Маринкин сын. Красавица и самозванец. История трагической любви к власти

23 августа 2011, 03:16

Марина Мнишек с сыном Иваном на Медвежьем острове на реке Яик. Художник Л. Вычолковский Смутное время на Руси - это страшная встряска, которая перебаламутила все, принесла народу неисчислимые бедствия... Центральными фигурами Смутного времени были польская красавица Марина Мнишек и два ее мужа, первый из которых выдавал себя за русского царя Димитрия, а когда его растерзали до неузнаваемости возмущенные его бездарным правлением московские жители, то явился и второй претендент на его место. Он тоже назвался Димитрием. Хотя Марина могла давно удалиться в Польшу, ей очень хотелось оставаться русской царицей. Марина разделила с Лжедмитрием ложе и вскоре родила ребенка, прозванного народом еще во чреве матери «ворёнком». Правда, ребенок не был виноват, что его папашу звали «вором». В те времена так на Руси называли не только представителей криминальных структур, а вообще всех злоумышленников и бунтовщиков. Лжедмитрия II настигла смерть от руки татарского княжича. Через несколько дней после смерти Лжедмитрия II Марина родила сына, которого назвали Иваном. Она потребовала, чтобы армия и народ присягнули ему как законному наследнику. Но этого не произошло. Для Марины Мнишек началась полная приключений жизнь в стане казацкой вольницы, там, в шатре атамана, нашел свои первые игрушки ее ребенок, которого Заруцкий со товарищи, не долго думая, провозгласили царем. Однако всерьез эту кандидатуру, кроме казаков, никто не рассматривал. В октябре 1612 года Москва была освобождена от польских войск. 11 июля 1613 года Михаил Федорович венчался на царство. Дмитрий Михайлович Пожарский был пожалован боярином; Минин получил звание думного дворянина. Царь Михаил Федорович Романов Тем не менее новая смута, которая поднимала голову, не могла не волновать нового государя. Разбойничье отребье со всей Руси стекалось к Лебедяни, где разбил свой стан Иван Заруцкий. На подавление восстания царь назначил князя Ивана Никитича Одоевского. Ему было велено помогать воеводам городов - Михайлова, Зарайска, Ельца, Брянска, а также Суздаля и Владимира. Послали сборщиков собирать нетчиков, детей боярских, в Рязань, Тарусу, Алексин, Тулу и другие города. В конце апреля 1613 года Одоевский с собранными силами двинулся к Лебедяни. Заруцкий со своими черкасами ушел к Воронежу. Одоевский погнался за ним, и под Воронежем в конце мая произошел между ними бой, который длился целых два дня. Заруцкий был разбит. Взяли у него обоз, коши, знамена. Заруцкий убежал за Дон, к Медведице. Иван Заруцкий Одоевский воротился в Тулу, решив, что дело сделано. Но весной следующего года Заруцкий очутился в Астрахани. У Заруцкого были далеко идущие планы: он задумал призвать на Русь силы персидского шаха Аббаса, втянуть в дело Турцию, поднять юртовских татар, ногаев, волжских казаков, стянуть к себе все бродячие шайки Московского государства и со всеми идти вверх по Волге, покорять своей власти города. Заруцкий отправил посольство к шаху и отдавал Персии в подданство Астрахань - этим он думал втянуть Персию в войну с Московским государством. Посланы были «прелестные» письма к волжским казакам и к донским. Донские решились оставаться в верности избранному по желанию казаков наравне с земскими людьми московскому царю, но между волжскими, состоявшими из сброда разных беглецов, живших станицами по берегам Волги, произошло разделение: люди молодые увлеклись «прелестью» и готовились весной идти вверх по Волге до Самары. «Нам, - говорили они, - куда ни идти, лишь бы зипуны наживать».Были из волжских атаманов и такие, что не хотели идти с Заруцким, но обманывали его: надеялись выманить у Вора жалованье и дожидались прихода персидских судов. Зима подходила к концу. Царь поручил очищение Астрахани боярину, князю Ивану Никитичу Одоевскому; товарищем ему дан был окольничий Семен Васильевич Головин, некогда шурин и сподвижник Скопина; дьяком у них был Юдин. В марте они отправились в Казань собирать войско. Тем временем царь послал письма Заруцкому, обещая ему полное прощение в случае прекращения бунта. Однако авантюрист решился играть до конца. Подозревая, что Заруцкий собирается учинить расправу с безоружным населением, астраханцы решили упредить его и подняли бунт против самозванца. Заруцкий с Мариной и ребенком бежали, некоторое время они на двух стругах прятались в камышах. Но про это узнали рыбаки и сообщили властям. Стрельцы осадили казаков; те никак не ожидали гостей, не приготовились их встретить и, увидев, что деваться некуда, на другой же день «связали Заруцкого и Маринку с сыном и каким-то чернецом Николаем, отдали их стрелецким головам, а сами объявили, что бьют челом и целуют крест царю Михаилу Феодоровичу». 6 июля пленников привезли в Астрахань. В наказе было сказано так: «Везти Марину с сыном и Ивашку Заруцкого с великим береженьем, скованных, и станом ставиться осторожливо, чтобы на них воровские люди безвестно не пришли. А будет на них прийдут откуда воровские люди, а им будет они в силу, и Михаилу и Баиму - Марину с Ворёнком и Ивашку Заруцкого побити до смерти, чтоб их воры живых не отбили». Их привезли в Казань, а оттуда по царскому указу прибыла Марина в ту самую Москву, куда с таким великолепием въезжала когда-то в первый раз в жизни, надеясь там царствовать и принимать поклонения. Вскоре после того за Серпуховскими воротами народ наблюдал последнюю сцену своей многолетней трагедии. Заруцкого посадили на кол. Четырехлетнего сына Марины казнили - его публично повесили. О дальнейшей судьбе Марины Мнишек говорят разное. Неизвестно, какие кары и проклятия шептала в своей темнице мать, пережившая столь чудовищное горе. «Нам и надобно было, чтоб она была жива, для обличения неправд ваших», - говорил полякам в конце 1614 года Желябужский. Скорее всего, власти готовили еще какой-нибудь шумный процесс. После расправы с Заруцким еще несколько времени продолжали свирепствовать казаки по разным концам государства. Неурядицы продолжались и после, в царствование Михаила Феодоровича, как последствие «смутного времени», но эти неурядицы уже не имели тех определенных стремлений - ниспровергнуть порядок государства и поднять с этой целью знамя каких-нибудь «воровских царей». Казнь ребенка не сыграла в истории ровным счетом никакой роли, кроме разве что той, что никакой «Иван Дмитриевич» уже никогда не претендовал на роль русского царя. Впрочем, такие меры редко когда останавливали самозванцев. Неизвестными остались формула обвинения, приговор, состав судей. Неясно, какое преступление могли инкриминировать трехлетнему дитяте. Кроме того, что это дитя могло бы стать когда-либо в обозримом будущем поводом для смуты. А может быть, кто-то из бояр счел это символичным - со смерти ребенка началось Смутное время, смертью невинного же дитяти и закончится... Спустя 300 лет после восшествия на престол первого из династии Романовых последние из его потомков погибнут в сыром подвале дома Ипатьева. И вновь это будут невинные дети... Проклятие Марины Мнишек настигло убийц через века. Может быть, правильно называли ее колдуньей...

Известная полька Марина Мнишек приобрела во всем мире необычайную популярность благодаря тому, что вышла замуж сначала за Лжедмитрия I, а затем стала супругой Лжедмитрия II. Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I) приехал в польский городок Самбор в феврале 1604 года. В то время дочери польского магната и сандомирского воеводы Ежи Мнишека едва исполнилось 16 лет. Судя по свидетельствам сохранившихся памятников письменности и живописным полотнам, Марина была девушкой весьма симпатичной и привлекательной. А потому молодой Григорий Отрепьев не смог устоять перед ее очарованием и влюбился с первого взгляда.

Известно, что первыми, кто узнал «тайну» о том, что Григорий Отрепьев якобы был наследником русского царя Ивана IV Грозного, оказались польские магнаты, князья братья Вишневецкие. Необходимо заметить, что Константин Вишневецкий приходился Ежи Мнишеку зятем. А потому участие последнего в судьбе Отрепьева вовсе не является случайным. От Константина Вишневецкого Ежи Мнишек и узнал о том, что в Польше находится человек, с помощью которого можно будет завоевать Российское государство. Спустя некоторое время польский воевода поможет Отрепьеву дойти до столицы России и занять русский престол.

Однако помощь Ежи Мнишека не была такой бескорыстной, как могло показаться на первый взгляд. Дело в том, что он получил от «царевича Дмитрия» обещание подарить ему после взятия Москвы несколько областей России. Кроме того, свадебной церемонии Марины и Отрепьева предшествовало составление брачного соглашения, или контракта, как сказали бы современники XXI столетия.

Брачный договор был подписан 25 мая 1604 года. Из него следовало, что Григорий Отрепьев сможет жениться на Марине Мнишек только после того, как он взойдет на московский трон. Кроме того, будущий супруг должен был обеспечить Марину Мнишек богатой «оправой». Под таковой подразумевались русские города Новгород и Псков, которые и должны были перейти в личное владение супруги Отрепьева после взятия им Москвы.

Не оставался в накладе и сам Ежи Мнишек. После свадьбы единственной горячо им любимой дочери он по контракту смог бы получить миллион польских злотых.

Долгое время в русской исторической науке существовало одно-единственное понимание причин организации и осуществления польского похода на Москву. Ученые часто говорят о том, что в военной кампании XVII века, замысел которой принадлежал Лжедмитрию I, особенно заинтересованной стороной были правительство Польши (в частности, сам польский король Сигизмунд III) и римско-католическая курия, которые в течение уже нескольких веков вынашивали идею о захвате и подчинении собственным интересам Российского государства.

Все вышеизложенное, конечно, нельзя считать несправедливым. Однако преуменьшать роль Ежи Мнишека в походе на Москву также некорректно. По мнению многих современных историков, он оказался одним из наиболее заинтересованных в овладении российскими землями. При этом им двигали самые обычные человеческие чувства: алчность, честолюбие и властолюбие. Именно они и подтолкнули немолодого уже человека (Ежи Мнишеку было тогда 56 лет) к тому, чтобы оказывать всяческое содействие весьма рискованному предприятию Отрепьева-Дмитрия.

Судя по письменным источникам, Марина даже не подозревала о существовании тайного соглашения между ее отцом и будущим супругом. По всей вероятности, ее согласие обвенчаться с будущим русским царем было добровольным.

Необходимо заметить, что желание Марины Мнишек, польской красавицы, выйти замуж за Григория Отрепьева было вполне оправданно. Лжедмитрий II, как отмечают сохранившиеся до наших дней летописи, был человеком умным и образованным. В одной из старинных хроник можно найти такую его характеристику: «Остроумен и научений книжном доволен, дерзостен и велиречив вельми, конское ристание любляше вельми, на враги свои ополчителен, смел вельми, храбрость имея и силу велию». Словом, Отрепьев был человеком весьма подходящим для того, чтобы занять царский трон. Побольше бы таких самозванцев появлялось в России!

Запорожские казаки впоследствии вспоминали о том, что, едва появившись в Сечи, Григорий Отрепьев смог расположить к себе всех казаков. Он ел с ними из одного котла, пил горилку и даже плясал у вечернего костра не хуже любого запорожца. Отрепьев был невысокого роста, однако крепкого телосложения. Его нельзя было назвать красавцем. Но природная уверенность в себе и особенная стать покоряли сердца всех, кто когда-либо общался с ним. Естественно, его считали завидным женихом и многие знатные магнаты Западной Европы, отцы прекрасных дочерей, мечтали о том, чтобы породниться с Отрепьевым. Но судьбе было угодно, чтобы тестем «царевича Дмитрия» стал Ежи Мнишек.

Марина Мнишек

Историки говорят о том, что Отрепьев преследовал в женитьбе на Марине Мнишек не только материальную выгоду. Скорее всего, он на самом деле полюбил молодую польку, тем более что даже после взятия Москвы не переставал торопить воеводу с разрешением на свадьбу и переездом в столицу Русского государства.

Осенью 1605 года Лжедмитрий I отправил в Краков посла, в роли которого выступил дьяк Афанасий Власьев. По традиции он должен был замещать русского монарха на заочной церемонии венчания. Проведение обряда обручения было намечено на 12 ноября того же 1605 года. Церемонию вел тогда близкий родственник Мнишеков архиепископ Кракова кардинал Бернард Мацеевский.

В тот день Марина была впервые представлена русским послам. Те, кто видел ее тогда, говорили о том, что за всю свою жизнь не видели девушки более прекрасной, чем Марина Мнишек. Действительно, в тот день Марина Мнишек затмила всех известных красавиц мира. Ее одели в серебристое платье с длинным шлейфом, а голову украсили полупрозрачной фатой, по всему полотну которой были рассыпаны драгоценные камни и белоснежный жемчуг.

Московский посол, увидев Марину, долго находился в оцепенении, не смея поверить в то, что скоро этакая красавица появится в Москве. Он даже отказался танцевать с ней, мотивируя свой отказ тем, что недостоин даже находиться рядом со столь божественным существом.

Однако не все на брачной церемонии пришлось по душе московскому послу. Многие присутствовавшие на обряде видели, как нахмурился русский гость, наблюдая за тем, что воевода заставляет свою дочь низко поклониться польскому королю Сигизмунду III за его «благодеяние». Видимо, посол был против преклонения русской царицы перед королем поляков.

Итак, дочь польского воеводы стала женой русского царя. После брачной церемонии Марина принимала у себя в приемной комнате русских гонцов. Именно они привезли ей из России богатые дары от супруга, царя Дмитрия.

Тогда же Марина получила от монарха и послание, в котором он уговаривал ее незамедлительно выехать в Москву. Однако отъезд по желанию отца, Ежи Мнишека, откладывался со дня на день.

Воевода часто писал Отрепьеву о том, что не может приехать в столицу из-за недостатка средств, видимо, тем самым вымогая деньги у царя Дмитрия.

В то время, пока Марина и ее отец готовились к отъезду за границу, слава о том, что полька стала женой русского царя распространилась далеко за пределы Польши. Так, например, известный драматург Лопе де Вега посвятил этому событию драму, которая сейчас известна под названием «Великий князь Московский и император». Современные историки и театроведы говорят о том, что прототипом для создания образа Маргариты стала не кто иная, как Марина Мнишек.

Нужно сказать, что Марина ничуть не страдала от избытка внимания к себе. Она держала себя так, словно с самого рождения занимала трон царицы. В церкви она сидела, укрывшись под широким балдахином, на особенном месте в окружении многочисленных придворных.

Почти сразу же после венчания она отправилась в Краковский университет для того, чтобы оставить свою подпись в книге почетных гостей. Тогда же в Кракове встречали австрийскую принцессу. Гордая Марина поспешила покинуть город, опасаясь соперничества в славе со стороны австриячки. Словом, русская царица Марина наслаждалась своей известностью, властью, внезапно оказавшейся у нее в руках и неслыханным до той поры богатством.

А в то время отец Марины Мнишек, Ежи, принимал у себя русского посла, который передал польскому воеводе от имени русского царя 300 000 злотых. Тогда удовлетворенный полученной суммой отец дал дочери разрешение на переезд в Москву. Марина Мнишек покинула Самбор 2 марта 1606 года. В тот день ее сопровождала многочисленная свита, состоявшая, по одним данным, из 1269, а по другим – из 3619 человек.

Прежде чем Марина достигла главных ворот Москвы, прошло больше месяца. Виной тому стали плохие дороги и испортившаяся погода. Кроме того, по пути царица вынуждена была подолгу останавливаться в литовских и белорусских крупных поселениях, жители которых устраивали в честь русской императрицы пышные пиршества.

Только 18 апреля 1606 года свита царицы Марины перешла российскую границу. Русские люди гостеприимно встретили новую императрицу. Особенно любезно ее чествовали в Смоленске. Для того чтобы выразить свое уважение, царь Дмитрий выслал навстречу Марине отряд стрельцов, возглавляемый воеводой Басмановым. Он-то и передал царице дорогие подарки от Отрепьева. В числе прочих была и золотая карета, обитая изнутри красным бархатом и отделанная серебряными гербами Российского государства.

Князь Д. М. Пожарский

Рано утром 2 мая 1606 года царица Марина в сопровождении свиты въехала в златоглавую Москву. Церемония встречи царя и царицы надолго запомнилась москвичам, которые тогда высыпали на улицы города. Шествие бояр, вышедших навстречу царице, сопровождалось малиновым звоном колоколов даже самых дальних от Кремля московских соборов. Марина с гордостью и величием царицы принимала все почести, оказываемые ей русскими людьми. При встрече Марины не забыли и о музыкантах. Едва царица приблизилась к Спасским воротам Кремля, как 50 барабанщиков забили в свои барабаны и 50 трубачей заиграли в медные трубы. Находившийся тогда в Москве голландец Паерле позднее вспоминал: «[Барабанщики и трубачи] производили шум несносный, более похожий на собачий лай, нежели на музыку, оттого, что барабанили без всякого такта, как кто умел». Тем не менее зрелище было торжественным и красивым.

После этого Марина Мнишек отправилась на встречу с мужем. А спустя еще некоторое время ее препроводили в Благовещенский монастырь, в котором она и познакомилась с «матерью» царя Дмитрия, Марфой Нагой. В том монастыре Марине пришлось провести еще несколько дней, терпеливо ожидая наступления дня венчания.

Нужно сказать, что Марина Мнишек оказалась весьма привередливой гостьей. Часто при встречах с царем она жаловалась ему на грубую русскую пищу, которую ей предлагали в монастыре. Тогда, жалея супругу, Лжедмитрий распорядился доставить в обитель лучших польских поваров для того, чтобы те готовили особенные блюда для царицы Марины. А чтобы ей не было скучно, Отрепьев прислал в монастырь музыкантов, что вызвало среди москвичей неодобрительный ропот.

Церемония венчания Лжедмитрия I и Марины Мнишек состоялась 8 мая 1606 года. В тот день русскому царю пришлось отказаться от соблюдения многих вековых традиций. Так, например, по русским обычаям венчания никогда не проходили перед постным днем пятницей. Церемония же венчания царя Дмитрия проходила в четверг.

Кроме того, перед самым началом церемонии Марина Мнишек была помазана на царство и венчана шапкой Монамаха патриархом Игнатием. До той поры такой обряд проводили только с мужчинами, восходившими на трон. Марина Мнишек стала первой женщиной, помазанной на царство. Говорили о том, что, давая разрешение на венчание царским венцом, Отрепьев желал угодить жене и продемонстрировать окружающим ее особенное положение.

В тот день причастие совершалось по христианским канонам. Марина вкусила хлеб и испила из чаши с красным вином, что категорически запрещала Римско-католическая церковь. Более того, Римская курия могла расценить такой поступок Марины как отречение от католической веры и принятие христианства. На самом деле Отрепьев не вынуждал супругу сменить веру. Однако требовал от нее выполнения и соблюдения всех традиций, которые существовали на русской земле, в том числе и обрядов христианских.

После завершения обряда венчания царь Дмитрий и царица Марина взошли на золотой и серебряный троны. На них были надеты русские одежды. Письменные источники свидетельствуют о том, что платье Марины так густо покрыли жемчугом и драгоценными каменьями, что невозможно было догадаться о том, какого на самом деле оно цвета.

Торжества, посвященные венчанию русского царя, продолжались и на следующий день. Тогда царь и царица вышли к народу, надев польские платья. Марина и Лжедмитрий, отбросив застенчивость, лихо отплясывали по-гусарски. В тот день гордый Ежи Мнишек с радостью прислуживал за столом своей дочери, русской царице Марине.

Прошло несколько дней. Поляки, прибывшие в столицу со свитой Марины, осмелели настолько, что перестали чувствовать себя гостями и делали в Москве все, что хотели. Наконец москвичам надоело терпеть бесчинства, устраиваемые иноземцами. С каждым днем в столице становилось все тревожнее.

Сложной внутригосударственной ситуацией не поленились воспользоваться бояре, которые давно уже вынашивали план свержения с престола самозванца и его польской красавицы. Тогда заговорщиков-бояр возглавил князь Василий Шуйский, с некоторых пор получивший славу мятежника и изменника, но чудом оказавшийся помилованным государем.

В один из дней к Лжедмитрию пришел человек, который рассказал царю о том, что во дворце готовится заговор. Имя главаря заговорщиков не нужно было долго угадывать. Это был Василий Шуйский. Однако тогда Отрепьев по вполне понятным причинам (ведь по правую руку от него сидела молодая и красивая жена) не придал значения сообщению. Торжества по случаю венчания приказано было продолжать.

Вполне возможно, что бояре не захотели бы открыто выступить против царя Дмитрия, если бы не хитрые князья Шуйские. Однажды рано утром, 17 мая 1606 года, москвичей разбудил колокольный звон. Собравшийся на Лобном месте народ вскоре узнал от Василия Шуйского о том, что поляки якобы желают убить царя Дмитрия. Разъяренная толпа устремилась к царскому дворцу.

Почти все поляки, приехавшие в Москву вместе с Мариной Мнишек, пострадали от взбешенной толпы бунтовщиков. Спастись от смерти удалось тогда только лишь тем, кто яростно сражался с москвичами, решившими во что бы то ни стало освободить столицу от иноземцев.

В первые минуты нападения на царский дворец стрельцы, охранявшие покой государя, хотели защитить своего господина. Однако бояре заявили о том, что разорят стрелецкую слободу, если те окажут заговорщикам сопротивление. Тогда стрельцы в страхе отступили от главного входа во дворец, открыв тем самым путь заговорщикам.

После того как Григорий Отрепьев был убит, его тело вывесили на Красной площади. В присутствии многотысячной толпы Василий Шуйский объявил о том, что царь Дмитрий был самозванцем, а потому не должен находиться на русском троне. Спустя некоторое время царский трон занял Василий Шуйский.

Но что же случилось с Мариной Мнишек? Оказывается, ей удалось спастись. Услышав шум за дверью комнаты, она поспешила выбежать из спальни, но на лестнице встретилась с боярами-заговорщиками. Но те ее не узнали, и она благополучно добралась до покоев своих придворных дам.

В ту же секунду в опочивальню ворвались взбешенные бояре. Марине удалось спрятаться от них… под юбкой своей родственницы, гофмейстерины Барбары Казановской. Долгое время бунтовщики рыскали по комнате, надеясь разыскать жену самозванца, еретичку Марину. Однако той все же удалось остаться в живых.

Желая отомстить лжецарю и царице, бояре решили забрать из комнаты Марины все драгоценности, а также четки и крест с мощами, подаренные государыне мужем. Юный паж Марины, Матвей Осмольский, осмелился противостоять заговорщикам и их воровству. Однако в ту же минуту он пал замертво от пули, пущенной одним из бояр.

Долгое время Марина Мнишек вынуждена была скрываться. О том, что его дочь осталась в живых, Ежи Мнишек узнал только через несколько дней после боярского бунта. Однако это была уже не та величавая царица, которая восседала на серебряном троне по правую руку от русского царя. За один вечер она превратилась в обыкновенную женщину, не имевшую за душой ни гроша.

Но не потеря драгоценностей заботила Марину. Более всего печалилась она оттого, что бояре украли у нее власть, всеобщее поклонение и блеск царского дворца.

Через некоторое время Василий Шуйский издал указ о том, чтобы выслать Марину, ее отца и еще 375 человек польской прислуги в Ярославль. Нужно сказать, что местные жители довольно доброжелательно отнеслись к прибывшим в их город царице и ее свите. Для того чтобы расположить к себе ярославцев, Ежи Мнишек вырастил густую бороду и стал обряжаться в русские одежды.

В то время стражники, поставленные наблюдать за ссыльными поляками, ослабили свой контроль, не боясь того, что арестованные смогут решиться на побег. Тогда-то и посыпались в Польшу письма от старого Мнишека с просьбой помочь ему и дочери вернуться на родину.

Несмотря на гибель Лжедмитрия I, его сторонники (в том числе литовцы и поляки) не оставили надежду на взятие Москвы. Во многом их решение не отступаться от намеченной цели подогрели рассказы сумевшего бежать из столицы приближенного царя Дмитрия, Михаила Молчанова. Направляясь в Речь Посполитую, он утверждал, что в майские дни на Красной площади был сожжен вовсе не царь.

Молчанов говорил о том, что Дмитрию удалось спастись от взбунтовавшихся бояр и он должен вскоре объявиться в России, Польше или Запорожье. Поляки не могли не принять на веру домыслы Молчанова, поскольку до них уже дошли слухи о том, перед сожжением Шуйский повелел надеть на лицо убитого царя маску скомороха.

Итак, Молчанов уверил поляков в том, что царь Дмитрий жив. Именно поэтому те и не удивились, узнав в 1607 году, что в Стародубе появился человек, который называет себя царем Дмитрием, сумевшим спастись от смерти в мае 1606 года.

Дальнейшие события развивались достаточно быстро. Уже к маю 1608 года Лжедмитрию II удалось собрать довольно многочисленный отряд, состоявший из поляков, запорожцев и русских. Первая победа была одержана войском самозванца в том же мае 1608 года под Волховом.

В июле 1608 года в Ярославль пришла весть о появлении чудом спасшегося от гибели царя Дмитрия и об успехах его войска на полях сражений. Тогда же в городе узнали и о договоре Василия Шуйского с польским королем, согласно которому русский царь должен был отпустить всех поляков на родину. Тот же договор гласил о том, что, находясь в Польше, Марина Мнишек не могла именоваться русской царицей и к тому же не должна встречаться с Лжедмитрием II.

Таким образом, Ежи Мнишек и Марина смогли выехать в Польшу только 16 августа 1608 года. До русской границы они ехали в сопровождении небольшого конного отряда, которым командовал князь Владимир Долгоруков.

Свита Мнишеков проезжала, направляясь к литовской границе, через Углич, Тверь и Белую. Находясь на пути к Белой, пан Ежи Мнишек тайно послал гонца в Тушино, где стояла армия Лжедмитрия II, с вестью о том, что арестованные поляки скоро сделают остановку в Белой. В тот же день самозванец собрал отряд, намереваясь освободить из-под стражи плененных пана Мнишека и его дочь Марину. Ей отводилась особенная роль. После освобождения она должна будет признать в самозванце своего мужа, царя Дмитрия.

Едва только свите поляков в сопровождении царского отряда удалось подойти к стенам Белой, как впереди внезапно показались воины Лжедмитрия II. Перепуганные насмерть всадники, находившиеся под началом Долгорукова, повернули к Москве, так и не попытавшись отстоять пленников. Таким образом Марина и ее отец попали в лагерь самозванца. Судя по воспоминаниям современников, Марина искренне обрадовалась, когда ей объявили о том, что царь Дмитрий жив и она скоро увидится с ним. Говорили, в дороге она даже пела веселые песни, а улыбка не сходила с ее лица. Однако спустя некоторое время князь Масальский (по другим источникам, один из польских солдат) поведал Марине о том, что она увидит в Тушино не того, о ком она мечтала. Такая весть обескуражила Марину.

Кузьма Минин

Подобный поворот обстоятельств мог смутить кого угодно, только не Ежи Мнишека. В то время, пока Марина привыкала к мысли о том, что идти по жизни в дальнейшем ей предстоит с чужим мужчиной, пан воевода вел переговоры с будущим зятем по поводу причитавшейся ему доли богатств, добытых Лжедмитрием II во время набегов на русские города и поселения.

Памятники письменности свидетельствуют о том, что в награду за дочь Мнишек должен был получить около 300 000 польских злотых. К тому же пан воевода рассчитывал стать владельцем Северской, а также значительной части Смоленской земли. Такой договор вступал в силу только после того, как Лжедмитрий II окажется на царском троне. Договорная грамота была подписана двумя участниками предприятия 14 сентября 1608 года.

Нужно сказать, что мечты Мнишека завладеть русскими землями и получить за дочь щедрое вознаграждение оказались напрасными. Он так никогда и не смог получить от своего «дорогого зятя» ни обещанных денег, ни земель. Да и дочь была потеряна для него навсегда. Раздосадованный неудавшимся предприятием Мнишек 17 января 1609 года выехал в Польшу. С тех пор о нем мало кто слышал. Даже письма к Марине с того времени стали приходить все реже и реже.

Но вернемся к событиям, которые произошли несколькими месяцами ранее. В сентябре 1608 года Марина в сопровождении литовского магната Яна Петра Сапеги прибыла в лагерь Лжедмитрия II, который находился тогда в Тушино. Спустя некоторое время в тот же военный лагерь бунтовщиков приехал католический священнослужитель, приглашенный для того, чтобы провести брачную церемонию Марины и Лжедмитрия II.

Все без исключения историки утверждают, что решение обвенчаться с Лжедмитрием II было принято Мариной вполне самостоятельно, без какого-либо давления извне. По-видимому, причиной тому оказалось уязвленной самолюбие, стремление обладать царской властью и наслаждаться ею куда больше времени, чем это было тогда, когда она считалась супругой Лжедмитрия I.

В конце 1609 года Лжедмитрий II, надеясь уйти от царского преследования, спешно покинул тушинский лагерь и направился в сторону Калуги. Свою «горячо любимую» супругу он не взял с собой. Таким образом, Марина долгое время оставалась одна в Тушино. Необходимо было принимать меры для того, чтобы выйти из создавшегося положения. Тогда она решилась написать польскому королю.

Письмо-прошение, написанное Мариной Мнишек, датировано 5 (15) января 1609 года. Тогда жена двух русских царей-самозванцев обратилась к Сигизмунду III за помощью, напоминая о том, что она является претенденткой на русский трон: «Уж если кем счастье своевольно играло, так это мною; ибо оно возвело меня из шляхетского сословия на высоту Московского царства, с которого столкнуло в ужасную тюрьму, а оттуда вывело меня на мнимую свободу, из которой повергло меня в более свободную, но и более опасную неволю… Всего лишила меня превратная фортуна, одно лишь законное право на московский престол осталось при мне, скрепленное венчанием на царство, утвержденное признанием меня наследницей и двукратной присягой всех государственных московских чинов».

Одной из последних фраз, содержавшихся в послании, стали слова о том, что с помощью польского короля она надеется вернуть русский престол, поскольку ее возвращение станет «залогом овладения Московским государством и прикрепления его обеспеченным союзом». Несмотря на столь пылкие выражения и заманчивые обещания, король Сигизмунд III не спешил с ответом. Тогда Марина решила действовать в одиночку.

Спустя некоторое время Марина Мнишек объехала все войско, стоявшее в Тушино, и смогла расположить к себе большую часть казаков, остававшихся в лагере. Однако Ружинский смог раскрыть тайный замысел царской супруги и остановить выступление ее отряда. Опасаясь мести, Марина в ту же ночь облачилась в мужской костюм и бежала из Тушино в Калугу.

Проснувшиеся поутру казаки нашли послание, написанное Мариной. Она говорила о том, что уехала искать справедливости: «Я уезжаю для защиты доброго имени, добродетели самой, – ибо, будучи владычицей народов, царицей московской, возвращаться в сословие польской шляхтянки и становиться опять подданной не могу…» Таким образом, Марина решила во что бы то ни стало вернуть себе корону русской царицы.

По свидетельствам многих старинных документов, Марина Мнишек была женщиной гордой и властолюбивой. Отведав однажды от пирога царской власти, она совершенно не была готова к тому, чтобы вновь стать «ясновельможной пани воеводянкой».

Итак, выехав из Тушино, Марина направилась к Калуге. Однако быстро попасть туда она не смогла. Заблудившись по дороге, она вскоре попала в Дмитров, в котором в то время стоял отряд Яна Петра Сапеги. Он посоветовал польке вернуться на родину, к отцу. Однако гордая Марина заявила: «Мне ли, царице всероссийской, в таком презренном виде явиться к родным моим? Я готова разделить с царем все, что Бог ниспошлет ему». После этих слов она решила вновь отправиться в путь и разыскать-таки мужа. Однако осада города войском русского князя Михаила Скопина-Шуйского помешала ей сделать задуманное.

Дмитров недолго смог противостоять отряду Скопина-Шуйского. Во многом причиной тому стало отсутствие провизии. Но и воины, находившиеся под началом Сапеги, видимо, не старались завоевать победу. Судя по письменным источникам, город был сдан русским без особенного сопротивления со стороны польских воинов. Об этом свидетельствует тот факт, что в один из моментов сражения Марина вскричала: «Что делаете, трусы, я женщина, а не растерялась!»

Тем временем Лжедмитрий II, находясь в Калуге, набирал волонтеров в новое войско. Нужно сказать, что отряд самозванца составили люди самых разных сословий, когда-либо перешедшие черту закона, и самых разных национальностей. Лжедмитрий II принимал тогда в своем лагере поляков, татар, русских, украинцев – словом, всех тех, кто не захотел заниматься трудом праведным, а искал более короткий путь для обогащения. В то время, пока Лжедмитрий II собирал войско, отряды польского короля Сигизмунда III пытались, нужно сказать безуспешно, завоевать Смоленск. В те же дни воины Михаила Скопина-Шуйского смогли отстоять Троице-Сергиеву лавру.

Однако спустя некоторое время князь Скопин-Шуйский умер, оказавшись отравленным женой одного из братьев царя. Впоследствии князь Дмитрий командовал войском, отправленным государем на оборону Смоленска. Однако вспомогательный отряд так и не дошел до города. Остановленный на расстоянии 150 км от Смоленска, он был наголову разбит польским войском, возглавляемым гетманом Станиславом Жулкевским.

Русский князь М. В. Скопин-Шуйский

Таким образом, дорога к столице Российского государства оказалась открытой для поляков. Станислав Жулкевский вместе со своим отрядом подошел к Москве с запада, а войско Лжедмитрия II – с южной стороны. По пути армией самозванца были завоеваны такие русские города, как Серпухов и Боровск, а также Пафнутьев монастырь. Вскоре на пути Лжедмитрия II показались стены столицы.

Лжедмитрий II остановился в Коломенском. А Марина укрылась в Николо-Угрешском монастыре. Тогда самозванец не решился взять Москву. Хотя занять ее не составляло особенно большого труда, поскольку к тому времени Шуйский по решению боярского совета был свергнут с престола и пострижен в монахи.

Спустя некоторое время бояре, не желая видеть на русском троне Лжедмитрия II, заключили c Жулкевским договор, по которому с того времени Московское государство подчинялось Владиславу Жигмонтовичу, сыну польского короля. На следующий день, после подписания договора обеими сторонами, в Москву прибыл польский отряд.

Не ожидая подобного поворота событий и опасаясь мести бояр, Марина Мнишек и Лжедмитрий II вынуждены были покинуть столицу и бежать в Калугу. Вместе с ними в поисках лучшей жизни отправились 500 казаков, возглавляемых атаманом Иваном Мартыновичем Заруцким.

Трагедия случилась 12 декабря 1610 года. В тот день Лжедмитрий II вместе со своей немногочисленной свитой выехал на охоту. В город он не вернулся.

Во время отдыха в лесу он был убит татарином Петром Урусовым, который отомстил своему господину за то, что тот наказал его публичной поркой.

Узнав о смерти своего супруга, Марина обезумела. Находясь на последних месяцах беременности, она в скором времени ожидала рождения первенца, наследника русского престола. В день трагедии никто не мог утешить ее. Как сообщает летопись, она «выбежала из замка, рвала на себе волосы и, не желая жить без друга, просила, чтобы и ее тоже убили».

Местные жители жалели царицу и хотели даже спрятать ее от бояр. Однако те успели поймать Марину и, желая угодить Владиславу Жигмонтовичу, заточили ее в тюрьму. В тюремной камере в январе 1611 года появился на свет сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II, которого спустя некоторое время окрестили именем Иван.

В том же 1611 году в защиту Марины выступили запорожские казаки, которыми командовал атаман Заруцкий. Он требовал отдать престол сыну Марины и Лжедмитрия II, Ивану, а сам, по-видимому, мечтал о том, чтобы стать регентом при маленьком царевиче.

Тогда у Заруцкого было немало сторонников. Однако еще больше оказалось тех, кто не хотел видеть на русском троне поляков. Так, например, патриарх Гермоген, который жил в Москве под постоянным присмотром царской стражи, в тайных посланиях умолял о том, чтобы бояре не поддались искушению и не посадили на престол маленького Ивана. Гермоген писал: «Чтобы они отнюдь на царство проклятого Маринка панина сына не благословляли, так как отнюдь Маринкин на царство не надобен, проклят от Святого собора и от нас».

Спустя некоторое время сын Марины был признан Трубецким и Заруцким наследником царского трона. Однако к тому времени многие дворяне покинули Москву. Именно это и стало причиной того, что шансы Марины вернуть российский престол сводились к нулю. В то время, пока поляки решали вопрос о том, кто является главным наследником московского трона, Минин и Пожарский, собрав второе ополчение, в августе 1612 года направились к Москве.

Испугавшись предстоявшего сражения, Заруцкий предпочел оставить русскую столицу и уйти в Калугу, по пути захватив с собой Марину Мнишек и ее сына, которого в народе звали не иначе как Воренок. Так, одна из русских летописей сообщает: «Заруцкий из-под Москвы побежо и пришеше на Коломну, Маринку взя, и с воренком с сыном, и Коломну град вгромив, пойде в Рязанские места, и там многую пакость делаша».

Земский собор, собравшийся в Москве 7 февраля 1613 года, постановил посадить на русский трон Михаила Федоровича Романова. Бояре дали присягу «на Московское государство иных государей и Маринку с сыном не обирати и им ни в чем не доброхотати, и с ними ни в чем не ссыпатися».

После того как Марина поняла, что ей уже никогда не удастся завладеть русским троном, она в сопровождении Заруцкого выехала на Украину. Спустя некоторое время в Москву прибыли казаки, видевшие польку и ее верного слугу. Они-то и рассказали о том, что «Заруцкий с польскими и литовскими людьми на всякое зло Московскому государстве ссылался, и хотел с Маринкой в Польшу и Литву к королю бежати, и его не пустили и удержали атаманы и казаки, которые в те поры были с ним».

Спустя некоторое время Заруцкий и Марина захотели уйти в Польшу. Однако казаки, нуждавшиеся в «царице», не пустили их. После этого в Москву пришел гонец с известием о том, что «Заруцкий хочет идти в Казилбаши, а Маринка де с ним итти не хочет, а зовет его с собою в Литву».

Однако через несколько дней русский царь Михаил Романов получил известие о том, что войско Заруцкого отправилось к Астрахани. Настал день, когда армия Заруцкого достигла заветного города на Волге. Вошедшие в город казаки убили астраханского воеводу князя Хворостинина, а править городом стал сам Заруцкий. Вскоре ему удалось объединиться с татарами и даже персами, которые были подвластны шаху Аббасу.

Таким образом, Заруцкий создал на юге России самостоятельное государство, владыками которого стали Марина и ее сын Иван. Спустя некоторое время в Астраханском кремле появилась царица с маленьким царевичем.

В то время, пока Марина отдыхала от долгого путешествия, Заруцкий не переставал искать единомышленников. Во все концы света полетели бумаги с призывами, подписанные от имени «государя царя и великого князя Дмитрия Ивановича Всея Руси, и от государыни царицы и великой княгини Марины Юрьевны Всея Руси, и от государя царевича и великого князя Ивана Дмитриевича Всея Руси».

В ответ на подобные послания московский царь неизменно отвечал, что не желает вступать в переговоры с Мариной, которую считает «еретицею, богомерзкия, латынские веры люторкою, прежних воров женою, от которой все зло Российского государства учинилось».

При этом царь уговаривал казаков отречься от Заруцкого и разойтись по домам. А самому пану атаману было обещано великое прощение в том случае, если он покинет Астрахань и Марину с сыном.

К тому времени астраханцы уже устали от бездействия власти Марины и Заруцкого. Подняв мятеж, они попытались изгнать их из города.

После того как Заруцкий узнал о восстании, он закрыл все входы в кремль и стал стрелять из имевшихся там пушек в подходивших жителей.

В тот же вечер атаман получил весть о том, что в направлении к Астрахани движутся отряды царских стрельцов. Тогда он принял решение бежать из города.

Заруцкий, Марина Мнишек и ее сын Иван, а также небольшое войско покинули взбунтовавшуюся Астрахань 12 мая 1614 года. А спустя 17 дней они решили отправиться в сторону реки Яик. 7 июня того же года русский царь повелел стрелецким головам Пальчикову и Онучину выступить на Яик и разбить казацкий отряд.

Русские стрельцы смогли догнать казаков только 24 июня 1614 года. Они встретили их на Медвежьем острове. К тому времени отрядом из 600 казаков командовал уже не Заруцкий, а Треня Ус. Как говорится в летописи, «Ивашке Заруцкому и Маринке ни в чем воли нет, а Маринкин сын у Трени уса с товарищи».

В течение суток казаки пытались отстоять свою свободу. Однако силы были неравны. Утром следующего дня они вынуждены были присягнуть русскому царю, а Заруцкого, Марину Мнишек и ее сына связали и выдали Пальчикову и Онучину. Только 13 июля 1614 года Марина, Заруцкий и трехлетний Иван предстали перед царем Михаилом Федоровичем.

Русский царь Михаил Федорович Романов

Спустя некоторое время маленький «царевич» Иван был казнен через повешение за Серпуховскими воротами. Сын Марии Мнишек стал последней жертвой периода Смуты в русской истории.

Спустя несколько десятков лет в России вновь стали появляться самозванцы. Большинство из них (в их числе польский шляхтич Иван Дмитриевич Луба, а также безродный и безымянный бродяга) называли себя сыном Лжедмитрия II и Марины Мнишек.

Как считают многе историки (доказательства тому найти не удалось), был казнен также и атаман Заруцкий. Говорили, что его посадили на кол, дабы не повадно было сеять в сердцах русских людей смуту.

Не менее загадочной, чем гибель польского атамана, остается и смерть самой Марины Мнишек. После казни сына Марина попала в тюрьму. Ее заточили в одной из башен Коломенского кремля, которую спустя несколько лет местные жители прозвали «Маринкиной».

Судя по некоторым письменным источникам, Марина Мнишек умерла своей смертью. Однако историки, опираясь на ряд документов, склонны считать, что гордой польке помогли умереть царские прислужники.

Марина Мнишек завоевала среди поляков и русских людей огромную популярность. Русский поэт-гений Александр Пушкин говорил о ней так: «[Марина] была самая странная из всех хорошеньких женщин, ослепленная только одною страстью – честолюбием, но в степени энергии, бешенства, какую трудно и представить себе».

Закладная жертва - древний языческий обряд, когда в фундамент вновь возводимого строения замуровывали (иногда живьем) ребенка или девушку-девственницу.Считалось, что это должно обеспечить зданию необходимую крепость, и оно простоит долго.

На фото: Леон Ян Выжолковский. Бегство Марины Мнишек. Картина описывает эпизод 1614 г., когда Марина Мнишек была поймана на реке Яик. Хотя в реальности дело происходило в июне, художник изобразил на картине зимний пейзаж.

В «Братьях Карамазовых» Достоевского Иван Карамазов говорит, что не приемлет Бога, который допускает в этом мире страдания невинных детей ради некой «высшей гармонии»: «Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезками к «боженьке», чтобы тот защитил его, - понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без нее, говорят, и пробыть бы не мог человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к «боженьке»... Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискупленными слезами своими к «боженьке»!»

Шел декабрь 1614 года.

Боровицкие ворота раскрылись медленно, с трудом преодолевая бешенное сопротивление холодного ветра. Несколько всадников выехали из них и помчались вниз по спуску к Москве-реке. Затем из нутра закопченной пожаром башни показалась процессия, во главе ее шел высокий широкоплечий мужчина в распахнутом овчинном полушубке, из-под которого пламенела кумачевая рубаха. Палач нес на руках маленького ребенка. Снег бил мальчику в лицо, ветер трепал его русые волосы. Те, кто стоял к процессии поближе, слышали, как ребенок несколько раз спросил плачущим голосом: «Куда вы несете меня?» - но шагавшие рядом с ним успокаивали его и уговаривали не плакать.

Процессия и сопровождавшая ее толпа шли по сожженному, засыпанному снегом мертвому городу, через замерзшую Москву-реку, по несуществующему уже три года Замоскворечью, пока не пришли к виселице у полуразрушенных Серпуховских ворот. На ней и повесили несчастного мальчика. Мальчик был в мать - мал и тонок, а сплетенная из мочал веревка толста, и веса ребенка не хватило, чтобы как следует затянуть петлю. Его, полуживого, оставили умирать на виселице.Где он и провисел более трех часов, зовя маму, пока не умер - или замерзнув, или задохнувшись. Было мальчику четыре года, и звали его Ваней. Для одних он был «воренком Ивашкой», а для других - царевичем Иваном Дмитриевичем, последним представителем рода Ивана Калиты, претендентом на русский престол и основным конкурентом Михаила Романова в погоне за короной Московского царства.

Историческая справка

Иван Дмитриевич, сын Марины Мнишек от Лжедмитрия II. Родился в Калуге в декабре 1610 года (по другим источникам - в январе 1611 года) через несколько дней после убийства своего отца ногайским князем Петром Урусовым. Первоначально жители Калуги признали его наследником престола. Были люди, утверждающие, что Марина Мнишек ложно объявила себя беременной и Иван не был её сыном. В 1611-1612 годах он находился с матерью в Коломне. С 1612 года И. М. Заруцкий соединившись с Мариной Мнишек, провозгласил Ивана наследником престола. В начале 1613 года Марина Мнишек заявила о правах своего сына в качестве наследника престола Земскому Собору. Собор рассматривал среди прочих кандидатур на престол и Ивана Дмитриевича. Ему, как наследнику престола принесли присягу Казань и Вятка. 29 июля (по старому ст.), потерпев под Воронежем поражение в битве с войском князя Одоевского, Заруцкий и Марина с ребёнком переправились через Дон и ушли к Астрахани, где были поддержаны волжскими, донскими, яицкими и терскими казаками. В 1614 году казанский стрелецкий голова Василий Хохлов осадил Астраханский кремль и вынудил Заруцкого вместе с Мариной Мнишек бежать на Яик. 23 июня 1614 года стрелецкие головы Гордей Пальчиков и Севастьян Онучин осадили Заруцкого в городке яицких казаков на Медвежьем острове. После продолжительного и упорного боя казаки 25 июня выдали Ивана Заруцкого, Марину Мнишек и её сына. Пленники были отправлены в Астрахань к воеводе Одоевскому, который 13 июля отправил их под сильным конвоем в Казань, а оттуда в Москву. В Москве Заруцкий был посажен на кол, Марина - в темницу, а трёхлетний Иван - удавлен.

Так, на замерзших слезинках невинной жертвы, был заложен фундамент дома Романовых, простоявшего триста лет - пока в подвале Ипатьевского дома не был убит другой маленький мальчик, Алёша, - тоже наследник русского престола.

Почему-то в дальнейшем историки и энциклопедисты стали утверждать, что мальчика Ваню повесили не то в июле (называется даже точная дата - 16 июля), не то в августе 1614 г. (Брокгауз и Ефрон).

Однако источники свидетельствуют , что казнь совершилась зимой: «Многие люди, заслуживающие доверия, видели, как несли этого ребенка с непокрытою головою [на место казни]. Так как в это время была метель (курсив мой. - В.М. ) и снег бил мальчику по лицу, то он несколько раз спрашивал плачущим голосом: «Куда вы несете меня?»... Но люди, несшие ребенка, не сделавшего никому вреда, успокаивали его словами, доколе не принесли его на то место, где стояла виселица, на которой и повесили несчастного мальчика, как вора, на толстой веревке, сплетенной из мочал. Так как ребенок был мал и легок, то этою веревкою по причине ее толщины нельзя было хорошенько затянуть узел, и полуживого ребенка оставили умирать на виселице».

Известно, что взятые в плен отрядом правительственных войск Марина Мнишек, ее сын и Иван Заруцкий были привезены в Астрахань 6 июля 1614 г., а отправлены в Москву воеводой Одоевским 13 июля. Так что попасть в столицу к 16 числу, через три дня, Иван-царевич мог только при наличии железнодорожного сообщения, которого, как известно, в XVII веке еще не было. И даже к августу 1614 г. доставить пленников в Москву было бы весьма затруднительно: они плыли до Казани на челнах вверх по Волге, а ведь еще в XIX веке время плавания гребных судов от Оки до Астрахани, т.е., вниз по течению , занимало 3-4 недели. Вверх по реке судно могло подниматься и два, и три месяца. Так что привезти Марину с сыном в Москву могли только в сентябре-октябре. С этим прекрасно согласуется и то, что только 24 декабря 1614 г. русскими дипломатами полякам было объявлено, что в Москве «Ивашка [Заруцкий] за свои злые дела и Маринкин сын казнен, а Маринка на Москве от болезни и с тоски по своей воле умерла».

Так что ноябрь или декабрь 1614 г. - наиболее вероятное время казни ребенка.

Несмотря на то, что ребенок был казнен публично, и смерть его видели многочисленные очевидцы, спустя 30 лет в Польше объявился очередной самозванец, выдававший себя за сына Марины Мнишек - Иван Луба (Ян Фаустин). В 1643 г. московское посольство потребовало его выдачи, и осенью следующего года Луба был выдан Москве. Однако по просьбе польского короля самозванец был отпущен обратно на родину царем Алексеем Михайловичем.

© Вячеслав Манягин, 2012.


Через год после венчания Михаила Фёдоровича Романова на царство был казнен один из претендентов на русский престол Иван Дмитриевич, которому было три года. Иван был сыном Марины Мнишек и Лжедмитрия II. По другим данным, отцом мальчика был Иван Заруцкий, атаман донских казаков, фаворит Марины Мнишек. После того, как Ивану Заруцкому и Марине Мнишек не удалось протолкнуть кандидатуру Ивана Дмитриевича на царство во время Земского собора в 1613 г., они пытались привести к присяге восточные и южные земли Русского царства, чтобы продолжить Смуту и гражданскую войну. Однако стрельцы выследили их на Яике (река Урал) и заставили казаков выдать Заруцкого, Мнишек и ребёнка.

Семью, претендовавшую на царский престол, ждала казнь. Заруцкий посажен на кол. Судьба Марины Мнишек неизвестна. Официально было объявлено, что она умерла от болезни и тоски. Трехлетний мальчик был повешен прилюдно в Москве. Причиной казни был страх, что ребёнок станет новой фигурой, вокруг которой собрирутся новые силы для продолжения терзающей Русь Смуты. Желающие воспользоваться ребенком могли найтись как внутри страны, так ими могли стать иностранные интервенты, которые продолжали находиться на территории государства.

Существуют публикации, которые обвиняют Романовых в бесчеловечном убийстве ребёнка и выставляют казнь царской семьи как чуть ли не прямое возмездие за это преступление. Нисколько не умоляя преступный характер решения о казни невинного мальчика, которой не может быть оправдания, необходимо принимать в расчет, что Марина Мнишек была частью сделки польских магнатов, Сигизмунда III и самозванца Лжедмитрия I по лишению России суверенитета. Эта сделка привела к многолетней кровавой гражданской войне, которая унесла жизни, в которой русские убивали русских. Афера Лжедмитрия I породила многочисленных самозванцев (Лжедмитрий II, Лжедмитрий III, Лжепётр Фёдорович, Лжефёдор Фёдорович и других), которые обманом привлекали на свою сторону доверчивый народ, а щедрыми посулами привлекали зачастую беспринципных бояр и дворян. Эти многочисленные самозванцы создавали всё новые и новые вихри братоубийственной гражданской войны.

Поэтому в смерти трехлетнего мальчика виноваты и правители Речи Посполитой и правящий класс русского царства вне зависимости от принадлежности к той или иной боярской группировке. Также необходимо учитывать, что в момент венчания на царство Михаил Фёдорович был шестнадцатилетним подростком, за которого решали государственные дела мать инокиня Марфа и бояре. Поэтому вряд ли 16-летний помазанник принимал участие в принятии решения о казни Ивана Дмитриевича.

Путь: Волга
Субъект: Иван Дмитриевич
Страна: Московское государство
Географические координаты: 55.751666676667,37.617777787778
Год: 1614
Возраст субъекта: 3
Место: Москва

Марина (Марианна) Юрьевна Мнишек- политическая авантюристка, дочь польского воеводы Ежи (Юрия) Мнишека, одного из организаторов интервенции против России в начале XVII века, родилась в 1588 году, в местечке Самбор, Польша. В период «смутного времени»знаменитая польская искательница приключений поочередно была женой Лжедмитрия I и Лжедмитрия II,мечтая стать русской царицей.

Начало карьеры Марины Мнишек

Марине было около шестнадцати, когда в феврале 1604 года в прикарпатский городок Самбор к ее отцу прибыл человек, которому по прихоти истории суждено было на миг вознестись на российский престол. Известно, что претендент на престол, впервые «открылся» православным украинским магнатам князьям Вишневецким, родственникам Мнишека.

Ежи Мнишек стал организатором экспедиции «царевича Димитрия», именем которого, предположительно, завладел беглый монах Григорий Отрепьев, добившись от него многочисленных обещаний, и прежде всего свадебного контракта. Документ, подписанный в Самборе 25 мая 1604 года, гласил, что после вступления на московский престол «царевич» женится на его дочери Марине.

Марина после брака должна была получить в личное владение Новгород и Псков, а так же ей предоставлялось право исповедовать католичество и выйти замуж за другого в случае неудачи Лжедмитрия. Ежи Мнишеку был обещан миллион польских злотых.

Экспедицию первого самозванца долгое время было принято изображать как попытку польского правительства и римской курии подчинить себе Русь. Историки утверждают, что на самом деле вся эта авантюра была затеяна прежде всего самим Мнишеком, его ближайшими родственниками и союзниками по причине во-первых, жадности, отягощенной изрядными долгами, а во-вторых, все той же фамильной гордыни, мечты о возвышении любой ценой.

Лжедмитрий и Марина Мнишек

Сама Марина вряд ли в полной мере знала об истинных планах ее отца и есть предположение, что она добровольно дала согласие на брак с «царевичем». Не исключено, что Лжедмитрий был симпатичен будущей супруге. «Остроумен и научений книжном доволен, дерзостен и велеречив вельми, конское ристалище любляше вельми, на враги свои ополчителен, смел вельми, храбрость имея и силу велию» - отмечалось в русских летописях о Лжедмитрии. Есть утверждение, что будущие супруги были симпатичны друг другу.

В ноябре 1605 г. состоялось обручение Марины Мнишек с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя. Марина получила от мужа богатые дары. Ожидалось, что вскоре она отправится в Москву, но отъезд несколько раз откладывался: пан Юрий жаловался зятю на недостаток средств и долги. И лишь только 3 мая 1606 года она с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву.

Лжедмитрий I

Тем временем необычная карьера Марины стала известна не только всей Польше, но и за ее пределами. В далекой Испании Лопеде Вега написал драму «Великий князь Московский и император», где Марию Мнишек он назвал Маргаритой.

Через пять дней после приезда Марины в Москву состоялось венчание и коронование. Ломая вековые традиции русского самодержавия, венчание «царя» назначили на четверг 8 мая, хотя существовал обычай не заключать браки перед постным днем - пятницей. Еще одним нарушением сложившихся устоев было то, что при помазании Марины на царствование в Успенском соборе патриарх Игнатий вознес над ней шапку Мономаха - венец царей, а не цариц.

На следующий день новобрачные, по словам очевидцев, встали очень поздно. Празднества продолжались. Облачившись в польское платье, царь танцевал с женой «по-гусарски», а его тесть, преисполненный гордости, прислуживал на пиру своей дочери. А в городе тем временем становилось тревожно. Царь Дмитрий все еще был популярен среди москвичей, но их раздражали иноземцы, прибывшие в столицу в свите Мнишеков.

Опасность для Марины Мнишек

Ростками народного недовольства очень умело воспользовались мятежные бояре во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским. «Царь», увлеченный праздничными торжествами по поводу своей женитьбы, вовремя не обратил на это внимания, за что и поплатился своей жизнью. Ночью 17 мая в Кремле зазвонили колокола.

Личная охрана Лжедмитрия I, состоявшая из стрельцов, хотела поначалу выполнить свой долг, «сложив головы за царя», но бунтовщики пригрозили им сожжением стрелецкой слободы, и единственные защитники государя отступили. Настигнув самозванца в одном из царских покоев, мятежники тут же с ним жестоко расправились. Тело убитого было выставлено на Красной площади для всеобщего обозрения. Царем был объявлен вдохновитель бунта, Василий Шуйский.

Бежать Марине не удалось. Она спряталась в комнате, служившей спальней для женщин ее свиты, когда в ее покои ворвались разгоряченные мятежники. Из покоев толпу прогнали подоспевшие бояре, а для охраны царицы поставили стражу, которая вскоре стала охранять ее уже как пленницу. Правда, содержали ее под стражей достаточно пристойно.

В августе 1606 г. Шуйский поселил всех Мнишеков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 г. Обстановка позволяла им не только жить более-менее сносно, но и плести интриги против Шуйского, главной задачей которых было убедить всех, что Лжедмитрий жив и что он пока скрывается, выжидая подходящего момента до вступления в борьбу со своими недругами.

Громом среди ясного неба стало появление следующего самозванца - Лжедмитрия II, известного как Тушинский или Калужский вор. О происхождении Лжедмитрия II источники расходятся во мнениях. Согласно одним данным, это поповский сын Матвей Веревкин родом из Северской стороны, по другим - сын стародубского стрельца. Некоторые даже утверждали, что он сын князя Курбского. Существует и версия, что Лжедмитрий II был сыном еврея из города Шклов.

Лжедмитрий II

Войска второго самозванца разбили армию Шуйского под Волховом. Известия об успехах «царя Дмитрия» достигли Ярославля почти одновременно с новостями из Москвы. По перемирию с Польшей, подписанному 13(23) июля 1608 года, царь Василий обязался освободить всех задержанных поляков и соединить Марину с мужем.

Марине зачитали указ «мужа», согласно которому она должна была ехать к нему. По словам очевидцев, свергнутая «царица» с искренней радостью ожидала предстоящей встречи. Но по дороге один из польских солдат рассказал ей правду о втором самозванце. Она была потрясена до глубины души, поскольку у нее в мыслях не было сомнения, что ее супруг жив.

Новые обещания для Марины Мнишек

Тем временем неутомимый Мнишек торговался с очередным «зятем». Лжедмитрий не жалел обещаний. Мнишеку было обещано 300 тысяч злотых (но только при условии взятия Москвы), а в придачу вся Северская земля и большая часть Смоленской. 14 сентября договор был заключен. Помимо щедрых посулов, «тесть» не получил практически ничего. Но мечта о будущем удельном княжестве и московском золоте заставила пана Юрия пожертвовать дочерью.

Двадцатого сентября 1608 года полячка была отправлена к Лжедмитрию II. Спустя три дня католический священник тайно обвенчал Марину с «царем», хотя как супруга она была нужна ему в последнюю очередь, в первую же - как живое и вернейшее подтверждение его законных притязаний на престол. Супруги обо всем договорились, и далее последовала хорошо разыгранная пьеса торжественного въезда Марины в тушинский лагерь.

В честь царицы гремели орудия, Марина же «лицедействовала столь искусно, что зрители умилялись ее нежностью к супругу: радостные слезы, объятия, слова, внушенные, казалось, истинным чувством - все было употреблено для обмана». «Политическое приданое» Лжедмитрий начал получать с Марины очень скоро - число беглецов из Москвы резко возросло. Но тушинский лагерь, да и сам Лжедмитрий II, находились практически полностью в руках поляков.

Карьера Марины Мнишек под угрозой

По мере развития событий в конфликт внутри Российского государства оказался втянутым польский король Сигизмунд III. Самозванец, опасаясь наступающих войск Речи Посполитой, бежал из Тушина в Калугу. Его жена, оставшись одна в покинутом лагере, обратилась к королю с просьбой о помощи. В одном из своих посланий к польскому королю Марина, подчеркивая свои права на московский престол, отмечала, что возвращение ей власти «будет служить несомненным залогом овладения Московским государством и прикрепления его обеспеченным союзом». Лжедмитрия II претендентом на власть она не считала.

Сигизмунд всячески затягивал переговоры, и тогда «царица без подданных» попыталась воздействовать на его войско. Ей это почти удалось (большая часть донских казаков присоединилась к ней), но гетман Ружинский в последний момент сумел предотвратить это выступление. Боясь быть убитой, она в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала в феврале 1610 г. в Калугу к Тушинскому вору.

Марьяна Мнишковна воеводы Сандомирского дочь, супруга Императора Московии


Чего ради она рисковала собой, спеша к ненавистному прежде мужу, заброшенному на фальшивый трон? Вела ее все та же гордыня. Марина не могла, не желала признать себя побежденной. В послании к войску, оставленном в своем шатре, она писала: «Я уезжаю для защиты доброго имени, добродетели самой,- ибо, будучи владычицей народов, царицей московской, возвращаться в сословие польской шляхтянки и становиться опять подданной не могу…»

Нет, не была способна Марина, вкусив царской власти, превратиться опять в «воеводянку» (недаром так возмутилась она однажды, когда кто-то из польских родственников назвал ее «ясновельможной пани»). Блеск царской короны был мимолетным, как солнечный зайчик, но дороги назад уже не было.

Приветствия Марины Мнишек

В Калуге жители радостно приветствовали царицу, явившейся их взору юным воином в шлеме и с волосами до плеч. Началась калужская жизнь, более спокойная, чем тушинская, ибо здесь не было чопорных польских вождей, не было воинских сборов, инициаторами которых выступали польские роты. Здесь задавались пиры, было довольство. Лишь поведение супруга осложняло жизнь Марины, но и в этой ситуации она старалась извлечь для себя положительное, ибо на его фоне стремилась выглядеть как можно лучше.

Через несколько месяцев, после победы поляков над русскими войсками, она является с мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского ведёт переговоры с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу- сыну польского короля Сигизмунда, и Марине было предложено отказаться от Московского престола, за что им были обещаны разные милости. Отказав послам, Лжедмитрий и Марина ушли в Калугу. С ними ушел и атаман Заруцкий. Это было существенным приобретением, ибо атаман был фигурой известной и сильной.

В Калуге Лжедмитрий от огорчения предался разгулу и пьянству, а 11 декабря 1610 года погиб на охоте. Марине пришлось почти окончательно проститься с мечтой о московском троне. Правда, она надеялась, что появившийся вскоре сын, нареченный Иваном («Ворёнок»), называвшимся Дмитриевичем, даст ей возможность все-таки остаться царицей. Но ее связь с Заруцким была всем известна, и московские бояре, бывшие при Лжедмитрии II, не захотели служить ни вдове, ни ее сыну.

Все вопросы о том, кому будет принадлежать власть в России, отпали после того, как второе ополчение Минина и Пожарского изгнало поляков. В начале 1613 года собрался Земский собор, который утвердил на престоле Михаила Федоровича Романова. «Смутное время» закончилось».

Бегство Марины с сыном

Заруцкий с Мариной и четырехлетним сыном был вынужден бежать вместе с шестьюстами казаками. Посланный им вдогонку отряд стрельцов во главе с царским воеводой Одоевским пленил их и в кандалах доставил в Москву. Здесь Заруцкого посадили на кол, четырехлетнего сына Марины повесили а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, в конце 1614 года «умерла с тоски по своей воле», по другим источникам, она повешена или утоплена.

Марина Мнишек в памяти народа

В памяти русского народа Марина Мнишек известна под именем «Маринки безбожницы», «еретицы» и «колдуньи»: «А злая его (Лжедимитрия) жена Маринка безбожница «сорокой обернулася «И из палат вон она вылетела».

Интересные факты, касающиеся Марины Мнишек

Пушкин как-то сказал, что Марина Мнишек «была самая странная из всех хорошеньких женщин, ослепленная только одною страстью - честолюбием, но в степени энергии, бешенства, какую трудно и представить себе».

В 1605 году Марина Мнишек впервые привезла в Россию вилку. На своем свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. В дальнейшем вилка стала поводом для недовольства противников Лжедмитрия. Они аргументировали это следующим образом: раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они не русские и не монархи, а порождение дьявола.



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з