Антуан де Сент-Экзюпери. Стремительный шаг в небеса. Антуан де Сент‑Экзюпери. Биографическая справка Там экзюпери служил 6 букв

Антуан де Сент-Экзюпери (полное имя - Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери) - французский писатель, который был профессиональным летчиком, появился на свет в Леоне 29 июня 1900 г. Его отец-граф скончался, когда Антуану было 4 года, заботы о мальчике всецело легли на плечи матери. С 1908 по 1904 г. Антуан получал образование в Мансе, иезуитском колледже Сент-Круа, затем был воспитанником находящегося в швейцарском Фрибурге католического пансиона, завершил образование вольным слушателем Академии изящных искусств, отделения архитектуры.

Многое в его дальнейшей биографии определил 1921 г., когда Сент-Экзюпери призвали в армию. Антуан попал в дислоцирующийся в Страсбурге 2-й полк истребительной авиации. Поначалу он был рабочим ремонтной мастерской, затем, после окончания курсов пилотов, успешно выдержал экзамен на гражданского летчика. Оказавшись позднее в Марокко, он становится военным летчиком.

В октябре 1922 г. его направляют в 34-ый авиационный полк под Парижем, и уже в январе следующего года в его жизни случается первая авиакатастрофа, которых ему предстоит пережить немало. Комиссованный Сент-Экзюпери обосновывается в столице, где пытается зарабатывать деньги литературным трудом. Однако это занятие не принесло ему особого успеха, поэтому пришлось искать другие источники доходов, в частности, работая продавцом.

В 1925 г. Сент-Экзюпери становится пилотом компании «Аэропосталь», которая занималась доставкой корреспонденции в Северную Африку. На протяжении 1927-1929 г. он работал в должности начальника аэропорта в этих краях. К этому же периоду его биографии относится появление в печати первого рассказа под названием «Летчик». С 1929 г. он работает начальником буэнос-айресского отделения авиакомпании. За вклад, внесенный в развитие гражданской авиации, в 1930 г. его награждают Орденом Почетного легиона. В 1931 г. состоялось его возвращение в Европу, где он опять работал на почтовых авиалиниях. В 1931 г. Сент-Экзюпери становится обладателем литературной премии «Фемина» за «Ночной полет».

Начиная с середины 30-ых гг. Сент-Экзюпери занимается журналистской работой. Так, результатом его визита в СССР в 1935 г. стали 5 очерков, в одном из которых предпринималась попытка выявить суть сталинской политики. В качестве военного корреспондента он сотрудничает с газетой в августе 1936 г., находясь в Испании, охваченной гражданской войной . В 1939 г. за книгу «Планета людей» Сент-Экзюпери награждают престижной литературной премией Французской академии, а за книгу «Ветер, песок и звезды» ему вручают Национальную книжную премию США. В том же году он получает военную награду - Военный Крест Французской Республики.

С первых же дней Второй Мировой войны Сент-Экзюпери включился в борьбу с фашистами и как публицист, и как военный летчик. Когда немцы оккупировали Францию, он перебрался сначала в не занятую ими часть страны, а затем эмигрировал в США. В 1943 г. оказался в Северной Африке, где служил военным летчиком. Именно там была написана прославившая писателя сказка, признанная высшим достижением его литературного творчества, - «Маленький принц».

31 июля 1944 г. его самолет улетел в разведывательный полет с острова Сардиния и на аэродром не вернулся. Подробности гибели Антуана де Сент-Экзюпери не были известны довольно долго. В 1998 г. неподалеку от Марселя рыбаком был найден браслет, принадлежавший французскому писателю-летчику. Позднее, в 2000 г., были обнаружены обломки его самолета. В 1948 г. увидела свет книга притч и афоризмов «Цитадель», оставшаяся незавершенной.

Его короткая жизнь была нелегкой: в четыре года он потерял отца, который относился к династии графов, а все заботы в воспитании взяла на себя мать. За всю карьеру летчика он потерпел 15 аварий, был несколько раз серьезно травмирован, находясь на волосок от смерти. Однако, несмотря на все это, Экзюпери смог оставить свой след в истории не только как отличный летчик, но и как писатель, подаривший миру, например, «Маленького принца».

Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лион у графа Жана-Марка Сент-Экзюпери, который был страховым инспектором, и его супруги Мари Буаэ де Фонколомб. Семья происходила из старинного рода перигорских дворян.


Сначала будущий писатель учился в Мансе, в иезуитском колледже Сент-Круа. После этого — в Швеции в Фрибурге в католическом пансионе. Окончил образование в Академии изящных искусств на отделении архитектуры. В октябре 1919 года записывается вольнослушателем в Национальную высшую школу изящных искусств на отделение архитектуры.


Поворотным в его судьбе стал 1921 год — тогда он был призван в армию во Франции. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удается сдать экзамен на гражданского лётчика.


В январе 1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа, он получает черепно-мозговую травму. После Экзюпери переселился в Париж, где и предался писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не имел успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.


Лишь в 1926 году Экзюпери нашёл своё призвание — стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки.


19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби, на самом краю Сахары. Здесь он пишет своё первое произведение — «Южный почтовый». В марте 1929 года Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман «Южный почтовый», а Экзюпери уезжает в Южную Америку.

В 1930 году Сент-Экзюпери производят в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В этом же году Сент-Экзюпери пишет «Ночной полёт» и знакомится со своей будущей женой Консуэло из Сальвадора.


Весной 1935 года Антуан стал корреспондентом газеты «Пари-Суар». Его отправили в командировку в СССР. После поездки Антуан написал и опубликовал очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия». Это произведение стало первой западной публикацией, в которой автор предпринял попытку осмыслить и понять строгий режим Сталина.


В скором времени Сент-Экзюпери становится владельцем собственного самолёта С. 630 «Симун» и 29 декабря 1935 года предпринимает попытку поставить рекорд при перелёте Париж — Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне, едва избежав гибели.


В январе 1938 года Экзюпери отправляется в Нью-Йорк. Здесь он переходит к работе над книгой «Планета людей». 15 февраля он начинает перелёт Нью-Йорк — Огненная Земля, но терпит тяжёлую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливает здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.


Во время Второй мировой войны Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов на самолете «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест». В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц».


31 июля 1944 года Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся. Долгое время о его гибели ничего не было известно, и думали, что он разбился в Альпах. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет.


В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров.


В 2008 году немецкий ветеран Люфтваффе 86-летний Хорст Рипперт заявил о том, что это именно он на своем истребителе «Мессершмитт Ме-109» сбил Антуана де Сент-Экзюпери. Согласно заявлениям Рипперта, признался он для того, чтобы очистить имя Сент-Экзюпери от обвинений в дезертирстве или самоубийстве. По его словам, он не стал бы стрелять, если бы знал, кто был за штурвалом самолета противника. Однако пилоты, служившие с Риппертом, выражают сомнение в правдивости его слов.


Французский музей авиации и космонавтики — самый старый авиационный музей в мире

Сейчас поднятые обломки самолёта Экзюпери находятся в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.

Антуан де Сент-Экзюпери (полное имя - Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери ) - французский писатель, который был профессиональным летчиком, появился на свет в Леоне 29 июня 1900 г. Его отец-граф скончался, когда Антуану было 4 года, заботы о мальчике всецело легли на плечи матери. С 1908 по 1904 г. Антуан получал образование в Мансе, иезуитском колледже Сент-Круа, затем был воспитанником находящегося в швейцарском Фрибурге католического пансиона, завершил образование вольным слушателем Академии изящных искусств, отделения архитектуры.

Многое в его дальнейшей биографии определил 1921 г., когда Сент-Экзюпери призвали в армию. Антуан попал в дислоцирующийся в Страсбурге 2-й полк истребительной авиации. Поначалу он был рабочим ремонтной мастерской, затем, после окончания курсов пилотов, успешно выдержал экзамен на гражданского летчика. Оказавшись позднее в Марокко, он становится военным летчиком.

В октябре 1922 г. его направляют в 34-ый авиационный полк под Парижем, и уже в январе следующего года в его жизни случается первая авиакатастрофа, которых ему предстоит пережить немало. Комиссованный Сент-Экзюпери обосновывается в столице, где пытается зарабатывать деньги литературным трудом. Однако это занятие не принесло ему особого успеха, поэтому пришлось искать другие источники доходов, в частности, работая продавцом.

В 1925 г. Сент-Экзюпери становится пилотом компании «Аэропосталь», которая занималась доставкой корреспонденции в Северную Африку. На протяжении 1927-1929 г. он работал в должности начальника аэропорта в этих краях. К этому же периоду его биографии относится появление в печати первого рассказа под названием «Летчик». С 1929 г. он работает начальником буэнос-айресского отделения авиакомпании. За вклад, внесенный в развитие гражданской авиации, в 1930 г. его награждают Орденом Почетного легиона. В 1931 г. состоялось его возвращение в Европу, где он опять работал на почтовых авиалиниях. В 1931 г. Сент-Экзюпери становится обладателем литературной премии «Фемина» за «Ночной полет».

Начиная с середины 30-ых гг. Сент-Экзюпери занимается журналистской работой. Так, результатом его визита в СССР в 1935 г. стали 5 очерков, в одном из которых предпринималась попытка выявить суть сталинской политики. В качестве военного корреспондента он сотрудничает с газетой в августе 1936 г., находясь в Испании, охваченной гражданской войной. В 1939 г. за книгу «Планета людей» Сент-Экзюпери награждают престижной литературной премией Французской академии, а за книгу «Ветер, песок и звезды» ему вручают Национальную книжную премию США. В том же году он получает военную награду - Военный Крест Французской Республики.

С первых же дней Второй Мировой войны Сент-Экзюпери включился в борьбу с фашистами и как публицист, и как военный летчик. Когда немцы оккупировали Францию, он перебрался сначала в не занятую ими часть страны, а затем эмигрировал в США. В 1943 г. оказался в Северной Африке, где служил военным летчиком. Именно там была написана прославившая писателя сказка, признанная высшим достижением его литературного творчества, - «Маленький принц».

31 июля 1944 г. его самолет улетел в разведывательный полет с острова Сардиния и на аэродром не вернулся. Подробности гибели Антуана де Сент-Экзюпери не были известны довольно долго. В 1998 г. неподалеку от Марселя рыбаком был найден браслет, принадлежавший французскому писателю-летчику. Позднее, в 2000 г., были обнаружены обломки его самолета. В 1948 г. увидела свет книга притч и афоризмов «Цитадель», оставшаяся незавершенной.

Биография из Википедии

Детство, отрочество, юность

Место рождения Антуана де Сент-Экзюпери - дом номер 8 на улице, ныне носящей его имя

Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лион на улице Пейра (фр. rue Peyrat, ныне фр. rue Antoine de Saint Exupéry), 8, у страхового инспектора графа Жана-Марка Сент-Экзюпери (1863-1904) и его супруги Мари Буаэ де Фонколомб. Семья происходила из старинного рода перигорских дворян. Антуан (его домашним прозвищем было «Тонио») был третьим из пятерых детей, у него были две старшие сестры - Мари-Мадлен «Бише» (род. в 1897) и Симона «Моно» (род. в 1898), - младший брат Франсуа (род. в 1902) и младшая сестра Габриэла «Диди» (род. в 1904). Раннее детство Экзюпери прошло в квартире на улице Пейра в Лионе, но в 1904 году, когда Антуану было 4 года, отец умер от внутримозгового кровоизлияния, после чего шесть месяцев в году Антуан стал проводить в принадлежавшем двоюродной бабушке - Мари, графине Трико, замке коммуны Сен-Морис-де-Реман в департаменте Эн, а остальное время - на квартире графини Трико на площади Белькур в Лионе или в замке коммуны Ла-Моль в департаменте Вар у родителей Мари. Так продолжалось до лета 1909 года, когда семья Сент-Экзюпери вместе с Антуаном переехала в Ле-Ман, в дом № 21 по улице Кло-Марго (фр. rue du Clos-Margot).

Экзюпери поступил в Школу братьев-христиан Святого Варфоломея (фр. école chrétienne de la Montée Saint-Barthélemy) в Лионе (1908 г.), затем вместе с братом Франсуа учился в иезуитском колледже Сент-Круа в Ле-Мане - до 1914 года.

В 1912 году на авиационном поле в Амберьё-ан-Бюже Сент-Экзюпери впервые поднялся в воздух на самолёте. Машиной управлял знаменитый лётчик Габриэль Вроблевски.

В 1914-1915 годах братья учились в иезуитском колледже Нотр-Дам-де-Монгре в Вильфранш-сюр-Сон, после чего они продолжили учёбу во Фрибуре (Швейцария) в колледже маристов Вилла-Сент-Жан - до 1917 года, когда Антуан успешно сдал экзамен бакалавриата. 10 июля 1917 года от ревмокардита умер Франсуа, его смерть потрясла Антуана. В октябре 1917 года Антуан, готовясь к поступлению в Эколь Наваль, прошёл подготовительный курс в «Эколь Боссю» (фр. École Bossuet), лицее Сен-Луи, затем, в 1918 году, в лицее Лаканаль, но в июне 1919 года провалился на устном вступительном экзамене в «Эколь Наваль». В октябре 1919 года он записался вольнослушателем в Национальную высшую школу изящных искусств на отделение архитектуры.

Поворотным в судьбе Антуана стал 1921 год, когда он был призван в армию. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в вуз, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определили в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удалось сдать экзамен на гражданского лётчика. Экзюпери перевели в Марокко, где он получил права уже военного лётчика, а затем направили для усовершенствования в Истр. В 1922 году Антуан окончил курсы для офицеров запаса в Аворе и получил звание младшего лейтенанта. В октябре он был назначен в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем. В январе 1923 года с ним произошла первая авиакатастрофа, Экзюпери получил черепно-мозговую травму. В марте его комиссовали. Экзюпери переселился в Париж, где и занялся литературой.

Лишь в 1926 году Экзюпери нашёл своё призвание - стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начал работать по перевозке почты на линии Тулуза - Касабланка, затем Касабланка - Дакар. 19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары. Здесь он написал своё первое произведение - роман «Южный почтовый».

В марте 1929 года Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман «Южный почтовый», а Экзюпери отправился в Южную Америку в качестве технического директора «Аэропоста - Аргентина», филиала компании «Аэропосталь». В 1930 году Сент-Экзюпери был произведён в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвовал в поисках своего друга, лётчика Анри Гийоме, потерпевшего аварию при перелёте через Анды.В том же году Сент-Экзюпери написал роман «Ночной полёт» и познакомился со своей будущей женой - Консуэло из Сальвадора.

Пилот и корреспондент

В 1930 году Сент-Экзюпери вернулся во Францию и получил трёхмесячный отпуск. В апреле он заключил брак с Консуэло Сунсин (16 апреля 1901 - 28 мая 1979), но супруги, как правило, жили раздельно. 13 марта 1931 года компания «Аэропосталь» была объявлена банкротом. Сент-Экзюпери вернулся в качестве пилота на почтовую линию Франция - Африка и обслуживал отрезок Касабланка - Порт-Этьенн - Дакар. В октябре 1931 года вышел в свет роман «Ночной полёт», за который писатель был удостоен литературной премии «Фемина».

С февраля 1932 года Экзюпери работал в авиакомпании Латекоэра; в качестве второго пилота летал на гидроплане, обслуживавшем линию Марсель - Алжир. Дидье Дора, бывший пилот компании «Аэропосталь», вскоре устроил его на работу лётчиком-испытателем, и Сент-Экзюпери едва не погиб при испытаниях нового гидросамолёта в бухте Сен-Рафаэль.

С 1934 года Экзюпери работал в авиакомпании «Эр Франс» (бывшей «Аэропосталь»); как представитель компании совершал поездки в Африку, Индокитай и другие страны.

В апреле 1935 года, в качестве корреспондента газеты «Пари-Суар», Сент-Экзюпери посетил СССР и описал этот визит в пяти очерках. Очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия» стал одним из первых произведений писателей Запада, в котором делалась попытка осмыслить сталинизм.

В скором времени Сент-Экзюпери стал владельцем собственного самолёта С.630 «Симун» и 29 декабря 1935 года предпринял попытку поставить рекорд при перелёте Париж - Сайгон, но потерпел аварию в Ливийской пустыне, вновь едва избежав гибели. 1 января он и механик Прево, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами.

В августе 1936 года, в качестве корреспондента газеты «Энтрансижан», Экзюпери отправился в Испанию, где шла гражданская война, и опубликовал в газете ряд репортажей.

В январе 1938 года на борту лайнера «Иль де Франс» Экзюпери отправился в Нью-Йорк, где приступил к работе над сборником автобиографических эссе «Планета людей». 15 февраля он начал перелёт Нью-Йорк - Огненная Земля, но потерпел тяжёлую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливал здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.

Война

4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери явился по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран и 3 ноября был переведён в авиачасть дальней разведки 2/33, которая базировалась в Орконте (провинция Шампань). Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие пытались убедить Сент-Экзюпери в том, что он принесёт гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери добился назначения в боевую часть. В одном из писем в ноябре 1939 года он писал: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, - под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это.».

Сент-Экзюпери совершил несколько боевых вылетов на самолёте «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест» (фр. Croix de guerre). В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в 1942 году создал своё самое знаменитое произведение «Маленький принц», опубликованное годом позже на французском и английском языках с иллюстрациями автора (во Франции сказка была издана в 1946 г.). В 1943 году он вступил в ВВС «Сражающейся Франции» и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть. Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолёта P-38 «Лайтнинг». Жану Пелисье 9-10 июля 1944 года Экзюпери писал: «У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на шесть. Но, разумеется, нынешнюю мою жизнь - завтрак в шесть утра, столовую, палатку или белённую известкой комнату, полёты на высоте десять тысяч метров в запретном для человека мире - я предпочитаю невыносимой алжирской праздности… …я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть что делать и после неё».

31 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся.

Обстоятельства гибели

Долгое время о его гибели ничего не было известно - и думали, что он разбился в Альпах. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет.

На нём было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолёта. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам учёные сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот период. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету P-38 «Лайтнинг», модификация F-5B-1-LO (самолёт дальней фоторазведки), который пилотировал Экзюпери.

Журналы Люфтваффе не содержат записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 года самолётах, а сами обломки не имеют явных следов обстрела. Останков лётчика обнаружено не было. К множеству версий о крушении, включая версии о технической неисправности и самоубийстве пилота (писатель страдал депрессией), были добавлены версии о дезертирстве Сент-Экзюпери.

Согласно публикациям прессы от марта 2008 года, немецкий ветеран Люфтваффе 86-летний Хорст Рипперт, пилот эскадрильи «Ягдгруппе 200», потом журналист, заявил о том, что это именно он на своем истребителе «Мессершмитт Bf.109» сбил Антуана де Сент-Экзюпери (видимо, он его убил или тяжело ранил, и Сент-Экзюпери потерял управление самолётом и не смог выпрыгнуть с парашютом). Самолёт вошёл в воду на большой скорости и практически вертикально. В момент столкновения с водой был взрыв. Самолёт был полностью разрушен. Его фрагменты рассеяны на огромном пространстве под водой. Согласно заявлениям Рипперта, он признался, чтобы очистить имя Сент-Экзюпери от обвинений в дезертирстве или самоубийстве, так как уже тогда был большим поклонником творчества Сент-Экса и никогда бы не стал в него стрелять, но он не знал, кто был за штурвалом самолёта противника:

Пилота я не видел, лишь позже я узнал, что это был Сент-Экзюпери

О том, что пилотом сбитого самолёта был именно Сент-Экзюпери, немцам стало известно в те же дни из радиоперехвата переговоров французских аэродромов, который осуществляли немецкие войска. Между тем пилоты Люфтваффе, служившие с Хорстом Риппертом, выражают сомнение в правдивости его слов, что он скрыл факт уничтожения довольно крупного самолёта от собственного командования. Исследователи отмечают, что в архивах Люфтваффе не значится такой победы, американские радары не фиксировали полёты неизвестных самолётов, а сам самолёт не имеет никаких следов обстрела. Поэтому многие исследователи считают, что основной версией является падение самолёта Сент-Экзюпери от неисправности, а Хорст Рипперт говорит неправду.

Сейчас обломки самолёта находятся в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.

Литературные премии

  • 1930 - премия Фемина - за роман «Ночной полёт»;
  • 1939 - Большая премия Французской академии за роман - за роман «Планета людей»;
  • 1939 - Национальная книжная премия США - за роман «Ветер, песок и звёзды» («Планета людей»).

Военные награды

В 1939 году награждён Военным Крестом Французской Республики.

Библиография

Послевоенные издания

  • Lettres de jeunesse. Editions Gallimard, 1953. Préface de Renée de Saussine. Письма юности.
  • Carnets. Editions Gallimard, 1953. Записные книжки.
  • Lettres à sa mère. Editions Gallimard, 1954. Prologue de Madame de Saint-Exupery. Письма к матери.
  • Un sens à la vie. Editions 1956. Textes inédits recueillis et présentés par Claude Reynal. Придать жизни смысл. Неизданные тексты, собранные Клодом Рейналем.
  • Ecrits de guerre. Préface de Raymond Aron. Editions Gallimard, 1982. Военные записки. 1939-1944 гг.
  • Воспоминания о некоторых книгах. Эссе. Переводы на русский язык: Баевская Е. В.

Небольшие работы

  • Кто ты, солдат? Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Лётчик (первый рассказ, опубликован 1 апреля 1926 года в журнале «Серебряный корабль»).
  • Мораль необходимости. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Надо придать смысл человеческой жизни. Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Обращение к американцам. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Пангерманизм и его пропаганда. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Пилот и стихии. Переводы на русский язык: Грачев Р.
  • Послание американцу. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Послание молодым американцам. Переводы на русский язык: Баевская Е. В.
  • Предисловие к книге Энн Морроу-Линдберг «Поднимается ветер». Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Предисловие к номеру журнала «Документ», посвященному лётчикам-испытателям. Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Преступление и наказание. Статья. Переводы на русский язык: Кузьмин Д.
  • Среди ночи голоса врагов перекликаются из окопов. Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Темы «Цитадели». Переводы на русский язык: Баевская Е. В.
  • Франция прежде всего. Переводы на русский язык: Баевская Е. В.

Увековечение памяти

  • Памятник в Лионе на площади Белькур.
  • Лионский аэропорт имени Сент-Экзюпери.
  • Астероид 2578 Сент-Экзюпери, открыт астрономом Татьяной Смирновой 2 ноября 1975 года в Крымской астрофизической обсерватории, название присвоено 11 июля 1987 года.
  • Горная вершина в Патагонии Aguja Saint Exupery .
  • Музеи Антуана де Сент-Экзюпери существуют в Японии, в Южной Корее и в Марокко. В Ульяновске (Россия) существует лингвокультурный центр имени писателя на базе университета. Во Франции создание культурного центра планируется на 2014 год.
  • Посвящены произведению «Маленький принц» название, присвоенное в 2003 году луне астероида «45 Eugenia» (Маленький принц) и название астероида 46610 Bésixdouze, присвоенное в 2002 году.
  • В Москве именем Антуана де Сент-Экзюпери названа библиотека (ранее библиотека ЦБС№ 11 № 5). Библиотека сотрудничает с Российским фондом «Мир Сент-Экзюпери».
  • В Красноярске именем Антуана де Сент-Экзюпери назван бульвар, построенный в 2015 году в жилом комплексе «Южный Берег».

В кино

  • 1995 - «Крылья отваги» (США, Франция) - фильм о подвиге Анри Гийоме, которому посвящён роман «Планета людей». Сент-Экзюпери сыграл Том Халс.
  • 1996 - «Сент-Экзюпери: Последняя миссия» (Франция). Главную роль в фильме сыграл Бернар Жиродо.
  • 1996 - «Сент-Экзюпери» (Великобритания). Роль Сент-Экзюпери исполнил немецкий актёр Бруно Ганц.
  • 2011 - «Антуан де Сент-Экзюпери. Прерванный полёт» (Беларусь)
  • 2015 - «Антуан де Сент-Экзюпери. „Маленький принц“»

Наш нестареющий друг -


"Мы в ответе за тех, кого приручили…" Со времен юности с нами навсегда остались эти проникновенные слова славного сына Франции, пробудившего в нас ощущение приобщенности к необозримой и в то же время хрупкой "планете людей", к всечеловеческому братству. С его именем мы связываем зарождение в нас трепетного чувства романтической окрыленности, веры в собственные силы. Оно навсегда останется символом бескорыстной любви, самопожертвования ради права чувствовать себя Человеком.

С той самой поры безоблачных мечтаний и возвышенной веры в торжество героического духа живет с нами красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-летчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц. Мы свято верили - он не исчез, а растворился в средиземноморской лазури, ушел навстречу звездам, как и его Маленький принц. И сегодня потомкам этого романтика, гражданина Вселенной, жившего вне времени и границ, дана возможность припасть к источнику мудрости и доброты, мужества и сопереживания, которое он воплотил в изысканной форме философско-лирической сказки, а на деле - в самом оригинальном в мировой литературе объяснении в любви - повести "Маленький принц".

Франция вправе считать себя избранницей Фортуны. Ей был дарован истинный Талант, прозрачный и звонкий, талант любить и дарить любовь другим людям. Проведя наши растерянные души сквозь горнило коварных соблазнов и надуманных проблем, истинных и "балаганных" терзаний, он стал неотъемлемой частью того мира духовности и теплоты, дефицит которого так ощутим сегодня. И поэтому нам как никогда важна дружеская ободряющая улыбка этого удивительно светлого человека, его мудрые слова: "Самое позорное - бояться собственной трусости"…


Аристократ неуемного духа


Родился Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери 29 июня 1900 года в Лионе, в семье, принадлежавшей к старинной провансальской аристократии. Отец умер, когда маленькому золотоволосому проказливому Тонио (прозванному за это Король Солнце), было четыре года. Овдовевшую графиню Мари и ее пятерых детей приютил изрядно обветшавший замок Сент-Морис де Реман близ Лиона. Позже товарищи по лицею прозвали Антуана еще более метко - Звездочет: его нос всегда был круто вздернут к небу. Он окончил школу иезуитов в Монтре, учился в католическом пансионе в Швейцарии, а в 1917 году поступил в парижскую Школу изящных искусств на факультет архитектуры. Беззаботная жизнь кончилась. Взрослый мир, поджидавший разорившихся аристократов за воротами замка, был равнодушным и пошлым. В большой мир вышел нескладный, застенчивый, нищий, не приспособленный к самостоятельной жизни юнец без малейших признаков "аристократической стати".

В 1921 году молодой граф был призван в армию, попал на курсы пилотов, отправился служить в Страсбург. Через год, закончив службу, переселился в Париж. Здесь он начал писать. Но литературные труды доходов не приносили. И разочарованный мечтатель, считавший себя законченным неудачником, потомок рыцаря Святого Грааля, стал коммивояжером. Он служил в конторе черепичного завода, торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине. А в 1925 году Экзюпери стал пилотом компании "Аэросталь", доставлявшей почту на северное побережье Африки. Он спал на двери, положенной на два пустых ящика, писал и ел на перевернутой бочке, читал при свете керосиновой лампы. Но, наконец, обрел душевное спокойствие. Для внутреннего равновесия ему были необходимы ощущение постоянной опасности и возможность совершить подвиг.

В 1927 он был назначен начальником аэропорта в Кап-Джуби в северной Африке. В представлении к ордену Почетного легиона о Сент-Экзюпери говорилось: "...Пилот редкой смелости, отличный мастер своего дела…". Тогда-то ему и довелось совершить аварийную посадку в пустыне - и это привело к написанию повести "Маленький принц". В 1929-1931 годах он служит пилотом в Южной Америке, в Африке.

В 1933-1934 годах Сент-Экс становится летчиком-испытателем. В 1935 году он побывал в СССР, а в 1937-м - в Испании. В 1939 году, после начала Второй мировой войны, он сражается с нацистами в Испании и Франции, награжден Военным Крестом Французской Республики. В декабре 1940 года эмигрирует в США. С 1943-го служит военным летчиком в Северной Африке. Антуан де Сент-Экзюпери погиб 31 июля 1944 года, не вернувшись из разведывательного полета. Писатель не дожил трех недель до освобождения Франции.

Первый его рассказ "Летчик" был опубликован в 1926 году. Среди его произведений - антифашистские репортажи из Испании (1937), очерки об СССР, рассказы, повести, романы "Южный почтовый" (1929) и "Ночной полет" (1930-1931), наконец - его "визитка" - "Маленький принц" (1943). В 1939 году его книга "Планета людей" (в русском переводе - "Земля людей") была отмечена премией Французской академии. А незаконченная повесть "Цитадель" была опубликована в 1948 году.


Вечный странник по времени


Этот необычный человек прожил удивительную жизнь, достойную если не подражания, то уж пристального внимания - наверняка. Окружающие знали его как "гейзер оптимизма" - он как никто умел делать счастливыми других… Но сам был глубоко несчастен. Друзья говорили, что тогда, в последний его год, опасность была ему нужна "как таблетка болеутоляющего", наркотический стимул "…у бездны страшной на краю". Сент-Экзюпери и раньше никогда не боялся смерти, теперь же он ее искал. Перед своим последним полетом он оставил записку другу: "Если меня собьют, я абсолютно ни о чем не жалею...".

…В свои 44 года он был чересчур стар для военной авиации. Внимание и реакция подводили его. За годы полетов он получил столько ранений и увечий, что был даже не в состоянии без посторонней помощи натянуть комбинезон. Он с трудом втискивал в тесную кабину свое грузное, изломанное в многочисленных катастрофах тело. Его легендарная рассеянность стала притчей во языцех. Он и в молодости летал не "по правилам", а по инстинкту, забывал убрать шасси, подключал пустой бензобак, садился "не туда". Но тогда его выручало внутреннее чутье, помогавшее спастись даже в самых безвыходных ситуациях. А теперь он был немолод и нездоров, и каждый пустяк превращался для него в мучение.

Он был необычайно добрым: когда у него водились деньги, давал в долг направо и налево, когда они заканчивались - жил за счет друзей. Сент-Экс мог запросто в пять утра позвонить семейным людям и начать читать только что написанную главу. Ему прощали все, ведь он и сам отдал бы другу последнюю рубашку. Грузный, забавно-нелепый, с криво висящими орденом Почетного легиона и Военным крестом - он был объектом всеобщей любви и заботы: всем, кто был вокруг, хотелось его защитить… Сент-Экзюпери приручал всех, кто его окружал. Его обожали дети, его любили взрослые, он славился как талантливый гипнотизер и виртуозный карточный фокусник, как душа компании.

Но он рвался в воздух, требовал, чтобы все вылеты в район Аннесси, где прошло его детство, остались за ним. Но ни один из них не прошел благополучно. И там же оборвался последний полет майора де Сент-Экзюпери. Перед этим, четвертым, вылетом гадалка предсказала, что он погибнет в морской воде, и он, со смехом рассказывая об этом друзьям, заметил, что она, скорее всего, приняла его за моряка.

…С годами он стал необычайно привлекателен. Такой мужчина, как он, мог сделать счастливой любую женщину. Но и здесь Фортуна не оставила ему шансов заскучать. …Они встретились в 1930 году в Буэнос-Айресе, куда Сент-Экзюпери перевели с повышением - техническим директором компании Aeroposta Argentina. Консуэло Гомес Карилльо, которой не было еще и 22 лет, успела уже дважды побывать в браке. Ее второй муж, гватемальский дипломат и писатель Энрико Гомес Карилльо, друживший с Оскаром Уайльдом, покончил с собой. Консуэло была неистовой и пылкой, любила приврать. Сент-Экзюпери так описывал начало их романа: когда она находилась на борту его самолета, он пригрозил спикировать в реку, если она не поцелует его...

Она отлично разбиралась в живописи и неплохо лепила. Иногда срывалась в Париж, чтобы встретиться с друзьями-художниками - Сальвадором Дали и Максом Эрнстом. Большой и неуклюжий, Антуан чувствовал себя этаким слоном на фоне ее легкости и грациозности. Превосходная рассказчица, она внесла в жизнь Антуана поэзию, фантазию, легкость... Ведь только такой выдумщице под силу было увидеть в шляпе удава, проглотившего слона… Она постоянно жаждала новых приключений. И потихоньку… сходила с ума. Это еще больше привязывало к ней Сент-Экзюпери: за взрывами беспричинного гнева он видел скрытую нежность, за безумием - ранимую душу. Роза из "Маленького принца" была списана с Консуэло - портрет получился точным, хотя и сильно идеализированным.

Вот и роман "Ночной полет", начатый в период их пылких отношений, можно сказать, был написан благодаря твердости Консуэло: Сент-Экс получал доступ в спальню лишь тогда, когда в щель под дверью просовывал очередные 5-6 исписанных листов рукописи. При этом она делалась все более странной: на светский прием графиня де Сент-Экзюпери могла прийти в лыжном костюме и горных ботинках.

…Из Африки он возвращается в Париж, а затем эмигрирует. Но и в Нью-Йорке ему нет покоя - он пишет "Маленького принца", очень похожего на "последнее прости". И тоскует по Консуэло. На войну он отправился так же, как Маленький принц в путешествие по другим планетам, - сознавая, что назад дороги нет. За два дня до этого он заранее написал пространное любовное послание своей жене: "Сотки мне плащ из твоей любви, Консуэло, и ни одна пуля не заденет меня!". И в гуще "боевых будней" его дух укрепляет именно это дивное чувство… Но, увы, и этой защиты, самого надежного средства от душевных терзаний, оказалось мало...


Андрей ШЕСТАКОВ
"Киевский ТелеграфЪ" 2 июля - 8 июля 2010 №27 (529)
Знаменитые писатели Пернатьев Юрий Сергеевич

Антуан де Сент-Экзюпери (22.06.1900 – 31.07.1944)

Антуан де Сент-Экзюпери

(22.06.1900 – 31.07.1944)

Французский писатель, военный летчик.

Романы «Южный почтовый», «Ночной полет», «Земля людей»; повести «Военный летчик», «Письмо заложнику»; аллегорическая сказка «Маленький принц»; незавершенная философская книга «Цитадель».

Впервые об Антуане де Сент-Экзюпери мы узнаем в детстве, когда встречаемся с его Маленьким принцем, героем одной из самых прекрасных литературных историй в мире чудес и превращений. По мере взросления к нам приходят его книги «Ночной полет», «Земля людей», «Военный летчик». Это уже не сказочные истории, а вполне реальные чувства человека, пережившего за сорок четыре года столько невероятных событий, сколько хватило бы на несколько жизней.

А между тем аристократическое происхождение Сент-Экзюпери, казалось, не давало никаких особых поводов ни для избрания одной из самых опасных для того времени профессий авиатора, ни для судьбы, наполненной приключениями и драматическими поворотами. Граф Антуан вполне мог бы существовать спокойно и безбедно, наслаждаясь идиллией природы и благополучием в покоях замка. Но он определил для себя иной путь – открыть заново Планету людей, которую любил и понимал.

Антуан Жан-Батист Мари Роже де Сент-Экзюпери родился 22 июня 1900 г. в Лионе и был по материнской линии потомком старинной аристократической провансальской семьи. Еще древнее был род его отца. Имя Сент-Экзюпери носил один из рыцарей Святого Грааля. А с 1235 г. графы Сент-Экзюпери уже упоминаются во многих французских исторических хрониках.

Антуан рано лишился отца, перенеся всю свою сыновнюю любовь на мать. До конца жизни он сохранил к ней самые нежные чувства и писал письма отовсюду, где бы ни находился, поверяя ей самые сокровенные душевные переживания. После смерти отца госпожа Сент-Экзюпери вместе с детьми перебралась из Лиона к своим родственникам в старинный замок Сен-Морис де Реманс. Семья была большая, дружная и детство Антуана было редкостно счастливым. С ранних лет смышленого мальчика занимали игры, сказки, механика, т. е. «все, что движется и вращается».

В 1909 г. Антуан с братом Франсуа поступают в иезуитский коллеж Сен-Круа в Ле Мансе, в котором учеба не была слишком обременительной. В 1914 г., с началом Первой мировой войны образование мальчики продолжили в маристском коллеже во Фрибуре в Швейцарии. Здесь Антуан решает стать военным моряком. Он переезжает в Париж, чтобы подготовиться к поступлению в Высшее военно-морское училище. Увы, благополучному юноше, пожалуй, впервые в жизни пришлось испытать горечь разочарования. Экзамены по истории и географии он не сдал и в училище не был принят. Несколько обескураженный, но не растерянный Антуан в качестве альтернативы избрал архитектурное отделение Академии искусств, где и проучился год, однако увлечение техникой не оставил. Все его мысли в это время были заняты авиацией. Надо сказать, что свое первое «воздушное крещение» Антуан получил еще в 12 лет, сделав несколько кругов на самолете со знакомым летчиком.

В 1921 г. Сент-Экзюпери оставляет занятия на архитектурном факультете и записывается добровольцем в Авиаполк в Страсбурге. Пройдя курс подготовки, он продолжил совершенствовать летное мастерство сначала в Марокко, затем во Франции. Это еще не было осознанием призвания, оно придет позже, во время постоянных полетов, больших перелетов и даже серьезных авиакатастроф. Пока же Антуану пришлось заниматься земными делами. Чтобы заработать средства к существованию, он устроился в контору черепичного завода, затем торговым агентом автомобильной фирмы (кстати, за год работы Антуан продал всего один автомобиль), аэродромным механиком.

Весной 1927 г. Сент-Экзюпери начал работать на линии Тулуза – Касабланка по перевозке почты, а в октябре этого же года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джупи. К этому времени он уже начинает пробовать свои силы в литературе.

Главными вдохновителями творчества Сент-Экзюпери и прообразами его будущих произведений стали друзья, лучшие авиаторы Франции Гийоме и Мермоз, с которыми Антуана свела судьба во время освоения почтовых авиалиний. Это были мужественные люди, знавшие цену настоящей мужской дружбе. Им писатель посвятил самые проникновенные страницы своих книг «Ночной полет» и «Земля людей». А первым крупным произведением Сент-Экса, как называли его друзья, стала повесть «Южный почтовый». 270 страниц – итог пятилетнего труда молодого писателя, попытавшегося разобраться в себе, «чтобы привести слова в полное соответствие с мыслями».

«Южный почтовый» – самая романтическая книга Экзюпери. Она повествует о том, как пилот компании «Аэропосталь» Жак Бернис ищет в земной любви идеал и цель своей жизни. Разочаровавшись в собственных чувствах, он отдает все силы авиации, перевозя почтовые грузы. Конец романа печален – Бернис погибает от пуль арабов. Друг находит его тело в пустыне и подбирает почту. Она будет доставлена «в срок и по назначению».

Совершенной любви искал для себя и сам Экзюпери. «Я ожидаю встретить девушку – красивую, и умную, и полную очарования, и веселую, и успокаивающую, и верную… и такую я не найду»; «Женщина, которая мне необходима, как бы составлена из двадцати женщин… Я слишком много требую…», – это выдержки из его писем к матери. И однажды Сент-Экзюпери показалось, что он нашел свой идеал. Это была 25-летняя вдова аргентинского журналиста Гомеса Корильо, Консуэло Сунцин, с которой он познакомился в конце 1930 г. в Южной Америке. Маленькая, грациозная, остроумная, с огромными черными глазами, немного взбалмошная и склонная к фантазиям Консуэло была под стать Антуану. Образованная, с романтическими представлениями о жизни, она внесла в одинокую жизнь писателя-авиатора светлую радость и поэзию. Весной 1931 г. они поженились.

С точки зрения обывателей, это был странный брак. Консуэло была экспансивна и несдержанна. Споры, скандалы, выяснения отношений возникали между супругами регулярно. И Антуан, и его жена в житейском плане были людьми беспечными, не особо задумывались о будущем. Однако, как ни странно, этого и хотел Экзюпери. Он панически боялся мещанского брака, союза с женщиной, которая создала бы вокруг него спокойную, уравновешенную, будничную жизнь. Покой, тишина, благополучие не соответствовали ни его характеру, ни темпераменту. Бурная супружеская жизнь действовала на Антуана возбуждающе, подстегивала его к работе. Кроме того, супруги не придавали никакого значения физической верности. Возможно, такая свобода и явилась залогом прочности этого весьма оригинального брака.

Тем не менее, Сент-Экзюпери время от времени нуждался в каком-то особом, благостном покое. И он его обрел в обществе другой женщины, занявшей значительное место в его жизни. Имя ее так и не стало достоянием широкой публики. Биографы называют ее Подругой, Незнакомкой или просто Н. Красивая, высокая, стройная, она сразу привлекла внимание Антуана сочетанием чисто женского обаяния, мужской независимости и ума. Этот роман начался в 1934 г. и длился до самой смерти писателя. Узнать о нем можно только из одного источника – воспоминаний самой Н., опубликованных под псевдонимом Пьер Шеврие. Впоследствии Сент-Экзюпери избрал Н. своей духовной наследницей, что вызвало целый ряд осложнений, связанных с притязаниями на рукописи со стороны Консуэло. В итоге по решению друзей и боевых товарищей Сент-Экзюпери его литературный архив был передан Н. Она приложила немало усилий к тому, чтобы значительная часть его была опубликована и снабжена комментариями.

Несмотря на начавшуюся бурную семейную жизнь, Сент-Экзюпери продолжал успешно летать, а по вечерам обдумывал сюжет новой книги. Она появилась в том же 1931 г. под названием «Ночной полет». Повесть относится к южно-американскому периоду жизни писателя, когда он вместе с товарищами по компании «Аэропосталь» перевозил почту из Чили и Парагвая в Буэнос-Айрес. Причем, чтобы ускорить доставку грузов, пилотам приходилось летать ночью над опасными горными хребтами Кордильер. «Жизнь, полная опасностей и смертельного риска», – так описывает Экзюпери, на первый взгляд, будничную, но на самом деле героическую работу летчиков.

В феврале 1939 г. вышла еще одна книга писателя – «Земля людей», имевшая не только успех у читателей, но и удостоенная «Большой премии романа» Французской академии. Ее оценили даже рабочие типографии Гревэн, которые еще до поступления книги в продажу преподнесли автору ее экземпляр, напечатанный на авиационном полотне. «Земля людей» представляет собой сборник эссе. В них рассказывается о первых полетах, об учебе новичков и общении их с опытными летчиками, о борьбе с «тремя божествами» – горами, морем и бурей. Через всю книгу проходит мысль об осознании человеком его величия на Планете людей, утверждении приоритета человеческого духа над всем остальным.

В 1939 г. началась Вторая мировая война. И хотя врачи признали Сент-Экзюпери негодным к полетам вследствие многочисленных травм и контузий, он все же добился зачисления в разведывательную авиагруппу и служил там до ноября 1940 г.

События военных лет нашли отражение в повести «Военный летчик», где война показана суровой, жестокой и совершенно бессмысленной. Книга наполнена философским содержанием, размышлениями о жизни и смерти, победе и поражении. Собственно, и шедевр Экзюпери, аллегорическая сказка «Маленький принц», написанная в 1942 г., тоже философская притча. Дети находят в ней удивительных сказочных героев, а взрослые – великую мудрость жизни, краткой формулой которой стала знаменитая фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

К началу Второй мировой войны Сент-Экзюпери было уже за сорок. Тем не менее, он упорно и настойчиво добивался, чтобы ему позволили управлять самолетом «П-38», быстрой машиной, созданной для более молодых и выносливых летчиков. Благодаря вмешательству одного из сыновей Рузвельта он в марте 1944 г. был назначен заместителем командующего 31-й эскадрильей средних бомбардировщиков в Сардинии и получил разрешение на восемь боевых вылетов.

31 июля 1944 г. майор Антуан де Сент-Экзюпери из последнего восьмого полета не вернулся. Его самолет был сбит над Средиземным морем, неподалеку от города Сен-Рафаэль. Смерть пришла к Сент-Экзюпери в небе, которое он так любил и так поэтично воспел в своих произведениях.

Из книги 100 великих загадок XX века автора

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Из книги 100 великих тайн автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих загадок истории Франции автора Николаев Николай Николаевич

Тайна гибели Сент-Экзюпери 26 сентября 1998 г. марсельский рыбак Жан-Клод Бьянко обнаружил в сетях необычный предмет. Очищенный от донных наслоений, предмет оказался серебряным браслетом, принадлежавшим Антуану де Сент-Экзюпери. Так было положено начало разгадке тайны

Из книги Величайшие загадки XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

КЛЮЧИК К ТАЙНЕ СЕНТ–ЭКЗЮПЕРИ? То, что не смогли сделать оснащенные новейшими приборами суда, занимавшиеся многие годы поиском самолета Антуана де Сент–Экзюпери на дне Средиземного моря, случайно удалось простой рыболовецкой шхуне «Горизонт».26 сентября 1999 года, как

Из книги Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки автора Дмитриева Наталия Юрьевна

Антуан де Сент-Экзюпери Этот поразительный человек, великий романтик с огненным сердцем, известен всему миру, прежде всего, как блистательный писатель. Трудно, наверное, найти современного человека, который не знал бы самое изящное и трогательное, мудрое и пронзительное

Из книги Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра автора Юркова Зоя Владимировна

Антуан Франсуа Модюи Французский архитектор Антуан Франсуа Модюи – одна из самых неизученных фигур в истории реконструкции Петербурга периода александровского правления. Его положение предопределил мемуарист Ф. Ф. Вигель, сослуживец по Комитету для строений и

Из книги Личности в истории автора Коллектив авторов

Экзюпери. Последний полет Андрей Грошев Один философ XX века сказал, что, если из истории убрать несколько десятков людей, от нее ничего не останется.Экзюпери, бесспорно, один из этих нескольких десятков – мыслитель, пилот, писатель, Человек.Размышляя о чуде Экзюпери,

Из книги Очерк общей истории химии [От древнейших времен до начала XIX в.] автора Фигуровский Николай Александрович

АНТУАН ЛОРАН ЛАВУАЗЬЕ(5) Наиболее видным ученым среди французских естествоиспытателей эпохи французской буржуазной революции, без сомнения, следует считать реформатора химии Антуана Лорана Лавуазье. Личность этого ученого крайне противоречива. Его напряженные и

автора

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

 
Статьи по теме:
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з
Рыба на решетке - самое вкусное и ароматное блюдо
Особенность приготовления рыбы на мангале состоит в том, что независимо от того, как вы будете жарить рыбу — целиком или кусочками, кожу снимать не следует. Тушку рыбы нужно разделать очень аккуратно — старайтесь разрезать ее таким образом, что голова и х
Ю.Андреев - Живой журнал! Андреев Ю.А. Юрий Андреев: биография
Андреев Ю.А. - об авторе Юрий Андреевич родился в Днепропетровске. В 1938 году семья переехала из Днепропетровска в Смоленск, где встретила войну (отец - кадровый военный). В 1944 семья переехала в Ленинград по месту службы отца. Окончил школу с золотой