Эссе «Макиавеллизм история и современность. Понятие «макиавеллизма Макиавеллизм в политике выражает положение

образ, схема политического поведения, пренебрегающая нормами морали для до­стижения политических целей. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и пи­сателя И. Макиавелли (1469-1527), приверженца сильной государственной власти. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием явля­ется тезис «цель оправдывает средства», когда ради достижения поставленных целей считаются оправ­данными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника.

Главным механизмом борьбы за власть и ее осу­ществлением является сила. Именно сила позволя­ет гарантировать стабильность власти, а при ее утрате трудно возвратить власть. Основа власти государя - хорошие законы и хорошее войско. Страсть к завоеваниям - дело естес...

Описательное определение моделей поведения, включающих манипуляцию другими посредством коварства, хитрости, обмана и оппортунизма, центральным мотивом которых является усиление власти и контроля. Этот термин образован в честь судебного советника Италии XVI века Николо Макиавелли.

макиавеллизм

, м.

Политика, использующая любые средства - насилие, обман, убийства и т. п. - для достижения цели.

|| перен.

Коварство, вероломство.

Иезуитство и макиавеллизм --- возмутительны для честного человека. Добролюбов, Новый кодекс русской практической мудрости.

[По имени политического деятеля и писателя Флорентийской республики Макиавелли (1469-1527), оправдывавшего в своих сочинениях любые методы борьбы за установление сильной власти]

Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. ...

МАКИАВЕЛЛИЗМ

(от имени итал. госуд. деятеля, писателя, историка Н. Макиавелли) - англ. machiawelli-anism; нем. Machiavellismus. 1. Политика правителя, пользующегося любыми средствами для упрочения госуд. власти. 2. Политика, основанная на культе грубой силы, коварстве, пренебрежении нормами морали во имя достижения и сохранения власти. 3. Всоц. психологии - установка индивида манипулировать другими людьми, использовать их как средство для достижения определенных целей.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

макиавеллизма, мн. нет, м. (полит.). политика, направленная на создание диктаторской власти единоличного правителя в централизованном буржуазном государстве, беспринципно и цинично использующая все средства для достижения своей цели и подавляющая интересы широких общественных групп. (От имени Macchiavelli (1469 - 1527), итальянского политика эпохи Возрождения.)

МАКИАВЕЛЛИЗМ

МАКИАВЕЛЛИЗМ

Термин, используемый для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали. Н. Макиавелли действительно говорил, что каждое действие гос-ва (или его правителя) допустимо, особенно во внешних, межгосударственных отношениях, если оно способно обеспечить преимущества для своей собственной страны. Отрыв политики от моральной оценки не был, однако, изобретением Макиавелли: такова была и во многом такой остается реальная политическая практика. В частности, гораздо позднее Г.В.Ф. Гегель отстаивал и...

(от имени итал. госуд. деятеля, писателя, историка Н. Макиавелли) - англ. machiawelli-anism; нем. Machiavellismus. 1. Политика правителя, пользующегося любыми средствами для упрочения госуд. власти. 2. Политика, основанная на культе грубой силы, коварстве, пренебрежении нормами морали во имя достижения и сохранения власти. 3. В соц. психологии - установка индивида манипулировать другими людьми, использовать их как средство для достижения определенных целей.

Макиавеллизм

МАКИАВЕЛЛИЗМ а, м. МАХИАВЕЛИЗМ а, м. machiavélisme m . От имени ит. политического деятеля Никколо Макиавели (macchiavelli 1469 - 1527). Политика государства, использующая любые средства (обман, предательство, убийство) . БАС-1. || Коварство, вероломство . БАС-1. Возстающие против твоего приятеля прирастают на подобие катящейся снежной кучи; .. теперь вошли в этот сонм две головы, набитыя машиавелизмом. АВ 12 288. В прорывах моего авторского махиавелизма я и не думал замечать, как проголодавшийся темперамент моего ближняго страдал и от скуки и от голода. 1836. Ю. Н. Бартенев Зап. // РА 1886 1...

м. 1) Политика, использующая для достижения цели любые средства (обман, предательство, убийство). 2) перен. Коварство, вероломство.

макиавеллизм

МАКИАВЕЛЛИ́ЗМ -а; м.

1. Политика, использующая любые средства борьбы (насилие, обман, вероломство, убийство и т.п.) для достижения цели.

2. О коварном, вероломном поведении кого-л. Для него характерны макиавеллизм и иезуитство. По имени политического деятеля и писателя Флорентийской республики Н. Макиавелли (1469 - 1527), оправдывавшего в своих сочинениях любые методы борьбы за установление сильной власти.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов.

Макиавеллизм, это понятие, которое употребляется, чтобы охарактеризовать некие образа действий человека или какой-то организации. Принцип поведения этих людей, или организаций, особенно в политике, может являться использование любых, и конечно аморальных, средств, для достижения тех целей, которые они преследуют. Термин Макиавеллизм произошел от имени итальянского государственного деятеля, мыслителя и писателя Макиавелли, который признавал, и в неких детялях описывал, что в политике можно преступать законы морали во имя великих целей, например для спасения страны от захватчиков. В этом нашли отражение принципы политиков молодой итальянской буржуазии XVI в., которая стремилась к национальному объединению и укреплению независимости раздробленной и истерзанной врагами Италии. Но поскольку итальянская буржуазия в то время еще должным образом не осознала свои исторические задачи, не имела достаточные средствами для их решения, то она и уповала на силу княжеской власти, абсолютной монархии, и готова была признать законность любых средств, применяемых ею для создания сильного централизованного государства. Гегель, отделяя взгляды Макиавелли от Макиавеллизма, подчеркивал, что он начертал путь, который считается необходимым для спасения Италии в "условиях испорченности и слепого бешенства того времени". Принцип Макиавелли особенно характерен для политики современного империализма.

Сегодня понятие "макиавеллизм" часто используется в различных гуманитарных науках. Макиавеллизм можно считать научной категорией, которая широко распространена в зарубежных психологических исследованиях, но практически не очень мало используется в отечественной психологии.

Макиавеллизм является одним из тех понятий, которые характеризуют отношения к другому человеку как к средству, которым можно пренебречь в погоне за личным благом.

Термин макиавеллизм своим происхождением обязан учению итальянского мыслителя, но далеко не тождественен его учению. Из некоторых писменных основ, нам становится известно, что исторический термин макиавеллизм применяется с давних времен. В начале 17-ого веке начали употреблять термин макиавеллизм.

И кратко говоря, в макиавеллизме как совокупности разных политических взглядов, мы можем выделить в качестве основных следующие идеи:

  • üПостоянство и несовершенство человеческой природы, которая определяет и воздействует на характер и динамику общественной жизни.
  • üМысль о государстве, что с его интересами оно является самоцелью;
  • üВ политике утверждение о решающей роли фактора силы;
  • üПоложение о неразделённости политики и морали.

Введение

1. Макиавелли и новая наука о политике. Отделение политики от морали

2. Макиавелли о природе государственной власти и качествах правителя

3. Макиавеллизм

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сегодня мы знаем, что многие поколения политических лидеров XX столетия, даже не изучая трудов Макиавелли, эффективно применяли эти принципы на практике. Почему так происходило, не знает никто. Может быть, законы «негативного управления» передаются генетическим путем? Или лидеры, добивающиеся или уже добившиеся власти, применяют некие универсальные законы, которые действуют независимо от воли и сознания людей?

Во второй половине XX века повышенное внимание к Н. Макиавелли стали проявлять специалисты по менеджменту. Казалось бы, что могли найти для себя нового в историческом прошлом творцы науки, которая вечно смотрит в будущее? Может быть, истоки партисипативного менеджмента, мотивации достижения, стратегического планирования или, наконец, теории маркетинга. Нет, конечно, не технику управления, а технологию власти и эффективного лидерства искали у титана Возрождения наши современники.

Как должен вести себя руководитель, стремящийся быть эффективным лидером - угождать, обещать, обманывать, любить или держать в страхе?

Не пытайтесь ответить до того, как познакомитесь с социологией управления Н. Макиавелли. Она парадоксальна и непредсказуема. Но самое главное - она верна. И это тревожит порой больше, чем ее неординарность. Современный менеджмент давно покинул сферу очевидного. Те, кто будут определять стратегию выживания человечества в XXI веке, жаждут новых и неожиданных решений. У Макиавелли есть то, что как воздух необходимо зарубежному, а еще больше нарождающемуся отечественному менеджменту - бегство от очевидного. Вклад Макиавелли настолько впечатляет, что можно сказать о том, что он открыл четвёртое измерение человеческого поведения. Но не как дополнение к трем другим, а как альтернативу им.

Эта тема актуальна сейчас как никогда, потому что мы живем в эпоху взрывного роста человеческого капитала. Умения вычислять риск, находить свободную зону приложения сил, быть предприимчиво - смелым, считать рынком весь мир, мгновенно становиться незаменимым там, где впервые появляемся, поэтому нам необходимо работать и работать над собой ежесекундно, развивая способности и усваивая методики. Сейчас ценится не столько количество выполненной работы, сколько креативность и подача выполненной работы. Именно у Макиавелли мы впервые видим конкретные указания и методики развития лидерских качеств. В этой семестровой работе я рассмотрю политику как новую науку, природу государственной власти и качествах правителя. Обозначу направления и последователей, развивавших мысли Макиавелли.

1. Макиавелли и новая наука о политике. Отделение политики от морали

Его вклад в курсе Политологии невозможно переоценить. Действительно, одним из первых он развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества.

Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит (В. Парето, Э. Дженнинг, Г. Моска, Ч.Р. Миллс), повлияли на автора теории «менеджерской революции» Дж. Бернхайма, возглавившего «макиавеллистское направление». На него как на авторитет и предтечу ссылаются теоретики бюрократии (М. Вебер, Р. Михельс), коррупции (С. Хантингтон), «постиндустриального общества» и политического прогнозирования (Д. Белл, Г. Кан, Э. Винер), наконец, задолго до О. Конта он выдвинул идею «общественного консенсуса».

Иррелигиозность логично обусловливает имморализм. Для Верховенского, как и для Макиавелли, существуют такие области человеческой деятельности, где соблюдение каких-либо социокультурных норм обременительно и неоправданно. В первую очередь, это социально-политическая деятельность. Лидер с далеко идущими планами и ярко выраженными трансгрессивными амбициями, обладающий способностью вести искусную политическую игру, обязан “задействовать” ради достижения своих целей весь арсенал доступных ему средств - как моральных, так и аморальных. Его не должна смущать необходимость лжи, интриг, коварства, ибо это лишь средства, которые по своему ценностному статусу не идут ни в какое сравнение с поставленной целью.

Макиавелли правителю учит не политической морали, а политическому реализму, поэтому везде, где к власти пробираются изворотливость, цинизм и корысть, вспоминают итальянского мыслителя.

государство власть макиавелли политический

Для гуманиста, каким был Макиавелли, приоритет оставался, несомненно, за государством, причем светским, живущим не по церковному уставу, а по собственным законам.

Для Макиавелли моральность политики означает соответствие желаниям народа, ибо воспроизводство жизни - цель благая и конструктивная сама по себе и народ не может изменить ей, его мораль связана с самим способом бытия./3/

Одно из главных произведений Макиавелли – «Государь». Основная мысль произведения «Государь» в том, что государство выше личности, что для достижения общих интересов можно пренебрегать интересами отдельных людей. Так, Макиавелли практически узаконивает массовые расправы, наделяет государя безграничной властью, оправдывает государя в случаях, когда тот действует на благо государству. Макиавелли считает позволительным государю уклоняться от выполнения своих обещаний, этому даже посвящена целая глава его произведения. Макиавелли полностью деморализирует политику, делает ее «грязным» делом, таким, какой мы видим ее сейчас.

Политическая концепция Макиавелли была полной противоположностью религиозно-христианскому учению о праве и государстве. Он основывал политику на воле, силе, хитрости и опыте, а не на теологических постулатах. При этом флорентийский философ опирался на историческую необходимость, исторические закономерности общественного развития.

Политика для Макиавелли – это результат борьбы социальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая заинтересованность. Следует отметить, что Макиавелли видел базу своего политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. А к таковым Макиавелли относит эгоизм, стремление к власти, стремление к приобретению собственности. Отсюда и содержание макиавеллизма – в политике следует опираться не на мораль, а на силу. Ради благородной цели моралью можно жертвовать, цель оправдывает средства. Учение Макиавелли утверждает неизменность стремлений человека.

Конечно, людям свойственно стремиться быть честнее, чем они есть на самом деле, как и казаться лучше, чем они есть. Но если правитель принимает желаемое за действительное, то он добровольно обманывается.

Между тем, как живут люди, и тем, как они должны жить, дистанция огромная. Чаще всего терпит крушение честный правитель, ибо он мерит людей на свой аршин, т. е. представляет их лучше, чем они есть. В отличие от него умный правитель изучает то, что есть в действительности.

Используются ли идеи, высказанные Макиавелли в «Государе», современными политиками?

Если да, то насколько эффективно они работают?

Действительно ли они необходимы в политике?

Актуальность : В условиях резкого различия политических систем в разных странах в наше время очень часто можно услышать рассуждения о том, какими именно качествами должен обладать правитель государства. Мне кажется, что, хоть Макиавелли и писал о правителях применительно к своей эпохе, в этом вопросе не так много что изменилось, поэтому будет интересно сравнить современных политических деятелей с образом идеального правителя по мнению философа и поразмышлять насколько соответствие его идеям помогает или мешает править в наше время.

Цель: Найти наиболее схожих с идеями Макиавелли современных правителей, сделать выводы о том насколько им помогает следование этим самым идеям и объяснить, почему в современном мире эти идеи потеряли свою актуальность, стараясь абстрагироваться от собственных политических взглядов и не приводить в пример тех, кто так или иначе влияет на нашу жизнь, то есть тех, о ком у каждого в нашей стране сложилось то или иное мнение.

Основные идеи Макиавелли о политике и качествах правителя

  • 1. Государь должен заниматься военными вопросами и хорошо знать военное дело для защиты своей власти от и своего государства от государств соседних.
  • 2. Правитель не должен бояться порицания тех своих пороков, которые помогают ему удержаться у власти:
  • 2.1. Ему следует воздерживаться от излишней щедрости в сытое время, чтобы сохранить средства на случай возможной войны или кризиса.
  • 2.2. Лучше внушать своему народу страх, чем любовь, потому что страх - чувство куда более надежное и постоянное, чем любовь. В то же время стоит быть справедливым, и не отбирать у граждан имущество и женщин, чтобы избежать ненависти со стороны подданных.
  • 2.3. Для государя позволительно нарушать слово, когда это может быть полезно. Это касается в основном международных мирных договоров, но может применяться и по отношению к подданным в ситуации, когда власти государя угрожает опасность.
  • 3. Правителю следует выглядеть в лице других правителей и своих подданных как можно более добродетельным и стараться скрывать вышеупомянутые пороки.
  • 4. Важно не вызвать ненависти у своего народа, а если угодить всем невозможно, то главное- - не вызвать ненависти у тех, кто сильнее. Поэтому иногда лучше принять сторону солдат, чем простого народа.

Современные правители и идеи Макиавелли

Мировая экономика и система международных отношений очень сильно усложнились со времен жизни Макиавелли. Поскольку сейчас любая тирания влечет за собой экономическую и политическую изоляцию страны, не представляется возможным для тирана соблюдать пункт 2.1, то есть копить деньги на боеспособную армию. Современных тиранов можно разделить на два вида: тех, кто держится за власть исключительно для собственного обогащения, и тех, кому действительно небезразлична судьба своего народа. Если с первыми все более или менее ясно, то вторые в каком-то смысле действительно придерживаются идей, схожими с идеями Макиавелли: они держатся за власть всеми возможными способами, потому что считают, что только в их ежовых рукавицах государство может стать сильнее.

Итак, приступим к рассмотрению конкретных личностей, наиболее приближенных к образу идеального правителя у Макиавелли. Сразу оговоримся, что никто в современном мире не подходит ему сразу по всем пунктам, но поскольку философ писал про абстрактных правителей в абстрактной стране, а в жизни приходится иметь дело со вполне конкретными политическими, экономическими, социальными и ментальными особенностями граждан своей страны, простим им это небольшое несоответствие идеалу.

  • 1. Уго Чавес (Венесуэла). Умерший два с половиной года назад от рака экстравагантный лидер прекрасно знал военное дело, очень крепко держался за свое президентское кресло, но вот внушать страх ему было ни к чему: народ его в целом очень любил и уважал. Тем не менее, во время сильных волнений в стране он предпочел договориться с военными и даже отстранился на какое-то время от власти, что явно пересекается с идеями Макиавелли (п.4). На жизнь Чавеса было совершено много покушений, и поговаривают, что рак был вызван отравлением пищи.
  • 2. Муаммар Каддафи (Ливия). Убитый четыре года назад ливийский лидер умудрялся держать власть в своих руках целых 42 года. Прекрасно знал военное дело, несколько лет служил в армии. Полностью запретил оппозиционные движения, применял армию для борьбы с повстанцами. Внушал своему народу страх, но не ненависть, содействовал бурному экономическому росту. Был убит при помощи НАТО.
  • 3. Хосни Мубарак (Египет). Первый живой человек в нашем списке. Пробыл у власти почти 30 лет. Прекрасно знает военное дело, даже поучаствовал в боевых действиях. Полностью запретил оппозицию, превратил выборы в формальность. Разворовал огромную часть бюджета, был объявлен в розыск. В собственной стране ему заочно вынесли приговор к пожизненному заключению.
  • 4. Ким Чен Ын (Северная Корея). Самый безжалостный современный тиран в плане способов подавления оппозиции. Создал культ своей личности, помешан на военном деле. Мы не можем знать достоверно ничего ни об уровне жизни в его стране, ни об отношении к нему в народе, ни о многих фактах его биографии. Перед другими бессменными лидерами у него есть одно огромное преимущество - ядерное оружие.

философ правитель макиавелли политика

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

Заказать написание уникльной работы

" xml:lang="-none-" lang="-none-">PAGE 1

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Современный макиавеллизм:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">истоки, смысл, разновидности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
План

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1 " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
Смысл современного макиавеллизма

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавеллизм – это термин, используемый для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Н. Макиавелли действительно говорил, что каждое действие государства (или его правителя) допустимо, особенно во внешних, межгосударственных отношениях, если оно способно обеспечить преимущества для своей собственной страны. Отрыв политики от моральной оценки не был, однако, изобретением Макиавелли: такова была и во многом такой остается реальная политическая практика. В частности, гораздо позднее Г.В.Ф. Гегель отстаивал идею, что мораль придумана для индивидов, а в отношениях между государствами правым является то, которое сильнее. Постепенное формирование единого человечества и подлинно мировой истории дает основание думать, что мораль будет все более охватывать не только отношения индивидов и их групп, но и сферу политики и межгосударственных отношений.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавеллизм представляет собой психологический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристиках.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавеллизм следует рассматривать как устойчивую черту личности, выражающую систему отношений человека к другим людям, социальной действительности. Главными психологическими составляющими макиавеллизма как черты личности являются: 1) " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">убеждение субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать; 2) " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">владение навыками, конкретные умения манипуляции. Последние включают в себя способность убеждать других, понимать их намерения и причины поступков.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавеллизм как личностная черта отражает желание и намерение человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. Речь идет о таких случаях, когда субъект скрывает свои подлинные намерения; вместе с тем с помощью ложных отвлекающих маневров он добивается того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил свои первоначальные цели. «Макиавеллизм обычно определяется как склонность человека в ситуациях межличностного общения манипулировать другими тонкими, едва уловимыми или не физически агрессивными способами, такими как лесть, обман, подкуп или запугивание». ;vertical-align:super" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приведу типичный способ рассуждений девушки с явно выраженными макиавеллистскими чертами личности: «По ночам она долго лежала без сна, размышляя о том, как глупы и ничтожны мужчины и как легко ими манипулировать. Бедняги, сами того не зная, хотели, чтобы их дергали за ниточки. Их необходимо дергать за ниточки. Без этого они ни на что не способны».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Следовательно, макиавеллист – это субъект, который манипулирует другими на основе кредо, определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения. Манипулирование другими людьми, по его мнению, соответствует природе человека, и потому он не видит в этом ничего зазорного. Просто наиболее эффективный способ достижения своих целей – использовать для этого других людей. Важно подчеркнуть, что макиавеллист манипулирует всегда осознанно и исключительно ради собственной выгоды. И уж, конечно, он не испытывает чувства вины за те способы, которыми действует, а скорее относится к ним с одобрением, не видит в них ничего предосудительного. Он не стесняется своих действий, его не раздирают внутренние конфликты, так как в его установках по отношению к другим людям заложены принципы, диктующие, что манипуляция – нормальный, эффективный способ общения с людьми.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Уверенность макиавеллиста в своей правоте, правильности своих поступков оказывает внушающее воздействие на людей, с которыми он общается, делает его привлекательным в их глазах. Люди «заражаются» спокойствием макиавеллиста, у них реже возникают неприятные ощущения, характерные для жертвы манипуляции, так как у него самого не возникает моральных сомнений по поводу собственных действий. Манипулируя, макиавеллист не нарушает контакт с другими людьми. Нарушение контакта не происходит потому, что такой субъект ведет себя естественно: ведь в соответствии с его установками манипуляция является обычным и вполне допустимым элементом межличностного общения. Вследствие этого во время общения у партнеров макиавеллиста возникает ложное чувство взаимопонимания с ним. Успешная манипуляция другими всегда строится на умелом сокрытии своих подлинных намерений, мотивов поведения, жизненных устремлений. В то же время успешность основана хотя бы на минимальном понимании.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавелли высоко ценил ориентацию политика не на теорию, а на практику. Правда, вопреки распространенному заблуждению, Макиавелли вовсе не ратовал за власть ради власти, он считал, что политик должен иметь и некую идеальную сверхзадачу. Причем, в формулировке этой сверхзадачи Макиавелли был диаметрально противоположен нашим либералам и перестройщикам, Макиавелли был патриотом и главным для него были сила, целостность, благополучие государства.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Однако, " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">Н. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавелли признавал, что для воплощения этого идеала возможно поступиться и моралью, и даже буквальным требованиям разделяемой политиком идеологии. Жизнь слишком сложна, чтоб соответствовать всем требованиям чистой идеи, приходится искать компромисс между высокой идеей и низкими корыстными устремлениями большинства реальных людей, участвующих в политическом процессе " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Итак, несмотря на наличие политического идеала, для Макиавелли являлась центральной проблема власти. Без наличия власти любой идеал останется пустой абстракцией, прекраснодушными мечтами, а удержание власти связано со многими действиями, которые оцениваются моралью не слишком высоко, а то и прямо осуждаются. Возникает дилемма: либо праздные мечтания в силу нежелания «запачкать руки» грязью реальной политики, либо воплощение в жизнь идеи, неизбежно увязанное с этой самой грязью и даже, может, кровью.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавелли, конечно, делает второй выбор " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> действие, а не бездействие, стремление любой ценой удержать власть, а не отказ от нее. А уж какой будет эта власть " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тиранической, демократической, военной, светской, церковной " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> это Макиавелли отдает на откуп конкретным обстоятельствам. Будучи сторонником республиканского правления, Макиавелли пишет трактат «Государь», являющийся руководством к действию для самодержцев и даже тиранов. Макиавелли убежден, что бывают случаи, когда возможна лишь тираническая власть и она в этом конкретном случае является благом, так как лучше плохая и жестокая власть, чем отсутствие всякой власти и общественный хаос.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В этом смысл знаменитой метафоры Макиавелли " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> идеальный государь должен быть помесью лисы и льва. Сам Макиавелли так писал об этом в «Государе»: «...из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтоб отпугнуть волков». Сочетание хитрости, изворотливости и решительности и жестокости " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> вот идеал Макиавелли. Все рекомендации итальянского мыслителя проистекают из этого представления.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Политическое учение Макиавелли получило самые различные толкования. В течение более чем четырехсотлетнего своего существования политические взгляды итальянского мыслителя осуждались самым строгим образом представителями консервативных групп и, наоборот, чаще всего положительная оценка его политических идей встречалась у прогрессивных мыслителей. Высоко ценили Макиавелли такие мыслители как Ф. " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Бекон, Б. " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Спиноза, Жан-Жак Руссо и особенно итальянские писатели периода " xml:lang="en-US" lang="en-US">Risorgimento " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Злейшими критиками итальянского мыслителя были католические и особенно иезуитские писатели и богословы. В 1559 " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">г. папа Павел " xml:lang="en-US" lang="en-US">IV " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> осуждает произведения Макиавелли, а Тридентский собор относит их к числу запрещенных книг (1564) " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> В " xml:lang="en-US" lang="en-US">XVIII " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в. наиболее известным и характерным критиком Макиавелли является пру " xml:lang="en-US" lang="en-US">c " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ский король Фридрих " xml:lang="en-US" lang="en-US">II " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">автор трактата «Анти " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Макиавелли».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Пример наиболее реакционного истолкования прогрессивных для своей эпохи идей Макиавелли дал фашизм. Гитлеровские «ученые» опубликовали целый ряд работ, посвященных Макиавелли и его политическому учению. Тенденциозно излагая политические идеи итальянского мыслителя, они желали видеть и поэтому видели в " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">н " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ем прежде всего сторонника идеи «демона силы» (« " xml:lang="en-US" lang="en-US">Damonie " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="en-US" lang="en-US">der " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="en-US" lang="en-US">Macht " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">»), т.е. идеи «диктатуры личности для диктатуры самой в себе». В высказываниях Макиавелли они пытались найти обоснование гитлеровской кровавой диктатуры и необходимость безоговорочного подчинения ей всего народа, которого они лишили всех прав.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Итальянский фашизм также провозгласил Макиавелли одним из свои " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">х " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> идеологических вдохновителей. Глава итальянского фашизма Бенито Муссолини в специальной работе, посвященной знаменитому флорентийцу, писал: « " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">У " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">чение Макиавелли сегодня более живое, чем четыре века тому назад, потому что, хотя внешние формы нашей жизни изменились, в душе личностей и наций не произошли какие-нибудь более глубокие преобразования» " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> «Государь» Макиавелли, по мнению Муссолини, " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> это «вадемекум государственного деятеля».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Самым главным тезисом Макиавелли является, выражаясь современным языком, лозунг ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА. Причем любые. Считается, что Макиавелли впервые ввел эту идею в оборот и сформулировал ее в абсолютно откровенном неприкрытом виде. Макиавелли провозгласил новую эпоху в политике. Мир переменился, говорит он. Наступила эпоха Реформации. Теперь нужно поступать по-новому, отнюдь не так, как предки. Мораль и благородство безвозвратно уходят на задний план.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вперед выступает цинизм в достижении политических целей. В частности, как пример, которому государи должны следовать, он приводит Цезаря Борджиа. Макиавелли оправдывал и многие совершенные им преступления, если они были, с его точки зрения, целесообразны, то есть вели к завоеванию и укреплению власти. Оправдание преступлений Борджиа и выбор его в качестве примера политического деятеля, ПРИБЛИЖАЮЩЕГОСЯ К ИДЕАЛУ, на многие годы определили отношение потомков к «Государю».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Термин «макиавеллизм» стал синонимом политической беспринципности. Слава, которую принес позднее с собой во Францию род Медичи, запомнилась надолго, ибо она была связана с переломным моментом истории данного государства, со сменой династии Валуа на династию Бурбонов. В воображении европейцев все смешалось в единую и страшную картину... Итальянская политика стала для многих ассоциироваться с политикой яда и кинжала. Фортуна сыграла с Макиавелли и его творением злую шутку, ибо «Государь» сделался своего рода символом этой политики» " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«В политике критерием достоинства человека является успех... Политиком будет не тот, кто соблюдает законы и нормы морали, но тот, кто во имя государства способен предпринять ЛЮБЫЕ ДЕЙСТВИЯ и поэтому вознаграждается успехом» " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Долгое время господствующей нормой политического мышления и практики была идеология макиавеллизма, в рамках которой политика и мораль рассматривались как вещи несовместные. Однако в ХХ " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в., особенно во второй его половине, она в значительной мере исчерпала свой идеологический потенциал и «оправдание». После того как политика стала публичной, народ постепенно осознал свое право и обязанность непосредственно участвовать в ней, и политика постепенно возвращается к ее изначальному – аристотелевскому – пониманию " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Современный макиавеллизм в Украине

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О Ник " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">к " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">оло Макиавелли большинство наших сограждан, даже из " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">числа политической элиты, знает понаслышке, мало кто читал " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">его " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> произведения " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Макиавелли, " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">макиавеллизм " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">– " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">эти термины " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">считают синонимами коварства, грязных методов борьбы за власть; при том, что господин Никколо, работая при многих властителях того времени и в совершенстве зная тайны многих «дворов», исследовал вовсе не «подноготные», пикантные политические подробности тех дней и лет (творил он в начале шестнадцатого века). Он пытался установить реальные законы общественной жизни, быть правдивым прежде всего в отношениях с самим собой и своей совестью беспристрастного аналитика, ни в коем случае не разрешал себе строить некие теоретические конструкции, оторванные от жестокой практики своего времени, давать советы «вообще», лишенные доказательств их полезности, например, для тех же властителей или, как он их называл, государей.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">И когда сейчас читаешь великого политического философа, каждый раз ловишь себя на мысли: «Боже, да ведь это о наших делах. О наших депутатах, правительственных чиновниках, тех, кто в «большинстве» и тех, кто в оппозиции». Или думаешь о том, как полезно было бы некоторым нашим лидерам нации на сон грядущий почитывать Никколо Макиавелли. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Почему людям свойственно лучше вспоминать о былых временах, которые, в общем, как правило, того не заслуживают, и слишком критически относиться к тому, что происходит сейчас. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Есть смысл здесь привести довольно длинную цитату, хотя бы для того, чтобы убедиться, что даже стиль письма Макиавелли вполне современен: «Люди всегда хвалят, но не всегда с должными основаниями – старое время, а нынешнее порицают. При этом они до того привержены прошлому, что восхваляют не только те давние эпохи, которые известны им по свидетельствам, оставленным историками, но также и те времена, которые они сами видели в своей молодости и о которых вспоминают, будучи стариками. В большинстве случаев таковое их мнение оказывается ошибочным. Мне это ясно, потому что мне понятны причины, вызывающие у них подобное заблуждение. Прежде всего, заблуждение это порождается, по-моему, тем, что о делах далекого прошлого мы не знаем всей правды: то, что могло бы очернить те времена, чаще всего скрывается, то же, что могло бы принести им добрую славу, возвеличивается и раздувается... Кроме того, поскольку люди ненавидят что-либо по причине либо страха, либо зависти, то, сталкиваясь с делами далекого прошлого, они теряют две важнейшие причины, из-за которых могли бы их ненавидеть, ибо прошлое не может тебя обижать, и у тебя нет причин ему завидовать. Иное дело события, в которых мы участвуем и которые находятся у нас перед глазами: познание открывает тебе их со всех сторон; и, познавая в них вместе с хорошим много такого, что тебе не по нутру, ты оказываешься вынужденным оценивать их намного ниже событий древности даже тогда, когда современность заслуживает гораздо больше славы и доброй репутации...». Конечно, современные теоретики дают много новых нюансов по этой проблеме, – психологических, культурологических и даже физиологических, но основы ее понимания все же заложены Никколо Макиавелли. И, вдумываясь в его рассуждения, начинаешь лучше понимать некоторые смущающие нас вещи. Например, почему многие наши ветераны все еще «уважают» советскую власть и ее порядки, а то и носятся с портретами Иосифа Сталина. Дело здесь, оказывается, не только в старческом маразме. Во всяком случае, не всегда им можно все объяснить. И не в могучей силе, основанной на сплошной лжи коммуно-кагебистской пропаганды, вбившей в головы миллионов некие мифы. Дело, оказывается, значительно глубже, они – в сущности человека. (Цитата, приведенная выше, взята из «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия»).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В «Государе» Макиавелли со временем находишь нечто новое, определенные нюансы, хорошо корреспондирующиеся с тем, что происходит в современной Украине. Никколо Макиавелли рассуждает о людях, которые то ли благодаря своей доблести, то ли по милости случая становятся «государями» и пытаются изменить многое из того, что было до них: «А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми». Интересно, понимал ли это Виктор Ющенко, скажем, в день своей инагурации? Тогда, выступая на Майдане, он чего только не наобещал стране и ни слова не сказал о возможных трудностях, о том, что выполнить изложенную программу ему будет нелегко. «Между тем, кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые. Холодность же эта объясняется отчасти страхом перед противником..., отчасти недоверчивостью людей, которые на самом деле не верят в новое, пока оно не закреплено продолжительным опытом. Когда приверженцы старого видят возможность действовать (!!!), они нападают с ожесточением, тогда как сторонники нового обороняются вяло, потому, опираясь на них, подвергаешь себя опасности». И еще. «Чтобы основательнее разобраться в этом деле, надо начать с того, самодостаточны ли такие преобразователи или они зависят от поддержки со стороны, иначе говоря, должны ли они для успеха своего начинания упрашивать или могут применять силу? В первом случае они обречены (упрашивая, например, оппонентов, подписать очередной Универсал), во втором, то есть если они могут применить силу, им редко грозит неудача».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Говоря о применении силы, Макиавелли отнюдь не сводит ее только к вооруженной силе. Речь идет и об авторитете лидера, и о его умении соответственно поставить себя. Глава «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх»: «По этому поводу может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись? Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива; пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить..., но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности... Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно». ;vertical-align:super" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сейчас Президента никто не боится. И ни во что не ставит. Увы, это делает госсистему недееспособной. А вот рецепт, что нужно для того, чтобы правителя уважали: «Государя уважают, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда без колебаний выступает за одного против другого – это всегда лучше, чем стоять в стороне». А у нас, как известно, кое-кто хотел бы все время стоять «над схваткой», быть «арбитром нации», всех мирить, мирить непримиримые силы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Итак, " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Н. Макиавелли – один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий вокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а его доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин «макиавеллизм» – синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т. " xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">д.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Идеологи относятся к личности и к произведениям Макиавелли противоречиво. С одной стороны – резко негативно, за то, что он беспощадно и безжалостно раскрывал механизмы политической власти, ее средства, задачи и цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи и своего класса до конца. С другой стороны, из Макиавелли делают политического мыслителя и политического деятеля, мысли и дела которого, якобы, пригодны во все времена и во всех обстоятельствах.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Он первый в своем роде и единственный мыслитель Эпохи Возрождения, который сумел достаточно определенно постичь смысл основных тенденций той эпохи, смысл её политических требований и устремлений, сформулировать и изложить их таким образом, что они становились не просто высказываниями " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и афоризмами, а самым активным способом воздействовали на тех, кто ещё смутно ощущал эти требования, но стремился к преобразованию.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели – формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для нас Макиавелли и его творчество имеют, прежде всего, конкретно-историческую и культурную ценность. Будучи одним из самых крупных и замечательных представителей эпохи Возрождения, Макиавелли связывает животворные традиции мысли и культуры с новым временем и современностью. Из его произведений перед нами предстает вся интеллектуальная, социально-политическая картина эпохи Возрождения, со всеми ее гуманистическими достижениями и конкретно-исторической ограниченностью, со всеми ее противоречиями, исканиями и борьбой. По его произведениях четко можно проследить, как из истории, из исторического диалога с мыслителями прошлого и из осмысления прошлых эпох рождается теория, как из критически-творческого освоения традиции рождается новаторство и как из ретроспективы, рассматриваемой с позиций самых фундаментальных и самых острых проблем современной жизни, вырабатывается перспектива исторического развития.



 
Статьи по теме:
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой
Мастер-класс для педагогов на тему «Создание электронных тестов» методическая разработка по технологии на тему
1C:Электронное обучение 1С:Электронное обучение. Экзаменатор Разработка электронных тестов Позволяет разрабатывать собственные электронные тесты и импортировать тесты других разработчиков. Также могут быть импортированы и другие учебные материалы: файлы,
Старец Павел (Груздев) Старец архимандрит павел груздев
Архимандрит Павел (в миру Павел Александрович Груздев) родился 10 января 1910 года в деревне Барок Мологского уезда Ярославской губернии.Когда его отца Александра Александровича Груздева призвали во время войны 1914 года в армию, маленького шестилетнего П