Город с падающими на людей сосульками не может быть умным. Необходимые действия владельца при падении сосулек с крыши дома на его автомобиль Падение сосулек с крыши дома

Одной из традиционных зимних проблем в городах, а также коттеджных поселках остаются сосульки, снежные шапки, скопившиеся на кровлях зданий, и гололед.


Опасность, которую представляют наледь и снежные шапки, скопившиеся на кровлях зданий и во дворах, очевидна каждому. Зимой в городах от гололеда страдают пешеходы и автомобилисты. К сожалению, нередки случаи, когда под «лавинами», падающими с крыш домов, гибнут люди.
Каждому необходимо знать и соблюдать меры предосторожности, и предупредить неприятную ситуацию, чем в нее попасть.
Правила безопасности при угрозе падения снега и льда с крыш домов:



. прежде чем пройти под карнизом здания с сосульками, внимательно посмотрите на состояние обледенения;
. не стойте под карнизами зданий, на которых образовались сосульки; по возможности освободите карниз здания от образовавшегося обледенения;
. при необходимости прохождения под обледеневшим карнизом здания, старайтесь как можно быстрее преодолеть этот участок;
. не следует также заходить за пределы установленных ограждений;
. также необходимо помнить, что чаще всего сосульки образуются над водостоками, поэтому эти места фасадов домов бывают особенно опасны. Их необходимо обходить стороной. Стоит соблюдать осторожность и по возможности не подходить близко к стенам зданий;
. если во время движения по тротуару вы услышали наверху подозрительный шум - нельзя останавливаться, поднимать голову и рассматривать, что там случилось. Возможно, это сход снега или ледяной глыбы. Бежать от здания тоже нельзя. Нужно как можно быстрее прижаться к стене, козырек крыши послужит укрытием;
. владельцам автотранспорта не рекомендуется ставить машины около домов.




При обнаружении сосулек, висящих на крыше дома, необходимо обратиться в коммунальные службы или по телефону 112.

Мне позвонили из обслуживающей компании (в моём доме это «Жилищник») и сказали: «Срочно уберите машину, на неё упала ледышка». Я в тот момент находилась в центре, быстро поехала домой. Машина была припаркована у дома. Там были предупреждающие ограждения, но их зону я не нарушала. На автомобиле разбито заднее стекло, помята крыша и капот, повреждены задний стоп-сигнал и электрика.

Я вызвала полицию, приехали сотрудники МВД, провели освидетельствование и зафиксировали повреждения автомобиля, отвезли меня в отделение, чтобы я написала заявление. Объяснили, что теперь необходимо ждать две недели - тогда мне придёт отказ о возбуждении уголовного дела. Вообще на доме есть таблички, предупреждающие о сосульках, но в полиции сказали, что коммунальную службу от ответственности это не освобождает.

Насколько я понимаю, после того как придёт отказ, нужно будет отвезти автомобиль на экспертизу и с заключением эксперта о размере убытка и решением полиции о том, что произошла порча имущества, пойти в управляющую компанию и предложить ей возместить мне ущерб в добровольном порядке. Тогда им не нужно будет покрывать ещё и судебные издержки, расходы на услуги адвоката и госпошлину. Если они откажутся платить, придётся идти в суд.

На следующий день, кстати, с крыши продолжали свисать ледышки. Ограждение, правда, перенесли, и оно уже захватывало площадку, где я тогда припарковалась, - написали, что будут сбивать лёд.

Всё ли я сделала правильно и каковы шансы получить возмещение от управляющей компании?


«Подобные ситуации всегда происходят из-за некачественной работы управляющей организации, - говорит юрист московской коллегии адвокатов "Арбат" Вадим Башир-Заде. - Именно на неё возложена обязанность по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, которым являются и крыши. Она должна поддерживать дом в состоянии, исключающем возможность причинения вреда». Обязанность обслуживающей компании удалять наледь и сосульки с крыш прямо предусмотрена 4.6.1.23 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», добавляет эксперт.

Как правильно вести себя в такой ситуации?

Прежде всего важно правильно зафиксировать происшествие. Нужно пригласить представителя самой управляющей организации для составления акта порчи имущества и в нём отразить все повреждения и обстоятельства происшествия (с какого дома упала наледь или снег, при каких обстоятельствах), объясняет руководитель департамента контроля качества национальной юридической службы «Амулекс» Нурида Ибрагимова. Правда, управляющая компания может отказаться выходить для составления акта (как вариант, отказаться в акте фиксировать все повреждения) или человек, её представляющий, может быть не уполномочен на такие действия.

Так что необходимо обращаться в правоохранительные органы, в данном случае - в полицию. «Если предметы упали на неподвижную машину, необходимо вызвать полицию, а вот если автомобиль двигался в процессе падения снега и льда - ГИБДД. Сотрудники полиции должны составить протокол осмотра места происшествия с фиксацией повреждений. Если вызвана ГИБДД, составляется справка о ДТП», - уточняет Вадим Башир-Заде. Он советует получать эти документы в копиях для того, чтобы использовать их для получения возмещения. По словам Нуриды Ибрагимовой, выдавать копию заявления полицейские не обязаны, но позже по ходатайству истца материалы проверки и копия его заявления по гражданскому делу по факту происшествия могут быть истребованы на основании запроса суда.

Оба юриста подчёркивают, что нужно произвести фото- и видеосъёмку поврежденного автомобиля на месте происшествия. «И в акте порчи имущества, и в протоколе, составляемом сотрудниками полиции, следует отразить наличие фото- и видеоматериалов со своей стороны», - говорит Ибрагимова. Руководитель департамента контроля качества «Амулекса» также советует записать данные (ФИО и контакты) очевидцев произошедшего на случай, если полиции или суду понадобятся их показания. В таких ситуациях уголовное дело, как правило, не возбуждается, но материалы проверки можно использовать в суде по гражданскому делу о возмещении ущерба, рассказывает эксперт.

Передвигать автомобиль, пока происшествие не зафиксировано, нельзя, предостерегает она.

Следующий шаг - обращение к независимому оценщику, который определит размеры ущерба, объясняет Вадим Башир-Заде. «Такую оценку надо постараться сделать как можно быстрее, - подчёркивает Нурида Ибрагимова. - При этом, если в автомобиле были выявлены скрытые повреждения, эксперты, проводящие оценку, в обязательном порядке должны на это сослаться, чтобы в дальнейшем при рассмотрении спора в суде была возможность установить причинно-следственную связь между скрытыми повреждениями и происшествием».

После этого составляется претензия в управляющую организацию, к ней прикладываются документы, подтверждающие произошедшие события, фотографии и заключение оценщика, говорит Башир-Заде. В предъявленном требовании о возмещении ущерба стоит указать реквизиты счёта и разумный срок для удовлетворения требований, например, 10 дней, добавляет Ибрагимова.

Если на этом этапе управляющая компания добровольно возместит ущерб, то конфликт исчерпан.

Какова вероятность, что управляющая компания добровольно возместит ущерб? И что делать, если она отказывается это делать?

Вероятность удовлетворения требований в добровольном порядке со стороны управляющей организации крайне мала: в большинстве своём виновники считают стоимость восстановительного ремонта завышенной или вовсе не считают себя виновными (к примеру, когда снег падает с крыш домов после обильного снегопада), даже несмотря на то, что обеспечение безопасности жизни и имущества граждан путём очистки крыш от наледи и снега - их прямая обязанность, говорит Нурида Ибрагимова из «Амулекса».

Часто управляющая организация не признает свою вину и отказывается удовлетворять претензию, подтверждает Вадим Башир-Заде - тогда приходится подавать исковое заявление о возмещении ущерба в суд и доказывать факт причинения этого ущерба и его размер. Виновность управляющей компании в суде необходимо доказывать истребованием договора на обслуживание дома, с которого упала наледь, материалами проверки правоохранительных органов, актом порчи имущества, фото- и видеоматериалами и свидетельскими показаниями, перечисляет Ибрагимова.

«Управляющая организация в суде может обвинить самого автовладельца со ссылкой на нарушение им требований строительных норм и правил ( ) о том, что запрещено оставлять автомобиль на расстоянии ближе чем 10– 15 метров от жилого дома, - рассуждает Башир-Заде. - На практике этот довод не получает поддержки в суде (пример - Самарского областного суда от 10.03.2016 г. по делу N 33-2980/2016). Факт размещения на доме предупреждающих табличек о падении снега и льда тоже не исключает вину управляющей компании. Виновным автовладелец может оказаться, только если происшествие произошло при наличии запрещающих парковку знаков, но во дворах такие знаки почти не встречаются». Таким образом, вина управляющей организации в суде будет доказана практически в 100 процентах подобных случаев, заключает юрист.

Поможет ли в таких обстоятельствах полис каско?

Полезность каско в такой истории зависит от того, являются ли подобные случаи страховыми по условиям полиса. На практике, по словам Вадима Башир-Заде, в большинство страховок они входят, так что при первоначальном осмотре автомобиля необходимо будет уведомить страховую компанию, чтобы на место происшествия направили аварийного комиссара: часто это обязательное условие, при невыполнении которого получить от страховой компании возмещение невозможно. «Если же такого условия нет, то уже после происшествия составляется заявление в страховую компанию, после чего автомобиль осматривается её представителем», - говорит эксперт.

Важно, чтобы формулировка, использованная сотрудниками полиции в протоколе осмотра места происшествия и в акте порчи имущества, совпадала с формулировкой в договоре страхования, подчёркивает Нурида Ибрагимова: трудности могут возникнуть, например, если в протоколе осмотра использовано выражение «падение наледи или снега на автомобиль», а в полисе - «падение посторонних предметов на автомобиль».

Даже при наличии полиса каско с нужной формулировкой страхового случая сумма страхового возмещения может быть меньше стоимости восстановительного ремонта автомобиля, предупреждает Ибрагимова. В этом случае часть возмещения, покрытая страховкой, должна быть получена от страховой компании, а оставшаяся часть - взыскана с виновника происшествия, объясняет она.

Пришла весна, а с ней и опасные сосульки на крышах, которые, как и прежде, падают на людей и причиняют тяжелые , а иногда даже убивают . Каждый год в период ледяной опасности СМИ сообщают, что ученые придумали чудо-приспособление, предотвращающее падение сосулек с крыш. Но пока подобные предложения остаются без внимания, так как приобретать их дорого и невыгодно.

Статистика смертей от падающих ледяных сосулек с крыш приводит просто в шок. В городах с миллионным и больше жителей каждый год по причине их падения погибают 4-7 человек, а количество людей, получивших серьезные травмы от летящих с крыш глыб льда, пока никто не считал.

В этом году в Подольске прохожие наткнулись на тело 36-летней женщины с разбитой головой и вызвали скорую помощь. Приехавшие по вызову врачи, констатировали смерть от упавшей с крыши сосульки. Молодая женщина от полученной травмы головы погибла моментально. Сейчас возбуждено уголовное дело против коммунальщиков, которые были обязаны следить за чистотой крыши.

По закону, если с крыши упала сосулька на человека, то он имеет полное право потребовать возмещение вреда здоровью. В случаи же гибели человека от падения сосулек с крыш, иск в суд могут подать его родственники. Для этого необходимо сфотографировать место происшествия, а затем идти в травмпункт и взять справку о том, что у вас действительно имеется травма или ушиб.

Далее надо обратиться в местную администрацию и узнать, какая компания обслуживает здание, с крыши которого упала сосулька и написать в адрес его руководителя претензию. Текст претензии может быть коротким, но обязательно содержать информацию о том, когда и где упала на вас сосулька, какой ущерб она нанесла вашему здоровью. К заявлению нужно приложить фото с места несчастного случая, копию медсправки и чека о произведенных расходах на лечение.

Если коммунальщики промолчали или отказали, надо идти в суд по месту прописки и написать заявление. Бояться, что судебные расходы лягут на вас, если судья вынесет приговор не в вашу пользу, не стоит. Еще не было ни одного случая в истории, когда человек, получивший травму от падения сосулек с крыш, проиграл бы дело. В основном выигрывают и получают компенсацию даже те, кто испытал шок, увидев падающую с крыши сосульку, и получил лишь незначительную царапину.

Если же вы стали только свидетелем падения ледяной глыбы с крыши на человека, не нужно ждать, когда пострадавший сам встанет и вызовет себе скорую помощь. Помогите ему, позвоните в скорую помощь и попросите их, зафиксировать вызов. Это надо, чтобы передать сведения о вызове вместе с историей болезни в суд. Иначе придется найти двух свидетелей происшествия. Это необходимое условие для возбуждения уголовного дела или рассмотрения вопроса в комиссии компании, в чьи обязанности входило чистить крышу.

Подавать в суд на виновников , если на вас упала с крыши сосулька, необходимо всем. Только тогда коммунальщики начнут серьезнее относиться к этой весенней напасти. Не стоит забывать о том, что неравнодушие граждан - это главный инструмент, помогающий заставить тех, кому положено следить за чистотой крыш.


Если же упавшим с крыши снегом или льдом повреждена ваша машина, то тоже сначала надо сфотографировать повреждения кабины с разных сторон, затем козырек крыши, откуда упала глыба. Идеальный вариант, если вам удастся найти двух очевидцев происшествия, которые видели, как на вашу машину падала сосулька и записать их показания. К сожалению, на практике это для многих оказывается сложной задачей.

После того, как вы нашли очевидцев , нужно позвонить по номеру "02" в полицейский участок и вызвать сотрудника полиции для составления протокола и опроса очевидцев. Сотрудник полиции

объяснит вам, куда нужно обращаться , чтобы возместить ущерб. Обычно для этого сначала независимый эксперт оценивает ущерб, а затем составляется претензия, которую надо отнести руководителю организации, на балансе которого находится здание. Если виновник происшествия отказывается возместить ущерб, необходимо составить исковое заявление и подать на него в суд.

Если на машину оформлен полис КАСКО , то сразу же надо уведомить в письменном виде компанию о наступлении страхового случая. В этом случае проблем с возмещением ущерба возникнуть не должно, выплату денежной компенсации или проведение ремонта за счет страховщика должны проводить в указанные в договоре сроки.

За своевременную уборку снега и сосулек с крыш отвечает управляющая компания (УК) или товарищество собственников жилья (ТСЖ). Получить сведения о виновной компании можно на информационных стендах, которые обычно висят около подъездов или по почтовому адресу строения. Если здание обслуживает коммерческая организация, то сведения о ней можно получить, подав заявление в местное управление Росреестра с просьбой выдать выписку из ЕГРН

В зимний период временивсегда можно ждать подвоха от погоды в той или иной степени, особенно, когда автовладелец имеет привычку или в силу определенных обстоятельств паркует своего железного коня под козырьком крыши многоэтажного дома. Как ни парадоксально это звучит, но в последнее время подобных случаев становится все больше и больше. О ваших необходимых и конкретных действиях и пойдет разговор в случае падения сосулек или снежных глыб на корпус вашего автомобиля. Данная ситуация позволяет вам обрести право по возмещению нанесенного ущерба собственному транспортному средству по причине упавшей с крыши дома сосульки.

Первые действия автовладельца

Любому автовладельцу необходимо знать, что в этой ситуации необходимо делать сразу. Приступать к разрешению вопроса через страховую компанию или ГИБДД не получится. Поскольку правила дорожного движения предусматривают определение, которое гласит, что рассмотрению дорожной службы подлежат события, которые произошли в период движения транспортного средства на одной из магистралей. В результате данного происшествия погибли люди или нанесен материальный ущерб только непосредственно транспортному средству или имеющемуся грузу, находящемуся внутри машины. Упавшие сосульки или спрессованный снег в больших количествах на автотранспорт под это определение не попадает, а это означает, что это не дорожно-транспортное происшествие, поэтому звонок в ГИБДД нет необходимости делать.

В этих случаях необходимо сначала успокоиться, а затем приступить к фотографированию места происшествия. Для этих целей можно применить и свой мобильный телефон, затем все обработать на компьютере. Необходимо произвести съемку так, чтобы в кадрах произошла фиксация других рядом стоящих автомобилей, обязательно название улицы и номера дома, откуда упали с крыши сосульки на ваш транспорт. Дальнейшие действия предусматривают вызов сотрудников российской полиции, вызвав их на место происшествия, где находится ваш поврежденный автомобиль. Не забывайте, что пользуясь своим мобильным телефоном, набор экстренной службы представлен номером сто двенадцать, после чего нажать цифру два и ожидать подтверждение принятия вызова от дежурного полиции.

По горячности не совершайте опрометчивых поступков, таких, как садиться за руль своего автомобиля и если двигатель запустился, то сразу же гнать в ближайшее отделение полицейского участка, выигрыша времени не получится. Поскольку в последующем возникнут большие сложности с доказательством того, что ваше транспортное средство стояло именно здесь на этом месте и у этого дома. Дойти может до абсурда, вас самого могут заподозрить в том, что крышу вы проломили сами и совсем в другом месте. Поэтому машина должна оставаться на прежнем месте, а приехавшие полицейские должны составить акт происшествия, где будет указано, что повреждение автомобилю было нанесено снегом или сосульками, упавшими с крыши дома. Один из экземпляров вы должны получить на руки.

Покончив с проведением осмотра места происшествия полицией, далее события могут развиваться различными путями. При наличии страховки КАСКО, можно обращаться по вопросу проведения ремонта транспортного средства уже в страховую компанию. В другом случае начинается затяжная борьба один на один с коммунальной конторой в судебных разбирательствах. Признавать свою вину сразу коммунальщики еще не привыкли, тем самым увеличивая выплаты, связанные с таким происшествием за счет оплаты судебных издержек, в случае, если вина их в суде будет доказана.

Возможные нюансы подготовки к судебному разбирательству.

А вам на первой стадии этого пути начинать нужно с грамотного составления претензии и заявления в судебные инстанции. Сбрасывание накопившегося снега, производить сбой ледяных сосулек, является насущной ответственностью жилищных управляющих компаний или ТСЖ, в ведении находится дом, рядом с которым был припарковано ваше транспортное средство. Чаще всего подобные истории происходят в старой части города, где, как правило, располагаются дома старого жилого фонда. Ответчиком может быть и третье лицо жилищная инспекция или жилищный комитет, но вполне достаточно ограничится управляющей компанией и ТСЖ.

Падение ледяной глыбы или сосульки на крышу автомобиля и нанесение конкретного ущерба, является основанием для обращения в суд. Ваша задача - описать в исковом заявлении все обстоятельства случившегося и выставить претензию о возмещении нанесенного ущерба. Для оценивания причиненного убытка необходимо предоставить эксперту все имеющиеся к тому времени документальные подтверждения нанесенного урона в виде повреждений корпуса автомобиля и его узлов. Поскольку в акте осмотра имеется отражение факта, что такие повреждения нанесены в результате падения сосулек или большого количества снега именно с крыши дома.

Все предъявленные суду документы будут тщательно изучены. В связи с чем вам необходимо предварительно самому ознакомится с их содержанием. В случае необходимости, требуйте более подробных уточнений. Если есть свидетели случившегося, когда совершалось падение сосульки на крышу транспортного средства, то необходимо зафиксировать их телефонный номер, имя и фамилию и обратиться с просьбой о даче фактического свидетельского показания в ходе судебного разбирательства и если это необходимо, то и непосредственно на судебном процессе.

Свои претензии можно предъявлять либо ТСЖ, либо управляющей компании, выставляя требование о добровольной выплате компенсаций, то есть всей суммы нанесенного ущерба вашему транспортному средству. Если не последует согласие по возмещению ущерба, тогда остается только один путь – это подача искового заявления в суд. Вы вправе выбрать и судебную инстанцию, которая будет заниматься разбирательством вашего искового заявления, находящееся в районе нахождения ответчика или в районе вашего местожительства.

Сегодня в ряде районов больших городов России стали появляться объявления, суть которых сводится к следующему, вас предупреждают об опасности, призывая граждан самих быть самим осмотрительными и соблюдать все меры своей безопасности, включая и собственное имущество, к которому относится автомобиль. Таким образом управляющие компаний и ТСЖ пытаются снять с себя ответственность за происходящее. Появление подобных объявлений не снимает юридической ответственности за то, что не выполняется ряд работ, которые входят в их функциональные обязанности, для обеспечения безопасности граждан и их имущества.

Автовладельцу, который ожидает судебного разбирательства, не лишним будет взять на заметку следующие постулаты российского законодательства и подзаконные акты коммунальщиков. В случае, когда жилищная компания сошлется на сто семидесятое постановление, гласящее о нормативах жилого фонда при его эксплуатации. Необходимо ссылаться на пункт 4.6.1.23, указывающий, что сосульки и снег должны быть убраны по мере необходимости, а не тогда, когда они уже представляют конкретную угрозу, как для людей, так и для личного транспорта. В документе имеется такой пункт, который не допускает накопление снежного покрова толщиной более тридцати сантиметров. Очистка мягкой кровли предусматривает удаление сосулек и снега на скатной рулонной кровле, имеющей наружный водосток, а также со снежных навесов и со всех видов кровли.

Как российским городам избавиться от ледяной «аналоговой» проблемы в процессе цифровизации городского хозяйства.

В июле 2018 года Минстрой России представил паспорт проекта «Умный город». Целью проекта является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий во всех сферах городского хозяйства для обеспечения качества жизни в российских городах.

«Реализация федерального проекта цифровизации городского хозяйства “Умный город” планируется в рамках национальной программы “Цифровая экономика”, разработка этого направления поручена Минстрою России. Представляя паспорт проекта, хочу подчеркнуть, что это только стартовый документ, который намечает ориентиры. Мы готовы его обсуждать и шлифовать», - заявил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев.

Цифровая трансформация городов, которая сделает жизнь горожан удобной, комфортной и безопасной, уже началась. Появились сервисы и платформы, позволяющие быстро решать житейские задачи и рационально использовать свое время. Но есть в наших городах одна проблема, которая год из года калечит и убивает людей, портит автомобили и разрушает дома. Речь идет о сосульках, которыми обрастают крыши домов и водостоки. Довольно странно и нелепо, что в XXI веке сосульки на крышах угрожают здоровью горожан, но такова реальность. Процесс образования наледи на кровле изучен до мельчайших подробностей, давно разработаны проверенные технические решения для предотвращения образования ледяных наростов. При этом от падения сосулек ежегодно гибнут люди, главы городов и районов проводят совещания и организуют рейды, коммунальные службы предпринимают героические усилия по очистке крыш. Весной накал страстей затухает, а осенью все начинается заново.

Чаще всего сосульки образуются на зданиях со скатными крышами. Причина образования наледей и сосулек – тепло, поступающее от здания в то время, когда температура окружающего воздуха становится отрицательной. Происходит очень медленное подплавление снега, образующаяся вода стекает в более холодную часть крыши. А это край кровли, козырьки, водоприемные воронки, окна в парапетах на крышах, водосточные трубы. Это слабо интенсивный процесс, но зато идущий непрерывно. Тепло от здания поступает к кровле из-за плохой теплоизоляции пола чердака, отсутствия продухов, установке на чердаке тепловыделяющего оборудования.

В конце 2017 года начал работу Национальный центр по антиобледенению «Ледовый патруль», который проводит ежедневный мониторинг открытых источников по теме защиты людей и городской среды от сосулек и наледи и публикует эту информацию на сайте проекта icepatrol.ru.

«Главная сложность в ликвидации ледяной опасности, на мой взгляд, состоит в том, что борьбу с сосульками системно никто не координирует. В процесс вовлечены органы власти, надзорные и следственные органы, управляющие компании, собственники жилья и владельцы коммерческой недвижимости. Когда нескольким участникам удается договорится между собой, пазл складывается и сосулек на крышах не появляется», - комментирует Артур Мирзоян, руководитель проекта «Национальный центр по антиобледенению «Ледовый патруль».

Печальная статистика

Чем лучше мы знаем противника, тем эффективней можем с ним бороться. Для того, чтобы оценить ледяную опасность в масштабах страны, посмотрим на сводку чрезвычайных происшествий, связанных с падением сосулек и наледи за период с декабря 2017 года по апрель 2018 года включительно.

За пять месяцев от сосулек и наледи погибли 11 человек, из них два ребенка. Люди гибли от падения ледяных глыб с кровли и козырьков, а также от падения с крыш во время их очистки от наледи и снега. В Перми и Петропавловске-Камчатском погибли дети. Двух человек наледь убила в Санкт-Петербурге. Сосульки стали причиной гибели жителей Якутии, Воронежа, Смоленска, в Московской, Нижегородской, Ивановской и Мурманской областей.

С декабря по апрель включительно травмы разной степени тяжести от падения сосулек и наледи получили 55 взрослых и 21 ребенок. Самым небезопасным городом стал Саратов, где травмы получили 12 человек, включая двоих детей. 9 человек, двое из которых дети, пострадали в Санкт-Петербурге. 6 взрослых и один ребенок травмированы в Самаре. Шесть человек получили травмы в Мурманской области, столько же - в Вологодской области. 5 человек пострадали в Москве, четверо в Ярославле. Помимо этого, травмы от падения наледи и сосулек получили жители Воронежа, Магадана, Твери, Улан-Удэ, Новосибирска, Южно-Сахалинска, Томска, Сыктывкара, Костромы, Брянска, Ижевска, Красноярского края, Ямала, Московской, Кемеровской, Нижегородской и Ульяновской областей.

Самым опасным месяцем стал март. В первый месяц весны пострадало 26 человек. В феврале травмы получили 17 человек, в апреле – 16, в декабре – 11, в январе – 6.

Март стал самым неблагоприятным временем для автовладельцев, чьи машины были повреждены упавшими ледяными глыбами. В марте сосульки и наледь повредили 18 автомобилей, в апреле – 6, в декабре – 5, и один автомобиль в январе.

Больше всего пострадали автовладельцы Санкт-Петербурга, там разбито 9 машин. По четыре автомобиля повреждены в Саратове и в Мурманской области, два случая зафиксировано в Твери. По одному автомобилю было разбито наледью в Новосибирске, Уфе, Иркутске, Южно-Сахалинске, Тольятти, Воронеже, Смоленске, Ставрополе, Ярославле, в Ульяновской и Московской областях.

За пять холодных месяцев больше всего жалоб горожан на опасные сосульки и на работу коммунальных служб зафиксировано в Брянске, Воронеже, Саратове, в Московской, Мурманской и Тверской областях. Наибольшее количество сообщений об опасных ледяных наростах было в январе и в феврале 2018 года.

Конечно, падение сосулек, как причина гибели людей, не сопоставима с дорожно-транспортными происшествиями, от которых в 2017 году в стране погибли 19 тысяч человек. Или с пожарами, которые в 2017 году унесли 7782 жизни. Но ведь нельзя просто не замечать 11 погибших и 76 пострадавших только за одну зиму! И ничего не предпринимать, чтобы сохранить жизни и здоровье людей. Никто из нас пока не застрахован от того, что следующая сосулька упадет на нашу голову или на наших близких.

Найти и обезвредить

В некоторых регионах страны власти, жилищные инспекции и общественные организации привлекают активных и неравнодушных граждан к мониторингу опасных крыш с сосульками. Количество участников таких акций с каждым годом растет. Это очень позитивный тренд, люди не хотят жить в опасности и терпеть неудобства.

Например, Госжилинспекция Московской области с 2014 года проводит акцию «Ледниковый период». Фотографии сосулек с указанием адреса дома и хэштега #ЛедниковыйПериодМО пользователи размещают в Facebook, ВКонтакте и Instagram. В зимнем сезоне 2017-2018 гг. в социальных сетях появилось более 600 сообщений.

«Нужно отдать должное жителям Подмосковья, которые сразу отреагировали на наш призыв и подключились к акции «Ледниковый период». Если в прошлом году мы получили чуть более 400 обращений о сосульках, то в этом сезоне к нам поступило более 600 таких сообщений. Причем, при проведении мониторинга социальных сетей в работу принимались абсолютно все сообщения граждан на данную тему, даже те, где хэштег отсутствовал», - сообщил руководитель подмосковной Госжилинспекции Вадим Соков.

В Новосибирской области, при поддержке региональной жилищной инспекции была запущена онлайн-платформа «Система общественного мониторинга «Сообщество Неравнодушных Горожан» (СОМ «СНеГ») в жилищно-коммунальной сфере. Система направлена на оперативное реагирование на поступающие заявления о фактах нарушений в части содержания кровель многоквартирных домов в зимний период.

Активисты региональных отделений Общероссийского народного фронта поддержали акцию самарских коллег «Опасный лед». В Самаре эта акция проводится уже четвертый год подряд и вызывает интерес тысяч горожан. Цель акции – привлечь внимание коммунальных служб к гололедице и опасным крышам, где возможно падение сосулек или сход льда. Для привлечения внимания коммунальных служб к опасным участкам схода льда с крыш и гололедице каждый житель может опубликовать фотографию в социальной сети с хэштегами #ОпасныйЛед и указать адрес опасного участка.

К сожалению подобные акции проводятся не во всех регионах. Или проводятся, но люди о них не знают, не хотят или не могут участвовать.

В «Ледовый патруль» обратился житель Мурманска, который проживает в двухэтажном многоквартирном доме, кровля которого покрыта опасными сосульками. Обратился от отчаяния, на его жалобы в местные органы власти он получал формальные отписки. По запросу центра Министерство энергетики и ЖКХ Мурманской области поручило решить этот вопрос областной Госжилинспекции. Помимо этого, региональный исполком ОНФ передал информацию о бездействии управляющей компании в прокуратуру. Дом, в котором проживает заявитель, был включен в план совместного рейда, который проводят представители ОНФ, прокуратуры и ГТРК Мурман. Хочется, пользуясь случаем, обратиться к представителям региональных и муниципальных властей быть внимательными к запросам жителей. Решение элементарной задачи по сбиванию сосулек с крыши дома затянулось на месяцы. Если бы местные власти адекватно отреагировали на жалобу, все можно было решить за 2–3 дня.

Было бы желание

Жители многоквартирного дома в Костроме совместно с управляющей компанией «Юбилейный 2007» решили проблему образования сосулек на крыше дома, установив систему антибледенения на основе нагревательного кабеля.

Дом 119 по улице Советскойрасположен на так называемой «красной линии» - самой оживленной улице города. На первом этаже - аптеки и магазины, рядом - остановка общественного транспорта. О том, что сверху подстерегает опасность, прохожих предупреждают таблички на фасаде дома. Особо опасные участки огорожены лентой.

Сосульки на крыше этого дома удаляли регулярно. Но когда жильцы подсчитали, сколько денег за зиму приходится тратить на очистку крыши, хорошенько задумались.

«У нас дом тратит очень много средств на чистку крыши. Жильцы постоянно жалуются на сосульки и наледь, которые могут упасть на них с крыши. За один вызов бригады мы платим 15-20 тысяч рублей. Сколько снегопадов, столько раз и нужно оплачивать вызов», - пояснила Ольга Козловская, старшая по дому.

Из-за постоянного сбивания сосулек и наледи на недавно отремонтированной кровле оставалось множество вмятин и сколов. Нужен был принципиально новый подход к расчистке крыши. Его помогли найти в управляющей компании: предложили установить автоматическую систему удаления наледей, не требующую механического воздействия. Сначала строители утеплили крышу: на полу чердака проложили несколько слоев стекловаты с пароизолирующей пленкой; а сверху - на кровле, в водостоках и водосточных трубах - закрепили нагревательный кабель с датчиками. Их подключили к блоку управления.

«При попадании снега, при температуре минус 5 градусов - он включается, и начинается обогрев крыши, что препятствует образованию льда и снега. Таким образом, предотвращаем образование сосулек», - говорит Анна Бабушкина, начальник производственно-технического отдела УК «Юбилейный-2007».

Установку системы стоимостью около полумиллиона рублей, собственники оплатили из накопленных средств со счета дома. На общем собрании они также согласились вместе платить за электричество, которое будет потреблять оборудование. Это все равно дешевле, говорят жильцы, чем платить за расчистку крыши. Дополнительные плюсы отмечают и жители верхних этажей: в квартирах и подъездах стало значительно теплее. Если в доме есть термомайзер, можно сэкономить еще и на отоплении. В целом в первые недели работы новая установка уже доказала свою эффективность.

«Мы наблюдаем за крышей, мы включали систему, и все что мы делали до сегодняшнего дня, говорит о том, что сосулек на доме практически нет. Мы давно занимаемся этой проблемой, и только сейчас удалось существенно продвинуться благодаря этой нашей инициативе, задумке… И благодаря жителям», - комментирует Виталий Синев, директор ООО Управляющая компания «Юбилейный 2007», депутат Думы г. Костромы.

«Эта история является прекрасным примером успешного взаимодействия ответственных собственников жилья и управляющей компании. Во-первых, решили проблему образования сосулек и наледи, обеспечив безопасность людей и транспорта, во-вторых, снизили расходы на очистку крыши, исключив частую механическую уборку, в-третьих – уменьшили теплопотери в квартирах на верхних этажах. Считаю, что этот кейс достоин тиражирования во всех городах нашей страны», - подытоживает Артур Мирзоян.

Готовь сани летом

По статистике Национального центра «Ледовый патруль», Санкт-Петербург стал одним из самых опасных городов прошедшего зимнего сезона с точки зрения угроз падения наледи и сосулек. С декабря 2017 по апрель 2018 года в городе на Неве от падения ледяных наростов погибли два человека, пострадали 9 горожан, в том числе 2 ребенка. Упавшая наледь разбила 9 автомобилей.

По словам исполняющего обязанности главы Жилищного комитета Санкт-Петербурга Василия Осипова, снега в этом году выпало на 60% больше, чем в прошлом. Обильные осадки в этом году пришлись на февраль - 48 см из 71 выпало в начале месяца.

В апреле власти города приняли решение отремонтировать 337 домов с потенциально опасными крышами по технологии «холодный чердак». Вероятность появления опасных сосулек на таких крышах значительно снижается.

До декабря 2018 года предстоит оборудовать изоляцией все трубопроводы с горячей водой на чердаках, а также вынести вентиляцию канализационных стояков за их пределы. Кроме того, нужно расширить коньковые и прикарнизные продухи, провести теплоизоляцию всех выходов в чердачные помещения и теплоизоляцию вентиляционных каналов.

Отрадно, что власти Северной столицы решили бороться с причинами образования сосулек, а не продолжать устранять последствия их применения. Описанную технологию следует взять на вооружение и в других регионах России. Следует отметить, что оснащение проблемных участков «правильной» кровли (карнизы, водоприемные воронки, водосточные трубы и т.п.) системами антиобледенения значительно снижает вероятность образования опасных сосулек.

Техника молодежи

На сегодняшний день самой эффективной технологией защиты кровли и водостоков от образования сосулек является изоляция чердаков, описанная выше, и установка системы антиобледенения на базе нагревательных кабелей. В свое время, Валентина Ивановна Матвиенко, будучи главой Санкт-Петербурга, предложила «сбивать сосули лазером». Этот способ пока не нашел широкого применения, но ученые и исследователи продолжают поиск технических решений для защиты людей от падающей наледи.

Специальное средство для обработки крыш создал магистрант второго курса Института химии и экологии Вятского государственного университета (ВятГУ) Михаил Вохмянин. Средство против наледи можно наносить на крышу раз в год, хотя сейчас разработчик трудится над увеличением срока действия жидкости до двух-трех лет. Для обычной пятиэтажки потребуется около 200 литров средства.

«Если выражать в денежном эквиваленте, то это примерно со всеми работами 60–70 тысяч, и этого должно хватить на два года. К примеру, альпинисты за один вызов по уборке козырьков от снега возьмут 30–40 тысяч», - рассказывает Михаил.

Для нанесения средства на крышу нужно, чтобы в момент покрытия поверхность не должна быть мокрой ржавой. «Нужно покрывать не всю крышу, а где-то 30–40 сантиметров от края, чтобы как раз не задерживалась вода, чтобы она стекала и не замерзала на краю. Если через 10 минут после нанесения пойдет дождь, жидкость не смоется за счет того, что хорошо держится на металле и на других покрытиях», - говорит разработчик.

Такая технология может быть испытана на «холодных крышах», например, в Санкт-Петербурге. Эффект можно будет оценить по результатам одного зимнего сезона.

Робота, способного сбивать сосульки с крыш домов, разработал студент волгоградского политеха Давид Азарян. Проектом четверокурсника уже заинтересовались президент Владимир Путин и предприниматели Волгограда.

Идея создать «коммунального» робота зародилась в 2015 году на лекции у одного из преподавателей. 22-летний изобретатель признался, что экспериментировать с роботом отчасти побудили сами сосульки, которые каждую зиму свисают с крыши дома, в котором живет молодой мастер.

Изобретенного политеховцем робота надо устанавливать на крышу. Он будет перемещаться по кровле от края до края, сбивая все, что наросло и начало опасно свисать.

«Первую модель мы сделали из картона, а гидроприводом послужили шприцы с водой, - рассказывает Давид Азарян. - Потом уже несколько деталей напечатали на 3D-принтере, что-то заказали через интернет. Потом собрали электронику и запрограммировали ее, чтобы это все работало автономно. Основной потребитель энергии - привод. Движение робота происходит по стержню за счет так называемого механического заклинивания. То есть робот поймет, когда дошел до одного края крыши, и будет двигаться в обратном направлении. Главное, чтобы одна рама была тяжелее другой».

В модели есть датчики расстояния и температуры, при срабатывании которых она начинает выполнять свою функцию. Датчики запрограммировали на компьютере, подключив электросхему через USB. Сейчас Давид разрабатывает так называемые «скворечники» для робота. Они должны располагаться по краям крыши, где техника может заряжаться и находиться под защитой от внешней среды. По приблизительным подсчетам разработчиков, стоимость одного такого робота обойдется примерно в пятьдесят тысяч рублей.

До практического применения этой идеи, на мой взгляд еще далеко. Непонятно, как решить вопрос защиты людей от срезанных роботом сосулек. Установить ограждение на всю зиму? Или во время движения робота внизу должен стоять специалист управляющей компании? В летнее время оборудование будет демонтировано или законсервировано? Стоимость установки и эксплуатации таких роботов тоже пока весьма приблизительна.

В марте на крыше дома № 17 по улице Кольцовская в Центральном районе Воронежа появилось необычное устройство. Жители обратили внимание на два блока под крышей и натянутый между ними трос. Пока оборудование установлено не по всему периметру, а только с одной стороны и охватывает порядка 6 метров.

Принцип действия прост: оператор подает команду, и трос срезает свисающие с крыши сосульки. Особенность заключается в том, что делать все это можно дистанционно. Например, посылая на специальный GSM-модуль sms-сообщение. Также можно запрограммировать, чтобы срезание происходило автоматически в определенное время.

Питается устройство от 12-вольтового аккумулятора. Есть вероятность, что, если все пройдет удачно, такие системы установят и на других домах, сделав их применение постоянной практикой.

«Ледовый патруль» будет следить за внедрением этих и других инноваций и обязательно напишет на своем сайте.

Ледяные антирекорды

Аналитики проекта «Институт риска» составили рейтинг самых дорогих сосулек зимы 2017-2018 гг., с которыми пришлось встретиться автомобилям клиентов, защищенных в компании «АльфаСтрахование» по КАСКО.

Наибольшее число убытков, связанных с падением глыб и сосулек, зафиксировано в московском регионе. После обильных февральских снегопадов от подобных проблем пострадало восемь автомобилей, чьи владельцы предусмотрительно приобрели полис каско в «АльфаСтрахование». Самый большой убыток составил 100 тыс. руб. от падения сосульки на Kia Rio. На втором месте - Volvo XC90 с убытком в 90 тыс. руб., а третье делят Toyota RAV 4, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и Mitsubishi Outlander, чьи убытки составили по 60 тыс. руб.

Однако абсолютным рекордсменом по убытку стал курганский Porsche Cayenne, «поймавший» сосульку на 211,9 тыс. руб. Автомобили этой марки второй год подряд несут пальму первенства по зимним убыткам. Прошлой зимой тюменская сосулька, упавшая на заднее стекло автомобиля Porsche, разбила его вдребезги и «выставила» страховщику убыток в 238 тыс. руб., который «АльфаСтрахование» возместила невезучему автовладельцу.

С начала 2018 года проект «Ледовый патруль» стал формировать ежемесячный антирейтинг сосулек. По итогам первого квартала 2018 года лидерами антирейтинга стали три гигантские наледи, которые появились из-за неправильной эксплуатации чердака и кровли:

Сосулька на стене дома № 27 на пр. Ленина города Кировска Мурманской области, высотой с пятиэтажный дом

«Ледяная лавина» на стене дома № 21 по улице Дугина в подмосковном городе Жуковский

Пятиэтажная сосулька с улицы Молодой Гвардии из Брянска

Всем миром

Выходит, что вполне реально защитить людей и транспорт от опасной наледи. Для этого необходимы совместные усилия граждан, властей, коммунальных служб. Городские власти, по примеру Северной столицы, могут заняться внедрением технологии «холодный чердак». Собственники квартир совместно с управляющими компаниями - установить системы антиобледенения. Надзорные и контролирующие органы - оперативно реагировать на сигналы горожан об опасных сосульках и заставлять коммунальные службы устранять опасность в экстренном режиме. Главное не ждать, что кто-то решит проблему за тебя и не перекладывать ответственность друг на друга. Мы все достойны того, чтобы жить, не опасаясь ледяной атаки сверху.

Еще одним решением «ледяной» проблемы может стать платформенное решение для городских пространств, которое будет предотвращать появление наледи на крышах, в водостоках и в зонах активного пешеходного трафика. Это решение, интегрированное с другими муниципальными цифровыми сервисами и платформами, сделает город по настоящему умным и безопасным в любое время года.

Артур Мирзоян, руководитель проекта «Национальный центр по антиобледенению «Ледовый патруль»



 
Статьи по теме:
Как и сколько печь говядину
Запекание мяса в духовке популярно среди хозяек. Если все правила соблюдены, готовое блюдо подают горячим и холодным, делают нарезки для бутербродов. Говядина в духовке станет блюдом дня, если уделить внимание подготовке мяса для запекания. Если не учесть
Почему чешутся яички и что предпринять, чтобы избавиться от дискомфорта
Многие мужчины интересуются, почему у них начинают чесаться яйца и как устранить эту причину. Одни считают, что это из-за некомфортного белья, а другие думают, что дело в нерегулярной гигиене. Так или иначе, эту проблему нужно решать. Почему чешутся яйца
Фарш для котлет из говядины и свинины: рецепт с фото
До недавнего времени я готовил котлеты только из домашнего фарша. Но буквально на днях попробовал приготовить их из куска говяжьей вырезки, честно скажу, они мне очень понравились и пришлись по вкусу всему моему семейству. Для того, чтобы котлетки получил
Схемы выведения космических аппаратов Орбиты искусственных спутников Земли
1 2 3 Ptuf 53 · 10-09-2014 Союз конечно хорошо. но стоимость выведения 1 кг груза всё же запредельная. Ранее мы обсуждали способы доставки на орбиту людей, а мне бы хотелось обсудить альтернативные ракетам способы доставки грузов (согласись з