Знакомство дошкольников с родственными словами в игровой деятельности методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа). Публикация педагога на тему "Родственные слова" Как познакомить дошкольника с родственными словами

Работа над родственными словами.

Учитель-логопед Лукашева Н.А. ЦРР- д/с «Родничок» г. Беломорск.

Игра – упражнение «Семья – слов родственников»

Цель: показать детям, что от существительных (слов, обозначающих предметы) могут образовываться глаголы (слова, обозначающие действия) и другие существительные. (авт. Е.А. Левчук)

Материал: рассказ «Обещание», стихотворение «Оркестр», мяч.

Ход: Логопед читает рассказ «Обещание»:

Петя попросил папу: - Подари мне, пожалуйста, барабан и трубу». - Я бы подарил, сынок, да боюсь, что ты будешь то трубить, то барабанить и мешать мне работать. -Честное слово, папочка, я буду барабанщиком, когда ты отдыхаешь, а трубачом, когда ты спишь» (по Ф.Рау)

Вопросы к ребенку:

Что Петя просил подарить? (барабан и трубу)

Чего боялся папа? (папа боялся, что Петя будет трубить и барабанить)

Что обещал Петя? (Петя обещал, что он будет барабанщиком, когда папа отдыхает, а трубачом, когда он спит)

Задание: «Назови слова, похожие на слово «барабан» (барабанить, барабанщик); на слово «труба» (трубить, трубач)» Логопед объясняет ребенку, что есть слова-родственники. Они похожи, словно из одной семьи, поэтому так и называются – родственные.

Упражнение для пальчиков (имитируя игру на музыкальных инструментах)

Оркестр:

«Я играю на гитаре,

Друг мой Вася – на баяне,

Таня может на трубе

Поиграть готов тебе.

Ты, я слышал, пианист.

Поиграем вместе твист».

Игра в мяч

Перекидывая мяч, логопед (воспитатель) играют с ребенком в слова.

Кто играет на баяне? – баянист.

На пианино – пианист.

На гитаре – гитарист.

На контрабасе – контрабасист.

На флейте – флейтист.

На органе – органист.

На трубе – трубач.

На скрипке – скрипач.

На барабане – барабанщик.

На балалайке – балалаечник.

На арфе – арфист.

Предложить пересказать рассказ «Обещание», используя родственные слова: труба, трубить, трубач; барабан, барабанщик, барабанит.

На закрепление материала использовать игру «Лото » (музыкальные инструменты, музыканты оркестра - кому что нужно).

Игровое упражнение «Назови родственные слова»

Цель: продолжить знакомство со словами – родственниками (родственными) по теме «Зима» (авт. Ткаченко Т.А.).

Ход: Логопед рассказывает детям сказку, и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов на которых, являются родственными словами.

«Давным-давно потеряли люди слово «снег», забыли о нем. а слово попало в землю и стало расти – в нем появились ростки – было слово «снег», появилось слово «снегурочка», за ним – «снеговик», «снежок», «снежинка». Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, родные. И назвали люди эти слова…(как?) родственными. Назовите общую часть, повторяющуюся в каждом слове (снег, снеж). Дети вместе с логопедом проговаривают слова, логопед одновременно под каждой картинкой выставляет схемы – полоски одной длины и цвета: часть «снег», «снеж» и приставляет прямоугольники разного цвета к каждому следующему слову, акцентируя внимание на повторяющуюся главную часть слова и на меняющуюся часть новых слов, после чего поясняет смысловую общность названных слов. Аналогично разбираются слова – родственники ЛЕД – ЛЕДЫШКА – ЛЕДЯНКИ – ЛЕДНИК. Логопед тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

В заключении, чтобы закрепить понятие «родственные слова», логопед читает стихотворение:

«Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить и в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

они об одном говорят».

Игра «Собери семейку слов»

Цель: подбор однокоренных слов.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку: «Посмотри на картинку. Какое время года на ней нарисовано? (Зима). А теперь подбери слова – «родственники» к слову «зима».

Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).

А как можно назвать день зимой? (зимний).

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).

А как по-другому можно сказать «живут зимой»? (зимуют).

Вот, оказывается, сколько слов - «родственников» у слова «зима».

«Еще раз посмотри на картинку и сам скажи, что здесь можно назвать зимним». (Зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода).

«А сейчас постарайся сам подобрать семейку слов к слову «снег». Смотри на картинку – она тебе поможет». (Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник…).

Логопед: «Подбери родственные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесной, лесник).

Так же подбираются «семейки» к словам:

гора – горка, гористый, горный, пригорок, горняк;

гриб – грибок, грибник, грибной;

вода – водный, водяной, водолаз, наводнение;

лист – листик, листок, листочек, листва, лиственница, лиственный;

ёж – ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый;

весна – весенний, веснянка, веснушка;

сахар – сахарный, сахарница, сахарок.

Игра «Найди общее»

Цель: выделение корня в родственных словах.

Логопед предлагает: «Назови общую часть слов –«родственников» (называя слова, интонационно выделяет голосом корневую часть слова в случае затруднений у ребенка в выделении корня).

зимушка, зимовать, зимний (зим);

животное, живет, живой (жив);

пастух, пасти, пастушка (пас);

двор, дворник, дворовый (двор);

сорить, мусор, насорить (сор);

позвонить, звонок, звонкий (звон).

Упражнение «Найди родственные слова»

Цель: выделение родственных слов к слову медведь.

Ход упражнения: Логопед предлагает выполнить задания от медведя – Потапа. Он просит найти и назвать слова, похожие на слово медведь. На каждое правильное слово ребенок получает фишку.

1. Медпункт, медвежонок, медведица, медвежий, медленно.

2. Медуза, медведушка, медведка, медведица, медаль.

3. Медный, медведик, медвежатник, мед, медицина.

Логопед уточняет у детей, почему не подходят слова медпункт, медленно, медуза, медаль, медный, мед, медицина (слова имеют другое значение).

Еще раз вспоминают родственные слова к слову медведь. Медвежонок, медведица, медвежий, медведушка, медведка, медведище, медведик, медвежатник.

Игровое упражнение «Выбери родственные слова из стихотворения».

Цель: упражнять в нахождении из текста родственных слов.

Материал: тексты стихотворений.

Ход: Логопед читает стихотворение.

1. Мыло душистое, белое, мылкое .

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою. Пенится.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его, наконец, бы отмыло .

Вопрос к детям: «Какие слова в стихотворении повторяются и похожи?»

После того, как дети отыскивают родственные слова, аналогичные картинки выставляются логопедом:

Мыло в мыльнице - мыло пенистое - чистый мальчик.

МЫЛО- МЫЛКОЕ- ОТМЫЛО.

Анализируется цепочка слов-родственников. Отыскивается общая часть, которая повторяется в других словах и имеет общий смысл.

2. Упражнение предложено авт. Т.Ткаченко:

«У рыбаков небывалый улов.

Рыбу поймал и старик-рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем,

Рыбного супа в тарелки нальем».

Отбор родственных слов. Выставляются картинки, анализируется цепочка родственных слов.

Упражнение «Лишнее слово».

Цель: выделение однокоренных слов среди группы слов. сходных по звучанию.

Задание: «Найди среди этих слов лишнее – слово не из этой «семейки». Вот послушай пример: лес, лесовик, лестница (-).

Слова «лес», «лесник» и «лесовик» - родственники, они все из одной семьи, все они произошли от слова «лес». А вот слово «лестница» не имеет к лесу никакого отношения – оно здесь лишнее.

Задание: «Теперь попробуй сам(а) найти лишнее слово».

Боль, болеть, больница, большой (-).

Вода, водить (-), водный. водяной.

Морщины (-), море, морской, мореплаватель.

Гора, горный, горе (-), горняк.

Соседка (-), беседа, беседка, собеседник.

Игровое упражнение «Найди неродственное слово».

Цель: упражнять в различении родственных и неродственных слов.

Материал: картинки в соответствии с речевым материалом.

Ход игрового упражнения: Логопед напоминает, что родственные слова имеют похожее звучание и что-то общее в значении. Далее говорит: «Сейчас я буду называть слова, но среди них не все слова будут родственниками. Найдите среди слов, которые я назову слово, которое не будет родственным другим словам». (1) На доску выставляются картинки: конь, конюх, конюшня, жеребенок, конница.

Анализируются смысл и звучание слов, отыскивается общая часть слова, сходная по звучанию с каждым из названных слов. Выбирается неродственное слово «жеребенок».

(2) Выставляются и называются картинки: лев, львенок, львица, львы, клевать.

Аналогично анализируется смысл и звучание слов, выбирается неродственное слово.

Разделы: Логопедия

Дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают и не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить знакомые слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. В коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР III уровня особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесообразный подбор дидактического языкового материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволяют добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении детей с родственными словами. В этом случае языковый материал становится источником знаний, средством, способствующим развитию речевых навыков. У детей вырабатывается умение выделять родственные слова, использовать родственные слова в связной речи.

Занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки. Помогающие раскрыть тем в доступной для детей форме. Способствует осознанию и усвоению родственных слов.

Для последовательного ознакомления детей с родственными словами необходимы: наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте; упражнения в определении родственных слов в тексте; упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор; упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи.

Дети подводятся к пониманию того. Что многие слова могут иметь «родственников». Слова-родственники не просто имеют похожую часть, но должны быть связаны по смыслу.

Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живем одной семьей,
Поиграть хотим с тобой.

Для упражнения детей в определении родственных слов в тексте на занятиях используются разные стихи.

На пригорке яблонька стояла,
Яблочко на яблоне поспевало.
Солнышко пригрело – яблоко созрело.
Ветерок подул – яблоко спугнул…
По тропинке яблоко покатилось,
На варенье яблоко пригодилось.
Получилось яблочное варенье,
А пирог с ним яблочный –
просто объедение!

Солнечное
Солнышко утром проснулось,
Солнечно всем улыбнулось.
Будет солнечный день –
Подсолнух не прячется в тень.
Солнце по небу гуляет,
Подсолнух за ним наблюдает.
Подсолнечный свой наряд
Солнцу показывать рад.

Снежное
Снег, снежинки, снегопад!
Назвать слова я эти рад…
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик.
Ведь к снегопадам он привык,
А Дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведет.

Лесное
Шел я в лес, пришел в лесок.
Вот растет лесной цветок.
На лесной опушке – ягоды, волнушки.
Уже пора домой идти.

А дороги не найти…
Вдруг навстречу мне лесник,
С лесом он дружить привык.
Лесник дорогу указал,
И домой я побежал.

Придумала я три словечка:
Река, реченька и речка.
Ну, а хитренький мальчонка
Подсказал слово … (речонка).
Бородатый старичище
Вдруг назвал слово …(речища),
А с косичками девчушка
Слово вспомнила …(речушка).

Данные упражнения развивают мышление детей, так как помогают решить проблему: объяснить значение слова, подобрать к нему родственное.

Для расширения словарного запаса детям предлагаются морфологические шарады.

Сообщить вам очень рада:
Составлена для вас шарада.

Корень тот же, что в слове плетение,
Суффикс тот же, что в слове извозчик,
Приставка та же, что в слове переход (переплетчик).

Корень мой найди ты в слове городской,
В слове закрывать найди приставку,
Суффикс отыщи ты в слове мягкий ,
А маляр покрасил меня краской (загородка).

Корнем с подумать роднится,
Приставка в слове вылетать таится,
Суффикс – как в слове отметка ,
А она годится не только в разведке (выдумка ).

море ,
Суффикс – в слове заводской,
Окончание подскажет слово озорной,
А таким бывает камень и прибой (морской).

Корнем со сказкой роднится,
Приставка в слове подбородок таится,
Суффикс как в слове сковородка,
А за нее учитель не похвалит на уроке (подсказка).

Корень мой найди ты в слове пересказ,
Суффикс – в слове указка,
Окончание подскажет слово сети,
Слушать и читать их любят дети (сказки).

Предложенные в нашей статье упражнения и задания можно оформить в самостоятельные занятия или использовать как фрагменты других занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи.

Конспект занятия на тему «Родственные слова»

Цель: сформировать у обучающихся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов.

Оборудование: плакат с изображением Чуда дерева, карточки со словами САД, РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, ПОСАДИЛИ.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает обучающимся запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов:

  • Сад, садовый, посадить, посадки, садовник;
  • Соль, солёный, посолить, соленья, рассол;
  • Лес, лесник, перелесок, лесок, лесной;
  • Гора, горка, пригорок, горняк, горный.

II. Работа с текстом.

Логопед читает текст рассказа: «Родник родит речку, а река льётся – течёт через всю нашу матушку землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина народ. Все эти слова как бы родня. (К. Паустовский).

Логопед. Понятен ли вам смысл слов: родник, родина, родня. Эти слова называются родственными.

Затем логопед читает стихотворение:

Как растут слова.
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово, словно корень разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада ,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод, с ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
(Е. Измайлов)

Выясняется понимание смысла слов: рассада, посадки, садовод, садовник.

Логопед. Из какого слова «выросли» слова: садовник, садовод, рассада, посадки? (из слова «сад»). Слово «сад» - это слово корень.

Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением Чуда-дерева. Слово «САД» прикрепляет к корню дерева.

Логопед. Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня САД. (Ученики называют слова и выставляют карточки-картинки в прорези дерева). Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными, родственными. Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень.

Образец записи: сад – рассада, посадки, садовод, садовник.

III. Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными.

Логопед записывает на доске пары слов: рис – рисунок, гора – горевать, водитель – вода и предлагает ученикам найти общую часть этих слов. Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть – корень слова. Сравнить пары слов по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными. Почему?

IV. Работа со словами, имеющими близкое по смыслу значение, не являющиеся родственными.

Логопед. Объясните значение слова. Близки ли по значению следующие пары слов?

  • Корова – телёнок
  • лошадь – жеребёнок
  • Свинья – поросёнок
  • овца – ягнёнок

Делается вывод: Родственные слова – это слова, имеющие один и тот же корень и близкое по смыслу значение.

V. К словам из первой колонки подберите слова из второй колонки.

Запишите в тетради, выделите корень.

  • Гора, горевать: горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горочка, пригорюнился.
  • Рис, рисунок: рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.

VI. Итог занятия.

Таким образом решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования; развитие мыслительных способностей детей.

Литература :

  1. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Уч.-метод.пос. для студентов педфака / Сост. Л.С. Бушуева. – Магнитогорск, 1997.
  2. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: Владос,1995.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2004.
  4. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. – М., Просвещение, 1988.
  5. Обучение чтению и письму в начальной школе / Сост. Л.С. Бушуева. – Магнитогорск, 2006.

В статье изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу автора, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Данилишина А.В., учитель-логопед МДОУ д/с комбинированного вида №8 «Теремок» Московская область, город Подольск

Аннотация:

Изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу авторов, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дисграфия, нарушения речи, родственные слова.

Актуальность статьи обусловлена увеличением количества детей с на-рушениями речи и необходимостью проводить целенаправленную работу по профилактике дисграфии у дошкольников.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники 5-6-летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются.

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования и подбора родственных слов.

Упражнения с родственными словами играют огромную роль в развитии логического мышления и памяти ребенка, в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а потом и осознанию состава слова. Основная цель работы по подбору родственных слов заключается в том, чтобы научить ребёнка подбирать родственные однокоренные слова в доступных для его возраста пределах. Этот важнейший вид работы подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем невозможно будет научиться применять на практике грамматические правила.

Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также закреплять пройденный материал дома с родителями.

Нами разработана и эффективно используется на практике следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами:

  • занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие рас-крыть тему в доступной для детей форме
  • наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте
  • упражнения в определении родственных слов в тексте
  • упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор

Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов) .

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников» . Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Знакомство детей с понятием «родственные слова» можно начать с про-чтения стихотворения:

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Слова, как родные, похожи чуть – чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

Предлагаем примерные игры и задания

1. Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима» ) .

На доске картинка «Зима» . Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова – родственники» к слову «зима» . Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима» ? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день) ; «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа) ; «зимнее» (небо, солнце, утро) .

2. Д/и «Доскажи словечко»

Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег) . Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег» . А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком – на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег) .

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части» )

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой –

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом) .

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

3. Д/и «Найди «лишнее» слово»

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

Зимушка, зимовать, зимний;

Животное, живёт, живой;

Пасёт, пастух, пастушка;

Печка, печник, испечь;

Дворик, дворник, дворовый;

Сорить, мусор, насорит;

Звонить, звонок, звонкий.

5. Д/и «Объяснялки»

Объясните, почему так называется

Рыболов (рыбу ловит)

Листопад (листья падают)

Пчеловод (пчёл разводит)

Ледоход (лёд ходит, идёт)

Землекоп (землю копает)

Самокат (сам катается)

Пешеход (пешком ходит)

Вездеход (везде ходит)

Ледокол (колет лёд)

Самосвал (сам сваливает)

Лесоруб (лес рубит)

Паровоз (возит с помощью пара)

Трубочист (трубы чистит)

Самолёт (сам летает) и т.д.

6. Д/и «Скажи одним словом»

Придумай одно слово вместо двух

Снег чистит – (снегоочиститель)

Канавы копает – (канавокопатель)

Трубы укладывает – (трубоукладчик)

Сам ходит – (самоход)

Землю роет – (землеройка)

Пыль сосет – (пылесос)

Снег падает – (снегопад)

Листья падают – (листопад)

Сам варит – (самовар)

Сам летает – (самолет)

Лес рубит – (лесоруб) и т.д.

7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

Сосны и сосенки – в сосняке,

А ели и ёлочки – в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склоняясь над водой.

Из ивовых прутьев плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами – подосиновики,

Такие грибы красивые.

В лесистой местности лесочки и леса,

Здесь лесники работают вокруг,

Чтобы лесная дивная краса

Не пострадала почему-то вдруг

Мы маслим кашку маслом,

Храним его в маслёнке.

Одежду коль замаслил –

Держи её в сторонке.

В морях морские пароходы,

В морях всегда есть мореходы,

И я хочу быть моряком,

Но только не сейчас – потом.

Бывают домики, домишки и дома,

Домашнее хозяйство мы ведём,

А домоводству я учусь сама.

Своих домашних дома мы найдём.

Наступила зимушка, зимушка-зима,

Всю одежду зимнюю достала я сама.

Видно, очень долго придётся зимовать

И о лете красном с грустью вспоминать.

С лиственных деревьев падает листва,

Все листочки жёлтые осень принесла.

Листопад бывает осенью большой.

Листья вновь появятся раннею весной.

Мы все живём на родине,

В своём родном краю.

Люблю своих родителей

И родину люблю.

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз?.. (морозит)
  • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

После нескольких подобных упражнений ребёнку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов. Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребёнок довольно быстро поймёт сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.

Построенная по такому принципу строгая система заданий и упражнений позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении старших дошкольников с родственными словами. Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова. Речь ребенка становится богаче и выразительнее.

Таким образом, решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования родственных слов, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слова, закладывается основа для орфографически-грамотного письма.

Список литературы.

  1. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2.– М.: «Баласс» , 1999. – 144 с.
  2. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические уп-ражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. Выпуск 1. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМи Д, 2004. – 24 с.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и граммататического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: «Союз» , 2001. – 224 с.
  4. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 112 с.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

(Показано на городском методическом объединении логопедов.

Цель:

1. Воспитывать сочувствие и доброе отношение к окружающим и природе.

2. Развивать образное и логическое мышление.

3. Закреплять полученные графические навыки.

4. Развивать монологическую и диалогическую речь.

5. Активизировать словарь по теме: « Семья ».

6. Познакомить с понятием « родственные слова ».

7. Учить выделять в слове корень. Различать сходные по написанию, но разные по смыслу корни слов.

8. Показать, как образуются новые слова.

9. Закреплять навык слогового чтения слов.

Оборудование: таблицы на тему «Сад, лес, вода», перфокарты на тему «Лес, сад», муляжи грибов, корзинки; костюмы лесовичка, садовника, воды; различные картинки по теме, таблицы, ведерки и картонные рыбки, удочка…

Ход занятия

I.Дети стоят около логопеда, который предлагает отгадать ребус: ЯЯЯЯЯЯЯ (7я). Семья.

Уточняется лексическое значение слова «семья». Затем логопед делает вывод, что семья – это близкие родственники, живущие вместе.

Дети составляют короткие описательные рассказы про свою семью.

Логопед спрашивает о других родственниках (бабушка, дедушка, тетя, дядя…)

Логопед: У всех людей есть семья. А у кого еще есть? (у птиц, рыб, животных) . Докажите это.

Дети читают стихи, выученные на прошедших занятиях (см. приложение)

Логопед соглашается с детьми. Объясняет, что семья бывает не только у людей, животных. Птиц, но и у слов. И дети сегодня в этом убедятся.

В это время появляется плачущий медвежонок, он приговаривает:

Медвежонок: Бедный я, несчастный я, Где же, где моя семья.

Дети задают ему вопросы. (Почему ты плачешь? Что случилось?)

Медвежонок отвечает, что он потерялся, не может найти свою семью.

Логопед предлагает детям помочь. (А тот все приговаривает)

Звучит музыка. Гайдн «Детская симфония».

Дети отправляются на поиски.

II. Перед нами САД. Детей встречает садовник, который поливает цветы. Они интересуются, не встречал ли тот родственников медвежонка. Садовник отвечает, что у него другие родственники, что он не простой, а волшебный садовник, т.к. выращивает в саду слова.

Дети интересуются, разве бывает такое?

Садовник: «Бывает, хотите расскажу?» Рассказывает сказку (см. приложение), которая сопровождается показом картинок. Дети читают слова, объясняя лексическое значение слов: садовник, садик, садовод, посадки, садовый. Делается вывод, что все слова выросли из слова САД. Это слова – родственники. Сад- это корень.

Садовник: «Так же, как и у цветов, у деревьев и кустов, корень есть всегда у слов».

Он дарит детям волшебный цветок, который поможет идти дальше. Дети рассматривают его, образуя от корня «цвет» новые слова (цветы, цветок, цветник, цветной). Благодарим и двигаемся дальше под музыку Шостаковича («Вальс- шутка»).

Дети идут осторожно по камешкам, чтобы не замочить ноги. Их встречает тетушка-вода, которая загадывает про себя загадку. Вода рассказывает детям о том, что с ней произошло (см. приложение). Просит детей отгадать, кто был лишний. Дети смотрят на таблицу и определяют, что лишнее слово «водитель». Логопед обращает внимание на то, что в воде много рыбы, какая она красивая. Вода предлагает в каждой семье найти чужака:

море, моряк, мороз, морской

Рыба, рыбка, рыбак, рычать

Под музыку дети ловят рыбу на удочку, собирают в ведерки, а лишнее убирают. Затем нужно собрать слова по частям: вод + ян +ой, вод + ичк + ка

Логопед напоминает детям о цели путешествия, предлагает двигаться дальше, используя 3 лесенки. Используя картинки: лист, дом, кот, нужно определить корень слов на каждой лесенке и прочитать полученные слова (коты, котик, котята, дома, домик, домовой, листы, листок, листать).

Под «Марш» Шостаковича дети входят в лес. Их встречает лесовичок. На вопрос детей о родственниках медвежонка, он предлагает поискать под елью. Там дети находят только грибы. Составляют из букв слова- названия грибов. Лесовичок читает детям стихотворение (см. приложение).

Дети находят слова- родственники

Лесовичок просит детей помочь ему собрать грибы. Под музыку проводится игра с закрытыми глазами. После игры, пройдя несколько шагов, дети замечают вывеску «медведь, медведица медвежонок», а рядом медведицу, которая ищет сына. Дети возвращают медвежонка, взамен получают бочонок с медом.

Лесовичок просит детей навести порядок в лесу, просит заполнить гнезда словами:

Город - городок - городской - города, гора - горный - горочка - гористый - горка

Рис - рисовый - рисинка - рисовод, рисовать - рисование-рисунок-рисуночек

Каждый ребенок вставляет слово в нужное гнездо.

Логопед: «Нам пора возвращаться, мы помогли медвежонку найти семью, а также узнали, что у слов есть родственники, а главное в слове - корень. (Под музыку дети возвращаются назад). Как вы это запомнили, мы сейчас проверим».

Дети выполняют задание на перфокартах. На яблоне слова с корнем – сад, на елке – с корнем лес.

Логопед прощается с детьми, благодарит за путешествие.

Приложение

Стихи:

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатими к врачу, Дети называют членов "семьи" грач - грачиха - грачата

Прививки делать им пора

Для укрепления пера ».

«Га - га - га», - гогочет гусь:

«Я семьей своей горжусь, гусь – гусыня - гусята

На гусят и на гусыню

Я гляжу, не нагляжусь».

Сказка садовника:

Много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустила, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове (рассказ сопровождается показом таблицы).

Рассказ тетушки - воды.

Был у меня день рождения. Пригласила я своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему уходить прочь. А вы догадались, кто лишний?

Александрина Ирина Николаевна,
ГБОУ города Москвы «Школа с углублённым изучением французского языка № 1265», дошкольное отделение № 3.
Статья впервые была опубликована в журнале «Логопед», № 1, 2008г.

Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи
(из опыта работы)
В статье подчеркивается важность обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня употреблению родственных слов. Приведена методика и технология ознакомления детей с родственными словами. Подобран лексический материал и предложены оригинальные рифмованные авторские тексты, способствующие осознанию и усвоению родственных слов детьми.
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить знакомые слова, то есть их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники 5-6 летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются.
Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР Ш уровня - это обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Дети практическим путем учатся устанавливать родственные связи между однокоренными словами. На занятиях предлагались занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, которые помогают раскрыть тему в доступной для детей форме.
Работа над родственными словами проводилась с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Отдельные задания дети выполняли с родителями дома.
Можно предложить следующую последовательность ознакомления детей с родственными словами.
Наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте.
Упражнения в определении родственных слов в тексте.
Упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор.
Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи(например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов).
Детям объясняется, что есть слова- родственники. Эти слова чем-то похожи друг на друга. Чем же? Во всех словах повторяется общая часть. Слова-родственники должны звучать похоже. В семье родственники похожи друг на друга. Вы похожи на своих мам, пап, бабушек....Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова- родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живем одной семьёй
Поиграть хотим с тобой.

Детям читается стихотворный текст «Яблоко».

На пригорке яблонька стояла,
Яблочко на яблоне поспевало.
Солнышко пригрело – яблоко созрело.
Ветерок подул – яблоко спугнул

По тропинке яблоко покатилось,
На варенье яблоко пригодилось.
Получилось яблочное варенье,
А пирог с ним яблочный –
просто объеденье!

Детям объясняется, что в этом стихотворении «спрятались» слова-родственники, что они похожи на слово «яблоко». Одновременно на доске выставляется картинка с изображением яблока. Стих читается логопедом во второй раз, и совместно с детьми выделяются родственные слова, а на доске выставляются новые картинки.
Потом с помощью картинок детям предлагается вспомнить и самостоятельно назвать слова - родственники к слову «яблоко».
Для упражнения детей в определении родственных слов в тексте на занятиях использовались следующие стихи.
Солнечное.
Солнышко утром проснулось, Солнечно всем улыбнулось. Будет солнечный день-Подсолнух не прячется в тень.
Солнце по небу гуляет, Подсолнух за ним наблюдает. Подсолнечный свой наряд Солнцу показывать рад.

За грибами.

Наступила грибная пора,
Отправляемся в лес мы с утра...
На опушке-
грибы волнушки,
А вот пеньки,
и на них грибки.
Под дубом гриб боровик,
Под березой грибок подберезовик.
Грибникам про грибы все известно,
И грибам в их корзинках тесно.
А красавец- мухомор
Пусть стоит, как светофор!
Снежное.
Снег, снежинки, снегопад!
Назвать слова я эти рад...
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик.
Ведь к снегопадам он привык,
А Дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведет.
Но улетят вдруг снегири,
И стихнут лютые метели,
Подснежник- первенец весны
Проснется в снежной колыбели.
Лесное
Шел я в лес, пришел в лесок.
Вот растет лесной цветок.
На лесной опушке - ягоды, волнушки.
Уже пора домой идти,
А дороги не найти...
Вдруг навстречу мне лесник,
С лесом он дружить привык.
Лесник дорогу указал,
И домой я побежал.
Березовая роща.

На пригорке в березовой роще
Птичьи песни слышны весной.
Свить гнездо на березке проще,
Чем весны дожидаться зимой.

Все березы весной нарядны,
В косах ленты зелены,
В своих белых сарафанах
Издалека березки видны.

Теплым летом подберезовики
Появляются тут и там.
Грибники соберут эти гвоздики,
Рада роща грибным дождям.
К каждому стихотворению подобраны сюжетные иллюстрации и предметные картинки. Сюжетные иллюстрации во время чтения логопедом стихов выставляются на доске, а предметные картинки находятся на столах у детей. После повторного чтения стихотворения дети самостоятельно выделяют слова - родственники, предметные картинки при этом играют вспомогательную роль. По мере нахождения родственных слов в тексте предметные картинки выставляются детьми на доске. Задание усложняется, если предметные картинки детям не раздаются. В этом случае логопед показывает предметную картинку после того, как ребенок назовет родственное слово, тем самым подкрепляя правильный ответ.
Упражняя детей в определении родственных слов в тексте, можно использовать загадки. Данные загадки были специально составлены к теме «Родственные слова». Детям предлагают отгадать загадку. Найти в тексте загадки слова - родственники к слову - отгадке.

Если песню он поет,
Если паром он чихает,
Значит чашки он зовет
И на чай нас приглашает.
(Чайник)
Вот осиновая роща,
Под осинкой я расту.
В ярком красненьком берете...
Меня заметишь за версту.
(Подосиновик)
Из-под снега в лесочке Появились цветочки. Снежок, растай! Нам проталинку отдай!
(Подснежники)
Длинные и теплые Сапожник сшил из кожи, Зимой обуть их сможем.
(Сапоги)

Любит зверь малину, мед.
Очень грозно он ревет.
Летом ходит без дороги,
А зимой он спит в берлоге.
(Медведь)

Прилетят весной скворцы,
Для них построим мы дворцы.
(Скворечники)
Посадили зернышком,
Летом стал он солнышком.
Стоит у дорожки
На зеленой ножке.
С солнцем дружит,
Все лето не тужит.
Осень придет- решето отдает.
В решете зернышки,
Что дружили с солнышком.
(Подсолнух)
Работа с загадками всегда интересна для детей, потому что в загадке дается поэтическое, метафорическое описание предмета, уделяется внимание каким-то отдельным чертам, по которым он может быть узнан. При этом выясняется, что загадка имеет еще один секрет- это слова- родственники, которые спрятаны в ней, и их надо услышать и назвать.
После того, как дети начнут легко узнавать родственные слова, научатся выделять их из текстов, целесообразно начать проводить упражнения на их группировку и самостоятельный подбор.
Детям предлагается закончить рифмованные строчки нужными словами-родственниками. Логопед просит детей вместе с куклой Катей разложить продукты питания в нужную посуду.

Мама сыплет соль в солонку.
Масло я кладу в... (масленку).

Много хлеба в хлебнице,
А конфет в...(конфетнице).

Льется чай из чайника,
Кофе- из... (кофейника).

Вот салат в салатнице,
А сухарь в... (сухарнице).

Все разложим по местам,
А теперь закончи сам!

При повторном чтении дети самостоятельно заканчивают каждую строчку словом - родственником.
Вспомнить названия детенышей животных. Дети подводятся к пониманию того, что давно известные им слова являются родственными.

Вот идет усатый кот
и ведет... (котенка).

На поляне рыжий лис,
а рядом два... (лисенка).

Белка спит в дупле с... (бельчонком),
Зайчиха прыгает с... (зайчонком).
Умение быстро подбирать родственные слова говорит о том, что дети глубже начинают осознавать их значение, смысловые связи между ними.
В упражнениях на словообразование простые, легкие формы дети называют сами, а сложные- сначала логопед, а потом дети.
Придумала я три словечка: Река, реченька и речка.
Ну, а хитренький мальчонка Подсказал слово... (речонка).
Бородатый старичище
Вдруг назвал слово... (речища),
А с косичками девчушка Слово вспомнила... (речушка).
У реки песок какой?
Все ответили:... (речной).
На реке цветы какие?
Ну, конечно же... (речные).

А вода в реке какая?
Ясно всем, она... (речная).
Раз, два, три, четыре, пять! Пора родственников звать!
Текст проговаривается с помощью детей еще раз, потом логопед предлагает назвать из него родственные слова. Побеждает тот, кто вспомнит больше всех слов-родственников. Выполняя это задание, дети слышат не один раз словесные цепочки из родственных слов, что позволяет им лучше запомнить лексический материал.

Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть такие слова: газ - газета, лес- лиса, дом- домино. На данном этапе обучения личные наблюдения ребенка над словообразовательным явлением позволяют ему проводить дифференциацию между родственными и похожими по звучанию словами, но имеющими другой смысл. Для этой цели рекомендуется такое задание: послушать цепочку слов и назвать слово, которое не подходит. Детям предлагались для анализа следующие цепочки слов:
баран, бараний, барабан, барашек, баранина;
дом, домик, домашний, домино, домище;
лес, лесок, лесник, лиса, лесной;
собака, собачка, собачий, пес, собачонка;
лис, лиса, лесок, лисий, лисенок;
песок, пес, песочек, песочница, песчаный;
баранка, бараночка, баран, бараночный;
богатырь, богатый, богатырский.
Чтобы лишнее слово «не обиделось», дети подбирают к нему настоящие родственные слова. Это задание вырабатывает у детей привычку задумываться над значением слова.
Упражняя детей в самостоятельном подборе родственных слов, можно использовать следующие задания.
1. Подобрать с помощью картинок пары родственных слов:
лес - лесок рыбка - рыбища
дуб - дубок домик - домище
пень - пенек носик - носище
гриб - грибок карандашик - карандашище
сук - сучок альбомчик - альбомище
2. Закончить цепочку слов.
Волейбол- волейболист- ... (волейболистка)
Теннис- теннисист- ... (теннисистка)
Журнал- журналист-... (журналистка)
Телеграф- телеграфист-... (телеграфистка)

Учить - учитель- ... (учительница) Писать- писатель-...
Продавать-продавец- ...
Дрессировать- дрессировщик-...

Кот- котенок-... (котеночек)
Лис- лисенок-...
Лось- лосенок-...
Медведь- медвежонок-...
3. Игра с мячом «Назови слово- родственник».
Логопед называет слово и бросает ребенку мяч. К заданному логопедом слову ребенок должен быстро подобрать свое родственное слово и вернуть мяч. Игра активизирует мыслительные способности детей, учит использовать накопленный по теме речевой материал, самостоятельно устанавливая между словами смысловые связи. Проводя это игровое упражнение, логопед имеет возможность увидеть, как быстро дети подбирают родственные слова, много ли их знают, насколько осознанно идет подбор.
4. Закончить объяснение слова.
Строитель-тот, кто...
Рыбак-тот, кто...
Учитель- тот, кто...
Овощевод- тот, кто...
Садовник- тот, кто...
5. По данному объяснению назвать слово-родственник.

Посуда, которая нужна для селедки,-... (селедочница)
Посуда, которая нужна для конфет, -... (конфетница)
Посуда, где хранят хлеб, -.... (хлебница)
Посуда, где хранят перец,- ...(перечница)

Тот, кто очень добрый,-... (добряк)
Тот, кто очень сильный, -... (силач)
Тот, кто очень храбрый, -... (храбрец)
Тот, кто очень мудрый, -... (мудрец)
Тот, кто варит, - ... (повар)
Тот, кто помогает, -... (помощник)
Тот, кто пасет, -... (пастух)
Тот, кто освобождает, -... (освободитель)

6. Придумать слова- действия родственные слову «летел» (ходил, ехал).
прилетел залетел влетел
улетел налетел отлетел
облетел слетел подлетел
Дети, придумывая родственные слова - действия, объясняют их значение, составляя предложения.
Листья на деревьях давно облетели.
Из клетки вылетел щегол.
Налетел сильный ветер.
Снегирь прилетел, поклевал корма и опять улетел.
Данные упражнения развивают мышление детей, так как подводят их к решению проблемной задачи: объяснению значения слова, которое позволяет подобрать родственное слово. Таким образом логопед постоянно уделяет внимание осознанию детьми возможных родственных связей между словами.
Предшествующая работа позволяет перейти к упражнениям, направленным на использование родственных слов детьми в собственной речи. На это этапе учим детей пересказывать тексты с установкой на то, что не должны «потеряться» слова-родственники, предварительно просим детей найти эти слова. Можно предложить следующие тексты.

Малинник.
Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины. Он сказал: «Скоро у нас будет малинник. Малинка- полезная ягодка». Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо. Это была малиновка. Все лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила душистое малиновое варенье.
Веснянка.
Пришла весна. Выглянули из-под снега подснежники и раскрыли свои нежные лепестки. Только один цветок не спешил раскрываться. Весенний солнечный лучик своей ладошкой погладил его. Тихо раскрылись лепестки, и все увидели, что там спит девочка Веснянка, а на носу у нее золотые веснушки. Улыбнулось ласковое солнышко и сказало: «Просыпайся, Веснянка, твоя пора наступила!».
Постепенно усложняем задания и просим детей придумать свои небольшие рассказы из 4-х - 7-и предложений, чтобы в них были слова-родственники, например:
лес, лесной, лесник;
снег, снежки, снеговик;
снег, снежок, подснежник;
рыба, рыбак, рыбка, рыбища, рыбный;
гриб, грибок, грибник, грибной.

Примерные варианты детских рассказов.
Летом мы ходили в лес. Там было много лесных цветов и ягод. В лесу мы заблудились и долго шли по лесной тропинке. Нам встретился лесник. Он указал нам дорогу домой.
Наступила весна. В лесу стал таять снежок. На проталинке из-под снега появился первый подснежник.
Зимой часто идет снег. Вчера мы играли в снежки, а сегодня будем лепить большого снеговика.
Летом я был на море и ловил рыбу удочкой. Рядом сидели другие рыбаки. Они тоже рыбачили. Я видел, как у одного рыбака сорвалась с крючка огромная рыбища, все очень расстроились. А когда я поймал маленькую рыбку, то очень обрадовался. Потом я поймал еще одну небольшую рыбку. Рыбалка была удачной.Потом мы варили рыбный суп- уху. Было очень вкусно.
Оценивая работу детей, отмечаем, все ли названные слова- родственники вошли в рассказ. Это задание можно предложить для выполнения дома с родителями. Ребенок вместе со взрослым составляет мини- сочинение с заданными родственными словами, сочинение записывается и красочно оформляется. Дети любят, когда их домашние сочинения зачитываются и обсуждаются в группе. Им нравится сравнивать свою работу с работой других детей.
По теме «Родственные слова» для родителей оформлена ширма, на которой частично представлен лексический материал, описанный в статье. Для воспитателей подготовлены карточки со стихами, загадками и рассказами. Материал карточек отрабатывается воспитателем с детьми во второй половине дня.
Предложенные в статье упражнения и задания можно оформить в самостоятельные занятия, а можно использовать, как фрагменты других занятий по формированию лексико- грамматических представлений и развитию связной речи.
Мы познакомились со словами- родственниками. Какие вы запомнили «дружные семейки»? Дети называют цепочки из 2-х - 4-х родственных слов. Оценка работы детей.
Целесообразный подбор дидактического языкового материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении детей с родственными словами. В этом случае языковый материал становится для детей источником знаний, средством, способствующим развитию речевых навыков. У детей вырабатывается умение выделять родственные слова по двум их признакам; они близки по смыслу и имеют общую часть.
Представленная последовательная система упражнений и заданий позволяет логопеду планировать руководство умственной деятельностью детей.
Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Таким образом решается коррекционная задача: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования.
Развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слова.
Упражнения способствуют развитию их памяти, поскольку слова-родственники группируются детьми в словообразовательные цепочки.
Развивается языковое чутье и осуществляется пропедевтическая задача: закладывается основа для орфографически грамотного письма в школе.



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой