сказать просто невозможно; отец Даниил настолько соответствовал своему служению, что ни на одну секунду невозможно было забыть, что перед тобой – правопреемник Апостолов, а не обычный гражданин мира сего. И добивался он этого осознания не высокомерными жестами несостоявшегося офицера, случайно затесавшегося в другом сословии, как это иногда бывает, а живым и прямым общением личности с личностью, глаза в глаза, не опуская тебя ниже своей милости, а поднимая на тот уровень, на котором только и должно говорить священнику с мирянином.

Отец Даниил родился в семье московского священника Алексея Сысоева и матушки Анны Мидхатовны Амировой. О себе он говорил, что он наполовину русский, наполовину татарин; и это означало для него только то, что он не обязан определяться с этнической идентичностью, потому что гораздо важнее для него религиозное самоопределение. Именно самоопределение. Про него невозможно сказать, что он лишь наследовал “профессию” отца , что его будущее было предрешено, вовсе нет: он был слишком сознательным священнослужителем, чтобы видеть в его выборе какие-то иные причины, кроме личных убеждений.

Сознательность – его первое главное достоинство. В его позициях практически не было ничего случайного, привнесенного, он всё продумывал до конца и никогда не ссылался на субъективные предпочтения и привязанности. Он никогда не давил собственным авторитетом, но всегда аргументировал свои позиции цитатами из Священного Писания и Священного Предания, даже в деталях, даже там, где другой довольствуется своей интуицией. Он был одним из немногих, кто мог прямо сказать: “я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла ” (Деян 26:25). Поэтому, совершенно независимо от того, как ты относился к этим словам, в общении с ним всегда ощущалась уверенность в том, что эти слова тождественны его мыслям. Он никогда не играл, не обманывал, не замалчивал, не уклонялся , и если в чем-то по-твоему ошибался, эти ошибки имели свою логику и опровергать их стоило бы большой работы ума и памяти.

В 1988 году он участвовал в восстановлении Оптиной пустыни, в московском подворье которого, храме святых апостолов Петра и Павла в Ясенево, служит его отец, и впоследствии служил он сам. В 1991 году он поступил в Московскую духовную семинарию, был уставщиком смешанного хора регентской школы. В 1994 году – епископом Магаданским Ростиславом (Девятковым) был посвящен во чтеца, а в 1995 году рукоположен в диакона. В 2000 году он закончил Московскую Духовную Академию, стал кандидатом богословия. Темой его диссертации была “Антропология Адвентистов Седьмого дня и Общества Сторожевой Башни и её анализ” – то есть критика богословия протестантских сектантов. Свою будущую докторскую диссертацию он хотел посвятить догматическому богословию Вселенских Соборов, но не успел… В 2001 году он стал пресвитером, и так началось его священническое служение – эти восемь пастырских лет иерея Даниила Сысоева .

Когда пытаются определить идеологическую специфику взглядов отца Даниила, то часто заходят в тупик, потому что эти взгляды не вписываются в популярные классификации типа оппозиции “православных консерваторов” и “православных либералов”. И опять же, в этом определении очень важно не повторять благостные штампы: в подобные классификации не вписываются взгляды многих клириков. Не потому, что они какие-то “парадоксальные” и “сложные”, а просто потому, что у них нет никаких взглядов.

Поэтому такие формулы, как он был “слишком либерален для консерваторов” и “слишком консервативен для либералов” можно применить почти к любому среднему клирику, не желающему хоть как-то определяться в этом отношении. Отца Даниила невозможно назвать ни консерватором, ни либералом, но не потому, что у него не было позиций, а именно потому, что у него были позиции и весьма конкретные.

Если попытаться максимально точно определить позиции отца Даниила Сысоева, то можно прямо сказать, что они были христианскими и только христианскими . По меньшей мере, ни один его вменяемый оппонент не может не согласится с тем, что свои позиции по любому вопросу отец Даниил пытался основывать на православном христианстве и только на нем. И, как это ни странно звучит, именно в этом заключалась его уникальность.

Когда многие проповедуют христианство плюс что-то ещё, – плюс консерватизм, плюс национализм, плюс либерализм, плюс марксизм, плюс личные переживания и т.д., отец Даниил проповедовал не консервативное христианство или либеральное христианство, а именно христианское христианство , столь неудобное и непонятное всем тем, кто хочет превратить учение Церкви в придаток к собственным взглядам. Вот почему зачастую там, где проповедовал отец Даниил, назревала атмосфера скандала: люди впервые узнавали, что есть Христианство на самом деле, люди впервые слышали Благую Весть не как колыбельную или набор общих фраз, а как нечто абсолютно новое, доселе неслыханное.

Отец Даниил показывал, что Православие – это не немного забытая традиция предков , а абсолютная новость для современных людей, что Новый Завет так и остается новым , и что не о “возрождении” православия должна идти речь, а о его постоянном открытии. В альманахе “Северный Катехон” №1 опубликовано его интервью, где он тезисно излагает свои позиции практически по всем парадигмальным вопросам. Есть там такие слова: “Евангелие до сих пор остается неизвестной новизной для многих новообращенных, искавших в Церкви не Истинного Бога, а спасения от своих бед, или только свою нацио-нальную идентичность. Символ веры и в наше время самый удивительный текст, который должен быть усвоен каждым сердцем ”.

Эту новизну, свежесть, неожиданность Евангелия нес он в своих проповедях, и с ним никогда не возникало того ощущения привычности, рутинности, занудности церковного культа , которое неизбежно появляется в жизни верующего, который лишь “блюдет традицию”, а не совершает открытия Господа, который скажет “Се, творю всё новое…” (Откр. 21:4-5). И это тот аспект христианского вероучения, который никогда не поймет тот, кто воспринимает само христианство исключительно как союзницу консервативных сил. Христианство не консервативно .

Отстаивая христианское христианство , он, как никто другой, настаивал на чтении Библии и отцов Церкви, на следовании догматическому учению церковных Соборов, без которых христианство просто перестает быть самим собой и превращается в набор частных мнений. Это страшно раздражало всех тех, кто привык в полемике на богословские темы ссылаться на очередных поэтов и писателей, политиков и философов, как на отцов Церкви.

В этом всегда был колоссальный изъян его оппонентов: они ссылались на Достоевского и Есенина, на Толстого и Гермеса Трисмегиста и т.д., тогда как он ссылался, прежде всего, на Священное Писание и Священное Предание. Оказывается, христианская вера не безрассудна, она требует трезвости ума и даже его дисциплины. И отец Даниил постоянно требовал сознательного отношения к христианскому выбору, он не позволял растворить религиозные смыслы в инерции бытового традиционализма и благодушии тусовочных отношений. Он не давал забыть слова Христа: “Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ” (Мф. 5:37). И это тот аспект христианского вероучения, который никогда не поймет тот, кто воспринимает само христианство исключительно как аргумент к различного рода толерантности и либеральности. Христианство не либерально .

Пастырская практика отца Даниила Сысоева основывалась на простом, математически точном выводе: если Христианство – это абсолютная истина, оно должно быть распространено по всему миру и быть услышано каждым человеком . И этот простой, очевидный до банальности вывод оказался настолько неожиданным для огромного числа крещеных в Православной Церкви людей, что зачастую был чуть ли не главным предметом вопросов и пререканий.

Отец Даниил был – Миссионером , настолько, что слова “миссионер Даниил Сысоев ” стали тавтологией. Миссионерское движение в Русской Православной Церкви – существенный феномен 2000-х годов, когда Церковь от робкого возрождения перешла к активной миссии. Но необходимо называть вещи своими именами: к миссии перешла не вся Церковь, а только лишь её отдельные представители, и само миссионерство, которое должно быть само собой разумеющимся делом Церкви, пока ещё осталось лишь движением внутри неё.

Не просто изоляционизм, а откровенный эскапизм наблюдается в русской православной среде и выдается чуть ли не за её традиционное достоинство в противовес “западной” миссионерской активности. Служение отца Даниила резко контрастировало с этими убийственными настроениями. Он понимал миссию так, как её понимали первые апостолы: идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари (Мк 16:15).

Это значит реально выходить на улицу и обращаться к первому встречному, реально стучаться в двери, реально обращаться к другим народам, переводить священные тексты и катехизисы на их язык, основывать новые приходы и общины. Не говоря уже о том, чтобы выступать и публиковаться, участвовать в публичных спорах и издавать книги. Всё это делал отец Даниил. Нельзя сказать, что это единственно верный миссионерский метод и других не дано, но её моральный эффект ни с чем не сопоставим.

Если из всего миссионерского служения отца Даниила попытаться выделить наиболее впечатляющие, резонансные темы, то таковых можно назвать три – это его учение об уранополитизме, его полемика с исламом и его внимание к богословию человеческой смерти.

Уранополитизм

Когда в упомянутом интервью я спросил отца Даниила, что представляет на сегодняшний день большую угрозу для Православия: американский глобализм или исламский экспансионизм, он ответил : Думаю, что самую большую угрозу для Православия представляют те православные, которые забыли, что они христиане. Иисус Христос оказывается вне сферы наших интересов, а потому мы оказываемся беззащитны перед любой псевдодуховностью ”.

И там же он, задолго до создания термина “уранополитизм”, говорит: “Согласно Евангелию, территория Православия - это вся Вселенная, а до XX века это была лишь зона восточно-христианской цивилизации. Да и сейчас соблазн национализации Церкви силен как никогда и в России, и на Украине, и в Греции. Путь к его преодолению очевиден: это внутреннее понимание того, что интересы России и любого православного государства могут и не быть тождественными интересам Церкви. Они могут совпадать, могут расходиться, но главное в том, что человек, пришедший в Церковь, преодолевает свою национальность. Он уже не только русский или еврей, - главное то, что он христианин, чья Родина на небесах, чей Отец - Бог, Спаситель – Христос, а братья - все православные Вселенной. А та нация, из которой он вышел - это та первейшая среда для вести о Иисусе, Победителе смерти. Эта уникальная новизна Евангелия должна быть всегда на устах у христианина ”.

Эту позицию отца Даниила, которая многие века христианской эры звучала как естественная для миссионера, многие за неимением лучших слов называли “космополитической” и чуть ли не специально “антирусской и антироссийской”. Чтобы уточнить её, отец Даниил придумал термин “уранополитизм”, которому дал следующее определение: “Уранополитизм – это (от греч. Uranos – небо, polis – город) учение, утверждающее главенство Божественных законов над земными, примат любви к небесному Отцу и Его небесному Царству над всеми естественными и греховными стремлениями человека. Уранополитизм утверждает, что главным родством является родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе. Уранополитизм утверждает, что христиане не имеют здесь вечного гражданства, но ищут будущего Царства Бога, и потому не могут ничему на Земле отдавать своего сердца. Уранополитизм утверждает, что в смертном мире христиане – странники и пришельцы, а их родина на небе ”.

И кто из сознательных христиан может с этим поспорить? Кто может ответственно заявить, что его нацию можно онтологически соотнести с Церковью, а его земную родину – с Царствием Небесным? Проблема отца Даниила заключалась в том, что он не жалел уши своих оппонентов и сразу давал “твердую пищу” (1 Кор 3:2), и это вызывало естественное неприятие у тех, кто привык ещё питаться молоком. Не находя других слов, патриоты земного отечества упрекали его в “манихействе” – его, одного из главных обличителей любого гностицизма! Не хотели осознавать, что то, что он проповедует – это и есть Христианство, неудобные аспекты коего они очень хотели вытеснить.

Когда с одной стороны идет очередная ссылка на Писание: “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вове к” (1 Инн 2:15-17), а с другой только “политика и геополитика”, то позиции не сближаются, а только расходятся.

Да, он всё время ставил вопрос “да, да или нет, нет”, и тем самым был весьма неудобен – неудобен практически всем. Между тем, его уранополитизм при правильном понимании вполне соотносим с любым патриотизмом , если только последний оказывается средством для первого, и именно в этом вопросе происходит подлинное размежевание христиан и нехристиан, которые, видимо, собираются вечно жить на своей земной родине.

Поэтому он признавал идею Катехона и Третьего Рима, был сторонником Византии и целовал знамя Российской империи, был ревностным сторонником Белого движения и переживал за политику России на Северном Кавказе. Но наши националисты не видели этой стороны его жизни, им этого было мало, им нужно было обнаружить онтологический статус национального начала и прописать его на Небесах, игнорируя Писание и Предание. Поэтому его открыто антинационалистическую позицию они отождествляли с “антирусской”, как будто бы национальное и националистическое – это одно и то же.

Полемика с исламом

Из всех оппонентов Православия наибольшее внимание отец Даниил уделял исламу. Многие видели в этом проявление его внутренней борьбы с татарским началом, что было полным бредом, поскольку речь шла не об этническом, а о религиозном вопросе. С татарами отец Даниил постоянно общался и никогда от них не дистанцировался, а также никоим образом не собирался специально “отрицать” или “преодолевать” татарскую идентичность в других людях.

Внимание к исламу было обусловлено совсем иными, несравнимо более основательными причинам: как к мировой религии, апеллирующей к авраамическому корню и составившей основную конкуренцию христианству . На пути освещения этой темы отец Даниил совершил беспрецедентный подвиг, – начал прямую православную миссию среди “этнических” мусульман и объявил православно-мусульманский диспут.

К миссии среди мусульман отец Даниил отнесся как апостол первого века: он приходил к ним в гости, искал их среди гастарбайтеров на стройках, на праздник Куйрам-байрам в Битцевском лесу устанавливал миссионерскую палатку и вступал с ними в открытые дискуссии. Для простых иммигрантов он писал очень доступные православные катехизисы, которые распространялись в самых неожиданных местах. Эти катехизисы были написаны таким популярным языком, что у иных православных интеллектуалов вызывали снобистскую усмешку. Но беда этих интеллектуалов заключалась в том, что они никогда бы не смогли объяснить гастарбайтеру из Средней Азии содержание Символа Веры и убедить в его истинности. Отец Даниил мог, и это был даже не специальный миссионерский ход, а простое понимание того, что с иностранцем нужно говорить на иностранном, а не ждать, когда он выучит русский и сам придет за советом.

Также он провел публичный диспут с представителями мусульманской общины на богословские темы 6 декабря 2005 года в гостинице “Россия” и 3 февраля 2006 года в Библиотеке им. И.С. Тургенева. В качестве его главного оппонента исламская сторона выдвинула бывшего священника Вячеслава Полосина, принявшего ислам под именем Али Вячеслав Полосин. Невозможно сейчас оговорить детали этих споров, но главное их достоинство заключается в том, что отец Даниил стал инициатором реального, честного интеллектуального диалога православия и ислама, который может быть интересен даже людям, весьма далеким от обеих религий.

Некоторые восприняли эти дискуссии как провоцирующие враждебные настроения между православными и мусульманами в России, и потому неугодные нашей “евразийской дружбе народов”. Но ведь на самом деле именно отказ от диалога провоцирует конфликт, в то время как сам диалог – это единственная альтернатива любой войне. И сами мусульманские деятели должны были бы быть заинтересованы в продолжении этих дискуссий, если они не хотят, чтобы у каких-либо российских граждан слово “Ислам” ассоциировалось со словом “Беслан”.

В развитии полемики отец Даниил написал книгу “Выйти замуж за мусульманина” (2006) и составил уникальный сборник “Православный ответ исламу” (2007). Так в Русскую Православную Церковь начали переходить люди из ислама, и, разумеется, исламистам это не понравилось . Люди, привыкшие доказывать свою правоту только силой, неспособные к интеллектуальной полемике, любящие брать количеством, а не качеством, объявили отцу Даниилу войну: за последние годы он получил от них 14 (!) угроз. Многие пытались остановить его миссионерскую активность, убеждали его прекратить дискутировать с мусульманскими богословами и призывать их креститься, но отец Даниил только укреплялся в своей миссии. И как православный священник прекрасно знал, чем он рискует…

Богословие человеческой смерти

Отец Даниил никогда не прибегал к дешевым запугиваниям смертью и адом в стиле тех проповедников, кто не знает других аргументов, но он очень точно понимал, что смерть – это последний аргумент, заставляющий человека серьезно относиться к жизни. Осознание конечности земного существования и неизбежности Суда отличает христианина от атеиста, и поэтому для него обсуждения на эту тему должны быть абсолютно естественными. Поэтому отец Даниил поражался тому, как некоторые христиане ведут себя таким образом, как будто всегда будут жить на земле и ни в какого Бога они не верят .

Тема смерти и воскресения постоянно всплывала не только в его проповедях, но и в бытовых рассуждениях, он часто говорил о том, что скоро может умереть, что его скоро убьют, что он предчувствует это и хочет как можно больше успеть из начатого. Мы всячески возражали на эти предчувствия, но со временем они стали рефреном в его разговорах, а спорить с этим было бессмысленно: человек действительно смертен и это самый последний аргумент, чтобы относиться к жизни серьезно.

Угрозы отцу Даниилу сначала вызывали страшную тревогу и возмущение, а потом стали данностью жизни миссионера. За год до трагедии он начал говорить о том, что православные должны знать всё, что Писание и Предание открывает им об умирании, о том, что конкретно нужно делать до смерти и после неё. И его последней книгой стала “Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы все-таки умерли…” (2009) – единственная православная книга на эту тему в наши дни. Написанная совсем простым языком, она подробно освещает фундаментальные темы, без которых жизнь христианина просто невозможна. Единственное, что он желал бы для себя во время смерти – это умереть не почему-либо, а именно за Христа, как мученик . Его убили в его же храме и именно за Христа.

Всё, что создал отец Даниил, уникально – уникален и его храм святого апостола Фомы на Кантемировской, этот маленький деревянный домик на берегу почти высохшей речки Чертановки, который он начал строить в 2005 году. Храм святого Фомы – это не просто “культовая постройка”, это реальный миссионерский центр, куда приходят люди самых разных профессий и национальностей, чтобы услышать Благую Весть и принять Христа.

Не стоит удивляться тому, что миссионер со столь масштабными замыслами построил столь маленький деревянный храм, потому что храм этот служит также основой для строительства рядом с ним огромного каменного храма святого пророка Даниила в неовизантийском стиле, который должен стать одним из тех, ныне вырастающих на окраине Москвы соборов, что будут вмещать в себя тысячи прихожан. Храм святого Фомы был его маленькой мечтой, и она воплотилась в жизнь. Храм святого пророка Даниила был его большой мечтой, однако один старец предсказал ему: храм будет построен, но служить в нем отец Даниил уже не будет…

Перед его смертью случалось много промыслительных событий и совпадений, так что его жизнь превращалась в наглядную притчу. Неожиданно территорию вокруг храма какие-то экологи объявили непригодной для строительства, и возникла прямая угроза его сноса, как будто бы мы возвратились в какие-нибудь пореволюционные годы. Возмущение православных было таково, что московские власти согласились оставить храм на месте. Это была большая победа; она вдохновляла на новые шаги, но вскоре свершилось самое страшное из всего, что могло произойти в этом храме.

Отец Даниил был убит неизвестным в медицинской маске, пришедшим к нему в храм в 11 часов вечера 19 ноября. Вполне можно подозревать, что заказчик убийства не случайно выбрал это время – 20 ноября был день рождения Патриарха Кирилла, и он хотел омрачить праздник. Это убийство вообще было символическим предупреждением всем миссионерам, всей Русской Церкви – “не высовываться”.

Очевидно, убийца долго выслеживал жертву, поскольку отца Даниила всегда окружало большое количество людей, и он почти жил в храме. Есть священники, которые приезжают в храм как на работу и уезжают сразу после службы, пытаясь проскочить мимо назойливых прихожан. Отец Даниил, уходивший из храма только тогда, когда уже никто там не оставался, не таков. Этот поздний вечер был на редкость безлюдным, и убийца подгадал.

Как это обычно бывает, замысливший одно преступление, совершает больше, так и в этот раз преступник сначала выстрелил в регента храма Владимира Стрельбицкого, видимо, приняв его за самого настоятеля, а потом и в отца Даниила – сначала в шею, а потом в голову. Отец Даниил был убит на линии между алтарем и жертвенником, его тело упало рядом с Распятием. На следующий день на этом месте крест на крест множились цветы и букеты, и люди целовали ковер с пролитой кровью мученика …

Однако это – уже совсем другая история. История Церкви после убийства отца Даниила Сысоева. Его последняя воскресная проповедь была посвящена преодолению раздоров среди православных в имя Христа, где он в последний раз говорил о том, что членам Церкви нельзя враждовать и делиться на партии, потому что все они принадлежат только к одной “партии” Иисуса Христа. Но и на этом логика Промысла не заканчивается – 40-ой день после его смерти будет днем памяти его любимого пророка Даниила, в честь которого он сам был наречен и в честь которого он хотел построить свой храм.

Смерть отца Даниила лишила священника Алексея Сысоева и матушку Анну их сына, лишила матушку Иулию мужа, лишила трех сестер, Иустинию, Дорофею и Ангелину, их отца, а нас лишила великого пастыря, живого носителя Слова Божьего.

Патриарх Кирилл сказал об отце Данииле: “Господь призвал к Себе Своего верного служителя, даровав ему возможность явиться исповедником веры и мучеником за дело Евангельского Благовестия ”. Да, теперь мы можем открыто сказать, что рядом с нами жил и проповедовал святой, мы видели его, мы слышали его, мы касались его, мы общались и даже спорили с ним. Нет сомнения, что отец Даниил должен быть прославлен Русской Церковью не только за своё житие, но и как священномученик.

(1870-1937 гг.).

Священномученик Даниил родился в 1870 г. в селе Новинки Серпуховского уезда Московской губернии в семье крестьянина-бедняка Феодота Мещанинова. Из-за бедности семьи Даниил получил только первоначальное образование и в раннем возрасте устроился рабочим. В 1916 г. Даниил Мещанинов был призван в армию, где прослужил рядовым до 1917 г. После возвращения из армии он до 1920 г. был рабочим.

В 1920 г. Даниил Феодотович, которому уже исполнилось пятьдесят лет, решил посвятить свою жизнь Церкви, которая в это время уже подверглась яростному беспощадному гонению со стороны новой безбожной власти. С 1920 по 1932 гг. Даниил Мещанинов служил псаломщиком в Покровской церкви села Мартьянова Серпуховского района, а в 1932 г. Преосвященным Иннокентием (Летяевым), епископом Подольским был рукоположен во священника к тому же храму.
В ночь на 28 ноября 1937 г. священник Даниил Мещанинов был арестован и заключен в Серпуховскую тюрьму. В тот же день состоялся допрос.
- Скажите, кого вы знаете из духовенства и какую вы имеете с ними связь.
- Из духовенства я знаю благочинных Студницина, Уарова, Некрасова как своих прямых начальников, только по работе.
- Признаете вы себя виновным в том, что среди колхозников через проповеди проводили антисоветскую агитацию во время коллективизации? В 1930 г. вы открыто агитировали не вступать в колхозы, говоря, что в колхозе жить хуже, что при колхозах закроют церкви, что в колхозе богато жить нельзя, а «то не попадете в рай».
-19 ноября 1937 г. я действительно в церкви во время похорон среди верующих говорил проповедь, что «в колхозе богато жить не надо, а то не попадете в рай», а также в 1937 г. просил колхозников мне помочь, говоря, что налоги дают непосильные, не считаясь ни с чем, если не поможете, то меня посадят и церкви закроют и некому будет хоронить и крестить. В отношении того, чтобы крестьяне не вступали в колхоз, я никогда ни с кем не говорил. В этот же день следствие было закончено.
На следующий после ареста день, 30 ноября, работники милиции пришли в дом священника и конфисковали корову, телку и бычка, погрузили на грузовую машину пчелиные ульи и вещи, рясу и книги отца Даниила.
5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Даниила к расстрелу. К этому времени его уже перевели в Таганскую тюрьму в Москве.
Священник Даниил Мещанинов был расстрелян 9 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. Прошло немного времени, и Покровскую церковь в селе Мартьяново начали ломать. Поскольку здание храма простой разборке не поддавалось, его взорвали и растащили тракторами.



 
Статьи по теме:
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой
Мастер-класс для педагогов на тему «Создание электронных тестов» методическая разработка по технологии на тему
1C:Электронное обучение 1С:Электронное обучение. Экзаменатор Разработка электронных тестов Позволяет разрабатывать собственные электронные тесты и импортировать тесты других разработчиков. Также могут быть импортированы и другие учебные материалы: файлы,
Старец Павел (Груздев) Старец архимандрит павел груздев
Архимандрит Павел (в миру Павел Александрович Груздев) родился 10 января 1910 года в деревне Барок Мологского уезда Ярославской губернии.Когда его отца Александра Александровича Груздева призвали во время войны 1914 года в армию, маленького шестилетнего П