Деление в китае. Административное деление Китая (КНР). Районы со статусом автономии

В сегодняшней статье о провинциях Китая мы с вами увидим расположение каждой отдельной провинции Китая на карте. Также поговорим о численности населения в каждой конкретной провинции и узнаем название столиц. Статья является частью объемного путеводителя по Китаю .

В Китае административное разделение сводится к тому, что главной территориальной единицей является провинция. Если вы задаетесь вопросом, сколько провинций в Китае, знайте, что всего в Поднебесной 22 провинции, два специальных района (Макао и Гонконг), а также четыре города центрального подчинения (Шанхай, Пекин, Чунчин и Тяньцзинь).

Ниже вы можете видеть каждую провинцию Китая на карте. Некоторые названия, переведенные на русский, могут отличаться от привычных вам, поэтому они продублированы на английский язык. Взглянем на общую карту с провинциями Китая, а затем по алфавиту перечислим каждую из них в отдельности.

Провинции Китая на карте

Список провинций Китая

  • Аньхой (Anhui)
  • Ганьсу (Gansu)
  • Гуандун (Guangdong)
  • Гуйчжоу (Guizhou)
  • Ляонин (Liaoning)
  • Сычуань (Sichuan)
  • Фуцзянь (Fujian)
  • Хайнань (Hainan)
  • Хэбей (Hebei)
  • Хэйлунцзян (Heilongjiang)
  • Хэнань (Henan)
  • Хубэй (Hubei)
  • Хунань (Hunan)
  • Цзилинь (Jilin)
  • Цзянси (Jiangxi)
  • Цзянсу (Jiangsu)
  • Цинхай (Qinghai)
  • Чжэцзян (Zhejiang)
  • Шаньдун (Shandong)
  • Шаньси (Shanxi)
  • Шэньси (Shaanxi)
  • Юньнань (Yunnan)

Аньхой (Anhui)

Провинция Аньхой расположена на западе Китая, столицей является город Хефей (Hefei), население около 60 млн человек.

Ганьсу (Gansu)

В Ганьсу преобладает пустынная местность, относительно малозаселенная. Столица Ланьчжоу (Lanzhou), численность населения более 25 млн человек. Знаменитые разноцветные горы находятся именно здесь.

Гуандун (Guangdong)

Одна из самых перенаселенных провинций, с центром в городе Гуанчжоу. По разным оценкам, население достигает 90 млн.

Гуйчжоу (Guizhou)

Расположена на юго-западе, столицей Гуйчжоу (Guizhou) является город Гуйян (Guiyang). В провинции проживает более 35 млн человек.

Ляонин (Liaoning)

Одна из провинций имеющих выход к морю. Население более 42 млн, столица носит название Шэньян (Shenyang).

Сычуань (Sichuan)

Сычуань по праву считается одной из самыхкрасивых. Великолепная природа и горы делает это место очень популярным среди туристов. Население более 83 миллионов человек, главный город Чэнду (Chengdu). Посмотреть на Сычуань на карте Китая можно на снимке ниже.

Фуцзянь (Fujian)

Расположена неподалеку от Тайвани, основной город Фучжоу (Fuzhou), население около 35 миллионов жителей.

Хайнань (Hainan)

Тропический остров, главный пляжный курорт Китая. На острове проживает менее 8 миллионов человек, столица острова Хайкоу (Haikou).

Хэбей (Hebei)

Довольно крупная провинция, очень сильно отличающаяся по ландшафту в разных ее частях. Административный центр Шицзячжуан (Shijiazhuang), численность населения немногим менее 70 миллионов человек.

Хэйлунцзян (Heilongjiang)

Самая северная часть Китая. Основной город Харбин (Harbin), очень популярный среди наших соотечественников. Многие в Харбине проходят обучение или находят работу. В Хэйлунцзяне проживает порядка 37 млн человек.

Хэнань (Henan)

Одна из самых плотно населенных территорий Китая. Столица город Чжэнчжоу (Zhengzhou), количество жителей более 90 млн человек.

Хубэй (Hubei)

Расположенная по соседству, Хубэй (Hubei), имеет более скромные показатели населения, в пределах 60 млн. Центром является один из самых перенаселенных городов Китая Ухань (Wuhan).

Хунань (Hunan)

Расположенная немного южнее, Хунань (Hunan), славится на весь Китай своей потрясающей природой. Жемчужиной Хунань является национальный парк Чжанцзяцзе. Административным центром принято считать город Чанша (Changsha), в провинции проживает около 65 млн человек.

Цзилинь (Jilin)

Расположена ближе к северу, численность населения более 25 миллионов жителей, столица находится в городе Чанчунь (Changchun).

Цзянси (Jiangxi)

Более 40 миллионов жителей, административный центр Наньчан (Nanchang).

Цзянсу (Jiangsu)

Около 75 миллионов, столица носит название Нанкин (Nanjing).

Цинхай (Qinghai)

Огромная по территории, но практически не заселенная. Жителей чуть более 5 млн, с центром в Синине (Xining)

Чжэцзян (Zhejiang)

Количество жителей около 50 миллионов, административный центр Ханчжоу (Hangzhou).

Шаньдун (Shandong)

Население порядка 90 млн, столица в городе Цзинань (Jinan)

Шаньси (Shanxi)

Проживает более 36 млн, главный городТайюань (Taiyuan).

Шэньси (Shaanxi)

Популярная у туристов провинция в виду того, что центром ее является бывшая столица Китая Сиань (Xi’an). Население менее 35 миллионов жителей.

(1 проголосовавший. Проголосуйте и вы!!!)

КНР, являясь крупнейшей страной в Азии с наибольшим в мире народонаселением (по состоянию на начало 2018 г. - 1,39 миллиарда человек), имеет довольно сложное административное деление. Китай славится древнейшей культурой, имеющей тысячелетние корни и великую историю. Именно китайцы первыми изобрели бумагу и чернила, печатную машину и порох, шелк и фарфор. Основной язык - мандарин, а главными религиями являются буддизм, христианство, даосизм и ислам. В 1949 году, когда коммунисты одержали победу над Гоминьданом (националистической партией), страна стала называться Китайской Народной Республикой.

Действующая ныне форма административно-территориального деления Китая представляет собой трехуровневую систему, разделяющую государство на провинции, муниципалитеты с прямым центральным управлением и автономные регионы. Конституция страны позволяет правительству своим решением создавать специальные административные регионы.

Как провинции, так и автономные регионы состоят из префектур, округов, уездов и городов. В подчинение уездов и автономных округов подпадают поселки, этнические общины и малые города.

Муниципалитеты, находящиеся под централизованным управлением крупные города, состоят из районов и округов.

КНР включает в себя двадцать три провинции, пять районов с автономным управлением, четыре централизованных муниципалитета и два особых административных района.

Субъекты административно-территориального деления и экономические зоны Китая, подчиняясь центральному органу власти, обладают при этом большой автономией в части экономической политики.

Особенности формирования провинций

Правительство провинций является следующим после центрального уровнем руководящего звена в иерархии власти административно-территориального деления Китая.

Границы большинства из этих территориальных образований (Аньхой, Ганьсу, Хайнань, Гуандун, Хэбэй, Гуйчжоу, Хэйлунцзян, Цзилинь, Цзянсу, Хэнань, Ляонин, Цинхай, Хунань, Шэньси, Цзянси, Шаньдун, Шаньси, Сычуань, Фуцзянь, Хубэй, Юньнань и Чжэцзян) были определены еще в эпоху древних династий и сформированы на базе культурных и географических особенностей. Они управляются провинциальным комитетом, возглавляемым секретарем, который лично отвечает за провинцию.

Муниципалитеты

Муниципалитеты являют собой департаменты управления наиболее крупных городов, не зависящих от руководства провинции, и в административном делении Китая они равны своим провинциальным коллегам.

В число муниципалитетов входят такие мегаполисы, как Пекин, Чунцин, Шанхай и Тяньцзинь. К их юрисдикции относится вся территория города с прилегающими сельскими районами. Мэр здесь обладает наивысшими полномочиями, выполняя в то же время обязанности заместителя секретаря Коммунистической партии, входя в состав (высшего законодательного органа страны).

Автономные регионы Китая

Еще одним важным звеном в административном делении Китая выступают автономные регионы. Они, как правило, сформированы по культурному признаку и имеют более высокий по сравнению с другими районами Китая численный состав населения определенной этнической группы (Гуанси, Синьцзян, Внутренняя Монголия, Нинся и Тибет). Автономные регионы похожи на провинции, поскольку они так же имеют свой собственный руководящий орган, обладая при этом большими законодательными правами.

Специальные административные регионы

В административном делении Китая специальные административные регионы, в отличие от других управленческих подразделений первого уровня, состоят из отдельных китайских территорий: Гонконга и Макао. Эти регионы попадают под власть центрального правительства, хотя они расположены вне пределов материковой части страны. Им предоставлен более высокий уровень автономии со своими правительствами, многопартийными законодательными органами, валютой, иммиграционной политикой и правовой системой. Это, довольно уникальное в мировой практике явление, называется принципом «один Китай, две системы».

Спорные претензии в отношении Тайваня

Расположенный к юго-востоку от китайского материка, напротив провинции Фуцзянь, Тайвань находится в окружении Тихого океана на востоке и Тайваньского пролива на западе. В его состав входят острова Тайвань, Пэнху и еще 80 небольших соседних островов и островков. В 1981 году Китай (в данном контексте безуспешно предлагал Тайваню (официальное название страны - Китайская Республика) воссоединение на правах специального административного региона (по примеру Гонконга и Макао) с целью признания КНР единственным представителем Поднебесной в отношениях с остальными странами. Эта путаница в названиях появилась в 1949 году, после упоминавшейся выше гражданской войны, и с того времени рядом соседствуют два Китая.

В КНР, говоря о Тайване, запрещено использовать его официальное название, и поэтому в ходу определение «Китайский Тайбэй». Однако сторонники независимого Тайваня не согласны с этим, считая, что ярлык «Тайвань, Китай» оскорбителен для их страны, хотя в то же время есть и множество сторонников воссоединения.

СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛЕНИЯ

В настоящее время в Китае принято трехступенчатое административное деление: провинция, уезд и волость. Страна разделена на провинции, автономные районы и города центрального подчинения. Провинции и автономные районы разделены на автономные округа, уезды, автономные уезды и города. Уезды и автономные уезды разделены на волости, национальные волости и поселки. Автономные районы (на уровне провинций), автономные округа (на уровне между автономными районами и уездами) и автономные уезды являются территориями национальной автономии.

Согласно положениям Конституции, государство при необходимости может учреждать особые административные районы, являющиеся местными административными районами, непосредственно подчиняющимися Центральному правительству.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЕДИНИЦЫ

В настоящее время страна разделена на 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и один специальный административный район.

(Эта часть статьи изъята по причине уже устаревших данных по численности населения административных образований Китая. Аналог материала - )

СТОЛИЦА КНР

Пекин — столица КНР. Это политический центр и одновременно центр культуры, науки, просвещения, важнейший транспортный узел страны. Уже 800 лет назад Пекин стал столичным городом китайского государства, в нем сохранились многочисленные памятники культуры. Круглый год не иссякает поток туристов к широко известной в мире Великой китайской стене на участке Бадалин, в крупнейший в мире и лучше всех сохранившийся древний архитектурный ансамбль Гугун (Запретный город), в бывшую императорскую загородную резиденцию — парк Ихэюань, к могилам с пышными мавзолеями 13 императоров династии Мин, в парк Тяньтань (храм Неба), где императоры династий Мин и Цин совершали обряд поклонения Небу и молились об обильном урожае. После образования КНР (1949 г.) благодаря крупномасштабному строительству в облике Пекина произошли огромные перемены, сегодня он превратился в привлекательный современный мегаполис, сохранив при этом облик древней столицы.

ОСОБЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЙОН СЯНГАН

Район Сянган находится на морском побережье Юго-Восточого Китая, к востоку от устья реки Чжуцзян, и непосредственно граничит с городом Шэньчжэнем провинции Гуандун. В «его входят остров Сянган, полуостров Цзюлун и Новые территории, общая площадь 1095 кв. км. Этот район — исконная территория Китая. После опиумной войны в 1840 г. Сянган был захвачен Англией. В соответствии с Совместной 1скларяцией по вопросу о Сянгане, принятой Китаем и Великобританией 19 декабря 1984 г., 1 июля 1997 г. состоялась церемония перехода Сянгана под юрисдикцию КНР. Таким образом правительство Китая восстановило суверенитет над Сянганом, и долгожданное чаяние всего китайского народа о возвращении Сянгана в лоно Родины воплотилось в реальность. Одновременно с официальным созданием ОАР Сянган было начато проведение в жизнь «Основного закона КНР об ОАР Сянган», принятого 3-й сессией ВСНП 7-го созыва.

Право на высокую степень автономии. В отношении Сянгана Китайское правительство проводит курс, основанный на принципах: «одно государство — два строя», «Сянганом управляют сами сянганцы в условиях высокой степени автономии». Принцип «одно государство два строя» означает, что Китай является единым государством, во внутренних районах которою господствует социалистический строй, в Сянгане же сохраняются капиталистическая система и образ жизни, которые на протяжении 50 лет останутся без изменений. Принцип «Сянганом управляют сами сянганцы» означает, что Сянган управляется ею коренными жителями и Центральное правительство не должно направлять своих представителей в правительство ОАР. «Высокая степень автономии» означает, что кроме внешнеполитической деятельности и обороны, которые являются прерогативой Центральною правительства, ОАР Сянган обладает полной самостоятельностью в управлении своими делами, в том числе правом административного управления, нравом законодательной деятельности, независимыми юридическими правами и правом на окончательное судебное решение.

Право ОАР Сянган на высокую степень автономии характеризуется следующими особенностями: во-первых. Центральное правительство не вмешивается в дела, входящие в компетенцию ОАР Сянган; во-вторых, согласно положениям Основного закона правительство ОАР Сянган имеет право окончательного решения вопросов, входящих в сферу его компетенции, которые не требуют согласования с Центральным правительством; в-третьих, в рамках Основного закона правительство ОАР Сянган имеет право выбирать средства для реализации своих полномочий.

Политический строй. В ОАР Сянган действует политическая демократия. Важнейшими органами управления Сянгана являются: глава администрации, правительство. Законодательный совет и Суд последней инстанции. Кроме того, учреждается также Административный совет, помогающий главе администрации в принятии решений, отдел по борьбе с коррупцией и аудиторский отдел, которые функционируют независимо и ответственны перед главой администрации. В аппарате правительства ОАР Сянган, кроме административных подразделений, имеются политический, финансовый и юридический департаменты, а также управления, отделы и комиссии. Согласно установленным законами положениям и процедурам, глава администрации имеет право объявить о роспуске Законодательного совета; Законодательный совет имеет право вынести главе администрации импичмент; административный аппарат ответственен перед законодательным органом; глава администрации, административный аппарат и законодательный орган взаимодействуют между собой на основе принципа сдержек и противовесов, координируя совместную деятельность.

Глава администрации ОАР Сянган является верховным руководителем района и главой ею правительства, что обеспечивает ему широкие полномочия. Кандидатура на пост главы администрации ОАР Сянган выдвигается из числа местных жителей путем выборов или консультаций. Официальное назначение производится Центральным правительством. Срок полномочий главы администрации ОАР Сянган — 5 лет, допускается продление срока пребывания в указанной должности, по не более одного раза. Первым главой администрации ОАР Сянган был утвержден Тунг Чи Хва.

Экономический строй. В ОАР Сянган действует экономический либерализм, механизм которого реализуется через финансовые, кредитно-денежные, торговые, промышленно-коммерческие, земельные договоры и соглашения, а также в сферах авиационной и морской навигации. Так в соответствии с законом в Сянгане охраняется право личной собственности, финансовая автономия. Все финансовые доходы тратятся на его собственные нужды без каких бы то ни было отчислений в пользу Центрального правительства. Центральное правительство не вводит налогов в Сянгане. Здесь существует самостоятельный налоговый режим, проводится политика низких ставок налогообложения, самостоятельно разрабатываются законы, устанавливающие виды налогов, ставки налогообложения, налоговые льготы и другие правила для налоговой службы; поддерживается статус международного финансового центра, самостоятельно разрабатывающего кредитно-денежную политику, обеспечивающую свободу операций кредитных учреждений и кредитного рынка, отсутствует политика валютного контроля. Сянганский доллар является свободно конвертируемой валютой. Здесь по-прежнему функционируют валютный рынок, рынки золота, ценных бумаг, фьючерсных сделок, обеспечивается свободное обращение, ввоз и вывоз денежных средств. Сянган сохраняет статус свободного порта, проводит политику свободной торговли, обеспечивает свободное обращение товаров, нематериальных активов и капитала, сохраняет статус международного судоходного центра, может самостоятельно разрабатывать постановления о конкретных функциях и ответственности в области судоходства; поддерживает статус международного и регионального центра воздушных перевозок и принимает на себя обязательства, связанные с повседневным и техническим обслуживанием средств гражданской авиации.

Будучи самостоятельной таможенной зоной, ОАР Сянган может в качестве «Сянгана Китая» участвовать в ВТО и других международных организациях и торговых соглашениях.

Образование и культура. ОАР Сянган проводит самостоятельную политику в области образования, культуры, науки, техники и т. д. Учебные заведения в Сянгане сохраняют самостоятельность и свободу учебного процесса, могут, как и прежде, приглашать преподавателей и выбирать учебные пособия, изданные за пределами ОАР Сянган. Учащиеся пользуются правом свободного выбора учебного заведения и возможностью получать образование за пределами ОАР Сянган. Правительство ОАР Сянган не ограничивает свободу совести, не вмешивается во внутренние дела религиозных организаций. Религиозные организации и верующие могут поддерживать и развивать связи с религиозными организациями и верующими в других странах и регионах. Религиозные организации могут, как и прежде, ведать духовными семинариями, другими учебными заведениями, больницами и благотворительными учреждениями. Общественные ассоциации ОАР Сянган, действующие в области образования, науки, техники, культуры, искусства, спорта, медицины и здравоохранения, могут поддерживать и развивать связи с соответствующими организациями других стран и районов мира и международными организациями, могут от имени «Сянгана Китая» принимать участие в различных соответствующих мероприятиях.

Административные, законодательные и судебные органы ОАР Сянган в своей деятельности помимо китайского языка могут использовать английский язык, который также является официальным языком ОАР Сянган. Флаг и герб ОАР Сянган. Наряду с Государственным флагом и Государственным гербом Китайской Народной Республики ОАР Сянган может использовать региональные регалии: флаг и герб ОАР Сянган. Флаг ОАР Сянган — красное полотнище, в центре которого изображен раскрытый цветок китайского багряника, на каждом из пяти белых лепестков которого изображена красная звездочка. Красный фон флага ОАР Сянган символизирует Родину — Китай, цветок багряника символизирует Сянган, вместе они символизируют Сянган как неотъемлемую часть Родины, который процветает в ее объятиях. Красные звездочки на лепестках багряника символизируют любовь сянганцев к Родине, красный и белый цвета флага символизируют «одно государство — два строя».

Герб ОАР Сянган — круглой формы, в центре изображен раскрытый цветок багряника, на пяти белых лепестках которого изображены красные звездочки, по внешней белой кайме проходит надпись на китайском языке: «Специальный административный район Сянган КНР», а внизу по-английски: «HONG KONG». Красный фон и раскрытый цветок багряника, на пяти белых лепестках которого изображены красные звездочки, символизируют то же, что и флаг.

АОМЭНЬ

Район Аомэнь расположен на западном берегу реки Чжуцзян, в ее дельте. Он граничит с провинцией Гуандун и находится в 40 морских милях от Сянгана. Район включает полуостров Аомэнь, острова Данцзы и Лухуань, его площадь составляет 17,5 кв. км. В 1553 г. португальцы, подкупив местные власти Гуандуна, добились права на якорную стоянку и торговлю в районе Аомэня. В 1557 г. португальцы проникли в Аомэнь и начали обосновываться в нем. В результате поражения цинского правительства в опиумной войне 1840 г. португальцы получили возможность один за другим оккупировать острова Данцзы и Лухуань, расположенные на юге Аомэня. В 1887 г. Португалия вынудила цинское правительство подписать «Протокол китайско-португальского совещания» и «Китайско-португальский пекинский договор», в которых было закреплено положение о том, что «Португалия занимает Аомэнь навечно, управляет им и входящими в него территориями на тех же принципах, что и другими колониями Португалии». С тех пор Португалия владела Аомэнем. Китайский народ никогда не признавал эти неравноправные договора, правительство КНР многократно заявляло, что Аомэнь является территорией Китая и что вопрос Аомэня, ставший наследием истории, должен быть разрешен в удобный момент путем мирных переговоров. В 1979 г. когда между КНР и Португалией были установлены дипломатические отношения, правительство Порту1алии признало, что Аомэнь является территорией Китая, обе стороны согласились разрешить вопрос Аомэня в подходящий момент путем переговоров между правительствами двух стран. С июня 1986 г. по март 1987 г. состоялись четыре раунда переговоров между правительственными делегациями КНР и Португалии, в ходе которых были согласованы основные вопросы, и 13 апреля 1987 г. в Пекине состоялось официальное подписание «Совместного заявления правительства Китайской Народной Республики и правительства Португальской Республики по проблеме Аомэня». В «Совместном заявлении» говорится: 20 декабря 1999 г. правительство КНР осуществит восстановление суверенитета над Аомэнем, к тому времени будет учрежден Специальный административный район Аомэнь.

ПРОВИНЦИЯ ТАЙВАНЬ

Остров Тайвань расположен у юго-восточного побережья материковой части Китая. Его восточное побережье омывается водами Тихого океана. На западе остров отделен от провинции Фуцзянь Тайваньским проливом. Провинция Тайвань состоит из острова Тайваня, прилегающих к нему островов Пэнху и более 80 мелких островов. Общая площадь — 36 тыс. кв. км. В древние времена Тайвань называли как Ичжоу или Люцю. Многочисленные исторические записи и документы запечатлели картину первоначального освоения Тайваня китайским народом. Центральные правительства различных эпох и династий Китая учреждали на Тайване административные органы и осуществляли там свою юрисдикцию. Весь процесс общественного развития Тайваня проникнут традицией китайской культуры.

Таков основной факт, который не изменился даже на протяжении полувековой японской оккупации Тайваня. После того, как китайский народ одержал победу в войне Сопротивления японским захватчикам в 1945 г. Центральное правительство Китая восстановило органы административной власти в провинции Тайвань. В 1949 г., незадолго до провозглашения КНР, гоминьдановские власти бежали с материка на остров Тайвань. В 1950 г. одновременно с началом корейской войны США направили на Тайвань и в Тайваньский пролив свой 7-й флот, а в 1954 г. подписали с тайваньскими властями «Договор о совместной обороне», так возникла ситуация, связанная с отделением Тайваня от континентальной части Китая.

cКитайское правительство в течение длительного времени прилагало неустанные усилия во имя разрешения тайваньского вопроса и объединения Родины. В феврале 1972 1. президент США Никсон посетил с визитом КНР, и было обнародовано китайско-американское «Шанхайское коммюнике». 1 января 1979 г. КНР и США официально установили дипломатические отношения, США признали правительство КНР как единственно законное правительство Китая, а Тайвань — неотъемлемой частью Китая, прекратив «дипломатические отношения» с тайваньскими властями. Правительство США также заявило о прекращении действия «Договора о совместной обороне» и выводе своих войск с Тайваня. На таком историческом фоне китайское правительство, исходя из общенациональных интересов и перспективного развития страны, руководствуясь принципами уважения истории, учета реальностей, делового подхода и учета интересов всех сторон, выдвинуло курс «мирное объединение и одно государство два строя».

Его основные моменты состоят в следующем: 1) Один Китай. В мире существует только один Китай. Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Центральное правительство находится в Пекине. 2) Сосуществование двух систем. В рамках одного Китая в качестве предпосылки, социализм в континентальной части и капитализм на Тайване будут сосуществовать и совместно развиваться в течение длительного времени. 3) Высокая степень самоуправления. После осуществления объединения страны Тайвань станет особым административным районом и будет пользоваться правом на высокую степень самоуправления. 4) Мирные переговоры. Национальное объединение осуществится мирным путем контактов и переговоров.

После того, как ПК ВСНП обнародовал «Обращение к тайваньским соотечественникам» от 1 января 1979 г., в котором был провозглашен курс на воссоединение Китая путем мирных переговоров, между обеими сторонами Тайваньского пролива постепенно смягчается многолетняя конфронтация и исчезает состояние взаимной оторванности. С каждым годом расширяются сферы личных контактов между берегами; осуществляются двусторонние контакты в области науки и техники, литературы и искусства, спорта и информации; быстрыми темпами развивается торгово-экономическое сотрудничество.

С 1992 г. компетентные органы континента и Тайваня — Ассоциация по развитию отношений между двумя сторонами пролива и Фонд обменов между берегами Тайваньского пролива — начали деловые контакты и переговоры по возникающим вопросам взаимоотношений между берегами, а также по торговле. Фактически каналы неправительственных контактов уже открыты.

В апреле 1993 1. между председателем Ассоциации по развитию отношений между двумя сторонами пролива Ван Даоханем и председателем Фонда обменов между берегами Тайваньского пролива Гу Чжэньфу были проведены в Сингапуре переговоры, ознаменовавшие важный исторический шаг в отношениях между обеими сторонами Тайваньского пролива. В 1994 г. представители упомянутых организаций Тан Шубэй и Цзяо Жэньхэ встретились дважды (в Пекине и Тайбэе), что принесло удовлетворительные для обеих сторон результаты.

30 января 1995 г. Генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель КНР Цзян Цзэминь выступил с речью на тему «Продолжать бороться за великое дело объединения Родины», в которой были выдвинуты предложения из восьми пунктов относительно развития отношений между двумя берегами Тайваньского пролива и ускорения процесса мирного объединения Родины на нынешнем этапе:

1. Твердое отстаивание принципа одною Китая - это основа и предпосылка мирного объединения Родины. Суверенитет и территорию Китая недопустимо расчленять ни при каких обстоятельствах. Следует решительно выступать против любых слов и действий, нацеленных на создание «независимого Тайваня», решительно отвергать все концепции, ратующие за «раскол и раздельное управление», за «два Китая на определенный период времени» и т. д. и т.п.

2. Мы не возражаем против развития экономических и культурных связей Тайваня с зарубежными странами на общественном уровне. Согласно принципу одного Китая и в соответствии с уставами соответствующих международных организаций. Тайвань под названием «Тайбэй Китая» уже состоит в Азиатском банке развития, участвует в Совещании по вопросам экономического сотрудничества Азиатско-тихоокеанского региона, является членом других международных экономических организаций. Однако мы протестуем против акций Тайваня, направленных на так называемое «расширение международного жизненного пространства» и имеющих целью раскол страны под видом «двух Китаев» либо «одного Китая и одного Тайваня». Все патриотически настроенные тайваньские соотечественники и дальновидные деятели понимают, что подобные акции не решают вопроса. Наоборот, они позволяют тайваньским сторонникам «независимости» с большей наглостью срывать процесс мирного объединения. Только мирное объединение страны на деле даст тайваньским соотечественникам возможность вместе со всеми народами Китая сполна ощутить то уважение и почет, каким окружают нашу великую Родину на международной арене.

3. Переговоры между двумя берегами по мирному объединению — наша неизменная платформа. В ходе этих переговоров к ним можно подключить наиболее авторитетных деятелей из различных партий и общественных организаций обеих сторон. В докладе на XIV Всекитайском съезде КПК, состоявшемся в октябре 1992 г., я говорил: «На основе предпосылки одного Китая могут быть рассмотрены любые проблемы, включая обсуждение с тайваньской стороной вопроса о порядке проведения двусторонних официальных переговоров, определение их формы, приемлемой для обеих сторон». Говоря о том, что «на основе предпосылки одного Китая могут быть рассмотрены любые проблемы», мы подразумеваем, конечно, разные проблемы, в которых заинтересованы тайваньские власти. Нами не раз предлагалось провести переговоры насчет официального прекращения состояния вражды между двумя берегами и это постепенного осуществления мирного объединения. Здесь я еще раз со всей серьезностью предлагаю провести такие переговоры, притом в качестве первого шага обе стороны могут договориться о том, чтобы официально прекратить состояние вражды между двумя берегами. На этой основе обе стороны возьмут на себя обязательство защищать суверенитет и территориальную целостность Китая, планировать дальнейшее развитие отношений между двумя берегами. Что касается наименования, места и формы политических переговоров, то приемлемое для обеих сторон решение в конечном счете можно будет найти, если пораньше начать консультации на равных началах.

4. Нужно всемерно добиваться мирного объединения, придерживаться принципа, в соответствии с которым китайцы не воюют с китайцами. Не давая обязательства не применять силы, мы тем самым действуем наперекор вовсе не нашим тайваньским соотечественникам, а против попыток внешних сил вмешиваться в дело объединения Китая и осуществить замысел относительно «независимости Тайваня». Мы вполне уверены в том, что соотечественники, проживающие на Тайване, в Сянгане, Аомэне и за границей, понимают эту нашу принципиальную позицию.

5. В условиях развития мировой экономики в XXI веке необходимо всемерно расширять экономический обмен и сотрудничество между двумя берегами во имя совместного процветания и счастья всей китайской нации. Мы выступаем за то, чтобы политические разногласия не сказывались на экономическом сотрудничестве двух берегов, не мешали ему. Мы будем и впредь неизменно проводить политику поощрения тайваньских инвесторов, претворять в жизнь «Закон КНР об охране инвестиций соотечественников с Тайваня». Независимо от обстоятельств нами будут практически гарантироваться все законные права и интересы тайваньских предпринимателей. Надо и дальше расширять взаимное общение и обмен между соотечественниками двух берегов, укреплять взаимопонимание и взаимное доверие. Установление прямых почтовых, транспортных и торговых связей — это не только объективная потребность развития экономики и всестороннего общения между двумя берегами. Это отражает интересы соотечественников и с той, и с другой стороны, поэтому очевидна необходимость предпринять практические шаги для скорейшего установления таких тройственных прямых связей. Надо содействовать деловым переговорам сторон. Мы согласны на основе взаимных льгот и выгод вести переговоры и заключать на гражданских началах соглашения об охране прав и интересов тайваньских инвесторов.

6. Богатейшая пятитысячелетняя культура, созданная сыновьями и дочерьми народов Китая, от начала до конца является связующим духовным звеном, соединяющим всех китайцев, важной основой для осуществления мирного объединения, Соотечественникам с обоих берегов предстоит сообща продолжать и развивать лучшие традиции китайской культуры.

7. 21 млн. тайваньских соотечественников, как уроженцы самой провинции Тайвань, так и других провинций, являются китайцами во плоти и крови. Нам следует полностью считаться с их образом жизни и желанием быть хозяевами самим себе, защищая их законные права и интересы. Наши соответствующие партийные и правительственные органы, в том числе аккредитованные за рубежом, должны крепить связи с соотечественниками с Тайваня, прислушиваться к их мнениям и запросам, принимать в расчет и идти навстречу их интересам, максимально помогать им в преодолении трудностей. Нам хотелось бы, чтобы на острове Тайвань была социальная стабильность, чтобы экономика там развивалась и люди жили зажиточно. Нам также хотелось бы, чтобы все политические партии Тайваня содействовали развитию отношений между двумя берегами с позиции разума, дальновидности и конструктивности. Мы приветствуем обмен мнениями с тайваньскими политическими партиями и деятелями различных кругов по вопросам отношений между двумя берегами и мирного объединения, приветствуем также их посещения и визиты. История навеки запомнит заслуги тех, кто внесет свой вклад в великое дело объединения Родины.

8. Мы приветствуем визиты руководителей тайваньских властей в соответствующем качестве. Мы также готовы принять приглашение тайваньской стороны посетить Тайвань. Можно совместно обсудить государственные дела, а можно для начала обменяться мнениями только по некоторым вопросам. Даже взаимные поездки друг к другу, и те будут полезны. Наши дела, дела китайцев, должны решаться нами самими, здесь не требуется никакого внешнего форума. От одного берега до другого рукой подать, люди с надеждой смотрят друг на друга, и общение рано или поздно начнется, ведь нельзя же, как говорится, «до самой смерти не ходить друг к другу».

Вышеизложенные предложения из восьми пунктов полностью отражают последовательность и преемственность политики Коммунистической партии Китая и китайского правительства в решении тайваньского вопроса. Эти предложения показывают также решимость и искренность КПК и китайского правительства в развитии отношений между двумя берегами и стимулировании объединения Родины. Поэтому они вызвали горячий отклик со стороны наших соотечественников как в стране, так и за ее пределами, им придает особое значение и международное сообщество. Исторический ход объединения Китая неудержим. Поступательное развитие отношений между двумя берегами — такова непреклонная тенденция и общее стремление.

1 июля 1997 г. китайское правительство восстановило суверенные права над Сянганом и 20 декабря 1999 г. восстановит суверенные права над Аомэнем. Историческая миссия — решение тайваньского вопроса, осуществление великой задачи объединения Родины — еще более остро встанет перед всем китайским народом. Китайцы по обе стороны Тайваньского пролива должны сплотиться воедино и бороться за осуществление объединения страны.

47. Административно-территориальное деление Китая

Как и в большинстве других стран мира, административно-территориальное деление в Китае многоступенчатое. Первую его ступень образуют провинции, автономные районы и города центрального подчинения, вторую – округа (их более 200), третью – уезды (свыше 2000) и четвертую – волости. Но основу всей системы АТД страны образует первая ступень (рис. 91).

Сетка провинций Китая сложилась исторически и в период существования КНР большим изменениям не подверглась. Провинций в стране 23 (включая Тайвань). Почти для всех из них характерны большие размеры и площади, и населения.

Провинция Цинхай в западной части страны занимает территорию 720 тыс. км 2 , т. е. по площади она значительно превосходит Украину или ФРГ и Великобританию, вместе взятые. Провинции Сычуань, Гань-су, Хэйлунцзян по размерам территории превосходят любую страну зарубежной Европы, за исключением Франции и Испании. Еще более разительны сравнительные данные по населению. Так, провинции Хэнань, Шаньдун и Сычуань по численности жителей (соответственно 97 млн, 92 млн и 87 млн человек) превосходят самую большую по населению страну зарубежной Европы – Германию. А в провинциях Хэбэй, Цзянсу, Аньхой, Хубэй, Хунань, Гуандун численность населения больше, чем в Великобритании или во Франции.

Автономных районов в Китае пять, причем все они были созданы уже в период существования КНР с целью выравнивания в правах с китайцами (ханьцами) населения других национальностей, которое живет главным образом в западной части страны, занимая почти 2 / 3 территории Китая. Это автономные районы: Внутренняя Монголия со значительным монгольским населением; Синьцзян-Уйгурский, где живут уйгуры; Нинся-Хуэйский, населенный народом хуэй; Тибетский, значительную часть населения которого составляют тибетцы; Гуанси-Чжуанский, где наряду с китайцами живут чжуаны.

По размерам территории некоторые из этих автономных районов еще больше, чем провинции. Например, Синьцзян-Уйгурский район занимает 1600 тыс. км 2 , что сравнимо с субрегионом Западной Европы, а Тибетский район (1200 тыс. км 2) вполне сравним с субрегионом Северной Европы. Но по численности жителей автономные районы уступают большинству провинций Китая.

Особо выделяются также четыре города центрального подчинения. Это столица страны Пекин, крупнейший город, промышленный центр и морской порт Китая Шанхай, один из крупнейших городов Тяньцзинь и Чунцин, недавно выделенный из состава провинции Сычуань. Нужно добавить к этому, что в последние годы в системе АТД Китая появилась новая градация – особые административные районы. В конце 1997 г. этот статус получило воссоединенное с КНР бывшее английское владение Гонконг, ставшее особым административным районом Сянган. А в конце 1999 г. то же произошло и с бывшим португальским владением Макао (ныне – Аомынь).

  • 13. «Нефтегазовый мост» Каспий – Европа
  • 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
  • 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  • 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
  • 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  • 18. Туннели в Альпах
  • 19. Евротуннель под Ла-Маншем
  • 20. На пути к единой транспортной системе Европы
  • 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
  • 22. Технопарки и технополисы Западной Европы
  • 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
  • 24. Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
  • 25. Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
  • 26. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
  • 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы
  • 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  • 29. «Центральная ось развития» Западной Европы
  • 30. Рурская область фрг – старопромышленный район в развитии
  • 31. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и во Франции
  • 32. Юг Италии: преодоление отсталости
  • 33. Микрогосударства Западной Европы
  • 34. Объекты всемирного наследия в зарубежной Европе
  • Тема 2 зарубежная азия
  • 35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии
  • 36. «Горячие точки» зарубежной Азии
  • 37. Воспроизводство населения в зарубежной Азии
  • 38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии
  • 39. Религии зарубежной Азии
  • 40. Трудовые миграции в странах Персидского залива
  • 41. Новые индустриальные страны зарубежной Азии: общая характеристика
  • 42. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
  • 43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
  • 44. Интеграционная группировка стран асеан
  • 45. Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива
  • 46. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в зарубежной Азии
  • 47. Административно-территориальное деление Китая
  • 48. Демографические проблемы Китая
  • 49. Китайский язык и письменность
  • 50. Китайская система летосчисления
  • 51. Урбанизация в Китае
  • 52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
  • 53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
  • 54. Топливно-энергетическая база Китая
  • 55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься
  • 56. Металлургическая база Китая
  • 57. Сельскохозяйственные районы Китая
  • 58. Транспорт Китая
  • 59. Экологические проблемы Китая
  • 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика
  • 61. Свободные экономические зоны Китая
  • 62. Внешние экономические связи Китая
  • 63. Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
  • 64. Япония: территория, границы, положение
  • 65. Естественное движение населения в Японии
  • 66. Религии Японии
  • 67. Японский культурный феномен
  • 68. Образование в Японии
  • 69. Городское и сельское население Японии
  • 70. Токио – самый большой город мира
  • 71. Модели развития японской экономики
  • 72. Электроэнергетика Японии
  • 73. Черная металлургия Японии
  • 74. Машиностроение Японии
  • 75. Рыболовство в Японии
  • 76. Транспортная система Японии
  • 77. Тихоокеанский пояс Японии
  • 78. Японские технополисы
  • 79. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии
  • 80. Международные экономические связи Японии
  • 81. Государственный строй Индии
  • 82. Минеральные ресурсы Индии
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
  • 84. Этнолингвистический состав населения Индии
  • 85. Религиозный состав населения Индии
  • 86. Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии
  • 88. «Коридоры роста» и промышленные новостройки в Индии
  • 89. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные районы Индии
  • 90. Состояние окружающей среды в Индии
  • 91. Объекты всемирного наследия в зарубежной Азии
  • Тема 3 африка
  • 92. Политическая карта Африки
  • 93. Деление Африки на субрегионы
  • 94. Африка – континент конфликтов
  • 95. Хозяйственная освоенность территории Африки
  • 96. Демографический взрыв в Африке и его последствия
  • 97. Африка – регион «городского взрыва»
  • 98. Горнопромышленные районы Африки
  • 99. Золото, уран и алмазы юар
  • 100. Крупнейшие водохранилища и гэс Африки
  • 101. Страны монокультуры в Африке
  • 102. Трансконтинентальные магистрали в Африке
  • 103. Сахель: нарушение экологического равновесия
  • 104. Особо охраняемые природные территории в Африке
  • 105. Объекты всемирного наследия в Африке
  • Тема 4 северная америка
  • 106. Формирование государственной территории сша
  • 107. Географические названия сша
  • 108. Государственные символы сша
  • 109. Тектоническое строение территории и полезные ископаемые сша
  • 110. Численность и воспроизводство населения в сша
  • 111. Сша – страна иммигрантов
  • 112. Особенности американской нации
  • 113. Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» сша
  • 114. Урбанизация в сша
  • 115. Мегалополисы сша
  • 116. Нефтяная промышленность сша
  • 117. Нефть Аляски и Трансаляскинский нефтепровод
  • 118. Электроэнергетика сша
  • 119. Металлургия сша
  • 120. Автомобильная промышленность сша
  • 121. Агропромышленный комплекс сша
  • 122. Сельскохозяйственные районы сша
  • 123. Транспортная система сша
  • 124. География науки в сша
  • 125. Загрязнение окружающей среды в сша и меры по ее охране
  • 126. Система охраняемых территорий в сша
  • 127. Экономическое районирование сша
  • 128. Нью-Йорк – экономическая столица сша
  • 129. «Золотой штат» Калифорния
  • 130. Международные экономические связи сша
  • 131. Территория и государственный строй Канады
  • 132. Национальные проблемы Канады
  • 133. Горнодобывающая промышленность Канады
  • 134. Лесное хозяйство Канады
  • 135. Водные проблемы Канады
  • 136. Степной район Канады – одна из мировых житниц
  • 137. Система охраняемых территорий Канады
  • 138. Североамериканская ассоциация свободной торговли
  • 139. Объекты всемирного наследия в Северной Америке
  • Тема 5 латинская америка
  • 140. Происхождение географических названий Латинской Америки
  • 141. Политическая карта Латинской Америки
  • 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  • 143. Формирование этнической карты Латинской Америки
  • 144. Размещение населения в Латинской Америке
  • 145. Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки
  • 146. Главные промышленные районы Латинской Америки
  • 147. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки
  • 148. Территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран
  • 149. Бразилия – тропический гигант
  • 150. Освоение Амазонии
  • 151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке
  • Тема 6 австралия и океания
  • 152. Заселение Австралии и особенности современного расселения
  • 153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей
  • 154. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии
  • 155. Океания: членение на крупные части
  • Литература Общая
  • Тема I. Зарубежная европа
  • Тема II. Зарубежная азия
  • Тема III. Африка
  • Тема IV. Северная америка
  • Тема V. Латинская америка
  • Тема VI. Австралия и океания
  • 47. Административно-территориальное деление Китая

    Как и в большинстве других стран мира, административно-территориальное деление в Китае многоступенчатое. Первую его ступень образуют провинции, автономные районы и города центрального подчинения, вторую – округа (их более 200), третью – уезды (свыше 2000) и четвертую – волости. Но основу всей системы АТД страны образует первая ступень (рис. 91).

    Сетка провинций Китая сложилась исторически и в период существования КНР большим изменениям не подверглась. Провинций в стране 23 (включая Тайвань). Почти для всех из них характерны большие размеры и площади, и населения.

    Провинция Цинхай в западной части страны занимает территорию 720 тыс. км 2 , т. е. по площади она значительно превосходит Украину или ФРГ и Великобританию, вместе взятые. Провинции Сычуань, Гань-су, Хэйлунцзян по размерам территории превосходят любую страну зарубежной Европы, за исключением Франции и Испании. Еще более разительны сравнительные данные по населению. Так, провинции Хэнань, Шаньдун и Сычуань по численности жителей (соответственно 97 млн, 92 млн и 87 млн человек) превосходят самую большую по населению страну зарубежной Европы – Германию. А в провинциях Хэбэй, Цзянсу, Аньхой, Хубэй, Хунань, Гуандун численность населения больше, чем в Великобритании или во Франции.

    Автономных районов в Китае пять, причем все они были созданы уже в период существования КНР с целью выравнивания в правах с китайцами (ханьцами) населения других национальностей, которое живет главным образом в западной части страны, занимая почти 2 / 3 территории Китая. Это автономные районы: Внутренняя Монголия со значительным монгольским населением; Синьцзян-Уйгурский, где живут уйгуры; Нинся-Хуэйский, населенный народом хуэй; Тибетский, значительную часть населения которого составляют тибетцы; Гуанси-Чжуанский, где наряду с китайцами живут чжуаны.

    По размерам территории некоторые из этих автономных районов еще больше, чем провинции. Например, Синьцзян-Уйгурский район занимает 1600 тыс. км 2 , что сравнимо с субрегионом Западной Европы, а Тибетский район (1200 тыс. км 2) вполне сравним с субрегионом Северной Европы. Но по численности жителей автономные районы уступают большинству провинций Китая.

    Особо выделяются также четыре города центрального подчинения. Это столица страны Пекин, крупнейший город, промышленный центр и морской порт Китая Шанхай, один из крупнейших городов Тяньцзинь и Чунцин, недавно выделенный из состава провинции Сычуань. Нужно добавить к этому, что в последние годы в системе АТД Китая появилась новая градация – особые административные районы. В конце 1997 г. этот статус получило воссоединенное с КНР бывшее английское владение Гонконг, ставшее особым административным районом Сянган. А в конце 1999 г. то же произошло и с бывшим португальским владением Макао (ныне – Аомынь).

    Рис. 91. Административно-территориальное деление Китая

    48. Демографические проблемы Китая

    Обычно работы, посвященные населению Китая, начинаются с фразы о том, что КНР – самая многонаселенная страна Азии и всего мира. И действительно, проблемы народонаселения накладывают отпечаток на все стороны жизни китайского общества. Особенно большое влияние имеет собственно демографический фактор. И это относится не только к нашей эпохе, но фактически ко всей многотысячелетней китайской цивилизации.

    История регистрации населения в Китае восходит ко времени глубокой древности. Первые учеты населения проводились еще при династиях Чжоу и Хань в первом тысячелетии до нашей эры. Демографы считают, что к началу этой эры население Китая составляло 60–70 млн человек. На протяжении средних веков население страны росло в соответствии с традиционным типом его воспроизводства (высокая рождаемость и высокая смертность). Отрицательно влияли на этот рост войны, завоевания, эпидемии. Так что к началу XVIII в. общая численность населения поднялась только до 100–120 млн человек. В последующие полтора столетия она росла гораздо быстрее и в 1850 г. составила 430 млн человек. Но затем этот рост снова резко замедлился, и в первую очередь из-за Тайпинского восстания, во время которого погибли около 50 млн человек. В 1949 г. население страны исчислялось 540 млн человек.

    Со времени образования КНР в 1949 г. в стране были проведены пять всекитайских переписей населения. Первая из них (1953 г.) показала, что оно уже выросло до 583 млн человек, вторая (1964 г.), что оно увеличилось до 695 млн человек. Согласно третьей переписи, проведенной в 1982 г., население Китая составило 1008 млн человек. Четвертая перепись в июле 1990 г. дала уже результат 1134 млн человек, а пятая перепись населения в ноябре 2000 г. – 1261 млн человек, а в 2008 г. Китай имел уже 1330 млн жителей. Это означает, что за время существования КНР население страны увеличилось в 2,4 раза. Ныне на Китай приходится 19,9 % всех жителей нашей планеты.

    Надо иметь в виду, что население Китая возрастало бы еще быстрее, если бы не государственная демографическая политика, направленная на «погашение» высокой рождаемости. В первые годы после образования КНР такая политика еще отсутствовала, поскольку увеличение численности населения тогда рассматривалось как один из источников роста благосостояния страны. Однако уже во второй половине 1950-х гг. в результате заметного снижения показателя смертности при сохранении высокой рождаемости стали возникать все большие трудности в обеспечении быстро растущего населения жизненными ресурсами, основными видами продовольствия и предметами народного потребления. Немалое впечатление на все китайское общество произвели и результаты переписи 1953 г. Они помогли осознанию того, что решение социально-экономических проблем страны невозможно без организации планирования семьи и мер по контролю над рождаемостью.

    Меры демографической политики, которая была законодательно утверждена конституцией 1978 г. и законом о планировании семьи 1980 г., сначала заключались в ведении массовой пропаганды, распространении средств ограничения рождаемости, официальном разрешении абортов и стерилизации и др. Затем они были дополнены гораздо более жесткими административными, экономическими и правовыми уложениями. Так, был повышен возраст вступления в брак (для женщин до 20 и для мужчин до 22 лет), установлены разного рода поощрительные льготы и, наоборот, меры «наказания». С 1981 г. в стране существует Государственный комитет планирования рождаемости.

    Главная цель демографической политики в Китае – переход от многодетной к однодетной или, по крайней мере, двухдетной семье. Поэтому ее проводят под девизами: «Один ребенок в семье», «Одна супружеская пара – один ребенок», «Народ без братьев и сестер» и т. п. Иногда девиз формулируется в более мягкой форме: «Двое детей – хорошо, трое – слишком много, иметь четверых детей – ошибка». Еще один девиз демографической политики звучит так: «Позже, реже, меньше». Он означает стимулирование более поздних браков, промежутков между двумя деторождениями не менее трех-четырех лет – с тем, чтобы каждая супружеская пара имела не более двух детей.

    По мере осуществления демографической политики была разработана сложная система как поощрительных, так и запретительных мер, направленных на снижение уровней рождаемости и естественного прироста населения. Те супружеские пары, которые принимают обязательство ограничиться одним ребенком, получают специальное удостоверение членов однодетной семьи. Оно дает право на очень многие льготы – надбавки к зарплате, выплату ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в ясли и детский сад, при поступлении в вуз и даже на работу и при начислении пенсии. Двухдетная семья не только лишается всех этих льгот, но обязана также заплатить довольно большой штраф; помимо этого родителей могут понизить в должности. А для семей с большим количеством детей установлена еще шкала прогрессивно растущих вычетов из зарплаты. Нужно иметь в виду и то, что для заключения брака необходимо получить разрешение по месту работы, пройти собеседование и медицинскую комиссию. А разрешение на рождение ребенка выдает местный комитет по планированию семьи, причем с указанием определенного срока.

    Рис. 92. Естественное движение населения в Китае

    В целом демографическая политика в Китае оказалась весьма эффективной. Достаточно сказать, что за время с 1950 по 2005 г. коэффициент рождаемости в стране снизился в 2,8 раза, а коэффициент естественного прироста – в 2,7 раза. В результате Китай фактически перешел от второго типа воспроизводства населения к первому, вступив в третью фазу демографического перехода. Как известно, эта фаза характеризуется сравнительно низкой рождаемостью и низкой смертностью, что приводит к относительно небольшому приросту населения. В Китае он составлял: в 1950-х гг. – 2,18 %, в 1960-х – 1,84, в 1970-х – 1,94, в 1980-х – 1,3, в 1990-х – 1,1 % (или 11b, т. е. 11 человек на 1000 жителей). К тому же в начале XX1 в. он снизился до 1 % и менее. Соответственно снижался и показатель количества детей, рожденных в среднем одной женщиной – с 6,2 ребенка в 1950 г. до 1,7 ребенка в 2005 г. Средний размер семьи также уменьшился до 3,5 человека. Ныне уже почти 9 / 10 женщин, состоящих в браке, применяют контрацептивные препараты.

    Специалисты считают, что если бы в Китае не применяли такие жесткие (С. Н. Раковский называет их жестокими) меры демографической политики, то население страны могло бы превысить нынешний уровень на 200 млн человек. Естественно, что это привело бы и к тому, что пяти-шестимиллиардные рубежи численности мирового населения были бы тоже достигнуты раньше.

    При углубленном изучении демографических проблем Китая определенный интерес представляет рассмотрение нескольких последовательных этапов воспроизводства населения в этой стране. Познакомиться с ними можно при помощи таблицы 35 и рисунка 92.

    Первый этап охватил вторую половину 1950-х гг., когда демографическая политика еще не проводилась и сокращение смертности при сохранении высокой рождаемости привело к весьма значительному естественному приросту населения. В социально-экономической жизни страны он соответствовал времени первого пятилетнего плана, заложившего основы индустриализации Китая. Второй этап пришелся на начало 1960-х гг. – период социальных потрясений, вызванных «большим скачком» и связанной с ним политической нестабильностью, а также неурожаем и голодом. В это время смертность резко возросла, превысив рождаемость, и быстрый абсолютный рост населения в отдельные годы сменился даже его убылью. После провала «большого скачка» наступил третий этап, характеризующийся демографическим бумом. В 1970 г. абсолютный прирост населения достиг максимума, превысив 23 млн человек.

    Далее наступил четвертый этап, характеризовавшийся заметным снижением показателей рождаемости и естественного прироста. Сначала такое снижение в значительной мере объяснялось перипетиями «культурной революции», вызвавшей падение жизненного уровня людей, массовыми перемещениями молодежи в сельские и отдаленные районы страны. Затем стала все более сказываться демографическая политика. Самый низкий уровень естественного прироста населения (10,8 человека на 1000 жителей) был отмечен в 1984 г. Абсолютный прирост в том же году составил всего 9,8 млн человек.

    Таблица 35

    ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ, ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ И АБСОЛЮТНОГО ПРИРОСТА НАСЕЛЕНИЯ КНР

    В середине 1980-х гг. осуществился переход к пятому этапу, когда абсолютный прирост снова стал расти. Это объясняется по крайней мере несколькими причинами. Во-первых, вступлением в брачный возраст той молодежи, которая родилась в начале 1960-х гг., во время упомянутого демографического бума. Во-вторых, введением в деревне семейного подряда, который стимулирует более высокую рождаемость. В-третьих, общим повышением жизненного уровня населения, отменой карточной системы почти на все продукты питания. И в-четвертых, некоторыми послаблениями в демографической политике государства, которые выразились в снижении возраста вступления в брак и в официальном разрешении для многих иметь второго ребенка – особенно в деревне и в тех городских семьях, где первый ребенок – девочка.

    По-видимому, можно говорить о наступлении в 1990-х гг. шестого этапа, для которого характерно новое сокращение абсолютного прироста населения. В начале XXI в. эта тенденция сохраняется. Так, в 2008 г. абсолютный годовой прирост населения остался на уровне 8 млн чел.

    Как китайские, так и российские специалисты по демографии Китая отмечают одну характерную, географическую по своей сути, особенность политики планирования семьи в этой стране. Она заключается в том, что такая политика оказалась гораздо более быстрой и эффективной в городах, чем в сельской местности. Видимо, это объясняется тем, что в городах выше уровень образованности, занятости женщин, лучше налажено медицинское обслуживание. Что же касается сельской местности, то здесь, особенно в национальных районах, но и у ханьцев, по-прежнему преобладают большие клановые семьи. Это связано с давними традициями многодетности, когда каждый китаец желал иметь как можно больше детей и внуков, в особенности сыновей. Это связано также с пережитками бесправного положения женщины в семье, которое определялось тремя заповедями учения Конфуция: послушание отцу в детстве, мужу в замужестве и сыну в старости.

    Несмотря на высокую эффективность проводимой в КНР демографической политики, первоначально поставленная перед ней задача все же была выполнена не полностью. Она заключалась в том, чтобы население страны на рубеже XX и XXI вв. не превысило 1,2 млрд человек. После публикации результатов переписи 1990 г. планку для 2000 г. было решено поднять до 1,28 млрд человек. Именно она и была почти достигнута. В стране происходит более 9 млн бракосочетаний в год, тогда как в США– 2,4, в Бангладеш – 1,2, в России – 1,1 млн. Поэтому можно ожидать принятия новых мер по сокращению рождаемости.

    Нельзя не учитывать и того, что даже при относительном приросте в 1 % ежегодный абсолютный прирост населения в Китае до недавнего времени составлял 13 млн человек. Это означает, что он превосходил все население таких стран, как Белоруссия, Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия или Чехия. Неудивительно, что демографическая проблема в Китае неизбежно порождает сложные социально-экономические проблемы.

    Во-первых, это проблема половой структуры населения. На протяжении всей истории Китая численность мужчин в этой стране была намного больше численности женщин, что являлось следствием глубоко укоренившихся предрассудков и традиционно неравноправного положения женщин в семье и обществе по сравнению с мужчинами. Хотя за годы народной власти доля женщин в населении страны немного выросла, их по-прежнему примерно на 40 млн меньше, чем мужчин. В результате на 100 женщин в среднем приходится 105,9 мужчины. Даже государственная демографическая политика, как бы отдавая дань традициям, в гораздо большей мере направлена на рождение мальчиков, чем девочек. В результате такого нарушения нормальной пропорции между полами в стране отмечается своего рода «дефицит невест», а численность неженатых мужчин брачного возраста составляет 18 млн (в 2020 г. их станет 30 млн). Таким образом, фактическое социальное неравенство мужчин и женщин, несмотря на провозглашение их юридического равноправия, еще сохраняется.

    Во-вторых, это проблема возрастной структуры населения. Раньше для Китая, как и для других развивающихся стран, была характерна большая доля лиц детских возрастов (в 1950 г. 34 %) и незначительная – старших возрастов (4 %). Но вследствие резкого сокращения рождаемости, да еще при заметном увеличении средней продолжительности жизни, эта пропорция претерпела большие изменения. К 2005 г. доля лиц детских возрастов сократилась до 21 %, а лиц старше 60 лет увеличилась до 11 %, т. е. примерно до 145 млн человек. Постарение населения усложняет задачи организации социального обеспечения и медицинского обслуживания пенсионеров. И еще больше усложнит их в будущем – ведь, согласно китайским прогнозам, в 2025 г. численность пожилых граждан в стране может достигнуть 300 млн. Это значит, что в одном Китае их будет столько же, сколько во всех развитых странах мира.

    В-третьих, это проблема занятости. Китай обладает самыми большими в мире трудовыми ресурсами. Однако нужно учитывать, что эта цифра относится только к городскому населению, тогда как в сельской местности уровень безработицы и полубезработицы значительно выше. Доля занятого населения в общей численности людей старше 16 лет теперь составляет 77 %. Даже при очень больших успехах в экономике обеспечить работой такое огромное количество трудоспособных людей очень не просто. Поэтому безработица в последние годы, по официальным данным, держится на уровне 5–6 млн человек, а в действительности она значительно больше.

    В-четвертых, это проблема обеспечения продовольствием и предметами длительного пользования. Долгое время в Китае существовала система распределения их по карточкам, которые отоваривались по месту жительства. Постепенно она была отменена, а продовольственное и материальное снабжение населения значительно улучшилось. Однако показатели душевого потребления остаются еще намного более низкими, чем в экономически развитых странах. Например, по использованию телефонов, мобильных телефонов, персональных компьютеров из расчета на 1000 человек населения Китай пока еще заметно отстает. Хотя при этом нужно учитывать и то, что по абсолютному количеству телефонов (315 млн) и мобильных телефонов (400 млн) Китай еще в 2005–2006 гг. прочно удерживал первое место в мире, опережая США почти в два раза.

    В-пятых, это проблема образования. В 50– 80-х гг. XX в. доля неграмотных в Китае уменьшилась в пять раз. Особенно заметно удалось повысить уровень образования среди городского населения. В результате на смену неграмотным и малограмотным работникам на предприятия стали приходить люди, имеющие уровень образования, как минимум, в объеме средней школы первой ступени. Тем не менее и на рубеже XX и XXI вв. в стране насчитывалось более 200 млн неграмотных. Среди работающих их доля составляла 11 %, а получивших образование лишь в объеме начальной школы – 33 %.

    А вот данные на 2005 год: доля грамотных в возрасте 15 лет и старше составляет 91 %, в т. ч. 95 % среди мужчин и 87 % среди женщин; начальным образованием охвачено все детское население страны. Людей со средним образованием теперь 25 %, с высшим – 3,5 %. Соотношение мальчиков и девочек в начальной и средней школе фактически сравнялось. Однако проблема образования сохраняет свою актуальность.

    В-шестых, это проблема увеличения нагрузки на окружающую среду, что в первую очередь относится к невозобновляемым и частично возобновляемым природным ресурсам. Например, за годы народной власти площадь пахотных земель в КНР не только не возросла, но в силу некоторых причин даже сократилась на 15 млн га. В результате уменьшилась и обеспеченность пашней из расчета на душу населения: с 0,18 га в 1953 г. до 0,075 га в 2000 г. Это один из самых низких показателей в мире (табл. 21 в книге I).

    В последнее время в китайской печати широко обсуждается проблема воспитания молодого поколения. Опыт говорит о том, что когда в семье один ребенок, то родители обычно чрезмерно его балуют. Не случайно детей начали называть «маленькими императорами».

    Тем больший интерес представляют прогнозы роста численности населения Китая. Как уже было отмечено выше, в 2010 г. население страны должно возрасти до 1,36 млрд, а в 2025 г. – почти до 1,5 млрд человек. Согласно китайским оценкам, это примерно то количество жителей, которое могут выдержать природные ресурсы и экономические возможности страны, хотя по поводу этих оценок и возможностей есть и другие суждения. Что же касается прогнозов на 2050 г., то они довольно сильно различаются: от 1322 до 1515 млн человек.



     
    Статьи по теме:
    Как и сколько печь говядину
    Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
    Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
    Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
    Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
    До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
    Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
    1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з