Психологические игры на сплочение педагогического коллектива. Тренинг для педагогов на сплочение коллектива подготовила педагог-психолог

Тренинг на сплочение коллектива

(практикум для педагогов)

Задачи:

    Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.

    Профилактика профессионального выгорания педагогов.

    Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

Участники:

    Педагоги всех категорий

    Ведущая (педагог-психолог)

Форма проведения: практикум

План сценария

Добрый день, уважаемые коллеги! Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:

- Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

- Поговорим.

Вдруг будет интересно.

Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфортно чувствовать себя на рабочем месте, на сколько продуктивной и качественной будет его работа. Поэтому наш практикум мы проведем с целью еще большего сплочения, эмоционального раскрепощении, разнообразия наших трудовых дней и получения позитивных эмоций.

    Приветствие:

Как известно любая встреча начинается с приветствия, я предлагаю вам поздороваться с коллегами необычным способом:

«Здороваемся локтями»

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Содержание: все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, сказав при этом: «Привет, как дела» и коснувшись друг друга локтями.

Здорово вот мы с вами и поприветствовали друг друга. А сейчас нам бы хотелось узнать, зачем вы пришли на этот тренинг и чего от него ожидаете.

2. Игра «Зачем мы здесь сегодня собрались».

Педагогам предлагается достать из корзиночки листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я пришла на тренинг». И зачитать их.

3. Игра «Волшебные очки».

Участники становятся в два круга лицом друг к другу. Ведущий: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на своих коллег и попытается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть даже то, что раньше не замечал.

4. Игра «Самолетик»

Педагоги делятся на пары. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик. По окончании игры задаются вопросы: «Легко ли было справиться с заданием? Пытались ли вы договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить задание сообща?

5. Игра «Путанка»

Участники игры становятся в круг, держась за руки, потом начинают запутываться. Когда все окончательно запутаются, то получится один большой «зверь». После того, как «зверь» сформировался, ведущий должен задать вопросы «Где у зверя голова?», «Где у зверя хвост?», «Где у зверя право?», «Где у зверя лево?». Когда на все вопросы найдены ответы, зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра). Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.

Я предлагаю вам принять участие в игре «Ассоциации». Эта игра поможет вам взглянуть на себя со стороны, и узнать какими чертами характера вы обладаете. Возможно, вы даже не подозревали, что в вас есть такие черты!

6. Игра «Ассоциации»

Выбирается водящий, который выходит на время из зала. Оставшиеся участники «загадывают» кого-нибудь из присутствующих здесь людей. Приглашается водящий и задает вопросы типа:

Если бы это было дерево (дом, цветок, погода, занавески, книга, собака), то какое?

Участники думают, стараясь представить себе этого человека, и отвечают, например: Это была бы береза, растущая в чистом поле. Водящий старается понять, кому же из них подходит это определение.

7. Игра «Сердце коллектива»

На ватмане нарисован контур большого сердца. Педагогам говориться о том, что это сердце коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце (на маленьких сердечках пишутся позитивные пожелания своим коллегам, затем они приклеиваются к контуру большого сердца). Затем зачитываются в слух. Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т.д.)

Заключительная часть.

Рефлексия тренинга. Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной теме. Подведение итогов работы в рамках практикума.

Спасибо за внимание до новых встреч.

Тренинг на сплочение педагогического коллектива в ДОУ

Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных способностей, поближе познакомиться друг с другом.

Задачи тренинга:

Формирование благоприятного психологического климата;

Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

Развитие умения работать в команде;

Повысить коммуникативные навыки педагогов.

Необходимые материалы:

Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры;

Спокойная музыка для релаксации;

Тарелочки, кувшин с водой;

Листки в клетку, шариковые ручки по числу участников.

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который направлен на сплочение коллектива.

Колллектив в котором царит дружеская атмосфера процветает и успешен, держится всегда в лидерах.

Но перед началом тренинга обговорим правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно:

1. Внимательно слушать друг друга, не перебивать.

2.Уважать мнение друг друга.

3. Безоценочность суждений.

4. Активность.

5. Правило «стоп».

6. Конфиденциальность.

1 упражнение.

Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия.

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок - здороваемся за руку;

2 хлопка - здороваемся плечами;

3 хлопка - здороваемся спинами.

2 упражнение.

Цель: повысить коммуникативные навыки педагогов.

Рассказать о имени, о происхождении имени: кто вам дал это имя, нравится ли вам ваше имя и какое имя вам нравится?

3 упражнение.

Цель: позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

«Прекрасный сад»

Участники сидят в кругу. Психолог предлагает педагогам закрыть глаза и представить себя цветком. Каким цветком вы бы были, какого цвета, размера, какие лепестки, листья. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Всем раздается бумага, фломастеры, карандаши.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга бумагу в виде круга, раздает каждому участнику клей. Бумага объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и приклеивают свой цветок.

Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

4 упражнение "Доверяющее падение".

Цель: выработке доверия друг к другу.

Участники тренинга делятся на пары. Упражнение заключается в том, что один человек из пары будет падать, а другой его ловить. Человек, который ловит, встает на колени или чуть приседает (примерно в 90 см позади своего партнера), чтобы успеть прервать падение до того, как его партнер коснется пола. Человек, который падает, встает спиной к своему партнеру, закрывает глаза, расслабляется и падает назад на руки партнера, стараясь не подстраховывать себя во время падения. Затем партнеры меняются ролями.

5 упражнение

Цель: нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними; развитие умения работать в команде.

Участники делятся на 2 команды. Задача - описать как можно больше сходств между участниками. Это может быть сходство как физических качеств так и любых.

6 упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Давайте подумаем, что вы могли бы подарить нашему коллективу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения в нем – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.

Давайте наградим себя за успешное занятие аплодисментами!

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

Что для вас сегодня было важным?

Какие чувства вы испытывали?

Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде.

В завершении педагог-психолог объясняет как же важно быть сплоченным, коллектив-это семья, маленькицй мир, где каждый занимает определенное место и выполняет ту или иную функцию. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный мною тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

Формирование благоприятного психологического климата;

Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

Развитие умения работать в команде;

Сплочение группы;

Осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

Повысить коммуникативные навыки педагогов;

Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Необходимые материалы для тренинга:

Листы формата А-4 по числу участников, цветные карандаши или восковые мелки;

Спокойная музыка для релаксации;

Ход тренинга

Психолог:

«Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».

Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Вместе».

В любом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами познакомимся с этими правилами. (Слайд №1)

    Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).

    Говорю за себя.

    Внимательно слушать друг друга.

    Не перебивать говорящего.

    Уважать мнение друг друга.

    Безоценочность суждений.

    Активность.

    Правило «стоп».

    Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).

    1. Упражнение «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога по кругу. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

Таня, ты такой отзывчивый человек!

Да, это так! А еще, я добрая!

А у тебя Света, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

    Упражнение «ГОВОРЯЩИЕ РУКИ»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют, молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

    Поздороваться с помощью рук.

    Побороться руками.

    Помириться руками.

    Выразить поддержку с помощью рук.

    Пожалеть руками.

    Выразить радость.

    Пожелать удачи.

    Попрощаться руками.

Анализ упражнения:

    Что было легко, что сложно?

    Кому было, сложно молча передавать информацию?

    Кому легко?

3.Упражнение «БЕСЕДА В КРУГУ»

Образуем два круга внешний и внутренний и начинаем разговаривать друг с другом на заданную тему.

  • увлечения;

  • майские праздники;

Анализ упражнения:

    Узнали ли вы что нового из беседы, если да то что?

    Упражнение «МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО»

Цель: снятие агрессии.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Анализ упражнения:

    Какие эмоции испытывали во время упражнения?

    Что нового узнали о других?

    Что интересное узнали?

Упражнение « Узнай рисунок» (хорошо ли вы знаете друг друга)

Цель: помочь участникам глубже узнать друг друга; создать мотивацию к совместной работе.

Вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга? »

После ответов участников дается следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, за 5 минут свой портрет, как вы себя видите, чтобы сказать: «Вот это я». Рисунки подписывать не надо».

Анализ упражнения:

      Каков этот человек?

      Кто это может быть?

    Медитация «Горная вершина »(5 минут)

Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.

Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза .

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

Этап 6. Заключительный

ПОДАРОК

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие . Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

    Что для вас сегодня было важным?

    Какие чувства вы испытывали?

    Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

Памятка педагогу

    Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;

    Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;

    Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;

    Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится;

    Не оказывайте слишком большое давление на своих детей;

    Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать»;

    Использовать возможность выступить с речью;

    Следите за питанием и фигурой;

    Позволяйте себе «маленькие женские радости»;

    Не забывайте, что вы красивы.

КГКП Детский сад №10 «Ладушки»

Тренинг на сплочение педагогов в детском саду «Вместе»

Подготовила: педагог-психолог Рыжкова Е.Н.

Ксения Лебедева
Тренинг для сплочения коллектива (практикум для педагогов)

(практикум для педагогов )

Задачи :

1. Формировать чувство общности, и целостности в коллективе .

2. Профилактика профессионального выгорания педагогов .

3. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса .

Участники :

2. Ведущая (педагог-психолог )

Форма проведения : практикум

План сценария

Добрый день, уважаемые коллеги ! Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор» :

Поговорим?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим.

Вдруг будет интересно.

Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит , будет ли человек комфортно чувствовать себя на рабочем месте, на сколько продуктивной и качественной будет его работа. Поэтому наш практикум мы проведем с целью еще большего сплочения , эмоционального раскрепощении, разнообразия наших трудовых дней и получения позитивных эмоций.

1. Приветствие :

Как известно любая встреча начинается с приветствия, я предлагаю вам поздороваться с коллегами необычным способом :

«Здороваемся локтями»

Цель : Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, сказав при этом : «Привет, как дела» и коснувшись друг друга локтями.

Здорово вот мы с вами и поприветствовали друг друга. А сейчас нам бы хотелось узнать, зачем вы пришли на этот тренинг и чего от него ожидаете.

2. Игра «Зачем мы здесь сегодня собрались» .

Педагогам предлагается достать из корзиночки листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я пришла на тренинг » . И зачитать их.

3. Игра «Волшебные очки» .

Участники становятся в два круга лицом друг к другу. Ведущий : «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на своих коллег и попытается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть даже то, что раньше не замечал.

4. Игра «Самолетик»

Педагоги делятся на пары . Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик. По окончании игры задаются вопросы : «Легко ли было справиться с заданием? Пытались ли вы договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить задание сообща?

5. Игра «Путанка»

Участники игры становятся в круг, держась за руки, потом начинают запутываться. Когда все окончательно запутаются, то получится один большой «зверь» . После того, как «зверь» сформировался, ведущий должен задать вопросы «Где у зверя голова?» , «Где у зверя хвост?» , «Где у зверя право?» , «Где у зверя лево?» . Когда на все вопросы найдены ответы, зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра) . Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.

Я предлагаю вам принять участие в игре «Ассоциации» . Эта игра поможет вам взглянуть на себя со стороны, и узнать какими чертами характера вы обладаете. Возможно, вы даже не подозревали, что в вас есть такие черты!

6. Игра «Ассоциации»

Выбирается водящий, который выходит на время из зала. Оставшиеся участники «загадывают» кого-нибудь из присутствующих здесь людей. Приглашается водящий и задает вопросы типа :

Если бы это было дерево (дом, цветок, погода, занавески, книга, собака, то какое?

Участники думают, стараясь представить себе этого человека, и отвечают, например : Это была бы береза, растущая в чистом поле. Водящий старается понять, кому же из них подходит это определение.

7. Игра «Сердце коллектива »

На ватмане нарисован контур большого сердца. Педагогам говориться о том , что это сердце коллектива . Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце (на маленьких сердечках пишутся позитивные пожелания своим коллегам , затем они приклеиваются к контуру большого сердца). Затем зачитываются в слух. Теперь сердце коллектива заполнено , и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т. д.)

Заключительная часть.

Рефлексия тренинга . Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной теме. Подведение итогов работы в рамках практикума .

Спасибо за внимание до новых встреч.

Тренинг на сплочение педагогов в детском саду

«Вместе мы сила»

Уважаемые коллеги ! Сегодня мы поговорим с Вами о важности сплоченности коллектива и о комфортном психологическом климате. Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива , которые определяют его основное настроение. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия. Если члены коллектива готовы к работе , проявляют инициативу, творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело.

Уважаемые коллеги , как вы думаете, что обозначает слово «сплочение » ? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега , хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед

- Сплоченность это - совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива ; атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников

Цель тренинга : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга : формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей ; развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач; осознание себя командой.

Ход тренинга:

Знакомство.

Сегодня мы с вами примем участие в тренинге , с названием «Вместе мы сила» .

В каждом тренинге есть правила . Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).

Обращение друг к другу на «ты» Говорю только за себя. Все высказывания должны идти от своего имени : «я считаю.» ,«я думаю.»

Безоценочность суждений.

Право говорить и обязанность слушать

Активность.

Правило «стоп» .

Конфиденциальность.

Педагог-психолог : Пусть каждый передаст свое «тепло» по кругу, слегка сжимая и разжимая руку рядом стоящему участнику.

Упражнение 1 : «Меня зовут …Я делаю так…» Цель : познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу. Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами : «Я делаю так…» . Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

Обсуждение : Что было легко, что сложно?

Упражнение 2 : «Говорящие руки»

Цель : вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Участники образуют два круга : внутренний и внешний , стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам : Поздороваться с помощью рук.

Побороться руками.

Помириться руками.

\Выразить поддержку с помощью рук.

Пожалеть руками.

Выразить радость.

Пожелать удачи.

Попрощаться руками.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому из было сложно молча передавать информацию? Кому легко?

Упражнение 3 :

Цель : снятие агрессии. Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим : «Мы с тобой похожи тем, что…» . (Например : что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т . д.)

Обсуждение : Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что интересное узнали?

Упражнение 4 : "Пчелы и змеи"

Педагог-психолог : Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого нужно разбиться на две примерно равные группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчел должен найти "мед" - вот эту губку. А змеиный король должен отыскать "ящерицу" - вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к "меду", тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к "ящерице", тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать "мед" и "ящерицу". Пчелы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваш король. Тогда вы легко сможете ему помочь : громко жужжать или шипеть при его приближении к цели и тихо - при его удалении. Пожалуйста, помните : во время игры вы не имеете права говорить.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Какой этап был самый интересный?

Упражнение 5 : Дыхательное упражнение «СЕМЬ СВЕЧЕЙ»

Цель : релаксация. - Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в затемненном помещении.

Обсуждение : Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Упражнение «Монотипии» Участники наносят гуашью цвета в произвольном порядке на стекле. Затем делают отпечатки на листе ватмана, и доводят до завершения картины фломастерами. Картина обсуждается : насколько совпали названия, какие возникли чувства при виде работы, понравилось ли рисовать.

Цель : положительное завершение тренинга , рефлексия.

Давайте наградим себя за успешное участие в тренинге аплодисментами !

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы : Что для вас сегодня было важным? Какие чувства вы испытывали?

Заключительный этап : «Прощание» .

Педагог-психолог : Спасибо всем за участие! Мне было очень интересно и приятно работать с вами.

Актуальность

Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Груп­повой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располага­ющая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и сим­патии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных способов создания такой атмосферы.

Цель программы: повышение сплоченности коллектива

Задачи:

  • Улучшение эмоционального состояния педагогов
  • Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами
  • Снятие эмоционального напряжения педагогов

Ход тренинга

Педагог – психолог: Добрый день! Рада приветствовать Вас на нашем тренинге! Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах немного больше, и самое главное стать немного ближе друг для друга.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Психолог: В начале нашей встречи я предлагаю поздороваться, но сделаем мы это необычным образом. Прежде всего, нам нужно разбиться на пары (педагоги образуют пары). Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела. Когда я позвоню в колокольчик, Ваша задача найти нового партнера.

Игра «Волшебная шляпа»

Психолог:
Что может сделать встречу приятной? (высказывания педагогов). Любую встречу сделает приятной, услышанный комплимент. Мы будем передавать шляпу по кругу пока звучит музыка, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Упражнение «Узнай рисунок»

Педагог – психолог:

Каждый из нас получил комплимент. Комплимент улучшает настроение, позволяет по — другому посмотреть на себя. Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет, каким вы себя видите в коллективе или хотите видеть. Рисунки подписывать не надо».

После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске или к флипчарту (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его об­суждение с группой по следующим вопросам:

  • Каков этот человек?
  • Кто это может быть?

Упражнение «Цветок»

На каждом цветке написано высказывание, которое нужно закончить:
Я горжусь…
Больше всего я хочу…
Человек, которым я восхищаюсь – это …
Больше всего я люблю…
Я мечтаю…
Три места, где я жил..
Три вещи, которые мне нравятся…
Три вещи, которые мне не нравятся…
Мое хобби…
Вы еще не знаете обо мне, что я..

Упражнение «Я такой же, как ты»

Педагог – психолог: Предыдущее упражнения, привело меня к мысли, что мы все разные, но в чем – то мы похожи. У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

Упражнение «Узнай через прикосновение»

Психолог: Как Вы считаете, мы узнали друг о друге достаточно, чтобы узнать друг друга без слов? (высказывания педагогов)
Я предлагаю одному из Вас сейчас войти в центр круга, сесть на стул, положить руки на колени ладонями вверх и закрыть глаза. Мы все в произвольном порядке, будем подходит к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз мы будем хлопать в ладоши, если подошедший назван правильно, и «нет в случае ошибки».

Упражнение «Сердце коллектива»

Педагог – психолог: У каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю создать сердце нашего коллектива. Для этого напишите имя на листе бумаги и сложите его. Это необходимо для того, чтобы каждый из Вас мог вытянуть жребий с чьим – нибудь именем. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя Вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что Вы придумали. А сейчас, посмотрите, какое большое сердце я принесла. Оно станет сердцем нашего коллектива, после того, как мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце (педагоги под музыку приклеивают маленькие сердечки)

Упражнение «Чему я научилась»

Педагог – психолог: Наш сегодняшний тренинг подходит к концу. Мне очень хотелось бы получить обратную связь. Давайте зажжем свечу и будем передавать ее по кругу. У кого свеча окажется в руках тот говорит, что ему понравилось, чему он удивился, что он узнал, что было для него самым важным.

Список использованной литературы:

  1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение — Москва: Сфера, 2005. – 60 с.
  2. Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.
  3. Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Речь, 2007. - 224 с.
  4. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 144 с.
  5. Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. – Дубна: Феникс+, 2000.
  6. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч.-ред. В.А. Чикер. - (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2008. – 368 с.


 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з