Введение, искусство, древнегреческий эпос - древнегреческая культура. Николай Кун: Легенды и мифы Древней Греции. Древнегреческий эпос Становление героического эпоса в древней греции

Древнегреческая и римская мифология

Животворящим источником античного искусства и литературы была мифология, необычайно богатая, красочная, образная и человечная. Мифы составляют ценнейшую часть литературного наследия ранних эпох древнегреческой цивилизации.

Разные типы дорелигиозного и религиозного мышления сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами. Миф - первая форма рационального постижения мира, его образно-символического воспроизведения и объяснений. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме, которая могла претвориться в магическое действие как средство покорения непостижимого. Интерпретация универсума мифа антропоморфна: он наделяется теми качествами, которые окрашивают бытие индивида в его взаимосвязи с другими людьми. Отсутствие субъект-объектной оппозиции, изначальная нерасколотость мира также специфичны для мифологии. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. Символическое воображение продуцирует образы, воспринимаемые как часть действительности. Боги древнегреческого и римского пантеона столь же реальны, как и олицетворяемые ими стихии.

По верованиям древних греков, во Вселенной некогда существовал изначальный бесформенный Хаос, из которого постепенно выделялось два божества: Эрос-любовь и Гея-Земля. Затем появились Тартар - вечная подземная тьма, Ночь и День, Небо, Горы и Море. От брака Геи и Урана (Неба) родилось старшее поколение богов, титанов и могучих сторуких великанов гекатонхейров. Они сотворили Солнце, Луну, Зарю и Ветры. Могущественнейший из титанов Кронос (Время) отнял власть у своего отца Урана и породил в союзе с Геей младшее поколение богов. Вскоре власть над миром перешла к сыну Кроноса - Зевсу (римск. Юпитер). С заоблачной вершины Олимпа (высочайшая гора на Балканском полуострове) Зевс-громовержец совместно с братьями и рожденными от брака с Герой (римск. Юнона) - покровительницей семейного очага и всего живущего - божествами повелевает людьми и природой. Рядом с Зевсом на Олимпе восседают Артемида (римск. Диана) - богиня охоты, целомудрия и чистоты; Афина (римск. Минерва) - богиня мудрости и воинской доблести; Афродита (римск. Венера) - богиня любви и красоты; Apec (римск. Марс) - бог кровавых войн и насилия; Аполлон (римск. Феб) - бог света и разума, покровитель искусств, которыми он управляет с помощью девяти сестер-муз; Дионис (римск. Вакх) - бог плодородия, вина и веселья; Гефест (римск. Вулкан) - бог огня и кузнечного ремесла; Посейдон (римск. Нептун) - бог морей и океанов; Гермес (римск. Меркурий) - бог торговли; Аид (римск. Плутон) - бог подземного царства мертвых. В союзах между собой и смертными женщинами боги-олимпийцы породили новых богов, полубогов и героев, сказания о которых составляют обширные циклы мифологии.

Наряду с мифами в Древней Греции существовали различные гимны, песни, заклинания, а во время праздников в честь богов плодородия устраивались массовые шествия и магически-мимические представления, из которых впоследствии возникли античный театр и драматургия.

Классические литературные жанры Древней Греции. Древнегреческий героический эпос

Величайшие памятники европейского эпического творчества - поэмы "Илиада" и "Одиссея". Они традиционно приписываются легендарному певцу-сказителю (аэду) Гомеру, который, по преданию, первым стал объединять короткие исторические и героические песни в обширные эпические поэмы. Слепому поэту Гомеру приписывалось также создание целого цикла гимнов и норм классического гекзаметра.

Отсутствие достоверных сведений о личности Гомера, времени и месте возникновения знаменитых поэм - основная причина так называемого гомеровского вопроса. Одни ученые отрицают индивидуальное авторство поэм, считая их результатом коллективного творчества народа; другие полагают, что "Илиаду" создал Гомер, а "Одиссею" - иной автор; третьи считают, что Гомер создал лишь небольшую поэму, в дальнейшем дополненную новыми эпизодами и т.п. Полная ясность в эти сложные вопросы вряд ли будет когда-либо внесена, но вполне очевидно, что "Илиада" и "Одиссея" - результат творческой обработки старинных народных преданий каким-то одним гениальным поэтом.

"Илиада" и "Одиссея" сюжетно связаны с чрезвычайно популярным в Древней Греции мифологическим циклом о Троянской войне, происходившей предположительно в XIII в. до н.э. Реальной ее причиной (войны материковых и островных древнегреческих племен с небольшим государством Троей (Илионом), расположенным на берегу нынешнего Дарданелльского пролива), несомненно, было экономическое и политическое соперничество. Но действительные причины и события Троянской войны были героизированы или подвергались мифологизации.

Художественное и историческое значение гомеровских поэм невозможно переоценить. Обе они имели исключительно важное значение для судеб всех европейских литератур и всегда оставались непревзойденными образцами эпического творчества.

Гомеровские поэмы прославляют красоту, смысл и ценность человеческой жизни, они подлинно народны не только потому, что их "знал наизусть каждый эллин" (В.Г. Белинский), но прежде всего потому, что они раскрывают социокультурную действительность и героику прошлого с точки зрения народа.

В поэмах Гомером дана обширная галерея мужских и женских образов, обладающих (несмотря на присущую им статичность) высокой художественностью. Созданные в духе стихийного реализма, "девственной наивности" (В.Г. Белинский), поэмы вместе с тем еще лишены психологизма. Гомеровское искусство захватывает своей благородной простотой и величием, широтой и многообразием воплощения жизни.

Еще в античные времена поэмы Гомера считались классическими образцами художественного совершенства, их изучали в школе, в них находили целый мир животворных идей, необходимых для формирования нравственного облика молодого поколения. Обладающие огромной познавательной ценностью, поэмы Гомера и сегодня сохраняют значение недосягаемого образца.

Введение

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов, историков, писателей, путешественников, да и просто любознательных людей. Однако Культурология - сравнительно молодая наука. Она начала выделяться в особую область знаний с XVIII в. И приобрела статус самостоятельной научной дисциплины фактически лишь в XX столетии. Само слово «культурология» было введено для ее наименования американским ученым Л.Уайтом в начале 1930-х гг.

Но вернемся к заданной теме. Культуру Древней Греции я выбрала потому, что основателем культурологи все-таки считается древнегреческий философ, Аристотель.

Античная культура существовала в промежутке между VII в.до н.э. и Vв.н. э. Основные параметры Античной культуры были заданы древними греками, они заложили ее основы и выразили с набольшей силой и простотой.

Искусство

Древнегреческий эпос

Первые из дошедших до нас древнегреческих эпических текстов гомеровские «Илиада» и «Одиссея» созданы приблизительно в VII в.до н.э. Очевидно, что уже в те времена они не были единственными, а входили в эпическую традицию древних греков. После «Илиады» и «Одиссеи» создание эпических произведений продолжалось на протяжении всей Античности. Однако гомеровские поэмы навсегда остались из ряда выходящими и исключительными. «Илиаду» и «Одиссею» с полным правом можно назвать первотекстами Античности. Это были наиболее авторитетные тексты, к ним апеллировали как к чему-то безусловному и литераторы, и философы, и государственные деятели, и ученые.

Гомеровские поэмы представляют собой первое цельное и законченное выражение греческой души. В них она впервые оформилась и воплотилась как нечто в основе своей состоявшееся. В дальнейшем древнегреческая культура будет развиваться вширь и вглубь. В ней появятся новые темы и повороты, то чего-то она откажется, что-то приобретет, и все-таки определяющее и стержневое для древнегреческой культуры состоялось уже в «Илиаде» и «Одиссее». За всю Древнюю Грецию представительствовать в состоянии только гомеровский эпос.

Принятие и освещение мира заходит у Гомера так далеко, как этого никогда не будет ни в одной другой культуре.

Древние греки, за редким исключением, не ставили под сомнение реальность Троянской войны и подвигов ее героев, это в корне подорвало бы их самоощущение. «Илиада» и «Одиссея» не просто принадлежали к почетному и возвышенному жанру словесности, они формировали и поддерживали душевный строй древних греков, в какой-то мере служили их самоидентификации. Поэтому текст гомеровских поэм воспринимался и как реальность, и как образцовое произведение искусства. Он в совершенстве отразил возвышенную - прекрасную жизнь героев, а не был плодом фантазии Гомера.

Стоит буквально локализовать эпическое действие в пространстве и времени, и оно станет историей, а его вершители - просто и только людьми. Греки иногда были склонны к подобной локализации. Но она не могла быть последовательной, т. к. мир «Илиады» и «Одиссеи» был важен для них совсем не в качестве реальной истории. Он оставался надысторическим, представляя собой Грецию и греков как таковых, поверх бурных событий истории.

Героический эпос Гомера впитал в себя самые древние мифы и легенды, а также отразил жизнь Греции накануне появления классового общества.

Сейчас считается установленным, что примерно в XII веке до нашей эры племена ахейцев отправились под Трою в поисках новых земель и богатств. Ахейцы покорили Трою и вернулись на родину. Память о великом последнем подвиге ахейского племени жила в народе, и постепенно стали складываться песни о героях Троянской войны.

Когда же первенство в Греции получила Аттика и Афины, афиняне тоже связали с этой войной подвиги сыновей Тезея. Таким образом оказалось, что все греческие племена имели в гомеровском эпосе произведение, воспевавшее их общее великое прошлое, для всех одинаково дорогое и вечное.

Интересно также отметить, что гомеровский эпос отразил в себе еще более древнюю культуру, а именно культуру острова Крита. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре. В критских надписях упоминаются имена героев, известных из эпоса Гомера, а также имена богов, всегда считавшихся чисто греческими.

Поэмы Гомера носят величественный, монументальный характер, присущий героическому эпосу. Однако в "Одиссее" много черт бытовых, сказочных, фантастических. Это и понятно, ведь "Илиада" посвящена войне, а "Одиссея" — превратностям человеческой жизни.

Сюжет "Илиады" связан с мифом о похищении троянским царевичем Парисом Елены, жены греческого царя Менелая, владетеля Спарты. Начинается "Илиада" с того момента, когда в греческом лагере на десятом году осады началась чума. Ее наслал бог Аполлон, покровитель троянцев, по просьбе своего жреца, у которого греческий вождь Агамемнон отнял дочь. Долгая речь жреца образна и ярка. Он просит об отмщении.

Так вопиял он; и внял Аполлон сребролукий!
Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,
Лук за плечами неся и колчан со стрелами, отовсюду закрытый;
Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали
В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный.

Чтобы прекратить чуму, Агамемнон вынужден вернуть дочь отцу, но взамен отбирает пленницу у Ахилла. Разгневанный Ахилл, одержимый чувством горькой обиды, уходит в свой стан. Ахилл отказывается участвовать в осаде Трои.

Начинаются ожесточенные бои, в которых греки терпят от троянцев поражение. Тогда они посылают к Ахиллу послов (IX песнь), но безрезультатно; он отказывается принять участие в боях. Наконец, в XVI песне Патрокл, друг Ахилла, вступает в бой, так как не может больше видеть, как гибнут товарищи. В этом бою Патрокл погибает от руки троянского героя Гектора, сына царя Приама.

Только тогда Ахилл, мстя за друга, вступает в бой. Он убивает Гектора, жестоко издеваясь над его трупом. Однако старик Приам, отец Гектора, явившись ночью в палатку к Ахиллу, умоляет его вернуть тело сына. Ахилл, тронутый горем старика и вспоминая своего собственного отца, которого он никогда не увидит, возвращает тело Гектора и даже устанавливает перемирие, чтобы дать троянцам время оплакать погибших. Заканчивается "Илиада" погребением героев двух враждующих лагерей — Патрокла и Гектора.

Герои поэм мужественны и величественны. Они не знают страха перед врагом. И греки и троянцы изображены с большим уважением и любовью. Не случайно поэтому образцом героизма являются грек Ахилл и троянец Гектор. Ахилл — гроза для троянцев, суровый, непоколебимый воин. Он любит родину. Но в его душе живет и жалость к троянцу — старику Приаму, потерявшему родного сына. Он ощущает горечь своей собственной судьбы (ему суждено погибнуть во цвете лет). Он мстит за обиду, помнит зло, иногда плачет, как ребенок. Но основная линия его характера — это не знающий предела героизм и преданность общему делу. Замечательным примером великодушия Ахилла и вообще гуманизма древнего эпоса является сцена XXIV песни "Илиады", когда Ахилл отдает царю Приаму тело Гектора.

Говорит Ахиллес быстроногий:
"Старец, не гневай меня! Разумею и сам я, что должно
Сына тебе возвратить: от Зевса мне весть приносила
Матерь моя среброногая, нимфа морская Фетида.
Чувствую, что и тебя (от меня, ты, Приам, не сокроешь)
Сильная бога рука провела к кораблям мирмидонским...

Вместе с Приамом Ахилл сетует на тяжелую судьбу человека, вместе с ним оплакивает погибших; он разрешает Приаму двенадцать дней справлять тризну по Гектору и с богатыми дарами отпускает его в Трою.

Гектор — троянский вождь, главный защитник города. Он оставляет отца, мать, жену и ребенка, уходя в последний бой. Нежностью и беспредельной любовью овеяна сцена прощания Гектора с Андромахой и сыном. Мальчик плачет, испугавшись шлема отца. Гектор снимает с головы сияющий шлем, и ребенок смеется, тянется к нему. Задумчива и горестна мать. Она предчувствует гибель Гектора и скорбную судьбу сироты-сына. Со стены города смотрит Андромаха на последний поединок. Гектор, лишенный помощи богов, до последнего вздоха сражается с Ахиллом. Жизнь его отдана за родину.

В "Одиссее" изображаются события после разрушения Трои. Все герои вернулись домой, кроме Одиссея, царя острова Итаки. Он странствует десять лет из-за ненависти к нему бога моря Посейдона.

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много и сердцем скорбел на морях, о спасеньи заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну сопутников...

Начало "Одиссеи" повествует о последних событиях из семи лет странствий Одиссея, когда он жил на острове нимфы Калипсо. Оттуда по велению богов он отправляется на родину. Прибывает Одиссей на Итаку в XIII песне. Дома его ждут жена Пенелопа, осаждаемая женихами, и ставший юношей сын Телемак. Одиссей останавливается у свинопаса, потом подвидом нищего пробирается во дворец и, наконец, в союзе с верными слугами истребляет всех претендентов на руку Пенелопы, подавляет восстание родственников убитых и начинает счастливую жизнь в кругу своей семьи. Прекрасен образ жены Одиссея Пенелопы, верной, преданной и умной женщины. Двадцать лет Пенелопа растила сына и оберегала дом в отсутствие мужа.

Гомер так описывает радость Пенелопы, когда она удостоверилась, что перед нею действительно Одиссей:

Так веселилась она, возвращенным любуясь супругом,
Рук белоснежных от шеи его оторвать не имея
Силы. В слезах бы могла их застать златотронная Эос...

Общество, представленное у Гомера, — патриархальный род, который еще не знает классового расслоения. Цари трудятся наравне с пастухами и ремесленниками, а рабы, если они и существуют, являются пленниками, взятыми на войне, и не занимают еще униженного положения в семье. Одиссей сам себе строит плот, царевна Навзикая стирает белье. Пенелопа искусно ткет.

Вместе с тем появляется имущественное неравенство, вожди получают лучшую добычу, судьба рабов зависит от воли господина. Пенелопа, например, безжалостно грозит старой, верной своим господам няне; Одиссей предает провинившихся слуг жестокой казни; воин Терсит не без основания укоряет вождей в корыстолюбии, честолюбии и обвиняет их во всех тяготах войны. Однако его слова не находят сочувствия у воинов, так как они одержимы одной идеей — победить врага. Ради этого они готовы забыть обиды со стороны вождей.

Одиссей — храбрый воин, но вместе с тем опытный в жизненных невзгодах человек. Одиссей умеет сражаться не только оружием, но и умным словом. Если надо, он может обмануть и пойти на хитрость. Главное же в нем — любовь к родной земле, к жене и сыну, которых он не видит долгие годы. Ради них он даже отверг бессмертие, которое ему хотела подарить нимфа Калипсо.

В XIV песне "Одиссеи" говорится, что "люди разные бывают, одни любят одно, другие —другое". В гомеровских поэмах боги столь же разнообразны и интересны, как и люди. Здесь верная помощница греков, особенно Одиссея, мудрая Афина, здесь же коварный, мрачный Аполлон, защитник троянцев, и дикий, покрытый кровью бог войны Арес.

А вещи, окружающие людей? Они прекрасны и "священны". Каждая вещь, сделанная руками человека, хороша и является произведением искусства. Описанию щита Ахилла посвящаются сотни строк, тщательно описывается даже задвижка на двери дома Одиссея. Человек восхищен своим уменьем, своим искусством, своей активной деятельностью. Он не только воюет и разрушает, но стремится создать нечто нужное и вместе с тем прекрасное.

Особо стоит отметить язык поэм. Написаны они гекзаметром (шестистопным дактилем), который произносился несколько нараспев. Огромное значение имеют также постоянные эпитеты, развернутые сравнения и речи героев.

Постоянные эпитеты, например "тучегонитель" Зевс, "белолокотная" Гера, "среброногая" Фетида, большей частью сложны, несколько громоздки. Развернутые сравнения (битва, например, рисуется как бушующий пожар, буря в лесу, схватка диких зверей, разлив реки, прорвавший все плотины) замедляют повествование, как и речи, которыми часто обмениваются герои во время ожесточенной битвы. Замедленный темп повествования, его величественный характер расцвечиваются необычными красками в описании природы.

В поэмах каждая вещь зрима, ощутима и красочна. Море, например,"седое" в пене прибоя, "фиалковое" под синим небом, "пурпурное" в лучах заката. Даже земля в "Илиаде" "смеется" в блеске щитов и доспехов под весенним солнцем.

Таким образом, в гомеровском эпосе воплощена не только суровая героика войны, но и радость творчества, созидательного труда и мирной жизни, основанной на уважении к человеку, на пробуждении в нем лучших, гуманных чувств.

Поэтому-то гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни.

Начальный этап древнегреческой литературы - устное литературное творчество (религиозные гимны, бытовые и обрядовые песни, мифы и предания, исполнявшиеся профессиональными сказителями - аэдами). Певец не повторял готовой песни, а творил ее. Содержанием песни аэда служили «деяния мужей и богов», то есть мифологические сказания о богах и героях. Дар песнопения понимался как «знание», полученное певцом от Музы, богини поэзии. Поэтому аэд и начинал свою песню обращением - просьбой к Музе вещать его устами.

В VIII в. до н.э. появляются рапсоды (пер. «сшиватель песен») - сказители, которые созданные ранее тексты перерабатывали, составляя эпические поэмы, представляющие собой композиционное и художественное целое. Рапсод декламировал, сопровождая свое чтение оживленной жестикуляцией, исполнение его имело характер напевности. Таким рапсодом был, по-видимому, и Гомер. Письменный период древнегреческой литературы начинается с записи поэм Гомера на ионийском диалекте. Широкое распространение этих поэм привело к тому, что ионийский диалект стал основным литературным языком вплоть до классического периода. Гомер - полулегендарный древнегреческий эпический поэт, живший по преданию в VIII в. до н.э. Он принадлежит к школе рапсодов с острова Хиос и считается автором поэм «Илиада», «Одиссея» и «Батрахомиомахия», а также сборника гимнов и др. сочинений.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» посвящены событиям, связанным с полумифическим походом греков-ахейцев против троян, жителей малоазиатского города Трои, или Илиона, - самое большое вооруженное столкновение той далекой эпохи. В этой войне, продолжавшейся десять лет, проявили себя знаменитые гомеровские герои: Ахилл - главное действующее лицо Илиады, Агамемнон, Одиссей, Гектор, Парис и другие. Археологические раскопки подтвердили многое из того, о чем писал Гомер в Илиаде. Сегодня всем известно, что ахейцы всеми своими силами (армия их насчитывала 100000-135000 воинов, а флот 1186 кораблей) напали на богатую и процветающую Трою. У троянцев же был укрепленный город-крепость и поддержка союзников - соседних народов, в состав которых входили как греческие, так и другие племена: ликии, мизы, киконы, фригийцы, ассирийцы, даже эфиопы и египтяне.

Поэмы Гомера дают нам возможность узнать ряд интереснейших фактов об этой войне. В основе сюжета «Илиады» - гнев самого могучего героя ахейцев Ахилла, обиженного вождем всех ахейцев Агамемноном. Ахилл не принимает долгое время участия в битве, а поэтому ахейцы не могли одолеть троян. Но рассерженный убийством друга Патрокла, он обрушивается на врага и в конце концов убивает их вождя Гектора. В «Илиаде» много песен, которые прославляли подвиги отдельных вождей греческих племен в различные эпизоды троянской войны. Это эпическое произведение - единое художественное целое с единым замыслом. А поэтому возможно предполагать, что песни, составляющие ее материал, соединены не механически, а переработаны в единую поэму одним искусным поэтом. После рассказа о войне в греческой мифологии следует повествование об Одиссее, его приключениях, после отъезда из Трои до возвращения на родную Итаку. Именно это и означает в наши дни слово «Одиссея»: тяжелые переживания, муки человека и опасности во время длительного пути.

ОБЩАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Алгоритм работы с ЭУМК

Для уяснения целей и задач, стоящих перед студентом, а также требований предъявляемых к нему при освоении дисциплины, следует обратиться к пункту 2.2. Цели и задачи дисциплины .

Следующим этапом работы с ЭУМК является ознакомление с содержанием соответствующего раздела дисциплины в пункте 1.2. Содержание разделов дисциплины , включающем основные моменты каждой темы, рассматриваемой на лекционных или семинарских занятиях в том или ином семестре.

Для организации чтения обязательной художественной литературы студент использует список художественных текстов для чтения из пункта 3.10. Перечень вопрсов к зачету и экзамену .

После лекционного занятия следует самопроверка по вопросам для самоконтроля, содержащемся в том же пункте, с использованием при необходимости приведенной там же основной и дополнительной литературы.

Кроме основной и дополнительной литературы, включенной в список, студент может пользоваться литературой из списка дополнительного программного обеспечения и списка электронных ресурсов.

При необходимости выполнения индивидуальной работы студент пользуется пунктом 2.6. График индивидуальной работы студента в соответствии со сроками выполнения задания.

Если блок или модуль помимо лекций включают в себя семинарские занятия, студент обращается к пункту 3.3. Практические занятия , включающему тему и план занятия, а также список основной и дополнительной литературы (см также п. 5).

По завершении модуля студент проверяет усвоение материала при помощи тестов (пункт 3.4. Тесты ), а понятийного аппарата при помощи глоссария (пункт 3.5. Глоссарий ).

Для подготовки к зачету или экзамену студент использует список вопросов в пункте 3.8 Перечень контрольных вопросов.

При необходимости студент в ходе работы может обращаться к соответствующим пунктам раздела 4. Методические рекомендации .

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ

Цели и задачи дисциплины

В историю зарубежной литературы включается история античной литературы, составившая I часть дисциплины, а также история литературы средних веков и Возрождения (часть II), XVII - XVIII веков (часть III), XIX столетия (часть IV), конца XIX - начала XX веков (часть V), XX века (часть VI). Очевидно, литература, как и другие формы общественного сознания, обладает в своем историческом развитии относительной самостоятельностью и подробная периодизация ее истории далеко не всегда совпадает с периодизацией исторического процесса.

Что касается региональных границ зарубежной литературы, то они весьма подвижны и в разных частях охватывают различные страны Европы и Америки. Вузовские курсы истории зарубежной литературы не ставят своей задачей изложить последовательно основные факты, характеризующие литературный процесс в этих странах на протяжении всей их истории. Задача дисциплины иная: рассмотреть наиболее важные черты зарубежной литературы определенной эпохи на примере характернейших их проявлений в различных странах.

Применительно же к содержанию дисциплины непосредственно, цели ее изучения в основном следующие: расширение и углубление знаний

· о закономерностях развития мирового литературного процесса;

· о специфике литературных родов (эпоса, лирики, драмы);

· о важнейших литературных произведениях Европы, Азии и Америки в их взаимосвязи;

· об исторической изменчивости категорий жанра, стиля, автора; типах и принципах художественного отражения мира в литературных произведениях.

Соответственно, задачи обучения дисциплине таковы:

· на основе принципа историзма раскрыть эволюцию творческого сознания от древности до современности;

· проследить преемственность и развитие литературных направлений;

· сформировать и развить навыки историко-литературного и литературоведческого анализа художественных произведений.

Освоение истории зарубежной литературы, помимо прочего, не только обеспечивает необходимую и для филологов, и для журналистов эрудицию, но и развивает художественное восприятие, расширяет эстетический кругозор и, что особенно важно, повышает общий культурный уровень будущих выпускников.

Дисциплина ориентирована на изучение литературы в историко-литературном, сравнительно-типологическом и литературоведческом аспектах и соотносится с такими предшествующими и параллельными дисциплинами образовательной программы, как культурология, философия, история цивилизаций, основы теории литературы, история отечественной литературы.

Систематизация материалов курсов по истории зарубежной литературы приводит к выделению определенных тематических модулей, внутреннее единство каждого из которых, как и их взаимосвязь и последовательность, обусловлены хронологическими, национальными или эстетическими принципами. При этом необходимо обратить внимание на то, что эти тематические модули могут быть различны и по своему содержательному объему, и по уровню обобщенности и масштабности включенного в них материала.

Выравнивание этих различий, обусловленных спецификой самого предмета изучения, достигается за счет времени, отводимого на изучение тех или иных тем, а также за счет сочетания теоретических (лекционных) форм обучения с практическими (семинарские занятия и т.д.).

Формами аттестации являются зачеты, экзамены.

В результате освоения теоретической части курсов и работы на семинарах, развивающей и закрепляющей приобретенные знания и навыки, студент должен:

· уметь рассматривать литературный процесс в историческом и культурном контексте эпохи;

· понимать национальную специфику каждой изучаемой литературы и межлитературные связи;

· уметь анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания;

· овладеть навыками ведения дискуссии по проблемам дисциплины, затрагивающимся как в теоретической части курсов, так и на семинарах;

· владеть основными сведениями о биографии крупнейших писателей, представлять специфику жанров;

· уметь пользоваться справочной (литературными энциклопедиями, словарями, библиографическими справочниками) и критической литературой;

· приобрести навыки реферирования и конспектирования критической литературы;

· овладеть полным понятийным аппаратом дисциплины;

· уметь в устной форме ответить на контрольные вопросы по курсам;

· уметь самостоятельно подготовить к зачету или экзамену некоторые вопросы, не освещенные в лекционном курсе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авраменко О., Гапон Л., Степанова К. Постмодернизм: учебное пособие по истории и теории литературы. Омск, 1997. 24 с.

2. Зарубежная литература XX века: практикум / Сост. и общ. ред. Н. П. Михальской, Л. В. Дудовой. М., 1999. 416 с.

3. Зарубежная литература XX века: учеб. для вузов / Под ред Л. Г. Андреева. М., 2004. 558 с.

4. История всемирной литературы. В 9 т. Т. 6. М., 1989. 880 с.

5. История всемирной литературы. В 9 т. Т. 7. М., 1991. 832 с.

6. История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. М., 1983. 584 с.

7. История зарубежной литературы XIX века: романтизм: методические указания для студентов филологического факультета / Сост. Н. Н. Мисюров. Омск, 1990. 23 с.

8. История зарубежной литературы конца XIX начала XX веков: учебно-методические указания для студентов филологического факультета / Сост. С. В. Остудина. Омск, 1997. 31 с.

9. История зарубежной литературы: программа и методические указания. В 3 ч. Ч. 1-3. Калининград, 1999. 59 с.

10. Программы курса «История зарубежной литературы» / Под ред. Л. Г. Андреева.- 2-е изд., перераб. М.:, 2001. 279 с.

11. Трыков В. П. Зарубежная литература конца XIX начала XX веков: практикум. М., 2001. 192 с.

12. Черноземова Е. Н., Луков, В. А. История зарубежной литературы средних веков и Возрождения: практикум. М., 2004. 200 с.

13. Шабловская И. В. История зарубежной литературы (XX век, первая половина). Минск, 1998. 382 с.

Разделы:

История античной литературы. I семестр.

Литература средних веков и эпохи Возрождения. II семестр.

Литература XVII-XVIII веков. III семестр.

Раздел «История античной литературы»

1.Античность как историческое и культурное явление. Культура Древней Эллады. Истоки античной литературы. Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства. Античное наследие в европейской литературе. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.

2.Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль. Гомер и «гомеровский вопрос». Поэмы «Илиада» и «Одиссея» - образцы древнего героического эпоса. Мифологическая и историческая основы поэм. Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса. Послегомеровский героический эпос.

3.Дидактический эпос. Гесиод: «Теогония» и «Труды и дни». Образ автора, его морально-этический кодекс и «полезные советы» в «Трудах и днях». Зарождение жанра философской литературы.

4.Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности. Древнегреческая лирика. Жанры, тематика, художественные особенности. Мелическая поэзия. Алкей, Сапфо; Анакреонт и анакреонтика. Оды Пиндара. Элегия и ямб. Архилох.

5.Древнегреческая драма, формирование трагедии и комедии. Социально-эстетические функции и организация античного театра. Трагедия; ее структура и эволюция: Эсхил, Софокл, Еврипид.

6.Комедия; ее происхождение и художественная специфика. Этапы развития древнегреческой комедии. Древнеаттическая комедия: Аристофан, тематика и художественные особенности его комедий. Новоаттическая комедия: Менандр. Психологизм и гуманизм его творчества. Античные традиции в позднейшей комедии.

7.Зарождение и развитие греческой прозы, философского диалога и исторического повествования в классическую эпоху греческой литературы. Историография (Геродот, Фукидид) и биографическая проза (Ксенофонт, Плутарх). Творчество Лукиана. Греческий роман: истоки великого жанра. Развитие лирических и драматических жанров, а также басни и сатиры, любовной повести в эпоху эллинизма.

8.Греческие мыслители. Натурфилософия; эпикуреизм и стоицизм. Художественно-философское наследие Платона. Объективный идеализм. Этические вопросы в платоновских «Диалогах». Эстетическая теория Аристотеля, «Риторика» и «Поэтика».

9.Римская литература, продолжение греческих традиций и новаторство литературы Древнего Рима. Общее с греческой литературой и особенности; влияние эллинизма. Периодизация римской литературы. Отношение римских авторов к греческому литературному наследию.

10.Римская поэзия. Новое представление о человеке и мире его чувств в лирике Катулла, эпосе Вергилия и Овидия. Вергилий как творец дидактического и героического римского эпоса. Идейные и художественные особенности «Энеиды». Лирическая и сатирическая поэзия: лирика Катулла, жанрово-тематическое разнообразие поэзии Горация и Овидия, эпиграмма как жанр, сатиры Ювенала. Античная басня.

11.Театр в Древнем Риме. Комедия. Сюжеты и образы комедий Плавта. Комедии Теренция: зарождение бытовой и психологической драмы. Традиции античной комедии в европейской драматургии.

12.Римская проза: многообразие жанров, их позднейшая эволюция. Ораторское искусство и его влияние на прозу. Римская историография (Цезарь, Тацит). «Сатирикон» Петрония и «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея - образцы римского романа.

13.Философия Древнего Рима. Цицерон как философ. Влияние эпикуреизма. Философско-дидактическая поэма Лукреция «О природе вещей» - памятник античного материализма.

14.Античность и христианство. «Новый завет» и зарождение христианской культуры на закате античности. Новые ценности, герои и жанры. Сущность и особенности античной культуры. «Жизнь» античной литературы в веках: вечные идеи и образы.

Раздел «Литература средних веков и эпохи Возрождения»

1.Средневековье как культурно-историческое явление. Западная Европа после падения Римской империи. Сословность и иерархическая структура общества. Роль религии и церкви и место литературы в общественной жизни. Своеобразие культуры эпохи: идеально-символическое и аллегорическое мироощущение. Народная культура, роль светской литературной традиции. Проблема античного наследия. Христианская религиозная литература, ее герои и жанры. Патристика.

2.Народная поэзия, мифы и предания раннего средневековья. Мир кельтского эпоса: неразгаданные страницы европейской истории. Кельты и праистория Европы. Мифология кельтов, бретонские сюжеты. Ирландский эпос и его основные циклы. Улады и Кухулин. Специфика эпического пространства и времени в кельтском эпосе. Судьбы кельтских эпических мотивов в европейской литературе.

3.Основные направления и формы литературы XII-XIV вв. Становление литературы: сага. «Эдда» и скандинавский эпос. Боги в «Эдде». Исландская эпическая традиция. Сага как синтез правды и вымысла; эпический синкретизм. Герой в саге. Эддическая традиция и повествовательная сага: от «государства богов» к «деяниям исландцев». Своеобразие жанра.

4.Западноевропейский героический эпос. Древнегерманский эпос: англосаксонская поэма «Беовульф». Соотношение языческой традиции и христианских влияний. Фольклорно-мифологическое, историческое и литературное начала. Французский героический эпос: «Песнь о Роланде». Исторический факт и эпический вымысел. Параллелизм образов. Своеобразие испанского героического эпоса. Народные идеалы «Песни о моем Сиде». Романсные черты поэмы. Немецкий героический эпос: «Песнь о Нибелунгах». Элементы старинного сказания и их феодально-христианская обработка. Сказочные мотивы и влияние рыцарского романа.

5.Куртуазная лирика и роман. Англо-норманнская литература: зарождение артуровского цикла. Культура Прованса в XIII веке. Куртуазные идеалы в соотношении с феодальными ценностями. Личность и ее духовный мир. Лирика трубадуров: жанры, проблема мастерства, культ Дамы. Поэзия труверов в Северной Франции и миннезингеров в Германии. Расцвет романа. Античный, бретонский и византийский циклы. Романы Кретьена де Труа. Герой в его взаимоотношениях с миром, фантастический и реальный планы. Тема любви и роль авантюрного сюжета. Значение куртуазного романа для развития жанра.

6.Темы и жанры городской литературы. Сатирическая и дидактическая городская литература. Фаблио и шванк. Сатирический и аллегорический роман. Городская лирика. Народная песня, жанр баллады. Философско-поэтический синтез средневековой культуры в поэме Данте «Божественная комедия».

7.Литература эпохи Возрождения в западноевропейских странах. Обновление литературной традиции. «Величайший прогрессивный переворот» и возрождение античности. Традиция и новизна - литература открывает человека и мир. Титаны Возрождения; проблема «обратной стороны» титанизма. Эстетика Возрождения и литературные принципы. Особенности национальных процессов. Трагизм мировосприятия в позднеренессансной литературе. Ренессанс и становление абсолютизма в Европе; гуманизм и Реформация. Значение возрожденческого наследия для мировой культуры.

8.Итальянское Возрождение. Периодизация и проблемы. Предвозрождение как переходный период в литературе. «Новый сладостный стиль». Данте и Флоренция его времени; Беатриче в жизни поэта. Замысел и структура «Божественной Комедии». Проблема жанра и смысл названия. Аллегоризм и геометрическая гармония текста. Художественные образы, роль автора и фигуры Вергилия. Слава Данте и судьбы его творения. Лирика Ф. Петрарки. Зарождение и развитие жанра новеллы. Итальянская новеллистика: «Декамерон» Дж. Боккаччо и его последователи и подражатели.

9.Художественная и философская мысль французского Ренессанса. От баллад Ф. Вийона к поэзии «Плеяды»: эволюция национальной литературы, традиция и влияние итальянского Возрождения. Мир романов Ф. Рабле и народный смеховой роман в его творчестве: «жизнерадостное свободомыслие» против доктрин католицизма и протестантизма. Античное наследие в практике французских гуманистов. Итальянское влияние: Луиза Лабе и Маргарита Наваррская. Лирика П. Ронсара и поэзия национального самосознания. Трагический кризис гуманизма: «Опыты» М. Монтеня.

10.«Северные гуманисты» и Реформация: мыслители и поэты Германии и Нидерландов. Крестьянская война и «Священная Римская империя германской нации». Специфика и проблемы «северного Возрождения». Гуманизм и Реформация. Идеология и социальные проблемы: публицистическая и сатирическая линии в литературе. Литературная деятельность М. Лютера. Бюргерская литература и «Корабль дураков» С. Бранта. «Христианский гуманизм» в Нидерландах. Эразм Роттердамский и его время. «Похвала Глупости» и поэзия Эразма: ученость и античная традиция.

11.Литература английского Возрождения . Реформация и Возрождение в Англии, специфика гуманистического переворота в условиях становления абсолютизма. От У. Ленгленда к Дж. Чосеру: эволюция национальной традиции. Завершение артуровского цикла. Томас Мор и его трагическая эпоха. Жизненнный путь Т. Мора, его «Золотая книжечка», противоречия утопического идеала. Т. Мор и английская поэзия и драматургия. Значение гуманистической традиции в развитии английской литературы.

12.Расцвет драматургии на рубеже XVI-XVII вв. и произведения У. Шекспира. Английская поэзия Возрождения и сонеты У. Шекспира. Исторические хроники: правда исторического факта и сила художественного вымысла. У. Шекспир-драматург. «Шекспировский вопрос». Шекспир и мировая литература.

13.Испанский роман и национальный театр в эпоху Возрождения. Исторические судьбы Испании и Португалии в конце XV - середине XVI века. «Золотой век» испанской драмы: театр как национальное мироощущение. Драматургия Лопе де Веги и народная традиция. Испанское романсеро. Роман как ведущий жанр, «плутовской роман» и его герой. Ф. Кеведо и его продолжатели. Роман М. Сервантеса - обобщение идейно-нравственного опыта эпохи. Влияние народного смехового романа. Философский смысл фигуры главного героя. Дон Кихот в мировой литературе.

Раздел «Литература XVII - XVIII веков»

1.Между Ренессансом и Просвещением: век классицизма в истории европейской культуры. XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Феодальный мир и формирующийся буржуазный уклад европейской жизни. Классицизм как объединительный фактор национального литературного процесса. Другие направления и стили. Характер реализма XVII века. Барокко и его проблемы в литературоведении.

2.Эстетика классицизма и ее идеологические основы. Классицизм и барокко в литературе Франции и Испании XVII в. Трагедия и комедия, эссе и басня. Религиозные образы в литературе XVII в. Герой эпохи и картина мира. Значение литературного наследия XVII столетия.

3.Литература английской революции. Английская литература и общество накануне революции. Кризис традиционалистской эстетики, придворная поэзия и театр. Пуританское движение и развитие публицистики; идеология пуританства, отношение к искусству. Жизнь и творческий путь Дж. Мильтона. Поэзия и ранняя публицистика. Замысел и его художественное воплощение в «Потерянном рае». Роль библейских образов, поэтика, политические идеи. Поэма «Возвращенный рай» в контексте литературы эпохи Реставрации. Мильтон в национальной и мировой литературе.

4.Французский классицизм: идеология, поэтика и литература. Литературная жизнь Франции начала века. Философские основы новой литературы: Р. Декарт и П. Гассенди. Литературное переосмысление морально-философских проблем в «Максимах» Ларошфуко. Академия и доктрина классицизма. Н. Буало и его обобщающий труд «Поэтическое искусство». Ф. Малерб и прециозная традиция. Эстетика французского классицистического театра; этапы в развитии национальной драматургии. П. Корнель и Ж. Расин: обновление классицизма. Творчество Ж.-Б. Мольера и жанр «высокой комедии». Стихотворные новеллы и басни Ж. Лафонтена. «Спор древних и новых» как кризис классицизма XVII столетия.

5.Немецкая литература XVII века. Влияние общеевропейских культурных процессов и национально-исторические особенности. Поэзия времен Тридцатилетней войны: М. Опиц, А. Грифиус, Ф. Логау. Творчество Г. Гриммельсгаузена. Роман «Симплициссимус»: проблема метода, национальный характер героя.

6.Трагическая муза испанского барокко. Специфика развития испанской литературы эпохи кризиса абсолютизма. Барокко и его влияние на испанское искусство; проблема ренессансных традиций. Л. Гонгора, Ф. Кеведо и национальная поэтическая школа. П. Кальдерон и испанская драма его времени. Морально-философские пьесы, проблема художественного метода. Кризис испанского театра и переоценка жанра романа.

7.Литература эпохи Просвещения. Исторические особенности XVIII столетия. Национальное своеобразие литературных процессов. Западноевропейское Просвещение: идеология иллюзий и оптимизма. Литературные направления эпохи и их просветительская окрашенность. Характер нового рационализма и его отражение в эстетике искусства эпохи и в поэтике художественной литературы. Трансформация жанровых форм и типов героя. Сюжеты и персонажи просветительского романа и философской повести.

8.Вольтер и его современники. Первые французские просветители. Аббат Ф. Прево и Ш. Монтескье. Творческий путь Вольтера; его мировоззрение. Вольтер и церковь. Социально-политические убеждения и их противоречивость. Проблема творческого метода: соотношение классицизма и реализма. «Генриада» и «Орлеанская девственница». Философские повести Вольтера. Вольтер и европейская культура.

9.«Руссоизм» в европейской жизни второй половины XVIII столетия. От энциклопедистов к сентиментализму: эволюция французского просветительства. Критицизм Д. Дидро в его художественных произведениях как выражение социально-философского скепсиса. Исторические, социально-политические и эстетические взгляды Ж.-Ж. Руссо. «Эмиль» и «Новая Элоиза». Влияние Ж.-Ж. Руссо на эволюцию жанра романа. Значение «Исповеди». «Руссоизм» и сентиментализм в европейских литературах конца XVIII века.

10.Драматургия XVIII в. Г. Э. Лессинг, П. О. Бомарше, Ф. Шиллер и И. В. Гете. Французский театр накануне Революции и трилогия П. О. Бомарше. Ее общественное звучание.

11.Итальянский театр нового времени. Пути развития итальянского театра XVIII века. Реалистические комедии К. Гольдони. Демократический характер идеалов и ведущие герои. Комедия «Трактирщица». Театральные сказки К. Гоцци и их полемическая литературная направленность. Традиционные герои, литературное пародирование, фольклорные мотивы, трагикомический сказочный стиль. Значение творчества К. Гольдони и К. Гоцци для европейского театра XIX - XX веков.

12.Английская литература XVIII столетия. Раннее Просвещение. «Робинзон Крузо» Д. Дефо и его буржуазно-просветительские идеалы. Творчество Дж. Свифта. Публицистика, характер юмора. «Путешествия Гулливера»: проблема жанра; философский подтекст; значение романа Семейно-бытовой роман: С. Ричардсон и его герои. Английский вариант просветительского реализма. Романы О. Голдсмита и Т. Смоллетта. Творческий путь Г. Филдинга. Продолжение свифтовских традиций, полемика с С. Ричардсоном. Положительный герой и проблема типизации у Филдинга. Эстетические позиции Г. Филдинга-юмориста. Кризис просветительских иллюзий. Стерн и английский сентиментализм. Значение романов Л. Стерна для европейской культуры. Театр конца века: творчество Р. Б. Шеридана. Английский предромантизм. «Готический роман» и его создатели. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона: литературная мистификация и ее общественный резонанс. Народная лирика Р. Бернса.

13.Немецкая литература первой половины XVIII века Бюргерское просветительство и его литература. Эстетика раннего классицизма. Эстетическая теория Винкельмана. Проблема национального своеобразия в культуре. Лессинг и его борьба за новое немецкое искусство. Гердер как теоретик и вдохновитель штюрмерского движения. Эстетика «Бури и натиска»; неоднородность течений и художественных манер. Раннее творчество Гете. Драматургия Шиллера штюрмерского периода. Шекспиризм и бунтарское начало в драматургии Гете и Шиллера. «Национальная идея» и ее художественное воплощение в публицистике, театре и романе. «Страдания молодого Вертера» как вершина штюрмерской художественной практики.

14.Немецкое общество конца века и новая эстетическая программа Гете и Шиллера. «Веймарский классицизм». Драматургия Гете «веймарского периода». Шиллер позднего периода творчества и эстетика Канта в его переосмыслении; проблема романтизма в поздних драмах Шиллера. Работа Гете над романом о Вильгельме Мейстере. Гетевский универсализм и идея «Фауста». Основные герои трагедии, образ Фауста. Философский смысл трагедии. Значение творчества Гете и Шиллера для развития мировой литературы.

Лекции

Блок 1. Семестр I. История античной литературы. Модуль 1. Литература Древней Греции.

Лекция 1. Античность как историческое и культурное явление. Культура Древней Эллады .

1. Истоки античной литературы.

Античная литература - это литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X-IX вв. до н. э. по IV-V вв. н. э.Для античной литературы в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма.

2. Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.

Мифология - это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм.

Мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходимой идеологией. Классовое рабовладельческое общество в Греции и связанное с ним возникновение литературы активно используют мифологию в своих целях, политических и художественных. Особенно широко использована мифология в греческой трагедии.

3. Античное наследие в европейской литературе.

Историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы дает ей особое положение. Историческая преемственность античной и новоевропейских культур всегда оставалась ощутимой, и античная литература всегда представлялась истоком и часто образцом новых литератур. Античность выступала духовной опорой европейской культуры в решающие и поворотные моменты ее развития.

Традиция изучения древних языков и древних литератур неизменно лежала и лежит в основе гуманитарного образования в Европе. Основные концепции литературы и литературного творчества, господствовавшие в Европе почти до XIX века, непосредственно исходили из концепций Аристотеля и Платона.

4. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя, письменной литературы вообще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников.

В эпоху полисного строя появляется письменная литература; и поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. В эпоху эллинизма и римского владычества письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию.

Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров.

· Основная литература:

1.История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. М., 1983. 584 с.

2.Лосев А. Ф. Античная литература: учебник для высшей школы. М., 2005. 541 с.

3.Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1982. 287 с.

4.Тронский И. М. История античной литературы: учебник для студентов филологических специальностей университетов. М., 2008. 463 с.

· Дополнительная литература:

1.Анпеткова-Шарова Г. Г. Античная литература: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 021700 Филология. М., СПб., 2004. 479 с.

2.Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука: словарь-справочник. М., 2002. 351 с.

3.Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн.1. Литература древнего мира. М., 1997. 255 с.

4.Гиленсон Б.А. История античной литературы: Древняя Греция. Древний Рим: учеб. пособие для студентов филол. фак. пед. вузов: в 2 кн. М., 2002. 2 кн.

5.Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. 975 с.

6.Лосев А.Ф. Боги и герои Древней Греции. М., 2002. 278 с.

7.Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / Послесл., с. 910-932, и примеч. А. А. Тахо-Годи. М., 1996. 975 с.

8.Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 524 с.

9.Мифология: Энцикл. / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 2003. 736 с.

10.Остудина С. В. История зарубежной литературы: Программа и методические указания для студентов специальностей 031001.65 Филология и 030601.65 Журналистика. СПб.: Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, 2009. 136 с.

11.Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989. 401 с.

12.Шорохина Е В. Античная литература: конспект лекций. М., 2005. 80 с.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что такое античная литература?

2.Что такое мифология?

3.Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?

4.В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?

5.Когда появилась письменная литература?

6.Какова была система жанров в античной литературе?

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.

1.Гомер и «гомеровский вопрос».

Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в действительности гениальный творец «Илиады» и «Одиссеи», или у каждой поэмы был свой собственный автор, или же это были разрозненные песни, сведенные воедино каким-либо редактором.Греки считали, что эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком.

2.Поэмы «Илиада» и «Одиссея» - образцы древнего героического эпоса.

Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе.Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи.

3.Мифологическая и историческая основы поэм.

Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Основным содержанием «Одиссеи» являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.

4.Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.

В «Илиаде» в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны.

Несомненно, что «Одиссея» куда более сложное произведение античной литературы, чем «Илиада». Исследования «Одиссеи» с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.

· Основная литература:

5.История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. М., 1983. 584 с.

6.Лосев А. Ф. Античная литература: учебник для высшей школы. М., 2005. 541 с.

7.Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1982. 287 с.

8.Тронский И. М. История античной литературы: учебник для студентов филологических специальностей университетов. М., 2008. 463 с.

· Дополнительная литература:

13.Анпеткова-Шарова Г. Г. Античная литература: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 021700 Филология. М., СПб., 2004. 479 с.

14.Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука: словарь-справочник. М., 2002. 351 с.

15.Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн.1. Литература древнего мира. М., 1997. 255 с.

16.Гиленсон Б.А. История античной литературы: Древняя Греция. Древний Рим: учеб. пособие для студентов филол. фак. пед. вузов: в 2 кн. М., 2002. 2 кн.

17.Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996. 400 с.

18.Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. 975 с.

19.Лосев А.Ф. Боги и герои Древней Греции. М., 2002. 278 с.

20.Лосев А. Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия, 2006. 398 с.

21.Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / Послесл., с. 910-932, и примеч. А. А. Тахо-Годи. М., 1996. 975 с.

22.Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 524 с.

23.Мифология: Энцикл. / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 2003. 736 с.

24.Остудина С. В. История зарубежной литературы: Программа и методические указания для студентов специальностей 031001.65 Филология и 030601.65 Журналистика. СПб.: Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, 2009. 136 с.

25.Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989. 401 с.

26.Шорохина Е В. Античная литература: конспект лекций. М., 2005. 80 с.

27.Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983. 246 с.

28.Ярхо В. Н. Древнегреческая литература. Эпос. Ранняя лирика. М., 2001. 366 с.

Вопросы для самоконтроля.

1.В чем сущность «гомеровского вопроса»?

2.Какие поэмы традиционно считаются принадлежащими Гомеру?

3.Какова мифологическая основа «Илиады»?

4.Какие исторические факты лежат в ее основе?

5.Какие сказания являются содержанием «Одиссеи»?

6.В чем состоят идейно-художественные особенности гомеровского эпоса?



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з