Что самое страшное в жизни? — Что такое грех? Быть перфекционистом и вести тотальный контроль

Людмила Грудинская - православный психолог и катехизатор из Тверской области. В Спасо-Преображенском соборе города Кимры она помогает взрослым понять основы православного вероучения. Почему «Бога в душе» не бывает? В чём различие вины и покаяния? Как пережить горе и страх? Об этом Людмила Казимировна рассказала в беседе с корреспондентом «ТД».

У Земфиры была беседа с Владимиром Познером в его передаче на «Первом канале». Он спросил её, что она скажет, оказавшись перед Всевышним. Она ответила: «Что он несправедлив».

Конечно, несправедлив! Она абсолютно права. Бог не справедлив ― Бог милосерден. Он - любовь. Если бы Он был справедлив, этого мира, наверное, уже давно бы не было.

- Почему всё не так? Почему в мире есть страдание, несправедливость?

Потому что мы живём без Бога. Бог не насилует нашу волю. Наши родители, когда нас любят, не насилуют нас. Хочешь посмотреть жизнь - иди. Если пытаться удержать, ничего хорошего из этого не выйдет.

- Что можно сделать, чтобы всё исправить? Как сделать так, чтобы страдания стало меньше?

Принять тот факт, что м

ы все люди, и меньше мнить о себе. Мы считаем, что мы можем без Бога жить, независимо от того, верующие мы или нет. У нас громадьё планов, но нам редко приходит в голову, что всё возможно, только если Бог поможет.

- Что такое вера?

Когда человек ходит в присутствии Бога и понимает, что он без Него не может. Человек должен почувствовать опыт общения с Богом. Для этого нужно просто начать молиться, даже без веры. Любой человек может сказать Богу то, что он думает.

- Многие говорят, что не ходят в церковь, потому что Бог у них «в душе».

Представьте, что у вас звонит мобильный телефон, и вам сообщили какое-то приятное известие. Вы сможете это скрыть, если известие будет очень хорошим? У вас сразу глаза загорятся! Как говорят? Человек светится от счастья. Так это совсем маленький кусочек счастья свалился, осколочек. А если бы в душе был Бог, источник счастья, что бы там было? Бог бы солнце вообще не создавал. Мы бы светили миру.

- Почему тогда мы, христиане, которые должны быть радостными, часто ходим хмурые как тучи?

Один из признаков того, что у нас есть образ Божий, - стремление человека к совершенству. Мы хотим быть хорошими, но разве у нас получается? Когда у нас возникает желание делать добрые дела, мы думаем, что у нас Бог в душе. На самом деле, это Бог в нашу природу заложил свой образ, но Бога в душе у нас нет.

Первые люди жили с Богом в душе, слышали голос Бога внутри себя. Мы слышим свою внутреннюю речь, процесс мышления, внутренний диалог. Как, например, мы можем понять, что мы проснулись? Когда мы начинаем беседовать сами с собой. Вот так же люди слышали голос Бога внутри себя.

- Что такое совесть?

Голос Бога, так говорят. Но если бы это был голос Бога, он бы прорывался сквозь все преграды. Может быть, эхо, которое мы можем заглушать? Я думаю, это что-то на уровне чувств и ощущений. Но это не чувство вины, ни в коем случае.

Психологи отличают чувство вины от чувства покаяния. Чувство вины возникает тогда, когда человек считает, что у него есть какие-либо преимущества перед другими людьми, достоинства. Он начинает искать что-то вовне, что помешало ему поступить правильно. Это психологическая попытка изменить прошлое - «психологическая жвачка». Прошлое изменить нельзя. Из-за этого человек может впасть в депрессию, в различного рода зависимости.

Если человек принимает себя таким, какой он есть, видит себя без прикрас, без розовых очков, то у человека возникает чувство покаяния, причём не обязательно религиозного. Он понимает, что совершённое - ошибка лично его, не ищет иных причин и обстоятельств, не пытается постоянно мысленно проигрывать ситуацию по другому сценарию. Поэтому чувство покаяния возникает от смирения - от великой мудрости и внутренней силы, способности посмотреть на себя без прикрас.

- Как отличить добро от зла?

Зло не имеет сущности, зло - это отсутствие добра, как темнота - это отсутствие света. Человек часто не может отличить, что такое добро и зло, но может отличить, что ему нравится, а что не нравится. Маленький ребёнок вряд ли будет считать добром, что мама водит его в поликлинику или сама ему делает уколы, когда он заболеет. Я думаю, что он считает это злом, потому что это ему не нравится. Но если она не будет этого делать, то последствия будут ужасные. Бог не использует эти категории. Он делает то, что нам полезно. Другое дело - нравится нам это или нет.

- Что такое грех?

Грех - это болезнь. Грех - это болезнь и души, и тела, наркомания, например. Одним словом, грех - это вред либо психике, либо телу, либо другим людям. Это ни в коем случае не вина.

- Чего люди боятся?

Все люди боятся смерти. Боли, причём не только физической. А если конкретно, то каждый своего: кто-то - мышей, кто-то - лягушек, кто-то - воды. У меня аэрофобия. Самое удивительное, что мой отец был в армии штурманом, а мама всю жизнь мечтала быть лётчиком, летала на всех видах самолётов. А у меня аэрофобия! Я в жизни ни разу не летала. Я рискну это сделать, когда за мной уже никого не будет. С другой стороны, я понимаю, что все мои страхи - Это недоверие Богу.

- Почему мы всё делаем наоборот?

Я раньше не верила, что человек в принципе глуп. Меня учили, что мы умные и мудрые, что мы всё знаем. У меня было неприятие глупости. Но чем дольше живу, тем чётче понимаю, что человеческий разум помрачён. Мы на самом деле дурные. Мы не делаем то, что нам полезно, мы делаем то, что нам вредно.

- Как можно изб авиться от чувства вины и не считать себя плохим?

Мы должны знать чувство покаяния и иметь опыт «быть плохим». Почему не сразу покаялся Адам? Потому что он не имел опыта быть плохим. Вот почему так важно маленькому ребёнку этот опыт дать. У ребёнка маленькие грехи, их легче корректировать, но он должен знать, что быть плохим - это неприятно, чтобы он не захотел это повторить, когда вырастет. Этот опыт он должен приобрести, чтобы понять, что он человек, что он не Бог. И я говорю: хорошо, что священники не святые. Если он весь из себя праведник, то как мы к нему подойдём? Как он может помочь, если он не знает, как быть плохим? А если он имел опыт быть плохим, то он может сказать: «Я тоже так же грешил, я тоже знаю, что это такое, выход - вот в этом».

- Часто мы считаем себя жертвами обстоятельств. Мы говорим: «Я не мог поступить иначе». Это самооправдание?

Вот это и есть проявление чувства вины. Психолог, когда проводит диагностику человека в сильной депрессии, спрашивает его: «Где вы пространственно видите своё будущее?». Если человек говорит, что впереди, это нормально. Но если человек говорит, что его будущее сзади, то это уже серьёзная депрессия, и требуется психотерапевт, а не психолог. Такое возникает часто, когда человек мысленно проигрывает прошлое, и оно его не отпускает.

- И всё-таки как не начать оправдываться и перекладывать вину на обстоятельства?

Переложить покаяние невозможно. Вину можно, а покаяние нет. Когда человек принимает себя, он не ищет виноватого. Потом он начинает проигрывать свои действия, начинает мысленно анализировать будущее. Это выход из депрессии - не пытаться изменить прошлое, а мысленно выходить в будущее.

- Расскажите немного о вашей вере. Был ли у вас мистический опыт, после которого вы точно поняли, что Бог есть?

Когда мне было четыре года, мы жили в городе Мариинске. Я там родилась, это в Кемеровской области, в Сибири. В нём не было храма. В день Крещения к нам приехала моя верующая бабушка. Она хотела набрать святой воды и сетовала, что у нас нет храма. Тогда она села в уголочке, взяла мисочку, налила воды и стала читать молитвы, крестя воду, а я играла в стороне, бегала. И тут она меня зовёт: «Люда, иди скорее сюда!». Я к ней подбегаю, и вдруг вижу: обычная вода из колодца блестит, как будто бы на неё пролили жидкое серебро, и от каждой серебринки идёт свечение. Потом, когда я смотрела на воду, каждая серебринка гасла одна за другой. Такого эффекта я не видела даже в храме при освящении воды. После этого мне ни один человек на земле никогда не сможет доказать, что нет Бога. Я своим глазам верю.

- И как вы пришли к вере?

У меня верующие родители, отец был по крещению католиком, хотя жил по православным традициям, но атеистов в моём роду не было. Когда я пошла в школу, я уже знала все основные молитвы. В 13 лет был юношеский отход от веры: нам ведь говорили, что религия унижает. Но однажды, когда моя бабушка читала Священное Писание, её кто-то позвал на улицу. Книга осталась открытой, я заглянула в неё из любопытства, и первая фраза, которая попалась мне на глаза, была: «Нет выше той любви, кто душу свою положит за друзей своих». После этого я осознала, что если это нас унижает, то я чего-то в этой жизни не понимаю.

- Вы себя совершенно точно считаете православной?

Однозначно.

- А почему?

Потому что я именно в это верю, в православные догматы. Я не могу верить в абсурд и всегда говорю, что православие может быть сверхлогично, но не может быть алогично. Но не абсурд ли мы говорим, когда говорим, что Бог изгнал людей из рая, дав обет, что Он их когда-то туда вернёт?

Представим такую картину: папа двоим детишкам наказал что-то не делать, но запретный плод сладок и ребята нашкодили. Он берёт их за шиворот, выкидывает на улицу и говорит: «Когда-нибудь, когда вы поймёте, что поступили плохо, я вас заберу домой». При этом все соседи поражаются, какой умный папа, какой он добрый и как он детей любит!

Каждый проводит такую аналогию в своём подсознании, когда он говорит: «Да я не верю в ваши сказки!». А православие не в этом заключается.

Оно говорит, что мы сами изгнали рай, как своё внутреннее состояние, из своей души. Когда человек решил, что он не просто сможет жить сам, без Бога, да ещё и Богом при этом стать, внутренняя связь с Богом, которая существовала, была разорвана. Бога в душе не стало. А раз в душе нет источника счастья, то и рая там нет. И это наш выбор, Бог и сейчас нам его даёт.

В других верах я вижу противоречия. Я их вижу и говорю: «Я не могу в это верить, потому что это абсурд».

Получается, что, если вы видите человека другой веры, вы считаете, что он верит в абсурд? Вы не будете с ним общаться?

А у нас разве нет других тем для разговора? Нет ничего общего? Я должна знать веру другого человека, чтобы с ним дискутировать, в его вере тоже, может, есть своя логика. Мне понравилось, как сказал мне лично об этом Алексей Ильич Осипов: «Когда мы говорим о вере, мы говорим о вере, когда мы говорим о людях, мы говорим о людях».

Но если у нас есть общее, то мало ли кто во что верит? Разногласия в вероучении не причина ссориться и не общаться.

А с атеистами я не спорю. Я чаще всего говорю, что если человек разумный и я вижу, что интеллект его сохранен, то он, скорее всего, не атеист, просто у нас понятия о Боге разные. Либо, если он действительно атеист, то это только пока, временно.

- Что вас вдохновляет? Что помогает вам проходить через трудности в жизни?

Вера помогает. Я всегда говорю: православие - это вера радости, вера счастья. Всё в этом мире временно. Остается только одно - радоваться тому, что есть, потому что это всё равно к лучшему. Чем человек старше, тем у него быстрее идут года. Осталось не так много, а по меркам вечности совсем ничего. А дальше встреча с теми, кого мы любили, встреча с Богом.

- Что самое страшное в жизни?

Самое страшное в жизни - это жалеть себя. Размажет сразу же, хуже, чем масло по хлебу. Второе, что страшно, - это когда ты хочешь помочь и не можешь.

- Даже верующие люди плачут на похоронах. Они жалеют себя?

Когда мы видим, что человек принимает то, что Бог ему посылает, мы же не говорим, что он должен радоваться, когда случилась беда! Это высший уровень святости, на который претендуют единицы в мире. Это не про нас. Мы должны горевать по ушедшему близкому человеку. До двух лет человек это состояние должен пройти, изжить, пережить. Если человеку больно, он и должен вести себя соответственно. Он должен плакать. Это нормально.

- Иногда хочется, чтобы было всё равно.

Это страшное состояние, когда всё равно. Ещё хуже, когда кто-то приходит и говорит: да всё к лучшему, да ты не веришь в волю Божью, да ты плачешь, а надо радоваться. Ни в коем случае! Я сама совершала такую глупость, когда в жизни мало что понимала.

Бог мне показал это, когда мне самой было очень плохо, и моя подруга пришла и начала говорить эти «заученные» фразы. Я сказала: «Катя, я все понимаю, но сейчас мне не это надо слышать».

Если человек пытается совершать какие-либо сверхподвиги, то чаще всего он садится на алкоголь или наркотики, чтобы отключиться и забыться. А он должен спокойно и нормально своё горе пережить. Никто его не должен осудить за это.

- Какими этическими принципами вы руководствуетесь?

Два правила: стараться не ранить ранимых людей. Их видно, они чаще всего амбициозны. Но я бываю груба в манерах, могу задеть за живое.

Второе - то, что когда-то мне сказала моя подруга, кума, замечательный педагог. Она сказала, что если ты делаешь добро человеку, то никогда в жизни не говори ему об этом. Если ты хоть один раз скажешь, что ты для него много сделала, ему уже не поможет никто. Это то же самое, когда родители говорят детям, что они жертвуют ради них своей жизнью.

- Что из того, что вы делаете, наиболее значимо для вас в жизни?

Моя катехизаторская работа. А ещё я хотела бы шить игрушки. Я шью, только сейчас редко получается. Фотографирую их, а потом дарю знакомым.

- Какие книги повлияли на ваше мировоззрение?

Чингиз Айтматов - «Плаха». Её мало кто любит, она многим кажется тяжёлой. В юности - «Мастер и Маргарита» Булгакова, а из православной литературы - магистерская диссертация патриарха Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении». Это книга, после которой многое в голове встаёт на свои места.

Фото Ирины Васильевой

Людмила Грудинская — православный психолог и катехизатор из Тверской области. В Спасо-Преображенском соборе города Кимры она помогает взрослым понять основы православного вероучения. Почему «Бога в душе» не бывает? В чём различие вины и покаяния? Как пережить горе и страх? Об этом Людмила Казимировна рассказала в беседе с корреспондентом «ТД».

— У Земфиры была беседа с Владимиром Познером в его передаче на «Первом канале». Он спросил её, что она скажет, оказавшись перед Всевышним. Она ответила: «Что он несправедлив».

— Конечно, несправедлив! Она абсолютно права. Бог не справедлив ― Бог милосерден. Он — любовь. Если бы Он был справедлив, этого мира, наверное, уже давно бы не было.

— Почему всё не так? Почему в мире есть страдание, несправедливость?

— Потому что мы живём без Бога. Бог не насилует нашу волю. Наши родители, когда нас любят, не насилуют нас. Хочешь посмотреть жизнь — иди. Если пытаться удержать, ничего хорошего из этого не выйдет.

— Что можно сделать, чтобы всё исправить? Как сделать так, чтобы страдания стало меньше?

— Принять тот факт, что мы все люди, и меньше мнить о себе. Мы считаем, что мы можем без Бога жить, независимо от того, верующие мы или нет. У нас громадьё планов, но нам редко приходит в голову, что всё возможно, только если Бог поможет.

— Что такое вера?

— Когда человек ходит в присутствии Бога и понимает, что он без Него не может. Человек должен почувствовать опыт общения с Богом. Для этого нужно просто начать молиться, даже без веры. Любой человек может сказать Богу то, что он думает.

— Многие говорят, что не ходят в церковь, потому что Бог у них «в душе».

— Представьте, что у вас звонит мобильный телефон, и вам сообщили какое-то приятное известие. Вы сможете это скрыть, если известие будет очень хорошим? У вас сразу глаза загорятся! Как говорят? Человек светится от счастья. Так это совсем маленький кусочек счастья свалился, осколочек. А если бы в душе был Бог, источник счастья, что бы там было? Бог бы солнце вообще не создавал. Мы бы светили миру.

— Почему тогда мы, христиане, которые должны быть радостными, часто ходим хмурые как тучи?

— Один из признаков того, что у нас есть образ Божий, — стремление человека к совершенству. Мы хотим быть хорошими, но разве у нас получается? Когда у нас возникает желание делать добрые дела, мы думаем, что у нас Бог в душе. На самом деле, это Бог в нашу природу заложил свой образ, но Бога в душе у нас нет.

Первые люди жили с Богом в душе, слышали голос Бога внутри себя. Мы слышим свою внутреннюю речь, процесс мышления, внутренний диалог. Как, например, мы можем понять, что мы проснулись? Когда мы начинаем беседовать сами с собой. Вот так же люди слышали голос Бога внутри себя.

— Что такое совесть?

— Голос Бога, так говорят. Но если бы это был голос Бога, он бы прорывался сквозь все преграды. Может быть, эхо, которое мы можем заглушать? Я думаю, это что-то на уровне чувств и ощущений. Но это не чувство вины, ни в коем случае.

Психологи отличают чувство вины от чувства покаяния. Чувство вины возникает тогда, когда человек считает, что у него есть какие-либо преимущества перед другими людьми, достоинства. Он начинает искать что-то вовне, что помешало ему поступить правильно. Это психологическая попытка изменить прошлое — «психологическая жвачка». Прошлое изменить нельзя. Из-за этого человек может впасть в депрессию, в различного рода зависимости.

Если человек принимает себя таким, какой он есть, видит себя без прикрас, без розовых очков, то у человека возникает чувство покаяния, причём не обязательно религиозного. Он понимает, что совершённое — ошибка лично его, не ищет иных причин и обстоятельств, не пытается постоянно мысленно проигрывать ситуацию по другому сценарию. Поэтому чувство покаяния возникает от смирения — от великой мудрости и внутренней силы, способности посмотреть на себя без прикрас.

— Как отличить добро от зла?

— Зло не имеет сущности, зло — это отсутствие добра, как темнота — это отсутствие света. Человек часто не может отличить, что такое добро и зло, но может отличить, что ему нравится, а что не нравится. Маленький ребёнок вряд ли будет считать добром, что мама водит его в поликлинику или сама ему делает уколы, когда он заболеет. Я думаю, что он считает это злом, потому что это ему не нравится. Но если она не будет этого делать, то последствия будут ужасные. Бог не использует эти категории. Он делает то, что нам полезно. Другое дело — нравится нам это или нет.

— Что такое грех?

— Грех — это болезнь. Грех — это болезнь и души, и тела, наркомания, например. Одним словом, грех — это вред либо психике, либо телу, либо другим людям. Это ни в коем случае не вина.

— Чего люди боятся?

— Все люди боятся смерти. Боли, причём не только физической. А если конкретно, то каждый своего: кто-то — мышей, кто-то — лягушек, кто-то — воды. У меня аэрофобия. Самое удивительное, что мой отец был в армии штурманом, а мама всю жизнь мечтала быть лётчиком, летала на всех видах самолётов. А у меня аэрофобия! Я в жизни ни разу не летала. Я рискну это сделать, когда за мной уже никого не будет. С другой стороны, я понимаю, что все мои страхи — это недоверие Богу.

— Почему мы всё делаем наоборот?

— Я раньше не верила, что человек в принципе глуп. Меня учили, что мы умные и мудрые, что мы всё знаем. У меня было неприятие глупости. Но чем дольше живу, тем чётче понимаю, что человеческий разум помрачён. Мы на самом деле дурные. Мы не делаем то, что нам полезно, мы делаем то, что нам вредно.

— Как можно избавиться от чувства вины и не считать себя плохим?

— Мы должны знать чувство покаяния и иметь опыт «быть плохим». Почему не сразу покаялся Адам? Потому что он не имел опыта быть плохим. Вот почему так важно маленькому ребёнку этот опыт дать. У ребёнка маленькие грехи, их легче корректировать, но он должен знать, что быть плохим — это неприятно, чтобы он не захотел это повторить, когда вырастет. Этот опыт он должен приобрести, чтобы понять, что он человек, что он не Бог. И я говорю: хорошо, что священники не святые. Если он весь из себя праведник, то как мы к нему подойдём? Как он может помочь, если он не знает, как быть плохим? А если он имел опыт быть плохим, то он может сказать: «Я тоже так же грешил, я тоже знаю, что это такое, выход — вот в этом».

— Часто мы считаем себя жертвами обстоятельств. Мы говорим: «Я не мог поступить иначе». Это самооправдание?

— Вот это и есть проявление чувства вины. Психолог, когда проводит диагностику человека в сильной депрессии, спрашивает его: «Где вы пространственно видите своё будущее?». Если человек говорит, что впереди, это нормально. Но если человек говорит, что его будущее сзади, то это уже серьёзная депрессия, и требуется психотерапевт, а не психолог. Такое возникает часто, когда человек мысленно проигрывает прошлое, и оно его не отпускает.

— И всё-таки как не начать оправдываться и перекладывать вину на обстоятельства?

— Переложить покаяние невозможно. Вину можно, а покаяние нет. Когда человек принимает себя, он не ищет виноватого. Потом он начинает проигрывать свои действия, начинает мысленно анализировать будущее. Это выход из депрессии — не пытаться изменить прошлое, а мысленно выходить в будущее.

— Расскажите немного о вашей вере. Был ли у вас мистический опыт, после которого вы точно поняли, что Бог есть?

— Когда мне было четыре года, мы жили в городе Мариинске. Я там родилась, это в Кемеровской области, в Сибири. В нём не было храма. В день Крещения к нам приехала моя верующая бабушка. Она хотела набрать святой воды и сетовала, что у нас нет храма. Тогда она села в уголочке, взяла мисочку, налила воды и стала читать молитвы, крестя воду, а я играла в стороне, бегала. И тут она меня зовёт: «Люда, иди скорее сюда!». Я к ней подбегаю, и вдруг вижу: обычная вода из колодца блестит, как будто бы на неё пролили жидкое серебро, и от каждой серебринки идёт свечение. Потом, когда я смотрела на воду, каждая серебринка гасла одна за другой. Такого эффекта я не видела даже в храме при освящении воды. После этого мне ни один человек на земле никогда не сможет доказать, что нет Бога. Я своим глазам верю.

— И как вы пришли к вере?

— У меня верующие родители, отец был по крещению католиком, хотя жил по православным традициям, но атеистов в моём роду не было. Когда я пошла в школу, я уже знала все основные молитвы. В 13 лет был юношеский отход от веры: нам ведь говорили, что религия унижает. Но однажды, когда моя бабушка читала Священное Писание, её кто-то позвал на улицу. Книга осталась открытой, я заглянула в неё из любопытства, и первая фраза, которая попалась мне на глаза, была: «Нет выше той любви, кто душу свою положит за друзей своих». После этого я осознала, что если это нас унижает, то я чего-то в этой жизни не понимаю.

— Вы себя совершенно точно считаете православной?

— Однозначно.

— А почему?

— Потому что я именно в это верю, в православные догматы. Я не могу верить в абсурд и всегда говорю, что православие может быть сверхлогично, но не может быть алогично. Но не абсурд ли мы говорим, когда говорим, что Бог изгнал людей из рая, дав обет, что Он их когда-то туда вернёт?

Представим такую картину: папа двоим детишкам наказал что-то не делать, но запретный плод сладок и ребята нашкодили. Он берёт их за шиворот, выкидывает на улицу и говорит: «Когда-нибудь, когда вы поймёте, что поступили плохо, я вас заберу домой». При этом все соседи поражаются, какой умный папа, какой он добрый и как он детей любит!

Каждый проводит такую аналогию в своём подсознании, когда он говорит: «Да я не верю в ваши сказки!». А православие не в этом заключается.

Оно говорит, что мы сами изгнали рай, как своё внутреннее состояние, из своей души. Когда человек решил, что он не просто сможет жить сам, без Бога, да ещё и Богом при этом стать, внутренняя связь с Богом, которая существовала, была разорвана. Бога в душе не стало. А раз в душе нет источника счастья, то и рая там нет. И это наш выбор, Бог и сейчас нам его даёт.

В других верах я вижу противоречия. Я их вижу и говорю: «Я не могу в это верить, потому что это абсурд».

— Получается, что, если вы видите человека другой веры, вы считаете, что он верит в абсурд? Вы не будете с ним общаться?

— А у нас разве нет других тем для разговора? Нет ничего общего? Я должна знать веру другого человека, чтобы с ним дискутировать, в его вере тоже, может, есть своя логика. Мне понравилось, как сказал мне лично об этом Алексей Ильич Осипов: «Когда мы говорим о вере, мы говорим о вере, когда мы говорим о людях, мы говорим о людях».

Но если у нас есть общее, то мало ли кто во что верит? Разногласия в вероучении не причина ссориться и не общаться.

А с атеистами я не спорю. Я чаще всего говорю, что если человек разумный и я вижу, что интеллект его сохранен, то он, скорее всего, не атеист, просто у нас понятия о Боге разные. Либо, если он действительно атеист, то это только пока, временно.

— Что вас вдохновляет? Что помогает вам проходить через трудности в жизни?

— Вера помогает. Я всегда говорю: православие — это вера радости, вера счастья. Всё в этом мире временно. Остается только одно — радоваться тому, что есть, потому что это всё равно к лучшему. Чем человек старше, тем у него быстрее идут года. Осталось не так много, а по меркам вечности совсем ничего. А дальше встреча с теми, кого мы любили, встреча с Богом.

— Что самое страшное в жизни?

— Самое страшное в жизни — это жалеть себя. Размажет сразу же, хуже, чем масло по хлебу. Второе, что страшно, — это когда ты хочешь помочь и не можешь.

— Даже верующие люди плачут на похоронах. Они жалеют себя?

— Когда мы видим, что человек принимает то, что Бог ему посылает, мы же не говорим, что он должен радоваться, когда случилась беда! Это высший уровень святости, на который претендуют единицы в мире. Это не про нас. Мы должны горевать по ушедшему близкому человеку. До двух лет человек это состояние должен пройти, изжить, пережить. Если человеку больно, он и должен вести себя соответственно. Он должен плакать. Это нормально.

— Иногда хочется, чтобы было всё равно.

— Это страшное состояние, когда всё равно. Ещё хуже, когда кто-то приходит и говорит: да всё к лучшему, да ты не веришь в волю Божью, да ты плачешь, а надо радоваться. Ни в коем случае! Я сама совершала такую глупость, когда в жизни мало что понимала.

Бог мне показал это, когда мне самой было очень плохо, и моя подруга пришла и начала говорить эти «заученные» фразы. Я сказала: «Катя, я все понимаю, но сейчас мне не это надо слышать».

Если человек пытается совершать какие-либо сверхподвиги, то чаще всего он садится на алкоголь или наркотики, чтобы отключиться и забыться. А он должен спокойно и нормально своё горе пережить. Никто его не должен осудить за это.

— Какими этическими принципами вы руководствуетесь?

— Два правила: стараться не ранить ранимых людей. Их видно, они чаще всего амбициозны. Но я бываю груба в манерах, могу задеть за живое.

Второе — то, что когда-то мне сказала моя подруга, кума, замечательный педагог. Она сказала, что если ты делаешь добро человеку, то никогда в жизни не говори ему об этом. Если ты хоть один раз скажешь, что ты для него много сделала, ему уже не поможет никто. Это то же самое, когда родители говорят детям, что они жертвуют ради них своей жизнью.

— Что из того, что вы делаете, наиболее значимо для вас в жизни?

— Моя катехизаторская работа. А ещё я хотела бы шить игрушки. Я шью, только сейчас редко получается. Фотографирую их, а потом дарю знакомым.

— Какие книги повлияли на ваше мировоззрение?

— Чингиз Айтматов — «Плаха». Её мало кто любит, она многим кажется тяжёлой. В юности — «Мастер и Маргарита» Булгакова, а из православной литературы — магистерская диссертация патриарха Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении». Это книга, после которой многое в голове встаёт на свои места.

Фото Ирины Васильевой




- Знаешь, что самое страшное в жизни?

- Не успеть..


Какой смысл говорить о том, что человек тебя не достоин? что он плохой... Это с тобой он такой и для тебя хочет быть таким... А со мной, например, он другой... Потому что… люди разные... С разными людьми они разные.




Любите Маму, пока она смеётся и теплотой горят её глаза.

И голос её в душу вашу льётся святой водою, чистой как слеза.
Любите Маму - ведь она одна на свете, кто любит Вас и беспрестанно ждёт.
Она всегда с улыбкой доброй встретит, Она одна простит Вас и поймет.


Какая разница, бывает ли женская дружба, мужская дружба или дружба между мужчиной и женщиной? Бывает так,

что без человека никак. И неважно, какого вы пола или роста. Близость душ, вот что бывает. Остальное не имеет значения.


Этих людей должен знать каждый.




Сумей полюбить одну так, чтобы пройти мимо тысячи лучших, и не оглянуться...




- Может не надо, Шурик?

- Надо, Федя, надо!

Х/Ф "Операция Ы и другие приключения Шурика"




"Жизнь - это то, что происходит с тобой, пока ты оживлённо строишь другие планы".

Джон Леннон




Несмотря ни на что




10 блестящих высказываний Альбера Камю!

1. Никто не знает, что есть люди, прикладывающие колоссальные усилия, чтобы быть нормальными.
2. Самой холодной зимой я узнал, что внутри меня - непобедимое лето.

3. Кто ничего не даёт, тот ничего не имеет. Самое большое несчастье не в том, что тебя не любят, а в том, что не любишь сам.

4. Важный вопрос, который следует разрешить «на практике»: можно ли быть счастливым и одиноким?

5. Только тот богат, у кого есть карманные деньги.

6. Скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание.

7. Каждый человек умирает незнакомцем.

8. Именно свободный выбор создаёт личность. Быть - значит выбирать себя.

9. Если людям, снедаемым глубокой тоской, улыбается счастье, они не умеют скрыть этого: они набрасываются на счастье, словно хотят сжать его в объятиях и задушить из ревности.

10. Вы никогда не будете счастливы, если будете продолжать искать, в чем заключается счастье. И вы никогда не будете жить, если ищете смысл жизни.




Секрет успеха прост.




Психология поведения

1. Люди склонны совершать аморальные поступки или не выполнять чью-то просьбу о помощи, если для этого не надо прикладывать усилий или не придется отказывать человеку впрямую.

2. Однако, больше людей ведут себя «как положено», если они должны принять моральное решение на виду у кого-то. В прямой просьбе о помощи, о пожертвовании или о сборе подписей отказывают реже. (“Why do people behave badly?”)

3. В половине случаев люди обманывают, чтобы получить какой-то ресурс – от чего-то материального до внимания, уважения или более высокого статуса.

4. Ложь требует больших ментальных усилий. Человеку одновременно приходится удерживать в голове ложь – чтобы ее говорить, и правду – чтобы ее скрывать. В результате он произносит более простые предложения и хуже справляется с задачами на сообразительность. (“The evolution and psychology of self-deception”)

5. Когда за людьми наблюдают, они ведут себя лучше. Причем иллюзия наблюдения работает тоже. Достаточно было повесить фотографии глаз в столовой самообслуживания, чтобы большее число людей стало убирать за собой посуду. (“How the illusion of being observed can make you a better person”)

6. При этом поведение влияет на мораль (да-да). Люди, солгавшие, обманувшие кого-то или совершившие другой аморальный поступок, после этого по-другому оценивают, что есть хорошо и что плохо. (“The science of why we cheat”)

7. Желание казаться моральными часто приводит не к моральному поведению, а к более изощренным способам оправдания аморальных поступков. (“I read Playboy for the articles: Justifying and rationalizing questionable preferences”)

8. Моральные, благородные поступки (даже такие, как сознательная покупка товаров, сделанных без ущерба для природы) нередко действуют как индульгенция. После этого в конфликтных ситуациях люди поступают менее морально – как будто уже выполнили на этот день свою долю добрых дел. (“Behind the (leafy) curtain”)

Восприятие людей

9. Черты личности незнакомого человека могут достаточно точно определяться по фотографии. Особенно, если на фотографии человек в естественной позе и обстановке. При этом проще и точнее определяют черты личности мужчин. Внешность женщин более подвержена социальным стандартам. (“Personalities traits could be accurately judged by photo”)

10. Привлекательная честная внешность может легко ввести в заблуждение. Люди склонны более доверять внешности, чем искренности. Даже профессионалы считали честными лгущих людей с искренними манерами в 86% случаев. (“Looks can kill – you better judgement”)

11. Внешность играет огромную роль даже в голосовании и выборе политиков. Избиратели делают вывод о компетентности политиков по зрелости лица и физической привлекательности. Разумеется, неосознанно. (“On the faceofit, voting’s superficial”)

12. При этом, черты личности оказывают влияние на восприятие внешней привлекательности. После того, как люди узнавали негативную информацию о тех, кого посчитали красивыми, их мнение менялось. (“Personality traits influence perceived attractiveness”)

13. Иерархия настолько важна для человека, что ее понимание заложено с младенчества. Младенцы понимают, что более сильные особи побеждают более слабых, и выражают удивление, когда видят обратное. (“Babies understand that bigger beasts usually top the pecking order”)

14. Более успешных и богатых считают более умными, мудрыми и т.д., и наоборот. И зачастую люди склонны думать, что те, кто добился успеха, и те, на чью долю выпали страдания, заслуживали это. («Несовершенная случайность», Млодинов)

Отношения с другими

15. Люди стремятся унизить других, когда не уверены в себе. Испытуемые, которым сказали, что они плохо прошли тест на IQ, высказывали больше национальных и религиозных предубеждений, чем те, кому сообщили о высоких результатах.

16. При этом люди искренне уверены, что их негативное мнение о других искренно и не имеет никакой связи с их понизившимся мнением о себе. Унижение других помогает восстановлению самооценки. (“The evolution and psychology of self-deception”)

17. Не исключено, что помощь другим людям связана с опосредованным личным интересом. Ученые называют это «непрямой взаимностью». Люди склонны помогать тем, кто сам считается «хорошим» человеком, помогающим другим. Поэтому репутация хорошего человека – залог будущей поддержки. (“Using mathematic stoidentify good guys”)

18. Счастливее не тот, у кого денег много, а тот, у кого больше, чем у соседа. Частично на этом основывается и неудовлетворенность большими деньгами. Люди постоянно сравнивают себя с соседями. Разбогатев, они начинают вращаться в новых кругах, где у людей денег еще больше, и возвышаться над окружающими нелегко. ("В плену наивной корысти")

Гнев и агрессия

19. Люди с высоким уровнем тестостерона получают наслаждение от гнева других. (“Hight estosterone people feel rewarded by others’ anger”)

20. Гнев усиливает в людях желание обладания. Люди прилагают больше усилий к получению объекта, который ассоциируется у них с сердитыми лицами. Раньше это считалось только свойством положительных эмоций. (“Anger makes people want things more”)

21. Сердитые женщины воспринимаются как мужчины. Очень сильны подсознательные ассоциации гнева с мужчинами и счастья с женщинами. Настолько сильны, что могут повлиять на определение пола человека – конечно, только при быстром взгляде. (“Are angry women more like men?”)

22. Ложка сахара снижает агрессию. Для подавления агрессивных импульсов требуется самоконтроль, а самоконтроль требует энергии. Глюкоза поставляет эту энергию в мозг. Люди, которые пили лимонад с сахаром, через несколько минут менее агрессивно реагировали на беспокойного незнакомца, чем люди, которые пили лимонад с заменителем сахара. (“A spoonful of sugar helps the rage go down”)

Сбор информации и принятие решений

23. Обычно люди ищут желаемую информацию и пропускают нежеланную. Конечно, невозможно точно предсказать, где что встретишь. При этом, можно выбрать источник, в котором скорее появится информация, которую человек готов воспринять - те или иные газеты, авторов и т.д. (“Thehappinesshypothesis” byJonathanHeidt).

24. Однако, люди могут воспринимать и нежеланную информацию, если чувствуют себя уверенно и спокойно. (“The evolution and psychology of self-deception”).

25. Чем сложнее решение, которое необходимо принять, тем более люди склонны оставлять все, как есть. (“Exploring status quobiasin human brain”).

26. Если в магазине слишком большой выбор и люди не могут сходу определить, какой из товаров лучше - они уйдут без покупки. (“Consumers stop buying as number of options increases”).

27. Когда люди чувствуют, что не контролируют происходящее, они склонны видеть несуществующие закономерности в несвязанных между собой картинках и верить в теории заговора.

28. Исходя из этого, процент верующих людей в стране достоверно предсказывается по уровню безопасности существования (здравоохранение, жизнеобеспечение, возможность заработать на жизнь и т.д.) (“The evolution and psychology of self-deception”).

29. Люди сожалеют о быстро принятых решениях, даже если результаты их устраивают. При этом важно не фактическое время, отведенное на решение. Важно, чувствует ли человек, что времени было достаточно. (“Quick decisions createre gret”).

30. Зато мытье рук существенно снижает сомнения по поводу правильности принятого решения. (“Washing Away Postdecisional Dissonance”).

Странности нашего мозга

31. На поведение людей влияют телесные ощущения. Например, есть стойкая ассоциация между ощущением тяжести и «важностью», «серьезностью», «весомостью». Люди оценивали человека как более серьезного и стабильного, если его резюме подавалось в тяжелой папке, и наоборот.

32. Точно так же, ощущение жесткости и твердости делает людей негибкими. Сидящие на жестких стульях были более неуступчивы в переговорах.

33. Ощущение шероховатой поверхности вызывает в людях ощущение сложности в отношениях между людьми, а холод тесно связан с чувством одиночества. (Incidental haptic sensations influence social judgments and decisions).

34. Административные границы, обозначенные на картах, дают людям психологическое ощущение безопасности. Если природное бедствие (шторм, лесные пожары и т.д.) происходит в другом районе, а уж тем более, в другой стране, люди склонны менее серьезно к этому относиться, даже если район совсем рядом. Поэтому при объявлении об опасности лучше говорить о непосредственном расстоянии до места стихийного бедствия. (“Borderbias: mapping risk and safety”).

35. Стремление к покупкам и накоплению материальных благ - часто следствие несчастливого детства. (“Consumeris man dits discontents”)

36. Не все риски воспринимаются одинаково. Один и тот же человек может бесстрашно прыгать с парашютом, но бояться возразить начальнику. Или дрессировать тигров, но стесняться познакомиться с симпатичной женщиной. (“Notallriskis create dequal”).

37. С возрастом здоровые люди позитивнее трактуют любые события. Возможно, потому что более слабой иммунной системе пожилых сложнее справляться с последствиями негативных эмоций. (“Wisdom comes with age, at least when it comes to emotions”).

38. Приматы лучше усваивают информацию, если она поступает от самки. Это, возможно, обеспечивает эволюционное преимущество, так как самцы часто покидают группу, находя других партнерш, и уносят усвоенные навыки, тогда как самки с детенышами остаются. Самки составляют социальное ядро группы, которое обладает более высоким социальным статусом, чем самцы, а также большим объемом знаний о пищевых ресурсах в районе обитания группы. («Доминантная самка - лучший учитель»).

39. Дети с высоким уровнем интеллекта (IQ) вырастают более либеральными, с широкими взглядами на жизнь, терпимыми к любым человеческим проявлениям. (“Does smart equal liberal?”).

40. У скуки есть светлая сторона. Скучающие люди нередко ищут возможность сделать добрые дела, поскольку развлечения им надоели и не привносят смысл в их жизнь. (“Boredom is good for you”).

В основном всё страшное я видела от своего воображения. И те "мистические" случаи были на старой квартире нашей, какая-то она не очень была, видимо, либо это из-за того, что жила я там будучи совсем ребенком (до лет 8) с развитым воображением. Но там и полки падали постоянно. Там я тусила с воображаемым другом Лёшей, очень открыто контактировала, думаю это было довольно жутко наблюдать моим родителям. А я до сих пор помню как мы с ним играли и выкидывали игрушки с балкона, только его не помню.

~Первый самый запоминающийся случай увиденного кошмара был в детстве, мне был лет 6-7. Мы с мамой заходили вместе в комнату в нашей старой квартире, там напротив входа в комнату стоит диван (т.е. его сразу видно как заходишь), обычный такой диван, довольно длинный со спинкой. Так вот, заходим мы и начинаем одновременно обе кричать от ужаса, мы каким-то чудообразом увидели одновременно сидящего на спинке дивана какого-то до ужаса мерзкого чёрта. Не знаю что это за совместные галлюцинации были, но отец до сих пор припоминает

~Второй случай был на той же квартире. Мы с подружками, как и все дети, любили рассказывать друг другу всякие выдуманные жуткие истории. В тот вечер мы стояли в подъезде, жили все в одном доме, но стояли на моём этаже тк я была самая младшая. Тогда самой актуальной была история про пиковую даму, то как она ужасно убивала тех, кто её призывал и всё такое. Повлияло на меня это, конечно, глобально, и я прямо таки неслась домой, хоть и была недалеко. Пришла домой, сидела общалась с мамой (отец был тогда в рейсе), всё хорошо. Мама ушла гулять с собакой и я осталась в квартире одна и в какой-то момент меня прямо охватил ужасный страх (непонятно почему, накрутила себе после тех историй, видимо) и я залезла под одеяло, оставив совсем небольшую щель. Ну и сижу под ним И ТУТ ВИЖУ КАК КАКОЙ-ТО СИЛУЕТ (через эту щелку вообще ничего не было видно, кроме очертаний, но я была уверена что он красный, хоть и пиковая дама должна быть чёрной) ПРОХОДИТ МИМО МЕНЯ. Как же я тогда испугалась, я думала что это пиковая дама пришла за мной. Так и сидела, пока не вернулась мама и, конечно же, никому не рассказывала эти бредни. Хоть я и была ребенком, напуганным до усрачки, примерно осознавала что это всё моё воображение.

~Эта история была уже на новой квартире. По началу спали всё в одной комнате, в моей шёл ремонт. кровать моя стояла так, что я спала лицом к балкону. Перед балконом стоял телевизор, а на нём ещё что-то. В общем легла я спать, поворочалась какое-то время, смотрю в окна А НА БАЛКОНЕ КАКАЯ-ТО ТЕНЬ МУЖИКА КАКОГО-ТО В КЕПКЕ. Испугалась жутко, но родителей не трогала и уснуть смогла даже. На утро оказалось что эта тень мужика была из всяких штук на телевизоре.

Теперь истории уже более приближенные к реальности:

~Совсем недавно сидела в одном кафе за баром. Болтала с другом, который работал там барменом, я, в принципе и зашла только чтобы поговорить с ним, а внизу было уже другое заведение, чисто бар, и там были все мои друзья. Суть в том, что сидела я одна. Место приличное, нет набуханных в говно быдло, но был какой-то подвыпивший мужчина, он просто общался со всеми, довольно дружелюбно, только громко. В общем, сидит он, был он со спутницей, кстати, за баром, ни с кем не конфликтует, тут какой-то мужчина проходит мимо (там выход рядом с баром), проходит себе спокойно И УДАРЯЕТ ЭТОГО ПОДБУХАННОГО О БАРНУЮ СТОЙКУ ГОЛОВОЙ и удаляется. Это был шок, неизвестно что было в голове у того типа, он мог ударить любого сидящего, и от осознание того, что мог ударить и меня, я была в ужасе. Пострадавший стоял, что-то говорил, ну, думала я, приложил, но не сильно, но тут тот пострадавший просто падает. Спутница его кричит, плачет, просит вызвать скорую, полицию, ревет над своим мужчиной. Я сидела под таким углом, что только могла слышать что происходит, но не видела. Мне стало так жалко эту женщину, что я решила встать и попробовать её успокоить, пока едет скорая, а затем удалиться, тут было страшно и друзья меня уже заждались. Встаю я и вижу ПРОСТО МОРЕ КРОВИ (и мне показалось с чем-то розовым, но, надеюсь мне показалось), я же думала что он просто потерял сознание, но не рассчитывала увидеть и женщина, ревущая над ним, картина ужасная. Полиция подоспела раньше, чем я отошла от шока, поэтому я просто удалилась быстрее к своим друзьям, чтобы выговориться. Несколько часов ещё ходила с стеклянными глазами. Тут страшно всё, картина, сама ситуация, и безучастность людей, ведь тот, что ударил спокойно прошёл мимо и охранники даже не пошевелились, непонятно совсем почему. Какая-то официантка как-то пыталась что-то, остальные же просто безучастно проходили мимо и сразу думаешь, что будешь так лежать с пробитой головой не из-за чего и никто не поможет. Это кошмар. На моих глазах много дрались, но это совсем другое.

~Страшные вещи выкидывал мой парень. Очень импульсивный и чувствительный. И как-то мы с ним расстались и полгода не общались вовсе. Но после паузы помирились. Он рассказывал как ужасно переживал это время. Ну и прихожу я к нему домой как-то, он искал что-то в своей тумбочке и я случайно увидела там канат. Ну веревку длинную, в пачке с ироничным названием "удачная покупка". Чтобы вы понимал он ничем не увлекается таким, для чего ему нужна была бы эта верёвка. Ничем, кроме депрессий. Это было очень страшно. Я её забрала у него в итоге, чтобы быть более менее спокойной, если он вдруг не ответит на звонок.

Ну и к слову о парнях, меня всегда как-то очень пугало когда парни плакали, особенно когда я видела это в самые первые разы. Не знаю, просто это так необычно, что пугает. Так что тоже занесу в этот список слёзы парней.

~Но самое страшные вещи что я когда либо видела связаны с родителями. Это приступ эпилепсии у моей материи. Думаю, подробности тут излишне, приступ сам по себе выглядит страшно (особенно когда ты ребенок, который не в курсе что твоя мать больная), а тем более родного человека. И наблюдать за тем как твой отец спивается, напивается дешевым непонятно чем и его рвёт прямо на балконе (опять же будучи ребенком).



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з