Общественно полезные насекомые. §28 Общественные насекомые – пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Упражнения по пройденному материалу

Тема урока : Пчелы и муравьи- общественные насекомые. Полезные насекомые, насекомые вредители. Значение в природе и жизни человека.

Цели урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; рассказать о их роли в природе и жизни человека; раскрыть разнообразие насекомых – вредителей, их отрицательную роль в практической деятельности человека; обозначить значение насекомых в природе и жизни человека.

Оборудование: коллекция насекомых, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: таблицы, листы бумаги, фломастеры.

Ход урока:

I. орг. момент (1 мин) II. Актуализация опорных знаний (10 мин) Тестовая работа со взаимопроверкой.

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Вариант 1.

А. Стрекозы Б. Прямокрылые В. Клопы

  1. Две пары крыльев.
  2. Личинка имеет маску.

Вариант 2.

Какие особенности характерны для насекомых из отряда

А. Бабочки Б. Двукрылые В. Перепончатокрылые

  1. Развитие с полным превращением.
  2. Развитие с неполным превращением.
  3. Две пары крыльев.
  4. Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.
  5. Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.
  6. Передние крылья более плотные, чем задние.
  7. Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.
  8. На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.
  9. Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.
  10. Ротовой аппарат лижущего типа.
  11. Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.
  12. У личинок ротовой аппарат грызущего типа.
  13. Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.
  14. Личинка имеет маску.

Вариант 1. А: 2,3,14; Б : 2, 3,7,12,13; В : 2,6,11

Вариант 2. А: 1,3,8,9,12 Б: 1,4,10,11 В: 1,3

III. Активизация познавательной деятельности . (2 мин)

Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни, но есть насекомые, которые живут большими группами. Какие это насекомые? (пчелы, муравьи, термиты) Называют таких насекомых общественные и живут они семьями.

IV. изучение нового материала (25мин)

Рассказ учителя.

Как вы думаете какие из этих насекомых уже давно сделались домашними животными человека? (пчелы)

Где живут пчелы? (улей)

Мед и воск вместе с мехами у наших предков- славян считались главными предметами торговли. Мед использовался вместо сахара, воск использовался в свечах. В те времена еще не было пасек и для пчел человек предоставлял дупла лесных деревьев- «бортни»-бортничество. При этом ульи зачастую разорялись.

В начале XIXвека украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный рамочный улей, который используется до сих пор.

Давайте рассмотрим, что же из себя представляет пчелиное семейство.

Сообщение учащегося. Состав пчелиной семьи.(презентация)

По мере рассказа учащиеся заполняют таблицу.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по разделу муравьиная семья, пользуясь учебником стр.135-136.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Пчелиная семья

Муравьиная семья

Член семьи

Особенности, роль

Член семьи

Особенности, роль

Матка

Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц.

Матка (царица)

Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.

Трутень

Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают.

Самец

Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.

Рабочие пчелы

Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Рабочий муравей

Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

  • Все справились с заданием?
  • Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Пчелы и муравьи общаются друг с другом при помощи прикосновений и выделяемых веществ. Но только у пчел имеется «язык танца». Видеофрагмент.

Как вы думаете такое сложное поведение можно назвать разумным? (нет)

Их поведение является инстинктивным, бессознательным.

Запись в тетради. Инстинкт- совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Помимо полезных насекомых есть также и вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Изучение материала происходит в процессе беседы. Учащиеся работают с раздаточным материалом: таблицы, насекомые.

Задание : определить к какому отряду относится ваше насекомое и какой вред оно наносит культурным растениям . План ответа:

1. Название отряда.

2. Название насекомого.

3. Признаки отряда.

4. Значение.

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Тли

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Клопы

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Жуки

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Бабочки

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Вши

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Блохи

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Учащиеся записывают ответы в тетрадь. Опрашиваются несколько учащихся. Выставляются оценки.

Дополнительно . Какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми?

В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

Методы

Примеры

Физические

Сбор гусениц или яиц насекомых: ловля малярийного комара различными ловушками, уничтожение его личинок керосином, который разливают по поверхности водоема

Химические

Обработка растений ядохимикатами, мест размножения личинок – хлорной известью, тараканов – различными ядами

Агротехнические

Смена культур – севооборот; своевременный посев и посадка растений; тщательная уборка полей, уничтожение сорных растений, служащих местом размножения насекомых

Биологические

V. Закрепление материала. (4 мин)

С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

Какие особенности встречаются в семьях?

Какие насекомые вредят сельскохозяйственным растениям? Охарактеризуйте жизнедеятельность некоторых из них.

VI. Рефлексия. (1мин) Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.

VII. Д\З Повторить темы по разделу членистоногие. Подготовка к контрольной работе.

Приложение. Матка по размерам самая крупная пчела в улье 18-20 мм. Имеет длинное брюшко с яйцекладом предназначенное для постоянного откладывания яиц. Самостоятельно не может питаться. Ее кормят рабочие пчелы зобным молочком. В семье всегда только одна. Развивается матка из оплодотворенных яиц. Живет до 5 лет. При появлении другой матки, старая улетает с частью пчёл. Такой процесс называется роение.

Трутни – самцы, с длинными крыльями и крупными глазами. Развиваются из неоплодотворенных яиц. Их задача оплодотворять матку. Живут один сезон. Осенью они погибают, их зажаливают рабочие пчёлы или просто выгоняют из улья.

Рабочие пчелы это бесплодные самки. Рабочие – обеспечивают жизнедеятельность всей семьи (собирают пищу, ухаживают за личинками, кормят их, убирают улей, строят соты, заготавливают мёд). Для выполнения этих функций имеют целый ряд приспособлений:

  • Ротовой аппарат;
  • Тело, покрытое ворсинками;
  • Медовый зобик;
  • Жало- видоизмененный яйцеклад;
  • Задние конечности с корзинками и щёточками.

Цель: раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, роли в природе и в жизни человека.

Тип урока : урок аналитического мышления.

Ход урока

работа в группах

I. Мотивационная беседа

(урок начинается с обращения к детям с вопросами о семье):

  • Что ты можешь сказать о своей семье?
  • Как ты можешь одним словом охарактеризовать свою семью?
  • Почему твоя семья самая дружная?

Семья - семь Я, все вместе. Несмотря на то, что мы изучаем насекомых, семейные отношения есть и среди них. К таким насекомым относятся пчелы, муравьи. Речь сегодня пойдет о пчелах.

II. Интрига

Во всей истории человечества нет более изучаемого и, одновременно, более загадочного насекомого, чем пчела. Почему? Об этом вы узнаете в конце урока.

III. Воспоминание

Работа в группах:

1 группа: Развитие с полным превращением
2 группа: Развитие с неполным превращением
3 группа: В чем сходство и отличие 2 типов превращения. В чем преимущество развития с полным превращением.

IV. Изучение нового материала (возврат к интриге)

Пчелы - общественные насекомые. Сообщество - большая семья. Они делятся пищей друг с другом, ухаживают друг о друге.
У матки тело длинное, брюшко вытянутое. Трутни средней величины с крупными глазами. Рабочие пчелы имеют приспособления для сбора пыльцы (щеточка, корзинка, зеркальце)
Рабочих пчел в семье 100 тыс, они чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. В пчелиной семье главная пчела - матка, которая откладывает яйца до 2000 в сутки. Живет она около пяти лет. Трутни никакого участия в работе не принимают. Основная задача - оплодотворение матки. Осенью рабочие пчелы изгоняют трутней из улья и они погибают. Вся забота об улье лежит на рабочих пчелах6 взрослея, каждая рабочая пчела меняет несколько «профессий». Она строит соты, чистит ячейки, кормит личинок, принимает корм у прилетающих пчел и распределяет его в улье, вентилирует улей, охраняет его и наконец, начинает вылетать из улья за нектаром. Пчелы общаются друг с другом при помощи прикосновений и выделяемых веществ. У пчел имеется «язык танца». Сложное поведение общественных насекомых - инстинкт.
Пчелы строят соты. Они ползают по цветкам и пыльца попадает на волоски тела насекомого. Потом пчела счищает пыльцу в корзиночку с помощь. Специальных щеточек. Вскоре там образуется комочек пыльцы. Перга - пропитанная медом пыльца. У пчел есть расширенный зобик - медовый. Там образуется мед. За год пчелиная семья получает 100 кг меда. (презентация)

V. Действенное закрепление

1 группа: заполните таблицу:

2 группа: В чем сходство матки, трутня, рабочей пчелы

3 группа: Какие продукты дают пчелы? Как они образуются.

Задания для всех групп:

Объясните термины: матка, трутень, зеркальце, соты, корзиночка, зобик, перга, роение, инстинкт, «язык пчел».

Поясните высказывания:

Если на земле вымрут пчелы, человечеству останется жить 4 года.
Альберт Эйнштейн

Пчелы могут рассказывать своим товарищам о том, где находятся цветки со сладким нектаром.
Аристотель

Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих.
Коран


VI. Раскрытие интриги

Во всей истории человечества нет более изучаемого и, одновременно, более загадочного насекомого, чем пчела. Более того, можно утверждать, что и своим происхождением человек в значительной степени обязан пчеле. Ведь именно она на протяжении миллионов лет, без устали опыляя растения, развивала и совершенствовала растительный мир планеты, а с ним и мир животный.

Многие тысячелетия живет она рядом с человеком, но ничто и никто не может её приручить. В то же время именно пчела, имеющая страшное оружие против врагов, позволяет человеку бесцеремонно вторгаться в свое жилище и производить в нем любые (в пределах разумного) изменения и перестановки, а раз в год забирать жизненно важное – свою пищу.

VII. Задание на дом

Параграф 28. Тип членистоногие, подготовка к проверочной работе.

1. Какие особенности поведения и образа жизни характерны для обитателей муравейника?
Большую часть живущих в муравейнике муравьев составляют бескрылые рабочие особи – это бесплодные самки. Число их иногда достигает миллиона. Кроме них в муравейнике живет царица. У нее тоже нет крыльев. Она обламывает их после брачного полета. Всю жизнь она откладывает яйца, а вся забота о муравейнике лежит на рабочих муравьях. Они добывают корм, ремонтируют и чистят муравейник, кормят личинок и царицу, обороняют муравейник в случае нападения врагов. Раз в год, в начале лета, в муравейнике из куколок появляются крылатые самки и самцы, которые отправляются в брачный полет. После спаривания самцы погибают, а самки сбрасывают крылья и основывают новый муравейник.
Большинство муравьев – хищники. Некоторые питаются сладкими выделениями тлей. Для этого муравьи сохраняют, «пасут» этих насекомых, кормящихся на растениях, иногда строят для них укрытия. Другие виды муравьев разводят в подземных камерах для питания грибы, принося туда измельченные листья растений. Есть растительноядные муравьи. Муравьи общаются, прикасаясь друг у другу усиками, ножками и головой. Кроме того, у них существует «химический язык» - они выделяют особые вещества, которыми метят свои дорожки. По запаху муравьи узнают родственников и врагов.

2. Охарактеризуйте состав пчелиной семьи и функции каждой группы пчел.
Крупная семья пчел насчитывает до 100 тыс. особей, которые живут в улье. В улье большинство насекомых – рабочие пчелы. Это бесплодные самки, у которых измененный яйцеклад служит жалом. Они чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Живут они только один сезон (около года). В пчелиной семье главная пчела – матка, которая откладывает яйца – до 2000 в сутки. Живет она около пяти лет. Весной, в мае-июне, в пчелиной семье из куколок появляется новая матка и несколько десятков самцов, которых называют трутнями: никакого участия в работе они не принимают, а основная их задача – оплодотворение матки. Старая самка с частью рабочих пчел покидает улей – происходит роение. Пчеловоды собирают рой и поселяют его в новом улье. Осенью рабочие пчелы изгоняют оставшихся трутней из улья, и они погибают.

3. Почему муравьев и пчел относят к общественным насекомым? Поясните их значение в природе и в жизни человека.
Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Пчелы и муравьи организуют сообщества, которые представляют собой одну большую семью. В семье есть отдельные группы, которые выполняют разные функции.

4. На основании каких признаков тутовый шелкопряд относят к домашним животным? Какое значение в хозяйственной деятельности человека имеет это насекомое?

Это единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии.
Шелк, выделяемый тутовыми шелкопрядами, используют в легкой промышленности для получения тканей, в медицине (из него делают нити для сшивания ран) и в авиации.

Показать все

Особенности поведения общественных насекомых

Поведение насекомых определяется совокупностью условных и безусловных рефлексов, инстинктов, таксисов и тропизмов (подробнее об этом можно прочитать ).

У общественных насекомых, живущих колониями и сложно взаимодействующих между собой, присутствуют все эти компоненты поведения, но наиболее сильно у них выражены инстинкты - длинные цепочки рефлексов, запускающихся друг за другом по своеобразному «эффекту домино». Иногда инстинктивное поведение обусловливает настолько сложные комплексы действий, что сложно поверить в отсутствие у муравьев, термитов, пчел и ос способности мыслить и полноценно общаться между собой.

За проявление инстинктов и других сложных форм поведения отвечают особые области головного мозга. У многих общественных насекомых эти области развиты очень хорошо и увеличены в размерах относительно остальных. Например, так называемые грибовидные тела, отвечающие за интеграцию информации, получаемой от органов чувств, занимают у медоносной пчелы шестую часть объема мозга, а у муравья Formica- одну треть. Сам мозг у них тоже развит сильнее в сравнении с другими насекомыми.

Ключевые особенности поведения общественных насекомых состоят в следующем:

Это можно проиллюстрировать на примере еще одного опыта. Возле дороги малого лесного муравья установили специальное приспособление: две камеры, две шторки, закрывающие каждую из этих камер, и две нити, соединенные со шторками. Если муравей тянул за одну нить, шторка открывалась, и в камере в качестве вознаграждения насекомое получало сахарный сироп. За другой шторкой не было ничего. Муравьи быстро поняли, что к чему, и открывали камеру, в которой находился сироп, более 60 раз в час. Притом, иногда одни муравьи тянули за нить, поддерживая шторку открытой и уступая другим право полакомиться сиропом.

Еще одна особенность заключается в том, что общественные насекомые целенаправленно и слаженно могут выполнять одну общую работу, необходимую ради интересов колонии. Они строят муравейники, добывают пищу, осуществляют кладку и ухаживают за ними в соответствии с какой-то негласной договоренностью, в которой каждому члену сообщества отведена определенная роль. (фото)

Поведение и разделение на касты

Обеспечивать автономное существование колонии было бы невозможно, если бы у всех насекомых в группе были «равные права». Поэтому внутри семьи общественные насекомые обычно разделены на касты - подгруппы, представители которых выполняют определенные задачи. На примере пчел можно видеть, что в улье одна-единственная матка, которая откладывает , несколько трутней, которые ее оплодотворяют, а все остальные особи - это рабочие пчелы. Они отвечают за жизнеобеспечение, запасание пищи, уход за яйцами и и т.д. Соответственно, у этих трех подгрупп совершенно разные модели поведения. Еще более сложно устройство сообщества у муравьев. У некоторых родов и видов муравьев среди рабочих особей выделяют «разведчиков», «фуражиров», «воинов», «водоносов», «нянек» и т.д. Всего в одном муравейнике может насчитываться до 11 каст, и ведут они себя, соответственно, по-разному.

Поведение общественных насекомых в целом очень сложное. Но внутри каждой семьи «поступки» отдельных ее членов более схожи, чем действия разных насекомых одного вида, ведущих одиночный образ жизни. Это объясняется тем, что в группе насекомые живут в примерно одинаковых условиях, поэтому у них развиваются похожие условные рефлексы и формируются похожий жизненный опыт.

Однако каждое насекомое семьи уникально. Было установлено, что способность к обучению и другие врожденные свойства различаются у разных членов сообщества, даже в пределах одной касты. Иными словами, как и среди людей, среди муравьев, пчел и т.д. есть «глупые» и «умные». Их поведение отличается.

Осы

Можно привести еще много примеров того, насколько удивительным может быть поведение общественных насекомых. Но даже эти примеры заставляют нас убедиться в том, что по своему развитию представители класса Insecta иногда даже превосходят организмы, находящиеся на более высоких ступенях эволюции. Именно особенности поведения общественных насекомых по сей день заставляют некоторых специалистов высказывать мнение, что, вероятно, наряду со всем остальным (рефлексы, инстинкты и др.), насекомые имеют зачаточные формы рассудочной деятельности.



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з