Прекрасный ноготок (календула). Магия цветов. подсолнух

1. В поисках прошлого

В долине Мехико племена, занимавшиеся охотой и рыболовством, появились за 20 000 лет до н.э. К 5000 г. до н.э. полукочевые племена стали выращивать кукурузу, плести корзины и делать глиняные горшки. В 1500 г. до н.э. крестьяне жили в хижинах из необожженного кирпича. 300 лет спустя появилась цивилизация ольмеков. Ольмеки были первыми в цепи цивилизаций этого региона.
Не зная колеса, не имея лошадей, местные обитатели создали особый образ жизни, который получил наивысшее воплощение в империи ацтеков. Ольмеки изобрели иероглифы и календарь, создали сеть коммуникаций и торговли. Первая великая цивилизация региона запечатлела себя в скульптурах.
К 1000 г. н.э. господство над регионом захватил город Теотиу-акан и держал его до 750 г. н.э., когда большая часть города была разрушена и сожжена племенами. Появились новые города, среди них — Тула, но и она прекратила свое существование к 1200 г.
Позже всех в долину Мехико пришли ацтеки, полукочевое племя «чичимсков». Во время странствий они несли своего бога Уици-лопочтли, которому приносили человеческие жертвы. Согласно преданию, он приказал им построить город в том месте, где орел сядет на кактус. Это знамение явилось им на болотистом острове посреди озера Тсцкоко приблизительно в 1325 г. Там ацтеки и построили свой город Теночтитлан.
Ацтеки имели все основания гордиться собой. Менее чем за 200 лет они прошли путь от кочевого племени до высочайшей цивилизации что подтверждает обнаруженный в 1790 г. под центральной площадью Мехико календарь ацтеков. Это не просто календарь — на нем изображены общемировые события, они указывают не только на прошлое, но и на то, что ожидает вселенную в будущем. Ацтеки считали, что живут во время 5-й, последней, эпохи, 4 предыдущие уничтожены ураганом, вулканическим огнем и ливнем. Конец света они приурочили к дате «4 — Движение», однако для них конец света начался гораздо раньше, чем ожидалось, — вместе с прибытием Кортеса в 1519 г.
Старый испанский солдат вспоминал тот день 1519 г., когда он впервые увидал сады Монтесумы, правителя ацтеков: «Мы вошли в парки и сад, изумительное место. Я не уставал замечать разнообразные деревья и ароматы, источаемые каждым из них; вдоль тропинок густо росли розы и другие цветы, был пруд со свежей водой. Все вокруг блестело, все было украшено каменной резьбой и росписями удивительной красоты. Было там и множество птиц, различных пород и видов, прилетавших к пруду. Я не верил, что в мире могут быть открыты еще какие-нибудь земли, как эта. Теперь все лежит в руинах, разрушено и ничто не сохранилось целым», — писал с ностальгией и тоской Берналь Диас дель Кастильо, ветеран, участвовавший в завоевании Мексики .
К 1519 г. — 1-му году Камыша, согласно ацтекскому календарю, — болотистое озеро Тецкоко было покрыто густой сетью зданий, великолепными храмами, дворцами, домами знати и общественными площадями. Вокруг них теснились многочисленные жилища ремесленников, купцов, крестьян. Теночтитлан, где проживало около 200 000 жителей, являлся центром обширных земель, над которыми беспощадно властвовали ацтеки. От покоренных народов они требовали драгоценные камни, медь и золото, шкуры животных, съестные припасы и т.д. Ацтеки ежегодно требовали людей для человеческих жертвоприношений богу дождя Тлалоку и богу войны Уицилопочтли.
Прежде чем стать повелителями долины Мехико, ацтеки почти столетье претерпевали мучения. Согласно легендам, их предки в свое время получили божественный приказ покинуть свою родину — остров, на котором они вели райскую жизнь. Это место называлось Ацтлан. Пробродив более 100 лет по пустыне, голодая, ацтеки, т.е. «люди Ацтлана», пришли в густонаселенную долину, подчинили себе десятки городов-государств.
Обладая социальной сплоченностью, воинским мастерством, способностью принимать культуру других пародов, ацтеки гораздо быстрее создали цивилизацию, подобную тем, что процветали в Месопотамии и Египте несколькими тысячелетиями ранее.
Трагичным для этой цивилизации являлась ее обреченность. Когда в феврале 1519 г. Кортес покинул Кубу, где провел 8 лет, судьба ацтеков уже была предрешена. Диего Веласксс, губернатор Кубы, назначил Кортеса руководителем экспедиции по поиску новых земель с целью добычи рабов и сокровищ для Испании. Кортес проплыл вдоль побережья Юкатана, затем повернул на запад и высадился в Веракрусе. Здесь Кортес впервые узнал о сказочных сокровищах: Моптесума отправил несколько послов к испанцам, предлагал им щедрые дары, золото. Это побудило Кортеса двинуться с 400 солдатами с тропического побережья в горы, где они взяли город Тлашкал, воины которого предложили провести их к укреплениям ацтеков.
Кортес получал сведения от двух переводчиков — индианки по имени Марина, говорившей на одном из языков майя (науатле), и испанца Херонимо де Агилара, потерпевшего крушение и подобранного в Юкатане. Марина досталась Кортесу в качестве военного трофея в одной из стычек с индейцами.
Сам Моптесума давно ожидал прибытия вооруженных людей с востока: легенды предсказывали возвращение Кецалькоатля, который за несколько поколений до этого отплыл из Мексики на плоту из переплетенных змей, но обещал вернуться и заявить свои права на трон. По ацтекскому календарю, днем второго его пришествия был предсказан 1-й год Камыша; по странному капризу судьбы это и оказался год появления Кортеса в Мексике. Ошеломленный и испуганный, Моптесума приготовился расстаться со своей империей. Знамения убедили его, что ему суждено видеть табель ацтекской цивилизации.
Теночтитлан представлял собой впечатляющее зрелище: города и башни на воде, дамбы — прямые и ровные — вели прямо к городу. Чужеземцы спустились в столицу. «Они шли в боевом порядке, словно завоеватели, и пыль поднималась за ними с дороги, их копья сверкали на солнце. Одетые в железо с головы до ног, они пугали всех, кто их видел», — писал ацтекский свидетель .
Неподалеку от города испанские войска встретила царская свита. Слуги несли Монтесуму под изумительно богатым балдахином из зеленых перьев с запутанными золотыми и серебряными узорами и зелеными камнями, подвешенными для украшения. Великий Монтесума был богато одет, на ногах — сандалии из золота, а верхняя часть наряда украшена драгоценными камнями. Кортес спешился, приветствуя правителя, и подарил ему ожерелье из жемчуга.
Войдя в город, Кортес потребовал под страхом смерти от Моитесумы явиться в расположение испанцев Теночтитлан по величественности превосходил многие европейские города, включая Рим и Константинополь. Лишь в Лондоне, Риме и Венеции проживало населения около 100 000 человек, в Теночтитлане же обитало 200 000 жителей. Дворец Монтесумы был украшен росписью, барельефами, богатыми тканями, золотыми изделиями. В зверинце содержались почти все виды животных Центральной Америки, включая тапиров и ягуаров.
Шесть месяцев пробыли испанцы в городе. Кортес смог описать королю Испании Карлу V этот удивительный город. «В долине расположены два озера: одно озеро пресное, другое — соленое. Из одного в другое, а также из города в поселенья, расположенные по берегам озер, можно добраться, не ступая на землю, на лодках. Город имеет 4 входа, в каждый ведет искусственная дамба. Главные улицы очень широкие и прямые. Много широких мостов: могут пройти 10 лошадей в ряд», — писал Кортес. Он восхищался архитектурой храмов и жилых зданий.
Кортеса влекли мечты о богатстве, о славе. Власть над ацтеками Кортес старался приобрести хитростью и коварством: он не провоцировал ацтеков, используя Монтесуму. Однако он был вынужден вернуться на побережье. Временно командующий его войсками в Теночтитлане Педро де Альварадо дерзко напал на безоружных ацтеков во время их праздника. Пришедшему с подкреплением Кортесу не удалось смягчить гнев населения даже с помощью Монтесумы: его забросали камнями. Он был убит. Кортес потерял 800 человек и с оставшимися в живых покинул город. Но через 10 месяцев Кортес отомстил ацтекам, уничтожив две трети населения, а остальные сдались.
Сильная, богатая, быстро развивающаяся цивилизация, не достигшая еще своей высшей точки, исчезла. Кортес приказал опустошить город. Конкистадоры разбивали статуи, выламывали двери и окна, рушили храмы, грабили, жгли все, что горело. Голод и оспа ускорили гибель столицы.
Камни города пошли на строительство Мехико. Испанцы засыпали прекрасные каналы, делавшие город американской Венецией, осушили озера и разрушили «чинампы» — плавучие огороды, на которых ацтеки выращивали амарант, кабачки, маис. А церковь довершила дело: были разрушены храмы, искоренялось язычество ацтеков.
Через тысячу лет, во время строительства метро в Мехико, были обнаружены величественные статуи: 168-тонный бог дождя Тла-лока и другие. В 1862 г. в земле нашли огромную голову воина-ольмека, а позже — и остальные скульптуры

2. Религия ацтеков: особенности и смысл

Кортес и его солдаты были поражены особенностью храмов ацтеков: перед ними на особых подставках выставляли черепа врагов. Два конкистадора, пересчитав их, назвали число: 136 000. Пристрастие ацтеков обнаружилось и в другом: ступени, ведущие к высокой платформе Великой пирамиды, где жертвам вырезали сердца, почернели от крови.
Испанский историк Дуран, опираясь на сведения, предоставленные ему ацтеками, оставил описание жертвоприношения. «В ожидании жертв на вершине пирамиды стояли 6 жрецов, лица их были вымазаны сажей, а лохматые и длинные волосы подвязаны кожаными лептами. Они по очереди хватали жертвы, один жрец за одну ногу, другой — за другую, еще два — за руки. Потом жертву кидали на камень, где на нее набрасывался пятый и закреплял ярмо на шее.
Главный жрец разрезал грудь и с поразительной проворностью вынимал сердце. Теплое, дымящееся сердце поднимали к солнцу, и этот пар предназначался ему в дар. Потом жрец поворачивался к идолу и кидал сердце ему в лицо. Тело же сбрасывали со ступеней» .
В 1978 г. рабочие, рывшие канаву для нового электрического кабеля в центре Мехико, на глубине в 6 футов наткнулись иа огромный плоский круглый камень. Освободив камень от грязи и земли, увидели ужасное — расчлененное тело женщины с отрубленными руками, ногами и головой, вписанное в круг 3 м в диаметре. На женщине ничего не было за исключением драгоценностей и зеленого пояса с человеческим черепом. Археологи определили, что это Койлшаука — сестра Уицилопочтли, воинственного солнечного божества. Находка обнаружена была там, где прежде стоял храм, главное святилище ацтеков.
В одном из главных мифов ацтеков рассказывается, как Уицилопочтли решил отомстить своей сестре Койлшауке, богине Луны. Их мать, Коэтликуэ, родила кроме нее еще 400 звезд, после чего дала обет целомудрия. Однажды, когда она убиралась в храме на вершине священной горы, к ней подлетел клубок перьев и оплодотворил ее. Дети пришли в ярость, решив, что их мать нарушила обет. Койлшаука объединила их, и они решили убить мать. Однако один ребенок убежал и сообщил еще не родившемуся Уицилопочтли об их планах. Когда они приблизились к матери, солнечный бог выскочил в полном вооружении из утробы матери и порубил на куски мстительную сестру перед тем как преследовать остальных. Куски ее тела за исключением головы, он разбросал по всей горе. Миф образно отражает победу дневного света над Луной и звездами Найденный камень не просто запечатлел этот миф. Он помещался у подножья лестницы: на него сваливали тела жертв, когда их сбрасывали с жертвенного камня. Они падали в хаотических позах смерти, ударяясь об этот камень.
Конкистадор Бернам Диас дель Кастильо был свидетелем такого жертвоприношения и описал участь своих товарищей, попавших в плен к ацтекам. С того места, куда отступили испанские войска, можно было видеть пирамиду великого храма. Под ужасающий рокот священных барабанов, сопровождаемый завыванием раковин, рожков и трубоподобиых инструментов, Диас взирал на то, как пленников заставляют взбираться на вершину, чтобы принести их там в жертву: «Когда индейцы довели их до маленькой площадки, на которой стояли их проклятые идолы, они надели головные уборы с перьями на наших людей и заставили их танцевать перед Уицилопочтли; после того, как они протанцевали с предметами, похожими на перья, их уложили на довольно узкие камни, каменными ножами разрезали ИМ грудь и вытащили их бьющиеся сердца, предлагая их своим идолам, а тела кидали вниз, по ступеням, где их поджидали индейские мясники, которые отсекали им руки и ноги, а с лица сдирали кожу вместе с бородой, выделывали ее и хранили, чтобы использовать ее потом на празднествах, а мясо они поедали вместе с перцем» .
Никакая другая цивилизация не воспитывала такого стремления своих людей к воинской славе, как ацтеки. Самой почетной считалась смерть в сражении или на жертвенном камне. Жертвы, воины, погибшие в бою, женщины, умершие во время родов, — все они могли надеяться на самый высокий почет в загробном мире; все прочие четыре года скитались по подземелью, прежде чем достичь низшего уровня Земли мертвых, давали подарки Повелителю смерти и превращались в тени.
Жизнь ацтеки воспринимали как битву, полную страданий и крови. Новорожденному произносили символические слова: «Твой дом не здесь, ведь ты орел или ягуар — одинокий хищник. Здесь только твое гнездо. Война — твой удел. Ты дашь Солнцу пищу и питье», — произносила нараспев повивальная бабка. В таких образах ребенок знакомился с кровью. А бабка продолжала: «Возможно, ты заслужишь смерть от обсидианового ножа». Вместе с подаренным оружием воинам во время проводов в последний путь на поле сражения отдавали его пуповину, бережно сохраненную до этого.
Религия и была одной из основ воинственности ацтеков. Борьба Солнца с Луной и звездами повторяется каждую ночь, и поэтому силы божества должны восстанавливаться каждый день и, согласно представлениям ацтеков, для этого лучше всего подходит человеческая кровь, которую они называли драгоценной водой. Ученые подсчитали, что ацтеки приносили в жертву около 20 000 человек по всей империи: если Уицилопочтли проиграет сражение, то жизнь обречена на гибель в темноте.
Чтобы удовлетворить кровожадных богов, был необходим постоянный приток пленных, захваченных па поле боя. Воины, доставлявшие пленных, награждались особыми знаками отличия — накидками, головными уборами. Если на счету воина было четверо пленных, то он вступал в ряды ветеранов и мог носить особую прическу.
Все мальчики получали военное образование. В 10 лет их стригли, оставляя один локон на затылке в знак того, что они вступают в ряды воинов. С 15 лет они посещали специальные собрания, где ветераны рассказывали о сражениях и обучали соответствующим пляскам и песнопениям. В курс обучения входила физическая подготовка: их заставляли таскать бревна из дальних лесов для вечного огня, горевшего в храмах.
Сначала юноша должен был только нести щит воина и наблюдать за сражениями. Затем группе в 5 человек поручалось захватить живым врага. Пленника приносили в жертву, а тело делили между юношами для ритуальной трапезы. Правое бедро и туловище доставалось тому, кто был самым храбрым, второму члену отряда доставалось левое бедро, правая рука — третьему и так далее...
С этого времени воин сражался в одиночку. Цель сражения была в том, чтобы выйти один на один с врагом и взять его в плен, причинив ему как можно меньше увечий, иначе он не годился для жертвенного обряда. Тех, кто не мог взять пленника, считали презренными.
Ацтеки не старались покорить завоеванные народы: они не строили крепостей и не оставляли гарнизонов в тылу врага. Только страх поддерживал поступление дани. Военная машина была безотказной. Вся энергия государства была направлена на увеличение военной машины, ибо ацтеки верили, что при создании мира боги отдали свои сердца и свою кровь Солнцу и поэтому люди тоже должны приносить подобные жертвы, чтобы сохранить миропорядок.
Хотя почти все их божества требовали регулярных жертвоприношений, более всего в них нуждался покровитель ацтеков, бог войны Уицилопочтли. Однако не только сердце было священной жертвой. Во время праздника плодородия и весны бог Шиле-Тотек также требовал жертвоприношений. С жертв сдирали кожу, и празднующие воины носили это жуткое одеяние на себе в течение 20 дней.
При раскопках храма в Мехико был найден так называемый Зал рыцарей Орла — это большое помещение с двумя прилегающими палатами и соединенное с двором коридорами; в комнатах стояли скамьи с рельефными изображениями воинов и змей.
Армия ацтеков, выстроенная в боевом порядке, представляла одновременно и прекрасное и ужасающее зрелище. Воины облачались в доспехи (стеганая пропитанная соляным раствором рубаха около 2 пальцев в толщину), поверх этой эффективной от стрел защиты воины надевали тунику, украшенную свисающими, подобно юбке, перьями, или плотное покрывало из толстой ткани. Благородные воины носили шлемы в виде голов хищных животных. Все воины имели щиты из тростника или огнестойкого дерева, усиленные кожей и украшенные орнаментом из перьев.
Офицеры несли штандарты, которые служили средствами связи и управления, крепко привязанные к их спинам специальными ремнями.
На вооружении были стрелы, пики, дубинки, копья. Ацтеки использовали своеобразную тактику ведения боя и выигрывали. К 1519 г. они завоевали 370 городов-государств. По мере расширения империи все большая роль отводилась жертвоприношениям. Если в увеличении числа убитых можно обвинить конкретное лицо, то им окажется Глакаемль, советник трех правителей Теночтитлана. Придя к власти во время непрерывного могущества ацтеков, он намеренно усилил культ Уицилопочтли и ввел в обычай дьявольские, жестокие и ужасные жертвоприношения, чтобы усилить власть ацтеков над другими народами.
Глакаемль приказал совершить особо чудовищный обряд, число жертв которого было так огромно, что испанец Дуран испугался, как бы его не обвинили во лжи, хотя он ссылался на заслуживающие доверия источники. «На рассвете вывели заключенных, предназначенных в жертву, и выстроили в 4 колонны, — сообщает он. — Чтобы убить все жертвы, понадобилось 4 дня, а потоки крови, стекающие по ступеням, были так велики, что пока достигали подножия... способны были испугать всякого» .
Ацтекский календарь изобиловал праздниками, и каждый сопровождался жертвоприношениями, ужасными по жестокости. Во время осенних празднеств, посвященных Матери-богине, покровительнице маиса, основного продукта питания ацтеков, приносили в жертву женщин. В священном танце им отсекали головы, словно початки кукурузы.
Воплощением божества считался и юноша, избираемый ежегодно для того, чтобы представлять собой Тескатлипоку, главу ацтекского пантеона. В течение всего года ему, облаченному в божественные одежды, воздавались высшие почести. Через год его приносили в жертву и незамедлительно выбирали нового юношу.
Богу дождя Тлалоку приносили в жертву детей, их покупали у родителей. Сохранились записи ацтеков о том, что разыскивают детей с двумя локонами волос, рожденных в определенный день, и за них предлагается высокая плата.
Богу огня Шиутекутли приносили жертву, сжигая ее, одурманив наркотиками и бросив в костер.
Одним из самых странных обычаев было подношение богам так называемых вымытых рабов. Этот обряд совершали торговцы. Торговец покупал раба или рабыню, обученных пляскам и пению. Он строил для этого раба специальное помещение, где позже тот и будет танцевать. Хозяин преподносил щедрые подарки торговцам и военным, которые уже принесли в жертву своих рабов, и отправлялся в паломничество. Вернувшись, хозяин начинал пышное празднество, главным действующим лицом которого был раб, одетый в прекрасное одеяние и увешанный украшениями. Затем раба отводили к жрецам по ступеням Великого храма, те вспарывали ему грудь и вынимали сердце. Тело возвращали хозяину, чтобы тот приготовил его и съел вместе с родственниками за праздничным столом. Так торговец повышал свой социальный статус и умножал успехи.
Людоедство подчинялось строгим правилам, поскольку жертвы становились божественными. Жертвы хладнокровно принимали смерть, убежденные, что на том свете их ждет почет.
Однако кровожадные боги не помогли ацтекам в их решающей схватке с завоевателями. Почти 500 лет прошло с тех пор, как на вершине Великого храма была принесена последняя жертва.
Мировоззрение ацтеков было одновременно и пессимистическим: все, что боги даровали людям, они могут в любой момент отобрать, особенно в Мексике. Здесь сезоны дождей сменяются засушливыми периодами, во время весь которых урожай мог погибнуть. Ацтеки, долгие годы скитавшиеся по пустыне, испытали все бедствия засухи. Они усвоили, что мир находится в состоянии неустойчивого равновесия и в любое мгновение могут разразиться ужасные катаклизмы. Чтобы избавить мир от потрясений, они регулярно угощали богов кровью.
По мере раскопок Великого храма археологи находили все новые и новые примеры исключительной набожности ацтеков. Был найден камень, на который укладывались жертвы, и множество богов высотой в человеческий рост, когда-то стоявших на вершине Великого храма.

3. Потребность в красоте

Истинный образ ацтеков, однако, нельзя понять, если говорить только о жестоких обрядах, совершаемых в Великом храме. Согласно миропониманию ацтеков, погибшие воины 4 года служат Солнцу, после этого их души возвращаются на землю в виде прекрасных птиц колибри, иволг или в виде бабочек. Они появляются на земле, чтобы пить сок цветов. Трудно себе представить большее противоречие: устрашающий образ ацтекского воина — бабочка.
Дело в том, что любовь к противоречию ацтеки уравновешивали глубоким почитанием красоты как в природе, так и в искусстве, непокорный характер сдерживая этическими нормами поведения и порядка. В основе этого лежала любовь к языку. Ацтеки считаются самыми искусными ораторами. И это заслуженно: в частных беседах, на общественных собраниях ацтеки рассказывали легенды о богах, героических предках и победах. От поэм до мифов — сохранилось множество записей местных жителей, обученных латинскому алфавиту испанцами.
Французский ученый Жак Сустель, посвятивший свою жизнь изучению цивилизации ацтеков, отмечает, что «турниры красноречия» были распространены как среди вельмож, так и среди простолюдинов.
Высочайшей формой искусства была поэзия, ею занимались во всех социальных кругах. Одним из самых известных сочинителей был правитель Тецкоко Несауалькойотль: его стихи пели долгие десятилетия по всей стране. «Страстно мое сердце жаждет цветов. Где мне найти такие прекрасные цветы, такие прекрасные песни? Земля не рождает таких, каких я ищу», — писал поэт.
Ацтекские правители носили два титула: «владыка людей» и «великий оратор». Власть Монтесумы II, как и его предшественников, держалась на воинской доблести и ораторских способностях.
Для простолюдинов местом для упражнений в ораторском искусстве был торговый центр города. В письме королю Карлу V Кортес писал, что в городе есть такая большая площадь, куда ежедневно приходит 60 000 человек, чтобы купить что-нибудь или продать, где можно купить решительно все, что производится в этой земле. Кортеса и его спутников удивил порядок, царивший на торговой площади: товары продавались в точно отведенных местах по длине, по количеству и никогда по весу. Денег не существовало, и некоторые товары выполняли роль средства обмена (какао-бобы).
Ацтеки строили «райские сады». Так, в 6 милях от столицы правитель Несауалькойотль построил загородное поместье дивной красоты. Вдоль склона горы террасами спускались сады, орошаемые многочисленными бассейнами и каналами. В ключевых местах вдоль дороги были расположены красивые купальни, очевидно, для омовения.
В искусстве ацтеки ценили ясность и реализм наряду с религиозным и церемониальным содержанием. Произведения искусства имели большую ценность еще и потому, что общество ацтеков не имело денег. Поэтому, что бы мастер ни делал, он правдиво передавал то, что есть. Если он делал черепаху, то она была похожа на настоящую: с похожим панцирем, с головой, которая как будто высовывается из-под него, с лапами, которые как будто движутся. Мастера изготовляли рыбок со всеми мельчайшими чешуйками.
Мастера изготовляли узорчатые сосуды для пульке, наркотического напитка, получаемого из растения магуэй и потребляемого во время определенных ритуалов.
Жизнь среднего горожанина проходила в труде. Женщины весь день пряли ткани, мололи зерно. Мужчины изготовляли горшки, дубили кожу, вырезали по дереву, строили, отесывали каменные блоки.
Элита украшала себя ожерельями, кольцами, гребнями. Уши прокалывали и носили в них диски-катушки, нос украшали золотыми бабочками. Для того, чтобы создать все эти изумительные изделия, мастера использовали литье по восковой модели. Глиняную модель покрывали воском, а затем угольной пастой, чтобы сделать форму для отливки. Когда форма затвердевала, ее нагревали, и воск из нее вытекал. Потом туда заливали металл, ждали, когда он остынет, и разбивали форму.
Хотя 500 лет тому назад подобных украшений существовало бесчисленное множество, лишь немногие дошли до наших дней. Испанцы, охваченные жаждой наживы, переплавляли их в слитки и отправляли на родину.
Правители и знать долины Мехико соревновались в мастерстве своих ремесленников, которые входили в профессиональные объединения. Эти объединения каждому определяли плату. Мастера жили в особом районе столицы, куда их привозили со всей империи.
Рабочие по металлу создавали украшения из золота и серебра, культовые предметы, делали медные иголки, крючки, сзерла, зубила и топоры. Каменотесы использовали медные орудия, воду и абразивный песок, чтобы преобразовывать необработанную бирюзу, обсидиан, аметист, сердолик и алебастр в изящные произведения искусства. Более всего ценились мастера, работающие с перьями. Они кропотливо подбирали друг к другу различные перья — зеленые кецаля, малиновые ара, синие попугаев — и создавали яркие головные уборы, туники, щиты, плащи.
Музыка сопровождала любое празднество ацтеков. На каждой церемонии должны были присутствовать профессиональные певцы и танцоры; им подыгрывали музыканты на различных инструментах — флейтах, свистках, раковинах, трещотках, сделанных из тыквы и палки, гонгах и барабанах. Танцоры увешивали себя ракушками, костями, медными колокольчиками, и во время танца все это радостно гремело.
После церемонии многие, как правило, оставались на пиршества в богатых домах; там они наслаждались музыкой, чтением стихов; специальные развлекатели, состоящие на службе у знати, разыгрывали разные сценки. Стихи читали под мерный ритм барабанов и мелодию флейты. Гости часто пели. Некоторые пускались в пляс. Но во дворце Монтесумы того, кто на празднествах сфальшивит или собьется с ритма, ожидала горестная участь: его заключали под стражу и «он умирал», как коротко сообщает историк Саагун.
Повара Монтесумы готовили ему обед из 30 различных блюд. Знать, конечно, не могла себе позволить этого. Бернардино де Саагун сообщает, что в меню ацтеков входили тритоны с желтым перцем, саранча с шалфеем, оленина с перцем чили, томаты, кабачки. Для особо торжественных случаев крестьяне выращивали индеек, охотники имели добычу — фазанов, уток, кабанов, но чаще охотились на кроликов, ворон, голубей. Озера давали рыбу и лягушек. Основные продукты тогдашней кухни — кукуруза, томаты, картофель, индейка, перец чили — сегодня распространились по всему миру. Яйца термитов и черви агавы до сих пор считаются в Мексике изысканным угощением.
Таким образом, величие и могущество ацтеков покоилось на повседневном труде простых людей, которые жили в глиняных хижинах, обрабатывали поля, рыли каналы, перетаскивали камни, выдалбливали лодки, создавали прекрасные украшения.
До нас дошло мало предметов от их цивилизации. Ацтеки сжигали мертвых, а не сберегали, как другие народы, в могилах, следовательно, до нас дошло меньше личных вещей, чем от других культур. Тем не менее археологи исследовали настенные росписи, орудия труда, оружие, керамику и каменные скульптуры. Антропологи изучили быт современных крестьян, сохраняющих некоторые обычаи своих предков. Наконец, сохранились «кодексы» ацтеков с замечательными иллюстрациями.
Сегодня археологи и этнографы терпеливо, по кусочкам продолжают собирать разрозненное наследие, ацтеки возвращаются из небытия и занимают надлежащее место в истории цивилизаций.

Литература
Альперович М.С., Слезкии Л.Ю. История Латинской Америки: с древнейших времен до начала XX века. — М., 1991.
Ацтеки: империя крови и величия//Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации. — М.: Терра, 1997.
История Америки. — М., 1981.
История Латинской Америки: В 2 т., 1991 —1992.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем специфика исторического пути ацтекской цивилизации?
  2. Какой представляется повседневная жизнь ацтеков?

Инки, ацтеки и майя - загадочные племена, исчезнувшие с лица земли. До сих пор ведутся научные раскопки и всевозможные исследования с целью изучения их жизни и причин исчезновения. В этой статье мы расскажем про одно интересное племя. Ацтеки проживали в XIV веке на территории, которая теперь принадлежит Мехико.

Откуда они взялись

Численность этого индейского народа составляла около 1,3 млн человек. Родиной ацтеков по легенде был остров Астлан (в переводе «страна цапель»). Изначально члены этого племени были охотниками, но затем, осев на земле, принялись заниматься сельскохозяйственными и ремесленными работами, хотя это было довольно воинственное племя. Ацтеки, для того чтобы начать вести в течение довольно длительного времени искали подходящие земли. Действовали они не наугад, а в соответствии с указанием своего бога Уицилопочтли. По его мнению, ацтеки должны были увидеть орла, сидящего на кактусе и пожирающего землю.

Это случилось

Несмотря на всю странность этого знака, через 165 лет странствий по мексиканской земле ацтекам все же удалось встретить эту загадочную птицу с необычным поведением. На том месте, где это произошло, и стало устраиваться племя. Ацтеки назвали свое первое поселение Теночтитлан (в переводе - «плодовое дерево, растущее из камня»). Другое название этих земель — Мехико. Интересно, что цивилизация ацтеков была создана несколькими племенами. Ученые считают, что в этом приняли участие не меньше семи племен, говоривших на родственных языках, самым распространенным из которых был науатль. Сейчас на нем и схожих с ним наречиях говорят более 1 миллиона человек.

Низы и верхи

Может ли цивилизация ацтеков служить примером для современной организации общества? Борцам за равноправие наверняка не понравилось бы ацтекское деление на аристократов и плебеев. Причем члены высшего общества обладали всем самым лучшим. Они жили в роскошных дворцах, носили великолепную одежду, ели вкусную пищу, имели множество привилегий, занимали высокие должности. Плебеи работали на земле, торговали, охотились, рыбачили и жили небогато в специальных кварталах. Зато после смерти все получали равные шансы попасть в подземный мир, обитель богини смерти Миктлана, либо отправиться в лучший мир. Так как воины в мире ацтеков пользовались особым уважением, то погибшие на поле боя могли сопровождать солнце от восхода к зениту, так же как и те, кто был принесен в жертву. Чести сопровождать солнце от зенита к закату получали женщины, умершие в родах. «Везунчиками» можно считать и тех, кто был убит молнией или утонул. Они попадали в райское место, где обитал Тлалокан.

Отцы и дети

Племя, о котором идет речь в этой статье, уделяло большое внимание образованию детей. До 1 лет они воспитывались дома, а после должны были посещать специальные школы. Причем как мальчики, так и девочки, хотя последние, чаще всего, выйдя замуж, сидели дома и следили за хозяйством и детьми. Простолюдины обучались ремесленным навыкам, военному делу. Аристократы изучали историю, астрономию, обществознание, обряды, управление. Дети членов высшего общества не были белоручками. Они трудились на общественных работах, убирали в храмах, участвовали в обрядах. Стариков ждал почет, уважение и различные привилегии.

Культура ацтеков

Не зря эта погибшая цивилизация привлекает к себе внимание и в наши дни. Ацтеки были отличными мастерами своего дела, поэтому здания, скульптуры, изделия из камня и глины, ткани, ювелирные изделия были высокого качества. Особо отличало ацтеков умение делать разнообразные изделия из ярких перьев тропических птиц. Также знамениты ацтекские мозаики и орнаменты. Аристократы увлекались литературой. Многие из них могли сложить стихотворение или написать устное произведение. До наших дней дошли легенды, сказания, поэмы, описания обрядов этого народа. Бумага для книг была изготовлена из коры. Интересны и календари, которые создало это племя. Ацтеки пользовались солнечным и ритуальным календарем. В соответствии с солнечным календарем выполнялись сельскохозяйственные работы и религиозные работы. Он состоял из 365 дней. Второй календарь, включающий в себя 260 дней, служил для предсказаний. О судьбе человека судили по тому, в какой день он родился. До сих пор многие кладоискатели мечтают найти золото ацтеков. А жили они в свое время очень богато. Об этом свидетельствуют рассказы испанских завоевателей. Они говорят о том, что богатые ацтеки, особенно в столице Теночтитлане, ели и спали на золоте. Своим богам устанавливали золотые троны, у подножия которых также лежали золотые слитки.

Религия ацтеков

Люди из этого племени верили в то, что существует несколько богов, которые управляют силами природы и судьбами людей. Были у них боги воды, маиса, дождя, солнца, войны и многие другие. Ацтеки строили огромные, богато украшенные храмы. Самый большой был посвящен главному божеству Теночтитлану и был высотой 46 метров. В храмах проводились обряды, а также жертвоприношения. Существовало у ацтеков и представление о душе. Они считали, что ее местом обитания в человеке являются сердце и сосуды. Биение пульса принимали за ее проявление. По мнению ацтеков, душу вкладывали в тело человека боги еще в то время, когда он находится в утробе матери. Они также считали, что душой обладают предметы и животные. Ацтеки представляли себе, что между ними существовала особенная связь, позволяющая взаимодействовать на неосязаемом уровне. Также ацтеки думали, что у каждого человека есть магический двойник. Его гибель вела к смерти человека. В качестве жертвы ацтеки подносили своим идолам собственную кровь. Для этого совершали обряд кровопускания. Вообще, ацтеки приносили человеческие жертвы в огромных количествах. Известный факт, что во время освещения Великого храма было принесено в жертву 2000 человек. Ацтеки задумывались о конце света и считали, что большое количество крови способно задобрить богов и сохранить мировое равновесие.

Цивилизация ацтеков погибла из-за алчности испанцев. Произошло это вначале XVI века, но до сих пор воображение будоражит история жизни племени, исчезнувшего с лица земли. Приносит ли счастье золото ацтеков, каждый решит самостоятельно.

  • Разного рода украшения всегда сопровождали жизнь человечества вне зависимости от народа, культуры и эпохи. И, несмотря на варварскую культуру ацтеков, населявших современную Мексику в первой половине 2 тысячелетия нашей эры, местным жителям удалось создать немало прекрасных и монументальных вещей. Именно сокровища ацтеков и привлекли европейских завоевателей. Ацтекские мастера изготавливали шарики из горного хрусталя, яшм и ониксов, зодчие возводили огромные храмы и дороги, по своему качеству не уступавшие римским.
  • Также ацтеки очень любили золото, однако не относились к нему с той алчностью, которая была свойственна народам Европы и Азии. Золото было очень распространенным металлом среди ацтеков - им украшались города, различные изделия. Храмы были буквально усыпаны золотом, так как ацтеки считали своим главным божеством Инти, бога Солнца, и золото своим сиянием олицетворяло для ацтеков Солнце. При этом ацтеки были знакомы с медью и серебром, хотя и не стали использовать металл для создания рабочих инструментов или оружия, предпочитая дубинки, усеянные острыми кусками обсидиана.
  • Жители страны ацтеков использовали золото для создания нагрудников, подвесок и прочих украшений. На них наносился бесконечно повторяющийся орнамент, состоящий из идентичных геометрических фигур. Золотые пластины с использованием резных деревянных колодок превращали в маски, которые надевались на лица умершим - так ацтеки связывали их с Солнцем. Служители храмов, члены правящего совета и другие представители высших сословий использовали золотую посуду, и украшали свои жилища, резиденции и храмы листовым золотом. Не удивительно, что европейские захватчики просто потеряли разум, столкнувшись с таким великолепием. Вскоре после открытия Америки в Европе золото практически обесценилось из-за огромного импорта драгоценного металла с «Новой земли».
  • При этом золото ацтеков для них самих не имело какой-либо социальной или финансовой ценности. Ацтеки отличали его только из-за своих религиозных убеждений, и ценили за то, что оно хорошо поддавалось обработке, и совершенно не страдало от негативных воздействий окружающей среды. Хотя большая часть золота все же была увезена конкистадорами из ацтекских городов, до сих пор исследователи находят усыпальницы, полные золотых изделий времен ацтеков.
Авторский текст
Katalin ©

Знаменитый Камень Солнца. Диаметр 3.6 м, толщина 1.22 м, вес 24 тонны. Находится в Национальном музее антропологии, Мехико, Мексика. Точное назначение этого камня доподлинно не установлено: иногда его отождествляют с календарём, но большинство учёных склоняются к мысли, что на нём в символической форме изображена ацтекская космология (мифы о сотворении Вселенной). Фото: Википедия .

Что ещё кроме этого камня и мифов о своём главном боге по имени Кетцалько́атль оставили потомкам ацтеки? Конечно же, свои любимые зёрна, чтобы ни дети, ни внуки, ни правнуки никогда не голодали...и жили вечно. Зёрна эти называют и "пшеницей ацтеков", и "хлебом инков". Говорят, что сами ацтеки называли их не иначе как "золотое зерно бога".

Вот оно, слева:

Справа - оно же, лопнувшее от нагрева (т.е. по сути аналог попкорна). Вкусное золото майя, кукуруза, намного больше по размеру. И пшённая крупа тоже больше. Тем не менее ацтеки обожествляли это крошечное зерно и в прямом смысле слов поклонялись перед ним. По разным данным, инки и ацтеки называли его уаукилитль, ки-ак, хуатли , но сейчас это растение всем известно под другим именем.

Амарант. Его зерно ценилось так высоко, что служило своеобразным эквивалентом золоту и применялось в качестве средства уплаты государственных налогов. Индейцы считали, что потребление зёрен амаранта в пищу укрепляет тело и дух, а со временем превращает нацию в сверхлюдей. Ацтеки использовали амарант и в ритуальных целях: из амарантовой муки выпекали фигурки божеств, которые поедались во время религиозных обрядов. Из-за этого культ амаранта был объявлен испанскими завоевателями идолопоклонничеством, а само растение под страхом смерти запрещалось выращивать и употреблять. Однако культивирование амаранта сохранилось в горных районах Мексики и Аргентины.

Растение это было известно издавна не только в Америке. У древних греков амарант тоже служил эмблемой бессмертия. Αμάρανθος или Αμάραντος в переводе с греческого означает "неувядающий цветок" (а – "не"; maraino – "увядать"; anthos – "цветок"). А вот русское название рода "щирица" происходит от старо-русского "щир"-"красный".


Красивые метёлки и листья амаранта - украшение осеннего сада и огорода!

В Европе амарант культивировался в небольших количествах как овощное растение в Польше, Беларуси, России, Украине, Румынии, Прибалтике. Т.Чухно говорит в своей энциклопедии, что в России щирица запрокинутая появилась в начале 16 века, Н. Стогова утверждает, что в России амарант стал выращиваться с 1798 года. Однако есть и другие данные, утверждающие, что некоторые виды щирицы росли на русской земле издавна.

Сохранились сведения, что Пётр I в детстве любил кашу из амаранта с берёзовым соком (Н.Стогова), но встречаются и данные о том, что он же запретил выращивать и употреблять щирицу под нажимом религиозных деятелей, называвших это растение "бесовским", т.к. оно способствовало долголетию (напрашивается аналогия с историей культа амаранта у ацтеков).

В России интерес к амаранту в 30-е годы прошлого столетия возродил академик Н.И.Вавилов, который предсказывал, что амарант будет главной зерновой культурой ХХI века. Однако, дальнейшие исследования свойств растения возобновились только в конце ХХ века. На всех континентах выращивается много его видов и сортов. Как зерновые культуры возделываются Amaranthus caudatus, Amaranthus cruentus, Amaranthus hypochondriacus . В наши дни амарант распространён на Украине, в Беларуси, Молдове, в европейской части России, в Западной и Восточной Сибири, на юге Дальнего Востока, на Кавказе и в Средней Азии. В настоящее время для производства масла выведены высокопродуктивные сорта амаранта.

Я думаю, что щирицу видели многие, в этом роду много сорняков:) Амарант - родственник лебеды.


Всходы амаранта

Сначала появляются вот такие ростки, которые быстро-быстро набирают силу. Амарант вырастает выше подсолнечника! Потом на стеблях появляются метёлки, похожие на чьи-то хвосты:) К моменту созревания семян - всего через 4-6 недель после посева!- метёлки становятся сухими и колючими.

"Перо принца, кошачий хвост, лисий хвост, петушиный гребень" - это всё названия амаранта в разных регионах. Правда, ботанических видов у этого растения много, поэтому одни "хвосты" торчат вверх, а другие клонятся к земле. Из-за этого растение популярно как декоративное. Есть даже один вид, амарант трёхцветный, который чем-то напоминает пуансеттию.


Стадии созревания амаранта. Он действительно растёт очень быстро: его можно, например, посадить в мае, чтобы получить урожай в сентябре-октябре.

Амарант - овощное, кормовое, масличное, лекарственное и декоративное растение.По современным классификациям считается псевдозерном. Полезные вещества содержатся в семенах и листьях. Научные эксперименты позволили установить, что амарант обладает антибактериальной активностью, отвары листьев щирицы были рекомендованы от головной боли и опухолей. Водный настой листьев учёные рекомендуют применять как мочегонное и кровоостанавливающее средство, а также при колитах, кишечных коликах, запорах и даже при укусах змей. В качестве наружного средства амарант используется при разнообразных кожных заболеваниях, в т.ч. при ожогах и укусах насекомых.

В странах Латинской Америки щирицу употребляют при лечении опухолевых заболеваний, бородавок. В Эквадоре настойку из цветов амаранта на роме пьют, "чтобы очистить кровь", а также для регулирования менструального цикла. Высоко ценятся препараты на основе амаранта на Востоке, особенно в Индии и Китае. В наше время съедобной считается только наземная часть растения, но есть данные, что, например, в китайской медицине использовали корень амаранта.


Слева амарант, справа батат, на заднем плане сельдерей.

Зёрна амаранта питательны , они содержат практически идеальный набор аминокислот, клетчатку, крахмал, сахара, а также вещество, которое называет сквален.

Сквален - это то самое вещество, которое в начале 20 в. нашли в организме акулы...и стали затем рекламировать как панацею от онкологических заболеваний. В своё время я изучала много информации о сквалене, потому что он содержится и в растительных маслах, и могу сказать, что это палка от двух концах. Из плодов (зёрен) амаранта тоже получают масло (прессованием или методом углеводородной экстракции).

Сквален – полиненасыщенный жидкий углеводород, способствующий насыщению тканей и органов необходимым количеством кислорода. Он является природным компонентом человеческой кожи, это ближайшее по своему составу к человеческой клетке вещество; нормализует жировой обмен и повышает содержание в тканях атомарного кислорода, противостоящего свободным радикалам. Известно, что в этом и заключается противоопухлевый эффект сквалена .

В меньшей концентрации сквален содержится, например, в составе оливкового масла, в масле рисовых отрубей и масле пшеничных зародышей. Особенно им богато оливковое масло, производящееся на Крите, южном берегу Греции и на Кипре (по информации Н.Стоговой). Попадая в организм человека, сквален активизирует восстановительные процессы, что способствует заживлению язв и повреждений тканей внутренних органов. Исследования утверждают, что сквален под действием ультрафиолета превращается в витамин D.

Содержание сквалена в масле зависит от сорта растения и от способа получения масла. И вот здесь есть подвох: дело в том, что передозировка этого вещества чревата своими последствиями, поэтому, к примеру, масло амаранта с повышенным содержанием сквалена не разрешено к продаже. Производители масла амаранта разводят его другими растительными маслами, но иногда не информируют об этом покупателей.

Ещё одно "но", о котором предупреждают современные исследователи: употребление препаратов амаранта для приёма внутрь противопоказано при воспалении поджелудочной железы (остром и хроническом панкреатите), холецистите, желчекаменной болезни. Растение содержит щавелевую кислоту и поэтому также не рекомендуется для приёма внутрь при заболеваниях почек и мочевого пузыря. Это более всего относится к употреблению масла и других лекарственных препаратов, созданных на основе этого растения.

Что касается кулинарных качеств амаранта, то его зёрна обладают сладким и вяжущим вкусом, охлаждающим действием и легко усваиваются. Подобными свойствами среди зерновых и бобовых обладают только маш (мунг дал) и рис басмати. Это уже данные от аюрведических врачей.


Простой осенний суп с бататом и амарантом

Зерно амаранта можно добавлять в любой суп, можно сварить из него кашу, амарантовую муку тоже можно добавлять практически куда угодно. Нам нравится добавлять в блюда прогретые и лопнувшие зёрна амаранта (см. на фото выше). Правда, и зерно, и мука имеют специфический привкус и аромат, но некоторые его не чувствуют:) Об амарантовой муке я уже рассказывала подробно, см. А (ссылка активна) я показывала зёрна амаранта в сравнении с мелким пшеном.

Зёрна амаранта не нужно употреблять сырыми, потому что в таком виде они, как и зёрна других растений, блокируют всасывание некоторых питательных веществ.

Что ещё можно сказать об этом растении. То, что история повторяется: сейчас плоды и амаранта ("золотого зерна ацтеков"), и его родственницы квиноа ("золотого зерна инков")...тоже на вес золота. Во многих регионах их практически не найти в продаже, хотя кто-то постоянно на них намекает всем поклонникам здорового образа жизни: мол, зёрна эти очень полезные и нужные.

Понятно, что если нет своего огорода, чтобы вырастить амарант, то его плоды остаётся только постоянно покупать. Там же, где они продаются, стоимость их иногда превышает разумные пределы. На это есть свои причины: вырастить это растение просто, оно растёт практически само, как я уже сказала выше, но чтобы собрать богатый урожай, нужно приложить усилия. Созревшие зёрна очень мелкие, находятся они в сухих колючих метёлках. Метёлки сначала нужно срезать, затем хорошо просушить, потом обмолотить. Наверное этим, как и прежде, где-то занимаются индейцы, которые до сих пор верны своим богам и хотят, чтобы все в мире были здоровы и жили долго и счастливо.

При написании статьи использовались собственные наработки, а также материалы печатных изданий:
Ли Шичэнь "Китайские целебные травы. Классический труд по фармакологии ("Пен Цао")", 2004.
С.Ладожская. "Амарант – значит бессмертный", 2004
Н.Стогова. "Амарант против 100 болезней", 2006
Л, Николайчук, Э.Николайчук, О. Головейко. "Целебные растительные масла"
Т.Чухно. "Большая энциклопедия лекарственных растений", 2007.

Рассказ об амаранте включу в Сводный пост своего .

– цветок, который своей красотой возбуждает страсть и толкает на безумные поступки. Этот цветок был свидетелем жертвоприношений и доводил императриц до приступов гнева.

Давайте перенесемся в штат Нью-Йорк на Лонг-Айленд – здесь происходило действие бессмертного романа Скота Фицджеральда "Великий Гэтсби”. На Лонг-Айленде находится и дом Вильяма Коулфа. В 1944 году Вильям Робертсон Коулф за один доллар передал штату Нью-Йорк и свой дом, и свои прекрасные сады с самой большой на Северо-востоке коллекцией георгин. Условие было одно – их нужно было использовать для пропаганды садоводческих и сельскохозяйственных знаний.

Сегодня во владениях Коулфа находится самая крупная на атлантическом побережье коллекция георгин. Она расположена в мемориальных садах Пола Каллахена. Пол Каллахен – это известный садовод, который был инициатором возрождения георгинов во владениях Коулфа в 80-х годах. Он всегда был членом общества любителей георгинов, и после его смерти само общество и прекрасные цветники внесли большой вклад в дело сохранения этого цветка. Сегодня за садами, которые являются главной достопримечательностью этих мест, ухаживают члены этого же общества – любители георгин.

Теперь побываем в Мексике. Мексика – страна богатой культуры, окутанная загадками и тайнами. Сегодня национальный цветок Мексики – это георгин. во всем мире считают его ярким, удивительно разнообразным и динамичным цветком. Ацтеки называли георгин водной трубкой. Это название цветок получил за свой полый стебель. Древовидные разновидности этого растения использовались для того, чтобы доставить в дом воду из реки или источника. Некоторые из этих стеблей достигают 6 метров в высоту. Ацтеки были искусными фермерами и садоводами, но обычные люди выращивали георгины для боле прозаичных целей. Их корнями кормили домашний скот, а порошок, полученный из корня георгина, служил лекарством при болезнях мочевого пузыря.

Но история цветка на этом не заканчивается. В мифологии ацтеков этот цветок занимает почетное место как участник важных церемоний. Он навсегда связан с самыми кровавыми обрядами в истории человечества. Согласно мифам ацтеков, женщина-змея родила бога войны. Он родился в короне с мечом в форме листа агавы и красным цветком. Алый георгин дал ему силы рычать и жажду крови. С той поры ацтеки принесли в жертву сотни тысяч мужчин, женщин и детей этому богу войны. Они вырывали их сердца и клали их на камень, окруженный георгинами. Эта кровавая история завершилась навсегда с прибытием первых испанских исследователей, которые подчинили себе коренное население и стали вывозить местную почву к себе в Испанию. В этой почве были семена самых разных растений, в том числе и георгинов.

Семена георгинов были привезены в Испанию в конце 18 века. Цветок был назван в честь шведского ботаника. Испанцы надеялись, что корни этого растения можно будет употреблять в пищу. Однако после множества экспериментов оказалось, что они съедобны, но не вкусны. В 1804 году общество садоводов во Франции, Германии и Британии начало пропагандировать георгины и вскоре георгиновая лихорадка захлестнула всю Европу.

Самой известной историей в этом ряду, можно назвать случай с императрицей Жозефиной во Франции. Она очень любила эти цветы, выращивала их в своем саду, где было представлено все разнообразие цветов и сортов георгинов. Она ревностно охраняла их, желая сохранить их только для себя. Однажды ночью неизвестная дама подкупила садовника императрицы, чтобы заполучить несколько этих запретных растений. Жозефина разоблачила вора, выслала даму из Парижа, уволила садовника и уничтожила всю коллекцию георгинов.



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з