Направленный фактор эволюции. Элементарные факторы, не направляющие эволюционный процесс. Прокариотические организмы. Их характеристика

Эволюция - это биологический фактор. Он касается всех изменений в системе живых организмов, которые происходили за время жизни нашей планеты. Все проявления эволюции происходят под воздействием определенных факторов. Какие из них оказывают наибольшее влияние, и как оно проявляется? Рассмотрим основные факторы эволюции.

1. Одним из них является наследственность. Это способность копировать из поколения в поколения некоторые свойства организма, которые касаются обмена веществ или других особенностей индивидуального развития в целом. Этот направляющий фактор эволюции осуществляется за счет самовоспроизведения единиц генов, которые скапливаются в структуре а именно в хромосомах и цитоплазме. Эти гены являются определяющими в обеспечении постоянства и видового многообразия различных форм жизни. Наследственность считается основным фактором, который составляет фундамент эволюции всей живой природы.

2. Изменчивость, в противоположность первому фактору, это проявление у живых организмов различных признаков и свойств, которые не зависят от родственных связей. Такое свойство характерно для всех особей. Его подразделяют на следующие категории: наследственную и ненаследственную, групповую и индивидуальную, направленную и ненаправленную, качественную и количественную. Наследственная изменчивость является следствием мутаций, а ненаследственная - влиянием эволюции, наследственность и изменчивость можно назвать определяющими в этом процессе.

3. Борьба за существование. Она определяет отношения между живыми организмами или влияние на них абиотических признаков. В результате этого процесса организмы, которые оказываются более слабыми, погибают. Остаются те, которые имеют более высокие показатели жизнеспособности.

4. Он является следствием предыдущего фактора. Это процесс, при котором происходит выживание сильнейших особей. Сущность естественного отбора заключается в преобразовании популяций. В результате этого появляются новые виды живых организмов. Его можно назвать одним из двигателей эволюции. Как многие другие факторы эволюции, он был открыт Ч. Дарвином.

5. Приспособленность. Сюда относят особенности строения тела, окраску, манеры поведения, способы воспитания потомства и многое другое. Этих факторов очень много, поэтому они еще не изучены в полной мере.

6. Сущность этого фактора заключается в некотором колебании численности определенных видов живых организмов. В результате редкий вид может стать более многочисленным и наоборот.

7. Изоляция. Она подразумевает возникновение препятствий для распространения живых организмов и их скрещивания. Для ее возникновения могут быть разные причины: механические, экологические, территориальные, морфологические, генетические и т. д. Одной из главных причин часто становится увеличение различий между близкими ранее организмами.

8. Мутации. Эти факторы экологии могут возникнуть под воздействием естественных или искусственных признаков. При внесении изменений в генетическую природу организма происходят мутационные изменения. Этот фактор лежит в основе наследственных изменений.

9. Возникают ситуации, когда численность популяции резко сокращается. Это может происходить под воздействием различных обстоятельств (наводнение, пожар). Оставшиеся представители живых организмов становятся определяющим звеном в формировании новых популяций. В результате могут исчезнуть некоторые признаки данного вида и появиться новые.

Развитие человека прошло свой путь. Но факторы схожи с теми, которые описаны выше.

Чарльз Дарвин (1809-1882)Дом в Шрусбери
(Англия), где родился Ч.
Дарвин
Отец Ч. Дарвина
Роберт Уоринг Дарвин
Мать Ч. Дарвина
Сусанна Дарвин

Чарльз Дарвин родился 12 февраля 1809 г.
в семье врача. Во время обучения в
университетах Эдинбурга и Кембриджа
Дарвин получил глубокие знания в области
зоологии, ботаники и геологии, навыки и
вкус к полевым исследованиям. Большую
роль в формировании его научного
мировоззрения сыграла книга выдающегося
английского геолога Чарльза Лайеля
«Принципы геологии».

Решающим поворотом в его судьбе стало
кругосветное путешествие на корабле «Бигль»
(1832-1837). По словам самого Дарвина, в
ходе этого путешествия на него произвели
самое сильное впечатление: «1) открытие
гигантских ископаемых животных, которые
были покрыты панцирем, сходным с панцирем
современных броненосцев; 2) то
обстоятельство, что по мере продвижения по
материку Южной Америки близкородственные
виды животных замещают одни других; 3) тот
факт, что близкородственные виды различных
островов Галлапагосского архипелага
незначительно отличаются друг от друга. Было
очевидно, что такого рода факты, так же как и
многие другие, можно было объяснить только
на основании предположения, что виды
постепенно изменялись, и проблема эта стала
преследовать меня».

Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» 1831-1836

Дарвин возвращается из кругосветного
путешествия убежденным сторонником
взглядов об изменяемости видов

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

1. Открытия в биологии
клеточное строение организмов – Р.Гук,
А.Левенгук
сходство зародышей животных – К. Бэр
открытия в области сравнительной анатомии
и палеонтологиии – Ж.Кювье
2. Работы геолога Ч.Лайеля об эволюции
поверхности Земли под влиянием
естественных причин (t, ветра, осадков и т.д.)
3. Развитие капитализма, сельского хозяйства,
селекции
4. Создание пород животных и сортов растений
5. 1831-1836 - кругосветное путешествие на
Бигле

Значение искусственного отбора для создания теории Дарвина

Искусственный отбор – процесс создания новых
пород (сортов) путём систематического отбора и
размножения особей с ценными для человека
признаками
Из анализа огромного материала по созданию
пород и сортов Дарвин извлек принцип
искусственного отбора и на его основе
создал свое эволюционное учение

особи, отобранные человеком для размножения,
передадут свои признаки потомкам (наследственность)
многообразие потомков объясняется разными
комбинациями признаков от родителей и мутациями
(наследственная (по Дарвину неопределенная)
изменчивость)

Творческая роль искусственного отбора

Искусственный отбор ведет к изменению
органа или признака, интересующего человека
Искусственный отбор ведет к расхождению
признаков: члены породы (сорта) все более и
более становятся непохожими на дикий вид
Искусственный отбор и наследственная
изменчивость - главная движущая сила в
формировании пород и сортов

Формы искусственного отбора

Бессознательный отбор - это отбор, при котором
не ставится цель создания нового сорта или породы.
Люди сохраняют лучших, на их взгляд, особей и
уничтожают (выбраковывают) худших (более удойные
коровы, лучшие лошади)
Методический отбор - это отбор,
осуществляемый человеком по определенному плану,
с определенной целью - создания породы или сорта

Создание эволюционной теории

1842 г. – начало работы над книгой
«Происхождение видов»
1858 г. – А.Уоллес, находясь в
путешествии на Малайском
архипелаге, написал статью "О
стремлении разновидностей к
неограниченному отклонению от
первоначального типа", в которой
содержались теоретические
положения, сходные с
дарвиновскими.
1858 г. – Ч. Дарвин получил от А. Р.
Чарльз Дарвин
(1809-1882, Англия)
Альфред Уоллес
(1823-1913, Англия)

Создание эволюционной теории

1858г. – 1 июля на специальном Собрании
Линнеевского общества были изложены
концепции Ч. Дарвина и А. Уоллеса о
возникновении видов путем естественного
отбора
1859 г. – первое издание книги «Происхождение
видов», 1250 экземпляров

Все существа имеют определенный
уровень индивидуальной изменчивости
Признаки от родителей передаются
потомкам по наследству
Каждый вид организма способен к
неограниченному размножению (в
коробочке мака 3000 семян, слониха за
всю жизнь приносит до 6 слонят, но
потомство 1 пары за 750 лет = 19 млн.
особей)
Нехватка жизненных ресурсов
приводит к борьбе за существование
В борьбе за существование выживают
наиболее приспособленные к данным
условиям особи

Дарвиновская концепция естественного отбора

Материал для эволюции – неопределенная изменчивость
Естественный отбор – следствие борьбы за
существование
Формы борьбы за
существование
Внутривидовая
(между
особями
одного вида)
Межвидовая
(между
особями
разных видов)
Борьба с
неблагоприятными
условиями (t,
нехватка воды и
пищи и т.д.)

Движущие силы эволюции по Дарвину

Наследственная изменчивость
Борьба за существование
Естественный отбор

Естественный отбор – основной направляющий фактор эволюции

Результат естественного отбора
Адаптация,
обеспечивающ
ая выживание
и
воспроизведен
ие потомства
Дивергенция –
постепенное
расхождение
групп особей по
отдельным
признакам и
образование
новых видов

Итак, идея о происхождении видов путем естественного отбора возникла у
Дарвина в 1838 г. В течение 20 лет он работал над ней. В 1856 по совету Лайеля
он начал готовить свою работу к публикации. В 1858 г. молодой английский
ученый Альфред Уоллес прислал Дарвину рукопись своей статьи «О тенденции
разновидностей к неограниченному отклонению от первоначального типа». Эта
статья содержала изложение идеи происхождения видов путем естественного
отбора. Его идея эволюции встретила страстную поддержку одних ученых и
жесткую критику других. Этот и последующие труды Дарвина «Изменения
животных и растений при одомашнивании», «Происхождение человека и половой
отбор», «Выражение эмоций у человека и животных» немедленно после выхода
переводились на многие языки. Примечательно, что русский перевод книги
Дарвина «Изменения животных и растений при одомашнивании» был
опубликован раньше, чем ее оригинальный текст.

Чарльз Дарвин (1809-1882)Дом в Шрусбери
(Англия), где родился Ч.
Дарвин
Отец Ч. Дарвина
Роберт Уоринг Дарвин
Мать Ч. Дарвина
Сусанна Дарвин

Чарльз Дарвин родился 12 февраля 1809 г.
в семье врача. Во время обучения в
университетах Эдинбурга и Кембриджа
Дарвин получил глубокие знания в области
зоологии, ботаники и геологии, навыки и
вкус к полевым исследованиям. Большую
роль в формировании его научного
мировоззрения сыграла книга выдающегося
английского геолога Чарльза Лайеля
«Принципы геологии».

Решающим поворотом в его судьбе стало
кругосветное путешествие на корабле «Бигль»
(1832-1837). По словам самого Дарвина, в
ходе этого путешествия на него произвели
самое сильное впечатление: «1) открытие
гигантских ископаемых животных, которые
были покрыты панцирем, сходным с панцирем
современных броненосцев; 2) то
обстоятельство, что по мере продвижения по
материку Южной Америки близкородственные
виды животных замещают одни других; 3) тот
факт, что близкородственные виды различных
островов Галлапагосского архипелага
незначительно отличаются друг от друга. Было
очевидно, что такого рода факты, так же как и
многие другие, можно было объяснить только
на основании предположения, что виды
постепенно изменялись, и проблема эта стала
преследовать меня».

Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» 1831-1836

Дарвин возвращается из кругосветного
путешествия убежденным сторонником
взглядов об изменяемости видов

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

1. Открытия в биологии
клеточное строение организмов – Р.Гук,
А.Левенгук
сходство зародышей животных – К. Бэр
открытия в области сравнительной анатомии
и палеонтологиии – Ж.Кювье
2. Работы геолога Ч.Лайеля об эволюции
поверхности Земли под влиянием
естественных причин (t, ветра, осадков и т.д.)
3. Развитие капитализма, сельского хозяйства,
селекции
4. Создание пород животных и сортов растений
5. 1831-1836 - кругосветное путешествие на
Бигле

Значение искусственного отбора для создания теории Дарвина

Искусственный отбор – процесс создания новых
пород (сортов) путём систематического отбора и
размножения особей с ценными для человека
признаками
Из анализа огромного материала по созданию
пород и сортов Дарвин извлек принцип
искусственного отбора и на его основе
создал свое эволюционное учение

особи, отобранные человеком для размножения,
передадут свои признаки потомкам (наследственность)
многообразие потомков объясняется разными
комбинациями признаков от родителей и мутациями
(наследственная (по Дарвину неопределенная)
изменчивость)

Творческая роль искусственного отбора

Искусственный отбор ведет к изменению
органа или признака, интересующего человека
Искусственный отбор ведет к расхождению
признаков: члены породы (сорта) все более и
более становятся непохожими на дикий вид
Искусственный отбор и наследственная
изменчивость - главная движущая сила в
формировании пород и сортов

10. Формы искусственного отбора

Бессознательный отбор - это отбор, при котором
не ставится цель создания нового сорта или породы.
Люди сохраняют лучших, на их взгляд, особей и
уничтожают (выбраковывают) худших (более удойные
коровы, лучшие лошади)
Методический отбор - это отбор,
осуществляемый человеком по определенному плану,
с определенной целью - создания породы или сорта

11. Создание эволюционной теории

1842 г. – начало работы над книгой
«Происхождение видов»
1858 г. – А.Уоллес, находясь в
путешествии на Малайском
архипелаге, написал статью "О
стремлении разновидностей к
неограниченному отклонению от
первоначального типа", в которой
содержались теоретические
положения, сходные с
дарвиновскими.
1858 г. – Ч. Дарвин получил от А. Р.
Чарльз Дарвин
(1809-1882, Англия)
Альфред Уоллес
(1823-1913, Англия)

12. Создание эволюционной теории

1858г. – 1 июля на специальном Собрании
Линнеевского общества были изложены
концепции Ч. Дарвина и А. Уоллеса о
возникновении видов путем естественного
отбора
1859 г. – первое издание книги «Происхождение
видов», 1250 экземпляров

13. Дарвиновская концепция естественного отбора

Все существа имеют определенный
уровень индивидуальной изменчивости
Признаки от родителей передаются
потомкам по наследству
Каждый вид организма способен к
неограниченному размножению (в
коробочке мака 3000 семян, слониха за
всю жизнь приносит до 6 слонят, но
потомство 1 пары за 750 лет = 19 млн.
особей)
Нехватка жизненных ресурсов
приводит к борьбе за существование
В борьбе за существование выживают
наиболее приспособленные к данным
условиям особи

14. Дарвиновская концепция естественного отбора

Материал для эволюции – неопределенная изменчивость
Естественный отбор – следствие борьбы за
существование
Формы борьбы за
существование
Внутривидовая
(между
особями
одного вида)
Межвидовая
(между
особями
разных видов)
Борьба с
неблагоприятными
условиями (t,
нехватка воды и
пищи и т.д.)

15. Движущие силы эволюции по Дарвину

Наследственная изменчивость
Борьба за существование
Естественный отбор

16. Естественный отбор – основной направляющий фактор эволюции

Результат естественного отбора
Адаптация,
обеспечивающ
ая выживание
и
воспроизведен
ие потомства
Дивергенция –
постепенное
расхождение
групп особей по
отдельным
признакам и
образование
новых видов

17.

Итак, идея о происхождении видов путем естественного отбора возникла у
Дарвина в 1838 г. В течение 20 лет он работал над ней. В 1856 по совету Лайеля
он начал готовить свою работу к публикации. В 1858 г. молодой английский
ученый Альфред Уоллес прислал Дарвину рукопись своей статьи «О тенденции
разновидностей к неограниченному отклонению от первоначального типа». Эта
статья содержала изложение идеи происхождения видов путем естественного
отбора. Его идея эволюции встретила страстную поддержку одних ученых и
жесткую критику других. Этот и последующие труды Дарвина «Изменения
животных и растений при одомашнивании», «Происхождение человека и половой
отбор», «Выражение эмоций у человека и животных» немедленно после выхода
переводились на многие языки. Примечательно, что русский перевод книги
Дарвина «Изменения животных и растений при одомашнивании» был
опубликован раньше, чем ее оригинальный текст.

67. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:1)биологического регресса 2)дегенерации3)биологического прогресса 4)ароморфоза68. Порода собак представляет собой:1)род 2)вид 3)природную популяцию 4)искусственную популяцию69. Отбор, приводящий к смещению средней нормы показателя признака, называется:1)искусственным 2)дизруптивным3)движущим 4)стабилизирующим70. Результатом микроэволюции является:1)географическая изоляция 2)репродуктивная изоляция3)наследственная изменчивость 4)модификационная изменчивость71. Дегенерация:1)всегда приводит к вымиранию вида2)никогда не приводит к биологическому прогрессу3)может приводить к биологическому прогрессу4)ведет к усложнению общей организации72. Направляющим фактором эволюции является:1)наследственность 2)изменчивость3)мутация 4)естественный отбор73. Происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов, называются:1)микроэволюцией 2)макроэволюцией3)межвидовой борьбой 4)внутривидовой борьбой74. Утрата зрения у животных, обитающих под землей, является примером:1)ароморфоза 2)идиоадаптации3)дегенерации 4)биологического регресса75. Материалом для естественного отбора является:1)наследственная изменчивость2)модификационная изменчивость3)приспособленность популяций к среде обитания4)многообразие видов76. Приспособленность является результатом:1)модификационной изменчивости2)естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками3)увеличения численности гомозигот в популяции4)близкородственного скрещивания

Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный.

1. Ведущую роль в эволюции играет:
а – мутационная изменчивость;
б – модификационная изменчивость;
в – групповая изменчивость;
г – ненаследственная изменчивость.

2. Основным критерием вида является:
а – физиологический;
б – географический;
в – экологический;
г – все эти критерии
3. Более чем одно ядро может встречаться в клетках:
а – простейших;
б – мышц;
в – соединительной ткани;
г – все ответы верны.
4. Последовательное уменьшение числа пальцев у предков лошади служит примером:
а – гомологического ряда;
б – филогенетического ряда;
в – ароморфоза;
г – конвергенции.

5. Микроэволюция приводит к образованию новых:
а – семейных групп;
б – подвидов и видов;
в – родов;
г – классов.

6. Закон Моргана касается:
а – дигибридного скрещивания;
б – чистоты гамет;
в – неполного доминирования;
г – сцепления генов.

7. Основное количество солнечной энергии в океане запасает:
а – фитопланктон;
б – зоопланктон;
в – рыба и морские млекопитающие;
г – крупные придонные водоросли.
8. Число нуклеотидов, вмещающихся в рибосому, равно:
а – один;
б – три;
в – шесть;
г – девять.
9. К обезьянолюдям относятся:
а – кроманьонец;
б – австралопитек;
в – питекантроп;
г – неандерталец.

10. При дигибридном скрещивании число классов по фенотипу во втором поколении равно:
а – четыре;
б – девять;
в – шестнадцать;
г – ни один ответ не верен.

Ответы:
1) а.
2) г.
3) б.
4) б.
5) б.
6) г.
7)
8)
9)
10) в.

Задание 2. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до пяти.
1. Какие клеточные органоиды имеют ДНК:
а – центриоль;
б - вакуоль;
в- митохондрии;
г - ядро;
д - лизосомы.

2. Какие из перечисленных клеточных структур имеют двойную мембрану:
а – вакуоль;
б – митохондрии;
в – хлоропласты;
г – мембрана прокариот;
д – мембрана эукариот;
е – ядро;

3. К гетеротрофам относятся:
а – фитопланктон;
б – грибы;
в – птицы;
г – бактерии;
д - хвойные.

5. Единицей эволюционного процесса является:
а – вид;
б – совокупность особей;
в – популяция;

Задание 3.

1).Генотип организма-это: а) проявляющиеся внешние и внутренние признаки организма б) наследственные признаки организма в) способность организма к

изменениям г) передача признака от поколения к поколению 2)Заслуга Г. Менделя заключается в выявлении: а) распределения хромосом по гаметам в процессе мейоза б) закономерностей наследования родительских признаков в) изучение сцепленного наследования г) выявлении взаимосвязи генетики и эволюции 3)Гибридологический метод Г. Менделя основан на: а) межвидовом скрещивании растений гороха б) выращивании растений в различных условиях в) скрещивании разных сортов гороха, отличающихся по определённым признакам г) цитологическом анализе хромосомного набора. 4).Анализирующее скрещивание проводят для: а) выявление доминантного аллеля б) того, чтобы выяснить, какой аллель рецессивен в) выведения чистой линии г) обнаружения гетерозиготности организма по определённому признаку. 5)Значение кроссинговера заключается в: а) независимом распределении генов по гаметам б) сохранении диплоидного набора хромосом в) создании новых наследственных комбинаций г) поддержании постоянства генотипов организма 6)Различия в размерах листьев одного дерева-это пример изменчивости: а) генотипической б) модификационной в) мутационной г) комбинативной. 6) А) Мутации:__________________________________________________________________ Б) Модификации:______________________________________________________________ 1) пределы изменчивости укладываются в норму реакции; 2) происходят резкие, скачкообразные изменения в генотипе; 3) происходят изменения под влиянием среды; 4) изменяется степень выраженности качественных признаков; 5) происходит изменение числа генов в хромосоме; 6) появляется в сходных условиях среды у генетически близких организмов, т. е. имеет групповой характер. 7). А) Соматические мутации:___________________________________________________________ Б) Генеративные мутации:____________________________________________________________ 1) не наследуются; 2) возникают в гаметах; 3) возникают в клетках тела; 4) наследуются; 5) имеют эволюционное значение; 6) не имеют эволюционного значения. 8)Выбери три правильных утверждения. Закон независимого наследования признаков соблюдается при условиях: 1) один ген отвечает за один признак; 2) один ген отвечает за несколько признаков; 3) гибриды первого поколения должны быть гомозиготными; 4) гибриды первого поколения должны быть гетерозиготными; 5) изучаемые гены должны распологаться в разных парах гомологичных хромосом; 6) изучаемые гены могут распологаться в одной паре гомологичных хромосом.

С точки зрения сторонников «оппортунистической эволюции», за различными направлениями эволюционных изменений не стоит никаких закономерных и организующих тенденций, кроме действия естественного отбора, который организует изменчивость организмов лишь в направлении развития приспособлений к изменениям среды обитания. С этих позиций главные направления эволюционного процесса (аро-, эпекто-, алло- и катагенез), по сути дела, равнозначны - в том смысле, что каждое из них является лишь средством для достижения успеха данной группы организмов в борьбе за существование (такой точки зрения придерживался и А. Н.Северцов).

Действительно, среди движущих факторов эволюции лишь естественный отбор обладает организующим воздействием на изменчивость организмов, и при этом отбор действительно лишен определенной направленности, что подчеркивал еще Ч.Дарвин. Но Дарвин указал и на фактор, определяющий конкретные направления эволюционных преобразований: «Природа условий имеет в определении каждого данного изменения подчиненное значение по сравнению с природой самого организма» 1 . Хотя эволюция организмов основывается на вероятностных процессах - возникновении мутаций (фенотипическое проявление которых неадекватно вызвавшим их появление изменениям внешних условий) и естественном отборе, «природа организма», т. е. организационная основа живых систем, ограничивает проявления случайности в эволюции определенными рамками. Иначе говоря, системная организация канализует филогенез, т. е. направляет эволюционные преобразования в определенные русла, и для любой конкретной группы организмов выбор возможных путей эволюции ограничен. Концепция жестко запрограммированной (номогенетической) эволюции основана на абсолютизации направляющей роли в эволюционном процессе организационной основы живых систем, тогда как концепция оппортунистической эволюции - на абсолютизации направляющей роли естественного отбора. Обычно истину следует искать где-то между крайними точками зрения.

Конкретные направления филогенетических преобразований различных групп организмов определяются взаимодействием сил естественного отбора и исторически сложившейся организации

"Дарвин Ч. Происхождение видов. - М., 1987. - С. 24.

этих групп. Поэтому можно говорить о двух категориях направляющих факторов эволюции: внеорганизменных (силы отбора) и орга- низменных.

Для любого данного вида особенности его организации создают предпосылки (преадаптации) к развитию определенных приспособлений и препятствуют развитию других, «разрешают» некоторые направления эволюционных преобразований и «запрещают» другие направления. Совокупность этих позитивных и негативных характеристик эволюционных возможностей данной группы и обозначена как организменные направляющие факторы эволюции. Эти факторы можно разделить (несколько условно) на три категории, в соответствии с уровнем их проявления в онтогенезе: 1) генетические, 2) морфогенетические, 3) морфофизиологические (морфофункциональные).

Действие двух первых категорий организменных направляющих факторов в полной мере проявляется уже на уровне микроэволюции. Как уже отмечалось (ч. II, гл. 1), каждый генотип и генофонд каждого вида характеризуется определенным набором возможных («разрешенных») мутаций, или спектром мутационной изменчивости, который ограничен не только качественно, но и количественно, т. е. определенной частотой возникновения каждого типа мутаций. При этом некоторые мутации оказываются для данного генотипа (и генофонда) невозможными (запрещенными) - например, синие и зеленые окраски глаз для мух-дро- зофил или синие окраски цветов для розоцветных растений. Причиной этого является отсутствие в генотипе соответствующих биохимических предпосылок.

Так как генофонды родственных видов сохраняют наборы гомологичных генов, унаследованных от общего предка, в них закономерно появляются гомологичные мутации (см. с. 71). Гомологичные мутации могут послужить основой для параллельных эволюционных изменений у близкородственных видов, относительно недавно дивергировавших от общего предка. Однако с течением времени в генофондах обособленных видов неизбежно накапливаются разнокачественные (негомологичные) мутации; это происходит даже при действии стабилизирующего отбора, когда фенотипический эффект мутаций структурных генов блокируется генами-модификаторами. У разных видов, генофонды которых были изолированы друг от друга достаточно длительное время, сохраняются гомологичные структуры фенотипа , но их генетический контроль может значительно (и даже практически полностью) различаться. Поэтому параллельная эволюция филетических линий, давно дивергировавших от общего предка (до уровня разных родов, семейств и т.д.), основывается не столько на гомологичных мутациях, сколько на действии двух других категорий орга- низменных направляющих факторов.

Некоторые мутации, возможные для данного генотипа в биохимическом отношении (т. е. разрешенные на генетическом уровне), в конечном итоге, однако, приводят к гибельным для развивающегося организма последствиям в виде нарушений морфогенеза (летальные мутации, например, морфогенетические последствия мутации врожденной гидроцефалии у домовой мыши, см. с. 331). Каждый онтогенез может быть изменен лишь определенным образом, т. е. в рамках соответствующего спектра возможных онтогенетических изменений. Это еще более сужает выбор возможных направлений эволюционных преобразований.

Наконец, существуют также морфофизиологические эволюционные ограничения и запреты, действие которых (так же как и соответствующих преадаптаций) в полной мере проявляется лишь в масштабах макроэволюции, являясь одной из специфических причин ее направленного характера. Они обусловлены разнообразными взаимосвязями в пределах морфофизиологических систем и между этими системами в фенотипе взрослых организмов. При этом мутации и перестройки онтогенеза, которые могли бы привести к соответствующим изменениям фенотипа, сами по себе вполне возможны, и мутантные особи с определенной частотой могут появляться в популяциях данного вида. Однако возникающие при этом изменения фенотипа (даже, казалось бы, обладающие высокой приспособительной ценностью!) не могут быть использованы для формирования новых адаптаций из-за своего несоответствия морфофизиологической организации данного вида. Такие преобразования остаются неосуществимыми до снятия соответствующих морфофизиологических запретов.

Так, например, в эпидермисе земноводных могут развиваться ороговения - имеются необходимые для этого биохимические предпосылки, отсутствуют и морфогенетические запреты для этого процесса. И действительно, локальные ороговения эпидермиса развиваются в покровах некоторых видов амфибий (например, роговые когти у шпорцевых лягушек или у самцов когтистых тритонов, роговые «зубы» у головастиков многих видов бесхвостых амфибий). Однако для земноводных оказалось невозможным сформировать на этой основе такие ороговения покровов, которые могли бы эффективно защищать организм от обезвоживания в воздушной среде и в соленых водоемах, как у рептилий, птиц и млекопитающих. Это обусловлено необходимостью для земноводных сохранять постоянно влажную поверхность кожи, которая используется как дополнительный орган газообмена, в первую очередь для выведения из организма углекислого газа (подробнее см. ниже).

Морфофизиологические эволюционные ограничения и запреты обусловлены необходимостью гармонических перестроек систем организма, интегрированных адаптивно (т. е. входящих в общий адаптивный комплекс), функционально или хотя бы топографически. В филогенезе действие таких ограничений проявляется в форме различных координаций (т. е. филогенетических корреляций) 1 между различными структурами и системами организма. Под топографическими координациями понимаются наиболее простые сопряженные эволюционные изменения органов, тесно связанных пространственно. Например, увеличение размеров глаз невозможно без соответствующих перестроек черепа, изменений положения мышц, сосудов и нервов в глазнице и височной области. Динамические координации представляют собой филогенетические взаимоотношения органов, связанных друг с другом в онтогенезе функциональными корреляциями. Примером эволюционных ограничений, основанных на таких координациях, является невозможность усиления какой-либо группы мышц без соответствующего усиления структур скелета и некоторых других мышечных групп, поскольку это сделало бы согласованную работу скелетно-мышечной системы механически несовершенной. Так, нет смысла в развитии мощных бедренных мышц при сохранении более слабых мышц голени, так как последние не могут эффективно передавать на субстрат силу сокращения первых. В то же время мышцы голени не могут значительно усиливаться у животных, приспособленных к быстрому бегу, поскольку это существенно увеличило бы момент инерции конечности. Это эволюционное ограничение требует развития у быстро бегающих животных характерной конструкции конечностей, в которых основная масса мышц располагается в проксимальных отделах (плечо, бедро), а сила их сокращения передается к опоре через тонкие и легкие дистальные отделы (предплечье, голень, стопа) посредством системы сухожилий .

И. И. Шмальгаузен выделял еще так называемые биологические координации, под которыми понимаются сопряженные изменения органов и отдельных структур, не связанных друг с другом непосредственно какими-либо корреляциями в онтогенезе, но входящими в общий адаптивный комплекс (например, эволюционные взаимосвязи между строением жевательных мышц, зубов, челюстных костей и челюстных суставов, обусловленные определенным способом питания). Координированные эволюционные изменения этих гетерогенных структур определяются естественным отбором.

  • Гомология - сходство структур, основанное на общности их происхождения.Соотношение гомологичных структур, принадлежащих к разным уровням иерархической организации биологических систем (в том числе генетическая и фенотипическая гомология), имеет сложный и неоднозначный характер.
  • Термин «координации» для обозначения филогенетических взаимосвязейорганов был введен А.Н.Северцовым.
  • См. кн.: Александер Р. Биомеханика. - М., 1970.


 
Статьи по теме:
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой
Мастер-класс для педагогов на тему «Создание электронных тестов» методическая разработка по технологии на тему
1C:Электронное обучение 1С:Электронное обучение. Экзаменатор Разработка электронных тестов Позволяет разрабатывать собственные электронные тесты и импортировать тесты других разработчиков. Также могут быть импортированы и другие учебные материалы: файлы,