Технология изготовления асфальта в домашних условиях. Положат асфальт – Положить асфальт своими руками: технология укладки. Изготовление асфальта горячим методом

Массовое строительство коттеджей, дач неразрывно связано с благоустройством территории. Конечно, первостепенная задача, по завершении строительства, состоит в облагораживании подъезда и дорожки к дому, поскольку передвигаться по колено в грязи дождливым днем - далеко не прельщающая перспектива. При этом уложить плитку - довольно дорогое и трудоемкое занятие, забетонировать - относительно недолговечное будущее, а вот положить асфальт, цена которого значительно ниже тротуарной плитки - довольно привлекательный вариант, да и процесс укладки довольно прост, поэтому заасфальтировать территорию самостоятельно не вызовет особых трудностей. Главное, правильно подобрать тип асфальта и соблюсти технологию его укладки.

Преимущества асфальтного покрытия

Несмотря на относительную экологичность асфальтных смесей, спрос на данный материал вряд ли сойдет на нет, поскольку достоинства асфальта по многим критериям превосходят большинство аналогичных материалов, среди которых:

  • Отличная гидроизоляция;
  • Не деформируется при резких температурных колебаниях;
  • Высокая степень износостойкости;
  • Влагостойкость;
  • Стойкость к воздействию масел, кислот;
  • Отсутствие трудоемкого ухода;
  • Легкость ремонта поврежденных участков;
  • Длительность эксплуатации;
  • Практичность;
  • Приемлемая стоимость.

В числе недостатков асфальтных смесей немаловажное значение играет неприятный запах, появляющийся в жаркую погоду в связи с выделением токсичных веществ раскаленным покрытием, хотя в большинстве случаев данный нюанс просто опускается.

Однако проявление всех достоинств асфальтного покрытия возможно лишь в том случае, когда точно владеешь полной информацией о том, как положить асфальт во дворе. Исходя из этого, первоначальная задача состоит в правильном выборе типа асфальта относительно условий его будущей эксплуатации.

Асфальт и его виды

Асфальт представляет собой сочетание минеральных материалов с битумом. В зависимости от способа его получения, выделяется асфальт:

  • Природного происхождения. Образование асфальта происходит под действием окисления и гипергенеза тяжелых фракций нефти, либо легких составляющих, полученных из остатков фракций в процессе испарения, с последующим перемешиванием с песком, гравием, образуя на поверхности довольно мощные пласты. Данный вид асфальта широко используется в областях выхода нефти на поверхность.
  • Искусственного происхождения. Асфальт, полученный смешением песка, щебня, а также минерального порошка с битумом в заводских условиях, называется асфальтобетоном, посредством которого и осуществляется основное асфальтирование дорог, тротуаров и т.д.

Главное отличие природного асфальта от искусственного асфальтобетона обусловлено высоким содержанием в составе смесей битума, достигающих 60-75%, что обеспечивает уложенному асфальту повышенную прочность. В искусственном асфальте процентное содержание битума варьируется от 13-60%, что объясняет его деление на несколько подвидов, используемых для проведения различных работ и сфер назначения.

Разновидности искусственного асфальта, их характеристика

В последнее время спрос на асфальтную продукцию заметно повышается, поэтому производители постоянно стремятся к усовершенствованию технологического состава сырья и способу его изготовления, что влечет появление новых видов асфальта.

На сегодняшний день производятся следующие виды асфальта:

1.Горячий - производится из состава, включающего песок, минеральный порошок, жидкий, либо вязкий битум, а также щебень, либо гравий. Под воздействием высоких температур все компоненты тщательно перемешиваются, образуя однородную массу. При этом укладка асфальта осуществляется сразу, в течение 4-5 часов с момента изготовления определенного объема. Если температура массы опустится ниже 120 °C, то степень сцепления снизится, ухудшив качество покрытия.

Преимущества:

  • Высокая прочность отвердевшего покрытия;
  • Высокая степень адгезии с поверхностью;
  • Долговечность;
  • Приемлемая стоимость.

Недостатки:

  • Для уплотнения покрытия необходимо использование катков, виброплит;
  • Оперативность проведения работ во избежание остывания асфальтной массы;
  • Эксплуатировать можно только по прошествии 5-6 часов;
  • Возможность проведения работ в теплую погоду.

2.Литой, наряду с горячим асфальтом, обладает схожим составом, но отличается большим содержанием битума и минеральных наполнителей. Покрытие из литого асфальтобетона отличается от других видов незначительной рельефностью и небольшой толщиной слоя, при этом эксплуатационные характеристики в несколько раз превышают показатели горячего и холодного асфальта.


Преимущества:

  • Отличная водонепроницаемость;
  • Отсутствие коррозии материала;
  • Стойкость к различного рода деформациям;
  • Высокая степень сцепления с покрываемой поверхностью;
  • Уплотнение покрытия не требуется;
  • Стойкость к температурным колебаниям;
  • Всесезонное проведение работ;
  • Небольшая масса ввиду высокой плотности смеси;
  • Долговечность.

Недостатки:

  • Использование спецтехники, осуществляющей доставку и укладку готовой смеси;
  • Высокая стоимость.

3.Цветной - может относиться и к горячему асфальту, и к холодному, произведенному при нагревании составляющих с последующим охлаждением и упаковыванием для хранения. Цветной асфальт получается в результате использования цветного щебня, а также введения в смесь цветных красителей.

Достоинства:

  • Отличное шумопоглощение;
  • Высокая адгезия с резиной;
  • В темное время цветная дорожка видна намного лучше, чем серая;
  • Долговечность.

Однако, ввиду высокой стоимости, цветной асфальт используется, в основном, для нанесения на дорогу контрастного рисунка, для разметки дорожек в парках, садах.

4.Холодный - выделяется использованием в составе не вязкого, а жидкого битума, либо битумной эмульсии таким образом, что составные элементы смеси оказываются упакованными в битумную пленку. В ходе производства в смесь вводятся специальные добавки, предотвращающие отвердение битума в процессе хранения готовой смеси, а также увеличивающие срок складирования.

  • Процесс полимеризации начинается в момент утрамбовки покрытия;
  • По уложенному асфальту можно сразу передвигаться, ездить;
  • Стойкость покрытия к расширению, усадке, вызванные погодными условиями;
  • Возможность проведения всесезонных работ;
  • Минимальное содержание в составе вредных веществ;
  • Быстрота укладки;
  • Долговечность.
  • Необходима ручная утрамбовка покрытия, либо с применением катка;
  • Высокая стоимость по сравнению с горячими типами асфальта.

5.Асфальтная крошка является вторсырьем, получаемым в результате:

  • Фрезерования устаревшего верхнего слоя асфальта. Стоимость, наряду с качеством, полученной таким способом крошки, напрямую зависит от состава перерабатываемой асфальтной смеси и скорости движения фрезы. Наиболее качественной считается теплая асфальтная крошка, состоящая из мелкой фракции. Однако приобрести материал можно только в теплое время года, когда проводятся ремонтные работы.


  • Дробления отколовшихся от асфальтного покрытия кусков. Дробление поступающих на производство сколов осуществляется в дробилке, в результате чего асфальтная крошка сразу сортируется по размеру фракции. В процессе переработки битум остается в застывшем состоянии, вследствие чего покрытие такой крошкой будет иметь несколько рыхлую структуру. Кроме того, асфальтные сколы могут поступать с прилипшими кусками бетона, грунта, ухудшая качество перерабатываемого материала.

Таким образом, качество и стоимость асфальтной крошки после фрезерования превышает показатели материала, полученного посредством дробления.

В целом, укладка асфальта с использованием крошки отличается простотой, в результате чего покрытие приобретает следующие преимущества:

  • Не размывается водой;
  • Под действием солнца битум разжижается, способствуя спеканию состава;
  • Обеспечивает хорошие дренажные показатели;
  • Невысокая стоимость.

Недостатки:

  • Для придания покрытию прочности необходимо использовать укатывающее устройство;
  • Недолговечность.

Несмотря на многообразие асфальтных смесей, один и тот же вид может иметь различное назначение, зависящее от размера входящих в него фракций:

  • Крупнозернистый асфальт характеризуется наличием в составе щебня крупных, а также мелких фракций и предназначен для укладки в качестве нижнего слоя покрытия;
  • Мелкозернистый - основан на щебне, преимущественно, мелких фракций для укладки верхнего слоя покрытия, при использовании многослойного покрытия, предназначенного для проезжей части;

  • Песчаный асфальт, основу которого составляет песок, с добавлением небольшого количества щебня мелкой фракции, битума и минерального порошка. Идеально подходит для обустройства тропинок, дорожек, парковых зон.

Таким образом, выбирая тот или иной вид, чтобы положить асфальт на даче, во дворе или около гаража, необходимо уделить внимание не только финансовой стороне вопроса, но и составу, а также способу производства смеси.

Технология укладки асфальта

После выбора типа асфальта ответить на вопрос, как положить асфальт своими руками, уже достаточно просто, поскольку осталось подготовить основание и произвести непосредственную укладку смеси.

подготовка основания

Перед укладкой асфальта необходимо выполнить следующие работы:

  1. Произвести разметку будущей дорожки или территории, учитывая при этом расположение подземных коммуникаций, расстояние на установку бордюров, а также наличие деревьев с развитой корневой системой, которые в последующем могут повредить покрытие;
  2. Удалить слой грунта на глубину 20-30 см, делая уклон для стока воды с покрытия на 6-7 мм через каждый метр;
  3. Установить по краям траншеи бордюрный камень;
  4. На дно траншеи засыпать щебень, либо гравий слоем в 10 см и утрамбовать;
  5. Сверху щебня, слоем в 5 см, засыпать песок и также тщательно утрамбовать, предварительно смочив водой.

Если территория будет использоваться для заезда транспорта, то слой щебня и песка нужно увеличить еще на 10 см.

укладка асфальтной смеси

Непосредственная укладка асфальта осуществляется следующим образом:

  1. Привезенную смесь распределить по всему периметру территории, предназначенной для асфальтирования, используя лопату и специально предназначенный для разравнивания инструмент в виде швабры;
  2. Произвести уплотнение разровненного слоя посредством катка, виброплиты, либо ручной трамбовки. При этом чтобы асфальт не налипал на каток, его необходимо смочить водой;
  3. Укатка асфальтного слоя происходит снизу вверх, а затем перпендикулярно для удаления образовавшихся швов.

Ели асфальтируется дорожка, то достаточный слой покрытия составляет 4-5 см, а если на территорию будет заезжать транспорт, то 8-10 см.

Таким образом, на вопрос, как правильно положить асфальт, можно ответить так: выбрать вид асфальта, соблюсти технологию подготовки основания и уложить асфальтовое покрытие. Стоит также отметить, что незначительное отступление от некоторых пунктов технологии может привести к потере асфальтом своих свойств и меньшему сроку его эксплуатации.

Асфальтовая крошка состоит из дробленых материалов. Зачастую материал используется в различных областях, связанных с дорожным хозяйством. Наибольшее распространение получил в современное время, благодаря продвижению технологий вперед, а именно после представления специального агрегата, который способен снимать слои многолетнего покрытия без повреждения основания «подушки». В этой статье мы подробно опишем как уложить асфальтовую крошку своими руками.

В состав асфальтовой крошки входит битум и переработанный строительный щебень. В зависимости от классификации фракция не превышает несколько см. Также встречается мультисырьевая крошка, образованная из состава щебня, песка, битума, бетона. Опыт показывает, что наиболее оптимально в наших условиях себя ведет именно мультисырьевая крошка.

Крошка проходит определенный подготовительный цикл, перед тем, как превращается в готовый продукт. Цикл образует сразу несколько этапов:

  • снятие старого покрытия;
  • вывоз на завод;
  • дробление;
  • сортировку и отправку.

Где используют такой материал?

Применение асфальтовой крошки можно найти во многих сферах. В большей степени она встречается при:

  • Строительстве дорог, шоссе;
  • Возведении небольших площадок у загородных домов;
  • При обсыпании стадионов и игровых зон в парках и развлекательных центрах на улице.

Как видим, использовать её можно во многих сферах, не редко крошку можно встретить в лесных массивах парков, где обсыпаны вело и пешеходные дорожки. При строительстве новых магистралей асфальтовой крошкой укрепляют съезды и обочины, защищая новое полотно от деформации и колебаний. Интересная особенность последних лет - это то, что многие строительные компании используют крошку для отсыпания верхнего слоя основания перед тем, как укладывать чистовой пол. Это служит дополнительной изоляцией от сырого фундамента.


На сегодня популярной среди дачников крошка стала из-за своей относительно не высокой стоимости. Современные поселковые дороги обустраивают из крошки. Ведь в сравнении с похожими по применению щебневыми, либо бетонными дорогами, имеет весомые отличия:

  • Обладает высокой стойкостью к влаге и разнообразным погодным условиям;
  • Долговечна;
  • Не размывается паводками;
  • Значительно ниже по себестоимости, учитывая небольшие затраты на производство.

Технология укладки асфальтовой крошки

В строительстве дорог такую технологию стали использовать относительно недавно, однако за непродолжительное время она полностью подтвердила свое преимущество. Как выше говорилось, асфальтовая крошка является вторичным продуктом, точнее следствием многослойного снятия старого дорожного покрытия с последующим дроблением. Несмотря на дешевизну производства, материал выделяется весомой прочностью и поддается обработке.

Одним из главных преимуществ такого материала многие называют возможность плотного заполнения всех пустот и трещин в покрытии. Даже со временем и постепенным утрамбовыванием при помощи автомобилей такое покрытие становится только крепче и прочней. За счет плотной укладки дорога практически не подвержена размыванию.

Работать с таким материалом невероятно просто, главное знать основной цикл и технологию укладки, включающие несколько последовательных этапов:

  1. Первое, что нужно сделать – это расчистить максимально качественно кладочную зону, после чего уложить, так называемую «подушку». В каждом конкретном случае она может отличаться в зависимости от спецификации будущей дороги. К примеру, можно использовать щебень, бетон или бой кирпича. В каких-то случаях оправдано укладывать по несколько слоев перечисленных материалов.
  2. После этого поверхность нужно тщательно разровнять, используя для этого специальную дорожную технику.
  3. Далее высыпать сам материал будущего покрытия и разровнять его по всей плоскости.
  4. Последний этап включает утрамбовку катками. После всех перечисленных этапов дорога готова к использованию.

Примечание: тут нужно отметить особенность, что для таких покрытий не рекомендуется использовать катки весом более 10 тонн. А если предварительно залить полотно битумом, можно добиться лучшей прочности и не проницаемости покрытия.

Учитывая главное преимущество такого материала, как низкую стоимость, все больше людей отсыпают дороги у себя на участках именно из крошки. Кроме того, постепенно она вытесняет классические материалы, такие как тротуарная плитка и брусчатка, применяемых для обустройства детских площадок и парковых зон.

При самостоятельной укладке ручным способом нужно аналогично сохранять технологию и этапность работы, чтобы достичь положительного результата.

Примечание: особое внимание уделите пролеганию коммуникаций. Учитывайте тот факт, что рано или поздно придется менять трубы и тому подобное, что соответственно приведет к разрушению полотна.

Когда определили размеры участка, заказываем из расчета на 100 квадратов порядка 10-12 тонн асфальтовой крошки. Учитывайте объем работы. Если площадь действительно большая лучше взять в аренду небольшой каток. Как правило, завод продающий материал с радостью даст в пользование свою технику, естественно за дополнительную плату.

Когда материал заказан, можно приступать к подготовке участка, а именно удалению верхнего слоя грунта. Учитывайте, что убрать придется не менее 20 см. В итоге образуется характерная траншея. По желанию на дно можно положить слой геотекстиля, он позволит избежать проседания грунта.

Поверх геотекстиля или земли укладывается насыпь (подушка) из щебня и песка. Каждый слой не менее 3-5 см. В принципе, если на участок не планируется высокое давление, можно обойтись и без этих материалов.

Примечание: объем грунта большой, поэтому заранее позаботьтесь о вывозе земли.

После всех подготовительных работ можно смело приступать к отсыпке крошки, делать это нужно последовательно. Для удобства следует обзавестись парой ассистентов, потому что в одиночку будет сложно справиться с таким объемом работы. Крошка высыпается небольшими «партиями», чтобы избежать образования пустот. Если площадь большая, лучше используйте каток. В управлении им ничего сложного нет, но при этом вы сэкономите кучу времени и сил. Чтобы добиться прочности покрытия, следует предварительно нанести битумную эмульсию. Благодаря битуму оно будет только крепче, а также станет стойким к перепадам температуры в холодный период.

Технология укладки на обочинах и съездах идентична и выполняется по той же схеме. Материал считается лучшей альтернативой для щебня и песка, но для сравнения с классическим покрытием у него не хватает прочности, все-таки крошка рыхлая по своей структуре.

Важные моменты

Работать с асфальтовой крошкой просто, но нужно знать определенные моменты. Асфальтовая крошка должна обязательно класться в несколько слоев – это обязательное требование для крупных дорог. Первый слой не менее 7 см. должен хорошо просесть после трамбовки. После чего только насыпается второй «корж», также не менее 7 см. В случае, если материал кладут в парках или на локальных участках, таких как подъезды, к дому или гаражу, тогда допустимо использовать один слой, но не меньше 10 см.

Благоустройство приусадебного участка подразумевает не только разбивку сада и цветников. Для удобства перемещения по территории, прилегающей к дому, необходимы дорожки.

Такие конструкции нередко создают из асфальта – материала, который вот уже много десятков лет служит надежным дорожным покрытием. Его преимуществами являются дешевизна, простота производства, долговечность и надежность.

Что такое асфальт и как его изготавливают в промышленных масштабах?

Слово «асфалтос», пришедшее к нам из древнегреческого языка, означает «горная смола». Это название помогает понять, из чего состоит современный асфальт. Он бывает природным и искусственным. Первый представляет собой смесь нефтепродуктов и горных пород.

Люди подсмотрели, как природа, пропуская нефть через грунт, создает вещество, способное становиться жидким и мягким при нагревании, твердым и прочным – остывая. Они стали покрывать этим материалом дороги, и человечество изобрело его синтетический аналог.


Искусственный материал сегодня активно применяют для строительства дорог во всем мире. Он состоит из следующих компонентов:

  • Песок . Играет роль наполнителя. Используется и для увеличения прочности дороги.
  • Щебень. Это армирующее вещество, благодаря которому готовые застывшие пласты не трескаются.
  • Битумная смола. Является своего рода клеем, связывающим все составляющие покрытия.

На заводах по производству асфальта сначала смешиваются базовые компоненты, предварительно доведенные до кипения. Отдельно готовятся минеральные материалы, которые очищаются и просушиваются. Битум смешивают с этими компонентами при температуре около 140 градусов. На место укладки смесь доставляется в горячем виде.

Как и из чего можно сделать асфальт самому?

По похожей технологии можно изготовить материал для садовых дорожек своими руками. В домашних условиях не получится создать асфальт, способный стать покрытием для автомобильных дорог с большой нагрузкой. Однако укрепить садовые дорожки или подъезд к участку такой материал вполне сможет. Для него необходимо найти следующие ингредиенты:


  • песок;
  • щебень или гравий;
  • битумную смолу в твердом виде.

Помимо этого, для производства домашнего асфальта понадобятся инструменты. Надо запастись широкой емкостью для смешивания компонентов, бочкой из металла, ведром, сеткой для просеивания песка, совковой лопатой.

Компоненты и изготовление горячего асфальта

Описанные выше ингредиенты подходят для горячего асфальта. В смесь рекомендуется добавлять полимерные материалы.

Для создания асфальта на даче понадобится соответствующее оборудование: очаг с огнем, емкость для смешивания компонентов, инструменты для перемешивания асфальта. В качестве асфальтомешалки подойдет металлическая бочка из-под машинного масла или дизельного топлива. Процесс варки асфальта можно посмотреть на видео ниже. Он состоит из следующих этапов:


Самодельная бетономешалка
  • Изготовление «асфальтомешалки». Для этого закрывают крышку бочки и просверливают в ее дне отверстие. В него вставляют металлический штырь и обваривают отверстия, чтобы емкость не протекала.
  • В приготовленное устройство засыпают песок и щебень в соотношении 1:2. Бочку прогревают.
  • Подготовка битума и полимерных добавок. Битум разогревают в металлическом ведре. Чтобы он был эластичным, в него добавляют банку шампуня. Варят смесь, помешивая.
  • Смешивание всех компонентов. В бочку с песком заливают смолу. Чтобы содержимое емкости проще размешивалось, в смесь добавляют ведро кипящей воды. Она в процессе варки испарится, а до этого не позволит битуму остыть раньше времени.
  • Заливка смеси в ямки. Разлив горячий асфальт в подготовленные выемки, сразу его утрамбовывают. Инструмент для трамбовки заранее смачивают водой, чтобы битум не приставал к нему.

Что собой представляет холодный асфальт и как его сделать?

Холодным аналогом домашней смеси для покрытия садовых дорожек является материал, который появился в нашей стране совсем недавно. Его главное достоинство – возможность укладки асфальта даже зимой: он пригоден для работы при 20-градусном морозе.

Состав содержит особый битум с высокой степенью вязкости. Помимо этого, в состав смеси входят качественные пластификаторы и модификаторы, работающие по принципу «холодной сварки». Такой материал позволяет создавать дорожки на даче или возле дома с длительным сроком службы.

Изготовить холодную смесь для дорожек своими руками невозможно. Этот процесс требует использования высоких технологий. Однако у каждого дачника есть возможность купить готовую смесь для холодного асфальтирования.

Новый асфальт из старого


Пласты старого асфальта

Новый асфальт при правильном подходе можно сварить из старого. Такой материал дорожные работники выбрасывают рядом с ремонтируемыми участками. Платить за него не нужно, поэтому изготовление нового асфальта из бывшего в употреблении является одним из самых экономичных вариантов.

Для создания горячей смеси понадобится 100 кг старого покрытия, 10 кг битума, столько же смолы. Процесс состоит из следующих этапов:

  • Измельчение асфальта. Частички смеси не должны быть крупнее 40 мм. Измельченный материал засыпается в самодельную горячую «асфальтомешалку». Туда же добавляется 70 литров кипящей воды, песок.
  • Варка нового материала. Содержимое бочки нагревается до кипения и варится несколько часов.
  • Изготовление связующего компонента. В металлическом ведре кипятится смола и битум, взятые по 10 кг. Горячую смесь заливают в «асфальтомешалку» и перемешивают. Готовый асфальт можно сразу класть на подготовленном участке.

Технология укладки асфальта


Пирог асфальтового покрытия

Просто размазать горячую смолянистую смесь по земле не получится. Участок для асфальтирования следует заранее подготовить. Необходимо тщательно продумать, где будут располагаться дорожки. При этом следует учитывать, что их нежелательно планировать рядом с огородом или клумбой: асфальтное покрытие испаряет вещества, вредные для здоровья. Культуры будут накапливать эти испарения.

Асфальт кладется на ровную утрамбованную поверхность. Без правильного основания соорудить дорожку не получится.

Проектирование участка, который будет покрыт асфальтом

Учитывая запахи, которые излучает асфальт, рекомендую делать асфальтное покрытие на подъезде к дому для автомобиля. Аналогичные дорожки можно проложить между зданиями участка: от особняка к летней кухне, бытовке, гаражу, бане, туалету и т. д.

До начала земляных работ делается разметка, определяется толщина щебня, который послужит основанием дорожки. Для пешеходных тропок подойдет слой асфальта в 7 см. Дорогу для автомобиля нужно делать более солидной, толщиной не менее 15 см. Щебеночное основание для такой дороги должно иметь высоту около 40 см.

Земляные работы: съем грунта, выравнивание и утрамбовка

Перед началом работы рекомендуется убрать с территории всю растительность, удалить корни деревьев. Верхний слой земли снимается лопатой. Если необходимо заасфальтировать большую территорию, придется для земляных работ воспользоваться специальной техникой. Снятый грунт следует вывезти.

Затем нужно выровнять поверхность ямы и хорошенько утрамбовать. Для этого предпочтительно использовать специальный инструмент – виброплиту. Хорошая техника при создании асфальтного покрытия является залогом его долговечности.

Подготовка основания для укладки покрытия

В качестве подушки для домашнего асфальта рекомендуется использовать камни и щебень. Нижний слой изготавливают из крупных камней и хорошенько утрамбовывают его. Затем засыпают еще щебень, который также следует вмять в землю. Вместо щебня может использоваться битый кирпич. Поверх этого основания насыпается гравий, его поверхность выравнивается и утрамбовывается.

Утрамбованный слой тщательно поливают, чтобы он держал форму. После подготовки основания нужно положить бордюры. Вместо них вполне допустимо выложить по бокам дорожки декоративные камни. Это поможет покрытию дольше сохранить форму.

Укладка асфальта

Приготовленный по технологии, описанной выше, асфальт в горячем виде равномерно распределяют по основанию, используя совковую лопату. С помощью виброноги, смоченной водой, трамбуют. Потом раскатывают ручным катком. Этот способ укладки подходит для небольших садовых дорожек. Широкий автомобильный подъезд к участку без помощи специальной техники заасфальтировать сложно.

Как положить новый асфальт на старое покрытие?


Обновить старое покрытие легче, чем сделать новое. Если на месте предполагаемых дорожек уже есть асфальт, который пришел в негодность, уложить материал можно на него. Счищать для этого старый слой полностью не нужно. Достаточно очистить его от грязи и пыли. Перед укладкой нового покрытия асфальт нужно хорошенько просушить.

По краям всей территории наносится сплошной слой свежего битума. Потом укладывается асфальт по технологии, описанной выше.

Ремонт асфальтной дороги своими руками можно сделать с помощью резиновой смеси. Ее можно купить в строительном магазине, некоторые предпочитают готовить резиновую крошку самостоятельно. Преимуществами резинового материала являются простота монтажа и широкий выбор цветовой гаммы.

Как отремонтировать старое асфальтовое покрытие?

Если на дорожке образовались выбоины и трещины, ее можно отремонтировать. Есть несколько способов обновления асфальта:

  • Ремонт гудроном. Проблемный участок очищается от грязи, засыпается 3-сантиметровым слоем песка. Сверху заливается гудрон. Маленькие трещины можно заделывать без песка. Отремонтированную поверхность выравнивают шпателем.
  • Укладка рулонов с асфальтобетонным покрытием. Их раскладывают на проблемный участок, снимают защитную пленку и прижимают к асфальту.
  • Ремонт битумом. Процесс восстановления покрытия с помощью этого материала аналогичен обновлению асфальта гудроном.

В заключение отмечу, что изготовление асфальта своими руками - безусловно, «грязная работа». При этом получается надежное и недорогое покрытие, недаром все автомобильные дороги делают из него. Следующий далее видеоролик поможет восприятию изложенного материала.

Историки утверждают, что первые упоминания о чем-то похожем на асфальтобетон появились еще в 6 веке до нашей эры в Вавилоне. Но технологии тех времен были не надежными, плюс излишне затратными, в результате о таких дорогах забыли до ХХ века. Строительство асфальтобетонных покрытий в России началось в 1928 году и до сего дня оно является преобладающим.

Что это такое

Данный состав используется повсеместно, начиная с укладки федеральных трасс и заканчивая обустройством городских площадей и садовых дорожек в частном строительстве.

По ГОСТ и СНиП устройство асфальтобетонного покрытия может быть различным.

Но общий состав смеси, вот уже более 100 лет остается неизменным:

  • Прежде всего, в качестве вяжущего вещества туда входит битум .
  • Обязательно в той или иной мере присутствует песок и крупные минеральные наполнители .
  • Завершают список различные минеральные или синтетические присадки .

В те времена, когда состав разрабатывался, битум использовался природный, но так как его в природе мало, был синтезирован искусственный аналог на основе продуктов нефтепереработки, который до сих пор с успехом применяется дорожниками всего мира.

Песок берется карьерный, что же касается крупного наполнителя, то наряду с различными , широко применяются дробленые скальные породы и некоторые кристаллизованные шлаки.

Природные минеральные или синтетические присадки используются с целью увеличения тех или иных полезных свойств покрытия. В частности повышается морозостойкость, уровень сцепления дороги, коэффициент вязкости и многое другое.

Какие составы выпускаются

Ассортимент представленных видов достаточно широк, в зависимости от процентного соотношения составляющих, а также от того какие присадки использовались, специалисты разделяют асфальт на следующие разновидности.

  1. Для обустройства тротуаров, садовых дорожек или внутреннего пространства городских дворов, используются песчаные составы.
  2. Мелкозернистыми составами застилают городские улицы со средней и высокой интенсивностью движения.
  3. Крупнозернистый асфальт применяется в качестве подстилающего слоя при многослойной технологии укладки.
  4. Полимер-битумные покрытия используются при монтаже мостов, объемных паркингов или дорожных развязок. Они обладают повышенной прочностью и долговечностью.
  5. Щебеночно-мастичные виды асфальта считаются наиболее крепкими, ими укладывают федеральные трассы и скоростные автобаны с повышенной транспортной нагрузкой.
  6. Для стадионов, беговых или велосипедных дорожек, а также иных объектов спортивной направленности, существует резино-битумное покрытие.

Изготовление асфальта в домашних условиях

Изготовление дорожного покрытия принято считать делом сложным и недоступным. Но, тем не менее, находятся энтузиасты, которые готовы на эксперименты. Конечно, такие составы не рассчитаны на федеральную трассу, но на даче вполне реально приготовить такой асфальт своими руками.

Совет: по опыту можно сказать, что смесь, приготовленная кустарным способом, конечно, подойдет для обустройства , но чаще ее используют для ремонта выбоин на уже готовом покрытии.

Классический рецепт

Для приготовления нам понадобится обычный речной или карьерный песок, битумная смола или битум и щебень мелкой фракции. Из оборудования нужна будет металлическая бочка и ведро.

Варить асфальт лучше на костре, так как использовать газ небезопасно и дорого.

  • Изначально засыпаем щебень с песком в соотношении 2:1 и хорошо перемешиваем. Все это следует залить водой и подвесить над огнем.
  • Одновременно готовим битумную основу. Для этого берем металлическое ведро и разогреваем в нем битум до кипения, в качестве пластификатора можно добавить синтетические полимеры, но дешевле использовать шампунь или любое моющее средство.
  • Когда смола разогрелась, и вода в бочке со щебнем также закипела, их нужно соединить. Вода нужна для того, чтобы щебень с песком не разогрелся выше 100ºС. Далее этот бульон нужно помешивать, поддерживая кипение до тех пор, пока вода вся не выкипит. Пока раствор горячий его можно заливать.

Важно: будьте осторожны, при 80 ºС битум плавится, а при 100 — 120 ºС он кипит.
Но уже при 170 ºС битум может воспламениться.
Собственно чтобы не допустить такого возгорания, мы и используем воду.

Использование старого дорожного покрытия

Разборка асфальтобетонных покрытий и оснований может стать хорошим материалом для приготовления нового асфальта.

Технология отчасти напоминает предыдущий вариант, но с некоторыми поправками.

  • Сама разборка асфальтобетонного покрытия выполняется дедовским методом, при помощи кувалды и иных ударных инструментов. Используется только верхний слой асфальта связанный битумом, дорожную подушку можно не трогать.
  • Старое дорожное покрытие разбивается на кусочки с фракцией не более 40 мм. На 100 кг старого асфальта берется 10 кг битума.
  • После этого, измельченную субстанцию нужно залить водой и кипятить в бочке до расплавления. Далее технология повторяет вышеописанный вариант. Разогретый битум соединяется с расплавленным асфальтом и выпаривается вода.

Холодный асфальт

Два выше описанных способа хорошо подойдут для экономного ремонта испорченного асфальта во дворе или возле двора. Если же вам необходимо застелить площадь с большой квадратурой, то мы советуем использовать холодный асфальт.

На рынке нашей страны данное покрытие появилось около 5 лет назад. Принцип действия здесь аналогичен широко известной холодной сварке. Для связки используется модифицированный битум, благодаря чему его можно укладывать даже при минусовых температурах. Инструкция имеется на упаковке.

Единственным минусом этого материала является значительная цена. Но, как известно асфальт с завода отпускается горячим и укладываться также должен горячим. Поэтому для удаленных мест холодный полимерный асфальт является единственной альтернативой.

Важно: при ремонте дорожного покрытия проблемой является качественное устройство шва стыка в асфальтобетонном покрытии.
Холодный асфальт на основе полимеров полностью решает эту проблему, поскольку надежно стыкуется с любым составом на основе битума.

Правила укладки покрытий

Строительство асфальтобетонных покрытий дело ответственное и не столь важно будете вы укладывать сами или наймете профессионалов. Укладка и приемка асфальтобетонного покрытия ведется по СНиП 2.07.01-89, а также по целому ряду ГОСТов.

Разобраться в этих документах под силу только специалисту, поэтому мы изложили основные положения данных норм и правил более понятным языком.

Подготовительный этап

Любая работа начинается с разметки. Вам нужно четко решить, где будет укладываться асфальт. Где будет монтироваться бордюр, и каким он будет. Также очень важно заранее позаботиться о том, чтобы была полностью смонтирована дренажная, сливная система и установлены водоотводы.

Все работы по монтажу подземных коммуникаций к этому времени должны быть полностью окончены. Если вы обустраиваете территорию автостоянки или подъездные пути к офису, то лучше заранее узнать, где проходят городские коммуникации, так как в случае необходимости муниципальные службы сорвут ваше покрытие и могут еще назначить штраф.

Выше было упомянуто о разновидностях и предназначении существующих видов асфальта. Так вот, на этапе подготовки, нужно выбрать какой именно материал вы собираетесь укладывать.

Важно: смета на устройство асфальтобетонного покрытия должна содержать не только данные о стоимости материала и объеме работ.
Полезно будет включить в нее транспортные расходы, а также оставить графу на непредвиденные расходы, типа разрешения на проведение работ от соответствующего чиновника или службы.

В случае если укладывается пешеходная дорожка или площадка с эпизодическим проездом легковых машин, то щебеночно-гравийную подушку можно делать толщиной до 15 см. Толщина асфальтобетонного покрытия при этом будет находиться в пределах 4 – 5 см.

Если же вы оборудуете АЗС или какие либо подъездные пути, по которым, с большой долей вероятности будет периодически проезжать большегрузная техника, то в этом случае толщина гравийной подушки будет порядка 25 – 35 см. Плюс сам асфальт настилается минимум в 2 слоя.

После разметки начинается обустройство так называемого корыта или котлована под дорогу. В городской черте или в частном строительстве, как правило, дороги и площадки делаются примерно на одном уровне, поэтому грунт нужно выбирать полностью на всю толщину «дорожного пирога». Федеральные трассы обустраиваются несколько по иной технологии, но на ней мы останавливаться не будем.

Когда грунт выбран, вся площадка должна быть хорошо утрамбована, делается это катком или виброплитой. Обратите внимание на наличие деревьев рядом, корни могут со временем разорвать асфальт, поэтому их, по возможности, лучше удалить сразу. Хотя цена работ будет несколько увеличена, мы советуем застелить грунт геотекстилем, дабы растительность не пробивалась сквозь покрытие.

Важно: на данном этапе устанавливаются бордюры, они исполняют роль своеобразной опалубки для «дорожного пирога».
Если при укладке тротуарной плитки бордюр делается ниже уровня дороги, то здесь, наоборот.
В связи с этим нужно сразу спланировать стоки для отвода воды.

Теперь можно приступать к отсыпке подушки из щебня. Для пешеходных дорожек с толщиной подушки 10 – 15 см, достаточно 1 слоя щебня фракции 30 – 40 мм. Более мощные основания укладываются в несколько слоев.

Нижний слой служит для дренажа в случае подъема грунтовых вод, его отсыпают крупным щебнем с фракцией 40 – 70 мм. Следующий слой фракцией 20 – 40 мм, будет отвечать за равномерное распределение нагрузки на основание дороги.

Завершающий слой отсыпки делается из мелкого гравия фракцией 5 – 20 мм. Он также будет отвечать за распределение нагрузки, но кроме того он превратит подушку в плотную, монолитную конструкцию.

Все уложенные слои должны быть плотно утрамбованы. Для серьезных покрытий используются дорожные катки весом от 2, до 10т. Каждый шар отсыпки уплотняется отдельно, каток должен пройтись по нему не менее 5 раз, плюс в современных дорожных катках есть функция вибропресса, что увеличивает эффективность в несколько раз. В процессе трамбовки, поверхность должна регулярно поливаться водой.

Совет: в процессе трамбовки нужно сразу учитывать угол наклона дороги, в среднем он делается порядка 1º на 1 погонный метр.
Для этого следует периодически сверяться с разметкой или данными нивелира.

Укладка асфальта

После окончания трамбовки подушки можно приступать непосредственно к укладке асфальта. Как говорилось ранее для тротуаров и придомовых территорий достаточно уложить мелкозернистый состав слоем до 50 мм. Тяжелые дорожные катки при этом также не требуются, можно обойтись легким катком или виброплитой.

Обратите внимание!
Данный вид покрытий по СНиП не рекомендуется укладывать в местах для отдыха.

Более серьезные объекты вымащиваются в 2 слоя. При этом нижний слой укладывается крупнозернистым асфальтом на уровень 40 – 50 мм. На него практически сразу накладывается мелкозернистый состав, который в большинстве случаев является финишным.

В настоящее время разработаны технологии, согласно которым между слоями горячего асфальта должна укладываться армирующая сетка из полимерных материалов. В результате долговечность и прочность такой дороги увеличивается в разы. Данная технология используется при укладке федеральных трасс и дорог с повышенной нагрузкой.

Важно: восстановление асфальтобетонного покрытия у нас чаще всего делаются только при помощи горячего битума.
Хотя по ГОСТ должно выполняться термопрофилирование асфальтобетонных покрытий.
Эта процедура предусматривает предварительный прогрев дорожного полотна на глубину 2 – 5 см.

На объект смесь должна доставляться в горячем виде, как правило, ее привозят самосвалами грузоподъемностью 7 – 20 т. После чего асфальт вручную или машинным способом равномерно распределяют по плоскости дороги, соблюдая уклон. В среднем на 10м² дорожного полотна расходуется 1 т асфальта при толщине в 40 мм.


Строительство асфальтобетонных покрытий процесс метеозависимый. В холодное время года, то есть при температуре ниже +5 ºС производить работы вообще не рекомендуется. Плюс во время дождя или в сырую погоду качество укладки значительно снижается, так как состав увлажняется и быстрее остывает.

Вывод

Мы изложили общие базовые принципы качественной укладки асфальта, но наука не стоит на месте и технологии дополняются и совершенствуются. На видео в этой статье можно рассмотреть процесс укладки асфальта более детально.

16 /04/2016

Чтобы сделать асфальт самостоятельно нужно знать несколько деталей, который помогут избежать травматизма вовремя работы. Главным материалом для асфальта является щебень, смола и песок. Кроме этого, нужны полимерные материалы, с помощью которых укладывают поверхность. На первый взгляд, сделать асфальт самостоятельно вовсе не сложно, но прежде чем, начинать нужно подготовиться к данному процессу. Для начала нужно найти емкость, в которой будут смешиваться все ингредиенты. Также нужен небольшой костер, который должен гореть не меньше 8 часов. Для того чтобы охлаждать суспензии нужно подготовить около 100 литров воды. Чтобы все материалы держались между собой нужно использовать клейстер в виде смолы или битума.

Холодный асфальт
На сегодняшний день существует еще один вид асфальта – холодный, то есть полимерный. Основным преимуществом является то, что его укладка проводится при любой температуре. С помощью тестирования было установлено, что вязкость данного асфальта сохраняется даже при -15. Именно данный факт дает огромные преимущества такому виду асфальта, так как он позволяет в любое время и погоду ремонтировать дороги. Для такой укладки используют специальную технику, в том числе можно воспользоваться такой услугой, как аренда грунтового катка .

Горячий асфальт
1. Подготовка емкости.
В первую очередь нужно сделать некий предмет, который бы выполнял работу бетономешалки. Для этого можно применить железную бочку. Сверху ее нужно накрыть крышкой, а на дне в самом центре дрелью нужно просверлить отверстие. Затем нужно продеть тонкую трубу или прут и обварить сваркой, чтобы бочка не протекала. К одному из краев трубы нужно приварить прут Г-образной формы и получится вертел.
2. В самодельную бетономешалку засыпаем щебень, и песок по принципу 2:1 и все хорошенько перемешать. Не стоит насыпать мокрые смеси, так как они очень быстро высыхают и их сложно отковырять.
3. Битум нужно нагревать в другой емкости. Для этого лучше подойдет ведро. Нагрев до кипения нужно добавить полимеры. Чтобы битум был эластичным нужно добавить немного шампуни. Вследствие кипения он выгорит, а мешать смесь станет гораздо легче.
4. Горячий битум нужно добавлять в бочку, где уже прогреется песок и щебень. Ни в коем случае не нужно заливать битум в холодную бочку, так как он быстро застынет.
5. Прежде чем заливать асфальт, ямы нужно хорошо очистить. Кроме этого, с помощью компрессора можно выдуть весь ненужный мусор. Залив горячую смесь в ямы, нужно с помощью катка утрамбовать материал. Для того чтобы инструмент не прилипал к битуму его нужно смочить водой.



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з