Музей фортификационных. Военно-исторический музей фортификационных сооружений, севастополь - «- как в ссср умели хранить тайны? Режим работы Музея фортификаций

Холодная война. Вооружение год за годом плодилось и плодилось, а вероятность его применения периодически становилась отличной от нуля. Мысли о ядерной угрозе не давали спокойно спать вероятным друзьям по обе стороны океана. Стратегия ответного удара разрабатывалась непрерывно. Вопрос о том, кто, как и чем нанесёт ответный удар, когда повсюду радиоактивный пепел... Предположив, что все стационарные пусковые установки уничтожены, выбор остаётся только за мобильными - это на то время лишь авиация и флот (автомобильный и железнодорожный варианты появились много позже). Очевидно, силы возмездия необходимо надёжно укрыть до часа "Ч" в тихом и укромном месте. Одним из решений этой задачи как раз и являлся сверхсекретный объект в Балаклаве - огромный комплекс, размещённый в недрах горы Таворос. Комплекс представлял собой завод по ремонту и обслуживанию подводных лодок с морским каналом, ядерный арсенал и мог использоваться как бомбоубежище, где смогли бы найти приют несколько подводных лодок и до трёх тысяч человек личного состава и обслуживающего персонала. Объект рассчитывался для защиты от ядерных взрывов мощностью до ста килотонн и обладал автономностью жизнеобеспечения в тридцать суток. Ныне объект не используется военными по прямому назначению, а на его территории открыт военно-исторический музей фортификационных сооружений. Отчасти это название правильное, однако, тема экспозиции музея выходит далеко за рамки фортификации.

1. При входе посетителей музея встречает плакат.



Музей предлагает пешую сухопутную экскурсию (200 рублей) по коридорам и помещениям объекта и водную (270 рублей) на катере по каналу. Время работы музея - с 10 до 17 часов, понедельник и вторник - санитарные дни.
Хоть экскурсоводы и говорят, что по объёму информации обе экскурсии одинаковы, однако, на мой взгляд, это далеко не так. В пешей экскурсии гораздо больше интересного в помещениях, которые с воды абсолютно не видно, а водная позволяет в бОльшей мере оценить масштабы сооружения.

2. Неподалёку от музея можно встретить ещё одну, более официальную табличку. Однако, кроме домофона с голосом охранника там никого не видать, хотя, возможно, где-то там находится дирекция музея.

3. При входе в музей изображена схема когда-то сверхсекретного военного объекта. Точнее, двух объектов в одном комплексе.
В правой части схемы "Объект 825 ГТС". Аббревиатура в названии означает "гидротехническое сооружение" для специалистов, а для всех остальных - "городская телефонная станция". По назначению - это завод по ремонту и обслуживанию подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а так же хранилище боеприпасов для этих субмарин. Кроме цехов, завод имел сухой док и морской канал рабочей длиной около пятисот метров. Общая длина морского канала составляет около шестисот метров. Кроме того, в состав объекта входит электростанция и топливное хранилище на девять с половиной тысяч тонн топлива.
В левой нижней части схемы "Объект 820 РТБ" - ядерный арсенал, где хранилось и обслуживалось шесть видов ядерных боеголовок.
Разводной мост своей небольшой высотой перекрывает вход из Балаклавской бухты в морской канал. Для входа лодки мост приподнимался на понтонах и отводился в сторону. В целях секретности это делалось только в тёмное время суток.

4. Первая серия снимков небольшая - водная экскурсия.
Сразу после посадки на катер видим северный батопорт - справа от туннеля толстенный затвор, закрывающий вход. Его размеры: высота - 14, ширина - 6 и длина - 18 метров, а вес составляет 150 тонн. Сейчас он находится в открытом положении, почти полностью утоплен в боковую нишу.

5. Выход из минно-торпедной части в канал. В случае ядерной войны именно здесь предполагалось загружать в лодку торпеды и ракеты.

7. Неожиданно показались два манекена, одетых в ОЗК. Насколько они могли помочь, когда вокруг радиоактивный пепел - вопрос спорный. Наверно, совсем чуть-чуть и ненадолго...

8. Вид с канала на придоковую площадку. Хорошо видны брусья, препятствующие жесткому контакту корпуса лодки с бетонными сооружениями.

9. На придоковой площадке стоит диверсионная двухместная сверхмалая подводная лодка "Тритон-1М".

11. Вид на север.

12. Минут через десять или чуть меньше катер подходит к южной оконечности морского канала и делает разворот. Отсюда просматривается выход из бухты в открытое море.

13. Вид на южный выход из морского канала снаружи, из-под автомобильного моста. Батопорт демонтирован. Вероятно, он был не такой огромный, как на северной оконечности канала.

14. Так выглядит южный выход с противоположной стороны бухты. Во время действия объекта оба выхода быдли замаскированы сетями, точно имитирующими вид окружающей местности. Для пущей уверенности были даже построены макеты жилых домов.

15. Возвращаемся назад чуть быстрее. Впереди виден "свет в конце туннеля" - вход в морской канал. Обратите внимание на уширение канала в самом его начале.

16. В широкой части канала имеется небольшой батопорт, закрывавший вход в сухой док, где выполнялся ремонт корпуса лодки. На ремонт лодки в доке уходило обычно до трёх недель.

17. Выходим из канала обратно, к входу в музей к северному батопорту. Продолжительность водной экскурсии составила около 15 минут.

18. Часть вторая - пешая. На некоторых фото будут те же объекты, что и в водной экскурсии по морскому каналу, но с других ракурсов. На фото "входной портал" (см. план в начале поста).

19. В подземных помещениях прохладно и немного сыро. Потому экскурсоводы одеты тепло в силу специфики работы. Темп пешей экскурсии довольно высокий. Остановиться и запечатлеть залы в деталях довольно проблематично, да и группа большая - около 30 человек. На фото слева вагонетка. Возможно, использовалась для вывоза породы при строительстве, но вряд ли при работе комплекса.

20. На карте красным обозначены подземные объекты и сооружения. Желтым - карстовые полости. Сколько тут всякого можно попрятать!

21. Некоторые коридоры сооружения закрыты для посетителей. Думается, таких здесь немало.

22. Немного о строительстве объекта. В 1956 году было создано специальное строительное управление №528, которое занималось строительством этого сооружения "Объект 825 ГТС". Легко заметить, что в номере объекта и номере строительного управления использованы одни и те же цифры. Случайность? Комплекс строился с 1954 по 1962 год. Сначала строили объект военные строители. Однако, горные породы представляют собой очень твёрдый мраморообразный камень, что вызвало огромные сложности проходки, обусловленные, видимо недостатком опыта подобных работ. Потому для строительства были привлечены гражданские. В забое работали четыре смены по шесть часов - работа велась круглосуточно. Для проходки применяли взрывы направленного действия. Это не сильно беспокоило местных жителей, уже привыкших к подобным работам на соседнем карьере. Для обеспечения секретности вывоз горной породы производился ночью на баржах в открытое море.

23. В музее оборудованы залы с огромным количеством экспонатов. К сожалению, темп экскурсии не позволяет внимательно рассмотреть даже десятую часть. По центру проходит железнодорожная колея. Видимо, вагонетки здесь были основным транспортным средством. Внешние по отношению к белому свету залы закрывается толстенными воротами, предотвращающими проникновение взрывной волны внутрь помещений. Ворота имеют створки приблизительно четверть-цилиндрической формы. Не совсем понятно, как железнодорожный путь расходился с воротами, створки которых немного ниже уровня пола. Возможно, был какой-то съёмный участок пути.

24. Техническое описание и характеристики ворот.

25. Ещё зал. Здесь представлены фотографии Балаклавской бухты и некоторое вооружение - бомбы, мины и торпеды.

26.

27. Малая противокорабельная мина в разрезе

29. Иногда попадаются вот такие помпезные крышки люков. Думается, если б после рассекречивания и оставления объекта военными, отсюда не растаскивали всё подряд, что можно растащить, то вряд ли мы увидели эти музейно-чугуно-литейные творения.

30. Одно из назначений объекта - ядерное бомбоубежище. По замыслу, оно должно выдерживать взрыв бомбы мощностью до ста килотонн. В цехах завода предусматривались места для трёх тысяч человек, а морском канале должны были уместиться семь средних или девять малых подлодок. Кое-где пишут, что количество субмарин могло доходить до четырнадцати. Сложно сказать, можно ли упихать в канал такое количество. В случае начала ядерной войны, когда повсюду в округе остался только радиоактивный пепел, эти самые выжившие подлодки должны были принять на борт имеющиеся в наличии ракеты с ядерными боеголовками и нанести ими ответный удар.

31. После длинного и пустого коридора выходим на придоковую площадку, непосредственно к каналу. Дверь между коридором и придоковой площадкой. Не самая толстая. Можно сказать, межкомнатная.

32. Уже знакомая сверхмалая субмарина "Тритон-1М"

33. Лодка "Тритон-1М" не герметична. В подводном положении она заполнена водой. Сквозь щель фонаря кабины удалось заснять пульт управления подлодкой.

34. Такие автоматы с газировкой имелись, наверно, на всех заводах Советского Союза.

35. Здесь же, на придоковой площадке, размещена ещё одна схема комплекса с некоторыми его техническими данными.

36. По мостику, построенному уже в музейные времена, пересекаем канал и направляемся в сторону ядерного арсенала. Опять про дверь. Техническое описание, характеристики и карта регламентных работ.

37. Редуктор привода открывания двери. Рукоятка и рычаг с правой стороны, вероятно, для ручного открывания, на случай отказа электрики.

38. Элементы конструкции двери.

39.

41. Ещё зал. Увы, очень мало времени для осмотра... Следующая группа почти наступает на пятки. Очень велик интерес. Может быть, зимой тут нет такой спешки?

42. Машинный телеграф надводного 2-х винтового корабля.

43.

44. Электропроводка в туннеле - симбиоз старого и нового.

45. Красный коридор. В реале, конечно, освещение было самым обычным, а красным его засветили музейные сотрудники. Дело в том, что коридор ведёт к локальной зоне - месту, где работали непосредственно с ядерными боеприпасами. С целью ослабления эха стены и потолок этого коридора обшиты обычным волнистым шифером.

46. Макет ядерного боеприпаса на тележке. Тележка стоит на поворотном круге - рельсы идут вдоль коридора, а поперечные пути ведут в хранилище. Потолки на значительной площади обшиты волнистым шифером. Полного отсутствия эха добиться не удалось, однако, разборчивость голоса много лучше, чем в других помещениях, имеющих гладкие стены.

47. Эта надпись встретилась в ядерном арсенале, по крайней мере, дважды. Актуально во все времена. А уж во время работы комплекса было актуальнее некуда. О данном объекте не знали даже некоторые сотрудники, которые там работали. Со слов экскурсовода, одна из посетительниц только в музее узнала, где она работала много лет назад.

48. "Помещение №17. Хранилище ядерных боеприпасов для торпед." - сухо вещает табличка рядом с воротами. Всего в ядерном арсенале хранилось шесть видов боеголовок.

49. Кто-то с интересом слушает и задаёт вопросы, А кто-то вообще не понимает, о чём идёт речь.

50. Корпус крылатой ракеты Х-22

51.

52.

53. Внутри кабинет-сейфа для хранения источников ионизирующего излучения. Помещение небольшое. Нишу в стене прикрывает сдвижной экран на колёсиках.

54.

55. В следующем зале представлены некоторые элементы и системы подводных лодок. На фото верхняя часть аккумуляторной батареи. Затрудняюсь сказать что-то о типе и ТТХ, а табличку не зафотал.

56. Входной люк субмарины с шахтой, куда не возбраняется залезть посетителям с целью проверки своей гибкости. ;-)

57. Различные приборы управления. Привлекший внимание молодого человека прибор - что-то вроде аппарата управления курсом торпеды. Могу ошибаться, конечно.

58. Элементы аккумуляторной батареи "в полный рост". Для сравнения справа обыкновенная дверь.

59. Пульт управления станции "Садко" с подлодки проекта 690 "Кефаль". Станция используется для обслуживания систем гидравлики, воздуха высокого давления, погружения и всплытия.

60. Рабочие с электротельфером.
На полу корпус торпеды САЭТ-50.
Слева у стены инструментальный ящик. Под любой инструмент на панели есть своё углубление, окрашенное в красный цвет. Таким образом, беглого взгляда достаточно для того, чтобы убедиться, что весь инструмент "вернулся на базу" и какая-то отвёртка не осталась валяться в недрах обслуживаемых устройств.

61.

62. Макет рабочего пространства подлодки

63. В экспозиции музея представлены элементы экипировки боевых пловцов и дельфинов, состоящих на службе во флоте.

64. Ещё один макет отделяемой головной части баллистической ракеты.

65.

66. Напоминание никогда не бывает лишним. Обстановка такая. Справа вблизи видно две двери, за которыми располагались телефонная станция и радиорубка.

67. Главная вентиляционная установка. Одна из, надо полагать.

68.

69. Небольшой боковой коридор для персонала. Представляет собой шлюз, состоящий из таких вот дверей. Идёт в обход ворот основного коридора с четверть-цилиндрическими воротами.

70. Сложно сказать, что это такое. Похоже на вентиляцию.

71. Из бокового коридора выходим в основной. Остаётся несколько шагов до выхода на улицу. Оглянувшись назад, сквозь открытые ворота взгляд скользит по рельсам, цепляется за платформы с макетами боеголовок, за зелёное и красное. Всего лишь, несколько десятков метров...

72. Выход во двор. Здесь продолжается экспозиция. Впрочем, некоторые вещи просто свалены в кучу.

73.

74. Палубный штурмовик Як-38

75. Судовые газотурбинные двигатели
Справа двигатель ДО-63 - маршевая турбина агрегата М7К, использующегося на кораблях проекта 1135.

76. Штабелем сложены какие-то боеприпасы.

77.

78. У забора лежат контейнеры из-под частей ракет 3М9.

79. Выход на улицу "украшен" ракетами.

Продолжительность пешей экскурсии составила приблизительно 1 час 15 минут. Температура воздуха в помещениях не одинакова, в самой прохладной части - около 15 градусов. Однако, сквозняков нет, а потому холод почти не ощущается.

Вроде бы, это самый крупный из когда-либо рассекреченных военных объектов. Ранее я не вполне понимал, почему же его после более 30 лет эксплуатации в 1994 году перестали использовать по назначению. Однако, всё просто. Время шло, старые подлодки уходили в утиль, а новые оказались более крупными. Имеющаяся в составе украинского подводного флота субмарина попросту не умещалась в канал. Да и сама Украина не удостоилась статуса ядерной державы - ядерный арсенал им без надобности. Ладно, пусть будет музеем, как напоминание.

Военно-исторический музей фортификационных сооружений, называемый иначе Объект 825 ГТС , К-825 , «Музей холодной войны» - подземная база подводных лодок в Балаклаве, секретный военный объект времен холодной войны, расположенный в Балаклавской бухте.

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м². Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

История

В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы - СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус - город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз - со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.

В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.

Подземный комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.

В период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.

Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном Укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В неё бы вошли тематические экспозиционные залы, размещённые в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той - без выстрелов - воистину холодной войне в океанских глубинах.

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.

В 2014 году объект перешел под юрисдикцию России и стал южной площадкой Военно исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации

Адрес: г. Севастополь, Балаклава, 299042, ул. Таврическая набережная, д. 22

Аналоги

  • Подземная база ВМФ Швеции на острове Мускё; в отличие от советских аналогов, предназначена также для базирования ракетных катеров и небольших эскадренных миноносцев.
  • Противоатомное убежище и завод по ремонту подводных лодок в бухте Павловского.
  • Противоатомное убежище и завод по ремонту подводных лодок в Видяево.

Здравствуйте!

Любите ли вы историю? Военную тематику? Я - нет... но вот что действительно ценю, так это экскурсии.

Последние лет 6 я живу в Крыму, а здесь, как известно, ходить-непереходить, столько всего интересного, красочного и таинственного. На полуострове каждый найдет что-то для себя. Здесь есть всё: военная тематика, любовная и романтическая, таинственные мифы и истории, пешие тропинки на многие-многие километры.

В этот раз наш выбор пал на историческую военную Балаклаву и совершенно случайно мы нашли музей фортификационных сооружений.

Не знаю как вы, но я до этого случая не знала что такое "фортификационные сооружения", поэтому дам здесь определение:

Фортификационное сооружение - постройка, предназначенная для укрытого размещения и наиболее эффективного применения оружия, военной техники, пунктов управления, а также для защиты войск, населения и объектов тыла государства от воздействия средств поражения противника.

Рядом с музеем красивый вид на левую сторону бухты - именно там находятся все общепиты, а также можно купить свежую рыбешку или мидий. Мы пришли именно от туда(предварительно подкрепившись).


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Музей небольшой, находится под землей, а точнее в горе Таврос.

Цена экскурсии 300 рублей, совсем маленьких детей(кажется до 5-6 лет не пускают), есть скидки для особых категорий граждан.

По времени все длится около 1 часа, хоть и обещали нам час- час двадцать. Но мы справились ровно за час, к сожалению.

Ходить в музее удобно, я была на толстом каблуке, все нормально - жива здорова, ноги целы. Но в сланцах идти не советовала бы, т.к там прохладно и сыро.

Повторюсь, в музее прохладно, гуляет ветерок, сыро и влажно. Лучше взять с собой что-то накинуть.

Мы были там 27.09 в 16:20, людей в группе было не много, человек 20.

У нас была молоденькая лекторша(экскурсовод), слышно хорошо, у них есть микрофон. Рассказывает интересно, хоть и без энтузиазма.

Карта объектов: 820 ртб (тот, через который экскурсия выходит) и 825 гтс (там экскурсия заходит):


На входе есть тоннель с подсветкой. красиво очень, а еще было страшно любопытно что же там за фонарики в дали???


В МУЗЕЕ ФОРТИФИКАЦИОННЫХ СООРУЖЕНИЙ БАЛАКЛАВА: ВПЕЧАТЛЕНИЯ:

Насыщенно, атмосферно и безумно эмоционально!

Я не буду пересказывать всю услышанную информацию т.к часть уже забылась да и не то это. Более подробно об объектах можно почитать на оф.сайте *ссылка *, там есть и история и общая информация.


Я абсолютно не жалею, что посетила объекты! Это то-то неизведанное, словно мы попали во временную петлю и время здесь остановилось...

Толстенные двери, которые способны отразить атаку и сохранить жизни людей в случаи вторжения или атомной войны.

Да, кстати, этот объект имел особое значение после взрыва в Хиросиме и Нагасаки.

О воротах:

Вход в коридор перекрывают огромные противоударные ворота. Они выдерживают давление 60 атмосфер. Весит каждая створка 10 тонн. Высота их 4 метра, ширина 40 см, ворота обшиты металлом, внутри залиты бетоном. Закрывались с помощью специального механизма в течение 2 минут. Гидротехническое сооружение имело систему противоударных ворот и шлюзовых камер, обеспечивающих защиту подземного комплекса при нанесении ядерного удара.


В былое время для несведущих ГТС расшифровывали как "городская телефонная станция", собственно, об этом комплексе знали единицы. Входы в убежище тщательно маскировались как с воздуха, так и с моря. На горе вверху стоял муляж жилых домиков, вход с моря маскировался специальной сеткой, которая имитировала горную породу!


Ох уж и выдумщики были в СССР! На ум мне приходит еще один объект в Крыму(там каждый год проходят байк-шоу) - этот объект замаскировали вечно строящимся заводом, чтобы бесприпятственно и без подозрений провозить материалы для стройки подобного убежища.





Больше технической информации:


Сухой док и конечная в 825 гтс. Это место служило для ремонта и осмотра подводных лодок. А также, в случае атомной атаки(так это называется?) здесь могло укрыться до 7 средних подводных лодок!


На суше стоит маленькая подводная лодка. Очень интересно было ее потрогать и постучать по ней раньше я таких штуковин не видела:


Внутри граждане оставляют копеечки, ну а что? Приметы есть приметы


По мосту мы перешли во второй объект - 820 ртб(арсенал).

Помните, я писала в самом начале, что на входе запечатлела какие-то фонарики в тоннеле? Вот - это они.

Арсенал предназначался для хранения и подготовки ядерных боеголовок для торпед и ракет к эксплуатации, проведения регламентных работы по обслуживанию и сборке головных частей боеприпасов




Во всем комплексе мы видели несколько ворот, часть из них имела различия.

А вот эта тоненькая(по сравнению) дверца, оказалась не так уж проста:

За противоатомными воротами расположена плоская стальная дверь, но она не менее мощная. В ней калитка сделанная по типу морской двери, т. е. с высоким порогом – комингсом. Она нужна для того, чтобы могли проходить люди для обслуживания механизмов приводящих в движение двери.


Кстати, корабль Киев, как я поняла, был выкуплен китайцами. Из него сделали что-то вроде ресторана с украинской кухней.




И самая насыщенная комната. Здесь собраны различные элементы: техника, награды, форма, одежда, имитация и даже кусочек подводной лодки!




Музей фортификаций - необычный музей Валлетты. Путешествуя по Мальте нельзя не обратить внимание на изобилие старинных крепостей, башен, бастионов и других построек, предназначавшихся для защиты от неприятеля. Они служат напоминанием о боевом героическом прошлом острова. В Музее фортификации можно познакомиться не только с историей подобных построек, но и узнать тайны их устройства: секреты архитекторов, которые должны были помочь отважным войнам при обороне.

Создание музея было учреждено Министерством ресурсов и охраны окружающей среды. Снаружи музей выглядит довольно невзрачно и информацию о нем редко можно найти в путеводителях. Но все те, кто его посетил оставляют исключительно восторженные отзывы и называют его одним из лучших бесплатных музеев. Внутри вы найдете многоязычные видео-гиды и различные информационные устройства, которые помогут в изучении экспонатов. Множество моделей наглядно демонстрируют устройство военных построек. Также на специальных панелях можно ознакомиться и с другими мировыми строениями аналогичного назначения.

Можно присоединиться к бесплатным экскурсиям длительностью в полчаса или час. С экскурсоводом посещение станет интереснее - он расскажет об увлекательных, незаметных с первого взгляда деталях. Здесь также есть специальные игры для детей: различные 3D паззлы фортификационной тематики и сенсорные панели для рисования.

У Центра есть собственная библиотека, где можно ознакомиться со множеством исторических документов, книг и карт, которые удовлетворят самый взыскательный научный интерес.

Режим работы Музея фортификаций

16 июня - 30 сентября

  • Пн, ср, пт, сб, вс: 09:00-13:00
  • Вт, чт: 09:00-16:00

1 октября - 15 июня

  • Пн-пт: 10:00-16:00
  • Вт, чт: 10:00-19:00
  • Вс: 09:30-13:00

Форт Фермонт обязателен к посещению тем, кто интересуется фортификацией и линией Мажино в частности. И дело тут не только в шикарной по огромному подземному комплексу с покатушками на узкоколейном поезде. Подобная экскурсия не уникальна, но бонусом к ней прилагается посещение единственного в своем роде музея фортификации, расположенного напротив входа в форт.

Музей меня очень впечатлил, так как его экспонаты уникальны и дают более глубокое видение многих элементов и узлов, использовавшихся на французской оборонительной линии. Где еще вы увидите полностью укомплектованные казематы, бронебашни со спиленной крышей, обнажающей механику, или скажем бронекупол GFM в разрезе?

Под катом обзор этого отличнейшего музея в шести десятках фотографий.

01. Начну обзор с различных казематов линии Мажино, в точности отображенных в музейной экспозиции с использованием оригинального инвентаря. Экспозиции сделаны на твердую пятерку и с солидным бюджетом, судите сами. На снимке помещение командного центра форта Фермонт, перенесенное сюда из форта для удобства посетителей.

02. В нескольких комнатах полностью отображена работа командного центра объектов класса gros ouvrage. Примечательно, что все оборудование тут оригинальное.

03. Еще одна впечатляющая экспозиция, демонстрирующая самый распространненный на объектах линии Мажино тип боевого каземата, который присутствует практически на всех казематированных боевых блоках на сооружениях линии Мажино, начиная от обычных дотов и заканчивая боевыми блоками крупных подземных фортов. Вы видели эти казематы практически в каждом моем посте по объектам линии Мажино, но в таком укомплектованном виде подобный каземат я увидел тут впервые. Данный каземат является типовым и вооружен двумя спаренными пулеметными установками и противотанковой 37-мм пушкой, подвешенной на рельсе. В случае обнаружения танков противника на подходе к объекту, спаренный пулемет отодвигался вместе с форточкой амбразуры в сторону и его место занимала противотанковая пушка, которую вы видите на заднем плане каземата.

04. Далее следуют несколько артиллерийских казематов больших фортов линии Мажино. Я был поражен тому, насколько точно и исторически достоверно сделаны экспозиции. Тут выверена каждая деталь. На снимке каземат с 75-мм пушкой модели 1929, созданной специально для объектов линии Мажино. Орудие обладало скорострельностью 30 выстрелов в минуту и дальностью стрельбы 12 000 метров.

05. Помимо самого орудия, экспозиция содержит массу любопытных деталей, которые я не раз показывал в своих фоторассказах, посвященных фортам французской оборонительной линии.

06. Еще один каземат с 75-мм пушкой другого типа. Это орудие модели 1931 применялось на объектах линии Мажино в Альпах. В связи с особенностью ведения военных действий в условиях гор, орудие имело короткий ствол длиной всего 1,37 метра, дальность стрельбы 6000 метров и оригинальную конструкцию лафета.

07. Каземат, оснащенный 135-мм минометом модели 1932 с дальностью стрельбы от 3000 до 6000 метров и скорострельностью 8 выстрелов в минуту.

08. Этот каземат мне до сих пор встречался лишь в заброшенных объектах линии Мажино, причем как в так и в фортах. На снимке вы видите 81-мм миномет модели 1932 сконструированный специально для фортов линии Мажино. Призвание орудия - атаковать противника на подступах к форту, не дав ему приблизиться ближе. Миномет не имел вертикальной наводки и был расположен жестко под углом 45°. Изменение дальности стрельбы достигалось навешиванием на хвостовую часть мин дополнительных пороховых зарядов. Дальность стрельбы минометов была до 3500 метров, скорострельность - до 15 выстрелов в минуту.

09. Совершенно не типичный для линии Мажино каземат. Я сперва подумал, что он относиться к Первой мировой, судя по древнему орудию.

10. Оружием каземата является флотская 47-мм пушка модели 1902. Википедия сообщает, что такими пушками оснащались некоторые доты линии Мажино и мелкие противотанковые огневые точки, так как серию таких пушек с запасом боеприпасов французский флот поставил сухопутным войскам, где они использовались в качестве противотанковых.

11. Так эта пушка выглядит снаружи дота.

12. Французские коммандос обсуждают план вылазки на немецкие позиции во время "Странной войны" - гласит подпись к этой инсталляции.

13. Бетонный дот для мобильной пушки. Пояснительную надпись не сфоткал, так что подробностей не знаю.

14. Огневые точки, сооруженные из башень старых танков широко использовались во французской фортификации и применялись на линии Мажино. На переднем плане башня от танка Renault FT-17.

15. Остальные башни не распознал. Вся информация в музее только на французском, поэтому информационные таблички тут не всегда помогают.

16. Еще одна огневая точка, сооруженная из башни старого танка.

17. Внутри довольно тесновато.

18. Пулеметная башенка модели 1935/1937 для 8-мм пулемета. Всего на линии Мажино в 1930-х годах было сооружено около 600 подобных башенок.

19. Танковые огневые точки и прочие элементы заградительных препятствий.

20. Стрелковое оружие, которое применялось на объектах линии Мажино.

21. Вот это вообще шикарный экспонат музейной экспозиции - самый распространенный бронеколпак линии Мажино типа GFM в разрезе со всем наблюдательным оборудованием внутри!

22. Мне неоднократно встречались комментарии к моим постам про линию Мажино, в которых читатели выражали сомнения, что толщина брони подобных колпаков достигала 30 см. На этом снимке вы можете убедиться, что толщина брони имеет указанные значения. Вес такого колпака достигал 26 тонн - из этого железа можно было изготовить танк Т-34 или около сорока современных автомобилей.

23. Еще один бронеколпак в разрезе, в этот раз типа JM. Впервые бронеолпак этого типа я увидел тут же в , к которому и относится этот музей. Бронеколпак этого типа очень похож на своего собрата GFM, но отличается от последнего наличием всего одной амбразуры для спаренной 7,5-мм пулеметной установки.

24. На снимке отчетливо виден механизм подачи дисков с патронами, которые транспортировались в бронекупол с нижнего уровня при помощи специального подъемного механизма. Под пулеметной установкой также располагается труба для сброса отстрелянных гильз.

25. Спаренная пулеметная установка имела скорострельность 500 выстрелов в минуту. Это та же самая модель, что устанавливалась в типовом каземате, который показан на третьем снимке этого поста. Обратите внимание на систему освещения внутри купола - электрическая лампа была дублирована газовым светильником.

26. Помимо французской оружейной продукции представлены фортификационные орудия других стран - на фото связка, состоящая из чешской противотанковой пушки Skoda калибра 47-мм и чешского пулемета Vz 37, калибра 7,92 мм. Эта связка устанавливалась в дотах Чехословацкой оборонительной линии и после захвата Чехословакии Третьим рейхом активно использовалась немцами.

27. А это связка из 25-мм противотанковой пушки и пулемета Reibel, устанавливаемая в бронеколпаки линии Мажино типа АМ.

28. То же самое орудие, но в казематной версии.

29. Одними из самых ярких объектов этого музея являются пять бронебашень, демонтированных с различных фортов линии Мажино и установленных в музейном ангаре что называется во весь рост.

30. Особое внимание я уделил самой крупной бронебашне среди тех, что устанавливались на объектах линии Мажино.

31. Башня содержит две 75-мм пушки модели 1933. Диаметр башни составляет 4 метра, а общий вес 265 тонн.

32. Толщина брони колпака 350 мм, стен 300 мм. Эта башня была также самой дорогой из всех, установленных на оборонительной линии. Ее стоимость в октябре 1934 составляла 4 033 170 франков.

33. Башню этого типа с прекрасной сохранностью мы нашли в одном из заброшенных фортов линии Мажино, о чем я рассказывал очень подробно в отдельном .

34. Максимальная дальность 75-мм пушек достигала 11 900 метров при максимальной скорострельности 13 выстрелов в минуту. Полная команда, необходимая для обслуживания орудий и башни, составляла 25 человек (6 унтер-офицеров и 19 солдат). В режиме ожидания башню могли обслуживать 2 унтер-офицера и 10 солдат, которые тоже могли вести огонь, но в таком случае скорострельность была ниже. В самой башне размещался один унтер-офицер и три солдата (стрелок и два заряжающих), остальная часть команды обслуживала башню на нижних уровнях и обеспечивала непрерывную подачу боеприпасов.

35. Более детальный вид орудий для интересующихся темой.

36. Это единственное место, где вы можете увидеть внутренности самой крупной из бронебашень линии Мажино, если конечно не полезете в заброшенный . Эта башня, кстати, была демонтирована из шестого блока того самого объекта.

37. Рядом установлены еще две бронебашни линии Мажино, но они менее выразительны, так что им я не уделил своего внимания.

38.Чуть в стороне еще парочка башень, демонстрирующихся во весь рост. Можно наглядно оценить весь масштаб и сложность подобных систем. Обе башни были демонтированы из заброшенной Ouvrage de Molvange.

39. Слева башня со спаренной 7,5 мм пулеметной установкой модели 1935, справа с парочкой 75-мм пушек модели 1932 R. Оба типа башень я показывал в своих прошлых постах по линии Мажино.

40. Механизм артиллерийской башни крупным планом.

41. Согласитесь, музей шикарен! Видно, что у него хорошее финансирование, на средства волонтеров такую экспозицию не создать.

42. Есть в музее несколько инфостендов с фотографиями, на которых показан процесс демонтажа бронебашень с заброшенных объектов...

43. ... транспортировку их на музейную территорию...

44. ... и установку в музейный ангар.

45. Еще одним ярким пунктом музейной экспозиции является обширная инсталляция на тему Второй мировой.

46. Куча оригинальной техники и прочего реквизита, органично размещенного на участке музейной территории, однозначно порадуют любителей военной истории.

47. О транспортных средствах, представленных в экспозиции, я никогда до этого не слышал.

48. Это французская техника периода Второй мировой, мало известная за пределами страны.

49. Полевой быт французской армии.

50. Кавалерия.

51. Мое внимание привлек инфостенд с локомотивами, использовавшимися на фортификационных сооружениях во Франции, так как один из них показался мне знакомым, тот, что на верхнем снимке. Паровозы Pechot-Bourdon поставлялись американцами в Европу во время Первой мировой войны и предназначались для обслуживания крепостной и полевой артиллерий. В мире сохранилось всего два паровоза этой модели, один из которых находится в , где я его и видел.

Такой вот отличный музей находится напротив форта Фермонт. Как видите, это весомый аргумент в пользу того, чтобы при случае посетить этот форт.

В завершении поста небольшой бонус:

52. По дороге из форта Фермонт нам по пути встретился один небольшой объект линии Мажино оригинальной конструкции.

53. Ouvrage Bois du Four - это небольшое сооружение линии Мажино представляющее собою пехотный двухурровневый моноблок, напоминающий немецкие панцерверки. Объект музейный, но к сожалению, в это время был закрыт.

54. На снимке амбразуры типового каземата с двумя спаренными установками и противотанковой 47-мм пушкой, интерьер которого показан на третьем снимке этого поста. Всего объект располагает тремя казематами этого типа - по одному на каждую из трех сторон.

55. Сооружение было построено в 1931 году с целью закрытия пространства между соседними фортами этого сектора линии Мажино. По изначальным планам объект должен был стать большим артиллерийским фортом, состоящий из пяти боевых блоков и двух входных, соединенных большим подземным уровнем. Но затем программа была сокращена и строительство было остановлено. К тому времени успели построить лишь один боевой блок и часть потерны на глубине 30 метров. Таким образом объект так и остался двухэтажным моноблоком с небольшим подземным уровнем на глубине 30 метров, который к тому времени успели пройти. Актуальный план всех трех уровней сооружения можно посмотреть на его официальном сайте .

56. На крыше традиционно ряд бронекуполов и одна поворотная бронебашня с пулеметной турелью внутри.

57. В мае 1940 года сооружение с гарнизоном из 137 человек успешно отражает попытки немцев прорвать линию обороны, взаимодействуя с соседними артиллерийскими фортами Latiremont и Bréhain. Вплоть до приказа о капитуляции 27 июня 1940 года объект вел оборону территории, за которую был ответственен.

58. Когда стало ясно, что сооружение так и останется моноблоком, его изрядно вооружили. На крыше установили три пулеметных бронеколпака типа GFM (на фото) и один наблюдательный типа VDP, оснащенный панорамными перископами.

59. Чуть ниже расположилась пулеметная турель модели 1935, установленная в поворотной и выдвигающейся башне.

60. На верхнем уровне было сооружено три каземата, таких, как на фото 54, по одному в каждую из трех сторон и несколько пулеметов для ближней обороны. Вооружение форта было усилено также артиллерией - на нижнем уровне расположился каземат с двумя 81-мм минометами, такими, как показаны на фото 08. Таким образом, несмотря на компактные размеры объекта, вооружен он был до зубов. На снимке на переднем плане бронепрожектор, для подсветки территории в темное время суток.

Такой вот интересный объект встретился нам случайно по пути. Жаль, что он оказался закрытым, так как сооружение уникально. Надеюсь, в будущем окажусь снова в этих краях и наверстаю упущенное.



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой