Асфальт своими руками из старого. Асфальтирование дорожек на загородном участке. Технология укладки асфальта на основание

Асфальт пока остается самым популярным видом покрытия для дорог, не смотря на постоянное появление на рынке современных дорожных материалов. Он практичен в применении, долговечен, износоустойчив и стоек к воздействию окружающей среды. Правильно заасфальтированные дорога или даже садовая дорожка будут служить верой и правдой владельцу участка много лет, не требуя ремонтных и восстановительных работ.

Как положить асфальт своими руками

Если вам нужно положить асфальт, можно воспользоваться услугами специализированной фирмы, а можно выполнить все работы своими руками. Специализированную фирму можно выбрать на любой площадке по предоставлению данного вида услуг . Выбор зависит от того насколько вы уверены в своих силах и опыте. Неправильно уложенное покрытие может быстро разрушиться, деформироваться и пойти трещинами. Чтобы положить асфальт, например, на даче необходимо выполнить несколько этапов.

1. Подготовительные работы: нужно разметить места дорожек, учитывая местонахождение подземных коммуникаций.
2. Земляные работы: верхний плодородный слой грунта нужно снять. Для дорожек можно снять от 10 до 25 см, для дороги для автомобиля сделать котлован глубже. Чем больше будет планируемая нагрузка на дорогу, тем глубже должен быть котлован.
3. Подготовка основы: дно котлована необходимо уплотнить (лучший вариант - виброплита). Для того, чтобы на дорогу не действовали силы пучения, необходимо засыпать гравийную подушку - слой гравия крупной фракции толщиной до 15 см для дороги и до 10 см для пешеходных дорожек. Этот слой нужно также утрамбовать. Второй слой заключается в насыпании мелкофракционного гравия толщиной до 10 см и сверху речного песка. Все эти слои необходимо обильно пролить водой. Можно послойную подготовку заменить монолитной бетонной плитой - этот вариант обойдется дороже.
4. Покупка асфальта: асфальт лучше купить на ближайшем асфальтобетонном заводе в готовом состоянии. Так, даже с доставкой, он обойдется дешевле, чем если его готовить самостоятельно. 1 тонны асфальтобетона в среднем хватает на асфальтирование 10 кв.м. толщиной 10 см.
5. Укладка асфальтобетона: укладку нужно производить в солнечный день, в который не ожидается осадков сразу после доставки. Асфальт закидывают лопатой, а потом его уплотняют той же виброплитойили трамбовкой. В зависимости от нагрузки на будущую асфальтную поверхность укладка проводится в 1 или нескольких слоев. Для подъезда к дому достаточно уложить от 5 до 7 см., а для дорожек хватит и 3-4 см.
6. Уплотнение асфальтобетона - операция трудоемкая и необходимая. От качества уплотнения будет зависеть долговечность службы дороги. Уплотнять дорогу или дорожки можно различными ручными устройствами - виброплитой или ручным катком. Асфальт должен иметь температуру не ниже 105 градусов. Каток очень важно вести правильно в одном направлении.

Как положить положить тротуарную плитку на асфальт

Асфальт можно использовать в его первоначальном виде - как он есть. Но в этом случае он имеет небольшой недостаток - в летнюю жару он перегревается и начинает специфически пахнуть или может деформироваться при заезде на него тяжелых механизмов. Вдобавок все-таки это традиционное покрытие, которое может иногда надоесть. Для придания большей эстетичности дорожкам, их можно покрыть тротуарной плиткой.

Обычно, если хочется на асфальт положить тротуарную плитку сверху, прямо на покрытие кладут цементный раствор до 5 см. Примерно 1 часть цемента на 4 части песка - пропорция раствора. Уложенная цементная стяжка хорошо разравнивается длинным правилом. И уже на ней укладывается сверху тротуарная плитка. Уже за 3-7 дней в зависимости от погоды такой слоеный пирог асфальт-цементная стяжка-тротуарная плитка застывает настолько прочно, что можно возобновить движение автомобилей по ней или парковать автомобиль на этой площадке.

Если не хочется мучиться

Положить асфальт просто так легко и быстро самому не получится. Необходимо иметь специальное оборудование - ту же виброплиту или ручной каток, нужно уметь ими хорошо пользоваться, чтобы покрытие получилось ровным, а не ребристым и со швами. Необходимо быстро разбрасывать асфальтовую смесь после её приготовления, потому что иначе она остынет, а остывший асфальт придется дольше и тщательнее утрамбовывать. Вдобавок не забывайте, чтобы дорога или тротуар прослужили долго необходимо предусмотреть наличие дренажа, стока для воды, бордюров. Все это нужно делать одновременно с укладкой. Может возникнуть резонный вопрос: сколько стоит асфальтирование. На самом деле это не настолько огромная цифра из-за которой стоит рисковать качеством укладки и эстетикой будущих подъездов к дому.

Сколько стоит положить асфальт

Если вы ищете информацию сколько стоит асфальтирование дороги, необходимо учитывать, что стоимость зависит от объема выполняемых работ. Поэтому достаточно узнать сколько стоит асфальтирование 1 м2. Стоимость асфальтирования можно узнать по любой ссылке из выдачи поиска, например.

Советы мастера

Пред След

Чтобы масляная краска при хранении не засыхала и чтобы на ней не образовывалась пленка, положите на поверхность краски кру жок из плотной бумаги и"залейте его тонким слоем олифы.

" Полиэтиленовую пленку, укрывающую балкон или теплицу, предо хранит от обрыва ветром бечева, натянутая с обеих сторон с про межутками 10-15 см. "

" Чтобы работать с бетонной смесью было легче, в нее обычно добав ляют глину, но глина снижает прочность смеси. Добавьте в нее ложку стирального порошка из расчета на ведро воды. "

" Чтобы винт, головка которого скрыта за преградой, не вращался вместе с затягиваемой гайкой, нужно накинуть на него несколько витков нитки или тонкой проволоки и слегка натянуть концы. За счет трения винт хорошо удерживается на месте. Концы нити по сле затяжки можно обрезать. "

" Вырезать леток скворечника можно и без коловорота. Достаточно расколоть лицевую сторону доски по центру и вырубить стамеской или топориком полуотверстия необходимого размера, после чего вновь соединить половинки. "

Деревянные пробки для шурупов рассыпаются и выпадают из сте ны. Не торопитесь вырезать новую пробку. Плотно набейте отвер стие в стене капроном от старого чулка. Нагретым докрасна гвоз дем подходящего диаметра выплавьте отверстие для шурупа. Ра сплавившийся капрон превратится в прочную пробку.

" Плотницкий уровень нетрудно превратить в теодолит, снабдив его прицельным устройством из прорези и мушки. "

" Чтобы две полосы линолеума легли встык, удобно воспользоваться самоклеющейся декоративной пленкой, подложив ее,под основу ли нолеума. "

" Чтобы гвоздь шел в нужном направлении и не гнулся при заби вании в глубокое отверстие или паз, следует поместить его внутрь трубки, зафиксировав с помощью мятой бумаги или пластилина. "

Перед тем как долбить отверстие в бетонной стене, закрепите чуть ниже листок бумаги. Пыль и осколки бетона не будут разлетать ся по комнате.

" Чтобы отрезать трубу точно под прямым углом, советуем посту пить так. Возьмите ровную полоску бумаги и наверните ее на трубу по линии отпиливания. Плоскость, проходящая через кром ку бумаги, будет строго перпендикулярна оси трубы. "

" Ворочать бревна или деревянные балки поможет несложное при способление - отрезок мотоциклетной или велосипедной цепи, до полненный крюком с одной стороны и закрепленный к лому хому том с другой стороны. "

" Для того чтобы одному можно было работать двуручной пилой, советуем использовать простой прием: переставить ручку пилы из верхнего положения в нижнее. "

Вырезать кусок шифера необходимого размера можно пилой, но лучше и проще пробить по линии предполагаемого разреза гвоздем дырки с частотой 2-3 см, после чего обломить шифер на опоре.

" Лучший способ приклеить кафель к стене: взять битум, расплавить и капнуть всего четыре капли по углам плитки. Приклеивается на мертво. "

Фасонные отверстия при изготовлении фигурных оконных налични ков удобнее всего выпиливать ножовкой с обточенным полотном.

" Изготовление витражей - дело долгое и нелегкое. Можно сделать быструю имитацию витража. Для этого берут тонкие реечки или прутья лозы, приклеивают к листу стекла, а затем раскрашивают стекло и покрывают его лаком. "

" Если под рукой не оказалось дюбеля, его можно изготовить из куска пластмассовой трубки. Для этого может подойти и корпус шари ковой ручки. Отпилив кусочек нужной длины, сделайте продоль ный надрез, примерно до половины, и дюбель готов. "

" Известно, как трудно навесить дверь, работая в одиночку. Но вот достаточно укоротить нижний штырь на 2-3 мм и работать станет гораздо проще. "

" Очень прочная, безусадочная и достаточно водостойкая шпаклевка получается из бустилата, смешанного с любым порошком - ме лом, гипсом, цементом!, опилками и т. д. "

" Если нужно ввернуть в торец древесно-стружечной плиты шуруп, высверлите отверстие чуть меньше диаметра шурупа, заполните отверстие клеем «Момент» (только не эпоксидным!), через сутки вверните шуруп. Плита не расслаивается. Однако под нагрузку полученное соединение можно ставить только через сутки. "

" Закреплять портреты, фотографии, картины в деревянные рамки со стеклом удобнее не гвоздиками, а с помощью канцелярских кно пок, согнутых под прямым углом. Кнопки мягко вдавливают отверт кой. По сравнению с гвоздями опасность расколоть тонкие рамки сводится до минимума. "

" Завернуть шуруп в твердые породы дерева не так-то просто. Если наколоть шилом отверстие для шурупа, а сам шуруп обильно на тереть мылом, то после такой операции работа пойдет как по маслу. "

В целях экономии времени кромку обоев можно обрезать острым ножом, не разворачивая рулона. Для этого надо предварительно выровнять торец рулона и простым карандашом обвести снаружи границу Кромки. Работая ножом, рулон необходимо постепенно поворачивать в направлении свертывания.

Для переноски в домашних условиях больших листов фанеры, стек ла или тонкого железа удобно пользоваться проволочным держа телем с тремя крючками внизу и ручкой вверху.

ЕСЛИ требуется распилить вдаль круглую палку, эту работу удоб нее всего выполнить с помощью шаблона. Он изготавливается из металлической трубки с пазом посередине. Диаметр выбирается таким, чтобы шаблон свободно скользил по палке.

Работать ножовкой станет лучше я легче, если в средней ее части увелн^н"тЪ на 1/3 высоту зубьев.

Если на переднюю часть станка лучковой пилы прикрепить груз весом примерно килограмм, то работать станет легче. Груз нужно делать съемным, чтобы пилой можно било выполнять и другие работы.

" Покрытие, напоминающее восковое, можно получить, окрасив по верхность разведенным клеем ПВА. Чтобы получить нужный цвет, нужно развести клей водой, подкрашенной акварелью. "

" Сделать чехол на лезвие топора- проще простого. Берется кусок, резиновой трубки, разрезается вдоль и надевается на лезвие. От соскакивания ее предохраняет кольцо, вырезанное из старой авто мобильной камеры. "

" Обойтись без струбцин при склеивании деревянных рам поможет бельевой шнур. Следует надеть четыре короткие петли на углы рамы и двумя длинными стянуть рамы по диагонали. Углы регу лируются с помощью палок, которыми скручиваются средние петли. "

" Как заставить замолчать скрипящую половицу? Между половица ми нужно просверлить отверстие под углом 45° диаметром 6-8 мм, забить в него деревянный штифт, смазанный столярным клеем, сре зать стамеской выступающий конец и зашпаклевать поверхность пола. "

" Чтобы облегчить циклевку пола, покрытого лаком или краской, прогладьте его утюгом через влажную тряпку - и работать ста нет легче. "

" Небольшое загнивание на древесине можно ликвидировать так: пораженную древесину удаляют от здорового слоя, а затем пропи тывают 10-процентным раствором формалина. После высыхания участок зашпаклевывают и закрашивают. "

Сегодня мы поговорим о том, как самому сделать или изготовить качественный асфальт в домашних условиях своими руками.

Также рассмотрим методики, пропорции и технологии самостоятельного изготовления асфальта из битума, песка, щебня и старого асфальта. Узнаем, как правильно укладывать самодельный асфальт на приусадебном участке



Прежде всего рассмотрим, из чего изготавливается классический промышленный асфальт?
Асфальтобетон производят из щебня, песка (для лучшего заполнения мелких отверстий, которые не может заполнить щебень), минерального наполнителя (для лучшего обволакивания используют песчаник, известняк и другие) и битума (своеобразного связующего материала, "клея"). Также в рецептуру может входить гравий. Каждый компонент при изготовлении асфальтобетона необходим для лучшего уплотнения асфальтного покрытия.


Виды асфальта

Асфальтобетон в зависимости от его составляющих бывает песчаным (песок+битум), щебенчатым (щебень+песок+битум+минеральный порошок) и гравийным (гравий+щебень+битум+минеральный порошок). Только правильная пропорция этих компонентов может дать в результате качественный асфальт.

Также укладка асфальта бывает горячей и теплой. Но разница в градусах не такая уж и большая. При горячей укладке температура асфальтной смеси колеблется от 130 до 170оС, при холодной - не должна быть ниже 80оС. Холодную укладку асфальтобетона используют для местного (ямочного) ремонта

Изготовление асфальта в заводских условиях

Изготовление асфальтобетона проходит в несколько этапов. Сначала производится контроль качества исходного материала (щебня, битума и минеральных добавок). После этого начинается процесс обработки инертных материалов. Как уже говорилось, изготовление стандартной асфальтной смеси выполняется из щебня, песка, минерального материала и битума.


Для начала песок просеивается, а щебень с помощью грохота разделяется на различного размера фракции (от 5 до 20 мм). Далее в соответствии с рецептурой они поступают в специальный барабан для просушки. Внутри барабана поддерживается высокая температура для того, чтобы в процессе изготовления полностью удалить воду из смеси, так как она ухудшает прочность будущего асфальтобетона. Кроме того, что в бункере песок и щебень (возможно добавление отсева) высушиваются при температуре около ста шестидесяти градусов, они перемешиваются между собой. Одновременно с сушкой твердых материалов происходит нагрев битума в резервуарах до тех же ста шестидесяти градусов. В процессе нагрева очень важно соблюдать нужную температуру, нельзя, чтобы связующий материал был слишком жидким или слишком твердым.

На следующем после нагрева этапе производства происходит смешение всех компонентов асфальтобетона (щебня, песка, минеральных добавок и битума). Материал перемешивается специальными лопатками в отдельном бункере.


Перемешивание нужно для лучшего обволакивания, сцепления битума с зернами щебня и песка, минеральные добавки также улучшают качество асфальтобетона (заполняя ненужные пустоты, в которые может попасть вода и разрушить дорогу). На некоторых заводах асфальтную смесь во время перемешивания пропускают через ряд сит, таким образом, асфальт разделяется на нужное количество порций с равномерным распределением компонентов асфальтобетона.

Для асфальта очень важно соблюсти пропорцию во время изготовления, так как от этого зависит качество будущей дороги. Ведь летом асфальт может плавиться, а зимой трескаться именно из-за неправильного подбора компонентов и температуры укладки.

После тщательнейшего перемешивания горячий асфальт попадает в бункер для хранения (где также поддерживается высокая температура).


Рецепт изготовления асфальта в домашних условиях:

Брать старый уплотненный асфальт, крошить его кусками размером по 5х5х5см. Добавить покрошенный такими же кусками 5х5х5см битум. Пропорции 3:1.

Ставить бочку или глубокое корыто на костер, сыпать в него сначала битум, после асфальт и варить так, чтобы от костра было больше огня, а не угля. Еще можно добавить туда же отработанное масло, или старый рубероид.

И варите, помешивайте периодически деревянной палкой пока вся масса не станет жидкой. причем, палку лучше не вынимать, надо постоянно держать одним концом в бочке. Готовый асфальт становится жидкий и разделяется на более жидкую фракцию, которая всплывает наверх, а все камешки опускаются вниз.


Наливать асфальт из бочки в ведро нужно следующим образом: наклоняют ее, верхний край опирается на подставленное ведро, и начинают вычерпывать содержимое, загребая совковой лопатой со дна тяжелые фракции.
Чтобы налить асфальт в следующее ведро, нужно сначала перемешать всю массу в бочке, иначе вся легкая фракция выльется первой. А она как раз содержит много битума, но в ней мало минеральных добавок.
Учитывайте это при заливке, иначе желаемого эффекта не достигните.

Пока будите заливать, держите бочку с асфальтом все время на костре, лучше поставьте ее дном на угли, чтобы масса все время была очень горячей. Как налили асфальт в ведро, обязательно считайте со стенок бочки расплавленный асфальт, он тогда не будет остывать и накапливаться на стенке.

Учтите, что старый асфальт уварится более, чем в 2 раза. И если у вас стандартная 200-х литровая бочка, то наполнять ее нужно наполовину, и тогда перемешивать и наклонять ее будет не так уж и сложно. Даже такая бочка будет вариться 4-6 часов. На нее нужно будет 15 ведер: 12 – асфальта, 3 – битума.


Когда будите заливать асфальт, разравнивайте его деревянной доской и сразу же набрасывайте верху мелкий щебень, пока еще не успело все загустеть. Если немного асфальта осталось в ведре, его можно в следующий раз поставить на костер рядом с бочкой и расплавить.
А еще после варки обязательно очистите дно бочки от шлака, который пригорает к стенкам и ко дну.

Еще один способ самостоятельного изготовления асфальта своими руками:

На 12 ведер старого уплотненного асфальта, покрошенного кусками размером от 5х5х5см до 10х10х5см, добавить 3 ведра битума, покрошенного кусками не более 5х5х5см.


Сначала засыпать в бочку битум, потом асфальт. Варить так, чтобы от костра было больше пламени, а не углей, можно использовать отработанное масло, старый рубероид с крыши, особенно если в качестве дров будет гнилое дерево.
Когда станет более-менее жидким, периодически перемешивать деревянной палкой для равномерного нагревания, палку держать концом в бочке, где варится асфальт, не вынимая.
Удобно варить на склоне, подложив под бочку кирпичи, со стороны горки один кирпич, со стороны склона - две опоры по два кирпича друг на друга.
Когда сварится, расплавленный асфальт становится жидким, легко мешается деревянной палкой или совковой лопатой, разделяется на более жидкую фракцию вверху и с камешками - внизу.
Для заливки асфальта в ведро пары кирпичей со сторны склона вынимают и кладут двумя рядами по сторонам от предполагаемого наклона бочки, чтобы бочка не каталась в стороны.
Затем бочку наклоняют и кладут вдоль склона, опирая верхним краем на подставленное ведро, и выливают содержимое в ведро, помогая лопатой, зачерпывая ею более тяжелые фракции со дна.


Перед выливанием асфальт в бочке перемешивают всякий раз. Все равно сначала выливается более легкая фракция, содержащая больше битума и меньше минеральных добавок, что необходимо учитывать при заливке.
Наполнив ведро, его придерживают, чтобы оно не опрокинулось по склону, и возвращают бочку в вертикальное положение так, чтобы она легла дном на угли от костра и содержимое продолжало нагреваться, пока происходит процесс заливки. После возвращения бочки
в вертикальное положение нужно деревянной дощечкой счистить расплавленный асфальт со стенки на дно, чтобы он не остывал на стенке.
Можно вырыть ямку для ведра и заполнить ее кирпичами, в этом случае в начале заливки ведро ставится на кирпичи на один уровень с землей, а при последующих заливках кирпичи постепенно вынимают из ямки, чтобы ведро опускалось глубже
и бочка, опираясь на край ведра, всякий раз наклонялась все ниже, пока ведро не заглубится на всю высоту и бочка ляжет на землю совсем.
Если с начала варки поставить рядом с бочкой ведро на огонь, наполненное асфальтом и битумом, то можно дополнительно сварить еще два ведра литого асфальта, пока варится асфальт в бочке.


Старый асфальт уваривается более, чем вдвое. Наполнять 200-литровую бочку следует не более, чем до половины (15 шестилитровых ведер - 12 асфальта и 3 битума), иначе трудно перемешивать и ворочать полную бочку. Такая бочка варится от 4 до 6 часов.
При заливке асфальт разравнивают деревянной палкой или доской, и на залитый участок сразу же немедленно набрасывется мелкий щебень, пока асфальт еще жидкий. Асфальт, который загустел в ведре и остался в нем, оставляют на следующую варку, чтобы поставить в этом же ведре рядом с бочкой на огонь и плавить.
Литой асфальт плавится гораздо легче, чем прессованный. Бочку и ведро необходимо каждый раз после варки очищать с помощью отбивания от пригорающего к стенкам и дну шлака, иначе время варки в следующий раз увеличивается весьма значительно. Говоря об асфальте, сразу хочется сказать о том, что данный стройматериал имеет больше недостатков, чем преимуществ по отношению к дачному участку. Асфальтное покрытие имеет всего несколько главных достоинств – дешевизна, высокая прочность, простая технология создания и универсальность. Часто асфальт выбирают только из-за того, что он имеет наиболее низкую цену, по сравнению с такими материалами для мощения садовых дорожек, как тротуарная плитка, брусчатка, деккинг, природный камень и т.д.


Недостатками асфальта являются очень весомые факторы, которые влияют не только на ландшафтный дизайн садового участка. Среди наиболее весомых недостатков выделают:

1. В жаркое время асфальт испаряется и подвергает организм человека влиянию вредных веществ. Помимо этого сам неприятный запах не позволит насыщенно отдохнуть в саду, что нам и нужно.

2. Асфальтное покрытие практически не обладает декоративной способностью, поэтому для украшения участка оно не только не подойдет, но и наоборот, ухудшит положение. Асфальтированные дорожки практически не вписываются в садовые стили, что тоже очень плохо. Единственное исключение – цветной асфальт, в который добавляются различные пигменты, благодаря чему покрытие может быть не только привычного серого цвета, но и зеленого, розового, синего и т.д.


3. При некачественной укладке асфальт быстро разрушается в зимний период: вода попадает в трещины, замерзает, и когда размерзается – разрушает покрытие.

4. Во время жары асфальт плавится.

Как вы видите, недостатки асфальтированного покрытия весомее преимуществ, но, несмотря на это, дорожки из асфальта рекомендуется сооружать на функциональных узлах сада: к примеру, между гаражом и хозблоком. Категорически запрещается сооружать асфальтированные дорожки вблизи зон отдыха, из-за вредности асфальта.
Как положить асфальт своими руками?

Для того, что бы положить асфальт на даче своими руками необходимо тщательно подготовить местность, знать технологию укладки асфальта и иметь как минимум самодельный ручной каток для асфальтирования.

Следует сразу же обратить ваше внимание на то, что самостоятельно сделать асфальт очень трудно, т.к. необходимо разогревать битум, смешивать его с щебнем и добавками и знать правильные пропорции. Так как асфальт стоит не дорого, лучше всего заказать готовую смесь на предприятии по ремонту дорог. В данном случае вы потеряете не много денег, за то асфальт привезут вам прямо к месту укладки в горячем виде, останется только быстро разровнять его, утрамбовать и укатать.


Подготовка местности под асфальтирование своими руками

Первым делом размечаем границы будущей дорожки из асфальта. На данном месте необходимо снять слой грунта (не менее 30 см, все зависит от предназначения дорожки) и позаботиться о том, что бы вблизи будущей дорожки не проходили корни деревьев, иначе вскоре они начнут разрушать асфальт. Если корни имеются, то их вырубаем топором. После этого по всему периметру дорожки устанавливаем бордюры, которые и будут границами.

Роль бордюр это не только предотвращение расползания асфальта, но и декоративная функция. Что бы установить бордюры выкапываем небольшую ровную траншею и садим их на цементный раствор в эту траншею. Для создания ровного бордюра натягиваем веревку от начала и до конца сторон дорожки и ориентируемся по этой веревке. В качестве бордюра можно использовать кирпичи, укладываемые не только на боковые грани, но и накось.

Далее приступаем к созданию подушки под асфальт. Дно траншеи для дорожки тщательно утрамбовываем, засыпаем в него первый слой – щебня (толщиной 10-15 см, фракция крупная) и опять-таки утрамбовываем. На этот слой засыпаем еще один слой щебня, но только уже более мелкой фракции, толщина слоя не более 10 см. Ну и последний слой – песчаный, около 5-10 см. Как только подушка будет создана, заливаем ее водой и, используя каток тщательно укатываем.


Для того, что бы вода не собиралась на асфальтированной дорожке, заранее сделайте небольшой слив: дорожку сооружайте под наклоном в 1-2 градуса и обведите ее дренажем, направляющими сток воды в почву.

Самостоятельная укладка нового асфальта

Как мы уже говорили ранее, асфальт целесообразнее заказывать на заводе. После того, как асфальт доставят к вам на участок, необходимо немедленно переходить к его укладке, потому что раствор быстро застывает.

Первым делом раскидываем асфальт с помощью лопаты по всей площади дорожки, делая равномерное заполнение. Далее, используя швабру-движок, разравниваем асфальт по всей дорожке, при этом в ямы докидывая асфальт, а бугры разравнивая. Следует обратить внимание на то, что минимальная толщина асфальтного покрытия должна составлять не менее 5 см для обеспечения прочности садовой дорожки, поэтому необходимо соблюдать данное требование.

Как говорилось ранее, асфальт быстро застывает, поэтому для создания дорожки лучше пригласить несколько помощников, что бы процесс осуществлялся быстрее.

Как только часть дорожки будет распланирована, берем ручной каток и начинаем укатывать данный отрезок, в то время как остальные дальше планируют дорожку.


Обязательное требование: перед тем как укатывать дорожку, смажьте каток соляркой, что бы асфальт не прилипал к нему и дорожка была идеально ровной. Соляркой так же можно смазать лопаты, что бы легче было бросать асфальт на дорожку.

При работе с катком необходимо медленно передвигаться при этом, совершая только прямолинейные движения (реверсивные запрещены). Во время укатывания будут образовываться швы на стыках между линиями, что бы их убрать необходимо производить укатку в поперёк швам.

Ни в коем случае не оставляйте каток на дорожке после работы.

Для качественной укатки каток должен выступать за границу дорожки не менее чем на 10 см.

Если веса катка не хватает для хорошей укатки дорожки, то можно попросить одного из помощников стать на раму катка, тогда вес увеличится.

Укладка асфальта на старое покрытие на приусадебном участке

Если вы решили укладывать асфальт не на почву, а на старое асфальтное покрытие либо бетонные стяжки, то процесс подготовки местности изменится. Вместо подушки из щебня и песка необходимо просто отремонтировать старое покрытие. Для этого нужно избавить поверхность от грязи и различного мусора, если имеются маленькие трещины, их необходимо расширить в ручную, что бы в дальнейшем они плотно забились асфальтом.


После этого по всему периметру будущей садовой дорожки необходимо разлить расплавленный битум и используя швабру-движок размазать битум на полосы по 50 см (не меньше). По всей длине дорожке необходимо сделать поперечные битумные полосы с шагом в пол метра и далее создаем асфальтированную дорожку своими руками по технологии, указанной выше.

Как отремонтировать асфальтированную дорожку самостоятельно?

Даже если вы качественно уложили асфальт своими руками, дорожка все равно рано или поздно начнет разрушаться. Наиболее часто разрушающими факторами являются:

· Асфальт начал плавится в жаркую погоду

· В трещинки зимой попала вода и когда оттаяла – разрушила покрытие

· На асфальтированную дорожку заехала тяжелая техника, на которую не рассчитана эта дорожка

Что бы отремонтировать асфальтное покрытие своими руками рекомендуется использовать холодный асфальт, который разрешается укладывать даже при низких температурах (минусовых).



Чем покрыть разбитый асфальт?

Если асфальтированная дорожка совсем разрушилась и не пригодна для ремонта, то необходимо исправить это положение. Существует два способа исправления разбитой асфальтной дорожки:

1. Убрать асфальт и проложить заново

2. Поверх асфальта уложить тротуарную плитку либо залить бетонную стяжку

Что касается первого способа, то все строительные фирмы, занимающиеся ремонтом дорог, обязательно убирают разбитый асфальт, заново создают подушку из щебня и песка и укатывают новое асфальтное покрытие. Для неприметной садовой дорожки данный процесс будет затруднительным и экономически не выгодным.


Целесообразнее будет засыпать поверх асфальта слой песка (не менее 5 см), залить его водой и приступать к мощению тротуарной плитки.

С целью экономии средств, сегодня нередко прибегают к восстановлению асфальта, уже бывшего в употреблении. Давайте подробно рассмотрим, как использовать старый асфальт и что для этого нужно.

Вторичное использование асфальта возможно только после регенерации, которую производят на заводе. Но процесс этот несложный и вполне позволяет провести все работы самостоятельно.

Тщательно утрамбовав грунт в месте будущих работ по укладке асфальта, обустраиваем подушку из песка и щебня, поливаем ее и снова производим уплотнение слоя. На этом подготовка основы окончена - теперь необходимо обзавестись исходным материалом, который остается у Вас после работ по демонтажу старого покрытия, или же просто купить старый асфальт. Также понадобится несколько килограмм битума и физическая сила.

Для того, чтобы растопить старый асфальт, загружаем его в металлическую емкость вместе с приобретенным битумом и нагреваем. Для этого достаточно просто поставить емкость над костром. Постоянно мешаем состав, пока он не расплавится до однородной массы, после чего добавляем еще немного щебня и песка, чтобы смесь имела рассыпчатую консистенцию. Затем переработанный асфальт можно укладывать на поверхность образованной ранее основы. Чтобы избежать налипания состава на поверхность укладчика, можно обработать уплотняющую поверхность приспособления старой масляной отработкой.

Вот, собственно, и все, что требуется знать о том, как использовать старый асфальт в домашних условиях.

Вторичная переработка асфальта на заводе, как уже упоминалось выше, производится методом регенерации. В этом случае, при перемешивании расплавленного состава старого асфальта, в него иногда добавляют еще и новые минеральные наполнители, и пластификаторы, кроме стандартного битума.

Вторичное использование асфальта для повышения эффективности работы восстановительных установок, лучше производить после измельчения. Также такой метод значительно повышает степень точности рецептуры замеса. Но, в таком случае, приходится дополнительно бороться с налипанием асфальтного материала на рабочие элементы дробилок.

Решением этой проблемы стало термическое дробление в паровых установках. В таких агрегатах при дроблении производится нагрев материала до 80°С. Но это за границей, а на отечественном производстве для произведения регенерации старого асфальта, в стандартном варианте, применяют обычные установки для смешивания подобных составов. Также применяется дополнительная комплектация установок оборудованием для сохранения, транспортировки и дозировки асфальтобетонной смеси

Экологичность

Цена

Практичность

Внешний вид

Простота изготовления

Трудоемкость при использовании

Итоговая оценка

На данный момент считается самым популярным материалом, используемым для дорожного покрытия. Он достаточно надежен. При этом для больших нагрузок предназначаются маркировки асфальта с наилучшими показателями, например, такие, как М1200. Материал несколько меньшей плотности (М1000) уже не способен выдерживать вес многочисленных машин, поэтому его обычно применяют лишь для прокладки дорожек и тротуаров.

Изначально следует разметить ту территорию, на которой предполагается прокладка асфальта. Все работы будут зависеть от того, для каких целей предполагается использовать покрытие. Так, для «легкой» трассы, по которой не предполагается движения большого потока транспорта, понадобится всего один слой щебня, но вот при постройке магистрали уже необходимо будет использовать как минимум три его слоя.

Фракции укладываются от самой большой к наименьшей и очень тщательно прикатываются катком. На первом этапе необходимо формирование особой подушки, на которой и будет расположен асфальт.

Если необходимо, чтобы покрытие шло вровень с окружающей территорией, то сначала потребуется вырыть нужной глубины котлован, а после укладки в него щебня приступать непосредственно к наливке асфальтовой массы. Все дорожные работы по укладке асфальта проводятся согласно требованиями СНИП и ГОСТа.

Существует два основных способа устройства дорог из асфальта:

  1. Холодный. Обычно применим для ремонта, так как он очень быстро схватывается и уже вскоре можно будет использовать покрытие в полной мере;
  2. Горячий. Применим при прокладывании новой дороги. В данном случае битумная смесь должна быть укатана до того момента, как она начнет остывать.

Расход битума при ремонтировании покрытия должен быть не меньше 0,5 л. А вот расход асфальта при прокладке новой трассы высчитывается отдельно. Здесь необходимо учитывать не только размеры дороги, но и ее структуру, а так же другие дополнительные факторы.

При работе обязательно нужно использовать специальный термометр, позволяющий определить температуру стройматериала. Постоянный контроль этого показателя важен, так как после остывания битум уже будет непригоден для прокладки дороги.

На видео — технология укладки холодного асфальта:

Нанесение пропитки

На данный момент имеется три вида пропиток, входящих в состав дорожного покрытия:

  • На основе полимера из акрила. Одно из дорогостоящих покрытий, которое используют лишь на ограниченных территориях. Например, таких, как теннисные корты. Они обеспечивают высочайшие качества защиты, а так же выпускаются в нескольких цветовых гаммах.
  • Каменноугольная смола. Модифицированное покрытие, которое способно не поддаваться воздействию нефтепродуктов. Благодаря особым составляющим обеспечивается не только долговременная служба, но и качественный цвет.
  • Асфальтовая эмульсия. Достаточно распространен и доступен, однако не обеспечивает должной защиты, из-за чего полотно может вскоре потребовать ремонта.

При образовании трещин на проложенном асфальте уже не используют в качестве заливки битумную смесь. Для данной цели применяется герметик, который после посыпается мелкой крошкой цемента. Предотвратить их появление и обеспечить наилучшую прочность позволяет использование специальных сеток под асфальт. При помощи них производится надежная сцепка покрытия, улучшаются и продлевается срок его службы.

Уплотнение — это очень важный этап при прокладке покрытия. Для этой цели возможно использовать специальные машины для укладки: каток, виброплиту или асфальтоукладчик. Каждый из этих видов техники достаточно мобилен, но обладает некоторыми преимуществами перед другими типами укатки. Так, виброплита обладает наилучшей маневренностью, а асфальтоукладчиком можно осуществлять как минимум два типа работ.

На фото — процесс уплотнения покрытия при укладке асфальта

Укладка асфальта своими руками

В частном строительстве, используя асфальт, делают отмостки, устраивают дорожки и тротуары.Помимо этого асфальт возможно применять для формирования кровельного покрытия и проведения внутридворовых работ.

При прокладывании дорожек самостоятельно, работа производится поэтапно:

  • Изначально снимается до 30 см почвогрунта и убирается весь мусор;
  • Далее устанавливаются бордюры, которые послужат не только дополнительным украшением, но и предотвратят расползание битума;
  • На данном этапе создается подушка. Щебневой слой должен достигать 15 см, после укатки которой можно насыпать более мелкую фракцию щебня и вновь укатать. Последним слоем будет песок. Его достаточно будет 5 см. После создания подобной подушки потребуется залить ее водой и прикатать ручным катком;
  • Горячий асфальт необходимо равномерно раскидать по всему периметру дорожки. Далее для разравнивания бугров необходимо применять швабру-движок, постепенно заполняя все ямки новыми порциями асфальта. Поскольку материал достаточно быстро застывает, необходимо несколько работников, которые будут осуществлять всю работу;
  • Когда участок дороги будет заполнен асфальтом и разровнен, необходимо ручным катком уплотнить его. Предварительно потребуется смазать укатчик соляркой, дабы предотвратить прилипание и обеспечить равномерное покрытие. Важно покрыть соляркой все инструменты, которыми производится работа.

Температура асфальта при укладке очень важна. Она не должна опускаться менее 120С, иначе в скором времени покрытие полностью придет в негодность.

При укладке важно производить только прямые движения, реверсивные категорически запрещены. Расход битума в данном случае рассчитывается индивидуально и может составить как 5, так и 10 кг. По окончанию работы вместо пропитки можно использовать специальную краску для асфальта. Она придаст необходимый оттенок. Кроме того можно использовать белую краску для разметки асфальта.

Как правильно положить (уложить) асфальт своими руками расскажет видео:

Ремонт дорожного полотна

По прошествии некоторого времени битум будет нуждаться в ремонте. Если его осуществлять вовремя, замещая наиболее износившиеся участки, то он прослужит гораздо более долгий срок. Самым важным на этапе ремонтирование является фрезерование. Оно подразумевает под собой снятие старого покрытия при помощи фрезы.

После этого проводится текстурирование поверхности. Горячая методика фрезеровки предполагает сначала разогрев асфальтового покрытия, при холодном же методе это не считается обязательным. Последний практически неотличим по качеству от горячего, но способен в несколько раз облегчить работу.

Швонарезчик предназначен так же для снятия покрытия, а так же для нарезки швов. Для перевозки асфальтовой массы используют кохер, который специально изготавливается для этих целей. Он может быть при этом как передвижным, так и стационарным.

Чтобы максимально снизить применение ручного труда, во многих случаях применяют целые автоматизированные системы. Например, для ремонта дорог широко используются машины для снятия асфальта, которые проводят фрезерование и нарезку непригодного покрытия при помощи алмазного диска.

Снятие асфальта швонарезчиком

Ямочный ремонт

Не всегда производится ремонт всего полотна. Чаще всего применяют ямочную методику, технология которой предполагает заполнение всех выбоин и трещин битумной массой. Он может применяться в том случае, когда повреждения не превышают 15% от общего числа дефектов.

Прежде чем приступать к ремонту, потребуется произвести подготовительные работы:

  1. Разметка. В данном случае необходимо отмечать не только поврежденный участок, но и некоторое количество целого полотна. Если несколько выбоин располагаются в одном радиусе, то их необходимо окрашивать общим контуром.
  2. Далее производится демонтаж поврежденного слоя асфальта при помощи, например, отбойного молотка. Лучше всего использовать метод холодного фрезерования, поскольку он позволяет создать ровные стенки.
  3. На этом этапе производится удаление мусора и крошек покрытия, после чего можно приступать к обработке выбоин при помощи специального битумного состава.

На видео — как кладут асфальт, используя машину для ямочного ремонта УЯР-01:

Оценка материала

Рассмотрев в статье применение асфальтового покрытия и самые важные аспекты его ремонта, можно охарактеризовать его так:

  • Применяемые при современном прокладывании покрытий битумы считаются самыми экологичными, по сравнению с подобным материалом прошлых лет;
  • Доступен многим слоям населения, но все же достаточно дорог;
  • Применим для построения практически всех покрытий. Дополнительно может использоваться и при постройке сооружений;
  • Вводимое в эксплуатацию покрытие обладает достаточно хорошим внешним видом. Со временем битум способен бледнеть, но поддерживать цвет можно при помощи специальных красок;
  • Невозможно изготавливать самостоятельно;
  • Требует достаточно быстрой сноровки и использования дополнительных рабочих, поскольку может достаточно быстро остынуть и прийти в негодность.

Одним из показателей красоты и гармоничности дачного участка являются садовые дорожки, ведущие к дому и соединяющие его с различными постройками, например, с зоной отдыха, баней или теплицей. Зачастую дорожки кроме прямого назначения – ходьбы по ним в любую погоду с комфортом, играют еще и декоративную роль, являясь важным элементом ландшафтного дизайна . Дорожки на даче вполне можно сделать своими руками, главное - определиться с материалом и своими возможностями.

Как и любое строительство, обустройство садовых дорожек должно начинаться с проектирования их месторасположения и изучения исходных условий загородного участка. Перед тем, как сделать дорожки, необходимо привязать их к участку, определиться, какие они будут по ширине, и учесть другие нюансы.

Основные этапы работ

  • Создание разметки на участке. Если дорожка будет прямая, то ее можно обозначить с помощью веревки и колышков. Если она будет извилистой, то для ее разметки много колышков и веревки. Стандартная ширина дорожек – 80 см.
  • Выбор материала. В настоящее время существует большой выбор материалов для садовых дорожек. Все зависит от финансовых возможностей, условий участка и собственных возможностей.
  • Подготовка грунта. Обычно необходимо снимать до 30 см грунта. На дно траншеи укладывают дренажный наполнитель, удерживающий влагу.
  • Укладка покрытия. Этот этап целиком зависит от выбранного материала.

Для работы вам потребуются следующие материалы и инструменты:

  • Материал для укладки (тротуарная плитка, асфальт, деревянные бруски и т.д.);
  • Цемент;
  • Гравий;
  • Песок;
  • Емкость для замеса;
  • Деревянные доски;
  • Колышки;
  • Шнур;
  • Резиновый молоток;
  • Лопата;
  • Уровень;
  • Рулетка.

Дачные дорожки должны быть красивыми и надежными, простыми в уходе и ремонте. Материал изготовления играет существенную роль.

Использование насыпи

Одни из самых простых видов дачных дорожек производятся из щебня или гравия. Традиционно для этих целей используется мелкая крошка строительного камня, гранита или кирпича. Материал может быть просто насыпан в неглубокое расположенное в земле ложе, заранее подготовленное и утрамбованное.

Подобная дорожка послужит на даче значительно дольше, если под слоем материала будет уложена специальная подушка - слой гальки или битого кирпича.

Цветной щебень красиво смотрится на фоне зеленой травы и деревьев. Такая дорожка не будет задерживать осадки, сохнет быстро после осадков и не скользит в гололедицу. К очевидным недостаткам необходимо отнести то факт, что мелкие фракции материала, особенно при влажной погоде, со временем разносятся по дачному участку на обуви, могут попасть и в дом, на участок что не очень желательно и практично.

Для мощения садовых дорожек идеально подходят готовые плиты, имеющие толщину не менее 60 мм. или крупноформатные плиты соответствуют как эстетическим, так и практическим потребностям садоводов. По цветовой гамме к зелени газонной травы подходит плитка красного, песочно-желтого, синего или охристого цвета. Плитка должна иметь шершавую поверхность, не быть скользкой в гололедицу и дождливую погоду.

Плитку небольшого размера обычно трудно укладывать, поэтому желательно, чтобы материал имел размеры 300x300 мм. Укладка тротуарной плитки происходит прямо на утрамбованный песок. В местах массового скопления людей и большей проходимости плитку фиксируют на цементный раствор, который укладывают на слой гравия 100 - 200 мм. Плитку необходимо слегка пристукивать для скрепления и усадки специальным резиновым молотком. Возникающие щели между плитками нужно стараться делать более узкими. Если укладывается материал различных размеров, чередовать его необходимо одинаково.

При укладке обязательно нужно использовать уровень или длинную ровную доску для проверки горизонтальности монтажа.

В конце работы щели заливают цементным раствором. При планировании участка и садовых дорожек заранее нужно предусмотреть уклон для стока воды.

Для обустройства садовых дорожек многие дачники предпочитают использовать пережженный кирпич и ломаные остатки, которые служат для заполнения небольших промежутков или создают узорчатую кладку.

Чтобы выложить садовую дорожку из кирпича, необходимо предварительно разметить ее размеры и направление уклона, снять на отмеченную глубину слой почвы. Глубина должна соответствовать высоте кирпича, который поставлен на бок. По краям с помощью колышков обустраивается окантовка деревянными досками.

Отрыв траншею по намеченным габаритам, устанавливают по краям доски, предварительно расперев их брусками через 1,2 - 1,6 метра. Дорожка для дачи из кирпича обязательно должна иметь небольшие уклоны. Дно траншеи засыпают щебнем или крошкой камня так, чтобы кирпичи были заподлицо с досками. Слой подсыпки выравнивают до нужного уровня при помощи деревянной планки или уровня.

Когда подслой будет выровнен, приступают к кирпичной кладке. Кирпичи укладывают как можно плотней друг к другу. Можно оставить щели для травы, но их нужно заполнить песком и для уплотнения проливать водой.

Для предотвращения смещения после укладки зазоры в кладке желательно засыпать песком.

Асфальтовые дорожки

Для прокладки дорожек довольно часто употребляют асфальт. Для предварительной подготовки готовят прочное основание, на которое насыпают залитую асфальтом крошку из камня, еще в теплом виде массу уравняют и утрамбовывают. Финишный слой асфальтового покрытия должен быть не менее 30 мм. Сегодня широко используют цветные асфальты, укладывают которые в холодном состоянии.

Деревянные

Очень красиво и оригинально выглядит садовая дорожка, вымощенная круглыми деревянными брусками, однако она совершенно не подходит для регионов с повышенной влажностью. Бруски должны быть высотой не мене 200 мм. Для укладки можно использовать практически любую древесины, хотя твердые породы дерева будут прочнее и долговечнее.

Чтобы деревянная дорожка служила на даче долго, перед укладкой все бруски надо обработать специальным пропитывающим составом или мазутом, дать ему высохнуть.

Нижняя часть бруска для надежности обрабатывается жидким асфальтом. Чтобы древесина не подвергалась гниению, ее укладывают на подложку из песка. Располагать бруски нужно с чередованием более широких и узких заготовок, максимально гармонично. По краям укладывают бруски максимальных размеров. Готовое покрытие засыпают песком и основательно поливают водой, чтобы песок обязательно заполнил все щели.

Видео

Предлагаем вам посмотреть, какими могут быть садовые дорожки. Возможно, вы найдете интересную идею.

Супер-идея для оформления дорожки на дачном участке!

Узнайте, как сделать дорожку с подсветкой.

Садовые дорожки - важный атрибут ландшафтного проектирования. Стоит учитывать, что они должны быть не только красивыми, но и функциональными. И в этой статье хотелось бы рассмотреть дорожки, к которым не нужно привлекать внимание. Для таких садовых дорожек идеально подходит асфальтовое покрытие.

Недостатки асфальтового покрытия

Во-первых, химический состав асфальта приводит к тому, что летом асфальтовое покрытие иногда неприятно пахнет.

Во-вторых, асфальт подвержен трещинам и деформации. Но чаще это происходит из-за некачественной укладки или неправильно подобранных погодных условий: лучше всего укладывать асфальт в теплую погоду и на тщательно подготовленную поверхность.

Чемможет быть привлекательна асфальтовая садовая дорожка?
Асфальт достаточно дешев! И, что особенно важно, легко очищается. Асфальтовое покрытие идеально подходит для «незаметных» и предельно функциональных дорожек, ведущих к гаражу, сараю. Его также можно рассматривать как вариант для покрытия разбитой бетонной дорожки.

Из других положительных моментов стоит отметить, что асфальт бывает цветным (существует красный, зеленый асфальт), что может оказаться прекрасным декоративным решением. А если при укладке закатать в асфальтовое покрытие камушки, то он вполне сможет выглядеть дизайнерским элементом сада.

Итак, что же нам потребуется для укладки асфальта?

Материалы и инструменты:

  • песок
  • гравий
  • бордюрные блоки или кирпичи
  • битум
  • щебень
  • жесткая щетка
  • гребок
  • садовый каток

Инструкция по укладке асфальтовой садовой дорожки

1. Для начала подготовим землю. Если этого не делать, то асфальт может со временем потрескаться, а поверхность садовой дорожки не получится ровной и прочной. Прочный фундамент получится в результате смешивания песка и гравия. Полученный состав следует выложить толстым слоем 6 см на твердый грунт. Если фундаментом служит старая дорожка, прежде всего, необходимо заделать все дыры.
2. Чтобы дренаж был хорошим, не забываем о небольшом уклоне.
3. Наиболее уязвимыми местами асфальтового покрытия являются края, которые часто начинают крошиться. Чтобы избежать этого, укрепляем границы с помощью бордюрных блоков или кирпичей. Также для этой цели подойдут и деревянные блоки.
4. Переходим к самому ответственному моменту - укладке. Покрываем поверхность битумом. Сначала перемешиваем его, потом выливаем из контейнера и наносим на всю поверхность, используя жесткую щетку.
5. Засыпаем сверху щебень (размер 0.5-2 см) и начинаем вдавливать щебень в битум. Толщина слоя 2 см. Уплотнить поверхность надо как следует, чтобы избежать воздушных карманов.
6. Делаем несколько подходов садовым катком.
7. Заполняем видимые пустоты и проходимся по покрытию катком еще несколько раз.
8. Края дорожки ограждаем бордюром. Для этой цели идеально подойдут поставленные на ребро кирпичи: кроме функционального бордюра, предотвращающего края дорожки от крошения, их расположение поможет сделать дорожку частью дизайнерского замысла всего участка.



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з