Лепнина для украшения в доме. Лепнина на фасады домов, облегчённый вариант тяжёлого декора. Цены на различные виды гипсовой штукатурки


Одним из древнейших элементов украшений интерьеров внутри домов и наружных фасадов является декоративная лепнина. Если раньше она украшала дома зажиточных вельмож и изготавливалась в основном из мрамора и других натуральных камней в виде монументальных колонн с причудливыми узорами, то сейчас это совсем другие изделия, представленные разнообразными формами, назначением и материалами. Если вас интересуют эти элементы декора, и вы в затруднении, какую декоративную лепнину выбрать, ознакомьтесь с информацией, изложенной в этой статье. Надеемся, она поможет определиться с выбором.

Современная лепнина и материалы для ее изготовления

Как и в изменчивой моде, возвращающей периодически старые давно забытые стили одежды, сегодня вернулся интерес к интерьерному украшению внутреннего пространства жилищ декоративной лепниной. Она представляет собой объемные элементы повторяющихся узоров или разных форм, составляющих ансамбли разных интерьерных стилей. Классически основным материалом для изготовления лепнины служила штукатурка или гипс. Такой декор применялся в основном для отделки стен и потолков внутри помещений, поскольку лепнина из гипса нуждается в постоянном уходе и боится влаги. Для украшения фасадов лепнину изготавливают из особого бетона и покрывают ее защитной пленкой из полимера, предварительно нанеся на поверхность грунтовку. Такие изделия можно применять не только снаружи помещения, но и украшать влажные помещения: душевые, бассейны, ванные комнаты и т. д.

С течением времени процесс изготовления лепнины усовершенствовался. Стали применяться специальные формы для производства отдельных элементов узоров, которые затем соединялись в единое декоративное изделие. Применение современных технологий в изготовлении элементов лепнины позволило не только упростить работу художественных мастеров, расширить ассортимент изделий, но и облегчить их вес. Сейчас декоративная лепнина производится из следующих материалов:

  • гипс;
  • полистирол;
  • полиуретан;
  • дюрополимер.

Лепнина из полистирола

Элементы лепнины, материалом которых служит полистирол, производят путем экструзии, заключающейся в продавливании горячей вязкой массы в формообразующее отверстие. Таким путем создают форму по заданным параметрам и размерам, поэтому можно изготовить множество одинаковых элементов декоративной лепнины. Эти изделия легкие по весу, обладают гибкостью и не боятся воздействия влаги. Они с легкостью монтируются на любую поверхность и имеют большой эксплуатационный срок без потери внешней привлекательности.

Гипсовая лепнина

Гипс представляет собой натуральный материал, полученный из каменной породы путем ее размельчения. Его разновидностью является алебастр, который имеет более мелкую фракцию. Добавляя к гипсовому порошку или алебастру воду, наполнители и пигментный краситель, готовят тесто, которое является сырьем для лепнины. Декоративная гипсовая лепнина производится путем литья в специальных формах. Они обладают значительным весом и отличаются своей хрупкостью. Учитывая простоту технологии и невысокую стоимость, такие элементы широко распространены в разных интерьерных стилях.

Декоротивная лепнина из полиуретана

Экологичность и хорошие технологические качества полиуретана привлекли внимание производителей изделий декора. Высокая плотность этого материала достигается благодаря технологии производства, включающей помещение вспененных в результате реакции компонентов под высоким давлением в специальные формы. Декоративная лепнина из полиуретана легче гипса, не склонна к растрескиванию и впитыванию влаги, обладает пластичностью и хорошо крепится к поверхности стен и потолка при помощи клея или легких дюбелей. На такой декор хорошо ложится краска, которая не влияет на качество поверхности. Поэтому, изделия можно окрашивать многократно, экспериментируя с оттенками и придавая поверхности текстуру камня или дерева.

Декоротивная лепнина из дюрополимера

Лепные изделия из дюрополимера являются разновидностью украшений декора из полистирола. Они производятся по такой же технологии, включающей экструзию горячей массы. Только в состав сырья к компонентам полистирола добавляют древесный уголь. Именно поэтому этот материал значительно плотнее полистирола и обладает высокой степенью ударной прочности. Особенно эффектно такая лепнина смотрится после окраски под древесину. При окрашивании поверхности одновременно создается ее дополнительная защита.

Цветная лепнина

Новым направлением отделочного декора является цветная лепнина. В основном окрас придают полистиролу и его разновидности дюрополимеру. Для этого выбирают материалы с высоким показателем плотности. Изделия из гипса и алебастра также нередко покрывают в разные цвета.

Характерной особенностью оформления такой лепнины является детальная прорисовка рисунка и фактуры. Особенно часто используется стилизация под золото или серебро. Придавая с помощью окрашивания вид фактуры дорогих натуральных камней или текстуры дерева, добиваются изысканного вида дорогого декора с минимумом затрат.

Часто гипс лепнина, используемая сегодня, тонируется специальным лаком (шеллачным). При этом она приобретает терракотовый тон окраса. Если гипс, окрашенный серебром, пропитать затем горячей олифой, то он приобретает вид благородного дорогого металла.


Разновидности декоративной лепнины по типу формы и назначению

Декор из лепнины используют для украшения стен, потолков, дверных и оконных проемов, подоконников, барных стоек и колонн.

В зависимости от назначения эти изделия имеют разную форму и размеры.

Разнообразие изделий лепного декорирования, представленных на строительном рынке, поражает не только простых покупателей, но и дизайнеров с опытом.

Чтобы разобраться в их назначении, вы должны знать название основных элементов лепного декора, к которым относятся:

  • элементы для стен: панели, панно, консоли, розетки, капители;
  • элементы универсального назначения: багет, вставки, купола, молдинги, колонны, пилястры;
  • элементы для потолка: потолочные балки и плинтусы, угловые элементы;
  • элементы для окон и дверных проемов: арки, карнизы, наличники, подоконные и угловые элементы.

Карнизы служат для декорирования стыков между потолком и стенами. Установив такие элементы и другую лепнину на потолке, можно зрительно его сделать выше.

Дверные и оконные проемы украшают наличниками и накладными панелями . Их декор, подбирают под дизайнерский стиль помещения. Вариант оформления потолка карнизами и дверного проема с помощью плинтусов и рельефных балок и капителей показан на фото:

Розетками обычно декорируют отверстия для крепления люстр к поверхности потолка, но они могут быть использованы и как самостоятельные элементы декора.

На фото изображен дизайн оформления потолка. На такой розетке, декорирующей крепеж люстры, сделан основной акцент:

С помощью багета украшают стены, обрамляя декоративные панно и картины (на фото):

Очень эффектно смотрятся в помещении декоративные колонны из лепнины, придавая ему зрительно дополнительную высоту:

Сегодня, используя все виды декоративной лепнины, представленной в огромном ассортименте, можно оформить интерьер в любом дизайнерском стиле от барокко до ампира.

Лепнина считается антикварной архитектурной традицией, получившей популярность ещё в Древней Греции. Невзирая на многообразие существующих стилистик для оформления интерьера, желание обустроить подобным декором собственное жилище не исчезло и у современных его жильцов.

Поговорим, как оформить лепниной настенную поверхность своими руками, используя недорогие материалы.

Из чего создаётся лепнина?

Некогда рисунок на настенной поверхности создавался вручную. Специально подготовленный раствор наносился специалистами на штукатурку и преобразовывался в оригинальные узоры, откуда и название – лепнина. Когда в производстве была придумана формовка, лепнина стала доступным методом декора стен.

Формы из металла позволяют создавать разнообразные элементы орнамента без вспомогательной доводки. Без потери высокого качества, все формы выдерживают не менее чем 2000 отличных заливок.

В процессе создания лепнины положительный результат зависит от качества используемых материалов, к которым относится:



Гипс

Экологический, максимально устойчивый к температурным перепадам. Во время твердения масса из гипса становится больше, имеет свойства даже проникать в маленькие щели. Пластичность данного материала облегчает рабочий процесс, связанный с гипсовым оформлением.

Гипс не сложен в обработке, именно по этой причине готовой продукции не сложно придать необходимый размер. При работе с лепниной из данного материала можно маскировать дефекты поверхностей, а также различные повреждения элементов, которые нередко появляются при перевозке.

При создании лепнины гипсовой в мастерской дома форму, которая заполнена массой, важно встряхивать для устранения воздушных пузырьков.

Облицовка из гипса имеет и свои минусы: немалый вес, что отрицательно сказывается на долговечности отделки. Также гипс не отталкивает влагу, а притягивает её, что приводит к образованию грибка на рельефе.

От подобного недостатка можно избавиться, если нанести на лепнину специальное защитное средство.



Полистирол

Данного вида лепнина в интерьере отличается приемлемой стоимостью, но эксклюзивностью не может похвастаться. Украшение весьма хрупкое, требует аккуратного обращения, именно по этой причине в основном применяется для отделки потолочной поверхности и верхней части стены.

Производство полистирола осуществляется автоматическим способом. Высокого качества элементы получают посредством экструдирования из предварительно расплавленного состава.

В их текстуре не имеется гранул с выраженным контуром, имеющихся в пенопласте, который произведён посредством вспенивания. Из-за данного зерна лепнина лишается чёткости орнамента.



Определённые формы производят пенопласт экструдированный, который имеет высокую степень плотности, долговечность которой сравнима с полиуретаном и массивом.

Полиуретан

Получают путём соединения необходимых компонентов для получения реакции образования газа, в результате чего создаётся пластик вспененный. Данный материал обладает высокой степенью устойчивости к перепадам температуры.

Лепнина из полиуретана долговечная, лёгкая, проста в окраске, влагоустойчивая, имеет огромный ассортиментный ряд, не впитывает специфические ароматы.

По текстуре и плотности подобен натуральному массиву, однако в отличие от него не изменяет форму и не трескается даже по истечении длительного периода времени.

Разновидности элементов из лепнины

Из материалов, о которых шла речь выше, создаются самые разнообразные изделия, как на фото лепнины на настенных поверхностях в представленном каталоге.



Фестоны и медальоны

Фестоны или гирлянды имитируют оригинальный растительный декор и обустраиваются в верхней части настенной поверхности. Медальоны представляют собой панно с узором из цветом.

Ниши. Устанавливаются к настенным поверхностям, рамы для ниш можно приобрести отдельно. Нередко дно накладных ниш создают из матового белоснежного органического стекла, которое даёт возможность организовать качественную подсветку.

В этих целях под стеклянной поверхностью устанавливают тусклый осветительный прибор, который, эффективно освещая обустроенные в нише детали, подчёркивает их невероятную привлекательность, придавая эксклюзивность палитры.

Пилястры и колонны

Включают несколько частей. Стволы декорируют канавками для придания изящности элементам. Колонны из лепнины создаются в различном стилевом исполнении. Как правило, колонны, изготовленные из полиуретана, предназначены исключительно для удачного оформления стен, не несут при этом никакой нагрузки.

Однако при необходимости пустотелые элементы можно обустроить под несущие. В этих целях в полость подобной колонны помещают стойку из металла, которая и будет нести нагрузку.



Колонны, произведённые из гипса, в подобных случаях необходимо армировать. Колонны из лепнины нередко скрывают различные стояки, расположенные вдоль стен в квартире на видном месте.

Кронштейны, пьедесталы

Что касается первых элементов, то они являются надёжными опорами для полок с книгами, подоконников. Можно обустраивать на стыках настенной и потолочной поверхностей в виде угловых деталей.

Пьедесталы считаются опорами для декоративных аксессуаров. Подобная лепнина выдерживает нагрузку не более чем 50 килограмм. Размещённые на пьедестале обычные детали смотрятся эксклюзивно и значимо.

Как пьедесталы, так и кронштейны придают стилистике комнаты некую изюминку, торжественность, облагораживают архитектуру, а также удачно делят площадь на функциональное пространство.

В процессе установки подобных деталей важно не забывать об их пропорциональности в соотношении с величиной помещения. Массивная лепнина на настенной поверхности сузит зрительно комнату, и напротив – маленькая лепнина может легко затеряться в крупногабаритном пространстве.

Купола

Применяются в качестве декора потолка в стилистике ампир. Можно создать роспись на куполе, подвесив внутри люстру, что станет достаточно оригинальным решением.

Помните, грамотно выбранный декор преобразит любую комнату. И если лепниной оформить обычную настенную поверхность, то можно получить уютные, экстравагантные апартаменты, где царит множество эмоций – от строгости до торжественной пышности.

Фото лепнины на стенах

Сейчас в современных вариантах дизайнов возрождаются элементы старинных дизайнов. Например, все чаще оформляются дома (квартиры) с лепниной в интерьере.

Она использовалась в эпоху античности для украшения императорских дворцов и знати времен Древнего Египта, Рима и Греции.

Роскошный декор использовали для украшения потолка, дверных и оконных проемов, стен. Колонны, скульптуры, ангелочки, изящные розетки подчеркивали утонченную элегантность и вкус владельцев.

Великолепная лепнина всегда занимала важное место в интерьерах, вызывая всеобщее восхищение.

В прошлых веках лепнину вытачивали из камня. Высокий уровень резчиков по камню поражает по сей день. Позднее появился другой метод изготовления из гипса.

Типы лепнины и материалы

Сейчас существуют два типа лепнины: из гипса и более современный – из полиуретана:

Гипс. Недавно выполняли оригинальную лепнину из гипса, технологический процесс несложный.

Изготавливают форму с определенной фактурой, в которую затем заливают гипс. Когда гипс затвердеет, форма достается и дорабатывается до образца.

Так выполняли любую форму: узоры, орнаменты, фризы, рельефы и пр.

Лепнина из гипса отличается прочностью, она безвредная для здоровья. Используя лепнину из гипса, создается потрясающий интерьер с традициями прошлых веков.

Недостатком гипса является его тяжелый вес, из-за этого расходуется большое количество клея лучшего качества для прочной фиксации. Покрасить гипс тоже сложнее, чем полиуретан.

Установку лепнины из гипса может выполнить только профессиональный мастер с большим опытом.

Трудоемкость работы и цена гипса влияет на повышение стоимости этого декора, поэтому не каждому она доступна.

С появлением альтернативных материалов украшать интерьер лепниной теперь стал доступным.

Полиуретан. Новый аналог гипсу намного легче и дешевле, что делает его доступным. Теперь резко возрос спрос на лепнину не только в залах ДК, Дворцах молодежи, театрах, но и в домах (квартирах).

Легкий монтаж полиуретана, его малый вес и гибкость – преимущества, которые мгновенно сделали его популярным декором.

Возможность легко придать любой цвет полиуретановой лепнине, где можно использовать методы «состаривания» с необыкновенным эффектом.

Гибкость полиуретана используется как на ровных участках, так и с небольшим радиусом. Даже имеющиеся шероховатости на стене больше не помеха.

Есть и другие интересные материалы для изготовления лепнины стеклокомпозит, стекловолокно или полистирол и пр.

Всегда в прошлые века использовали лепнину только в классике, это такие стили, как ренессанс, барокко, рококо, романтизм, ампир, классицизм, готика…

Этот метод декора относят к орнаментному, т. к. в основном повторяется линейный рисунок. С появлением лепнины из полиуретана можно изготавливать большие панно с эффектным объемом.

Необыкновенный декор создает роскошь и элегантность в помещении. Есть правило — где используют лепнину, необходимо просторное помещение и высокие потолки.

Глубинный смысл лепнины – создание роскоши и потрясающей эстетики, которую сложно создать в малогабаритных квартирах.

Модные дизайнеры используют лепнину в разных стилях, даже в современных. Классический цвет заменен вариантами: под золото или серебро, с эффектом бронзы и даже разноцветные.

В современных домах можно украсить карнизы или розетки потолков, сделать колонны, красивые балюстрады и др.

Чаще применяют лепнину в залах (гостиных). Но для единой стилистики часто используют лепнину и в других комнатах дома.

Спальню, прихожую или кухню тоже можно украсить таким декором. Например, вместо дверного проема имитация колонн, фризы на потолке или на стенах.

Лепнину чаще используют из полиуретана, за основной цвет берется оттенок фасада кухонной мебели.

Рамку для большого зеркала тоже можно эффектно оформить лепниной под бронзу с красивым орнаментом.

Лепнина придаст вашему дому необыкновенную изысканность и потрясающую роскошь.

Фото использования лепнины в гостиной

Художественная лепнина на фасаде Саграда Фамилия (Церковь Святого Семейства в Барселоне). Cобор заложен в 1882 году. Строительство ведется и в настоящее время. Архитектор А. Гауди

Художественная лепнина предполагает создание объемного изображения из мягких пластичных материалов. Самые первые образцы лепнины относятся к временам фараонов Первой династии в Древнем Египте - за 5 тыс. лет до нашей эры, именно тогда в убранстве храмов появились декоративные элементы, созданные методом лепки. Но настоящих высот искусство создания лепных изображений относится к временам Нового Царства, к тому периоду, когда правил легендарный Тутанхамон.

Расписанный рельеф западной стены второго гипостиля заупокойного храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. Сюжет: Бог Хонсу, дающий царю Сети I дыхание жизни и могущество, автор фото Виктор Солкин, 2011

Шумеры - народ, который появился в Южной Месопотамии во второй половине 4-го тыс. до н. э. Для шумерского искусства характерен растительные или геометрический орнамент, стилизованные изображения животных и птиц, луны, звезд, фантастических чудовищ.

Изначально дворцы декорировались скульптурами из камня или из обожженной глины, однако, когда было обнаружено, что гипсовая крошка в соединении с водой становится пластичной и может принимать разные формы, декор художественный стали изготавливать из этого материала. Гипсовая лепнина украсила дверные порталы, наличники, верхние части колонн, поддерживающих свод здания, стены украшали лепными полосами, розетками. Лепнина украшала не только дворцы живущих, но и жилища ушедших властителей - гробницы фараонов, погребальных камер в пирамидах. В лепном декоре также присутствовали мотивы и орнаменты, характерные для шумерской культуры.

Римляне во многом повторили греческий подход к созданию лепных изображений, усовершенствовав их и обогатив. В Древней Греции чаще использовали геометрический орнамент, римляне предпочли растительные узоры. Лепнина Римской Империи была более разнообразна виноградные кисти и листья, лавровые ветви, цветочные розетки, многофигурные сцены из жизни богов, стилизованные морские волны, дельфины, рыбы, раковины. Гипсовую лепнину в богатых домах золотили. Греки создали дорический, ионический и коринфский ордера, а римляне добавили тосканский и композитный. В Греции чаще использовали строгий стиль, которому больше соответствовал дорический ордер. А римляне больше тяготели к пышности, поэтому популярными были богато украшенные лепниной элементы коринфского и композитного ордеров: капители колонн украшали обильной лепниной, напоминавшей пышное убранство столов, цветочные клумбы. В Древнем Риме разработали технологию лепнины - стукко. Материалом служил гипс с добавлением мраморной крошки и пудры, алебастра, клея, что делало рельефы прочными и внешне напоминающими мрамор. В период правления Рима была воплощена в жизнь идея использования повторяющихся отформованных элементов художественной лепнины, что удешевило и упростило декорирование - в результате в архитектуре Древнего Рима лепка присутствовала во всех значимых строениях - в храмах, общественных зданиях, частных домах.

После 5 века нашей эры при нашествии варваров Рим пал, и Европа погрузилась во мрак Средневековья. Романский стиль, характерный для ранних Средних веков, предполагал минимум художественного декора, созданного в основном из тяжелых каменных рельефов. В 12 столетии романский стиль вытеснила готика, в которой использовалась лепнина в виде трилистников, крестоцветов, листьев винограда, клена, ясеня и дуба на колоннах, потолках и наличниках окон, которая подчеркивала возвышенность архитектуры нового стиля. Архитектурные памятники готики - собор Парижской Богоматери, Вестминстерское аббатство, Кёльнский собор и другие сооружения этой эпохи до сих пор радуют глаз великолепной лепниной.

Рельефы цоколя портала северного трансепта собора Парижской Богоматери.

В 16 веке на смену готике пришел стиль Ренессанс, который и зодчие, и живописцы представляли возрождением античных традиций. В декоре художественном эпохи Возрождения торжествовали архитектурные принципы Древнего Рима: упорядоченность, пропорциональность, равновесие, симметрия. Лепнина, созданная по античным образцам, украсила храмы, дворцы вельмож, общественные здания и жилые дома горожан. Большой популярностью пользовались пышно украшенные колонны коринфского ордера. Основным материалом для изготовления рельефов были составы из гипсо-цемента. Образцы лепнины Ренессанса сохранились в сооружениях той эпохи - их можно увидеть, например, на соборе Святого Петра в Риме, во Флоренции на фасадах дворца Пандольфини, созданного Рафаэлем и на многих других зданиях.

Лепнина собора Святого Петра в Риме. Стиль Ренессанс

Эпоха Ренессанса фактически завершилась в мае 1527-го, когда великий Рим снова был полностью разграблен. Разграбление Рима произошло 6 мая 1527 г. из-за продолжающейся распри за влияние в Италии. Чтобы ослабить растущее влияние клана Габсбургов под руководством папы Климента VII (из рода Медичи) была создана Коньякская лига. В апреле 1527 г. началось восстание во Флоренции против Медичи, которое отвлекло внимание папы от того, что в стране присутствовало несколько десятков тысяч наемников, которым давно не платили жалованье. В результате наемники (основной контингент составляли германцы и испанцы) вместе с императорской армией двинулись в сторону Рима. Защитников Рима было намного меньше, чем нападавших, наемники вошли в город и подвергли его полному и разрушительному разорению. Через несколько лет город опустел, уехали художники и архитекторы. Падение Рима стало концом эпохи Возрождения и началом художественного стиля маньеризм (16- начало 17 вв.) Он разрушил сбалансированность и пропорциональность форм Ренессанса, стал основанием для развития барокко. Лепнина нередко заменялась на псевдорельефы, изображенные прямо на стенах и потолках с такой точностью, что на первый взгляд были неотличимы от настоящих. Многие дворцы приобрели вид расписных шкатулок. Примером маньеризма может служить здание Галереи Уффици во Флоренции, лоджия Джорджо Визари. Появившийся стиль в 17 в. барокко вернул художественную лепнину в оформление фасадов. Барокко внесло в архитектуру и ее оформление асимметрию, изогнутость, текучесть, объем. Лепнина покрывала стены зданий, фронтоны, она присутствовала на колоннах, украшала внутренние помещения, использовалась на мебели, окнах, ею декорировали дверные порталы. Объемный художественный декор: амуры, букеты из цветов, гирлянды с бутонами, листьями, плодами, медальоны, маски животных, - покрывал различные архитектурные элементы карнизы, плафоны, розетки, волюты, пальметты, картуши, пилястры, кронштейны. В то время рельефные изображения часто окрашивали золотом и серебром. Примеров оформления зданий в стиле барокко много в разных странах Европы и России - например, в С.Петербурге - сооружения Растрелли, в Брюсселе - ансамбль Гранд-плас, в - Париже Люксембургский дворец и другие.

Позолоченная лепнина барокко в Екатерининском дворце в Царском селе. Строительство с 1717 по 1756 годы. Архитектор Иоганн Брауншейн (проект и начало строительства), М. Земцов и А. Квасов участвовали в доработке строения. С 1752 года над созданием царского дворца трудился Франческо Растрелли

В первой половине 18 века барокко сдал свои позиции стилю рококо, художественный декор которого выразился в изящной лепной отделке, украшающей стены, проемы, порталы дверей, окон плафонов, в виде причудливых листьев, завитков, раковин, гирлянд.

Дворец Аугустусбург (Augustusburg), парадная лестница, построена в 1748 году по проекту Бальтазара Нейманна (Balthasar Neumann)

К концу 18 века рококо уже стало историей. Во Франции период правления Людовика XV (1715-1774 гг.) ознаменовался строительством архитектурных городских и загородных ансамблей в греко-римском духе. Новый стиль - классицизм - вернул систему ордеров, благородную лаконичность декора. Стиль покорил Европу, Россию и Америку. Художественная лепнина в этом стиле использовалась умеренно, для декорирования использовались изображения лент, гирлянд, букетов, музыкальных инструментов, греческих ваз. Колонны коринфского и ионического ордеров, арки, кессоны также декорировались лепниной. После Французской революции в 1789 г. под влиянием Наполеона распространение получил стиль ампир, который прославлял военные подвиги Наполеона. В лепнине того времени использовались рельефы с военными мотивами: это были изображения шлемов, колчанов, копий, луков, стрел, факелов, листьев аканта, гербов, затем к ним добавилась лепнина на египетские темы.

В России художественная лепнина начала использоваться в оформлении интерьеров на рубеже 17-18 веков. Барочный декор украсил строения нового города Санкт-Петербурга. При этом здания окрашивали в желтые, голубые, бирюзовые, зеленые тона, и белая лепнина выглядела на этом фоне ярко и торжественно. Лепнина в российском зодчестве связывала в единый ансамбль внутренние покои и внешнее оформление. Архитектор Растрелли привлек для оформления Зимнего дворца около тысячи резчиков по гипсу (квадраторы). Елизавета, при которой началось строительство нового комплекса с модной художественной лепниной, не увидела окончания работ, здание принимал Петр III (1762г.) Дворец приобрел современный вид при Екатерине Великой, пришедшей к власти летом 1762 г. Она отстранила Растрелли, и внутренним декором занялись Савва Чевакинский (сторонник барокко), Юрий Фельтен, Жан Вален-Деламот и Антонио Ринальди, предпочитавшие классицизм. В конце 18 века здание украшали Иван Старов и Джакомо Кваренги - сторонники классицизма - парадная лепнина, созданная под руководством этих мастеров, украсила залы и галереи Зимнего дворца. Однако, в 1837 г. произошел пожар, при котором пострадали второй и третий этажи. При восстановлении, которое продлилось более двух лет, художественная интерьерная лепнина дополнилась элементами ампира, национального русского декора, неоготики, рококо.

Военная галерея Зимнего дворца. Петербург. После пожара 17 декабря 1837 г. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В.П. Стасова

Выделялся декор художественный и во дворцах российских вельмож. Например, в Гатчинском дворце под Петербургом (1766-1781 гг.), построенного Антонио Ринальди для графа Григория Орлова - здесь была создана высокохудожественная лепнина, изображающая плоды, растения, цветы. В 1790-х гг. Винченцо Бренна переделал дворец для Павла I, здесь появилась барочная роскошь - сложные позолоченные лепные композиции. Это убранство было уничтожено во время пожара в 1944 г. Московские архитектурные ансамбли 18 века - здание Сената в Кремле, дом Пашкова, дворцовая резиденция в Царицыно или усадьба Архангельское под Красногорском - тоже украшал пышный лепной узор. К середине 19 века и до его конца в архитектуре преобладала эклектика, включающая элементы классики, неоготики, древнеегипетсткие, древнеримские мотивы, рококо и барокко. На смену эклектике в конце 19 века пришел модерн (ар-нуво, юген-стиль). Идеи модерна стали источником фантазийных мотивов художественного декора, лепнина обрела текучесть, плавность изгибов, напоминая прихотливые растения, цветы, волны, раковины, стилизованных животных. Знаменитые авторы строений и декора в этом стиле - испанец Антонио Гауди, бельгиец Виктор Орта, американец Луис Салливен, российский зодчий Фёдор Шехтель и другие.

В 20-м веке в российско-советской архитектуре после долгих лет войн и разрухи, времени преобладания архитектурного авангарда - рационализма и конструктивизма с архитектурой без декоративных излишеств - произошел переход к сталинскому ампиру. Временем появления этого стиля в Советской России можно считать проект Дворца Советов, принятый в 1932-м г. (он не был реализован): на месте разрушенного храма Христа Спасителя должно было быть построено здание 415-метровой высоты, на вершине которого была бы воздвигнута 80-метровая статуя Ленина. С этого момента стиль официальной архитектуры определялся стилем Дворца Советов, воплотившего государственное величие и парадность. Так триумфально вернулась художественная лепнина в архитектуру России, она проявилась в декорированных карнизах, колоннах, картушах, венках, акантах, розетках, барельефах с изображением государственной символики и скульптур, олицетворяющих представителей народа. В 1940-1950-х гг. стиль воплотился в московских высотках и архитектуре метро.

Лепнина на здании Московского университета. Сталинский ампир

После Отечественной войны постановление ЦК КПСС и Совмина (1955г.) «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» завершило эпоху сталинского ампира. Декоративную лепнину постановление признало пережитком прошлого, стало относить к церковным атрибутам, запрещенным в СССР. В результате архитекторы стали убирать из уже созданных проектов весь художественный декор. Ситуация изменилась только к концу 20 века. Сейчас лепнина востребована при строительстве зданий в исторических стилях, особенно в частном строительстве. Благодаря современным технологиям теперь производят лепнину не только из гипса, сейчас используются более легкие, экономичные и удобные в монтаже материалы, такие как полиуретан, полистирол. Самые разнообразные лепные элементы могут собираться в любую композицию, становясь стилеобразующим элементом здания, создавая атмосферу аристократических домов 17-19 веков.

Подбирая варианты оформления для современного интерьера, мы довольно редко рассматриваем такой вариант отделки как лепнина, поскольку считаем его подходящим только для классических интерьеров. В то же время этот очень красивый и эффектный способ декора полностью соответствует нормам современных стилей. Красивая лепнина в современном интерьере. 35 фото дизайнерских идей. Даже в интерьерах, чья отделка отвечает требованиям минимализма или хай-тек, лепнина на стене в интерьере при грамотном использовании может стать деталью, воспринимающейся не менее органично, чем стеклянные панели или металлическая мебель.

Красивый интерьер лепнина — отличный способ украшения

Разумеется, такой обязывающий вид отделки, как декоративная лепнина в интерьере, в современной обстановке должен выглядеть совершенно иначе, чем в интерьерах, оформленных в стилях барокко или классицизм. В первую очередь необходимо придать всем элементам этого декора строгость и исключить ощущение аляповатости. Используя лепнину, не забывайте, что она будет прекрасно смотреться не только на потолке, но и на стенах. Объединяйте отделку стен и потолков общим узором и отдавайте предпочтение однотонным рисункам. Позолота или серебрение лепнины допустимы в исключительных случаях и должны быть оправданы наличием других элементов декора подобного цвета: мебелью или габаритными аксессуарами. Лепнина в интерьере фото:

Легкий потолочный декор и настенные панели

Практически безошибочным вариантом оформления является композиция из очень нежной лепнины на потолке и едва заметного рельефного рисунка на настенных панелях. Панели можно дополнить небольшими вмонтированными светильниками или зеркалами, а потолок — узким плинтусом.

Смотрите видео: Лепнина в современном интерьере. 35 фото дизайнерских идей

Акцентируем внимание на верхней части помещения

В высокой комнате вполне уместна лепнина в дизайне интерьера, предусматривающая нежный потолочный рисунок и более насыщенный объемный узор, обрамляющий верхнюю часть дверных и оконных проемов. На стенах хорошо будут смотреться молдинги, подчеркивающие неслучайный выбор подобного оформления. Лепнина в интерьере фото:





Используем молдинги и панели нестандартной конфигурации

Традиционно настенные гипсовые панели, имеющие вертикальное расположение, устанавливаются на высоте 1,5 метров. Но в хай-тек или в модернистском интерьере вполне уместен и эксперимент, предполагающий, что панели будут находиться на любой высоте, их расположение красивого интерьера с лепниной станет горизонтальным, а форма изменится до неузнаваемости и станет походить на любую геометрическую фигуру. Естественно, данное решение повлияет и на расположение мебели, но в комнате с минимальным количеством элементов обстановки данный вариант оформления создаст ощущение завершенности и снимет вопрос о необходимости каких-либо других предметов.

Лепнина с функциональной нагрузкой

Декоративная лепнина в интерьере может быть не только частью декора, но и иметь функциональное значение. Полки или даже столики из гипса, прикрепленные к стене, активно применяются в минималистском интерьере. С помощью лепнины можно исправить и недостатки комнаты, спрятав за молдингом неровную поверхность или, специально закруглив угол и дополнив его объемным рисунком, сделать его пригодным для размещения дивана с округлой спинкой, что сразу внесет в интерьер интересные черты. Лепнина в интерьере фото:



Лепнина для создания необходимого колорита

При создании интерьера с греческим, римским или средиземноморским колоритом лепниной оформляют не только потолки, но и пилястры, рекомендованные дизайнерами как прекрасная альтернатива колоннам, которые не всегда вписываются в обстановку обычной стандартной квартиры.

Создаем соединяющиеся линии

Лепнина на стене в интерьере — вертикальные линии, идущие от пола и соединяющиеся с горизонтальными на потолке, не только украшают комнату, но и позволяют разбить ее на несколько жилых зон, что особенно важно при открытой планировке. Чтобы данный декор не выглядел перегруженным линиями, сделайте объемные полосы достаточно широкими, но расположенными на значительном расстоянии друг от друга. При подобной отделке в больших комнатах можно ввести в интерьер и арки, включающие в свое оформление такой же лепной узор, как и у линий. Лепнина в интерьере фото:





Лепнина в дизайне интерьера — при выборе конечного внешнего вида Ваших стен следует брать в расчет многие компоненты будущего интерьера и, в том числе цвет пола, цвет дверей, наличников и плинтусов, цвет окна и цвет потолка. Также немаловажно взять в расчет цвет люстры и цвет ручек двери и ручек окна. В идеале, цвет дерева пола, дверей, плинтусов и наличников должны быть одинаковым. Лепнина в интерьере фото:




То есть, если Вы выбрали дубовый паркет или ламинат, то двери нужно подбирать под цвет дуба пола, наличники и плинтуса тоже должны иметь дубовую фактуру и цвет дуба дверей и наличников. Разные тона в цвете или фактуре дерева пола, дверей, наличников и плинтусов негативно скажутся на дизайне помещения и в классическом дизайне недопустимы.

Здесь надо внимательно относиться к цветам дуба, расхождения в цвете дуба (как и бука или другого дерева) значительны. Также достаточно трудно выбрать одинаковые цвета для редких пород дерева – акации, граба, вишни, груши и т. д. Как правило, при продаже этих дверей предлагаются и наличники одного цвета. Но цена комплекта возрастает значительно.

Красивый интерьер лепнина, плинтуса (особенно пластиковые, с кабель-каналами) придётся подбирать самостоятельно на специализированных стендах продавцов плинтусов. Самое простое решение – светлые буковые двери или потемнее дубовые. Эти двери и смотрятся привычно глазу и выбрать плинтуса и наличники под них довольно просто – продажи дубовых и буковых плинтусов и наличников производятся повсеместно. Пластиковые плинтуса цвета дуба и бука тоже продаются повсеместно. Лепнина в интерьере фото:





Цвет помещения целиком и полностью зависит от вкуса заказчика и цвета обстановки его мебели. Неудачно подобранное сочетание – это когда, пытаясь всё подобрать под цвет, заказчик приобретает мебель, которая сливается с цветом стен и пола.
Стены должны служить фоном для предметов мебели и обстановки помещения. Здесь стены, строго говоря, могут быть не только под цвет мебели, но и иметь совсем другой цвет.

Красивый интерьер лепнина — попытки создать в помещении большое количество оттенков одного цвета не всегда удаются заказчику, всё начинает сливаться и помещение выглядит скучным.
Слишком резкие сочетания цветов – также на любителя.

Красота помещения очень относительна и в этом месте сложно угодить каждому, кто увидит Ваше помещение. Одному понравится, а другому – нет. Три человека с трудом согласуют все цвета в одном помещении, а 10 человек не согласуют никогда. При этом, всегда другие люди найдут замечания по расцветкам квартиры, исходя из своего вкуса. Однако, более или менее вы можете полагаться на мнение дизайнера, если Вы знаете его работы и они Вам нравятся. Лепнина в интерьере фото:



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з