Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. «Ворона и лисица». Обличение человеческих пороков в басне. Анализ басни Крылова «Ворона и лисица», фабула и мораль произведения Почему ворона и лисица басня

Ответы к школьным учебникам

К стр. 67

1.Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мораль басни? В чём смысл морали?

Главные герои басни - Ворона и Лисица.

Мораль басни заключена в первых 3-х строчках:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Смысл морали в том, чтоб дать урок нравственности: льстить плохо, вредоносно, но люди обожают лесть. Но лесть никогда не употребляют люди с незапятнанным сердечком.

2.Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хитрости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Могло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации?

Ситуация, когда Лисица околпачивает Ворону, подтверждает эту мораль. Создатель относится к Вороне с издевкой и легким сочувствием, а к Лисице с осуждением.

Крылов именует Лисицу «плутовкой». Чтоб отобрать у Вороны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее надуманную красоту, глас и провоцирует ее на то, чтоб она зрела.

У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», другими словами Ворона надулась от значимости.

Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глуповатую Ворону. Подобные ситуации нередко происходят с людьми.

3.Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте вопросы для викторины, например:
а)Из какой басни взяты слова?
А ларчик просто открывался...
б)Из каких басен извлечена мораль?
-Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
-Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт...

«Квартет».
Мораль (выражена в словах Соловья):
«...А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внеш-ние изменения не помогут человеку, если у него нет способно-стей, таланта и умения.
«Лебедь, Щука и Рак».
Мораль:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.
«Две бочки».
Мораль:
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку;
Кто дёлов истинно, - тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу Без шуму.

Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое дело, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о. своих якобы делах.

Вопросы для викторины.

1) Из каких басен слова?

а) «...Так поди же, попляши!»

б) Избави бог и нас от таких арбитров.

в) «...Слона-то я и не приметил».

г) «...Посильнее кошки зверька нет!»

2) Из каких басен мораль?

а) Случается часто нам

И труд и мудрость созидать там,

Где стоит только додуматься,

За дело просто взяться.

б) Примолвить к речи тут годится,

Но ничьего не трогая лица,

Что делом, не сведя конца,

Не нужно хвалиться.

в) Свет полон дружбою такою.

Про сегодняшних друзей льзя молвить, не греша,

Что в дружбе они все чуть ль не одиноки:

Слушать - кажется, одна у их душа, -

А только кинь им кость, так что твои собаки!

г) Невежи судят точно так:

В чем толку не усвоют, то все у их пустяк.

3) Из каких басен эти герои?

а) Слон, овцы, волки.

б) Крестьянин, Дерево, Змея.

в) Мужчина, гуси, прохожий.

г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

Нет в русской литературе более наглядного примера, насколько приятной бывает лесть и как сильно можно пострадать, если ей поверить, чем басня Ворона и лисица Ивана Андреевича Крылова. Предлагаем вам с ней сейчас ознакомиться.

Басня Ворона и лисица читать

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, –
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!”
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Мораль басни Ворона и лисица

Мораль басни Ворона и лисица открывается юному читателю еще до момента знакомства с сюжетной линией – в первых трех строчках: лесть – оружие слабых, но победить с ее помощью можно даже над самым сильным, ведь «в сердце льстец всегда отыщет уголок». Именно в этом заключается главная мысль басни.

Анализ басни Ворона и лисица

Иван Андреевич Крылов – великий баснописец. И пусть сюжеты его басен в большинстве своем заимствованы у Эзопа и Лессинга, так умело адаптировать их к реальной жизни русского человека, его порокам и слабостям, мог только Крылов.

Басня Ворона и лисица не исключение! Как ярко и эмоционально автор описывает, казалось бы, простую ситуацию: на ветке дерева сидит ворона с сыром, мимо пробегает лисица и, учуяв запах «лакомства», понимает, что просто отнять сыр у вороны она не сможет, так как та находится довольно высоко, плутовка решается на хитрость, всячески нахваливая чернокрылую птицу, она добивается того, что та выпускает сыр со своего клюва, и он достается лисе.

Особое внимание при этом Крылов уделяет описанию того, какие откровенно «лживые» комплименты говорит вороне лисица и как птица «ведется» на эту надуманную похвалу. Тем самым он насмехается над теми, кто слепо верит чужим словам, не соотнося их с реальностью, осуждает тех, кто добивается победы обманом и лестью, и предостерегает всех нас от ошибок, совершенных обоими персонажами.

Крылатые выражения из басни

  • «Ворона каркнула во все воронье горло» (равнозначно «очень старалась»);
  • «Спой, светик, не стыдись!» (нередко используется как шуточный лестный аргумент в приглашении проявить вокальные данные);
  • «Вороне где-то бог послал кусочек сыру…» (сегодня данную фразу можно встретить в речи в значении посчастливилось найти).

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

Басни Ивана Андреевича Крылова (1769–1844) напоминают драматические сценки, герои их – живые образы, говорят, думают, ведут себя в соответствии с характерами.

Сюжет басни «Ворона и лисица» известен еще с древних времен и путешествует по странам и векам до сего времени. Мы встречаем его у Эзопа (Древняя Греция), Федра (Древний Рим), Лафонтена (Франция, XVII век), Лессинга (Германия, XVIII век), русских поэтов А.П.Сумарокова (XVIII век), В.К.Тредиаковского (XVIII век), И.А.Крылова (XIX век).

Крылова всегда выгодно отличало от других баснописцев то, что он умеет буквально в этих же 20-50 строчках раскрыть по-настоящему драматический сюжет. Герои его произведений представляются читателю живыми, их характеры запоминаются надолго.

Басня «Ворона и Лисица» Крылова была впервые напечатана в литературном журнале «Драматический вестник» в 1908 году. Однако сюжет, взятый за ее основу, известен с давних времен. Глупая ворона и льстивая лисица то и дело появляются в литературе у различных народов. Во всех подобных произведениях прослеживается одна и та же мораль, показывающая всю низость лести и недалекий ум человека, который ее ценит. Басня «Ворона и Лисица» Крылова выгодно отличается как раз тем, что в ней порицается не сам льстец, а тот, кто верит его словам. Именно поэтому Ворона лишается всего, тогда как Лисица заработала свой «кусочек сыра».

Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

Особенность Крылова в том, что он не поучает, а наблюдает за своими героями и выносит на суд читателя свои наблюдения.

Простой и очень понятный сюжет басен уже много поколений не теряет своей актуальности. Это связано с тем, что Крылов брал за основу своего творчества главные пороки и слабости человека, а они остались такими же, как и у его современников. Живой русский язык, которым написаны все басни Ивана Андреевича, лишен чрезмерной утонченности. Он понятен всем без исключения. Для того чтобы читатель лучше усвоил урок, заключенный в басне, в конце произведения автор всегда приводит ее мораль. Одним из немногих исключений является басня «Ворона и Лисица». Крылова в ней больше интересует процесс того, как Ворона под действием лести начинает чувствовать свою значимость и превосходство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по предмету «Основы аналитической химии и химического анализа»: «Алгоритмы решения задач по гравиметрическому (весовому) анализу»

В настоящее время новые учебники по аналитической химии содержат в основном теоретический материал, поэтому преподаватели и студенты испытывают дефицит наглядных пособий по практическим материалам....

Вспомните, какие черты характера традиционно приписываются лисе. Похожа ли басенная лиса на лису из русских народных сказок? Объясните свой ответ. Как двигается лиса? Как говорит? Какое качество воплощает в себе эта героиня?

Что такое «льстец»?

Расскажите о характере Вороны, опираясь на текст басни. Похожа ли она на тот образ, который нарисовала Лиса? Почему же Ворона поверила?

Найдите мораль этой басни. Почему лесть «гнусна, вредна»? Почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

Работа с рабочей тетрадью. Сравните басню Крылова с басней Эзопа. (Рабочая тетрадь. Часть 2. Раздел «Творчество И.А.Крылова», задание I):

Ворон и лисица

Далось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос – быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул он во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и горит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».

Не верь врагам – проку не выйдет.

Сравни главных героев:

Каким традиционно изображается ворон в русских сказках? А каков он у Эзопа?

Что общего у лисы Эзопа и Лисы Крылова? В чем разница? В какой из басен героиня ярче? Почему?

Сопоставьте мораль басни Крылова и басни Эзопа.

Чем отличается язык Крылова от языка басни Эзопа?

Найдите в басне И.А.Крылова выражения, которые перекочевали в нашу обыденную речь как афоризмы.

Почему басня Крылова более популярна в России, чем басня Эзопа?

Чтение и анализ басни «Свинья под Дубом».

Сколько действующих лиц в басне?

Почему героев басни мы называем «действующими лицами»?

Как раскрываются характеры героев в драме?

Какие слова характеризуют свинью? (просторечная лексика, нарочитая грубость выражений).

Что можно сказать о характерах Дуба и Ворона? Чем Ворон Крылова отличается от Ворона Эзопа?

Какие человеческие качества высмеиваются в басне «Свинья под Дубом»? Кто такой «невежда»?

Обе басни высмеивают человеческие пороки. Одинаков ли смех? Какую басню можно назвать сатирической, какую юмористической? Почему автор смеется по-разному над разными явлениями?

Басня и сказка. Элементы драмы в баснях Крылова.

Заполните таблицу:

Черты сказок о животных Черты драматического произведения

Что делает басню одним из популярных жанров русской литературы?


Домашнее задание.

1. Выучить наизусть одну из басен «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и Моська». Ответить на вопросы по содержанию произведения. Охарактеризовать героев басен, сюжет, объяснить мораль басни.

2. Выписать из басен Крылова выражения, которые используются в современном языке как поговорки.

Царева Елена Николаевна,

сош №76, г.Ярославль

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве И.А.Крылова.

Басня «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица».

Ход урока

1. Слово учителя. Работа с эпиграфом к уроку («Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, в те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались крылатые крыловские слова». М.Исаковский).

Согласны ли вы со словами Исаковского?

Почему крыловские слова названы «крылатыми»?

2. Проверка знания учащимися басен И.Крылова .

Узнайте басню по морали:

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»).

Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона! («Слон и Моська»)

Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться. («Ларчик»)

Продолжите крылатые слова:

Ты все пела? Это дело…(Так поди же попляши)

А вы друзья, как ни садитесь…(Все в музыканты не годитесь).

3. Работа с учебником. Слово о Крылове.

Знакомство с биографией Крылова: статья учебника.

4. Беседа. Вопросы для проверки усвоения материала:

Когда, где и в какой семье родился Крылов?

Каким был первый литературный опыт Крылова?

В каких видах творческой деятельности Крылов проявил себя?

Как вы думаете, каким образом талант драматурга помог Крылову в создании басен?

4. Коллективная работа. Жанр басни в творчестве Крылова.

Что такое басня?

Работаем с определением басни (статья учебника) и составляем опорный конспект.

5. Сообщение учителя «Басенное творчество Крылова».

Что такое мораль басни?

Выводы: в баснях Крылова воедино слились речь поэтическая и разговорная; по форме басни очень близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами. Басни Крылова – отражение мудрости народа, его житейской философии.

6. Анализ басни «Свинья под дубом»:

чтение басни учителем;

по каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?

Какой описывает Крылов Свинью?

Опишите, как вы представляете себе других персонажей басни?

Почему она названа невеждой? В чем разница в значении слов «невежа» и «невежда»?

В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных ситуациях можно использовать эти строчки?

Ответьте на вопрос №3 с. 12 учебника.

7. Работа с учебником . Что такое аллегория?

Какое явление жизни аллегорически описывает басня?

Если бы вы рисовали иллюстрацию к этой басне, то чтобы вы изобразили?

(Этот вопрос помогает четко уяснить, кто из персонажей выступает на сцену в той или иной ситуации). Эта работа подготовит чтение по ролям.

Чтение басни по ролям.

8. Анализ басни «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, хитрости, глупости.

Басню читает учитель.

Кто главные герои басни?

В каких строчках заключена мораль басни?

Как вы понимаете слово лесть? В чем заключается лесть Лисицы?

Ответьте на вопросы учебника.

Выразительное чтение и чтение по ролям басни. Инсценирование басни.

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен.

Щегловская Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы

гимназия №1 г.Углич

Басни И.А.Крылова

Ход урока

1. Слово учителя.

2. Беседа.

Еще в начальной школе вы познакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. Назовите басни Крылова, которые вы читали или учили наизусть («Квартет», «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки», «Волк и Ягненок» и т.д.).

Вспомните, что такое басня? (Небольшой нравоучительный рассказ.)

Какой прием характерен для басен? Почему в баснях часто действуют животные, а не люди? (В баснях часто применяется прием иносказания, аллегории. Рассказывается о животных, а имеются в виду люди.)

С какой целью пишут басни? Чего обычно добивается автор-баснописец? (Обычно баснописец стремится высмеять пороки людей: глупость, жадность, лживость.)

Этой благородной цели – истреблению лжи, алчности, жесткости – посвятил часть своей жизни и И.А.Крылов. Прочитаем статью о нем в учебнике, попробуем понять, какой это был человек (учащиеся читают вслух статьи учебника об И.А. Крылове).

Жанр басни существовал за много веков до жизни Крылова. Еще древние греки Эзоп и Федр прославили себя в истории мировой литературы именно баснями. Знаменитый французский автор Лафонтен был баснописцем. Да и в русской литературе басня появилась еще в середине XVIII века. Знаменитый сюжет о вороне и лисице разрабатывали такие известные русские поэты, как Тредиаковский, Сумароков. Послушайте, как звучала басня Тредиаковского «Ворона и Лисица» (1752):

Ворон, похвалой надмен, мня себя пристойну,

Начал, сколько громче, каркать и кричать.

Чтоб похвал последнюю получить себе печать.

Но тем самым из его носа растворенна

Выпал на землю тот сыр.

Сравните эти тяжеловесные строки с легкой, разговорной речью И.А.Крылова:

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло, -

Сыр выпал…

Именно язык сделал басни И.А. Крылова явлением в русской литературе.

3. Прочтем басни, предложенные в учебнике, и подумаем, какие пороки высмеивает автор, рассказывая о поведении своих «героев».

Учащиеся вслух читают басни Крылова. Можно использовать фонохрестоматию («Свинья под дубом» - глупость и невежество, «Пустынник и медведь» - грубую, неуклюжую силу, «Лебедь, Рак и Щука» - упрямство, неспособность договариваться и т.д.).

Вывод: б лагодаря творчеству И.А.Крылова жанр басни стал одним из самых популярных в русской литературе XIX века. Это был жанр сатирической поэзии, т.е. поэзии, обличающей несправедливости и недостатка людей.

4. Домашнее задание: выучить значение терминов, связанных с творчеством баснописцев (аллегория, мораль, «эзопов язык» и т.д.); подготовить выразительное чтение басни.

Бородинова Любовь Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Сретенская сош Рыбинский район

Иван Андреевич Крылов сотворил большое количество нравоучительных произведений. Знаменитая басня под названием «Ворона и лисица» увидела свет в 1808 году. Фабула творения не является оригинальной, тему лести раскрывали: древнегреческий поэт Эзоп и популярный писатель из Франции Жан де Лафонтен. Подобный сюжет встречается в творениях немецкого драматурга Лессинга, а также у поэтов Сумарокова и Тредиаковского. Расхождения касаются главных героев, но суть всегда остаётся той же.

Вконтакте

Фабула

С давних времён жанр басни имеет лицо животного мира . Главная задача произведения – раскрытие и выражение морали, нравственной истины, возникающей в обществе. Порочность у Крылова обладает своеобразными чертами русского эпоса. Это отличает его басни от похожих произведений Лафонтена и Эзопа. Фабула рассматриваемого варианта «Вороны и лисицы» обладает простой структурой, лёгкой незатейливостью и откровенностью.

На заметку!

Структура произведения делится на две части. В первом четверостишие читатель находит основную мораль, по мнению самого автора. Крылов порицает лесть и говорит, что она ещё долго не выведется из умов множества людей. Вторая часть включает 23 строки, в которых разместился сюжет и монолог автора.

Рыжая героиня басни Крылова «Ворона и лисица» льстит и говорит вещи, которые совершенно не относятся к обладательнице сыра. «Пернатая гордячка» никак не располагает прекрасными глазками, изящным носиком и ангельским голосом, о которых говорит лиса. Не выдержав давления внутреннего тщеславия, глупая ворона выкрикивает и теряет вкусную «драгоценность». Лисица добивается своего и скоропостижно скрывается восвояси.

Мораль басни «Ворона и лисица» - проблематика

В произведении нет положительных нравов. Крылов обстоятельно высмеивает порок, обманувший себя же. Детям нельзя брать пример с аллегорической темы внутри басни . Ворона слишком черства и глупа, лисица – самодовольна и хитра. Проведя анализ, читатель поймёт, что здесь не описывается добродетель в своей чистой манере, не отмечаются ошибки поведения. Первые слова басни о лести производят впечатление морали, но нравственность эта натянута.

Проблематика басни актуальна для времени самого автора. В начале XIX века угодническое поведение было распространено в сферах высшего общества. Лесть укрепилась и перестала казаться чем-то порочным. Сатиры с применением аллегорий приносят достаточную пользу, потому что побуждают испорченных людей обращаться к своему сознанию и пытаться избежать дальнейшего позора.

Анализ басни «Ворона и лисица»

В произведении имеются две стороны , разворачивающие действие вокруг одного прельщающего предмета. Лиса чаще всех других представителей фауны упоминается в произведениях И.А. Крылова. Этот зверь олицетворяет хитрость, лицемерие, эгоизм и умение сладостно льстить. Лисица остаётся глухой к чужим несчастьям, не знает большей радости, чем увидеть неудачу другого.

Ворона в басне представляется наивным, тщеславным и глупым созданием . Она обладает вкусным лакомством, драгоценной вкусностью. Птица понимает, как дорог этот объект в её клюве и думает, что никто неспособен отобрать небесный дар. Однако хитрый враг видит ворону насквозь. Большие пороки пернатого создания становятся аргументом в пользу потери благоухающего сыра. Крылов высмеивает глупость и низость характера, который так легко поддался льстивой провокации. Тема представляется актуальной и для теперешнего мира.



 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой