Альтернативные модели в рамках экономических систем. Экономическое развитие южной кореи Экономическая модель кореи

Также стоит отметить факт, на волне вливания огромных средств в финансовые вены Южной Кореи ее авторитарная власть смогла не только сохранить достигнутый рост, но и консолидировать и приумножить его по средствам создания и стимулирования к развитию чеболь или конгломератов.

Чебо́ль - южнокорейская форма финансово-промышленных групп. Конгломерат, представляющий собой группу формально самостоятельных фирм, находящихся в собственности определённых семей и под единым административным и финансовым контролем. Чеболи возникли в Южной Корее в конце Корейской войны и существуют до сих пор.

Именно благодаря данному феномену 1980-х и 1990-х экономический рост продолжился, и Республика Корея превратилась из экспортера текстиля и обуви в крупнейшего в мире производителя электроники, судостроения, автомобилей, стали, а также высокотехнологичные продукты такие как мобильные телефоны, цифровые мониторы и полупроводники. Все это стало фундаментом для создания южнокорейской модели развития поощрения роста крупных, конкурентных на международном рынке компаний через целевое финансирование и налоговые льготы и привело к созданию таких всемирно известных корпораций как Hyundai, LG, SK, Samsung, KIA. И уже в 2004 году Корея присоединилась к триллионодолларовому клубу мировых экономик. В 2000-х экономика Республики Корее пострадала от глобального экономического спада, это обнажило ряд проблем и рост экономики замедлился в среднем до 4% в год. Последствия мирового кризиса сильно ударили по ряду корейских корпораций, так второй по величине чеболь с начала 90-х Daewoo и вовсе обанкротился.

Начиная с 2010-го и по сегодняшний день наблюдается слабый экономический рост ввиду рыночных спадов в Китае, Еврозоне и США, а посему Южная Корея столкнется с проблемой сильной зависимости от экспорта. При все при этом правительство страны ставит перед собой задачу увеличение роста экономики с прогнозных 4% пункта до 7%.

Корейская модель с 1960-х по 2010 г. имеет четыре отличительных особенности:

  • невероятное трудолюбие;
  • мощные конгломераты;
  • относительно слабые мелкие фирмы;
  • высокая социальная сплоченность.

Корейцы работают порядка 2200 часов в год, это в полтора раза больше чем у голландцев или немцев, но качество при этом ценится выше чем количество. Образовательные школьные стандарты здесь идут в сравнение со стандартами Финляндии и Сингапура, а на высшее образование приходится большая часть расходов ВВП, даже больше чем в таких богатых странах, как США.

Мощность корейских конгломератов крайне велика, так Samsung Electronics продает больше смартфонов чем Apple, а Верфи Кореи строят самые большие суда-контейнеровозы в мире.

В Южной Корее действует протекционистская политика в отношении корпораций, которая призвана усилить международное влияние таких фирм путем финансового стимулирования и льготного налогообложения со стороны государства. Но у данной политики есть и обратная сторона, мелкий бизнес фактически не имеет шансов развиваться в средние и крупные формации, так как на этом рынке уже присутствуют большие игроки.

Социальная сплоченность выражается в справедливом распределении доходов среди населения, уровень Джини в этой стране отстает от стран Скандинавии, но обгоняет такую страну к примеру, как Канада, данный коэффициент в стране равняется 0,31.

Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку.

Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1. Чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.

Хотя Южная Корея географически расположена на другом полушарии, но ее опыт может быть отчасти перенесен в нашу с вами действительность. В первую очередь необходимо предоставить надежные гарантии защиты прав инвесторов путем изменения правового поля в отношении частной собственности, уменьшить налоговое бремя, исключить изымание сверхприбыли у крупных промышленных предприятий страны, позволить свободно развиваться малому и среднему бизнесу. Имея высокий уровень подготовки кадров, в частности в IT-сфере, необходимо и дальше создавать благоприятные условия для их развития, путем целевого субсидирования и льготного налогообложения.

Азиатские модели рыночной экономики (японская, китайская, южнокорейская)

Рассмотрим японскую и южнокорейскую модели одновременно, так как они очень похожи. Япония и Южная Корея сейчас занимают одно из центральных мест в мировой политике и экономике. Но вначале 20 в. эти два государства в основном были аграрными, у них не существовало какой-либо развитой промышленности, также осуществлялось давление со стороны «главных колонизаторов», рынок сбыта национальной продукции все уменьшался и уменьшался, продукция становилась менее конкурентоспособной. Чтобы не стать рынком сбыта продукции развитых стран, эти государства проводят серию реформ. После чего эти две аграрные страны к концу 20 в. выходят на первые позиции по производству наукоемкой продукции в мире, и становятся главными импортерами ее. Сейчас эти государства называют «молодыми тиграми».

Но что же стоит за экономиками этих стран?

Главной особенностью экономик Японии и Южной Кореи является высокая степень участия государства в экономической и общественно-социальной жизни общества, но существуют также и определенные отличия. Вмешательство государства в экономике Японии осуществлялось преимущественно через налоговую систему или кредитно-финансовые механизмы. Основными рычагами этой политики служили налоговые льготы и государственная кредитно-инвестиционная деятельность. Налоговые льготы предоставлялись либо в рамках специальной системы амортизационных отчислений, либо путем освобождения налога на основной капитал. Государственная кредитно-инвестиционная деятельность состояла в предоставлении правительством низкопроцентных кредитов из средств, аккумулированных в системе почтовых сберегательных касс, пенсионных фондах и фондах медицинского и социального страхования. В 1952--1955 гг. промышленность получала из этих источников 28% необходимых ей финансовых средств. Специфичной для Японии чертой является сотрудничество между частным бизнесом и правительством в решение общих экономических проблем. Так, во время нефтяного кризиса 1993 г. и в период кризиса «высокой иены» преодоление экономических трудностей и стимулирование хозяйственного развития шло при поддержке со стороны правительства Центрального Банка Японии, проводивших меры макроэкономического характера по расширению спроса. Государство ограничивает действие рыночных рычагов, сдерживает внутреннюю конкуренцию (поддерживает такие формирования в стране как «группирование»), ограничивает в страну доступ иностранного капитала и товаров (ведет преимущественно протекционистскую политику).

Что же касается Южной Кореи степень государственного влияния на экономическую и на социальную жизнь со стороны государства на много выше чем в Японии. Правительственный контроль над развитием хозяйственно сферы был предусмотрен основным законам страны. Государство обеспечивало централизованное воздействие на сферу социально-экономических решении, что проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора. Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными. Для урегулирования отношений широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978 г., когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и от погашения задолженности. Длительное время внутренние инвесторы получали отрицательный реальный процент на их сбережения. Все было направлено на мобилизацию ресурсов. По оценкам Мирового банка, почти 2/3 прироста ВВП за 1960-1989 гг. было обеспечено за счет использования ресурсов, а не роста эффективности. По мере экономического роста эффективность средств производства снижалась.

Еще одной из особенностей японской и южнокорейской модели является присутствие государственного планирования. На протяжении всего послевоенного периода правительство Японии последовательно осуществляет экономическую политику, основываясь на средне- и долгосрочных планах, целевые ориентиры которых варьируются в зависимости от фазы, на которой находится экономика в своем развитии. Несмотря на то, что планы в Японии по своему характеру являются индикативными, элементы плановости вносят существенный вклад в развитие экономики. Система общегосударственных планов складывается из пяти групп планов:

  • - план экономического и социального развития
  • - план развития и использования земель
  • - план рационального размещения производительных сил
  • - отраслевые планы,
  • - целевые общегосударственные программы и региональное планирование.

Что касается Южной Кореи, то процесс хозяйствования страны связан напрямую с государственным планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.

В сфере предпринимательства в японской и южнокорейской моделях наблюдается следующая особенность, а именно наличие различных торговых и деловых традиций, коренящихся в исторических и культурных особенностях развития общества и выпадающих, как правило, из системы рыночных инструментов, принятой на Западе. Бизнес в этих странах связан такими понятиями, как «группирование» и «чеболы».

В противоположность западной рыночной экономике, в основе поведения хозяйствующих агентов которой лежит индивидуализм, в Японии сильны устои своеобразного коллективизма, или философии групповых целей и устремлений. Отдельные авторы характеризуют японскую систему как нечто близкое к организации деревенской жизни, где риск и ответственность одновременно и распределяются и объединяются. Японские предприниматели не дожидаются стихийного раз­решения противоречий между спросом и предложением. Они принимают упреждающие меры, стремясь, насколько это возможно, к взаимопониманию и согласию. Именно эта «групповая ориентация», ставшая частью национального характера японцев, объясняет существование укоренившихся торговых и дедовых обычаев, во многом определивших появление специфической формы организации бизнеса - «кэйрэцу» («группирование») в виде «объединений», охватывающих разные сферы экономики.

«Объединение» представляет собой группу хорошо знающих друг друга партнеров, в рамках которой на взаимной основе формируются ожидания поведения того иди иного партнера. Это контрастирует с рыночным механизмом, который действует, невзирая на личность партнера и учитывает лишь иены. В «объединении» посредством тесного человеческого общения формируется взаимное доверие, и возникают отношения сотрудничества. При этом в результате применения разных санкций повышается денежная ответственность за «неджентльменское» поведение, что служит мощной силой, сдерживающей нарушение морали.

Теперь рассмотрим такую особенность южно-корейской экономики как «чеболы». Чеболы представляют собой финансово-промышленно-торговые группы, базирующиеся на семейном капитале. И хотя формально они выступают как группы самостоятельных фирм, фактически они находятся в собственности определенных семей и под их единым административным и финансовым контролем. Правда, хотя реальное управление чеболами осуществляется семейными кланами, их доля в акционерном капитале группы редко превышает 50%. Более того, как показывает опыт выхода из кризиса южнокорейской экономики, чем ниже доля “семейного капитала” в корпорации, тем эффективнее ее возможности по реструктуризации и адаптации к модели кризисного и посткризисного развития. Ярчайший пример этого - корпорация “Эл Джи”.

Несколько десятков чеболов (крупнейшие из которых “Самсунг”, “Дэу”, “Хендэ”, “Эл Джи”, “Эс Ка Глобал”) контролируют почти все отрасли экономики. Им принадлежит большинство крупных и средних компаний. На 10 ведущих чеболов приходится 64% ВВП и около 70% экспорта.

Другая характерная черта чеболов - очень высокий уровень диверсификации. Практически в каждой компании представлены все ведущие отрасли промышленности, что неизбежно приводит к жесткой конкуренции не только между ними, но и между фирмами, входящими в состав разных чеболов.

Среди факторов, способствовавших динамичному развитию чеболов, можно отметить:

  • - быстрое освоение новых отраслей и диверсификация деятельности;
  • - использование новейших иностранных технологий;
  • - большое внимание подготовке управленческих кадров;
  • - межотраслевой синергизм и способность быстро аккумулировать значительные финансовые средства для реализации крупных стратегически важных проектов;
  • - более высокая финансовая, технологическая и организационная устойчивость.

Но все-таки основой их существования и процветания являлась поддержка со стороны государства. Крупнейшие чеболы возникли прямо или косвенно в связи с реализацией государственных и импортозамещающих проектов в базовых отраслях - производстве цемента и удобрений, рафинированного сахара, нефтепереработке, строительстве. Рост чеболов во многом происходил благодаря созданной для них системе льготного финансирования. Чеболы получили около 75% банковских кредитов, предоставленных частному сектору в конце 70-х - начале 80-х годов. Во многом это предопределило не только сильную кредитную задолженность южнокорейских корпораций и низкую долю собственного капитала в активах, но и коррумпированную структуру, приведшую к слиянию интересов государства и бизнеса.

Теперь рассмотрим особенности трудовых отношений в японской и южнокорейской модели. Одной из особенностей является наличие пожизненного найма. Количество постоянных работников в фирмах составляет примерно 30%. Следующая особенность это длительный рабочий день он составляет примерно 57,7 часов в неделю. Плюс для этих моделей характерен низкий уровень заработной платы, поэтому конкурентоспособность продукции японских и южнокорейских производителей высока. Также наблюдается особенность разницы оплаты труда мужчин и женщин примерно в 2 раза. Отличительной особенностью трудовых отношений в Японии считается то, что трудовые отношения строятся на философии «фирма - наш общий дом» Использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала». Но главным итоговым моментом является то, что успех нации стоит превыше чем успех отдельного человека. Последняя особенность этих моделей, которую я хотел бы отметить - это протекционистская политика государства которую вели Япония и Южная Корея долгое время.

Перейдем к следующей азиатской модели: китайской модели рыночной экономики. Китайская Народная Республика (КНР) -- одна из крупнейших стран мира. На ее территории -- 7,2% мировой суши -- проживает свыше 21% населения мира. Ее хозяйство создает 4% ВМП при подсчете по текущим валютным курсам и свыше 12% ВМП, рассчитанного на основе ППС. По последнему показателю КНР уступает только США. Она обладает крупными минеральными ресурсами практически всех известных элементов. По потенциальным ископаемым ресурсам Китай уступает США и Российской Федерации. Она занимает ведущее место по запасам таких металлов, как вольфрам, цинк, литий, тантал, медь, свинец, никель. Со дня образования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. Она превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира.

В последние десятилетия в стране осуществлялся перевод хозяйства от централизованно планируемой экономики к рыночным методам регулирования. По социально-экономической характеристике хозяйства КНР скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем к развивающимся странам. Что стоит за успехами Китая и как ему это удалось? Ответим на этот вопрос ниже.

Сотрудники института экономического анализа сформулировали нескольких гипотез, объясняющих «китайское чудо»:

  • - гипотеза первая: уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран опережают темпы роста развитых стран. Исследования показывают, что такой закономерности не существует. Темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики;
  • - гипотеза вторая: ускорение экономического роста было обусловлено низкой долей промышленности и высокой долей сельского хозяйства. Вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в современной России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста, и наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией;
  • - гипотеза третья: высокий удельный вес сельскохозяйственного населения в начале реформ. Темпы экономического роста не зависят непосредственно от структуры занятого населения;
  • - гипотеза четвертая: уникальные особенности китайского национального характера: трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Однако в условиях той же ментальности в течение первых трех четвертей XX в. отмечались очень низкие темпы роста китайской экономики, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад;
  • - гипотеза пятая: успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования.

В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (так называемая шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный характер. В отличие от России, где государство «ушло» из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла. Государство активно участвовало в каждом из основных направлений экономической политики (политика занятости, социальная, внешнеэкономическая, денежно-кредитная, бюджетная политика). Именно это является спецификой китайской модели экономических реформ.

Общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП, тогда как в России эти расходы не только не уменьшились, но и существенно возросли - с 6,3 до 12,6% ВВП. Уровень безработицы в Китае сократился почти вдвое - с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении повысилась с 42,3% (1978 г.) до 53% (1997 г.), что способствовало ускорению экономического развития. Либерализация внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта до 2,5%

В России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму -- импортные пошлины по отношению к общему объему импорта возросли с 0,7% до 5,3% Таким образом, главная причина ускоренного развития Китая -- характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в Китае проводились либеральные экономические реформы, причем степень их либеральности и радикальности, по всей видимости, не имеет аналогов.

Особенности экономико-географического положения Южной Кореи

Южная Корея – это государство на востоке Евразии. Образовалось оно после второй мировой войны. Официальное название страны – Республика Южная Корея. Расположена она в южной части Корейского полуострова. Омывается территория Южной Кореи водами Японского и Желтого морей. На севере страна граничит с Корейской Народно-Демократической Республикой.

Замечание 1

Страна имеет выгодное транспортно-географическое положение. Но граница с КНДР является постоянным источником политической и военной напряженности. В настоящее время правительство КНДР заявило о создании собственного ядерного оружия. Это усиливает политическую напряженность не только в регионе, но и в мире.

Природно-ресурсный потенциал Южной Кореи

Южная Корея расположена на стыке Китайско-Корейской платформы и области альпийской (тихоокеанской) складчатости. Геологическое строение обусловило сложные условия рельефа. В рельефе преобладают горные сооружения. Они занимают восточную половину территории страны. Равнины находятся на западе Южной Кореи.

Минеральные ресурсы представлены месторождениями таких полезных ископаемых, как:

  • железные руды;
  • полиметаллические руды;
  • вольфрамовые руды;
  • графит;
  • каменный уголь;
  • золото.

Собственных энергоносителей стране не хватает. Поэтому она импортирует нефть и газ из других стран. Недостаточно и других полезных ископаемых.

Южная Корея находится в муссонных областях умеренного и субтропического климата. В целом почвенно-климатические условия благоприятны для развития сельского хозяйства. В западной части развивается земледелие на орошаемых землях.

Особенности экономического развития Южной Кореи

В начале ХХ века Корея была одной из наиболее отсталых в экономическом отношении стран мира. В годы второй мировой войны она была оккупирована Японией. Поэтому до самого конца первой половины ХХ века уровень экономического развития Южной Кореи был довольно низким.

В ходе гражданской войны и разделения Кореи на Северную и Южную были разорваны традиционны экономические связи между промышленным Севером и аграрным Югом. Основой формирования нового хозяйственного комплекса страны стали незначительные запасы собственного сырья, импортное сырье (в первую очередь – нефть и газ, металлы) и продукция сельского хозяйства. Еще одной базовой частью формирования современной экономики страны стала дешевая рабочая сила.

Поэтому современный хозяйственный комплекс Южной Кореи представлен высокотехнологическим трудоемким машиностроением и электроникой, химической и нефтеперерабатывающей промышленностью, легкой и пищевой промышленностью. Основной акцент сегодня делается на наукоемкие производства. В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство. Наиболее распространенной культурой является рис. Выращивают также следующие культуры:

  • хлопчатник;
  • коноплю;
  • сахарную свеклу;
  • ячмень;
  • пшеницу.

В последнее время в структуре экономики Южной Кореи резко увеличилась доля непроизводственной сферы. Возросло количество торговых предприятий, банков, страховых компаний. Южная Корея стала одним из мировых центров банковского бизнеса и биржевой активности.

Рост экономики Южной Кореи

Определение 1

Экономическим ростом называется такое развитие хозяйственного комплекса страны, в результате которого происходит увеличение реального национального дохода, улучшение благосостояния населения.

Бурное развитие экономики Южной Кореи наблюдается с начала 60-х годов ХХ века. Примерно за тридцатилетний период объем валового национального продукта увеличивался в среднем на 8% в год. За этот период среднегодовой доход на душу населения вырос почти в 10 раз. Доля промышленности в структуре валового национального продукта увеличилась с 14% до 30,3%. А объем торговли товарами народного потребления вырос почти в 300 раз.

Наиболее ощутимыми изменения в экономическом развитии связывают с экономической политикой президента Пак Чон Хи. В ходе реализации его программы усилия правительства страны были направлены на привлечение иностранных инвестиций, индустриализацию хозяйства страны и увеличение объемов экспорта. Возросла и роль государства в экономической жизни страны. В экономику внедряется элемент административной системы – плановое ведение хозяйства. Правительство Южной Кореи принимало пятилетние планы экономического развития.

Изначально иностранные инвестиции направлялись в легкую промышленность. Они имели вид займов правительству и частному сектору. Основная ставка была сделана на экспортную стратегию. Но это привело к разрыву между промышленным и аграрным секторами национального хозяйства. И к началу 70-х годов это явление привело к серьезным экономическим проблемам.

Если ранее развитие экономики страны основывалось на дешевой рабочей силе, обеспечивавшей конкурентоспособность национальной продукции на мировых рынках, то в дальнейшем правительство увеличило финансирование тяжелой и химической промышленности. Переход к приоритету капиталоемких отраслей осложнялся мировым энергетическим кризисом начала 70-х годов. Он ограничил возможности экспорта национальной продукции. Это привело к спаду производства в 1980 году и к увеличению инфляции.

В начале 80-х годов правительство Южной Кореи развернуло широкомасштабное реформирование экономики. Были введены жесткие фискальные меры и снижены государственные расходы. Было заморожено бюджет т снижено увеличение денежной массы. Благодаря политике центрального банка удалось снизить инфляцию. Либерализация цен и снижение степени вмешательства государства в экономику позволили привлечь иностранных инвесторов. Был сокращен внешний долг.

К началу 90-х годов основой экономического роста стал внутренний рынок. Увеличение благосостояния населения стимулировало рост спроса на многие дорогостоящие товары. Экспортное направление экономической политики правительства сменилось политикой самообеспечения. Это позволило уменьшить импортозависимость Южной Кореи. Снизился уровень безработицы. Усилились интеграционные процессы с мировой экономикой.

Шведская модель

Основной характеристикой шведской модели выступает ее ярко выраженный социальный аспект, когда развитие национальной экономики ориентируется на достижение высокого жизненного уровня. Социал-демократический путь экономического и общественного развития в Швеции демонстрирует вариант социальной стабильности с высоким уровнем и качеством жизни, правовой и социальной защищенностью.

В фундаменте шведской экономической модели лежит так называемый функциональный социализм, то есть социализация без национализации. Главным содержанием этой концепции является сохранение основных средств производства в частном владении за отторжение от капитала права распоряжения всеми доходами. Значительная часть дохода изымается в бюджет с использованием социально-экономические потребности.

Модель включает различные формы собственности: государственную, корпоративную, коммунальную и кооперативную. В условиях рыночной экономики государственное регулирование экономических процессов не включает частного сектора, который развивается самостоятельно по законам конкурентной борьбы на потребительском рынке. Частные предприниматели отвечают за размеры и качество национального продукта, а государственная власть - за качество жизни и справедливое распределение материальных благ. При таком распределении сил достигается баланс между прочным государственным регулированием и рыночным механизмом. Взаимное влияние этих векторов обеспечивает оптимально стабильное функционирование страны за высокого уровня жизни.

Итак, шведская модель экономической системы, имея социальную сущность, направленная на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения. Это создает благоприятные условия для получения образования и профессиональной подготовки рабочей силы как в материальных, так и нематериальных интеллектуальных отраслях экономики. Следует отметить, что шведская модель присуща и другим скандинавским странам.

Китайская модель

Становление современной китайской модели экономической системы исторически началось с 1976 года и связано с именем партийного лидера Ден Сяопина, который ввел социально-экономические реформы. В декабре 1978 г. ЦК Компартии Китая предложил программу "четырех модернизаций", которая была включена в десятилетний план экономического развития. В этой программе особое значение придавалось развитию четырех ведущих экономических секторов: аграрном, промышленном, научно-техническом и оборонном.

Переломный период конца 70-х и начале 80-х годов принес Китая новый перспективный курс развития экономической системы. Он был продлен осуществлением хозяйственных реформ, определенных в октябре 1987 г. XIII съездом Компартии Китая под лозунгом строительства "социализма с китайской спецификой". Этот курс, предложенный Дэн Сяопином, основувався на таких принципиальных положениях: построение социализма; демократическая диктатура народа; руководящая роль КПК; твердый курс на проведение реформ и расширения связей с внешним миром.

3 сентября 1997 г. после XV съезда КПК был провозглашен курс на либерализацию экономики при наличии политического контроля. Следует подчеркнуть, что этот курс открыл китайцам свобод больше, чем они имели за всю историю государства.

С учетом прошлого и современного опыта социально-экономических преобразований в китайских реформах заложены следующие принципы:

Реформирование экономики обязательно должно сопровождаться развитием производительных сил;

В ходе реформ необходимо перестраивать экономическую систему, а не социально-экономический строй, который, наоборот, должен развиваться и совершенствоваться;

Во время реформирования следует учитывать особенности развития собственной страны, а не абсолютно копировать модели других стран;

Реформы нужно проводить последовательно и комплексно, стремясь "прорыва в наиболее важных направлениях".

Большинство перечисленных принципов отражают характерную особенность китайских реформ - градуализм, то есть постепенность проведения. В процессе реформирования осуществлен ряд разграничений, в частности:

Обособленно право собственности от права хозяйствования. Это означает, что средства производства, которые ранее принадлежали государству, так и теперь ей принадлежат права хозяйствования реформа предоставляет предприятиям, которые получили самостоятельность. Главная цель такого разграничения - активизация деятельности трудовых коллективов;

Отделение государственных функций от функций предприятий и превращение последних в самостоятельные субъекты рыночной экономики, которые работают на принципах четырех "С": самогосподарювання; самоокупаемости; саморазвития; самоконтроля.

С начала проведения реформ и становления новой экономической системы в Китае начали уделять внимание макроэкономическом анализа и макроконтроля, как наиболее важному компоненту хозяйственного механизма. В течение 90-х годов в Китае осуществлялся акцент на:

Создании системы макроэкономического регулирования рыночной экономики;

Совершенствовании планирования с уменьшением преимущества директивного планирования;

Внедрении нового механизма ценообразования;

Овладении новыми методами макроэкономического контроля над инфляцией;

Разработке новых подходов к созданию бездефицитного бюджета;

Совершенствовании налоговой системы;

Обеспечении взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством, постепенного "открытие" внутреннего рынка для иностранных производителей товаров и услуг (проведения мероприятий валютного регулирования, политики снижения пошлины и др.).

Особого внимания заслуживает политика поощрения иностранных инвестиций, которые превышают ныне 100 млрд долл. Создаются совместные предприятия, свободные экономические зоны, которые размещены вдоль океанского побережья Китая и привлекают иностранных инвесторов.

Важной составляющей экономической системы Китая стала внешнеторговая деятельность. Экспорт стране в конце 90-х годов достиг 125 млрд долл. (импорт - 116 млрд долл). После присоединения Гонконга Китай вошел в первую десятку торговых лидеров мира.

Южнокорейская модель

Южнокорейская модель сочетает план и рынок, то есть систему жесткого государственного планирования и рыночного механизма.

Государство планомерно создавала рыночное хозяйство, частный сектор был отдан во власть рынка. В государственной собственности остались те отрасли экономики, которые были "не подъемными" для частного сектора, поскольку требовали больших первоначальных капиталовложений, а доходы поступали не сразу (производственная и социальная инфраструктуры, энергетика, транспорт, добывающая промышленность, тяжелое машиностроение).

Для проведения реформ понадобились большие финансовые ресурсы, которые были сосредоточены за счет увеличения нормы сбережений населения. Правительство Южной Кореи использовал иностранные займы, обеспечил льготные условия для инвестиций и экспорта товаров, что дало импульс развитию промышленности и товарооборота и позволило вывести страну на мировой рынок.

Мировая экономическая система

Мировая экономическая система базируется на международном разделении труда и международной экономической интеграции и представляет собой взаимосвязанные экономики стран мира.

Формирование мировой экономической системы не возможно без открытой экономики в странах, которые являются ее субъектами. Открытая экономика характеризуется определенными свойствами:

Прозрачностью, или свободным доступом к национальной макроэкономической информации;

Экономической свободой внутри страны;

Участием страны и ее экономических субъектов в мировом экономическом процессе.

Сущность и структура мировой экономической системы не зависят от того, какая модель экономического развития реализуется в конкретной стране.

Интеграция во всемирную экономическую систему способствует углублению специализации данной страны на мировом рынке и кооперации с другими странами в освоении новейших технологий, росте производительности труда и повышении эффективности производства. Это дает возможность пользоваться преимуществами в получении льготных условий, необходимых для развития ресурсов: значительных инвестиций в экономику, приобретение ноу-хау, ранее недоступной информации.

Современная мировая экономическая система характеризуется качественными преобразованиями, которые будут продолжаться и в XXI в. в таких направлениях:

Целенаправленное регулирование развития мирового хозяйства;

Создание всемирной экономической структуры;

Регулирования международного обмена товарами и услугами;

Создание наднациональных международных органов обеспечения государств производственными ресурсами, в том числе капиталом и информационными технологиями;

Ускорение интеграционных процессов: создания и расширения экономических, валютных и политических международных союзов;

Развитие и усиление роли международных корпораций;

Переход стран мира к общей системе статистического и бухгалтерского учета.

Экономическая модель развития Южной Кореи

«Чудо на реке Ханган» - подобным аллегорическим выражением были названы международным сообществом просто удивительные экономические успехи в Южной Корее. На заре становления государственности эта страна являлась одной из самых бедных аграрных государств этого региона. Приблизительно в 1962 году правительство Республики Корея взяло курс на усовершенствование и развитие экономического потенциала страны, прежде всего, изменив направленность основных производств с аграрных на промышленные, причем очень технологичные и высокоинтеллектуальные. Учитывая неподражаемое трудолюбие корейского народа, грамотную экономическую политику правительства, менее чем через четыре десятка лет страна превратилась в одного из лидеров мирового рынка высокотехничных, высокоинтеллектуальных товаров.

На сегодняшний день страна занимает 12-ое место в мире по объему торговли. Республика Корея на сегодняшний день является, и это общепризнанно, одним из мировых лидеров в производстве электронной аппаратуры и приборов, автомобилей, кораблестроении. Но останавливаться на достигнутом южнокорейцы не собираются. К 2020 году Корея планирует стать основным блоком в азиатском экономическом союзе. Учитывая потенциал этой страны - все возможно. Для достижения поставленных целей, учитывая реалии сложившегося экономического кризиса, правительство предприняло ряд эффективных мер по изменению ситуации в лучшую сторону. Были проведены реформы в корпоративной, финансовой и государственной части экономики, на рынке труда.

Основным из направлений выхода страны из кризиса правительство видит увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Что означает дальнейшую либерализацию финансового рынка что страны. Таким образом Южная Корея планирует увеличить эластичность рынка труда, снизить безработицу, поддержать конкурентоспособность транснациональных корпораций, импорт продукции которых составляет большую часть доходов страны.

Большим подспорьем для привлечения иностранных инвестиций в страну является людской ресурс страны. Более 100 тысяч высококвалифицированных специалистов разных направлений промышленности выпускают высшие учебные заведения, многие из которых стараются получить ученые степени. Этот фактор позволяет инвесторам разных стран открывать производство новой высокотехнологичной продукции. Кроме того, в предвыборной программе президента страны Ли Мён Бака заложены тезисы о создании на территории Республики Корея города высоких технологий, что будет способствовать увеличению рабочих мест, росту товарооборота со странами-партнерами и, как следствие, притоку новых капиталовложений в экономику страны.

Кроме всего прочего, Южная Корея является одним из ключевых транспортных узлов азиатского региона, что позволяет использовать эту страну как экспериментальную площадку по производству новой продукции, поскольку возможности грузоперевозок здесь достаточно неограниченны - морем, по суше, воздухом.

Модель экономического развития Южной Кореи с ее главными параметрами - ориентация на экспортное производство, мобилизация финансовых источников накопления, развитие науки, техники, подготовка рабочей силы может успешно функционировать только при определенных макроэкономических условиях. Ими являются сочетание государственного планирования с рыночным механизмом, развитие сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием, а также политика справедливого распределения доходов. Исследования развития Южной Кореи позволяют выделить причины экономического успеха этой страны. Это - своевременный переход к осуществлению стратегии экспортоориентации на основе достижения определенного уровня импотртозамещения и тщательного анализа сравнительных преимуществ страны. Для стимулирования экспортоориентации были предприняты различные меры, например создание специальных организаций по содействию экспорту, изменение курса обмена в пользу экономического производства, освобождение фирм, производящих продукцию для экспорта, от налогов и выдача им субсидий или кредитов на льготных условиях и т.д. В процессе развития экспортного производства произошли радикальные перемены в самом составе товарного экспорта и в структуре национальной экономики. Наблюдается тенденция уменьшения удельного веса первичной и обрабатывающей продукции и увеличение доли продукции отраслей тяжелой промышленности.

1. Эффективная мобилизация различных финансовых источников накопления, создание в стране хорошего инвестиционного климата.

На практике иностранные займы представляются наиболее эффективной формой привлечения иностранного капитала.

  • 3. Долгосрочная государственная политика в области науки, техники и подготовке кадров. В самом начале индустриализации правительство приняло ряд мер по осуществлению долгосрочной национальной стратегии в этой области - были созданы органы по развитию науки, техники, контроля над качеством промышленной продукции и подготовки кадров. В этой сфере Корея во многом заимствовала опыт Японии, в частности механизм взаимодействия между государственными и частными НИИ.
  • 4. Нормальное обеспечение населения продовольствием посредством необходимого импорта и развития национального сельского хозяйства
  • 5. Приостановление инфляции и сдерживание ее роста в процессе индустриализации
  • 6. Обеспечение социально-политической стабильности и политике справедливого распределения доходов населения
  • 7. Трансформация страны от застойного «азиатского» способа производства в рыночно-еврокапиталистический.

Экономика Северной Кореи одна из самых центрально-управляемых и изолированных в мире. Экономические искажения и нежелание правительства публиковать отчеты сокращают количество доступной достоверной информации.

Почти вся промышленность находится в собственности государства. Режим продолжает делать акцент на тяжелой и военной промышленностях в ущерб легкой и остальным необходимым отраслям. Основная отрасль промышленности: военная промышленность. Милитаризация общества неизбежно приводит к контролю над всеми работающими в политической и экономической системах. Милитаризация предусматривает использование людских и материальных ресурсов общества для военных целей. Это можно оценить, сравнивая количество военнослужащих и численность всего населения, также как уровень военных расходов в НВП и государственный бюджет. В 1997 году численность людей, служащих в армии и занятых в военно-промышленном комплексе Северной Кореи составила 36 % от общей численности населения страны, военные расходы составили 27 % от НВП и 52 % от бюджетных средств. Человеческие, материальные и другие ресурсы Северной Кореи, сосредоточенные в армии и ВПК с избытком перекрывают расходы на существование их в условиях мирного времени. Любое регулирование распределения ресурсов потребует изменений в политике Северной Кореи, опирающейся на военную стратегию, по направлению к политике, ориентированной на восстановление экономики. Оборонная промышленность является основой военного комплекса страны и развивается в соответствии с изменениями в военных расходах, в то время как изменения в военных расходах связаны регулированием вооружённых сил. Сокращение военных расходов приведёт к падению закупок вооружения, сокращению внутреннего производства и импорта.

Существуют различные мнения по поводу экономического значения военных расходов. Некоторые учёные говорят о том, что инвестиции в оборонную промышленность создают добавочную экономическую стоимость, поддерживает занятость, развивает технологии, которые могут быть применены в частном секторе экономики. Другие полагают, что выгоды от таких инвестиций значительно меньше, чем в том случае, когда инвестируется непосредственно частный сектор. Нынешний уровень дискуссий отдаёт предпочтение последней точке зрения. Эта тенденция игнорирует политическую и военную необходимость инвестирования в оборонную промышленность. Система, которая в качестве приоритета выдвигает военные цели и ценности, делает акцент на оборонных расходах, которые превышают эффективность экономики страны.

Оборонная индустрия Северной Кореи состоит из непосредственно оборонных предприятий и «частных» фирм, вовлечённых в производство объектов военного назначения. Северная Корея продолжает отдавать приоритет производству военной продукции даже после принятия плана «параллельного развития экономики и военного комплекса» на 14-й сессии 4-го Собрания Трудовой партии Кореи в 1967 году. Вся производимая продукция является объектом военного контроля. В условиях, когда военному производству уделяется первостепенное внимание, возникает дефицит невоенной продукции.

В Северной Корее все промышленные предприятия являются действующей частью военно-промышленного комплекса. Остальные отрасли промышленности - это машиностроение, электричество, химическая промышленность, горнодобывающая промышленность (уголь, железная руда, магний, графит, медь, цинк, свинец, драгоценные металлы), металлургия, текстильная промышленность, пищеперерабатывающая промышленность и туризм. Экономика Северной Кореи на сегодняшний день находится в глубоком застое; сложность ситуации усугубляется недостаточным количеством энергии, устаревшим оборудованием и отсутствием новых инвестиций. Однако за последние годы улучшилось состояние сельскохозяйственного сектора, однако производство зерна все еще на 1 млн. тонн меньше необходимого количества. Страну выручает постоянный поток продовольственной международной помощи. В стране очень высокий уровень смертности от голода и заболеваний, вызванных недоеданиями.

северная корея экономика

Заключение

Южная Корея опережает КНДР по основным макроэкономическим показателям. По данным 2003 г., темпы экономического роста Северной Кореи в 10 раз ниже темпов развития Южной Кореи. Так, ВВП Республики Корея составил 625,7 млрд. долл., превосходя данный показатель Северной Кореи в 27 раз. Данная ситуация характерна и для показателей благосостояния населения: несмотря на то, что численность населения КНДР в два раза ниже, показатель ВВП на душу населения значительно отстает. Уровень же военных расходов Северной Кореи превышает уровень Южной Кореи в 10 раз, что подтверждает высокую милитаризацию производственного сектора экономики.



 
Статьи по теме:
К чему снится замужество
Сон с подобным сюжетом хотя бы раз снился каждой девушке и женщине. К чему снится выходить замуж во сне? Как говорит сонник, выходить замуж во сне предвещает значительные перемены в жизни. Эти перемены могут быть связаны не только с личной жизнью, но и с
Экономическое развитие южной кореи Экономическая модель кореи
Также стоит отметить факт, на волне вливания огромных средств в финансовые вены Южной Кореи ее авторитарная власть смогла не только сохранить достигнутый рост, но и консолидировать и приумножить его по средствам создания и стимулирования к развитию чеболь
История корабля Сан джованни баттиста журналы
Ровно полгода потребовалось Валерию Семикину на создание модели корабля XVI века – галеона «Сан Джованни Батиста». История корабля, название которого переводится как «Святой Иоанн Креститель», переплетается с историей нескольких стран Европы. Созданный на
Основные виды военных кораблей
Рассматривая такой интересный предмет, как история кораблестроения, очень важно смотреть не только на достижения в этой сфере за последние десятилетия, но и на самые первые попытки древних людей совершать морские путешествия. Океан, большая вода всегда пр