Парки и сады. Сады Древнего Египта и Крита. История в садоводстве Обожествление мира египтянами

О. Б. Сокольская История садово-паркового искусства, 2004 г, стр. 14-29, 40-43

Тема 2.1. Сады древности, античности и раннего средневековья

Раздел 2. Стили садово-паркового искусства

Окно шины.

Петля с переключателем.

Разделенная память

Взаимодействие между ЭВМ определяется путем размещения сообщения в памяти, которое доступно для всех ЭВМ. Ключевой характеристикой является то, что память используется в качестве канала передачи данных, а также в качестве запоминающего устройства.

Характеристика:

1) надежность низкая. Если память выходит из строя, то есть полностью не функциональна.

2) Стоимость не высокая, дорогой является память

3) Территориальная распределенность до 1000 м.

4) Модульность плохая (ограничение накладываются числом портов, посредством которых осуществляется подключение станции к памяти).

5) Производит до 5 Мбит/сек.

Переключатель используется для перераспределения информации между различными станциями. Станции соединяются друг с другом последовательно.

Характеристика:

1) надежность не высокая, так как при отказе переключателя или канала связи сеть выходит из строя

2) стоимость не высокая, дорогим является переключатель

3) производительность до 3 Мбит/сек

Окна (переключатели) – это компьютеры или специальные устройства, соединяющие различные подсети между собой. Они выступают в качестве контролирующих потоки информации. На нашей схеме переключателями являются узлы А0 и С0. в архитектуре предусматриваются более одного переключателя. Сообщения могут передаваться в любом направлении. Переключатели обеспечивают передачу и взаимодействие отдельных ветвей сети.

Характеристика:

1) надежность высокая, выход из строя переключателя приводит к частичному отказу сети. Отказ компьютера ЭВМ не влияет на работу сети.

2) Стоимость невысокая, дорогим является переключатель

3) Территориальная распределенность до 1000м

В чистом виде архитектуры редко реализуются. Широко используются комбинации этих архитектур; все рассмотренные виды архитектуры могут использоваться совместно в различных сетях.

1. Садово-парковое искусство Египта: природные условия, растительность, строительные материалы, приемы композиции.

2. Садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии: природные условия, растительность, строительные материалы, приемы композиции.

3. Садово-парковое искусство Греции: природные условия, растительность, строительные материалы, приемы композиции.

4. Садово-парковое искусство античности - Сады Рима.

5. Садово-парковое искусство раннего средневековья - сады Мавританской Испании.

Египет является одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков. Как самостоятельное государство было основано в конце 4 тысячелетия до н.э.

Природные условия . Очень засушливый климат, почти полное отсутствие осадков и горячими знойными ветрами. Необходим был искусственный полив. Природный ландшафт своеобразен: это и ровный рельеф со слегка волнистой поверхностью песков, и широкие перспективы с мелькающими на горизонте силуэтом нагорья, и спокойное, медленное течение Нила. Такая мрачная картина оживляется небольшими оазисами.

Растительность . На берегах рек это гигантские папирусы и тростники, образующие целые заросли, а также «водные поля» многочисленных лотосов. Из древесных пород значительное место имела пальма, дающая плоды и тень, инжирное и гранатовое деревья, акация. На полях египтяне разводили ячмень, пшеницу, просо, лен. Священным в древнем Египте считался кустарник тамарикс, также использовался тростник. Предпочтение отдавалось деревьям с густой кроной, обеспечивающим защиту от знойных ветров, тень, прохладу; затем плодоносящим породам и видам, дающим благовонные масла для священных ритуалов. Египтяне любили цветы – излюбленными считались гвоздики, маки, васильки, розы, жасмин. Бесспорную роль в оформлении сада играли виноградники. Это яркий пример сочетания утилитарных целей с декоративными. Для винограда создавались перголы, из них создавались целые крытые тенистые аллеи с лозами и необычными декоративными эффектами.

Строительный материал . Египет был богат известняком, розовым гранитом, диоритом, алебастром, песчаником. Из них возводились долговечные и великолепные дворцы, храмовые комплексы, некоторые сохранились до наших дней. Архитектура отличалась грандиозностью, статичностью, колоссальностью, контрастом с пейзажем пустынь. Например: пирамида Хеопса (высота 147 м), Хефрена (143 м), скульптура Сфинкса (высота 20 м, ширина 60 м).

Приемы композиции. Характерной чертой Египта, повлиявшей на садово-парковое искусство, является развитие архитектурных ансамблей, которые состояли из ряда зданий и открытых дворов по продольной оси. Используются светотени, эффект перспективы, контраста при чередовании открытых и закрытых пространств. Пальмы, папирус, лотос – главные элементы отделки зданий. Водоемы – неотъемлемая часть египетского сада, их размеры зависели от размеров территории сада и служили как для полива растений, так и для декоративного оформления.

Садово-парковое искусство Древнего Египта было сформировано с четкими планировочно–композиционными канонами:

  • Регулярный план с использованием симметрии и осевого построения композиции;
  • Наличие водоема как неотъемлемой части сада;
  • Использование ритма как композиционного приема;
  • Применение рядовых посадок;
  • Использование интродуцентов в ассортименте древесных насаждений;
  • Сочетание разных видов искусств, включая и ландшафтное в оформлении ансамблей;

Формирование замкнутых композиций в связи с климатическими условиями.

Сады древнего Египта подразделялись на следующие типы:

Священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов;

Озеленение улиц;

Сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными территориями (родоначальники парков);

Сады при жилых домах знати.

План египетского сада

Рис. 1. Схема планировки египетского сада: 1 – вход; 2 – пергола, увитая виноградом; 3 – жилое здание; 4 - бассейны Территория небольшая, общей площадью 1 га. Вход в сад подчеркнут пилонами, обелисками или фигурами (чаще сфинксами). Участок окружен типичной для Египта высокой глинобитной стеной. Внутри сада различные части его также отделены друг от друга аналогичными ограждениями. Все эти загородки служат защитой от сухих знойных ветров. Композиционным центром является дом, находящийся в глубине сада, а композиционной осью – крытая аллея (пергола), увитая виноградом. По периметру сада были предусмотрены защитные рядовые посадки деревьев и кустарников. В саду располагалось 4 водоема и 2 беседки симметрично по сторонам входной аллеи. Этот сад образец регулярного стилевого направления. Древний египетский сад сочетал в себе религиозные, утилитарные, эстетические функции.

Часть I

Аменхотеп IV (Эхнатон) с женой (Нефертити) в саду

В далекой первобытности начался процесс изучения и овладения природой. Среда воспринималась человеком в те времена как сильная и враждебная. Человек обожествлял природу, поклонялся и деревьям, и животным. Из беспомощности человека перед природой и отчаянного желания приблизить ее к себе, закрепиться в мире родился тотемизм – вера в кровнородственные связи между человеком и растением или животным. Тотемизм породил магию, магия – мифы, ритуалы и обряды. Так, первая творческая деятельность (наскальный рисунок, натуральный макет, первобытный танец, изображавшие то или иное животное) носила ритуально-магический характер и была попыткой не отразить природу, а завладеть ею. Человек противостоял природе и боролся с ней за себя, в тоже время наблюдая и изучая ее и постепенно превращая в свою союзницу. Если вы хотите узнать о борьбе между пейзажным и регулярным парками , пройдите в рубрику на нашем .

С первобытных времен человек, перейдя к оседлому образу жизни и устраивая дом, стал огораживать свой кусочек природы. Сад, ограждённый примитивной изгородью от диких животных, представлял собой участок земли, где сажали сначала, в основном, лекарственные растения, затем плодовые и декоративные. Возможно, жилище украшалось цветами. Понятие и содержание декоративного сада сформировались в Древнем Египте . Определилось сочетание декоративной и функций сада (т.е. имеющая практическое назначение). Первые ирригационные системы, декоративные аллеи, перголы появились в садах Древнего Египта . Создание первых садов в Древнем Египте было осложнено засушливым климатом, малым количеством лесов и плодородных земель. Лишь некоторые из насаждаемых в садах Древнего Египта растений росли в естественных условиях на берегу Нила. Поэтому здесь были предприняты первые успешные попытки акклиматизации иноземных растений и создания первых садов на искусственных основаниях. Благодаря сложной системе оросительных каналов сады поливались водами. С тех самых пор боги всех времен и народов «поселились» в садах.

Обожествление мира египтянами

Египтяне жили в абсолютно обожествленном мире. Богами были животные, растения, птицы, небо, земля, горы и река. Изображение египетских богов с птичьими, звериными, лягушачьими и звериными головами и сфинксов с человеческими лицами и сегодня потрясают воображение и одновременно напоминают о действительной связи всего живого. Следы поклонения животным остались в виде аллей сфинксов, львов в Делосе, кладбищ священных крокодилов, собак, кошек и т.д., а также в географических названиях египетских городов, описанных древними греками: Крокодилополь, Ликополь (Волкоград), Кинополь, Леонтополь (Львоград), Элефантина. Еще больше египтяне поклонялись растениям. Сооружение садов Древнего Египта было не только необходимостью, но и требованием религиозных культов. Дворцовый сад царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри был посвящен богу солнца Амону-Ра. Разрешение на строительство садов также давал Амон-Ра, и это было привилегией богатых. От социального положения, богатства зависел и размер сада.

Уход за виноградниками и сбор урожая в Древнем Египте. Фреска из гробницы в Фивах. XII в до н.э.

Многие предполагают, что в эпоху Древнего и Среднего царства, в чаще всего, было распространено строительство плодовых садов, виноградников, огородов. Многочисленные изображения, барельефы, изображающие отдельные виды работ в садах – полив, посадка растений, сбор урожая, — подкрепляют это предположение, указывая на то, что сначала были освоены сады утилитарного назначения (т.е. имеющий практическое назначение). Однако в Новое царство деревья, растения стали компоновать в группы по законам красоты.

Сады Древнего Египта

создавались при храмах, дворцах, жилых домах состоятельных египтян. Вместе со священными рощами, озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, обнесенных валами, стенами. Город, «видимых с внешних валов или стен, производил впечатление цветущего оазиса, на зелени которого выступали обелиски и монументальные пилоны храмов». Города Фивы и Тель-эль-Амарна описывались как города – сады.

Города имели прямолинейную сетку, а широкие улицы (до 40 м) играли роль ритуально-процессионных дорог, поскольку вели к дворцам и храмам. Было обнаружено археологами по сторонам улиц ям с остатками земли, корней, фрагменты оросительной системы, как свидетельствовало о наличии их озеленения. Предполагают, что в уличных аллейных посадках использовались пальмы.

План египетской виллы. Барельеф гробницы в Фивах.
1- вход
2 — пергола
3 — жилище
4 — бассейны

Египетская вилла. Барельеф в гробнице около города Тель-эль-Амарна. Среднее царство.

Частный египетский сад

История. Сады Древнего Египта и Крита . На стене гробницы Мефена, визиря фараона Снофру, нашли первое описание частного сада. Этот сад включал дом, озеро и большое количество фиговых деревьев. Некоторые изображения садов Древнего Египта сохранились в барельефах.

Судя из изображений, типичный египетский сад имел квадратный или прямоугольный план, почти симметричной планировки, окружался стенами, символизирующими силу и безопасность. Считалось, что чем массивнее портал, тем выше статус владельца. Здание находилось на оси садов и вместе с ними поднималось над уровнем реки, часто располагаясь на террасах. Центральную часть сада занимал обширный виноградник, увивающий перголу, или пруд. По периметру сада вдоль ограды были устроены аллеи.

Important!

Дорожки в садах Древнего Египта всегда были только прямыми, их кривизна была невозможна на протяжении всех трех тысячелетий Древнего Египта , поскольку ассоциировалась с непорядком.


Сады наполнялись скульптурными изображениями львов, богов, сфинксов, аналогичных тем, что организуют аллею сфинксов в Дэйр-эль-Бахри или «Дорогу процессий» между Карнакским или Луксорским храмами. Дом египтянина окружен амбарами с зерном и маслом. За домом в саду растут разнообразные деревья, по изображениям которых можно идентифицировать пальмы, смоковницы, инжир. В центре сада расположен большой пруд. За прудом по оси перспективы дома посажен сикомор.

ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО

ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО (САДОВО-ПАРКОВОГО) ИСКУССТВА

Сады и парки формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Их развитие шло одновременно с другими видами искусства - архи­тектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социального строя и приспосабливаясь к природе. В са­дово-парковом искусстве* (Поскольку основные приемы сформиро­вались в ходе исторического развития садов и парков, в тексте помимо термина «ландшафт­ное искусство» используется традиционно принятый термин «садово-парковое искусст­во») находили свое воплощение достижения расте­ниеводства (декоративного садовод­ства, селекции, интродукции), архи­тектурного и инженерного мастерст­ва (строительства, ирригации и др.). Эти находки закреплялись в виде различных приемов, которые систе­матизировались, канонизировались, возводились в ранг эстетических и технологических принципов.

В каждую историческую эпоху в соответствии с ее эстетическими уста­новками и техническими возможно­стями складывался свой комплекс принципов и приемов, который и оп­ределял облик парков, их стиль. При этом сформировались два основных стилевых направления - регулярное и пейзажное.

Для регулярного стилевого на­правления характерны геометриче­ская сетка плана (включающая прямолинейную трассировку дорог, гео­метрическую форму партеров и цвет­ников, симметричное оформление композиционной оси и пр.), архи­тектурно обработанный, террасиро­ванный рельеф, подчеркнутое доми­нирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка. В эту группу входят древние сады Востока, Греции и Рима, сады сред­невековья и эпохи Возрождения, французские регулярные парки XVII в., сады и парки России конца XVII - первой половины XVIII в. Пейзажное стилевое направление в отличие от регулярного отобра­жает и подчеркивает красоту есте­ственной природы. Оно характеризу­ется свободной сеткой плана, извили­стыми дорогами, естественным рель­ефом, свободными контурами водое­мов, лужаек, полян, свободнорастущими деревьями с живописными формами крон. К этому стилевому на­правлению относятся сады Китая и Японии, пейзажные парки Европы XVIII в. и России XVIII - начала XIX в., садово-парковое искусство Европы, Америки, России XIX- XX вв. Это подразделение несколько условно, так как в парках одного на­правления часто присутствуют при­емы другого. Для парков нашего сто­летия, включая и современные, ха­рактерно почти равноправное уча­стие приемов обоих направлений.



В пределах этих стилевых направлений, несмотря на общность комп­лекса планировочных и композицион­ных черт, формируются парки, суще­ственно различающиеся между со­бой. Они имеют характерные черты, соответствующие определенной исто­рической эпохе, экономике, природ­ным условиям, эстетическим воззре­ниям общества - словом, всему то­му, что формирует стиль эпохи и со­ответственно стиль в садово-парко­вом искусстве.

Рассматривая стиль в садово-пар­ковом и ландшафтном искусстве в целом с позиций марксистско-ленин­ской эстетики, его можно охаракте­ризовать не просто как набор регу­лярных или пейзажных приемов, а как такую их совокупность, которая формирует физиономический облик объекта в соответствии с природ­ными, социально-историческими и даже национальными особенностями.

РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ

Лекция 1. САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

1. Садово-парковое искусство Древнего Египта.

2. Садово-парковое искусство Ассиро Вавилонии.

3. Садово-парковое искусство Античной Греции.

4. Садово-парковое искусство Древнего Рима.

Садово-парковое искусство Древнего Египта.

Древний Египет как самостоятель­ное государство был основан в конце IV тысячелетия до н. э. Его террито­риальные границы приурочены к долине р. Нил, несущей свои воды с юга на север и впадающей в Сре­диземное море. Здесь естествен­но произрастали в основном тама­риксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила - тростники, папи­русы, лотосы. Жаркий и засушли­вый климат с горячими ветрами, поч­ти полным отсутствием осадков иск­лючал возможность существования древесно-кустарниковой раститель­ности на сколько-нибудь значитель­ных площадях. Древними египтяна­ми была создана развитая иррига-

ционная система с каналами, обеспе­чивающими водой поля, и гидротех­ническими устройствами, защи­щающими города и поселения от на­воднений во время разлива реки.

Из ценного строительного матери­ала, которым был богат Древний Египет,- гранита, известняка, пес­чаника и др. возводились великолеп­ные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично со­хранившиеся и до наших дней.

История Древнего Египта, в том числе и его история архитектуры и градостроительства, делится на несколько периодов:

Древнее царство - 3200-2400 гг. до н. э., столица - Мемфис. Среднее царство XXII- XVIII вв. до н. э., объединение Египта после двухвекового перерыва, обусловленного война­ми и раздробленностью, столица - Фивы. Затем наступил двухвековой перерыв (XVIII- XVII вв.), связанный с нашествием гиксосов. Новое царство - XVI-XI вв. до н. э. и позднее время - с X в. до 332 г. н. э., т. е. до завоевания Египта Александром Маке­донским, который основал новую столицу - Александрию.

Период существования Древнего царства ха­рактеризуется строительством пирамид, Сред­него - мощным ирригационным строительст­вом и сооружением Фаюмского водохрани­лища с обширной оросительной системой. Новое царство - наиболее яркий период раз­вития египетского государства, для которого характерно строительство храмовых комплек­сов.

За три тысячелетия существова­ния египетского государства вместе с развитием градостроительства, ар­хитектуры и растениеводства форми­ровалось и садовое искусство. Са­ды создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление го­родов, которые имели прямолиней­ную сетку плана. Город «...видимый с внешних валов или стен, произво­дил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обели­ски и монументальные пилоны хра­мов» . Валы и стены защи­щали город не только от вражеских нашествии, но и от наводнений во время разлива Нила. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, иг­рали роль парадных дорог для про­цессий и имели значительную ши­рину (до 40 м), рассчитанную на дви­жение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема дава­ло ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульп­турных изображений.

На территории храмового комплек­са эта дорога становилась продоль­ной композиционной осью, являю­щейся одновременно и осью симмет­рии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались простран­ства и объемы, которые по мере про­движения последовательно изме­нялись в размерах в сторону увели­чения или уменьшения.

В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования от­крытых, освещенных солнцем внут­ренних дворцов с темными простран­ствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного из­менения их размеров при движении.

Геометрическая сетка планов горо­дов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное ис­пользование принципа симметрии определили характер египетского са­да, который сформировался как ре­гулярный с четко выраженной глав­ной осью.

В качестве примера приводится план еги­петского сада площадью 1 га. Сад имеет квад­ратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкаю­щейся домом, расположенным в глубине са­да. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осе­вой дороге размещены четыре прямоуголь­ных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад - об­разец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружаю­щих отдельные участки - входную площадку, перголу, водоемы, посадки.

Сад давал тень и прохладу, обе­спечивал плодами и цветами, здесь же находились священные расте­ния - лотос, папирус и др. В расти­тельном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из тра­вянистых были распространены гвоз­дики, васильки, маки.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние ре­лигиозных, утилитарных и эстетиче­ских функций.

В целом в Древнем Египте сфор­мировалось садовое искусство с чет­кими композиционно-планировочны­ми канонами:

Регулярным планом, включаю­щим осевое построение композиции и использование симметрии;

Формированием замкнутых композиций;

Наличием водоемов как неотъ­емлемой, а часто и главной части сада;

Использованием ритма как ком­позиционного приема;

Применением аллейных и рядо­вых посадок;

Использованием экзотов в ас­сортименте древесных растений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования города Москва

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования

Московский колледж архитектуры и градостроения

По дисциплине: «История ландшафтной архитектуры»

На тему: «Устройство садов Древнего Египта»

Выполнил: Балашова А. Е.

Проверил: Миленина Л. М.

Москва 2014-15 уч. г.

1. Парково-храмовый комплекс

В IV тысячелетии до н.э. как самостоятельное государство, был основан Древний Египет. Его развитие тесно связано с долиной реки Нил, покрытой плодородным илом благоприятным для земледелия. В долинах Нила росли небольшие рощи платана, грецкого ореха, финиковой пальмы, инжира, тамарикса, тополя, смолистого дерева. Но этого было не достаточно для полноценного комфорта. Необходимым было создание садов, приносивших прохладу и тень. "Он беден, у него нет тени" - так говорят древние тексты. Отсутствие тени - одно из тягчайших бедствий неимущего населения этой страны. Устройство садов в условиях жаркого климата требовало искусственного орошения. Инжир, шелковица, миндаль, финиковые пальмы, виноград выращивали вдоль правильной, прямоугольной сети каналов, диктовавшей создание прямоугольных, симметрично распланированных садов.

Характерная особенность египетских садов состояла в том, что овощи и цветы занимали практически все свободное пространство между деревьями. Египетские садовники занимались не только культивацией, но и выгонкой ландышей, левкоев и роз. В египетских садах росли резеда, маки, васильки, ромашки, лилии, хризантемы. Цветок лилии был символом надежды и краткости жизни, из него добывали благовонное масло. Цветы широко использовали для художественного оформления празднеств, из них плели венки и гирлянды. А в период царствования царицы Клеопатры (69- 30 гг. до н. э.) особое внимание уделялось выращиванию разнообразных роз.

Рис. Первый храмово-парковый комплекс

Заупокойные храмы Ментухотепов (2160-2000 гг. до н. э.) и царицы Хатшепсут (1520-1500 гг. до н. э.) были первыми известными нам храмово-парковыми комплексами Древнего Египта. Именно они обеспечили ему прочное место в истории всемирной культуры. Храмовые террасы украшали садами, в которых пруды часто были центром композиции. Портики храмов покрывали рельефами, из которых видно, что, помимо большого количества сокровищ, из дальних странствий привозили деревья в кадках, диковинные плоды и другие редкости. В период расцвета Фив - древней столицы Египта, садовое строительство достигло особого размаха. В Фивах строили роскошные виллы с садами и прудами, окруженные стенами. Центром композиции являлся прямоугольный бассейн, иногда довольно внушительных размеров (60X120 м). В прудах росли водные растения, плавали птицы. Главное здание всегда помещалось на центральной композиционной оси. Все элементы сада - аллеи, пруды, цветочные клумбы, виноградники, открытые павильоны - были связаны в единый композиционный ансамбль. Это позволяет предположить, что сады создавали по заранее разработанному плану. Строителями египетских садов учитывались соотношения не только между отдельными элементами сада, но и между шириной аллеи и высотой деревьев. Городские улицы были прямыми, узкими, плотно застроенными. Пальмы и другие растения зачастую высаживали на крышах домов.

2. Ахетатон

Но были в столицах Египта и улицы для религиозных процессий, шириной от 40 до 60 м (улица Великого жреца в Ахетатоне). Эти улицы, ведущие к храму, всегда обсаживались пальмовыми аллеями, чтобы скрыть хаотичную застройку. Вдоль главных улиц Ахетатона находились вырытые прямоугольные ямы, по которым мы можем судить о наличии пальмовых аллей. Помимо прочего, для поливки деревьев и кустарников в Ахетатоне были устроены колодцы.

3. Принципы устройство сада в Древнем Египте

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций. В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии; египетский сад орошение дерево

Формирование замкнутых композиций;

Наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;

Использование ритма как композиционного приема;

Применение аллейных и рядовых посадок;

Использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Шадуф - водоподъемное сооружение типа журавля в Древнем Египте.

Он представлял собой рычажное устройство. К одному концу длинного шеста крепилось ведро, к другому груз.

Рис. Посадка деревьев

Поскольку города лежали на песочных холмах, ямы перед посадкой деревьев наполняли плодородной землей, доставленной с берега Нила.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения японских садов. Японский сад как образ живой природы. Особенности садового искусства в Японии. Место камней и воды в ландшафте. Устройство пруда. Проектирование сада. Методика формовки растений и их расположение. Современные стили.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2016

    История зимних садов начинается в Древнем Египте. На египетских изображениях, которым более 3000 лет, хорошо видны маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. Несколько тысячелетий насчитывает искусство бонсай, зародившееся в Китае.

    реферат , добавлен 25.12.2004

    История возникновения японских садов как образа живой природы, процесс формирования их типологических черт. Особенности садового искусства в Японии. Сад камней: камень в японской культуре. Вода как второй главный компонент сада. Мох - необходимый атрибут.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2015

    История возникновения садово-паркового искусства Японии. Восточная философия, стилистика и разновидности японских садов. Значение, особенности и принципы проектирования сада. Внутренний смысл композиций из камней, декоративных элементов, растений.

    реферат , добавлен 20.06.2015

    История создания садов и парков Санкт-Петербурга. Планировка и строение парков Царского Села, парков Петергофа, садов Каменного острова и Стрельны, Гатчинских парков. Особенности Нижнего сада Меншиковского дворца в Ораниенбауме. План Каменного острова.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Обобщение основных элементов оформления сада. Отличительные черты голландских барочных садов, для которых была характерна пышная растительность, проявляющаяся в широком применении зелени для проектирования аллей, беседок, трельяжей, живых изгородей.

    реферат , добавлен 23.11.2010

    История появления каменистых садов в России. Понятие содержания пропорции, соразмерности в природе. Основные элементы озеленения и благоустройства территории. Малые архитектурные формы. Композиция холмистого сада. Инвентаризация существующих насаждений.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2014

    Исторический опыт озеленения городских территорий, этапы развития садово-паркового искусства. Классификация зеленых насаждений по их назначению. Проблематика озеленения городских территорий. Породы деревьев и кустарников, применяемых в озеленении.

    реферат , добавлен 31.01.2012

    История создания и архитектурные особенности палат Аверкия Кириллова как типичного образца московских построек допетровской России. Архитектурное устройство комплекса и его внешний вид. Описание внутреннего убранства, историческая ценность построек.

    реферат , добавлен 15.06.2014

    Основные способы защиты помещений от атмосферных осадков и устройству кровли. Особенности технологической карты на устройство дощатых полов. Рассмотрение особенностей укладки чистого пола по лагам, знакомство с применяемыми материалами и изделиями.

Географическое положение. Древний Египет - одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения реки Нил, который впадает в Средиземное море.

Климат. Климат Древнего Египта труднопригодный для проживания. Жаркий и засушливый, с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков. Всё время стоял нестерпимый зной.

Растительность. Здесь не было возможности существования древесно-кустарниковой растительности на больших площадях. Естественно произрастали: тамариксы (гребенщик французский, Бо́жье де́рево, би́серник), финиковые пальмы,

А вдоль берегов Нила: тростник, папирус, лотосы.

Исторический очерк. Строительный материалы: гранит, известняк, песчаник, которые характеризовались высокой прочностью и долговечностью.

За три тысячелетия существования египетского государства, вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства, формировалось и садовое искусство.Улицы египетских городов были прямыми, с тесно поставленными домами, на крышах которых нередко были посажены пальмы и другие растения. Сзади домов находились квадратные или прямоугольные сады, симметрично распланированные. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Храмовые постройки, состоящие из нескольких дворов, аллей и колоннад умело соединялись в одно целое. Это говорит о том, что уже в Египте существовали архитектурно устроенные сады. Ряды пальм красиво сочетались с каменными колоннами. Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью.

Типы садов: сады при храмах, сады при дворцах, сады при жилых домах состоятельных владельцев,

В качестве примера рассмотрим план строения египетского сада площадью 1 га. (относится к эпохе Среднего царства – 21-18 вв до н.э.) Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной (которая защищала сад от песчаных бурь и разлива Нила). Вход отмечен пилонами (башни в форме усеченной пирамиды перед домовым храмом) и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Более крупные деревья помещали ближе к стенам ограды, затем - средние по высоте, а самые низкие - в середине сада, вокруг квадратного (прямоугольного) пруда. В этих прудах разводили папирус, голубые и белые кувшинки и священный лотос. Особенно чтили жители Египта цветки лотоса, «невесты Нила», как они называли это растение. Оно было посвящено богу Солнца Озирису и богине плодородия Изиде. Жрецы Озириса и знатные египтянки украшали себе голову цветками лотоса. Из его лепестков делали гирлянды. Листья лотоса использовали как сосуды и тарелки. Эти пруды положили начало так называемым теперь «водяным садам».

Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др.

В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты (растения, выращенные в грунте за пределами ареала их природного распространения) - инжир, гранат, розы, жасмин. В больших садах отводили каждому виду растений - пальмам, смоковницам, декоративным растениям - отдельные, строго симметричные квадратные участки. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Пальмы, гранаты, смоковницы, лимоны, розы заполняли сады. Пальмы, по представлению египтян, обеспечивали владельцу радость; смоковницы - богатство и знание сокровенного; черное (эбеновое) дерево - богатство и счастье. Эти деревья были для египтян священными. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки. Египетские садовники, специальность которых особенно ценилась в те времена, выводили розы, ландыши и левкои в течение круглого года. Здесь росли резеда, мак, мирта, вывезенная из Персии клещевина, из семян которой получали масло для освещения храмов. Благовонное масло «сузинон» изготавливали из лилий. Лилия для египтян служила символом надежды и краткости жизни.

Функции сада. Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

Стилевые особенности. В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;
- формирование замкнутых композиций;

Центром ансамбля всегда являлось главное здание;

Наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;
- использование ритма как композиционного приема;
- применение аллейных и рядовых посадок;
- использование экзотов в ассортименте древесных растений.



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з